Создание сценариев в макрофотографии: Крошечные миры | Foto-kadr.ru

Создание сценариев в макрофотографии: Крошечные миры

Создание сценариев в макрофотографии: Крошечные миры

Иногда, когда мы думаем о макрофотографии, существует тенденция сразу подразумевать природу; цветы, крылья бабочки, капли росы на траве и т.д. В этом уроке я бы хотела вдохновить вас на создание своих собственных макро сценариев, уходя от того, что на поверхности; это проще, чем вы думаете. Я покажу вам процесс создания фотографии «Пекарня», которую вы видите ниже, и вы научитесь делать подобные фотографии с собственными идеями.

Вот, что мы получим в итоге

Пекарня была создана с помощью моделей людей и подручных предметов.

Что вам понадобится для мактосъемки:

Что вам понадобится для этого урока

Модели людей. Их можно купить в интернет-магазинах или в магазинах игрушек в наборе с железной дорогой. Они бывают самых разных видов, поэтому подумайте, какой сценарий вы хотели бы воссоздать, прежде, чем выбрать набор, так как он может быть недешев.

Полотняная сумка. Такую сумку можно приобрести в супермаркете. Если в продаже есть только узорчатые или с логотипом, то это не конец света, вы можете вывернуть ее наизнанку.

Кусочек хлеба или булки.

Хорошо освещенная площадка для работы.

В идеале макрообъектив, но 50 мм тоже подойдет.

Подумайте о том, чего вы хотите достичь

Для меня в этом случае телега приехала раньше лошади. Сначала я обзавелась набором крошечных фигурок и потом захотела сделать с ними фотографию. У меня был парень, толкающий тачку, и девушка с метлой, так что я подумала: «Как я могу обыграть такие персонажи?». Работать на улице было не уместно, так что я начала смотреть, что бы такое в доме могло пригодится. И идея возникла сама по себе.

Когда я решила, что это будет тема хлеба и пекарни, я начала искать подходящий фон. Я пробовала кухонную столешницу, которая не подошла, а затем увидела полотняную сумку, лежащую неподалеку: идеально! Цвета работают, и текстура добавляет интереса и тепла.

Методика

Вырежьте длинную полоску полотна из сумки, так, чтобы вы могли его использовать и в качестве пола, и в качестве фона. В идеале, просто разрежьте по бокам и используйте большой квадратный кусок ткани. Но, как видите, у меня был логотип, так что я была вынуждена вырезать полоску.

Вам не нужен очень большой кусок полотна, а такой, чтобы хватило заполнить кадр.

Я разместила свои фигурки, а также покрошила немного хлеба вокруг, чтобы усилить эффект. Я положила немного возле метлы девушки и в тачку мужчины; похоже на то, что он убирают!

В зависимости от вашего объектива, возможно понадобится сделать несколько снимков и использовать совмещенный фокус, чтобы расширить глубину резкости.

Подумайте о композиции

Учтите правило третей и где находятся ваши главные персонажи:

примените правило третей и разместите главных персонажей в соответствии с ним. Конечно же, правила созданы, чтобы их нарушать.

Как видите, я разместила фигурки приблизительно в тех точках, где линии пересекаются, таким образом взгляд зрителя перемещается вокруг пространства.

Завершаем

Добавьте намного контраста, теплых оттенков и резкости.

Сначала я применила совмещенный фокус (мне не хватало немного резкости в тех местах, где вы видите полосы), затем я добавила немного теплых оттенков, контраста и легкое виньетирование. Такая вещь выглядела бы очень мило на кухне или в кафе.

Последние несколько деталей, которые нужно не упустить из вида

Использование маленьких фигурок людей для создания сюжетов – это не новая концепция, поэтому многие художники и фотографы должны найти способ показать их уникально и захватывающе. Slinkachu, например, проделал чудесную работу, используя эту идею для создания инсталляций на улице. Другой фотограф, Дэвид Гилливер, реализовал эту идею по-своему, создав фантастическую серию «Маленькие люди» — я вам настоятельно рекомендую посмотреть.

Чтобы дать вам еще больше вдохновения на то, какие сюжеты вы можете создать из окружающих вас предметов, вот две работы Гилливера на тему кухни:

«Вы отлично работаете, Маленькие парни» Дэвида Гилливера (с разрешения автора).

Удивительно, как много можно придумать с относительно малым и даже не выходя из дома! Вы действительно получаете ощущение рабочих, уставших после тяжёлого трудового дня, даже зная, что это модели. Чувство размера и перспективы очень помогает.

«Гранулирование сахара» Дэвида Гилливера (с разрешения автора).

Я думаю, все мы начинаем с «имитации» идеи: мы видим что-то, что хотели бы сделать и предпринимаем шаги, чтобы попробовать это сделать. Настоящее же испытание – это создать свою собственную идею и раздвинуть границы того, что уже было сделано. Иногда наличие пространства для старта помогает генерировать собственные идеи, так что я надеюсь, вы посчитаете этот урок полезным, и я бы с удовольствием посмотрела ваши творения из «Крошечного мира».

Советы по фотографированию еды на улице

Еда может быть сфотографирована где угодно и когда угодно, если у фотографа есть для этого правильные инструменты. Фотографирование в контролируемом пространстве закрытого помещения, как, например, профессиональная студия или самодельная мини-студия, может потребовать много усилий в установке и стоить довольно дорого. Но что, если у вас нет необходимых инструментов для работы или вы изначально не можете позволить себе дорогую установку источников света?

Что такое удлинительные кольца — экстендеры

Наши читатели часто спрашивают об удлинительных кольцах для макро фотографии. Так как я особо не занимался макросъемкой, то и не исследовал эту сферу достаточно глубоко, чтобы писать об этом. Пока я не сделал несколько макрофотографий товаров и свадебных колец на мой объектив Nikon 105мм f/2.8G VR (очень резкий объектив, который мне безумно нравится), я не исследовал все возможности удлинительных колец, не тестировал их и не знал, каких безумных результатов можно достичь с настоящими макро настройками.

Правила идеального освещения: Закон обратных квадратов

С технической точки зрения закон обратных квадратов утверждает, что «некоторая физическая величина в данной точке пространства обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля, которое характеризует эта физическая величина. Вам, наверное, это кажется странным, как его можно применить в фотографии (и никто вас в этом не винит). Закон обратных квадратов применим во многих, многих сферах жизни. Но мы рассмотрим только одну тему: свет.

Фуд фотография в технике Низкий ключ

Низкий ключ – это довольно распространения техника, которую зачастую можно встретить в портретном жанре фотографии или натюрморте. И все же, что такое Низкий ключ?

Как фотографировать высокоскоростной всплеск без вспышки

Фотографирование движущейся воды или капель воды может быть забавным испытанием. В этом уроке я собираюсь показать вам, как сделать впечатляющий снимок всплеска воды без дорогого оборудования, как внешняя вспышка или фотостудия. Я составила несколько простых шагов, включая все установки, хитрости и оборудование, которые понадобятся вам для гарантированного успеха.

Создание сценариев в макрофотографии: Крошечные миры

Иногда, когда мы думаем о макрофотографии, существует тенденция сразу подразумевать природу; цветы, крылья бабочки, капли росы на траве и т.д. В этом уроке я бы хотела вдохновить вас на создание своих собственных макро сценариев, уходя от того, что на поверхности; это проще, чем вы думаете. Я покажу вам процесс создания фотографии «Пекарня», которую вы видите ниже, и вы научитесь делать подобные фотографии с собственными идеями.

Углубленное руководство по освещению в портретной съемке

Свет является основой фотографии, поэтому при съемке портретов важно, чтобы вы не только понимали, как он работает, но и умели манипулировать им для создания желаемого настроения и атмосферы снимка. У нас нет времени на уроки физики, но я буду стремиться дать вам некоторые подсказки и советы о том, как добиться освещения героя вашей съемки наилучшим способом.

Создаем искусственное боке, не выходя из дома

Боке относится к зоне фотографии, которая осталась вне фокуса. Обычно оно создается источником света и с помощью цвета позади фотографируемого объекта. Эти краткие советы покажут вам пошаговый процесс создания красивого искусственного боке с помощью рождественской гирлянды.

Как фотографировать ювелирные изделия. Урок фотографии

Возможно, вас не пригласят снимать ювелирные изделия для каталога Christie, но делать фотографии собственных украшений может быть забавным и полезным уроком работы со светом. Сегодня мы пройдемся через весь процесс.

7 причин, почему глупо не использовать пресеты Lightroom

В наш цифровой век сделав фотографию, ты находишься лишь на половине пути. Еще необходимо ее отредактировать. К счастью, используя Adobe Lightroom в сочетании с действительно высококачественными пресетами, вы можете мгновенно получить восхитительные результаты, нежели быть расстроенным попыткой ее ретушировать.

Съемка меню для ресторана с использованием естественного света

Существует много способов организации фуд-фотосъемки, начиная с большого бюджета с задействованием фуд-стилиста и сложных световых схем, и заканчивая малым бюджетом с использованием натурального света. Какой вариант вы выберете для формальной ресторанной съемки? Я проводила оба типа фотосъемки весьма успешно, но на этом конкретном примере продемонстрирую вам, как с минимальным бюджетом сделать профессиональные, аппетитные фотографии для меню.

Советы по искусственному освещению в фуд-фотографии

Будь-то фуд-фотография, портретная фотография, или вообще какая-либо фотография, естественный свет «рулит». На мой взгляд, ничто не сравнится с красотой кадра, сделанного с помощью хорошей камеры, хорошим фотографом в условиях идеального естественного солнечного света.

Моделирование микромагнетиков: как создать крошечные, сложные миры из обычных материалов

Моделирование микромагнетиков: как создать крошечные, сложные миры из обычных материалов

Джошуа Смит, миниатюрист и бывший художник-трафарет, основанный в Южной Австралии, строит крошечные, запутанные миры для жизни. Его работа, которая демонстрирует удивительные наблюдательные и представительские навыки, фокусируется на «упущенных аспектах городской среды, таких как грязь, ржавчина и распад, на выброшенные сигареты и граффити», все они воссозданы в масштабе 1:20. Смит, который делал модельные наборы около десятилетия, только недавно решил уйти от 16-летней карьеры, создающей трафаретное искусство. С его творческими талантами, которые теперь ориентированы на моделирование и все те навыки, которые сопровождают ремесло, ArchDaily спрашивает: как вы это делаете?

AD: Возьмите нас через ваш процесс моделирования!

JS: Прежде всего, я нахожу здание, которое хочу воспроизвести лично или с помощью Google Maps Street View. Оттуда я начинаю реконструировать здание и разбивать его на компоненты (т. Е. Двери, окна, улицу, электрические коробки и т. Д.). Затем я начинаю разрабатывать, какие материалы я буду использовать для создания каждого компонента с нуля. Гофрокартон, например, для роликовых дверей; МДФ для основания здания. Как только у меня построена база, я кладу базовый слой краски и начинаю выветривать ее, используя кисти и мелкие пастели. На этом этапе здание начинает выглядеть реальным, и отсюда я начинаю добавлять электропроводку и электрику для внутреннего и наружного освещения и, в некоторых случаях, с помощью активированного датчиком освещения.

В каком масштабе вы работаете?

Я почти работаю только в 1:20, поскольку мне легче выполнять вычисления, чтобы создать масштабную версию сборки. Я обычно ухожу с одного маленького аспекта, такого как дверь или кирпич, и используя Adobe Photoshop, я выстраиваю масштаб для остальной части здания. По основным материалам я использую: MDF для основания, картон толщиной 1 мм для оконных рам, черную карту для более подробной области и пластиковую пластину толщиной 0, 25 мм для окон. Я использую распылительную краску, акриловую краску и мелкие пастели для окраски и выветривания здания для создания реализма.

Сколько времени нужно делать каждый художественный рисунок? Насколько важно создавать идеальную имитацию реальности?

Это зависит от сборки. Самые маленькие и менее сложные могут занять от дня до нескольких дней. Самая длинная сборка, которая была моей миниатюрной Kowloon, занимала три твердых месяца, работая в среднем от шести до семи дней в неделю и от восьми до шестнадцатичасовых. Я стремлюсь создать реальность. Я беру как можно больше ссылочных фотографий, чтобы имитировать каждую полосу ржавчины, грязи и сколов каменной кладки. Я хочу, чтобы зрителей обманули, если я сделаю фотографию завершенной работы на солнечном свете, подумать, что это настоящая вещь.

Вы когда-нибудь считали себя Архитектором?

Это было то, что я рассматривал, когда думал о том, чтобы поступить в университет, но тогда я ошибался под впечатлением того, что в качестве архитектора мне придется проектировать здания, которые не падали (я не понимал, что это больше роль инженеров!). Поэтому вместо этого я решил изучить графический дизайн. Мои миниатюры в основном предназначены для экспонатов, но я сейчас ищу для создания архитектурных моделей для фирм.

Миниатюрные пространства, вырезанные из камня

Каменные скульптуры раскрывают монументальную архитектуру в микромасштабе

Популярные посты

Лаборатория MEPM представляет новое поколение электростанций на Тайване

Лаборатория MEPM представляет новое поколение электростанций на Тайване Предоставлено профессором Shiauyun Lu, Jhengru Li, Tzuman Tseng, Hsianghsiang Wang Островная нация Тайваня — страна, которая может похвастаться как высокой плотностью населения, так и широким спектром экосистем. Однако большая проблема, с которой сталкивается страна в настоящее время, связана с производством и потреблением энергии и негативным воздействием на окружающую среду. С крупнейшей электрост

Уильям Педерсен удостоен медали почетного звания «AIANY»

Уильям Педерсен удостоен медали почетного звания «AIANY» Уильям Педерсен © Кристин Ларсен С большой страстью к успешной интеграции высоких зданий в окружающие их сообщества Уильям Педерсен, FAIA, FAAR сыграл значительную роль в качестве основополагающего партнера по дизайну в преобразовании Kohn Pedersen Fox Associates (KPF) в международный электростант, чей разнообразный портфель выполнен более 600 сотрудников в шести глобальных офисах. В честь его неоспоримого успеха глава Нью-Йоркского Американского института архитекторов объявила Педерсена в качестве получателя медали почетной медали AIANY

Создание Макро Сцен: Крошечные Миры

Иногда, когда мы думаем о макро съемке, первая мысль возникает о природе: цветок, крыло бабочки, капли росы на траве, и так далее. В этом уроке я хочу воодушевить вас отойти от привычных представлений и начать создавать свои собственные макро сценки; это проще чем вы думаете. Я опишу для вас процесс создания моей фотографии «Пекарня», и вы научитесь сами создавать подобные снимки.

«Пекарня» была создана с помощью маленьких фигурок людей и домашней утвари (фото: Мария Гардинер)

Что вам понадобится:

Подумайте о том, чего вы хотите достичь

Моя сцена создавалась в не совсем правильном порядке. У меня был набор маленьких фигурок и я хотел сделать с ними фотографию. У меня была фигурка мужчины с тачкой и женщины с метелкой, и я подумал: «Что я могу сделать, чтобы было похоже, что они убираются?» Сделать фото снаружи было плохим вариантом, поэтому я стал думать о предметах, которые лежали у меня дома, тогда и стала рождаться эта идея.

Когда я определил тему как тему Хлеба и Выпечки, я стал искать подходящий фон. Я присмотрелся к кухонному столу, но он не подошел, и затем я заметил Гессенскую сумку для покупок, которая лежала у меня дома: идеально! Цвета отлично сочетаются и текстура добавляет интересности и теплоты.

Метод

Разрежьте Гессенскую сумку, что у вас получился длинный кусок ткани, который можно использовать в качестве фона и пола. В идеале нужно разрезать бока и использовать большую квадратную часть сумки, но, как вы видите, на моей есть логотип, поэтому мне пришлось вырезать полоску из боковой и нижней частей сумки.

Вам не нужно много мешочной ткани. Должно быть лишь достаточно для вашего кадра.

Я разместил мои фигурки и разбросал немного хлебных крошек вокруг них для дополнительного эффекта. Я положил несколько крошек прямо под метелку женщины и в тачку мужчины; ведь должно возникнуть впечатление, что они убираются!

В зависимости от вашей линзы вам, вероятно, понадобится сделать несколько снимков и использовать совмещение фокуса в пост-обработке, чтобы улучшить глубину резкости.

Подумайте о композиции

Учитывайте правило трех, а также где находятся интересные для вас области:

Учтите правило трех и расположите фигуры соответственно. С другой стороны — правила созданы, чтобы их нарушать.

Вы можете заметить, что я расположил фигурки именно там, где точки на сетке пересекаются, таким образом привлекая внимание зрителя к ним, одновременно перемещая его взгляд в пространстве.

Заканчиваем

Как только я использовал совмещение фокуса на моих изображениях (я чуть-чуть упустил фокус там, где вы можете видеть полосы), я добавил немного теплоты, контраста и чуточку виньетки. Такая картина будет прекрасно смотреться на кухне или в кафе.

Последние несколько моментов

Использование маленьких фигурок людей для иллюстрации жизненных ситуаций — вовсе не новый концепт, но многие художники и фотографы нашли способы их уникального и необычного использования. Slinkachu, например, проделал великолепную работу, использовав эту идею и создав сценку вне дома. Другой фотограф, Дэвид Гилливер, использовал эту идею абсолютно уникально в невероятной серии снимков под названием Маленькие Люди — я настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ней.

Для дополнительного вдохновения, предлагаю вам взглянуть на два снимка Гилливера в «кухонном» стиле с фигурками людей:

‘You’re Doing a Grate Job Little Dudes’ от David Gilliver (с разрешения автора)

Удивительно, что можно сотворить, используя лишь предметы, которые есть у вас дома! Действительно создается ощущение, что работяги целиком заняты своей работой, хотя мы и знаем, что это всего лишь неподвижные фигурки. Чувство размера и перспективы сильно помогает создать нужный эффект.

«Дробление сахара» от Дэвида Гилливера (с разрешения автора)

Я думаю, мы все начинаем, повторяя в определенной мере чужие идеи: мы видим что-то, что мы сами хотели бы сделать и пробуем это сделать. Главное испытание — это затем, отталкиваясь от этих идей, придумать свои собственные и действительно раздвинуть границы того, что уже было сделано до вас. Хорошо, когда есть с чего начать, и что может дать первый толчок к развитию креативности. Поэтому я надеюсь, что вам понравился данный урок и я бы с удовольствием поглядел на творения, созданные вами в стиле «Крошечного Мира».

Создание сценариев в макрофотографии: Крошечные миры

Наш урок по макросъемке вызвал большой интерес у вас, наши уважаемые посетители. Поэтому, не откладывая в «долгий ящик», продолжаем повышать свое мастерство, и сегодня наш новый урок посвящен макрофотографии на природе — мастер-класс от известного московского фотографа Ирины Козорог. Вы уже имели возможность ознакомится с ее потрясающими работами в рамках фотоконкуса «Магия воды» на нашем сайте. Мы благодарим автора на возможность опубликовать эту небольшую, но очень интересную статью, и предлагаем ее вашему вниманию.

Я очень люблю постановочную съемку на природе. Знаю, что у нее много противников, но мне нравится. Уверена, если во время съемки не наносится вреда насекомым – постановка имеет право на жизнь.

Постановка дает возможность реализовать практически любые задумки. По сути, вы становитесь режиссером, сценаристом и только от вас зависит, какой будет ваша сказка. И вам совсем не нужно замораживать насекомых или и того хуже – убивать их, что бы сделать красивые кадры.

Актеры, снимающиеся в кино, работают за зарплату, у некоторых, основной движущий стимул – слава. Точно так же и в мире насекомых. Если вы не пожалеете для своих актеров награды, они ответят вам взаимностью.

Итак, нам нужна приманка. Практически все насекомые любят сладости. Для муравьев это капелька меда или сладкого сиропа, для ос и пчел, кроме меда, подойдет и ароматный сок, например яблочный. Бабочки не откажутся от сиропа с дрожжами или живого пива с сахаром.

С соком и медом, как оказалось, надо быть аккуратнее. Этим летом я успешно подманила не только ос, но и медведя. Запах он чует за километры, по словам охотников, яблочный сок с медом – идеальная приманка для мишки.

И не стоит забывать, что решив поснимать муравьишек, вы так же, сами того не желая, можете подманить и ос или пчел. Муравьи с осами не конфликтуют, все же родственники и на «съемочной площадке» соседствуют вполне мирно. А вот с пчелами сложнее. Пчелы соседей не любят, вступают в драки с осами, обижают муравьев.

Конечно, выяснение отношений вы снимите и кадры могут оказаться весьма интересны, но не стоит забывать о безопасности.

Работая длительное время со сладкой приманкой, вы должны быть готовы к появлению большого количества пчел или ос. Я не медик, и рассказывать про анафилактический шок тут не буду. Но, все же, несколько советов: по возможности, одежда должна максимально закрывать тело. Рукава — с манжетами, чтобы оса не могла залететь в рукав. Обязательно закрыть шею. Укусы в шею наиболее опасны. Головной убор также необходим. Волосы должны быть полностью убраны под кепку или шляпу. В волосах осы часто запутываются и, испугавшись, жалят.

В карман — противоаллергические препараты. Я не аллергик, но после каждого укуса, приходила в себя сутки. Поверьте, очень неприятные ощущения!

Никаких шерстяных вещей, не надевайте одежду черного цвета, это раздражает ос. Не делайте резких движений, не кричите и не включайте громкую музыку. Если вас укусила оса, немедленно уйдите с этого места. Осы, испугавшись и ужалив, мгновенно передают сигнал тревоги остальным. Вам же не нужны повторные укусы?

Ну вот, разобравшись с приманкой и найдя место для съемки, следует подумать об удобстве и режиссера, и актеров.

Зная, кого вы будете снимать и где, вы можете оборудовать себе место съемки «со всеми удобствами».

Вы сможете снимать в полдень, при палящем солнце, притенив место съемки белым зонтом или куском полиэтилена. Только не забывайте про себя. Увлекшись, в жару, вы рискуете получить солнечный или тепловой удар. Ряд насекомых, готовы позировать и в дождливую погоду, при условии, что вы поставите зонтик и угостите их сиропом.

Наверняка, задумав ряд сюжетов, вы запаслись всем необходимым для осуществления своих идей. В вашем «волшебном чемоданчике» уже лежит камыш, немного сухой коры, семена одуванчика, пульверизатор и зеркало, да?

О зеркалах стоит сказать особо. Для съемки на природе, я использую осколки зеркал. Они, и как отражатели, отлично помогают и для создания «водоема». Осколки хороши именно различностью форм и размеров. Удобно подкладывать мох, создавая «берег».

Я стараюсь использовать небольшие капли сиропа или меда. Но, порой, мои актеры все же умудряются испачкать крылышки или лапки. Для подобных случаев у меня с собой пульверизатор с чистой водой. Я слегка опрыскиваю пострадавшего и тогда мед или сироп насекомому легче счистить.

Свет. Ох уж этот свет… Я всегда выхожу на съемку в природе с 2-мя вспышками. Но за все лето, я использовала обе – 2 раза. Чаще всего я задействую только одну, подсвечивая ею фон. Я стараюсь ловить солнечный свет. Притеняя его в полдень, усиливая его зеркалами с утра и вечером. Но почти все лето я снимала на ISO 400 и мои снимки весьма шумноваты…

Я упоминала в начале статьи, что не все актеры работают ради зарплаты, некоторых интересует слава. Этим летом, ко мне на фотосессию, два дня приходила ящерка. Она не охотилась, ее не интересовал мед, она позировала. Я не очень опытный фотограф, но мы с ящеркой старались и вроде даже неплохо получилось 🙂

В заключение мне хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в мире насекомых – мы в гостях. И если мы будем вести себя соответственно, мы будем желанными гостями, а ежели – нет, то будем «хуже татарина». А как поступают с такими гостями? Правильно, гонят взашей…

КОНКУРС МАКРОФОТОГРАФИИ ОТ NIKON

Международный конкурс микрофотографии от Nikon недавно объявил своих победителей 2010 года. Конкурс был основан в 1974 году специально для тех, кто любит фотографировать через микроскоп. Заглядывая в мир животных, растений и минералов с помощью новых технологий и различных инструментов, участники конкурса этого года предлагают нам фотографии представляющие ценность благодаря своей красоте и внутреннему миру.

Увеличенное в 30 раз изображение головы личинки ручейника, сделанное Фабрис Параи из Кана, Франция. (Courtesy of Nikon Small World)

Увеличенное в 400 раз флюорисцентное фото глиальных клеток в мозжечке. Глиальные клетки предоставляют поддержку нейронов мозга. Фото было сделано Томасом Дееринком из Национального центра микроскопии в Университете Калифорнии, Сан-Диего. (Courtesy of Nikon Small World)

Волчкообразные глаза самца мухи-однодневки. Фото увеличено в 10 раз. Автор – Лори Найт из Конбриджа, Кент, Англия. (Courtesy of Nikon Small World)

Увеличенное в 63 раза фото перекристаллизированной серы, сделанное доктором Эдвардом Лейманом Гаффордом из Вентуры, штат Калифорния. (Courtesy of Nikon Small World)

Крошечные кости в конечностях развивающейся лягушки. Изображение увеличено в 20 раз. Автор – доктор Майк Климовски из Университета Колорадо в Болдере. (Courtesy of Nikon Small World)

Две клетки рака человека перед разделением на четыре. Изображение увеличено в 100 раз. Оно заняло 11 место и было сделано доктором Полом Д. Эндрюсом из Университета Данди, Шотландия. (Courtesy of Nikon Small World)

Яйцо малинницы в бутонах розовой розы. Изображение увеличено в шесть раз. Оно было сделано Дэвидом Миллардом из Остина, штат Техас. (Courtesy of Nikon Small World)

Радиолярия при увеличении в 250 раз. Снимок сделан Рэймондом Слоссом из исторического сообщества в Нортхемптоне, Великобритания. (Courtesy of Nikon Small World)

Джеймс Николсон из исследовательского института в Чарльстоне, штат Южная Калифорния, сделал этот снимок фунгии с естественными флюорисцентными протеинами вокруг рта. Снимок увеличен в 6 раз. (Courtesy of Nikon Small World)

Увеличенное в 250 раз фото красной водоросли от доктора Арлин Вечезак из Анакортеса, штат Вашингтон. (Courtesy of Nikon Small World)

Пекка Хонкакоски из Сонкаярви, Финляндия, сделал этот снимок кристалла снежинки, увеличенный в 40 раз. (Courtesy of Nikon Small World)

Увеличенное в 10 раз фото мухи, сделанное Лори Найт из Тонбриджа, Кент, Англия. (Courtesy of Nikon Small World)

Подкожные клетки крысы. Снимок увеличен в 20 раз и сделан Рафаэлем Пеннесом из Лозанны, Швейцария. (Courtesy of Nikon Small World)

Мшанка при увеличении в 20 раз. Снимок сделан Джоселин Ченг из Института технологий Рочестера. (Courtesy of Nikon Small World)

Сегменты лап тарантулы. Снимок увеличен в 40 раз и сделан Тирелом Пиннегаром из Нанаимо, Канада. (Courtesy of Nikon Small World)

Отполированный кусок мексиканского агата при увеличении в 4 раза. Автор – Томас Ширер из Дулута, штат Миннесота. (Courtesy of Nikon Small World)

Кристаллы гексацианожелезо-кислого калия. Снимок увеличен в 40 раз и сделан Стефаном Эберхардом из Университета Джорджии. (Courtesy of Nikon Small World)

Увеличенный в 40 раз снимок живота пчелы с частичками пыльцы. Автор – доктор Роберт Маркус из Института генетики в биологическом центре Венгерской академии наук в Сегеде. (Courtesy of Nikon Small World)

Эмбрион морской звезды на четвертом клеточном этапе при увеличении в 60 раз. Снимок сделан доктором Альваро Миготто из университета Сан-Паулу, Бразилия. (Courtesy of Nikon Small World)

Макрофотография: что это?

Фото Aitor Escauriaza

«Протянул ирис листья к братику своему. Зеркало реки». Это хайку знаменитого японского поэта XVII века Мацуо Басё удивительно напоминает философию макрофотографии. «Будь внимательнее, — писал Басё, — цветы пастушьей сумки на тебя глядят». Макрофотосъемка — это не просто дар в малом видеть большое, а своего рода философия жизни. Философия, позволяющая разглядеть в приятном пустячке одну из вечных истин, а в скромной детали — произведение искусства.

Макрофотографией принято называть съемку объектов, сопоставимых по величине с размером кадра пленки (сенсора) или значительно меньше его. Макросъемка ничем не отличается от обычной: здесь нужно точно так же навести резкость, замерить экспозицию, выставить диафрагму и выдержку. Предтечами макрофотосъемки можно считать мастеров фотографии с особым, неповторимым видением мира, к примеру уроженца Тулузы Жана Дьезеда. В зените своей славы Дьезед был личным фотографом Шарля де Голля, работал с Сальвадором Дали и даже сконструировал камеру, которая позволяла фотографировать под водой и могла запечатлеть самых крошечных обитателей подводных глубин.

Поклонники восхищались увлеченной и динамичной натурой гениального тулузца и его страстью к эпатажу. Но гений Дьезеда состоял в удивительном умении видеть скрытую поэзию в предметах, которых не замечали менее внимательные люди. «Герои» его лучших снимков — вещи неодушевленные и весьма скромных размеров: тряпки, шляпы, перчатки, сковородки («Шляпа моего отца», «Зеркальная сковородка», «Перчатка»). От съемок небольших предметов Дьезед пришел к идее макрофотографии. Он снимал потрескавшийся асфальт на дороге, капли воды и граненое стекло. Эти фотографии были опубликованы в отдельной книге под названием «Мои приключения со смолой».

Фото Йозефа Судека

Фото Янис ЛеБлан

Другим художником, самим своим творчеством обосновавшим необходимость возникновения жанра макрофотографии, был Йозеф Судек. Слава пришла к нему, когда фотографу было далеко за шестьдесят. День за днем Судек увековечивал пражские улицы, капли дождя, трепетавшие на окне его мастерской, тени ветвей, расчертивших парковые дорожки, где каждое дерево вело свою тему в оркестре окружающего мира. Судек слышал эту симфонию.

Судека называли Великим гармонизатором. Он находил гармонию в обыденности, в случайном совпадении привычных предметов. На первый взгляд вокруг мастера был всего лишь хаос холостяцкого жилища: будильник, вазочка, мятая бумага, распечатанное письмо, яичная скорлупа, пачка сигарет… Только глаз художника увидел красоту в нагромождении простых вещей. И сегодня, смотря на фотографии Судека, мы чувствуем, как прекрасен этот беспорядок в мастерской, оживленный мягким боковым светом из молчаливого окна.

Старая Прага стала съемочным павильоном Судека. Фотограф сосредоточился на жизни вещей. Он мог сутками фотографировать камни и цветы, слушая мелодии, доносившиеся из распахнутого окна ателье. Любимые пластинки, старый граммофон… К музыке Судек был неравнодушен всю жизнь и даже измерял экспозицию снимков временем звучания того или иного произведения Вивальди. Светописью мастер передавал музыку вещей.

Помните тургеневского Базарова, сомневавшегося в существовании загадочного женского взгляда и рекомендовавшего Аркадию Кирсанову заняться изучением анатомии глаза? Евгений Васильевич Базаров, конечно, фотографией не увлекался, хотя и был современником Ньепса и Дагера. Но живи Базаров в наше время, он не преминул бы запечатлеть при помощи макрофотосъемки этот самый глаз, чтобы выяснить, откуда же мог появиться пресловутый загадочный взгляд любимой. Одно из направлений макрофотосъемки — научная и техническая макрофотография — и занимается подобными вещами. Криминалистика и ювелирное дело, оптика и микромеханика — эти отрасли науки не могут обойтись без макрофотографии.

Техническая и научная фотография может быть элементом исследовательского процесса или иллюстрацией к нему. Не обойтись без макросъемки и при изучении, скажем, энтомологии. Можно с уверенностью сказать, что большинство ученых, работающих в этой научной области, — талантливые фотографы. С 1950–60-х годов известен и такой жанр макрофотографии, как макронатюрморт. Чтобы понять особенности этого направления макрофотографии, достаточно вспомнить, что натюрморт как направление живописи появился в Голландии в XVII веке, когда вещи превратились в героев, со своим характером, философией, чувством юмора. Натюрморт — это соединение мира реального и мира символического: некий главный объект или объекты, «вырванные» из повседневного окружения, интересны тем, что расширяют наши представления о символике каждой вещи, наполняют привычные детали бытия иным, подчас потусторонним смыслом.

Фото Жана Дьезеда

Фото Мартина Хэгана

Микроландшафт как жанр макрофотографии в большинстве случаев строится на основе некоего главного объекта и достаточно информативного фона. При этом главный объект сам по себе не столь интересен. И объект, и ландшафт не самодостаточны, но вместе создают законченное и гармоничное изображение. В развитии принципа objet trouv? («обретенный предмет») проявился опыт художественного общения с предметами и поверхностями. Благодаря «новой вещественности» были подробно изучены способности фотографии изображать структуру поверхности объектов с максимальной точностью.

Фотосъемка искривленных отражающих поверхностей, а также искусственных и естественных фактур с использованием различных техник печати и фотомонтажа уже почти столетие увлекает фотографов. Макрофотография развивается параллельно с арт-фотографией и сюрреалистической фотографией. Арт-фотография бесконечно далека от реализма. Чем больше фантазии вкладывает автор в изображаемый объект, тем ближе он к жанру арт-фотографии. Внимание макрофотографов к милым пустячкам бытия соседствует с самыми безумными экспериментами.

Отечественная макрофотография восходит к европейским образцам этого жанра. Дмитрий Кондратьев, признанный мастер макрофотографии, на одном из своих мастер-классов сказал: «Фотографировать — это значит не сделать 10–20 кадров между купанием и изготовлением шашлыка. Фотографировать — это, стоя на коленях, встретить рассвет в пойме реки, внимательно наблюдая за изменением освещенности на покрытом росою соцветии осоки. После того, как солнце встало, переместиться в лес и на затененных участках до вечера искать интересные сюжеты». В макрофотографии нет дефицита сюжетов. Любая деталь максимально интересна художнику.

Не следует стремиться к максимальным увеличениям. Самая распространенная ошибка фотолюбителей — это стремление снять покрупнее. Экспериментируя в жанре макрофотографии, почувствуйте себя театральным режиссером, выстраивающим мизансцену. Масштаб съемки должен зависеть от сюжета, а не от возможностей вашей оптической системы.

Ссылка на основную публикацию