Свет в фотографии | Foto-kadr.ru

Свет в фотографии

Жесткий и мягкий свет

Жесткий и мягкий свет в фотографии

Жесткий и мягкий свет. Начинающие фотографы часто слышат такие слова. А все ли понимают, что они обозначают? Давайте попытаемся разобраться вместе. И помогут нам в этом старина Гиппократ и простой белый шар.

Жесткий и мягкий свет. Эксперимент

Направим на белый пенопластовый шар свет от точечного источника (Фото 1). Что мы видим? Видим, что граница между освещенной стороной и неосвещенной достаточно четкая.

Фото 1

Теперь направим на этот шар светильник с матовым плафоном(рис 2). Что мы видим на фото 2? Граница перехода от света к тени размытая.

Фото 2

Повторим опыт, пригласив в студию уважаемого Гиппократа:

  • Точечный светильник направленного света (Фото 3) дает и в этом случае четкую границу между тенью и светлой частью портрета.
  • Светильник в матовом плафоне (Фото 4) дает размытую границу между светом и тенью.

Фото 3

Фото 4

Пора делать вывод?

Получается, что точечный источник света дает жесткий свет, а светильник , в котором источник света прикрыт матовым плафоном дает свет мягкий.

Но, так ли это? Давайте экспериментировать дальше.

Точечный светильник направленного света мы отодвигаем от белого шара. В результате получаем практически незаметную границу между тенью и освещенной зоной. Точечный светильник дал мягкий свет.

Фото 5

Светильник в матовом плафоне приближаем к нашему шару. Замечаем, что по мере приближения граница перехода между теневой и освещенной частью шара становится все четче и четче (Фото 5).

Фото 6

Вывод

Похоже, что вывод можно сделать только сейчас:

  • Уровень мягкости или жесткости света условно можно определить по степени размытости границы перехода от света к тьме на снимаемом предмете.
  • Чем больше площадь светильника, тем мягче свет.
  • Чем больше расстояние между светильником и предметом, тем мягче свет.

Фото 7

Жесткий свет

Итак, мы уже поняли, что жестким называется такой свет, при котором граница между светлой частью снимаемой модели и темной будет резкой. Кроме того при жестком свете хорошо видна текстура снимаемого объекта (Фото 8).

Фото 8

Вместе с тем, жесткий свет подчеркивает неровности и морщины, придавая кадру некоторую драматичность (фото 9).

Фото 9

Мягкий свет

По аналогии с определением жесткого света, мы назовем мягким светом в фотографии такой свет, при котором граница между светлой частью снимаемой модели и темной будет расплывчатой, широкой, иногда совсем незаметной. При этом мягкий свет скрывает дефекты снимаемого объекта (Фото 10).

Фото 10

Смягчение света

Итак, ранее мы определились, что чем больше расстояние между объектом и источником, тем мягче свет. А также, чем сам источник больше, тем свет будет мягче. Изменяя эти величины, мы сможем получить необходимое освещение.

  • Применение отраженного света. То есть, вы не направляете источник света на модель или снимаемый предмет, а направляете его на отражающую плоскость. Эта плоскость в свою очередь и становится нашим «источником света», который дает уже мягкий свет. В качестве такой плоскости можно использовать белый потолок. В студиях обычно применяют специальные отражатели и отражающие зонты.
  • Применение диффузора. В этом случае между нашим источником света и моделью помещается просвечивающий предмет. Это может быть простой белый лист, калька, черная пленка, белый плафон и т.д. В фотостудиях для этих целей применяют софтбоксы. Свет становится мягче за счет того, что площадь светильника становится больше, свет рассеивается.

Рисующий свет теоретически является главным и основным в композиции. Он выявляет форму предметов и детали объекта и всего сюжета, оставляя в тени одни элементы и выделяя другие. Это направленный свет, который в зависимости от замысла фотографа или условий съемки может быть как жестким, так и мягким. Осветители, дающие направленный свет, обычно ставят источник света не ближе полутора-двух метров к объекту съемки, но и не очень далеко. При естественном освещении роль рисующего света играет солнце или любое дневное освещение, проходящее через какой-либо проем. Например, окно, дверь, просвет между деревьями…

Рисующий свет образует так называемый теневой контур. Если любую объемную поверхность, особенно сферическую, осветить со стороны фотографа, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются затененные участки, которые и образуют теневой контур.

Заполняющий свет (2)

Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает. Заполняющий свет делает тени более светлыми и всегда является мягким.

Моделирующий свет (3)

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света и служит для подсветки теней в необходимых местах. Он образуется небольшими источниками мягкого света. Также он применяется для создания местных бликов и рефлексов на различных отражающих деталях объекта съемки. В условиях фотопавильона их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

Контровый свет (4)

О контровом, или встречном, свете говорилось ранее. Он также создает так называемый световой контур. Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.

Фоновый свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы как мягкого рассеянного, так и направленного света. Он служит для того, чтобы выделить объект съемки, создать разность освещения между ним и фоном. Например, если надо, чтобы объект был на девственно-белом фоне, фон освещают сильнее, чем объект — как это принято при съемках на документы. Если нужно выделить объект на сером или цветном фоне, то фон освещают меньше, чем основной объект.

Цвет фона не должен резко контрастировать с цветом лица, если только такой контраст не является задумкой фотографа.

Узкий пучок жесткого или мягкого света направляется на тот участок объекта, который необходимо подсветить. Это освещение очень часто использовалось в фильмах середины прошлого века, когда в луче света были только одни глаза актера, а все другое скрывалось в полумраке.

Свет в фотографии

Войти

Свет в фотографии

«Свет фотографии» — так назывался мастер-класс, организованный Катей ( pokrovskaya_kat ) и Митей Покровскими 26 января в фотомастерской «Белый кролик». Из самого названия МК следовало, что эта встреча будет очень познавательной. Так оно и получилось. Специалисты своего дела Катя и Митя поделились с блогерами своими знаниями по теме света в фотографии. Многие участники этой встречи уже написали свои отчеты. Теперь дошла очередь и до меня. Приехал я в Симферополь слушать и пытаться понять услышанное. Поэтому почти не снимал. А теперь вот что я понял и вынес с этого МК.

Фотография в переводе с греческого означает «запись света», «светопись». Без света ни одна фотография не получится. А хорошая фотография получается при правильном свете.

Что такое фотография для обыкновенного человека? Это — лист специальной бумаги, на котором определенным образом нанесен цветовой рисунок. Воспринимая его, человек ассоциирует в своем сознании определенный образ, который постарался донести до него фотограф. Но как это получается? Ведь лист бумаги — это плоский объект. А образ, который рисует себе зритель, наверняка трехмерный, объемный. Как этого добивается фотограф?

Небольшое отступление. Двумерными являются практически все носители информации, созданные человеком. Это и бумага, на которой мы пишем или печатаем книги, это и доска в аудитории, где преподаватель делает пометки слушателям, это и плоский экран монитора или телевизора. Плоскими являются дискеты, CD- и DVD-диски. Все это связано с особенностью человеческого мышления, которое плоско по своей природе. Мы относительно легко воспринимает двумерную информацию, и с большим трудом — трехмерную. Вспомним хотя бы школьные уроки геометрии. Планиметрия и стереометрия — это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Хотя планиметрия и сложна для понимания и восприятия, но до стереометрии ей далеко. Можно также вспомнить как трудно даются школьникам и студентам уроки по черчению, задачи на проекции, сечения, а особенно построение изометрий и диметрий. Про 4D вообще лучше не вспоминать. Сознание человеческое его вообще никак не воспринимает. Кто хочет поэкспериментировать, может попытаться представить и нарисовать четырехмерный куб.

Итак, задача понятна: на двумерном объекте — на листе бумаги или на экране монитора — нужно воспроизвести картинку так, что возникло ощущение трехмерности снимаемого объекта, или как еще говорят фотографы, чтобы картинка получилась не плоской, объемной. Какие возможности есть для этого у фотографа, да и любого художника. Первое — это композиционные. Под ними я имею в виду и передачу перспективы (а также связанные с ней прием направляющих линий). Это и разбиение изображения на планы (передний, средний, дальний). Конечно, это и управление ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что достигается установкой соответствующего значения диафрагмы. Ну и, наконец, — это свет.

Каким бывает свет для фотографии? Каждый знает, что он бывает жестким и мягким. Возникает закономерный вопрос: как достигается «жесткость» или «мягкость» света? До этого МК я ошибочно полагает, что размягчить свет можно путем применения различных рассеивающих насадок на источник света. Теперь, благодаря Мите, я знаю правильный ответ на этот вопрос. Жесткость света будет определятся угловыми размерами источника света по отношению к снимаемому объекту. Если источник света сравним или больше по размерам с тем, что мы хотим снять, то свет будет мягким. А чем ближе источник света к точечному — тем жестче будет свет. Поэтому, всякие рассеивающие насадки на вспышки, различные «стаканы», бумажки и проч. не сделают вам свет мягче. Они лишь уменьшат интенсивность света, не более того.

В условиях уличной съемки мы имеем дело с тремя источниками света. Первый — это нами всеми любимое Солнце, или Луна ночью. Очевидно, что эти небесные тела являются точечными источниками света и, соответственно, дают жесткий свет. Второй источник — это небо. Так как оно большое и занимает аж всю полусферу, что над нами, оно является огромным софтбоксом и дает мягкий свет. Наконец, есть еще третий игрок на этой сцене света — отраженный свет. Это такое совокупное понятие, включающее все тела, окружающие наш предмет съемки. Это тоже мягкий свет.

Далее мы обсуждали виды света по отношению к углу падения на объект съемки и расположении по отношению к ним фотографа. Это, пожалуй, самый важный момент всего МК. Итак, свет бывает:

— фронтальным
— переднедиагональным
— боковым
— заднедиагональным
— контровым
— верхним
— нижним.

Фронтальный свет — это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотографа. Другими словами, фотограф, источник света и объект находятся на одной линии. Это — самый плохой вид света, так как он полностью освещает объект. И хотя он хорошо показывает форму, достаточного свето-теневого рисунка он не дает. Изображение выглядит плоским. Это как раз та ситуация, когда снимают со встроенной вспышкой «в лоб». Митя советовал заклеить ее жвачкой.

Боковой свет — это свет, падающий сбоку оси объект-фотограф. Такой свет дает хороший свето-теневой рисунок. Он хорошо прорисовывает текстуру объекта. Именно его Митя использовал в дальнейшем, показывая нам пример на шедевре народного творчества «Рыба-колесо».

Контровый свет — это свет, падающий сзади снимаемого объекта. Сам источник свет может затеняться объектом и в камеру не попадать. Тогда мы увидим на снимке очертания в виде узкой полоски света по краям снимаемого объекта. Широко используется для отделения объекта от фона. Его очень любят киношники: в кинофильмах с хорошей операторской работе его можно найти практически в любом кадре. Если же источник света попадает хоть как-то в кадр, он становится самостоятельным элементом композиции. Такие фото очень любит делать Катя.

Передне-боковой и задне-боковой — это комбинация указанных выше типов света.

Еще немного поговорили о вспышках: где, как и зачем их использовать. Конечно, пыхать надо в потолок или что-то его замещающее, если дело происходит на улице. Дерево, например. Митя рассказал о двух полезных аксессуарах для них: это светофильтры и «изделие для фотовспышки» (как-то так оно называлось). «Изделие» представляет собой кусок материи на липучках. С одной стороны оно черное, а с другой — серебристое. Обматываешь им камеру и устраняешь паразитный фронтальный свет. Он возникает в тех случаях, когда вспышку нужно наклонить так, чтобы она била не в потолок прямо над фотографом, а где-то впереди него.

Также звучали советы повышать ISO при съемках в темное время суток и не бояться при этом шумов. Было сказано, что эти шумы видит только один человек на свете — это сам фотограф, который рассматривает свой снимок в 100% разрешении. Все остальные будут довольствоваться просмотром фотографий на экране плазмы. Кроме того, Митя утверждает, что на печати шумы не видны. Не пробовал, не знаю. Надо профессионалу верить на слово.

Это пока что все, что вспомнил. Если вспомню что другое, напишу в другом посте.

Сам МК класс прошел в очень добросердечной, домашней обстановке. Чувствовалось, что хозяева подготовились хорошо. Ни одного недовольного мною замечено не было. Если такие встречи будут повторяться — это будет просто здорово.

На фото lena_mi5 .

Много фоток со встречи можно найти в отчетах других блогеров. Вот те, которые мне известны на данный момент:

  1. Мастер-класс по роли света в фотографии от четы Покровских или перезагрузка сознания от krymchanka
  2. Воскресенье с Белым кроликом от puristka_maga
  3. Немного о «Кроликах» от a_chernyh
  4. Про свет, Белого кролика и фотографию от geser
  5. КАК БЛОГЕРЫ В «БЕЛОМ КРОЛИКЕ» СВЕТ ЧУВСТВОВАТЬ УЧИЛИСЬ от igor_salnikov
  6. УЧИТЬСЯ ВОЛШЕБСТВУ от natallive
  7. Игра со светом от free_marta
  8. Белый кролик или свет решает всё. от a_ur

На МК присутствовали geser , puristka_maga , igor_salnikov с супругой, a_chernyh , yuhanson , natallive , p4elka_mutantik , krymchanka , aryabov , lena_mi5 , mariebang , free_marta , gardarika_soul .

Mostudio

СТИЛЬНО | НЕОБЫЧНО | КРАСИВО
Позвонить: +79030152926

Типы освещения в фотографии

Освещение – это один из основных и решающих компонентов в удачной фотографии. Свет способен прорисовать определённые участки фото композиции и придать особого колорита. Правильное освещение придаёт объекту на фотографии резкость, хорошее очертание. Научиться видеть и запечатлевать фото в выгодном свете – это целое искусство. При помощи свете и тени выдающиеся фото художники способны прорисовывать целые картины.

Боковой свет – один из самых распространенных типов освещения, применяемых современными фотографами. Такой тип освещения придаёт объекту на фото дополнительный объем и глубину. Часто применяется в портретной фотосъёмке, может быть выгодным при съемке архитектуры.


Это очень популярный вид освещения в наше время. Контровой свет – это свет который расположен за моделью или любым другим объектом фотографии, свет исходящий со всех сторон из-за объекта фото. При помощи такого освещения легко прорисовываются силуэты, видны лучи света, исходящие из-за модели, туман, пыль. Все мельчайшие объекты в воздухе попавшие в луч света приобретают четкое очертание.


Это мягкий свет, который формируется естественным образом в пасмурную погоду, ровный свет без бликов и жестких теней. При рассеянном освещении хорошо фотографировать портретные снимки, лицо модели выходит равномерно освещенным, исключаются провалы в цветах. Также мягкое свечение подходит для предметной съемки, фото на природе.


Такой тип свечения формируется в естественных условиях при ярком свете солнца. Жесткий свет характеризуется с жесткими тенями, возможны пересветы. С таким типом света, особое внимание следует уделить настройке аппаратуры, в частности, следить за экспозицией. Большинство фотографов стараются избегать жесткого свечения, так как могут возникнуть большие провалы в цветах.


Довольно распространенное освещение в использовании современных фотографов. Такой тип освещения придаёт фотографии особой драматургии и глубины изображенной картины. Весь акцент направлен на объект преломления света. При точечном освещении формируется глубокий контраст между основной картиной и освещенным объектом. Такой приём широко распространён, в случаях, когда необходимо выделить определённый объект из всей картины.
Существует огромное количество различных типов освещения, они могут встречаться по отдельности, или комбинировано. Можно искусственно формировать разные типы освещения. В искусстве фотографии нет определенных правил освещения, вы можете в полной мере придаваться творчеству и сформировать свой стиль в освещении. Знание типов освещения поможет определить при каком освещении ваш снимок примет наиболее выгодный вид. В зависимости от желаемого эффекта, применяйте необходимый вид свечения, и ваши снимки приобретут неотразимый, желаемый стиль.

Свет и освещение в фотографии

Свет и освещение в фотографии очень важны. Само слово «фотография» происходит от двух греческих слов: «photos» — свет и «grapho» — пишу, что в буквальном переводе означает – «пишу светом».

На самом деле, фотографическое изображение формируется светом и образуется в результате фотоэлектричекого воздействия энергии света на светочувствительную матрицу фотоаппарата.

Чтобы на светочувствительной матрице образовалось изображение, все предметы съемки, попадающие в кадр фотокамеры, должны быть освещены. От источника свет падет на освещаемые поверхности, отражается от них, проходит через оптическую систему объектива фотокамеры к светочувствительной матрице, образуя на ней скрытое изображение.

Светоотражающие свойства материалов и освещение в фотографии

Из нашего жизненного опыта известно, что различные материалы, предметы и поверхности отражают падающий на них свет по-разному. Количество и спектральный состав отраженного света напрямую зависят от цвета поверхности, ее фактуры, от угла падения лучей света и направления съемки.

К примеру, черный бархат способен поглотить до 96-98% всего падающего на него света. Поэтому черный бархат выглядит практически черным даже при ярком освещении и таким же кажется на снимке.

Бумага отражает примерно 80% падающего на него света. Этот процент довольно высокий и поэтому даже при проведении съемки в условиях недостаточного освещения, белая бумага на снимке получается светлой, яркой, а в некоторых случаях даже пересвеченной.

Таким образом, при прочих равных условиях, падающий на объект общий поток света, который равномерно распределен с одинаковой силой на все входящие в его состав фигуры на снимке все эти элементы будут с разной яркостью в силу разной отражающей способности и различных коэффициентов яркости.

Соответственно, и при общем, равномерно освещенном объекте можно сделать снимок, однако он при этом будет выглядеть вялым, серым, однотонным и неинтересным. Выясним, почему так происходит?

Влияние света и освещенности в фотографии на конечный результат

Во время съемки перед фотографом стоит задача достоверного, яркого и выразительного изображения на снимке сюжетов, привлекших его внимание в реальной жизни. Интересная тема – это одно из важнейших условий получения хорошего снимка.

Однако тему еще нужно суметь раскрыть, а для этого необходимо правильное использование изобразительных средств фотографии, правильное использование фототехники.

Все предметы имеют объемы, цвета, поверхности с различной фактурой. Эти характеристики должны быть воспроизведены фотографом на снимке, в противном случае фотография потеряет свою выразительность. И оказывается, что тоновой разницы порой просто недостаточно, чтобы выразить объемы, фактуры, пространства для получения яркой и впечатляющей фотографии.

В реальной жизни человеку для оценки глубины пространства, положению предметов относительно друг друга и по отношению к другим предметам, отчетливому распознаванию объемов и фактур помогает освещение.

Свет и освещение в фотографии могут быть такими, при которых выразительность объемов предметов и ощущение пространства теряются. На снимке ниже свет установлен так, что на поверхности всех геометрических тел, а также на фоне получились практически одинаковые яркости.

Снимок 1. Освещение не способствует выражению объема

В итоге зритель с трудом различает грани и выпуклости, теряет ощущение объема. Это происходит от того, что здесь нет ни какой светотени или ощутимой градации тонов, способствующей выражению объема. Становится невозможным выявить положение предметов в пространстве.

Неправильно подобранный свет и освещение в фотографии могут сыграть злую шутку с фотографом. Посмотрите на следующий снимок. Он сделан в хмурый пасмурный день. Окружающий пейзаж освещен мягким рассеянным светом, при этом отсутствуют светотени, и нет воздушной дымки или тумана, которые могли бы придать ощущение пространства.

Снимок 2. Неудовлетворительный снимок пейзажа

В результате при таком освещении получается однообразный серый снимок, при том, что глубина пространства, которая очень важна в пейзаже, практически не выражена и от этого снимок получается плоским, скучным и невыразительным.

Таким образом, свет и освещение в фотографии является хорошими помощниками в выражении эффекта пространства, придании яркости и выразительности фотоснимку. Но могут полностью испортить снимок, если фотограф неправильно подошел к вопросу выбора света и освещения в фотографии.

Свет в фотостудии. Урок 2

Конечно же, при съемке в фотостудии мало знать только о схемах расположения источников освещения. У света достаточное количество характеристик, знание которых позволит лучше разобраться в процессе фотографирования.

Например, свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения ( мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения ( направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки ( фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— в зависимости от характера источника ( естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре ( теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики — ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света — это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус

Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком — максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света — студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок

Светом можно управлять ( при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг ( при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света.

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, часто с использованием сот или тубуса, что бы ограничить световое пятно по площади. Поэтому направленный свет — обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.

Отраженный свет получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру ( т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет — это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления ( зонты на просвет, софтбоксы ). Также рассеянный свет — это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет — наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель ( «в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет ( на прошлом уроке мы выяснили, что у фотографов он называется рисующий и моделирующий), а в сочетании с акцентной подсветкой сзади ( контровой) он создает максимальный художественный эффект.

Только боковой свет — понятие довольно широкое, егоможно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет, который часто используют для модельной съемки в студии.

А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Другие классификации света мы рассмотрим на следующем уроке.

Оборудование для фотостудии

1. Студийное оборудование. Виды источников света.

Студийное оборудование можно разделить на два вида: импульсные и постоянные источники света.
Импульсные и постоянные источники света равносильно используются в фотографии, студийной и выездной съемках. Также, в практике съемок, фотографы пользуются комбинированным светом (импульсный и постоянный одновременно).
На световых приборах импульсного света дополнительно устанавливают лампы постоянного света (пилотный свет). Лампы постоянного (пилотного) света используют для подсветки объекта, улучшения фокусировки, предварительной визуальной оценки освещения объекта съемки, анализа светотеневого рисунка.

Одним из наибольших преимуществ использования постоянного света является визуальное представление картинки до съемки. Преимуществом импульсного света являются: большая энергия светового пучка, низкая энергопотребляемость.

1.2. Световые приборы

Выделим два вида световых импульсных приборов:

Моноблок — вид импульсных вспышек, в котором осветительный прибор и управляющее отделение находится в одном блоке. Моноблоки удобные в транспортировке, имеют небольшие габариты, работают от сети или аккумулятора.

Генератор – состоит из двух составляющих: генератора (управляющего блока) и лапового блока. Генератор может устанавливаться на полу или крепиться к штативу. Генератор обладает рядом преимуществ над моноблочной системой, но имеет увеличенные габариты и вес.

1.2.1 Характеристики световых импульсных приборов. Настройка фотокамеры перед съемкой исходя из характеристик световых приборов.

Световые приборы, которые используются в студии, имеют ряд характеристик, которые следует учитывать при организации съемочного процесса и настройки камеры. Выделим некоторые из них:

— Цветовая температура. Измеряется в градусах по Кельвину (̊ К) и обычно изменяется в пределах 5500 – 5600 ̊ К. Цветовая температура напрямую связана с понятием Баланса белого (WB). При настройках параметра камеры следует выставить на выбор один из режимов баланса белого:
— по вспышке
— по белому листу
— солнечный свет
— 5600 ̊ К
Следует учитывать, что наличие мощного постоянного света (пилотного) для подсветки объекта может давать дополнительные цветовые наложения из-за разности цветовой температуры постоянного (3200 ̊ К) и импульсного (5600 ̊ К) света. Потому, в некоторых импульсных приборах во время срабатывания импульсного света происходит автоматическое отключение постоянного (пилотного) света.

— Энергия импульса. Измеряется в Джоулях (Дж) и обычно в небольших студиях имеет значение от 100 до 1000 Дж. Мощность энергии импульса возможно узнать из маркировки светового прибора. К примеру, Hensel Expert D 1000 имеет энергию импульса в 1000 Дж.

— Наличие постоянного света (пилотного) от 60 – 1000 Вт в зависимости от мощности светового прибора.
— Длительность импульса. Время свечения лампы вспышки. Заявлена в технических характеристиках вспышки. Обычно длительность импульса студийных вспышек равна 1/800 секунды. Для «замораживания» объектов используют вспышки с коротким импульсом (от 1/2500 сек). Чем выше энергия импульса вспышки, тем длиннее импульс вспышки.
— Время перезарядки. Учитывается при съемке динамических объектов.
— Байонет – место крепление световых насадок на вспышку. Есть стандартизированные крепления (Bowens, Hensel и др). Под определенные марки световых приборов подходят определенные насадки.

1.3. Насадки на световые приборы

Наличие дополнительных насадок на световые приборы расширяет возможности использования источников импульсного и постоянного света. В зависимости от используемой насадки можно получить мягкий по свойствам или жесткий световой пучок, рассеянный (заполняющий) или направленный. Правильный подбор световых насадок позволит получить желаемый результат в съемке.
Перечень наиболее распространенных световых насадок с мягким световым пучком направленного и рассеянного действия:

Софтбокс – наиболее распространенная световая насадка квадратной или прямоугольной формы. Включает в себя каркас из прутьев, на который натягивается специальный материал. Передняя часть закрыта тканью, выполняющей роль экрана, рассеивающего световой поток. Внутренняя поверхность софтбокса имеет отражающий слой. Как правило, на внутреннюю поверхность наносят серебреное металлизированное или просто белое покрытие, при этом внешняя часть обычно черного цвета.

Октобокс – восьмиугольная круговая насадка. Изготавливается по принципу софтбокса. Создает мягкий рассеянный свет заполняющего действия. Часто используется при Beauty съемках для получения равномерного освещения, со слабо выраженным свето-теневым рисунком.

Стрип-бокс – источник мягкого света направленного действия. По конструкции напоминает софтбокс, но по размерам имеет вытянутую форму с шириной до 30-40 см. Стрип-боксы в основном используют для изготовления ростовых портретов.

Зонты – используют для мягкого распределения света. Очень слабые тени. Зонты бывают двух типов, работающие на просвет и на отражение. Зонты на просвет имеют маленькую отражающую способность из-за полупрозрачности ткани и применимы, когда необходимо одновременно уменьшить влияние импульсного света и создать заполняющую подсветку. Зонты на отражение имеют плотную поверхность с большими отражающими способностями. Они удобны в эксплуатации и являются самой простой и удобной световой насадкой. К недостатку можно отнести – невозможность образования узконаправленного пучка света.

Также, существуют световые насадки с жестким световым пучком направленного и рассеянного действия. Основное их преимущество состоит в том, что они могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими насадками (с зонтами, фильтрами и т.д.). Подобные насадки формируют направленный пучок света.

«Портретная тарелка» “Beauty Dish”. Благодаря конструктивной особенности “портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Это одна из самых популярных насадок при съемке в стиле Fashion.

Фоновые рефлекторы. Для освещения фона используют специальные по форме рефлекторы, которые не только равномерно распределяют свет, но и помогают исключить нежелательное его попадание в объектив фотокамеры.

Тубус – это насадка на рефлектор конической формы для создания плотного и узконаправленного пучка света. Тубусы применяют для выделения деталей на объекте или фоне. Тубусы могут использоваться параллельно с сотами (соты — дополнительная насадка на тубус), что дает на выходе почти параллельные лучи света.

Шторки — для регулировки светового потока и представляют насадку с 4-мя подвижными кулисами. Шторки используют для освещения фона и управления контровым светом.

Дополнительные элементы и аксессуары:

Цветные фильтры. Изменяют цвет светового луча. В отличие от фильтров для объективов, которые действуют на весь кадр, насадки устанавливаются на отдельные светильники и позволяют точечно менять цвет освещения.

Синхронизирующие устройства. Для связи фотокамеры и источника импульсного света используют синхронизирующие устройства. Они бывают нескольких типов: радио- и инфракрасные синхронизаторы, синхрокабель. Также в студии, при отсутствии синхронизатора, возможно синхронизироваться по внешней вспышке, которая установлена в M режиме.
Радиосинхронизаторы самые удобные в управлении и, поэтому, самые популярные в фотостудиях. Для передачи управляющего сигнала используют радиоканал.

Инфракрасные синхронизаторы осуществляют синхронизацию, используя инфракрасный канал связи. К недостаткам следует отнести малый радиус действия подобных устройств.
Синхрокабель – кабель, который соединяет камеру и источник света. Не во всех камерах есть гнездо для подключения синхрокабеля.

Ссылка на основную публикацию