Введение в теорию панорамной фотографии | Foto-kadr.ru

Введение в теорию панорамной фотографии

Практики от успешного стокового фотографа

Известный фотограф из Милана Кристиан Негрони (Cristian Negroni) давно и успешно зарабатывает на микростоках. Свои предпочтения в фотографии он отдает работе в жанрах уличной фотографии, путешествий, а также в жанре lifestyle. Кристиан успешно экспериментирует и в других направлениях фотоискусства. Свои работы Кристиан Негрони продает через магазин 500px Prime. Они пользуются спросом, покупают их весьма охотно.

В нашей сегодняшней статье мы расскажем вам о десяти советах, которые Кристиан дает тем фотографам, которые хотят научиться зарабатывать на стоках. Что им нужно делать в первую очередь, а чего избегать. Хочется думать, что эти советы бывалого мастера кому-то из вас окажутся полезными.

1. Да, фотография – это искусство. Никто не спорит. Но если вы решили заработать на стоках – на время забудьте про это. Научитесь сдерживать художника внутри себя. Или-или. Выбор вам придется сделать в пользу коммерческой составляющей. Объясним популярно. Всем известно, что фотографам чаще всего хочется фотографировать красивых полуобнаженных моделей в соблазнительных позах. Ну конечно! Фотограф, особенно начинающий, хочет вообразить себя великим фотохудожником современности! Но, увы. В стоковой фотографии это правило практически не работает. Гораздо охотнее покупаются фотографии, изображающие сцены обыденной, повседневной жизни. Ну, или хотя бы то же самое lifestyle. Не забывайте про коммерческую строну вопроса. Вам нужно твердо усвоить: покупается то, что интересно покупателю. Значит и нужно предлагать к продаже именно то, что ему интересно. Но не забывайте, что модная фотография тут несколько ограничена в своих возможностях.

2. Попробуйте стать в некотором роде зеркалом. Вспомните про то, что зеркало ни к чему не привязывается, но в то же время и ничего от себя не отталкивает. Старайтесь быть гибким в своей работе. Не увлекайтесь одним единственным жанром или направлением в фотографии. Клиентов привлекают фотографии разных жанров, сделанные в разных манерах и стилях. Чем разнообразнее будут ваши работы, тем у вас будет больше шансов их продать.

3. Научитесь быть проще в свом творчестве. Простота — одна из основ стоковой фотографии. Не нужно отвлекать зрителя, то есть, в нашем случае, потенциального покупателя, множеством лишних элементов в кадре. Сразу переходите к самому важному, сразу старайтесь сказать главное. Простой фон, минимум деталей. Такое нравится покупателям.

4. Старайтесь думать так, как думает покупатель. Представьте, что это именно вы покупаете фотографии в сток-магазине. Что бы купили вы? И почему? А теперь так и снимайте.

5. Ни в коем случае не забывайте о техническом качестве ваших фотографий. Резкость должна быть идеальной, на изображении не должно быть грубых теней, светлые участки не должны быть пересвечены. Фотографии обязательно должны быть хорошего качества. Технический брак может всё испортить.

6. Снимайте с разных точек, в том числе и по высоте, под разными углами. Не стоит повторять привычные снимки известных объектов, которые сделали другие фотографы. В таком случае возможности продать свои фотографии у вас будут ничтожно малы. Попробуйте сфотографировать привычный объект непривычно, необычно. Присядьте пониже, залезьте повыше… Попробуйте снять под непривычным углом… Свежий взгляд на вещи всегда приветствуется. А, значит, такие фотографии будут покупаться.

7. Фотографу, который хочет стать успешным на стоках, очень важно научиться качественно обрабатывать свои снимки в графических редакторах. Хорошо фотографировать – правильно строить композицию, организовывать освещение и многое другое – этого сегодня уже недостаточно. Для того, чтобы стать популярным и покупаемым на стоках фотографом нужно уметь хорошо делать постобработку. Так что, осваивайте компьютер.

8. Не снимайте в темной тональности. На стоках намного охотнее покупают светлые фотографии. Они несут позитивный заряд, а это в основном и нужно для рекламы.

9. Не имеет никакого смысла фотографировать всё то, что вы вокруг себя видите. Главное в фотографии – идея. Если вы удачно выразили в своей фотографии заложенную вами же идею – вашу работу обязательно купят. К своим снимкам нужно относиться очень внимательно. Продумывайте в них каждую мелочь, каждый штрих, каждый нюанс. Если вы работаете с моделью – очень серьезно отнеситесь к ее подбору. Правильно организуйте съемочную площадку, заранее позаботьтесь о декорациях, реквизите, костюме, макияже. Всё должно работать на главную идею.

10. Ну и самое главное. Будьте скромным. Оценивайте свои работы адекватно. Не считайте их гениальными. Но и не занижайте планку своих достоинств. Кристиан Негрони считает это самым лучшим и единственным способом довести свое мастерство до совершенства.

Введение в теорию панорамной фотографии

Что такое панорамная фотография? Это изображение, полученное слиянием двух или более фотографий. Каждый из нас в повседневной жизни нередко видит такие изображения. Панорамная съемка берет свое начало чуть ли не со времен изобретения первого фотоаппарата, постепенно она совершенствовалась и вылилась в отдельную ветвь фотоискусства. Ниже мы поговорим о том, как правильно делать панорамную съемку, дадим советы и раскроем несколько полезных секретов.

Автор Przemek Czaicki

Шаг первый: Выбор местности

Этот шаг, без преувеличения, является самым важным. Именно от местности зависит, насколько интересной и захватывающей будет панорамная съемка. Конечно, интересны для панорамной съемки места необычные, к примеру, заснеженные вершины величественных гор, девственные долины. Однако, все это порой находится за тысячи километров от нас, и отчаиваться не стоит, ведь и поблизости всегда найдется что-нибудь интересное, стоит лишь повнимательнее оглядеться.

Город, в котором вы находитесь, сам по себе является интересным объектом для создания панорамных фотографий. Вам остается лишь найти такое место, с которого бы на город открывался хороший вид, и ничто не загораживало обзор объективу фотокамеры, хотя, и мешающие дома и вышки можно легко убрать с помощью фотошопа.

Автор Åsta Skjervøy

Шаг второй: Настраиваем камеру

Практически у каждой современной фотокамеры имеется режим панорамной съемки. Фотоаппарат сам будет показывать на дисплее линии, где должна начинаться ваша следующая фотография. Если этот режим имеется и у вашей камеры, смело включайте его и начинайте пользоваться.

Если режим панорамной съемки отсутствует – не страшно. Для начала вручную настройте экспозицию, опирайтесь при этом на ваши личные предпочтения и условия окружающей среды. Убедитесь, что каждая из фотографий сделана с настройками, идентичными для предыдущих снимков. Если хотя бы одна из фотографий будет отличаться, эффект единства панорамной фотографии будет достигнуть невозможно.

Автор Ian James

Шаг третий: Фотографируем правильно

Делая каждую из фотографий, вы должны захватывать часть изображения, сделанного на предыдущем фото. Это необходимо для того, чтобы при склеивании картинок между ними не было зазоров и разрывов. Еще одним важным моментом при проведении панорамной фотосъемки является перспектива. Камера должна быть закреплена и строго неподвижна, любое незапланированное движение может все испортить. Для достижения нужного эффекта хорошо подойдет штатив с вращающейся платформой, он обеспечит нужный поворот камеры. Фотографировать с рук категорически не рекомендуется, так как фотографии могут получиться смазанными. Лучше все использовать дистанционное управление для фотоаппарата. Также панорамная фотография не выйдет, если фокусное расстояние будет отличаться на снимках, поэтому позаботьтесь, чтобы оно везде было одинаковым.

Автор Michael Breitung

Шаг четвертый: Собираем кусочки воедино

Когда заготовки снимков сделаны, приходит время возвращаться домой и приступать к работе за компьютером. Чтобы склеить фотографии в одну, лучше всего воспользоваться специальным софтом, подойдет, к примеру, Panoweaver, Canon PhotoStitch, AutoStitch и многие другие, коих сейчас в Интернете можно найти в изобилии. Практически каждая из них удобна и проста в использовании, поэтому проблем возникнуть не должно даже у начинающих панорамных фотографов. Можно воспользоваться и фотошопом, если работа в нем для вас привычнее, однако, каждый раз проверяйте, что при изменении настроек одного снимка, меняются и настройки всех снимков из сделанного вами ряда.

Автор Domenik Schuster

Шаг пятый: От слов к практике

Все теоретические знания, которые вам нужны для создания панорамной фотографии, теперь вам известны. Настало время вооружиться комплектом необходимых вещей и испробовать все на практике. Для первоначальной съемки подойдет крыша дома, пристань или даже ближайший парк. А вот набравшись опыта и став закоренелым панорамным фотографом, можно смело отправляться снимать снежные вершины Альп или безграничные просторы африканских пустынь. Однако, не забывайте, что все самое интересное всегда рядом, стоит лишь повнимательнее присмотреться.

Перспективы развития панорамной фотографии

Виртуальная панорама существует только на компьютере. Необходим процессор, который перерассчитывает фото текстуру таким образом, чтобы создать ощущение объема и позволяет вращать панораму в любую сторону. Дополнительным преимуществом компьютерного просмотра является возможность добавлять в получившийся трехмерный мир любых объектов: текста, фотографий, видео, звука, 3d моделей, гиперссылок, переходов и пр. А так же быстро находить необходимую информацию.

Всеобщая компьютеризация, развитие интернет-технологий и возросшая скорость связи позволяют без труда передавать виртуальные панорамы с одного устройства на другое, делая их общедоступными.

Однако, вернемся к областям применения. Исторически сложилось так, что первоначально панорамная фотография была предложена для рекламы ресторанов, кафе, отелей и объектов недвижимости. В этой области технологии полностью оправдали себя, накоплен большой опыт, есть статистика роста продаж и рынок продолжает стремительно развиваться. Такое развитие определяется простым и очевидным механизмом: вложенные деньги – результат.

Параллельно развивалось создание виртуальных панорам объектов культурно- исторического наследия и просто красивых или интересных мест. Человеческое внимание к объектам подобного плана вполне понятно. Не удивительно, что они оказались сняты в первую очередь. Так же не удивительно, что съемка была произведена на очень разном техническом уровне. Хорошие работы теряются на общем любительском фоне.
В то же время, для развития туристической индустрии в отдельных регионах и привлечения внимания было бы полезно создание профессиональных тематических туров, которые так же отличаются от любительских, как профессиональное кино от домашнего видео.

Большое значение для популяризации виртуальной панорамы имел проект Google, представляющий на карте панорамы улиц различных городов и населенных пунктов. И аналогичный для России проект Яндекс-панорамы. Подобные сервисы позволяют значительно поднять информативность карт и облегчить ориентацию на местности.

На этом обычное использование виртуальной панорамы на сегодняшний день заканчивается и начинается область либо одиночных примеров, либо полного отсутствия внимания. В то же время данная технология имеет огромный потенциал. Давайте рассмотрим ее возможности.

1. Дешевый трехмерный мир. Виртуальная панорама — это полноценный и абсолютно фотореалистичный трехмерный мир (фиксирована только точка осмотра). В него можно добавлять бесконечное число другой информации и организовывать поиск по ней. В частности, подсоединять базы данных. А так же создавать интерактивные взаимодействия.

На практике это приводит целому ряду интересных возможностей. Вот некоторые из них:

Интернет-магазины с показом товаров в привычных интерьерах , функцией хождения по торговым залам и формирования корзины.
Виртуальные музеи, с возможностью знакомства со всеми экспонатами, находящимися в залах. А так же функциями поиска, сбора и любой обработки информации.
Компьютерные игры, в которых действие происходит в реалистичных мирах. Панорамы больше всего подходят для создания квестов, с исследованием отдельных локаций.
Виртуальные тренажеры, требующие погружения в реальность. Например: кабина самолета, машины, танка, рубка корабля или подводной лодки. В панораму могут быть вставлены трехмерные объекты для усиления эффекта присутствия.
Психологические тесты и любые другие исследования с аналогичными требованиями реалистичности.
Образовательные программы. Потенциал подобных программ намного больше, чем у документального кино, тем более что фильмы можно в них включать как составную часть, а панорамы гораздо лучше подходят для организации материала.

2. Фотофиксация. Существует множество областей, где точное описание всего окружающего пространства необходимо и входит в стандартную процедуру. Возможность фотофиксации при этом является дополнительным и очень полезным бонусом.

Места преступлений, катастроф, чрезвычайных ситуаций требуют описания по регламенту. Введение панорамной фотографии в повседневную практику значительно повысило бы точность и наглядность подобных описаний.

Подобная ситуация наблюдается так же в археологии. Можно фиксировать внешний вид местности до раскопок и на любом из его этапов.
Для реставраторов необходимо точно знать, как выглядел объект в тот или иной период времени. В этом отношении регулярная фотофиксация состояния культурно-исторических объектов выглядит вполне оправданной процедурой.

Очень полезной виртуальная панорама может быть в области архитектуры и строительства. Трехмерный мир, созданный на основе фотографии сохраняет не только внешний вид предметов, но и позволяет точно измерять расстояние между ними и вычислять их размеры. При наличии масштаба, все данные измерения можно выразить в единицах реального мира. Это означает, что виртуальный макет любого объекта можно вписать в реальное окружение, чтобы посмотреть как он будет выглядеть после завершения строительства.

Дизайн интерьеров. Если вы занимаетесь модернизацией сложных интерьеров, зачастую проще будет вписать макет предмета в панораму реального интерьера, чтобы посмотреть, как он будет выглядеть.

Силовые ведомства: МЧС, МВД и пр. Для данных учреждений могут быть полезны не только карты с панорамами, но и панорамные фотографии (или видео) внутренних помещений значимых объектов. Фотография позволяет не только оценить план или устройство строения, что могут обеспечить техническая документация или трехмерная модель, но и получить представление об объекте в наиболее простом для восприятия виде.

3. Репортажная виртуальная панорама. Этот жанр, в связи с отсутствием профессионального оборудования для одномоментной съемки, развивается крайне медленно. Однако, учитывая тот простой факт, что большинство газет выходит сейчас в виртуальном виде, у него огромное будущее. Зафиксировать место событий изнутри, с функцией кругового осмотра и изучением деталей – такой возможностью нельзя пренебрегать.

4. Панорамное видео.

Видео в панораму может быть встроено в виде внешнего файла, в виде части фототекстуры, или вся текстура может состоять из видеофрагментов. В последнем случае мы говорим о панорамном видео. Принципиальной разницы между панорамной фотографией и видео нет. Снимается видео на системах одномоментной съемки. Для стыковки и показа панорамного кино используется такое же программное обеспечение, что и для фотографии. И, наконец, панорамное видео тоже может рассматриваться как трехмерный мир, со всеми его возможностями.
Развитие этого жанра так же тормозится отсутствием профессионального оборудования.

Прежде всего, панорамное видео может быть использовано для съемки репортажей с места событий, начиная от дружеской вечеринки и заканчивая боевыми действиями или концертом известной группы.

Наиболее интересным представляется репортажная съемка спортивных событий, особенно командных игр. Например, футбола. Хотя создание оборудования для подобных съемок потребует значительных усилий.

Гораздо проще решается задача видеонаблюдения и видеорегистрации. Она не требует высокого качества и может быть осуществлена на уже разработанном оборудовании. У камер данного типа нет мертвых зон, и они позволяют осуществить фиксацию перемещения всех объектов в зоне прямой видимости.

Создание игрового панорамного кино требует отсутствия обслуживающего персонала и оборудования по всем направлениям съемки. Задача, которая не может быть решена простыми средствами. В то же время, данная технология подходит для записи хорошо отрепетированных спектаклей идущих на сцене.

Возвращаясь к тренажерам и симуляторам, в качестве текстуры при их создании может быть использована не статичная фотография, а видео.

В данной статье мы попытались дать обзор только очевидных направлений использования панорамной фотографии. На самом деле областей, в которых она найдет применение намного больше, и некоторые из них сейчас просто невозможно представить. Тем не менее, мы надеемся, что статья окажется кому-то полезной и натолкнет его на новые мысли. В таком случае, мы будем считать свою задачу выполненной.

Сущность панорамной линейной фотосъемки. Сущность панорамной круговой фотосъемки.

В практической деятельности при производстве следственных действий возникает необходимость в фиксации обстановки на больших участках местности или крупных объектов. В таких случаях применяется панорамная фотосъемка. Сущность панорамной фотосъемки заключается в последовательном фотографировании (панорамировании) объектов для составления, из зафиксированных частей одного целого — фотопанорамы. Она применяется в том случае, если объект, подлежащий фотосъемке, невозможно сфотографировать одним кадром. Панорамирование позволяет значительно расширить пределы снимаемого пространства и, следовательно, запечатлеть любой участок местности или объект в необходимом объеме.

Панорамная съемка выполняется с использованием обычных малоформатных фотокамер с соблюдением определенных требований. При этом, как правило, пользуются одним из двух способов – перемещением фотокамеры по прямой линии или вращением ее вокруг вертикальной оси. Первый способ получил название линейной панорамы, второй – круговой.

Круговая панорамная съемка производится с одной точки. Оператор производит несколько фотоснимков, как правило, справа налево или наоборот таким образом, чтобы каждый последующий кадр перекрывал предыдущий на 10-15 процентов. Обычно перед панорамированием оператор просматривает в видоискатель подлежащий съемке участок и мысленно делит его на участки. При этом выбирает ориентиры (например, столбы, углы строений и т.д.), затем производит съемку таким образом, чтобы ориентир, находящийся в правом углу видоискателя при съемке предыдущего кадра, находился бы в левом углу при съемке последующего – этим и достигается перекрытие кадра на 10-15 Процентов, а впоследствии облегчает монтаж фотопанорамы.

Линейная панорамная съемка выполняется с нескольких точек, расположенных на одной прямой, параллельной линии съемки, путем перемещения фотоаппарата. При ее выполнении также необходимо, чтобы каждый предыдущий кадр перекрывал последующий на 10-15 процентов. При таком виде панорамирования сводятся до минимума перспективные искажения. В практической деятельности она часто применяется для фотосъемки следов транспортных средств, дорожки следов ног и т.д. При этом рядом со следами помещается рулетка (для этих целей целесообразно выбирать рулетку с ярко выраженными делениями), ориентирами при делении на кадры служат деления рулетки.

Метод линейной панорамы нецелесообразно применять для съемки объектов, позади которые на значительном удалении находятся крупные объекты (водонапорные башни, заводские трубы и др.), так как они окажутся запечатленными на нескольких снимках и при монтаже общая картина будет искажена наличием большого количества несуществующих реально объектов.

Для выполнения ориентирующих и других видов съемки при производстве следственных действий в практической деятельности чаще применяется круговое панорамирование – оно выполняется более оперативно. Круговая панорама может быть полной, дающей обзор на 360 градусов, и секторной. Обычно для достижения целей криминалистической съемки достаточно секторной панорамы.

Иногда возникает необходимость в фотографировании панорамным методом объектов, расположенных вертикально (очень высокие здания, пожарные лестницы, водосточные трубы и т.д.). В таком случае панорамирование производят последовательным перемещением фотоаппарата сверху вниз или наоборот.

Существуют общие правила, соблюдение которых гарантирует получение качественных панорамных снимков.

Все снимки панорамы выполняются одним аппаратом и объективом.

Панорамная фотосъемка должна выполняться с одного и того же уровня над поверхностью земли (на практике это достигается выполнением всех снимков панорамы одним оператором – его рост неизменен).

Все фотоснимки должны быть сделаны в одном масштабе. Это достигается путем выбора точек съемки, расположенных на одинаковом расстоянии от объекта съемки при линейном панорамировании и отсутствием перемещений оператора при круговом, а при изготовлении снимков – с неизменяемыми параметрами фотоувеличителя.

Каждый последующий снимок должен на 10-15 процентов перекрывать предыдущий (т.е. должно существовать поле, которое фотографируется дважды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виртуальная экскурсия по МОУ «Гимназия №20»

Данная работа посвящена разработке интерактивной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20», и её размещению в сети интернет.

Актуальность работы заключаться в создании мультимедийного продукта, не имеющего аналогов среди общеобразовательных учреждений г. Саранска.

Предмет: технология создания панорамных изображений.

Объект: технология создания виртуальных панорамных экскурсий.

Цель проекта: создание интерактивной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20» в форме сайта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теорию о технологиях создания 3D-панорам;

2. Составить план-схему гимназии и выбрать точки панорамного обзора;

3. Сделать серию фотографий для каждой из обозначенных точек;

4. Создать круговые панорамы с помощью программы PanoramaStudio Pro;

5. Связать локации между собой посредством системы переходов, основанной на использовании активных областей;

6. Интегрировать получившийся продукт в веб-сайт для последующего размещения в сети Internet.

В ходе работы были использованы следующие методы:

1. Теоретические: анализ источников; систематизация полученных данных;

2. Эмпирические: панорамная фотосъемка; компьютерное моделирование; Web-разработка.

Практическая значимость данной работы заключается в создании виртуальной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20», и ее размещении на школьном сайте, что позволит всем желающим совершить путешествие по образовательному учреждению, не выходя из дома. К тому же, освоенные методы и приемы позволят создавать подобные продукты в будущем.

Практическую часть проекта состояла из четырех этапов:

1. Выбор обзорных точек и проработка возможных маршрутов;

2. Процесс фотосъемки из каждой обзорной точки и дальнейшее преобразование полученных фотографий в панорамы;

3. Создание системы переходов между локациями;

4. Размещение виртуальной экскурсии на школьном сайте.

Виртуальные панорамные экскурсии являются наиболее наглядным средством для путешествий и ознакомления с теми или иными объектами, не выходя их дома. Многие музеи уже на протяжении длительного периода времени успешно применяют эту технологию. Последовав их примеру, мы разработали свой мультимедийный продукт, не имеющий аналогов среди общеобразовательных учреждений г. Саранска.

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Нами была изучена теория о технологиях создания 3D-панорам;

2. Мы составили план-схему гимназии и выбрали точки панорамного обзора;

3. Была сделана серия фотографий для каждой из обозначенных точек;

4. Были созданы круговые панорамы с помощью графического редактора;

5. Локации были связаны между собой посредством системы переходов, основанной на использовании активных областей;

6. Мы интегрировали получившийся продукт в веб-сайт и разместили его в сети Internet.

Таким образом, мы решили все задачи, сформулированные на начальном этапе работы, а так же, достигли главную цель проекта, создав интерактивную панорамную экскурсию по МОУ «Гимназия №20» в форме сайта.

Скачать:

Вложение Размер
sayt-ekskursiya.doc 553.5 КБ

Предварительный просмотр:

1.1. История панорамных фотографий………. ……..….……. …. ….…. 5

1.3. Процесс создания круговых панорам….…….…………….………………6

2.2. Создание круговых панорам……….……..……………………….………10

2.3. Создание виртуальной экскурсии по МОУ «Гимназия №20»…….…….10

2.4. Размещение виртуальной экскурсии на школьном сайте….…….………11

На сегодняшний день, в век инновационных компьютерных технологий, все большую популярность приобретают виртуальные экскурсии. Они позволяют увидеть и детально рассмотреть тот или иной объект, не выходя из дома. Для создания таких экскурсий, зачастую, используются обыкновенные фотографии или 3D-модели. Альтернативой им могут служить интерактивные панорамные изображения, так как они являются более наглядными и создают эффект реального присутствия. Фотографии такого эффекта не дают, а трехмерные модели редко могут сравниться с фотографиями по качеству и детализации. Таким образом, технология создания панорамных изображений является наиболее подходящим средством при разработке виртуальных экскурсий.

Данная работа посвящена разработке интерактивной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20», и её размещению в сети интернет.

Актуальность работы заключаться в создании мультимедийного продукта, не имеющего аналогов среди общеобразовательных учреждений г. Саранска.

Предмет : технология создания панорамных изображений.

Объект : технология создания виртуальных панорамных экскурсий.

Цель проекта : создание интерактивной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20» в форме сайта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи :

  1. Изучить теорию о технологиях создания 3D-панорам;
  2. Составить план-схему гимназии и выбрать точки панорамного обзора;
  3. Сделать серию фотографий для каждой из обозначенных точек;
  4. Создать круговые панорамы с помощью программы PanoramaStudio Pro ;
  5. Связать локации между собой посредством системы переходов, основанной на использовании активных областей;
  6. Интегрировать получившийся продукт в веб-сайт для последующего размещения в сети Internet.

В ходе работы были использованы следующие методы:

1.1. Анализ источников;

1.2. Систематизация полученных данных;

2.1. Панорамная фотосъемка;

2.2. Компьютерное моделирование;

Практическая значимость данной работы заключается в создании виртуальной панорамной экскурсии по МОУ «Гимназия №20», и ее размещении на школьном сайте, что позволит всем желающим совершить путешествие по образовательному учреждению, не выходя из дома. К тому же, освоенные методы и приемы позволят создавать подобные продукты в будущем.

1.1. История панорамных фотографий

История панорамной съемки берет начало в 1843 году. Именно в этом году был создан первый образ панорамной фотокамеры. Такая фотокамера снимала изображения на плоские фотопластины. Благодаря специальному объективу, она могла делать изображения с углом обзора в 150 градусов. Тем не менее, использование плоских фотопластинок делало изображение не очень качественным по краям кадра.

Несколько десятилетий спустя появились пленочные фотоаппараты, но и с их появлением проблема некачественного отображения кадра не исчезла. Чуть позже, для решения данной проблемы стали использовали специальный штатив, а полученные изображения склеивали друг с другом. Этот процесс занимал значительное количество времени и требовал кропотливой работы.

Настоящая революция панорамной съемки произошла в тот момент, когда появились первые цифровые фотоаппараты. Сейчас мы имеем возможность обработать цифровую фотографию в графическом редакторе, склеить несколько таких фотографий между собой, и распечатать получившуюся панораму на принтере. Существующее специальное программное обеспечение позволяет получать панорамы высокого качества и с широким углом обзора, при минимальных временных затратах.

Сегодня при помощи особых 3D технологий можно создавать красивейшие панорамные снимки городов, улиц, природных ландшафтов и многих других объектов. Благодаря такому способу донесения информации, зритель может увидеть все, что его интересует, всего лишь на одном изображении.

1.2. Классификация панорам

Панорамная фотография представляет собой вытянутое изображение, отличное от обычного снимка своим большим размером, а, в частности, объемом захватываемой местности или области. Другими словами, мы получаем изображение, которое обхватывает территорию от 180 и более градусов. Благодаря этому, фотограф может показать нам намного больше, чем видит человеческий глаз, что, в свою очередь, позволит ему открыть для себя новые идеи и воплотить их в реальность.

Панорамные фотографии делятся на три основных типа: широкоформатные, круговые и сферические. Широкоформатная панорама представляет собой серию объединенных изображений. Круговая панорама, так же называемая цилиндрической, представляет собой широкоформатную панораму, угол обзора которой составляет 360 градусов. Основой сферической панорамы (3d панорамы) является эквидистантная или кубическая проекция изображения, благодаря специальному программному обеспечению мы можем видеть эти проекции как окружающее нас пространство.

1.3. Процесс создания круговых панорам

Рассмотрим процесс создания круговых панорам более детально, так как именно его мы будем применять в нашей работе. Круговая панорама строится по принципу многогранника, стремящегося к цилиндру. Для создания одной круговой панорамы, достаточно сделать 8-10 снимков одной локации с наложением соседних кадров друг на друга на 20-25% . Каждый кадр впоследствии определяется как одна из граней многогранника.
Соответственно, чем больше снимков, тем больше граней у фигуры. А чем больше граней, тем сильнее фигура стремится к цилиндру, а многоугольник, лежащий в ее основании, — к окружности. За счет этого достигается эффект реального присутствия – основная ценность виртуальных экскурсий. Стоит отметить, что проводить панорамную съемку в помещениях значительно сложнее, так как фокусное расстояние до различных объектов, так же, будет различным. К тому же, будут иметь место такие оптические явления как аберрация и параллакс.

2. Практическая часть

Практическую часть нашего проекта можно поделить на четыре этапа:

1. Выбор обзорных точек и проработка возможных маршрутов;

2. Процесс фотосъемки из каждой обзорной точки и дальнейшее преобразование полученных фотографий в панорамы;

3. Создание системы переходов между локациями;

4. Размещение виртуальной экскурсии на школьном сайте.

2.1. Выбор обзорных точек

На первом этапе практической части проекта перед нами стояла задача выбора наиболее оптимальных обзорных точек. При данном выборе мы преследовали две цели: показать наиболее наглядные локации; сделать систему переходов интуитивно понятной. Таким образом, за обзорные точки были взяты: холл, библиотека, столовая, конференц-зал, учительская, актовый зал, спортивный зал и некоторые кабинеты. В качестве связующих точек были выбраны коридоры каждого этажа. В результате мы получили 17 обзорных точек. Более подробно данные точки представлены ниже (рис. 1, 2, 3, 4). В таблице 1 показаны связи между этими точками.

Рисунок 1 – план-схема первого этажа. 1 – холл; 2 – пост; 3 – правое крыло коридора первого этажа; 4 – левое крыло коридора первого этажа; 5 – библиотека; 6 – столовая.

Рисунок 2 – план-схема второго этажа. 7 – правое крыло коридора второго этажа; 8 – конференц-зал; 9 – учебный кабинет; 10 – левое крыло коридора второго этажа.

Рисунок 3 – план-схема третьего этажа. 11 – правое крыло коридора третьего этажа; 12 – учительская; 13 – левое крыло коридора третьего этажа; 14 – учебный кабинет; 15 – кабинет информатики.

Рисунок 4 – план-схема четвертого этажа. 16 – спортивный зал; 17 – актовый зал.

The Photonews Post

• The Art of Photography • Contemporary Art • Events and Сontests •

ПАНОРАМА МОЕЙ СТРАНЫ

Пока продолжается прием фотографий на международный конкурс панорамной фотографии, я решил немного пройтись по истории панорамной фотографии.

Панорама – не только один из наиболее эффектных и любимых фотографами жанров фотографии, а ещё и один из наиболее древних жанров. Ведь первая панорамная фотокамера была запатентована еще в 1843 году. А придумал её австрийский фармацевт и изобретатель Йозеф Пухбергер.

В камере Пухбергера применялись изогнутые дагерротипные пластинки длиной от 19 до 24 дюймов, а экспонирование производилось вращающимся объективом с ручным приводом и фокусным расстоянием 8 дюймов. Такая фотокамера позволяла получать изображение с углом охвата в 150°. Вот камерой такого типа и была снята одна из самых известных панорам середины 19 века, дошедших до наших дней. Это панорама Парижа 1845 года.

Немецкий фотограф Фридрих фон Мартенс забрался на крышу одного из павильонов Лувра и дагеротипной камерой собственной конструкции сфотографировал вид на Сену. Четкость изображения фотоснимка в те времена потрясла всех – она позволяла рассмотреть каждую достопримечательность исторической части Парижа.

C развитием техники фотографии , развивалась и техника изготовления панорам. На смену неуклюжим дагеротипным камерам пришли не менее неуклюжие фотоаппараты мокрого коллодионного процесса. Достоинствами этой технологи было высокое качество изображения, короткие выдержки и возможность получать любое количество отпечатков . Однако изготовление фотопластинок необходимо было производить непосредственно перед съемкой, а съемку и обработку проводить на еще не высохшей пластинке (отсюда и название – «мокрый процесс»). Фотографам приходилось возить с собой не только большой фотоаппарат, но и целый багаж с химикатами и заготовками фотоматериала. Несмотря на это, в 1867 году фото мастера московской фирмы «Шерер и Набгольц» подняли фотоаппаратуру и химикаты на вершину храма Христа Спасителя и сняли круговую панораму города.

Но все-таки, наиболее популярной панорамная фотография была в Америке, которая как губка впитывала все новое и прогрессивное во всех областях науки и техники К концу 19 века в Америке уже промышленно изготавливались и продавались панорамные камеры с вращающимися объективами. Надо сказать, что идея Пухбергера снимать панорамы на изогнутый фотоматериал вращающимся объективом легла в основу большинства конструкций панорамних камер. Первым коммерчески-успешным фотоаппаратом такого типа стала камера «Al-Vista» фирмы «Multiscope & Film Co» (1898г.).

К концу 19 века в США некоторые фотографы специализировались только на панорамной фотографии и неплохо на этом зарабатывали. Но самым предприимчивым, пожалуй, был фотограф-изобретатель из Чикаго Джордж Лоуренс. Спустя шесть недель после разрушительного землетрясения в Калифорнии (1906 год) Лоуренс поднял в воздух на воздушном змее 22-х килограммовую панорамную камеру своей конструкции и свысоты в 610м. сделал свой знаменитый снимок «Сан-Франциско в руинах». Снимок размером 17 на 48 дюймов делался методом контактной печати и продавался за $125 — огромные по тем временам деньги. Тем не менее, только на продаже одного снимка Джордж Лоуренс заработал $15000.

Самое интересное, что методами панорамной фотосъемки можно снимать не только пейзажи и архитектуру, но и достаточно динамичные сюжеты, например, театральные и концертные выступления. Однако, в этом случае приходится контролировать расположение действующих лиц мизансцены, чтобы они случайно не оказались одновременно на двух фрагментах будущей панорамы.

Несмотря на то, что цифровая революция в фотографии значительно упростила панорамную фотосъемку, в наши времена это также один из самых востребованных жанров фотоиндустрии, ведь панорамное фото большого формата отлично смотрится и в шумном туристическом офисе и в тихом зале библиотеки и в прокуренной пивной.

Так что, дерзайте, панорамная фотосъемка — действительно очень увлекательное занятие.

Читайте интересные статьи на Photonews Post.

Панорамная съемка

Панорамная съемка – практические рекомендации

Как это было раньше

Понятие панорамы появилось еще задолго до фотографии. На обычной картине мы видим небольшой кусочек пространства, занимающий в нашем поле зрения угол менее 30°. Чтобы расширить пределы картины, художники с древних времен прибегают к двум уловкам. Первая: картину делают полукруглой или в виде цилиндра, внутрь которого входит зритель (вспомним такие шедевры панорамной живописи, как «Оборона Севастополя» или «Бородинская битва»). Но вот незадача — для демонстрации таких произведений требуется специальное помещение, иногда для одной картины приходится строить целое здание. Поэтому есть и второй способ — «развернуть» цилиндр на плоскость, разместив полотно, например, на всю стену обычного выставочного зала. Предполагается, что у посетителя, идущего вдоль картины, возникает ощущение, что он поворачивается вокруг своей оси, осматривая пейзаж. Естественно, такой эффект достижим только при определенном уровне мастерства живописца.

Первые фотографы сразу же задумались над возможностью съемки панорам. В традиционной фотографии, основанной на химических процессах, существует три основных способа получения панорамных снимков.

Первый: использование сверхширокоугольных объективов с соотношением сторон кадра 2:1 и более. Этот способ прост, дешев, однако не позволяет получать круговую панораму на все 360°. К тому же сверхширокоугольный объектив искажает изображение, и избавиться от этого эффекта невозможно.

Второй: размещение обычного фотоаппарата на штативе со специальной поворотной головкой. Благодаря ей угол поворота фотоаппарата вокруг вертикальной оси изменяется с определенным шагом. Потом полученные фотографии склеиваются в одну панораму. Поскольку шаг поворота выбирается немного меньшим, чем угол, охватываемый объективом, изображения на соседних кадрах «пересекаются» приблизительно на 10—15%, что позволяет обеспечить их точную стыковку. Преимущества этого способа в дешевизне и возможности охвата всех 360°. Недостатки — в длительном процессе съемки и стыковки фотографий, а также в появлении изломов в местах перехода от одного снимка к другому (об этом мы еще будем говорить более подробно применительно к цифровой фотографии).

Третий: применение специальной оптической системы с вращающимся объективом или же вращающейся насадкой к нему. Каждый панорамный снимок занимает при этом на пленке один кадр (естественно, очень длинный). Процесс съемки протекает относительно быстро, панорамы получаются реалистичными, однако, оборудование очень дорогое и громоздкое.

Во времена господства пленочной фотографии панорамы считались экзотическим видом съемок. Фотограф должен был носить на съемку штатив со специальной головкой, не говоря уж о трудоемком процессе склейки панорамных снимков. В фотоальбом полученные тяжким трудом панорамные снимки не поместятся, да и на стене квартиры найти им место затруднительно. Увидеть панорамы можно было только на выставках профессиональных фотографов да в туристических буклетах.

Панорамная фотография становится доступнее

Когда появились цветные сканеры и принтеры с фотореалистичным качеством печати, необходимость в ножницах и клее при создании панорамы отпала. Достаточно отсканировать снимки, состыковать их в графическом редакторе и распечатать на принтере, предварительно зарядив в него длинный рулон бумаги. Однако подлинная революция в этом деле свершилась при появлении цифровых камер с функцией панорамной съемки, сделавших необязательным использование штатива.

Фотограф держит в руках цифровую фотокамеру и делает первый снимок панорамы. Затем он немного поворачивается вправо вокруг своей оси и выбирает положение камеры для следующего снимка. При этом встроенный TFT-дисплей цифровой фотокамеры выполняет функцию видоискателя. Поверх наблюдаемого в данный момент времени изображения в левой части дисплея накладывается кусочек предыдущего снимка. Фотограф должен разместить камеру таким образом, чтобы эти два изображения слились в одно, т.е. прекратилось «двоение» (эта процедура внешне очень схожа с наводкой на резкость в дальномерных пленочных аппаратах типа «ФЭД» и «Зоркий»). При наличии определенного опыта совмещение изображений осуществляется легко и быстро, его точность такова, что снимки могут быть «склеены» в панораму автоматически внутри фотоаппарата. Если ваша цифровая камера оснащена видеовыходом, то можно сразу же после съемки «прокрутить» полученную панораму на экране телевизора.

Конечно, для панорамной съемки цифровой камерой применимы все те же методы, что и для пленочной камеры, и им присущи все те же проблемы, однако только цифровая фотография позволила реализовать панорамную съемку описанным выше удобным способом. Теперь обычный фотолюбитель при помощи умещающейся в кармане камеры может без штатива снять круговую панораму местности во время экскурсии, пока его туристическая группа остановилась возле достопримечательности.

Развитие компьютерных технологий решило проблемы хранения и демонстрации панорамных снимков. Не нужно самому делать фотоальбом нестандартных размеров — все хранится на компьютерном носителе информации, например на CD-R. Не нужно искать место на стене квартиры — панорама демонстрируется на экране дисплея. Вы выбираете посредством прокрутки интересные вам фрагменты и подробно рассматриваете их.

Панорамные снимки можно разместить в Интернете, и тогда посетители вашего сайта смогут совершить своего рода экскурсию по виртуальному пространству. Электронная коммерция дала мощный толчок интересу к панорамным снимкам. В некоторых областях панорамные снимки особенно важны, например если вы торгуете (в том числе через Интернет) недвижимостью или туристическими путевками.

Практические рекомендации по съемке

В современных цифровых камерах есть специальный режим панорамной съемки, при котором автоматически устанавливаются параметры, оптимальные для этого жанра фотографии. Однако это не означает решения всех проблем.

Для панорамной фотографии очень важно правильно выбрать место и момент съемки. Неприемлема для съемки такая ситуация, когда солнце то быстро появляется, то прячется за тучи, поскольку в результате кадры панорамы будут сняты с разными условиями освещенности. На краях каждого кадра в момент съемки недопустимо наличие движущихся объектов. Положение фотографа должно быть устойчивым, он должен находиться на ровной, строго горизонтальной поверхности. Другими словами, не следует делать панорамные снимки, взобравшись, например, на камень (кстати, это и небезопасно — совмещать текущий снимок с предыдущим, одновременно пытаясь сохранить равновесие).

Очень некрасиво выглядят панорамы, у которых на соседних кадрах различается фокусировка. Поэтому при панорамной съемке автофокус следует отключить. Большинство панорам делается на природе, так что достаточно переключить камеру в режим фокусировки на бесконечность. Если же вы делаете панорамную съемку комнаты или внутреннего дворика здания, то следует использовать ручную фокусировку, причем ее установка должна быть единой для всех снимков панорамы.

При использовании для панорамной съемки фотоаппарата с зум-объективом выбор фокусного расстояния зависит от творческого замысла фотографа. Следует, однако, иметь в виду, что чем больше угол зрения объектива, тем сильнее он искажает перспективу. Эти искажения проявляются на панораме как сильный изгиб прямых линий на стыках кадров. Поэтому для достижения высокого качества изображения на панорамных снимках предпочтительнее устанавливать большее фокусное расстояние зум-объектива. Увы, при этом панорама будет состоять из большего числа кадров, и соответственно съемка станет более долгой и трудоемкой. Выбор разумного баланса между качеством склейки кадров и скоростью съемки приходит с опытом. Поскольку изгиб линий особенно неприятно выглядит при съемках архитектурных сооружений, рекомендуется для них устанавливать большое фокусное расстояние. А для съемок пейзажей есть смысл уменьшать фокусное расстояние, тогда искажения перспективы будут не так заметны. Впрочем, существуют методы борьбы с искажениями перспективы, позволяющие сложить высокачественную панораму из небольшого числа кадров, снятых широкоугольным объективом.

Форматы для представления панорамных снимков

Хотя для ознакомления с результатами съемки камера самостоятельно склеивает кадры в панораму и демонстрирует ее фотографу на своем миниатюрном встроенном дисплее, в компьютер панорама передается в виде набора кадров, поскольку окончательная «чистовая» склейка осуществляется уже на нем.

В качестве основного формата для представления панорамных изображений в Интернете обычно используется QuickTime VR. Его основными преимуществами являются независимость от платформы, а также возможность просмотра с помощью программы QuickTime, которая установлена почти на каждом компьютере. Именно в этом формате представляют результаты своей работы утилиты склеивания панорам, входящие в комплект поставки цифровых камер. Однако QuickTime VR изначально создавался для решения более общей задачи — представления сложных виртуальных миров в условиях ограниченной пропускной способности каналов связи, лежащих в основе Интернета. Соответственно в нем все подчинено цели максимально сильного сжатия информации, поэтому панорамы, представленные в формате QuickTime VR, не могут порадовать высоким качеством картинки.

Более высокое качество обеспечивает формат IVR, однако пока он мало распространен, и посетителю сайта придется скачивать plug-in к броузеру, который потом ему вряд ли потребуется для иных нужд. Так что вопрос о создании формата для представлении панорамных снимков в Интернете все еще остается открытым. А пока совместить качество изображения и простоту просмотра можно, представив панораму в виде JPEG-файла в отдельном окне броузера. Посетитель будет просматривать ее путем самой обыкновенной прокрутки.

Ссылка на основную публикацию