Панорамная фотография | Foto-kadr.ru

Панорамная фотография

Панорамная фотография

Для улучшения этой статьи желательно ? :

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Фотография
Жанры Автопортрет • Архитектурная • Документальная • Ломография • Макросъёмка • Микрофотография • Мобилография • Натюрморт • Ночная съёмка • Обнажённая натура • Панорамная съёмка • Пейзаж • Подводная съёмка • Портрет • Посмертная • Рекламная • Репродукция • Свадебная • Уличная • Фотоохота • Фоторепортаж
Типы фотоаппаратов Однообъективный зеркальный • Двухобъективный зеркальный • Дальномерный • Шкальный • Простейший • Крупноформатный • Среднеформатный • Малоформатный • Полуформатный • Компактный • Панорамный • Стереоскопический • Цифровой • Цифровой зеркальный • Псевдозеркальный цифровой • Беззеркальный цифровой со сменными объективами
Термины Баланс белого • Боке • Виньетирование • Главный фокус • Глубина резкости • Диафрагмирование • Дисторсия • Кадрирование • Кроп-фактор • Освещённость • Относительное отверстие • Пятно рассеяния • Рабочий отрезок • Светосила • Синхронизация фотовспышки • Фокальная плоскость • Фокусное расстояние • Фотографическая широта • Экспозиция
Производители Agfa • Canon • Casio • Eastman Kodak • Fujifilm • Hama • Konica • Konica Minolta • Leica • Minolta • Nikon • Olympus • Panasonic Lumix • Pentax • Polaroid • Ricoh • Samsung • Sigma Corporation • Sony • Tamron • БелОМО • Арсенал • КМЗ • ЛОМО • ФЭД
Техника Автофокус • Адаптер • Байонет • Бленда • Видоискатель • Дальномер • Затвор • Матрица • Меха • Мира • Наглазник • Насадочная линза • Объектив • Репетир диафрагмы • Светофильтр • Телеконвертер • Трансфокатор • Удлинительные кольца • Фильтр Байера • Фотовспышка • Фоторегистратор • Фоторужьё • Штатив • Экспонометр

Одним из моих новогодних обещаний было «чаще заниматься панорамной съемкой»… Не очень конкретная цель, но к концу 2017 я сделал всего пять или шесть фото. Это означает где-то один снимок раз в два месяца. Думаю, можно хотя бы удвоить эту цифру до 12.

Чтобы задать хороший старт, я начал вгрызаться в литературу о панорамной фотографии. Не понадобилось много времени, чтобы узнать, что раньше панорамные изображения были привилегией исключительно элиты и богачей. Во времена пленочной съемки сшить несколько 35мм слайдов было невероятно трудно. Поэтому, чтобы создать полную панораму требовались специальные объективы и камеры. В ту эпоху такие фотографы, как Питер Лик стали настолько известными благодаря тому, что у них были эти камеры и только они могли делать впечатляющие панорамные фотографии. Если учесть еще передовые технологии печати, становится ясно, как Питер занял такое место в мире пейзажной фотографии, что многим даже не снилось.

К счастью, современные цифровые технологии уравняли правила игры.

Да, панорамная съемка важна и может положительно повлиять на вашу карьеру фотографа. Я пренебрегал ей, но только до этого момента.

Основные техники

Я думаю, стоит начать с того, что представляет собой панорамный снимок. Я полагаю, большинство уже это знает, но для тех, кто только начал заниматься фотографией, скажу: панорамным называют снимок, соотношение сторон которого больше, чем у обычного. Однако, к таким фотографиям применяются стандартные правила. Им нужен передний и средний план, а также фон. У них все еще должен быть субъект, и они должны следовать правилам композиции, о которых я говорил в этой статье.

Ориентация камеры

При съемке панорам камеру нужно устанавливать в портретной ориентации. Для этого есть несколько причин. Соотношение сторон большинства современных зеркалок 2:3. Это означает, что фотографию можно распечатать с размером 4 х 6″. Если делать панораму в пейзажной ориентации, будут склеиваться 2х3+2х3+… сколько угодно фотографий. По вертикали будет всего 2 дюйма, а по горизонтали 3 и, по мере склеивания ширина кадра быстро увеличится, в то время, как высота останется постоянной. В итоге это выглядит как соотношение 2 х 6 или 2 х 9. Чтобы на полученном снимке можно было хоть что-то разглядеть, его нужно печатать в очень большом формате.

Теперь представьте фотографию 8 х 24″ или 9 х 27″. Она вряд ли заслужит внимание, а печать обойдется очень дорого.

Я не говорю, что нельзя печатать в этих форматах, но и не поощряю их использование. У них есть свое место и пригодны они только в некоторых ситуациях.

Как я уже сказал, правильный способ съемки панорамы – в портретной ориентации. Это обеспечивает соотношение 3 х 2. Поэтому, если добавить два таких снимка, получится 3 х 4, а к ним добавить еще один – 3 х 6, что равно соотношению 1:2. Больше об этом я расскажу в следующем разделе. В таком случае у вас больше пространства для маневров.

Соотношения сторон

Пропорция – это то, что определяет панорамные снимки. Как я упомянул ранее, фотографию можно назвать панорамой, если ее пропорция шире (или длиннее), чем пропорция камеры. Камера имеет соотношение 2:3. Это означает, что, если умножить его и получить больший снимок, он все еще будет делиться на это соотношение и пропорция останется. Например, если распечатать фотографию размером 16 х 24, ее соотношение будет 2:3.

При панорамной съемке вы получаете пропорцию 1:2, 1:3 или даже 1:4. То есть, если напечатать фотографию размером 9 х 18, соотношение ее сторон все равно будет 1:2.

Так какое же соотношение нам нужно?

С эстетической точки зрения, при печати лучше всего выглядят фотографии с соотношением 1:2. Это обеспечивает уверенность в том, что при увеличении размера холста для печати пропорции и ощущение величины не потеряются. Одна из проблем при работе с более растянутыми пропорциями в том, что фотография получается низкой, но при этом невероятно широкой. Чтобы нормально ее увидеть, нужно печатать в очень большом размере. Соотношение 1:3 означает, что в полной красе фотографию можно рассмотреть на холсте размером 16 х 48. Это обойдется в $200, если печатать на металле и еще больше, если использовать синтетическое волокно. Кстати, 16 дюймов – это не так много. Я знаю, ведь напечатал десятки фотографий такого размера.

Еще один пункт касательно панорам – соотношение 1:2 зачастую не подходит. Если соединить 12 фотографий, 1:2 просто не сработает. В таких ситуациях пропорции будут заказными. Я обычно стараюсь обрезать, чтобы немного стандартизировать снимки во благо принтеров и кошельков покупателей.

Главное – стараться сохранять соотношение 1:2 или стремиться приблизиться к нему.

Фокусные расстояния

Этой части статьи я уделил больше всего внимания.

Какое фокусное расстояние использовать?

Ответ – то, которое подходит для конкретной ситуации. Я приведу несколько примеров, чтобы можно было наглядно сравнить и понять, что лучше всего выбрать.

20 мм

С 20 мм объективом я получил наибольшее количество дисторсии. Конечно, я был близко, но из-за широкого угла мне пришлось подойти на такое короткое расстояние. Эффект мне не очень понравился.

30 мм

Здесь мне кажется, что в небе все еще есть немного дисторсии. Облака и земля выглядят так, будто их наклонило вправо. Однако, при съемке с 30 мм дисторсия слишком мала, поэтому можно спокойной печатать и фотографировать большинство пейзажей именно с таким объективом.

При съемке с 50 мм дисторсия совсем исчезает. С этим фокусным расстоянием все фотографии выглядят плоскими в том плане, в котором вы хотите их видеть.

Дополнение от автора:

Со мной связался коллега и поделился фотографией, которую он сделал в том же месте в штате Юта. Соотношение сторон моей версии, приведенной выше, равно 1:2, а он сделал снимок с пропорциями 1:3. Это позволит вам увидеть отличия и разницу в стиле обработки практически одной фотографии.

70 мм

При использовании телеобъектива перспектива начинает сжиматься. То же самое происходит при панорамной съемке с более узким углом. Чувство расстояния между горами утрачено и кажется, будто вершины одинаково отдалены от камеры.

91 мм

При 91 мм снимок становится полностью сжатым, но в данном примере это сработало очень хорошо.

При работе с более узким углом стоит отметить следующее: чтобы вся сцена поместилась в кадр, зачастую нужно делать больше снимков. Это становится проблемой при склейке. Размер фотографий кардинально возрастает и становится трудно достичь соотношения сторон 1:2.

Кстати, пропорции всех этих фотографий – 1:2.

Проблема параллакса

Один из терминов, которые начинают появляться при изучении материалов о панорамной съемке – параллакс. Параллакс – это простое понятие, которое мы видим всю жизнь, когда открываем и закрываем глаза. Параллакс представляет собой феномен, суть которого в том, что мы видим объекты с разной перспективы в зависимости от разного расстояния/угла обзора. Простой способ это визуализировать – посмотреть на предмет, расположенный близко, поочередно жмуря каждый глаз. Таким образом вы заметите, что он немного смещается. Это и есть эффект параллакса. Благодаря ему мы можем видеть трехмерный мир.

Каким же образом он относится к панорамам? Обычно во время съемки используется штатив с шаровой головкой или определенными панорамными функциями. По мере поворота камеры, она вращается вокруг центральной точки, не являющейся передним элементом объектива. Из-за этого передний элемент камеры перемещается и искривляет перспективу. Поочередно закрывая глаза, вы видите небольшое смещение объекта, камера подвергается тому же эффекту.

В большинстве случаев это не создает проблем, но, чем ближе что-то к камере, тем заметнее будет эффект. Именно поэтому сложно фотографировать панорамы с очень близким передним паном, ведь из-за параллакса появляется дисторсия. Это также объясняет почему облака на моем широкоугольном снимке подверглись влиянию дисторсии.

Как же с этим бороться?

Как и со всем другим, оборудование не делает вас лучшим фотографом, но позволяет создавать лучшие снимки. Различные компании предлагают кучу решений для борьбы с параллаксом. Нетрудно догадаться, что подобные приспособления стоят недешево и король на этом рынке –Really Right Stuff. Почти все сайты, говоря о панорамных головках для штатива, заканчивают на продуктах этой компании.

Первый и самый простой вариант – панорамная карданная головка наподобие той, что приведена ниже (Изображение предоставлено Really Right Stuff). Подобные приспособления позволяют задать нодальную точку. Это точка, в которой камера не поддается влиянию параллакса. Также можно приобрести более продвинутый вариант, предоставляющий больше контроля и опций по цене более $1,200.

Модели линейки можно найти на официальном сайте.

Модели других компаний имеют похожий дизайн, но все равно выполняют одну функцию за исключением некоторых мелких различий в функционале.

Если вы хотите полностью работать с электроникой, для вас также найдется несколько вариантов. Быстро просмотрев B&H, вы наткнетесь на бренд GigaPan, который производит электронные карданные головки для штативов. С их помощью вы устанавливаете начальную и конечную точки, затем устройство автоматически панорамирует фотографию слева направо, вверх и вниз, делая серию снимков. Подобные приспособления стоят более $500, но отлично помогают при работе с массивными панорамами, особенно при съемке в меняющемся освещении. Если любите пробовать что-то новое, можете найти их здесь.

Еще один вариант – покупка отдельных специальных головок для панорамной съемки. Проблема в том, что такие устройства все еще не могут избавиться от проблемы с параллаксом. Откровенно говоря, можно использовать обычную шариковую головку, чтобы достичь нужного результата.

Заключение

Дайте мне знать, что вы думаете и не стесняйтесь поделиться своей информацией в комментариях, если я что-то упустил. Я уверен, что сделал это. Или, если вы – гуру панорамной съемки, свяжитесь со мной. Я был бы рад устроить интервью о тех крутых вещах, которыми вы занимаетесь.

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Как сделать панорамное фото

Несмотря на то, что панорамная фотография ближе к ракетным технологиям, чем к фотографии, я вам расскажу как сделать простую панораму. Если вы не планируете продавать свои панорамные фото, то описанные ниже методы вполне подойдут.

Панорамная фотография – это фотография, склеенная из нескольких кадров. Как склеивать кадры, я подробно описывать не буду, потому что существует огромное разнообразие программ, которые это делают автоматически. Если вы пользуетесь Adobe Lightroom или Photoshop, то там эта функция есть. Я предпочитаю программу PTGui, потому что в ней склеить панораму можно быстро в два клика, как я люблю.

Самое сложное в процессе создания панорамной фотографии – как правильно сфотографировать пейзаж, об этом и будет идти речь. Методика съёмки пейзажа для панорамы немного отличается от привычных методов.

Если вы любите быстрый результат, то панораму можно делать на ходу без особых приготовлений. Но есть существенные ограничения по качеству. Чтобы добиться оптимального результата, сделайте несколько вертикальных кадров с хорошим пересечением, хотя бы 50%. Вертикальные кадры удобней, потому что вы потеряете в разрешении при склеивании из-за того, что снимая с рук, ровно повернуться у вас не получится. Потом в редакторе нужно будет подрегулировать яркость кадров, потому что у всех кадров она получится немного разная из-за автоматической экспозиции. Чтобы упростить себе задачу и панорама не получилась пятнистой, советую зафиксировать экспозицию кнопкой AE-L/AF-L. Этот метод работает, когда вы делаете панораму из 5 и менее кадров. Такую панораму можно сделать даже телефоном, причём, в некоторых смартфонах есть программы, которые сразу же склеют готовую панораму.

Если напрячься, то можно получить панораму и из 20 кадров, но потребуется определённая сноровка:

Если вы хотите сделать панораму из большого количества кадров, например, склеивая кадры не только горизонтально, но и вертикально, то у вас начинаются проблемы. Чем больше угол обзора, тем больше проблем. Я ради эксперимента попробовал сделать большую панораму из 122 кадров, и вот что получилось:

Панорама начала “плясать”, кое-где появились разрывы, в общем, полная ерунда. И чем больше кадров, тем сложнее исправить. Вы сэкономите огромное количество времени на обработке, если правильно сфотографируете. Первое, что вам понадобится – это штатив.

Штатив должен быть зафиксирован, чтобы он не качался. Камера должна быть расположена строго горизонтально. Поэтому, вам понадобится либо уровень, либо дорогая камера со встроенным гироскопом, как Nikon D750, к примеру.

  1. Отключите автоматическое ISO, перейдите в режим M.
  2. Подберите подходящую пару значений выдержка/диафрагма для приемлемой экспозиции по всей длине панорамы. Я рекомендую диафрагму f/8, чтобы глубина резкости (ГРИП) была достаточно большой, но при этом не проявлялась дифракция.
  3. Отключите автофокус, наведите на резкость камеру. Проще всего навести камеру на гиперфокальное расстояние. Это такое расстояние, где всё резкое, начиная с середины этого расстояния и до бесконечности. Но чтобы знать, где у вас гиперфокальное расстояние, надо хорошо знать возможности вашей техники, об этом уже была речь в статье про резкие кадры. Для вычисления гиперфокального расстояния в Интернете встречаются калькуляторы ГРИП.
  4. Сделайте несколько кадров, чтобы понять, каковы оптимальные значения.
  5. После того, как всё настроено и готово, приступайте к серии кадров.

Сначала отщёлкайте всё по горизонтали, потом, поворачивая камеру вверх или вниз, добавьте горизонтальных полос для увеличения вертикального разрешения вашей панорамы. Хорошим считается пересечение кадров на 30%-50%.

  • Закиньте все фото в программу, подождите, пока закончится обработка и вы должны получить что-то в этом роде:
  • Нажмите на картинку, чтобы посмотреть большую версию. Не сложно видеть, что штатив существенно улучшил результат. В панораме было использовано 144 кадра.

    Результат будет ещё лучше, если вы будете поворачивать камеру не как попало, а вокруг нодальной точки. Нодальная точка – это такая точка, поворачивая камеру вокруг которой, вы избавляетесь от эффекта параллакса. Если вы не боитесь физики, то об этом можно почитать в Википедии. Нодальная точка уникальна для каждого объектива и находится экспериментальным путём. Для поворота камеры вокруг этой точки понадобится специальное приспособление, которе крепится на штатив:

    Таким образом, правильная панорама влетит вам в копеечку. Лично я не вижу смысла вкладывать большие деньги в то, что не приносит вам прибыль, тем более, что вы вполне удовлетворитесь простой панорамой без осложнений.

    Правила панорамной съёмки, которые можно нарушать, но ничего хорошего из этого не выйдет:

    1. Чем дальше объекты, которые вы снимаете, тем более правильной и впечатляющей будет панорама, поэтому не рекомендую снимать панораму на широкоугольные объективы. Кроме того, при попытке снять панораму шириком, вы получите сложную дисторсию на объектах, расположенных близко к камере, отдалённо напоминающую “рыбий глаз”. Мне кажется сомнительным подобного рода искажения, если это не художественная задумка.
    2. Как следствие предыдущего, снимайте панораму на фокусном расстоянии 50мм и больше. Никто не запрещает вам снимать на 8мм, но потом не удивляйтесь результату. К примеру, панорама Московского Кремля была сделана на 140мм.
    3. Учитывайте влияние кроп-фактора. На DX-камере для панорамы с тем же фокусным расстоянием, что и на FX, вам потребуется в 2 раза больше кадров. Больше кадров – больше проблем, поэтому не злоупотребляйте.
    4. Избегайте большое количество подвижных объектов в кадре, например, волны, дорожное движение или толпы людей. Приглядитесь к автомобильной пробке в моём примере, поймёте, что я имею ввиду.

    Теперь по старой традиции комментарий к заглавной фотографии для наших самых внимательных читателей. Ваши подозрения верны, это действительно панорама. Ночью я снимал на фикс 50мм 1.8 и всё в кадр не помещалось. Я сделал два кадра: на одном стройные ряды защитников Родины, на другом – Спасская башня. Склеил два горизонтальных кадра и получил почти квадрат.

    Ну и в качестве бонуса некоторые непанорамные кадры, которые я сделал, пока “лепил” Кремль: http://lospopadosos.com/photos/heartofmoscow

    Всё. Смотрите шире (в буквальном смысле)!

    Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

    Панорамы

    1. howtostartanllc.org/free-stock-photos — Raumrot — Бесплатные фотографии высокого разрешения.

    Графика

    1. imcreator.com/free — IM Free — Большинство фотографий на этом сайте доступны по лицензии CC Attribution 2.0. Ознакомьтесь с правилами перед тем, как скачать изображение.

    Дизайн

    1. pjrvs.com/photos — Paul Jarvis — Бесплатные фотографии высокого разрешения.
    1. designrush.com/resources/publicdomainarc. — Public Domain Archive — Бесплатный фотосток, где можно скачать снимки в высоком разрешении. За $10 в месяц можно загрузить все фотографии из базы сервиса, а также избавиться от рекламы. Новые изображения создатели сайта добавляют каждую неделю.

    Иконки

    1. pexels.com — Pexels — Бесплатный стоковый сервис, где можно найти фотографии на различные темы. Самые популярные категории — «закат», «автомобили», «лето», «бизнес» и другие. Можно добровольно пожертвовать средства на развитие проекта после скачивания фотографий.

    Логотипы

    1. magdeleine.co — Magdeleine — Технология распознания лиц. Бесплатная качественная фотография на каждый день.

    Фотографии большого разрешения

    1. bucketlistly.blog/photos — Bucketlistly — Коллекция фотографий из путешествий.
    2. kaboompics.com — Kaboompics — Лучший способ получить бесплатные изображения.
    3. sitebuilderreport.com/stock-up — Stock Up — Лучшие бесплатные стоковые фотографии с разных веб-сайтов в одном месте.
    4. pixabay.com — Pixabay — Бесплатные качественные фотографии.
    5. stocksnap.io — StockSnap — Красивые бесплатные фото.
    6. splashbase.co — Splashbase — Все фотографии доступны по лицензии CC Attribution 2.0. Ознакомьтесь с правилами перед тем, как скачать изображение.
    1. freenaturestock.com — Free Nature Stock — Фотографии, которые вы можете использовать по своему усмотрению. Проект Адриана Пеллетье.
    2. mazwai.com — Mazwai — Бесплатные видео клипы и фотографии.

    Life of Pix

    Unsplash

    Art UK

    Всего в британской национальной коллекции около 200 тысяч картин маслом, из которых, например, 2,3 тысячи картин хранятся в лондонской Национальной галерее. На сайте отмечается, что собрание охватывает 700-летний период, а в коллекции представлены как полотна крупнейших живописцев истории искусств, так и работы тысяч менее знаменитых художников.

    Одними из последних на сайт были выложены картины Эдгара Дега, Джошуа Рейнольдса, Рубенса, Райли Бриджет и других. Портал Your Paintings был запущен в июне 2011 года. В настоящий момент на сайте доступны для просмотра произведения около 23 тысяч авторов.

    DesignersPics

    Виртуальный Севастополь

    Используется: Яндекс.Карты.

    Страна 360

    Совершить за считанные минуты тур по красочным местам планеты очень просто, ведь на сайте имеется навигация по континентам и странам, в том числе и по карте. Серия интерактивных трехмерных панорам — простой и наглядный способ совершить прогулку в виртуальной модели реального мира, действительно ощутив эффект присутствия. Перемещаться можно как с помощью мыши, так и посредством клавиатуры. Внедрить понравившийся вид на другом сайте легко — необходимо воспользоваться кнопкой «Embed» и указать параметры (ширину-высоту, язык и тип перехода), чтобы получить JavaScript-код.

    Панорамные фотографы имеют возможность разместить на сайте свои работы, которые должны быть в equirectangular-проекции и JPEG/TIFF-формате (формат готовых SWF-панорам не поддерживается), зарегистрировавшись и получив в свое распоряжение личную страничку. Еще сайте есть форум, где общаются все те, кто увлекается панорамами, включая фотографов-профессионалов и очарованных 3D-видами новичков.

    Панорамная фотография (часть 1) Виды панорам

    1. Однорядная панорама
    Представляет собой несколько вертикальных кадров, снятых последовательно в один ряд. Обычно от трех до 7 кадров. Если снимать больше, то работа получится слишком длинной, и не будет смотреться. У меня это самый распространенный тип панорам. Они простые как в съемке, так и в сборке и постобработке. Обычно они склеиваются в автоматическом режиме, но если горизонт представляет собой прямую линию, то могут возникнуть трудности, так как программа производит трансформацию, ориентируясь на передний план, и горизонт изгибается.

    2. Двухрядная панорама
    Также состоит из вертикальных кадров, но снятых в 2 яруса. Такая панорама позволяет захватить одновременно и крупный передний план и дальний план, а так же заснять деревья в полную высоту. Если на нижнем ярусе фокусироваться на передний план, а на верхнем — на задний, то можно получить высокою проработку по резкости по всей площади изображения. Обычно для каждого яруса делают от 3 до 8 кадров. Недостатком таких панорам является сложная сборка. Обычно автоматика редко справляется с такой работой и приходится собирать вручную, затирая на каждой фотографии участки, которые не должны попасть в итоговую панораму.

    3. Горизонтальная панорама
    Самый простой вид панорамы. Представляет собой два горизонтальных кадра, снятые в одну линию. Обычно я так снимаю, когда для построения завершенной композиции по длине одного кадра немного не хватает. При съемке очень важно снять ровно, так как возможности кадрирования по высоте ограничены. Собираются такие панорамы автоматически в прямой проекции (режим перемещение)

    4. Вертикальная панорама

    Обычно это 2, 3 либо 4 кадра. Фокус для каждого кадра свой, поэтому готовая работа получается полностью резкой. Собираются такие панорамы вручную, но если планы четко отделены друг от друга, это не занимает много времени. Такой стиль используется, если акцент делается на передний план. Ни в коем случае так нельзя снимать лесные пейзажи, так как стволы деревьев потом будет не совместить.

    5. Сложная горизонтальная панорама
    Состоит из горизонтальных кадров, располагающихся в несколько горизонтальных рядов. Я делал такие панорамы в степи, чтобы показать окружающий меня простор. Одновременно с этим они позволяют получить резкий передний план и проработанные детали в светах на небе, не прибегая при этом к стекингу и брекетингу. Я предпочитаю делать 3 ряда. Нижний ряд с фокусировкой на передний план, средний ряд с фокусировкой на дальний план и верхний ряд затемненный, для проработки светлого неба. Обработка таких работ занимает много времени. Каждый ряд собирается автоматически по отдельности, а потом ряды сшитваются вместе вручную.

    6. Длиннофокусная панорама
    Это панорамы снятые на фокусном расстоянии более 70мм. Делаются с целью получить изображение с пропорциями, характерными для большого фокусного расстояния, но по размеру соответствующую меньшему фокусному. Количество и расположение кадров не столь важно и зависит только от замысла фотографа. Здесь главное снимать ровные кадры с достаточно большим нахлестом друг на друга, тогда автоматика соберет всё без проблем.

    Панорамная фотография

    Всякий фотолюбитель наверняка когда-нибудь задавался вопросом: как из нескольких снимков сделать одно панорамное фото? Что для этого нужно? Сложно ли это? Читайте пошаговую инструкцию, с которой вы сможете сделать панорамное фото (панораму) без штатива и без особого труда.

    Сегодня я расскажу вам о том, как это сделать легко и просто.

    Сделать панораму не просто, а очень просто! Пошаговая инструкция. Современные программы позволяет сделать панораму из снимков, снятых любой камерой, лишь бы кадры накладывались друг на друга. Чтобы у вас не было никаких сомнений относительно способностей вашей камеры делать снимки, подходящие для изготовления панорамы, для этого урока фотографии я сделал камерой телефона.

    Приглашаю вас повторить все шаги этой инструкции вместе со мной, используя эти фотографии, которые вы можете

    • скачать по ссылке в архиве с моего Dropbox,
    • или отдельно каждую фотографию с фликра.

    Если же вы будете использовать свои собственные снимки, при съемке проследите чтобы между снимками было не меньше четверти общего пространства, и лучше чтобы горизонт не «убегал» между кадрами. На деле может хватить и меньшего наложения, но лучшее, как известно, враг хорошего, потому с перекрытием лучше не перебарщивать.

    Для сборки панорамы мы будем использовать Hugin последней версии. На момент подготовки этого урока последней была версия 2011.4.0. Hugin есть в версиях для Windows, Mac OS X и Linux. Все инструкции ниже годятся для версии под любую ОС.

    Установка Hugin не представляет сложностей, достаточно скачать установочный пакет и следовать инструкциям установщика.

    При открытии Hugin автоматически создает новый проект. Выберем фотографии для панорамы, нажав соответствующую кнопку.

    Можно добавить сразу все фотографии одним махом.

    Hugin сам определяет свойства объектива.

    Жмем «Объединить. » и идем пить чай, особенно если у вас не самый современный компьютер или много снимков большого разрешения.

    Как только Hugin объединит снимки, нам откроется окно предпросмотра панорамы.

    Для лучшего просмотра результата отключим сетку, убрав галочку в верхней части окна.

    У предпросмотра панорамы есть несколько вкладок с настройками, часть из которых нам вообще не интересна в силу того, что основную работу по объединению снимков Hugin уже сделал, а другая часть вкладок нам всё ещё может пригодиться.

    На вкладке «Проекция» у нас есть возможность менять способ проецирования снимков и некоторые другие настройки. Например, можно посмотреть как будет выглядеть панорама, если бы снимали её объективом «рыбий глаз»:

    Впрочем, сегодня наша цель не спецэффекты, а готовая панорама, потому выберем эквидистантный режим проекции.

    На вкладке «Перемещение на плоскости проекции» у нас есть возможность выравнять горизонт на всех кадрах, если вдруг он не выравнялся автоматически. Также мы можем выгнуть горизонт для пущей эффектности:

    Чтобы вернуть горизонт в исходное, ровное, состояние нажмем кнопку «Выровнять»:

    На следующей вкладке «Кадрирование» жмем кнопку «Автокадрирование» для того, чтобы автоматически обрезать черные края панорамы.

    Если результат автоматического кадрирования вас не устроил, можно потянуть за внутренний край рамки и кадрировать так, как нам нужно, например, если мы планируем дорисовать небо и черные поля нас не смущают.

    Закрываем окно предпросмотра и жмем «Создать панораму. «

    Сначала Hugin предложит нам сохранить проект панорамы:

    А потом предложит придумать имя файла для готовой панорамы:

    Запасаемся терпением, чаем, кофе, вареньем, печеньем, т.п., минут на 5 🙂

    Находим файл получившейся панорамы:

    Смотрим любым подходящим просмотрщиком.

    Для публикации панораму лучше всего преобразовать в JPEG. Этот можно сделать в любом графическом редакторе или в популярных просмотрщиках.

    Панорамная фотография

    Панорамная фотография представляет собой особый жанр фотосъемки, предусматривающий получение вытянутых в длину изображений. Такие панорамные снимки могут собираться из более десятка фотографий в одно композиционное изображение. Панорамная съемка открывает перед фотографом совершенно новые возможности для воплощения его творческих идей. Сегодня этот вид фотографии пользуется большой популярностью при съемках пейзажей, внутренних интерьеров здания или значительных архитектурных сооружений.

    Что представляет собой панорамная съемка? При панорамной фотосъемке получается изображение, которое дает возможность лицезреть угол обзора в 180 и более градусов. Благодаря этому панорамная съемка позволяет фотографу уместить на одном снимке гораздо больше пространства, чем можно увидеть невооруженным глазом. Ведь на обычной фотографии мы можем увидеть лишь небольшой кусочек пространства, занимающий в поле зрения человека угол в менее 30 градусов.

    Панорамная съемка дает возможность добиться максимальной целостности в визуальном восприятии красивого архитектурного сооружения или пейзажа. Фотография в виде панорамы может приобрести совершенно уникальный вид и наполниться новым смыслом. Оригинальные панорамные снимки позволяют зрителю смотреть во все стороны вокруг точки съемки. Такие фотоизображения имеют высокое разрешение и могут печататься практически на любых форматах. С помощью панорамной съемки фотограф может манипулировать перспективой и демонстрировать свое умение видеть «широко».

    Панорама использовалась еще задолго до фотографии. Для того, чтобы расширить пределы своей картины, художники делали изображение полукруглым или в виде цилиндра. Таким образом, в частности, была создана знаменитая панорама «Бородинская битва». Для демонстрации такого художественного полотна приходилось строить отдельное сооружение. Художники также могли развернуть своеобразный цилиндр с изображением на всю стену выставочного зала.

    История же панорамной фотосъемки началась в 1843 году, когда была создана первая панорамная фотокамера. Эта камера снимала на плоские фотопластины. Однако благодаря применению специальных объективов она позволяла фотографу получать угол обзора до 150 градусов. Использование плоских пленок в тоже время приводило к падению оптических характеристик объективов по краям кадра.

    С появлением пленочных фотоаппаратов проблема получения качественных панорамных снимков также не была полностью решена. Для этого приходилось использовать во время съемки штатив со специальной головкой, а сами панорамные снимки просто склеивать между собой. Это был сложный и трудоемкий процесс, отнимающий немало времени. Подлинная революция в жанре панорамной фотографии произошла только с появлением цифровых камер. Отснятые в цифровом виде кадры теперь можно легко состыковать в графическом редакторе и распечатать получившийся панорамный снимок на обычном принтере.

    Назначение панорамной съемки в наши дни может быть самым разнообразным. Панорамная фотосъемка часто используется для продвижения земельных участков и объектов недвижимости, а также получения обзорных изображений поселков или промышленных предприятий. Панорамные снимки сегодня делаются сверху посредством авиатехники, при полетах на низких скоростях, что гарантирует высокую детализацию изображения и идеальное качество фотографий. Современная панорамная фотосъемка позволила изменить подход к продвижению объектов недвижимости благодаря созданию эффектных снимков зданий, которые могут использоваться в качестве рекламных баннеров или изображений в каталогах.

    С помощью уникальных 3D технологий и панорамных снимков можно создавать объемные модели поселков, жилых комплексов и целых районов. Объединение таких изображений позволяет организовать настоящий виртуальный тур, с помощью которого зрители могут знакомиться с внутренними интерьерами помещения или определенным участком местности. Фотографии интерьеров – также популярная область применения панорамной съемки. Именно такая съемка дает возможность показать широкое помещение в полном объеме при условии, что фотографу просто некуда отойти. Панорамные изображения создают эффект присутствия в точке съемки. Кроме того, панорамная съемка широко используется строителями и архитекторами на этапе возведения объекта. Ведь с помощью обзорных снимков они могут легко выявить какие-либо отклонения от проекта и своевременно скорректировать проведение тех или иных строительных работ.

    Для получения панорамных фотоснимков сегодня используются цифровые камеры со специальным режимом панорамной съемки и объективы с фокусными расстояниями от 24 до 80 мм. Создание панорамных снимков состоит из двух основных этапов – это съемка отдельных фрагментов обзорного изображения и их последующая сборка с помощью программного обеспечения. Для получения фрагментов фотоаппарат устанавливают на штатив, контролируя строго горизонтальное положение оптической оси по настоящей или воображаемой линии горизонта через видоискатель. Выверяют вертикальность оси вращения и производят вертикально расположенные кадры.

    Для сборки панорамного изображения придется снять необходимое количество кадров с «перекрытием» размером примерно в полкадра. При осуществлении съемки важно выдерживать абсолютную горизонтальность оптической оси и максимально возможную идентичность параметров съемки от фрагмента к фрагменту. В противном случае получатся куски изображения, которые просто невозможно будет состыковать в единый панорамный снимок. Съемку фрагментов обычно не затягивают, чтобы не столкнуться с изменением условий освещенности.

    После получения фрагментов начинается процесс сборки панорамного изображения на компьютере. Для этой цели сегодня используются различные графические редакторы вроде Adobe Photoshop, которые также позволяют устранить некоторые ошибки, допущенные во время съемки. Получение единого композиционного решения из отдельных фрагментов должно осуществляться по принципу: одинаковое расстояние от оптической оси — одинаковые искажения. При сборке панорамного снимка важно обеспечить максимальную точность совпадения всех деталей изображения по освещенности, цвету, резкости и глубине. При наличии небольших несостыковок применяются графические средства для ретуширования или размытия границ отдельных фрагментов. В результате таких манипуляций получается качественное и интересное панорамное изображение.

    Современные цифровые технологии значительно расширяют возможности панорамной съемки для создания неповторимых и оригинальных изображений. Панорамные снимки позволяют порой посмотреть по-новому на привычные нам объекты и пейзажи. Поэтому панорамная фотосъемка открывает для фотографа широкое поле для экспериментов и демонстрирования своего художественного вкуса.

    Ссылка на основную публикацию