Три слова или основы цифровой фотографии | Foto-kadr.ru

Три слова или основы цифровой фотографии

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Основы фотографии. 3 слова или основы цифровой фотографии

Четверг, 23 Февраля 2012 г. 11:06 + в цитатник

Основы фотографии. 3 слова или основы цифровой фотографии.

Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь “творческие режимы” съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.

Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография – это по сути “отпечаток” света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить “внешние” качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что “количество” света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка), размера входного отверстия для света (диафрагма) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственно чувствительность или ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозицией и именно она влияет “физически” на “количество” света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на “количество” света не влияют.

Чувствительность (ISO).

Чувствительность матрицы регулируется программно. Измеряется в единицах ISO, причем чем выше значение, тем выше чувствительность, т.е. тем больше света фиксируется матрицей. Приведем наиболее часто встречающиеся значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400. Исходя из выше сказанного, при фотографировании в солнечную погоду будет достаточно чувствительности 100, а в некоторых случаях (например в горах) даже 50, в сумерках больше подойдет 200, а в темное время суток 400 или 800.

Результат съемки с разным ISO

Почему мы не рассматриваем более высокие значения ISO? Дело в том, что чем выше чувствительность, тем больше камера регистрирует так называемого цифрового шума. Матрица состоит из групп маленьких светопринимающих ячеек трех основных цветов. Их размер зависит от размера самой матрицы и количества мегапикселов (как раз тех самых ячеек). Чем меньше ячейка, тем больше вероятность, что при попадании на нее света будет засвечена часть соседней, а значит появится информация о цвете, которой на самом деле быть не должно. На фотографии это проявляется в виде появления цветных “зерен” и размытии мелких деталей.

Цифровой шум при съемке с высоким ISO

Конечно, с развитием цифровых камер становятся доступными все большие значения ISO, поэтому стоит сделать несколько снимков, и решить какой уровень шума является для вас приемлемым, а каким ISO пользоваться стоит только в крайних ситуациях.

Выдержка

Выдежка – это время, в течении которого матрица открыта для попадания света. При одинаковых настройках, чем больше освещенность, тем меньше выдержка. При съемке с рук с длительной выдержкой стоит помнить, что удержать неподвижно фотоаппарат очень непросто и малейшие колебания (например, нажатие на кнопку спуска) могут вызвать так называемый эффект “шевеленки”, когда объект в кадре получается смазанным.

Качественную картинку реально получить при выдержке 1/60с, хотя, сейчас многие производители стали добавлять в камеры или объективы системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с. Стоит обратить внимание, что система стабилизации должна быть “аппаратной”, в противном случае, камера просто увеличивает чувствительность, что ведет, в свою очередь, к увеличению шума и не дает практической пользы.

Малые значения выдержки позволяют “заморозить” быстродвигающийся объект, а более длинная выдержка позволяет делать качественные снимки в условиях плохой освещенности.

Диафрагма

Диафрагма – это механизм объектива, который регулирует величину отверстия, через которое проходит свет. Обозначается буквой f с цифровым значением, например, f2.8, f3,5. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше цифра, т.е. при f2.8 отверстие больше, чем при f5,6. Величина отверстия влияет на количество света, проходящее через объектив и на глубину резкости. Глубина резкости – это пространство, которое будет резко изображено спереди и сзади от объекта, на котором сфокусирован фотоаппарат.

Зависимость глубины резкости от диафрагмы

Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит отверстие диафрагмы выбирается небольшим – f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать максимально доступную открытую диафрагму f1,4-f3,5.

Экспозиция

Пример разной экспозиции кадра

Экспозиция – это количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата, т.е. это некая величина, которая складывается из значений выдержки и диафрагмы. Для сохранения экспозиции при изменении одного из параметров, другой должен быть изменен в противоположную сторону. В зависимости от количества света мы можем получить три различных результата, а именно: нормальный кадр, кадр пересвеченый (когда теряется информация в светлых частях снимка) и кадр недодерженный (когда исчезают детали в тенях).

На примере слева первый снимок явно передержан (переэкспонирован) – детали светлого здания исчезли, второй кадр сделан с правильной экспозицией, хорошо различимы детали и в светах и в тенях, а третий кадр слишком темный (недоэкспонирован) – тени превратились в сплошную темную массу, в которой ничего невозможно разобрать.

Экспозиция определяет насколько кадр получится близким к тому световому балансу, который мы видим на самом деле. Поэтому при съемке очень важно не только построить правильно кадр, но и оценить как получаются светлые и темные детали, чтобы избежать больших однотонных пространств на фотографии.

На этом знакомство с техническими основами фотографии можно закончить и перейти к более подробному рассмотрению полуавтоматических режимов съемки и художественным особенностям каждого из них.

Ссылки по теме.

Наглядная демонстрация взаимодействия составляющих экспозиции.

Три слова или основы цифровой фотографии

Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь “творческие режимы” съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.

Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография – это по сути “отпечаток” света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить “внешние” качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что “количество” света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка), размера входного отверстия для света (диафрагма) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственно чувствительность или ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозицией и именно она влияет “физически” на “количество” света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на “количество” света не влияют.

Чувствительность (ISO).

Чувствительность матрицы регулируется программно. Измеряется в единицах ISO, причем чем выше значение, тем выше чувствительность, т.е. тем больше света фиксируется матрицей. Приведем наиболее часто встречающиеся значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400. Исходя из выше сказанного, при фотографировании в солнечную погоду будет достаточно чувствительности 100, а в некоторых случаях (например в горах) даже 50, в сумерках больше подойдет 200, а в темное время суток 400 или 800.

Результат съемки с разным ISO

Почему мы не рассматриваем более высокие значения ISO? Дело в том, что чем выше чувствительность, тем больше камера регистрирует так называемого цифрового шума. Матрица состоит из групп маленьких светопринимающих ячеек трех основных цветов. Их размер зависит от размера самой матрицы и количества мегапикселов (как раз тех самых ячеек). Чем меньше ячейка, тем больше вероятность, что при попадании на нее света будет засвечена часть соседней, а значит появится информация о цвете, которой на самом деле быть не должно. На фотографии это проявляется в виде появления цветных “зерен” и размытии мелких деталей.

Цифровой шум при съемке с высоким ISO

Конечно, с развитием цифровых камер становятся доступными все большие значения ISO, поэтому стоит сделать несколько снимков, и решить какой уровень шума является для вас приемлемым, а каким ISO пользоваться стоит только в крайних ситуациях.

Выдержка

Выдежка – это время, в течении которого матрица открыта для попадания света. При одинаковых настройках, чем больше освещенность, тем меньше выдержка. При съемке с рук с длительной выдержкой стоит помнить, что удержать неподвижно фотоаппарат очень непросто и малейшие колебания (например, нажатие на кнопку спуска) могут вызвать так называемый эффект “шевеленки”, когда объект в кадре получается смазанным.

Качественную картинку реально получить при выдержке 1/60с, хотя, сейчас многие производители стали добавлять в камеры или объективы системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с. Стоит обратить внимание, что система стабилизации должна быть “аппаратной”, в противном случае, камера просто увеличивает чувствительность, что ведет, в свою очередь, к увеличению шума и не дает практической пользы.

Малые значения выдержки позволяют “заморозить” быстродвигающийся объект, а более длинная выдержка позволяет делать качественные снимки в условиях плохой освещенности.

Диафрагма

Диафрагма – это механизм объектива, который регулирует величину отверстия, через которое проходит свет. Обозначается буквой f с цифровым значением, например, f2.8, f3,5. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше цифра, т.е. при f2.8 отверстие больше, чем при f5,6. Величина отверстия влияет на количество света, проходящее через объектив и на глубину резкости. Глубина резкости – это пространство, которое будет резко изображено спереди и сзади от объекта, на котором сфокусирован фотоаппарат.

Зависимость глубины резкости от диафрагмы

Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит отверстие диафрагмы выбирается небольшим – f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать максимально доступную открытую диафрагму f1,4-f3,5.

Экспозиция

Пример разной экспозиции кадра

Экспозиция – это количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата, т.е. это некая величина, которая складывается из значений выдержки и диафрагмы. Для сохранения экспозиции при изменении одного из параметров, другой должен быть изменен в противоположную сторону. В зависимости от количества света мы можем получить три различных результата, а именно: нормальный кадр, кадр пересвеченый (когда теряется информация в светлых частях снимка) и кадр недодерженный (когда исчезают детали в тенях).

На примере слева первый снимок явно передержан (переэкспонирован) – детали светлого здания исчезли, второй кадр сделан с правильной экспозицией, хорошо различимы детали и в светах и в тенях, а третий кадр слишком темный (недоэкспонирован) – тени превратились в сплошную темную массу, в которой ничего невозможно разобрать.

Экспозиция определяет насколько кадр получится близким к тому световому балансу, который мы видим на самом деле. Поэтому при съемке очень важно не только построить правильно кадр, но и оценить как получаются светлые и темные детали, чтобы избежать больших однотонных пространств на фотографии.

Три слова или основы цифровой фотографии

Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь «творческие режимы» съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.

Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография — это по сути «отпечаток» света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить «внешние» качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что «количество» света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка), размера входного отверстия для света (диафрагма) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственно чувствительность или ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозицией и именно она влияет «физически» на «количество» света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на «количество» света не влияют.

Чувствительность (ISO).

Чувствительность матрицы регулируется программно. Измеряется в единицах ISO, причем чем выше значение, тем выше чувствительность, т.е. тем больше света фиксируется матрицей. Приведем наиболее часто встречающиеся значения: 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400. Исходя из выше сказанного, при фотографировании в солнечную погоду будет достаточно чувствительности 100, а в некоторых случаях (например в горах) даже 50, в сумерках больше подойдет 200, а в темное время суток 400 или 800.

Результат съемки с разным ISO

Почему мы не рассматриваем более высокие значения ISO? Дело в том, что чем выше чувствительность, тем больше камера регистрирует так называемого цифрового шума. Матрица состоит из групп маленьких светопринимающих ячеек трех основных цветов. Их размер зависит от размера самой матрицы и количества мегапикселов (как раз тех самых ячеек). Чем меньше ячейка, тем больше вероятность, что при попадании на нее света будет засвечена часть соседней, а значит появится информация о цвете, которой на самом деле быть не должно. На фотографии это проявляется в виде появления цветных «зерен» и размытии мелких деталей.

Цифровой шум при съемке с высоким ISO

Конечно, с развитием цифровых камер становятся доступными все большие значения ISO, поэтому стоит сделать несколько снимков, и решить какой уровень шума является для вас приемлемым, а каким ISO пользоваться стоит только в крайних ситуациях.

Выдержка

Выдежка — это время, в течении которого матрица открыта для попадания света. При одинаковых настройках, чем больше освещенность, тем меньше выдержка. При съемке с рук с длительной выдержкой стоит помнить, что удержать неподвижно фотоаппарат очень непросто и малейшие колебания (например, нажатие на кнопку спуска) могут вызвать так называемый эффект «шевеленки», когда объект в кадре получается смазанным.

Качественную картинку реально получить при выдержке 1/60с, хотя, сейчас многие производители стали добавлять в камеры или объективы системы стабилизации изображения, которые позволяют сдвинуть этот порог в сторону увеличения до 1/25-1/3с. Стоит обратить внимание, что система стабилизации должна быть «аппаратной», в противном случае, камера просто увеличивает чувствительность, что ведет, в свою очередь, к увеличению шума и не дает практической пользы.

Малые значения выдержки позволяют «заморозить» быстродвигающийся объект, а более длинная выдержка позволяет делать качественные снимки в условиях плохой освещенности.

Диафрагма

Диафрагма — это механизм объектива, который регулирует величину отверстия, через которое проходит свет. Обозначается буквой f с цифровым значением, например, f2.8, f3,5. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше цифра, т.е. при f2.8 отверстие больше, чем при f5,6. Величина отверстия влияет на количество света, проходящее через объектив и на глубину резкости. Глубина резкости — это пространство, которое будет резко изображено спереди и сзади от объекта, на котором сфокусирован фотоаппарат.

Зависимость глубины резкости от диафрагмы

Например, для пейзажной съемки нужно, чтобы все пространство было резким, а значит отверстие диафрагмы выбирается небольшим — f10-f16, а для портретной съемки или макро, чтобы красиво размыть задний фон, надо выбрать максимально доступную открытую диафрагму f1,4-f3,5.

Экспозиция

Пример разной экспозиции кадра

Экспозиция — это количество света, попавшее на матрицу фотоаппарата, т.е. это некая величина, которая складывается из значений выдержки и диафрагмы. Для сохранения экспозиции при изменении одного из параметров, другой должен быть изменен в противоположную сторону. В зависимости от количества света мы можем получить три различных результата, а именно: нормальный кадр, кадр пересвеченый (когда теряется информация в светлых частях снимка) и кадр недодерженный (когда исчезают детали в тенях).

На примере слева первый снимок явно передержан (переэкспонирован) — детали светлого здания исчезли, второй кадр сделан с правильной экспозицией, хорошо различимы детали и в светах и в тенях, а третий кадр слишком темный (недоэкспонирован) — тени превратились в сплошную темную массу, в которой ничего невозможно разобрать.

Экспозиция определяет насколько кадр получится близким к тому световому балансу, который мы видим на самом деле. Поэтому при съемке очень важно не только построить правильно кадр, но и оценить как получаются светлые и темные детали, чтобы избежать больших однотонных пространств на фотографии.

На этом знакомство с техническими основами фотографии можно закончить и перейти к более подробному рассмотрению полуавтоматических режимов съемки и художественным особенностям каждого из них.

Ссылки по теме.

Наглядная демонстрация взаимодействия составляющих экспозиции.

Три слова или основы цифровой фотографии

Читайте также:

  1. I. Прочитайте слова и найдите перевод каждого из них ниже.
  2. II. Основы устройства государства
  3. L разработка списков (словарей) для полей с перечислимым характером значений данных
  4. V 4 Основы полемического мастерства и ораторской речи
  5. X. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
  6. XIII. Слоговая структура слова
  7. XIV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
  8. XVI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
  9. А кто её просил меня обзывать? –отозвалась моя гордость. –Я ей, между прочим, даже слова дурного не сказала. И вообще я была милым и непорочным белым ангелом.
  10. Автомати, які мають заборонені вхідні слова, називаються частковими.
  11. Автоматизация звука в слогах, словах, фразах — в связ­ной реги
  12. Административно-правовые основы разрешительной системы.

Когда переходишь с фотомыльницы на более серьезный фотоаппарат, сразу обращаешь внимание на настраиваемые режимы съемки. Казалось бы, зачем они нужны, если есть автоматические сюжетные программы, которые покрывают практически все потребности фотографа. Практически, но не все. В некоторых же случаях автоматика камеры вообще не позволяет получить желаемую картинку. Как раз тут и приходят на помощь «творческие режимы» съемки. В начале они кажутся сложными и запутанными, но на самом деле все достаточно просто и базируется на сочетании 3-х основных параметров, а именно, выдержке, диафрагме и чувствительности, которые составляют основу цифровой фотографии. В этой статье основное внимание уделено описанию этих параметров и особенностям их использования. Художественную составляющую и различные приемы съемки оставим для другого случая.

Итак, почему же именно эти три параметра являются самыми важными настройками камеры? Фотография — это по сути «отпечаток» света на светочувствительном материале, будь то пленка или матрица цифровой камеры. Если отбросить «внешние» качества света, попадающего в фотокамеру (например время суток, погодные условия и т.п.), то получается, что «количество» света на матрице зависит от времени, когда матрица открыта для его попадания (это выдержка), размера входного отверстия для света (диафрагма) и чувствительности к свету самой матрицы (непосредственночувствительностьили ISO). Комбинация из первых двух параметров называется экспозициейи именно она влияет «физически» на «количество» света, чувствительность же позволяет несколько расширить диапазон этих комбинаций. Все остальные настройки камеры на «количество» света не влияют.

| следующая лекция ==>
Статья 48. Соединение уголовных дел | Произведение искусства в просвете бытия истины: М. Хайдеггер и Х. Ортега-и-Гассет

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 72 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основы цифровой фотографии.

Введение

Стремительное развитие компьютерных технологий, прогресс в области цифровой записи изображения обусловили огромный интерес к устройствам позволяющим получать фотографическое изображение без химической обработки. Отсутствие потерь в качестве при длительном хранении и копировании, неограниченные возможности компьютерной обработки изображения привлекают художников, фотографов, .компьютерщиков., как профессионалов, так и любителей. Многие из них впервые сталкиваются с компьютером, конечно же, исключая тех для кого компьютер профессия или увлечение. Но и для них полезно сравнить .цифру. с традиционной фотографией и окончательно сделать выбор, или используя достоинства обеих получать неожиданные, а зачастую и превосходные результаты. Давайте, вместе сравним и разберёмся, что необходимо для занятий цифровой фотографией каждой группе пользователей, и в какую сумму, на сегодняшний день, обойдется любимое хобби. О профессионалах поговорим отдельно, так как у них, от качества результата зависит гонорар и, что немаловажно, мнение клиентов и коллег.

Цифровая фотография . явление молодое и не предполагает полный отказ от традиционных методов. Чтобы получить лучший результат и не переплачивать за ненужную аппаратуру пришедший в магазин покупатель должен четко представлять себе, чем он собирается заниматься и какой результат намерен получить. Для этого необходимо, хотя бы немного, ориентироваться в терминах и понятиях, иначе попав в руки недобросовестного продавца, клиент может переплатить не одну сотню (а то и тысячу) честно заработанных долларов.

Понятие о цифровой фотографии.

При использовании обычных фотоаппаратов изображение фокусируется на фотографической пленке со светочувствительным покрытием, содержащим кристаллы галоидного серебра. Во время проявки пленка погружается в химические реактивы, которые проявляют и закрепляют изображение. Аналогично, в цифровых фотоаппаратах и сканерах изображение фокусируется на светочувствительный полупроводниковый кристалл . прибор с зарядовой связью ПЗС (charged-coupled device, CCD) . то, что часто называют матрицей. Записывается и хранится изображение на сменных .картах. памяти (иногда встречаются фотокамеры с встроенной памятью).

С карт памяти, посредством адаптеров или кабелей информация поступает в компьютер, где происходит окончательная .доводка. картинки: ретушь, при необходимости монтаж или другие творческие методы обработки изображения. После чего изображение распечатывается на сублимационном, струйном, лазерном или другом принтере. Хранятся изображения в виде файла на компакт-дисках или других носителях, откуда они могут быть в любой момент извлечены. Ниже мы подробнее остановимся на устройствах, принимающих участие в формировании цифрового изображения, их типах и характеристиками связанных с ними.

Понятие о сканировании.

Сканер . это устройство, позволяющее переводить текстовые и графические материалы, вообще любые изображения объектов на бумаге, фотопленке или других оригиналах в .цифровой. вид, что существенно удешевляет и упрощает хранение и процесс дальнейшей работы с ними. Здесь идет речь о сканерах для работы с фотопленкой (слайд-сканеры) и в дальнейшем именно они будут называться сканер. Настольные цветные сканеры имеют источник света (люминесцентную или галогенную лампу, либо светодиодную матрицу), который перемещается рядом с изображением, либо изображение перемещается рядом с источником света. Свет, излучаемый лампой, проходит сквозь изображение и пакет из красного, синего и зеленого светофильтров, попадет на CCD-датчик (матрицу, ПЗС), регистрирующий эту информацию. Воспринимающее устройство в однопроходных сканерах содержит три линейки светочувствительных CCD-датчиков с отдельным покрытием для восприятия красного, синего, зеленого света.

Основы цифровой фотографии: контролируем диафрагму и выдержку

Идеальная камера найдена, вы чувствуете, что готовы к фотоохоте. Но как правильно пользоваться цифровым фотоаппаратом? Включаем так называемый «зеленый режим», и автоматика все берет на себя? Но по-настоящему увлекательным процесс фотографирования становится только тогда, когда вы всё контролируете сами. Мы раскроем вам многие тайны.

Серия статей Chip: основы цифровой фотографии

Цифровая фотография — это звучит сложнее, чем это есть на самом деле. Мы объясним вам основные технические приемы, такие как композиция кадра, а также расскажем о некоторых хитростях профессионалов. Благодаря нашим советам вы освоите цифровую фотографию, а ваши снимки станут еще лучше.

Читайте в этом материале:

Цифровой фотоаппарат покупают чаще всего из-за того, что камера телефона не удовлетворяет каких-либо потребностей, будь то зум или качество изображения. Но чем дороже устройство, тем сложнее им управлять. Купленная за немалые деньги зеркальная камера кажется весьма неприветливой и слишком сложной, чтобы снять хотя бы один толковый кадр, и кто-то уже готов вернуться к камере телефона, у которой всего одна кнопка. Но скажем сразу: если вы решите разобраться в тонкостях фотоискусства, то награду получите в виде отличных снимков. Зная всего пару основных правил, вы сможете получить отличное изображение любого объекта при любом освещении.

Что же это значит… PASM?

Буквы «P», «A», «S» и «M» означают разные режимы экспозиции. Соответственно, фотограф выбирает, будет ли он сам устанавливать значение диафрагмы и время выдержки, а расчетом экспозиции займется сама камера.

В режиме «P» камера сама выбирает как значение экспозиции, так и диафрагмы. Программный режим, который в шутку еще называют «режим Паники», гарантирует в большинстве ситуаций вполне приличные результаты, но дает фотографу очень немного возможностей самому контролировать процесс.

В режиме «А» пользователь устанавливает значение диафрагмы, по-английски «Aperture», и тем самым регулирует количество света, которое через объектив попадет на матрицу камеры. А камера сама определяет подходящее время выдержки. Например, при солнечном свете вы можете снимать романтичные портреты с выставленной диафрагмой F2,8 и получить при этом красиво размытый фон, так называемое «боке». У камер Canon этот режим обозначается «Av».

Режим «S» — противоположность режима «A»: здесь фотограф устанавливает уже время выдержки, по-английски «Shutter Speed», а камера выбирает подходящее значение диафрагмы. На практике этот режим используется, чтобы с помощью очень короткой выдержки, например, 1/2000 секунды, «поймать» капли воды или другие быстро движущиеся объекты, и при этом не думать, какое значение диафрагмы устанавливать. А при длинной выдержке, например, 1/3 секунды и больше, текущая жидкость, наоборот, получается размытой, похожей на полосы облаков. У камер марки Canon этот режим обозначается «Tv».

В режиме «М» фотограф выбирает как значение диафрагмы, так и длительность выдержки. Особые условия, такие как ночная съемка или фотографирование художественных сцен, требуют полностью ручного (Manual) контроля над экспозицией.

Что же это значит… выдержка?

Под выдержкой понимают промежуток времени, в который шторка фотоаппарата остается открытой, и свет попадает на сенсор. Чем больше время выдержки, тем светлее будет изображение. Выдержка указывается в секундах (чаще всего в долях секунды): стандартное время выдержки при солнечном свете — между 1/2000 и 1/100 секунды. Ночью это могут быть целые секунды и даже минуты.

Главная причина, почему многие любительские фотографии оказываются нерезкими, это слишком длинная выдержка. Правило гласит, что при фотографировании «с рук» для создания резких снимков, требуется время выдержки, равное единице, деленной на фокусное расстояние. Соответственно, одним из первых приобретений должен стать штатив. Но если треноги у вас с собой вдруг нет, то откройте как можно шире диафрагму и, если он есть, включите стабилизатор изображения, который может компенсировать незначительные сотрясения камеры.

Что же это значит… диафрагма?

Под диафрагмой понимают величину открытия отверстия объектива, через которое свет попадает на матрицу. Чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на сенсор во время фотоэкспозиции. Именно от диафрагмы зависит участок изображения, который будет на фотографии резким. Если вы хотите, чтобы резкими были и объект, и фон, то вам потребуется значение диафрагмы F8,0 или больше. Что немного сбивает с толку: чем больше открыта диафрагма, тем меньше число, которое ее обозначает. Если же вы хотите, чтобы ваша модель выделялась на фоне изображения, то выберите открытую диафрагму, например, F2,8, при этом у вас автоматически будет преимущество в том, что в вашем распоряжении будет много света.

На объективах всегда указывается максимальная диафрагма. Зум-объективы для полнокадровых сенсоров со значением диафрагмы от F2,8 считаются светосильными, фикс-объективы могут иметь значение диафрагмы F1,4 или даже лучше. Возможны даже значения диафрагмы F1.

Что же это значит… ISO?

Число ISO — международный стандарт, который обозначает светочувствительность. Цифровые камеры увеличивают эту чувствительность тем, что они усиливают сигнал изображения. Это ведет к повышению коэффициента светоотдачи, при том, что все остальные параметры не меняются. Минус: с увеличением значения ISO повышается уровень шума.

У компактных камер с CCD-сенсором маленького размера шум на фотографии появляется часто даже при невысоких значениях ISO. При ISO 1600 и выше обязательно появится неприятный цветовой шум. Особенно при съемке в помещениях в условиях искусственного освещения избежать его появления просто невозможно. Число ISO напрямую пропорционально получаемому количеству света: например, при ISO 400 фотография будет в два раза светлее, чем при ISO 200, и в четыре раза, чем при ISO 100, но в два раза темнее, чем при ISO 800.

Что же это значит… фокусное расстояние?

Фокусное расстояние, которое обычно обозначается «f» (по-английски «focal length»), рассчитывается в миллиметрах и означает угол обзора: чем больше число, тем уже угол. Но так как разрешение остается тем же, то при большем фокусном расстоянии камера меньший участок изображения отображает крупнее. Так работает зум.

Кроме того, фокусное расстояние определяет перспективу, с которой объекты отображаются на фотографии. Широкоугольные объективы идеально подходят для того, чтобы показать глубину и ширину сцены, в то время как телеобъективы серьезно приближают объекты, находящиеся далеко от снимающего. Значения фокусных расстояний для портретной съемки лежат чаще всего между 50 и 135 мм, чтобы лица выглядели пропорционально правильно.

Кстати, фокусное расстояние коррелирует с размером сенсора. Сенсоры меньшего размера «увеличивают» предметы, находящиеся далеко, и из-за этого кажется, что у камеры более мощный зум. Чтобы создать общее понятие и дать своим покупателям лучшее представление о своей продукции, большинство производителей, помимо физического фокусного расстояния, указывают еще и значение в пленочном эквиваленте.

Вооружившись этой информацией, вы можете быть уверены, что ваши фотографии идеальны в техническом аспекте. А как же быть с художественным? Читайте в следующей части статьи, почему многие технически совершенные фотографии зрителю неинтересны, и что вы можете сделать, чтобы избежать этого.

Серия статей Chip: основы цифровой фотографии

Цифровая фотография — это звучит сложнее, чем это есть на самом деле. Мы объясним вам основные технические приемы, такие как композиция кадра, а также расскажем о некоторых хитростях профессионалов. Благодаря нашим советам вы освоите цифровую фотографию, а ваши снимки станут еще лучше.

Особенности цифровой фотографии

Цифровая и обычная фотография между собой имеют кое-что общее: сам принцип создания изображения. И там, и здесь изображение создается светом, попадающим через объектив на светочувствительную поверхность. На этом сходство двух видов фотографии заканчивается, и начинаются различия:
— в традиционной фотографии изображение фиксируется на промежуточном носителе — на пленке, которая затем требует проявки. После проявки изображение через увеличитель или станок для контактной печати переносят на фотобумагу.
— Цифровая камера записывает изображения не на пленку, а нa карту памяти. Затем полученные кадры передаются в компьютер и сохраняются на его жестком диске, К компьютеру камеру подключают при помощи кабелей или специальных устройств. Иными словами, цифровая камера относится к устройствам компьютерной периферии.

Разберем, как работает цифровой фотоаппарат, а для этого перечислим основные шаги создания цифрового изображения посредством цифровой камеры:
1. Свет, проходя через объектив, попадает на комплекс светочувствительных элементов — матрицу.
2. Процессор считывает с матрицы информацию, формирующую изображение. При этом он оцифровывает сигналы матрицы, сжимает их и записывает в память.
3. Фотограф оценивает снимок, просматривая его на жидкокристаллическом экране или на экране компьютера.
4. Изображение перезаписывается на жесткий диск компьютера или на другой носитель цифровой информации к при необходимости обрабатывается.

Цифровая камера состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть, которая отвечает за управление фотографическими параметрами съемки — оптоэлектронно-механическая. Она состоит из оптической системы, схем управления фокусировкой, экспозицией и так далее. Вторая часть цифровой камеры скорее сродни компьютеру и состоит из светочувствительной матрицы (сенсора) и программного обеспечения. На основе математических алгоритмов она преобразует световые сигналы в цифровую информацию, оперирует этой информацией, хранит се и передает из камеры в компьютер, на принтер или в иное устройство.

Как получают цифровое изображение
Главное отличие цифровых камер от пленочных состоит в том, что цифровая картинка мира создается в них не на пленке, а на светочувствительном электронном сенсоре. Это самая важная часть цифровой камеры, которая и определяет качество изображения, состоящего из нулей и единичек. Сенсор — это матрица светочувствительных элементов. Когда свет попадает на элементы, из которых состоит матрица, эти элементы генерируют электрический сигнал. Характеристики этого сигнала зависят от интенсивности светового потока. Каждый светочувствительный элемент создает одну точку получаемого изображения, или пиксел (сокращение английских слов «picture element» — элемент изображения). Число таких элементов в матрице определяет одну из важнейших характеристик камеры — ее разрешение. Затем процессор камеры с помощью программного обеспечения преобразует электрические сигналы элементов матрицы в двоичный код, состоящий из нулей и единиц. Этот код цифровая камера записывает и сохраняет.

Самые распространенные пиксельные значения разрешения камеры соответствуют тем, что применяются в компьютерных мониторах: 640×480, 1024×768, 1280×1024, 1600×1200 и так далее. Первая цифра означает число пикселов по горизонтали, вторая — по вертикали. Перемножив их, получим разрешение камеры. К примеру, трехмегапиксельиая цифровая фотокамера позволяет получить снимок с разрешением 2000×1500 точек. Тому, кто покупает свою первую цифровую камеру, за числом пикселов поначалу гнаться не стоит: для обычного семейного фотоальбома, для отпускных фотографий или съемок вечеринок достаточно двух или трех миллионов пикселов (то есть двух или трех мегапикселов). Снимки, сделанные двухмегапиксельной камерой, сохраняют хорошее качество в формате стандартной фотокарточки 10×15 см. Но для того, чтобы распечатать изображение большего размера, разрешения камеры может оказаться недостаточно.

Если разрешение вашей камеры меньше двух мегапикселов и если вы предполагаете разместить сделанную этой камерой картинку в Интернете, то проблем скорее всего не будет. Иное дело, если вы хотите увеличить снимок и распечатать его. Недостаток разрешения камеры означает недостаток информации для верного отображения снимка, и при увеличении до определенных значений картинка распадется на квадратики-пикселы. Округлые и искривленные границы предметов при этом оказываются как бы состоящими из ступенек. Недостаточное разрешение также может вызывать искажение цветов. Понятно, что в этом случае о качестве изображения не может быть и речи.

Ссылка на основную публикацию