Свежий взгляд на глубину резкости: использование переднего плана для достижения креативной глубины резкости | Foto-kadr.ru

Свежий взгляд на глубину резкости: использование переднего плана для достижения креативной глубины резкости

Фотоблог 365

1 января 2017 г.

3 простых способа повлиять на глубину резкости

Если ваша цель сделать на фотографии размытый фон или получить резкость от края до края, то нужно уметь управлять глубиной резко изображаемого пространства.

Альфонсо С. показал при простых пути для управления глубиной резкости.

Как известно, изменение диафрагмы самый простой способ повлиять на степень размытия и размеры зоны резкости в фотографии. Однако есть и другие способы.

Чтобы быть точным, есть три основных способа, с помощью которых можно повлиять на глубину резко изображаемого пространства. Зная их можно более легко контролировать глубину резкости и делать снимки с меньшим количеством ненужной суеты.

1. Изменение диафрагмы

Наиболее известный способ контроля степени размытия в кадре, это изменений диафрагмы. Чем более широко открыта диафрагма, тем больше света попадает в камеру во время экспозиции кадра.

Увеличенный поток света делает процесс более легким, можно установить более короткую выдержку, когда доступно много света. Чем больше отверстие диафрагмы, тем изображение будет менее четким по оси Z в трехмерном пространстве. То есть более размытым сзади и спереди.

Вот почему когда установлено большое значение диафрагмы в зоне резкости будет очень маленькая область.

Если закрывать диафрагму (уменьшать размер отверстия), то глубина резкости будет увеличиваться, делая все большую область кадра резкой. Это происходит из-за того, что более маленькое отверстие диафрагмы пропускает меньше света, создавая тем самым более четкое изображение.

Например при диафрагме f/16 резкость будет практически одинаковая от переднего до заднего плана. Такой подход идеально подходит для широкоугольной фотографии или, например, для пейзажей, когда целью снимка является полная четкость всего кадра.

Если начать менять диафрагму при разных фокусных расстояниях, то можно заметить кое-что странное.

Например значения до f/5.6 не дадут слишком размытого фона при использовании широкоугольного объектива. А с телеобъективом 200mm даже с f/16 не получится сделать максимально резкими все объекты в кадре.

Это означает, что есть второй способ повлиять на глубину резкости.

2. Изменение фокусного расстояния

Когда пользуешься объективом со средними значением фокусного расстояния (около 50 миллиметров), то значение диафрагмы будет оказывать умеренное влияние на глубину резкости.

Если же брать объективы с большим диапазоном различий в фокусных расстояниях, то можно обнаружить, что изменение диафрагмы влияет на размытие в меньшей степени.

Если использовать длиннофокусный телеобъектив, то даже самое маленькое значение диафрагмы не позволит сделать резкими одновременно передний и задний план. И наоборот, сильный широкоугольник, какой-нибудь «рыбий глаз» сделает практически недостижимым получение малой глубины резкости.

Причиной этого является оптика. Телеобъектив «сжимает» внутри кадра всё что попадает в поле зрения. Это само по себе создает малую глубину резкости.

Широкоугольные объектив напротив создают более широкую глубину резкости, увеличивая видимость объекта в пределах оси Z.

В действительности, объектив не влияет на само изображение, просто он показывает определенный угол из всего доступного пространства, и чем этот угол меньше, тем более близкими в нем кажутся объекты расположенные на разном расстоянии. То есть более дальние объекты «увеличиваются» намного сильнее, чем более близкие, из-за компенсации этого увеличения изображение становится более размытым, если не фокусироваться специально на него.

Эти оптические эффекты работают из-за взаимодействия между объектами благодаря расстоянию по оси Z. Любое изменение в расстоянии по этой оси будет влиять на глубину резкости.

Это приводит нас к третьему способу повлиять на глубину резкости.

3. Изменение дистанции между объектами и камерой

Поместите человека на расстоянии полуметра от стены. Попробуйте создать небольшую глубину резкости, чтобы он был в фокусе, а стена размыта. Вероятно, это окажется весьма сложным.

Конечно, можно использовать длиннофокусный объектив и снимать с расстояния в метр с большим увеличением. Получается, что очень сильное увеличение и съемка с очень близкого расстояния будет единственным эффективным способом сделать размытие фона. Однако в этом случае получается по-настоящему крупный план, в котором будет, например, одно ухо.

Можно будет использовать чрезвычайно большую диафрагму f/1.8, но резкость будет очень сильно падать, и четким окажется только глаз человека, а нос и уши будут сильно размыты.

Чтобы всего этого избежать, нужно переместить человека подальше от стены. В полутора-двух метрах от нее все изменится.

Расстояние от человека до стены по оси Z будет существенно увеличено. Это дополнительное пространство намного проще поможет создать размытый фон без чрезмерно крупного плана или крайне сильного размытия деталей объекта съемки.

Вы можете изменить расстояние по оси Z:

  • перемещая объекты ближе или дальше от фона к переднему плану:
  • перемещая камеру ближе или дальше от объекта.

В зависимости от того, какое фокусное расстояние у объектива, можно увеличивать или уменьшать масштаб объектов в кадре, чтобы оказывать влияние на глубину резкости.

Три разных способа, которые работают вместе

Все три способа влияют на глубину резкости по одной схеме, они воздействуют на восприятие оси Z. Вместо того, чтобы воспринимать каждый из этих способов по отдельности, думайте как они работают вместе.

Часто при использовании телеобъектива для получения более узкой глубины резко изображаемого пространства, вам также придется менять дистанцию между объектами.

Всегда думайте о последствиях влияния размера диафрагмы на изображение. Очень легко забыть, что большая диафрагма создает очень маленькую глубину резкости. Скорее всего, предспросмотр на небольшом экране камеры не покажет с достаточной очевидностью полученный результат. Только когда уже слишком поздно, при просмотре на большом экране, станет понятно, что не все объекты оказались в зоне резкости.

Вот почему рекомендуется всегда делать несколько снимков с разным значением диафрагмы, когда вы нашли идеальный кадр. Это добавит уверенности и обезопасит вас, если первоначальный выбор диафрагмы окажется не слишком подходящим.

Свежий взгляд на глубину резкости: использование переднего плана для достижения креативной глубины резкости

Мы уже много говорили о глубине резкости. Я пишу это исходя из того, что мы все понимаем, что в непрофессиональном определении глубиной резкости называется та часть изображения, которая находится в фокусе. Для иллюстрации: в пейзажной фотографии обычно мы работаем над тем, чтобы достичь большой глубины резкости. Мы хотим, чтоб ВСЕ в сцене было в фокусе.

В портрете фотографы стараются создать малую глубину резкости, сфокусировавшись на объекте и размывая задний план. Почему, на ваш взгляд, это так? Очевидно, чтобы привлечь внимание к рассказанной истории. Что ж, а если вы хотите рассказать другую историю ИЛИ рассказать ту же историю, но другим способом? Давайте сегодня поговорим о глубине резкости и некоторых способах использования переднего плана по-другому, чтобы иначе привлечь внимание к истории, которую вы хотите рассказать. Вот 3 способа создать изображение, рассказывающее историю, используя передний план для достижения креативной глубины резкости.

Обрамление на переднем плане

Я хотела найти наиболее простую иллюстрацию, чтобы объяснение было понятным. Этот снимок (слева) из недавней фотосессии выпускников. Я хотела обратить внимание на выпускника, в особенности я хотела показать его сильным и зрелым: СПОСОБНЫМ войти во взрослую жизнь.

Обрамление из листьев служит для привлечения внимания именно к нему… на нем сосредоточен сюжет изображения. Я признаю, что использование переднего плана таким образом может быть также отвлекающим, этот снимок на грани этого, я признаю. Вы должны знать об этом и сделать так, чтобы передний план работал на вас, а не против вас.

Как получить подобный снимок: итак, я фотографировала на объектив 50 мм. Я вплотную подошла к листве, которая разделяла портретируемого Мелвина и меня. Сначала я попробовала автофокус по всем точкам, но из-за моей близости к листьям, вынуждена была переключится на ручной фокус. Так же здесь может помочь и автофокус, но по одной точке, но здесь кому как удобнее.

Не бойтесь оставлять ваш объект вне фокуса

Когда вы делаете портретную фотографию, то в основном стараетесь задать определенное настроение через снимок: счастье, торжественность, влюбленность, сексуальность…. Настроение создается также с помощью позирования. На следующих фотографиях я предоставила переднему плану возможность рассказать разные истории любви.

Еще в марте я фотографировала на острове Бальбоа в Калифорнии. Мы были на этом причале, снимая типичную, веселую, счастливую историю о том, «как мы не можем дождаться свадьбы», и мне стало скучно. Я попросила молодых людей снять обувь и опустить ноги в воду. Лучше, но все же достаточно избито. Поэтому я зашла в воду, подняла юбку до самой талии, чуть не уронила камеру в океан, и сделала эти снимки. Сначала я сфокусировалась на паре и оставила воду вне фокуса. Милый снимок. Будто они сидят на причале и наблюдают закат. Мило. А затем я сфокусировалась на воде. Более сексуально, да? Будто мы подглядываем за трудно различимой сессией. . . ха-ха! Но на самом деле оба эти снимка хороши, пока ни один из них не претендует на какую-нибудь награду в ближайшем будущем, они оба хороши. Просто второй говорит с тобой немного иначе, рассказывает их историю любви отчетливее.

Вот еще одно изображение, где я решила НЕ фокусироваться на объекте, опять же, чтобы лучше рассказать историю. Вернемся к выпускной сессии Мелвина. Здесь он вступает в свое будущее. Я хотела показать, куда он идет, но также проиллюстрировать, что его путь в будущее обусловлен тем, где он сейчас. . . Я думаю, эта фотография хорошо демонстрирует надежду на будущее, основанную на прошлом.

Не бойтесь оставлять ваш объект вне фокуса!

Тот же снимок + другой фокус = другая история

Следующая серия является моей любимой. По сути это один и тот же снимок, но разный фокус заставляет его рассказать другую историю. Обе фотографии были сделаны с интервалом в несколько секунд. Но каждый из них рассказывает о любви другого человека. На первом это история отца к его дочери, а на втором — любовь маленькой девочки к ее отцу. Так близко друг к другу ….. ах. Мне становится тепло и уютно просто думая об этом.

Глубина резкости является простой концепцией, но способы ее использования для создания мощных снимков просто безграничны. Взгляните по-новому на глубину резкости! Счастливой съемки!

ГРИП — глубина резкости. Пояснения начинающему фотографу

Для неопытного фотографа поставлена крайне сложная задача – разобраться в многообразии параметров, влияющих на получаемое изображение. А таких параметров множество – свет бывает естественный, импульсный и постоянный, открытие диафрагмы, фокусное расстояние, отражение и преломление лучей и многое другое. И самый важный собирательный параметр, который объединяет их в систему, зависит от настроек камеры и напрямую влияет на получаемый снимок – ГРИП. Не с высокой температурой и кашлем, а глубина резко изображаемого пространства, или глубина резкости.

Если говорит простыми словами, то ГРИП – участок или область, в которой снимаемый предмет максимально четко и резко изображается на снимке. Его можно «ловить» интуитивно, методом проб и ошибок, или высчитать, и опытами и практикой определить его для каждого сочетания параметров камеры.

  • По физическим законам объект бывает максимальной резкости в единственной точке пространства, на одном показателе удаленности от объектива – фокальная плоскость, но глубина резкости именно область, имеющая свои размеры.

Чтобы понять смысл и четко представлять это, нужно понять, что человеческий глаз тоже линза. И мы не замечаем участки размытости предмета в границах «от и до», эти границы и очерчивают ГРИП. Например, для точки до 0,1 мм в диаметре эти параметры размытости не улавливаются взглядом на расстоянии 0,25 м. Точки меньшего диаметра будут при этих параметрах четкими, а большего диаметра уже размытыми, нерезкими.

Как используется ГРИП?

Этот параметр нужно обязательно учитывать, при необходимости привлечения внимания к определенному объекту в кадре. Например, чтобы снять портрет на размытом фоне, выделив его, или «выдвинуть» здание или деревья вдалеке, смазав ближние объекты.

Гиперфокальное расстояние – дистанция до ближней к фотографу точки резкого изображения, при фокусе объектива на бесконечность. Похоже на ГРИП, но отмеряет расстояние от фотографа до точки резкости, в то время как глубина резкости начинается с точки расположения линзы и заканчивается там, где изображение начинает размываться и становится нечетким. Этот параметр зависит от фокусного расстояния объектива и степени открытия шторок диафрагмы. Но зависимость прямо пропорциональная, чем меньше отверстие диафрагмы и фокусное расстояние объектива, тем показатель гиперфокального расстояния ниже, то есть находится ближе к фотографу.

Рассчитав значение гиперфокального расстояния однажды, можно начинать съемки любого пейзажа с фокусировки на него. Даже без расчета значения ГРИП получаются резкие снимки при известных значениях фокусного расстояния и степени раскрытия шторок диафрагмы.

Нерезкий объект невозможно выправить в редакторах. Цвет изменяется, эффекты накладываются на изображение, резкость практически невозможно навести в готовом снимке.

Для предметной каталожной съемки ГРИП – важная характеристика, продаваемые объекты должны находиться в кадре целиком и максимально четко. Тут действуют другие правила, нежели в художественной съемке – фон не важен, он оттеняет предмет или создает настроение кадра или не должен быть виден вовсе, снимается со штатива, с ручными настройками фокуса. Это позволяет добиться максимальной резкости снимка и полной прорисовки мельчайших элементов объекта.

Открытие диафрагмы

Степень раскрытия шторок диафрагмы – первый и основной параметр, влияющий на глубину резкости, причем обратно пропорционально.

  • Чем шире открыта диафрагма, тем меньше значение ГРИП и наоборот.

Учитывая этот момент, понимаем, что при постепенном закрытии шторок, при постоянных остальных параметрах, глубина резкости растет. Площадь, на которой все объекты резкие, удлиняется и увеличивается в двух направлениях. И наоборот, сделать объект резким, а остальные нет, получается при фокусировании на нем и открытии диафрагмы до момента расплывания ненужных объектов, оставив в фокусе нужные.

При портретной съемке не следует максимально раскрывать диафрагму, даже при необходимости получения максимальной резкости переднего плана. Могут уйти в размытие важные детали, например, при съемки в пол-оборота вторая половина лица может оказаться не в фокусе, стать нерезкой. Смотрится такой снимок не очень художественно и понравится ли клиенту неизвестно.

В качестве примера ситуация — для съемки людей при хорошем освещении, для оптимального фокуса нужно выставить диафрагму f/8 – f/11. Тогда глубина резкости будет достаточной, чтобы сфокусироваться на человеке максимально четко, изображение будет резким, а фон слегка размытым.

  • Когда диафрагма f/1,2 — f/2, ГРИП настолько мала, что попасть в нее достаточно сложно. В таком случае снимать неудобно и шанс сделать нормальные снимки низкий, есть риск получить участки хроматической абберации.

Хроматические абберации, или ХА появляются на изображении в виде цветных ореолов по контуру предмета, снижая общую четкость и резкость снимка. Получаются из-за преломления и расщепления световых лучей на линзе объектива.

При макросъемке используется максимально закрытая диафрагма- f/16 – f/22, так как расстояние до объекта минимально возможное. Но до порога доходить не стоит, есть риск получить на готовых снимках искажения – дифракции.

Дифракция – размытие объекта на изображении, независимо от детализации снимка и его разрешения. Этот дефект исправить в редакторе невозможно, нужно избегать его в процессе съемки.

Фотографы используют фикс-объективы, позволяющие максимально открыть диафрагму без потери качества изображения. Таким образом, максимально сужается ГРИП и выделяются нужные объекты, а остальное становится размытым, нерезким.

Расстояние минимальной фокусировки, фокусное расстояние

У каждого объектива есть техническая характеристика – минимальное фокусное расстояние, которое напрямую влияет на съемку вблизи от объекта. Оно показывает на каком расстоянии может располагаться предмет съемки, максимально близко к фотографу, чтобы при этом он был в фокусе и на снимке выглядел четким.

Тут зависимость такая же, как и с диафрагмой – чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости при статичных остальных параметрах. То есть широкоугольный объектив будет иметь большую ГРИП в сравнении с обычным, а увеличить ее можно, дополнительно закрывая отверстие диафрагмы.

Для примера можно взять следующие параметры:

  • Открытие диафрагмы – f/8,0;
    Расстояние до объекта съемки – 2 метра.

На выходе мы получим разные показатели глубины резкости при использовании объективов с разным фокусным расстоянием. Так 12 миллиметровая линза выдаст ГРИП от 62 см до бесконечности, а 200 миллиметровый – всего 3 см, самые лучшие показатели в этом случае получатся у 24-х миллиметрового – целых 314 см.

Расстояние между фотографом и объектом

При съемках на улице – это один из важнейших показателей, фотографу нужно знать, как далеко отойти от модели или предмета, чтобы получить нужный эффект. Показатель ГРИП зависит от этого параметра прямо пропорционально – чем ближе вы к объекту, тем меньше будет глубина резкости.

Рассмотрим на примере, взяв за основу неизменяемые параметры:

  • Диафрагму откроем до значения f/8,0;
    Объектив возьмем с фокусным расстоянием 85 мм.

Если подойти к объекту вплотную с такими настройками, то на расстоянии 0,2 и 0,5 м глубина резкости будет всего 1 и 0,92 см, соответственно. Отходим дальше, до 1 метра и получаем уже 4 см ГРИП. Нам этого недостаточно, отходим еще, и к расстоянию 5 метром от объекта, мы получаем уже 1,1 м глубины резкости. Максимальное значение можно получить, отойдя от предмета съемки на 15 метров – это будет 11 метров 10 см.

Таким образом, изменять параметры глубины резкости можно, просто изменяя расстояние до снимаемого объекта, это актуально при уличных и пейзажных съемках.

Расчет ГРИП по формуле

А точные расчеты будут необходимы, когда снимки планируется печатать в большом формате, где все недостатки будут заметны. Это актуально для рекламной съемки, особенно, если изображены предметы крупным планом, или акцент делается на лице модели. Тогда на помощь фотографу приходит формула расчета глубины резкости.

где P – это глубина резкости;

R1 – это передняя граница, ближняя к фотографу;

R2 – это дальняя от фотографа точка, где все объекты резкие.

Эти границы также считаются, используя формулы:

Параметры, которые используются здесь:

R – дальность фокусировки;

f – фокусное расстояние используемого объектива;

K — цифра из знаменателя значения диафрагмы;

Z — размер кружка рассеяния – это тот же минимальный диаметр кружка, при котором мы видим его четко. Для современных фотоаппаратов лучше использовать значение «z» — 0,015 мм, так как предлагаемое значение в 0,03 мм вмещают много пикселей и на картинке выглядят уже кружочком, а не точкой.

С помощью этой формулы можно посчитать ГРИП, однако, она давно уже не используется в таком виде. Существуют калькуляторы глубины резкости, адаптированные для смартфонов, онлайн-версии или устанавливаемые на ПК. Ими можно пользоваться даже в процессе съемки, когда необходимо исправить ситуацию, получаемую в ходе работы.

  • Примеры подобных приложений, Hyper Focal Pro, F-Stop Calculator.

При расчете нужно также учитывать, что передняя и задняя граница ГРИП находятся на разной удаленности от точки фокусировки. В идеале это должно выглядеть следующим образом. Например, при съемке пейзажа – передняя очень близко к точке, а задняя гораздо дальше.

В качестве заключения

Опытный фотограф интуитивно чувствует, какую настройку и в какую сторону изменить, чтобы получить нужный результат, а неопытный может использовать специальные программы для расчета оптимальных параметров.

Через полгода-год активных съемок в разных условиях, каждый фотограф определить нужные параметры для себя и своей камеры, чтобы получался нужный результат на выходе. Свой стиль также требует опыта и наработанных примеров. Практикуйтесь в настройке, рассчитывайте параметры и проверяйте их на практике, подбирая варианты для себя под каждый вид съемок. Создавайте художественные шедевры и получайте удовольствие от неожиданных результатов.

Как настроить глубину резкости

Часто на различных форумах для профессионалов вы можете увидеть необычную аббревиатуру, которая очень созвучна с простудным заболеванием. Что она обозначает? Глубина резко изображаемого пространства, сокращенно – ГРИП. Так называют зону, находясь в которой, любой объект в кадре будет выделяться, выглядеть резким.

ГРИП можно по праву считать лучшим инструментом выразительности в фотографии. Изменение глубины резкости помогает расставлять акценты в кадре, привлекать и управлять вниманием зрителей, а также создавать объем на снимке.

Глубина резкости снимка

Вам необходимо помнить о том, что даже самая, казалось бы, безобидная ошибка, допущенная при фокусировке, может сильно испортить ваш снимок. И при этом будет абсолютно неважно, снимали вы портрет или же запечатлели модель во весь рост. Недостаточная резкость снимка очень сильно бросается в глаза, да так, что это способен заметить даже тот, кто не владеет знаниями о правилах фотографии.

Как пользоваться глубиной резкости при съемке крупным планом? Ответ прост – фокусируйтесь на глазах. В любом портрете глаза являются показателем резкости, и когда они оказываются вне фокуса, то ваш снимок очень сильно проигрывает.

Глубина резкости в фотографии: отделяем объект съемки от фона

Как мы уже выяснили, оптимальная глубина резкости способствует отличному визуальному эффекту – отделению объекта от фона. Снимок приобретает объем, фон размывается, объект привлекает внимание зрителя – в общем, отличная формула успеха.

Но не стоит напрочь стирать фон, не везде это смотрится органично. Может получиться так, что вы уничтожите красивую локацию, и превратите ее в скудный пятнистый фон, который будет напоминать студийное фото для школьного альбома. Когда фон «читается» (т.е. можно образно представить, где проходит съемка), это добавляет фотографии особого антуража, который может сделать ваш снимок более успешным. Запомните, когда вы хотите выделить какой-либо объект в кадре, думайте о том, как добиться глубины резкости.

Управление глубиной резкости в фотоаппарате

Именно значение диафрагмы больше всего влияет на глубину резкости снимка. Но существуют еще два момента, от которых зависит ГРИП. Это фокусное расстояние и расстояние до предмета съемки.

Как только вы на своем опыте осознаете, как могут повлиять вышеупомянутые факторы на снимок, научитесь грамотно их комбинировать, то сразу поймете, как изменить глубину резкости и как создать композицию с нужной ГРИП.

Теперь предлагаем рассмотреть три этих момента в порядке их важности для конечного результата. От чего зависит глубина резкости?

Диафрагма

Влияние диафрагмы на глубину резкости – это то, на что нужно обращать внимание в первую очередь.

И сейчас лирическое отступление для новичков, поэтому если вы знаете, где находится диафрагма в фотоаппарате и как ею пользоваться, то смело можете пропустить этот пассаж текста.

Диафрагма в цифровом фотоаппарате – это «отверстие», через которое проходит свет на матрицу вашей камеры. Умело обращаясь с диафрагмой, вы сможете получать прекрасные кадры с отличной экспозицией. Также с помощью этого нехитрого отверстия вы сможете регулировать размытие фона.

Как настраивать диафрагму в фотоаппарате? Диафрагма обозначается буквой f, рядом с которой всегда находятся цифры. Так вот чтобы открыть диафрагму, необходимо выставить меньшее число, а для того чтобы закрыть – нужно действовать с точностью наоборот.

Теперь поговорим о связи диафрагмы с ГРИП. Здесь все предельно просто: открытая диафрагма – это маленькая глубина резкости. Закрытая дает большую глубину резкости.

Максимальные значения диафрагмы в фотоаппарате напрямую зависят от объектива вашей камеры. Некоторые позволяют выставить диафрагму до 2,0 и даже до 1,2. Правда, такие значения усложнят вам работу.

Фокусное расстояние

Как уменьшить глубину резкости? Увеличьте фокусное расстояние объектива!

Дано: Значение диафрагмы 8,0, объект на расстоянии двух метров.

Фокусное расстояние 12 мм 24 мм 50 мм 85 мм 105 мм 200 мм
Глубина резкости 62 см — ∞ 314 см 51 см 17 см 11 см 3 см

Резюмируем: если вам необходимо слегка размыть фон, оставаясь с тем же значением диафрагмы, просто используйте длиннофокусную оптику.

Расстояние до объекта

Здесь малая глубина резкости достигается благодаря расстоянию между вами и объектом съемки. Чем ближе, тем глубина меньше. Как увеличить глубину резкости? Все просто – отойдите подальше от объекта.

Как вы уже и сами догадались, размытие при малой глубине резкости в макросъемке вызовет некоторые трудности. Если мы имеем фокусное расстояние 60 мм, значение диафрагмы f/22 и расстояние до объекта, к примеру, сантиметров пятнадцать, то в результате глубина резкости составит 0,33 см, то есть всего 3,3 мм.

Глубина резкости объектива

На самом деле только объективы с большой глубиной резкости с хорошей линзой (например, такой как у Canon, серии «L») могут обеспечить хорошую резкость в любых условиях. К примеру, объектив Canon 24-105 L IS и Canon 600 f4 L IS дают отличную четкость даже при диафрагме f/4.

Эффект глубины резкости

Выделить объект на фотографии можно и в процессе обработки. В любом, даже самом простецком редакторе есть кисть размытия. Берете кисть и аккуратненько, нежненько размываете нужные участки. Так вы сможете создать более художественный эффект и сможете вволю пофантазировать.

Вывод

Надеемся, что теперь у вас не возникнет трудностей с уменьшением или увеличением глубины резкости, и вы с легкостью сможете выставлять нужное сочетание значения диафрагмы, расстояния от камеры до объекта и фокусного расстояния.

Для того чтобы упростить данную процедуру на многие дискретные объективы нанесена специальная шкала, с помощью которой можно легко осуществить проверку глубины резкости и гармонично подобрать параметры съемки.

Глубина резкости

Глубина резкости в фотографии – это расстояние между передней и задней границами резко изображенного пространства (в пространстве оптических изображений), измеряемое вдоль оптической оси, в пределах которого объекты съемки на снимке выглядят резко (рис. 1).

Рис. 1 — Глубина резкости

Существует также понятие «глубина резко изображаемого пространства» (ГРИП), которое часто путают с понятием «глубина резкости».

ГРИП — это тоже расстояние вдоль оптической оси объектива, но лежит оно в пространстве предметов и в пределах которого предметы будут изображены резко. (рис. 2, 3).

Глубина резкости является результатом подобранного фотографом ГРИП, который виден непосредственно на фотографии, т. е. в плоскости оптических изображений за объективом. ГРИП же находиться в плоскости изображаемых предметов. В этом и заключается основное различие.

Рис. 2 — Глубина резко изображаемого пространства и глубина резкости Рис. 3 — Глубина резко изображаемого пространства

На ГРИП влияет:

  • диафрагменное число;
  • расстояние до объекта съёмки;
  • фокусное расстояние объектива;
  • величина кружка нерезкости объектива.

28 mm f5.6
Дистанция: 0,2 м

28 mm f11
Дистанция: 0,2 м

135 mm f5.6
Дистанция: 0,7 м

135 mm f11
Дистанция: 0,7 м

200 mm f2.8
Дистанция: 2 м

200 mm f5.6
Дистанция: 2 м

Рис. 4 — Изменение глубины резкости при разных фокусных расстояниях и значениях диафрагмы

Максимальная глубина резкости

При создании некоторых снимков, например, пейзажей, необходимо получить большую глубину резкости, при которой резко изображается максимальная часть сцены.

Для этого необходимо:

  • встать так, чтоб предметы переднего плана находились как можно дальше от объектива, отойти на максимально возможную дистанцию;
  • закрыть диафрагму до необходимого значения (f11 – f22), проверяя глубину резкости репетиром диафрагмы;
  • по-возможности использовать широкоугольный объектив.

В некоторых фотокамерах предусмотрен режим автоматического замера экспозиции с контролем глубины резкости – DEP. В этом случае нужно указать две точки, которые должны отображаться резко и произвести съемку. Значения выдержки и диафрагмы определятся автоматически. Метод работает при автоматической фокусировке объектива.

Гиперфокальное расстояние

Для достижения бесконечной (до горизонта) глубины резкости используют гиперфокальное расстояние – расстояние, начиная с которого и до бесконечности предметы выглядят резко при сфокусированном на бесконечность объективе (рис. 5). При ГРИП начинается с 1/2 расстояния до точки фокусировки и до бесконечности (рис. 6).

Значения гиперфокального расстояния при заданных параметрах (фокусном расстоянии объектива, диафрагменном числе, дистанции и величине кружка нерезкости объектива) рассчитываются с помощью специальных программ или таблиц, например, такой как таблица 1.

Таблица 1 — Расчет значений ГРИП и гиперфокального расстояния

Рис. 5 — Фокус на бесконечности Рис. 6 — Гиперфокальное расстояние Рис. 7 — Пример изображения снятого с гиперфокального расстояния

Минимальная глубина резкости

Задача сведения глубины резкости к минимуму намного сложнее, чем сделать ее максимальной. Во многих камерах (в основном компактных) такое вообще практически невозможно из-за маленького размера матрицы, короткофокусного объектива по умолчанию и фокусировки путем поиска гиперфокального расстояния. Именно это и является один из самых сильных аргументов в пользу цифрового зеркального фотоаппарата – возможность сделать резкой ту часть сцены, которая необходима фотографу.

Размытие фона или каких-то элементов переднего плана позволяет сфокусировать внимание зрителя на основном объекте съемки, выделить его, является одним из ключевых творческих моментов и причиной явления боке (рис. 8, 8).

Рис. 8 — Размытый передний план Рис. 9 — Размытие заднего плана

Для достижения минимальной глубины резкости можно:

  • использовать максимально открытую диафрагму (f1.2 — f1.8, f2.8) в зависимости от объектива;
  • использовать длиннофокусные телеобъективы. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше глубина резкости на изображении;
  • подобраться как можно ближе к объекту съемки;
  • по возможности, увеличить расстояние между фоном и объектом съемки.

Степень отсутствия резкости

Величина размытия изображения плавно изменяется вдоль глубины резкости. Абсолютно резким предмет изображается только в плоскости фокуса, все остальные точки начинают постепенно размываться по мере отдаления от этой плоскости.

Рис. 10 — Очень маленькая глубина резкости

Для достижения такой глубины резкости был использован макрообъектив с максимально открытой диафрагмой. Съемка проводилась со штатива максимально близко к объекту — монетке «5 копійок».

Трудности, связанные с глубиной резкости

Часто при использовании длиннофокусных или макрообъективов (большие расстояния или макросъемки) возникает ситуация, когда невозможно обеспечить такую глубину резкости, чтоб все значимые элементы были резкими, так как глубина резкости равна нескольким миллиметрам. Также это может быть связано с проблемой плохого освещения, так как при этом необходимо использовать открытые диафрагмы, чтоб обеспечить необходимую экспозицию.

Для решения таких проблем можно:

  • выбрать такой угол обзора, чтобы изменение глубины резкости было минимально (рис. 11);
  • снимать с упора (штатив, монопод);
  • при съемке людей фокусироваться на глазах, так как на них мы привыкли обращать внимание в первую очередь;
  • в макросъемке делается серия кадров со смещением непосредственно камеры (без изменения фокуса), которые потом совмещаются в одно.

Рис. 11 — Изменение угла обзора

Регулировка глубины резкости во время съемки происходит в основном изменением значения диафрагмы и дистанцией до объекта съемки.

В пейзажной съемке используют максимальную глубину резкости, которую достигают фокусировкой на гиперфокальное расстояние, которое рассчитывают с помощью специальных таблиц или калькуляторов.

В портретной съемке ограничивают глубину резкости до такой, которая позволяет выделить необходимые элементы. Фокусироваться лучше всего на глаза. Исключением может быть документальная съемка, когда нужно показать человека в его среде, которая должна хорошо узнаваться (быть резкой).

При макросъемке, спортивной съемке, съемке дикой природы с длиннофокусными объективами фотографы могут сталкиваются с недостаточной глубиной резкости. Для этого закрывают диафрагму до возможных значений (f4-8) в пределах необходимой экспозиции.

Глубина резкости изображаемого пространства

Во-первых, давайте определимся, что же такое эта загадочная величина – глубина резкости. Глубина резкости изображаемого пространства (сокращенно ГРИП) – это диапазон расстояний на фотографии, в котором объекты съемки воспринимаются резкими. Этот диапазон расстояний находится вокруг точки фокусировки и по-другому еще называется зоной резкости.

Предметы, находящиеся в зоне резкости, выглядят четкими, детально прорисованными, с резкими краями. Предметы на изображении, которые не попали в зону резкости, оказываются размытыми, нечеткими. Причем чем дальше предметы находятся от зоны резкости (зоны фокуса), тем более размытыми они выглядят.

Сама зона резкости на разных фотографиях может оказываться больше или меньше по площади, занимаемой на снимке. Так, например, на одной фотографии в зону резкости может попасть какая-то одна деталь, а остальная часть кадра уйдет в мягкое размытие. На других же снимках зритель может отчетливо различить детали объектов и на переднем, и на среднем, и на дальнем плане.

В первом случае говорят, что фотография снята с малой глубиной резкости, т.к. только маленький диапазон расстояний вокруг точки фокусировки является зоной резкого отображения объектов съемки. Такие фотографии характеризуются сильным размытием предметов, которые расположены далеко от точки фокусировки, а также большая часть кадра представляет собой зону нерезкости (объекты находятся в расфокусе, размытии).

Наоборот, когда мы можем различить резкие детали по всей площади кадра (или на большей части изображения), это свидетельствует о большой глубине резкости. Т.е. на большом диапазоне расстояний объекты в кадре выглядят резкими и не размыты.

Итак, еще раз: малая ГРИП – это размытие большей части объектов в кадре, а также сильное размытие предметов, удаленных от точки фокусировки; большая ГРИП – это когда объекты на большей части кадра выглядят резкими.

При помощи регулирования ГРИП и точки фокусировки на фотографии мы можем расставлять смысловые акценты на снимках. Так, естественным образом взгляд зрителя в первую очередь цепляется за объекты, которые находятся в фокусе, в зоне резкости. Именно поэтому в большинстве случаев портреты снимают с малой глубиной резкости, чтобы выделить модель, отделить ее от заднего плана.

Когда вы снимаете пейзаж (природу, город, архитектуру), приоритетом чаще всего стоит показать каждую деталь той красоты, которая разворачивается перед вашими глазами. Поэтому классически пейзажная съемка – это фотографии с большой глубиной резкости, где мы можем различить каждую травинку, каждый камушек и на переднем, и на заднем плане.

«Хорошо», — скажете вы. – «Теперь я понимаю, что такое ГРИП и на что она влияет. Но при помощи каких настроек ее можно отрегулировать на фотографии?». Справедливый вопрос. Мне не хочется вдаваться в точные расчеты и тонкости оптических законов (не стану скрывать — я их просто не знаю). Я лучше расскажу, к какому результату все эти законы приводят на практике и как пользоваться результатами этих наблюдений.

Чисто с точки зрения зрителя глубина резкости на фотографии – это понятие достаточно неуловимое. Глядя непосредственно на снимок, нам сложно сказать, сколько метров (сантиметров) в реальной снимаемой сцене оказалось в зоне резкости. Все это происходит, потому что на фотографии все относительно, мы не можем по фотографии на глаз точно определить рост снимаемых людей или расстояние между зданиями. Мы можем только сравнить объекты друг с другом. Точно так же мы не можем точно сказать зону резкости в единицах измерения длины, мы можем субъективно сравнить две фотографии и сказать, на какой из них глубина резкости меньше.

Поэтому-то я не хочу забивать себе голову точными расчетами и цифрами. Главное – знать, какой зрительный эффект получится на фотографии. Тем не менее, некоторый порядок в голове нужен, поэтому я приведу основные факторы, которые влияют на глубину резкости изображаемого пространства на фотографии:

  1. Относительное отверстие диафрагмы (значение диафрагмы)
  2. Фокусное расстояние объектива
  3. Расстояние от объекта съемки (на который наводится фокус) до объектива (фотоаппарата, фотографа)
  4. Расстояние от объекта съемки до предметов окружающей среды (фон, передний план)

Последние три фактора во многом взаимозаменяемы, и можно сказать, что это один фактор — расстояние, принимающий разные формы. Но начнем по порядку.

Чем сильнее открыта диафрагма (чем меньшее диафрагменное значение выставлено), тем меньше будет ГРИП (сильнее будет размытие в кадре). Например, при съемке с диафрагмой f1.8 в расфокусе окажется гораздо больше предметов, чем при съемке с диафрагмой f4.0 (при прочих равных условиях).

Чем больше фокусное расстояние объектива, тем меньше окажется глубина резкости в кадре при прочих неизменных параметрах. Другими словами, для получения более размытого заднего плана выбирайте объективы с фокусным расстоянием 50-70 мм и больше. Вот почему хорошими портретными объективами считаются объективы с фокусным расстоянием 50 мм, 85 мм, 135 мм и т.п.

Как мы уже выяснили, предметы, расположенные дальше от точки фокусировки, размываются сильнее. Это можно непосредственно использовать в своей работе. Например, чтобы отделить модель от фона за счет маленькой глубины резкости, нужно не только открыть диафрагму и установить длиннофокусный объектив. Если вы «прилепите» модель к стене (служащей фоном), то стена все еще окажется в зоне резкости или лишь слегка уйдет в размытие. Чем сильнее вы хотите размыть фон, тем дальше вам нужно отвести модель от этого самого фона.

Например, при съемке модели возле стены с вьющимся виноградом даже на открытой диафрагме некоторые листья будут попадать в зону резкости. Если же выбрать в качестве фона уходящую вдаль улицу, все предметы на заднем плане станут неразличимыми из-за большого расстояния, которое отделяет точку фокусировки (модель) и местоположение предметов на заднем плане.
Чем ближе вы со своей камерой подойдете к модели, тем меньше окажется глубина резкости в кадре при всех прочих равных условиях. Чем ближе вы подходите к объекту съемки, чем крупнее кадрируете, тем сильнее уходят в размытие фон и тем больше деталей даже на самой модели могут оказаться в зоне нерезкости. Вот почему при съемке крупнопланового портрета на открытой диафрагме иногда получается так, что один глаз оказывается в фокусе, а другой уже в зоне размытия.

Теперь вы знаете основные принципы управления глубиной резкости на фотографиях. Теперь настало самое время попрактиковаться! Воспользуйтесь этими советами уже в следующей съемке, и вы почувствуете разницу.

​Глубина резкости (ГРИП) в художественной фотографии

Аббревиатуру «ГРИП» вы часто можете встретить в обучающих курсах по фотографии. Расшифровывается она как «Глубина Резко Изображаемого Пространства», а в среде фотографов часто именуется просто «глубина резкости».

Формирование представления о глубине резкости и работе с нею – это важнейшая составляющая базового курса изучения фотографии.

Глубина резкости – это промежуток между двумя точками в кадре, который на фотографии отобразится резким. Давайте рассмотрим подробнее. Объектив камеры может в один момент сфокусироваться только в одной плоскости. Все объекты, попадающие в зону фокусировки, отобразятся на вашем снимке как резкие. Объекты, удаляющиеся от зоны фокусировки (в одну и другую сторону) постепенно теряют резкость. Чем дальше объект от зоны фокусировки, тем более размытым он будет на фото. ГРИП это переменная величина, которую принято измерять и обозначать в метрах.

С помощью ГРИП вы можете расставлять акценты в кадре, выводить на первый план главное и «приглушать» второстепенное, контролировать внимание зрителя и направлять его взгляд на важные детали. Согласитесь, это довольно мощный инструмент общения со зрителем через фотоснимок.

С понятием о ГРИП пересекается понятие «гиперфокального расстояния». Этим термином называют расстояние от передней границы резко изображаемого пространства, в случае, когда объектив фокусируется на бесконечность.

Начинающему фотографу нужно быть очень внимательным при работе с глубиной резкости – небольшое смещение фокуса может стать ошибкой и испортить весь кадр. Например, любому зрителю некачественным покажется портрет, на котором лицо модели размыто, а фокус «ушел» на лицо случайного прохожего.

От чего зависит глубина резкости

ГРИП зависит от нескольких факторов. Вы сможете создавать удачные снимки с необходимой глубиной резкости, освоив особенности каждого из факторов и научившись их комбинировать.

1.Диафрагма. Каждый новичок, едва приступив к обучению фотоискусству, узнает, как важно для удачной экспозиции кадра грамотно подобрать диафрагменное число. Вот и глубина резкости в первую очередь зависит от него.

Значение диафрагмы можно менять в довольно широком диапазоне (чаше всего от f2,8 до f16), а вместе с тем и подстраивать ГРИП под свои творческие замыслы. Максимальное и минимальное значение fзависит от характеристик конкретного объектива. Например, некоторые длиннофокусные объективы позволяют открыть диафрагму до f1,4, а широкоугольные — сузить до f32. Однако вы должны помнить, что использование крайних диафрагменных чисел во время съемки нежелательно – это может привести к появлению аберраций и, как следствие, ухудшению качества снимка.

Когда вы закрываете диафрагму до максимально допустимого значения (т.е. увеличиваете диафрагменное число) – глубина резкости предельно увеличивается. Это позволяет вам сделать резким все пространство кадра.

А если диафрагму приоткрыть, то задний фон за объектом съемки начнет размываться. Предельное размытие фона и выделение главного объекта съемки произойдет при минимальном диафрагменном числе.

В каждой камере есть режим приоритета диафрагмы, который позволяет установить необходимое значение f, а автоматика камеры подберет подходящие значения выдержки для правильного экспонирования кадра.

2.Фокусное расстояние. Если вы хотите регулировать ГРИП, при этом оставляя неизменным значение диафрагмы — изменяйте фокусное расстояние объектива. Уменьшая фокусное расстояние, вы увеличите глубину резкости. Соответственно, с увеличением фокусного расстояния, глубина резкости будет уменьшаться, и некоторые части изображения начнут размываться.

Давайте посмотрим на примерах взаимозависимость ГРИП и фокусного расстояния объектива (значение диафрагмы остается неизменным, f8):

·фокусное расстояние 12 мм — ГРИП от 62 см и до бесконечности;

Из примера становится понятно: если важно получать резкие изображения – по возможности используйте широкоугольные объективы, а если хотите достичь красивого размытого фона – длиннофокусные.

3.Расстояние до объекта съемки тоже влияет на глубину резкости. Чем ближе вы подойдете, тем меньше будет глубина резкости, а значит все, что находится вокруг снимаемого объекта приобретет мягкое размытие.

Например, фотографы, занимающиеся макросъемкой должны быть очень внимательны к качеству снимков: на расстоянии 10-15 см от объекта при открытой диафрагме, ГРИП может составить всего несколько миллиметров. В таком случае бывает сложно «вписать» объект съемки в зону резкости. Тогда целесообразно снимать с более дальней дистанции, а затем кадрировать изображение в фоторедакторе.

Если вы хотите снимать на очень маленьких дистанциях, вам нужно учесть, что расстояние от камеры до объекта замеряется не от передней линзы объектива, а от матрицы. Для того, чтобы узнать где именно располагается светочувствительный элемент, найдите на корпусе камеры специальное обозначение плоскости матрицы — перечеркнутый кружок.

При прочих равных настройках (f 8 и фокусное расстояние 85 мм) можно, например, проследить такое взаимодействие расстояния до объекта съемки и ГРИП:

·расстояние до объекта 20 см – ГРИП 10 мм;

ГРИП в художественной съемке

Вы уже поняли, что работа с большой ГРИП дает нам резкое изображение на большей (если не всей) площади карда. Это особенно необходимо в пейзажной и архитектурной съемке, при работе над репортажами, когда передний, средний и задний планы кадра должны быть в фокусе и нести смысловую нагрузку. Большая ГРИП дает возможность показать детали, окружить главный предмет съемки подробностями.

Для того чтобы достичь максимальной резкости всего кадра, пейзажисты рекомендуют помещать точку фокуса сразу за объектами переднего плана. Снимая пейзаж, вы можете «поиграть» с глубиной резкости. Например, передний или задний план съемки оставить вне фокуса. Это художественный эффект позволит также расставить акценты, не уменьшая при этом смысловую нагрузку изображения.

1.Расположите камеру как можно дальше от предмета съемки.

2.Закройте диафрагму до минимального допустимого значения (не забывайте о возможном появлении искажений при использовании крайних диафрагменных чисел).

3.Установите минимальное фокусное расстояние вашего объектива.

4.Если в вашей камере есть режим DEP, то будет очень удобно воспользоваться им. Вам нужно указать 2 точки, определяющие зону резкости на изображении, а камера произведет автоматический замер экспозиции и выставит подходящие настройки.

Маленькая ГРИП чаще всего применяется для съемки средним и крупным планом (например, портреты и макросъемка). Контроль глубины резкости позволяет отделить основной предмет съемки от фона, создать акцент внимания. В фотографии такой прием размытия фона называется «боке» (от японского «нечеткость»).

Это не значит, что вы всегда должны стараться размыть пространство округ объекта до неузнаваемости и превратить его в неопределенные пятна цвета. Иногда достаточно легкого размытия, чтобы слишком пестрый фон ушел на второй план и перестал «тянуть» на себя внимание зрителя, но при этом можно было догадаться, где именно находится объект. Выбирайте оптимальную ГРИП для конкретных условий съемки в зависимости от с воих творческих задач.

Чтобы снять портрет крупным планом с маленькой ГРИП, наведите фокус на глаза человека, тогда, даже если часть лица не попадет в зону резкости, кадр будет удачным. Если модель размещена к вам боком, то фокус следует наводить на тот глаз, который ближе к камере.

Если вы работаете над групповым портретом, то использование минимальной ГРИП, скорее всего, будет для вас не самым удачным решением. Есть риск, что не все модели войдут в зону резкости – тогда фото окажется бракованным. В таких случаях можно прикрыть диафрагму до значения f8 — все участники группового снимка попадут в зону резкости, а фон слегка размоется.

1.Для получения эффекта размытия фона, максимально для данной ситуации откройте диафрагму.

2.Используйте наибольшее фокусное расстояние (наилучший результат дают длиннофокусные объективы).

3.Приблизьтесь к предмету съемки насколько это возможно.

4.Постарайтесь расположить объект как можно дальше от фона.

Как рассчитать глубину резко изображаемого пространства

В процессе съемки очень важно уметь определить, что же именно попадет в зону резкости в вашем кадре.

Самый простой вариант определения качества изображения – сделать пробный снимок. Вы увидите кадр в целом, но изучить детали и рассмотреть в точности границы четкого и размытого на мониторе камеры будет сложно.

Губину резкости можно проверить с помощью репетира диафрагмы. Этот механизм использовался на пленочных, и до сих пор устанавливается на некоторые цифровые камеры. Если на вашей камере есть функция предпросмотра ГРИП, то зажав специальную кнопку, в видоискателе вы увидите объекты, попадающие в зону резкости.

Если вы владелец объектива с фиксированным фокусным расстоянием, то можете пользоваться специальной шкалой глубины резкости, нанесенной прямо на объектив. По такой шкале легко определить переднюю и заднюю границу зоны резкости в кадре.

Существуют специальные таблицы и различные калькуляторы ГРИП. Чтобы облегчить работу на выездной фотосессии, такой калькулятор можно установить на смартфон. Программа очень проста в использовании. Задав параметры своей камеры и объектива, данные о значении диафрагмы и фокусном расстоянии, вы получите точный расчет глубины резкости.

Постоянно практикуясь, вы станете интуитивно правильно выбирать нужные параметры съемки. Для этого, начиная обучение фотографии, протестируйте свою камеру, чтобы узнать все ее возможности. Для теста сделайте несколько снимков с разным значением диафрагмы и сравните их – выясните, что попало в зону резкости, а что нет.

В тексте использованны фотографии с официального сайта производителя объективов Тамрон

Ссылка на основную публикацию

Музыка дождя