4 быстрых способа добавить виньетирование при постобработке | Foto-kadr.ru

4 быстрых способа добавить виньетирование при постобработке

Что такое виньетирование.

Виньетирование — это эффект затемнения углов изображения. Часто виньетирование называют просто ‘виньеткой

В более широком смысле, виньетирование — это изменения яркости изображения от центра до краев изображения. Можно сделать и ‘виньетирование наоборот’, когда края будут более светлыми, нежели центр изображения.

Выше показан пример виньетирования, которое дает объектив Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor при использовании на полнокадровой камере Nikon D700 и при полностью открытой диафрагме, объектив сфокусирован на бесконечность, сфотографирован белый лист со штатива. По углам изображения заметно падение яркости, а самая яркая часть изображения находится в центре изображения.

Учитывая тот факт, что при использовании полнокадровых объективов Nikon FX, или любых других объективов под 35-ти миллиметровую пленку на кропнутых камерах Nikon DX, матрица кропнутой камеры фиксирует только центральную часть изображения, то эффект виньетирования в таком случае практически полностью сводится к нулю.

Управление диафрагмой уменьшает виньетирование

Виньетирование напрямую связано с числом F. Чем больше число F (чем сильней закрыта диафрагма) — тем меньше виньетирование. И наоборот, чем меньше число F (чем сильней открыта диафрагма) — тем сильней заметно виньетирование. Как управлять числом ‘F’ можете почитать в разделе ‘диафрагма’.

Зависимость виньетирвования от диафрагмы. На закрытой диафрагме виньетка меньше.

Я нигде не встречал информации о том, что дистанция фокусировки также влияет на степерь виньетирования. У разных объективов при фокусировке на бесконечность и на МДФ (минимальную дистанцию фокусировки) проявляется разная степень виньетирвоания. Такой эффект я заметил при использовании кропнутого объектива на полнокадровой камере, когда при МДФ объектив вовсе не давал виньетки, а при фокусировке на бесконечность виньетка была просто ужасной. Ниже необычный пример фотографии, который показывает взаимосвязь дистанции фокусировки и силы виньетирования при использовании полнокадровой камеры в обычном режиме работы и кропнутого объектива.

Необычный эффект виньетирования. Кропнутый объектив не дает виньетки при МДФ на полнокадровой камере.

В зависимости от типа объектива, эффект взаимосвязи виньетирвоания и дистанции фокусировки проявляется по разному. Ниже пример разной степени виньетирования при использовании объектива Nikon 28-105mm f/3.5-4.5D AF Nikkor на камере Nikon D700, при МДФ виньетирвоание сильней, чем при фокусировке на бесконечность.

Разница степени виньетирования

Также, у зум объективов при разном фокусном расстоянии наблюдается разная степень виньетирования. Обычно самая сильная виньетка заметна на предельных значениях фокусного расстояния.

Например, для пейзажной фотографии виньетирование часто крайне нежелательно, потому, чтобы получить изображения без виньетирования нужно снимать на прикрытых диафрагмах. А в портретной съемке виньетирование часто может идти только на пользу.

Легкая виньетка на портретном снимке

Виньетирование измеряется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. Например, виньетирование -1E.V. означает, что края изображения затемнены на 1 ступень или на 1 стоп сильней, чем центр изображения. Один стоп равен падению экспозиции в два раза.

Еще одной причиной появления виньетирования могут служить светофильтры и бленды. Очень часто виньетирование появляется на фотографиях, которые были сняты на объектив с неправильно одетой блендой. Обычно бленды имеют форму ‘тюльпана’, и с одной стороны лепестки ‘бленды-тюльпана’ меньшего размера, чем с другой, это связано с прямоугольной формой матрицы или пленки. Если перепутать стороны бленды или не правильно установить бленду на объектив, то можно испортить целую серию фотографий. Компенсировать виньетку от светофильтра или бленды иногда просто невозможно и приходиться кадрировать изображение.

Виньетирование очень просто исправить с помощью редактировании RAW файлов. Точно так же эффект виньетирования можно усилить специально, чтобы получить художественный эффект, как на снимке ниже. Многие камеры имеют встроенный обработчик корректировки виньетирвоания. Например, такую функцию имеют камеры Nikon D700, D5200 и т.д. У камер Canon за контроль виньетирование отвечает функция ‘контроль периферийного освещения‘. Обычно виньетирование делается специально для того, чтобы выделить на фотографии ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение.

Специально добавленное сильное виньетирование

Личный опыт

Я вовсе не переживаю за эффект виньетки, так как практически всегда снимаю в RAW. Эффект виньетирования сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых камерах, например такая виньетка является недопустимой. Несколько раз я не до конца закручивал бленду-тюльпан на объективе, и в результате получал виньетку на изображении. Многие фотографы очень часто перебарщивают с виньеткой, а сам эффект встречается чуть ли ни на каждой второй портретной фотографии.

Выводы:

Виньетирование — физическая особенность объективов по распределению светового потока от центра до краев изображения. Обычно под виньетированием просто понимают потемнение углов изображения. Чтобы уменьшить степень потемнения углов изображения следует прикрывать диафрагму. Также, на виньетку влияет дистанция фокусировки. Виньетирование легко исправляется автоматически самой камерой, либо с помощью программного обеспечения. При съемке в RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества. Виньетка также может служить в качестве неплохого художественного эффекта, особенно для создания портретных снимков.

Лайкаем — помогаем проекту. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

Пост обработка

Всем ­­ доброго времени суток.

Меня зовут Ярошешевский Дмитрий Сергеевич, мне 28лет, по гороскопу Весы :). Уже более 5-ти лет я работаю в сфере компьютерной графики. Сейчас я фрилансер и занимаюсь, в основном, архитектурной визуализацией.
Многие мне задают вопрос — как я делаю пост-обработку в свих работах? Сегодня я решил поделиться с вами моим секретом. 🙂
Конечно, если вы ГуРУ в Максе и у вас есть время на черновые рендеры, перерендеры, возню с настройками цвета и гаммы, то можно добиться нужного результата непосредственно и в самом Максе. В этом случае дальше можно не читать :). Но если «горят сроки» и вы с утра обнаружили, что часы просчета ушли на не очень яркую, не очень «вкусную», картинку. Не отчаивайтесь! Этот способ обработки для вас.
Итак, приступим!
К примеру, есть у нас картинка, которая вышла после рендера из 3Д макса.

Это не самый худший вариант, но я всё же не стал бы отправлять такое качество заказчику. Сейчас мы это исправим.
Открываем нашу картинку в фотошопе. 🙂 Первое, с чего нужно начать — добавить контраста, так как наша картинка немного тусклая.
Я предпочитаю работать отдельно со световыми и теневыми зонами. Так вот, чтобы выделить световые области изображения, нужно перейти в панель channels
и нажать на канал RGB удерживая клавишу Сtrl.

Сделали.
Возвращаемся в слои и жмём комбинацию клавиш Ctrl+j . Таким образом, в новый слой скопировались все светлые участки изображения (назовём его light). Присваиваем новому слою режим Screen и регулируем его насыщенность по вкусу (уменьшаем opasity, если пересветили или дублируем слой light, если картинка всё ещё тёмная).

Когда свет стал нас устраивать, приступаем к теням.
Тоже самое. Переходим в channels, удерживая Ctrl, жмём на канал RGB.
ТЕПЕРЬ ВНИМАТЕЛЬНО! Следим, чтобы был активен основной слой.

Сейчас у нас снова выделены светлые области изображения. А нам нужны теневые участки. Комбинацией клавиш Ctrl+Shift+i инвертируем выделение. Жмём Ctrl+j и называем новый слой «Shadow». Назначаем ему режим смешивания Overlay либо Soft Light (смотрите, что больше подходит для вашего изображения). Если тени стали слишком активны, можно с помощью кривой (Ctrl+M) немного их высветлить.
Вот, что я имею на этом этапе. Также должно получиться у вас:

На мой взгляд, этот вариант манипуляции контрастоми даёт намного больше возможностей чем, к примеру, «brightness/ contrast» . Таким образом, под контролем находятся самые «интимные» участки нашего изображения, которые остаются недоступными для средств стандартных инструментов.
Следующим этапом нашей работы является цветокоррекция и баланс белого. Многие начинающие художники и фотографы уделяют этому пункту недостаточно внимания (Считают, что достаточно настроить камеру. гыы). Постараемся исправить эту ошибку.
Есть несколько вариантов редактирования баланса белого. Один из них, самый простой — Autokolor. Но я хочу рассказать о более универсальном способе и о том, как я его применяю.
Первым шагом продублируем наш основной слой и назовём его «color correct».
Поработаем над ним:

Жмём Filter=>blur=>Average. Получили однотонную заливку цветом. Это сумма всех оттенков в нашей картинке, которую нам нужно привести к абсолютному серому. Для этого скрываем все верхние слои (чтобы не мешали) и жмём пипеткой на нашу заливку.

Цвет появился в foreground color.
Теперь жмём Ctrl+Z, вызываем окно коррекции Curve (Ctrl+M) и средней пипеткой выбираем наш цвет в » foreground color».

Слой «Color correct» поменяет цветовую гамму. Эффект будет белее заметнее в зависимости от того, на сколько сильно исходное изображение несбалансированно (погружено в тот или иной оттенок).
Возвращаем всё на свои места и смотрим, что получилось.

Здесь я бы хотел дать небольшое пояснение.
Дело в том, что этот приём в чистом виде способен довольно резко изменить исходник. И если наша цель, к примеру, показать солнечный (преобладающий желтый) свет в интерьере, то на первый взгляд может показаться, что такой способ цветокоррекции не приемлем. Но это только на первый взгляд. В этом случае, слои (light и Shadow), которые мы создали ранее, оставаясь в цветовой гамме исходного изображения, приобретают ещё одно полезное свойство. Они смягчают действия корректирующего слоя и не позволяют завалиться гамме в противоположную сторону. Кроме этого мы всегда можем подтереть резинкой освещённые солнцем (или другим тёплым источником) участки, не затрагивая границ собственных и падающих теней. Ну и, конечно же, кисти, которыми я просто рисую солнечный свет, но об этом позже.
Второй шаг корректировки цвета.
Ко мне не сразу пришёл этот способ. Я долго изучал фотокарточки профессиональных фотографов, перечитывал форумы по фотошопу и уроки по постобработке. Долго не удавалось добиться глубины цвета и теней. То слишком выжжено, то тускло. Решение случайно нашлось в альбоме одной девушки-фотографа, которая выложила графики кривых, которыми она пользуется. Секрет заключается в том, что нужно убить чистый черный цвет. Тот, кто занимался живописью, знает, что чистый черный в живописи не используется. Только смешиваясь с другими красками. Так и в графике.
Итак, убиваем черный.
Делать мы это будем с помощью Эджастменс слоя CURVES.

Я создал для себя 2 шаблона, которыми пользуюсь практически в каждой работе (какой больше нравится). Сейчас расскажу о каждом из них.

Уводит черный в глубокий синий цвет, а белый в желтоватый.

Уводит черный в красный, а белый в зеленоватый.
Конечно, эта маска не используется с опасити на 100%, если только вы не собираетесь создать радиоактивно — апокалипсический интерьер. 🙂

В своём примере я использовал второй вариант графика кривых с уменьшенным fill до 25%.

Вот как должна выглядеть панель laers на этом этапе.
Настало время кисточек и объёмного света, дабы придать нашему интерьеру воздушного пространства. Тут всё просто! Пипеткой выделяем белые участки в основном слое, дублируем их на самый верх, назначаем режим screen и размываем Gaussian Blure как больше нравится. Регулируем прозрачностью насыщенность.
Затем создаём отдельный слой на самом верху и назначаем ему режим Vivid Light. Делаем Fill на 10-20%, почти белый (немного желтоватый) цвет кисти и проходим размытой кисточкой по солнечным участкам изображения.

Вот что получилось у меня.

Завершающий этап.
На этом участке работы я стараюсь принести в изображение фотографические эффекты (для пущей убедительности): всякие там аберрации, виньетирование и т.п.
Давайте сохраним всё это добро в истории, а затем сольём все слои в один. Если смущает цветовая схема картинки (после таких манипуляций баланс может нарушиться), можно повторить этап с коррекцией цвета (см. выше).
Мне всё нравится и я могу смело приступать к последнему штриху.
Копируем слой и применяем к нему фильтр Lens Correctin.

С этим, я думаю, вы и сами разберётесь. 🙂
Ну и конечно Sharpen. Я пользуюсь Smart Sharpen.

вот его настройки.
Ну вот и всё!

На последок хотелось бы сказать:
-Ребят, не пытайтесь использовать этот метод как панацею всем проблемам. Каждая картинка индивидуальная и нет идеального решения на все случаи. Это мастерство. Понимание всех тонкостей приходит с опытом. Так, что творите, учитесь, и будьте счастливы! Успехов!
Спасибо за внимание!
Надеюсь, мой урок был полезен.

Несколько советов по оптимизации производительности + Детальное описание настроек

Решил перенести тему в отдельный блог, так как предыдущий получился через-чур большим и неудобным для просмотра и редактирования. Тему дополнил скриншотами и забытыми в предыдущий раз пунктами 🙂

Несколько советов для повышения ФПС в игре, а так-же расшифровка настроек изображения:

ПОСТОБРАБОТКА:

— В постобработке, единственный параметр, который заметно влияет на производительность на моей видеокарте — это ssao и расширенный вариант от NVIDIA. Разница:

Отключите внутриигровое сглаживание (все равно оно убогое) и включите сглаживание через панель управления NVIDIA. Во-первых оно не отнимает ФПС, в отличие от игрового (в экшн сценах -1-2 кадра), во-вторых — оно сглаживает лучше (кто будет кричать что оно замылит картинку — ошибается, ничего оно не замылит, если не включать вместе с ним внутриигровое)

Относительно сглаживания, поляки в игре использовали некую разновидность smaa, созданную своими силами. А в панеле управления есть возможность включить FXAA — это два разных типа сглаживания. Скриншоты не могу предоставить, так как изза особенностей работы быстрого шейдера fxaa, на скриншотах не удается запечатлить эффект от его включения (правильнее сказать, что на скриншеотах он по каким то причинам не заметен). В некоторых сценах, во-время игры, однако видно, что работает оно лучше, того, что есть в игре. Но, я никого не принуждаю, настройка по вкусу.

«Глубина кадра» (в народе мыло-мыльное) — делает изображение размытым в зависимости от расстояния до объекта. Не прибавляет и не уменьшает ФПС на моей конфигурации. Впрочем, уверен, что на совсем слабых системах пару фпс накинет.

«Размытие» и «размытие при движении» — из названия все и так ясно. Эффект на ваш вкус. В экшн сценах может просадить фпс, советую отключить. Эффект:

— «Хроматическая аберрация» или что-то там. ФПС не меняет, эффект от нее странный. Призвана сделать изображение фотореалистичным или просто хромым. Пример:

— «Четкость изображения«, оно же шарп, искусственно делает изображение более четким. На фпс не влияет. Ставим по вкусу.

— «Свечение» — почти не влияет на фпс. Отключать не советую. Делает солнце солнечно-ярким, остальные источники света тоже. Без него, костер — просто текстура, а солнце просто красноежелтое пятно.

«Световые шахты«(о, эта прекрасная русская локализация, в народе обзываются «лучами бога»), слабое влияние на фпс, не рекомендую отключать:

Основные настройки:

Отключите вертикальную синхронизацию в игре, на мощных системах на производительность она не влияет, однако на видеокартах уровня 650TI/660/760/750ti и т.д, она отнимет 1-5 кадров, в зависимости от сцены. Вертикальная синхронизация убирает разрывы изображения в динамичных сценах. В Ведьмаке, я их редко замечаю, так что настройкой можно смело жертвовать, если вы не потомственный эстет.

Включите НИЗКОЕ качество теней, поверьте, разницы вы не заметете, но освободите немного видеопамяти и получите приличный буст ФПС, особенно в городах и экшн сценах. Доказательство — сравнение низкого и ултра качества теней.

Отключите хэир воркс, на средних видеокартах она в хлам убивает производительность. Хэир Воркс или Волосатые работы делают волосы геральта сверх сглаженными, сверх плавными и сверх — волосатыми. На моей видеокарте настройка способно просадить ФПС с 45 до 17, в зависимости от сцены. Обязательно к отключению, если вы не сидите пятой точкой на 20ти титанах или не использете топовые видеокарты.

Можно чуть-чуть снизить разрешение экрана, это один из самых требовательных параметров, жрет даже больше чем дальность прорисовки растительности. Проверте. Например, если ваше родное разрешение экрана 1920*1080 попробуйте его снизить до 1600*900 или 1366*768 — получите буст ФПС в 1.5 раза в зависимости от степени снижения. Однако, это значительно испортит картинку. (Разрешение экрана — размер картинки которая будет выводится на ваш экран, если установить его значение ниже нормы, картинка будет меньше, а следовательно растянится, чтобы заполнить весю полезную площадь экрана, изза чего она станет менее четкой.) На производительность этого параметра сильно влияет шина памяти вашей видеокарты, количество ее видеопамяти и ее частота.

Дальность прорисовки растительности — один из самых требовательных параметров. На средних видеокартах вроде gtx760 ставить его значинение выше «высокого» крайне не рекомендую. Вообще, если вы не больно смотрите в даль можно поставить либо среднее значение, либо низкое, что очень сильно прибавит ФПС. Сравнение ультра и низких настроек

— Можно, через файл конфигурации «user.settings» по пути «C:UsersВаше имя пользователяDocumentsThe Witcher 3» отключить полностью траву, что сильно повысит производительность. Откройте вышеуказанный файл блокнотом и найдите строчку «GrassDensity» — измените ее значение на 0.

— Совет относительно травы от Mr.Nobody. , из комментариев ниже: «Вместо этого советую удалить файл Grass_ps,результат будет одинаковый НО при удаления файла Grass почему фризы исчезают напрочь,а при удаления травы через «GrassDensity» блокнотом фризы в некоторых местах все ровно остаются. Вот такая у поляков интересная оптимизация)))»

Качество воды. В моем случает не влияет ни на качество воды ни на ФПС, на даже более слабых конфигурациях чем моя, возможно некоторое влияние, например — наличие или отсутствие морской болезни у геральта:

Детализация рельефа. Переведенная цтата с сайта NVIDIA: «Настройка «Качество ландшафта» повышает геометрическую детализацию поверхности посредством применения тессаляции, однако в нашем предположительно конечном варианте данная настройка не имеет абсолютно никакого влияния на производительность в каждой из тридцати протестированных локаций.» — Полностью поддерживаю данное утверждение, ибо я не шиша не заметил от этой настройки. Стоит на запредельном и не мешает.

— «Уровень детализации» — имеет крайне слабое влияние на производительность. Я вообще не понимаю, почему некоторые из настроек имеют уровни в этой игре, если ни как и не на что не влияют? Однако. Уровень детализации — не увеличивает детализацию окружающего мира, как могло бы показаться. Он всего лишь увеличивает дальность видимости брызг крови и прочих деталей во время боя. В связи с невозможностью провести 2 абсолютно идентичных боя на 4х разных настройках данного параметра никаких точных данных я представить не могу, однако заверю вас, что дальность видимости брызг крови на расстоянии 2х метров или 8ми метров априори не должно влиять на ФПС в не слишком древнем компьютере.

— «Количество травы» — просадит ФПС, если система средненькая, а значение дальность отрисовки растительности стоит выше среднего. Советую ставить на низкое значение. Разница не велика и атмосферу не портит. Примерный эффект от настройки «низкое» — 5 травинок на сантиметор. Высокое — 15 травинок на санитметр.

— «Качество текстур» — Если ваша видеокарта имеет 2гб видеопамяти — ставте «высокое» значение — по качеству это МАКСИМАЛЬНОЕ значение. От Запределеного оно отличается лишь тем, что в запредельном используется больше видеопамяти для хранения уже подгруженных текстур. Если ваша видеокарта имеет 1гб видеопамяти, воизбежание фризов и подвисаний ставте «среднее» значение. Разница УЛЬТРА и ВЫСОКОГО качества, для особо-сомневающихся.

ОБЩИЕ СОВЕТЫ:

— Сделайте дефрагментацию диска (если фрагментация была приличной — это повысит общую скорость по системе, а так же ускорит время загрузки сохраненийлокаций и т.д). А теперь, внимание, срыв покровов — если у вас 8гб ОЗУ — файл подкачки больше 3-5 гб ничего не даст, а сделает только хуже.

— Если у вас фризы в роликах — откройте блокнотом файл «user.settings» по пути «C:UsersВаше имя пользователяDocumentsThe Witcher 3» и найдите в нем строчку «MovieFramerate=30», вместо «30» поставте «60».

— Если совсем все плохо, то в настройках интерфейса можете отключить отображение миникарты, в ранних версиях игры (не знаю как сейчас, может так же) на некоторых конфигурациях отключение миникарты добовляло 4-5фпс. Но с тем же успехом можно отключить Геральта, уверен, что это тоже повысит ФПС 🙂

— PhysX — Не регулируется в игре. Эта функция просто присутствует. Эффект: добавляет в игру реалистичную физику окружения, тканец, пыли, листьев и прочего. Как именно она работает в Ведьмаке 3 — вопрос спорный. Раньше мне казалось, что, если отключить данную настройку в панеле управления видеокартой фпс в игре повысится, но затем я понял, что при сохранении и загрузке игры некоторые эффекты пропадают, так как появляются или исчезают рандомно. Например, если сохранится в то время как мимо геральта будет пролетать пыль или листья под действием ветра — что является частью поддержки PhysX, то при последующей загрузки этих эффектов уже не будет. По-этому, для надежности, ренкомендую вот что сделать :

Действия проделаные на скришотах выще, сделают по-умолчанию ЦП — процессором для PhysX, что в свою очередь снизит нагрузку на видеокарту — теоретически. Однако в случае с «по-польски» кривым возьмаком не факт, что игра именно в таком контекте пользуется данной технологией, а изза рандомности спец-эффектов сложно отследить ее истиное влияние на производительность. Но по ощещниям — помогает.

— Если вы играете на патче ниже 1.5, и являете обладателем видеокарты на архитектуре Kepler, то удалите вот этот файл — «APEX_ClothingGPU_x64.dll» по пути The Witcher 3 Wild Huntbinx64 — получите очень серьезный буст производительности в экшн сценах.

Видео-доказательство:

Виньетирование. Как убрать виньетирование в фотошопе и lightroom.

Сегодня вы узнаете о таком дефекте фотографии как виньетирование, и, естественно, я расскажу, как бороться с ним.

Традиционно начнем с определения.

«Vignette» в переводе с французского «заставка».

Всем, наверное, чаще встречалось слово «виньетка» – рамка для фотографии, закрывающая часть площади изображения. В данном случае это художественный эффект, а не дефект фотографии (как в нашем случае).

Виньетирование – дефект фотографии, проявляющийся в падении освещенности изображения от центра к краям кадра.

Выглядит это примерно так

А в идеале должно выглядеть так

Несколько слов о причинах возникновения виньетирования.

Основная и самая главная причина возникновения этого дефекта – ограничение светового пучка различными элементами, входящими в конструкцию объектива.

Для уменьшения виньетирования в данном случае нужно увеличить значение диафрагмы.

Если вы используете объектив с переменным фокусным расстоянием, то на максимальном увеличении также могут появиться затемненные края.

Еще одна причина уменьшения яркости кадра по краям – применение бленды и светофильтров с высокими краями – особенно это будет заметно на широком угле (то есть, если у вас объектив с фокусным расстоянием 18-105 мм, то на 18 мм дефект проявится сильнее), называется это механическое виньетирование.

Если в солнечную погоду одеть кепку, то часть лица будет в тени, чем длиннее козырек, тем больше тень. Так и с объективом – чем длиннее края у фильтра (или бленды), тем выше риск появления затемненных краев в кадре.

Назревает вопрос: Как убрать виньетирование без графических редакторов?

Для простоты восприятия буду рассказывать на примере объектива Nikon 18-105 mm f/3.5-5.6G AF-S DX VR Nikkor.

  1. Увеличить значение диафрагмы. Например: вы решили сделать портрет человека на фокусном расстоянии 18 мм и диафрагме 3.5. Разумнее будет увеличить значение диафрагмы до 5.6 или 6.3, так вы убьете сразу двух зайцев – и виньетирование будет меньше и аберрации тоже.
  2. Не фотографируйте на максимальном увеличении (в нашем случае 105мм), иначе появится затемнение по краям кадра.
  3. На широком угле (в нашем случае на 18мм) может появиться виньетирование от бленды или фильтров. Выход один – используйте фильтр и бленду с низкими краями.
  4. Используйте более дорогую оптику и переходите на объективы с фиксированным фокусным расстоянием.

А теперь об устранении виньетирования в графических редакторах.

Традиционно для этого будем использовать Adobe Photoshop CS5 и Adobe LightRoom 3.4.1 .

Как убрать виньетирование в фотошопе. Lens Correction.

Далее Filter -> Lens Correction (Фильтры -> Коррекция объектива) – также можно воспользоваться горячими клавишами «Shift + Ctrl + R», при этом раскладка клавиатуры должна быть на английском.

Как убрать виньетирование в фотошопе

Убрать виньетирование в фотошопе в фильтре Lens Correction можно двумя способами – автоматически, на основании данных об объективе и модели фотоаппарата, и ручным способом.

В автоматическом режиме нужно выбрать Auto Correction (автоматическая коррекция), выбрать пункт Vignette, далее выбирайте производителя камеры (Camera Make), модель камеры (Camera Model) и модель объектива (Lens model), если модели вашей камеры или объектива нет в списке нажмите кнопку «Search Online» и фотошоп произведет поиск подходящих профилей в интернете.

Если автоматическим способом убрать виньетирование в фотошоп не получилось – можно воспользоваться ручным (Custom)

Как убрать виньетирование в фотошопе

Нас интересуют ползунки Amount (велечина) и Midpoint (средняя точка).

Amount – убирает затемнение по краям, а midpoint регулирует степень затемнения от краев к центру изображения.

Как убрать виньетирование в фотошопе – Camera Raw 6.3.

Если вы фотографируете в Raw формате, для устранения виньетирования можно воспользоваться Camera Raw Converter.

Выберете модуль Lens Corrections. Дальнейшие корректировки можно производить в ручном и автоматическом режиме.

Как убрать виньетирование в фотошопе

В автоматическом режиме в меню «Profile» активируйте пункт «Enable Lens Profile Corrections» (активировать профиль коррекции объектива), при этом из raw файла буду получены данные о модели камеры и объектива (если этого не произошло – выберите их из списка вручную) и произведено устранение виньетирования в авто режиме. Далее можно вручную подкорректировать настройки при помощи ползунка «Vignetting» и добиться идеального результата.

Ручной режим – Manual.

Как убрать виньетирование в фотошопе

Для того, чтобы убрать виньетирование в фотошоп в плагине Camera Raw воспользуйтесь ползунками Amount (величина) и Midpoint (средняя точка) на панели Lens Vignetting (виньетирование объектива).

Как убрать виньетирование в lightroom.

Импортируйте изображения в лайтрум.

Далее перейдите в модуль Develop (обработка) –> Lens Corrections (коррекция объектива).

Как убрать виньетирование в Lightroom

Далее активируйте пункт «Enable Profile Corrections» (Активировать профиль коррекции), и лайтрум автоматом уберет виньетирование.

Подкорректировать автоматический алгоритм можно ручными настройками при помощи ползунка «Vignetting».

Убрать виньетирование в lightroom проще простого, а его главное преимущество над фотошопом в том, что применить эти настройки можно сразу к десяткам (сотням и тысячам) фотографий.

Бороться с этим дефектом фотографии можно и в ручном режиме – Manual

Как убрать виньетирование в Lightroom

Знакомые нам из фотошопа ползунки – Amount (величина) и Midpoint (средняя точка).

Принцип работы такой же как и в модуле Lens Corrections плагина Camera Raw в Photoshop.

Amount – убирает затемнение по краям, а midpoint регулирует степень затемнения от краев к центру кадра.

При фотосъемке стоит уделять внимание таким дефектам фотографии, как цифровой шум и шевеленка (смазанность изображения), но не увлекайтесь техническими параметрами съемки на 100%, помните и о художественной составляющей кадра (основы композиции в фотографии). Придя домой после съемки – святое дело обработать фотографии (или хотя бы просмотреть), но мониторы зачастую привирают цвета (особенно на заводских настройках) – поэтому лучше откалибруйте монитор в домашних условиях, так сказать, приблизтесь к идеалу.

Поставь обработку фотографий на автопилот при помощи тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Зарегистрируйся на онлайн тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“

Виньетирование: как использовать этот прием

Виньетирование — понятие двоякое. С одной стороны, это художественный прием, позволяющий сделать рамку для портрета и заострить внимание на главном объекте съемки. С другой стороны, это неуместные затемнения, которые появляются в углах изображения при неравномерном попадании света. Как «подружиться» с этим эффектом и сделать его появление всегда уместным? Читаем…

Замечали, что на некоторых фотографиях края затемнены? Это виньетирование. Кое-где такой эффект уместен: акцентирует внимание на центральной части изображения, в других случаях является недостатком. Дело в том, что в процессе съемки на уголки снимка попадает меньше света, что обусловлено законами оптики и строением объектива. Говоря в виньетках, мы в который раз подчеркиваем значение тени в фотографии.

Технически, виньетирование — это эффект уменьшения яркости от центра кадра к краям. Термин произошел от французского слова «vignette», обозначающего рамку, закрывающую края изображения.

В фотоделе виньетированием называют и художественный прием, и недостаток, появляющийся при съемке. Давайте разбираться, что к чему…

Виньетирование как художественный прием

Виньетка актуальна в портретной съемке: небольшое затемнение уголков помогает сконцентрировать внимание зрителей на модели, находящейся в центре кадра. Она отвлекает от заднего фона, что особенно уместно в случаях, если он неудачен.

Кроме того, в подобную рамку можно заключить цветок, замок или любой другой объект, который хочется выделить. Прием позволяет направить взгляд в нужном направлении и скрыть небольшие недостатки. Главное в этом деле — не перестараться, чтобы затемненные углы не превратились в траурную рамку.

Виньетирование как дефект

Если в портретной съемке виньетка часто уместна, то в пейзажной может испортить всю картину. Представьте изображение ясного неба, обрамленное темными углами, — нелепо!

Возникновению автоматического виньетирования способствует открытая диафрагма и светосильные линзы. Уменьшив степень открытия диафрагмы всего на несколько стопов можно практически полностью устранить дефект. Наиболее характерно появление темных углов для широкоугольных объективов и оптических систем с большой светосилой. Считается, чем лучше объектив, тем меньше виньетирование. Кроме того, вызывать подобную проблему могут светофильтры и защитные линзы, имеющие высокие бортики.

Стоит отметить, что многие современные фотоаппараты оснащены функцией автоматического устранения затемнения. В меню камеры есть пункт «коррекция периферийного освещения», если он доступен — проблема решена, нет — функцию можно загрузить.

Но даже если не получилось «укомплектовать» фотоаппарат подобной функций, всегда остается возможность коррекции изображения в программах Lightroom и Photoshop, простым движением ползунка на соответствующей вкладке. Но этот метод не подойдет, если дефект возник из-за толстой оправы фильтра. В таком случае лишнее придется обрезать.

Подружившись с эффектом виньетирования, вы сможете легко корректировать изображения и получать выразительные портреты с визуальной рамкой.

Виньетирование в фотографии

Присмотревшись к различным фотографиям, которые Вы можете встретить на просторах Интернета, Вы увидите, что некоторые из них имеют затемненные края. Либо края могут быть слабо насыщенными по отношению к центру, причем это может быть как резкий контраст, так и постепенное уменьшение интенсивности яркости. То есть в данном случае мы имеем дело с эффектом падения яркости и насыщенности кадра от его центральной части к краям. Этот эффект в фотографии называют виньетированием. Такое явление обусловлено законами оптики и конструкцией объектива. Когда проявляется эффект виньетирования, как его убрать и в каких случаях он может быть полезен – об этом мы более подробно расскажем в этой статье.

Когда получается эффект виньетирования?

Само слово «виньетирование» происходит от французского слова Vignette или «виньетка», что означает рамку, закрывающую изображение по краям. Изначально под виньеткой понимали декорирование границ в книгах, но позже слово виньетирование стало применяться для портретов в фотографии, изображение на которых четко видно в центре, но постепенно исчезает на краях. Обычно под виньетированием подразумевают потемнение углов изображения, вызванное физической особенностью объективов по распределению светового потока. Подобный эффект возникает также при съемке проецируемых изображений или кинофильмов с проекционного экрана.

Виньетирование объектива

В фотографии виньетирование наиболее часто проявляется при использовании широкоугольных объективов, телеобъективов и оптических систем, характеризующихся большой светосилой. Как правило, виньетирование обеспечивает изменение яркости изображения от центра до краев изображения, но при компьютерной обработке можно создать и противоположный эффект — когда края фотографии окажутся более светлыми, нежели центр изображения.

Очень заметным и выделяющимся эффект виньетирования становится при установке объектива, предназначенного для камеры с кропнутой матрицей формата APS-C, на полнокадровый фотоаппарат. Стоит отметить, что виньетирование зачастую бывает случайным и совсем нежелательным для фотографа эффектом, обусловленным неправильными настройками камеры или дефектом объектива. Широко распространено мнение о том, что чем меньше виньетирование, тем лучше и качественнее объектив.

Существует такой параметр, как коэффициент виньетирования. Это величина, характеризующая падение освещенности изображения, создаваемого оптической системой. В целом же, эффект виньетирования определяется степенью падения яркости изображения в центре и по углам изображения. В частности, виньетирование -1EV говорит о том, что края изображения затемнены на одну ступень или на один стоп сильней, чем центр фотографии. Один стоп, как известно, равен падению экспозиции в два раза.

Виньетирование по краям кадра Фото после коррекции виньетки и искажений объектива

От чего зависит эффект виньетирования? Можно выделить следующие основные причины проявления данного эффекта:

— Виньетирование может происходить вследствие физического блокирования света вдоль периферии объектива. Такую виньетку часто называют физическим виньетированием.

Физическое блокирование света может быть вызвано дефектами самой фотокамеры, ошибками фотографа, установкой большого количества фильтров на объективе, перекосом линз. Виньетирование проявляется, например, когда на объектив надета защитная линза или светофильтр с высокими бортиками, которые существенно увеличивают проявление данного эффекта.

— Виньетирование может быть вызвано применением нескольких линз, таких как телеобъектив, макро-объектив или широкоугольная оптика. Ведь каждая линза преломляет свет и сужает эффективную диафрагму, а во многих современных объективах количество таких элементов может достигать двадцати и более.

Это называется оптическим виньетированием и наиболее часто такой эффект появляется при использовании дешевой, не самой качественной оптики. В этой связи фотографу необходимо не переусердствовать с наложением линз на фотокамеру, в противном случае он может столкнуться с заметными оптическими искажениями и дефектами.

— Существует также природное виньетирование. Количество света, попадающего на края матрицы, уменьшается по сравнению с центром в соответствии с законом обратных квадратов, предполагающим, что достижение светом углов датчика изображения займет немного больше времени.

Кроме того, эффективное открытие оптики относительно углов светочувствительного сенсора имеет эллиптическую форму, в результате чего последние получают еще меньше света, образуя тем самым дефект в перспективе. Некоторые объективы более склонны к этому явлению, конструкция других же специально продумана таким образом, чтобы избежать этой проблемы. Эффект, вызванный природным виньетированием, как правило, менее заметен на фотографиях по сравнению с двумя вышеупомянутыми.

Говоря об ошибках фотографа, которые могут обеспечить проявление эффекта виньетирование, стоит отметить такие распространенные случаи, когда на объектив просто неправильно одевают бленду. Обычно бленда имеют форму «тюльпана», причем с одной стороны размещаются лепестки «тюльпана» меньшего размера, чем с другой. Если в спешке перепутать стороны бленды и не правильно установить ее на объектив, то можно испортить свои фотографии эффектом виньетирования. Также нужно упомянуть, что сегодня существуют специальные фильтры, которые позволяют фотографу использовать виньетирование намеренно, для того, чтобы привлечь внимание зрителя к центру кадра.

Как избавиться от виньетирования?

Нежелательное виньетирование можно частично или полностью убрать путем редактирования фотографий программными средствами, либо автоматическими с помощью встроенных функций в самой фотокамере. Многие современные цифровые камеры располагают встроенным обработчиком корректировки виньетирования. Например, подобную функцию можно найти в камерах Nikon.

В фотоаппаратах Canon за коррекцию виньетирования, в свою очередь, отвечает функция под названием «контроль периферийного освещения». Данная функция предназначена для исправления виньетирования в зависимости от установленного объектива. Для этого, правда, необходимо, чтобы фотокамера распознала используемую оптику.

В графических редакторах, например, в AdobePhotoshop, эффект виньетирования можно убрать достаточно легко. Причем проще всего исправить виньетирование посредством редактирования RAW-файлов. Вообще, при фотосъемке в формате RAW можно добиться практически полного восстановления яркости краев изображения без потери качества и мелких деталей. В графических редакторах можно не только убрать виньетку, но и усилить ее специально, чтобы получить интересный художественный эффект. Наиболее сложно или практически невозможно убрать виньетирование, которое проявляется вследствие применения объективов для кропнутых камер или фильтра на полнокадровых фотоаппаратах.

Во время съемки для уменьшения эффекта виньетирования, то есть степени потемнения углов изображения, можно прикрывать диафрагму. Виньетирование напрямую связано с относительным отверстием диафрагмы в оптической системе (F). Чем сильней закрыта диафрагма (и больше значение F), тем меньше будет проявляться эффект виньетирования. Наоборот, чем больше открыта диафрагма, тем сильней становится заметным виньетирование. Также степень затемнения краев изображения имеет определенную связь с дистанцией фокусировки. Обычно наиболее сильно эффект виньетирования проявляется на предельных значениях фокусного расстояния.

Виньетирование – дефект или творческий прием?

Если рассматривать чисто техническую сторону, то эффект виньетирования, конечно, является дефектом фотоизображения, вызванным недостатками камеры или оптики. Недаром отсутствие виньетирования считается одним из признаков качественного объектива. Несмотря на это, падение яркости от центра фотографии к ее краям зачастую используется фотографами как интересный художественный прием. Впрочем, во многих ситуациях эффект виньетирования неприемлем. Например, в пейзажной фотографии виньетирование в большинстве случаев совершенно нежелательно. Снимки, где присутствует голубое небо с виньетированием, смотрятся грубо и несколько портят общую картинку.

Художественная виньетка

В свою очередь, существуют жанры фотографии, где виньетирование выглядит уместно и выигрышно. В первую очередь, это портретная съемка, где подобный эффект позволяет сконцентрировать внимание зрителя на центре композиции, то есть на лице человека на портрете. Эффект виньетирование может использоваться и во многих других жанрах, в которых требуется выделить на фотографии какой-то ключевой объект, создать нужное визуальное напряжение или определенное настроение. В частности, подобный эффект оптимально подходит для оформления свадебных фотографий или снимков с юбилеев и семейных торжеств. Виньетирование также иногда применяется для придания фотографиям оттенка старины.

В принципе, использовать виньетирование или избавиться от него – это индивидуальный выбор фотографа. Для того, чтобы получить эффект виньетирования целенаправленно, в художественных целях, можно применить специальные фильтры или воспользоваться программными инструментами постобработки. Способов создания эффекта виньетирования в графических редакторах несколько.

Например, виньетирование для фотографии очень легко создать через прозрачность слоев. Для этого необходимо открыть нужную фотографию в графическом редакторе, создать новый прозрачный слой выше фонового слоя и закрасить его белым или другим цветов в зависимости от цветовой гаммы изображения и личных предпочтений. Далее нужно отключить видимость слоя «Фон для снимка» и переключиться на слой с фотографией. Посредством инструмента «Эллиптическое выделение» требуется создать овальное выделение, после чего можно вернуться на верхний слой. После этого задействуется инструмент растушевки для того, чтобы смягчить края выделения. Наконец, остается только включить обратно видимость верхнего слоя и удалить выделение. Вся процедура довольно проста и не отнимает много времени.

Итак, эффект виньетирования может быть как интересным творческим инструментом, так и создавать определенные неудобства фотографу. В большинстве случаев не стоит сильно переживать из-за проявления затемненных краев по краям фотоизображения. Данный эффект по-настоящему бросается в глаза и сильно критичен только при использовании кропнутых объективов на полнокадровых фотокамерах, где виньетирование приобретает недопустимый характер. В остальных же случаях он нисколько не мешает и даже может придать фотографии некую художественность, особенно это касается портретных снимков. Впрочем, хотя порой эффект виньетирования и выглядит очень привлекательно, перебарщивать и использовать виньетку в своей каждой второй фотографии стоит.

Виньетирование фотоснимков

Приветствую всех фотографов!
Прошлый раз мы начали говорить об обработке фотографии RAW-формата. Сегодня мы продолжаем эту небольшую серию уроков. Итак, приступим!

ВИНЬЕТИРОВАНИЕ И ЕГО КОРРЕКТИРОВКА

Виньетирование (фр. vignette — заставка) — это ослабление проходящего под углом по отношению к оптической оси потока света в оптической схеме объектива. Она приводит к постепенному (градиентному) падению яркости изображения от центра к краям.

Говоря простым языком — это эффект затемнения изображения по краям кадра. Пожалуй, этот недостаток оптики проще всего исправить.

ТИПЫ И ПРИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетирование можно отнести к двум основным категориям:

1. Физическое виньетирование. Зачастую не просто скорректировать, в тяжелых случаях помогает использование штампа в ФШ или кадрирование. Проявляется на фото, как сильное, резкое затемнение — как правило, только по углам изображения. Причиной может быть использование нескольких фильтров, бленды (в особенности, не оригинальной) или других объектов физического блокирования света по краям изображения.

2. Внутреннее виньетирование*. Обычно его не так сложно исправить. Проявляется, как постепенное (градиентное) и зачастую малозаметное затемнение от центра изображения к краям. Причины следует искать в настройках вашего объектива и камеры. Как правило, наиболее очевидными причинами становятся: открытая диафрагма, использование зум-оптики и широкоугольных объективов, при фокусировке на удаленных объектах. Цифровые зеркальные фотоаппараты с кропнутой матрицей менее восприимчивы к проявлению виньетирования, в отличие от полнокадровых.

Эффект внутреннего виньетирования чаще всего заметен при использовании полнокадрового фотоаппарата в паре с бюджетной оптикой. Для полнокадровых цифровых фотоаппаратов Nikon эффект виньетирования в большей или меньшей степени проявляется всегда, при использовании объективов серии DX, которые предназначены для фотоаппаратов с кропнутой матрицей — конструкционно они проще, на их производство тратится меньше материалов, оттого и стоят примерно в полтора раза дешевле собратьев для полного кадра.

КОРРЕКЦИЯ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ

Виньетирование обычно исправляется ??с помощью применения профиля объектива.

В большинстве случаев этого приема достаточно, чтобы полностью убрать эффект.

Если же простого применения профиля объектива не достаточно, либо у вас профиля нет, можно настроить коррекцию виньетирования с помощью слайдера. Обратите внимание! Глубокая коррекция в некоторых случаях может повлиять на повышение «шумности» изображения по краям.

Возможность производить коррекцию виньетирования также есть в самом фотоаппарате. К примеру, у Canon такая функция называется «Коррекция периферийного освещения». Включить ее можно через меню, достаточно поставить галочку в первой вкладке — «коррекция периферийного освещения». Если вы читаете надпись «данные для коррекции доступны», значит ваша оптика распознается фотоаппаратом и все будет тип-топ. Эта функция, как вы наверное поняли, исправляет виньетирование в зависимости от установленного объектива. В случае, если камера не распознает ваш объектив — выскакивает надпись «данные не доступны».

В фотоаппаратах Nikon заходите в меню и находите функцию «vignette control». Подключить, как видите, не сложно, только вот работает коррекция здесь не достаточно хорошо, зато — универсальная. И еще один не приятный момент для владельцев бюджетных зеркалок — такая функция есть только в камерах высокого уровня, типа D700, D3 и им подобным, в отличие от Canon, где «коррекция периферийного освещения» есть во всех новых камерах, начиная от Canon 450D.

Кстати, если вам интересно, за счет чего происходит коррекция виньетирования в фотоаппарате, расскажу. Это дополнительное усиление сигнала по краям светочувствительной матрицы, может повлечь за собой незначительное повышение уровня шумов. Когда его нужно включать и нужно ли вообще — решать вам. Обычно задействовать такую функцию при съемке широкоугольным объективом бывает скорее полезно.

Да, есть и положительная сторона у эффекта виньетирования — незначительный его эффект, наряду с другими приемами (использование контрастных переходов, световых акцентов и т.п.) дополнительно концентрирует внимание зрителя на модели, в особенности, если человек находится в центре кадра. На портретных снимках многие фотографы любят вручную добавить этот эффект, подбирая на свое усмотрение лучшую плотность, градацию и площадь затемнения.

В третьей части материала я познакомлю вас с дисторсией, ее разновидностями и способами борьбы с ней.

Ссылка на основную публикацию