Выбор точки съёмки в портрете | Foto-kadr.ru

Выбор точки съёмки в портрете

Высота точки фотосъёмки: как сделать правильный выбор?

Для удачного фотоснимка важен целый ряд факторов, которые в совокупности представляют собой стройную систему. Конечно, они выстраиваются в таковую с приобретением опыта, но этого недостаточно. Не менее существенным обстоятельством является и освоение теории данного вопроса в сочетании с практикой. Это касается и такого содержательного понятия, как положение камеры относительно объекта съёмки.

Положение камеры в пространстве в момент съёмки во многом определяет успех всего процесса. Понятие «точка фотосъёмки» объединяет в себе такие важные параметры, как удалённость от объекта, высоту и угол съёмки. Данный материал предлагает Вашему вниманию ознакомиться с понятием высоты точки съёмки, с общими принципами её выбора в том или ином случае, преимуществами и недостатками каждой из этих позиций. Как правильно определить высоту этой точки? Разберёмся по-порядку.

Верхняя точка съёмки

Верхняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне лица модели. Это наиболее привычная и естественная позиция, поскольку в жизни все мы привыкли обозревать пространство с высоты своего взгляда. Соответственно, изображение на снимке также будет максимально естественным, без визуальных искажений вертикальных и горизонтальных линий. Важное замечание: речь идёт о неизменном горизонтальном направлении без уклона камеры вверх или вниз (о снимках, выполненных с уклоном камеры, поговорим чуть позже). В некоторых источниках встречается определение верхней точки как завышенной. Но мы рассматриваем эту точку как фронтальную, соответствующую уровню глаз человека, то есть оптическая ось съёмки в таком случае перпендикулярна плоскости снимаемого объекта.

Среди недостатков подобного способа можно выделить возможное увеличение на фото головы и плеч, нежелательного уменьшения живота и бёдер модели. Также следует акцентировать особое внимание на возможном сильном уменьшении длины ног. Вам, конечно же, приходилось видеть в различных журналах подборки фотографий звёзд шоу-бизнеса, выполненные в рамках одного и того же события на фоне рекламных драпировок. Зачастую на этих снимках самым чудовищным образом попросту «съедается» нижняя часть тела, то есть ноги. Пропорции тела искажаются, ноги становятся короткими, красивый стройный силуэт, облачённый в модное нарядное платье, в таком случае выглядит слегка нелепо и теряет свою притягательность. Схематически такое изображение имеет геометрическую аналогию с фигурой перевёрнутого треугольника. Таким образом, верхняя точка съёмки лучше всего подходит для крупнолицевого или поясного портрета.

Средняя точка съёмки

Средняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне живота модели, то есть примерно посередине тела. Преимуществом здесь является сохранение пропорций. То есть голова и верхняя часть туловища не увеличиваются, длина ног не становится меньше. Среди недостатков можно выделить следующие: если бёдра существенно «вытянуть» в камере, то визуально они увеличатся в размерах. Также необходимо следить за подъёмом головы модели: сильно поднятая кверху голова акцентирует внимание на нижней части носа (ноздри могут казаться объёмнее, крупнее), выделяется и увеличивается подбородок. При чересчур опущенной голове существует риск получить на фото «мешки» под глазами и второй подбородок. В качестве примера перспективных искажений такому изображению соответствует прямоугольник. Получаем, что средняя точка съёмки наиболее подходит для портретов в три четверти роста (по кончики пальцев опущенных рук или по колено), а также для снимков в полный рост. Следует обратить внимание, что в некоторых источниках такая позиция рассматривается как нормальная точка, соответствующая уровню глаз, что вносит изрядную путаницу в литературу об искусстве фотографии.

Нижняя точка съёмки

Нижняя точка съёмки предполагает расположение камеры на уровне колен и/или ниже. Из преимуществ необходимо выделить возможность красиво показать ноги модели, так как эта позиция позволяет значительно удлинить их. Но стоит учитывать, что этот способ не только увеличивает длину ног, но, порой, делает их гораздо шире, а корпус и голова модели при этом уменьшаются. То есть недостатки подобных съёмок состоят в возможном утолщении ног и бёдер, увеличении подбородка и ноздрей носа, уменьшении корпуса и головы. Учитывая эти особенности, Вы можете попробовать снять модель сбоку или сзади. Схематически изображение такого вида съёмки можно представить как треугольник. Такую позицию, как правило, используют для ростовых портретов или для съёмки в стиле арт. Итак, существует три основных позиции высоты фотосъёмки: верхняя, средняя и нижняя. Главное помнить, что с помощью каждой из них создаются фотографии, которые должны нести в себе определённый смысл и гармонию.

Регулировка такого параметра, как высота точки фотосъёмки позволяет согласно задумке фотографа исказить до нужного уровня, в том числе, и пространство. При этом необходимо обязательно учитывать тип Вашего объектива, так как разные объективы обладают своей степенью искажения. Съёмка с уклоном вверх или вниз позволяет изменять вид предметов, направление вертикальных линий, варьировать линией горизонта относительно расположения объектов и прочее.

Съёмка с уклоном камеры вниз и вверх

Съёмка с уклоном камеры вверх опускает или вовсе убирает линию горизонта со снимка и увеличивает высоту изображения объектов на переднем плане. Такой способ хорош для получения фона, заполненного бесконечным изображением неба. Уклон камеры вниз позволяет поднять или также убрать из кадра линию горизонта. В этом случае фон можно заполнить чем угодно: морской гладью, лесными массивами, горными или другими пейзажами, высокими предметами. Такой способ хорош для изображения объектов, находящихся вдали.

Съёмка с более высокой точки прекрасно подходит для снимков в условиях расположения объектов на горизонтальной плоскости. То, что мы хотим видеть сверху, необходимо фотографировать именно так: океанские просторы, величественные горные хребты, спящие здания и улицы любимого города в утренней дымке или в хороводе ночных огней… Что касается портретной съёмки, то такой способ используется крайне редко. Исключением являются детские снимки «ребёнок глазами взрослого».

Съёмка с низкой точки наделяет объект монументальностью, величественностью, делает его массивнее, особенно в основании. Например, это можно использовать для съёмки отдельных построек и памятников архитектуры. Уклон камеры снизу-вверх делает нижнюю часть предметов крупнее верхней, и, наоборот, уклон сверху-вниз сближает вертикальные линии в нижнюю часть кадра. Чтобы избежать подобных искажений, Вы можете увеличить расстояние до объекта, который снимаете. Съёмки с завышенной или заниженной точки часто называют съёмками в ракурсе. Предметы в ходе таких съёмок могут приобрести не совсем обычный вид или совершенно измениться. Если Ваша цель – сделать необычный кадр, — возьмите этот приём на вооружение. Но не забывайте, что чрезмерная перегрузка снимков подобными творческими экспериментами тяжела для восприятия зрителя и становится неинтересной.

Итак, в заключение добавлю ещё несколько слов. Ваш покорный слуга предпочитает работать при ростовой съёмке со средней точки, чтобы правильно и красиво передать тело модели. Но также могу играть искажениями перспективы, выбирая различные точки съёмки и широкоугольный объектив в зависимости от обстоятельств. Сообразно своему вкусу и поставленной задаче Вы можете выбирать любую точку съёмки. Помните, что правильно подобранная высота положения камеры способна сотворить чудо: усилить изображение и во многом обогатить его. Так же как неудачный выбор может свести на нет самый интересный, шедевральный сюжет.

Творите и совершайте новые открытия! Успехов в постижении фотоискусства!

Выбор точки съёмки в портрете

Выбор точки съемки – один из важнейших элементов композиционного решения портрета. Если понимать композицию как осмысленное размещение фигуры в плоскости кадра и определение ее масштаба, то точка зрения, с которой мы наблюдаем фигуру, будет во многом решать удачу съемки.

Точка съемки, определяя проекцию и пропорциональные соотношения элементов фигуры, выражает субъективное творческое устремление фотографа. Если она удачно выбрана, обогащает сюжет, усиливая идею фотоснимка, то о такой точке съемки можно сказать, что она выигрышна.

Точка съемки характеризуется тремя параметрами – расстоянием до объекта, направлением и высотой.

От расстояния, с которого ведется съемка, зависит масштаб изображения. Масштаб обратно пропорционален расстоянию от фотоаппарата до модели, т. е. чем дальше модель от фотоаппарата, тем меньше ее изображение.

От направления оптической оси объектива по отношению к объекту съемки зависит передача на снимке объемов объекта и его линейных форм.

Съемка с центральных точек создает симметричные построения. В портрете они бывают приемлемы лишь на снимках для документов и при съемке групп, где во избежание различий масштабов лиц участники группы должны находиться от объектива примерно на равном удалении.

При художественном портретировании фотограф часто избегает симметричного изображения лица, так как желает скрыть неправильность и невыигрышность отдельных элементов и асимметрию лица, наиболее полно заметные при фронтальной проекции лица.

Направление съемки в портретной фотографии регулируется двумя способами: нахождением соответствующего положения объектива по отношению к модели или нахождением соответствующего положения модели по отношению к объективу. На практике бывает необходимость и в том и другом методе.

По высоте точка съемки может быть средней, нижней и верхней.

Окружающую нас действительность мы чаще всегда видим с уровня нашего роста, который принято считать нормальным, а соответствующую этому уровню точку съемки – так называемой нормальной точкой съемки. Нормальная точка съемки наиболее распространена, так как дает привычное представление о видимом предметном мире. Однако при портретной съемке такая точка может оказаться высокой или низкой по отношению к снимаемой модели.

В павильоне нормальной точкой съемки портрета следует считать высоту, соответствующую средней части сюжета (рис. 24). Исключение составляет бюстовый портрет, в котором нижняя граница кадра непостоянна, а центральная точка определяется по лицевой части головы и соответствует, как правило, уровню носа. 24. Средняя точка съемки

При нижней точке съемки вертикальные линии кажутся укороченными. Этим приемом пользуются, когда не хотят показать подлинные пропорции лица и фигуры. Модель кажется величественней, монументальней, ощущается своеобразная динамичность, которая еще более усиливается при наклоне головы.

На натуре предметы проецируются на фоне облаков, кроны деревьев, верхних частей зданий. Линия горизонта при этом опускается вниз, а иногда совсем уходит за пределы кадра. Изображение освобождается от ряда второстепенных деталей, расположенных в глубине кадра. Такую точку видения принято называть «лягушачьей».

При верхней точке съемки в портретном изображении просматриваются верхние плоскости головы и элементов лица. Нос заметно удлиняется и приближается к губе, наблюдается сплюснутость лица. В портретной съемке верхняя точка встречается значительно реже, чем нижняя. Она бывает оправданна в некоторых случаях при съемке лица с непропорциональными элементами.

При верхней точке съемки на натуре весь сюжет проецируется на фоне земли. Удаленные верхние точки выразительны для показа больших пространств и площадей. Линия горизонта поднимается вверх и чаще всего совсем выходит из кадра. Чем выше точка съемки, тем меньше заметна высота предметов. Параллельные линии выглядят лучеобразно, подчеркивая глубину пространства.

Изображение предмета на плоскости кадра может быть выполнено двумя способами – по нормали и в ракурсе. Изображение по нормали подразумевает, что главный луч зрения перпендикулярен плоскости объекта, а при изображении в ракурсе главный луч зрения находится под углом к ней. Иначе говоря, ракурс – это изобразительный прием, при котором снимок выполнен с более верхней или более нижней точки, чем нормальная. Ракурс всегда имеет подчеркнутые перспективные сокращения линий, уходящих в глубину.

Перспектива при ракурсной съемке во многом определяется расстоянием от аппарата до ближайшего объекта. Чем шире угол изображения объектива, тем ближе может быть расположен аппарат к объекту, тем подчеркнутей перспективные сокращения и ощутимей ракурс.

Ракурс как логически осмысленный композиционный прием давно известен в портретной живописи (рис. 25). В отечественной фотографии ракурс широко применялся художником и фотографом А. Родченко. Он опроверг мнение, будто ракурсы являются лишь формалистическим приемом, и доказал, что этот новаторский прием фотоизображения необычностью проекции усиливает зрительное представление о предмете. Им была создана серия ракурсных портретов – необычных, производящих сильное впечатление неожиданной точкой зрения. Эти работы послужили толчком к широкому распространению нового приема. Неудачи на первых порах часто заключались в необоснованности применения ракурса, так как деформация и искажение форм представляли для некоторых фотографов самоцель. Это были формальные эксперименты. Другие использовали ракурс для фотошуток или карикатур. 25. Портрет в малоощутимом ракурсе

Карикатурные изображения получались при ракурсной съемке с минимально короткой дистанции широкоугольным объективом. И только подлинные фотохудожники отнеслись к ракурсному фотопортрету как к новой изобразительной идее. Они увидели в ракурсе принципиально новую, оригинальную и вполне оправданную в смысловом отношении точку съемки (рис. 26). 26. Портрет в значительном нижнем ракурсе

Существенная разница наблюдается при ракурсном портретировании для репортажа и в павильоне. Фоторепортер может оказаться ниже снимаемого человека. Ведя съемку событий, он не властен менять позу портретируемого. Остается лишь выждать момент. Не дождавшись выигрышного фотографического момента, приходится запечатлеть одну из маловыразительных фаз. Вот почему на репортажных снимках часто наблюдается излишняя запрокинутость головы, взгляд фотографируемого устремлен выше аппарата, а нос заметно укорочен, видны ноздри.

Портретирование в условиях павильона дает фотографу возможность находить контрракурсную композицию. Запрокинутую голову наклоняют несколько вниз, чтобы проекция носа, оставаясь в некоторой степени в ракурсе, не приняла уродливой формы.

Для ракурсного портретирования павильон специально оборудуют пьедесталом. Модель, находясь на пьедестале, оказывается выше фотокамеры. Модель ставят или усаживают таким образом, чтобы голова приходилась выше объектива. В таком положении можно создавать разнообразные интересные позы. В первую очередь это относится к позам со склоненной головой. При съемке с нормальных точек при подобных положениях головы в портрете не видны глаза, а при нижнем ракурсе просматриваются даже нешироко открытые глаза. При склоненной голове появляются благоприятные условия для различных поворотов головы, шеи, плеч и корпуса. Ракурсная проекция обогащает композицию новыми возможностями.

Нижний ракурс – это точка зрения, при которой объект, как бы лишившись статической опоры, устремлен вперед или назад. При ракурсе фигура оказывается в динамическом положении, которое может быть усилено диагональным построением, резкими наклонами и поворотами, имеющимся впереди свободным пространством и динамичным световым решением, при котором расширяются возможности применения нижних источников освещения как рисующего, так и моделирующего назначения.

Верхний ракурс в портретной фотографии применяется весьма редко, да и то легкий, едва ощутимый (рис. 27). Это в первую очередь обусловлено трудностью нахождения верхних точек. В кинопортретах, т. е. в кадрах, где люди сняты крупным планом, верхний ракурс встречается значительно чаще, так как в киностудиях имеются специальные краны, поднимающие вверх операторскую площадку. Это дает возможность достижения любой желаемой верхней точки. 27. Портрет в легком верхнем ракурсе

Верхний ракурс в портретной фотографии таит в себе большие возможности и является потенциальным резервом разнообразия приемов портретной съемки. Это подтверждается рядом оригинальных портретов, выполненных фоторепортерами. Им значительно более доступен выбор верхних точек, так как они не связаны с тяжелой камерой и штативом, а ведут моментальную съемку легкими ручными камерами. Но во всех случаях ракурсом не следует злоупотреблять.

Ракурсную съемку можно подразделить на два вида: явный ракурс, т. е. когда на этой основе построено композиционное решение портрета, и легкий ракурс – прием, дающий возможность несколько изменить строй лица или отдельных его элементов. Так, при съемке лиц с конусообразными формами по фасу вполне оправдано применять легкий ракурс, верхний или нижний, в зависимости от того, сужается голова книзу или кверху.

Новаторство в фотопортрете надо понимать как поиск новых композиционных решений, отказ от штампа и от необязательного повторения одних и тех же нормальных точек съемки.

Таким образом, успех портретирования во многом зависит от определения наиболее выигрышной точки съемки.

6 правил портретной съемки для начинающих

Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии. Чтобы вы освоили и этот формат, собрали для вас 6 правил портретной съемки для начинающих, которые не дадут совершить самые частые ошибки.

1. Техника

Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры — оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм ( в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному.
Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

2. Настройки

Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает — открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельза забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 — f 11 и больше).

Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано (глаза, …). Особенно это касается детей, которые не могут спокойно сидеть на одном месте. Чем короче выдержка, тем больше шансов, что вы получите резкий снимок. Мы уже писали, что детей лучше снимать на выдержках не длиннее 1/250 с, для взрослых можно использовать более длинные выдержки. Важно, чтобы у вас было достаточно света для съемки. Оптимально снимать на улице или дома у окна.

Старайтесь не поднимать ИСО. По возможности снимайте с ИСО 100.

Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

3. Свет

Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (передне — диагональное освещение) . В принципе неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

С помощью контрового освещение вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать.

Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны). Прозрачные занавески помогут вам сделать свет рассеянным и более мягким.

4. Точка съемки

Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.
От расстояния будет зависеть масштаб изображения. Как мы уже писали, в фотографии не нужно изобретать велосипед. Масштабы портрета давно определены изобразительным искусством. По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и “заглянуть” в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека.

Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

Удаляя точку съемки вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

Мы удаляем точку съемки и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя — это очень сложно.

При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

5. Композиция

В портретной съемке действуют все классические правила композиции, о которых мы не раз писали. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

Вы помните о правиле композиции, в следствии которого не стоит размещать главный объект в середине кадра? Это правило действует и здесь, но в портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

6. Работа с моделью

Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно — непринужденна. Мы уже как-то писали, что у каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.
Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.
Все это, конечно, не касается профессиональных моделей, которые умеют работать перед камерой.

Ракурс и точка съемки в фотографии

Ракурсом в фотографии называют позицию фотоаппарата по отношению к сюжету съемки. И когда вы будете практиковаться, вы заметите, какое влияние оказывает эта позиция на общую композицию снимка. Запомните: эксперементируя с ракурсом, мы, фотографы, способны усиливать объект фотографии.

Уметь подбирать красивые ракурсы для фотографий — это, пожалуй, самый главный талант фотографа. Если недоэкспонсированность кадра можно поправить в редакторе при пост-обработке, то вот ужасный ракурс вы уже не исправите.

Ракурс и точка съемки в фотографии отображают ваше видение на сюжет. И единственное различие между точкой и ракурсом заключается в том, что при выборе точки съемки геометрические очертания объекта не изменяется.

Введение

С французского raccource переводится как «укороченный», «сокращенный». Иными словами, при изменении ракурса некоторые линии так же изменяются и сокращаются, так и получается интересная перспектива. Это очень распространенный прием, когда фотограф с помощью необычного ракурса для фотографии слегка искажает очертания объектов, но пользоваться таким приемом следует осторожно, ибо он может как усилить впечатление от объекта съемки, так и испортить его.

Точка съемки и композиция снимка

Выбирая точку съемки, не стоит забывать о том, какое влияние она оказывает на композицию и художественность фотографии. Для того чтобы более успешно раскрыть задуманный сюжет и смысл содержания снимка, вам стоит относиться к выбору точки съемки со всей ответственностью, а не просто щелкать направо и налево.

У фотографа довольно много различных задач, которые необходимо решить во время съемки. Одна из таких задач – это композиция в фотографии. Вообще данное понятие заключает в себе идеальное сочетание всех элементов: мы смотрим на линейное, световое, тональное построение кадра, а также на общий колорит снимка.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеописанных элементов, фотограф способен создать систему, которая добавит фотографии художественной выразительности, а она, в свою очередь, вызовет интерес у зрителя.

Предлагаем вам пример того, когда фотография сделана без тщательного подбора точки съемки, когда снимок был сделан бездумно, будто для протокола.

Такого рода фотоснимки никак не могут претендовать на титул «красивое фото», они не обладают высокохудожественной ценностью, а лишь вызывают некоторое раздражение. В хорошо скомпанованном кадре нет места лишним деталям – здесь все тесно связанно друг с другом и расположено в нужных точках плоскости. В фотографическом искусстве имеется целый свод правил и различных требований, руководствуясь которыми, можно создать хорошую композицию. Отдельные правила даже имеют статус закона.

Но законы композиции – это достаточно важный и обширный вопрос, изложение которого, увы и ах, не входит в задачу этой статьи и требует отдельного рассмотрения. Если вы хотите узнать поподробней о композиции, вы можете прочитать об этом здесь.

Ракурсы для фотографий

  1. Съемка на уровне. Когда положение фотоаппарата находится на одном уровне с объектом съемки. Такой ракурс считается нейтральным и естественным.Нижний ракурс. При таком ракурсе фотоаппарат располагается чуть ниже субъекта/объекта фотосъемки. С помощью такого расположения камеры вы сможете визуально приподнять субъект в кадре или же увеличить его размер и значимость. Но при портретной съемке такой ракурс лучше не использовать, иначе вы получите весьма комичное лицо с огромной шеей и подбородком.

    При этом стереоскопическое зрение человека, благодаря возможности наблюдать предмет с разных точек (левый и правый глаз), позволяет мозгу вносить коррективы в видимое изображение для более комфортного для человека восприятия, а объектив фотокамеры, являясь по сути моноскопическим устройством, не способен вносить такие поправки, в связи с чем кажущееся изменение перспективы предмета в фотографии носит более выраженный характер.

    Касаемо перспективы, хочется обратить внимание на следующее: каждый реальный предмет, окружающий нас и попадающий в объектив фото или видео камеры, имеет свою форму, свой объём и свою конструкцию. Форма предмета — его геометрическая сущность, определяющая его внешний вид или внешние очертания. Объём предмета — это уже трёхмерная (длина, ширина, высота) пространственная величина, ограниченная поверхностями, составляющими форму предмета. Конструкция предмета характеризует его строение, связь отдельных элементов предмета и определяет его характер.

    Перейдём к практической стороне вопроса и расскажем, как и на что влияет выбор той или иной точки съёмки и какие художественные задачи в фотографии призван решить ракурс.

    Точка съёмки — место расположения фото или видео камеры относительно объекта съёмки. Формулировка довольно простая и полностью отражает суть. Так вот, точка съёмки может определять расстояние до объекта как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости применимо к фотографии точка съёмки может быть фронтальной (анфас)

    боковой (профиль)

    и три четверти (среднее положение объекта съёмки относительно камеры между анфас и профиль)

    и влияет на крупность плана. Чем ближе к объекту — тем крупнее план и наоборот.

    С горизонтальной плоскостью всё предельно ясно: фронтальная точка съёмки — объект «лицом» к камере, боковая точка съёмки — объект «одним боком» к камере, три четверти — объект и не полностью «боком», и не совсем «лицом» к камере. На что влияет выбор точки съёмки в горизонтальной плоскости? В первую очередь, на визуальную составляющую фотографии, во вторую очередь — на эмоциональную составляющую. Прочему именно так? Ответ прост: при изменении точки съёмки в горизонтальной плоскости происходит в первую очередь кажущееся изменение формы (объёма) объекта. Если фотограф хочет подчеркнуть симметричность (фотогеничность) объекта съёмки, он выбирает фронтальную точку, если необходимо скрыть асимметричность объекта или подчеркнуть конкретную деталь — боковую или в три четверти. Это технические аспекты, в некоторой степени даже академические, которые не всегда могут совпадать с творческим замыслом фотографа, поэтому в конкретных случаях фронтальная точка съёмки может служить средством для акцентирования внимания зрителя именно на асимметричности объекта и т.д. и т.п.

    Несколько иначе обстоит дело с изменением точки съёмки в вертикальной плоскости. В вертикальной плоскости точка съёмки бывает:

    верхней

    с уровня глаз

    и нижней.

    Меняя её с привычной «с уровня глаз» до верхней или нижней, происходит, во-первых, изменение высоты линии горизонта в кадре (при нижней точке линия горизонта опускается, при верхней — наоборот поднимается), во-вторых, происходит кажущееся изменение конструкции предмета (объекта) съёмки. А выше мы говорили, что именно конструкция предмета отвечает за его характер. Так вот, выбор точки съёмки в вертикальной плоскости влияет в первую очередь на эмоциональную составляющую фотографии.

    Обобщим. Изменение точки съёмки в вертикальной плоскости позволяет:
    — изменить высоту линии горизонта в кадре, тем самым грамотно скомпоновать композицию кадра по правилу третей (линия горизонта не должна делить кадр на две равные части);

    — изменить масштаб объектов на переднем плане по отношению к объектам на дальнем плане. Нижняя точка объекты переднего плана «увеличивает»,

    — избавиться от лишних деталей снимка путём проецирования центрального объекта на фоне неба при использовании нижней точки съёмки, на фоне поверхности — при использовании верхней точки съёмки.

    При этом центральный объект при съёмке с нижней точки выглядит величественно, монументально, победно за счёт кажущегося искажения его конструкции.

    Съёмка с верхней точки создаёт абсолютно противоположную иллюзию, при этом очень полезна и эффективна при изображении больших пространств, массовых скоплений чего-либо, поражающих воображение зрителя своей масштабностью.

    Теперь немного о ракурсе. Всё дело в том, что в большинстве случаев понятия «ракурс» и «точка съёмки» ошибочно заменяются друг другом. Очень часто на глаза попадаются статьи о технике фото или видео съёмки, в которых авторы практически стирают грань между ракурсом и точкой съёмки. Так вот, если точка съёмки — это скорее географическая величина, определяющая положение фото (видео) камеры относительно объекта съёмки, то ракурс — это геометрическая величина, определяющая угол съёмки, получаемый при наклоне (повороте) оси объектива относительно объекта съёмки.

    На рисунке видно, как меняется угол съёмки (ракурс) при неизменной нижней точке съёмки

    Очевидно, что если попытаться сфотографировать человека в полный рост с нижней точки, при этом не изменив угол наклона оси объектива, в границах кадра будут видны одни ноги.

    Поэтому точка съёмки и ракурс — совершенно разные выразительные средства, использовать которые в изобразительном искусстве можно как отдельно друг от друга, так и в тандеме.

    В заключении как всегда хочется добавить: фотография — не хирургия, на ошибках учатся.

    Выбор координат точки съёмки

    Практически весь линейный рисунок фотоснимка зависит от выбора координат точки съёмки. Рассмотрим влияние расстояния точки съёмки до снимаемого объекта. В первую очередь оно определяет, какой участок пространства войдёт в кадр. При съёмке с отдалённой точки, как правило, стоит цель съёмки общим планом. Общий план, не акцентируя внимания на частностях, показывает большие пространства (пейзажная съёмка), грандиозность происходящих действий (открытие олимпийских

    игр), массовость происходящего и так далее. Для съёмки общим планом очень удобна завышенная точка съёмки. При этом кадр может быть как вертикальным (улица, заполненная демонстрантами), так и горизонтальным (площадь, заполненная митингующими).

    Приближение точки съёмки уменьшает пространство на изображении и позволяет расчленить композицию на элементы главные и второстепенные. Такой план изображения называют средним. На нём чётко изображено что, где и когда происходит, то есть объект или событие, что является главным в кадре, к тому же достаточно хорошо «прочитывается» фон, который даёт дополнительную информацию о происходящем. Средний план наиболее характерен для репортажной, жанровой съёмок, возможен и для съёмки портрета, когда фон используют как активный элемент композиции.

    Дальнейшее приближение точки съёмки приводит к крупному плану. В этом случае изображаемый объект занимает большую часть кадра, а фон практически неинформативен. Примером крупного плана может служить съёмка погрудного портрета на абстрактном (беспредметном) фоне. Всё внимание в таком кадре на лицо портретируемого, а фон лишь тональное пятно, гармонично вплетающееся в общее тональное решение портрета и обозначающее воздушную среду, вокруг модели. Крупный план часто используют и для съёмки натюрморта.

    Сверхкрупный план или фрагмент — это «жёсткое» кадрирование, где изображается лишь часть объекта. Такое кадрирование целесообразно в том случае, когда эта часть, будучи очень выразительной, может охарактеризовать объект в целом. Примером такой съёмки может служить фрагментарный портрет, или фрагмент здания, через особенность формы которого раскрывается стилистическая особенность его архитектуры. Фрагментарная съёмка имеет самостоятельное эстетическое значение, подробно об этом можно прочитать в книге «Поэтика фотографии» В.И. Михалковича и В.Т. Стигнеева, издательство «Искусство», 1990 год, стр. 180-198.

    Таким образом, выбор расстояния точки съёмки определяет крупность плана изображения от общего до сверхкрупного.

    Окружающий нас мир мы видим с высоты своего роста. Учитывая документальность фотоискусства, воспроизведение этого мира должно производится именно с этой высоты. Для получения достоверной, узнаваемой картины без искажения форм съёмку производят с высоты человеческого роста без уклона фотоаппарата. Такую высоту точки съёмки называют средней или нормальной. Условность этого определения очевидна. При съёмке ребёнка с высоты взрослого человека уклон фотоаппарата сверху вниз неизбежен, а, следовательно, по отношению к ребёнку это будет верхняя точка съёмки. Поэтому правильнее было бы говорить о расположении фотоаппарата по отношению к объекту съёмки. Перпендикулярность оптической оси к плоскости изображаемого предмета (съёмка без уклона фотоаппарата), расположение аппарата по высоте, соответствующее геометрическому центру объекта изображения можно назвать средней или нормальной точкой съёмки.

    При съёмке на натуре нормальная точка съёмки приведёт к тому, что линия горизонта будет располагаться вблизи горизонтальной оси симметрии кадра, т.е. практически разделит его пополам на тёмную землю и светлое небо. Это, в свою очередь, может разрушить целостность композиции кадра. Линия горизонта может быть смещена от геометрического центра кадра за счёт завышения или занижения точки съёмки. В пейзажной фотографии считается целесообразным верхний или нижний горизонт располагать по «золотому сечению» плоскости.

    Правило «золотого сечения»:
    «Золотым сечением» называют такое членение линии, плоскости, объема при котором справедливо равенство отношения большего к меньшему, как целого к большему, что в цифрах составляет 0,382:0,618.

    Рассмотрим на конкретных примерах влияние высоты точки съёмки на композицию кадра. При съёмке с нормальной точки (с уровня глаз стоящего человека (см. рис. 1), вырисовывается реалистичная, максимально приближенная к действительности картина. Такой её увидит каждый, попавший в эти места. Задача фотографа состояла лишь в формировании линейных форм кадра — расположения границ, соотношение переднего плана и фона. В данном случае кадр удался благодаря введению на передний план маленькой полоски моря и небольших участков неба в левом и правом углах кадра. Именно эти участки сделали снимок «живым» и пространственным, несмотря на достаточно простую центральную композицию.


    рис 1

    При съёмке снизу (рис. 2), башня старинной венецианской крепости в проекции на фоне неба становится величественной и монументальной. В этой проекции она приобретает мощь и неприступность, взмывая вверх пустыми глазницами своих окон. И вновь передний план позволил обозначить пространство в кадре.


    рис. 2

    В проекции на горизонтальную плоскость (рис. 3) величественность башни исчезла, она выглядит не столь внушительно, как на рис. 2, она как бы прижимается к воде той бухты, которую предназначена охранять. Рассмотренный пример наглядно показывает сколь велико влияние высоты точки съёмки и на линейный рисунок кадра, и на его содержание.

    рис. 3 рис. 4

    На рис. 4 сфотографирована одна и та же старинная церковь. Чем же отличаются эти снимки? По ним наглядно можно проследить поиск фотографом оптимального направления съёмки. Во всех случаях это боковое направление, чётко обозначившее объём (две плоскости уходят вглубь пространства по закону линейной перспективы). Отличие же снимков во взаимном расположении на плоскости колокольни, креста на куполе и верхушек деревьев на заднем плане. Автор счёл, что крайний левый вариант наиболее приемлем. Сравните все три снимки и постарайтесь сделать вывод о влиянии направления съёмки не только на решение вопроса пространственности, но и взаимного расположения элементов композиции на плоскости кадра. В боковых проекциях возможно описание объёма и пространства (рис. 5). При фронтальном направлении съёмки практически отсутствуют линии, направленные вглубь кадра, весь линейный строй снимка основан на линиях параллельных границам кадра (рис. 6).

    рис. 5 рис. 6

    Ключевым элементом этой композиции является ритмический ряд переднего плана, успешно поддержанный белыми арками верхнего левого угла снимка. Снимок достаточно выразительный, но надо понимать, что фронтальное направление съёмки это «плоские», лишённые признаков линейной перспективы кадры. Они имеют право на существование чаще всего в симметричных композициях. Съемка в боковых проекциях, чаще всего дает асимметричные композиции.

    Традиционно принято съёмку с отдалённой точки связывать с общим планом. На общем плане мы наблюдаем большие пространства, ширь, простор, протяжённость в глубину (рис. 7 и 8). Снимок (рис. 7) выполнен с нормальной точки съёмки. Пространственность подчёркивается решёткой переднего плана и линией Карлова моста. Чаще, общий план снимают сверху (рис. 8), это позволяет на фоне больших горизонтальных пространств показать их протяжённость и глубину, при этом линия горизонта в кадре уходит вверх.

    рис. 7 рис. 8

    Наш пример (рис. 8) выполнен еще и с косиной горизонта. Желательно эту линию показывать, именно она и обозначает «конечность» горизонтальной плоскости. Отсутствие этой линии чаще всего обедняет композицию кадра.

    На рис. 9 и 10 точка съёмки приближена, что привело к съёмке средним планом

    рис. 9 рис. 10 рис. 11

    На снимках достаточно чётко обозначен главный объект изображения (композиционный центр кадра) и окружающая его среда. Это съёмка конкретных объектов (разрушенная колонна, деревце у ограды) на фоне, дающем достаточную информацию об окружающем мире.

    Приближение точки съёмки к объекту съёмки приводит к получению крупного плана (рис. 11). В кадре один объект изображения, чёрный, беспредметный фон, хорошо подчёркивающий тему старости и полное отсутствие отвлекающих элементов композиции. Крупный план позволяет пристально всматриваться в объект съёмки, не отвлекаясь на другое.

    Ещё более приближенная точка съёмки показывает часть целого (фрагмент).
    На рис. 12 достаточно хорошо видны возможности фрагментарной съёмки, когда часть целого достаточно выразительно показывает всё целое. Фрагментарная съёмка возможна в различных жанрах, но чаще всего применяется при съёмке архитектуры. Она делает композицию как бы развивающейся за границы кадра.


    рис. 12

    Выбор точки съёмки в портрете

    Портретная съемка сильно отличается от всех прочих видов фотографии.

    Техника

    Для съемки портретов подходит любая камера. Преимущество зеркальной камеры — оперативное реагирование на команды, смена оптики, которая позволяет варьировать режимы фотосъёмки, возможность снимать в ручном модусе, а это значит, что у вас появляется много возможностей для решения ваших художественных задач и возможность снимать в сложных условиях (например, в темных помещениях).

    Хорошие портреты можно снимать и компактными камерами. Но лучше, если ваш компакт будет обладать зумом (чем длиннее, тем лучше – фон больше размоется, пропорции лица будут лучше).

    Для зеркальных камер рекомендуется использовать объективы с фокусным расстоянием 50-80 мм (в некоторых случаях до 135 мм). С фокусным расстоянием меньше 50 см, вы получите искаженные пропорции модели. При съемке портрета предпочтение следует отдать портретным объективам с мягко рисующей оптикой.

    Мягко рисующая оптика позволяет скрыть неровности кожи и акцентирует внимание на главных элементах портрета (глаза, рот, лоб), дает ощущение объема за счет плавных спадов резкости от главного к менее важному. Для выравнивания яркостей в кадре и подсветки теней иногда необходимо применить вспышку или отражатель.

    Настройки

    Портреты, как правило, снимают с маленькой глубиной резкости. Маленькая глубина резкости означает — открытая диафрагма, т.е. малые значения диафрагмы (лучше от примерно f 2.8). Если вы фотографируете компактом, снимайте при максимальном положении зума.

    Что это даст? Объект съемки будет резким, а задний фон размоется. Нельзя забывать о расстоянии, на котором вы снимаете и о том, что от этого расстояния зависит глубина резкости. Конечно, все зависит от ваших художественных задач, но в классическом портрете должны быть в резкости глаза и желательно остальная часть лица портретируемого. Если вы снимаете двоих или группу людей, и вы хотите, чтобы вся группа была в резкости, вам нужно закрывать диафрагму (f 8 — f 11 и больше).

    Выдержка при съемке портретов не должна быть слишком длинной. Люди не могут долго не шевелиться и не дышать. Если выдержки будут слишком длинными, фотографии будут не резкими. Кроме того, длительные выдержки вызывают напряженность у снимающегося. На коротких выдержках вы фиксируете момент и в резкости оказывается все, что было задумано.

    Фокус в классическом портрете должен быть на глазах (не на носу, не на лбу или где-то еще). Лучше всего перевести камеру в режим ручного выбора точки фокусировки и выбрать ту точку, которая попадает на глаза модели.

    Свет

    Для того, чтобы получить не плоское, а объемное лицо на фотографии, лучше всего использовать свет, падающий немного спереди и сбоку (переднее — диагональное освещение). Неплохие результаты можно получить и с боковым освещением, но при боковом освещении лучше всего использовать отражатель (которым может служить, например, и белая стена дома) или внешнюю вспышку. На улице лучше всего снимать утром или ранним вечером. Если вы будете снимать в полдень, когда солнце стоит в зените, верхний свет даст глубокие тени и очень резкий контраст.

    С помощью контрового освещения вы можете получить силуэт, если будете снимать, например в вечернее время. Если же вы хотите подсветить лицо, вам также понадобится отражатель или внешняя вспышка. Фронтальное освещение сделает лицо плоским и его стоит избегать. Дома лучше всего снимать со светом из окна (по возможности, не с солнечной стороны).

    Точка съемки

    Обычно любая фотография начинается с выбора точки съемки. То есть с близкого расстояния или издалека, сверху или снизу, справа или слева будет снята модель. Точка съемки определяет, в основном, композицию снимка.

    От расстояния будет зависеть масштаб изображения.

    По масштабу портреты делятся на ростовые, поколенные, бюстовые (погрудные) и фрагментарные.

    Наиболее популярны бюстовые портреты. Они позволяют передать внешний облик и «заглянуть» в глаза портретируемого, передают особенность его лица (внешнее сходство). С помощью бюстового портрета можно попытаться передать и внутренний мир человека. Бюстовый портрет нужно снимать длиннофокусным (портретным) объективом с отдаленной точки. Иначе есть риск искажения формы лица и потери внешнего сходства.

    Удаляя точку съемки, вы можете получить поясной портрет. Чаще всего поясные портреты снимают сидя. В поясном портрете участвуют и руки. Нужно очень внимательно следить за руками. С помощью расположения рук можно определить настроение портрета. Положение рук должно быть абсолютно естественным. Чтобы руки не были напряжены, вы можете дать портретируемому в руки какую-нибудь вещь.

    Поколенный портрет еще в большей степени ставит задачу показа пропорций фигуры. Постарайтесь снимать поколенные портреты не статично, а в энергичном повороте и с активным жестом.

    Мы удаляем точку съемки, и все больше удаляемся от лица модели. В ростовом портрете вы можете показать пропорции фигуры. В рост лучше снимать не стоя — это очень сложно.

    При съемке бюстовых портретов лучше всего снимать от уровня глаз модели. Поясные портреты снимаются от уровня подбородка. При съемке портрета в полный рост, снимают от уровня пояса (присев).

    Композиция

    В портретной съемке действуют все классические правила композиции. Особое внимание стоит обратить на фон. Он не должен отвлекать от портретируемого. Не снимайте портреты на контрастных, ярких и цветных фонах. Лучше всего подходят спокойные, однотонные фона, которые не отвлекают на себя внимание.

    В портрете очень важно, чтобы кадр был уравновешен. То есть в кадре должно быть что-то, что уравновешивает его. Это может быть и просто абстрактный фон.

    При заполнении кадра очень важно учитывать направление взгляда модели. То есть, если человек смотрит влево, то слева должно быть достаточно простора для взгляда. Взгляд не должен упираться в край снимка. От направления взгляда зависит настроение снимка. Снимок можно сделать интереснее, если модель не смотрит в камеру, а куда-то в другое место.

    Работа с моделью

    Очень часто мы видим на снимках напряженные лица и натянуто улыбающихся людей. Большинство людей видит камеру и начинает «позировать». Это редко дает хороший результат, так как портретируемые во время позирования, как правило, напрягаются. Хороший фотограф портретист должен уметь раскрыть внутренний мир человека, а это возможно только тогда, когда модель расслаблена и естественно — непринужденна. У каждого фотографа есть свой любимый жанр в фотографии. Фотограф-портретист должен любить общение с людьми и уметь расположить к себе человека.

    Съемку лучше всего начинать с непринужденной беседы. Когда человек расслабиться, можно начинать съемку.

    В начале съемке можно сказать, что вы еще не снимаете, а просто выбираете точку съемки и настраиваете технику, пробуете новый объектив, т.е. делаете тестовые снимки. Часто в это время вы сможете снять лучшие кадры. Интересные кадры получаются и в перерывах, когда модель устала, перестает «позировать» и расслабляется. Здесь вы опять же можете сказать, что, пока модель отдыхает, вы опять тестируете технику и выбираете ракурс для дальнейшей съемки.

Ссылка на основную публикацию