Три кита фотографии: диафрагма, выдержка и экспозиция | Foto-kadr.ru

Три кита фотографии: диафрагма, выдержка и экспозиция

Три кита фотографии: диафрагма, выдержка и экспозиция

Кажется, что всё то, что будет рассказано в сегодняшней статье, будет интересно для всех начинающих фотографов, и весьма полезно им. Речь пойдет, пожалуй, о самом главном в фотографии, о трех ее столпах: о выдержке, диафрагме и экспозиции. Без знаний этого невозможно освоить фотографию.

Поначалу некоторым это покажется очень сложным. Стоит приложить лишь немножко усилий, и вы всё усвоите.

Все три этих элемента – выдержка, диафрагма и экспозиция – играют достаточно важную роль в создании фотографического изображения. Овладев работой с ними, вы легко сможете создавать хорошие фотографии. Вы будете учитывать эти элементы при фотографировании тех или иных сюжетов, ситуаций, объектов. Сможете делать технически качественные снимки в различных условиях освещения. Научитесь правильно расставлять приоритеты, чем-то жертвовать ради достижения определенной цели. А чтобы правильно со всем этим работать, и нужно знать — что же такое выдержка, диафрагма и экспозиция.

Диафрагма

Диафрагма – это механическое устройство внутри объектива, позволяющее регулировать световой поток, который, проходя через линзы этого объектива, попадает на светочувствительный элемент – матрицу (или же, как в аналоговой фотографии – фотопленку). Механизм диафрагмы посредством нескольких подвижных металлических лепестков расширяет или сужает отверстие, через которое и проходит световой поток.

Kevin Corrado / 500px.com

Lothar Adamczyk / 500px.com

Adrian De Vittor / 500px.com

Happy Kiddo / 500px.com

Martyn Castens / 500px.com

Скорость затвора

Затвор в нормальном состоянии преграждает путь света к сенсору. Во время нажатия на кнопку спуска происходит открытие затвора. Время, в течении которого затвор открыт называется выдержкой. В течении этого времени на сенсор камеры попадает свет и происходит запись изображения.

Чем меньше времени открыт затвор, тем меньше света попадает на сенсор камеры. Соответственно снимок получается более темный. Кроме того, короткая выдержка позволяет запечатлеть очень короткое мгновение. Все действия в кадре окажутся заморожены. Это могут быть летящие капли, мяч, движущийся автомобиль или что-то другое. Кроме того, четкость снимков, сделанных на короткой выдержке больше, чем у фотографий, сделанных на длинной выдержке.

Длинная выдержка пропускает большое количество света. Снимки получаются более светлыми. Движущиеся объекты получаются смазанными из-за того, что во время записи изображения объект перемещается, а следовательно на снимке фиксируется каждое положение объекта. Часто движение объектов в кадре портит снимки, но это можно использовать и как художественный эффект.

Ario Wibisono / 1x.com

Erhan Dayi / 1x.com

Muhammad Fadli / 1x.com

Andre Arment / 1x.com

Leonardo Fava / 500px.com

Экспозиция

Экспозицией называется количество света, которое воспринимает сенсор во время съемки. Регулируется экспозиция выдержкой и диафрагмой. Большее количество света делает снимки светлыми, а меньшее — темными.

На экспозицию также влияет светочувствительность сенсора. Она измеряется в единицах ISO. Сенсор не записывает весь световой сигнал, который попадает на него. ISO регулирует количество записываемого светового сигнала. Большое значение ISO приводит к появлению помех, выражающихся в образовании шума на фотографиях. Из этого следует, что снимать лучше на минимальном значении ISO.

Если снимок получился темным или светлым, то говорят, что он или недоэкспонирован или переэкспонирован.

Светочувствительность, диафрагма и выдержка — Три кита фотографии

К огда-то, давным-давно, наши предки получали фотоснимки совершенно иным способом, нежели нынешнее поколение. Изображение проходило ряд метаморфозов, прежде чем обрести приемлемый вид. Фотография в самом начале своей эволюции имела малоизвестное ныне название — дагеротипия.

Вплоть до конца ХХ века мастера фотографии часами проводили в святая святых — «красной комнате», фотопечатной лаборатории. Ветераны светописи с ностальгией вспоминают те добрые времена, когда в «красной комнате» вершилось таинство рождения фотографии. Было в этом «ритуале» нечто мистическое, трансцендентальное.

Много воды утекло с тех пор, и многое изменилось в технологических подходах фотоэволюции, но остались неизменны основные принципы светописи — незыблемые постулаты, знать которые на зубок должен каждый, мало-мальски уважающий себя, фотограф.

Диафрагма. Выдержка. Светочувствительность.

Начинать изучать фотодело необходимо именно с этих трех понятий. Несмотря на то, что все три фактора неотъемлемы друг от друга, рассмотрим каждый из них в отдельности. Постараюсь рассказать как можно проще.

Диафрагма

Диафрагма (может встречаться в литературе как «апертура») — это понятие касается исключительно объектива фотоаппарата. Величиной диафрагмы называется изменяющийся диаметр пропускного отверстия оптической системы фотокамеры. Другими словами — величина отверстия в объективе. От диаметра этого отверстия зависит количество света, которое попадет на фотосенсор, а также глубина резкости изображения, т.е. диапазон четкой фокусировки.

Этот диапазон может быть бо́льшим, при «закрытой» диафрагме, в этом случае все предметы на фотографии получатся одинаково резкими. Но стоит открыть диафрагмируемое отверстие, как глубина резкости сократится, и задний план будет не в фокусе. Этот прием часто используют профессионалы, чтобы выделить тот или иной объект съемки. Необходимо также запомнить, что большие числовые значения диафрагмы соответствуют малому светопропускному отверстию, а малые, наоборот, открытой диафрагме.

Выдержка

Выдержка или, как еще говорится, время экспозиции.

На пути света, проходящего через объектив к фотосенсору, существуют так называемые «шторки», которые, как и диафрагма, дозируют количество света, но не диаметром отверстия, а временем воздействия на светочувствительный элемент (фотосенсор) камеры. Это могут быть как механические шторки, так и электронный их аналог.

При нажатии фотографом на спуск камеры, шторки на мгновение открывают путь свету, попадающему на фотосенсор. Как и диафрагма, выдержка может быть изменена (в сторону увеличения или уменьшения времени экспозиции). Измеряется выдержка в секундах, а чаще долях секунды (1/250, 1/500 и т.д.).

Основное назначение выдержки — регулировка порции света, попадающего на фотосенсор. Например, в пасмурную погоду время на экспозицию понадобится больше, чем в ясную. Это обусловлено снижением интенсивности освещения и это, как следствие, способствует слабой засветке фотосенсора.

При определенном увеличении времени экспозиции суммарное количество света, попадающего на фотосенсор, становится оптимальным. Необходимо учитывать, что при длинных выдержках вибрация фотокамеры или движения объектов съемки приведут к «смазу» изображения. Иногда это входит в изначальный замысел фотографа, создающего с помощью «смаза движения» специальный эффект.

Использование штатива при длинных выдержках помогает избежать нежелательных «смазов».

Светочувствительность фотосенсора (ISO)

Когда-то роль фотосенсора играла пленка, она, также, имела маркировку светочувствительности. Теперь фотосенсор имеет регулировку светочувствительности, которая определяет силу его реакции на свет.

В современных цифровых фотоаппаратах светочувствительность обозначается как ISO. Чем больше показатель ISO (ISO-100, ISO-200 …), тем меньшее количество света понадобится сенсору для фиксации изображения с правильной экспозицией.

Увеличение ISO целесообразно при слабом освещении, чтобы сделать возможной установку более короткой выдержки, которая в свою очередь сократит «смазывание движения».

Современные цифровые фотоаппараты склонны производить, так называемые, «цифровые шумы» (подобие зернистости) при высоких показателях ISO. Поэтому, для получения качественных снимков, устанавливайте на своих фотокамерах, по возможности, минимальную светочувствительность фотосенсора.

Три кита фотографии: диафрагма, выдержка и экспозиция

Ох уж эти киты. В школах дети обсуждают, родители и преподаватели, если не в панике, но серьезно обеспокоены. Но нам с вами сегодня предстоит разобраться с не с одним, а сразу с тремя «китами» в фотографии: выдержкой, диафрагмой и ISO. Именно от этих трех слов, а точнее — настроек вашей фотокамеры — и зависит, на сколько качественными и интересными будут ваши снимки. Ну что, поехали в фотоокеанариум, смотреть китов!

Все три этих элемента «кита», на которых держится фотография – выдержка, диафрагма и светочувствительность (ISO) – играют самую важную роль в создании фотографии. Поняв, что это, вы легко сможете учитывать их при фотографировании разных ситуаций, объектов и ваши фотографии сразу выделятся серди миллионов фоток, которые делают ваши одноклассники и друзья.

Диафрагма

Диафрагма – это, как мы уже с вами узнали из урока 2, механическое устройство внутри объектива. Вы разобрались с этим? Значение диафрагмы ( f/. ) позволяет регулировать световой поток, который, проходя через линзы объектива, попадает на сенсор. Оно устанавливается или вручную, или автоматически, если вы установили такие настройки. О них мы поговорим с вами немного позже.

Выдержка

Затвор, а о нем вы узнали в нашем первом уроке, устройство внутри камеры, которое преграждает путь света к сенсору или, открывшись, позволяет свету попасть на сенсор и получить фотографию. Открытие происходит, когда вы нажимаете на кнопку спуска. Время, в течении которого затвор открыт и называется выдержкой. А количество света, которое воспринимает сенсор во время съемки, называют экспозицией.

Если снимок получился темным или светлым, то говорят, что он или недоэкспонирован или переэкспонирован — он не получился.

Регулируется экспозиция выдержкой и диафрагмой. Большее количество света (или бóльшая экспозиция) делает снимки светлыми, а меньшее — темными.

ISO

На экспозицию также влияет светочувствительность сенсора. Она измеряется в единицах ISO. Сенсор не записывает весь световой сигнал, который попадает на него. Настройка ISO регулирует количество записываемого света.

Но большое значение ISO приводит к появлению помех, которые фотографы называют шумом (он совсем не громкий!).

Шум на фотографии

Снимать лучше на минимально возможном значении ISO, чтобы получить качественные фотографии.

Есть большие значения ISO, которые можно установить в настройках, но фотографии будут просто ужасными! Хоть ваш фотоаппарат и может снимать на таких ISO, делать этого не нужно.

Существует три кита, три способа регулировать количество света, который попадает на сенсор и делать фотографию: с помощью диафрагмы, затвора и чувствительности матрицы ISO.

Сложно? Чтобы понять эти три способа, представим свет как воду, которая течет через обычный водопроводный кран!

Если вы сильно откроете кран, стакан заполнится быстро, а прикрутив — время наполнения увеличится. Так же работает и диафрагма! Чем большее открыть ее — тем больше света попадет на сенсор и наоборот.

Однако, если вы немного откроете кран, понадобится больше времени, чтобы заполнился стакан. Время, за которое течет вода — это и есть скорость затвора!

Чем больше стакан, тем больше времени понадобится, чтобы его заполнить водой. Это и есть ISO! Большой стакан — это малая чувствительность, и нужно больше времени на его наполнение. Маленький стакан — большая чувствительность — стакан наполнится быстро.

Все эти три кита вы можете установить сами в своей камере, если она сделана с такой возможность, или автоматически, если вы установили режим «Авто» или у вас компакт начального уровня, где все за вас делаем фотоаппарат. О том, как настроить вашу камеру для разным видов съемки — будет посвящен наш следующий урок.

А теперь мы вам расскажем большую тайну, о которой должен знать каждый фотограф! Даже две. Готовы?

Помимо регулировки количества света, которое попадает на матрицу, диафрагма увеличивает или уменьшает глубину резкости! Ее фотографы называют словом которое очень напоминает болезнь или что можно съесть — ГРИП. Но это не зараза, и не гриб. Это «глубина резко изображаемого пространства». Ужасно сложное словосочетание, но его нужно запомнить! ГРИП — это что будет резким впереди и сзади того, на чем вы сфорусировали свою камеру. Чтобы понять это, смотрим на рисунок:

Изменяя диафрагму, можно настроить глубину резкости. Чем меньше глубина резкости, тем более размытый снимок!

При небольшой глубине резкости (раскрыть диафрагму, число под f/ — маленькое) передний и задний план получаются более размытыми. Для того чтобы весь снимок был резким, нужно зажать диафрагму, сделать ее отверстие меньше (число под f/ — большое).

Иными словами: если вы хотите, чтобы пирамиды в Гизе, куда вы приедете с родителями, были резкими в кадре — нужно уменьшить диафрагму, а если нужно размыть фон в портрете (но сделать это можно только с дорогими, светосильными объективами) — диафрагму надо раскрыть. Зажав диафрагму, вам для правильной экспозиции придется увеличить либо выдержку, либо ISO. И тут мы подходим ко второй тайне фотографии!

Вторая тайна заключается в том, что изменяя скорость затвора, можно, те только регулировать количества света, который попадает на сенсор, а и «заморозить» или смазать объект, который находится в движении! . Этим можно и нужно пользоваться, когда вы хотите показать движение, например, текущую воду. Скорость затвора показывается в секундах, или в долях секунды.

Но помните, что при низких скоростях затвора, малейшее дрожание фотокамеры может стать причиной размытости снимка. Ее называют «шевеленкой» — коварная штука!

Чтобы избежать смазывание на фотографии на длинных выдержках, фотографы применяют различные приспособления, которые делают камеру неподвижной. Наиболее распространенным из них является штатив. Его очень желательно вам приобрести.

Чтобы узнать, какаю выдержку уже нельзя ставить, чтобы не было «шевеленки» — разделите число 1 на фокусное расстояние (ФР) вашего объектива. 1/50mm, например, будет соответствовать 1/50 секунды, больше — нельзя!

Если установив диафрагму (для нужной ГРИП) и выдержку (не больше, чем 1/ФР объектива) снимок получился темным — придется увеличивать ISO. При этом качество снимка, напомним, ухудшается. Сравните два снимка на ISO 100 и 800 — шумы становятся заметными:

ISO100

ISO800

На этом мы заканчиваем нашу экскурсию в «океанариум фотографии», где вы узнали и увидели, какие они, фотокиты. Ну и для большего понимания возьмите себе схему на заметку:

А теперь, традиционно, наша «домашка».

1. Читаем. Разбираемся. Запоминаем!

2. Ответьте на контрольные вопросы:

  • Какие «три кита» есть в фотографии?
  • На что влияет диафрагма? Какие значения у большого значения диафрагмы, а какие — у маленького? Какую надо установить диафрагму, чтобы все в кадре — и спереди, и сзади объекта съемки — было резким?
  • На что влияет выдержка? Какую выдержку надо установить, чтобы не было смазывания кадра? Какую выдержку надо поставить, чтобы снять движение воды и как избежать при этом «шевеленки»?
  • Что такое ISO, как оно влияет на качество фотографий? Можно ли увеличивать ISO до максимальных значений?

3. Найдите в инструкции к вашему фотоаппарату раздел, в котором рассказано, как менять эти три кита фотографии — выдержку, диафрагму и ISO. Нам это понадобиться на следующем уроке.

Как всегда, мы готовы ответить на все ваши вопросы, наши юные друзья, на форуме сайта.

Диафрагма, выдержка, ISO простым языком

Если вам надоел скучный авторежим своего фотоаппарата и захотелось больше творчества, то настало самое время познакомиться с азами экспозиции. В этой статье мы расскажем простым языком, что такое экспозиция и три её кита: диафрагма, выдержка, ISO (чувствительность).

Каждый опытный фотограф знает, что нужно уметь правильно настраивать параметры экспозиции. А что это такое? Экспозиция – это параметр, показывающий количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата в момент съемки. Когда экспозиция выстроена правильно, то её значение равно нулю. Если света недостаточно, то она уходит в минус. А когда пересвет кадра, то в плюс. На зеркальных фотоаппаратах она изображается в виде горизонтальной шкалы, в центре которой ноль.

Чтобы достигать оптимального уровня экспозиции, в фотоаппарате есть три параметра, которыми можно управлять. Речь идет о диафрагме, выдержке и ИСО чувствительности. Значение ИСО управляет чисто светом, а вот диафрагма и выдержка ещё и влияют на художественный вид фотографии. Поговорим об этих значениях подробнее.

Диафрагма – первый среди равных

Первый и самый популярный параметр, которым любят управлять фотографы – это диафрагма или апертура. Первое слово латинское, а второе английское. В русском же варианте они переводятся как перегородка или отверстие. Собственно диафрагма – это и есть отверстие в объективе, которое открывается и закрывается, влияя тем самым на количество попадаемого света на матрицу. Но самое интересное, на что влияет диафрагма – это всеми любимое размытие заднего фона, так называемое боке.

Пример фото на открытой диафрагме

Диафрагма обозначается буквой “F” и имеет значения от единицы и выше. Чем цифра меньше, тем больше раскрыта диафрагма. На открытой диафрагме и достигается максимальное размытие фона. Если же вы хотите получить максимально резкий кадр, то тогда диафрагму нужно закрывать.

Выдержка – повелитель времени

Следующий важный элемент экспозиции – выдержка. Это отрезок времени, в течении которого будет открыт затвор при нажатии на кнопку спуска. Если диафрагма ограничивает свет сужением площади, через которую он может пройти, то выдержка ограничивает его по времени. Казалось бы всё просто, настраиваем выдержку и диафрагму для попадания нужного количества света и всё. Но, при одном и том же количестве света и разных пропорциях диафрагмы и выдержки, результат на фото будет разным. Выдержка, так же как и диафрагма, влияет на изображение в кадре. Она обладает эффектом “заморозки”. При короткой выдержке струя воды будет застывшей и вы сможете разглядеть каждую каплю, а при длинной струя будет гладко смазана и больше похожа на туман, чем на воду.

Водопад на длинной выдержке

Выдержка измеряется в секундах. Она обозначается так: 1 – это секунда, 2 – это две секунды, 1/125 – это одна сто двадцать пятая секунды и т. д. Чем значение меньше, тем короче выдержка.

Чувствительность ISO – меньше, значит лучше

Последний параметр- это ISO. Он никак не влияет на художественную составляющую кадра, он только влияет на его качество. Чем он ниже – тем лучше. Значение ИСО отображает чувствительность матрицы камеры. Чем больше мы увеличиваем матричную чувствительность, тем больше в кадре будет появляться шумов.

Чувствительность так и обозначается, как ISO. Минимальное значение, как правило равно 100. Максимальное на всех фотоаппаратах разное.

Ниже приведена наглядная таблица, показывающая какой параметр на что влияет.

Подведем итог: как работать с диафрагмой и выдержкой

В зависимости от задачи фотографа, он может выбрать приоритетным параметром диафрагму или выдержку. Никогда в приоритете не бывает ISO, так как его используют как вынужденную меру, когда невозможно добиться необходимого количества света при помощи двух первых параметров. Это не значит, что ИСО всегда должно быть минимальным, просто не нужно этим злоупотреблять.

Что такое приоритет диафрагмы или выдержки? Это когда вы задаёте один параметр, а второй уже подстраиваете под него.

  • Приоритет диафрагмы – устанавливается, если вам необходимо добиться размытия фона, либо резкости кадра.
  • Приоритет выдержки – устанавливается, если нужно заморозить кадр, либо придать ему динамики.

В любом зеркальном и беззеркальном фотоаппарате есть два таких полуавтоматических режима. Приоритетный параметр вы устанавливаете сами, а всё остальное за вас подстраивает фотоаппарат. Именно с них и рекомендуется начинать своё знакомство с экспозицией.

Таблица соотношения iso диафрагмы и выдержки

Таблица значений выдержки и диафрагмы при разных погодных условиях

Не нужно воспринимать эту таблицу, как эталон, она служит лишь для понимания принципов взаимосвязи этих параметров. Поменьше зацикливайтесь на всяких таблицах, а больше практикуйтесь, экспериментируйте и получайте удовольствия от любимого занятия.

Что такое диафрагма, выдержка и ISO?


Если вы купили свой первый зеркальный, беззеркальный или любой другой фотоаппарат, который поддерживает так называемые ручные настройки, то, определенно, вам будет полезна наша сегодняшняя статья. Итак, сегодня поговорим о трех основных параметрах съемки – выдержке, диафрагме и ISO.

Что такое диафрагма фотоаппарата?

Фотография – это светопись. Поэтому и диафрагма, и выдержка влияют на количество света, которое попадет на матрицу после нажатия на кнопку спуска затвора.
Диафрагмой называют один из основных параметров съемки. Строго говоря, диафрагма – это параметр, относящийся не к самому фотоаппарату (тушке), а к объективу. Поэтому вернее будет спросить, что такое диафрагма объектива?

Так вот, диафрагма объектива – это механическая настройка, позволяющая регулировать количество света, проходящего через объектив. Грубо говоря, диафрагма – это отверстие, через которое проходит свет. Если копнуть глубже, то можно выяснить, что диафрагма объектива – это несколько лепестков, которые меняют своё положение, тем самым уменьшая или увеличивая отверстие, через которое проходит свет.

Что для начала нужно из этого вам вынести? Во-первых, чем больше отверстие, тем больше света проходит через объектив. Во-вторых, вам также нужно знать, что чем МЕНЬШЕ диафрагменное число, тем шире открыта «дырка», а значит БОЛЬШЕ диафрагма. Таким образом, на современных объективах, максимальное открытие диафрагмы достигается при значениях f/1.2 и f/1.4. Ещё большая светосила, вроде f/1.0 и f/0.95 доступна на дорогостоящих эксклюзивных стеклах, которыми обычно не пользуются даже профессионалы.

Итак, возьмем для примера пару конкретных объективов. Скажем, Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G и Nikon 50mm f/1.4D. Их максимальная диафрагма указана в названии. Для первого объектива она составляет f/3.5 на 18mm и f/5.6 на 105mm, для второго – f/1.4. Этот параметр также называют светосилой. При чем заметьте, указывается только максимальная светосила. Прикрыть диафрагму до значений вроде f/7.1, f/11 можно на любом объективе. Крайнее значение обычно составляет f/22 у зумов (18-105mm) и f/16 у фиксов (50mm). Про зумы и фиксы мы говорили в отдельной статье.

Что такое выдержка в фотоаппарате?

Также как и диафрагма, выдержка влияет на количество света, которое в итоге попадает на матрицу фотоаппарата (или пленку). Если диафрагма регулирует количество света с помощью диаметра отверстия в объективе, то выдержка – это параметр самой тушки.

Выдержка – это время, в течении которого свет экспонирует светочуствительный элемент, которым сегодня является матрица фотоаппарата. Выдержка измеряется в долях секунды. Например, 1/60, 1/800. Выдержка может быть и больше секунды, обычно она обозначается 1’’ (1 секунда), 10’’ (10 секунд) и т.д. В выдержках меньше секунды для удобства может быть опущена единица, и таким образом выдержка может обозначаться как 60, 800 и т.д.

Что такое ISO в фотоаппарате?

В настоящее время ISO – это светочувствительность матрицы фотоаппарата. Это третий параметр, способный влиять на экспозицию снимка. Базовое ISO на современных камерах – 100-200 единиц. Максимальным может быть ISO 6400, 12800 и больше. Чем физически больше и качественнее матрица фотоаппарата, тем больше возможности ISO.

Вообще, грубо говоря, ИСО – это тот параметр, который влияет на шум снимка. Чем выше ISO, тем больше на фотографии так называемых шумов. Соответственно, малошумные матрицы очень ценятся сегодня, ведь они позволяют снимать при плохих условиях освещенности с рук и получать хорошие снимки. Вот фотоаппараты, которые на сегодня лидируют по показателям ISO: Sony A7s, Nikon D800e, Nikon D800, Nikon Df, Nikon D4s, Nikon D4, Nikon D600, Nikon D610. Как вы видите, лучше всего пока что справляются с шумом камеры компании Nikon, в которых в основном стоят матрицы компании Sony. Вот такой вот парадокс. Однако всё-таки лидером является Sony A7s, которая на момент написания данной статьи только-только появилась.

Этот снимок сделан на ISO 900. Ниже приведены увеличенные фрагменты (кропы) данного кадра на разных ISO. Увеличен правая верхняя часть подсвечника

Как работать с выдержкой, диафрагмой и ISO

Мы рассмотрели три параметра, влияющих на экспозицию снимка. Теперь давайте разберемся, как же эти параметры взаимодействуют между собой и на что каждый из них влияет.

Итак, предположим, что мы находимся в условиях, когда ISO 400, диафрагма f/4 и выдержка 1/400 дают нам идеальную экспозицию, которую обозначим за 0. Но тут появился источник дополнительного света (вышло солнце, поставили дополнительный осветитель и т.п.). Экспозиция из 0 смещается в сторону +, предположим, на 1 стоп (кадр становится светлее, появляются «пересветы»). Что такое один стоп и как мы можем сделать кадр немного темнее, чтобы не было пересвета? Грубо говоря, для ISO и выдержки 1 стоп – это увеличение или уменьшение значения в 2 раза. Для диафрагмы в 1,4 раза. Таким образом, чтобы затемнить кадр у нас есть следующие варианты:

  1. Уменьшить ISO с 400 до 200 единиц.
  2. Уменьшить выдержку с 1/400 до 1/800.
  3. Закрыть диафрагму с f/4 до f/5.6

А теперь давайте посмотрим, на что это повлияет в конечном итоге:

  1. Количество шума на кадре уменьшится.
  2. Изменений практически не будет.
  3. Увеличится зона резкости, уменьшится размытие (боке).

Таким образом, если мы снимаем портрет, то нам лучше всего подойдет первый вариант, потому что шума станет меньше. Если снимаем пейзаж, то опять же, хорошим решением будет выбрать первый вариант, но и третий вариант при определенных условиях может улучшить картинку (она станет резче). Если мы снимаем спорт, то второй вариант будет предпочтительнее, так как чем короче выдержка, тем проще поймать движение.

Как стоит работать с основными параметрами съемки в реальной жизни

То, что мы описывали выше, можно использовать при фотосъемке, работая со всеми параметрами в ручную. То есть, выставляете на камере мануальный режим (M) и следите за каждым параметром. А теперь раскрою вам секрет. Большая часть даже профессиональных фотографов не снимает в мануальном режиме.

В каждом фотоаппарате, поддерживающем ручные настройки, есть режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Об этом мы говорили в статье «Как фотографировать зеркальным фотоаппаратом».

Режим приоритета диафрагмы позволяет контролировать только диафрагму, а выдержку оставить на откуп автоматике камеры. Режим приоритета выдержки работает аналогичным образом, только в нём вы отвечаете за выдержку.

Добавьте к этому отлично работающую систему Auto ISO в современных камерах, которая подбирает светочуствительность исходя из конкретной ситуации, и получится, что вы осуществляете контроль только 1 выбранного параметра.

Колесо выбора режимов Nikon: M — ручной, A — приоритет диафрагмы, S — приоритет выдержки

Например, вы выбираете приоритет диафрагмы для съемки портрета в солнечный день. Выставляете диафрагму на 2.8. Автоматика подбирает необходимую выдержку, а ISO в таких условиях выставляется на 100 единиц (то есть, на минимальное значение). Вообще, камера старается всегда выставить минимально возможное значение светочувствительности. Таким образом, вы получаете, например, диафрагму f/2.8 (которую задали вы), выдержку 1/1600 и ISO 100 (эти два значения подобрала автоматика). В случае, если получившийся кадр оказался слишком светлым или наоборот, слишком темным, вы можете влиять на экспозицию напрямую, увеличив или уменьшив её значение. Как влияет одна ступень экспозиции на изменение параметров написано выше. В случае, если выбран режим приоритета диафрагмы, изменение экспозиции на 1 ступень в плюс, заставит автоматику уменьшить выдержку до 1/800, чтобы сделать кадр светлее. В данном случае значение диафрагмы у нас является константой, а изменение экспозиции происходит только за счет двух параметров, ISO и выдержки. Кстати, обратите внимание на то, что шаг экспозиции в современных фотоаппаратах обычно установлен на 1/3 ступени. То есть, обычно это выглядит так: 0, +1/3, +2/3, +1 и т.д. Изменение на 1/3 уменьшит выдержку не до 1/800, а до 1/1250.

Таким образом, режим приоритета диафрагмы позволяет сконцентрироваться только на одном параметре и не отвлекаться на другие. При этом фотограф контролирует именно тот параметр, который ему интересен. С режимом приоритета выдержки всё примерно также, правда, исходя из личного опыта, могу сказать, что он обычно менее востребован.

Выводы

Как вы уже поняли, разобраться со всеми этими настройками не так уж и сложно. В рамках одной статьи я в общем-то постарался объяснить на пальцах, какие параметры и на что влияют. Нужно всего лишь один раз прочитать об этом, а потом немного поиграться с настройками своей камеры и посмотреть, что получается, когда вы меняете тот или иной параметр. Надеюсь, вам помогла эта статья немного лучше понять, как работает ваш фотоаппарат. До скорых встреч и удачных кадров!

Три кита фотографии

Выдержка, диафрагма, экспозиция – вот три кита, на которых стоит фотография. Время, которое соответствует открытому состоянию затвора фотокамеры называется выдержкой. За этот промежуток времени свет, проходя сквозь оптическую систему, создает изображение на матрице или пленке.

Длительность выдержки для съемки конкретного сюжета выставляется с помощью специального колесика, вращая которое можно выбрать выдержку из ряда чисел 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125 и т. д.

Эти числа показывают доли секунды, например, если выбрать 1/125, то это означает, что затвор фотокамеры будет открыт на 1/125 секунды. Если выбрать 1/1, то затвор будет открыт ровно на одну секунду.

В фотокамере есть также ручной режим В при котором затвор будет оставаться открытым до тех пор, пока нажата и удерживается кнопка спуска затвора.

Рисунок 1. Выдержка, диафрагма, экспозиция.

Диафрагма

Мы уже выяснили, что количеством света, попадающим на сенсор или пленку можно управлять путем изменения степени ее освещенности. Для этих целей в фотокамере применяют диафрагму.

Именно диафрагма позволяет изменять относительное отверстие объектива. По конструкции она представляет собой набор из нескольких лепестков, расположенных по окружности и образующих в центре объектива отверстие близкое по форме к кругу.

Рисунок 2. Так выглядят лепестки диафрагмы.

Раздвигая или сдвигая лепестки можно менять диаметр этого отверстия. Достигается это за счет вращения кольца на объективе. Современные фотокамеры имеют встроенные в объектив сервоприводы, которые автоматически регулируют диаметр относительного отверстия диафрагмы в зависимости от выбранных установок.

На объективах без сервоприводов около кольца располагается шкала с числами, образующими ряд: 1, 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22. Каждое последующее число больше предыдущего на 1,4. Поворот кольца на одно деление означает изменение площади относительного отверстия объектива в 2 раза.

Например, при значении 11 площадь относительного отверстия в два раза меньше, чем при значении 8, и объектив пропускает в 2 раза меньше света. Эти числа называют значениями диафрагмы или просто диафрагмой. А разницу между ними – ступенями.

Еще один важный момент, о котором следует знать, заключается в том, что при одном и том же значении диафрагмы абсолютно любой объектив пропускает одинаковое количество света.

Размер отверстия объектива при данном значении диафрагмы непосредственно связан с его фокусным расстоянием, которое определяет формат получаемого изображения. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем больше диаметр отверстия при одной и той же диафрагме. Однако, в конечном счете, интенсивность света, попадающего на пленку или сенсор, одна и та же.

Выдержка, диафрагма, экспозиция взаимосвязаны. Величину экспозиции можно регулировать либо за счет выдержки, либо за счет диафрагмы.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Бутылочки (11)
  • Всё для блога (4)
  • Всё для свадьбы (11)
  • аксессуары (19)
  • Для жениха (1)
  • Для невесты (4)
  • фото (4)
  • всё для фотографа (23)
  • Позирование (8)
  • полезное чтиво (23)
  • вышивка (14)
  • дача и все для нее (24)
  • декупаж (13)
  • Мастер классы (3)
  • для детей (73)
  • полезное чтиво (24)
  • детская одежда (23)
  • детские игрушки (11)
  • разное (23)
  • Заработок в интернете и не только (20)
  • Заработок виртуальный (3)
  • Заработок реальный (17)
  • Здоровье и Красота (20)
  • интерьер (14)
  • Картинки (19)
  • Компьютер, и с чем его едят (1)
  • кулинария (47)
  • блюда из мяса, курицы (34)
  • блюда из рыбы (2)
  • выпечка (23)
  • разное (36)
  • кухонная атрибутика (9)
  • мебель (15)
  • Мои мысли, чувства и другое (3)
  • мои начинания и победы (2)
  • Мои рассказы и стихи (1)
  • мои работы (0)
  • новый год (13)
  • одежда (22)
  • обувь (1)
  • поделки и креативные идеи (62)
  • Полезное чтиво, и просто интересное (87)
  • Рисование (9)
  • свечи (6)
  • скрапбукинг (52)
  • Бантики (3)
  • бирочки (3)
  • тильды (5)
  • фотошоп (3)
  • цветы (121)
  • ганутель (1)
  • из конфет (31)
  • из ткани (36)
  • канзаши (16)
  • цветы из бумаги (22)
  • цветы из капрона (6)
  • шкатулки и коробки для хранения (27)

неизвестно

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Экспозиция фотографии для начинающих. Три кита фотографии.

Суббота, 08 Декабря 2012 г. 21:01 + в цитатник

Итак, начнем с самого начала. Наша камера всего лишь устройство, собирающее свет, отраженный от различных предметов, то есть основа всей фотографии и всех тех снимков, которые вы получаете одним нажатием кнопки – это свет. И, грубо говоря, от того, сколько света попадет на светочувствительную поверхность внутри вашего фотоаппарата, зависит будет ли наш кадр нормальным, темным или слишком светлым, а выражаясь терминами фотографии – недоэкспонированным, с нормальной экспозицией или переэкспонированным, как в примере ниже.

Пример фото с различной экспозицией. Экспозиция фотографии обозначается символом EV и равна 0 при нормальной экспозиции. Отклонения в + или — означают, что кадр переэкспонирован или недоэкспонирован.

В автоматическом режиме камера сама выбирает подходящие настройки так, чтобы получилось нормальная экспозиция, однако, во-первых при сложном освещении камера не всегда справляется со своей миссией, а во-вторых, если мы хотим научиться фотографии и не просто щелкать кнопочкой, а щелкать так, чтобы получать именно такие кадры, какие нам надо, просто необходимо научиться фотографировать в ручном режиме. Но не будем забегать вперед, давайте для начала просто поймем, что за такие параметры и для чего они вообще нужны.

Основных настроек всего три и все они, каждая по своему, регулируют количество света, попадаемого на светочувствительную поверхность.

  1. Диафрагма – размер «дырки», открываемой фотоаппаратом, через которую проходит свет. Соответственно чем больше «дырка», тем светлее будет ваш кадр. Об особенностях изменений значений диафрагмы мы поговорим в отдельной статье.
  2. Выдержка – время, на которое в фотоаппарате открывается доступ света к матрице. Чем дольше это время, тем больше света проникнет на матрицу и тем светлее фотография. Подробнее о выдержке читайте здесь.
  3. Светочувствительность–ISO – этот параметр уже относится к самой матрице. Чем выше светочувствительность, тем больше света за единицу времени матрица принимает. Как и в случае предыдущих параметрах, светочувствительность также имеет свои особенности, о которых я расскажу в следующей статье.

Однажды, на просторах интернета я столкнулась с одной аналогией этих трех параметров, которая мне очень запомнилась. Думаю, запомнится и вам.

Представьте себе человека загарающего на пляже. Диафрагмой в таком случае будет площадь его тела, не намазанная солнцезащитным кремом . Выдержка – это время, которое он проведет лежа под солнцем, а ИСО – это чувствительность его кожи: есть люди с высокой чувствительностью, которые моментально обгарают, а есть с более низкой чувствительностью, которые при тех же условиях получают меньший загар. Так вот при всех этих условиях степень загорелости человека и будет экспозицией нашего кадра .

Если это слишком вычурный пример, для ясности представлю вам классический пример: окно в вашей комнате. Площадь окна – это размер диафрагмы, задвиньте шторы (призакройте диафрагму) и получите меньше света, и соответственно, в комнате станет темнее (кадр будет недоэкспонирован). Время, в течение которого открыты ставни, – выдержка. Чем дольше продержите окно открытым, тем больше света «наберется» в вашей комнате. И последнее светочувствительность – наденьте темные очки и ИСО уменьшиться, т.е. уменьшится ваша способность принимать свет.

Все три параметра в совокупности воздействуют на количество света, воспринимаемого матрицей фотоаппарата, поэтому экспозиция зависит от всех параметров. Невозможно выделить какой-то один из них и изменить, не изменив при этом уровень экспозиции. Однако при этом этими параметрами можно по-разному управлять, чтобы получить тот же уровень экспозиции.

Несмотря на то, что диафрагмой, выдержкой и светочувствительностью (ИСО) можно легко жонглировать, изменение каждой из них имеет свои «побочные эффекты», с которыми вы познакомитесь в следующих статьях.

Ссылка на основную публикацию