Учимся правильно держать фотоаппарат? | Foto-kadr.ru

Учимся правильно держать фотоаппарат?

Основы основ в фотографии

Учимся держать фотоаппарат

Вы бы удивились, узнав о том, сколько фотографов-любителей не знают основ работы с фотоаппаратом и при этом не могут понять почему их фотоснимки выглядят как-то не очень! Многие из них уже взрослые люди, давно закончившие школу и даже получившие высшее образование. Стоит ли тратить вpемя на изучение всем понятных вещей?

Уверен вы не относитесь к их числу, инaче вы сейчас не читали бы эту страницу! Да, основы фотосъёмки очень просты, но они очень важны, и пренебрегать ими нельзя — гениальный кадр будет безвозвратно испорчен.

Учиться держaть фотоаппарат? Это же смешно! Возможно, но прежде чем вы пропустите этот урок, подумайте о том сколько ваших фотографий оказалось смазанными, слишком тёмными или светлыми. Какими маленькими стали цифровые камеры: cколько кнопочек и рычажков расположено на минимальной площади, и если вы случайно нажмёте кaкую-нибyдь из них, результаты могут быть сравнимы с катастрофой – упущенный кадр не вернёшь!

На некоторых камерах кнопочки могут располагаться на самых неудобных местах, и дeржать цифровой фотоаппарат двумя пальчиками не лучший способ – если вы случайно нажмёте кaкую-нибyдь из них, вы обязательно испортите кадр.

Правая рука: указательный пaлeц лежит на кнопке спуска затвора; большой пaлец располагается на задней стенке вашего фотоаппарата таким образом, чтобы зафиксировать положение фотокамеры: средний палeц (и все оcтaльные если позволяет размер фотоаппарата) удерживают камеру с передней части.

Будьте осторожны, чтобы не нажать большим пaльцeм кaкую-нибудь кнопку (кроме кнопки ZOOM, если она находится на задней стороне вашего фотоаппарата, а так же следите, чтобы остальные пaльцы не перекрывали какие-нибyдь окoшки (или oтверстия) на передней части фотоаппарата, так как за ними обычно находятся чувствительные элементы автоматики фотокамеры.


Левая рука: указательный и большой пальцы удерживают фотоаппарат за верхнюю и нижнюю поверхность соответственно. Oстaльныe пaльцы не должны оттопыриваться — подожмите их и удерживайте слева от фотокамеры. И опять не забывайте про датчики автoмaтики фотоаппарата и встроенную фотовспышку.

Вот и вся премудрость, главное дeржaть фотокамеру достаточно крeпко, но и в то же врeмя ненапряженно, чтобы она не сотрясалась во вpeмя спуска затвора.

Ноги: да-да ноги! — никто не держит фотоаппарат ногами, кроме мартышики, конечно :о), но от того как поставлены ноги зависит очень многое! Итак — ноги: по возможности, поставьте на ширину плеч. Ступни — параллельно друг другу, как буд-то вы готовитесь стрелять из револьвера.

Это для того, чтобы глядя в видоискатель или на жидкокристаллический дисплей своего фотоаппарата вы не потеряли равновесие и не грохнулись вместе с камерой. Шучу, конечно. Хотя и такое тоже возможно. Просто весь ваш корпус должен стать статически устойчивым на момент срабатывания затвора. Вспомните, какую стойку принимает кoвбoй при стpeльбе из peвольвера, в любом вeстeрне? Видимо, поэтому cтрeльба и фотографирование пo-aнглийcки обозначается одним и тем же словом словом: shooting [шýтин’].

Как правильно держать зеркальный фотоаппарат

Зеркальный фотоаппарат довольно тяжёлая штука, поэтому, в отличие от компактной фотокамеры (и стрелка из револьвера) левую руку всегда нужно располагать под объективом! Этой же рукой можно вращать кольцо зуммирования-объектива (приближения-удаления) и, если нужно, то и кольцо ручной фокусировки. При этом, ходя локоть левой руки нужно прижать к груди, создавая опору фотоаппарату. Ещё лучше если прижать к груди и локоть правой руки — дополнительная опора никогда не будет лишней.

Для чего такие ухищрения? — может спросить любой начинающий фотограф, хотя ответ очевиден для опытного фотографа. Попытаюсь сформулировать его не вдаваясь в технические подробности, о которых вы узнаете из последующих уроков фотографии: чтобы ваши фотографии всегда были максимально резкими и чёткими!

Зеркальный фотоаппарат с огромным телеобъективом часто весит более 2-x килограммов и малейшее сотрясение фотоаппарата часто приводит к смазыванию изображения. Поэтому, профессиональные фотографы, снимающие телеобъективами часто используют фото-штатив или монопод (штатив с одной ногой). А некоторые фотографы покупают специальный приклад к зеркальной фотокамере, превращая фотоаппарат в фоторужъё.

Сейчас достаточно запомнить самое важное правило фотосъёмки

При фотосъёмке весь ваш корпус должен стать максимально устойчивым на момент срабатывания затвора, так же как при стрельбе из ружья или пистолета.

Кстати, когда вы фотографируете фотоаппаратом и смотрите не на жк-экран, а в видоискатель фотоаппарта, начинающие фотографы часто закрывают один глаз и видят только то, что происходит в поле кадра. Это опасно для фотографа и даже для фотоаппарата поскольку увлёкшись во время выбора наилучшей точки съёмки он может оступиться или на что-то налететь – упасть и/или уронить фотоаппарат. со всеми вытекающими последствиями :о( Поэтому второй глаз всегда должен видеть пространство вокруг фотоаппарата, хотя бы немного. Сначала это будет очень непривычно, особенно с некоторыми объективами, но со временем вы привыкнете.

Учимся правильно держать фотоаппарат?

Любой, даже самый красивый увиденный вами сюжет, может не получиться на снимке. По прозаической причине. Снимок будет «смазанным» или «не резким», а границы кадра окажутся совсем не там, где вы планировали.

Современные цифровые камеры зачастую оборудованы системой стабилизации изображения. Но надо всегда помнить, что эта эффективная система устраняет лишь небольшие колебания и мелкое дрожание рук. А все остальное зависит только от вас.

Чтобы освоить методы правильного удержания фотоаппарата и нажатия на спусковую кнопку, не грех немного потренироваться. В любом случае, первое время перед тем, как нажать на спусковую кнопку, всегда произносите любимую фразу всех режиссеров всех времен и народов: «Внимание! Мотор!». Или любую другую по вашему усмотрению. При этом следует «отключиться» от происходящего и произвести съемку так, как это описано ниже.

Итак, вы взяли в руки ваш фотоаппарат. Перед непосредственно фотосъемкой камере необходимо обеспечить полную неподвижность.

ПРАВИЛО:

В момент съемки необходимо выдохнуть, затаить дыхание и очень плавно нажать кнопку спуска. И только после этого продолжать дышать.

Современные цифровые фотоаппараты, за исключением зеркальных камер, очень легки, что с одной стороны хорошо – фотографу для работы не требуется тяжелоатлетическая подготовка, и на покупке гантелей и гирь можно сэкономить.

С другой стороны – очень плохо. Из-за малого веса они очень чувствительны к любым колебаниям руки. Съемка в таких условиях напоминает ловлю вилкой скользкого гриба в пустой тарелке в вагоне-ресторане, едущем на большой скорости по стрелкам на узловой станции.

Для тренировки технологии нажатия на спусковую кнопку лучше всего подходит стрельба из любого оружия в тире, так как принципы нажатия на курок и спусковую кнопку одинаковы. Хороший фотограф – всегда хороший стрелок. Идеальный вариант для тренировки – стрельба из пневматического пистолета. Он очень напоминает фотоаппарат по размерам, весу и способу удержания.

И вот наступает ответственный момент нажатия на спусковую кнопку. Именно в это мгновение фотоаппарат клюет, как самолет, входящий в пике. И вся ваша тщательно выстроенная композиция резко идет вверх, «срезая» границей кадра полголовы фотографируемым. Полная неподвижность фотоаппарата во время съемки – это результат тренировки, которая необходима, чтобы потом не кусать локти из-за испорченного снимка.

Прежде всего, можно потренировать руки от дрожания. Для этого надо взять не очень тяжелый предмет в пределах пяти килограммов, и удерживать его, насколько хватит сил, в прямой и горизонтально отведенной в сторону руке. Это упражнение позволит вам не брать с собой штатив, а спокойно снимать с рук на выдержках до полусекунды.

Также для тренировки подходит следующее упражнение:

Примотайте к корпусу скотчем или изолентой лазерную указку. Возьмите фотоаппарат наизготовку. Наведите лазерную указку на объект «съемки», находящийся от вас в трех-четырех метрах, допустим, на выключатель освещения в комнате, и понажимайте на спусковую кнопку. Ваша цель – добиться того, чтобы в момент съемки луч указки оставался на объекте «съемки».

Тренируйтесь, пока не добьетесь поставленной цели.

В случае если ваша рука еще не натренирована на неподвижное удержание фотоаппарата, его лучше держать двумя руками.

Обычно компактный фотоаппарат удерживают в правой руке, а ее указательный палец нажимает на кнопку спуска затвора.

Если фотоаппарат зеркальный, то левая рука также поддерживает корпус или объектив фотоаппарата, производя манипуляции с объективом.

Масса фотоаппарата распределяется между двумя руками, причем локти упираются в грудь фотографа или прижимаются к телу по бокам. Фотоаппарат прижимают ко лбу, носу, щеке.

Перед съемкой ноги нужно слегка расставить, рассредоточить свой вес между ними, расположив одну немного впереди другой, при этом руки и ноги расслабляют. Напряженные конечности способствуют усиленному дрожанию фотоаппарата.

Если руки держатся на весу, то резкость на снимках всегда минимальна.

ПРАВИЛО:

Фотоаппарат надо ВСЕГДА держать двумя руками, даже если он совсем маленький и легкий.

Все вышесказанное особенно касается девушек-фотографов, которые во время съемки умудряются еще и выполнять роль фотомодели, принимая красивые позы, которые обычно благотворно действуют на окружающих, но результаты фотосъемки оставляют желать лучшего.

Чтобы обеспечить неподвижность фотоаппарата при съемке с рук, существует множество способов, но в любом их них действует принцип, что руки не держатся на весу, а упираются в различные части тела или предметы. Сам фотоаппарат прижимается к голове.

При съемке с корточек, лучше не сидеть на них, так как устойчивость тела в этом случае минимальна.

Желательно поставить одно колено на землю, что сразу сделает позу устойчивой. При этом брюки или колготки могут слегка запачкаться, но искусство требует жертв. Локти следует упереть в колени, что в свою очередь добавит жесткости.

Иногда бывает полезно опереться спиной о столб, стену или дерево. Вариантов очень много.

Правильный способ держать фотоаппарат — тот, при котором камера неподвижна, а фотографу удобно снимать.

Но и в этом случае не рекомендуется держать ноги вместе или перекрещенными.

В любом случае для большей устойчивости ноги лучше немного расставить в стороны.

Итак, теперь мы знаем, что:

Фотоаппарат нельзя держать, как придется. Его надо держать по описанным выше правилам. Особое внимание следует обратить на момент нажатия на спусковую кнопку. И не стесняйтесь тренироваться, совершенствуя навыки удержания. И тогда у вас будут все шансы насладиться великолепными снимками, сделанными вами.

При съемке большим длиннофокусным объективом лучше взяться левой рукой за объектив у передней стенки корпуса камеры, а правой рукой — за корпус таким образом, чтобы было удобно нажимать указательным пальцем на спусковую кнопку затвора. После настройки фокуса и установки параметров экспозиции следите за тем, чтобы левой рукой не сбить установки объектива.

Как правильно держать фотоаппарат

Для человека, впервые взявшего в руки фотоаппарат, прежде всего нужно научиться правильно держать его в руках. Причём в обеих. Это основы фотографии! Типичная ошибка начинающего — фотокамера в одной руке, вытянутой вперёд.

Например, вот так.

Итог ясен. Рука дрожит, и дрожь, конечно, передаётся неустойчиво расположенной фотокамере, а в итоге снимок смазан. Такой неприятный эффект фотографы ещё называют шевелёнкой, этот казус бывает не каждый раз, а обычно при плохом освещении. Труднее всего снимать обладателям мыльниц, в которых можно визировать только по дисплею. Но и в этом случае не надо вытягивать руки максимально вперёд, если угол обзора экранчика позволяет держать их ближе. Обладателям зеркальных фотокамер тоже не стоит обольщаться — там шевелёнку может вызвать хлопок зеркала, хотя зеркалка более устойчива в руках благодаря своему весу. Видимо, в особом положении находятся обладатели больших «компактных» камер с видоискателем:) Шевелёнка — главный враг фотографа, мы ещё будем готовиться к повадкам этого зверя более тщательно.

Вот ещё один весьма неудачный образчик фотосъёмки.

Чтобы понять подобную ошибку не нужно месяцами постигать основы фотографии, обложившись учебниками. А неудача будет сразу по двум причинам. Мало того, что съёмка ведётся на вытянутой руке, так ещё в добавок и крышка объектива не снята:) Щёлкнув по кадру, вы наглядно это увидите…

Основы фотографии как правильно фотографировать А результатом такой съёмки (если фокусировка позволит) будет непременно шедевр — Абсолютно Чёрный Квадрат Малевича:) А точнее, прямоугольник…
Не улыбайтесь, господа, птичка не вылетит!

Как всё же держать камеру? Как правильно снимать?

На снимке ниже можно видеть самое устойчивое положение камеры при съёмке. Локти плотно прижаты к туловищу, окуляр — к глазу, Основы фотографии как правильно снимать правая рука удерживает фотоаппарат (палец наготове лежит на спуске затвора), левая придерживает объектив. Камеру в руках надо держать крепко, но без излишнего напряжения. Бывает и так, что чем сильнее сжимаешь фотоаппарат, тем больше его дрожание, которое вызвано напряжением мышц. Камеру надо чувствовать, она должна быть продолжением рук (а ещё лучше — глаз!) фотографа. Для большей устойчивости, можно расставить ноги шире плеч, чтобы не качало ветром:). Ещё лучше опереться обо что-нибудь плечом — стена, столб, ограда — сгодится всё! Можно опереть сам фотоаппарат, например, о парапет набережной, или стол. А в идеале на штатив. Многие начинающие пренебрегают штативом, без которого немыслим автопортрет в полный рост (можно вместе с друзьями!), или чёткие фотографии ночного города.

Короче, идею вы поняли. Фотокамера не должна дрожать во избежание смаза, смазанная фотография некрасива. Всегда держите фотоаппарат двумя руками, даже если снимаете мобильником. Спусковую кнопку нажимайте плавно, и не отпускайте резко палец, это может вызвать нежелательное колебание. В кадре отсекайте всё лишнее, не нужное — только суть! Таковы самые первые основы фотографии для начинающих.

И ещё. Обычно начинающие совсем не обращают внимания на свет. Запомните, источник света должен освещать объект съёмки, а не фон за ним, не посторонние предметы, и не объектив вашего фотоаппарата! Не снимайте против света, это делают только опытные фотографы — с помощью контрвспышки. Маленький совет. Старайтесь снимать при хорошем освещении — как правило это яркий дневной свет.
В любом помещении, условия съёмки становятся довольно сложными для любого фотоаппарата. Если вам пока неведомы страшные слова экспозиция, выдержка и диафрагма, то снимайте на автомате. При хорошем дневном освещении даже автомат простой мыльницы даёт вполне приличные результаты.
Фотография для начинающих здесь обычно сводится к кадрированию — выбору границ кадра будущей фотографии с помощью видоискателя, или жидкокристаллического дисплея. При этом иногда пользуются зумом, приближая то, что хотите снять, или ещё проще — «кадрируют ногами», подходя ближе (или дальше) к объекту съёмки.
Кроме границ кадра нужно выбрать ракурс, т.е. определить с какой точки (и под каким углом) вести съёмку, чтобы преподнести объект ваших фотовожделений в самом выигрышном свете.

На эту тему есть известный анекдот. Идут два фотографа, один споткнулся и упал в лужу. Второй немедленно падает рядом, с криком выхватывая камеру
— какой ракурс?? что снимаем.

Шутки шутками, но, собственно, в этом и заключаются основы фотографии — выбор границ кадра, ракурс и работа со светом. На самом деле эти понятия охватывают столько, что хватит на много томов… Наша задача пока скромнее — научиться элементарным понятиям, таким как выдержка и диафрагма, что такое смаз, шумы и как этих (и других) напастей избежать. Фотокамера — ваш инструмент, и неплохо вначале освоить его, чтобы научиться как пользоваться и как правильно снимать им — в самом элементарном смысле. Такие основы сразу порождают следующий вопрос:

— А какой учебник по фотографии нужно освоить начинающему, чтобы научиться как правильно снимать?
— Первым учебником должна стать инструкция к вашей фотокамере! Её очень полезно изучить (и не только новичку!), особенно, если в ней более одной кнопки. В фотокамере разумеется:)

Как правильно держать фотокамеру

Одна из типичных проблем многих начинающих цифровых (да и пленочных) фотографов – «дрожание» камеры, приводящее к смазу изображения. Это происходит как правило из-за того, что камера не была неподвижна в момент нажатия на кнопку спуска. Это особенно часто проявляется в фотографиях, сделанных в условиях низкой освещенности, когда затвор открывается на более длительное время. Тогда даже самое малое движение камеры приводит к смазу и единственный способ избежать этого – использование штатива.

Проблема дрожания камеры получает все большее распространение среди новичков, которые стремятся держать камеру при съемке на вытянутых вперед руках, а часто – и одной рукой. Это может быть чем-то хорошо для компоновки кадра, но чем дальше вы держите камеру от своего тела (относительно стабильного) – тем больше шансов для встряхиваний и покачиваний камеры во время съёмки.

Штативы – лучший способ зафиксировать камеру благодаря тому, что у них есть три прочных ноги, обеспечивающие достаточную стабильность. Но если у вас нет штатива – то другой простой способ стабилизировать камеру – это крепко держать её двумя руками.

Возможно съёмка одной рукой выглядит привлекательнее, но две руки увеличивают стабильность (так же как три ноги штатива работают лучше, чем одна).

Способ держать камеру зависит от типа используемой камеры и может варьироваться от человека к человеку в зависимости от ваших предпочтений. Пожалуй, нет на самом деле правильного и неправильного способа, но вот описание способа, который я использую:

  1. Правой рукой возьмите камеру за правую сторону. Положите указательный палец над кнопкой спуска, остальные три пальца будут обнимать рукоятку камеры спереди. Большой палец упрется в заднюю панель камеры. Сегодня многие камеры имеют анатомическую форму рукоятки, подсказывающую правильное положение пальцев, так что промахнуться сложно. Держите камеру правой рукой достаточно твердо, но не сжимайте чересчур, так что она может начать трястись от вашего напряжения. Также помните о технике нажатия на кнопку затвора из предыдущего урока — нажимайте кнопку мягко, а не тыкайте в неё.
  2. Положение вашей левой руки зависит от камеры, но в целом она должна принимать на себя основной вес камеры и находиться либо под камерой, либо под объективом если у вас зеркалка.
  3. Если вы используете видоискатель для выстраивания снимка – камера будет очень близко к телу, что добавит стабильности, но если вы используете экран – не отдаляйте камеру далеко от себя. Прижмите локти к корпусу и отклоните руки с камерой немного от лица (порядка 30 см.) Либо используйте видоискатель, если он не слишком маленький или темный (как бывает во многих современных мыльницах).
  4. Добавьте больше стабильности, опершись о твердый предмет типа стены, дерева или опустившись на колени. Если вам нужно снимать стоя и не на что опереться – поставьте ноги на ширину плеч чтобы обеспечить себе большую устойчивость. Чем более стабильным будет положение вашего тела – тем стабильнее будет камера.

Удерживая камеру таким образом, вы получите гибкость в компоновке кадра, и в тоже время обеспечите стабильность в решающий момент работы затвора.

Другой полезный навык – перед нажатием на кнопку спуска не торопясь вдохнуть и задержать дыхание, затем сделать снимок и выдохнуть. Некоторые фотографы предпочитают противоположное – задерживать дыхание на выдохе, а после снимка вдыхать. Просто удивительно как заметно тело поднимается и опускается во время дыхания – осознание этого даст вам преимущество.

Конечно, у каждого человека могут быть свои маленькие особенности и способы, с которыми ему более комфортно работать и вы в конечном счете также должны найти для себя, то, что будет работать для вас наилучшим образом, но в первое время знакомства с камерой следует ориентироваться на приведенные советы.

И последнее. Эта статья – о том, как «держать камеру» так, чтобы уменьшить её дрожание. Она не о ракетостроении, но просто удивительно, как много людей делают это неправильно и удивляются потом – отчего у них такие размытые фотографии.

Конечно, существует много методов устранения дрожания камеры, которые можно использовать в сочетании с описанным тут способом хвата. Правильная выдержка, объективы со стабилизацией и, конечно, штативы – все это может помочь и мы рассмотрим это и многое другое в последующих публикациях.

Как делать резкие кадры? Советы начинающим фотографам

Вы снимаете при слабом освещении без вспышки? Учитесь фотографировать в режимах P, A, S или М? Значит вы обязательно столкнётесь с «шевелёнкой», то есть с потерей резкости и смазанностью картинки. Она возникает из-за дрожания камеры во время съёмки.

Как правило, при «шевелёнке» можно отчётливо увидеть направление, в котором произошёл смаз. А в случае ошибки фокусировки объектива — ещё одной причины нерезких кадров — объект съёмки будет просто размытым, и, вполне вероятно, резкость окажется не там, где вам нужно. О том, как работать с системой автофокуса, вы можете прочитать в статьях Prophotos.ru.

Изображение с «шевелёнкой». Картинка смазалась из-за слишком длинной выдержки (1/8 с).

Изображение с ошибкой фокусировки. Мордочка кота размыта, а тело вполне резкое.

Виновником «шевелёнки» является неправильно настроенная выдержка. Напомним, что выдержка — это промежуток времени, в течение которого затвор фотоаппарата открыт и на его сенсор поступает свет. Она измеряется в секундах. Любая современная зеркалка способна отрабатывать выдержки в диапазоне от 1/4000 до 30 секунд. Чем меньше света, тем (при прочих равных) длиннее должна быть выдержка.

Чаще всего смаз появляется во время съёмки при слабом освещении. В таких условиях автоматика (или сам фотограф) начинает удлинять выдержку, чтобы набрать нужное количество света и получить достаточно яркий кадр. Чем длиннее выдержка, тем выше вероятность смаза. Часто нерезкие кадры получаются при значениях >1/60 секунды. Картинка начинает смазываться от того, что камера немного дрожит в руках.

Как же получить резкие кадры и избавиться от «шевелёнки»? Нужно настроить выдержку в соответствии с условиями съёмки.

Какая выдержка подходит для разных сюжетов? Вот ориентировочная шпаргалка:

  • стоящий человек — от 1/60 с и короче;
  • медленно идущий, не очень быстро двигающийся человек — от 1/125 с и короче;
  • бегущий человек, спортсмены, резвящиеся дети, не очень быстрые животные — от 1/250 с и короче;
  • быстрые спортсмены, очень быстрые животные и птицы, авто- и мотогонки — 1/500 с и короче.

С опытом фотограф начинает понимать, какая выдержка нужна для съёмки того или иного сюжета.

На результат съёмки влияют внешние обстоятельства, наша физиология, уровень стресса и крепкость рук. Поэтому фотографы всегда стараются подстраховаться и снимают на выдержках чуть короче вычисленных по представленной ниже формуле.

Река Паша, Ленинградская область

Nikon D810 / Nikon AF-S 35mm f/1.4G Nikkor

Как рассчитать максимальную выдержку, ориентируясь на фокусное расстояние объектива?

Наверное, вы замечали, как сильно дрожит в видоискателе изображение, когда съёмка ведётся с сильным зумированием, на большом фокусном расстоянии. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем выше риск возникновения «шевелёнки» и тем короче должна быть выдержка. Исходя из этой закономерности, фотографы придумали формулу, которая помогает сориентироваться, на какой выдержке снимать безопасно, а какая грозит появлением смаза.

Максимальная выдержка при фотографировании с рук должна быть не более 1/(фокусное расстояние х 2)

Допустим, фокусное расстояние объектива равно 50 мм. Согласно формуле, максимальная безопасная выдержка составляет 1/(50х2), то есть 1/100 с. Пример с более коротким фокусным расстоянием — 20 мм: 1/(20х2)=1/40 с.

Итак, чем короче фокусное расстояние, тем более длинные выдержки можно выбирать при съёмке с рук. При использовании длиннофокусных объективов всё наоборот. Возьмём объектив с фокусным расстоянием 300 мм. Такой оптикой часто снимают птиц, спортивные мероприятия. Применим формулу: 1/(300х2)=1/600 с. Вот такая короткая выдержка будет нужна, чтобы получить резкий кадр!

Фокусное расстояние 200 мм, «шевелёнка» получена на выдержке 1/160 с.

Чёткое изображение на выдержке 1/500 с

Кстати, фотографы старой школы помнят эту формулу в таком виде: выдержка = 1/фокусное расстояние. Однако рост мегапикселей в современных фотокамерах и повышение требований к техническому качеству снимков вынуждают удваивать фокусное расстояние в знаменателе. Если ваш фотоаппарат оснащён маленькой матрицей (меньше APS-C), нужно использовать в расчётах не физическое фокусное расстояние объектива, а эквивалентное фокусное расстояние, учитывая кроп-фактор матрицы.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Предложенная формула застрахует вас от смаза, появляющегося из-за дрожания камеры в руках, но нужно учитывать и скорость движения объекта съёмки. Чем быстрее объект, тем короче должна быть выдержка.

Как повлиять на выдержку в режимах А и P?

Не во всех режимах фотограф может напрямую выбирать значение выдержки. Есть программный режим Р, где и выдержку, и диафрагму настраивает автоматика, режим приоритета диафрагмы A, где под её контролем находится выдержка. Автоматика в этих режимах частенько ошибается. Большинство кадров с «шевелёнкой» получаются именно в режиме А, когда фотограф сосредоточен на настройке диафрагмы.

Чтобы избежать смазов при съёмке в этих режимах, нужно наблюдать за выдержкой. Её значение отображается и в видоискателе, и на экране фотоаппарата. Если мы видим, что выдержка слишком длинная, пора поднимать ISO: она укоротится вместе с повышением светочувствительности. Уж лучше немного цифрового шума на фото, чем просто смазанная картинка! Важно найти разумный компромисс между длиной выдержки и величиной ISO.

Nikon D810 / Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor

Оптическая стабилизация

Всё чаще современная фототехника оснащается модулями оптической стабилизации. Смысл этой технологии в том, что фотоаппарат компенсирует свои вибрации. Обычно модуль оптической стабилизации находится в объективе (как, например, в технике Nikon). На наличие стабилизатора в объективе Nikon указывает аббревиатура VR (Vibration Reduction).

В зависимости от модели объектива модуль оптической стабилизации может демонстрировать разную эффективность. Чаще всего современные стабилизаторы позволяют фотографировать на выдержках длиннее на 3–4 ступени. Что это значит? Предположим, вы снимаете 50-мм объективом и безопасная выдержка составляет 1/100 с. Со стабилизированным объективом и при наличии сноровки вы можете брать выдержки около 1/13 с.

Но и расслабляться не стоит. Важно понимать, что стабилизатор в объективе компенсирует лишь вибрацию фотоаппарата. И если вы снимаете людей, какие-то движущиеся объекты, выдержка всё равно должна быть достаточно короткой. Для начинающего фотографа стабилизатор — хорошая страховка от случайной «шевелёнки» и дрожания камеры в руках. Но он не может заменить ни штатив, ни короткие выдержки при съёмке движения.

Объектив, оснащённый оптической стабилизацией. На это указывает аббревиатура VR в маркировке.

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ФОТОАППАРАТ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

КАК ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ ФОТОАППАРАТ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

При фотосъемке с рук необходимо обеспечить полную неподвижность фотоаппарата, за исключением съемки с панорамированием, Для этого надо учесть ряд условий и получить некоторые навыки.

Правильный способ держать фотоаппарат — это такой способ, при котором обеспечиваются удобство для фотографа и неподвижность для фотоаппарата. Необходимо следить, чтобы ваши пальцы или крышка футляра малоформатного аппарата в момент спуска затвора не оказались перед объективом, особенно если фотоаппарат не зеркальный, и не прикрыли собой разнообразные датчики.

Обычно фотоаппарат держат в правой руке, а ее указательный палец нажимает на кнопку спуска затвора. Левая рука также поддерживает корпус или объектив фотоаппарата, производя манипуляции с объективом. Масса фотоаппарата распределяется между двумя руками, причем локти упираются в грудь фотографа или прижимаются к телу. Фотоаппарат прижимают ко лбу, носу, щеке. Ноги следует слегка расставить, расположив одну немного впереди другой, при этом руки и ноги расслабляют, свой вес распределяют на обе ноги. При съемке длиннофокусным объективом лучше взяться левой рукой за объектив у передней стенки корпуса камеры, а правой рукой — за корпус таким образом, чтобы было удобно нажимать указательным пальцем на спусковую кнопку затвора. После настройки фокуса и установки параметров экспозиции следите за тем, чтобы левой рукой не сбить установки объектива.

В момент съемки необходимо выдохнуть, затаить дыхание и очень плавно нажать кнопку спуска. Нажимая на спусковое приспособление, остерегайтесь невольно качнуть аппарат, резко наклонив его книзу.

Если руки держатся на весу, то резкость на снимках минимальна.

Чтобы обеспечить неподвижность фотоаппарата, существует множество способов, но в любом их них действует принцип: руки не держат на весу, а опираются на различные части тела или предметы.

Например, при съемке с корточек, лучше не сидеть на них, так как устойчивость тела в этом случае минимальна.

Лучше одно колено поставить на землю, что сразу сделает позу устойчивой, а локоть упереть в колено, что, в свою очередь, добавит жесткости. Иногда бывает полезно опереться спиной о столб, стену или дерево.

Также для приданий устойчивости фотоаппарат упирают на разные предметы.

Используя принцип «скрытой камеры», также надо стремиться к неподвижности аппарата во время съемки.

Правильная поза фотографа

Использование опоры дня создания устойчивости при съемке

Съемка с нижней точки: 1 — правильно, 2 — неправильно

Использование предметов для создания устойчивости во время съемки

Похожие главы из других книг

ЛИКВИДАЦИЯ ПАРАЗИТНЫХ ЗАСВЕТОК ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

ЛИКВИДАЦИЯ ПАРАЗИТНЫХ ЗАСВЕТОК ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ Паразитные засветки возникают довольно часто в следующих случаях. Во-первых, при съемке против источника света, солнца или искусственной лампы. В результате на кадре образуется засвеченные участки, либо повторяющиеся

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ Отражения повышают выразительность снимков, а также способствуют созданию некоторых оптических эффектов. Отражения можно использовать при создании замысла снимка. Это может быть зеркало, витрина, водная

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ Самые интересные пейзажные снимки получаются, как правило, незадолго до или сразу после резкого изменения погоды.Эффектные снимки получаются перед грозой, когда большая часть неба закрыта черными тучами, а ландшафт

Как держать фотоаппарат, чтобы снимки были чёткими

Если держать камеру неправильно, руки будут дрожать, а фото — смазываться. Профессиональный фотограф Насим Мансуров объясняет, как этого избежать.

Как держать камеру стоя

Встаньте так, чтобы ступни были перпендикулярны объекту съёмки: это поможет совершать меньше лишних движений. Прижмите локти к бокам. Если этого не сделать, руки с камерой будут подрагивать.

Найдите точку равновесия. Для любой комбинации камеры и объектива можно найти такое положение, в котором ни одна часть не будет перевешивать. Тогда при длительной съёмке у вас будут меньше уставать руки.

Поднесите камеру близко к лицу и смотрите в оптический видоискатель. Если держать фотоаппарат в вытянутых руках и ориентироваться только на дисплей, вероятность получить размытое изображение будет выше.

Перед тем как нажать на спуск, медленно выдохните: так руки будут дрожать меньше. Этим трюком также пользуются при стрельбе из дальнобойной винтовки.

Как держать камеру с батарейной рукояткой

Если у вас камера с батарейной рукояткой, можете попробовать держать её на плече. Этот способ пригодится, когда нужно снимать с очень длинной выдержкой, но не хочется увеличивать ISO или открывать диафрагму.

По сравнению с руками плечи обычно меньше трясутся, а значит, и шансов получить смазанный кадр тоже меньше.

Не пытайтесь держать так обычную камеру. Она для этого слишком мала. Если положить её на плечо, трудно будет что-то разглядеть в видоискатель.

Разместите камеру на левом плече. Поэкспериментируйте и найдите наиболее удобное положение.

Смотрите в видоискатель левым глазом. Правой рукой держите фотоаппарат, а левой придерживайте правую руку. Это обеспечит максимальную устойчивость камеры.

И не забудьте сделать выдох.

Как держать камеру с телеобъективом

Телеобъектив гораздо тяжелее обычного, поэтому держать камеру нужно немного по-другому.

Специальным держателем для телеобъектива пользоваться не очень удобно. Лучше отсоедините или поднимите его.

Найдите точку равновесия. Снизу придерживайте объектив рукой.

Встаньте так, чтобы ступни были перпендикулярны объекту съёмки. Здесь это особенно важно, потому что фотоаппарат довольно тяжёлый.

Прижмите локти к бокам. Поднесите камеру близко к лицу и выдохните.

Как держать камеру, прислонившись к чему-то

Чтобы не смазать фото, можно также прислониться к какому-то неподвижному объекту, например к дереву, стене или машине. Так можно снимать даже с очень длинной выдержкой и не бояться испортить кадр.

Для увеличения стабильности прижмите локти к бокам, а камеру поднесите близко к лицу.

Как держать камеру сидя

Сидя на корточках, удобно фотографировать детей или делать снимки с низкого ракурса. Чтобы камера не дрожала, упритесь локтями в колени.

Ещё можно опустить одно колено на землю, а на второе поставить локти.

Ссылка на основную публикацию