Углубленное руководство по освещению в портретной съемке | Foto-kadr.ru

Углубленное руководство по освещению в портретной съемке

Углубленное руководство по освещению в портретной съемке

Свет является основой фотографии, поэтому при съемке портретов важно, чтобы вы не только понимали, как он работает, но и умели манипулировать им для создания желаемого настроения и атмосферы снимка. У нас нет времени на уроки физики, но я буду стремиться дать вам некоторые подсказки и советы о том, как добиться освещения героя вашей съемки наилучшим способом.

Чего вы хотите достичь?

Первое, с чем нужно определиться, это чего вы хотите достичь в данном снимке. Важно, чтобы вы знали, какую технику нужно применить, чтобы получить желаемый результат. Попробуйте собрать несколько понравившихся вам изображений, которые вы хотели бы повторить, и внимательно изучите, каким образом строилась схема света.

В них использовался естественный свет или студийные лампы, и если так, то сколько и как они были направлены на лицо фотографируемого? Это поможет вам оценить, что понадобится лично вам для работы и даст гораздо больше шансов получить хороший результат.

Естественное освещение

Использование естественного света может быть очень хорошим способом придать вашим портретам более тонкий, хороший, натуральный вид. Одной из моих любимых техник работы с естественным освещением является постановка модели у окна и использование проходящего через него света. Вы можете контролировать количество света с помощью штор или жалюзи, а также варьировать близость и угол модель относительно окна.

Работая на улице, нужно быть осторожным при выборе времени для съемки, так как нужно избегать периодов, когда солнце находится высоко и светит слишком ярко. Выберите такое время, как раннее утро или позже вечером, когда свет теплее и не такой яркий. Это позволит вам избежать переэкспонирования и сильных контрастов.

Возможно при работе с естественным светом понадобится отражатель, чтобы перенаправить свет. Это даст вам возможность не поворачивать модель лицом к солнцу, а отразить свет на лицо.

Студийное освещение

Использование студийного освещения не обязательно должно быть сложной задачей. Для некоторых фотографов это может показаться трудной перспективой пойти в студию и разобраться с настройками студийного оборудования, если прежде они фотографировали только в условиях естественного освещения. Но искусственный свет дает так много преимуществ, что было бы глупо не потратить время на его освоение.

Главным преимуществом студийного света является тот факт, что вы можете контролировать его интенсивность и угол наклона относительно модели. Это открывает целый мир творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Может быть, начните с одного источника и поэкспериментируйте с его расположением относительно вашей модели, и посмотрите, какой эффект это дает. В этом смысле вы также можете достичь довольно естественного вида ваших фотографий, так как один источник света подобен одному источнику естественного света, солнцу, но в этом контексте вы получаете больше контроля, который является вашим преимуществом.

Угол направления света

После того, как вы удачно расположили модель, вы можете передвигать источники света, чтобы достичь желаемого эффекта. Таким образом вы можете контролировать угол и количество света, направленного на модель.

Вы увидите, что даже небольшие изменения будут иметь существенное значение для результата снимка, так что не делайте кардинальные изменения, просто экспериментируйте, затем снимайте, снова настраивайте, снимайте, но не обрекайте вашу модель на долгие часы ожидания, пока вы возитесь с лампами.

Сложные схемы освещения

Как только вы разберетесь с одним источником света, начинайте думать над более сложными схемами, используя два и больше источника. Здесь возможности действительно велики, и позиционирование света зависит от вашего воображения и эффекта, который вы хотите получить.

Оттенки

Делая портретную съемку, вы хотите убедится, что изображаете модель наилучшим способом. Это означает намерение захватить основные черты и особенности человека в одном кадре, что требует большого умения и немного удачи.

Однако, чтобы облегчить вашу задачу, убедитесь, что не используете слишком много света, что впоследствии сделает черты лица плоскими. Важно сохранить множество оттенков, продиктованных особенностями лица, которые при избытке света могут исчезнуть, и вы потеряете тот естественный интерес и глубину снимка.

Хорошие тени и плохие тени

Использование сильных источников света приводит к отбрасыванию теней на стенах и потолке. Это не обязательно плохо, когда создается намеренно. Тени могут добавлять мрачности и настроения в кадр. Однако, когда они не желательны, то будут влиять на снимок не лучшим образом, так что убедитесь, что вы не создали ненужных теней!

Углы наклона камеры

После расположения модели и установки света, даже если все выглядит очень хорошо, важно не застрять в одной точке на всю съемку. Изменяя направление света, также не забывайте об изменении угла наклона камеры. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что в принципе хорошо, так как создает единение, но если вы используете студийное свет, то у вас достаточно света, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или фронтально будет отображать вашу модель по-разному, так что не бойтесь двигаться и искать, какой угол наклона камеры сработает наилучшим образом для конкретного снимка.

Связь через глаза

Одним из золотых правил портретной фотографии есть изображение хотя бы одного из глаз фотографируемого человека. Конечно же есть некоторые хорошие исключения из этого правила, но, чтобы установить сильную связь между изображаемой моделью и зрителем, убедитесь, что хотя бы один глаз виден.

Модель не обязательно должна смотреть в камеру, но, если вы используете студийное оборудование, а значит целую палитру теней, оттенков и углов, иногда глаза могут быть невидны, или видны не так четко, как хотелось бы.

Попробуйте сами!

Так что для тех из вас, кто пытается углубиться в мир портретной фотографии и освещения, надеюсь, эти несколько советов дали вам понятие о том, какими простыми и эффективными могут быть техники. Чтобы укрепить свою уверенность, почему бы не арендовать на несколько часов студию, пригласить друга и попробовать различные варианты освещения, используя имеющееся оборудование. Это позволит вам наблюдать изменения на результатах и даст вам представление, с какой из схем вы предпочитаете работать.

Освещение в фотопортрете

При портретной съёмке в студийных условиях боль­шей частью используют несколько источников освеще­ния, каждый из которых вы­полняет определённую функцию. Источник рисующего света, об­разующий основной светотене­вой рисунок, всегда рас­положен по отношению к лицу портретируемого в передней полусфере, т. е. виден ему, чаще всего расположен выше лица портретируемого и редко ниже. Переднебоковое, несколько верхнее освещение наибо­лее привычно для нашего глаза, и вместе с тем оно оптимальным образом выявляет объёмную форму лица. Его кон­кретное расположение за­висит от формы лица портретируемого.

Однако фотографирование при одном источнике света производится крайне редко. Это объясняется как высо­ким контрастом светотене­вого рисунка, так и плохой проработкой деталей в тенях. Для устранения этих недо­статков кроме рисующего све­та при портретной съёмке используют также заполняющий свет. Не изменяя существенно освещённости тех участков лица, на которые падает рисующий свет, он ощутимо подсвечивает тене­вые участки. Для того, чтобы заполняющий свет не пере­бил светотеневой рисунок от рисующего света, полезный световой поток источника за­полняющего света в боль­шинстве случаев выбирают равным 20—25 % по отношению к источнику ри­сующего света, а сам освети­тель размещают в непосредственной близости от оптической оси объектива фотоаппарата с тем, чтобы все тени были равномерно подсвечены. При этом желательно, чтобы осве­титель находился с той же стороны от фотоаппарата, что и источник рисующего света.

Для лучшего выделения объёмной формы головы и фи­гуры портретируемого, осо­бенно при съёмке на тёмном фоне, используют один или два источника модели­рующего света. По на­правлению свет этих источ­ников является верхнезадне-боковым, по характеру све­тового потока — узконаправленным. Устанавливают их таким образом, чтобы свето­вой поток скользил по голове и лицу портретируемого, соз­давая световые блики на вис­ках, скулах и щеках.

Для подсветки причёски и плеч портретируемого кроме мо­делирующего часто исполь­зуют контровой свет, источник которого располагают сзади над головой портрети­руемого. Этот источник так­же является узконаправлен­ным. Так как осветители мо­делирующего и контрового света расположены сзади портретируемого и направ­лены в сторону фотоаппарата, во время съёмки необходимо тщательно следить, чтобы их свет случайно не попал в объектив и не вызвал па­разитной засветки.

Для освещения фона необ­ходим источник фонового света. Место его разме­щения и характер создавае­мого им светового потока выбирают в зависимости от решаемых изобразит, задач. Для получения на снимках нейтрального белого фона, лишённого деталировки, не­обходимо, чтобы освещён­ность фона превышала осве­щённость самых светлых мест на лице портретируемого на 1 —11/2 ступени экспозиции. При более ярком фоне воз­можно исчезновение границ между лицом и фоном и появ­ление световых наплывов на лице и фигуре портретируемого. Неравномерное освещение фона способствует более объёмному выделению фигуры человека. 6 этом слу­чае для создания ритмичного рисунка чередования светлых и тёмных участков изобра­жения, фон освещают таким образом, чтобы светлые участки лица и фигуры пор­третируемого соседствовали с более тёмными участками фона и наоборот. Следует также иметь в виду, что тём­ный предмет на светлом фоне кажется заметно меньшим, чем такой же светлый пред­мет на тёмном. Поэтому лица с крупными чертами жела­тельно фотографировать на притенённом, нейтральном фоне.

Освещение на открытом воздухе зависит от высоты стояния солнца, состояния неба и атмосферы. Солнеч­ный свет может дать на портретной фотографии са­мые разнообразные свето­вые рисунки. Портреты на натуре хорошо получаются, если солнечный свет несколько смягчён лёгкими облаками, закрывающими солнце. Мягкое освещение получается также в утренние и вечерние часы. В близкое к полудню время условия для освещения портрета становятся крайне неблагоприятны. Высокое солнце даёт глубокие тени под носом, от надбровных дуг, от скул и т.д. В натурных съёмках широко используются всевозможные отражатели и затенители. Грамотное их использование позволяет добиваться прекрасной освещенности портретируемого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Фото-Любитель

Пусть снимки будут всё лучше!

Руководство по портретной фотографии. Шаг 9: Профильное и рассекающее освещение

> Главная :: Фотосъемка :: Портрет :: Руководство по портретной фотографии. Шаг 9: Профильное и рассекающее освещение

Итак, мы поговорили о том, как использовать один студийный источник для создания замечательных портретов с помощью обычной 45-градусной его установки. Мы поговорили о технике «короткого освещения», делающей человека более худым, чем он есть на самом деле, и о том, как использовать технику «широкого освещения», чтобы лицо выглядело более полным. Сегодня займемся изучением еще двух техник освещения, используемых студийными фотографами: профильного и рассекающего освещения.

Профильное освещение

Профильное — это еще один вид освещения, требующий только одного источника света. Подсветка волос, фона и т.д. может быть добавлена, если вы посчитаете их полезными, но единственное, что на самом деле необходимо,— рисующий свет. Профильный свет основан всё на той же стандартной 45-градусной схеме и несложен в настройке, однако это одна из наиболее редко используемых техник. Она полна опасностей и ловушек, из-за чего большинство фотографов прибегает к ней только при особой необходимости.

Прежде чем перейти непосредственно к технике профильного света, я займу пару минут, чтобы сказать, когда ее не надо использовать. Профильный свет привлекает внимание к недостаткам объекта. Особенно это относится к ушам и носу. Если у человека большой или деформированный нос, если у него оттопыренные или непропорциональные уши, не применяйте профильный свет. Такое освещение сделает подобные носы и уши еще более крупными, еще более деформированными, чем они кажутся в обычной ситуации. Если у вашего персонажа проблемные уши, а использовать профильный свет необходимо, настройте источник (оставив направление под 45°) так, чтобы волосы и ухо оказались в тени. Если у человека длинные волосы, можно закрыть уши ими. Если у фотографируемого крючковатый нос, даже не думайте о профильном освещении. А вот теперь, когда вы уже знаете о возможных проблемах, рассмотрим схему освещения.

Разместите человека так, чтобы его взгляд был направлен под углом 90° к оси объектива. Не важно, смотрит он вправо или влево. Пусть к камере будет повернута лучшая сторона. Начните с установки рисующего света под углом 45° к удаленной от камеры стороне лица, дальше можно перемещать этот источник в диапазоне от 45° до направления прямо в лицо. Не забывайте при этом, что плоский свет производит менее эффектные портреты. Можно поэкспериментировать и с высотой рисующего источника, но вы поймете, что чаще всего лучшим будет расположение на уровне плеч.

В результате получится базовый профильный снимок. Добавляйте, если чувствуете, что это полезно, другие источники света. Используйте, если чувствуете, что это полезно, дверцы, софтбоксы, отражающие зонты. Перейдем теперь к рассекающему свету.

Рассекающий свет

Рассекающий, как и профильный свет — не для каждодневного применения, но его надо иметь в своем наборе приемов. Рассекающее освещение — это такая техника, при которой свет падает только на одну сторону лица, оставляя другую в тени. Она вносит истинное чувство драматизма и таинственности и добавляет разнообразия в портфолио.

Схема рассекающего света

Замечательная черта рассекающего света — необходимость только одного источника для получения отличных портретов. На схеме вы видите три источника, но обязателен из них только рисующий. Можно использовать для него софтбокс или зонт, но это такая техника, которая равно хорошо работает как с мягким, так и с жестким светом.

Поместите рисующий источник под углом 90° к объекту. Используя пилотную лампу осветителя, установите его так, чтобы граница между освещенной и теневой сторонами лица шла строго по его центру, вертикально через кончик носа. Если хотите подсветить волосы, чтобы отделить их от фона, поместите источник за рисующим, ближе к фону. Если хотите добавить третий источник в вашу схему, это должен быть фоновый. Расположите его непосредственно за объектом, направив на фон. Но имейте в виду: чем больше добавлено источников света, тем менее драматичным, таинственным и эмоциональным выйдет портрет. Добавляя источники вы ослабляете эффект, ради которого, в первую очередь, выбрали технику рассекающего света.

В следующей статье этой серии я расскажу о световых схемах для лицевого портрета в 2/3, 3/4 и 7/8. Но прежде чем закончить сегодняшнюю, хочу подчеркнуть еще раз, что единственный способ овладеть всеми техниками — пользоваться ими. Как и в большинстве областей фотоискусства, путь к совершенству идет через практику.

Углубленное руководство по освещению в портретной съемке

Несколько слов о портретной съемке. Освещение.

Мне представляется, что фотограф, который стремится завоевать позиции искусства, существенно отличается от художника. Художник создает образ из собственных представлений о мире, из собственного видения, а фотограф пользуется только тем, что мир ему предлагает. Ничего другого у него нет.

И, тем не менее, в арсенале фотографа есть масса замечательных инструментов, с помощью которых он, как и живописец, может влиять на восприятие изображения объективной реальности. Он призван предоставлять зрителю свой субъективный взгляд на знакомые и понятные вещи, поэтому без серьезных инструментов фотографу очень трудно будет это сделать. Одним из таких инструментов является свет.

Если вы работаете в жанре фоторепортажа, то Вам нужно постоянно искать выгодные условия освещения сцены, не всегда это получается и, порой, приходится по этой причине отказываться от снимка, не смотря на наличие интересного сюжета. Дело в том, что не всякое освещение позволит выделить главный элемент композиции или адекватно передать на плоскости пространство сцены.

В жанре портрета фотограф осознанно использует освещение не только для передачи формы и фактуры человеческой фигуры, но распределением световых пятен по пространству фона он может придать композиции динамику или статичность, эмулировать пространство на плоском холсте или акцентировать внимание зрителя на определенных композиционных деталях.

Фотография буквально означает светопись. Изображение, формируемое на пленке или светочувствительной матрице цифрового аппарата, имеет ряд численно измеряемых характеристик, таких как яркость, контраст, разрешение изображения, цвет, тональность, широта передачи цветового пространства. В зависимости от значений этих параметров мы можем судить о качестве изображения той действительности, которую фиксирует фотограф. Но этого еще не достаточно для того, что бы фотография приобрела качества эстетические, такие как:

  • выразительность,
  • образность,
  • композиционная завершенность.

    Об этом мы поговорим позже, а пока посмотрим, какими возможностями управления световым рисунком располагает фотограф, приступая к портретной съемке.

    Если мы сможем представить себе фотостудию, в которой нет окон, но имеются самые простые осветительные приборы, то для грамотной фотосъемки портрета их потребуется как минимум три:

  • источник моделирующего света;
  • источник контрового света;
  • источник заполняющего света.

    И если мы будем экономны, то источник заполняющего света заменим отражателем с определенной диаграммой рассеяния света, как показано на приведенном выше рисунке.

    В жизни все сложнее и проще одновременно. Фотографы часто используют для работы естественные источники освещения, например, окна и светлые стены комнат. Знаменитый фотограф-портретист Наппельбаум вообще использовал один единственный источник освещения, но это особый случай, когда фотосъемка велась крупноформатной студийной камерой с последующей ретушью непосредственно негатива.

    Как Вы заметили, у каждого из используемых источников портретного освещения есть свое название, связанное с определенными задачами, которые решает с его помощью фотограф.

    Контровый свет.


    Человеческий глаз уверенно распознает объекты, в том числе и лицо человека, в условиях привычного для него освещения. (Попробуйте осветить лицо девушки снизу — получите ведьму). Кроме того, нашему глазу нужен некоторый световой контраст, позволяющий отделить рассматриваемый объект от фона. Источник света, направленный на объект сзади, навстречу направлению взгляда, называется контровым и создает специфический рисунок освещения — контражур. При этом, на голове и плечах портретируемого возникает легкий световой ореол, отделяющий фигуру от более темного фона светящейся линией. Контровый свет прекрасно передает фактуру волос, фрагментов тела и ткани одежды, создает эффект солнечного освещения, но, как правило, не должен касаться лица портретируемого. Если сильное контровое освещение попадает на нос и щеки, то возникают неприятные и искажающие естественную форму лица пятна света и тени, поэтому постановку освещения лучше начинать с контрового источника.

    Моделирующий свет.


    Фотография двумерна, и для того, что бы зритель смог почувствовать пластику фигуры человека, природа наградила его механизмами распознавания формы по распределению светотени. Вспомните фотографии, сделанные на вечеринке с использованием встроенной фотовспышки. Плоские лица, узнаваемые лишь по форме губ, бровей и глаз, весьма невыразительны, а иногда просто безобразны. Источник света, создающий понятный глазу светотеневой рисунок лица или всей фигуры человека в целом, называется моделирующим или рисующим. Классическое расположение этого источника определено плоскостью, принадлежащей центрам контрового источника и головы портретируемого. Моделирующий источник света в большинстве случаев располагается выше уровня глаз и направлен в сторону портретируемого объекта слева — направо (или наоборот), что вызвано привычным положением источников естественного освещения.

    Несколько полезных советов.

    При установке моделирующего света фотограф должен следить за тем, что бы тень от носа уходила вдоль носогубной складки и не закрывала рта. Глаза должны быть так же хорошо освещены, ведь они являются «зеркалом» души и позволяют зрителю судить о характере человека и его душевном состоянии.

    Хороший способ оценить качество постановки освещения — обесцветить изображение сцены. Для цифровой фотографии достаточно включить опцию в «Photoshop» — Desaturate или эффект «сепия» прямо на аппарате. При съемке на фотопленку некоторые фотографы смотрят на освещенную сцену через плотный зеленый светофильтр. Надо отметить, что цвет часто сам является рисующим инструментом и часто вводит нас в заблуждение.

    Заполняющий свет.


    Если в Вашей студии стены выкрашены черной матовой краской, то световой рисунок окажется очень контрастным (кстати, наличие в арсенале фотографа светопоглощающих экранов и отражателей с различными диаграммами отражения будет очень полезным). Глубокие черные тени всегда создают ощущение тревоги, жесткости, а лицо иногда становится просто неузнаваемым. Для того, что бы смягчить тени, фотографы используют источник заполняющего света. Как правило, он мене мощный, нежели рисующий и всегда имеет большую площадь излучения.

    В своем арсенале фотолюбитель не может позволить себе иметь большое количество дорогих и весьма громоздких осветителей, поэтому достаточно в качестве источника заполняющего света использовать отражатели (кстати, и не только в студии, но и на пленере).

    С помощью недорогого набора, состоящего из двух осветителей (импульсных для съемки на цветную фотопленку или непрерывного излучения при использовании черно-белых фотоматериалов), нескольких отражателей с различной диаграммой рассеяния можно решать самые сложные задачи портретной фотографии.

    Несколько полезных советов.

    В качестве портретных источников освещения при фотосъемке портрета цифровой фотокамерой лучше использовать галогеновые осветители небольшой мощности. Использование ламп накаливания возможно даже при цветной фотосъемке благодаря наличию в цифровых аппаратах функции ручного цветобаланса.

    Начинать заниматься портретной фотосъемкой следует на природе в условиях утреннего или вечернего освещения. Лучше всего подходит освещение солнцем через легкую облачную дымку (как говорят фотографы — «солнце в молоке»). При этом солнце и небо могут выступить в роли контрового или рисующего источника освещения, белая стена дома или отражатель из мятой алюминиевой фольги — в роли «мягкого» моделирующего источника, а белый лист картона выполнит роль заполняющего света.

    С импульсными осветителями фотографу — любителю работать крайне сложно, т.к. практически невозможно сразу оценить вклад каждого импульсного источника в общий световой рисунок при съемке на фотопленку. Фотографы — профессионалы, обладающие большим опытом, с помощью флэшметра и «полароидной» приставки могут правильно управлять освещением сцены.

    В этом отношении владельцы цифровых фотокамер имеют колоссальное преимущество. Они сразу на мониторе аппарата видят результат, могут вводить необходимую коррекцию освещения непосредственно во время работы с моделью, могут даже использовать режим черно-белой съемки для оценки светового рисунка будущего снимка. Для обучения и приобретения опыта лучше цифрового фотоаппарата пока ничего не придумали.

    Портреты лучше снимать со штатива с фокусным расстоянием объектива не менее 80 мм в пересчете на оптику 35 мм. камер.
    Во-первых, штатив дисциплинирует и заставляет более тщательно выбирать точку съемки. Часто в условиях слабой освещенности портретная съемка с рук просто невозможна по причине «шевеленки» на выдержках длиннее 1/60 секунды.
    Во вторых, длиннофокусный объектив не будет вносить перспективных искажений в изображение фигуры человека, за исключением тех случаев, когда это является обоснованным композиционным приемом.


  • Правильно поставить свет при съемке портрета — половина дела. Не менее важным и очень сложным является режиссура. Об этом я постараюсь рассказать в следующей главе заявленной темы — «Работа с моделью».

    Выражаю благодарность Юлии Шолиной, фотографу фирмы «Фотосервис», за предоставленные в качестве иллюстраций ее работы, выполненные в студии цифровым аппаратом «Canon 10D».

    OzPhoto.ru

    Студийное освещение в портретной съемке

    Сегодня речь пойдет о книге, посвященной освещению фотомодели при портретной съемке, автором которой является Бухтияров А. В.

    Издана книга была в 2005 году под названием Книга Света. Студийное освещение в портретной съемке. В ней описаны варианты освещения с использованием порядка 29 осветительных приборов и примочек к ним, и все с наглядными примерами и описанием.

    Ну что же, обратимся к автору книги.

    О чем эта книга.

    Книга света, в полном своем объеме, состоит из фоторабот с подробным описанием условий съемки, настройке фотоаппаратов и осветительных приборов. Все фотоматериалы отсняты на зеркальную цифровую фотокамеру.

    В данной книге Я не затрагиваю не рекламу осветительных приборов, не технологию работы с моделью, а лишь то, как работать со светом.

    Эта книга будет полезной как фотолюбителям, так и начинающим осваивать студийную съемку фотографам.

    Как читать примеры фоторабот.

    Фото работы разбиты по подгруппам строго по оглавлению. Каждая из них содержит в себе информацию:

    • Название и номер кадра;
    • Что за камера и объектив;
    • Режим съемки, выдержку и диафрагму;
    • Подробное описание расположение света (световой схемы);
    • И рекомендации автора.

    Используемое осветительное оборудование при фотосъемке обозначено кодом. Расшифровка кодов идет перед введением (это сделано с целью уменьшения объема страниц). Расположение осветительного оборудование (с право или с лево) подразумевается исходя из расположения фотографа, то есть с право или с лево от его взора.

    При фотосъемке неизменным остаются только:

    • Баланс белого на автомате;
    • Светочувствительность матрицы (ISO) равно 200;
    • Цветовая палитра Adobe RGB.

    Коротко о свете.

    При написании книги использовались термины:

    Основной свет— это наиболее интенсивный источник света, служащий для образования теней;

    Наполняющий свет— это свет, меньший основного по интенсивности, служащий для осветления теней, что делает их менее глубокими, а снимок выразительней;

    Контурный свет— это жесткий свет, направленный на объект съемки сзади, служащий для увеличения эффекта объемности на снимке;

    Подсветка фона— это световой поток направленный на фон, расположенный позади объекта съемки, служащий для отделения его от фона и придания снимку объемности и глубины;

    Подсветка волос-это световой поток, направленный на волосу фотомодели. Он используется в том случае, если прочий свет до них не достает, то есть когда на снимке создается естественное затемнение волос и области за головой.

    В процессе фотосъемки фотограф использовал комбинацию источников света.

    Виды освещения при портретной съемке.

    Ранее рассматривался портрет в фотографии, как жанр . Продолжим рассмотрение вопросов, связанных со съемкой портрета. И поговорим о съемке портрета при искусственном освещении, и при этом конечно необходимо рассмотреть освещение портрета.

    При съемке портрета в помещении можно конечно использовать и естественное дневное освещение, но его, как правило, не хватает. Вернее по яркости его может быть и хватит, но из-за явно недостаточного количества рассеянного света и слабой подсветки теневых участков объекта съемки, в ососбенности на лице, возникают глубокие тени и высокие контрасты изображения, что вообще говоря не всегда бывает хорошо по отношению к портрету.

    По этой прничине при съемке в помещении приходится использовать искусственное освещение портрета.

    При этом в создании освещения участвуют несколько источников света. По характеру освещения эти источники, аналогично естественным можно разделить на следующие виды.

    Основной рисующий свет (по-английски ключевой — Key Light ) – наиболее яркий (или при равной яркости с другими источниками ближе всех расположенный к портретируемому, создающий большую освещенность). Обычно направлен на модель сбоку или сверху и создает светотеневой рисунок.

    Он может быть и единственным источником освещения, если фотографа устраивает контраст теней.

    Заполняющий свет (по- английски Fill Light ) – менее яркий, чем рисующий ( иногда достаточно отодвинуть источник света от модели дальше, при увеличении расстояния работает закон квадратов, освещенность модели падает по квадрату расстояния ). Этот свет направляют от фотоаппарата прямо на модель. Используют обычно осветитель с рассеивателем. Этот свет служит для высвечивания теней. Освещение портрета при этом приобретает более мягкий характер.

    Контровой свет (по-английски Rim Light) направлен сзади на модель, навстречу фотоаппарату. Для того, чтобы свет не засвечивал кадр, осветитель помещают в узкий тубус, который направляют на голову модели. Он служит для очерчивания контура портретируемого, выделения его относительно фона, подсветки волос, прорабатки их фактуры. Этот свет делает портрет в фотографии более выразительным.

    Освещение фона ( по-английски Background Light ) служит для дополнительной подсветки фона. Если со стороны теневой части модели подсветить фон, то на ярком фоне фигура портретируемого будет выделяться более четко.

    В данном случае в качестве заполняющего освещения, используется свет от основного источника, отраженный от экранас натянутой тканью, которая создает рассеянный свет. Основной источник света также закрыт рассеивающим экраном для создания более мягкого освещения.

    Не все эти источники освещения могут использоваться когда снимают портрет в фотографии. Например я стараюсь использовать естественный свет из окна в качестве заполняющего, т. к. он уже по характеру рассеянный. В то же время он может быть и рисующим. Все определяется задачей фотографа, его целью и возможностями в реальных условиях.

    В зависимости от положения модели относительно фотоаппарата (смотрит ли она прямо в объектив, или напраляет взгляд в сторону от фотографа, расставляют осветительные приборы, создают эффект освещения. При этом, конечно, подходят индивидуально к каждой модели. Опыт и вкус фотографа определяет какой вид освещения в каждом конкретном случае применять.

    Как строить освещение портрета с использованием основных видов освещения описано в схемах освещения , при фотосъемке портрета.

    Дальнейшие рекомендации по съемке портрета читайте в следующей статье .

    Ссылка на основную публикацию