Все что надо знать о точках фокусировки | Foto-kadr.ru

Все что надо знать о точках фокусировки

Все что надо знать о точках фокусировки

Правильная фокусировка — это ода из основополагающих составных получения качественно снимка. Выбор режима автофокусировки иногда может стать решающим в качестве получаемого снимка. Как всем нам известно, автофокусировка ориентируется на данные, получаемые с датчиков (точек). О том, как выбрать режим, какие точки использовать в каких ситуация мы сегодня и поговорим.

Автоматическая фокусировка делает всю работу за фотографа, но она не совершена и иногда допускает ошибки. Можно сказать, что у автофокусировки бывает своё видение фотографии, которое не всегда совпадает с тем, как сделал бы фотограф. Чаще всего, на фотоаппаратах среднего класса бывает около девяти точек фокусировки, которые распределены по плоскости кадра, но сконцентрированы к центру.

Как работает автофокус

Автофокус использует информацию со всех датчиков. Они определяют расстояние до самого близкого объекта съемки, и камера блокирует фокус на нем. Это хорошо работает, если нужно сфокусироваться на ближайшем объекте, но не всегда это нужно. К примеру, вы хотите снять пейзаж, а на переднем плане получить размытое изображение цветов.

Возможности фокусировки

Автоматический выбор

В стандартном режиме работают все точки автофокусировки, но можно вручную выбрать определенные. В различных камерах эта опция располагается в разных меню и по-разному названа, но она всегда есть.

Одноточечный режим

Одноточечный режим позволяет фокусироваться только по одной дочке. Такой режим фокусировки позволяет делать точную фокусировку по одной точке. Это удобно при макросъемке и при портретной съемке.

Изменение точек

Не обязательно фокусироваться по центральным точкам. В ручном режиме выбора точек при помощи клавиш джойстика можно выбрать любую точку.

Режимы фокусировки

Выбор точек фокусировки доступен во всех ручных режимах. Использовать любое количество точек автофокусировки можно как при съемке неподвижных, так и движущихся объектов.

Использование той или иной точки автофокусировки

Автоматический выбор

Данный режим используется в том случае, если нужно быстро снимать объекты, которые находятся на переднем плане.

Центральная точка фокусировки

Точка, которая находится по центру является самой чувствительной к освещению и она наиболее точная из всех. Она хорошо подходит для съемки в темном месте и при ярком свете.

Верхняя точка фокусировки

Верхняя точка отлично подходит, когда нужно при съемке пейзажа сфокусироваться на дальней точке. Объекты на переднем плане будут более размытыми, чем на заднем.

Диагональ точек фокусировки

Для портретов принято использовать расположение модели не посередине кадра, сбоку. В этом случае нужно использовать точки, которые располагаются сбоку или по диагонали.

Граничные точки фокусировки

Самые крайние точки слева или справа применяются для того, чтобы акцентировать внимание на объектах, которые находятся в стороне не на переднем плане.

Как выбрать лучшую точку автофокусировки

Камеры профессионального уровня имеют гораздо больше точек автофокусировки. К примеру, Canon EOS-1D X имеет 61 точку.

Среди такого большого количества точек очень сложно выбрать оптимальную. Иногда кажется, что лучше использовать только центральную точку, но это не всегда работает как надо. Можно навестись центром кадра на объект съемки, зажать кнопку затвора до середины, заблокировав фокус и сместить камеру, скадрировав кадр. Проблема заключается в экспозиции. Если вы используете приоритет диафрагмы или выдержки, камера установит настройки экспозиции по первоначальной фокусировке, а если вы сместите камеру и освещение изменится, то кадр получится не качественным.

Зафиксировать точку

Решается проблема, описанная в предыдущем разделе блокировкой автофокуса. Заблокировав фокус функцией AE Lock, можно отдельно настраивать экспозицию. Но на самом деле гораздо легче освоить принцип выбора конкретной точки фокусировки, чем прибегать к каким-то ухищрениям. Выбор точной точки фокусировки позволяет получить наиболее качественную фокусировку, определение экспозиции и исключить дрожание камеры.

Следящий автофокус

Режим AI Servo сам следит за перемещением объектов и держит фокус на них непрерывно. При отклонении объекта съемки от центра камера автоматически переключается на другие точки. Таким образом объект постоянно находится в фокусе.

Выбор точки фокусировки

Наведение фокуса позволяет расставить нужные акценты в изображении, которое вы хотите получить. Поэтому традиционно в фокусе оказываются главные действующие лица и объекты. Как сделать так, чтобы ненужные и малозначимые детали на фотографии остались без внимания?

Как вы уже могли заметить, я не сторонник использования автоматики фотоаппарата, потому что вручную можно сделать то, до чего камера не сможет «додуматься». Давайте рассмотрим, как правильно выставить точку фокусировки на зеркальном фотоаппарате и как правильно пользоваться этим инструментом наведения резкости.

Как правило, ваша камера предоставляет вам возможность выбрать одну отдельную точку фокусировки или все сразу. Если вы выбираете фокусировку по одной точке, то это означает, что в резкости окажется только тот участок изображения, который совпал с установленной точкой фокусировки в видоискателе. Если же установлена фокусировка по всем точкам, то автоматика фотоаппарата будет на свое усмотрение выбирать точки наведения резкости (одну, две или все сразу) в соответствии с предустановленными интеллектуальными алгоритмами.

Фокусировка по всем точкам. Этот автоматический режим не всегда срабатывает так, как вам хочется. Например, если вы задумали снять портрет с маленькой глубиной резкости (с сильно размытым задним планом), автофокусировка по всем точкам может испортить вам задумку. Алгоритм автоматического выбора точек фокусировки в кадре может навести резкость на ненужные объекты на среднем и дальнем плане. В результате у вас не получится снимок с однородно размытым фоном позади модели.

Автофокус по всем точкам хорош в случаях, когда вы не хотите терять время на перекомпоновку кадра вручную, когда в кадре много объектов и события быстро изменяются с течением времени, т.е. когда нужна быстрая реакция на происходящее вокруг. Поэтому выбирать фокусировку по всем точкам я рекомендую при съемке спортивных событий, особенно командных спортивных игр. Также автофокусировка по всем точкам может пригодиться в репортажной съемке.

Одна центральная точка фокусировки. Рекомендую вам приучать себя снимать именно с одной точкой фокусировки 95% случаев. Причем лучше всего выбирать центральную точку фокусировки. Почему я советую выбирать именно центральную точку? Потому что ее использовать проще всего. Я думаю, большинство из вас в состоянии интуитивно определить, где находится центр кадра в момент отслеживания процесса съемки через видоискатель.

Техника наведения резкости по центральной точке с использованием автофокуса такова:

  1. Выбираете главный объект, на который необходимо навести резкость
  2. Помещаете этот объект в центр кадра, т.е. совмещаете его с центральной точкой фокусировки
  3. Блокируете автофокус, наполовину нажав кнопку спуска
  4. Перекомпоновываете кадр по своему усмотрению, не изменяя расстояние до объекта и не трогая кольцо зумирования на объективе
  5. Дожимаете кнопку спуска

В этом случае у вас получается фотография с гарантированно резким главным объектом съемки. При этом остальные объекты в кадре останутся в зоне нерезкости.

Одна нецентральная точка фокусировки. Выбирать одну точку фокусировки в какой-то определенной части кадра в большинстве случаев не имеет никакого смысла. Так, в ситуации, когда вы скомпоновали кадр, где главный объект оказался не в центре, и только поэтому решаете выставить одну боковую точку фокусировки, выглядит абсолютно нелепо. Гораздо проще использовать алгоритм блокировки фокуса, описанный выше.

Другое дело, если у вас достаточно статичная съемка со штативом, вы снимаете неподвижные предметы с очень маленькой глубиной резкости (на открытой диафрагме, длиннофокусным или макро объективом). В таком случае вам удобнее скомпоновать кадр, затем в настройках точек фокусировки выбрать участок изображения для наведения резкости (он обычно находится не по центру кадра) и, не меняя положения камеры и предметов съемки, сделать серию кадров.

В таких специфических случаях иногда даже проще переключиться в режим ручной фокусировки, но это уже тема для отдельного разговора.

Как использовать точки фокусировки при съемке фотоаппаратом

Правильная фокусировка фотоаппарата при съёмке является залогом того, что у фотографа получатся качественные фотографии. Она, наряду с выдержкой и диафрагмой, является важнейшим параметром настройки фотоаппарата. Для того чтобы сделать процесс фотосъёмки более удобным, и избавить его от субъективных факторов, в современных камерах имеются режимы автофокусировки. Как использовать точки фокусировки, автоматический и ручной режим, принцип работы, достоинства и недостатки – тема данной статьи.

Что такое фокус в фотоаппарате

Световые лучи, отражённые от предмета, фокусируются точно на светочувствительном материале, а не перед ним или после него. В этом случае снимаемый предмет, на фотографии, получится резким и чётким. Фокус напрямую связан с точным определением расстояния до предмета съёмки, поэтому на простых моделях фотоаппаратов на кольце фокусировки объектива имеются метки расстояния. Первая метка это обычно 0,5 или 0,8 метра, а последняя, означает бесконечность.

Если фотограф, выставляя расстояние до предмета съёмки, «попадал» в точку, то фотография получалась резкой, а не расплывчатой. Плёночные модели фотоаппаратов старого образца оснащались оптическим дальномером, который позволял практически безошибочно определить расстояние до объекта, при этом кольцо фокусировки на объективе поворачивалось вручную. Современные модели камер имеют как ручную, так и автоматическую фокусировку. Автофокус устанавливается перемещением оптических элементов с помощью шагового или ультразвукового электродвигателя. Поскольку объект съёмки не является абсолютно плоским, а состоит из множества элементов, которые находятся на разных расстояниях, то в фотоаппаратах предусмотрено несколько режимов. Важной составляющей наведения на фокус являются точки фокусировки.

Точки фокусировки

Существует три основные системы автофокуса объектива:

При первой системе микропроцессор фотоаппарата наводит объектив на самые контрастные зоны объекта, при этом происходит несколько перемещений подвижной оптической системы. Из-за этого скорость режима автофокусировки замедлена. Такой способ хорош только для съёмки статичных объектов. Фазовый режим предполагает использование специального детектора, световой поток на который подаётся дополнительным зеркалом. Точная автофокусировка происходит при совпадении фаз сигналов, поступающих на процессор с двух или нескольких ПЗС линеек. Это быстрый режим используется для съёмки динамичных объектов. В камерах применяются несколько датчиков фокуса. Смешанная автофокусировка позволяет использовать оба режима. При этом производители фотоаппаратов используют разные технические методы.

Точки фокусировки выводятся на дисплей. Их число у обычных и профессиональных фотоаппаратов заметно отличается. Если камеры начального уровня имеют 9-11 таких точек, то у серьёзных моделей этот показатель может быть 40-60. Обычно в центре изображения располагается основная, а по периметру находятся дополнительные. Они бывают трёх видов:

  • Вертикальные;
  • Горизонтальные;
  • Крестообразные.

В процессе съёмки можно выбрать любую из множества точек с помощью джойстика фотоаппарата или использовать все. Вертикальные и горизонтальные определяются линейными датчиками и работают только в одном направлении. Крестообразные связаны с датчиками, работающими по двум осям «X» и «Y», поэтому они являются более точными. Чем больше крестообразных точек обеспечивает фотоаппарат, тем выше будет точность фокусировки. При выборе автофокусировки по всем точкам сразу, решение принимает процессор камеры на основании встроенных алгоритмов. Но автоматика может ошибиться и снимок будет испорчен.

Режимы фокусировки

В фотоаппаратах, кроме ручного, применяются два режима автофокусировки. Это покадровая или одиночная фокусировка и следящий автофокус. В режиме одиночной фокусировки кнопка нажимается не до конца, после чего фокус блокируется и можно произвольно менять компоновку кадра. В этом режиме фотоаппарат фокусируется на расстоянии, поэтому всё, что находится на этой дистанции от фотографа, получится на снимке одинаково резким. Данный метод обычно используется при съёмке пейзажей, портретов и во всех ситуациях, когда картинка статичная. Снимать на камеру в таком режиме движущиеся предметы не получится, так как они будут постоянно покидать фокус и снимок получится нерезким. Так же метод покадровой фокусировки не используется при макросъёмке, так как на коротких дистанциях малейшее перемещение фотоаппарата влечёт за собой потерю фокуса.

Непрерывная или следящая автофокусировка применяется при съёмке спортивных сюжетов, детей и животных. В таком режиме следящая система автофокуса функционирует непрерывно, удерживая перемещающиеся объекты в фокусе, несмотря на изменение расстояния между фотографом и «целью». Точки фокусировки можно выбирать как при одиночном, так и непрерывном режиме. На некоторых моделях камер имеется автоматический выбор, когда процессор сам выбирает какой вид автофокусировки применить, но он не пользуется популярностью у фотографов из-за частых ошибок алгоритма.

Режим фиксации экспозиции (AE Lock)

Режим «AE Lock» предназначен для фиксации экспозиции. Блокировка экспозиции нужна чтобы «заставить» процессор сделать снимок наперекор всем алгоритмам. Это бывает очень полезно, когда в кадре большой перепад яркости между светом и тенью, а главный объект расположен в тени. В этом случае автоматическая установка экспозиции настраивается по самым ярким зонам, и нужный объект будет плохо заметен. Чтобы получить нормальный снимок нужно направить фотоаппарат на тень и включить «AE Lock». Очень яркие места будут проигнорированы, и снимок получится удачным. Часто кнопка позволяет включить блокировку автофокуса. В этом случае она обозначается «AE-L/AF-L».

Приоритет применения зон фокусировки

Большинство фотографов чаще всего используют автофокусировку только с одной точкой. Центральная зона более чувствительна к освещению и является самой точной из всех зон. Она одинаково подходит при съёмке со слабым освещением и, наоборот, когда объект слишком освещён. В таких случаях использование для автофокусировки других точек неоправданно. Эта зона идеально подходит для фокусировки, когда главный предмет находится в центре кадра. При съёмке пейзажа, когда основная идея снимка заключается не в переднем плане, а в удалённых объектах, лучше использовать точку фокусировки в верхней части кадра. Тогда ближний план будет слегка размытым, а всё, что находится на большом расстоянии, будет резким и чётким. Очень удачными считаются фотопортреты, когда модель расположена не в центре, а смещена к краю. В этом случае точку нужно выбирать на диагонали кадра, в зоне глаз. Если снимается портрет в три четверти, то на ближнем к камере глазе.

Начинающие фотографы часто испытывают неуверенность, выбирая точки фокусировки. Большинство считает, что автофокусировки по одной точке, которая расположена в центре кадра, вполне достаточно для любых фотографий. Это удобно, но это тупиковый путь в творчестве, поэтому нужно много снимать и стараться работать с разными точками автофокусировки. Со временем такая работа даст позитивный результат и можно будет легко определять, какие точки лучше использовать при пейзажной съёмке, какие при портретной, а какие подходят для репортажа и креативных работ.

Что нужно знать о фокусе. Ручная фокусировка

Многие обладатели современных цифровых фотоаппаратов даже не подозревают о том, что в их камере существует такая возможность, как ручная фокусировка. Зачем нужно знать что-то о фокусировке, если автоматика камеры с системой автофокусировки и так сама успешно справляется? В действительности же бывают ситуации, когда встроенная электроника не может сработать достаточно точно и быстро.

Соответствующие знания о работе системы фокусировки и ручных настройках не только позволяют обеспечить должную фокусировку в различных съемочных ситуациях, но и расширяют творческие возможности фотографа. С помощью ручной фокусировки он может, например, выделить главный объект съемки или акцентировать внимание зрителя на отдельных деталях фотоизображения. В этой небольшой статье мы поговорим о фокусе и о том, в каких ситуациях лучше воспользоваться ручной фокусировкой.

Точки фокусировки и работа автофокуса

Фокус представляет собой некую точку, в которой сходятся все лучи, отраженные от фотографируемого изображения. Соответственно, чтобы изображение оставалось «в фокусе», необходимо, чтобы точка фокусировки располагалась строго на матрице фотоаппарата. С помощью наведения фокуса можно расставить те или иные акценты в изображении, благодаря чему внимание зрителя на фотографии будет сразу же приковано к главным действующим лицам и объектам, а не к малозначимым деталям.

Точка фокусировки в данном случае — это точка в пространстве, в которой размещается объект съемки, изображение которого оказывается четким на светочувствительной матрице камеры. Выбор точки фокусировки сопряжен с решением фотографа о том, какой объект или деталь являются наиболее важными в кадре, и на что должен будет опираться взгляд зрителя при просмотре будущей фотографии.

Точка фокусировки на переднем плане

Выделяют два типа точек фокусировки – те, которые находятся в одной плоскости и точки пересечения (крестообразные). Точки, располагающиеся в одной плоскости, работают только на линиях контраста, под углом 90 градусов к их ориентации. То есть они будут работать только перпендикулярно их ориентации.

Хрестоматийный пример – съемка дерева. В этом случае вертикально ориентированная точка фокусировки не смогла бы зафиксировать край ствола дерева, а горизонтальная справилась бы с этой задачей. В свою очередь, точки пересечения могут работать с линиями контраста, расположенными любым образом. В современных цифровых фотоаппаратах используются системы фокусировки с одной или несколькими точками пересечения, которые окружены точками одной плоскости.

Как правило, в продвинутой цифровой камере пользователю предлагается возможность выбрать какую-то одну отдельную точку фокусировки или все сразу. Когда фотограф выбирает фокусировку по одной точке, то резким окажется только тот участок изображения, который совпадает с установленной точкой фокусировки в видоискателе. Если же выбрать фокусировку сразу по всем точкам, то встроенная автоматика камеры будет самостоятельно выбирать точки наведения резкости в соответствии с заложенными в аппарат интеллектуальными алгоритмами. К сожалению, автоматика не всегда срабатывает так, как хочется фотографу.

Точка фокусировки на заднем плане

Здесь мы сталкиваемся с таким понятием, как «промах автофокуса». Причем промахиваться система автофокуса может и в дорогих зеркальных фотоаппаратах по той простой причине, что встроенной автоматике неведомы цели и желания фотографа и автофокус, таким образом, не знает на чем сфокусироваться. В сложных съемочных ситуациях фокус может неприятно жужжать, объектив будет ездить взад – вперед, пытаясь навестись на какую-то неведомую цель. Используемые интеллектуальные алгоритмы автоматического выбора точек фокусировки в кадре могут обеспечить наведение на резкость на совершенно ненужные объекты на среднем или дальнем плане.

В принципе, съемка в таком автоматическом режиме с автофокусировкой по всем точкам является нормальным вариантом, когда не хочется терять время на перекомпоновку кадра вручную или копание в настройках, вследствие того, что в кадре события происходят очень быстро. В частности, автофокусировка по всем точкам может пригодиться фотографу в репортажной съемке.

Кстати, в компактных фотоаппаратах проблемы с автоматической фокусировкой можно сказать нет. Здесь все просто – «мыльница» фокусируется на бесконечности, в результате чего все будет в фокусе, начиная от снимаемого объекта, располагающегося на расстоянии двух – трех метров от фотографа, и вплоть до горизонта. Промах же автофокуса, если такой и был, не слишком будет заметен глазу. Но фокусировка на бесконечности не позволяет фотографу выделить главный объект съемки и размыть несущественные детали заднего плана. Таким образом, резкость всего вокруг будет не преимуществом, а недостатком.

Фокусировка «на бесконечность»

Многие профессиональные фотографы рекомендуют вместо автофокусировки по всем точкам снимать именно с одной точкой фокусировки. Причем лучше всего использовать центральную точку фокусировки, поскольку даже фотографу любителю легче всего определить, где находится центр кадра в момент отслеживания процесса съемки через оптический видоискатель зеркального аппарата.

Техника наведения на резкость по центральной точке с использованием автофокуса предусматривает следующие шаги. Сначала Вы выбираете главный объект съемки, который должен быть резким в кадре, затем помещаете этот объект в самый центр кадра, совмещая его, тем самым, с центральной точкой фокусировки. После этого Вы нажимаете кнопку спуска затвора наполовину, блокировав автофокус. Далее можно осуществить перекомпоновку кадра по своему усмотрению, не изменяя расстояние до снимаемого объекта, и нажать кнопку спуска до конца.

В результате получается фотография с гарантированно резким главным объектом съемки, а малозначительные детали и объекты окажутся на изображении вне фокуса. Снимки, в которых используется такая игра с фокусировкой, смотрятся очень выразительно в художественном плане. Конечно, вместо техники наведения на резкость по центральной точке, описанной выше, можно использовать одну точку фокусировки в какой-то определенной части кадра (нецентральная точка фокусировки). Однако в большинстве случаев такой подход не имеет особого смысла (подробнее об автофокусе).

Когда использовать ручную фокусировку?

Итак, Вы являетесь обладателем современной цифровой камеры, в которой применяется передовая система автоматической фокусировки. В ней может быть предусмотрен такой режим автофокусировки, как One Shot (Canon) или Single Servo (Nikon) для фотографирования неподвижных, стационарных объектов, а также режим AI Servo (Canon) или Continuous Servo (Nikon), предназначенный для съемки объектов, находящихся в движении. Есть даже режимы предикативного фокуса, когда камера будет стараться предсказать движение объекта и обеспечить надлежащий фокус.

Ошибка автофокусировки, точка фокуса не выбрана

Казалось бы, ни каких проблем с использованием такой продвинутой системы автофокусировки не должно быть. Но, к сожалению, практически каждому фотографу приходится сталкиваться с ситуациями, когда автофокус промахивается. Это происходит по целому ряду причин – от особенностей различных объектов и условий съемки, способных обмануть встроенную автоматику камеры. В этой связи стоит перечислить основные ситуации, когда фотографу лучше воспользоваться ручной фокусировкой:

— Съемка при слабом или недостаточном освещении

Слабое освещение может приводить к тому, что объектив камеры начнет крутиться, пытаясь понять, на чем же сфокусироваться. В таких условиях встроенная автоматика нередко прибывает в растерянности. Лучше перейти в ручной режим и быстро сфокусироваться на нужном объекте. Хотя справедливости ради нужно отметить, что во многих современных цифровых фотоаппаратах используется подсветка автофокуса, которая позволяет подсветить передний план и, тем самым, обеспечить приемлемую фокусировку. Однако подсветка автофокуса действует только на относительно небольших расстояниях и совершенно не поможет, например, при съемке ночных пейзажей.

— Съемка через стекло или забор

При фотографировании через стеклянное окно или забор автоматика не сразу понимает, на чем нужно сфокусировать объектив. Изначально камера может сфокусироваться на препятствие, а не на сам объект съемки. В результате можно погубить несколько интересных и красивых кадров. С другой стороны, ручная фокусировка с небольшого расстояния от окна или забора предоставляет Вам возможность получить отличные снимки.

При макросъемке также имеет смысл задействовать ручную фокусировку, поскольку тут вся работа идет в узких диапазонах резкости и любая неточность в фокусировке может испортить снимок. Камера может сфокусироваться не на том объекте, который Вы хотите выделить в кадре. Ручной режим и использование штатива позволят Вам обеспечить высокую точность фокусировки и полный контроль над всем процессом съемки небольших по размеру объектов.

В большинстве случаев встроенная автоматика камеры с системой автофокуса отлично справляется со своей работой, когда речь идет о портретной съемке. Здесь, как правило, фокусировка осуществляется по глазам модели, что обеспечивает качественный фотопортрет. Но чтобы выделить линии губ, носа или определенную часть лица можно использовать ручную фокусировку, либо применить технику наведения на резкость по центральной точке с использованием автофокуса, описанную выше.

— Съемка быстродвижущихся объектов

При съемке быстродвижущихся объектов система автофокуса и автоматика камеры могут сработать не достаточно оперативно. Незначительная задержка фокусировки может помешать Вам сделать кадр в нужный, самый интересный момент. Поэтому лучше переключиться в ручной режим, когда Вы чувствуете, что автофокус может не справиться. С помощью ручных настроек можно, в частности, заранее сфокусироваться в предполагаемой точке съемки, чтобы поймать в кадре движущийся объект. Кстати, при съемке таких динамичных сцен большую роль приобретает такой параметр, как скорость работы автофокуса. Если Вы планируете снимать репортажи или спортивные соревнования важно, чтобы камера имела крайне быструю систему фокусировки. Тут компактные камеры не сравнятся с зеркальными фотоаппаратами, поскольку в компактных моделях, как правило, используется медленный автофокус и, к тому же, присутствует задержка спуска затвора.

Все же стоит сказать о том, что системы автофокуса, которые сегодня используются в продвинутых цифровых фотоаппаратах, работают достаточно быстро и четко, поэтому в 90 процентах случаев у Вас не возникнет проблем с тем, чтобы обеспечить надлежащую фокусировку. Тем не менее, ручной фокусировкой должен уметь пользоваться каждый уважающий себя фотограф, просто потому, что это расширяет его творческие возможности и позволяет наводить фокус без промахов в самых сложных съемочных ситуациях.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Точки фокусировки. Как грамотно их использовать?

Правильное использование фокусировки, ручной или автоматической, может решить или предотвратить много проблем в фотографировании, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно. Но легче сказать, чем сделать, не так ли? В нашей сегодняшней статье мы постараемся рассказать вам обо всех секретах использования точек фокусировки. Кроме того, мы поговорим о том, что вам нужно знать, используя ту, или иную точку автоматической фокусировки.

Фокусировка не может быть простой. Используя любой из основных режимов съемки — автоматический, портрет или пейзаж — ваша камера делает всю работу за вас. Но это слишком легко, и не профессионально. Казалось все просто, следует наполовину нажать на кнопку спуска затвора, сфокусироваться и сделать кадр. Тогда почему же многие снимки выходят смазанными и размытыми? Ответ заключается в том, что система автофокуса действительно работает, но не всегда так, как нам хочется.

Обычно, в зеркальном фотоаппарате, начального или среднего класса, есть девять точек фокусировки, которые разбросаны на определенном расстоянии друг от друга.

Всегда есть одна точка автофокусировки в центре, затем две точки сверху и снизу и по три точки с правой и левой стороны, две из которых находятся на одном уровне, а одна, прижата к краю кадра. Более продвинутые камеры имеют еще дополнительные шесть точек, хотя они, в отличие от первых девяти, не могут быть выбраны вручную.

Принцип работы Автофокуса

Для достижения автофокуса при съемке в различных режимах камеры, используется информация от всех девяти точках автофокусировки. Камера определяет расстояние от каждой части сцены из камеры, выбирает ближайший объект, который совпадает с точкой автофокусировки и блокирует автофокус в данном положении.

Это нормально и очень полезно, если вы хотите, сосредоточиться на ближайших объектах в кадре, но ведь так бывает не всегда, не так ли? Предположим, вы снимает красивый пейзаж, но при этом хотите сфокусироваться на цветке, который находится на переднем плане. Что делать в этом случае? — В таких случаях лучше выбрать режим ручной фокусировки.

Различные возможности фокусировки

Автоматический выбор точек

По умолчанию, ваша зеркалка использует все точки автофокусировки в каждом режиме съемки, но часто вы можете выбрать точки фокусировки вручную. Нажмите кнопку выбора точек автофокусировки, а именно кнопку в верхнем правом углу задней панели камеры (расположение может меняться в зависимости от марки камеры) и на экране появится подтверждение, что сейчас используется режим многоточечной автофокусировки Auto Select.

Одноточечный режим фокусировки

Для переключения между автоматическим режимом фокусировки и ручной фокусировкой нажмите на кнопку выбора точек фокусировки, как и в предыдущем шаге, но затем нажмите «Установить». Теперь камера перейдет в режим использования только одной точки фокусировки. Что бы вернуться в многоточечный режим проделайте все тоже самое.

Изменение точек фокусировки

Вы не ограничены в использовании только центральной точки фокусировки в ручном режиме управления. После переключения в автоматический режим по одной точке, вы можете использовать клавиши со стрелками, чтобы выбрать любую другую, доступную точку фокусировки. Чтобы вернуться к центральной точке снова нажмите кнопку «Установить».

Режимы фокусировки

Руководство по выбору точки фокусировки работает в любом режиме фокусировки, так что вы можете использовать или одну точку, или несколько в зависимости от того снимаете ли вы неподвижный, или движущийся объект. Выберите наиболее подходящий режим фокусировки.

Когда использовать ту или иную точку фокусировки

Автоматический выбор

Если вы хотите сфокусироваться на ближайшем объекте и вам необходимо быстро реагировать на происходящее вокруг, режим Auto Select будет для вас прекрасным вариантом. Это экономит время, так как в данном случае вы не будете заняты выбором той, или иной точки, кроме того, в этом режиме хорошо снимать движущиеся объекты.

Центральная точка фокусировки

Центральная точка фокусировки является наиболее чувствительной к освещению и наиболее точной из всех, поэтому она отлично подходит для использования при очень низком уровне освещения, или наоборот, при очень ярком свете. В то время, как использование других точек может привести к худшим результатам. Центральная точка также идеально подходит для тех случаев, когда основной объект находится в центре кадра.

Верхняя точка фокусировки

Когда вы фотографируете пейзаж, и для вас важно сделать акцент на более отдаленных объектах и областях сцены, а не на переднем плане, то лучше всего использовать верхнюю точку фокусировки. В данном случае, объекты переднего плана будут более размытыми, а объекты, находящиеся на большом расстоянии четкими и резкими.

Диагональ точек фокусировки

Портреты получаются особенно хорошо, когда объект съемки находится не в центре кадра, а немного сбоку. Снимая портрет, или в горизонтальной, или в вертикальной ориентации, выберите соответствующие точки фокусировки, расположенные по диагонали и сфокусируйтесь на одном из глаз объекта съемка. Если лицо ввернуто в три четверти, то фокусируйтесь на том глазе, который расположен ближе к камере.

Граничные точки фокусировки

Точки фокусировки, расположенные в дальней левой и правой стороне кадра очень удобны, в тех случаях, когда вы хотите, сделать изображение переднего плана более размытым, а определенные объекты, находящиеся более отдаленно, на границах снимка более четкими.

Как выбрать лучшую точку автофокусировки

В то время как для большинства из нас, девять возможных точек фокусировки будет более чем достаточно, такие высококачественные камеры как Canon EOS-1D X, оснащены невероятным количеством точек фокусировки, а именно 61 точкой. Вы можете выбрать даже несколько точек фокусировки в малых группах.

Когда точек фокусировки так много, выбор самой оптимальной точки, может оказаться сложным. Часто, кажется что, проще всего использовать центральную точку фокусировки, сфокусироваться, затем слегка нажать на кнопку спуска затвора для достижения фокуса.
Вы можете заблокировать настройки фокусировки, удерживая кнопку спуска затвора, создать композицию кадра, а затем полностью нажать на кнопку спуска затвора, чтобы сделать снимок. Это часто работает, но не всегда это может быть лучшим вариантом.

Основная проблема с использованием только центральной точкой фокусировки заключается в том, что информация об освещении и значение экспозиции устанавливаются одновременно. То есть, например, вы фокусируетесь сначала на объекте, который находится в тени, а затем быстро переключаетесь на объект, находящийся на солнце, то в этом случае изображение будет переэкспонированным.

Зафиксировать точку

Вы можете нажать на AE Lock, затем создать композицию кадра, благодаря этому камера будет учитывать постоянно меняющиеся условия освещения. При этом вам следует держать зажатой кнопку спуска затвора, чтобы сохранить фокус заблокированным.

Но это, как правило, легче выбрать точку автофокусировки, которая ближе к той области на которой вам требуется сфокусироваться, поэтому любое последующее движение камеры будет минимальными

Выбор наиболее подходящей точки автофокусировки не только обеспечивает более точный замер освещенности, он также уменьшает дрожание камеры, после того, как точка фокусировки была зафиксирована. Кроме того, точки фокусировки размещены на дисплее, соблюдая правило третей, которое способствует созданию правильной композиции.

Следящий автофокус

В отличие от режима фокусировки с одной точкой, которая блокирует настройку фокуса, как только фокусировка будет получена, режим AI Servo автоматически отслеживает движущиеся объекты. Режим фиксирует движение детей и домашних животных во время игры, или гоночные автомобили, или жизнь дикой природы, в этот момент камера фокусируется по мере необходимости, не упуская из виду объект съемки.

Было бы чудесно, если бы можно было выбрать одну точку фокусировки, которая соответствует положению движущегося объекта, но это часто требует невероятной устойчивости рук и почти сверхчеловеческих возможностей техники.

Переключитесь в режим многоточечный режим фокусировки Auto Select, если у вас камера Canon и AI Servo AF или AF-C, если у вас камера Nikon или Pentax. В данном случае камера будет сосредоточена на движущемся объекте и будет следить за его перемещением с использованием только центральной точкой автофокусировки.

Если объект отклонится от центра кадра, другие, соответствующие его положению точки автофокусировки будут автоматически использоваться по мере необходимости, так что камера может продолжить отслеживание движения.

Быстрый выбор точки фокусировки

Одним из способов значительно улучшить качество ваших снимков и приобрести больший контроль за процессом съемки является способ использования одной точки фокусировки, по вашему выбору. Почему именно одна точка? Ведь современные камеры обладают хорошей системой полностью автоматической наводки на резкость! Да потому, что камера сама не в состоянии определить, на какой объект нужно фокусироваться. В соответствии с алгоритмом, она выбирает либо ближайший, либо наиболее контрастный объект. В результате резким на снимке может оказаться совсем не то, что нужно, особенно при съемке с малой глубиной резкости, например длиннофокусным объективом со светосилой 2,8 или объективом 50 мм с диафрагмой 1,4. Это сравнимо с тем, если бросить наугад горсть дротиков для дартса, в надежде попасть в яблочко. К примеру, если вы снимаете объективом 50 мм с диафрагмой 1,4 с расстояния 5 метров, глубина резко изображаемого пространства составит всего 9 см! Поэтому если выбор точки фокусировки осуществляет автоматика, вероятность ошибки очень высока.

Примечание: рисунки в статье приведены для камеры CanonEOS 5DMkII. Для других камер вид меню и настроек могут отличаться.

Метод фокусировки с использованием одной точки. Вариант 1 (классический).

Многие из начинающих фотографов даже не знают, что можно выбирать одну желаемую точку для фокусировки из всей сетки точек. Из тех же, кто знает про этот метод, 80-90% действуют по такой схеме. Нужно нажать кнопку (она обозначена цифрой 1) для активизации сетки фокусировки. Затем джойстиком выбрать нужную точку, глядя в видоискатель (шаг 2). После этого нажмите кнопку AF-ON, и выбранная вами точка будет мигать в момент наводки на резкость.

Метод фокусировки с использованием одной точки. Вариант 2 (усовершенствованный).

Метод 1 не является лучшим и вот почему. Всегда ли у нас есть время, чтобы произвести целых три действия с кнопками? Далеко не всегда, особенно в репортажной съемке. Все это можно сделать проще и быстрей. Этот способ предлагает изменить некоторые пользовательские настройки в вашей камере. В настройках включить выбор точки фокусировки джойстиком и отключить кнопку активизации сетки. Теперь вы сможете выбирать точку фокусировки, перемещая джойстик, не отрываясь при этом от видоискателя. Для возврата ко всей сетке нужно нажать кнопку выбора сетки.

Настройка способа 2

Для того чтобы использовать второй способ, перейдите в меню Пользовательские функции в предпоследнем разделе меню. Выберите C.FnIII:Autofocus/ Drive. Нажмите кнопку SET чтобы войти в меню.

Настройка Normal означает нормальный режим, когда вы работаете по первому способу, сначала активизируя сетку точек, а затем выбирая нужную точку. Перейдите на режим 1 Multi-controller direct.Теперь нажмите кнопку SET. Сейчас вы сможете выбирать любую точку фокусировки, пользуясь только джойстиком. Вуаля!

Точки фокусировки. Как грамотно их использовать?

Фокус в фотоаппарате жизненно необходим, так как позволяет сделать максимально четкое изображение. Обычно при съемке используется автоматический режим фокусировки, но также можно использовать и ручной режим, если знать, как им пользоваться.

Чаще всего в фотоаппаратах используются девять точек фокусировок. Одна из них центральная, затем две точки размещены снизу и сверху, а по бокам находятся еще три точки с каждой стороны. Камера при использовании точек выбирает объект, находящийся в их поле, и блокирует на нем автофокус, дабы он получился наиболее четким на фото.

Обычно используется автоматическая фокусировка, при помощи которой вам нужно лишь навести объектив на выбранный вами предмет так, чтобы точки фокусировки его поймали. Это позволяет выделить главный объект на общем фоне фотографии, или даже сделать четкий акцент на нем, а задний фон оставить более размытым.

Все ведь знают, что обычно мы фотографируем не сразу, так как вначале наполовину нажимаем на кнопку, чтобы фотоаппарат сфокусировался на выбранном объекте, а затем делаем фото.

Но иногда фотоаппарат может не справляться с поставленной вами задачей и не знает, на что фокусироваться. В таких случаях нужно уметь вручную наводить резкость. К слову, в современных фотоаппаратах автоматическая фокусировка отлично справляется в большинстве видов съёмки, но все же, нужно уметь фокусироваться и вручную, чтобы лучше постичь искусство фотографии.

Использовать можно разные точки фокусировки по отдельности. Если вам нужно сфотографировать объект, который находится в движении или же сделать фото при плохом освещении, то вы можете выбрать в настройках только центральную точку фокусировки. В таких случаях ручная фокусировка дает лучший результат, так как фотоаппарат может просто не распознавать объект, на который нужно сводиться.

Для снятия пейзажей хорошо использовать две верхние точки фокусировки, и тогда объекты, находящиеся вдалеке, будут более четкими, а передний план немного размытым, что сделает фото объемней и глубже на вид.

А вот выбор диагональных точек фокусировки, которые находятся сбоку, позволит снять хороший портрет, особенно если вы хотите сделать фото, где акцент делается на ближний глаз человека, а другие детали более размыты. Но, конечно, стоит во всех случаях делать несколько кадров, чтоб хотя бы один получился в итоге хорошо.

Все точки фокусировки используются для создания полной картины, где все детали одинаково важны, а также, если вы снимаете непредсказуемые предметы в движении. Так, фотоаппарат будет воспринимать лучше движения, поскольку будут реагировать разные точки фокусировки.

Преимущество ручной фокусировки, таким образом, состоит в том, что она подходит для творческих и необычных кадров, когда вы хотите создать определенный акцент на фото. Ручная фокусировка когда-то была единственным вариантом получить четкое фото, и чтобы сфокусироваться, фотографы крутили свой объектив. Но и сейчас она может быть вполне актуальна и полезна для применения.

Ссылка на основную публикацию