Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию | Foto-kadr.ru

Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию

Блог Бондарь Андрея

Записная книжка фотографа

Как научиться видеть кадр, — нетривиальный подход к развитию главного навыка фотографа

Вы смотрите, но вы не замечаете, а это большая разница.
/Артур Конан Дойл/

Вечный ученик. Странник.

Трудно сделать умный вид.

Пишу как есть; как сам делаю, как другим предлагаю попробовать, но для начала — понять и взвесить все «за» и «против»: вдруг захотите отказаться?

В чем суть

«Вейценбаум верил, что людьми нас делает именно то, что не поддается вычислениям: связи между нашими мыслями и нашим телом, опыт, который придает форму нашей памяти и мышлению, наша способность испытывать эмоции и сострадание. Наше более интимное общение с компьютером несет в себе огромную угрозу. Чем большую часть жизни мы посвящаем изучению бестелесных символов на наших экранах, тем сильнее теряем свою человечность и жертвуем именно теми качествами, которые отличают нас от машин.»

Может ли пустой кувшин наполнить стакан водою?

Которое «переводится на человеческий язык» просто, если вспомнить Виктора Васнецова, — его мнение:

Внимательность — второй дар художника. Картину нельзя написать вообще. Художник потому и художник, что умеет остановить свой взор на том, что всем нам примелькалось. Примелькавшееся вдруг оборачивается для нас открытием, и чем больше художник, то есть чем он внимательнее, тем величественнее открытие: мы открываем эпоху, народ, человека и самих себя.

Помогает уточнить тему (что, на самом-то деле, требуется изучить), но она все еще огромна и не подпускает к себе.

Где сокрыта проблема

Есть мнение-заблуждение, что компоновки достаточно. Есть упражнение, которое помогает, в определенной мере, новичкам, но скорее оно научает не выстраивать ум, глаза и сердце (как и учили классики фотографии) на одной линии, а заниматься кадрированием, работать с тем, от чего отражается свет.

Упражнение годное, но фотография шире. Оборудование упрощено. Технические тонкости — все доступно онлайн: бери — учись.

Технику съемки легко отработать за пару недель, если лениться — за месяц, а дальше… Тут с печалью, на основе наблюдений, делаются выводы:

  • техника отработана, но «выдумки не дышат»;
  • технически — фотография, но если отбросить эффекты — пустота.

По мере развития технического прогресса ситуация будет усугубляться, все потому, что вновь и вновь ищем прием, техническое решение, тогда как «отгадка» из области ИЗО:

Так ли уж это бесспорно, что человеку на жизнь дана одна пара глаз. Так ли это бесспорно? Детские глаза много совершеннее глаз взрослого человека, они чересчур доверчивы, а потому и видят много больше: во-первых, они видят всё множество деталей, мимо которых скользит пресыщенный глаз взрослого, а во-вторых, они видят не смысл картины, до которой спешат докопаться взрослые люди, но мир картины. А это, как понимаете, совсем не одно и то же.

Детские глаза умеют и любить на всю жизнь, и помнить на всю жизнь. Способность смотреть по-детски взрослый человек в конце концов утрачивает, но он никогда не утратит и не расстанется со своей преданностью детству.

— Вспоминается «Если… не будете как дети…» (Мф. 18:3), но как выясняется — это же и на поприще визуального искусства требуется (и спасибо Виктору Васнецову, что так подробно и доступно пояснил), и следовательно — мы понимаем: чему обучаться.

Photo by Edi Libedinsky on Unsplash

Как фотографу научиться видеть кадр

Первое правило любого художника: не зашиваться на работе, — в нашем случае, 2-4 съемки в неделю, чтобы основательно продумать сцену, подобрать локацию и так далее; оставшееся — довольно приличное количество времени, должно жертвоваться на возделывание ума: чтение, прогулки, стажировки…

Необходимо внимательно изучать профессии своих клиентов, заказчиков или натуры, которая тебе нужна, что бы не ошибиться при выборе, ну и конечно же, стажировка помогает найти, и понять, «малозначимые» детали, без которых фотография будет паттерном времени (воплем и «мертвечиной»), вместо искомой цели — вне времени.

Кадр возможен, если фотограф понимает происходящее: придется изучить историю ремесла с представителем которого, планируется съемка, потребуется «отбросить» имена и цифры, ведь ценности кадру придает отношение ко времени, и если уместно — «примерить обувь» того (и такую же), с кем планируется сотрудничество (творческое или коммерческое — неважно).

Конечно, изначально никто никого не запускает на свою территорию. Нужно учиться, и уметь учиться, быть учеником (еще один важный навык).

Не стоит примерять на себя образ политика: «Я такой же как вы!» — никто этому не верит, — желательно быть выходцем из того же сословия, что и натура. — Так легче найти общий язык и заметить доверие, которое оказывается фотографу.

Творческий путь выстраивается на уважении, Любви своей натуры. Люди наименее зажаты, и наиболее естественны, когда посещают районные рынки или магазины шаговой доступности, и здорово, если фотограф найдет возможность, чтобы устроиться на такие рабочие места.

Издавна художники посещали рынки, трактиры и места излюбленного отдыха горожан — так стоит поступать и фотографу, поскольку так можно отойти от мира иллюзий (как я живу), где, как обычно, все богато, и заметить мир красоты, где все не идеально, но гармонично.

— Жесты, взгляды, типажи — все разбросано по закоулкам, странно, что нынче мало кто все, вот все это доступное, собирает: бесплатный образовательный материал, но…

«Я называю себя крестьянским художником, и это действительно так; в дальнейшем тебе станет еще яснее, что я чувствую себя здесь в своей тарелке. И не напрасно я провел так много вечеров у шахтеров, торфяников, ткачей и крестьян, сидя и размышляя у огня, если, конечно, работа оставляла мне на это время.»

Винсент учился тому же и там же, а мы чем лучше?

Моя признательность Чехову — вовсе не за его литературное наследие, а подход к творчеству — всегда под рукой блокнот и карандаш; что-то интересное заметил — записал. Фотограф — не живописец: мольберта под рукой нет, да и в простом блокноте так лихо все не зарисует (но это моя беда, вполне возможно, что вы можете больше, или готовы научиться), но стать более внимательным словно герой Артура Конана Дойля, Шерлок Холмс, — вполне под силу почти каждому фотографу.

Развитию художественной внимательности помогает и творчество Фёдора Достоевского; и не придет такого времени, что его наследие станет мельче, чем современные бестселлеры. И нам не стоит забывать слова Сергея Бондарчука:

«Жизнь, природа, человеческие характеры, событие, истина не требуют литературного приукрашивания. У Шолохова нет ни одной лично им не пережитой, «придуманной» страницы. Недаром он сказал с полным правом о себе: «Я жил и живу среди моих героев… Мне не нужно было собирать материал, потому что он был под рукой, валялся под ногами». Все его книги написаны по горячему следу. Они точно доносят до нас, сохраняют это жаркое дыхание времени. Но, исследуя и постигая конкретную истину своего времени, Шолохов всякий раз выходит к удивительным по своей силе и поэтичности обобщениям непреходящего значения…»

Мы должны учиться не только подмечать-коллекционировать, но и систематизировать и… По возможности, нужно учиться фотографией подтверждать мысль, изречение и в тоже время — мысль подтверждать фотографией, — об этом так же говорил Андрей Тарковский:

«Процесс кристаллизации замысла требует от режиссёра огромного напряжения воли…»

Если устает голова, то впору прогуляться на природе, как Иван Шишкин: недельные визиты в лесную чащу, чтобы насладиться тишиной и гармонией, искомой жизнью, без «цивилизации» и суеты, — учиться готовить себя, к работе, к видению кадра…

Умиротворение души, — вот секрет «видения…». Дух творит себе формы, — нам ли этого не знать?

«Учиться…» — ирония в том, что можно только учиться, но нельзя научиться. Точнее сказать можно, но это будет лукавство: нет предела (есть только возможности, чтобы непрерывно… и беспощадно, вспоминаем профессиональную этику, — такое оно, искусство).

Мир всем, и попутного света на местах фотографических баталий.

Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ КОМПОЗИЦИИ?

Petteri SULONEN, Хельсинки

Сначала я вел эти уроки по композиции на форуме Минольта в 2003 году. Первоначальной идеей было немного растрясти технофилию на форумах DPReview; я подумал, что сообщество выиграло бы от небольшого напоминания, зачем вообще нужны камеры. Уроки оказались более успешными, чем я ожидал, и меня попросили повторить. Однако я чувствую, что успел с тех пор научиться кое-чему новому в фотографии, а также в её преподавании. Вот зачем здесь это вступление..

Фотограф, которым я очень восхищаюсь, Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) , твёрдо уверен, что композиции невозможно и не нужно учиться вообще. Он считает, что «обучение композиции» накладывает искусственные ограничения на творческий процесс, и в худшем случае способно задушить огонь и видение гения, тем самым делая наш мир беднее. Хоть я и не вполне согласен с этим по причинам, описанным ниже, я думаю, что он мыслит здраво.

Дилемма «обучения композиции» заключается в том, что нет способа сделать это осмысленно без наложения рамок или правил, и очень легко впутаться в эти рамки и правила и принять их за стандарт совершенства. Постижение этих правил неминуемо приведёт к изменению видения и фотографий того, кто им учится. Это также может отвлечь от индивидуального качества работы. Факт остаётся фактом — картинка, скомпонованная «по книге», остается просто картинкой, мастерски скомпонованной «по книге». Интересная ли она, вызывающая ли, имеет художественную силу или нет — никаким образом сюда не относится.

Но всё же я не настолько пессимистичен, как Ed. Мне повезло знать нескольких людей, имеющих настоящий художественный талант — то внутреннее пламя, которое проявляет себя в потребности создавать очень индивидуальные, необычные, даже провидческие работы. Никто из них не смог бы выразить это видение без изучения ремесла. В какие-то моменты каждый из них проходил через «книжные» рамки, и это часто служило полезной структурой, чтобы восстать и сломать её. По моему опыту, настоящее художественное видение очень хрупко — и с другой стороны, это такой огонь, который прожжёт и камень и сталь, чтобы выразить себя. Посмотрите на ретроспективу Пикассо: он делал красиво скомпонованные и исполненные рисунки и живопись в академическом стиле — когда ему было 14 лет. И у меня есть смутное чувство, что вряд ли ему удалась бы Герника, если бы не те уроки в художественной школе.

Но можно ли научиться композиции?

В обычном смысле — конечно. Нет ничего необъяснимого или непонятного в простых композиционных приёмах вроде знаменитого (или печально знаменитого?) правила третей, направляющих линий, геометрии, наложения фигуры и фона, движения и т.д. Однако, на мой взгляд, это всё не о том, что надо. Функция «правил» не в том, что если вы примените их к своим картинкам, то они станут лучше (хотя по сравнению с обычной инстинктивной «не-композицией» они скорее всего станут). Вместо этого, их функция побудить вас «думать композиционно» — дать вам грубый набор инструментальных концепций, с помощью которого надо подходить к задаче композиции. Толчок к тому, чтобы начать «видеть фотографически».

Так что я готов рискнуть и продолжить уроки композиции, практически в том же формате, как я делал это в прошлый раз. Однако, попытайтесь все время помнить, что правила и ограничения, неизбежные в уроках, предназначены лишь для целей обучения: чтобы использовать их как костыли, пока они вам нужны или полезны, а затем выбросить. От простого слепого их применения ваши картинки могут стать или не стать лучше, но это не даст им никакой художественной ценности. Если вы работаете над фотографией и пытаетесь применить к ней «правила», но ощущаете, что это не очень правильно и лучше идти другим путём — поздравляю, вы только что окончили школу: вы видите композиционно, и принимаете активное участие в создании фото по своим правилам, а не по инструкциям. Вы уже на своём пути к отысканию собственного фотографического видения.

Таким образом, если вы считаете, что уроки композиции не нужны или вредны, прекратите дальнейшее чтение. С другой стороны, если вы чувствуете, что снимаете ваши фотографии в полной темноте — что они не так хороши, как вам хотелось бы, но вы не знаете, что в них неправильно на самом деле, тогда эти уроки будут для вас весёлыми или инструктивными или даже полезными. В любом случае помните, что фотография существует для радости, поэтому не относитесь ко всему очень серьезно и ныряйте.

Домашнее задание
Я хочу, чтобы вы забыли всё, чем вы занимались в фотографии — верните стрелку часов на ноль, или как можно ближе к нему. Я также думаю, что это весело — сам проделал подобное упражнение несколько дней назад, и получил очень мощный заряд от него. Так что, вот первое домашнее задание по урокам композиции Петтери, модель 2004.

Хватайте камеру. Если у вас есть маленькая мыльница, хватайте её. Если нет, хватайте свою обычную камеру. Если у вас зеркалка, берите самый маленький и лёгкий объектив из тех, что есть. Установите камеру в режим полного авто, наиболее вам подходящий — если вы новичок, то обычный режим «навел-и-снял» подойдёт замечательно; если вы освоили свою камеру, то можете зафиксировать несколько параметров типа ISO (установите такое значение, чтобы не волноваться, если вдруг не хватит света) и баланса белого (Облачность или Солнечно). Главная цель — чтобы камера была готова снимать без излишней мороки.

Если вам нужен идеальный инструмент для этого упражнения, то пойдите и купите одноразовую картонную камеру. Не забудьте только сдать их в такой фотолаб, где вам сделают фотографии и на бумаге и на диске — иначе вы не сможете поделиться ими с остальными «учениками».

Теперь идите гулять. Если вы каждый день ходите на работу пешком или ездите на общественном транспорте, то это лучше всего. Если у вас есть собака, идите с ней гулять. Если у вас есть жена, муж, парень, девушка, дети, друзья, и кто угодно ещё, берите их с собой. Но также берите и камеру.

Теперь снимайте всё, что попадётся на глаза. Не выискивайте красивых картинок. Смотрите на вещи, как вы обычно на них смотрите, но на этот раз делайте быстрые снимки. Забудьте о композиции, резкости, шуме, точном фокусе, дрожании камеры и всём остальном: просто снимайте сразу же, как увидели что-то. Убедитесь, что вы наснимали как минимум на один ролик плёнки (то есть 36 кадров). Больше — лучше.

Потом загружайте картинки в компьютер. Выберите пять, которые вам нравятся больше всего, и пять, которые, на ваш взгляд, полный отстой (исключая те, которые технически так плохи, что никакого заключения по ним дать нельзя, разве что они все равно выглядят хорошо, конечно). Покажите их другим, и обсудите, почему вы выбрали именно эти снимки. Также опишите, что вы чувствовали, пока снимали эти не-композиции. Самое главное, не забывайте получать от этого удовольствие: это всё должно быть весело.

И не волнуйтесь: в следующем уроке мы перейдём от неопределённых понятий к более классическим правилам композиции.

Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию

Возможно ли фотографу научиться композиции? Многие считают, что конечно же возможно. Но вот известный фотограф Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) считает как раз наоборот — невозможно. И даже больше того – не нужно вообще. По его мнению, обучение композиции накладывает излишние искусственно созданные ограничения на творческий процесс, происходящий во время работы фотографа. Это «обучение», говорит мастер, в худшем своем проявлении способно даже задушить огонь и видение гения, что сделает наш мир намного беднее. Мы думаем, что в некотором роде с ним можно согласиться. Но не совсем. И вот почему.

Дилемма тут вот в чем. Как нам кажется, способа «обучения композиции» в принципе нет. Это невозможно сделать осмысленно, без ограничения правилами и рамками. А в этих рамках и правилах очень легко запутаться и никогда из них не вылезти, приняв за стандарт, за само совершенство. У тех, кто постигает эти правила, законы композиции, неминуемо произойдет изменение видения мира, изменение фотографий. И ещё это может отвлечь от индивидуального взгляда в фотографическом творчестве. Таким образом, можно сказать, что факт остается фактом: фотография, созданная по всем законам композиции, так и остается созданной «по учебнику». И интересная ли она, привлекает ли она внимание зрителя, вызывает ли у него те или иные эмоции – к этому никоим образом не относится.

Фотографии есть множество людей, которые имеют поистине великий талант – внутреннее горение, проявляющее себя в потребности работы весьма и весьма индивидуальные и порой даже провидческие. Но никто из этих мастеров не справился бы с задачей выразить свое видение на фотографии, не изучив ремесла. В определенный период своей жизни все фотохудожники проходили это изучение ремесла, эти «книжные рамки». И это, несомненно, всегда очень полезно. Хотя бы только потому, что изучив эти «книжные рамки», потом можно будет восстать на них и полностью их сломать…Как считают многие мастера фотографии и теоретики фотоискусства, настоящее художественное видение — структура достаточно хрупкая. Но, с другой стороны – оно является поистине огнем, который может прожечь всё: и камень, и сталь, только лишь для того, чтобы выразить себя. Посмотрите хотя бы на развитие творчества Пикассо. Когда Пабло было всего 14 лет, он делал идеальные по композиции академические рисунки, создавал прекрасны живописные работы в академическом стиле. И, нам кажется, вряд ли бы он создал свою знаменитую «Гернику», если бы не прошел ту классическую школу рисунка и живописи.

Так можно ли все же научиться композиции?

Если понимать это в обычном смысле – конечно же, можно. В основных приемах и законах композиции нет ничего сложного, непонятного и необъяснимого. Знаменитые правила третЕй, геометрии, направляющих линий, движения, наложения фигуры на фон и многие другие давно изучены и растолкованы теоретиками. Но, как нам кажется, это всё не о том, что нам надо. Задача всех этих правил совсем даже не в том, что если вы будете ими пользоваться в процессе создания своих фотографий, то они, эти фотографии, станут заметно лучше. Тут дело немножко в другом. Задача этих законов – заставить вас думать «композиционно», дать вам некий грубый, первоначальный набор инструментальных концепций, при помощи которого вы будете впоследствии всю свою жизнь в творчестве подходить к построению композиции своих работ. Знание законов композиции — это всего лишь толчок к тому, чтобы начать видеть и думать фотографически.

Мы готовы немного рискнуть и дать вам некоторые уроки композиции. Но просим вас постоянно помнить о том, что все эти правила и ограничения, неизбежные во время изучения основ композиции, нужны только лишь непосредственно для целей обучения. Для того, чтобы использовать их как некие своеобразные костыли, до тех пор, пока они вам нужны и полезны. А потом эти костыли, эти подпорки, можно смело выбросить. От того, если вы эти знания будете применять слепо, ваши фотографические работы могут стать или не стать лучше. Это не прибавит им никакой художественной ценности. Если при создании какой -то своей фотографии вы пытаетесь применить в работе правила и законы композиции, но при этом у вас появляется ощущение, что вы делаете что-то неправильно, что лучше сделать всё совсем не так – в таком случае вас можно поздравить. Можно считать, что вы окончили «школу композиции» и теперь уже умеете видеть «композиционно», принимаете активное участие в создании фотографии не по инструкции, а по своим собственным правилам. Это значит, что вы встали на свой путь к поиску своего, неповторимого, эксклюзивного фотографического творческого видения.

Ну вот, теперь, после того, как вы прочитали всё это и считаете, что уроки композиции вам не нужны или вовсе вредны – дальше можете не читать и закрыть эту страничку. Но… Но если вы считаете, если вы чувствуете, что работаете над своими фотографиями в полной темноте, если вы понимаете, что они не так хороши, как бы вы этого хотели, и вы не знаете, что в них на самом деле неправильно, тогда вам законы композиции изучать просто необходимо. Мы считаем, что фотография создана для радости, поэтому не нужно относиться ко всему так серьезно. Окунайтесь в нее и получайте удовольствие!

Как развить в себе чувство композиции

Композиционным видением наделены немногие, но развить в себе это полезное качество все-таки можно. Для тренировки композиционного чутья существует специальные техники и упражнения, которые мы собрали в одном посте.

Анализ чужих работ

Изучение известных произведений живописи или фотографии. Стараться анализировать и понять, как они работают. Можно испытывать композицию на прочность: убирать из нее детали, фигуры, тональные массы и проверять, действительно ли они необходимы и что будет без них (игра “фиговый лист”). Сначала нужно запастись бумагой разных цветов. Если деталь, значение которой мы исследуем, лежит на черном фоне, маска должна быть также черной, на белом — белой, на сером — серой.

Чтобы не просто смотреть, а еще и видеть, нужно отвлечься от поверхностной информации, и воспринимать только те формы и фигуры, которые изображены на снимке.

Сравнение

Кому дано, тот увидит. А кому не дано, тот должен пропустить через себя сотни, тысячи таких сравнений. Для этого нужно регулярно просматривать сотни фотографий и сравнивать их. При этом сравнивать нужно не две фотографии, а близкие по компоновке варианты одной. Еще варианты: повесить снимок вверх ногами, посмотреть на него при другом освещении, отойти подальше и смотреть издалека.

Движение и выбор

Вырезать из бумаги фигуры персонажей (отвлеченные, абстрактные) и двигать их на листе, как делал молодой Репин. Сначала можно взять две фигуры, только потом три и, что гораздо труднее, четыре и больше. Упражнения с простыми фигурами позволяют ощутить композиционные взаимодействия, так сказать, в чистом виде. Хороший совет тем, кто носит очки, смотреть без очков; смотреть сильно прищурившись. Или поставить картинку перед собой, закрыть глаза, затем открыть их на некоторое время и вновь закрыть. В глазах остается остаток от моментального сканирования изображения.

Фокусирование внимания зрителя

Для повышения качества фотографий нужно убедиться, что главный предмет представляет повышенный интерес и эффективно расположен в кадре, привлекая взгляд зрителя куда нужно, и подчеркивая сам предмет съёмки. Достичь этого можно разными творческими, художественными и символическими способами. Размер, цвет, форма, контраст предмета с окружающей обстановкой изображения (передний, средний и задний план) — все это позволяет изолировать предмет и направить на него внимание.

Баланс, структура, группировка

Структура фотографий влияет на их визуальную эффектность. Работая над композицией, ищите баланс цвета, освещения и размещения предметов в рамках кадра. Когда речь идет о «балансе» фотографии, имеется в виду композиция, при которой визуальные элементы кажутся привлекательными для глаз. Мы все видели групповые фото, на которых люди жмутся к центру, в попытке уместиться в кадр и без какого либо замысла фотографа эффективно этот кадр заполнить. Композиция такого типичного снимка страдает. При этом, как правило, над головами людей остается слишком много пустого пространства. Достичь интересной композиции и перспективы можно благодаря креативному и продуманному расположению камеры для получения уникальной перспективы. Например, если вы фотографируете ребёнка или домашнего питомца, расположите камеру на уровне пола. Композиция будет намного более заманчивой, чем при съёмке сверху-вниз. Как это часто бывает в искусстве, хорошая перспектива и композиция получается или инстинктивно или развивается посредством практики и изучения.

Контраст

Контраст в освещении — ещё один способ придать изображению дополнительное измерение. Световой контраст — это разница между самым светлым и самым темным участками фотографии. Манипулируя этим элементом, фотограф способен расширить глубину и улучшить трехмерное качество фотографии — одно из самых ярких и запоминающихся её свойств. Также можно использовать контраст формы и размера для усложнения сюжета. Геометрический контраст создает эффектное напряжение, придает фотографии сюжет. На фото Эйфелевой башни как раз и используется контраст освещения и размера для зрелищности. Силуэт мужчины кажется почти таким же высоким как Эйфелева башня, а ее сложный узор словно вонзается в пульсирующее красное небо. Представьте себе, какой бы обыденной была эта фотография, если бы ее сделали в полдень.

Кадр в кадре

Эту концепцию фотографы переняли у художников, которые используют какую либо «рамку» в пределах общих границ для дальнейшей изоляции предмета. Рамкой может служить дверь, окно, зеркало, арка и т. д. Главное в этом приеме, отчетливые линии и форма рамки и чёткий фокус. Благодаря этой технике, вы сразу направите внимание зрителя в нужное русло.

Размытие фона

На фотографии можно размыть передний план или фон. Это оптическое свойство способно усилить композицию снимков, изолируя главный предмет. Размытие достигается за счет глубины резкости, а она в свою очередь зависит от диафрагмы, фокусного расстояния и расстояния от предмета до объектива. Освоить этот навык чрезвычайно важно для создания по-настоящему интересных фотографий. Широкая диафрагма (от f/1.4 до f/2.8) эффективно уменьшает глубину резкости, также как и объективы с более длинным фокусным расстоянием.

Обращение внимания на детали

Как и во всех других сферах жизни, на мельчайшие детали в фотографии нужно правильно обращать внимание и правильно их подчеркивать. Каждая деталь фотографии имеет свое значение. Фото цветка будет выглядеть совсем по-другому, когда зритель видит, как капли росы играют с узором лепестка. Работая над портретом, используйте освещение для проявления морщинок от смеха и выразительных черт лица. Отображение характера дает очень интересные портреты. Если вдуматься, именно маленькие подробности предметов и людей скрываются под поверхностью, но рассказывают свою историю о мгновении, увековеченном в фотографии.

Правило третей

Еще один прием иллюстрации и рисования, который необходимо освоить фотографу. Правило третей разделяет холст или кадр на три вертикальных и три горизонтальных участка. Четыре пересечения этих линий являются ключевыми точками. Исследования показали, что человеческий глаз смотрит именно на эти точки при первом взгляде на картину или фотографию. Таким образом, поместив главные элементы в местах пересечения, вы усиливаете динамику фотографии. Посмотрите на фото выше и представьте, каким неинтересным было бы фото, если бы девочку разместили строго по центру фотографии. Фон не был бы частью композиции и хитрость на лице девочки не усиливалась бы пониманием того, что находится на фоне (возможно карнавал?)

Обрезка

Одна из прелестей цифровой фотографии заключается в относительной простоте постобработки, которой раньше приходилось заниматься в темной комнате. С помощью Photoshop можно легко и просто обрезать изображение для лучшего эстетического эффекта. Обрезка — это процесс перестройки кадра фотографии с целью улучшить композицию. Мы все видели (а возможно и делали) фотографии с лишними предметами по краям кадра. Обрезав фото, можно избавиться от этих лишних элементов. На фотографии выше в оригинале было слишком много пространства над головами, к тому же в кадр попал другой фотограф. Обрезав фото, мы усилили акцент на семье и убрали фотографа, при этом оставив достаточно фона, чтобы сообщить зрителю о месте, где был сделан снимок.

Особенности перспективы

Перспектива — это то, как фотограф видит предметы благодаря размещению камеры. Например, один и тот же предмет, будет выглядеть по разному, если его сфотографировать на уровне глаз, сверху и с земли. Изменяя перспективу, фотограф меняет расположение линии горизонта и влияет на восприятие пейзажа зрителем. Например, если делать снимок человека в полный рост с уровня земли, то он будет казаться намного более грозным, мощным и большим, чем при съемке с обычного уровня глаз. Еще один способ менять перспективу — пользоваться положениями камеры, нетипичными для человеческого глаза. Вид с высоты птичьего полёта или очень высокие углы съемки меняют динамику вашей композиции.

Выберете простоту

Концепция «less is more» эффективно работает во всем, и фотография не исключение. Чересчур усложненная композиция фотографии представляет собой ту же проблему, что и сложные, нагроможденные предложения — они затрудняют понимание и способность оценить замысел. Простота в этом контексте значит не упрощенность, а отсутствие ненужных и лишних элементов. Создание незагроможденных, четких композиций упрощает понимание идеи в фотографии.

PS: скоро опубликуем серию видео-уроков по композиции 🙂

Что нужно для того, чтобы начать заниматься фотографией?

Этой статьей мы открываем новый проект “Я фотограф”, в рамках которого будем делиться с вами опытом фотографирования. Еженедельно будут выходить новые уроки обо всех аспектах фотографии. Уроки будут ориентированы на разный уровень подготовки читателя: от новичка до продвинутого фотографа. Вести этот проект буду я, Константин Воронов, профессиональный фотограф и преподаватель фотографии.

Разумеется, каждый из нас хоть раз снимал на телефон или на простую “мыльницу”. Однако, многим хочется не просто делать кадры на память, но и получать красивые, качественные фотоснимки, получать от процесса фотографирования удовольствие, а при выкладывании фотографий в интернет иметь под ними много “лайков”.

Как стать фотографом? С чего начать? Каждый день этим вопросом задается множество людей. Для начала я дам несколько общих советов, которые помогут на старте не совершить распространенные ошибки, и развею несколько расхожих заблуждений о фотографии.

И начнем мы именно с заблуждений.

Заблуждение №1.

“Хороший фотоаппарат делает хорошие фотографии”

Это не так. Хорошие фотографии делает не фотоаппарат, а фотограф. Многие люди до того, как начать фотографировать самостоятельно, думают, что у профессиональных фотографов получаются хорошие, качественные кадры из-за использования дорогостоящей техники. Однако, фотоаппарат — это только инструмент. Как им воспользоваться, решает его хозяин.

Если неумеющему рисовать человеку дать самые лучшие, самые дорогие кисти и краски, получится абсолютно тот же результат, что и при использовании самых простых и дешевых. Хорошие кисти и краски покажут все свои возможности только в умелых руках. С фотографией то же самое.

За время работы с учениками мне частенько попадались новички, которые имели самые дорогие, самые профессиональные из существующих фотоаппаратов. Делали ли такие ученики кадры лучше остальных? Нет. Даже наоборот: их снимки были хуже, потому что они не могли разобраться в сложной фотоаппаратуре, рассчитанной на опытных профессионалов.

Фотоаппарат лучше всего выбирать не по его принадлежности к профессиональному классу или высшей ценовой категории, а по тому, насколько она подходит вашему уровню подготовки и вашим задачам. К примеру, многие дорогие профессиональные фотокамеры, такие как Nikon D810, вообще не имеют автоматического режима и сюжетных программ (“портрет”, “пейзаж”, “макро” и т.п.), что делает работу с ними невероятно сложной для начинающих фотографов: приходится долго копаться в неизвестных настройках. В то же время, многие камеры начального уровня, например Nikon D5300 или Nikon D3300, умеют делать прекрасные снимки на полном автомате: фотографу остается лишь выбирать наиболее интересные сюжеты, не думая о технической стороне вопроса.

Как выбрать фотоаппарат? Выбирайте не “самый лучший профессиональный фотоаппарат”, а именно ту модель, которая подойдет под Ваши навыки и ваши задачи. Чтобы сделать правильный выбор, достаточно понять насколько серьезно вы хотите заниматься фотографией, собираетесь ли вы учиться фотографировать или же хотите просто делать снимки на память.

Заблуждение №2

“Фотографировать легко!”

Как и многие творческие занятия, фотография кажется очень простым делом ровно до тех пор, пока не займешься ей самостоятельно. К примеру, как игра на музыкальных инструментах, танцы, пение… Глядишь на профессионального танцора и думаешь: “как же у него всё просто и естественно получается! Кажется, в этом нет ничего сложного! Я так же смогу!” Но когда пробуешь самостоятельно сделать хотя бы пару танцевальных движений, выходит, что это не так уж просто: как минимум, нужна специальная подготовка.

То же самое и с фотографией: при кажущейся простоте хорошо фотографировать — довольно сложно. Ведь это требует большого количества знаний и умений. Причем, как технических (как настроить фотоаппарат, например), так и творческих (как скомпоновать кадр, как выбрать подходящее освещение). Речь иногда идет о вопросах, имеющих, казалось бы, косвенное отношение к фотографии. Например, как спланировать туристическую поездку, чтобы получить много хороших кадров; как заставить ребенка сидеть на месте, пока его фотографируют… Кстати, все эти темы мы будем освещать в рамках данного проекта. Следите за обновлениями!

Чтобы сфотографировать красивый пейзаж, требуется много усилий. Нужно не только уметь фотографировать, но и, собственно, добраться до самого места съемки.

Я отправился в далекое Подмосковье к раннему утру, чтобы застать красивый туман.

С другой стороны, когда есть необходимый опыт, фотографировать действительно легко и приятно. Камера не мешает получать хорошие кадры, а композиция выстраивается интуитивно. Но для этого нужно тренироваться, учиться, набираться опыта.

Заблуждение №3

“Чтобы научиться фотографировать, достаточно изучить технику и правильно нажимать кнопочки на камере”

Техника и параметры съемки — это только часть необходимых навыков. И, кстати, часть самая простая. Как настроить экспозицию? Как управлять фокусировкой? Что такое баланс белого? — все эти вопросы технического характера решаются легко и просто, а при регулярной тренировке закрепляются и остаются с фотографом навсегда. Это арифметика фотографии, два плюс два. Но фотография — это прежде всего творчество. А вот творческая составляющая гораздо сложнее и не столь однозначна. Как скомпоновать кадр? Что показать на фото? Какой сюжет стоит фотографировать? Этими и многими другими творческими вопросами постоянно мучаются фотографы и решают их с переменным успехом. Начинать обучение фотографии конечно стоит с азов, с техники. Но заканчивать на этом рано.

Пять советов начинающему фотографу

Совет №1. Смотрите хорошие фотографии, картины, кино!

Основная проблема большинства начинающих фотографов — не отсутствие хорошей фототехники и даже не недостаток каких-то специальных навыков. Главная проблема — отсутствие художественного вкуса. Сформируйте себе хороший художественный вкус! Смотрите фотографии известных фотографов, посещайте выставки. Кстати, а когда вы последний раз были в Эрмитаже и Третьяковской галерее? Анализируйте работы настоящих мастеров: почему художник или фотограф решил показать именно это и именно так? Как выстроена композиция? Как автор поработал со светом?

Посещение выставок, просмотр галерей известных фотографов и художников в интернете — это то, что даст вам хороший багаж для вашего личного творчества. И наоборот: плохие, посредственные вещи лучше не смотреть.

Почему это важно? Представьте, что получится, если человеку, который ни разу не видел ни одной картины, дать в руки кисти и краски? Скорее всего, он не поймет, что с ними делать; в лучшем случае он изобразит что-то в духе наскальной живописи. К примеру, некоторые изолированные африканские племена не умеют не только воспринимать изображение на плоскости, но даже различать цвета, которые не отвечают за их выживание, не встречаются в их окружающей среде. Потому что их этому никто не учил, у них нет для этого необходимого опыта. Человеку свойственно в своей жизни и творчестве использовать увиденный, накопленный опыт. Этот опыт необходимо иметь. Как говорят фотографы, “необходимо быть насмотренным”.

Совет №2. Больше путешествуйте

Как мы знаем, лежа на диване дома, хороших фотографий не сделаешь! Выгуливайте свою фотокамеру! Путешествуйте, гуляйте, посещайте интересные места: выставки, фестивали, спортивные события. Таким образом вы станете свидетелем интересных сюжетов для съемки, наберетесь опыта, необходимого для съемки в различных условиях. Если говорить о пейзажной съемке, то она вообще немыслима без путешествий. Кстати, как и портретная: ведь часто для съемки хорошего портрета нужно подобрать красивое место, хороший фон, а лишь потом красиво сфотографировать модель.

Есть и чисто психологический аспект: в путешествии, вне зависимости от его дальности, человек набирается впечатлений, вдохновения, заряжается творческой энергией.

Совет №3. Будьте самокритичны

Чтобы был прогресс в ваших занятиях фотографией, а количество красивых снимков увеличивалось, необходимо относиться к своему творчеству критически. Не стоит почивать на лаврах, умейте видеть в своих работах недостатки, даже если все их хвалят.

К примеру, самый жесткий критик моих работ — я сам. Я лучше любого критика знаю, в чем и где кроются ошибки в моих снимках. Анализируя свои фотографии, я понимаю, что мог бы снять еще лучше. И при следующей съемке я стараюсь это делать. Поверьте, вы получите огромное удовольствие от исправления собственных недочетов, а ваши снимки будут становиться всё красивее!

Совет №4. Изучите технику фотографии

Любое творчество начинается с технических основ. Фотография — не исключение. Чтобы писать книги, нужно изучить азбуку, грамматику, орфографию языка. Разумеется, современные фотокамеры обладают отличной автоматикой, которая вам позволит получать хорошие кадры нажатием одной-единственной кнопки, не задумываясь ни о каких настройках.

Однако те, кто снимает в авторежиме, знают: автоматика часто ошибается: то яркость снимка не та, то цвета не те, то резкость не там. А ведь так хочется сказать камере, как надо было сделать! Чтобы полностью контролировать процесс съемки и не зависеть от причуд автоматики, стоит изучить довольно простые технические основы фотосъемки. Как формируется изображение в фотокамере? Что такое экспозиция? Что такое баланс белого? Как работает фокусировка? Понимание того, как всё работает, и умение настроить свой аппарат позволит вам делать снимки высокого качества и полностью контролировать процесс съемки “от и до”. Кстати, на следующих уроках мы поговорим именно об этих технических основах.

Совет №5. Не покупайте фотокамеру “на вырост”.

Многие люди в качестве своей первой фотокамеры покупают максимально продвинутый, профессиональный инструмент. Однако надо понимать, что профессиональный инструмент требует и профессиональных навыков. Если я без всякой подготовки встану за токарный станок (за которым ни разу не стоял), я скорее всего не только не произведу ни одной детали, но и получу травму. К счастью, профессиональный фотоаппарат никого не травмирует, однако он рассчитан на подготовленных пользователей. Начинающим фотографам лучше присмотреться к более простым в освоении моделям.

Совет №6. Выберите фотоаппарат с возможностью ручной настройки всех параметров.

Без ручной настройки всех параметров съемки мне бы не удалось снять этот кадр.

Темы выбора фотокамеры мы еще неоднократно коснемся, но пока самое главное: чтобы более-менее серьезно заниматься фотографией и стать настоящим фотографом, стоит освоить технику фотографии и уметь настроить параметры съемки на фотоаппарате. Это можно сделать только на камерах, у которых есть ручные режимы съемки. К таким камерам относятся все зеркальные фотоаппараты. Сразу стоит сказать, что оптимальными типами фотокамер для фотографов сегодня являются зеркальные фотокамеры и компактные камеры со сменной оптикой — беззеркалки. Обычные компакты (“мыльницы”) зачастую не обладают всеми необходимыми настройками, что делает их непригодными для серьезных фотографов. Подробнее о том, какие бывают фотоаппараты и как они устроены, мы поговорим как раз в следующем уроке.

Гайд для фотографов дикой природы: работаем с композицией

Художники, которые занимаются живописью или графикой, следуют правилам композиции или, по крайней мере, знают, в каких случаях они принимают решение их нарушить. То же самое касается и лучших фотографов.

Но большинство фотографов-любителей дикой природы не имеют даже начальной художественной подготовки. И поэтому четкое исполнение жестких правил композиции приводит к тому, что фотографии выглядят неинтересно и вызывают вопросы такого плана, как «зачем снимали?», «что тут интересного? Свет? Поза?», «а что случилось с композицией?»

Почему такое происходит? Ведь фотограф может придерживаться четко правил, но при этом зрителю будет не снимок. Почему некоторые фотографии работают все же лучше других и нравятся зрителю.

Существует несколько вспомогательных способов натренировать наше «видение». Для этого нужно знать то, что художники знали на протяжении веков: как именно человеческий глаз смотрит на картину или, соответственно, теперь и на фотографию.

Составные элементы

Чтобы привлечь и удержать внимание человека, композиция должна иметь:

  • точку входа
  • точку выхода
  • элементы, которые привлекают внимание
  • баланс между всеми элементами

Глазу нужно место для своеобразного входа в фотографию. Иногда эту роль играет основной элемент, а иногда то, что к нему ведет. Художники добавляют другие элементы, помимо основного элемента, чтобы привлечь внимание к нужной части картины. Фотографы с художественной наклонностью тоже включают их, поскольку они самостоятельно строят фотографию.

Выбор элементов, которые ведут взгляд по изображению, делает фотографии более интересными. Треугольники, диагональные линии и баланс между объектами — все это работает

Ветвь не в фокусе отвлекает от портрета этой змеешейки

Рога оленя ведут глаза зрителя вверх, где нависающие ветви помогают вывести взгляд из фотографии

Какими могут быть элементы входа? Они могут быть любыми, но обязательно должны делать композицию интересной. Например, в дикой природе можно использовать линию горизонта или край воды; облако в углу неба; красочное дерево, которое уравновешивает другую сторону кадра; или, возможно, другое животное, которое привлекает взгляд к основному элементу.

Фотограф должен позаботиться о том, чтобы точки входа попадали в композицию и при этом не отвлекали зрителя от основного элемента слишком быстро или, что еще хуже, полностью. Например, так может случиться, если использовать значительно более яркий объект. Он сразу отведет взгляд от животного, которое снимают.

Композиционными линиями могут выступать ряд деревьев, береговая линия или скалистый холм на заднем плане. Попробуйте мысленно нарисовать взглядом линии, которые будут «проходить» внутрь, через снимок, вверх, вниз и из фотографии. Хотя все это может помочь построить композицию, нужно подумать о том, насколько отвлекающими они могут быть. Фоновый горизонт, который разрезает элемент пополам, может навредить композиции тем, что просто «уведет» взгляд из фотографии.

Диагонально расположенный клюв цапли уводит взгляд из картины после изучения глаз цапли и рыбы

Если глаза зрителя фиксируются на одном месте, он чувствует себя в ловушке и очень быстро потеряет интерес. Возможно, вам лучше попробовать использовать более удаленный элемент, который уведет взгляд зрителя после того, как тот тщательно рассмотрит изображение. Например, сходящиеся линии за животным, которые уведут взгляд вдаль.

Баланс получится, если дополнительный элемент равен по уровню визуального привлечения внимания. Чтобы лучше понять, как это работает, сначала примите, что каждый элемент изображения имеет некоторое заданное значение или вес. Этот вес зависит от ряда факторов, в том числе:

  • элемент вблизи края фотографии будет иметь больший вес, чем один в центре;
  • одиночный элемент имеет больший вес, чем один из группы;
  • элемент на переднем плане имеет меньший вес, чем на заднем плане (при условии, что он имеет одинаковый размер в обоих случаях);
  • элементы с более высоким контрастом, чем их окружение больше привлекают внимание зрителя;
  • цвета имеют больший или меньший вес в зависимости от оттенка.

Идея заключается в том, чтобы держать взгляд зрителя вовлеченным в композицию, создав интересный дизайн. Есть множество способов, чтобы этого достичь, например, предлагая глазу круговую траекторию, длинную изящную кривую или, возможно, обратное и прямое притяжение двух или более хорошо сбалансированных элементов.

Прямо сейчас вы, вероятно, думаете, что все это звучит великолепно. Но между живописью и фотографией существует большая разница. Фотограф располагает только тем, что может предложить ему естественная картина.

А у фотографа дикой природы работа еще труднее — это работа с дикими животными, которых необходимо снимать, а не рисовать, руководствуясь собственной придуманной композицией. В отличие от пейзажного фотографа, которому проще повлиять на композицию своего кадра, у фотографа дикой природы часто просто нет на это времени.

В чем же тогда секрет хорошей фотографии дикой природы? Нужно тренироваться, чтобы «видеть» лучше — научиться быстро оценивать полную картину. Обратите внимание на следующие факторы:

  • влияние направления света;
  • цвета, которые можно было бы использовать;
  • текстуры, которые могли бы сделать фотографию более интересной;
  • природные элементы, которые можно было бы включить в картину;
  • направление движения животного в кадре;
  • отвлекающие факторы, которые нужно исключить.

Несмотря на то, что дерево не в фокусе, оно сбалансирует этот силуэт аляскинского лося

Линия с бакланами и черепахой сбалансирована

Обрезанный кадр при помощи телеобъектива включает еще более сбалансированное изображение с повторением трех похожих птиц

Если можно включить в фотографию хороший цветной задний или передний план, — сделайте это. Также можно включить другое животное в кадр, если это не отвлечет зрителя от основного элемента.

Животное в движении должно входить в кадр, а не покидать его. Камера запущена с медленной скоростью затвора, чтобы показать движение этого белохвостого оленя

Постройте кадр таким образом, чтобы ваше основное животное смотрело внутрь изображения, а не из него, особенно если оно находится в движении. Снимайте в анфас. Исключением может быть ситуация, когда вы пытаетесь показать движение путем панорамирования с медленной скоростью затвора и с движущимся животным. В этом случае вам может потребоваться больше места за животным, чем перед ним, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Помните, что все эти правила созданы, чтобы придерживаться их сознательно. Фотографы, которые следуют правилам композиции вслепую, упускают творческие возможности в других вариантах составить композицию.

Тренируйтесь, чтобы искать отвлекающие факторы и исключать их из ваших фотографий. Пока художник добавляет что-то к холсту, чтобы улучшить композицию, фотографу обычно нужно наоборот вычитать, чтобы сделать фотографию лучше. Слишком большой беспорядок, особенно вокруг основного элемента, обычно вредит фотографии.

Правило третей

Одно из самых простых правил композиции для фотографа дикой природы, которое нужно запомнить, называется правилом третей. По этому правилу нужно разделить кадр на три равные части по горизонтали и три равные части по вертикали. Теперь подумайте, где вы можете разместить животное на фотографии. Центральный прямоугольник? Это создает довольно скучную композицию, не так ли? Как насчет нижнего левого прямоугольника? Это смотрится хорошо, если животное не слишком близко к краю кадра или смотрит влево.

Теперь подумайте о размещении оленя, где пересекается самая левая вертикальная линия и самая низкая горизонтальная линия. Так лучше, не так ли? Пересечения разделительных линий считаются «сильными точками». Элемент, расположенный в одной из этих точек, больше привлекает внимание.

Горизонтально или вертикально?

Многие фотографы упускают шанс сделать вертикальные фотографии. Возможно, это потому, что человек в принципе видит мир горизонтально. Потренируйтесь, пробуйте увидеть кадр как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте.

Будьте готовы, что с некоторыми субъектами решение принять нелегко. Но, если горизонтальная съемка будет включать в себя отвлекающие элементы по обе стороны от животного, и вы не сможете подобраться достаточно близко, чтобы обрезать их, снимайте вертикально.

Если вертикальная съемка отрежет важную часть элемента таким образом, что фотография уменьшится, снимайте горизонтально. Если вы хотите продать фотографии для обложек журналов — снимайте вертикально. Делайте также горизонтальные снимки, которые предполагают размещение на двух страницах.

Несколько финальных мыслей о композиции

Забудьте о том, где разместить объект, и что еще находится в кадре на мгновение, и следите за целью. Подумайте о том, что вы действительно пытаетесь сделать: захватить настоящую сущность дикого животного. Как вы можете это сделать? Снимайте фотографии, рассказывающие историю. Приложите усилия, чтобы снимать каждый образ дикой природы так, чтобы он рассказывал историю зрителю, тогда фото точно не будет скучным.

Посмотрите на фотографии, которые вам нравятся, и подумайте, можете ли вы увидеть, использовал ли фотограф какие-либо из вышеперечисленных концепций в своей работе. А еще лучше: посмотрите на свои фотографии и проанализируйте использовали ли вы их сами. Иногда мы делаем это, даже не подозревая.

Размещение элемента в «сильной точке» поможет создать интересную композицию

Не игнорируйте вертикальную съемку, в ней тоже можно с успехом применить правило третей

Горизонтальное изображение, в котором есть место для потенциальной границы между страницами журнала, есть возможность разместить фото на развороте

Картина, рассказывающая историю, всегда создает интересную композицию. Этот цыпленок ждет, когда кто-то из его родителей принесет еду

Выдержка из книги Билла Силликера «The Master Guide for Wildlife Photographers»

Фотография: как научиться ловить эмоции

Кто бы что ни говорил, а эмоции – это первостепенное в снимке. Пускай ты никогда не заваливаешь горизонт, умеешь снимать “чисто” и правильно, ориентируешься в свете. Но если ты не умеешь хватать своей камерой эмоции на лету, считай, что твои фотографии – это просто красивая картинка, не несущая смысла. А все мы хотим нести смысл своим творчеством, правда?

Как же научиться этому нелегкому делу – ловить эмоции? Не все так сложно, как кажется на первый взгляд: просто следуй нижеперечисленным принципам.

1. Скажи “Cheese!”

Давай обойдемся без этого, хорошо?

Эмоции по своей природе не несут за собой статического характера, и основаны они на состоянии, которое в данный момент испытывает человек. Искренность никогда не случается по команде. Это всегда сложная составляющая человеческого настроения, и, я должна тебе сказать, особенно сложно что-то поймать бывает в моменты, когда человек осознает, что его снимают. Только представь себе на минутку: какой-то странный человек наматывает круги вокруг тебя, держа неуверенно в руках огромную камеру с таким же объективом. Комфортного здесь очень мало, учитывая, что, скорее всего, тебя видят в первый раз в своей жизни. Почти все любят фотографироваться, но в такие моменты это желание куда-то пропадает.

Самая большая ошибка, которую делают фотографы – это произнесение вслух фраз “скажи чиз” или “улыбайся”. Имеем в итоге натянутое выражение лица и неестественную позу. Исключения из правил бывают, но они настолько редки, что обсуждать это не имеет смысла.

Такие “натянутые” снимки, несомненно, имеют ценность для фотографируемого, но не такую, как бы тебе хотелось, правда?

2. Улавливай настроение

Если девушка, которую ты фотографируешь, постоянно смеется, не нужно ее заставлять грустить. Я не скажу, что это бесполезно, но если твоя цель – поймать эмоцию, то это не то самое решение.

Очень важно понимать настроение и темперамент модели. Без этого ну просто никак! Если ребенок, к примеру, чем-то увлечен – снимай. Он играет и не хочет концентрироваться на камере – снимай, снимай и еще раз снимай.

Иногда полное режиссирование съемки – это лишнее. Та самая эмоция произойдет, немного терпения!

3. Предугадай момент

Правильно тебе мама всегда говорит: внезапные снимки – всегда самые лучшие.

Если кто-то в прицеле твоей камеры падает, бегает, смущается или прыгает от радости, то просто убедись, что ты готов сделать этот снимок. Как убедиться? Всегда следи за настройками камеры и своим положением относительно фотографируемого. Да-да, даже в таких случаях композицию никто не отменял.

4. Все самое лучшее – после

Уж слишком часто бывает так, что лучи искренности у человека начинают пробиваться только тогда, когда он понимает, что его больше не снимают. Поэтому не спеши опускать камеру после щелчка затвора! Первые пять секунд после сделанного тобою последнего снимка бывают решающими: модель расслабляется, и все, что тебе нужно – просто быть готовым сделать снимок.

5. Никогда не опускай камеру

Ты можешь говорить модели как становиться хоть целый день, но нет ничего прелестнее незамысловатой, естественной, комфортной и чистой позы. И иногда эту естественность можно поймать только в паузах между сложными позировками по твоей команде.

6. Ах, эти глаза!

Как говорится, глаза – зеркало души.

Будь-то глаза человека или животного, они всегда скажут нам правду. Так и в фотографии: хочешь получить эмоциональную фотографию – задействуй глаза.

Порой поднятая бровь или взгляд из-подо лба скажут тебе больше, чем тысячи слов или поз.

7. Не забывай о деталях

Ты, конечно, спросишь – какие еще детали, эмоции ведь передаются с помощью глаз и лица? Да, но чтобы усилить эффект, можно сконцентрироваться на поиске интересных мелочей. Это может быть момент, когда влюбленные берутся за руки, позы рук и ног, капли пота, которые стекают по лицу. Просто не ограничивай себя и приучай себя смотреть шире.

Эмоции прекрасны. Они отражают человеческую душу и могут очень многое рассказать. Не без твоей помощи и помощи твоей камеры, конечно

Чуть больше внимательности, концентрированности и реакции – и все будет good!

Ссылка на основную публикацию