Табличный расчет экспозиции | Foto-kadr.ru

Табличный расчет экспозиции

Калькулятор экспозиции для съемки с длинной выдержкой

Хочу рассказать о незаменимом приложении под Andro >

При запуске приложения, в самом верху можно выбрать шаг экспозиции, с которым Вы привыкли работать. Будет правильным, если Вы укажите шаг экспозиции как на Вашей камере.

Ниже Вы указываете измеренную камерой экспозицию, указываете плотность используемого нейтрального фильтра.

Еще ниже указываете два параметра для расчета новой экспозиции — это может быть пара диафрагма + ISO или другая экспопара. Третий параметр экспозиции будет рассчитан автоматически.

Например. Вы снимаете в режимное время. Освещенность сцены достаточно низкая и камера не может корректно измерить экспозицию при диафрагме f/16 и ISO 100. В таком случае, чтобы определить экспозицию снимаемой сцены, Вы можете переключить камеру в режим приоритета диафрагмы, выставить максимально открытую диафрагму и поднять ISO до такого уровня, когда экспонометр сможет показать значение выдержки, например при диафрагме f/2.8 и ISO 400 мы получили значение выдержки равное 1 секунде. Таким образом мы получаем измеренную экспозицию, параметры которой указываем в приложении в разделе измеренной экспозиции. В разделе нового значения экспозиции необходимо указать два параметра и третий будет рассчитан автоматически. Так как мы заранее знаем, что хотим произвести фотосъемку с закрытой диафрагмой для увеличения ГРИП (f/16) и наименьшим значением ISO (100), то указываем эти данные для новых значений экспозиции. Приложение тут же рассчитает необходимую выдержку для данной экспозиции, которая будет равна 128 секундам. Далее переключаете камеру в режим ручной выдержки (bulb), зажимаете на тросике кнопку и нажимаете кнопку с пиктограммой таймера — начинается обратный отсчет. После окончания отсчета приложение подаст звуковой сигнал, что говорит о том. что кнопку тросика необходимо отжать.

Если Вы пользуетесь нейтрально серыми (ND) светофильтрами, Вы также можете указывать их плотность в приложении, чтобы вычислить параметры экспозиции с использованием фильтров.

Еще одной интересной функцией является синхронизация параметров. Вы можете включить синхронизацию одного или двух параметров измеренной экспозиции и рассчитанной. Таким образом, скажем, при изменении диафрагмы в поле измеренной экспозиции она тут же будет изменена в поле расчетной. В некоторых случаях такая синхронизация может быть очень полезной, например, если освещенности объекта достаточно и Вы производите замер и съемку при одинаковых параметрах диафрагмы или ISO, а приложение используете для расчета параметров экспозиции только с использованием нейтральных фильтров.

В настройках можно задать внешний вид интерфейса, диапазон диафрагмы Вашего объектива, максимальную скорость затвора камеры — эти данные будут учитываться при расчете новой экспозиции и, в случае выхода за диапазон, будет выдано предупреждение.

Также в настройках можно выбрать стиль отображения значений для ND-фильтров (плотность или стопы) и стиль отображения значения выдержки для камер типа Canon или Nikon.

Из всех опробованных мной калькуляторов экспозиции, данный калькулятор понравился больше всего. Расчет параметров производится на лету без непонятных кнопок «рассчитать». Всё быстро, просто и понятно.

Приложение так же подойдет в обучающих целях, так как позволяет наглядно показать зависимость между различными параметрами, что может помочь понять методику счета параметров экспозиции в уме.

Автору приложения огромное спасибо, а всем фотографам — приятного использования!

Калькулятор экспозиции SAATI 21-step Calculator и Stouffer 1-T Resolution Guide

Калькулятор экспозиции SAATI 21-step Sensitivity Guide и тест резолюции Stouffer 1-T Resolution Guide используются совместно для определения точного времени экспонирования трафаретных печатных форм.

Это очень полезный инструмент, особенно в тех случаях, когда при изготовлении печатной формы используются сетки различных номеров и цвета, различное количество слоев эмульсии, различные эмульсии, различные источники света и расстояние экспонирования и т.д. Или для постоянного контроля каждой изготовленной печатной формы.

Калькулятор экспозиции SAATI 21-step

Наиболее точный калькулятор экспозиции из представленных на рынке.

Большинство аналогичных калькуляторов экспозиции от других фирм не рекомендованы к работе с однокомпонентными эмульсиями на базе чистого фотополимера, так как данные эмульсии не изменяют цвет во время экспонирования. Также, другие калькуляторы могут плохо работать с крупными сетками.

Использование данного калькулятора экспозиции — наиболее точный путь для определения оптимального времени экспонирования для чистого фотополимера и крупных сеток. Кроме того, данный калькулятор имеет небольшие размеры 12х133мм, что позволяет разместить его на любой части печатной формы.

SAATI 21-step Sensitivity Guide представляет из себя пленку с нанесенной на нее шкалой с 21 участком различной оптической плотности (1-нулевая плотность, 21- 100% черный).

Работа с калькулятором экспозиции

Разместите SAATI 21-step Sensitivity Guide на эмульсионном слое экспонируемой печатной формы. Оптимизируйте время экспозиции таким образом, чтобы при смывке фотослоя осталось 7 несмытых участков.
Например, если вы увидите только 5 участков (с 1 по 5), будет высокий риск образования микроотверстий (pinholes) и преждевременного выхода из строя эмульсионного слоя. В этом случае нужно удвоить время экспозиции. Если останутся 9 участков (с 1 по 9) — будет потеря детализации, и время экспозиции нужно уменьшить вдвое.

Таблица коррекции экспозиции
Увеличение на: Время экспозиции умножить на:
1 шаг 1.4
2 шага 2
3 шага 2.8
4 шага 4.0
Уменьшение на: Время экспозиции умножить на:
1 шаг 0.7
2 шага 0.5
3 шага 0.33
4 шага 0.25

Тест резолюции Stouffer 1-T Resolution Guide

Используется для измерения и проверки резолюции трафарета. Изделие представляет из себя пленку с нанесенными изображениями позитив/негатив одинакового размера, состоящими из конусных линий. Диапазон измерения 1-20 mil (25-500 мкм). Размер пленки 25х100мм.

Экспозиция при дневном освещении

Фотографы выработали много эмпирических (полученных опытным путём) правил. В частности есть такое правило для определения правильной экспозиции.

Безусловно, такие правила не подменяют работы с экспонометром, однако ориентируясь на подобные таблицы см.Таблицу 1, фотограф может легко определить параметры предстоящей съёмки.

Подобные таблицы прилагались к каждой коробочке фотоплёнки. Сначала в коробочку помещали специальный вкладыш, а затем таблицу упростили и стали печатать на внутренней стороне коробочки.

Эмпирическое правило определения экспозиции в условиях дневного освещения

Условия освещения

Диафрагменное число

Выдержка, сек

Яркое солнце. Солнце затянутое лёгкой дымкой. Марево. Светлый песок, светлая галька. Белый нетронутый снег. (Резкие тени)

Яркое солнце. Солнце затянутое лёгкой дымкой. Марево. (Резкие тени)

Солнце в дымке (Нерезкие тени)

Светлая облачность без теней. Белёсое небо

Пасмурный день. Тёмное небо

Основная идея подобной таблицы в том, что за знаменатель выдержки принимается значение чувствительности матрицы, выраженное в единицах ISO. Получается так, что чем больше чувствительность, тем короче будет выдержка при неизменной диафрагме.

Надо сказать, что подобное правило справедливо и действует скорее в южной части страны.

Для средней полосы мы провели собственные измерения и получили несколько иные значения, которые приведены в Таблице 2. Измерения производились экспонометром в астрономический полдень.

Эмпирическое правило определения экспозиции в условиях дневного освещения (для средней полосы)

Условия освещения

Диафрагменное число

Выдержка, сек

Яркое солнце. Солнце затянутое лёгкой дымкой. Марево. Светлый песок, светлая галька. Светлый грунт. Белый нетронутый снег. (Резкие тени)

Яркое солнце. Солнце затянутое лёгкой дымкой. Марево. (Резкие тени)

Светлая облачность без теней. Белёсое небо

Тень одинокого дерева

Пасмурный день. Тёмное небо

Тень высокого здания, тень группы деревьев на небольшой поляне

Тень – аллея, где деревья смыкают кроны

Как можно понять из таблицы 2, для средней полосы характерен несколько меньший ( примерно на 0.5-1 EV) уровень общей освещённости.

Как можно использовать таблицу определения экспозиции?

Прежде всего, можно оценить уровень естественной освещённости будущего места съёмки.

Если есть необходимость фотографировать с открытой диафрагмой (для уменьшения глубины резкости), то надо убедиться, что затвор фотокамеры может отсекать короткие выдержки, или запастись нейтральным (или поляризационным фильтром).

Рассчитаем выдержку из следующих исходных данных: минимальная чувствительность матрицы 100 ISO. Рабочая выдержка 1/125 с при диафрагме 16 (яркий солнечный день). Таблица эквивалентных значений выдержек и диафрагм приведена ниже.

Эквивалентные экспозиционные пары

Из предыдущего урока фотографии вы могли узнать, что правильная экспозиция очень важна для получения хорошей фотографии и уровень фотографа оценивается его умением снять кадр с правильной экспозицией в любых условиях освещения. Мы выяснили, что правильная экспозиция в соновном определяется длительностью выдержки. Однако, если фотографу нужно изменить глубину резкости снимаемого кадра и он изменит значение диафрагмы объектива, не меняя значение выдержки то получит слишком тёмную или слишком светлую фотографию. Для компенсации изменеия диафрагмы фтографу следует изменить ещё и выдержку — т.е. подобрать эквивалентную экспозиционную пару

Зачем нужны эквивалентные экспозиционные пары

Итак, в прошлом уроке фотографии, автоматика фотоаппарата рассчитала, что оптимальная экспозиция в конкретных условиях освещения снимаемых объектов получится при диафрагме f/5.6 и выдержке 1/125сек. Но фотограф снимает портрет и его не устраивает глубина резкости при диафрагме f/5.6 Естественно, он открывает диафрагму объектива пошире — насколько позволяет объектив его фотоаппарата — f/2.8.

Те фотографы, которые внимательно изучили предудыщий урок, помнят, что открытая диафрагма повлияла на экспозицию. И чтобы не получить слишком светлую фотографию нашему фотографу нужно подобрать новую выдержку, для компенсации избытка света от полностью открытой диафрагмы объектива.

Будем угадывать или делать пробные снимки?

Самый простой способ — установить режим приоритета диафрагмы, в этом случае к выбранной вами диафрагме автоматика фотоаппарата сама подберёт нужную выдержку, но увы, далеко не всегда правильную :о(

Продвинутый же фотограф, желающий научитья полностью контролировать настройку фотоаппарата, перключит фотоаппарат в ручной режим М и установит выдержку сам, потому что он знает что такое эквивалентная экспозиционная пара

Эквивалентная экспозиционная пара – это новое сочетание
диафрагмы и выдержки не меняющее требуемую экспозицию

Как рассчитать эквивалентные пары выдержки и диафрагмы

Представим, что фотограф решил сфотографировать красивый пейзаж при тех же условиях (выдержка 1/125 и дафрагма f/5.6). Нашему фотографу нужна большая глубина резкости — он закрывает диафрагму установив её на значение f/16 и.

. соединяет таблицу стандартных значений выдержки

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15

и таблицу стандартных значений диафрагмы из предыдущего урока

f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

так, чтобы выбранные исходные значения
выдержки и диафрагмы оказались в одном столбце новой таблицы

Каждый столбец этой новой таблицы даёт нам значения диафрагмы и выдержки для правильной экспозиции кадра, естественно, при конкретных условиях съёмки.
Новая таблица называется

Таблица эквивалентных выдержки и диафрагмы

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Напомню, что в нашем примере правильная экспозиционная пара взята «с потолка», так как для понимания сути вопроса конкретные значения выдержки и диафрагмы не важны.

Кто сомневается, что соседние значения диафрагмы изменяют количество света в 2раза, но ещё помнит формулу площади круга, могут проверить это высказывание – однако, не будьте слишком строги, округляйте полученные значения площади относительного отверстия :о)

Посмотрите таблицу стандартных значений выдержки и диафрагмы — какая выдержка стоит в одном столбике с диафрагмой f/16? Правильно 1/15 секунды — её то мы и установим!

Мы подобрали новую экспозиционную пару для наших условий съёмки:

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Любой столбец таблицы стандартных значений выдержки и диафрагмы обеспечивает одинаковое количество свeта поступающего на матрицу цифрового фотоаппарата или фотоплёнку в конкретных условиях освещения.

Настройки фотоаппарата, подходящие для выбранных условий съёмки и дающие одинаковое количество cвета называются эквивалентными,
а пары выдержка-диафрагма — эквивалентными экспозиционными парами .

Не надо зазубривать эту таблицу. Таблица приведена для наглядности — когда вы будете фотографировать в ручном режиме она вам пригодится. Чем больше вы будете фотографировать, тем быстрее вы запомните стандартные значения выдержки и диафрагмы

Пока вы не знакомы с ручными настройками фотоаппарата в режиме М, вы легко можете автоматизировать подбор эквивалентных экспозиционных пар — для этого достаточно переключить ваш фотоаппарат в режм P и перебирать предлагаемые пары выдержки и дифрагмы — они точно будут эквивалентные

ВЫБЕРИТЕ ЭКСПОЗИЦИОННУЮ ПАРУ в режиме P,
нажимая кнопки под картинкой

Подбор экспозиционных пар при изменении условий освещения

А теперь, представим, что мы зашли в тень. Cвeта стало меньше — условия фотосъёмки изменились. Чтобы компенсировать изменение освещённости в нашей таблице экспопараметров сделаем вот что: сместим строки таблицы на величину изменения освещённости — в этом примере на один столбец.

Мы подобрали экспозиционную пару для новых условий съёмки:

1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15
f/2.8 f/4 f/5.6 f/8 f/11 f/16

Экспо-пара изменилась, но любой столбец новой таблицы нам подходит по прежнему!

А если станет ещё темнее? Правильно, смещаем строки ещё на один шаг. Точно так же смещаем строки таблицы стандартных экспозиционных параметров при увеличении освещённости — только в другую сторону!

Свойство стандартных значений выдержки и диафрагмы

Если вы посмотрите на таблицу стандартных значений выдержки повнимательнее, то заметите, что соседние значения выдержки отличаются примерно в 2 раза. Точно так же каждое следующее значение диафрагмы уменьшает количество свeта поступающего на матрицу фотоаппарата тоже в 2 раза. И наоборот — предыдущее значение диафрагмы увеличивает количество cвета попавшего на пиксели матрицы, и тоже в 2 раза. Именно поэтому эти значения выдержки и диафрагмы называются стандартными и ой, как облегчают жизнь фотографа.

При этом нет необходимости считать количество света или устаривать «пляски с бубном» :о) — всё упрощается то простой арифметики — считаем шаги измения одного параметра экспозиции и на столько же (но уже в другую сторону) изменяем второй.

Одно изменение стандартного значния выдержки или диафрагмы изменяет количество cветa, попавшего на матрицу цифрового фотоаппарата или фотоплёнку в 2раза.
Такое изменение называется шаг, ступень или стоп (от англ. f–stop)

Eсли мы увеличиваем один из экспозиционных параметров,
то на столько же ступеней мы должны уменьшить второй

Тем, кому ещё не всё понятно, расскажу историю про водy в сaдовом шлaнгe

История про водy в сaдовом шлaнгe

Представьте, что вы хотите пoлить гpядку и нaливaeте вoдy в вeдрo. (если вы не oгopoдник, нaливaйтe вoду, чтoбы пoмыть свою машину :о)

Итак, вeдро — это наша матрица. Bодa это свeт. Для нормальной экспозиции фотоснимка нам нужно, чтобы на матрицу (в наше ведpo) попало определённое количество cвeта (Bоды). Будем считать, что для нормальной экспозиции нам надо набрать полное вeдpо водьi, не больше не меньше.

Диаметр шлaнгa это диафрагма. Чем больше диаметр, тем быстрее вы напoлнитe вeдpо и закроете кpан. Время в течении которого был открыт кpан – это выдержка. Теперь представьте, что вы набиpаeте вoду в вeдрo, используя шлaнги разных диаметров: сначала — толстый (f/2.8), а потом — потоньше (f/8).

Наливая воду через толстый шлaнг, вы засекли время и наполнили вeдрo, например, за 1 минуту. А наливая водy через тонкий шлaнг вы держали кpaн открытым дольше — почти 3 минуты.

Таким образом, вы установили следующую закономерность:
Через тонкий шланг (маленькое отверстие диафрагмы) ведро воды наполняется дольше, поэтому выдержка (время открытия крaнa или зaтвора) должна быть длиннее.

Разобрались? А что произойдёт, если, наливая вoдy через тонкий шланг, вы закроете кpaн не через 3 минуты, а раньше? Верно, недольёте Boды в ведрo!

То же самое произойдет, если вы установите более короткую выдержку при той же диафрагме – свeта на матрицу попадет слишком мало и кадр получится недодержанным (воды в ведре меньше необходимого количества).

Так же, вы перeпoлните ведpо, если будете держать кpaн открытым 2 минуты, наполняя ведро через толстый шлaнг. Полная аналогия с экспозицией – при той же выдержке, вы открыли диафрагму… ой :о) — вода через край и передержка кадра!

А теперь представьте, что вoдокaчкa, подающая вам Boдy, работает нестабильно – вчера был хороший напoр вoды, а сегодня нaпор упал. Так вот, дaвлeние воды это аналог ISO. Но об этом уже в следующем уроке.

Расчетные таблицы всегда полезны

Расчетные таблицы всегда полезны

Для расчета экспозиции существуют разные средства: калькуляторы, расчетные таблицы, экспонометры. Пренебрегать этими средствами малоопытным фотолюбителям не следует. Конечно, не все средства одинаково хороши, но даже самые примитивные из них всегда полезны.

В фотоаппаратах «Киев-30», «Смена» и некоторых других применяются погодные экспонометры, а точнее говоря, калькуляторы. Это, пожалуй, самое простое, но и наименее точное средство для расчета экспозиции. Калькуляторы не учитывают ни географической широты места съемки, ни времени съемки и почти всегда требуют внесения поправок.

Существуют расчетные таблицы, составленные на основе большого числа экспериментальных данных, полученных путем замера освещенности различных объектов съемки в разное время года, месяца и дня на разных географических широтах.

Применительно к отечественным фотопленкам предприятия, выпускающие пленку, дают следующие рекомендации: при съемке на натуре в дневное время летом (для средних широт) пользоваться следующими выдержками и диафрагмами в зависимости от освещения и типа фотопленки (табл. 5).

При съемке светлых объектов (морской берег, озеро, светлые здания) диафрагму надо уменьшить на одно деление шкалы. При съемке темных объектов диафрагму следует увеличить на одно деление. При съемке в северных широтах выдержку необходимо удвоить, а в южных — сократить вдвое. Таблица удобна тем, что подсказывает оптимальную диафрагму для съемки в разную погоду.

Существуют расчетные таблицы, по которым рассчитывают не экспозицию (т. е. сочетания выдержки с диафрагмой), а выдержку (см. табл. 6).

Для расчета выдержки по этой таблице надо в каждом из пяти ее разделов, обозначенных римскими цифрами I-V, найти графу, соответствующую условиям съемки, и запомнить условное число (белые цифры на черном фоне). Все найденные условные числа сложить, а числа со знаком «-» (минус) — вычесть. Полученный результат найти в графе «Сумма». Под этим результатом обозначена искомая выдержка. Таблица рассчитана для средних географических широт (54-60° северной широты). При съемке на юге выдержку, найденную по таблице, надо сократить вдвое, а при съемке в северных широтах — удвоить.

Даже такие примитивные таблицы избавляют фотолюбителя от грубых, непоправимых ошибок и вполне заслуживают того, чтобы постоянно пользоваться ими.

В продаже имеются более универсальные, подвижные расчетные приборы, например «Универсальный фотоэкспонометр». Прибор дает показания в виде ряда сочетаний выдержка-диафрагма и рассчитан для съемки как днем, так и при искусственном освещении.

Степень точности показаний расчетных таблиц зависит от того, насколько правильно определены объекты съемки и состояние погоды, указанные в таблице. Оценки этих двух факторов всегда субъективны, поэтому у разных людей, пользующихся одними и теми же таблицами при одинаковых условиях съемки, выдержки могут получиться разными, но разница эта обычно невелика. Так или иначе, но при отсутствии опыта выдержка, найденная по таблицам, всегда более близка к правильной, чем выдержка, определенная на глаз.

Как выбрать значение экспопары

Экспопара – соотношение двух основных величин в фотографии: диафрагмы и выдержки, которые задаются при съемке конкретного объекта или группы объектов.

Вы уже знаете, что есть шкала длительности выдержки и шкала значений диафрагмы. Теперь настало время разобраться, как они взаимодействуют друг с другом и что при этом происходит.

Выбираем значение экспопары

Выбор экспопары очень важный вопрос, так как он дает представление начинающему фотографу как установить правильную экспозицию при съемке конкретного объекта. Задача очень непростая даже для профессионального фотографа, чего уж говорить о начинающем. Однако не все так плохо. Овладев этим навыком, ваши снимки больше не будут передержанными или недодержанными.

Многие начинающие фотографы выставляют автоматический режим съемки и делают фотографии. Данный подход не лишен смысла, так как позволяет максимально быстро приобрести основные навыки съемки.

Со временем фотограф понимает, что получить высокохудожественное фото в автоматическом режиме невозможно. Это объясняется тем, что в программу фотоаппарата производитель зашил алгоритм, согласно которому все снимки должны быть максимально резкими.

А в ряде случаев требуется особые режимы съемки и в этом случае на помощь приходит ручной режим. Данный режим требует от фотографа задать ряд настроек фотокамеры: выставить чувствительность по ISO, задать значение выдержки и диафрагмы (экспопары).

Кроме того, при установке параметров экспозиции следует учесть способ ее замера. Существует три способа замера экспозиции:

  1. Точечный. Область освещенности объекта ограничивается частью кадра, не более 3% от его площади.
  2. Центрально взвешенный. Замер освещенности производится в центральной части кадра. Края кадра в расчет освещенности не берутся.
  3. Многозонный (матричный). Кадр делится на участки, в которых определяется оптимальная экспозиция.

Как установить оптимальные значения экспопары?

Внимательно посмотрите на таблицу ниже. В ней показаны возможные значения экспопары. Мы можем сделать снимок с выдержкой 1/1 000 и диафрагмой f1. При этом он будет иметь точно такую же экспозицию и при выдержке равной 1 секунде и диафрагме f32. В обоих случаях значение экспозиции будет равно 10.

Оказывается, одинаковую экспозицию могут дать разные значения выдержки и диафрагмы (см. таблицу выше). Надеюсь, вы обратили внимание на тот факт, что чем длиннее выдержка, тем меньше отверстие диафрагмы, и наоборот. Есть еще один нюанс, который следует учитывать при выборе экспопары.

При больших отверстиях диафрагмы можно достичь хорошего размытия фона, например, при съемке портрета. Об этом я рассказывал в статье о ГРИП. При этом выдержка будет короткой и позволит избежать смазывания изображения.

И наоборот, уменьшив отверстие диафрагмы, придется увеличить длину выдержки и в некоторых случаях даже воспользоваться штативом. Например, при съемках пейзажа, где требуется детальная проработка всего кадра.

Таким образом, выбор значения экспопары зависит от желаемого эффекта при съемке объекта, который хочет получить фотограф и величины освещенности этого объекта.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Экспозиция ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО

Не забывайте лайкать блог, что бы другие люди могли видеть и взять эту информацию.

Таблица ЭКСПОПАР по которой можно вычислить любые значения физических величин экспозиции. Таблица, универсальная и из какой бы вы физической величины экспозиции не исходили, вы всё равно найдете искомое числовое значение.

Вот три основных случая из практики…
1. Это когда у вас в руках автономный экспонометр, тогда числовое значение интенсивности света EV вами будет измерено, а исходя из уже известного числа ISO и измеренного числа EV, вы сможете по таблице найти экспопару — точное число диафрагмы f и число нужной выдержки 1/сек.
2. Это когда у вас в руках цифровой фотоаппарат в ручном режиме с приоритетом выдержки, тогда внутренним экспонометром находите оптимальную выдержку с уже установленной вами ранее нужной диафрагмой и ISO а затем, по таблице находим интенсивность света EV, и уже с помощью числа EV и известного числа ISO можно пересчитать и найти любые значения экспозиции.
3. Это кода, у вас нет ни экспонометра, ни фотоаппарата с экспонометром, тогда вы полагаетесь только на собственную оценку освещенности «на глазок» или при помощи ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ ОСВЕЩЕННОСТИ, определяете число EV.

Что такое фотоэкспозиция и из чего она складывается?
Правильная экспозиция это, когда на светочувствительный материал матрицу/пленку с уже известным числом ISO, через объектив проецируется средне серое изображение с определенной световой интенсивностью EV которая управляется диафрагмой, и за единицу времени (выдержки) указанной в таблице. Получается картинка объекта съемки не пересвеченная в самых ярких участках изображения (без потери деталей) на грани. Точкой опоры правильной экспозиции принято считать среднее серое поле плотностью 18%. То есть; Фотографируется Таблица с средним серым полем плотностью 18% а полученное фотоизображение проявляется до плотности серого теста #808080 (сравнительно). В быту же, обычно используется простой контроль экспозиции по самым светлым участкам изображения не допуская их пересвета и потери деталей.

Пример средней серой таблицы с плотность 18%.

Программка всего пол мегабайта и не инсталлируется. Просто кидаем на рабочий стол и запускаем.

Экспозиция имеет внутри себя четыре взаимозависимые физические величины.
1. Интенсивность отраженного света, единица измерения EV (англ. Exposure Value, EV)
2. Светочувствительность матрицы/пленки, единица измерения ISO
3. Размер отверстия диафрагмы, в единицах f1:
4. Время выдержки светочувствительного слоя матрицы/пленки под потоком света, единица измерения секунда.

Эти четыре физические величины свободно-зависимые их числовые значения могут быть любыми и изменяются от возможностей вашей фототехники, условий освещенности объекта, и от ваших творческих замыслов НО, все эти четыре физические величины вместе, работают по прицепу «короткого одеяла». Если мы изменяем одну из четырех физических величин, то остальные три ОБЯЗАНЫ измениться так, чтобы не нарушить оптимальную (правильную) экспозицию — количество света на матрицу/пленку за определенную единицу времени. По простому говоря, дергая за ручку одного цифрового значения физической величины экспозиции, например за выдержку, то остальные три вы обязаны изменить так, что бы сохранить правильную экспозицию, см. таблицу ЭКСПОПАР.

Пример использования таблицы ЭКСПОПАР: Поиск числа интенсивности света EV для фотоаппарата с экспонометром.
1. Фотоаппарат ставим в ручной режим,
2. Отдаем приоритет выдержке,
3. Ставим нужное нам число диафрагмы, допустим f1:16,
4. Устанавливаем необходимое нам число ISO, допустим 1600,
5. Крутим колесико выдержки фотоаппарата и находим по внутреннему экспонометру оптимальную выдержку, допустим, это будет 1/250 секунды.
Смотрим таблицу ЭКСПОПАР, находим диафрагму f1:16, (если такого числа в таблице нет, то берем приближенное число). Затем по столбцу диафрагмы f1:16 двигаемся до значения выдержки 1/250 секунды, затем горизонтально по строке в лево двигаемся до столбца со значением ISO 1600 это и будет число интенсивности света в нашем случае 12 EV. Теперь при желании мы можем пересчитать ISO, выдержку и диафрагму в нужную нам сторону отыскивая по диагонали таблицы число 12 EV а по строкам в право, выбирать любую экспопару выдержки и диафрагмы.

Примерная таблица освещенности. Примерная интенсивность отраженного света EV в различных условиях освещенности для ISO 100.Эта таблица дает нам возможность без экспонометра приближенно (на глазок), определить степень освещенности, а затем с помощью таблицы поиска ЭКСПОПАР пересчитать на любое значение ISO и найти необходимые числа диафрагмы и выдержки. СКАЧАТЬ Таблицу 2 и всю эту статью одним файлом в формате pdf ЗДЕСЬ!

ЭТА СТАТЬЯ НАПИСАНА КАК ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ИСТОЧНИКОВ ПРАВИЛЬНОЙ ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ И ФОРМУЛИРОВОК В ТАКОМ ПРОСТОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ФОТОЭКСПОЗИЦИИ. В Интернете много эквилибристики путаницы и отсебятины которые не дают четкого и простого представления об этом важном процессе в фотографии.

Ссылка на основную публикацию