Выбор освещения для съемки натюрморта | Foto-kadr.ru

Выбор освещения для съемки натюрморта

4 техники освещения для различных натюрмортов

Натюрмортные фотографы чаще всего жалуются на трудности с освещением. Оно действительно является одной из самых распространенных проблем в фотографии любого жанра. Поэтому здесь мы приводим 4 надежные техники освещения, которые можно использовать в любом месте.

Каждый метод предназначен для съемки различных распространенных предметов. Это цветы, фрукты и другие изображения. Следуйте этим советам, и вы будете далеко впереди других фотографов.

Ключ к успешной настольной фотосессии заключается в освещении и в том, как вы его используете для создания различных эффектов, не вкладывая средства в оборудование.

Мы применим различные простые источники света: свет из окна, карманный фонарик и пару ламп, в том числе настольных, чтобы по возможности минимизировать комплект.

Также полезными окажутся такие вспомогательные предметы, как ткань и бумага для фонов и светоотражатели, а еще бокс для макросъемки, чтобы создать равномерное освещение для некоторых объектов, снимаемых крупным планом.

Итак, найдите немного свободного времени и освободите пространство, чтобы применить эти четыре идеи для фотографии в комфортных условиях у вас дома. Но сначала давайте определимся с реквизитом.

Основные аксессуары для натюрмортной съемки:

№1 Настольная лампа
Небольшая гибкая лампа позволяет корректировать направление света и идеально подходит для небольшой домашней фотостудии. С использованием двух таких ламп вы можете добавить переднее и заднее освещение, а также усилить яркость света в хмурые дни.

№2 Черный бархат
Такая ткань обладает удивительной способностью поглощать свет, поэтому, когда освещение распределено правильно, это выглядит, словно объект буквально погружен в черный цвет. Купите пару метров материала в магазине, но убедитесь, что он хорошего качества.

№3 Фонарик
Это самый простой и быстрый способ манипулирования светом по своему усмотрению. Небольшой мощный фонарик, например Maglite, можно направлять по мере необходимости, а фокусировка пучка света дает вам свободу творчества.

№4 Бумага A2
Недорогим и простым решением для создания фонов будет недорогая и легкодоступная во всех канцелярских магазинах бумага форматом A2. Если вы выберете матовую бумагу или слегка текстурированную, то она поможет вам избежать отражений.

№5 Бокс для макро съемки
Преимущество этих простых светопрозрачных конструкций состоит в том, что они создают равномерное освещение для объекта фотосъемки, используя только естественный свет из окна и нет никаких отражений. Палатка Hama стоит, к примеру, около 45 долларов.

№6 Отражатель
Даже с рассеянным светом тени могут быть реальной проблемой, но с небольшим отражателем этого легко избежать. Для натюрмортной съемки остановите свой выбор на отражателе с серебристой или белой поверхностью. Вариант Lastolite Trigrip обойдется примерно в 70 долларов.

Освещение для цветов в натюрмортной фотографии

Поместите вазу с цветами возле стены, но оставьте достаточно места, чтобы расположить рядом лампу для создания подсветки.

Куском липкой ленты прикрепите к стене цветную бумагу A2, которая дополнит цветы, и убедитесь, что она охватывает весь кадр, который вы видите через видоискатель.

Теперь поместите первую лампу за цветами, направьте свет вверх и немного к бумаге. Для основного освещения поставьте вторую лампу перед цветами, но в сторонке.

Комплект необходимых аксессуаров:
■ Kit объектив (18-105мм);
■ 2 настольные лампы;
■ 1 лист цветной бумаги A2;
■ Дистанционное управление.

Лампы с двух углов уравновесят свет.

Небольшое отверстие диафрагмы и длинные выдержки каждый раз будут способствовать получению резких изображений. Здесь очень полезен будет удаленный спуск. Он может обойтись вам около 10 фунтов стерлингов и позволит спускать затвор, не прикасаясь к камере. И непременно воспользуйтесь штативом, желательно максимально жестким.

Съемка фруктов в натюрмортной фотографии

Расстелите черный бархат по длине, в том числе на коробку, используемую для фона, и разместите на переднем плане фрукты, так чтобы они были окружены черным цветом.

Поместите фрукты посередине ткани. Освещение в комнате должно быть как можно темнее, чтобы основной свет исходил от фонарика направленного на сияющие плоды.

Используйте тонкую бумагу, чтобы рассеять свет, это позволит уменьшить отражения на кожуре.

Комплект необходимых аксессуаров:
■ Kit объектив (18-105мм);
■ Черный бархат;
■ Фонарик;
■ Тонкая бумага;
■ Дистанционное управление;
■ Штатив.

Совет
Если в вашей камере предусмотрена функция поднять зеркало, активируйте ее. Она, как правило, расположена на режимном диске. Если нет, то использование Live Mode при съемке будет блокировать зеркало, помогая избежать микро сотрясений, которые могут возникать при опускании зеркала во время съемки.

Освещение для фотографирования аукционных предметов

Установите бокс для макросъемки таким образом, чтобы ее бок освещался светом из окна. Его будет достаточно, чтобы создать хорошее мягкое освещение без применения фонариков и настольных ламп.

Свет макробокса не только рассеивает дневной свет, но еще и помогает отражать свет обратно на объект.

Теперь поместите небольшой предмет внутрь бокса. Если на его поверхности есть много бликов, то поверните макробокс немного в сторону от окна, чтобы еще больше смягчить свет.

Комплект необходимых аксессуаров:
■ Бокс для макросъемки;
■ Штатив;
■ Дистанционное управление;
■ Kit объектив (18-105мм).

Целью этой установки является создание мягкого света, чтобы объект можно было разглядеть в деталях.

Совет
При низком свете часто бывают проблемы с концентрацией системы автофокусировки. Если такое случилось, переключитесь в режим ручной фокусировки и включите Live View.

Освещение для еще одной предметной съемки

Расположите предметы у окна, предварительно расстелив лист белой бумаги поверх ящика, чтобы создать бесшовный фон. Объекты съемки должны быть окружены белым.

Проверьте, как освещение падает на объекты. Если они будут отбрасывать тени, то можно использовать отражатель.

Если у вас нет отражателя, то попробуйте применить простой белый лист бумаги.

Комплект необходимых аксессуаров:
■ 40мм макро-объектив;
■ Лист белой бумаги A2;
■ Дистанционное управление;
■ Штатив;
■ Отражатель.

Отражатель помогает удалить резкие тени, сохраняя хорошее освещение.

Используйте в камере предварительный просмотр, чтобы проверить экспозицию.

Этот процесс различается в зависимости от марки вашей камеры и ее модели. Гистограмма изображения поможет вам скорректировать экспозицию и при необходимости уменьшить воздействие, чтобы помочь восстановить отдельные моменты в изображении.

Съёмка натюрморта с естественным освещением

Рассеянный, «плоский» свет в пасмурную, облачную погоду может сорвать ваши планы провести съёмочный день на улице. Однако, такое освещение прекрасно подходит для предметной съёмки в помещении. Суть фотографирования с освещением из окна заключается в том, чтобы управлять направлением света: куда он падает и, что не менее важно, куда он не падает.

В данном уроке мы покажем, как можно управлять светом, распространяющимся из окна, с помощью рассеивателей, отражателей и тени. В конце приведём описания световых схем, которые можно реализовать с помощью указанных инструментов, и примеры-изображения, иллюстрирующие названные схемы. Последние могу пригодиться вам, когда захотите создать искусственное освещение полным комплектом вспышек: принципы едины.

Принципы освещения

Подумайте о том, откуда должен распространяться свет. Очевидно, вы не можете перемещать окно, поэтому двигайте снимаемый объект относительно вашего источника света. Если вы расположите предмет напротив окна, то получите равномерное, плоское освещение, но можете столкнуться с тем, что тень от фотоаппарата перекроет снимаемый объект. Лучше всего расположить последний сбоку от окна.

Тогда боковой рассеянный свет подчеркнёт структуру и текстуру снимаемого объекта. К тому же, с боковым светом удобно применять различные модификаторы света, например, рассеиватели и отражатели. Отражатели, обычно, располагают со стороны снимаемого объекта, противоположной источнику света. Чтобы подсветить тени, уменьшить контраст. Рассеиватели создают похожий эффект, но их располагают между источником света и снимаемым объектом.

Отражатели и рассеиватели понижают контраст. Существует «отражатель» чёрного цвета – поглотитель – который, наоборот, призван повышать контраст. Мы назвали поглотитель «отражателем», чтобы подчеркнуть принцип использования и расположение относительно снимаемого объекта – общие с действительными отражателями: белыми и серебристыми. Поглотитель, расположенный напротив источника света относительно снимаемого объекта, углубляет тени, потому что поглощает, не отражает, лучи света, падающие на чёрную поверхность поглотителя.

Итак, найдите простой объект для съёмки, разместитесь около большого окна. Начнём экспериментировать с различными световыми модификаторами, чтобы понять, как каждый из них влияет на освещение.

Оборудование, которое вам понадобится: подходящее окно, несколько кусков картона, белая и чёрная бумага, алюминиевая фольга, штатив.

Пошаговое руководство

Шаг #1. Подготовьте фон

Воспользуйтесь листом цветной бумаги, чтобы создать простейший фон и получить яркий, «цепляющий» взгляд снимок. Мы использовали синюю бумагу, чтобы усилить выразительность красного цветка.

Экспериментируйте с цветом фона.

Шаг #2. Настройте фотоаппарат

Закрепите фотоаппарат на штативе. В режиме ручной фокусировки наведите на резкость какую-либо часть снимаемого объекта. В нашем случае мы сфокусировались на одной из тычинок в центре цветка.

  • Узнать больше о ручной фокусировке вы можете из нашей статьи «Наводим на резкость вручную».

Затем, в режиме ручной фокусировки (MF) установите значение диафрагмы равным 8, чтобы обеспечить достаточную глубину резко изображаемого пространства (прим. переводчика – Вы можете узнать больше о ГРИП из статьи «Основы фотографии. Часть 3»).

Шаг #3. Воспользуйтесь отражателем

Мы подсветили тени на правой части цветка с помощью белого отражателя, который установили справа от цветка (свет из окна падает на левый «бок» цветка). Мы пробовали серебристый отражатель, но его действие оказалось слишком интенсивным: внутренняя часть цветка сильно освещалась.

Подсказка

Вы можете не тратить деньги на приобретение специальных отражателей. Нужное освещение, как следствие, фотографии высокого качества можно получить, используя листы бумаги формата А4, прикреплённые к картонной основе. Вам понадобится один лист белого и один лист чёрного цветов. А также, ещё одну картонку (или сторону белого отражателя) покройте алюминиевой фольгой.

Световые схемы: иллюстрации и описание эффектов

Представляем вашему вниманию 6 световых схем, которые помогут вам создать необходимое освещение с одним основным источником – окном – и, в результате, придать нужное настроение вашему натюрморту. Все предлагаемые схемы недороги в реализации, при этом достаточны эффективны.

1. Только свет из окна

Естественный свет из окна освещает цветок, оставляя видимыми детали в тенях.

2. С поглотителем

Чёрный «отражатель», установленный с теневой стороны цветка, углубляет тени и подчёркивает объём предмета.

3. С белым отражателем

Цветок равномерно освещён, теневые области цветка высветлены.

4. С рассеивателем

Рассеиватель, расположенный между источником света и снимаемым объектом, дополнительно смягчает свет.

5. С серебристым отражателем

Создаётся равномерное освещение. Тени настолько осветлены, что они исчезают. В съёмке растений эффект может быть избыточным.

6. Источник света расположен позади снимаемого объекта

Получается «прозрачное» изображение со слабонасыщенными цветами. Освещение равномерное, свет, при этом, не падает непосредственно на снимаемый объект.

Автор статьи: J. Meyer

Выбор освещения для съемки натюрморта

Тема: Экономическое поведение в рамках обыденного сознания

Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

ü влияние обыденного сознания на формирование экономического поведения (теоретическое исследование)

ü исследование экономического поведения в рамках обыденного сознания (например, исследование представлений молодежи о различных способах обогащения)

Один из опорных источников в интернете: Максименко А.А. Как российская молодежь намерена «делать «деньги?

Оформить результаты исследования и выводы в экспериментальной части работы.

СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГОТОВОЙ РАБОТЫ:

1. 25 апреля 2014г (при безошибочном выполнении работы, работа оценивается «отлично»);

2. 16 мая 2014г (при безошибочном выполнении работы, работа оценивается «хорошо»);

3. 23 мая 2014г (при безошибочном выполнении работы, работа оценивается «удовлетворительно»);

Выбор освещения для съемки натюрморта

Когда на улице совсем плохая погода, наступает „время для натюрмортов». Соберите несколько предметов, тематически связанных между собой или, наоборот, контрастирующих. Это может быть еда: хлеб, овощи, фрукты, — или посуда, рабочие инструменты, украшения. Найдите подходящее место (очень удобен широкий подоконник), расстелите там кусок ткани или лист бумаги и расположите вещи в художественном беспорядке.
Подобными экспериментами лучше заниматься дома. И в этом случае вы встанете перед выбором между светом из окна, внешней вспышкой или студийным светом и электричеством. Если выбирать из перечисленного, то дневной свет, конечно, предпочтительнее, так как он наиболее доступен. Но в данном случае может возникнуть необходимость использовать штатив в целях избежания „шевеленки».

Если использовать в качестве источника света свечи, можно получить потрясающий романтичный портрет. Теплый мягкий полусвет, обволакивающий предметы, точно воспроизводит атмосферу вечера при свечах. Чем больше свечей, тем ярче свет — и тем лучше освещены предметы, рядом с которыми вы их расположите. Однако использовать в такой ситуации ручной баланс белого нужно не всегда: при этом может быть потеряна вся теплая атмосфера кадра.

К тому же, в условиях помещений, освещенных через окна дневным светом, можно научиться правильно использовать его, так что не пожалейте времени и проведите пробные фотосессии в разных комнатах в разное время суток. Свет, идущий из больших окон, как правило, более мягкий. А из маленьких окошек обычно поступает резкий свет.

Попробуйте расположить натюрморт рядом с балконной дверью и наблюдайте за изменениями в освещении по мере того, как будете перемещать предметы.

Электрическому освещению тоже стоит уделить внимание, в особенности обычным настольным лампочкам. Они имеют желтоватый свет, который нейтрализуется настройкой баланса белого, имеющейся во всех цифровых камерах. Конечно, потолочные люстры редко дают хороший свет, но отвергать их сразу не стоит — попробуйте и оцените результат. А если у вас дома есть несколько настольных ламп, то вы можете создать импровизированную домашнюю студию путем установки их вокруг модели: при должном старании у вас получатся великолепные фотографии. Несмотря на „простоту использования», от встроенной вспышки чаще всего толку мало: полученные результаты можно оценить разве что как достаточные для фото „на память». Света она, конечно, дает много, но проблема в том, что вы не можете им манипулировать. Все, что вы можете сделать, это приблизиться или отойти от объекта съемки, но весь свет поступает к нему строго от объектива, что приводит к появлению резких бликов и неприятного блеска. Картинка в целом начинает выглядеть плоско и скучно.

| следующая лекция ==>
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №16 | Монтаж теплого пола под паркетную доску, ламинат, ковролин и линолеум

Дата добавления: 2015-08-31 ; просмотров: 193 . Нарушение авторских прав

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • NG (110)
  • одежда (96)
  • coub (70)
  • геология (47)
  • ДЖЕНН (45)
  • музеи (17)
  • высоцкий (13)
  • ленин (13)
  • палеонтология (7)
  • современное искусство (7)
  • современное искусство (5)
  • егор иванов (3)
  • театр (2)
  • памятники (2)
  • pin-up (1)
  • Lara Fabian (0)
  • авто (163)
  • актеры и актрисы (318)
  • алкоголь (72)
  • антик (1)
  • антиквариат (5)
  • археология (90)
  • архитектура (597)
  • аудио (7)
  • быт (3)
  • великая отечественная (351)
  • видео (1784)
  • война (1632)
  • география (71)
  • гифки (120)
  • дача (44)
  • деньги (319)
  • детство (718)
  • дизайн (814)
  • еда (107)
  • единоборства (3)
  • женская красота (1860)
  • ЖИВОПИСЬ (5803)
  • здоровье (270)
  • знаменитости (400)
  • избранное (5396)
  • инсталляция (27)
  • интернет (176)
  • интерьер (711)
  • инфографика (57)
  • история (1606)
  • кино (401)
  • компьютерная графика (96)
  • космонавтика (30)
  • космос (444)
  • кошки (151)
  • красоты земли (523)
  • креатив (165)
  • кризис (1)
  • кулинария (794)
  • литература (270)
  • любовь (82)
  • любопытно (2570)
  • макро (93)
  • мифы и легенды (127)
  • мода (154)
  • море (501)
  • музеи (20)
  • музыка (870)
  • мультфильм (66)
  • наука (355)
  • обычаи (113)
  • оружие (728)
  • полезности (391)
  • поэзия (140)
  • прикладное творчество (159)
  • природа (711)
  • психология (73)
  • реклама (48)
  • религия (260)
  • ретро (486)
  • рецепты (670)
  • россия (688)
  • русский язык (99)
  • сев. кавказ (22)
  • секс (58)
  • семья (207)
  • скульптура (146)
  • собаки (346)
  • современная россия (2315)
  • спорт (161)
  • ссср (1077)
  • Сталин (102)
  • статьи (466)
  • стихийные бедствия (33)
  • страны (958)
  • тайны (7)
  • танец (70)
  • тесты (41)
  • техника (361)
  • умности (159)
  • флора и фауна (1003)
  • флэшки (37)
  • фотоискусство (2434)
  • фотошоп (143)
  • цветы (292)
  • эзотерика (32)
  • экология (127)
  • эротика (844)
  • ювелирные изделия (74)
  • юмор (1031)
  • язык (32)

Метки

Музыка

Видео

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Как ставить свет при съемке натюрмортов

Четверг, 05 Декабря 2013 г. 23:33 + в цитатник

Сентябрь. Автор Павел Древницкий

В предыдущей статье о технике съемки натюрмортов, я только поверхностно коснулся вопроса о постановке света в натюрморте. Сейчас же я постараюсь более подробно рассказать и проиллюстрировать методы освещения композиции с помощью естественного света из окна.

Что же такое свет в натюрморте, и какое значение он имеет для общего восприятия фотографии в конечном результате.

Свет делает объекты объемными. Переливание светов (освещенных частей объектов) в полутени, а затем и в тени – создает эффект объемности объекта на двухмерной, плоской фотографии. Поэтому задача каждого фотографа – создать качественный световой рисунок на объектах композиции.

Создать такой световой рисунок можно, если снимать при мягком свете с помощью заслонок и отражателей. Заслонками могут быть картонки от коробок, или книги (для мелких объектов). В роли отражателей могут использоваться белые листы бумаги, пенопласта, или даже зеркала.

Чего нужно избегать при постановке света:

  • Пересветов — это участки сплошного белого света на объекте, не имеющие никакой фактуры (за исключением бликов на металлических или других отражающих поверхностях). Это явная недоработка. Затенять такие места можно с помощью маленьких заслонок, которые будут стоять на пути прохождения света.
  • Слишком густых теней – те части объектов, которые сливаются с чернотой фона, или же становятся неразличимыми на фотографии. Осветлять такие места на объектах можно с помощью отражателей, направленных в сторону той зоны, где в черноте теряются детали объекта.

Примечание №1: Так как динамический диапазон у разных фотоаппаратов разный, то при фотосъемке нужно делать скидку на технические недостатки техники.

Примечание №2: Очень часто современные TFT мониторы бюджетного и среднего классов, не способны отображать весь спектр, как цветов, так и яркостей на фотографии. Поэтому и здесь нужно делать скидку на техническое несовершенство. Лучше всего смотреть снимок на откалиброванном IPS мониторе. Или же делать некоторый запас по пересветам и глубоким теням.

Чего нужно добиться при постановке света:

  • Объема как отдельных объектов композиции, так и «глубины» всей композиции. В натюрморте передать объем фотографии методом пространственной перспективы нельзя, методом узкого ГРИПа тоже довольно проблематично, так как натюрморт занимает мало пространства в реальной жизни. Зато путем построения светового рисунка можно предать объем и глубину фотографии.
  • Сохранения деталей. В зонах пересвета и провалов в черное пропадают детали, текстуры объектов. Например апельсин выглядит как резиновый мячик… Чтобы передать полноту фактур, нужно добиться такого затенения светового потока, чтобы светотень подчеркивала фактуру предметов. Конечно, для этого нужно использовать и отражатели, но слишком «подсветив» темную сторону композиции, можно лишится глобального светового рисунка, т.е. вся композиция будет освещена одинаково и это будет несколько скучновато.
  • Выделение светом основного центра композиции (это не всегда нужно делать, но так более правильно). Лично мне нравится «пустить лучик света» на центр композиции натюрморта. Делается это путем использования двух и более заслонок, оставляя между ними как бы щель для света. Нужно понимать, что чем ярче свет за окном, тем лучше этот лучик света будет виден на фотографии, но тут есть риск оставить 3/4 композиции в плоских однообразных тенях.

Все эти правила актуальны и при постановки искусственного света для художественного натюрморта.

Если что забыл упомянуть в статье, не обессудьте… Дополню, если вспомню.

В заключении мой любимый воркшоп (закулисная съемок) от Владимира Драницина (VLDR), который и показал мне КАК это все должно делаться. До этого я совсем не представлял себе, что такое СТАВИТЬ СВЕТ. В принципе, здесь есть все, что может научить управлять светом.

Все фотографии принадлежат Владимиру Драницину. Он уже имеет опыт судебных разбирательств за кражу его фотографий.

Рубрики: фотоискусство

Метки: фотоискусство натюрморт мастер-класс

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

4 техники освещения для различных натюрмортов

Часто фотографы, делающие натюрморт, жалуются на плохой свет и трудность установки хорошего освещения. Стоит поговорить о том, как можно создать красивые натюрморты.

В первую очередь, чтобы создать оптимальное освещение, вам понадобятся несколько видов света – из окна, от карманного фонарика и от настольных ламп. Все эти источники являются доступными и недорогими, поэтому для вас не составит трудности их использовать. Но еще каждому фотографу необходимо иметь фотоотражатель, так как он хорошо распределяет свет в кадре. Для натюрморта лучше всего использовать фотоотражатель белого или серебристого цвета.

А из вспомогательных предметов для натюрморта вам понадобится черная ткань, бархатная и насыщенная глубоким цветом, лист формата А2 и бокс для макросъемки.

Итак, ниже будут приведены 4 способа создания натюрморта из данных предметов.

Первый из них – это освещение для цветов. Для создания такого натюрморта поставьте вазу с цветами возле стены, а на стену наклейте листок А2, проследив, чтобы он полностью захватывал весь кадр в объективе. Затем расположите 2 настольные лампы следующим образом – одну поставьте перед сосудом, немного сбоку от цветов, а вторую лампу поместите за вазой, чтобы свет падал на бумагу.

Для такой съемки вам нужен будет объектив с разрешением 18-105 мм, который при низком значении диафрагмы и долгой выдержке в результате обеспечит резкие снимки. Непременно также используйте штатив, который максимально жестко будет крепиться к поверхности.

Второй способ предназначен для фотографирования предметов, которые будут выставляться на аукцион. Для таких фото вам не нужны настольные лампы, а только лишь специальный бокс для макросъемки, куда вы поместите изделие, которое нужно сфотографировать.

Бокс нужно располагать возле окна, чтобы естественный свет падал сбоку. Его роль – рассеивать свет и также отражать его на сам объект съемки. Если же на поверхности фотографируемого изделия все равно много бликов, то бокс нужно еще немного отвернуть от окна. Фотографировать можно тем же объективом, что и в случае с цветами, и опять-таки при помощи штатива. Вообще, во всех случаях создания натюрмортов желательно дистанционное управление фотоаппаратом.

Третий способ сделать хороший натюрморт осуществляется с помощью черной ткани. Пользуясь ею, мы можем красиво сфотографировать фрукты для натюрморта. Постелите ткань на поверхность, чтобы она полностью захватывала все пространство кадра, и посредине полотна разместите фрукты. Для съемки также используйте фонарик, свет которого будет направлен на фрукты, и в комнате, где проводится съемка, должно быть как можно темнее, дабы максимально выделить их. И конечно, используйте штатив.

Для съемки других предметов можно применить еще один, четвертый способ. Для него нужно использовать 40-мм объектив, белый лист формата А2, отражатель, штатив и дистанционное управление.

Съемка происходит при освещении естественным светом из окна, предметы следует расположить на листе бумаги для максимально гладкого фона на фото. Если на предмет будет падать тень, используйте отражатель. Проверьте всю экспозицию перед фото и скорректируйте ее. Как видите, натюрморт не так уж и сложен, если знать буквально несколько приемов и идей.

Выбор освещения для съемки натюрморта

17 февраля 2011 г.

Снимаем натюрморт. Советы новичкам.

Сегодня мы поговорим о натюрмортах.В переводе с французского это слово имеет не очень жизнерадостное значение и переводится как «натуре морте» – «мертвая натура». Если говорить кратко, то смысл этого жанра сводится к тому, что художник (в нашем случае фотограф) не изображает предметы в их естественном виде, а предварительно компонует по своему усмотрению.

Часть I. Натюрморт при естественном освещении


Henri Fantin-Latour, XIX в.

Чем хорош жанр натюрморта для фотографа — своей универсальностью. Получили к празднику красивый букет, вырастили урожай клубники, достали из шкафчика бабушкино варенье — все можно пустить в дело. И получить художественные снимки в первую очередь, и память о празднике, урожае и так далее — во вторую.

Начните с обдумывания сюжета. Вспомните обо всех предметах, которые будут участвовать в вашем снимке, представьте картинку, которая должна получиться. Для надежности можно даже сделать небольшой набросок на бумаге.

Итак, творческий замысел имеем, теорию воплощения обдумали. Следующим шагом будет выбор места. На первых порах не стоит усложнять себе задачу сложными декорациями. Давайте пока просто возьмем поверхность, на которой будут расположены предметы (например, стол). А чуть позже подберем подходящий фон.

Обеспечиваем свет и фон

Следует заметить, что не любой уголок вашего дома подойдет для съемки. Снимать мы будем при естественном свете, значит идем ближе к окну. Лучше всего расположить композицию так, чтобы окно оказалось чуть сзади и сбоку.

Чтобы натюрморт не вышел «плоским», дополнительно отразим свет из окна. Отражателем может послужить любая белая, золотистая или серебристая поверхность. Не пугайтесь, покупать дорогие профессиональные отражатели не нужно. Вы можете сами изготовить его, наклеив на кусок картона фольгу, белую бумагу или ткань.

Особое внимание следует уделять фону. Натюрморт смотрится не очень гармонично, если поверхность, на которой стоят предметы, и фон разделены горизонтальной линией. Такие варианты возможны, но добиться целостности восприятия в этом случае бывает сложно. Наш совет: используйте достаточно большой по размеру лист бумаги или отрезок ткани. Расположите так, чтобы вертикальная поверхность плавно переходила в горизонтальную, без заломов. И посмотрите, как красиво получится.

Часть II. Световая кисть

Световая кисть — это небольшой постоянный источник света, имеющий хорошо сфокусированный луч. Именно этим лучом, как кистью, и «обводятся» предметы во время съемки. В результате получается неповторимый световой рисунок. Профессиональная световая кисть — дорогой и сложный прибор. Но для обучения вполне подойдет обычный фонарик.

Если быть совсем точным, то световой кистью в фотографии называют и инструмент, и технику, в которой этот инструмент используется.

Вы уже придумали, что будете снимать? Тогда расставляйте все предметы по своим местам и выключайте свет.

Рисование световой кистью — это неспешный творческий процесс. И тут нам понадобится длинная выдержка. Поэтому переведите камеру в ручной режим съемки и установите ее на штатив.

Приступаем к съемке

Если вы привыкли, что автоматический режим камеры всегда все решает за вас, то на первых порах вам придется трудно. Ведь экспозицию при съемке со световой кистью нужно выставлять вручную. Не пугайтесь, если не получится с первого раза.

Для начала определитесь с глубиной резкости и, исходя из этого, выставите значение диафрагмы. Например, значение F11 или F16. Попробуйте выдержку длительностью одна минута или полминуты (максимально допустимую выдержку вашей камеры). Этого времени должно хватить для освещения небольшой композиции. В процессе съемки вы всегда сможете откорректировать значения.

А дальше все просто: светите на нужные фрагменты предмета. Чем дольше светите, тем ярче они будут.

Баланс белого лучше выставить для ламп накаливания. В большинстве фонариков применяются именно такие. Для светодиодных фонариков лучше выставить баланс белого вручную по белому листу.

Поняв сам принцип использования световой кисти, вы сможете экспериментировать. Например, использовать цветные фильтры из полимерной пленки. Приложив такой фильтр к фонарику, получите цветной луч. А дальше количество и разнообразие фонариков, фильтров, схем освещения ограничивается только вашей фантазией.


(с) Маргарита Щавелева, Анна Миронова

Натюрморт

В принципе натюрморт – это съемка предметов. Он может решать чисто практические задачи, например рекламные, а может выполнять эстетические функции и быть высокохудожественной фотографией. Натюрморты снимают и в студии, и дома, и вне помещения.

В некоторых случаях, собираясь снимать натюрморт, нужно хорошо все продумать: и построение композиции, и установку освещения – на это уходят часы. Иногда натюрморт неожиданно находят в реальной обстановке и снимают все как есть, без каких-либо изменений.

Тщательно выбирайте фон для вашего натюрморта. Здесь фактура дерева гармонирует по цвету со специями.

Темп съемки натюрморта может быть более спокойный, чем при съемке моды или портретов. Это означает, что вы можете отрабатывать детали и освещение сразу правильно, сосредотачиваясь на качестве изображения. Хотя компактная камера прекрасна теоретически, вы обнаружите, что снимать натюрморт зеркальной камерой гораздо легче, а объективы позволяют наводить на резкость с достаточно близкого расстояния. Устойчивый штатив также необходим. Вы обнаружите, что при длительных выдержках полезны и дистанционные спусковые устройства.

К композиции в натюрмортах предъявляются те же требования, что и в других жанрах фотографии. Правило третей может быть мощным творческим инструментом, а свободное пространство также может использоваться очень эффектно. Общая художественная характеристика натюрмортов – простота. Это тот жанр фотографии, где чем меньше, тем лучше. Когда вы снимаете, например цветок, попытайтесь выразить его красоту, не отвлекая внимание ни на что другое.

Фон и среда

Домашнюю студию для съемки натюрморта создать намного легче, чем вам это кажется. Для съемки художественного натюрморта можно использовать свет из окна, а рабочие поверхности у окна в кухне или подсобном помещении хороши для любых проектов. Стены и рабочие поверхности могут выступать в качестве фонов для фотографий. Если вы хотите, чтоб фон был абсолютно ровным и бесшовным, то попробуйте сделать его из согнутого листа белой бумаги. Такой фон из листа бумаги, аккуратно согнутого под углом 90°, широко применяется и в портретной живописи. Для натюрморта нужно, чтобы часть листа лежала на столе, а другая часть была бы закреплена на стене. При отсутствии видимого сгиба между передним и задним планами фон получается бесшовным. Такой прием широко используется при съемке продуктов, а также в художественном натюрморте.

Иногда включение источника света в композицию может усилить выразительность, как, например, свет свечи в этой ностальгической композиции.

При съемке натюрморта очень важна глубина резкости, которую бывает трудно обеспечить при съемке с близкого расстояния. Если вам не удается достичь резкости на всю глубину сюжета, попробуйте альтернативный подход – применив более открытую диафрагму, ограничьте внимание к одному участку при малой глубине резкости.

Освещение

Обычно освещение натюрмортов делают мягким и бестеневым, хотя некоторая направленность помогает избежать монотонности. Если у вас есть внешняя вспышка, то она может дать хороший эффект, однако надо смягчить ее свет. Попробуйте для этого направить свет вспышки на большой лист белой бумаги или примените один из многочисленных светорассеивающих аксессуаров, таких как зонтик или софтбокс.

Объекты каждодневного обихода могут оказаться хорошим натюрмортом, особенно если они значимы для фотографа, как это старое седло в углу.

Дневной свет также неплохой вариант, хотя характер освещения в этом случае будет меняться по мере движения солнца относительно окна. Отражатели могут помочь подсветить тени, а полупрозрачная бумага или кухонный пергамент, сложенный вдвое, работает как эффективный рассеиватель. Имеющиеся в продаже занавесы позволяют сформировать мягкое освещение от вспышки, окна или даже от домашней настольной лампы. Не забудьте при этом проверить правильность цветовой температуры с помощью баланса белого вашей камеры.

Репортажный натюрморт

По самой своей природе натюрморт, специально поставленный для того, чтобы его сфотографировать, как правило, оказывается очень надуманным. Многим нравится искать натюрморты в реальной жизни, находить уже существующие композиции и снимать их. Это может быть, например, ваза с фруктами, мимо которой вы проходите каждый день, или нечто абстрактное, вроде узоров, получающихся на поверхности воды в ванне, когда на нее капает капля из крана. Другие «охотничьи угодья» для поисков естественных натюрмортов могут оказаться в сарае или гараже, например, изящный рисунок паутины может стать ностальгическим кадром. Кроме того, интерес представляют антикварные магазины и магазины подержанных товаров, где вы можете попросить разрешения побродить с камерой и поснимать.

Фотографии в жанре репортажного натюрморта являются хорошей темой для конкурсов фотографов-любителей. Каждый в заданный интервал времени должен найти объекты съемки и сфотографировать их, а победитель определяется компетентным общим знакомым.

Вы можете придумать правила для усложнения задачи, например, разрешать или нет перемещать объекты внутри комнаты.

Съемка товаров

Не все натюрморты снимают ради искусства. Миллионы снимков делаются каждый год для каталогов и объявлений, которые предлагают нам товары и услуги. Эти снимки должны быть визуально привлекательными, но их основное назначение ознакомить нас с чем-то до того, как мы это приобретем, что требует более функционального подхода к натюрморту.

Плоское освещение выявляет детали в фотографиях товаров и широко применяется в рекламе.

Драматическое освещение и изощренный светотеневой рисунок в этом случае неуместны и заменяются плоским освещением, которое позволяет выявлять каждую деталь фотографируемого объекта. Некоторые рекламные снимки показывают продукт в естественной среде, но в большинстве снимков для каталогов продукт располагают на ровном белом или черном фоне, чтобы фон не отвлекал внимание.

Если вы когда-либо продавали что-нибудь на сайтах онлайн-аукционов – таких как eBay, вам должен нравиться более взвешенный подход к фотографии товаров. Установлено, что чем выше качество фотографий в списке eBay, тем больше людей претендуют на покупку, что в свою очередь увеличивает число предложений и цену. Организовать домашнюю студию для съемки товаров несложно.

Бесшовный фон можно сделать из большого листа белой бумаги. Надо прикрепить бумагу к спинке стула так, чтобы она спускалась на сиденье под углом 90°. Для более крупных объектов поверните стул и водрузите его на стол, расположив оставшуюся бумагу на столе.

Большинство фотографий товаров выполняется на белом фоне, но если объект съемки сам белый, то другой цвет фона более уместен.

Осветить фон достаточно просто, но в идеале вам следует применить что-нибудь в качестве рассеивателя на источник света. Это может быть отраженный свет от потолка, стены или куска картона или даже самодельный вариант софтбокса. Вы также можете использовать свет от окна, но при этом должны удостовериться, что выставляете правильную экспозицию, чтобы фон был белый, а не серый. Снимите сначала отдельно фон, проверьте гистограмму и зафиксируйте диафрагму и выдержку в ручном режиме. Если вам приходится делать много подобных снимков, то целесообразно купить световой куб. Такое приспособление состоит из куба из рассеивающего свет материала, который работает как диффузор, смягчая любой приходящий свет, и позволяет использовать любой домашний источник света, например настольную лампу. Надо лишь уточнить правильный баланс белого.

Съемка продуктов питания

Профессиональная фотография продуктов питания сильно изменилась за последние годы. Исчезли те жесткие, формальные образы 1980-х годов, в которых холодное картофельное пюре выглядело, как мороженое, а недоваренные макароны сияли как лакированные. Фотографии пищи стали более правдивы и привлекательны.

Светлый фон и прямой угол съемки подчеркивают цвет, форму и рисунок этих конфет.

В стилистике фотографии продуктов питания стало гораздо больше искусства. Обратите внимание на уравновешенность и цвет пищи на тарелке, посмотрите, как это представляют профессионалы в поваренных книгах, это даст вам новые идеи. Запаситесь небольшим количеством масла, оно поможет придать глянец, когда будете снимать теплую пищу, от которой поднимается пар.

В противоположность другим видам съемки натюрмортов, съемка пищи требует оперативности. Приготовленные блюда не всегда долго сохраняют хороший внешний вид, поэтому тщательно планируйте свои действия. Пока вы приготовитесь снимать, блюдо может изменить свой вид, запах и цвет. Попробуйте, используя пустую тарелку со всеми необходимыми реквизитами, подготовить свет, а потом в последнюю минуту подставить реальный объект съемки.

При съемке продуктов питания важна посуда, столовые приборы и мебель. Расставляйте все тщательно, даже если планируется снимать эти детали нерезкими.

Ссылка на основную публикацию