Три случая, когда необходимо высокое ISO. Урок фотографии. | Foto-kadr.ru

Три случая, когда необходимо высокое ISO. Урок фотографии.

Как понять ISO за 4 шага

Зачем нужно знать и что такое ISO в фотографии

Светочувствительность ISO, наряду с выдержкой и диафрагмой, является одним из трех параметров самой существенной настройки вашего фотоаппарата – экспозиции. Если вы хотите получать снимки действительно высокого качества, вам следует подробно ознакомиться с каждым из этих параметров и понять, как они влияют на экспозицию и на прочие свойства изображения. Этот урок по фотографии рекомендуется всем, кто жаждет узнать и понять, что же такое ISO и всем, кто желает получать качественные и профессиональные снимки.

1 Шаг: Что же это такое — ISO в фотографии?

ISO — это параметр, который позволяет управлять светочувствительностью матрицы камеры. То есть числовые значения ISO характеризуют способности сенсора той или иной фотокамеры воспринимать поток света. Стандартная шкала ISO начинается с числового значения 100 и каждое последующее значение в два раза больше предыдущего: 100, 200, 400, 800, 1600… Каждая камера имеет свои границы этого диапазона, при этом следует заметить, что почти все современные фотокамеры имеют кроме основных значений также и промежуточные единицы ISO.

Название ISO является аббревиатурой от International Standards Organization — Организация Международной Стандартизации, которая отвечает за многие распространенные стандарты ISO в самых разных областях. В случае с фотографией, здесь был принят именно стандарт светочувствительности ISO.

2 Шаг: Как ISO влияет на экспозицию?

Светочувствительность ISO, наряду с выдержкой и диафрагмой, является одним из трех параметров, которые влияют на самую основную настройку вашей камеры – экспозицию. Диафрагма и выдержка определяются соответственно объективом и скоростью затвора, а ISO — свойствами светочувствительного элемента камеры (сенсор или пленка). То есть, ISO определяет, насколько хорошо экспонированным будет кадр при изменении светочувствительности.

Числовые значения шкалы ISO очень похожи на значения выдержки, имеется в виду, что при изменении ISO в два раза, показания экспозиции поменяются на одну ступень, то есть их значения являются пропорциональными друг другу. При снижении ISO уменьшается экспозиция, так как уменьшается воздействие светового потока на сенсор камеры, а при повышении значений ISO, воздействие света на матрицу будет увеличиваться, и, следовательно, экспозиция тоже увеличивается.

Чтобы было легче разобраться в этом вопросе, советую внимательно ознакомиться со снимками, представленными ниже. На всех 6 фотографиях выдержка и диафрагма остаются постоянными, а меняются только значения ISO в фотоаппарате: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. Данные фото дают прекрасное представление о том, как этот параметр влияет на конечный результат. На 4 снимке показана идеальная экспозиция со светочувствительностью 800 единиц ISO.

Как вы, заметили, каждый параметр по-своему влияет на экспозицию и применение различных значений ISO фотоаппарата имеет свои определенные последствия.

3 Шаг: Как ISO влияет на качество фотографии?

Запомните основное правило: чем ниже число ISO, тем лучше качество снимка.
Повышая светочувствительность ISO, вы, фактически, удваиваете экспозицию, и при этом значительно увеличиваются цифровые шумы. Эти шумы снижают детализацию фото, и изображение становится зернистым и неровным.

Ниже число ISO = меньшая чувствительность матрицы = более высокое качество снимков

Чтобы лучше продемонстрировать, как ISO может влиять на качество фотографии, представляю вашему вниманию еще несколько снимков, которые размещены ниже. В ходе этого эксперимента я менял уже не только ISO, но и выдержку, и диафрагму, а экспозиция при этом оставалась постоянной. Фото показаны в следующем порядке значений ISO: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200.

На снимках хорошо видно, что при увеличении числа ISO, вначале малозаметные шумы становятся более выраженными. Для их удаления применяют специальные шумоподавляющие программы. И хотя они действительно прекрасно справляются со свое задачей, но при этом имеют и некоторые недостатки: снижается детализация, мелкие детали на снимке сглаживаются (в качестве примера рассмотрите фото ниже). Естественно, применять такие шумоподавляющие программы стоит очень умеренно и с учетом того, для какой цели будет использоваться этот снимок.

Чем больше размер сенсора фотоаппарата, тем лучше она справляется с шумами, так как на ее матрицу попадает больше света. Но благодаря развитию современных технологий, эта разница между размерами сенсоров и шумами значительно сократилась.

Каждая камера — уникальна, а шумы являются своеобразными «отпечатками пальцев» вашей камеры. Советую поэкспериментировать со съемкой в условиях плохой освещенности, дабы узнать, какое максимальное число ISO является наиболее подходящим для вашей камеры. Во время постобработки завышенная экспозиция дает такой же эффект, как и слишком высокое ISO, — увеличиваются шумы, поэтому при съемке лишний раз убедитесь, что правильно установили экспозицию. Это поможет вам избежать появления нежелательных шумов при постобработке.

4 Шаг: Когда и какие ISO параметры использовать?

ISO 100-200: При этих показаниях ISO ваши снимки сохранят больше всего деталей и при этом будут иметь наилучшее качество. Прекрасно подходят для съемки при естественном дневном освещении, для которого более высокие значения ISO просто не нужны. Например, съемка в яркий солнечный день при ISO 1600 обернется пустой тратой времени, так как снимки получатся зернистыми и шумными:

ISO 200 – 400: Эти показания подходят для съемки в условиях достаточного, но не очень яркого освещения, например, в тени или внутри хорошо освещенного помещения:

ISO 400 – 800: Я предпочитаю использовать этот диапазон ISO, когда я снимаю в здании и работаю со вспышкой, так здесь можно настроить постоянную экспозицию и хорошо проработать задний план:

ISO 800-1600: Этим диапазоном чаще всего пользуются репортажные фотографы, так как им часто приходится работать в условиях низкой освещенности, там где запрещено или нет возможности воспользоваться вспышкой. И у них просто нет иного выбора, как повышать ISO до таких показателей:

ISO 1600-3200: Опять же, этот диапазон в основном используют репортажные фотографы, снимая концерты на открытом воздухе, часто в условиях очень плохого освещения и когда нет возможности установить штатив. Крайняя точка этого диапазона является самым высоким числом ISO в моей фотокамере, но я крайне редко пользуюсь им, так как не являюсь поклонником цифровых шумов или зернистости:

ISO 3200+: Этим диапазоном пользуются только в условиях невероятно низкой освещенности или же для создания каких-то необычных эффектов. Но независимо от того, какой камерой вы снимаете, избежать шумов и зернистости при таких высоких показателях светочувствительности ISO вам вряд ли удастся:

Автор урока Josh Dunlop. Перевод текста Валентина Педченко.

Три случая, когда необходимо высокое ISO. Урок фотографии.

Вы уже знаете, что настройки ISO используются для регулировки чувствительности вашей камеры к свету. Когда вы используете высокие значения ISO, по сути, вы говорите камере, чтобы она стала более восприимчивой к свету. Наиболее часто это случается, когда вы фотографируете в условиях низкой освещенности, чтобы поддерживать правильную экспозицию. Тем не менее, есть по крайней мере три другие ситуации, когда вам следует рассмотреть возможность использования высоких значений ISO, если даже вы находитесь в хороших условиях освещения или на штативе.

Замораживание быстрого движения

Используйте высокое значение ISO, чтобы заморозить быстрое движение – 1/8000 ISO 1,000

Единственный способ заморозить быстрое движение, как крылья мотылька колибри, это снимать на очень короткой выдержке. Верхняя фотография была сделана с выдержкой 1/8000 секунды, чтобы заморозить движение крыльев насекомого. Тем не менее, даже при ярком полуденном солнце такая короткая выдержка требует увеличения ISO до 1,000, чтобы поддержать экспозицию.

Ниже приведен пример, почему нужно было снимать с выдержкой 1/8000 секунды. Даже при 1/800 секунды крылья насекомого были едва различимы. Чтобы обеспечить фиксирование движения, это означает, что нужно большее количество света в более короткий промежуток времени, и единственный способ достичь этого (без более быстрого объектива) – это увеличение значения ISO.

ISO 500 1/800 – даже при такой скорости крылья размыты.

Фотографирование ночного неба

Используйте высокое ISO, чтобы запечатлеть звезды

Когда вы хотите сфотографировать звезды, в игру вступают многие различные техники, но одной из наиболее важных вещей, о которых следует помнить, это увеличение значения ISO. Даже если вы используете штатив, причина, по которой вам следует сделать это, состоит в том, что Земля движется, и звезды на небе тоже двигаются, и вы не хотите запечатлеть это движение (если вы не делаете фото звездных хвостов).

Использование ISO в диапазоне от 800 до 1,000 с быстрым широкоугольным объективом позволит вам сфотографировать достаточно звезд, заполняющих небо.

Съемка с рук на телеобъектив

Используйте высокое значение ISO при съемке с рук на длиннофокусный объектив

Если вы фотографируете с рук на длинный объектив, вы должны помнить правило для выдержки: 1/фокусное расстояние (эквивалент 35 мм). Это правило означает, что, если вы используете объектив 300 мм на цифровой камере с кроп сенсором 1.5x, то минимальной или самой длинный выдержкой, которую вы можете использовать, будет 1/450 (1/300 на полнокадровую камеру).

Белоголовый орлан был сфотографирован с эквивалентным фокусным расстоянием 450 мм при выдержке 1/500 секунды и ISO 1,000. Более длинная выдержка даст риск появления дрожания камеры.

Съёмка с Авто-ISO

Почти в каждом современном компактном фотоаппарате и во всех зеркальных камерах есть одна полезная функция, на которую не все обращают внимание. Речь идёт об автоматической настройке светочувствительности — Авто-ISO. При её активации автоматика подбирает нужное значение ISO для правильной экспозиции кадра.

Зачем нужно Авто-ISO?

Давайте сначала разберёмся в терминах.

Экспопара — это сочетание двух переменных величин (выдержки и диафрагмы), определяющее экспозицию для конкретных условий съёмки. Экспозиция — количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата. А с помощью диафрагмы фотограф регулирует глубину резкости и ограничивает поток света, проходящего через объектив, чтобы снимать на длинной выдержке. Регулируя выдержку, можно по-разному передавать движение в кадре.

Параметр светочувствительности при этом играет вспомогательную, техническую роль. Его повышают, когда недостаточно света для комфортной съёмки с рук. Так почему бы не отдать ISO под управление автоматики?

Иногда даже профессионалы забывают изменить ISO при смене условий освещения. Классический пример: фотограф снимает репортаж в помещении, выбирает высокое ISO, потом вслед за своими героями бежит снимать на улице при дневном свете и забывает понизить светочувствительность. Итоговые кадры получаются пересвеченными, с цифровым шумом.

Другой пример. Фотограф снимает на улице в режиме М и жёстко настраивает выдержку, диафрагму и светочувствительность. Но он не учитывает того, что освещение меняется, и получает кадры разной яркости: слишком тёмные и пересвеченные.

Во время съёмки фотограф может сильно увлечься процессом, сюжетом, работой с моделью и забыть про ISO. Авто-ISO помогает получать качественные кадры всегда.

Как это работает?

В разных режимах Авто-ISO работает по-разному.

В режиме М фотограф жёстко настраивает выдержку и диафрагму, контролируя глубину резкости и страхуя себя от смазов. ISO отдаётся под управление автоматики. Камера подбирает нужное значение светочувствительности на основании данных экспозамера. Поэтому тут важно научиться правильно настраивать параметры замера экспозиции и пользоваться экспокоррекцией. Да-да, при выборе Авто-ISO в режиме М будет работать экспокоррекция! В «старших» моделях фотоаппаратов Nikon (например, Nikon D7200, D750, D810) она вносится привычной кнопкой +/-, а в моделях попроще (Nikon D3400, Nikon D5500) — через быстрое меню, вызываемое кнопкой i:

На практике режим М с включённым Авто-ISO очень помогает, когда нужно контролировать выдержку и диафрагму и нет времени на постоянный ручной контроль экспозиции: во время тревел-съёмок, съёмки репортажа или при сложных условиях освещения.

Съёмка динамичных сюжетов, в которых важно контролировать и диафрагму, и выдержку, — хороший повод использовать режим М с Авто-ISO. Оно позволит избежать ошибок экспозиции.

В режиме А мы контролируем диафрагму. В этом режиме начинающие фотографы часто получают «шевелёнку» — смаз изображения из-за слишком длинной выдержки. Логика фотографа проста: раз выдержка определяется автоматически, то и следить за ней не надо, поэтому выбираем низкое значение ISO, жёстко настраиваем диафрагму и идём снимать. Автоматика при таком сценарии подстраивается под выбранные параметры и выставляет слишком длинную выдержку. Итог — смазанные снимки. Однако при включённом Авто-ISO автоматика рассчитает светочувствительность так, чтобы выдержка осталась короткой и кадры получились чёткими.

Все зеркальные фотоаппараты Nikon имеют одинаково гибкую настройку параметров Авто-ISO. Мы можем задать максимально доступные для автоматики значения светочувствительности и выдержки.

Как определить безопасную выдержку и застраховать себя от смаза изображения? Этому в нашем журнале посвящена отдельная статья. Если вкратце, выдержку определяют исходя из сюжета. Чем быстрее движение, тем короче должна быть выдержка, чтобы «заморозить» на фото движущийся объект. Так, для спокойно стоящего человека потребуется выдержка в районе 1/60–1/125 с, а для бегуна 1/250–1/500 с или короче. Безопасная выдержка зависит и от фокусного расстояния объектива. Чем оно длиннее (чем больше зум), тем короче нужна выдержка, чтобы изображение не смазалось от дрожания фотоаппарата в руках. Например, при фокусном расстоянии 50 мм целесообразно использовать выдержку короче 1/100 с, а для 200 мм — короче 1/400 с.

Интерфейс Nikon D3400. Включена функция Авто-ISO: над значением светочувствительности появилась надпись ISO-А (ISO-Auto).

Верхний информационный дисплей Nikon D610. Функция Авто-ISO отключена.

В режиме S настраивается выдержка. Часто фотографы выбирают короткую выдержку и забывают настроить светочувствительность в соответствии с условиями освещения. Результат — кадры с проваленными тенями. На помощь придёт Авто-ISO, которое подстроит светочувствительность под конкретные съёмочные условия.

В режиме Р ISO становится единственным параметром экспозиции, которым управляет фотограф. Отдав его под управление автоматики, мы получаем, по сути, авторежим. Может, тогда стоит сразу перевести камеру в автоматический режим и не думать о параметрах съёмки.

В каких ситуациях Авто-ISO не используют?

Помимо сомнительности использования Авто-ISO в режиме Р, есть некоторые ситуации, в которых автоматическая настройка светочувствительности скорее навредит, чем принесёт пользу.

Съёмка в студии с импульсным освещением. Когда мы снимаем со студийными вспышками, автоматика фотоаппарата не может корректно настроить экспозицию. При включённом Авто-ISO светочувствительность будет завышена, и на выходе получатся пересвеченные шумные кадры. В студии лучше выставлять все параметры экспозиции вручную.

Съёмка со штатива на длинных выдержках. При работе с длинными выдержками используйте минимальное значение светочувствительности для получения максимально качественных снимков. При съёмке со штатива есть время на настройку всех параметров экспозиции, так что Авто-ISO здесь ни к чему.

Авто-ISO — очень практичная функция. Она упрощает процесс съёмки и позволяет получать более стабильный результат.

Что такое ISO в фотографии и фотоаппарате?

А вы знаете, что в зависимости от характеристик конкретного фотоаппарата и объектива изменяются доступные значения выдержки и диафрагмы, и может случиться так, что вы не сможете подобрать подходящую экспозиционную пару

Если у вас нет возможности выставить нужную экспозиционную пару, вы не сможете получить правильно экспонированный кадр :о( Что же делать? Неужели кадр будет испорчен неправильной экспозицией?

В этом уроке фотографии мы «попросим о помощи» у Международной Организации по Стандартизации :о) Нет, мы не будем писать в эту организацию письмо с просьбой нам помочь! Она нам уже помогла, придумав соответствующий стандарт чувствительности фотоплёнки.

Исторически сложилось так, что чувствительность фотоплёнки без каких-либо изменений стала применяться и в цифровой фотографии, для которой фотоплёнка не нужна. Итак, ISO — это всего лишь аббревиатура английского названия организации, упомянутой выше: I nternational S tandardization O rganization — сокращённо ISO .

ISO в цифровом фотоаппарате и фотографии вообще обозначает уровень чувствительности пикселей фото-матрицы. Нас будут интересовать цифры, стоящие после трёх букв ISO.
Значения этих цифр соответсвует чувствительности фотоплёнки или матрицы фотоаппарата.

Более высокие цифры ISO соответствуют большей чувствительности матрицы фотокамеры. Так же как для выдержки и диафрагмы, чувствительность матрицы цифрового фотоаппарата или фотоплёнки имеет стандартные значения, т.е. на всех фотоаппаратах эти цифры будут одинаковые:

Таблица стандартных значений чувствительности фотопленки (матрицы):

100 200 400 800 1600 3200

Вы заметили, что мы опять имеем дело со стандартными значениями, всё так же как и стандартные значения выдержки и диафрагмы — т.е. любое соседние стандартное значение изменяет экспозицию на один шаг. Если не помните — вспоминайте свойство стандартных значений выдержки и диафрагмы

ИЗМЕНЯЙТЕ ЭКСПОЗИЦИЮ регулируя ISO,
нажимая кнопки под картинкой

Заметили? Выдержка и диафрагма не менялись, а экспозиция менялась от -2 до +2 ступеней благодаря настройкам ISO. В вашем фотоаппартае этот диапазон настроек может быть ещё больше!

Если вы снимаете с высокими значениями чувствительности матрицы, то даже фотографируя в помещении вы можете обойтись без фотовспышки — чудо? На самом деле не всё так просто и профессиональные фотографы используют высокие значения ISO с карйней осторожностью, потому что понимают что такое чувствительность фото-матрицы.

Что такое чувствительность матрицы

Помните, в опыте с сaдoвыми шлaнгaми: чтобы получить правильную экспозицию кадра мы экспериментировали с различными комбинациями выдержка/диафрагма? Мы нaбирали вoду в вёдра через шлaнги с разным диаметром, при постоянном напopе вoды с водoкaчки (естественно и в кране тоже).

Предположим, что нам необходимо наполнить ведро побыстрее – тогда мы используем шланг с бóльшим диаметром. А что делать, если у нас нет такого шлaнгa? Что делать если, нам нужна короткая выдержка, чтобы не смазать картинку, а диафрагма уже максимально открыта?

Вот тут мы вспоминаем , что если напор (давление) воды будет больше, то с тем же самым шлангом нам удастся наполнить ведро быстрее. Напор воды в кране и есть аналог ISO в фотографии. Даже если мы используем тонкий шланг, то при хорошем напоре вoды, вeдрo наполнится за более короткое время. Увеличение чувствительности матрицы даёт такой же эффект, как увеличение напора воды в шлaнгe. А увеличив чувствительность матрицы, мы сможем установить более короткую выдержку – сохранив правильную экспозицию кадра.

Не нужно понимать опыт с нaпoром вoды буквально – увеличив значение ISO мы не увеличим скорость или количество света, попадающего на матрицу. Тогда, каким образом при увеличении чувствительности матрицы мы получаем нужную экспозицию, ведь количество света падающего на матрицу не изменилось?

Увеличивая чувствительность матрицы (ISO) — мы заставляем электронный блок
фотоаппарата, усилить сигнал полученный с каждого пикселя матрицы.

К сожалению, уровень развития электроники на сегодняшний день такой, что, усиливая электрический сигнал, мы усиливаем и помехи — любые посторонние сигналы не исходящие от объекта съёмки. Такие помехи называются электронным шумом, а на фотографии они заметны в виде цветных точек разной яркости силно отличающихся от соседних.

Чем больше света может различить каждый пиксель матрицы, тем меньше нам приходится усиливать cигнал, тем меньше на фотографии будет шумов. А от чего же зависит чувствительность пикселей матрицы? Это элементарно просто: чем крупнее (в разумных пределах) пиксель, тем больше его площадь, тем больше света он способен уловить. Разные фотоаппараты при увеличении чувствительности матрицы шумят по-разному. Это зависит, прежде всего, от размера пикселей, физического размера матрицы, количества пикселей на матрице, а так же от алгоритма работы электронного фильтра-шумоподавителя.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ
чем выше чувствительность матрицы ISO,
тем больше будет шумов на готовой фотографии!

Таким образом, если не обращать внимание на шумы, при большей чувствительности матрицы (большем значении ISO) нам нужно меньше света, чтобы получить фотографию с правильной экспозицией. А если учитывать шумы, то всегда нужно фотографировать на минмальных значениях ISO. Зачем же тогда нужна эта функция фотоаппарата?

В каких случаях нужно настраивать ISO

Представьте, что вы снимаете спортивные соревнования в спорт-зале. Вы не можете установить выдержку длинее 1/250 секунды, потому что снмаете подвижные объекты. Но в зале света не так много и диафрагма вашего объектива открыта полностью, например f/2.8.

Этих настроек выдержки и диафрагмы как раз хватает для нормальной экспозиции кадра. Всё хорошо, пока вы не приблизили объект съёмки зумом. Упс… и полностью открытая диафрагма стала не f/2.8, а странным образом превратилась в f/4?

Надеюсь, вы ещё помните, что при увеличении кратности зума уменьшается угол зрения объектива, а вместе с ним ухудшается светосила объектива? Кто не помнит, вернитесь к опыту с трубoчкaми разной длины.

Объектив вашего фотоаппарат уперся на значении f/4 и больше никак. Чтобы выставить правильные параметры экспозиции нам не хватило одной ступени диафрагмы!

Это как раз тот случай, когда надо настроить ISO. Например, в таблице ниже, в первом столбике наши исходные значения выдержки и диафрагмы (когда не хватило одной ступени диафрагмы). Мы увеличили чувствительность матрицы на 1 ступень, при этом диафрагма и выдержка осталась прежней, а экспозиция (нижняя строка таблицы) стала приемлемой для наших условий — второй столбец таблицы. Если мы продолжим увеличивать ISO то сможем фотографировать с более короткой выдержкой или закрыть диафрагму, если захотим увеличить глубину резкости.

Вот эти эквивалентные параметры настройки фотоаппарата

1/125 1/125 1/500 1/500 1/1000 1/1000
f/4 f/5.6 f/5.6 f/8
400 800 1600 3200
0 0 0 0

Вы могли заметить, что произведение квадрата знаменателя диафрагмы и знаменателя выдержки
делённое на чувствительность ISO есть число постоянное для данных условий съёмки:
( 4² × 500 ) : 200 = ( 4² × 250 ) : 100
Любознательные математики могут заняться исследованиями :о)

Изменяя чувствительность матрицы (ISO) мы заменяем недостающие для
нормальной экспозиции эквивалентные ступени выдержки (и/или диафрагмы).

Во время фотосъёмки ISO обычно устанавливают на минимальную величину. И только тогда, когда настройкой выдержки и диафрагмы невозможно добиться правильной экспозиции (недостаточно света) или фотограф задумал сделать выразительный снимок и ему нужны конкретные настройки выдержки и диафрагмы, приходится подстраивать экспозицию настройками ISO.

Чтобы наглядно изучить все тонкости взаимодействия выдержки, диафрагмы и ISO предлагаю вам потренироваться на виртуальном тренажёре начинающего фотографа

ISO на все случаи жизни

Практически у всех зеркальных фотокамер можно встретить один неприятный недостаток, который сразу и не обнаружишь. Дело в том, что даже весьма брендовые производители очень часто завышают максимально возможное значение ISO своих фотоаппаратов. Именно поэтому на высоком значении ISO снимки получаются очень некачественными, порой просто ужасными. Иногда даже хуже, чем на обыкновенной дешевенькой мыльнице. Количество шума и его размеры превышают все допустимые нормы.

Советуем вам никогда не ставить при фотографировании максимально возможное значение ISO. На пределе своих возможностей зеркальные фотокамеры никогда не дадут вам приемлемое качество фотографии даже при условии, что освещение, при котором вы снимаете, будет идеальным.

Так что же это такое – ISO? ISO – это параметр, определяющий светочувствительность сенсора, или, по-другому, более привычно — матрицы вашего фотоаппарата. Чувствительность ее к количеству попадаемого на нее света. То есть, при одинаковых условиях съемки, но при разных значениях ISO изображение по тональности будет различным. Вспомните, как мы снимали на фотопленку. Тогда в продаже были фотопленки чувствительностью 65, 130 и 250 единиц ГОСТ. Так и здесь. Проще говоря, если вы сделаете снимок при диафрагме f 8 и выдержке 1/100 сек. при значении ISO 100, а потом на ISO 200, то второй снимок будет более светлым. Матрица примет большее количество света. Можно сказать и по-другому. Если вы поставили вашу фотокамеру в режим полной автоматики, чем ниже значение ISO вы установили, тем дольше будет открыт затвор для того, чтобы больше света попало на сенсор, и снимок получился бы максимально насыщенным и свободным от шума.

Если на низком значении ISO снимать достаточно быстро движущиеся предметы, то на снимке они будут размыты, смазаны. А если мы увеличим значение ISO, то затвор будет работать на более коротких выдержках, но зато из-за переизбытка света на фотографии увеличатся помехи (шумы). Особенно это будет заметно на темных участках изображения. Таким образом, мы пришли к выводу: чем более подвижные предметы мы фотографируем, тем короче нужна выдержка и тем выше должно быть значение ISO.

Допустим, ваша фотокамера позволяет снимать при значении ISO от 100 до 1000 единиц. Так какие же значения ISO из всех доступных для вас, в каких случаях, при какой съемке нужно использовать? Вот вам краткая памятка.

  • На ISO 100 можно снимать неподвижные предметы. Лучше снимать со штатива.
  • На ISO 200 допустимо снимать со штатива людей. Ведь люди, как известно, постоянно находятся в движении. Даже если и стоят вроде бы спокойно, но часто, например, моргают.
  • На ISO 300 — ISO 600 – это самое подходящее значение для съемки предметов, которые находятся в движении, или вы сами находитесь в движении и снимаете с рук.
  • На ISO 800-1000 обычно снимают спорт. Например, футбол, автомобильные гонки, легкую атлетику… Соревнования по шахматам, даже международные, можно снимать на более низких значениях ISO.

Если ваш фотоаппарат поддерживает ISO до значения 6400 и выше, то при хорошем освещении максимальное ISO лучше все же не выбирать. Не имеет смысла снимать даже с ISO 2000. Иначе на фотографиях появится шум, хотя некотрые фотоаппараты, предел ISO которых составляет значение в десятки тысяч, делают отличные снимки на значениях 6400 и иногда даже выше. В основном это касается современных полнокадровых камер. Так что, если освещение яркое и хорошее, лучше выбрать ISO менее 1000.

В случае, если вы фотографируете быстродвижущиеся предметы, то возникает ситуация выбора. Чему отдать предпочтение – смазанному изображению или фотографии с шумами? Конечно, шумы лучше, чем смазка. В этом случае приходится делать все возможное для того, чтобы снимок получился как можно резче. Для этого у фотографа существует два инструмента: выдержка и ISO. Основной инструмент тут, конечно же, выдержка. Но и ISO можно назвать важным, хотя он и является инструментом вспомогательным.

Это всего лишь рекомендации общего порядка. Ваши личные пристрастия в съемке будут вырабатываться у вас с опытом, возможно — годами. Но стоит заметить, что большинство профессионалов фотографируют на ISO 300 или 400. Эти значения наиболее вероятно дают хороший результат.

Если при съемке вам позволяет время и возможности, попробуйте сделать несколько снимков с различными значениями ISO. Если же времени и возможностей для таких опытов нет, то делайте свой выбор, основываясь хотя бы на наших рекомендациях, изложенных в этой статье.

А как быть, если ситуация возникла нестандартная, незнакомая для вас и вы не знаете как поступить, при каком значении ISO фотографировать?

У большинства зеркальных фотокамер имеется программный режим съемки Р. При этом режиме фотограф имеет возможность самостоятельно изменять некоторые параметры, в том числе и ISO. Выдержку и диафрагму фотоаппарат подберет за вас сам. Этот режим весьма близок к автоматическому, и в практике его используют чаще других. Если в режиме Р снимать при недостаточном освещении, а значение ISO выставить в 100, то автоматика камеры подберет вам такую выдержку, при которой снимок у вас будет полностью смазанным. Выдержка будет очень длинной и во время экспонирования объект преодолеет какое-то расстояние, и это движение полностью отразится на фотографии. А вот если при тех же условиях в режиме Р вы выставите значение ISO в 3000, то выдержка в этом случае будет минимальной, а снимок будет совсем невысокого качества. Автоматический выбор ISO даст камере возможность выбирать значение, но камера будет основываться на освещении сцены, поэтому быстродвижущиеся объекты могут получиться смазанными, но с нормальной экспозицией. Поэтому лучше всего ISO в сложных условиях съемки задавать самостоятельно, варьируя значение в допустимых пределах, на которых получаются снимки с невысоким шумом.

Если во время съемки освещение достаточно хорошее, для того, чтобы не ухудшать качество изображения старайтесь устанавливать невысокое значение ISO. Этот параметр можно повышать только в том случае, если у вас по какой — то причине трясутся руки или вы снимаете объекты, которые очень быстро движутся – для того, чтобы автоматика фотоаппарата подобрала выдержку покороче.

Так же очень важно понимать, что если вы фотографируете в полуавтоматическом режиме с приоритетом выдержки, значение ISO очень заметно будет влиять на то, насколько светлым или темным получится изображение. Конечно же, это повлияет и на шум. А вот изменением значения диафрагмы невозможно сильно повлиять на тональность фотографии. Если выдержка очень короткая, а освещение слабое, то никакая диафрагма не сможет пропустить столько света, сколько это необходимо для того, чтобы фотографировать при значении ISO 100.

Съемка на высоких значения ISO — польза или вред

В феврале месяце в России солнечные дни бывают не так уж часто. Небо чаще всего закрыто сплошной пеленой серых облаков. При этом длительность светового дня не большая. Все это приводит к трудностям, связанным с нехваткой света во время съемки. В самое темное время года, когда под рукой нет штатива, приходиться увеличивать значение чувствительности ISO. Однако при повышении ISO, как известно, увеличивается риск проявления на фотографиях цифрового шума. По этой причине большинство начинающих фотографов старается вообще никогда не поднимать ISO выше 400 единиц, просто боясь испортить снимок. Но насколько эти опасения оправданы? В этой статье мы поговорим о том, когда выгодно снимать на высокой светочувствительности, и как добиться получения более качественных фотографий, используя высокую чувствительность сенсора.

ISO 100, выдержка 0,25с, фокусное расстояние 92 мм (кликабельно)

Повышаем ISO

В наши дни цифровые аппараты предоставляют пользователю возможность вручную выставлять значение ISO в настройках. ISO определяет восприимчивость матрицы цифрового фотоаппарата к свету – чем больше значение этого параметра, тем меньше требуется света для создания фотоизображения. Соответственно, благодаря увеличению ISO Вы можете фотографировать, используя более короткие выдержки или более закрытую диафрагму. Увеличение чувствительности сенсора в 2 раза обеспечивает в 2 раза более короткую выдержку. А короткие выдержки, в свою очередь, могут потребоваться Вам для того, чтобы не смазать фотоизображение из-за колебаний камеры или движений снимаемого объекта.

Но, к сожалению, подъем ISO оборачивается неприятным явлением в виде цифрового шума. Именно поэтому существует «железное» правило для новичков, касающееся управления значениями светочувствительности – нужно всегда фотографировать на минимальных значениях ISO. Но у каждого правила есть свои исключения, и профессионалы прекрасно об этом знают.

ISO 200, выдержка 4с, фокусное расстояние 300 мм (кликабельно)

У каждой цифровой камеры есть свой критический уровень значения ISO, при превышении которого на фотографиях уже отчетливо проявляется цифровой шум и кадры становятся малопривлекательными. Чем больше физические размеры сенсора фотоаппарата, тем лучше она справляется с шумом. Поэтому при съемке на недорогие «мыльницы» фотографии становятся «шумными» уже со значения ISO 400 и чуть выше.

Продвинутые зеркалки же с матрицами большего размера хорошо справляются с шумом даже на значениях 3200 или 6400 единиц ISO. Впрочем, это не повод сразу же бежать за дорогой зеркальной камерой в магазин, ведь большинство снимков все равно делается на значениях 80 – 200 ISO, поэтому для новичков возможностей «мыльницы» или компактной камеры вполне хватит. Ведущие производители фотокамер фокусируют свои усилия на том, чтобы усовершенствовать алгоритмы борьбы с цифровым шумом при съемке на высоких значениях чувствительности. Поэтому сегодня фотографировать на высоких ISO и получать при этом качественные результаты стало гораздо проще, чем еще пять – семь лет назад.

ISO 1600, выдержка 0,5с, фокусное расстояние 222 мм (кликабельно)

Стремиться снимать на минимальных значениях ISO, конечно, нужно всегда, тем не менее, существуют ситуации, когда увеличение чувствительности сенсора может пойти только на пользу фотографии. Безусловно, самый очевидный случай – это когда Вам нужно снять что-либо в условиях недостаточной освещенности без смазывания картинки. Особенно когда Вы фотографируете людей или другие объекты, движущиеся в кадре, ведь в такой ситуации трудно использовать выдержку ниже 1/60 секунды. Условия слабого освещения – это субъективное определение, поскольку, например, для компактной «мыльницы» даже съемка обычного домашнего праздника в вечернее время уже может представлять серьезную трудность вследствие нехватки света. Как бы то ни было, если доверить автоматике цифрового фотоаппарата снимать в условиях недостаточного освещения, она установит неподобающе большие выдержки, что может просто испортить фотографию. Вручную поднимая ISO на несколько ступеней, Вы, тем самым, сможете задействовать более короткие выдержки.

В условиях слабого освещения многие фотографы предпочитают использовать вспышку, снимая на минимальных значениях светочувствительности и стараясь, таким образом, не испортить картинку цифровым шумом. Действительно, зачем поднимать ISO, когда можно просто воспользоваться накамерной вспышкой? К сожалению, тут фотографа подстерегает одна проблема – при использовании встроенной вспышки в условиях плохой освещенности задний план фотоизображения оказывается очень плохо проработанным. Ведь вспышка подсвечивает только ближайшие к объективу камеры предметы. Если Вы хотите сделать фон более проработанным, то можно просто поднять ISO при включенной вспышке. Это позволит Вам получить хорошо экспонированной кадр с моделью или главным предметом съемки в зоне резкости и сбалансированным задним планом.

Увеличить ISO целесообразно и при фотографировании быстродвижущихся объектов. Ведь любой объект, двигающийся в кадре, может получиться на итоговом фотоизображении смазанным даже на тех выдержках, которые в обычных условиях оказались бы достаточными. Следовательно, повышая значение ISO, Вы можете уменьшить выдержку для получения более резких, детализированных снимков движения. Вдобавок, Вы можете вручную поднять ISO, если фотографируете на телеобъектив. Ведь чем больше фокусное расстояние оптики, тем выше вероятность смазывания картинки, вызванное колебанием камеры в руках фотографа. И тут увеличение ISO также придется весьма кстати.

Наконец, еще одна ситуация, когда Вам стоит воспользоваться возможностью увеличения чувствительности сенсора – когда для съемки того или иного сюжета Вам требуется максимально прикрыть диафрагму. В каком бы случае Вам не потребовалось обращаться к настройкам светочувствительности, всегда старайтесь увеличивать ISO поэтапно, ровно до тех пор, пока не получите ожидаемый результат.

Повышаем качество фотоизображений на высоких ISO

Отдельный вопрос – как снимать на высоких значениях ISO, чтобы получить более качественные, резкие фотоизображения? Тут начинающему фотографу можно дать несколько основных рекомендаций:

В первую очередь, нужно помнить о том, что у каждого фотоаппарата есть собственный критический уровень ISO, при котором на фотоизображении начинают уже отчетливо проявляться шумы. Поэтому сначала исследуйте свою камеру на предмет того, как она справляется с цифровым шумом. Попробуйте провести тестовую съемку на высоких значениях ISO. Используйте достаточно короткие выдержки и диафрагму f8 — f16. Далее сфотографируйте одну и ту же сцену при разных значениях ISO – например, от 200 до 6400 единиц ISO. Внимательно изучите полученные кадры в масштабе 100% на мониторе Вашего компьютера в цветном и черно-белом исполнении.

Если у Вас есть хороший фото-принтер, то можно распечатать эти изображения, чтобы сравнить отдельные кадры и посмотреть, как выглядят шумы. Нужно помнить, что если Вы обычно печатаете фотокарточки размером 5х7 или 8х10 см, то, вероятно, Вы вообще не заметите серьезной разницы между 200 и 1600 ISO. Но если Вы планируете распечатывать фото в больших размерах, то различия могут стать уже куда более заметными. Величина шума и характер зерна на высоких ISO Вас удовлетворяют? Тогда смело поднимайте чувствительность матрицы на несколько ступеней в самых разных съемочных ситуациях. В противном случае лучше воздержаться от увеличения ISO или установить для себя определенную границу в подъеме чувствительности сенсора (например, 1600 единиц).

— Снимайте в RAW-формате и используйте правильные настройки экспозиции

Снимая на высоких ISO, используйте формат RAW. В дальнейшем Вы сможете «поиграть» с шумами и резкостью фотографии в RAW-конвертере, а также вытянуть нужные детали из снимка. Данный формат обеспечивает больше возможностей при постобработке, в том числе в плане устранения цифрового шума.

Если Вы фотографируете на высокой светочувствительности, то правильный подбор настроек экспозиции становится еще более важным фактором для создания качественного, красивого снимка. Есть точка зрения, что экспозицию можно немного выровнять в процессе постобработки, если Вы снимаете в RAW-формате. Однако корректировка настройки Exposure в RAW-редакторе даст положительные результаты только в том случае, если Вы фотографируете на сравнительно низких ISO. С высокой же светочувствительностью будет совершенно иная картина. Поэтому старайтесь более тщательно подбирать настройки экспозиции во время съемки, тогда итоговые фотоизображения окажутся куда менее «шумными».

Известно, что некоторые модели цифровых камер плохо справляются с цветным шумом на высоких значениях ISO, поэтому имеет смысл (после тщетных попыток устранения шума без последствий для качества фото) переходить к черно-белому, монохромному изображению в RAW-редакторе. Это позволит Вам скрыть большую часть цветных шумов и при этом, получить черно-белую фотографию с шармом, который так присущ старинной фотографии.

ISO является одним из важных параметров, определяющих качество фотографии. Держать значение светочувствительности на минимуме – оптимальный вариант для начинающего фотографа. Однако в условиях слабого освещения и в некоторых других съемочных ситуациях стоит воспользоваться возможностью увеличения ISO вручную – зачастую это пойдет только на пользу фотографии.

Основы экспозиции

В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра. В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров. Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.

Введение.

Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.

Диафрагма.

(diaphragma — перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)

Диафрагма — элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.

Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.

Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.

Диафрагма — очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.

Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.

Выдержка.

Выдержка — интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.

Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.

Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.

Минимальная выдержка при съёмке с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.

Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, съёмка с проводкой — при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким.

Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.

Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или пролетающая мимо машина.

Чувствительность ISO.

Чувствительность — это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Вместе значения выдержки и диафрагмы — образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

В следующих наших статьях, мы продолжим рассказывать о основах фотографии. Ведь именно в этих вещах и кроется понимание искусства фотографии. Зная их, вы сможете создавать те кадры, которые вы хотите.

Больше спасибо блогу ФотоДилер за предоставленную статью.

Ссылка на основную публикацию