Знакомство с Tilt&shift объективами | Foto-kadr.ru

Знакомство с Tilt&shift объективами

Что такое тилт шифт объектив и какова его сфера применения?

Приветствую! С вами на связи, Тимур Мустаев. Скорей всего, вы, читатели, слышали о весьма удобном в функциональном смысле экране фотоаппарата, который способен выдвигаться и разворачиваться. А что вы скажете о двигающемся объективе? Заинтересовались? Что ж, приготовьтесь узнать, что такое тилт шифт объектив.

Основные положения

Давайте сначала разберемся в общих аспектах, а именно: что скрывается за термином tilt-shift и чем оптика с таким названием отличается от других.

Тилт-шифт означает поворот и сдвиг. Следовательно, объектив с такими характеристиками может совершать движение, наклонять свою переднюю часть. Благодаря тому, что меняется угол между плоскостью фотографии и плоскостью сенсора камеры, мы имеет большие возможности работы с перспективой, а также различной резкостью объектов снимка.

Различать оптику к фототехнике можно по разным критериям. Здесь и фирма-изготовитель, и фокусное расстояние, и светосила и пр., но tilt-shift объективы считаются совершенно особой категорией.

Их не так часто увидишь в работе у обычного фотографа, а новички и вовсе могут не знать о существовании такой вещи. Но функции у них поразительны и могут пригодиться во многих ситуациях, а именно:

При съемке архитектуры

Обычно, когда фотографируют здания (и вообще любые объекты с прямыми линиями), получается неприятный эффект их искажения. Дома будто кажутся падающими, так как их вертикальные стены начинают становиться дугообразными. Это распространенный случай, особенно при использовании широкоугольного объектива.

Если же в ваших руках оказался тилт-шифт объектив, то можете не беспокоиться о подобных дефектах: все архитектурные сооружения будут прямыми. Не во время постобработки, а на этапе съемки вы сможете отрегулировать наклон объектива так, чтобы корректно отобразить перспективу.

Для пейзажа

Помимо того, что здесь также передача ощущения глубины (перспектива) зависит только от вас, можно управлять и зоной четкости предметов, попадающих в кадр.

Для обычного объектива сделать резкими все части фото является сложным. Даже если мы значительно увеличим значение диафрагмы, задача полностью не решится – некоторые объекты при близком рассмотрении все равно будут казаться размытыми. К тому же, большое f породит новые проблемы.

Полезная информация

Можете не переживать о том, как работать с таким типом объектива. Крепится он к аппарату точно так же, как и остальные. Достаточно просто регулируется: все управление находится прямо на нем и сводится к его физическому наклону, повороту, вращению.

У кого мы можем найти такую оптику? Если вы считаете себя “никоновцем” или “кеноновцем”, трудностей по покупке не возникнет.

Canon, к примеру, располагает четырьмя вариантами объектива TS-E, они включают фокусные расстояния от 17 до 90 мм. Фирма Nikon может предложить три объектива PС-E с фокусными расстояниями 24-85 мм, а также PС объектив с фокусным расстоянием 19 мм.

К сожалению, оптика, именуемая tilt-shift, находится только на ручном управлении, включая настройки фокуса. Поэтому на автофокусировку не удастся положиться. Тщательная установка на объекте и зоркий глаз вам помогут.

Рекомендуется ставить фотокамеру на штатив, чтобы быть уверенным в максимальной резкости всех областей фото и, соответственно, большой ГРИП.

Умельцы даже предлагают фотолюбителям самостоятельно сделать шифт объектив. Например, предлагается для изготовления взять старенький гелиос, точнее его часть с линзами, резиновое крепление для рулевой рейки и байонетную крышку, в которой проделывается отверстие. И все это скрепляется прочными нитками и изолентой. Попробовать, конечно, можно, если вам не жаль имеющийся объектив и потраченного на эксперимент времени.

О результате уже можно будет судить, когда попробуйте сфотографировать что-то. На мой взгляд, конструкция не будет внушать доверие, и если заниматься фотографией серьезно и задействовать разного рода объективы, то вся техника должна быть качественной и надежной.

Цена на подобные “игрушки” для фотографов будет значительной. И если средства вам пока не позволяют купить тилт-шифт объектив, можно в определенной степени заменить его адаптером с соответствующими свойствами. Только нужно быть внимательными – шифт-адаптер подойдет не всем фотокамерам, а лишь тем, что имеют широкое поле изображения, то есть для полнокадровых фотоаппаратов.

Для более детального изучения фотоаппарата, технической и функциональной части, вам поможет отличный видеокурс. В нем собраны только нужные и важные видео уроки, которые помогут вам в вашем развитии в качестве фотографа.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого фотоаппарат NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого фотоаппарат CANON.

Всем пока! Посещайте мой блог, подписывайтесь. Давайте вместе расширять свои знания по фотографии!

Знакомство с Tilt&shift объективами

Познакомьтесь с оптическими супергероями: Они могут выпрямлять высокие здания с одного сдвига, давать Вам безумно глубокий фокус без безумно маленьких апертур или ограничивать фокус на одной ресничке. И они делают это, когда Вы снимаете, без возьни с программным обеспечением. Они популярны у тех, кто снимает архитектурные строения, продукты, портреты и природу, кто стремится к совершенным перспективам, и сокровище для тех, кто хочет производить необычные эффекты.

Сдвиг против падения

©TRENT BELL
Bell перемещал свой 17mm f/4L Canon TS-E объектив сверху вниз, чтобы снять три отдельных горизонтальных изображения, затем сшивал их вместе в Photoshop CS5. Снято на Canon EOS 5D Mark II, 0.3 сек в f/11, ISO 500.

Когда Вы наклоняете свою камеру, чтобы снять высотное здание или другое сооружение, Вам может показаться, что Вы падаете — параллельные линии будут сходиться по мере поднятия. С наклоняющимся/сдвигающимся объективом Вы можете удерживать камеру параллельно строению и перемещать объектив вверх, чтобы захватить больше структуры и меньше переднего плана.

Как это работает : T/S (tilt/shift – наклоняющийся/сдвигающийся) объектив охватывает гораздо больший круг изображения, чем стандартные объективы, так что у вас есть достаточно свободы действий для перемещения сенсора или пленки вверх, вниз или в сторону в пределах круга.

Как это сделать : Это интуитивное действие. Для того, чтобы снять что-то выше позиции камеры, просто переместите объектив вверх. (Пузырьковый уровень во вспомогательном башмаке поможет удерживать камеру вровень с вашим объектом.) И наоборот, чтобы снять что-то ниже – если вы фотографируете строение с возвышенности – сдвиньте объектив вниз. И да, Вы ограничены тем, как далеко можете сдвигаться.

©IAN PLANT
Plant использовал сдвиг (чтобы удержать деревья вертикальными) и наклон (чтобы удержать все триллиумы в фокусе) на своем 24mm f/3.5L Canon TS-E объективе с Canon EOS 5D. Экспозиция 2.5 сек в f/16.

Этот забавный, хотя и реальный термин относится к явно почти бесконечной глубине резкости, достигаемой путем наклона T/S объектива определенным образом относительно объекта. Кроме большой глубины, у него есть еще одно преимущество: Вы можете достичь эффекта с довольно умеренной апертурой, и, следовательно, использовать более короткие выдержки. Вот почему фотографы-натуралисты любят T/S объективы — они позволяют достаточно короткие выдержки, чтобы предохранить полевые цветы от смазывания в ветреный день.

Как это работает : Наклоняя плоскость фокуса в том же направлении, что и плоскость объекта съемки, Вы получаете в фокусе гораздо большую плоскость объекта, почти повсюду. Технически это не увеличивает глубину резкости, которая является просто зоной “приемлемой” резкости для объектива, сфокусированного обычно. С принципом Шаймпфлюга изображение действительно в фокусе в различных точках вдоль плоскости снимаемого объекта.

Как это сделать : Методом проб и ошибок. Для начала, обнулите наклон объектива, и сфокусируйте около одной-трети в зоне, которую Вы хотите получить резкой. Затем наклоните или поверните объектив по отношению к плоскости объекта: Для цветка на переднем плане и дерева на нейтральной полосе нужно наклониться вниз; для частокола под углом к Вам, нужно повернуть объектив боком к ограждению. Затем поиграйтесь с фокусом еще раз. Затем снова повозитесь с наклоном — и повторите. Проверьте глубину резкости, диафрагмировав объектив для съемочной апертуры. Штатив, конечно, является обязательным.

©SATORU MURATO
Murato оставил большую часть Бостонской улицы вне фокуса, подняв свой 80mm f/2.8 Hartblei Super-Rotator объектив вверх, а не опустив вниз. Снято Canon EOS 5D, 1/250 сек в f/2.8, ISO 200.

Это, на самом деле, не официальный термин для этого вида, но он подходит. Здесь Вы умышленно изгибаете объектив в направлении, противоположном тому, что даст Вам увеличенную глубину, и, таким образом, сильно ограничить фокус на одной маленькой области вашего изображения. Популярное использование включает портретную живопись, где в изображении только часть, например глаз, в фокусе, или эффект миниатюры, где ограниченный фокус может сделать уличную сцену похожей на игрушечный город.

Как это работает : При наклоне или повороте объектива в противоположную от плоскости объекта сторону, фокус получается прикованным к узкой точки поворота на плоскости фокуса. Опять же, это технически не ограничивает глубину резкости, поскольку размытые участки изображения были оставлены вне фокуса, а не вне глубины резкости.

Как это сделать : Как и с Эффектом Шаймпфлюга, используем метод проб и ошибок. Начните с фокусировки, когда объектив прямо, с центром на одной особенности, которую Вы хотите удержать в фокусе – например, около глаза человека на портрете. Затем наклоните или поверните объектив в направлении, противоположном плоскости объекта — например, плоскость лица. Для игрушечно-миниатюрного ландшафта, это помогает снимает с высокой точки обзора, так что Вы смотрите вниз. Большая апертура сильнее ограничивает область фокусировки, поэтому так же проверьте глубину резкости при предварительном обзоре.

©MIKE BAXTER
Baxter держал свою Canon EOS 5D вне поля зрения с боковым сдвигом объектива Pentax FA 33–55mm f/4.5, установленного с помощью адаптера сдвига Zörk; 1/2 сек в f/16, ISO 200.

OK, мы придумали этот термин, но он подходит. Вы можете использовать сдвиг на объективе, чтобы снимать в зеркало без – призрак Дракулы! – появления в зеркале Вас или камеры. Это – удобный трюк для съемки внутреннего декора, а также для художественной фотографии натюрмортов с зеркалами. Удобно для фотосъемки некоторых продуктов, так как позволяет Вам снимать буквально вокруг объектов.

Как это работает : Если Вы держите камеру параллельно зеркалу, но в стороне, и затем сдвигаете объектив боком к зеркалу, будет казаться, что изображение снято в лоб. Хотя, объекты перед зеркалом будут выглядеть перегруппированы из центральной проекции. Потрясно!

Как это сделать : Именно так, как это звучит. Установите композицию (штатив почти обязателен), затем уведите камеру на шаг в одну или другую сторону, чтобы Вы и она вышли из отражения. (Иногда можно сделать это за счет опускания камеры и сдвига объектива вверх.) Посмотри, какой вид в зеркале выглядит лучше – когда вы отошли влево, вправо или присели. В случае очень широкоугольного T/S объектива и/или очень большого зеркала, Вы можете быть не способны сдвинуться достаточно, чтобы дематериализовать себя.

Теперь, когда мы показали, как замечательно использовать объективы со сдвигом и наклоном, Вы собираетесь приобрести такой?

Canon и Nikon практически собственники в области наклоняющихся/сдвигающихся объективов для DSLR. Canon делает 17mm f/4, 24mm f/3.5, 45mm f/2.8 и 90mm f/2.8 TS-E объективы. Nikon предлагает 24mm f/3.5, 45mm f/2.8, и 85mm f/2.8 PC-E Nikkor. Это все объективы с ручной фокусировкой, хотя они могут использоваться в режимах автоэкспозиции. Hartblei делает 35mm f/2.8, 65mm f/3.5, 80mm f/3.5 и 120mm f/2.8 Super-Rotator T/S объективы для многих изготовителей DSLR, плюс 45mm f/3.5 для нескольких средне-форматных камер. Schneider делает объективы только со сдвигом, 28mm f/2.8 PC Super-Angulon, которые могут быть установлены на различные камеры с помощью T-крепления.

Создание шести оригинальных эффектов с помощью одного шифт-объектива

Tilt-shift в фотографии обычно ассоциируется исключительно с созданием снимков с эффектом миниатюры. Эффект миниатюры это не единственное, чего можно добиться с помощью Tilt-shift объектива. В этом уроке мы покажем вам шесть совершенно разных эффектов, которые можно создавать с Tilt-shift.

Объективы Tilt-shift популярны так же благодаря своей малой глубиной резкости. Создание эффекта миниатюры сделали шифт-объективы чрезвычайно популярными. Эффект миниатюры создается из-за сдвига объектива по отношению к датчику. Во время съемки, линза находится параллельно датчику, но перемещается вверх и вниз или из стороны в сторону, что позволяет контролировать изображение.

Смещение объектива позволяет увеличить или уменьшить количество сюжета, который находится в фокусе. Если вы хотите получить оригинальное изображение, не прибегая к использованию программного обеспечения, шифт-объектив ваша единственная возможность.

Шифт-объектив: Правильно сходящиеся вертикали

Очень полезно использовать объектив Tilt-shift при фотографировании архитектуры. С помощью смещения объектива вертикальные линии будут идти параллельно, а это очень важный момент в любой архитектурной съемке. Если вы попробуете сфотографировать стены домов с помощью своего обычного объектива, то заметите, что линии не параллельны. В данном случае используется сдвиг вверх и вниз.

Съемка панорамных сюжетов с помощью объектива Tilt-shift

Благодаря шифт-объективу вы можете создавать прекрасные горизонтальные фотографии пейзажей, которые в дальнейшем можно объединить в один панорамный кадр с помощью программы Photomerge в Photoshop.

После того как вы разместили фотокамеру, единственное, что вам нужно сделать, это создать три изображения, при этом, одно со сдвигом влево, одно по центру и одно со сдвигом вправо. С помощью Tilt-shift вы сможете создавать чрезвычайно широкие панорамы, которые можно создавать, вращая камеру, при этом, вертикальные линии сохранят свое параллельное положение.

Шифт-объективы помогают избегать препятствия во время съемки

Иногда очень сложно сделать красивую фотографию, так как некоторые объекты переднего плана мешают красиво поместить объект съемки в кадре. В данном случае вам может очень помочь шифт-объектив, который, благодаря сдвигу оптики вверх и вниз сможет обойти мешающий объект переднего плана.

Создание эффекта миниатюры с помощью шифт-объектива

Эффект миниатюры создается из-за сдвига объектива вверх и вниз. Лучше всего делать фотографии с эффектом миниатюры находясь на высокой точке. Так у вас будет большое поле зрения и хорошая видимость. Наклон объектива вверх означает, что плоскость фокуса перемещается в направлении, противоположном расположению объекта, таким образом, создается узкое пространство с фокусом, остальная же часть кадра будет вне фокуса.

Эффект миниатюры будет более заметен при съемке с большой диафрагмой. При этом, вам необходимо четко настроится на область фокуса, так как все остальное пространство будет размыто.

Tilt-shift со сдвигом в сторону

Этот эффект очень похож на эффект миниатюры, но при этом, камера двигается из стороны в сторону. Такой вариант будет идеальным при съемке сюжета с одинаковыми объектами, например, как с цветочными вазами в примере. В результате у вас получится хорошо сфокусированный объект в центре сюжета, и размытие других объектов по сторонам.

Увеличение глубины резкости с помощью шифт-объектива

Применение Tilt-shift для создания изображения с большой глубиной резкости очень тонкий процесс, в котором нужно быть очень аккуратным. В данном случае очень сохранить резкость главного предмета съемки, что могло бы быть невозможным при съемке с обычным объективом при большом открытии диафрагмы. Создав в видоискателе ту композицию кадра, которая вам нужна, медленно наклоняйте объектив.

5 фактов о тилт-шифт объективах

Тилт-шифт объектив – как не крути, полезная штука. Взять хотя бы обожаемый многими эффект: большие по размеру снимаемые объекты изображаются крошечными фигурками. Во многие компактные фотоаппараты встроены программные фильтры, имитирующие такой эффект. Тем не менее, он создаётся с помощью тилт-шифт объектива. Ниже мы даём ответы на пять популярных вопросов, связанных с тилт-шифт объективом, чтобы вы могли узнать немного больше о его возможностях, перед тем, как его использовать.

Что из себя представляют тилт-шифт объективы?

Этот вид объективов часто называют корректирующими перспективу. Тилт-шифт объективы обладают возможностью наклонять, поворачивать (от англ. tilt), плоскость изображения под углом к плоскости светочувствительного слоя. А также сдвигать (от англ. shift) плоскость изображения вдоль плоскости светочувствительного слоя.

Как работает тилт-шифт объектив?

Конструкция объектива такова (что внешне выделяет его из множества «родственников»), что передняя часть подвижна. Она может наклоняться на заданный угол относительно плоскости сенсора. Как следствие, вы можете получить глубину резко изображаемого пространства в одной части снимаемой сцены крайне маленькой, в другой – близкой к бесконечности.

  • Прим. переводчика – узнать больше о ГРИП Вы можете из статьи «Основы фотографии #3»

Возможность сдвига передней части объектива вдоль плоскости светочувствительного сенсора может пригодиться в архитектурной фотографии. Снимая здание с помощью обычного объектива, вы, скорее всего, столкнётесь с искажённым изображением прямых линии. Вертикали будут изгибаться и сходиться к центру кадра.

Изображение высоких сооружений с помощью обычного объектива может получиться искажённым.

Применение тилт-шифт объектива в съёмке архитектуры – это возможность на этапе съёмки скорректировать изображение перспективы. Вместо того, чтобы выполнять коррекцию на этапе обработки.

Кто производит тилт-шифт объективы?

Компания Canon предлагает 4 объектива TS-E (tilt-shift), которые «охватывают» диапазон фокусных расстояний от 17 до 90 мм. Компания Nikon выпускает 3 объектива (PS-E, perspective control – «контроль перспективы») с фокусными расстояниями в диапазоне от 24 до 85 мм.

«Родные» тилт-шифт объективы совместимы как с полнокадровыми фотоаппаратами, так и с камерами, где установлен сенсор формата APS-C.

  • Прим. переводчика – подробнее о размерах современных светочувствительных сенсоров и связанных особенностях Вы можете узнать из статьи «Основы фотографии #4.5».

Когда целесообразно использовать тилт-шифт объектив?

Он пригодится в съёмке архитектуры. Позволит «сохранить» вертикальными высокие стены зданий, которые в съёмке с обычным объективом «норовят» изогнуться в дугу и склониться к центру кадра. Такое искажение проявляется тем сильнее, чем выше снимаемое здание и ближе к нему располагаетесь вы – фотограф.

В режиме наклона плоскости передней линзы под углом к плоскости светочувствительного сенсора, тилт-шифт объектив очень полезен в пейзажной фотографии. В сюжетах, где необходимо объекты, как удалённые, так и близлежащие по отношению к точке съёмки, изобразить в резкости одновременно.

Как присоединить тилт-шифт объектив к фотоаппарату? Есть ли особенности?

Такие объективы имеют типичное крепление. Присоединяются к фотоаппарату тем же способом, что и обычные объективы. На самом объективе установлены элементы, позволяющие управлять углом наклона относительно плоскости сенсора и величиной смещения относительно оптической оси объектива.

Автор статьи: J. Meyer

Знакомство с Tilt&shift объективами

Войти

Tilt-Shift: Что это такое?

Тильт шифт эффект уже хорошо известен любителям фотографии. Для всех, кто знает что это такое и как достичь этого эффекта, просто несколько фотографий для просмотра. Для всех остальных короткое описание и объяснение эффекта.

Tilt-Shift — интересный эффект, который из обычной фотографии делает иллюзию игрушечного мира. Лишь небольшая площадь изображения находится в фокусе, большая часть изображения размыта. Цвета и контраст увеличены и это производит впечатление нереальности. Эффект тильт шифт можно получить несколькими способами:

Съемка тильт шифт объективом: для реальной тильт штфт съемки нужны специальные объективы, такие, например, как объектив Nikon на картинке.


Источник: Wikimedia | автор: RitchyBlack

С помощью такого объектива можно захватить большую площадь изображения. Кроме того линзы внутри объектива можно наклонять и поворачивать, изменяя перспективу.

Сдвиг позволяет фотографу изменить положение изображения, передаваемого объективом, относительно сенсора цифровой камеры. Это означает, что центр перспективы объектива перестаёт соответствовать центру перспективы изображения, и возникает эффект, аналогичный использованию кадрирования в боковую часть изображения, полученного объективом с более широким углом зрения.

Вращение позволяет фотографу повернуть плоскость наиболее резкого фокуса, так что она более не перпендикулярна оптической оси объектива. Это порождает клиновидную глубину резкости, ширина которой нарастает с удалением от камеры. Тильт шифт техника работает механически.

Software : эффект тильт шифт, то есть смещение перспективы можно получить при помощи разных программ для создания фотографий в данном стиле. В программах используется специальный алгоритм, выполняющий размытие с нужной силой в заданной точке, при этом программы полностью повторяют оптический эффект размытия. За счет этого эффекта предметы на снимке выглядят как игрушечные миниатюры. Это бюджетная возможность получить тильт шифт фотографии, т.к. специальные объективы очень дорогие (около 50 до 80 тыс. рублей). Кроме того фотограф с помощью программ может бесконечно долго экспериментировать с настройками и создавать любое количество вариантов миниатюр. Если снимок сделан с использованием tilt-shift объектива, то возможности отредактировать и скорректировать данный эффект уже не будет.

Lensbaby – это объектив, разработанный компанией Lensbabies, включающий в себя прелести Монокля и Тильт-Шифта. Lensbaby достаточно гибкий и может использоваться для наклона и сдвига. Недостатком является то, что его почти невозможно сдвинуть или наклонить с одинаковой силой и поэтому неудобно использовать в съемке серии. Вот снимок, сделанный с помощью Lensbaby:

Freelensing – дословно означает «без объектива». Речь идет о заведомо неправильном использовании объектива зеркальной камеры (или системной беззеркалки), когда его (объектив) просто отстегивают от тушки и поворачивают в произвольном направлении.
Freelensing для смелых творческих людей. В этой технике, линза отделена от камеры и руками поворачивается в разные стороны (наклон). Успех, как правило бывает переменный, не всегда этим способом получаются хорошие снимки и это, конечно не альтернатива хорошей оптике или программному обеспечению. Рассеянный свет позади объектива может вызвать дополнительные проблемы. Попробуйте, может вам и понравится.

Photoshop – тильт шифт эффект можно получить и в графическом редакторе. Об этом наш следующий пост ;-))

Примеры фотографий Tilt-Shift


Kyle D. Adams Freelensing


Rachel Landers | Stairway in Rome


Cityshrinker | London


Cityshrinker |New York City


Cityshrinker X Geelong


Cityshrinker | Coney Island


Cityshrinker | Old/New/Old/New


Pixcube Animation Studio | Little Beijing

Тоже не новое, но интересное видео Video: Sammy Metwalli | Tiny Town Berlin


Kosare | Mobile Home auf den Kanaren


Claus Jorstad | Volvo Loader


Gary Smith 1968 | Just Plane Madness


mtlockca | San Francisco HDR Tilt Shift (сделано с помощью Fhotoroom 3)

В Flickr есть группа, в которой вы найдете более 18 700 изображений, сделанных с помощью программного обеспечения, мобильного телефона или в постобработке.

Любителям тильт шифт стоит более внимательно изучить работы mtlockca. У него вы найдете и снимки Tilt-Shift — HDR.


sgrais | Beef/Gyros

Желаем вам удовольствия в изучении и успехов в съемке ;-))

Tilt/Shift – объективы для коррекции перспективы

При помощи объективов tilt/shift можно повысить функциональность фотоаппаратов по перспективе и глубине резкости. Возможности, которые предоставляет их оптика, не могут быть заменены цифровой обработкой. Для некоторых видов съёмки – архитектурной, ландшафтной – они часто просто незаменимы.

Сдвиг делает возможным сместить изображение относительно сенсора цифрового фотоаппарата. В результате этого теряется соответствие центров перспектив объектива и изображения. В результате получается эффект, соответствующий смещению кадрирования от центра изображения к краю в объективах с широким углом обзора.

Изображение на цифровом сенсоре фотоаппарата получается в результате передачи объективом кругового изображения. При этом сенсор запечатлевает не всё круговое изображение целиком, а часть его – центральное прямоугольное кадрирование. Большинство объективов имеют круговое изображение, которое незначительно превосходит изображение, попадающее на цифровой сенсор. Сдвиговые объективы же передают круговое изображение значительно большего размера. Это даёт возможность передвигать круг изображения для выбора желаемого кадрирования заданного прямоугольника.
Сдвиг используется, когда необходимо изменить перспективу или расширить угол зрения. Для расширения угла зрения используются несколько снимков.



К возможностям сдвига дополнительно добавляется преимущество получить более качественное изображение по краям (для центральной позиции).
Это соответствует применению полнокадровых объективов на фотоаппаратах с уменьшенной матрицей (кроп – камерах). В результате полученное фото будет более высокого качества: виньетирование и размытие будут значительно меньшими.



Обратной стороной медали является то, что объективы с функцией сдвига имеют более значительные размеры и массу по сравнению с обычными объективами
(при тех же значениях фокуса и наибольшей диафрагме). Помимо этого при значительном сдвиге в поле зрения попадут те части кругового изображения, которые имеют уже ухудшенное качество. Но тут надо сказать, что на обычном объективе постоянно доступное изображение часто бывает не лучшего качества. Tilt/shift объектив c фокусным расстоянием 24 мм соответствует по своим оптическим данным обычному объективу с фокусным расстоянием 16 мм в связи с одинаковым размером кругового изображения. А из этого следует, что tilt/shift объектив с фокусом 24 мм уступает по качеству полученного оптического изображения обычному объективу с фокусом 24 мм. Это и понятно – чем больше угол зрения, тем качество ниже.



Наиболее частое употребление сдвига – это архитектурная фотография
. Там он используется в перспективе для выпрямления вертикальных сходящихся линий. Параллельные вертикальные линии начинают сходиться, когда объектив камеры (центр изображаемого круга) начинает отклоняться от горизонтального положения. Сдвиговый объектив способен передать изображение, находящееся ниже либо выше горизонтальной плоскости, при находящемся на горизонтальной линии центре изображаемого круга. Это даёт возможность воздействия на перспективу.

Подобных результатов можно достигнуть и другими способами. Один из них состоит в применении широкоугольного объектива с последующим кадрированным отпечатком. Но при этом за пределами кадра останется большая часть полученного изображения. Другой распространённый метод – обработка цифрового изображения в программе Adobe Photoshop. В программе присутствует специальный инструмент по исправлению перспективы. Вертикальное изображение при этом растягивается, и перспектива улучшается, но горизонтальное изображение — ухудшается. Притом, что объективы со сдвигом дают некоторое размытие на границах изображаемого круга, они дают наилучшее качество изображения, среди всех способов, где требуется коррекция перспективы. Наиболее очевиден выигрыш в качестве при использовании tilt/shift объективов с фокусным расстоянием от 45 мм и выше.

При использовании последовательного ряда фотографий со сдвигом, можно создать цифровую панораму. Поскольку при этом способе оптический центр объектива не будет менять своего местоположения, то на переднем плане не будет ошибок параллакса. А значит, не понадобится дополнительно приобретать панорамную головку (устройство для поворота камеры). При этом во всех снимках сохранится первоначальная прямоугольная перспектива.

Существующие объективы Canon и Nikon позволяют осуществлять сдвиг до 11.5 мм в любом из направлений (влево – вправо, вверх – вниз).

Вращение даёт возможность изменить угол наклона плоскости самого резкого фокуса. В результате эта плоскость уже не будет перпендикулярной к оптической оси объектива. Возникнет клиновидная глубина резкости. Её ширина будет тем больше, чем дальше расположен объект съёмки. При использовании обычных объективов, для многих случаев, глубина резкости бывает недостаточной. Даже при уменьшенном значении диафрагмы. Да и саму диафрагму не всегда можно закрыть больше определённого предела – из-за явления дифракции происходит размытие изображения в фокусировочной плоскости. Но вращением можно более эффективно использовать глубину резкости. Для архитектурной и пейзажной фотографий часто требуется получение в глубину максимальной резкости. Выбор наиболее подходящего положения плоскости фокуса бывает непростой задачей. Это объясняется тем, что важны и угол фокальной плоскости и форма глубины резкости.

Объективы tilt/shift ограничены углом вращения (8.5º для Nikon и 8º для Canon). Вращение можно осуществить в любую сторону. В случае если нельзя осуществить поворот на такое угол, чтобы фокальная плоскость заняла самое лучшее положение, то его можно выполнить на доступный угол. И в этом случае изображение выйдет лучше, чем от использования обычного объектива. Более сложным является использование сочетания сдвиг – вращение. Возможности здесь наиболее обширные.

Наиболее часто объективы кэнон tilt/shift фокусируют по принципу проб и ошибок. Контроль осуществляется при помощи видоискателя. Фокусировки добиваются в результате проведенной серии подбора угла поворота и дистанции фокусировки, до нахождения оптимального положения фокальной плоскости. При этом крайне желательно использовать штатив.

Проблема ГРИП в предметной съемке и тилт-шифт оптика — часть 2

В первой части материала мы обсуждали проблемы достижения нужной ГРИП в предметной макросъемке и возможные пути решения (как работающие, так и не очень).

Сегодня мы поговорим об одном из самых «честных» способов увеличения ГРИП — о применении тилт-шифт оптики .

Этот метод далеко не универсален и работает только тогда когда нужно положить в ГРИП протяженную поверхность, стоящую под углом к камере.

Обычная оптика позволяет получать резкой лишь плоскость, параллельную матрице или пленке. Она вполне справляется со съемкой фронтальных ракурсов изделий, но оказывается бессильной, когда предмет снимается под углом:

Здесь и приходит на помощь оптика с подвижками .

Оптическая схема тилт-шифт объективов в принципе такая же, как и всей остальной фикс-фокальной оптики:

Но в тилт-шифтах имеется механизм (шарнир c верньерой), который позволяет наклонять оптическую ось относительно байонета камеры:

Для изменения направления наклона в такой оптике обычно передняя часть вращается еще и относительно байонета:

Также имеется и механизм сдвига (шифт), который полезен для исправления перспективных искажений, в том числе и в предметке, но сегодня в контексте управления ГРИП мы его рассматривать не будем.

Если посмотреть на классический тилт-шифт Canon 90 mm TS-E, который наиболее часто используется для предметки в системе Canon, можно заметить, что наклоняется он в довольно незначительных пределах — всего на 8 градусов в каждую сторону:

Каким же образом такой небольшой наклон помогает нам компенсировать углы наклона снимаемых изделий вплоть до 90 градусов?

Здесь в силу вступает правило Шаймпфлюга , которое наглядно показано на рисунке:

Таким образом, зависимость ГРИП от дистанции фокусировки (масштаба) и от диафрагмы работает и в системах с подвижками, за тем лишь исключением, что плоскость ГРИП здесь наклонна, а ширина не постоянна, а увеличивается тем больше, чем дальше от камеры.

Несложно увидеть, что для компенсации наклона изделия в 45 градусов объектив достаточно наклонить всего на 8-10 градусов. Более точные значения выводятся из громоздких формул, о которых можно почитать в Википедии.
А вот здесь была весьма пространная дискуссия, в процессе которой пытались вывести набор единых формул.

Фотограф-практик же обычно обходится без вычислений, подбирая угол интуитивно и визуально.

Многие фотографы испытывают трудности с тилт-шифт оптикой, не понимая принципов ее работы.
Поэтому я создал сцену из миллиметровой бумаги и снял ее с разными наклонам и без, чтобы наглядно продемонстрировать работу тилт-шифт объектива.

Вот так выглядит объект, снятый на диафрагме f/2.8 без наклонов, с фокусировкой по ближнему к зрителю углу. Видно, что ГРИП составляет при этом не более 1 см:

Если наклонить оптическую ось объектива вниз, то плоскость фокусировки станет параллельна поверхности кубика, и вся верхняя грань окажется в резкости, тогда как ГРИП будет убывать вверх и вниз:

В общих чертах помимо правила Шаймпфлюга принцип наклонов можно сформулировать так:

Передняя линза объектива в своем наклоне должна как бы стремиться к наклону снимаемой поверхности.

При необходимости для этого объектив не только наклоняют, но и поворачивают вокруг оси.
На этом кадре объектив сперва повернут на 90 градусов по часовой стрелке и затем наклонен против часовой стрелки, влево, следуя наклону боковой стенки кубика:

При изменении дистанции фокусировки плоскость ГРИП сдвигается вверх или вниз. Это наглядно продемонстрировано в анимации в шапке поста:

При работе с современными камерами, где есть режим live view, нет никакой необходимости математически рассчитывать наклоны, живая картинка с матрицы даже при двукратном увеличении покажет, как лежит плоскость ГРИП, остается только внести поправки, держа в голове описанный выше принцип.

Для наклонов тилт-шифт оптика должна обеспечивать покрытие значительной площади. Однако при сильных наклонах падение резкости к краю кадра, особенно на открытых диафрагмах, может оказаться довольно серьезным. Этот момент нужно учитывать и не наклонять объектив сверх необходимого, а также располагать изделие посередине кадра для достижения максимальной резкости.

Ссылка на основную публикацию