Заполняющая вспышка | Foto-kadr.ru

Заполняющая вспышка

Принцип работы заполняющей вспышки

Каждому мало-мальски знакомому с искусством фотографии человеку должно быть хорошо известно такое важное устройство, как вспышка. Умелое и грамотное ее использование способно оживить самую, казалось бы, обычную сцену и превратить фотоснимок в настоящий шедевр. В то время как при необдуманном использовании вспышки, даже самые интересные, нестандартные и грандиозные, на ваш взгляд, идеи вряд ли, принесут желаемый результат — более того, объект может оказаться пересвечен, а цвет и объем полностью уничтожены. Данная статья поможет вам разобраться, по каким принципам работает заполняющая вспышка Canon EOS и в каких случаях ее следует применять, чтобы каждая фотография, созданная вами, получалась достойной и приносила вам только позитивные эмоции.

Что такое заполняющая вспышка?

Говоря простым языком, заполняющая вспышка — это вспышка, которая используется с целью заполнения всех теневых участков изображения. Таким образом, когда объект вашей съемки либо какая-то одна его часть находится в тени, заполняющая вспышка позволит правильно подсветить места, которые оказались сильно затененными, совершенно не засветив при этом те участки сцены, на которых не наблюдается никаких проблем с яркостью.

В своей практике фотограф часто сталкивается с такими ситуациями, когда освещение фона является гораздо более ярким, нежели освещение самого объекта съемки — такое может быть, например, если человек позирует на фоне заката солнца. Здесь возникает необходимость в правильной экспозиции, однако, этого может оказаться недостаточно. Дело в том, что фотоаппарат просто не способен зарегистрировать достаточный объем света, хотя для человеческого зрения абсолютно все элементы сцены выглядят хорошо освещенными. Есть вероятность того, что при слишком ярком фоне сам объект съемки получится недостаточно освещенным и недостаточно экспонирован — для того, чтобы избежать этой проблемы, рекомендуется обязательно использовать заполняющую вспышку Canon EOS, которая в данном случае сможет стать наиболее оптимальным решением.

Когда используется заполняющая вспышка

Как правило, для получения идеальных фотоснимков заполняющая вспышка обязательно должна использоваться в тех случаях, если объект съемки:

1. находится в тени;

2. освещен гораздо меньше по сравнению с фоном;

3. находится на небольшом расстоянии от фотоаппарата (не более двух или двух с половиной метров), иначе вспышка не достанет до объекта съёмки.

Работа с экспозицией Canon EOS

Как правильно компенсировать экспозицию при фотосъемке с заполняющей вспышкой, хороший вопрос. Наверняка, каждый фотограф-новичок уже успел заметить, что если фотографировать людей на фоне синего неба или заката без применения вспышки, на снимке будут видны только их силуэты. Однако в некоторых ситуациях аналогичный результат может получиться и при фотографировании с заполняющей вспышкой, так как вспышка может недосветить объект из-за неправильного автоматического выбора силы импульса. В большинстве случаев автоматический режим срабатывает отлично, но если приходится снимать при довольно сложных условиях, например, при контровом свете либо слишком ярком закате солнца он может подвести фотографа — ошибочно решив, что количество света достаточное, автоматика значительно уменьшает силу импульса.

Избежать этого можно, вручную увеличив силу заполняющей вспышки. Специально с этой целью почти все внешние вспышки Canon, а также зеркальные фотокамеры Canon EOS — исключение составляет только лишь Canon EOS 300D – оснащены специальной функцией под названием Flash Exposure Compensation, что означает компенсацию экспозиции во время съемки со вспышкой. Благодаря этой функции фотограф может, как усиливать мощность импульса вспышки, так и снижать ее, в зависимости от конкретной ситуации.

Стоит иметь в виду, что данная функция не оказывает никакого влияния на экспонирование фотоснимка в целом — специально для этого в зеркальных фотоаппаратах Canon EOS имеется функция Exposure Compensation, то есть, компенсация экспозиции. Данную функцию рекомендуется использовать во время фотосъемки в темных помещениях, в вечернее и ночное время суток, а также при любых других ситуациях, когда существует необходимость в балансировании недостаточного освещения с импульсом заполняющей вспышки. О сайте fotomtv.

Моделирующая и заполняющая вспышки

Моделирующая вспышка
Говоря о моделирующей вспышке, мы имеем в виду использование вспышки в качестве основного источника света, направленного на объект, при этом естественного освещения явно недостаточно. Это наиболее часто предпочитаемый метод, используемый при работе с большим увеличением, когда задачей фотографа является запечатлеть небольшие подвижные объекты. Большинство современных камер имеют выдержку синхронизации со вспышкой равную приблизительно 1/125 секунды — это вполне адекватно «замораживает» любое движение, делая возможным использование низкочувствительной пленки и небольших значений диафрагмы. Съемка активных существ при естественном освещении была бы непрактичной, поскольку повышенное увеличение обусловливает использование более длительной выдержки, в силу чего снимок получается размытым.

Следует иметь в виду, что моделирующая вспышка, если использовать ее с малой диафрагмой, создает темный фон и резкие тени. В сочетании с невысоким увеличением и при более широкой диафрагме в ясный солнечный день солнце превратится во второстепенный источник света и таким образом снизит эффект затемнения заднего плана, возникающий вследствие применения вспышки.

В крупноплановой фотографии установка вспышки на «горячий башмак» создает свои проблемы. Малое расстояние от объектива до объекта съемки приводит к невозможности равномерно осветить объект. Поэтому вспышку следует располагать отдельно от камеры. Идеальное положение для вспышки — над концом объектива, под углом примерно 45 градусов к объекту. Вам понадобится синхрокабель и какой-нибудь кронштейн, чтобы закрепить вспышку именно там, где требуется. Некоторые фотографы держат вспышку вручную над объективом. Я не сторонник такого подхода — это неудобно и мешает равновесию; кроме того, это может помешать должным образом установить и удержать готовую систему.

Заполняющая вспышка
При съемке объекта с использованием имеющегося дневного освещения в качестве основного источника света, даже если его уровень вас не устраивает, все равно иногда имеет смысл использовать вспышку. При этом сама вспышка не превращается в основной источник света; она дает дополнительное освещение теневым или затемненным участкам кадра так же, как это делает отражатель. При правильном применении она поможет вам контролировать контрастность в яркие солнечные дни. Кроме этого, вспышка может, напротив, добавить яркости в пасмурную, хмурую погоду, когда цвета на пленке часто теряют насыщенность и кажутся плоскими. В отличие от моделирующей вспышки, которая является основным источником света, заполняющая вспышка действует в гармонии с имеющимся освещением.

При съемке с заполняющей вспышки стоит помнить об одной важной вещи: вы собираетесь использовать вспышку не для того, чтобы остановить движение, но для того, чтобы получить дополнительное освещение и высветить теневые участки кадра. Контролирующий фактор здесь — показатель освещенности. Достижение баланса между яркостью вспышки и дневным освещением фотографы нередко считают сложной задачей. Для того чтобы лучше понять эту концепцию, следует думать о вспышке, имея в виду конкретные цифры.

Многие наиболее значительные производители вспышек предлагают так называемый режим автоматического заполнения, когда устройство работает согласованно с корпусом вашей камеры. В данном режиме вспышка сама определяет необходимую мощность импульса. Вы можете изменять интенсивность света, работая с диском коррекции и производя настройку вручную. В качестве альтернативы можно изменять силу освещения непосредственно на самой вспышке, где имеется шкала с шагом в 1/3 ступени. Потребуется сделать несколько пробных снимков, используя вашу собственную камеру и вспышку, изменяя значения на Уз с тем, чтобы добиться оптимального соотношения. Например, работая с заполняющей вспышкой Nikon Speedlight SB-80DX в автоматическом режиме на камере Kodak DCS Pro 14/nx, я обычно уменьшаю силу импульса примерно на 1-1.8. Я считаю, что большинство снимаемых объектов хорошо смотрятся при освещении в этом пределе. Работая с Mamiya 645 AFD, я обычно устанавливаю показатель заполняющей вспышки на -1,3 или -1,7. Большие значения оправдывают себя при съемке грибов и бабочек в затененных участках леса. Так я получаю достаточно света, чтобы повысить контрастность снимка.

При съемке подвижных объектов заполняющая вспышка используется более ограниченно. Фотографирование насекомых с заполняющей вспышкой в пасмурный день может быть оправданно, только если объект остается полностью неподвижен. Этого зачастую нелегко добиться. Любое движение запечатлеется на пленке, и получится второе изображение, похожее на призрак. Работа ранним утром и в пасмурную погоду, особенно когда температура чуть ниже, чем днем, предоставит вам хорошие возможности. Однако вам предстоит усердный поиск, поскольку в такое время и погоду многие насекомые прячутся среди растений. Некоторые фотографы рекомендуют охлаждать насекомых или оглушать их, используя двуокись углерода (углекислоту, углекислый газ). Однако, обездвижив живое существо подобным образом, вы никогда не получите естественное изображение. Если вы планируете продавать свои снимки, учтите, что данный прием станет абсолютно очевиден любому опытному натуралисту или энтомологу, который тут же скажет, что поза насекомого является результатом неэтичного обращения.

Заполняющая вспышка

Заполняющая вспышка обычно используется, чтобы «заполнить» теневые участки изображения. Если применять ее с умом, после анализа имеющейся сцены, заполняющая вспышка может дать неплохие результаты. Однако следует помнить, что нельзя бездумно применять ее для всех фотографий.

Когда используется заполняющая вспышка?

Прежде чем использовать заполняющую вспышку, нужно положительно ответить на три вопроса:

  • Находится ли объект в тени?
  • Фон освещен сильнее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если объект съемки (или его часть) находится в тени, заполняющая вспышка подсветит слишком затененные его области. Например, если человек надел в шляпу в яркий солнечный день, ее борты отбрасывают глубокие тени на лицо. Заполняющая вспышка подсветит эти тени, при этом, не засветив яркие области сцены.

Похожий пример. Контрастные тени на лице девочки при солнечном свете нейтрализованы

Если фон освещен ярче, чем объект съемки (например, человек стоит на фоне закатного неба), одной правильной экспозицией тут не обойтись. Несмотря на то, что для зрения все элементы сцены хорошо освещены, камера не может зарегистрировать достаточное количество света. Если фон слишком яркий, объект съемки, скорее всего, будет недостаточно освещен и даже недоэкспонирован, поэтому заполняющая вспышка может стать лучшим решением.

Солнечный свет падает сзади. Фотограф умело подсветил лицо девочки вспышкой, не засветив его

Тем не менее, даже если речь идет о двух выше описанных случаях, и ответ положительный, нужно рассмотреть третий вопрос. Если фотограф находится далеко от объекта съемки, заполняющая вспышка ему не поможет, особенно если речь идет о вспышке, встроенной в камеру – у нее слишком маленькая мощность.
Когда не используется заполняющая вспышка?

Вопросы, на которые вам нужно ответить, прежде чем включать вспышку, одинаковы для обоих случаев:

  • Объект или его часть находится в тени?
  • Фон светлее, чем объект?
  • Не слишком ли объект съемки отдален от камеры?

Если ответ на эти вопросы отрицательный, значит заполняющая вспышка вам не нужна. Тем не менее, есть еще несколько случаев, в которых вспышку использовать не рекомендуется.

Любая вспышка – сильный источник освещения. Если неверно ее использовать, заполняющая вспышка может пересветить объект и уничтожить объем и цвет. Если вы хотите сфотографировать, как солнце подсвечивает листья на закате, вспышку использовать не рекомендуется.

Если объект съемки представляет собой менее интенсивный источник освещения, чем заполняющая вспышка, например огонь или раскаленный уголь, вспышку также не стоит использовать: она испортит представление об объекте. Следует также помнить, что объект, снятый на ярком фоне и освещенный прямой вспышкой, теряет свой объем. Заполняющая вспышка делает его плоским. В подобных случаях лучше использовать отражатель света, или лайт-диск.

Как настроить вспышку?

Заполняющая вспышка должна быть использована таким образом, чтобы не пересветить объект и не пересилить другие источники света (в особенности, естественные). Чтобы добиться фотографий хороших фотографий, нужно знать:

  • Какова мощность вспышки, и какой интенсивности свет она дает при разной компенсации
  • Какой должна быть конечная фотография

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо поэкспериментировать со встроенной или внешней вспышкой в разных условиях освещения и на разных расстояниях. Это поможет определить, на каком расстоянии, и с какой мощностью вспышка делает изображение лучше, а не хуже.

Кроме того, нужно представить конечный результат. Будет ли фон в тени? Будет ли вся фотография хорошо освещена? Будет ли свет падать под углом, или прямая вспышка вас устроит? На эти вопросы нужно дать ответ еще до съемки, поскольку это определит вид освещения, и как вы будете его использовать: возможно, вы предпочтете отражатель, возможно – вспышку, снятую с камеры.

Как использовать заполняющую вспышку

Почему нужно использовать заполняющую вспышку

Все начинающие фотографы, когда приобретают первую зеркальную камеру, испытывают разочарование: почему дорогая камера не может отразить то. Что видят наши глаза, тогда как компактный фотоаппарат делает это с легкостью. Это потому, что зеркальные камеры предполагают оперирование ручными настройками для достижения наивысшего качества изображения. Этот урок поможет вам улучшить качество ваших фотографий.

1. В чем проблема?

Самая большая проблема возникает, когда источник света находится позади объекта съемки и вы получаете нормально проработанный задний план с темным силуэтом объекта съемки. В автоматическом режиме камера анализирует свет, и считает, что вспышка не нужна, хотя на самом деле ее нужно использовать. Это обычное явление, и хотя вы можете подумать, что было бы стыдно использовать встроенную вспышку, чтобы исправить это, результат на самом деле получается намного лучше, чем ожидалось. Сравните эти две фотографии. На фото справа использовалась вспышка.

2. Как это исправить

Перед тем, как использовать вспышку, подумайте, что вы будете снимать и является ли использование вспышки необходимым. Во многих случаях можно получить хороший результат и без вспышки. Однако, если вы хотите сделать снимок без бликов от линз, которые возникают при расположении солнца спереди, тогда эта техника для вас.

Есть много вариантов, как контролировать свет от вспышки. Она может стоять как на камере, так и вне камеры, а также можно регулировать мощность вспышки. На фотографии ниже я решил оставить вспышку на камере, чтобы подчеркнуть ягоды, освещая больше всего их, а не окружающие листья. Тем не менее я снизил мощность вспышки на одну ступень. О том, почему я это сделал. Расскажу в пункте 4.

На фото внизу вспышка была снята с камеры и стоит немного сбоку. Для того, чтобы осуществить управление вспышкой, стоящей отдельно от камеры, необходимо использовать радиосинхронизатор (приобретается отдельно, но некоторые фотокамеры могут управлять вспышками) или синхрокабель PC (самый дешевый вариант). В условиях мягкого вечернего освещения тот факт, что вспышка стояла немного сбоку, позволил мне получить освещение, дающее некоторый объем и выглядящее более естественно. если бы я оставил вспышку на камере. то получил бы плоское освещение, называемое «вспышка в лоб» и считающееся дурным тоном. Опять же, мощность вспышки была снижена.

3. Как использовать это?

Первое, что нужно отметить, если вы снимаете в яркий солнечный день, и используете вспышку в качестве заполняющей, чтобы смягчить тени, то используйте ISO 100. Повышать его нет нужды.

Если же вы снимаете вечером и хотите получить нормально проработанный фон, возможно стоит повысить ISO до 400.

Подумайте, как вы хотите осветить объект съемки: использовать вспышку для заполнения теней или как основной источник света, чтобы создать другой светотеневой рисунок на лице? Жесткие, резкие, глубокие тени могут выглядеть неестественно, поэтому будьте осторожны с их использованием.

Сила света вспышки также зависит от расстояния. Если ваша вспышка не регулируется по мощности, вам нужно подумать где и на каком расстоянии поместить ее, чтобы не допустить переэкспонирования и неестественности. Посмотрите на фото ниже. На первом снимке вспышка стояла слишком близко, на втором я передвинул ее подальше. Разница в освещении сразу заметна.

Если вы любите снимать природу или увлекаетесь макросъемкой, то нужно очень хорошо освоить технику использования заполняющей вспышки. так как она применяется постоянно, чтобы получить хорошее освещение в затемненных местах, без эффекта неестественности. Если вспышка применяется правильно, ее применение не заметно для зрителя.

4. Соотношение вспышки и окружающего освещения.

Может быть немного непонятно, что такое соотношение, но я постараюсь объяснить это как можно проще. Соотношение в основном определяет, насколько мощной будет вспышка в какой-либо ситуации. Однако. помните, что в фотографии нет правил, только рекомендации, поэтому играйте со светом столько, сколько хотите.

Когда я говорю о соотношении, то имею ввиду всегда, что экспозиция остается постоянной и равной единице, а свет вспышки и окружающий свет – это ее составляющие.

1:1 означает, что света достаточно. чтобы не использовать вспышку или что нет никакого освещения и используется только вспышка.

2:1 означает, что вспышка и окружающий свет вносят равный вклад в экспозицию (окружающий свет 1 + вспышка 1: экспозиция 1)

3:1 Вот тут уже становится сложнее. Здесь возможны два варианта. Окружающее освещение в два раза сильней, чем вспышка. В этом случае получается «окружающий свет 2 + вспышка 1:экспозиция 1). Компенсацию экспозиции вспышки при этом нужно установить на -1EV. Второй вариант – вспышка дает в два раза больше света, чем окружение. В этом случае компенсация экспозиции вспышки ставится на +1EV. В действительности это уже не заполняющая вспышка. поэтому мы не рассматриваем этот способ.

5:1 Это означает, что окружающее освещение в 4 раза сильнее света от вспышки. В этом случае компенсация экспозиции вспышки устанавливается — 2EV. Некоторые могут возразить, что толку от вспышки в этом случае будет мало, однако это не так. На самом деле разница не будет такой существенной. В любом случае нужно экспериментировать и подбирать соотношение более точно. Здесь работает принцип «лучше меньше да лучше», иначе вы рискуете забить светом вспышки естественное освещение и получить некрасивый кадр с неестественным освещением.

Заполняющая вспышка

Заполняющая вспышка приходит на помощь во многих ситуациях. Её можно использовать при съёмке в условиях высокой контрастности — при ярком солнечном свете. Она также довольно эффективна при съёмке портретов с освещением сзади, когда лицо оказывается в тени.

Проблема и сложность съёмки в таких ситуациях состоит в том, чтобы осветить вспышкой теневые области, но вместе с тем оставить эффект естественного освещения. Для этого требуется тщательно сбалансировать свет, испускаемый вспышкой, с естественным освещением.

Заполняющую вспышку также можно использовать, чтобы получить искорки в глазах, а также для того, чтобы в некоторой степени оживить фотографию — особенно в те дни, когда освещение довольно плоское. Опять же, нужно очень тщательно подобрать мощность вспышки, чтобы избежать эффекта искусственного освещения.

Метод проб и ошибок

Ещё недавно использование заполняющей вспышки подразумевало самый настоящий метод проб и ошибок. Чтобы сбалансировать мощность вспышки с экспозицией, получаемой от естественного освещения, требовались некоторые вычисления, не говоря об удаче. Камеры EOS решили эту проблему — теперь всю работу делает камера вместе со вспышкой SpeedLite. SpeedLite работает рука об руку с системой оценочного экспозамера камеры, определяя мощность вспышки, необходимую для того, чтобы получить фотографию, на которую приятно смотреть.

Чтобы фотографии перестали выглядеть как сфотографированные со вспышкой, используется изящное решение, называемое Automatic Flash Reduction (AFR). Мощность вспышки корректируется в соответствии с уровнем естественного освещения. Фон по-прежнему экспонируется корректно, а основной объект съёмки получает немного дополнительного освещения, чтобы соответствовать уровню.

Система AFR работает в режимах Av, Tv и в программном режиме (P). Всё, что вам нужно сделать — присоединить к камере SpeedLite, включить её, и нажать кнопку спуска затвора.

Компенсация мощности вспышки

Система AFR сделана, чтобы получать хороший баланс практически в любой ситуации, но ничто не идеально. Могут быть случаи, когда эффект вспышки выражен слишком сильно. Чтобы справиться с этой проблемой, некоторые камеры и вспышки SpeedLite дают возможность увеличить или уменьшить мощность вспышки (соответственно, компенсацию мощности). Любая компенсация, которую вы применяете, добавляется к компенсации, которую применила система AFR. Однако, компенсация системы AFR не всегда постоянна. Чем ярче естественное освещение, тем больше система уменьшает мощность вспышки. К примеру, в условиях очень сильной освещённости AFR уменьшает мощность вспышки примерно на 0.7 ступени. Если вы установите компенсацию вспышки -1 ступень, то итоговая компенсация составит -1.7 ступени.

Левая фотография этой иглохвостой игуаны сделана без вспышки — она слишком контрастна. На центральной фотографии показан результат работы вспышки в режиме авто-заполнения — вполне приемлемо, но света от вспышки слишком много. А на правой фотографии система AFR была отключена и компенсация мощности вспышки была установлена на -1 ступень. Таким образом, мы получили хороший баланс между естественным освещением и вспышкой.

В случае освещения сзади, наоборот, вы можете захотеть ещё больше мощности от вспышки. Соответственно, если вы установите компенсацию +1 ступень, то итоговая компенсация составит всего +0.3 ступени.

Всё это довольно запутанно, так что некоторые камеры позволяют отключить AFR с помощью функции CF14. Конечно, вам всё ещё нужно решать, какую компенсацию применить, но теперь, по крайней мере, вы начинаете с нуля. Пара тестовых кадров сюжетов, которые вы обычно снимаете — и вы вскоре поймёте, какую компенсацию стоит использовать.

Если вы смогли отключить AFR, сделайте серию кадров с разным уровнем компенсации. Таким образом вы поймёте, какая компенсация вспышки требуется разным сюжетам. В данном случае, по часовой стрелке сверху: без вспышки, заполняющая вспышка без компенсации, компенсация -1/3 ступени, компенсация -2/3 ступени.

Если вы довольны своими фотографиями, сделанными со вспышкой, то лучше остаться на AFR. Но если вы чувствуете, что могло бы быть и получше — смело отключайте AFR и делайте всё по-своему.

Камеры и вспышки Speedlite

Система автоматического уменьшения мощности вспышки есть во всех моделях камер EOS. Следующие модели позволяют отключить её: EOS D30, D60 (пользовательская функция CF10), EOS 1N, 1N, 3, DCS, D2000, 1D, 1Ds, 10D (пользовательская функция CF14), EOS5 — пользовательская функция CF16.

В случае работы камеры и вспышки системы A-TTL система автоматического уменьшения мощности включается только тогда, когда уровень естественного освещения достигает как минимум EV11. До уровня освещения EV13 мощность вспышки уменьшается на -0.5 ступени на каждое значение EV. При освещении EV13 и выше компенсация составляет -1.5 ступени. До уровня EV11 автоматическая компенсация не применяется. Алгоритм работы E-TTL примерно такой же, но работает лучше — в частности, в некоторых ситуациях компенсация может достигать -2 ступени.

Автоматическое уменьшение мощности вспышки включается как при использовании встроенной вспышки (если камера ей оборудована), так и при использовании внешней вспышки Speedlite. Компенсацию мощности вспышки (FEC) можно установить на следующих камерах: EOS 1N, 1V, 3, 30, 33, 5, 50, 50E, IX, DCS, D2000, 1D, 1Ds, D30, D60 и 10D. Также FEC можно установить вручную прямо на вспышках Speedlite 430EZ, 540EZ и 550EX (модели серии EZ несовместимы с цифровыми камерами EOS).

Заполняющая вспышка на фотоаппаратах Canon EOS

Не единожды услышав недоуменное «А вспышку-то зачем нацепил!?» от праздношатающейся публики, решил написать небольшой материал об использовании заполняющей вспышки на фотоаппаратах Canon EOS . Принцип работы заполняющей вспышки схож у всех производителей, поэтому – с некоторыми поправками – статья будет полезна и фотолюбителям, использующим аппаратуру других фирм.

Вспышка – необходимый атрибут при фотографировании в условиях недостатка света. Но из этого не следует делать несправедливый вывод о том, что она бесполезна, когда света достаточно. Современные фотоаппараты способны использовать вспышку в качестве «заполняющей» — призванной сбалансировать освещенность объекта съемки с естественной освещенностью сцены. Утрированно принцип работы прост: фотоаппарат экспонирует снимок так, будто вспышки не будет, прорабатывая общую освещенность сцены, а затем добавляет света на передний план несильным импульсом вспышки. Режим заполняющей вспышки позволяет вдохнуть жизнь в совершенно банальные фотографии или даже спасти сцену, без нее к фотографированию невозможную. Заполняющая вспышка поможет снять портрет на фоне заходящего солнца или достичь естественности, когда ярким днем объект находится в тени. Она смягчит жесткие тени на лице – бич портретов, снятых при ярком солнечном свете.

На сайте уже есть материал, посвященный использованию заполняющей вспышки в ручном режиме (M-manual). Но чаще хочется чего-нибудь попроще, без плясок и длительного настраивания параметров, без необходимости делать серии пробных фотографий, приводящих портретируемых в настроение, не способствующее раскрытию всего богатства и красоты их внутреннего мира. Фотоаппараты Canon EOS позволяют использовать заполняющую вспышку в автоматических режимах работы фотоаппарата, когда нет необходимости вносить поправки в экспозицию, выставленную автоматикой.

Что такое заполняющая вспышка?

По определению: снимок с заполняющей вспышкой – это снимок, в котором задний план (пейзаж вокруг объекта съемки; комната, при съемке в помещении) правильно проэкспонирован (не слишком темный или светлый) и поэтому естественно передан на изображении; а объект съемки или передний план снимка дополнительно подсвечен (заполнен) вспышкой. Правильно экспонированный задний план и основной объект съемки, подсвеченный вспышкой, сбалансированы на естественно выглядящем изображении. Заполняющую вспышку также используют для подсветки лица, которое без нее было бы темным, для смягчения жестких теней, да просто, чтобы добавить искорку в глаза портретируемого.

В применении заполняющей вспышки даже при ярком солнце нет ни секретов, ни сложностей. На большинстве фотоаппаратов Canon Eos в режиме заполняющей умеет работать и встроенная вспышка. В режимах автоматического определения экспозиции (Program (P) – режим программной автоэкспозиции, Tv – режим приоритета выдержки, Av – режим приоритета диафрагмы) просто поднимите встроенную вспышку фотоаппарата, нажав на соответствующую кнопку, или установите на фотоаппарат внешнюю вспышку Canon Speedlite серии EX и включите ее. Фотоаппарат самостоятельно «узнает» о присутствии вспышки – Вам останется просто навестись и нажать на «главную» кнопку. Если в режиме приоритета выдержки (Tv) или приоритета диафрагмы (AV) установлены значения, которые не позволят нормально проэкспонировать снимок, то соответствующая величина будет мигать в видоискателе. В этом случае просто меняйте установки выдержки или диафрагмы (в зависимости от выбранного режима) до того, пока мигание не прекратится – и снимайте.

Не нужно переключать вспышку из режима “E-TTL”. Прелесть современных зеркальных фотоаппаратов в том, что они самостоятельно автоматически определяют экспозицию заднего плана и необходимую мощность импульса вспышки, не требуя особого участия фотографа.

Фотоаппарат намеренно снижает мощность импульса вспышки для того чтобы сохранить естественный вид переднего плана при правильно экспонированном заднем: задача состоит в том, чтобы на снимках с заполняющей вспышкой объекты на переднем плане не выглядели высвеченными прямым мощным импульсом вспышки. Правильная заполняющая вспышка позволяет избежать результатов, на которых передний план выглядит так, будто на него был направлен прожектор.

Если объект съемки на переднем плане ярко освещен, а вспышка используется только для того, чтобы смягчить жесткие тени на лице, автоматическое снижение мощности вспышки работает на удивление хорошо. Но зачастую задача усложняется: если объект съемки находится в сильном контровом свете (освещен сзади) или полностью находится в тени в яркий день, может потребоваться, чтобы вспышка стала основным источником света. Частая ситуация: портрет на фоне закатного солнца. Без вспышки на изображении получится силуэт. Но бывает, что силуэт получится и при использовании техники заполняющей вспышки — вспышка недосветит объект съемки. Что делать в таком случае?

Использование компенсации экспозиции при съемке со вспышкой.

Нужно чуть-чуть помочь автоматике фотоаппарата. Обычно автомат работает на удивление хорошо, но в сложных условиях (яркое закатное освещение, контровый свет), автоматика может посчитать, что света достаточно и излишне снизить мощность импульса. Оттолкнемся от силы импульса, автоматически выбранной фотоаппаратом, и добавим вспышке силы. Для этого во всех фотоаппаратах Canon EOS (за исключением Canon EOS 300D) есть функция Компенсации экспозиции при съемке со вспышкой (Flash Exposure Compensation). Практически все внешние вспышки Canon, такие как Speedlite 430EX и 580EX, также оснащены этой функцией. Компенсировать можно «в плюс» и «в минус». Вводя компенсацию экспозиции «в плюс», фотограф сознательно усиливает мощность импульса вспышки по сравнению с выбранной автоматикой камеры; в минус — уменьшает, если вдруг покажется, что вспышка излишне высвечивает и делает изображение неестественным. Функция компенсации экспозиции при съемке со вспышкой изменяет только мощность импульса вспышки, не влияя никоим образом на общее экспонирование снимка.

Все цифровые зеркальные фотоаппараты Canon EOS оборудованы не только функцией Компенсации экспозиции при съемке со вспышкой, но и просто «Компенсацией экспозиции» (“ Exposure Compensation ”). Компенсация экспозиции влияет на общее экспонирование, делая все изображение темнее или светлее. Повторим: это две разные «компенсации»: функция компенсации экспозиции не имеет никакого отношения к функции компенсации экспозиции при съемке со вспышкой и не изменяет мощности импульса. Использование обеих компенсаций – отличный способ полностью контролировать то, как получатся фотографии, снятые с заполняющей вспышкой. Особенно полезна эта функция когда необходимо сбалансировать явный недостаток освещения с импульсом вспышки: при вечерней и ночной съемке или съемке в темном помещении.

Расстояние до объекта

Не забывайте, что если вы фотографируете при ярком дневном свете, вспышке приходится бороться с очень сильным противником – солнцем. Вспышка вряд ли поможет, если вы находитесь далеко от объекта съемки. В яркий день встроенная вспышка практически полностью теряет свою эффективность, если объект съемки находится на расстоянии более 2 – 2.5 метров. Диапазон внешних вспышек, таких как Canon Speedlite 430EX и 580EX, конечно, побольше, но и они спасуют, если объект будет находится более чем в 4 – 6 метрах. Положительная компенсация экспозиции при съемке со вспышкой поможет лишь отчасти – у любой вспышки есть предел мощности, и выше головы она не прыгнет.

Изменение яркости заднего плана.

Заполняющая вспышка незаменима при съемках в темном помещении или поздним вечером. В обычном (не «заполняющем») режиме, фотоаппарат будет выдавать снимок правильно экспонированного объекта, окруженного темнотой. Это естественно – автоматика не пытается сбалансировать освещение и выставляет экспозицию по главному объекту – а он будет ярко освещен вспышкой , наплевав на все остальное. Чтобы достичь естественного сбалансированного изображения, нужно увеличить экспозицию так, чтобы фотоаппарат сначала «увидел» всю сцену.

Есть три способа (их можно комбинировать):

Опять же, цифровые зеркальные фотоаппараты Canon EOS способны сделать все сами. Просто переключитесь в режим приоритета диафрагмы (Av) или режим приоритета выдержки (Tv), и фотоаппарат будет выставлять экспозицию так, будто вспышки нет, прорабатывая сцену целиком, а не только объект съемки. Такие настройки стоят в Canon EOS «по умолчанию», что часто приводит к искреннему недоумению фотолюбителей: на форумах минимум раз в неделю задается вопрос (или раздается крик души – зависит от эмоциональности автора) о том, как отремонтировать сломанный фотоаппарат – в режиме приоритета диафрагмы ( Av ) Canon EOS отказывается делать выдержку короче. «Ремонтируется» все очень просто – в меню фотоаппарата установите фиксированную «выдержку синхронизации при съемке со вспышкой».

Не забывайте, что в режиме приоритета выдержки нужно выставить достаточно длинную выдержку. Если же выбранные значения выдержки/диафрагмы не позволяют правильно экспонировать снимок, фотоаппарат сообщит об этом: соответствующий значок (значение диафрагмы или выдержки – тот параметр, который вы не устанавливаете) будет мигать в видоискателе. Отметим, что такой алгоритм невозможен в режимах программной экспозиции (P) или полностью автоматическом («Зеленой зоне»). В этих режимах фотоаппарат при использовании вспышки не позволяет выдержке быть длиннее 1/60 секунды для того, чтобы избежать возможного смаза.

В условиях низкой освещенности можно также поднять значение ISO, чтобы фотоаппарат стал более чувствителен к свету и не использовал слишком длинные выдержки при съемке со вспышкой в режимах приоритета диафрагмы или приоритета выдержки.

Canon EOS предлагает еще более простой способ: на многих цифровых зеркальных фотоаппаратах Canon EOS есть полностью автоматический режим «Ночной портрет» (“Night Portrait”). Установите его колесом выбора режимов и фотоаппарат будет использовать длинные выдержки для того, чтобы сбалансировать естественное освещение со светом вспышки.

Фотографируя на длинных выдержках, не забывайте о том, что нужно как можно более стабильно держать фотоаппарат, а объект съемки не должен двигаться. Движение приведет к смазу или появлению призраков – хотя и то, и другое может стать своего рода художественным приемом. Именно поэтому, если вы снимаете спортивное состязание – не стоит использовать вспышку в режиме заполняющей.

Подведем итоги:

Фотоаппарат в режиме заполняющей вспышки будет снижать мощность импульса для того, чтобы сбалансировать его с естественным освещением и добиться максимально естественного изображения.

Добавить или убрать мощность вспышки чрезвычайно легко — при помощи Компенсации экспозиции при съемке со вспышкой.

Одновременно, можно изменять общую экспозицию снимка, затемняя его при помощи отрицательной Компенсации экспозиции или делая светлее положительной.

Основные режимы работы фото вспышки

Как внешнюю, так и встроенную вспышку фотоаппарата можно контролировать. Для этой цели в фототехнике предусмотрены режимы фото вспышки.

В зависимости от модели камеры, режимы вспышки устанавливаются либо с помощью кнопки на корпусе камеры, либо через основное меню камеры. На внешних вспышках режимы устанавливаются через меню самой вспышки.

Основные режимы вспышки, встроенной в камеру

Автоматический режим

Автоматический режим не требует вмешательства фотографа и срабатывает в двух случаях:

  • Камере недостаточно света для правильной экспозиции
  • Главный объект стоит против света

В этом режиме снимает большинство любителей. Для профессиональной съемки использовать его не рекомендуется.

Подавление эффекта красных глаз

Этот режим используется для подавления эффекта красных глаз, который нередко возникает при съемке со вспышкой. В этом режиме вспышка делает два световых импульса: первый – для того, чтобы сузить зрачки модели, второй – для самой съемки. Эта функция не гарантирует полного устранения эффекта, но снижает возможность его появления.

У этого режима вспышки есть недостаток – многие люди моргают при предварительном импульсе, в результате чего при самой съемке они закрывают глаза. Очень часто первый импульс также воспринимается как спуск затвора, и при втором импульсе человек расслабляется или отворачивается от камеры, полагая, что кадр уже сделан.

Чтобы успешно бороться с эффектом красных глаз, разумнее приобрести внешнюю вспышку, ось работы которой отлична от оси объектива камеры. Для встроенной вспышки в большинстве случаев работают два способа: использовать широкий угол съемки (не использовать зум) и подойти к модели как можно ближе, а также включить свет в комнате – сделать освещение ярким.

Без вспышки

Режимы вспышки подразумевают не только работу с ней, но и работу без вспышки. Для этого в камере предусмотрена функция «Без вспышки». В этом режиме вспышка не сработает, даже если камере не хватает света. Вместо вспышки можно использовать длинную выдержку, чтобы зафиксировать естественный свет.

Заполняющая вспышка

В этом режиме вспышка срабатывает для каждого кадра, даже если естественного света хватает для нормальной экспозиции. Как и остальные режимы вспышки, эту функцию можно использовать для конкретных условий освещения, а именно – для заполнения теней при ярком солнечном свете. При ярком солнце тени могут быть настолько глубокими (темными), что в них потеряются все детали.

Заполняющая вспышка также используется при съемке объекта на ярком фоне. Если включить вспышку, то на фотографии будут проработаны как детали фона, так и объект съемки.

Заполняющая вспышка также используется для достижения естественной передачи цветов в непривычном освещении – она перебивает оттенки цветных обоев, зеленой листвы и других цветных поверхностей.

Медленная синхронизация (также Slow Sync)

Режимы вспышки «заполняющая вспышка» и «медленная синхронизация» схожи по принципу действия. При установке «медленной синхронизации» вспышка точно также выдает импульс, однако он отличается по длине от заполняющей вспышки. В режиме «медленная синхронизация» импульс вспышки такой короче, но длиннее выдержка, при которой срабатывает вспышка, что позволяет проявить детали фона, тогда как заполняющая вспышка освещает объект, оставляя фон темным. Таким образом, «медленную синхронизацию» разумно использовать при плохом освещении. Однако при этом возникает вероятность размытия фотографий, поэтому рекомендуется снимать со штатива.

Скоростная синхронизация

Этот режим поддерживается не всеми вспышками. «Скоростная синхронизация» предназначена для съемки объектов при выдержке короче, чем выдержка синхронизации со вспышкой (обычно она составляет от 1/200 до 1/300, при более коротких выдержках камера работать не может). В этом режиме вспышка делает несколько коротких импульсов, чтобы хорошо осветить сцену на короткой выдержке.

Стробоскопическая вспышка

Этот режим характерен для внешних вспышек. Вспышка делает несколько импульсов, чтобы зафиксировать фазы движения снимаемого объекта. Чаще всего, этот режим применяется в спортивной фотографий, например, в гольфе: для фиксации размаха и удара по мячу.

Ручной режим

В этом режиме фотограф сам указывает, какая мощность импульса ему нужна. Параметры режима: полная мощность, 1/4, 1/16, 1/64. Остальные режимы вспышки определяют мощность автоматически, а в этом режиме можно гибко определить уровень освещения для любой сцены. Тем не менее, успех фотографии целиком и полностью зависит от опыта фотографа.

Управление экспозицией вспышки

Компенсация вспышки

Режимы вспышки не всегда обеспечивают должный контроль над ее мощностью, поэтому в камеру встроена функция компенсации вспышки (на внешней вспышке она настраивается автономно).

Компенсация вспышки используется в случаях, когда вспышка недостаточно освещает сцену либо, наоборот, пересвечивает ее. С помощью этой функции можно изменить освещенность сцены, не корректируя значения выдержки и диафрагмы.

Эта функция при правильном применении отлично уравновешивает свет от вспышки и естественный свет. С ее помощью можно добиться отличных результатов, слегка подсветив тени и одновременно устранив «плоский» рисунок, характерный для полного заряда вспышки.

Компенсация встроенной вспышки обычно устанавливается в диапазоне от минус 2 ступеней диафрагмы до плюс 2 ступеней. На внешней вспышке этот диапазон шире: от -3 до +3.

Брекетинг экспозиции вспышки

Эта функция похожа на брекетинг автоматической экспозиции. Используется в случаях, когда фотограф не может самостоятельно подобрать нужную экспозицию. Если включить эту функцию, камера сделает несколько снимков с различной мощностью вспышки – меньше и больше автоматической. Изменяется только мощность вспышки, освещенность фона остается прежней.

Ссылка на основную публикацию