Тест-обзор объектива Зенитар 85 мм f/1.4 | Foto-kadr.ru

Тест-обзор объектива Зенитар 85 мм f/1.4

Объектив Зенитар 1.4/85. Интерактивный тест

В отличие от Гелиоса 40-2, новый Зенитар 1,4/85 является не ретро объективом, а полноценным современным стеклом. За исключением, разве что, того, что он не оборудован ни чипом, ни автофокусом, ни даже прыгающей диафрагмой. Тем не менее, это объектив высшего качества, за предоставленный образец которого мы благодарим Красногорский завод, который нам его и выдал.

Объектив сегодня, после выхода на рынок, уже стоит недешево. Цена, установленная производителем, соответствует 18000 руб., при этом большинство дилеров продают его именно по такой цене, так что найти его дешевле вряд ли получится, поскольку объективов б/у еще нет, а новые имеют фиксированную цену при выходе с завода. С другой стороны, дороже, скорее всего, тоже не будет — по крайней мере, до следующего подорожания и переоценки заводом. В качестве вариантов можно смело рассматривать все автофокусные объективы, как родные, так и сторонние, с аналогичными характеристиками (Sigma 85/1.4 — 55000 руб., Nikon 85/1.4 — 80000 руб.), а также корейский Samyang 85/1.4 (17000 руб., если найдете), который отличается от нашего подопытного более простым корпусом и совсем другой оптической схемой. Наш объектив сделан специально для нашего фотографа, который традиционно не очень аккуратен, и объектив может бросать, кидать и царапать. Именно по этой причине его сделали полностью хардкорным, защищенным от негативных факторов. Влагозащиты, впрочем, в нем нет, как на уровне байонета, так и на уровне швов.

Основа оптической схемы была разработана еще в прошлом веке, но объектив так и не поступил в производство, поскольку завод успешно производил все тот же «гелиос» с таким же фокусным расстоянием. В первоначальной конструкции Зенитара было 6 независимых оптических элементов. Смысла запускать второй объектив с практически аналогичными техническими характеристиками не было. 20 лет спустя схема была переработана, а с наступлением эры маркетинга переделали и облик объектива, придав ему единый для всей линейки вид. Да, если придираться к дизайну, опытный глаз обнаружит несоответствие шрифтов на разных элементах объектива (подозреваю, что маркетологи уже это исправили, поскольку сборка здесь ручная), но это уже из сферы пуризма, поскольку относятся они лишь к визуальной составляющей этого объектива, в то время как нас интересует качественная. Качественно он тоже изменился под новые стандарты, добавились асферические линзы, схема усложнилась до 7 элементов в 5 группах.

В работе объектив, естественно, не удобен, как и все мануальные объективы. Для человека, привыкшего к автофокусу, это сплошная головная боль, поскольку нужно следить за резкостью, что сейчас практически невозможно сделать без наличия специального фокусировочного экрана, особенно, если снимать на открытых диафрагмах, когда на полном кадре глубина резкости может составлять всего лишь пару сантиметров. Объектив состоит из 6 элементов, каждый в своей группе, то есть, схема практически идеально проста. В то же время, как и многие другие мануальные объективы, у него очень большой ход кольца фокусировки, порядка 270°, что позволяет очень точно наводиться на резкость, чем сегодня не могут похвастаться большинство автофокусных объективов. Другими словами, он подходит для студийной съемки, когда спешить вам некуда — а показать резкость стекла можно именно в таких условиях.

Разрешающая способность объектива находится на очень высоком уровне. Я тестировал его с двумя камерами, и с обеими он показал себя на высоте, даже учитывая то, что под 50 Мп сегодня не так много стекол, которые обеспечивают сопоставимую разрешающую способность. Откровенно говоря, перед тестом были сомнения на этот счет. Следует сделать оговорку, что на открытых диафрагмах, вплоть до f/2, он мягчит — не мылит — и выходит на максимальную резкость только на f/4-5,6, что совершенно нормально для большинства фикс объективов. На f/8 максимальная резкость сохраняется, дальше начинает закономерно падать от дифракции. То, что стекло выходит на максимум так рано — действительно, здорово, за это благодарить надо инженеров из Красногорска. В то же время, при съемке на открытых диафрагмах вероятность попадания в фокус очень низка, по крайней мере, в моем случае,. Вопрос, правда, решается довольно просто: если использовать режим Live View, который позволяет вам не только вывести картинку на экран фотоаппарата, но и увеличить ее для рассматривания тех зон, которые вам интересны. Подозреваю, что версия под Nikon, которая выйдет буквально на днях, сможет похвастаться тем, что у нее с ходу будет подтверждение фокусировки, что также облегчит жизнь фотографу. Это известное различие между двумя системами, так или иначе, дает обеим пользователей, но не может быть отнесено к преимуществам или недостатком самого объектива.

С точки зрения эстетики, нельзя не отметить картинку, которую объектив рисует. Он приятно размывает задний план, создавая ровную классическую картинку. Здесь нет и следа «того самого Гелиоса», который растягивает боке ближе к краям, создавая «эффект закручивания» картинки, более того, нет здесь и виньетирования изображения по краям на закрытых диафрагмах, чем страдает Гелиос любых версий.

Объектив нормально держит контровой свет, хотя рекомендуется все равно пользоваться блендой, чтобы не было падения контраста. В режиме фото мне не удалось уверенно поймать зайца, а вот при съемке видео я намеренно встал напротив окна, чтобы посмотреть на изменение изображения и определенный эффект все же увидел. Однако, изменить законы физики вряд ли можно, поскольку контровый свет, в той или иной мере, влияет на изображение, в любом случае. Также объективу свойственны хроматические аберрации, особенно, на самых открытых диафрагмах. Проходят они на умеренно закрытых диафрагмах от f/4, как раз тогда, когда объектив показывает максимум своей резкости.

Оценить оптическое качество объектива можно по приложенным изображениям (которые также можно скачать в полнокадровом варианте), а также по тестовым файлам в формате RAW.

Зенитар 1,4/85: тест объектива

Особенности рисунка Зенитар 1,4/85

Не так давно Красногорский механический завод им. С.А. Зверева (КМЗ), выпускающий широкий спектр оптических приборов под маркой «Зенит», возобновил производство нескольких популярных ранее объективов, в числе которых — два портретных с классическим фокусным расстоянием 85 мм и высокой светосилой.

Один из них — легендарный Гелиос 40-2, которым снимали уже несколько поколений фотографов в России и во всём мире. Второй — герой этого обзора Зенитар 1,4/85, более молодой, но уже отчасти знакомый фотографам по своим предыдущим версиям MC Гелионар-1K 1,4/85 и MC Зенитар-1K 1,4/85.

Многие молодые фотографы, узнав, что эти объективы не имеют автофокуса и какой-либо электронной связи с фотоаппаратом, задают недоуменный вопрос: «Зачем они вообще нужны? Это же такая морока!». Мы обязательно постараемся ответить на него и рассказать о привлекательных сторонах возрождённой оптики. А тут сразу упомянем видеографов, которым очень приглянется объектив с плавным и длинным ходом кольца фокусировки.

В подготовке теста нам помогали фотографы Павел Молчанов и Влад Шутов.

Если говорить в двух словах, то такие «мануальные» объективы интересны своим собственным, порой неповторимым рисунком. Итак, ещё немного истории, а затем приступим к плотному знакомству с фотографическими возможностями Зенитар 1,4/85.

Фото: Павел Молчанов

Если у популярного объектива Гелиос 40-2 были прародители из 30-х годов ХХ века, то Зенитар 1,4/85 — довольно молодой портретный объектив. Его разработка началась на КМЗ в начале 1980-х, он создавался под байонет К для фотокамер Pentax (отсюда буква К в упомянутых выше названиях) и выпускался небольшими сериями в 1980-х и 1990-х. Затем в 2013–2014 годах объектив получил обновлённый дизайн, единый для всей оптики марки «Зенит», а его оптическую схему пересчитали для самых популярных байонетов зеркальных камер — Canon EF и Nikon F. Версию с резьбовым креплением М42 делать не стали.

Зенитар 1,4/85 имеет характер размытия более спокойный и ровный, чем у Гелиос 40-2. Фото: Влад Шутов

Главное отличие этих двух портретников — в характере размытия. Гелиос 40-2 закручивает фон, и эта особенность оптического рисунка обеспечила ему столь высокую популярность. Зенитар 1,4/85 просто плавно размывает фон без какой-либо закрутки, но зато обеспечивает больше свободы по размещению модели в кадре — ведь закручивающий эффект наиболее интересно выглядит тогда, когда модель или парочка молодожёнов находятся близко к центру.

Так размывает фон Гелиос 40-2. Фото: Павел Молчанов

Так размывает фон Зенитар 1,4/85. Фото: Павел Молчанов

Более современный Зенитар 1,4/85, по сравнению с «ветераном» Гелиос 40-2, начиная с открытой диафрагмы обеспечивает немного более высокую резкость. Но у него тоже есть эффект, вызванный не до конца исправленной сферической аберрацией. Он проявляется в лёгком ореоле или свечении контуров ярко освещённых объектов, что очень здорово можно обыграть в портретной съёмке, добавив кадрам романтичности.

Фото: Павел Молчанов

Это волшебство наблюдается именно на открытой диафрагме: такого эффекта не получить при помощи современных автофокусных объективов, поскольку в них сферические аберрации обычно полностью устранены.

Уже при закрытии диафрагмы до f/2 картинка с Зенитара 1,4/85 в центре кадра становится резкой и мало отличается от той, что выдают современные конкуренты. Воздушное размытие ещё остаётся на краях кадра, а при значении f/2.8 оно пропадает уже на всей его площади (по резкости края немного отстают), а взамен более отчётливо проступает небольшая хроматическая аберрация. В то же время практически исчезает виньетирование, хорошо видимое на открытой диафрагме и ослабленное на f/2.

На значениях от f/4 до f/8 картинка резкая по всему полю, хроматические аберрации слабы, их можно обнаружить только на периферии кадра.

При закрытии диафрагмы до f/11 на снимках появляются первые, ещё очень слабые, признаки влияния дифракции, но уже при f/16 они проступают явно, а на крайнем значении f/22 картинка уже существенно замыливается.

Надо сказать, что на открытой или слегка прикрытой диафрагме у Зенитар 1,4/85, в отличие от Гелиос 40-2, резкость от центра к краям падает не так быстро, поэтому Зенитаром гораздо проще снять классический портрет, в котором лицо модели находится в верхней трети кадра, а не вблизи его середины.

Фото: Павел Молчанов

Резкость резкостью, но для портретного объектива очень важен характер боке. Тут можно отметить, что у Зенитар 1,4/85 размытие более спокойное, чем у Гелиос 40-2. На некоторых дистанциях съёмки края бликов тоже довольно чётко очерчены и выглядят как чешуя, но они не такие контрастные и почти не окрашены из-за хроматической аберрации.

Фото: Влад Шутов

При удачно выбранной дистанции и правильном освещении каёмок у бликов вообще нет — мы получаем идеальное размытие фона.

Фото: Павел Молчанов

Закрытие диафрагмы до f/4 и более позволяет разглядеть, что блики многогранные: диафрагма имеет 8 лепестков, но это совсем не бросается в глаза. Объекты на заднем плане узнаваемы, при этом не перетягивают на себя внимания — так и должен рисовать хороший портретник.

Фото: Влад Шутов

Объектив Зенитар 1,4/85 боится яркого встречного света. Снимая в таких условиях, особенно без бленды, нужно быть очень аккуратным, чтобы не получить в кадре засветы и блики. Если внимательно выбирать точку съёмки и положение солнца, то падение контраста из-за засветки вполне можно превратить в романтическую дымку.

Фото: Павел Молчанов

Особенности фокусировки с Зенитар 1,4/85

Есть ещё один важный момент, к которому стоит быть готовым при работе с полностью мануальным объективом (а наш Зенитар 1,4/85 именно такой). Дело в том, что эффективно снимать с визированием через оптический видоискатель, стабильно попадая в резкость, получается только при прикрытии диафрагмы до f/2.8 или хотя бы до f/2.

Фото: Павел Молчанов

А вот при съёмке на открытой диафрагме с визированием через оптический видоискатель фотографу и модели придётся запастись терпением и быть готовыми к тому, что процент брака будет велик — уж очень мала глубина резкости, а автоматического подтверждения фокусировки нет. Наиболее остро эта проблема встаёт при съёмке многомегапиксельной камерой, такой как Canon EOS 5DS R (50 Мп), а при меньшем разрешении сенсора влияние ошибки фокусировки снижается.

Фото: Павел Молчанов

Выход из этой ситуации — съёмка в режиме Live View с визированием по экрану, в том числе с увеличением картинки. Также многие камеры имеют функцию «фокус-пикинг» для подсветки контуров предметов в резкости. А любителям всего классического и «мануального» напомним, что многие зеркальные камеры позволяют (даже в домашних условиях) поставить вместо стандартного фокусировочного экрана специальный — с клиньями Додена, микропризмами или матированием.

Если же прикрыть диафрагму до f/5.6 и более, например, при съёмке в студии, то никакого дискомфорта при фокусировке не будет, и на выходе мы получим результаты, ничем не уступающие другим современным портретным объективам.

Обзор Гелиос 40-2 85mm f/1.5 и Зенит Зенитар 1,4/85

Обзор, тест и сравнение Гелиос 40-2 85mm f/1.5 и Зенит Зенитар 1,4/85

Многие ли помнят, что есть отечественные объективы? Не те, что где-то лежат в кладовках и запасниках, выпущенные в семьдесят лохматых годах, а новенькие, только что с конвейера, в новых коробках, завернутые в хрустящую папиросную бумагу. Немного осталось производств, которые до сих пор выпускают оптику для массового потребителя, и Красногорский завод им. С.А. Зверева, пожалуй, самый успешный их них. Завод выпускает знаменитые пленочные зеркальные камеры серии “Зенит”, панорамные фотокамеры серии “Горизонт” и поддерживает вполне приличную линейку объективов для зеркальных камер под различные варианты креплений.

Достаточно долгое время старые советские мануальные объективы оставались забытыми. Их еще иногда использовали адепты зеркальных пленочных камер, но не более. Закрученный же задний фон объектива Гелиоса 40 считался не более чем досадным недоразумением и недоработкой оптической схемы. Цена их на рынке б/у техники была весьма невысока. Ситуация изменилась примерно в 2009-2010 годах. Среди любителей фототехники ходит история о том, как один предприимчивый человек, посмотрел на этот недостаток с другой стороны. Он заметил, что закрученный рисунок является скорее не недостатком Гелиоса, а его изюминкой, фирменным стилем. Это позволило ему продать свой старенький Гелиос по цене в несколько раз превышающей среднерыночную, что привлекло большой интерес к данному объективу. Многие по достоинству оценили необычный рисунок фона и мягкость картинки, которых трудно было добиться на современных автофокусных объективах. Эти полностью мануальные объективы пришлись по вкусу и видеографам, которые в связи со слабо развитой в то время системой автофокуса на DSLR-камерах при съемке видео привыкли к наведению на резкость вручную. Это позволило им добиваться отличного качества картинки, не переплачивая за наличие автофокуса. С этого момента начался бум популярности советской оптики, особенно объектива Гелиос 40. В связи с возникшим спросом в 2012 году их выпуск на Красногорском заводе был возобновлен.

В 2015 году Красногорский завод им. С.А. Зверева представил обновленную линейку своих объективов, которую ждали как опытные фотографы с многолетним стажем, так и молодые любители, желающие добиться достаточной степени детализации в сочетании с мягкостью картинки и узнаваемым рисунком боке. Помимо обновленных версий известных и проверенных объективов завод представил несколько интересных и абсолютно новых моделей.

Заметными представителями этой линейки (в том числе и по габаритам) являются столь похожие по характеристикам Гелиос 40-2 85мм f/1.5 и Зенит Зенитар 1,4/85. Однако, несмотря на одинаковое фокусное расстояние (85 мм) и близкие показатели значения диафрагмы (f/1.5 и f/1.4), данные объективы имеют и значительные различия. У покупателя может возникнуть вопрос, зачем Красногорский завод оставил в своей линейке оба эти объектива, и на каком из них остановить свой выбор? Для этого придется слегка углубиться в историю развития продукции Красногорского завода.

Тест-обзор объектива Зенитар 85 мм f/1.4

Я уже давно пользуюсь портретным объективом с фокусным расстоянием 85 мм. Лет 6 назад при выборе светосильного портретника я остановился на марке Sigmа, так как их объектив 85 мм f/1.4 на мой взгляд ничем не уступал собрату от Canon, разве что цена была гораздо ниже. Но не так давно мне в руки попал интересный экземпляр — это Российский объектив Зенитар 85 мм f/1.4, да, его выпускает та самая компания, которая создавала легендарные в советское время Зениты. Я решил сравнить этот объектив со своим штатным портретником от Sigma.

Зенитар 85 мм f/1.4

Я честно не следил за российкими производителями фототехники, пока не увидел на фотофоруме их стэнд. Кстати, теперь новые объективы Зенит выпускает не только с резьбовым креплением М42, но и для байонетов Canon EF и Nikon F, что все сильно упрощает и не нужно заботиться о покупке переходников.

Помню раньше все искали старые объективы Гелиос, покупали переходники чтобы получать портретные снимки с уникальным боке, которое давали те линзы сделанные в советские времена. Хотя те объективы могли нанести вред зеркальной камере, так как при фокусировке у них отодвигалась задняя линза, которая могла задевать зеркало, что могло вывести его из строя. Сейчас любители тех линз могут просто приобрести такой объектив под свою систему, владельцам камер Sony и других моделей, переходник всю еще нужен (это что касается объектива 85 мм f/1.4 для камер Sony есть сверхсветосильный Зенитар 50mm f/0.95). Вообще этот завод выпускает объективы под современные системы камер, в т.ч. Canon, Nikon, Sony. Для каждой системы разработана своя линейка объективов, так же вы можете использовать объективы с байонетами для зеркальных камер на беззеркальных с помощью переходного кольца. Что касается тех старых объективов, от советской линейки остались только Зенитар 2,8/16 и Гелиос 40-2, но даже они переработаны и теперь выпускаются в новом дизайне, в производстве используются новые современные многослойные просветляющие покрытия, а так же сами стекла.

Зенитар 85 мм f/1.4

Что же это за зверь — Зенитар 85 мм f/1.4? Данный объектив является мануальным, а это значит, что фокусировка и настройка диафрагмы производится вручную, то есть у вас должны быть некоторые навыки использования таких линз. Кстати такой навык вырабатывается довольно быстро при частой практике, а также понимании таких вещей как диафрагма и глубина резкости.

Вот его технические характеристики

  • Байонет: Canon EF, Nikon F
  • Фокусное расстояние: 85 мм
  • Относительное отверстие (макс.): 1:1,4
  • Относительное отверстие (мин.): 1:22
  • Угол поля зрения: 28°
  • Тип объектива: Стандартный
  • Рабочий отрезок: 44 мм
  • Число линз: 7
  • Диаметр светофильтров: 72 мм
  • Пределы изменения фокусирования: от 0,85 до «∞»
  • Длина объектива (от опорного торца) без крышки: 62 мм
  • Наибольший диаметр оправы: 78 мм
  • Вид объектива: Мануальный
  • Вес: 430 г. (без крышек)

Конструктив объектива. Корпус и байонет из металла, собран добротно. Кольца фокусировки и диафрагмы сделаны так же из металла. Из-за отсутствия моторов объектив меньше и легче чем моя Sigma. Что нельзя не отнести к плюсам. Объектив имеет широкое кольцо фокусировки, что несомненно удобно при наведении на резкость.

Sigma 85 мм f/1.4З и Зенитар 85 мм f/1.4

Sigma 85 мм f/1.4З и Зенитар 85 мм f/1.4

Sigma 85 мм f/1.4З и Зенитар 85 мм f/1.4

Тестирование объектива. Честно сказать у меня не было достаточно времени, чтобы протестировать Зенитар в разных условиях, но некоторые тесты я провел. В частности, посмотрите на рисунок в контровом освещении. Кадр ниже сделан на Зенитар в сложных условиях съемки, яркое контровое освещение, на кадр остался без паразитной засветки. Считаю с такой задачей он справился.

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/1000 | ISO 100

Этот кадр сделан на объектив Sigma 85 mm f/1.4. Sigma справилась не менее достойно. Разницу в рисунке считаю минимальной, разве что у Sigma заметно небольшое искажение по центру, там, где блик от воды на горизонте переходит в небо. Но возможно это всего лишь оптический эффект из-за яркого солнца.

Sigma 85 мм f/1.4 | f/2.5 | 1/1250 | ISO 100

В плане искажений объектив себя показал с хорошей стороны, их практически нет. Хроматические аберрации на широко открытой диафрагме так же не критичны и легко удаляются при постобработке.

Из недостатков хотелось бы отметить сложность фокусировки при диафрагме f/1.4, но тут нет ничего удивительного глубина резкости настолько мала, что сложно в нее попасть при ручной наводке. При f/2.8 у меня таких проблем не наблюдалось. Значит ли это, что диафрагма f/1.4 не рабочая? Нет, просто для ее использования нужны особые условия, при съемке с близкого расстояния объект должен быть неподвижен, а камера должна стоять на штативе, чтобы избежать смещения вперед-назад, или компоновать кадр так, чтобы объект был на достаточном удалении от фотографа. (как вы знаете, чем дальше объект от фотографа, тем больше Г.Р.И.П.) Вот еще несколько кадров сделанных при диафрагме f/2.8. Все фото прошли проявку из RAW в Lightroom.

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/4000 | ISO 100

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/640 | ISO 100

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/800 | ISO 100

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/640 | ISO 100

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/1200 | ISO 100

Зенитар 85 мм f/1.4 | f/2.8 | 1/800 | ISO 100

Тест проводился на беззеркальную камеру Canon EOS R. Какие можно сделать выводы после небольшого теста данного объектива. Зенитар 85 mm f/1.4 дает приятный рисунок, при открытых диафрагмах мягкое размытие вам обеспечено. Справляется с тяжелыми условиями съемки не превнося паразитную засветку в кадр (скорее всего под определенными углами съемки к солнцу вы наверняка ее получите, но во время моей съемки этого не произошло). Единственное, что может вызвать сложности у начинающего фотографа это ручной фокус и ручное управление диафрагмой, но как правило они проходят с практикой.

Ну и на сладкое, стоимость объектива Зенитар 85 мм f/1.4. На момент написания статьи его стоимость была 18 800 руб (

$285). Для сравнения автофокусный Sigma 85 мм f/1.4 в среднем стоит 55 000 руб (

$833), в его собрат от Canon в среднем стоит 85 000 руб (

$1288). Поэтому если бюджет ограничен, а портреты с отличным рисунком снимать все же хочется, то Зенитар ваш выбор.

МС Зенитар-1С 85/1.4

#31 aoleg

  • Пользователь
  • 1 428 сообщений
  • Город: Берлин

#32 aoleg

  • Пользователь
  • 1 428 сообщений
  • Город: Берлин

Итак, результаты тестирования. Сначала — выводы. Во-первых, объектив явно портретный. На открытой наблюдается эффект ореолов вокруг ярких участков изображения. При этом «мыла» нет, детали сохраняются — но с низким микроконтрастом. Очень похоже на поведение, к примеру, объектива Zuiko 50/1.4. На эту Зуйку объектив похож характером даже больше, чем на Планар 85/1.4 — у того контраст на открытой выше, хотя тенденция подобная тоже есть.

Во-вторых, очень сильно отличается рисунок на открытой — и на прикрытых диафрагмах. Это будет видно на фото.

На открытой заметная виньетка (на полном кадре). В результате замер у моего аппарата пересвечивает снимки, снятые на открытой. Приходилось компенсировать.

Наконец, у объектива заметно выражен focus shift: с прикрытием диафрагмы точка фокусировки сдвигается назад. Я сделал тестовый снимок на «почти бесконечности» — хотел сравнить резкозть на открытой и на 5.6. Сравнить не смог, фокус уполз назад. Подобное типично для светосильных портретников, сделанных по схеме «планар», но наличие «плавающей» оптики давало надежду на то, что этот эффект будет скомпенсирован. Увы: «плавающий» блок, похоже, компенсирует резкозть на ближних и дальних дистанциях фокусировки, а фокус-шифт не трогает.

Внимание: обработки НОЛЬ. Т.е. ни резкозть, ни контраст — ничего не трогал. В реальной жизни так я никогда не снимаю — всегда идёт какая-то правка даже на самых удачных снимках. Так что реальные снимки будут лучше выложенных.

Ниже я приведу буквально несколько снимков с комментариями. Остальное — в папках (см. выше). Там, где есть серия снимков одного объекта — последовательность такая: f/1.4, 2, 2.8, 4 и т.д. (т.е. прикрывал на полный стоп, не на половинки — что позволяется, кстати говоря, кольцом).

Тут я хотел проверить резкозть на бесконечности. Вот это — открытая диафрагма (кроп 100% без шарпинга):

А тут — прикрытая до 5.6. Фокус очевидно уполз назад, а то, на что я фокусировался — вне зоны резкозти (кроп 100%):

«Портрет» на открытой и на f/2 соответственно. На полном размере виден софт-эффект:

Тут ещё лучше заметно:

Работа в контровом:

Вот тут разница рисунка на открытой и на прикрытых прямо бросается в глаза:

Ещё пара на открытой и на f/2:

На каплях фонтана очень виден эффект ярких ореолов:

На f/5.6 вполне резок по полю кадра:

А вот как возникает софт-эффект:

Отзывы о Объектив Зенит Зенитар C 85mm F1.4

  • Объектив Зенит Зенитар C 85mm F1.4 18 899
  • Объектив Зенит Зенитар C 85mm F1.4 18 899
  • Срок использования: <<Срок использования>>

Отзывы 12

Самый популярный отзыв

  • Срок использования: Менее месяца

Оптически прекрасный объектив. Форм фактор и вес мне тоже очень по душе.

Отвратительное китайское крепление байонета.

Люфт 1-2 мм в каждую сторону при любом вращении кольца фокусировки!

Пришел в магазин, поснимал, и ушел не купив. А жаль! Написал письмо, описал проблему. Реакции абсолютно никакой. Отношение к клиенту у них видимо такое же.

Очень удивлен, в стране чугуния огромное количество, а они дешманское байонетное крепление купили в китае, в котором объектив дико люфтит. Если бы не это, с удовольствием бы приобрел объектив.

Через 2 месяца служба поддержки раздуплилась и ответила на моё письмо. Обещали передать далее в техническую службу. Будем посмотреть, исправят ли.

  • Срок использования: Менее месяца

для мануала не заметил , если только вес

говорят что проблема с фокусировкой на открытой . для меня на canon 77d не проблема , когда то на такие и фоткал . после 2 резкости за глаза . для спокойной творческой работы в самый раз .

  • Срок использования: Не более года

Попасть в фокус это просто удача, мылит. Непредсказуем. Если делать фото со штатива есть шанс получить хорошие снимки и необычное закругленное боке. Вес 1000грамм рука отвалится его таскать. Резкости в нем не нашел. Брал на кенон.

Сколько стоит на то и работает

  • Срок использования: Менее месяца

Относительное отверстие 1.4

Стекло и металл

Пока не обнаружил, хотя для меня недостаток то, что крепление не М42.

Пока, на данный момент, только пол дня попользовался, но и тем не менее радует. Радует сборка, удобство использования, светосила. Только что передний фланец вращается с кольцом фокусировки и крепление Nikon F, а не М42 и не получится на стареньких Зенитах им попользоваться.

Надеюсь в будущем он меня не разочарует.

  • Срок использования: Более года

Резкий уже с открытой диафрагмы. Кольцо фокусировки имеет большой ход вращения, особенно в области 1-6м, что сильно помогает в точности фокусировки руками.

За пределами грипп имеет хроматическую абберацию, притом разных цветов. В зоне за зоной резкости ХА фиолетовая, ближе зоны резкости — зеленая. При высоком контрасте объектов ХА все таки проявляется на 1.4, на 2.0 уже отсутствует.

Кольцо диафрагмы немного люфтит в положении 1.4 в сторону еще большего открытия, но это не критично.

Светофильтр вращается вместе с фокусировкой.

Чехол для объектива не особо полезен, за все время не разу им не воспользовался.

Объектив исключительно для фокусировки в режиме liveview с увеличением х5, тогда будет 100% попадание в цель. Естественно это влияет на число снимков и репортаж так уже не поснимать. Только неспешная съемка.

Сравнивал боке с сигмой арт 85 1.4, не увидел разницы в зоне размытия.

Боке фонариков, в углу кадра на 1.4 вырисовывает лимоны.

При прикрытии диафрагмы дальше ф2 на боке на кружках начинают появляться углы.

Подружить его с чипом Лушникова на 1.4 Так и не удалось.

Бленду купил с али которая крепится на резьбу светофильтра.

  • Срок использования: Менее месяца

Светосила, компактность, многослойное просветление

Неплох для видео

Для фото пока плохо себя проявил

Корпус вращается вместе с резьбой под фильтры, хотя линзы не вращаются

Диафрагма вплоть до 2.8 с зазубринами

Нет чипа подтверждения и даже с китайскими клиньями по видоискателю не навестись точно

Камера Canon EOS 5D m2

  • Срок использования: Менее месяца

Светосила, резкость, размытие фона. Волшебная, потрясающая картинка, он не «рисует», он «пишет».

Объективно — подтверждение автофокуса (Canon), это можно было сделать не сильно подняв ценник. Наверное, действительно стоило брать M42 с одуванчиком. Остальное — придирки в кубе.

Снимать этим объективом для меня одно удовольствие. В первый день использования ходил и клацал всё вокруг, как 15 лет назад, когда купил первую камеру с творческими режимами. После попробовал нацепить (тоже новый и тоже очень понравившийся после Sigma 18-135) 24-70 4L и. ну вообще не то, от слова совсем. Да, репортажно не постреляешь, и только в этом контексте нет желания сдать 24-70 обратно. Когда торопиться некуда — теперь однозначно Зенит.

  • Срок использования: Менее месяца

Очень резкий, плавная ручная фокусировка, красивая картинка. Тяжелый, приятно лежит в руке, красивый (это важно для девочек).

Без «одуванчика» (чип с метаинформацией об объективе для камеры) сложно фокусироваться на открытой диафрагме.

Отличное соотношение цены и качества. На canon 6D очень резкий.

  • Срок использования: Менее месяца

рисует приятную и «дорогую » картинку

Цена! уровень снимков похоже на L-серию (бегло сравнивал), но цена разы меньше.

трудно попадать в фокус на открытой диафрагме в видоискателе кропа.

иногда надоедает фокусироваться.

Очень понравился. Наверное ещё лучше работает с полным кадром. Из-за форм-фактора (1.6) эффективное ФР 136 мм получается, что для помещений не подходит.

  • Срок использования: Менее месяца

1. Конструктив: корпус полностью выполнен из металла. Нравится как смотрится на тушке, приятно лежит в руке.

2. Хорошая резкость и пластичность изображения, а так же цветопередача.

3. Мягко и приятно размывает задний фон, ровное боке.

В первую очередь хочу сказать про люфт кольца фокусировки, при котором дергается диафрагма, т.е. при наводке на резкость в ту или иную сторону сначала сужается или расширяется кольцо диафрагмы.

Во вторых — убогая комплектация: коробка и инструкция, на которые без слез не взглянешь, футляр (футляром называют непонятный мешочек на липучке с длинным шнурком, видимо для того чтобы носить через плечо.. ) Ну правда, неужели трудно сделать презентабельную упаковку? на качество изображения конечно это не влияет, но тем не менее.

Решил поддержать отечественного производителя и приобрел сей чудесный объектив! Впечатления мягко сказать неоднозначные. начну с того, что фокусироваться у меня получается только по LiveView (при фокусировке через видоискатель стабильное мыло). Подпортил впечатление люфт кольца фокусировки. Но несмотря на недочеты со своей основной задачей, а именно съемке портретов справляется отлично!

Зенит Зенитар МС 16/2,8

Откровенно говоря, я не понимаю увлечение неавтофокусной оптикой. Вернее, вот так: логическому объяснению поддается использование старых недорогих объективов на современных цифровых зеркальных фотоаппаратах, но не покупка антиквариата за деньги, сопоставимые, а зачастую и большие, чем цена автофокусного современного аналога. Последнее обычно сопровождается заклинаниями о «рисунке объектива» и тому подобных невнятных характеристиках.

Зенит Зенитар 16/2,8 – один из объективов, относящихся к первой группе: современные автофокусные аналоги стоят раз в пять больше, а специфичность fish — eye объектива и ограниченность его применения подталкивает к «бюджетному» варианту. Зенит Зенитар 16/2,8 «признан» и зарубежными фотографами и фотолюбителями: наверное, нет ни одного отечественного объектива, которому бы там посвятили столько материалов и отзывов. Отзывы, кстати, в большинстве своем положительные.

Мой первый Зенит 16/2,8 был куплен практически сразу после покупки Canon EOS 30 D . История банальна: начитался форумов, решил попробовать неавтофокусную оптику. Кандидатур было две – «рыбий глаз» и зеркальный Рубинар. Очень рад, что не купил Рубинар. Поиск по интернету привел в мастерские РСУ, где новые Зенитары были в наличии. Только впоследствии я понял, почему у продавца был такой озадаченный вид: пришел покупатель, справился о наличии, купил. Все. Без проверки, даже без осмотра внешнего вида. То было счастливое время, когда я был уверен, что исправный объектив не имеет смысла проверять, примерять и тестировать. Мне повезло – новичкам, как правило, везет: объектив работал «на ура» на Canon EOS 30D, проблем не было ни с резкостью, ни с механикой. Переходник м-42/ Canon EOS фирмы Jolos был куплен одновременно с объективом.

Чуть позже (первый результат чтения фотофорумов – необходимость и привычка тщательно, пристально и часто рассматривать все свои фотопожитки) я обнаружил, что – увы и ах! – в передней линзе моего объектива полно воздушных пузырьков. Хорошо, не полно, а так: их там было. Эстетическое чувство было уязвлено донельзя, а объектив продан. Отступив от темы: стал бы я покупать тот экземпляр сейчас? Однозначно, нет! Искал бы «безпузырьковый». Был бы идеальный косметически экземпляр лучше проданного по качеству? Совсем не уверен. Нелогично? Да, но – не побоюсь повториться – для любителя (не профессионала) характеристики «нравится/не нравится» более чем важны.

Еще одной причиной безжалостного расставания с Зенитаром послужил кроп-фактор Canon EOS 30 D – на фотоаппаратах с кроп-фактором Зенит Зенитар 16/2,8 выступает в невнятной роли «просто широкоугольного объектива с явными геометрическими искажениями».

Объективы «Рыбий глаз» раскрываются полностью только на полноформатных матрицах – именно там поле зрения по диагонали становится равным 180 градусам. Посмотрите, насколько забавнее выглядит фотография, сделанная Зенитаром и Canon EOS 5 D , по сравнению с кропом. Обе фотографии сделаны с одинакового расстояния.

Прошло пару лет. Периодически натыкался в компьютере на фотографии с того, «пузырькового». И тут включилась еще одна «любительская» характеристика объектива: «хочу/не хочу». Раз шесть прислушался к себе и понял — «хочу». Не так чтобы особо нужен, но – хочу и все. Еще раз прислушался – новый не хотелось, начал искать подержанный. Нашел — без пузырьков, кстати.

Теперь от лирики непосредственно к Зенитару 16/2,8.

Технические характеристики:

Выпуклый передний элемент не позволяет использовать стандартные светофильтры. Набор светофильтров, упоминающийся в описании, действительно идет в комплекте, но это светофильтры, накручивающиеся на хвостовик объектива и предназначенные в первую очередь для пленочной фотографии. Я ими так ни разу и не воспользовался.

Зенит Зенитар выглядит очень компактно. Однако, корпус объектива сделан из металла и при небольших размерах он весит более 300 грамм. Конструктив – субъективно – неубиваемый, никакой разболтанности, ход колец плавный. У кольца фокусировки достаточно большой для комфортного наведения на фокус вручную ход, что характерно для мануальных объективов.

«Рыбьи глаза» объективы специфические. В первую очередь, их покупают именно из-за геометрических искажений изображения, позволяющих добиваться интересных эффектов. Рекомендуются «фишаи» и для интерьерной съемки в случаях, когда требуется сделать помещение зрительно больше, чем оно есть на самом деле – например при фотографировании интерьера автомобиля. Зенит Зенитар может рассматриваться и в качестве очень недорогой замены широкоугольным объективам, которые обычно стоят немалых денег. Необходимость серьезного исправления геометрии в процессе постобработки приводит к двум малоприятным результатам:

Серьезно уменьшается «широкоугольность» объектива

Края кадра, подвергающиеся наибольшей коррекции, теряют в качестве.

Поэтому, теоретически, Зенит Зенитар можно использовать в качестве широкоугольного объектива при условии серьезной постобработки в графическом редакторе и исправления геометрических искажений. Но это – почесывание левого уха правой рукой: прелесть искажений убирается, а ширина остается не особо широкой.

Оба экземпляра, побывавшие у меня в руках, не вызывали нареканий по резкости. К «звездной серии» Зенит Зенитар отнести вряд ли возможно, но на прикрытых диафрагмах он дает достаточно резкую картинку. Ручная фокусировка не вызывает никаких трудностей, да и глубина резкости «от забора и до обеда» прощает ошибки. А вот с «зайцами» нужно быть аккуратнее: выпуклый незащищенный передний элемент с радостью «ловит зайцев» при первой же возможности, а уж если Солнце каким-нибудь боком присутствует в кадре, то и общая контрастность снимка оставляет желать. Слабое место объектива – хроматические аберрации на контрастных переходах по краям кадра. Фотографии, сделанные на Зенит Зенитар 16/2,8, можно смело использовать в качестве наглядного примера при ответе на вопрос «Что такое ХА?».

Я рекомендую Зенит Зенитар 16/2,8 к покупке, если Вы ищете недорогой фиш-ай объектив. Зенитар легко можно критиковать, если не принимать в расчет цену объектива: с поправкой на относительную доступность, он очень неплох. А удовольствия и неожиданных и оригинальных фотографий позволит сделать немало.

Ссылка на основную публикацию