Учимся определять схемы света в фотографии | Foto-kadr.ru

Учимся определять схемы света в фотографии

Схемы освещения: секреты хорошей портретной фотографии

Знакомство с различными схемами освещения, поможет вам не только разнообразить ваше портретное портфолио, но и позволит более эффективно реализовать ваши творческие задумки и идеи относительно съемки будущих портретов. Все зависит от того, что именно вы планируете выразить в своей фотоработе. Например, некоторые виды освещения больше подходят для мужских портретов, в то время как другие лучше подчеркивают красоту женского лица.

Выбирая ту или иную схему освещения, вы можете добавить драматизма в ваш снимок, подчеркнуть или, наоборот, нивелировать различные особенности фотографируемой модели. Одни методы освещения немного сложнее в реализации, другие – проще, но все они, безусловно, достойны подробного рассмотрения и изучения.

Для использования различных схем освещения вовсе нет необходимости иметь сложные виды специального осветительного оборудования, так как все эти схемы могут быть реализованы с помощью простой лампочки или даже солнечного света из окна. На самом деле, иногда удобнее использовать источник непрерывного света (например, простой светильник), поскольку это дает возможность видеть реально освещенный объект, в отличие от ситуации, когда фотографирование производится с помощью вспышки.

При использовании вспышек или импульсных ламп сначала необходимо сделать пробный снимок, проверить результат, а затем, с учетом этого пробного снимка скорректировать настройки и снять еще раз. Но не всегда для этого есть возможность, да и новичкам в фотографии вряд ли удается осуществить это с первого раза. Нам могут возразить, что в этом и заключается суть импульсного освещения, и что оно далеко не является ошибочным, но на данном этапе мы просто пытаемся изучить различные схемы освещения, не углубляясь в сложные процессы использования импульсных ламп, хотя и о них необходимо будет рассказать в дальнейшем в развитие этой темы.

Портрет Aranzazu LaCorte 01 © studio.es. Автор Винсент Ботью

Следует также отметить, что способы установки освещения, приведенные здесь, не являются единственно возможными, но они очень простые, и их можно легко применить с использованием минимального оборудования, что позволит новичкам изучить различные модели студийного освещения, и это именно то, для чего мы пишем эту статью. Итак, давайте начнем.

Широкое освещение против короткого освещения

Эти термины часто используются, когда речь заходит о схемах освещения, но при этом под ними обычно подразумевают скорее стиль съемки, нежели способ освещения объекта. Многие из схемы освещения, которые мы будем рассматривать в этой статье, могут использовать как широкое, так и короткое освещение, так что трудно выделить их в отдельные самостоятельные схемы. Но, тем не менее, уметь различать их просто необходимо.

Широкое освещение : Когда объект съемки расположен под некоторым углом к камере, а источник света направлен прямо на часть лица, обращенную ближе к камере, обычно возникает иллюзия визуального расширения лица. Этот метод рекомендуется использовать при необходимости визуально расширить лицо модели, сделать его более полным, или для смягчения морщин.

Широкое освещение – Индианка. Автор Юлия Либкина

Короткое освещение : Это противоположность широкому освещению. Лицо модели опять-таки расположено под углом к камере, а короткий свет освещает более удаленную, то есть меньшую по размеру для камеры часть лица. Короткое освещение визуально сужает лицо, и создает эффект стройности модели.

Короткое освещение. Автор Хельга Вебер

Разбивающее освещение

Название «разбивающее освещение» довольно четко определяет суть этой модели. Источник света как бы разделяет лицо на две половинки: одна – полностью освещена, а другая – в тени. В зависимости от ситуации, эффект разделения можно усилять, как на фото ниже, или ослаблять.

Разбивающее освещение – Хатчет. Автор Эстер Гиббонс

Когда используется: Разбивающее освещение чаще всего используется для мужских портретов и реже — для женских и детских. Контраст между светом и тенью на лице добавляет в портрет драматичности.

Как настроить освещение «разбивающий свет»:

Разбивающее освещение: Модель располагается на одной линии с камерой, а источник освещения размещается перпендикулярно сбоку от лица снимаемого.

Освещение «Бабочка»

Возможно, вы слышали об этой схеме, иначе называемой гламурным освещением, первостепенным или освещением красоты. Оно обычно используется при съемках в индустрии моды и красоты, потому что этот тип освещения крайне комплиментарен для лица. Название «бабочка» происходит от симметричных теней под носом, которые появляются в результате использования этой схемы освещения.

Освещение Бабочка — Люди, с которыми я встречался: № 1, Давн. Автор Джеймс Кендалл.

Когда используется: Это одна из самых распространенных схем освещения, применяемых при съемках моделей в индустрии моды. Этот метод работает особенно хорошо при съемке андрогинных моделей с четко выраженными скулами и худыми лицами. Эта схема освещения противопоказана для съемок манекенщиц с круглыми лицами.

Как настроить схему освещения «Бабочка»:

Освещение «Бабочка»: источник света находится непосредственно за камерой, немного выше нее. Камера располагается непосредственно под источником света.

Освещение «Петля»

Название «петля» связано с контуром тени от носа, которую это освещение создает на щеке. Эта схема является, вероятно, наиболее широко используемой, поскольку она прекрасно работает практически на всех типах лица. На фотографии ниже, видна тень от носа, которая падает на правую щеку модели и несколько ниже.

Освещение «Петля». Альба Домингес 17 © studio.es. Автор: Винсент Ботью

Когда используется: Если вы не уверены, какую именно схему применить в той или иной ситуации, попробуйте начать с освещения «Петля». Эта схема подходит практически для всех форм лица и хорошо освещает большую часть лица модели. Небольшая тень в форме петли позволяет добавить в портрет глубину.

Как настроить схему освещения «Петля»:

Модель располагается прямо лицом к камере. Источник света расположен под углом примерно 35 градусов от фотоаппарата к объекту съемки и чуть выше уровня глаз.

«Рембрандтовское» Освещение

Свое название этот метод получил благодаря тому, что именно такое освещение присутствует практически во всех портретных картинах великого художника Рембрандта. Отличительной особенностью этой световой схемы является характерный треугольник света на одной стороне лица.

«Рембрандтовское» освещение. Lorena Sturlese 01 © studio.es. Автор: Винсент Ботью

Когда используется: «Рембрандтовское» освещение очень стильное и оно прекрасно передает настроение портрета. Это отличное освещение, но он подходит не для всех случаев, поэтому применять его следует крайне избирательно. Например, если вы создаете портрет задорного счастливого и миловидного болельщика, то это — не лучший выбор. «Рембрандтовское» освещение лучше использовать для портретов более сдержанных и строгих индивидуальностей.

Как настроить «Рембрандтовское» освещение:

Если у Вас нет отражателя, используйте кусок белой доски или помощника с белой тканью.

Как упоминалось выше, если вы достаточно хорошо разбираетесь в импульсных лампах и вспышках и предпочитаете работать с ними, то можете смело их использовать!

После того как вы научились работать с различными схемами освещения, пришло время начать применение собственных модификаций этих схем. Экспериментируйте со съемкой в различных ракурсах, добавляя источники света и/или модификаторы, попробуйте создать портрет с применением нескольких схем одновременно. Присмотритесь к портретам, которые имеются в вашем доме или на веб-сайте вашего любимого фотографа-портретиста и постарайтесь догадаться, какие именно схемы освещения использовались при создании этих портретов, и почему они завоевали популярность.

И наконец, не будьте слишком строги к себе, некоторые из описанных моделей освещения могут быть трудно реализуемы с первого захода. Не отчаивайтесь! Просто продолжайте практиковаться!

11 базовых схем студийного освещения

Каждый фотограф знает, что свет — это главный инструмент при создании великолепного портрета.

Ниже я предлагаю к рассмотрению простую классификацию студийных схем освещения, которые помогут Вам достигать отличных результатов.Типы источников света

Рисующий свет

Основной и мощный источник света, который создает тени жесткие (рефлектор со створками) или мягкие (диффузор, софтбокс, зонтик, отражатель).

Заполняющий свет

Дополнительные источники освещения с софтбоксами, диффузорами и т.д. Вы можете также использовать отражатели, фоновый свет, контровой свет для заполнающего эффекта. Часто створки используются, чтобы Вы могли контролировать какие зоны подсветить а какие оставить в темноте.

Порядок выставления света в студии

Прежде всего Вы должны установить фоновый свет и после установить контровой. Такой порядок позволит Вам увидеть эффект, произведенный этими источниками света. Следующим шагом будет установка заполняющего а потом и рисующего — ключевого света. Также важно знать какой эффект дает каждый из источников света, для этого поочередно включайте и выключайте вспышки. И Вы обязательно получите результат который Вас удовлетворит.

Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты)

Широкий свет — полное освещение стороны лица направленного на камеру

Освещение в три четверти: Широкий тип

Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

Paramount (гламурный свет)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и “женственный” рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

Петля (вариант схемы Paramount)

Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру

Частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.

Схема света 3/4

Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.

Рембрандтовский свет (45 градусное освещение)

Драматические, “мужской”, свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

Разделенный свет

Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного “сужения” лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

Профильный свет

Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка. Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

Световые схемы для портретов. 6 классических световых схем для портретов, которые должен знать каждый фотограф.

При съемке классического портрета есть несколько основных деталей, о которых вы должны помнить и держать их под контролем: общая световая насыщенность портрета, световая схема, выражение лица, угол съемки. На наш взгляд, каждый фотограф должен знать, как делается классический портрет. Зная эти простые правила, никто не может запретить вам их нарушать, следуя своим творческим целям и делая это осознанно.

В данной статье мы рассмотрим классические световые схемы, используемые в портретной съемке.

Смысл словосочетания «световая схема» можно раскрыть следующим образом: рисунок света и тени, придающий портрету различные формы, глубину, резкость и т.д.
Существует 4 основных световых схемы для классического портрета:
• Разделяющее освещение (Split lighting)
• Соединяющее освещение (Loop lighting)
• Освещение Рембранта (Rembrandt lighting)
• Освещение бабочки (Butterfly lighting)
Существуют еще два стиля освещения: «Широкое освещение» («broad lighting») и «Узкое освещение» («Short lighting»), которые обладают своеобразной стилистикой и могут использоваться в совокупности с перечисленными выше классическими световыми схемами.

Рассмотрим по порядку все 6 схем.

1. Разделяющее освещение (Split lighting)

Разделяющее освещение – как это понятно из названия, разделяет лицо модели на две равные половинки, когда одна сторона освещена, а друга в тени. Эта схема чаще всего используется для создания портретов музыкантов, артистов. Схема разделяющего освещения лучше подходит для мужских портретов, однако использовать эту схему для женских портретов вам никто не запрещает. Нет жестких правил, только рекомендации.

Для воссоздания данной схемы просто установите источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, и возможно, даже чуть сзади ее головы. Конкретный градус расположения источника света будет зависеть от формы головы вашей модели, поэтому экспериментируйте, наблюдая за рисунком теней на лице. Обратите внимание, что в классической схеме разделяющего освещения свет одинаково падает на глаза модели, однако не затрагивает другие части затемненной стороны лица. Если же у вас, при освещении обоих глаз модели, свет так же попадает, например, на щеку модели (которая должна была остаться в тени), то вполне возможно, что форма лица вашей модели просто не подходит для схемы разделяющего освещения.

Вы можете использовать данную схему не только для вида анфас, но и для профиля, ¾ и т.д. Просто помните, что источник света при этом должен оставаться под одинаковым углом к лицу модели. Если же модель повернула голову, а источники света остались на месте, у вас получится уже совершенно иная световая схема.

Помните про блик в глазах.

Посмотрите на фотографию выше. В глазах ребенка явно виден источник света, используемый при съемке. Во-первых, вы можете восстановить для себя используемую световую схему, посмотрев в его глаза. А во-вторых, без блика глаза оставались бы черными, неяркими, безжизненными. Поэтому не забывайте про блик, искорку в глазах вашей модели.

2. Соединяющее освещение (Loop lighting)

Соединяющее освещение создается путем создания небольшой тени от носа на щеке вашей модели. Для воссоздания данной световой схемы необходимо разместить источник света немного выше уровня глаз модели и на 30-45 градусов от фотоаппарата (градусы зависят от формы лица).

Посмотрите на фотографию выше, чтобы понять, откуда подает свет. Видите, на левой стороне лица присутствует небольшая тень от носа. Данная схема предполагает наличие такой тени, поэтому не убирайте ее еще одним источником света! Обратите так же внимание на то, что тень от носа и тень на щеке не соединены. Это важно. Будьте аккуратны и на заносите источник света слишком высоко, т.к. это приведет к возникновению неправильной формы тени, вытянутой, которая будет плохо смотреться. Схема соединяющего освещения, пожалуй, самая распространенная в портретной съемке, т.к. ее очень легко воссоздать, а результат устраивает абсолютно всех.

На схеме выше изображена расстановка света, используемая для фотографии с молодоженами. Черный фон на схеме – это деревья и трава на заднем плане. Солнце выглядывает из-за деревьев, но молодая пара находится полностью в тени. Слева от камеры устанавливается белый отражатель для верного направления света на лица. Отражатель, при этом, может находиться как на солнце, так и в тени, вы все равно сможете уловить нужный свет. Просто играйте с углом наклона, однако не меняйте расположение отражателя по отношению к моделям и к камере, т.к. это изменит световую схему. Здесь отражатель находится на расстоянии 30-45 градусов от камеры и чуть выше уровня глаз молодой пары. Распространенная ошибка начинающих фотографов – расположение отражателя ниже уровня глаз модели, направление света как бы снизу вверх.

3. Освещение Рембранта (Rembrandt lighting)

Освещение Рембранта названо в честь картин одноименного художника, который использовал в своих портретах определенную световую схему, как на картине выше. Узнать данную схему легко по световому треугольнику на одной щеке. В отличие от схемы соединяющего света, где тень от носа и тень на щеке не соединены (это важная особенность схемы соединяющего света), здесь они сливаются, что и создает треугольник света на щеке.
Для создания данной схемы убедитесь в том, что глаз модели, находящийся в тени, все равно ловит свет и блик от источника. В ином случае, один глаз модели будет освещен, а другой останется безжизненным, без искорки в нем.
Схема Рембранта несколько драматична, создает характер портрета, несколько темное ощущение от него. Использовать данную схему необходимо соответственно.

Для создания данной схемы необходимо немного развернуть модель от света. Свет должен ложиться на модель сверху, так, чтобы тень от носа упала на щеку. Не все лица подходят для схемы Рембранта. Она сработает, если у модели высокие и ярко выраженные скулы. Но, например, если нос модели маленький или переносица плоская, схема вряд ли сработает.

4. Освещение бабочки (Butterfly lighting)

Схема бабочки названа так потому, что при ее реализации под носом модели образуется тень в форме бабочки в результате расположения источника света над камерой (немного за ней), прямо перед моделью. Фотограф обычно делает снимок именно под источником света. Эта схема часто используется для гламурных портретов, она создает тени под щеками и подбородком (очерчивая форму лица). Эта схема так же очень выгодна для портретов пожилых людей, т.к. подчеркивает их уникальные морщинки лучше, чем все другие схемы.

Как показано на схеме, источник света располагается над камерой, позади нее. На уровне, который будет чуть выше уровня глаз модели, или чуть выше ее головы (зависит от лица модели). Иногда эта схема дополняется отражателем, который располагается под подбородком модели, держит его часто сама модель. Эта схема подходит людям с очерченными скулами и худым лицом. Люди с округлым лицом или широким лицом будут выглядеть лучше на схеме Соединяющего света либо Раскалывающего света (дабы визуально сузить лицо).

5. Широкое освещение (broad lighting)[/b]
Широкое освещение, это не столько классическая схема, сколько просто стиль освещения. Широкое и узкое освещение может быть использовано со схемами разделяющего, соединяющего света, а так же со схемой Рембранта.

Широкое освещение: когда лицо модели немного повернуто в сторону от центра, при этом та часть лица, которая ближе к камере (она как бы шире), находится на свету. Этот эффект, по сути, делает осветленную часть лица визуально шире, а не осветленную – уже. Широкое освещение часто используется для портретов, выполненных в высоком ключе (hight key). Эта схема очень выгодна для людей, лица которых вытянутые, тонкие, т.к. позволяет сделать их визуально шире. Соответственно, не используйте эту схему для людей, которые имеют округлую форму лица.

Для создания схемы широкого освещения лицо модели должно быть отвернуто в сторону от источника света. Следите за тем, как та часть лица, которая ближе к камере, принимает на себя большую часть света.

6. Узкое освещение (Short Lighting)

В противовес схеме широкого освещения, схема узкого освещения, как вы можете видеть на примере выше, держит ту сторону, которая повернута ближе к камере, в тени. Эта схема часто используется для портретов в стиле низкий ключ (low key) или просто темных портретов. По сути, большая часть лица оказывается в тени, зато это придает портрету чувство объема, делает его скульптурным, визуально делает лицо уже, и нравится большинству людей.

Для схемы узкого освещения поверните лицо модели в сторону источника света. Следите за тем, как та часть лица, которая отвернута в сторону от камеры, получает большую часть света. Тени же падают на ту часть лица, которая развернута к камере.

Выводы
Когда вы научитесь узнавать и воссоздавать классические световые схемы для портретной съемки, вам будет много понятнее, в каких случаях какую схему использовать. Изучайте лицо своей модели, думайте, какая схема ей лучше подойдет. Помните так же о том настроении, которое вы хотите получить на портрете. Удачи!

СТАТЬЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА ФОТОСТУДИЕЙ FOTIME.
МОСКВА.

Как увидеть свет на фотографии

Увидеть и понять? как работает свет в фотографии – это результат не одного года работы и практики. Можно сколько угодно выстраивать идеальную композицию, подбирать позы, наряды и приглашать лучших визажистов и при этом всю проделанную работу можно убить, неверно поставив свет.

Для себя я делю фотографов на 2 категории: которые снимают в студии с импульсным светом и те, которые работают с постоянным светом (улица, свет от окна, или киношный свет). Так как на улице я не могу управлять светом, я выбрал студийную съемку.

В этой статье пойдет речь о том, как увидеть свет на примере студийной фотографии, так как по личному опыту знаю, что “уличным” фотографам тяжеловато работать в студии по разным причинам, и первая из них – незнание того, как работают насадки на вспышки.

Эта статья продолжение материала “Как повторять снимки знаменитых фотографов“, в которой мы уже рассмотрели техническую составляющую снимков. А теперь перейдем к свету!

Разбор снимков

Лайфхайк: чтобы увидеть световую схему, достаточно взглянуть в глаза человека на портрете. Глаза, это единственная глянцевая часть нашего тела, в которой отражается все.

А теперь разберем подробнее:

В качестве рисующего света, судя по круглой форме насадки, использовали тарелку. Отражатель здесь использовали стандартный круглый. Тарелка фронтально к модели, под углом в 45 градусов. Фронтальное расположение объясняется тем, что тарелка расположена посредине зрачка. Угол 45 градусов – стандартное и самое лучшие использование такого рефлектора.

Как это отражается на коже?

Такой свето-теневой рисунок создает тарелка.

Этот блик создает отражатель, плюс он смягчает жесткие темные тени, которые дала бы тарелка.

Что еще можно увидеть на коже? То, что на этом снимке был контровой свет.

Эти два блика создаются при помощи переотражения от белого фона, или же двумя стрипбоксами.

Итого, в этом снимке использовали 1 или 3 вспышки (2 из них контровые, а 1 – рисующий свет “тарелка”) и один отражатель. Все это есть в любой студии, так как это базовое оборудование.

Разберем еще один портрет:

Первым делом смотрим на глаза модели и видим, что использовали 3 вспышки. Этот портрет снят по классической схеме журнала “Esquire” с использованием двух стрипбоксов и одним верхним светом.

В качестве рисующего света на этом снимке использовали 2 стрипбокса, подведя их достаточно близко к модели, чтобы добиться эффекта “кошачего глаза” такое положение вспышек делает очень объемный портрет.

Маленькая точка в глазу сверху это уже авторская задумка, так как в природе на человека всегда светит верхний свет: солнце, лампы, небо. Поэтому такой блик на волосах смотрится природно.

Где черпать знания?

Pinterest по определенным запросам: Headshot, Portrait, bts, behind the scene. Или вот ссылка.

Instagram в таких пабликах: famousbtsmagazine, iso1200magazine, в них фотографы со всего мира выставляют свои световые схемы.

Если у вас возникнут трудности или непонимание, обязательно пишите в комментариях.

Учимся определять схемы света в фотографии

Войти

Схемы освещения в портрете — классическая (рембрандтовская) схема освещения.

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет. Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире. Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом. С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет — основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий — тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью. Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку. Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света, тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:


фронтальное освещение


передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


боковое освещение (рисующий свет слева)


задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера — модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.


верхний свет


нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1–1,5 ступени ярче, чем другие источники. Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет – источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель — подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет – узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.). Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет – источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света — стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника рисующего света.

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)

два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света ( сильное или слабое заполнение теней). И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя.

Учимся определять схемы света в фотографии

Войти

Фото-школа. Урок №6: Работа с двумя источниками света.

В последнее время в нашем сообщесве мы довольно часто видим сообшения о том, что наши коллеги и друзья решают купить себе набор искусственного света, и это не удивительно. Мы зарабатываем или учимся зарабатывать деньги нашими фотографиями, и когда нужно стабильно с определенной переодичностью высылать большое количество фотографий хорошего качества – не хочется зависеть от размера окон в квартире, географического места проживания, времени года и просто погоды за окном. Но многим довольно сложно дается переход от работы с естественным светом к искуственному освещению. И тем более, когда в наборе несколько вспышек.

Расскажу про свое оборудование.
У меня один довольно дешевый набор искусственного света RayLab AXIO 200 – 3. Это комплект из трех источников света по 200 Дж каждый, с 2мя софтбоксами 50х70 см. Он исправно служит мне, кажется, 7 лет. Он далеко не идеальный, и уже старенький. Но я активно использую его и для фуд-фото, и для портретов. И очень часто использую все три источника.
Снимаю я, как и Оксана, на низком журнальном столике из икеи, он же довольно часто служит мне белым фоном.

Прошлый раз Оксана написала урок по работе с одним источником света (это мог быть как и источник искуственного света, так и окно). И самое главное, Оксана рассказала про разные виды освещения. А теперь мы попробуем добавить еще один источник света, посмотрим как работать с ними, и как получить в таком контексте подобные виды освещения.

Чем отличается работа с 2мя искусственными источниками света

В первую очередь, хочу сказать, что использование искусственных источников освещения дает нам гораздо больший контроль над светом, чем использование естественного света. Если с естественным светом мы в первую очередь оперируем расположением предмета по отношению к свету и отражателями, мы очень ограниченно можем влиять на мощность и характер освещения. Используя же искусствернный свет, мы можем с легкостью менять направление, характер и мощность света. Если мы используем два источника, то при определенной схеме, даже не переставляя источники, мы можем получать разные виды освещения, оперируя только мощностями.

Основная схема и настройки

Давайте рассмотрим, как это все работают на практике следующие схемы:

Это распространенная схема, когда два источника света стоят примерно друг напротив друга, по диагонали. Именно в таком положении у меня довольно часто расположены вспышки в студии.

Начнем с того, что поставим наши источники на одинаковую мощность. Поставим примерно половинную мощность на каждом источнике, параметры съемки: ISO 100, F/5.6, 1/160
Учтите, что поскольку есть вспышки с разной мощностью и возможностью регулировки – возможно Вам нужно будет подобрать свои параметры съемки.

Как вы видите, в этом случае у нас нет каких-то явных светов или теней. Виноград освещен довольно равномерно. Но свет не очень выразительный и плохо передает объем.

Теперь давайте посмотрим, что будет если мы поменяем только мощность источников. Ставим мощность ближайшего к нам источника примерно на 2/3 – это будет рисующий свет, а дальнего на 1/3 – он будет подсвечивать контуры. Настройки камеры остаются теми же. Как уже говорила Оксана, эта модель освещения довольно распространена среди начинающих, пусть она не всегда выгодно освещает предмет съемки. Если вы снимаете с фоном на заднем плане, то он тоже будет довольно сильно освещен, как и сам предмет.

Следующая и очень любимая мной модель, где рисующим светом будет задне-боковой. Так что меняем мощности – дальний источник на 2/3, и передний на 1/3. Вот такой результат получается. Эта модель более выгодно обрисовывает виноград. Фотография получается гораздо более объемной.

В этом случае, чтобы немного подсветить объект спереди слева, и позволить виноградинам немного заиграть – получается вот такая схема и вот такой результат.

Данная схема хорошо подходит для сложных композиций с несколькоми элементами, потому что дает прекрасный в меру объемный результат, и у нас есть возможность подсветить те элементы, которые оказались недостаточно освещены двумя софтбоксами.

Рассмотрим еще два вида освещения, о которых Оксана тоже уже рассказывала, только уже воспроизведем их с 2мя источниками света.

Рисующий светконтровый. В данном случае дальний сфотбокс мы ставим напротив камеры прямо позади объекта съемки. А второй оставим на том же месте. Здесь нам придется немного подкорректировать мощность света и настройки, поскольку в таком варианте в объектив попадает гораздо больше света и фотография покажется пересвеченной. Контровый свет я установила на мощность 1/2, заполняющий остался на можности 1/3. Параметры камеры: ISO 100, F/8, 1/160

Такую схему освещения я часто использую, когда на заднем плане мне нужен просто белый фон, это позволяет не оспользовать дополнительных источников света, чтобы осветить фон, так как в роли фона выступает сам софтбокс. Но как можно заметить, в данном случае не так хорошо передается объем предмета. И нужно позаботиться о подсветке передней части предмета.

Рисующий свет – боковой. Переставляем софтбоксы по обеим сторонам от нашего предмета. Мощности остаем теми же. Параметры камеры: ISO 100, F/5,6, 1/160

Боковой свет лучше всего способен передать и подчеркнуть объем большинства предметов.

Мощность источников
Еще хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что регулируя разницу мощности света между рисующим и заполняющим светом – мы можем контролировать “драматичность” освещения. Чем больше эта разница (чем слабее заполняющий свет) – тем более контрастным будет изображение, тени будут более глубокими, изображение будет более драматичным.

Схема освещения та же, что и в предыдущей фотографии (Рисующий свет — боковой), только уменьшила мощность заполняющего света до минимума.
Именно возможность регулировать мощности, а не только менять расположение света по отношения к предмету, открывает перед фотографом огромные возможности по созданию настроения и характера фотографии!

Задание
Выберете одно блюдо или предмет и сфотографируйте его, используя разные световые схемы. Подберите настройки камеры и мощность источников для вашей ситуации (начните с данных мной переметров, посмотрите, подойдут ли они в работе с вашим светом). Поэкспериментирыйте с разными мощностями вспышек.

В комментарии к посту покажите несколько фотографий с результатами работы. Напишите, какой свет Вы использовали, какие настройки камеры и света используются в вашем случае.

Азы: расположение источника света

Эту статью Мара Уоллес (Mark Wallace) посвятил расположению источника света при съемке.

Положение источника света

Место размещения источника света очень сильно повлияет на вашу фотографию. Положение источника света меняет на вашем снимке контраст. Контраст – это разница между самыми светлыми и самыми тёмными областями вашей фотографии. Изображения с низким контрастом освещены равномерно – на них почти нет теней. Изображения с высоким контрастом освещены скачкообразно – там есть и тёмные тени, и яркие пятна.

©Mark Wallace

Три базовых позиции

Базовых позиций для источника света три – фронтальная, боковая и контровая.

Фронтальный свет также можно описать как «свет, идущий по той же оси». То есть источник света смотрит в ту же сторону, что и объектив, находится с ним на одной линии. Следовательно, на левую и правую часть сцены падает одинаковое количество света, поэтому освещение получается очень равномерным. Теней почти нет. Это делает изображение «плоским» и низкоконтрастным.

©Mark Wallace

Боковой свет – это 90 градусов от позиции вашего объектива. Такое освещение даёт яркие места с одной стороны изображения и тени – с другой. Поскольку одна часть вашего изображения яркая, а другая тёмная, такое освещение делает снимок высококонтрастным.

©Mark Wallace

Контровый свет – это 180 градусов от позиции вашего объектива. То есть источник света смотрит прямо на ваш объектив. Как правило, снимаемый вами объект блокирует большую часть этого света, создавая силуэт.

©Mark Wallace

Фигура и Форма

Когда мы видим двумерный объект и понимаем, что это, то называем это «фигурой». Когда вы видите силуэт дерева, то инстинктивно понимаете, что это дерево.

Форма – это когда мы видим «глубину» нашего объекта. Если вы смотрите на фотографию дерева с тенями, которая показывает, что это ствол этого дерева – большой и круглый, то вы смотрите на «форму».

Перемещая источник света с передней позиции (где нет теней) на боковую (больше теней), вы создаёте форму. Когда вы перемещаете источник света за объект, то создаёте фигуру. Играя с позицией источника света, вы не только определяете контраст вашего снимка, но и выбираете яркие участки фигуры или формы.

©Mark Wallace

Цвет против чёрно-белого

«Фигура – враг цвета», – Джозеф Альберс

Объекты, которые хорошо выглядят фигурами, тянет к монохроматичности. Если вы хотите создать драматичное чёрное-белое изображение, используйте боковой и задний свет. Если вы хотите делать красивые цветные снимки, используйте фронтальный свет.

Боковой свет акцентирует форму – идеальное решение для чёрно-белых фотографий.

©Mark Wallace
©Mark Wallace

Фронтальный свет акцентирует цвета.

Решение проблем

Иногда простое смещение одного единственного источника света может превратить заурядный снимок в нечто экстраординарное.

©Mark Wallace

Делая этот снимок, я хотел придать ему атмосферу «джаз-клуба». Я попросил агентство, чтобы мне прислали модель, которая в свои 40 выглядит так, будто уже не первый день поёт в клубах. Они прислали ко мне 17-летнюю модель с почти безупречной кожей. Но мне нужен был совершенно другой типаж. Чтобы скрыть возраст модели и сделать фото более светлым, я сфотографировал прямо в свет. Таким образом, направление света поменялось ­– теперь он светил не слева, а позади модели. Кроме того, какое-то количество света отразилось от пола студии, чего оказалось достаточно для того, чтобы слегка детализировать микрофон.

©Mark Wallace

Создание образов

©Mark Wallace

Сильный боковой свет создаёт контраст, благодаря чему снимок получил те настроение и ощущение, которых я и добивался.

©Mark Wallace

Я использовал большой софт-бокс 4х6, который стоял примерно в 50 градусах справа от камеры. Монохроматические тона этого снимка играют с направлением света, создавая изображение, преисполненное фигурой и текстурой. Если бы я использовал фронтальный свет, то не было бы теней для придания снимку формы. Я разместил свет далеко сбоку, чтобы акцентировать фигуру снимка.

©Mark Wallace

Этот снимок был сделан при помощи одного Giant Reflector 300. Он был настолько велик, что я стоял прямо перед ним. Благодаря этому удалось получить идеальный фронтальный свет. Поскольку рефлектор был параболическим, свет получился очень направленным – в результате тени очертили тело модели. Цвета и виньетирование были добавлены при постобработке.

Теперь вы знаете, как расположение источника света влияет на ваши снимки, и можете попробовать это самостоятельно. Вас поразит то, чего вы можете достичь, просто меняя позицию источника света.

Ссылка на основную публикацию