Сравнение софтбокса и зонта | Foto-kadr.ru

Сравнение софтбокса и зонта

Зонт или софтбокс?

Автор: Fimpuls.ru · Опубликовано 02.07.2011 · Обновлено 23.09.2018

Сегодня немного теории. Поговорим о том, чем различаются зонты и софтбоксы.

Каждый источник света имеет свои преимущества и недостатки.

Зонт устроен просто. На раздвижных спицах закреплена рассеивающая ткань.

Зонты разделяют на две большие группы. «Зонт на просвет» и «зонт на отражение». К первой группе относятся почти все белые зонты. Источник света направлен на модель сквозь зонт (на просвет). Белые зонты практически не используются «на отражение» из-за больших потерь света.

Зонты, покрытые изнутри металлизированным составом, называются зонтами «на отражение». Как правило, они либо «серебряные» либо «золотые».

Серебряный зонт на отражение даёт более холодный свет, чем белый. Золотой наоборот.

Преимущества зонтов это компактность и сравнительно небольшая цена. Кроме того за счёт большого угла рассеяния легче освещать большие группы людей (при тех же геометрических размерах, что и софтбокс).

У зонтов есть возможность широко регулировать мягкость света, приближая или удаляя источник света от рассеивающей поверхности зонта (от диффузора).

Существуют и универсальные зонты, которые могут быть использованы как на отражение, так и на просвет, в зависимости от материала, натягиваемого на спицы.

Ещё одним важным преимуществом зонтов является их универсальность крепления на стойке. Зонт любого производителя можно использовать с моноблоком любого производителя. У большинства софтбоксов такой универсальности нет (исключение – софтбоксы для накамерных вспышек).

Недостатки зонтов. Меньший контроль за распространением света по помещению. Возможны обратные засветки в объектив, появление бликов и падение контраста. Частично эта проблема решается путём применения зонтов с задним чёрным чехлом (зонт-софтбокс). Свет от зонтов труднее сепарировать: в случае небольшого помещения проблематично отделить освещение фона от освещения модели.

Не очень эстетично выглядят блики от зонтов в глазах при съёмке погрудного портрета.

Такие же неэстетичные блики возникают при съёмке глянцевой предметки. Поэтому косметику, глазурированные пирожные, торты и т. п. никогда не снимаю с зонтами.

Даже в таком простом случае разница очевидна. Блики выглядят гораздо лучше при использовании софтбокса.

У зонтов на отражение есть возможность минимизировать видимость спиц в глянцевых поверхностях предметов (в том числе в глазах) за счёт применения дополнительного внешнего рассеивателя.

Кстати, большие источники света конструируют по типу зонтов на отражение (например, Broncolor Para 330 FB).

Софтбоксы, в отличие от зонтов, имеют самые различные формы. Тут и октабоксы (попытка приблизить форму источника к кругу), тут и квадраты, тут и прямоугольники, тут совсем узкие стрипбоксы. Под стоящую задачу подбираем подходящую форму софтбокса.

Жесткие софтбоксы в качестве рассеивателя могут иметь не ткань, а пластик. Это позволяет избежать заметности текстуры рассеивателя при макросъёмке предметки, например, косметики («бокслайт», «стриплайт» и «лайтбар» у «Бронколора»). Свет от такого жёсткого софтбокса очень однороден. Благодаря строгим геометрическим размерам отражения бокслайта в бликующей предметке имеют ровные края. Плюс прибор легко очищается в случае работы с жидкостями, а значит в процессе съёмки освещённость по полю бокслайта будет всегда равномерной.

Распространение света от софтбокса в отличие от зонта более контролируемо. Особенно если софтбокс с компендиумами ( «с ушами», «со шторками»). Но если нам необходимо сфотографировать большую группу людей, то лучше использовать софтбоксы без компендиумов.

Жесткость света софтбокса можно регулировать за счёт снятия внешнего и внутреннего рассеивателя (если таковой имеется). После их снятия софтбокс уже не будет светить равномерно по всей своей площади, а значит пятно света (или, иначе, размер источника света) уменьшиться, что сделает свет более жёстким.

Недостатки софтбоксов. Они более тяжёлые (в основном за счёт механизма крепления) и более дорогие. Большинство софтбоксов крепятся непосредственно к самому осветительному прибору с помощью байонета. Мало того, эти байонеты различаются по конструкции в зависимости от фирмы-производителя. Не поставишь софтбокс Hensel на моноблок Elinchrom.

Удачи в работе и творчестве!

Сравнение софтбокса и зонта

Для различных съёмочных ситуаций используются разнообразные модификаторы света. В связи с этим возникают вопросы, такие как почему зонт такой большой или что даёт использование софтбокса? Как при помощи этих приспособлений управлять направлением и концентрацией света? Об этом и поговорим. Для портрета важны все четыре характеристики света: цвет, направленность, интенсивность и качество. Только световые модификаторы, такие как зонт или софтбокс позволяют изменять качество света от вспышки.

У каждого модификатора есть свои недостатки и достоинства. Для всех них действует одно правило: наиболее близкое расположение модификатора к объекту съёмки даёт самый мягкий свет. Отдаляя осветительные приборы от объекта съёмки, свет будет становиться жестче.

В чем же заключается разница между зонтом и софтбоксом?

Зонт является недорогим и крайне доступным модификатором света. Белый зонт для съёмки на просвет обойдётся примерно в 250 рублей. Зонт для фотографирования может быть двух типов: на просвет и на отражение.

Принцип работы зонта на просвет

Свет от вспышки попадает на внутреннюю поверхность зонта. Благодаря структуре материала часть света проходит сквозь зонт и с обратной стороны это выглядит так, как будто свет излучается непосредственно модификатором. При этом освещение на выходе уже имеет другую, более рассеянную структуру. Благодаря большой поверхности зонта точечный источник превращается в источник света большого размера. Благодаря этому освещение смягчается.

Принцип работы зонта на отражение

Внутренняя поверхность таких зонтов имеет белое, серебристое или золотистое покрытие. Это покрытие не пропускает свет, а отражает его. Такие зонты создают широкий и мягкий свет луча, при этом свет окрашивается в определённый оттенок. Отражение от таких зонтов похоже на естественный свет. Рассеивание света у такого зонта очень сильное, поэтому, чтобы осветить определённый участок нужна мощная вспышка.

Зонты отлично подойдут новичкам, так как их очень просто использовать.

Картина, создаваемая зонтом, не слишком чёткая. Поэтому ошибки освещения не так заметны. Это одновременно и хорошо, и плохо, так как если ошибка незаметна, то и исправить её не удастся, а это крайне необходимо для развития и обучения. Поэтому зонты помогут новичкам создавать отличные снимки, но учиться фотографировать с ними непросто.

Софтбокс

Софтбокс чаще всего бывает прямоугольной или восьмиугольной формы. Иногда встречаются и шестнадцатиугольные. Прямоугольные модификаторы делают свет, максимально похожий на тот, который попадает в помещение через окно. Более округлые софтбоксы создают имитацию света от солнца. Свет имеет чётко выраженное направление.

Вся прелесть софтбокса заключается в том, что он смягчает свет, но сохраняет его направленность. При помощи сот можно создать ещё более направленный световой поток. Преимущество софтбокса над зонтом в том, что он чётко направляет свет, в то время как зонт рассеивает его. Из-за рассеивания может произойти переотражение от обоев помещения и свет окрасится в те тона, которые нам ненужны. Для съёмки в домашних условиях лучше использовать софтбокс.

Софтбоксы продаются в широком диапазоне размеров. Это позволяет подобрать модификатор света для любых съёмочных условий.

Сравнение софтбокса и зонта

Чтобы увидеть различие между софтбоксом и зонтом, нужно сравнить снимки, сделанные с тем и другим устройством. В сравнении участвует отражающий зонт на 16 спиц белого цвета и софтбокс размером 90 х 120 см. Кроме вспышки с модификатором никакие дополнительные источники света не используются.

В качестве источника света используется импульсный моноблок 300 Дж. Он расположен правее модели. Первый снимок получен при помощи софтбокса, а второй при помощи зонта.

Зонт даёт мягкий рассеянный свет, который заполняет тени, что упрощает работу с тенями. Софтбокс даёт более направленный свет, который формирует резкий рисунок теней. Поэтому нужно очень внимательно следить за тем, как ложатся тени. Это затрудняет для фотографа работу, но позволяет гораздо более своеобразно настроить освещение.

Для каждого конкретного случая выбирается определённый модификатор. Все софтбоксы и зонты выступают своего рода кистями для фотографа. Есть более широки или более узкие кисти. Есть мягкие, а есть и жесткие.

О софтбоксах

Форма софтбокса имеет влияние на освещение. Стоит рассмотреть самые популярные и наиболее часто используемые конфигурации софтбоксов.

Вытянутые тонкие софтбоксы (стрипбоксы) предназначены для создания драматического сюжета. Он также необходим для равномерного освещения модели в полный рост. Стрипбоксом называют устройства с соотношением сторон 2:1 и более. К примеру, 60х120 относится к стрипбоксам, а 60х90 – это уже квадробокс. Это деление является условным. Все софтбоксы, форма которых близка к квадрату называются квадробоксами.

Сравним оба типа софтбоксов на примере. Для обоих случаев моноблок размещается в одном и том же месте. За моделью располагается серый бумажный фон.

На первом снимке работал софтбокс 90х120.

Яркость фона изменяется из-за формы софтбокса.

Софтбокс 30х90 см.

Самый качественный результат можно получить используя восьмиугольный октабокс. Освещение получается прямое и равномерное. Блики в глазах также меняются в зависимости от формы софтбокса. Блики в глазах очень важны для портрета. Они добавляют снимку более живописный эффект.

Блик от прямоугольного софтбокса похож на тот, что получается при съёмке у окна. Вытянутый стрипбокс создаёт чёткую яркую вертикальную линию. Октабокс позволяет получить более округлую форму блика.

Зонт на просвет против Софтбокса

Как известно, при использовании «голой» вспышки мы получаем очень жесткий свет на снимаемом объекте. Чтобы получать мягкий свет, фотографы используют разные модификаторы, наиболее популярные из которых — фотозонты и софтбоксы.

Зонты отличаются как большим удобством и легкостью при переноске, так и очень простой установкой: открыл, просунул ножку в держатель — и готово. Софтбоксы для портативного света сложнее в установке и намного габаритнее в сложенном состоянии. Плюс — они значительно дороже соразмерных фотозонтов.

Возникает закономерный вопрос — в чем же разница? Почему бы не пользоваться только зонтами? Или же они действительно настолько хуже по получаемому результату, что после покупки софтбокса их нужно закинуть в дальний ящик?

Для начала я хочу показать вам разницу между зонтом-на-просвет и софтбоксом, потому что именно здесь хорошо понятны отличия одного от другого. Причем тест будет проходить в закрытом помещении, потому как именно в таких условиях вы увидите и поймете различия между этими модификаторами. На открытом воздухе это гораздо сложнее показать. Причем, обращаю внимание, это не есть «официальный» тест каких-либо производителей — а только наблюдения, основанные на опыте реальных съемок, которые, по большому счету, практически не зависят от бренда выбранного оборудования.

Итак, перед вами первый снимок со стандартным зонтом на просвет белого цвета.

Зонт на просвет дает очень мягкий свет и распространяет его по всему снимаемому пространству. Такие зонты прекрасно подходят для съемки как одиночных людей, так и групп до 4-5 человек, поскольку они рассеивают свет на большие области.

Так же прекрасно видно, что часть света отражается от внутренней поверхности зонта и данный модификатор освещает не только то, что находится впереди него, куда направлен купол и вспышка, но и появляются немалое освещение во все сторона, в том числе и назад. Этот эффект нужно учитывать, если вы снимаете в местах с ограниченным пространством, так как переотражения от рассеянного света могут немало повлиять на световой рисунок, причем бесконтрольно с вашей стороны.

Если вы устанавливаете зонт между собой и снимаемым объектом, то должны внимательно следить за тем, чтобы отраженный свет от внутренней поверхности не бил в объектив — это может привести к снижению контраста снимка и появлению «зайцев» от засветки.

На втором снимке представлен софтбокс размером 60х90 см.

Данный софтбокс среднего размера прекрасно подходит для съемки 1-2 человек. Он равномерно освещает тело при плечевом-поясном портрете, а при съемке ростового покрывает 3/4 части и в данном случае будет заметно затемнение света начиная от бедер к голени модели. Съемка более 2 человек с таким модификатором не очень хорошая идея, так как вы можете осветить такую группу только отодвинув софтбокс подальше, что сразу же привет к потере мягкости света.

Софтбокс дает красивое, мягкое и направленное освещение с очень плавным градиентным падением интенсивности от центра к краям светового пятна. Применение этого модификатора позволяет отсекать лишние неконтролируемые переотражения и сконцентрировать свет от вспышки только на снимаемом объекте. При этом он не будет влиять на освещение от других источников или на внешнее освещение, что опять таки дает больший контроль над всем кадром.

Необходимо помнить, что разница между этими двумя модификаторами совершенно не делает один «безусловно лучшим» по отношению к другому. Они просто разные, и использование их зависит от конкретной задачи фотографа, которую он решает для создания своей творческой задумки. Если вы хотите осветить объект или модель мягким светом и дополнительно заполнить светом помещение, где проходит съемка — то, возможно, зонт на просвет будет лучшим выбором. Если же вы хотите в этой же комнате сосредоточить свет только на модели, не заливая помещение дополнительным светом — то выбрать уже стоит софтбокс. Если вы снимаете большую группу людей, то зонт на просвет будет более удачным и подходящим выбором. А софтбокс лучше подойдет для крупноплановых портретов.. Но зонт даст круглый блик в глазах, а софтбокс — прямоугольный или квадратный…. И т.п.

Что же выбрать для начала? Не простой вопрос..))

Если Вы ограничены в бюджете — то начать можно с зонта. Если есть возможность купить софтбокс — то, возможно, лучше начать с него, потому контроль над светом штука важная. Самый лучший вариант, разумеется, иметь и то, и другое, и применять в зависимости от поставленных перед собой задач и удобства.

Вы спросите, почему в заметке нет зонтов на отражение? Потому что они имеют свои нюансы, и их стоит сравнивать отдельно и с зонтами на проствет, и с зонтами на отражение. И такие заметки появятся в разделе «Практика» сайта обязательно!

Если есть какие-то вопросы по зонтам на просвет и софтбоксам — спрашивайте в комментариях..))

Фотоблог 365

20 мая 2017 г.

Модификаторы света. Какой подойдет вам?

Одним из самых серьезных вызовов, с которым сталкиваются фотографы, это развитие собственного стиля, который не только становится узнаваемым, но и находит отклик целевой аудитории. Многие начинают свои поиски исключительно как фотографы естественного освещения. Некоторые предпочитают остаться на этом этапе на неопределенно долгое время, и это прекрасно. Конечно, есть масса способов манипулировать естественным освещением, однако, это все равно является ограничивающим фактором как в профессиональном росте, так и в финансовом отношении. Довольно распространенным путем развития фотографа становится переход от естественного освещения к использованию искусственных источников света. Бриттани Смит рассказала в своей статье на сайте SLR Lounge о четырех модификаторах освещения для портретной съемки.

Первая покупка внешней вспышки или студийного моноблока волнует любого фотографа. Каждый выбирает сам стоит ли ему вкладываться в оборудование более высокого уровня или начинать с чего-то простого. Как только эта техника будет распакована и собрана начинается самое интересное.

Слева вверху — параболический, справа вверху — октобокс, слева внизу — портретная тарелка, справа внизу — портретный софтбокс

Способ, который фотограф выбирает для использования света из всех остальных возможностей, определяет его художественный стиль. Хорошей точкой отсчета может стать определение предпочтений более контрастных изображений или более мягких, с большим количеством тонов и градиентных переходов. Решите предпочитаете ли вы получить источник, который имеет большой и постепенный переход от тени к свету, или же вам нравится резкое изменение между яркой и темной областью с резким переходом. Попробуйте поснимать с разными модификаторами, чтобы увидеть какой вариант вам нравится больше и с каким вам удобнее работать, а затем сделайте решительный выбор.

Ниже будет представлено четыре различных модификатора для студийного света. Источник и модель во всех случаях находились на своих местах, на одинаковом расстоянии.

Параболический серебристый зонт на отражение

Параболические отражающие зонты являются самыми дорогим и часто оказываются наиболее гибкими в работе. У этих зонтов бывает белая или серебристая отражающая поверхность, которая создает более контрастные снимки. У таких зонтов больше сторон и спиц, по сравнению со стандартными зонтиками, размеры варьируются от 90 см до более чем двух метров. Степень контрастности в таких зонтах варьируется в зависимости от места размещения источника света.

В этом примере свет находился в позиции, которая давала плавный переход от яркого к темному, как бы заворачиваясь вокруг модели. Из-за диаметра и глубины этого параболического зонта он не может наклоняться так же сильно, как другие модификаторы. Однако, чтобы получить еще больше контраста, то его можно просто поднять выше или отодвинуть дальше на полтора-два метра.

Многогранность и разнообразие параболических зонтов поражает. Они могут выдавать и очень большое заполнение для довольного «плоских» изображений, и создавать великолепные тональные переходы и контраст, которые можно найти в модных журналах, где используются простой рассеянный свет или соты.

Это достойная инвестиция для серьезного фэшн-фотографа или портретиста. Не все параболические зонты одинаковы, и поэтому цена может значительно варьироваться: от $100 до более чем $4000.

Октобокс

Октобокс фактически является софтбоксом с восемью сторонами. Обычно диаметр у него меньше и поэтому изображение становится более контрастным, при этом свет все равно «обволакивает» модель. Октобокс создает красивый свет с плавной градацией между яркими бликами и тенями в областях с более высоким контрастом.

По цене они варьируются от $70 до более чем $300 и считаются относительно недорогими по отношению к другим модификаторам. Еще они очень легкие и удобные для хранения. В дополнение к белому зонту на просвету, это еще один модификатор, который рекомендован для портретных фотографов, и легко понять почему.

Портретная тарелка

Портретные тарелки являются основным инструментом среди много фэшн-фотографов и некоторых классических портретистов. Как и параболические зонты они бывают с белой или серебристой отделкой, и серебристый вариант дает намного больше контраста. Большинство портретных тарелок имеет диаметр примерно 50-60 см, но есть такие производители как Mola, которые предлагают больше различных вариаций.

Портретная тарелка дает четкий вид с резким контрастом, который можно смягчить белым рассеивателем. Еще свет можно сделать более направленным добавив соты. Особенность тарелки это резкая граница света, при этом в фокусе свет обволакивает модель. Общим заблуждением является использование портретной тарелки только для освещения лица модели. При правильном угле ею можно осветить тело целиком.

Портретные тарелки выполнены из металла, и их цена варьируется от $70 до более $500. Такие модификаторы важны как для «бьюти»-съемки, так и для фэшн-фотографов. Портретная тарелка не так проста в использовании как софтбокс, поэтому хорошая кожа модели является обязательным условием. Для классических портретов такой модификатор вряд ли будет идеальным решением.

Портретный софтбокс

Складная портретная тарелка от Broncolor не выглядит достаточно хорошо, но внешность может быть обманчива. Этот модификатор оснащается съемным двусторонним отражателем белого и золотистого цвета, а также съемным полупрозрачным белым отражателем. Без дополнительных рассеивателей, получаемый свет подобен обычной портретной тарелке с большими сотами. При добавлении белого или золотистого отражателя он напоминает обычную портретную тарелку. Если же добавить полупрозрачный отражатель, то свет будет похож на результат работы октобокса.

В этому примере модификатор использовался без дополнительных аксессуаров. Модификатор дает более контрастный рисунок по сравнению с другими модификаторами. Получается резкий контраст между яркими зонами и тенями с небольшими переходами.

Этот портретный софтбокс стоит примерно столько же, сколько и обычные портретные тарелки, то есть около $235. Как и другие портретные тарелки он подходит идеально для моделей с хорошей кожей. Из-за своей универсальности и цены, портретный софтбокс является отличными модификатором для портретных фотографов, которые действительно любят драматические портреты с большим контрастом.

Некоторые намного менее дорогие модификаторы дают невероятные результаты и поэтому не следует их недооценивать. Любой представленных модификаторов был бы достойным дополнением к студийному комплекту оборудования. Как и в остальных областях фотографии, выбор варианта освещения моделей является личным решением для каждого фотографа.

Студийный свет: софтбокс, зонтик или портретная тарелка

Все эти светоформирующие аксессуары отличаются, как по цене, так и по характеру получаемого изображения. Правильно сделав выбор, вы получите те результаты, на которые рассчитываете, без неприятных сюрпризов.

Что купить сначала, софтбокс или зонтик?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте в начале попробуем разобраться, какие плюсы и минусы есть у каждой светоформирующей насадки, а также рассмотрим основные особенности.

Фотозонт

Фотозонт — это самое простое и доступное по цене решение для начинающих фотографов, очень прост в работе. У многих знакомство с фотозонтами происходит со времени покупки первой накамерной вспышки, когда возникает необходимость расширить возможности освещения. Такие аксессуары для фотографии стоят недорого и требуют минимального вложения средств.

Все, что вам понадобится — это базовый комплект, который включает: фотозонт, держатель вспышки и зонта, студийная стойка и желательно радиосинхронизатор. Обычно первой покупкой становиться фотозонт на просвет, такие модели устанавливается перед вспышкой и позволяет получить мягкий, рассеянный свет с широким углом освещения. Используя пару осветительных приборов и два подобных зонта, уже можно построить базовую схему освещения для получения хороших результатов.

Понятно, что возможности по управлению светом в такой схеме сильно ограничены, но установив на одной из вспышек большую мощность, а на второй меньшую — вы сможете получить качественное объемное изображение, как в портретной, так и предметной фотографии.

Для расширения возможностей подобного студийного комплекта, можно купить фотозонт на отражение с серебристым или белым покрытием. Серебряный фотозонт на отражение имеет самую высокую эффективность светоотдачи, и наиболее направленный, жесткий и контрастный светотеневой рисунок.

Белый зонт на отражение, в отличии от серебряного, дает мягкий свет и в отличии от зонта на просвет, имеет лучшую направленность. Комбинируя различные зонты для фотосъемки, можно добиться очень хороших результатов, которые наверняка порадуют начинающих пользователей на этом этапе творческой фотографии.

Например, серебряный фотозонт хорошо использовать в качестве основного рисующего типа освещения, белый в качестве моделирующего, а на просвет использовать как заполняющий. Дополнительное преимущество — это конечно легкий вес и компактные размеры, большинство из них, помещаются в чехол для студийной стойки и таким образом мы получаем хороший комплект для выездной съемки на природе. Хорошо в таком случае использовать фотозонты 2 в 1, которые хоть и стоят немного дороже, но позволяют сэкономить место и получить возможность использовать двух различных эффектов в зависимости от условий съемки. Подробнее о фотозонтах в нашей статье: Как выбрать фотозонт?

Софтбокс

Софтбоксы — это самый популярный светоформирующий аксессуар в студийной фотографии, позволяют получить наиболее мягкий свет, максимально похожий на естественное дневное освещение. За счет своей конструкции, обеспечивают минимальное рассеивание света по сторонам.

В отличии от зонта, купить софтбокс можно различной формы: выпускаются прямоугольные, квадратные, узкие и округлые.

С какими сложностями могут встретиться начинающие фотографы, выбирая софтбокс? Для начала — это стоимость, цена гораздо выше, чем у зонтов и часто не вписывается в условия ограниченного бюджета. Софтбокс более требователен к мощности вспышки, это обусловлено наличием двух диффузоров и большой внутренней площади рассеивания, например, даже мощные накамерные вспышки могут эффективно использоваться только с небольшими по размеру софтбоксами.

Для полноценной работы, особенно для больших по размеру, вам потребуется купить студийные вспышки с большой мощностью. Сборка и разборка занимает гораздо больше времени, чем подготовка зонта к работе, а при сборке больших по размеру моделей, часто может понадобиться помощь другого человека. В собранном виде занимает гораздо больше места — это не проблема для большой фотостудии, но подойдет ли вам такое решение в условиях компактной или домашней фотостудии?

Несмотря на ряд описанных выше особенностей, многие фотографы предпочитают софтбоксы. Почему? Ответ прост — это качество, характеристики света и универсальность. Используя зонты, очень сложно, а зачастую невозможно создавать сложные профессиональные схемы, основная проблема в слишком широком угле освещения и неравномерности светового потока. Софтбокс лишен этих недостатков. На него можно установить соты и получить дополнительный контроль светового потока.

Компромиссным решением может стать зонт-софтбокс, например, Falcon FEA-U60 диаметром 154см. Он сочетает преимущество простоты сборки зонта и формат софтбокса, также допускает установку соты, а из недостатков можно отметить наличие только одного диффузора и возможность использования со осветительными приборами небольшого размера.

Так что же выбрать? Начинающим фотографам рекомендуем для своей работы выбирать фотозонты, их функциональности будет вполне достаточно для того, чтобы научиться основам, освоить простые схемы использования света и понять базовые принципы работы студийной съемки. Кроме того, компактная или домашняя фотостудия с использованием зонтов — это доступное для многих по цене решение. Если у вас уже есть базовый опыт работы и бюджет не имеет жестких ограничений — выбирайте софтбоксы, с их помощью можно построить гораздо интересные и сложные схемы, но сразу стоит позаботиться о покупке и использовать соответствующие по мощности студийные вспышки или источники постоянного света.

Подробнее тема оборудования для домашней фотостудии освещена в статье: Оборудование для домашней фотостудии

Софтбокс или портретная тарелка?

Если с софтбоксами все более-менее ясно, то что такое портретная тарелка? Вряд ли вы будете рассматривать возможность купить портретную тарелку, имея только базовый опыт работы с студийным оборудованием. Скорее всего этот вопрос возникнет, когда вы уже освоите базовое использование зонтов и софтбоксов.

Портретная тарелка или Beauty Dish (англ.) — это специализированный рефлектор для вспышки, имеет близкую к параболической форму, в котором свет, отражаясь от небольшого диска дефлектора, расположенного в центре напротив вспышки, равномерно распределяется по поверхности рефлектора. Такие модели рефлекторов обладают характерным светотеневым рисунком, сочетая достаточный уровень контраста и мягкости получаемого изображения. Основная сфера применения рефлектора понятна из названия — это конечно же портретная фотография, однако с успехом может применяться и в других жанрах фотографии.

В отличии от софтбокса, благодаря своей форме, позволяет получить идеально круглый блик в глазах модели или на глянцевой или отражающей поверхности предмета. Еще одна особенность в работе — требуется определенное расстояние до объекта съемки в отличии от софтбокса, который дает одинаковый тип освещения с любой дистанции. Не стоит забывать и габаритах: если софтбокс вы всегда можете сложить для хранения и транспортировки, то металлический рефлектор всегда имеет постоянный размер и объем.

Также данный рефлектор может иметь разный тип отражающего покрытия — серебро и белый, которые влияют на характер света.

Серебряная портретная тарелка имеет жесткий световой рисунок и меньший угол освещения, белая обладает большим углом освещения и мягким световым рисунком. За счет более эффективной светоотдачи, рефлекторы Beauty Dish с серебряным покрытием подходят для работы с вспышками небольшой мощности. Данный рефлектор безусловно позволяет получить интересные результаты в работе, но софтбоксы — это универсальное насадки, которые можно использовать для любого типа съемки, а портретный рефлектор имеет более узкую специализацию.

Сравнение софтбокса и зонта

Вы внимательно курс смотрели?
Урок № 5 Модификаторы для вспышки
Урок № 11 Фоновое освещение
Урок № 12 Схема бабочка
Урок № 16 Съемка в стиле высокий ключ
В этих уроках я использую софтбокс для съемки.

3 Ответ от SergeVP 25.03.2015 15:31:20

  • SergeVP
  • Участник
  • Offline
  • Зарегистрирован: 16.12.2013
  • Сообщений: 162
  • Re: Зонт или софтбокс

    В этих уроках я использую софтбокс для съемки.

    Евгений, я не правильно выразился, извините. Да, вы использовали с этих уроках софтбокс. Но, к сожалению, нет советов по выбору софтбоксов. Они разной конструкции. Какой выбрать, какими параметрами руководствоваться. То же самое про зонты. Да, отдельно есть урок про различные покрытия зонтов. Но советы опытного человека как их выбрать, я думаю, не помешало бы.

    4 Ответ от Евгений Карташов 25.03.2015 18:41:18

    • Евгений Карташов
    • Участник
    • Offline
    • Зарегистрирован: 10.03.2012
    • Сообщений: 4,410
    • Re: Зонт или софтбокс

      5 Ответ от SergeVP 25.03.2015 19:42:17

      • SergeVP
      • Участник
      • Offline
      • Зарегистрирован: 16.12.2013
      • Сообщений: 162
      • Re: Зонт или софтбокс

        6 Ответ от Skvosh_Vitaly 20.01.2018 22:42:10 (20.01.2018 22:43:40 отредактировано Skvosh_Vitaly)

        • Skvosh_Vitaly
        • Участник
        • Offline
        • Зарегистрирован: 13.01.2016
        • Сообщений: 164
        • Re: Зонт или софтбокс

          Приобрел и просмотрел курс. Убедился, что теоретически я подкован (чего не скажешь о практических навыках), ничего нового я не услышал, курс довольно поверхностный. Я ожидал больше конкретики: выбор мощности импульсов вспышек в зависимости от расстояния до модели и/или от типа использованного модификатора. Иногда об этом упоминалось, но не системно.
          Кроме того, было бы очень кстати выносить на экран параметры съемки, мощность источников света, а может даже и световую схему. Рисунок зрительно воспринимается лучше чем на слух.
          Но в целом, для новичков, для общего представления курс не плохой. Спасибо.

          7 Ответ от Skvosh_Vitaly 21.01.2018 15:00:13 (21.01.2018 15:00:25 отредактировано Skvosh_Vitaly)

          • Skvosh_Vitaly
          • Участник
          • Offline
          • Зарегистрирован: 13.01.2016
          • Сообщений: 164
          • Re: Зонт или софтбокс

            Уважаемый г-н Карташов. Скажите, можно ли где то посмотреть фотографии, которые вы использовали (сняли) на этом курсе? В роликах на курсе фотографии демонстрируются очень кратковременно, так что разглядеть их не успеваешь. Было бы гораздо полезнее оставлять демонстрацию снимка в ролике, а объяснение т.е. вашы реплики, оставлять за кадром. Хотелось бы просмотрерь курс еще раз имея перед глазами фото, и возможность сравнивать ближайшие кадры, чтобы оценить изменения и проанализировать все ваши действия. То бишь научиться на примерах. Спасибо.

            Сравнение софтбокса и зонта

            Введение в стробизм. Удаленное управление накамерными вспышками, часть 2.

            1. Вспышка и синхронизатор есть, куда их ставить?

            Удобнее всего использовать стойку (Ваш Капитан Очевидность :)). Подойдет любая, лишь бы была легкой, устойчивой и раскладывалась хотя бы до двух метров. Если стойка отсутствует, то в комплекте с фотовспышкой идет площадка-держатель, которая имеет штативное гнездо 1/4″. Ее можно установить на любую ровную поверхность или накрутить на штативную площадку, соответственно для штатива, монопода или ручки-держателя и всего, что имеет соответствующую резьбу. Точно такое же гнездо есть в пятке синхронизатора.

            2. Модификаторы света.

            Голая вспышка дает жесткий свет, который не всегда уместен, да и вообще, светом хочется управлять. Для этого используются различные модификаторы. Наиболее популярные это зонты, софтбоксы/октабоксы. Все модификаторы, предназначенные для смягчения и рассеивания света, подчиняются правилам:
            -Чем больше размер, тем мягче свет.
            -Чем ближе источник, тем мягче свет.
            -Чем больше размер, тем большая мощность нужна чтобы его осветить. Надо заметить, что накамерная вспышка достаточно маломощный источник света, соответственно, использовать с ней большие модификаторы не стоит.
            Зонты — самые дешевые и доступные модификаторы. Для использования с накамерной вспышкой требуется штативная головка (о ней ниже). Они легкие, быстро раскладываются, имеют низкую стоимость. В «минусы» можно записать хрупкость и большую парусность. Ветром уносит только так, при падении гнутся спицы. Основные виды это:
            — зонт на просвет,
            — зонт на отражение.
            Помимо светового рисунка они отличаются КПД. Зонт на просвет «съедает» больше света. Росплеск света у него не контролируемый. Это не хорошо и не плохо, это особенность. Как работают зонты на просвет и отражение можно посмотреть по этой ссылке.
            Есть еще зонты-софтбоксы. Они стоят дороже и не так популярны, как обычные зонты. Софтбоксы/октабоксыдают больше контроля над светом. Он более направлен и позволяет сконцентрировать его на объекте съемки. Характер светового рисунка иной, чем у зонта. Сравнение «Зонт vs. софтбокс» читать тут.
            В «минусах» дороговизна, вес, больше времени затрачивается на сборку и разборку.
            Можно использовать софтбоксы/октабоксы, спроектированные специально для накамерных вспышек или же студийные, через держатель-адаптер. Например, как этот:

            Первые имеют различную конструкцию. От классических, на спицах, до быстро раскладывающихся, а-ля зонт. Чем удобнее пользоваться, тем выше цена :).
            При выборе следует обратить внимание на месторасположение вспышки, а точнее, насколько она доступна. Если имеется TTL-синхронизатор, то месторасположение значения не имеет. Все равно управление производится с передатчика или камеры. А если вспышка управляется в ручную или синхронизация идет по оптическому каналу, то от покупки софтбоксов, в которых вспышка находится внутри, лучше отказаться.

            3. Ок, зонт я купил, как его прикрутить к вспышке?

            Для этого существуют штативные головки:

            У всех, присутствующих на рынке, конструкция практически одинакова, но есть несколько моментов, на которых я хотел бы остановиться:
            а. Желательно чтобы головка была полностью из металла. Я использую Raylab RFLH-03. В принципе, конструкция надежная, за исключением одного узла. Крепление башмака сделано из пластика отвратного качества. Резьба для винта фиксатора сорвалась спустя неделю не особо активного использования.

            Проблема легко решается при помощи скотча, но за 850 рублей можно было бы использовать более прочный материал.

            Если штативная головка позволяет, то можно обойтись без башмака. В Raylab RFLH-03 он скручивается, а на его место наворачивается синхронизатор:

            б. В комплекте со штативной головкой должен идти адаптер с резьбой 1/4″ или 3/8″. Это позволит устанавливать ее не только на стойке, но и способами, описанными выше.

            в. Место соединения звеньев должно иметь зубья. При наклоне зонта такое соединение позволит зафиксировать наклон не затягивая стопорный винт со всей дури.

            Штативные головки подобного типа наиболее распространены, но у них есть недостаток: голова вспышки находится далеко от продольной оси зонта, это приводит к тому, что при работе с зонтом на отражение световой поток распределяется не совсем правильно. Для переноса вспышки ближе к оси зонта можно поискать кронштейн L-типа (подробнее можно почитать тут) или смастерить нечто подобное самостоятельно: РАЗ, ДВА.

            4. Гели.

            Цветовая температура света от вспышки ближе к дневному свету. По этой причине, при съемке в помещении с лампами накаливания, возникает ситуация когда снимаемый объект имеет нормальные, естественные цвета, а окружение и задний план, куда не попал свет от вспышки, приобретают красный, оранжевый или желтый оттенок. В принципе, это можно исправить в графическом редакторе, но проще снять так, чтобы не пришлось возиться. Тем более, если фотографий несколько десятков. Нужно придать свету от вспышки ту же цветовую температуру, что и у окружающего света. Делается это при помощи конверсионных гелей – цветных прозрачных пленок, устанавливаемых с помощью специальных держателей перед стеклом рассеивателя вспышки:

            Наиболее востребованы оранжевый и зеленый гели.
            Оранжевый или CTO — color to orange. Применяется при съемке с лампами накаливания. Использую часто и с удовольствием 🙂 Главное, угадать с плотностью.
            Зеленый или plus green. Применяется для работы с люминесцентными лампами. В тех условиях, при которых приходилось снимать, явного эффекта не углядел. Люминесцентные лампы вообще зло. У дешевых не только цветовая температура скачет, но и яркость. На выдержках до 1/200 это не особо проявляется, шторки просто открываются, и экспонируется вся поверхность матрицы. Проблема во всей красе встает на коротких выдержках, когда шторки образуя щель, двигаются над матрицей. Ладно, это тема отдельного разговора и не об этом речь.
            У геля есть параметр, указываемый в названии – это плотность цвета: 3/4, 1/2, 1/4, 1/8 и FULL. Например, гель 1/2 СТО в два раза слабее, чем гель СТО Full.
            В таблице можно посмотреть параметры преобразования цветовой температуры:

            Специально не проверял, но вроде бы гели изменяют не только температуру, но и снижают интенсивность светового потока. Пока готовил этот материал нашел утверждение, что Full CTO снижает интенсивность света на 2/3 ступени экспозиции, а Full CTB —на 2 стопа.
            Я ничего не написал про синий, CTB — color to blue, светофильтр. Не написал, потому что ни разу не нашел ему применение. Из почерпнутой информации следует, что установив его на одну или несколько заполняющих вспышек можно свести к минимуму воздействие желтого света от электрических ламп, добавив холодное, голубое освещение. Если кто захочет разобраться, то google ему в помощь. Поделитесь, потом, информацией.
            Конверсионные фильтры:

            Для наглядности сделал несколько снимков, иллюстрирующих эффект от применения оранжевого геля (СТО). Баланс белого выставлялся по белому кондиционеру, на который была направлена вспышка:

            Освещение только лампами накаливания.

            Лампы накаливания+вспышка без фильтра.

            Лампы накаливания+вспышка с установленным СТО 1/2.

            Лампы накаливания+вспышка с установленным СТО FULL.

            Лампы накаливания+вспышка с установленными СТО FULL+СТО 1/2 (т. е. два геля).

            Думаю, пояснения не требуются.
            Помимо конверсионных существуют нейтральные и цветные фильтры. Первые предназначены для снижения интенсивности светового потока. Вторые – для творческой съемки и создания эффектов. Например, окрасить каким-либо цветом фон. В общем, фантазия подскажет.
            Цветные гели, для создания эффектов:

            Вот и все, что я хотел сказать. Возможно, я что-то упустил из виду, но надеюсь, что ответы на часто возникающие вопросы будут получены.

Ссылка на основную публикацию