Живопись пламенем | Foto-kadr.ru

Живопись пламенем

Живопись пламенем

Модель: Макс Калашников.

Текст урока:

К мудрецу пришёл человек и сказал: «На моём дворе соседская курица снесла яйцо. Двор мой — значит, и яйцо принадлежит мне?» «Ты прав», — ответил мудрец. После пришёл другой человек и сказал: «Моя курица снесла на соседском дворе яйцо. Это же моя курица — значит, яйцо принадлежит мне?» » Ты прав», — ответил мудрец. К мудрецу подошла его жена и сказала, что оба человека не могут быть правы в этом споре. Мудрец посмотрел на неё, подумал и ответил: «Хм. да ведь и ты права!»

Так и начинающие фотографы считают, что необычные и оригинальные, достойные всеобщего внимания, можно сделать только дорогой профессиональной фотоаппаратурой и только в хорошей студии. И они правы, но только до того момента, пока сами не становятся профессионалами. Тогда они уже говорят, что стоимость техники — это ничто, и им всё равно, чем снимать, хоть и самой дешёвой «мыльницей». И они тоже правы (однако, пока никто из них на «мыльницу» не перешёл).

Так что, как видите, вроде бы правы все. Давайте и мы посмотрим, что можно сделать далеко не самой сложной камерой, нужно только, чтобы в ней была выдержка до 30 секунд и чтобы вы тоже имели выдержку.

Некоторые фотографы аргументировано доказывали мне, что эта работа — результат компьютерной графики, притом все их доводы настолько убедительны, что если бы я сам не сделал этот снимок, то поверил бы им. Но это неправда. Мало того — эта фотография выполнена одним кадром, без применения сложных спецэффектов и компьютерной графики. Всё настолько просто, что, поняв идею, каждый может реализовать её по-своему и своими средствами. Главное здесь — творческий подход.

Как сделано фото?

Съёмка проводится в помещении при постоянном слабом рисующем свете от фонарика или студийного осветителя. Если в начале экспонирования используется вспышка, её мощность должна быть меньшей, чем требуется для нормального освещения, иначе кадр будет переэкспонирован (пересвечен). Нажав на спуск камеры, быстро поджигаете заранее подготовленную скрученную газету. Этим факелом водите вокруг человека там, где хотите чтобы на готовом снимке было изображение огня. Для получения нужного рисунка пламени имеет значение количество и плотность её скручивания (это не шутка :)). Очень важно, чтобы модель во время экспонирования (все 30 секунд) стояла неподвижно до щелчка закрытия затвора камеры. Только после этого можно снова включить освещение в студии.

На схеме фотокамера и модель расположены по отношению к источнику пилотного света (или к фонарику).
Вся сцена (портрет и огонь) снимается одним кадром. Если до работы огнём рисующий свет был установлен ниже уровня лица модели, создаётся впечатление, что человека освещает только горящий огонь. Усилить этот эффект можно, используя цветное освещение — жёлтое или красное.

На фото — справа размещён софтбокс. Модель опирается о спинку стула. Ёмкость с водой для гашения горящего факела находится слева.

Из нескольких дублей выбирается самый удачный кадр:

Маленькие хитрости

Для получения этого изображения использовались вспышка и пилотный свет студийного моноблока с софтбоксом, время экспозиции — 30 секунд.
Если есть возможность, установите баланс белого камеры на самую низкую температуру (ниже, чем у рисующего света), это оттенит человека на фоне огня и сделает вашу работу ещё необычнее.
Желательно, чтобы фон был чёрным — конечно, если вы только не хотите ввести в кадр предметы на заднем плане, что, кстати, может быть довольно интересно.
При слишком ярком рисующем свете, кроме модели и огня, камера запишет размытые силуэты. Т.е. вас, бегающего с факелом.
Предварительно следует навести резкость и заблокировать автофокусировку.

Параметры съемки

ISO 100, фокусное расстояние 50 мм (в эквиваленте для 35-миллиметровых камер), баланс белого в автоматическом режиме с компенсацией в сине-фиолетовую сторону, выдержка 30 с, f/14.

Для тех кто не понял

Ставите человека. В камере «включаете» выдержку на 30 секунд. Поджигаете газетку и в полной темноте ею водите вокруг человека. Затем эту газетку тушим в тазике с водой. Ждёте щелчка камеры.
Это всё! Включаем свет и смотрим что получилось.

Оборудование:

1 моноблок, 1 софтбокс, источник постоянного света (например, фонарик).

Живопись огня, или Когда хулиганство в подъездах становится искусством

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Если поджечь бумагу, обычно остается лишь горстка пепла, и больше ничего. Но если «окуривать» поверхность дымом от свечи или керосиновой лампы, то с помощью копоти можно рисовать настоящие картины. Именно так делали первобытные люди тысячи лет назад, оставившие после себя всемирно известные образцы наскальной живописи.

В современном искусстве технику фумажа (рисование огнем) первым применил художник-сюрреалист Вольфганг Паален. В 1930-е гг. он снова стал использовать огонь подобно краске. Эта техника не стала популярной, но сохранилась до наших дней.

Современный канадский художник Стивен Спазук (Steven Spazuk) в одном из интервью рассказал, что начал экспериментировать с фумажом, когда увидел сон. «Я был в галерее и смотрел на черно-белый пейзаж, и я знал, что эта картина была сделана с помощью огня, и я полностью «понял» эту технику», — сказал он. «Это было в апреле 2001 года, и с тех пор я работаю с огнем».

Нетрадиционная техника часто приводила к непредсказуемым результатам. Это очень заинтриговало художника. Как утверждает Спазук на своем сайте, даже управляемый огонь может быть «как конструктивной, так и разрушительной силой».

Для работы художник использует очень простые инструменты: зажигалку, кисти и перья, которыми «из сажи формирует форму и свет». Акриловыми красками дорисовываются небольшие цветные элементы. Так из-под рук художника выходят птицы, портреты, загадочные фигуры, оружие.

Стивен Спазук для своих работ использует одну из самых мощных стихий, огонь. Он издавна привлекает людей, взывая к первобытным ощущениям. Именно поэтому во всем мире
пользуются огромной популярностью фестивали огня, которые порой превращаются в настоящие первобытные вакханалии .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Презентация по искусству » Образ огня в живописи»

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ огня в живописи.

Огонь — важнейшая составляющая часть нашей жизни. Трудно себе представить жизнь человека без этого элемента. Огонь как олицетворение жизни и тепла с доисторических времен волновал воображение людей. Ему посвящено огромное количество художественных произведений.

Автор этих двух картин – Гюбер Робер Год написания обеих картин – 1787г. На этих картина огонь олицитворяет поражение и смерть.

Чесменский бой в ночь на 25 июня 1770г.

Автор: Айвазовский И. К. Год написания картины: 1848г. На этой картине пламя указывает на поражение турецкого флота в Чесменском бою 1770г.

Автор: Ефошкин С. Год написания: 18в. Огонь на этой картине является источником тепла, доброты.

Автор: Богданов-Бельский Н. П. Год написания: 1920г. На этой картине огонь является символом дружбы.

Ночь на Ивана Купалу

Автор: Соколов И. И. Год написания: 1856г. На этой картине огонь изображен в виде мифического образа.

Автор: Кудряшова Г Год написания: 2012г. Здесь огонь изображен как источник тепла.

  • Булатникова Зинаида АнатольевнаНаписать 2024 13.12.2017

Номер материала: ДБ-954559

    13.12.2017 259
    13.12.2017 535
    13.12.2017 1715
    13.12.2017 459
    12.12.2017 281
    12.12.2017 756
    12.12.2017 342
    12.12.2017 256

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Огонь как противоречивый образ в творчестве художников

Огонь — важнейшая составляющая часть нашей жизни. Трудно себе представить жизнь человека без этого эллемента!

Огонь как олицетворение жизни и тепла с доисторических времен волновал воображение людей!

Ему посвящено огромное колличество художественных произведений.

Правда, художники по-разному трактовали образы огня: в одних огонь выступает как спасение, в других как погибель для человека! В большинстве художественных изображений тема огня присутствует в трагических моментах истории человечества.

Например: картины, изображающие пожар в Риме.

Гюбер Робер. Пожар в Риме.

Изображение военных событий. Огонь олицетворяет на этой картине поражение и смерть.

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900)

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

1848. Национальная картинная галерея им. И. К. Айвазовского, Феодосия

Еще один трагический образ огня времен соцреализма.

Тушение пожара на нефтеперегонном заводе в гор. Грозном. 1975 г.

А вот изображение огня в простой бытовой ситуации. Здесь нет никакой угрозы. Огонь как помощник человека!

Образ огня в картине художницы Меценатовой Валерии.

«Ночные стражи», XVIII век. Художник Ефошкин С.

«Костер», художник Гончарова Екатерина, акварель.

Картина «У костра» художник Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945), Россия

«Костер в ночи», Кудряшева Г.

Огонь поистине мистико-философский символ. Если обратиться к древнегреческим мифам, то мы видим, что огонь — первоисточник всего сущего, символ познания и движения.

Огонь издревле использовался во всевозможных ритуалах у разных народов!

Мистическое представление огня в картине И. И. Соколова «Ночь на Ивана Купалу», 1856 год

Генрих Семирамидский «Ночь накануне Ивана Купала» (1880-е годы)

Еще одно мистическое видение огня в картине Н.К. Рериха

Н.К. Рерих. Заклинатель. 1943, Государственный музей Востока, Москва

В этой картине огонь олицетворяет силы добра и защиты от темных сил.

Н.К. Рерих «Пречистый град-врагам озлобление»

В нашем сознании образ огня также связан с адскими муками.

Но так же огонь и символ очищения!

Итак, образы огня в живописи были и остаются вечными, а символика их очень богата.

Живопись пламенем

  • Главная
  • О нас
    • Цели и задачи
    • Основные направления
    • Краткая история
    • Участники объединения
    • Партнёры
  • Дискография
    • Музыкальные диски
    • Поэтические аудиокниги
    • Прозаические аудиокниги
  • Библиотека
    • Harper Castle «Я — книга»
    • Артём Аргунов — «Перо — орудие души!»
    • Владимир Янель — «Мечта приходит к нам сама»
    • Николай Дик — «Полёт души»
    • Сборник «Литературная среда. Лучшее 2016-2017»
  • Школы
  • Услуги
    • Запись и распространение аудиокниг
  • Предложения
    • Оформить подписку на аудиожурнал «Мир творчества»
    • Радиопрограмма «Неизвестная звезда»
    • Специальное предложение библиотекам!
    • Принять участие в музыкальном сборнике «Любовное измерение»!
    • Принять участие в музыкальном сборнике «Формат души»!
    • Вакансии
  • Контакты

> Картины огнём, или удивительная живопись Стивена Спазука»> Картины огнём, или удивительная живопись Стивена Спазука

Да, да, именно огнём! А вы знакомы с таким видом искусства? Если нет, то добро пожаловать к нам на интересную беседу. Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости нашего сайта.

Сегодня я с радостью поделюсь с вами некоторыми знаниями в области живописи огнём. Думаю, смогу вас удивить и познакомить с уникальным художником франко-канадского происхождения, имя которого Стивен Спазук (Steven Spazuk).

Огонь… Интересно, а что это в вашем понимании? Я знаю, например, что у одних это слово вызывает ассоциации с разрушительной силой и опасностью, у других – с теплом и уютом. На самом деле, действительно, огонь – это стихия, вызывающая противоречивые ощущения и мысли. С одной стороны – это важнейшая неотъемлемая составляющая нашей жизни, и является олицетворением жизни, тепла, света и т.д. С другой – это по-настоящему губительная сила, опасность и разрушительный фактор. И так как мы сегодня говорим о живописи, то отмечу, что многие художники всех времен тоже по-разному трактовали образы огня в своих произведениях: в одних огонь выступал спасением, в других – гибель для всего живого.

Но в руках уникального художника Стивена Спазука, с которым я вас сегодня и познакомлю, огонь стал инструментом искусства. Более того, ему удалось возродить эту технику рисования и продолжить традиции, которыми владели наши далёкие предки – первобытные люди, а также — сюрреалисты ХХ века. А ведь, действительно, это давно всеми забытое рисование копотью, нашло место и в современном искусстве. И даже хулиганство в подъезде приобретает новый смысл, если за дело берётся талантливый мастер живописи.

Используя необычный дымчатый эффект, который достигается с помощью применения техники «Фюмаж», что с французского Fumage переводится как копчение или окуривание. Проще говоря, использование для рисования копоти от пламени свечи или факела .

Стивен Спазук, как и многие другие художники, начинал свою творческую карьеру с карандашных набросков и элементарных этюдов. Затем последовала живопись акварелью, после маслом и акрилом. Спустя некоторое время, художник пожелал расширить свои творческие возможности и занялся аэрографической живописью, которая поглотила с головой Стивена и очаровала плавными очертаниями фигур и мягкими градиентами, чего можно было добиться только с помощью аэрографа. Но со временем и этого ему стало мало. В 2001 году Стивен впервые откладывает в сторону краски и аэрограф, и с этого момента начинает отсчет «эра огненной живописи». Вот что говорит об этом сам художник (цитата из интервью) :

«Я видел сон, где нахожусь в галерее и смотрю на черно-белый пейзаж, и я знал, что эта картина была сделана с помощью огня, и я полностью «понял» эту технику. Это было в апреле 2001 года, и с тех пор я работаю с огнем».

В процессе творения этих уникальных картин, используемая нетрадиционная техника приводит к весьма непредсказуемым результатам. Всегда присутствует загадка и спонтанность, а порой и сам замысел будущего произведения отсутствует и процесс походит на импровизацию. А идею художнику подсказывает пламя свечи и след копоти на поверхности. И как следствие в результате рисунки выходят лучше, чем даже можно было представить. Цитата Стивена:

«Я не контролирую ничего, я просто даю возможность свече и ее пламени делать свою работу. А затем смотрю, что получилось. Обычно это абстрактные фигуры из сажи, в которых, впрочем, можно увидеть будущую картину. Рассматривая эти фигуры, я вдруг могу увидеть в них локоть, коленку, грудь или ногу, — значит, так тому и быть»

Затем, как основной эскиз нанесён, начинается следующий этап, не менее кропотливый и увлекательный. Для прорисовки мелких деталей, придания своим фантазиям более четких очертаний и для передачи более точной образности, Стивен использует набор тонких кистей, разных щеточек, иголок и даже птичье перо.

А для того, чтобы подчеркнуть необходимый оттенок в цветной иллюстрации, Стивен Спазук использует технику прорисовки акриловыми красками.

Для фиксации изображения на поверхности, художник нашел прекрасное решение благодаря всевозможным лакам и специальным гелям. Это также послужило созданию масштабных картин. Для больших полотен художник рисовал несколько фрагментов, которые потом соединялись в одну большую художественную композицию.

Во многих своих работах, художник Стивен Спазук закладывает смысл о защите всего живого вокруг нас, о взаимодействии человека с природой и о влиянии человечества на окружающий мир. А так же стоит отметить, что автор всегда передаёт в своих картинах особую глубину, выразительность и основную мысль.

Если вас заинтересовало творчество Стивена Спазука, то мы можем приоткрыть завесу таинственности и немножечко понаблюдать за столь интересным и завораживающим процессом создания картин в прекрасном дуэте Стивена и противоречивой стихии – огня. А для этого я предлагаю вам посмотреть следующее видео:

Ну что, друзья, понравилась вам наша сегодняшняя встреча?

Жду в комментариях ваше мнение о том, как вы относитесь к такому виду искусства…

Благодарю вас за внимание! Желаю отличных выходных и хорошего настроения!

Всех благ вам

Если Вы разделяете деятельность ЛМО «Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • мастер-класс фотографии (27)
  • POLEZNOSTI (23)
  • гламур (17)
  • Портфолио — советы моделям (16)
  • Домашняя студия — антикризисный вариант (11)
  • фотография обьектов игра света и тени (8)
  • фотоподборки (юмор) (8)
  • Лучшие сайты по фототехнике (6)
  • Весь спектр оборудования dlya foto (5)
  • samoe raznoe (4)
  • Самые оригинальные идеи бизнеса! (3)
  • гении photoshopa (3)
  • фото на брелом фоне (3)
  • поза фотографа (3)
  • ли4ние фото Павленко Юлии (3)
  • сервис поиска дубликатов фотографий (1)
  • лу4шее фото от4ы и дети (1)
  • архитекрура от (1)
  • photoshop от pavlula (0)

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Живопись пламенем

Вторник, 24 Марта 2009 г. 23:08 + в цитатник

Автор: Эдуард Стельмах (www.fotokiev.com)
Модель: Макс Калашников.

Так что, как видите, вроде бы правы все. Давайте и мы посмотрим, что можно сделать далеко не самой сложной камерой, нужно только, чтобы в ней была выдержка до 30 секунд и чтобы вы тоже имели выдержку.

Некоторые фотографы аргументировано доказывали мне, что эта работа — результат компьютерной графики, притом все их доводы настолько убедительны, что если бы я сам не сделал этот снимок, то поверил бы им. Но это неправда. Мало того — эта фотография выполнена одним кадром, без применения сложных спецэффектов и компьютерной графики. Всё настолько просто, что, поняв идею, каждый может реализовать её по-своему и своими средствами. Главное здесь — творческий подход.

Как сделано фото?

Съёмка проводится в помещении при постоянном слабом рисующем свете от фонарика или студийного осветителя. Если в начале экспонирования используется вспышка, её мощность должна быть меньшей, чем требуется для нормального освещения, иначе кадр будет переэкспонирован (пересвечен). Нажав на спуск камеры, быстро поджигаете заранее подготовленную скрученную газету. Этим факелом водите вокруг человека там, где хотите чтобы на готовом снимке было изображение огня. Для получения нужного рисунка пламени имеет значение количество и плотность её скручивания (это не шутка :)). Очень важно, чтобы модель во время экспонирования (все 30 секунд) стояла неподвижно до щелчка закрытия затвора камеры. Только после этого можно снова включить освещение в студии


На схеме фотокамера и модель расположены по отношению к источнику пилотного света (или к фонарику).

Вся сцена (портрет и огонь) снимается одним кадром. Если до работы огнём рисующий свет был установлен ниже уровня лица модели, создаётся впечатление, что человека освещает только горящий огонь. Усилить этот эффект можно, используя цветное освещение — жёлтое или красное.

На фото — справа размещён софтбокс. Модель опирается о спинку стула. Ёмкость с водой для гашения горящего факела находится слева Из нескольких дублей выбирается самый удачный кадр:


Маленькие хитрости

Для получения этого изображения использовались вспышка и пилотный свет студийного моноблока с софтбоксом, время экспозиции — 30 секунд.
Если есть возможность, установите баланс белого камеры на самую низкую температуру (ниже, чем у рисующего света), это оттенит человека на фоне огня и сделает вашу работу ещё необычнее.
Желательно, чтобы фон был чёрным — конечно, если вы только не хотите ввести в кадр предметы на заднем плане, что, кстати, может быть довольно интересно.
При слишком ярком рисующем свете, кроме модели и огня, камера запишет размытые силуэты. Т.е. вас, бегающего с факелом.
Предварительно следует навести резкость и заблокировать автофокусировку.
Параметры съемки

ISO 100, фокусное расстояние 50 мм (в эквиваленте для 35-миллиметровых камер), баланс белого в автоматическом режиме с компенсацией в сине-фиолетовую сторону, выдержка 30 с, f/14.

Для тех кто не понял

Ставите человека. В камере «включаете» выдержку на 30 секунд. Поджигаете газетку и в полной темноте ею водите вокруг человека. Затем эту газетку тушим в тазике с водой. Ждёте щелчка камеры.
Это всё! Включаем свет и смотрим что получилось.

Оборудование:
1 моноблок, 1 софтбокс, источник постоянного света (например, фонарик). http://www.kaketosdelano.ru/lesson/223

Фламандская живопись в 6 вопросах

Рассказываем, как нидерландские художники XV века изменили представление о живописи, почему привычные религиозные сюжеты оказались вписаны в современный контекст и как определить, что имел в виду автор

Энциклопедии символов или иконографи­ческие справочники часто создают впечатление, что в искусстве Средневековья и Возрождения символика устроена очень просто: лилия олицетворяет чистоту, пальмовая ветвь — мученичество, а череп — бренность всего сущего. Однако на самом деле все далеко не так однозначно. У нидерландских мастеров XV века мы часто можем лишь догадываться, какие предметы несут в себе символический смысл, а какие — нет, и споры о том, что именно они значат, не утихают до сих пор.

1. Как библейские сюжеты переехали во фламандские города

На огромном Гентском алтаре При полностью открытых створках он составляет 3,75 м в высоту и 5,2 м в ширину. Хуберта и Яна ван Эйков с внешней стороны написана сцена Благовещения. За окном зала, где архангел Гавриил воз­вещает Деве Марии благую весть, видно несколько улиц с фахверковыми домами Фахверк (нем. Fachwerk — каркасная конструкция, фахверковая конструкция) — строительная техника, которая была популярна в Северной Европе в позднее Средневековье. Фахверковые дома воздви­гали с помощью каркаса из вертикальных, горизонтальных и диагональных балок из крепкого дерева. Пространство между ними заполняли глинобитной смесью, кирпичом или деревом, а потом чаще всего сверху белили. , черепичными крышами и острыми шпилями храмов. Это Назарет, изображен­ный в облике фламандского городка. В одном из домов в окне треть­его этажа видна висящая на веревке рубаха. Ее ширина всего 2 мм: прихожанин Гентского собора никогда не разглядел бы ее. Такое удивительное внимание к деталям, будь то отблеск на изумруде, украшающем корону Бога Отца, или бородавка на лбу заказчика алтаря, — одна из главных примет фламандской живописи XV века.

В годах в Нидерландах произошла настоящая визуальная револю­ция, оказавшая огромное влияние на все европейское искусство. Фламандские художники поколения новаторов — Робер Кампен (около 1375 — 1444), Ян ван Эйк (около 1390 — 1441) и Рогир ван дер Вейден (1399/1400–1464) — достигли небывалого мастерства в передаче реального визуального опыта в его почти тактильной достоверности. Религиозные образы, писавшие­ся для храмов или для домов состоятельных заказчиков, создают ощущение, что зритель, словно через окно, заглядывает в Иерусалим, где судят и распинают Христа. ​То же ощущение присутствия создают их портреты с почти что фотографиче­ским, далеким от всякой идеализации реализмом.

Они научились с невиданной убедитель­ностью изображать на плоскости трех­мерные предметы (причем так, что к ним хочется прикоснуться) и фактуры (шелка, меха, золото, дерево, фаянс, мрамор, ворс драгоценных ковров). Этот эффект реальности усиливался световыми эффектами: плотные, еле заметные тени, отражения (в зеркалах, доспехах, каменьях, зрачках), преломление света в стекле, синяя дымка на горизонте…

Отказавшись от золотых или геометрических фонов, которые долго господ­ствовали в средневе­ковом искусстве, фламандские художники стали все чаще переносить действие сакральных сюжетов в реалистично выписанные — и, глав­ное, узнаваемые зрителем — пространства. Комната, в которой Деве Марии явился архангел Гавриил или где она нянчила младенца Иисуса, могла напоминать бюргерский или аристократический дом. Назарет, Вифлеем или Иеруса­лим, где разворачивались важнейшие евангельские события, часто приобретали черты конкретного Брюгге, Гента или Льежа.

2. Что такое скрытые символы

Однако нельзя забывать, что удивительный реализм старой фламандской жи­вописи был пронизан традиционной, еще средневековой символикой. Многие повседневные предметы и детали пейзажа, которые мы видим на панелях Кампена или Яна ван Эйка, помогали донести до зрителя богословское послание. Немецко-американ­ский искусствовед Эрвин Панофский в годах назвал этот прием «скрытым символизмом».

Например, в классическом средневековом искусстве святых часто изображали с их атрибутами. Так, Варвара Илиопольская обычно держала в руках малень­кую, словно игрушечную башню (в напоминание о башне, куда ее, по преда­нию, заточил отец-язычник). Это явный символ — тогдашний зритель вряд ли подразумевал, что святая при жизни или на небесах действительно ходила с моделью своего застенка. Напротив, на одной из панелей Кампена Варвара сидит в богато обставленной фламандской комнате, а за окном видна строящаяся башня. Так у Кампена привычный атрибут реалистически встроен в пейзаж.

Робер Кампен. Мадонна с Младенцем перед камином. Около 1440 года The National Gallery, London

На другой панели Кампен, изо­бразив Мадонну с Младенцем, вместо золотого нимба поместил за ее головой каминный экран из золотистой соломки. Повседнев­ный предмет подменяет золотой диск или корону лучей, расходя­щихся от головы Богоматери. Зритель видит реалистически выписанный интерьер, но понимает, что круглый экран, изображенный за Девой Марией, напоминает о ее святости.

Дева Мария в окружении мучениц. XV век Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique / Wikimedia Commons

Но не стоит думать, что фламандские мастера полностью отказались от явной символики: просто они стали использовать ее реже и изобретатель­нее. Вот анонимный мастер из Брюгге в последней четверти XV века изобразил Деву Марию, окруженную девами-мученицами. Почти все они держат в руках свои традиционные атрибуты Луция — блюдо с глазами, Агата — щипцы с вырванной грудью, Агнесса — агнца и т. д. . Однако у Варвары ее атрибут, башня, в более со­времен­ном духе вышит на длинной мантии (как на одеждах в реальном мире действительно вышивали гербы их владельцев).

Сам термин «скрытые символы» немного обманчив. На самом деле они вовсе не были спрятаны или замаски­рованы. Напротив, цель состояла в том, чтобы зритель их распознал и через них прочел то послание, которое до него стре­мился донести художник его заказчик — в иконографи­ческие прятки никто не играл.

3. И как их распознать

Триптих Мероде — один из тех образов, на которых историки нидерландской живописи поколениями отрабатывают свои методы. Мы не знаем, кто именно его написал, а потом переписывал: сам Кампен или из его уче­ников (в том числе самый известный из них — Рогир ван дер Вейден). Что важнее, мы не до конца понимаем смысл многих деталей, и исследователи продолжают спорить о том, какие предметы из новозаветно-фламандского интерьера несут в себе религиозное послание, а какие перенесены туда из реального быта и являются лишь декорацией. Чем лучше символика скрыта в повседневных вещах, тем труднее понять, есть ли она там вообще.

На центральной панели триптиха написано Благовещение. На правой створке Иосиф, муж Марии, трудится в своей мастерской. На левой заказчик образа, встав на колени, через порог устремил свой взор в комнату, где разворачивает­ся таинство, а за его спиной благочестиво перебирает четки его жена.

Судя по гербу, изображенному на витражном окне за спиной Богоматери, этим заказчиком был Петер Энгельбрехт — богатый торговец тканями из Мехелена. Фигура женщины у него за спиной была дописана позже — вероятно, это его вторая жена Хельвиг Билле Возможно, триптих был заказан еще при первой супруге Петера — им не удава­лось зачать ребенка. Скорее всего, изобра­жение предназначалось не для церкви, а для спальни, гостиной или домашней часовни хозяев. .

Благовещение разворачивается в декорациях богатого фламандского дома, возможно, напоминавшего жилище Энгельбрехтов. Перенос сакрального сюжета в современный интерьер психологически сокращал дистанцию между верующими и святыми, к которым они обращались, а заодно сакрализовал их собственный быт — раз уж комната Девы Марии так похожа на ту, где они ей молятся.

Ссылка на основную публикацию