Советы по съемки при слабой освещенности без использования вспышки | Foto-kadr.ru

Советы по съемки при слабой освещенности без использования вспышки

7 советов для съемки со встроенной вспышкой

В прошлые выходные я была на вечеринке с моим компактным фотоаппаратом и сделала несколько снимков на память. Проблема в том, что в помещении было плохое освещение и я должна была использовать вспышку. В результате получилось много засвеченных фотографий. Вспышка была очень сильной! Что мне делать в следующий раз? – спрашивает Салли.

Салли, вы не одна имеете подобные проблемы. Я вижу много снимков, сделанных со вспышкой, с синдромом засвеченных фотографий, многие из которых сняты на компактные цифровые камеры. На самом деле, это одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются любители в цифровой фотографии, так как, когда я собирал материал для статьи, то нашел на Flickr очень много таких снимков.

Проблема, с которой сталкиваются владельцы компактных цифровых камер, когда речь идет об использовании вспышки, состоит в том, что трудно контролировать мощность и направление вспышки (по сравнению с зеркальными камерами, оснащенными внешними вспышками, которые могут быть направлены в любую сторону)

Однако, не стоит унывать и мириться с этим обстоятельством – еще не все потеряно. Ниже приведены 7 советов для владельцев компактных цифровых камер (они подойдут и для владельцев зеркальных камер, которые желают использовать вспышку)

Учитесь использовать вспышку как дополнительный источник

Прежде, чем давать конкретные советы по снижению воздействия вспышки, позвольте мне поделиться советом, который дал мне более опытный и мудрый фотограф.

Вспышка всегда должна рассматриваться только как дополнительный источник света. Почти в каждой ситуации, когда вы будете снимать, есть определенный уровень естественного освещения. Это освещение очень важно, так как вы пытаетесь сделать снимок таким, каким его видите глазами. Ваша вспышка должна использоваться в дополнение к существующему свету, а не как основной источник для освещения снимаемой сцены. Если использовать вспышку как основной источник света, снимок будет выглядеть искусственным (прим. переводчика – я бы сказал, как типичный снимок со встроенной вспышкой).

В результате, зная это основное требование, вы увидите, что большинство следующих советов как раз и работают на то, чтобы смягчить свет вспышки или сделать его менее заметным.

ОК, давайте теперь разберем основные методы, позволяющие избежать засветки вспышкой.

1. Сделайте шаг назад

Один из самых простых способов уменьшить воздействие света от вспышки – увеличить расстояние между вами и объектом съемки. Хотя я обычно советую людям подойти ближе к объекту съемки, чтобы заполнить кадр – это зачастую может только усугубить эффект засветки от вспышки. Многие кадры получаются с засветкой просто потому, что фотограф находится слишком близко к снимаемому объекту.

Если вы отойдете подальше от объекта, это не значит, что вы не сможете заполнить кадр. Можете использовать зум-объектив камеры (хотя это может вызвать эффект шевеленки) или просто обрезать затем кадр на компьютере.

2. Рассеивание света

Если ваша цифровая камера не позволяет контролировать мощность вспышки (более подробно см. ниже), вы можете попробовать сделать это вручную с помощью других способов. Владельцы зеркальных камер с внешней вспышкой могут использовать специально сделанные диффузоры, но для компактных камер придется проявить некоторую изобретательность.

Одним из наиболее эффективных способов является использование полупрозрачного материала, нужно просто закрепить его на вспышке. Я видел, как некоторые используют небольшие листы белой бумаги, закрепленные перед вспышкой, или полимерный полупрозрачный материал. Нужно только помнить, что оттенок материала, который вы используете, будет влиять на цвет света, исходящего от вспышки, а следовательно, и на оттенок снимка. Поэтому выбирайте для использования белую ленту, ткань или бумагу. Это даст более естественный цвет, чем использование окрашенного материала.

3. Перенаправление света

Другой способ, часто используемый при съемке с внешней вспышкой – направление света в потолок или на другую отражающую поверхность. Это возможно, благодаря вращающейся головке вспышки, благодаря чему она может излучать свет в различных направлениях.

Владельцы компактных камер не могут изменить направление встроенной вспышки, но можно попробовать один трюк. Я видел несколько фотографов, которые делали это, просто взяв небольшой кусочек белой карты и положив его под углом перед вспышкой, чтобы ее свет перенаправлялся на потолок или даже на стену.

Понадобятся эксперименты, чтобы определить правильный угол расположения отражающей карты. Результаты также будут отличаться, в зависимости от условий съемки (расстояние до объекта, высота потолка, интенсивность окружающего освещения и т.д.). Опять же лучше использовать карту белого цвета, а также обращать внимание на цвет потолка и стен, которые могут привнести в изображение посторонний оттенок.

4. Ночной режим

Большинство компактных цифровых камер имеют так называемый ночной режим съемки. В этом режиме камера использует медленную синхронизацию вспышки. Мы уже говорили об этом в Школе цифровой фотографии, но проще говоря, это означает, что съемка производится с более длинной выдержкой, и при этом используется вспышка. То есть, вы получаете немного больше окружающего освещения в кадре, замораживая в то же время движение со вспышкой. Снимки, сделанные в этом режиме, не будут отличаться высокой резкостью, но они могут быть очень забавны и эффектны (особенно если в помещении есть разноцветный свет).

5. Уменьшение мощности вспышки

Некоторые компактные цифровые камеры имеют возможность некоторой регулировки мощности вспышки. Для того, чтобы выяснить это и иметь возможность использовать, прочтите инструкцию к вашей камере. Если возможность регулировки есть, попробуйте уменьшить мощность вспышки на ступень или две, чтобы посмотреть, как это влияет на снимок. Эксперименты могут занять некоторое время, зато это поможет вам делать гораздо более естественные снимки.

6. Добавляем свет

За это вас вполне могут выгнать с вечеринки, но все же добавление освещения в снимаемую сцену – довольно очевидный способ исправить ситуацию. Не будем бросаться в крайности и включать весь имеющийся свет, так как это просто убьет атмосферу снимка. Лучший способ – перейти со снимаемыми людьми поближе к какому-либо источнику света. Я делал это при съемке свадьбы – просто встал перед открытой дверью в ярко освещенное помещение, а свет, попадая на танцпол, гораздо лучше освещал гостей.

Еще один способ усилить влияние естественного освещения на объект съемки – думать об отражении света. Например, если я фотографирую кого-то, стоящего рядом с белой стеной, он будет освещен лучше, чем если бы стоял перед черной стеной. Это похоже на использование рефлектора.

7. ISO, выдержка, диафрагма

И, наконец, последний способ уменьшить влияние вспышки – это изменение настроек камеры, особенно тех, которые влияют на восприятие света камерой. Это ISO, выдержка и диафрагма.

Я не буду объяснять здесь основы экспозиции, но если ваша камера имеет возможность регулировки любого из этих параметров, это может быть очень полезно. В двух словах:

ISO – увеличение значения ISO позволяет увеличить чувствительность камеры к свету. Это значит, что окружающее освещение будет оказывать большее влияние, и вы будете меньше использовать вспышку. Имейте ввиду, что увеличение ISO увеличивает уровень шума на изображении. Подробнее об ISO.

Диафрагма – регулирует размер отверстия перегородки в объективе, изменяя тем самым поступление света в камеру. Чем шире открыта диафрагма, тем больше света поступит к матрице. Открытие диафрагмы означает уменьшение диафрагменного числа. Имейте ввиду, что открывая диафрагму, вы также уменьшаете глубину резкости в кадре. То есть вы должны фокусироваться на объекте, являющимся центром внимания, так как не все в кадре будет резким. Подробнее о диафрагме.

Выдержка – время, в течение которого открыт затвор фотоаппарата. Чем дольше открыт затвор, тем более продолжительное время воздействует свет на матрицу. Это еще один параметр для изучения и экспериментов. Имейте ввиду, что используя длинную выдержку, вы можете получить на снимке размытое изображение движущихся объектов. Подробнее о выдержке.

Пожалуйста, обратите внимание, что не все компактные камеры имеют возможность регулировки этих параметров. Прочитайте инструкцию, особенно если ваша камера имеет режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Лично я начинаю с увеличения ISO, затем перехожу к более широкой диафрагме, а длинную выдержку использую, если собираюсь снимать с медленной синхронизацией.

Портрет в сумерках без вспышки. Семь практических советов

Итак, солнце зашло за горизонт, и наступили сумерки. Первый час сумерек фотографы иногда называют «голубым часом»: в это время освещение мягкое, нежное, приятное глазу. Недаром голубой час — часть режимного времени. Того времени, когда условия освещения наиболее выгодны для съёмки. В этот период можно делать красивые загадочные портреты, пользуясь тем освещением, которое предлагает природа. Я стараюсь не портить естественное освещение использованием вспышки, в особенности встроенной.

При этом фотографирование в условиях сумерек требует от фотографа знания собственной техники, правильной её настройки и использования подходящей оптики. В этой статье я дам несколько советов, касающихся съёмки портретов в сумерках.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G

  • Следите за выдержкой. Для съёмки двигающихся объектов выдержка должна быть короче 1/60 сек. Яркость освещения во время сумерек значительно снижается. А значит, фотографировать становится сложнее. Гораздо легче получить бракованный, смазанный кадр типа такого:

Съёмка в сумерках. Кадр смазался из-за выдержки в 0,6 сек. Такая выдержка слишком длинная для съёмки портретов.

При портретной съёмке есть только один способ избежать смазанных кадров — использовать достаточно короткую выдержку. Если выдержка станет длиннее (а автоматика вполне может удлинить выдержку при съёмке в условиях недостаточного освещения), в кадре может появиться «шевелёнка», смаз изображения от дрожания камеры в руках фотографа. Объект съёмки тоже может смазаться от собственных движений. Напомню, что выдержку можно контролировать в режимах S и М.

Nikon D610 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Пейзаж и человек могут дополнить друг друга в кадре. Помните об этом, снимая в красивых местах! Не спешите максимально размывать фон и непременно использовать длиннофокусную оптику. Попробуйте добавить в кадр пространства, атмосферы!

Следите за точностью фокусировки. Система автофокуса, как и человек, в сумерках видит чуть хуже. Делайте на это скидку. Напомним, что фазовый тип автофокуса (работающий при компоновке кадра через видоискатель зеркальной камеры) в темноте более чувствителен, нежели контрастный. Поэтому по возможности стоит компоновать кадр именно через оптический видоискатель фотокамеры, а не через экран Live View. Самой чувствительной точкой фокусировки традиционно считается центральная. Если возникают проблемы с фокусировкой, воспользуйтесь ею. Позже вы всегда сможете перекомпоновать кадр, держа кнопку спуска полунажатой.

Пользуйтесь светосильной оптикой. Светосильные фикс-объективы должны быть в арсенале любого фотографа, снимающего портреты. Помимо того, что такие объективы дают отличное качество изображения и могут красиво размывать фон, они позволяют делать более качественные кадры при скудном освещении. Объективы со светосилой f/1.4 и f/1.8 отлично подойдут. Кстати, не все они стоят огромных денег. К примеру, объектив Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor имеет вполне невысокий ценник, а картинку выдаёт очень «дорогую», будто снята она на оптику стоимостью в несколько раз выше.

Примеры светосильной оптики от Nikon:

Вспышка и высокие значения светочувствительности ISO

Существует замечательная рекомендация по управлению значением светочувствительности ISO. Звучит она приблизительно так ‘Старайтесь всегда снимать на минимальных значениях ISO‘. Но иногда у этого правила могут быть исключения.

Вспышка и значения ISO

Высокие значения светочувствительности ISO обычно нужны, когда нужно снять что-то без смаза в плохих условиях освещенности. Если это касается съемки людей, то обычно снимать ниже 1/60 секунды просто невозможно, связано это с тем, что человек в кадре обычно двигается, камера в руках шевелится, и за время длинной выдержки снимок получается смазанным.

Под условиями с плохой освещенностью я понимаю приблизительно такие, при каких с максимальной диафрагмой вашего объектива и с максимально допустимым приемлемым значением ISO требуется выдержка длиннее 1/60 секунды. Это такое мое субъективное определение. К примеру, для слабенькой камеры обычные вечерние домашние условия с включенными лампами уже являются плохими.

Иногда просто невозможно получить нужный снимок с короткой выдержкой и низким значением ISO. В таком случае можно:

  1. Максимально открыть диафрагму. Но практически всегда открытие диафрагмы мало спасает ситуацию. К примеру, когда я снимаю на светосильные зум-объективы, то я могу располагать числом F не меньше F2.8, это связано с ограничением зум-объективов. Что касается фиксов, то с их помощью можно располагать числом F1.2 и F1.4, но при таких диафрагмах становится очень маленькой ГРИП и очень сильно возрастают ошибки фокусировки, также сильно теряется оперативность при съемке с помощью фикс объектива.
  2. Повысить ISO. При повышении ISO, после определенного значения уровень шума становится критическим, а фотографии непригодными для использования.
  3. Воспользоваться вспышкой. Но вспышка часто ‘убивает’ атмосферу фотографии, делает лишние тени, блики и эффект красных глаз.

Многие фотографы при использовании вспышки устанавливают минимальное ISO, тем самым добиваются абсолютно бесшумной картинки. С одной стороны такой принцип имеет свою логику, ведь зачем высокие значения ISO, если есть вспышка? Но в большинстве случаев фотографии в условиях с плохой освещенностью получаются с не проработанным дальним планом. Это связано с тем, что вспышка хорошо подсвечивает только ближние предметы при съемке. Грубо говоря, вспышка подсвечивает только то, что находится в зоне фокусировки. Многие фотоаппараты при расчете мощности вспышки ориентируются по дистанции фокусировки до объекта, которая рассчитывается с помощью процессора объектива. На все остальное элементы в кадре вспышке плевать.

Поясню, что такое не проработанный (утопленный, убитый) дальний план на примере ниже:

Фото со вспышкой. Задний фон (дальний план) весь темный, не проэкспонированный. А передней наоборот, ярко выделен. Это создает своеобразное жесткое изображение.

Ниже приведен пример того же снимка без вспышки:

Фото без вспышки на высоких ISO. Картинка более живая, с проработанным дальним и передним планом.

Хорошо, когда можно обойтись обычным поднятием ISO и отключить вспышку. Но во многих случаях все же приходиться использовать вспышку. Чтобы сохранять проработанный задний план можно просто повысить значения ISO при включенной вспышке. Это позволит получить хорошо проэкспонированный с помощью вспышки объект в зоне фокусировки и более-менее сбалансированный, не утопленный задний план.

Фото со вспышкой. Человек в фокусе хорошо подсвечен вспышкой, а из-за того, что использовалось ISO 640 дальний план оказался тоже распознаваемым.

Происходит такой эффект из-за того, что при работе со вспышкой при плохих условиях освещенности обычно используются выдержки от 1/60 секунды до 1/200 секунды. При таких выдержках не допускается смаз при съемке с рук. Пример: если фотографировать на ISO 100 и 1/60c со вспышкой, то свет от дальнего плана не сможет хорошо отобразиться (проявиться) на фотографии. В то же время, если поднять ISO до 800 единиц, при той же 1/60 секунды и включенной вспышке света от дальнего плана попадет в 8 раз больше, что позволит сильней его проявить.

Также съемка со вспышкой на высоких ISO позволяет:

  1. Экономить энергию аккумуляторов вспышки, так так как импульсы вспышки становятся менее мощными
  2. Вспышка меньше перегревается, дольше работает
  3. Расстояние работы вспышки увеличивается при поднятии значения ISO
  4. При работе на отражения от стен и потолка сильней проявляется эффект заполнения вспышкой

Я снимаю со вспышкой в автоматических режимах (TTL, Авто без TTL) в режиме приоритета диафрагмы (А, AV) и в ручном режиме (М) на ISO 500 — ISO 1000, чтобы получить приятную картинку и избежать сильных шумов.

Пример фото со вспышкой на высоких ISO. Если бы я снимал на низком ISO, то клоун получился бы на черном фоне.

Когда сам задний фон черный, тут уже мало что поможет. Если бы моя воля, то я бы все снимал без вспышки, это интересней, требует больше навыков и мастерства при фотографировании, более светосильные объективы, лучшие показатели камеры при работе на высоких ISO. Внешняя вспышка, установленная на камеру, убивает все перечисленные достоинства. А вот системы освещения на выносных вспышках мне по душе. Но практически всегда при заказе съемки в условиях с плохой освещенностью, первый вопрос, который задают люди, звучит так: ‘есть ли у Вас вспышка?’. Порой сложно объяснить человеку, что снимки без использования вспышки могут намного лучше передать атмосферу, быть более эмоциональными, мягкими, художественными. Да и в ряде случаев просто глупо использовать вспышку.

Неплохо проработанный задний фон, но вспышка убивает атмосферу, дает блики от стекол икон.

Личный опыт

При съемке с внешней вспышкой для себя я делаю небольшую хитрость. Когда внешняя вспышка на камере выключена, я стараюсь повернуть головку вспышку право, или в сторону лица, это мне всегда напоминает, что вспышка выключена, а люди не так пристально смотрят на то, что вспышка во время щелчка затвора не моргает. Вообще, работа со вспышкой требует определенной тонкости, и при работе со вспышкой существуют очень много ограничений, неудобств и т.п. Я даже никогда не задумывался, что многие снимая со вспышкой ставят минимальное значение ISO, потому и решил написать некоторые мысли по этому поводу. Я советую провести собственные эксперименты при съемке в условиях с плохой освещенностью со вспышкой и разными значениями ISO.

Выводы

Прием съемки со вспышкой на высоких значениях ISO используется очень часто. Для каждой камеры нужно вычислить свой порог ISO, который позволяет получать мало шумную картинку со вспышкой.

Ставьте лайк. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.

joomla 2.5

Советы по свадебной фотографии: как снимать без вспышки?

Во время свадьбы бывает достаточно много моментов, когда вспышка будет всех отвлекать, потому вам придется научиться снимать церемонию без нее. Такие кадры получаются более натуральными, потому при репортажной съемке выглядят даже более выигрышно. Профессионалы – Ли Глазго и Сэм Гибсон поделятся с вами советами, как качественно фотографировать свадьбы без вспышки.

Когда вы приходите снимать свадьбу, естественно, что вы берете с собой и освещение. Но, важно знать, когда его не следует использовать, а когда оно будет просто необходимым. В большинстве случаев у вас не получится использовать освещение во время ключевых моментов свадьбы, например, в церкви. Да и вы заметите, что в этом нет необходимости, так как снимки без дополнительного освещения получатся более естественными.
Убедитесь, что у вас есть достаточно быстрых (по скорости фокусировки) объективов, чтобы работать в условиях недоосвещенности. Для новичков будет достаточно довольно скромного объектива (от 50мм f/1.2 или f/1.4).

Более профессиональную (и дорогую) оптику – объектив с длинным фокусным расстоянием и широкоугольник можно взять в аренду, если финансы не позволяют их купить.
«Шум» практически неизбежен при съемке без вспышки, особенно в темных местах. Не бойтесь увеличивать значение ISO, если это нужно для снимка.

Если говорить о скорости затвора, то тут необходимо пользоваться правилом ручной съемки – выдержка не должна быть меньше фокусного расстояния объектива (то есть 1/50 сек для 50мм объектива). Для более четких снимков фиксируйте камеру на штативе или хотя бы опирайте руки на что-то крепкое (скамью, столб и пр.).

Советы свадебного фотографа Сэма Гибсона из Бристоля (Великобритания)

Почему, вы считаете, что важно снимать без вспышки?
-Я не считаю, что без вспышки нужно фотографировать постоянно, но необходимо знать, когда будет лучше использовать именно этот метод. Иногда без дополнительного света у вас просто не получится сделать хороший снимок. Но я, как фотограф, предпочитаю в большинстве случаев использовать природное освещение. Естественный свет очень выигрышен, если вы снимаете в репортажном стиле. Он позволяет сделать изображения правдивыми, такими, какими они есть на самом деле.

Какие трудности возникают у фотографа при съемке без вспышки, и как вы их преодолеваете?
-У съемки без вспышки есть только одна трудность – уметь правильно подобрать оборудование и выставить настройки камеры так, чтобы получить именно то изображение, которое вы хотите. Иногда приходится прибегать к высоким значениям ISO, иногда – к использованию очень широких диафрагм, иногда – ко всему сразу. Вы должны уметь быстро оценивать условия, в которых ведется съемка, знать возможности своей техники и оперативно ее настраивать.

Какие типичные настройки вы используете при съемке церемонии в церкви?
-Если мне приходится работать в церкви, маленьком зале или даже сарайчике, я все равно стараюсь использовать естественное освещение. Оно делает ваши изображения более «честными» и это видно.
Я не боюсь использовать высокие значения ISO. Современные камеры, способны на такие вещи, о которых несколько лет назад можно было только мечтать. Я всегда беру с собой быстрый широкоугольный объектив с хорошим зумом. Камеру должно быть удобно держать в руках, чтобы даже при установке низкой скорости затвора избавиться от лишнего дрожания, и как следствие – смазывания изображения. Кстати за выдержкой нужно постоянно следить и регулярно корректировать по той же причине. Для портретной съемки я применяю различные объективы класса Prime, причем часто могу фотографировать с полностью открытой диафрагмой.
Дело не только в параметрах и настройках, вы должны понимать, как нужно правильно использовать естественное освещение. Даже в темных помещениях всегда можно найти оазисы света – возле окон или дверей. Нужно смотреть по сторонам и уметь разглядеть выигрышные места.
Иногда мне нравится поснимать и против света. Так, например, вместо того, чтобы просто фотографировать в темном зале, можно попробовать сделать несколько снимков напротив окна. Это требует практики, но это некое драматическое освещение придаст фотографиям своеобразную глубину.

Советы от Ли глазго (Лестершир, Уорикшир, Великобритания)

Почему вам нравится фотографировать свадьбы без вспышки?

-Работая без вспышки, вы можете очень реалистично передать атмосферу определенного места в определенный момент времени. Естественный свет как бы отделяет предмет от фона, и такие кадры получаются более глубокими.

Какие камеры вы используете для съемки в условиях слабой освещенности?
-С каждым годом камеры становятся все лучше и лучше в плане обработки шума и фокусировки в темных условиях. Я использую Canon 5Ds Mk1 – это просто удивительная камера. Но я понимаю, что сейчас появляется оборудование, которое может еще лучше справляться с этими задачами. Главная проблема, с которой вы столкнетесь при съемке в условиях недостаточного освещения – это фокусировка. Но она решается путем использования качественных объективов, инфракрасных вспышек и умения пользоваться ручными настройками.

Какие объективы вы обычно используете при работе в условиях недоосвещения?
-Я использую быстрые объективы. Я люблю мой 50 мм Canon Prime и 70-200мм Canon Zoom, но 50мм – это мое любимое фокусное расстояние.

Что вы можете сказать о шуме, который дают высокие значения ISO?
-Я чудак в этом вопросе – я люблю шум, особенно, при вечерней съемке танцев. Я могу значительно добавлять ISO, если это придаст изображениям чувств. Фотографии не обязательно должны быть резкими и совсем без шума, чтобы быть красивыми. А вот во время церемонии я не люблю использовать высокие значения ISO, но иногда это просто неизбежно.

Вы посещаете заранее места будущей съемки, чтобы оценить освещение?
-Нет, вовсе нет. Я решаю все эти вопросы уже непосредственно в день съемки, так как освещение может кардинально меняться в зависимости от погоды или времени суток. Обычно я захожу в помещение минут за 10 до того, как там начнется все действие, оцениваю свет и делаю несколько пробных снимков.
Как вы корректируете освещение, чтобы получать кадры, которые хотите?
Для портретной съемки в дневные часы я использую отражатели и видеосвет, чтобы сделать взгляд более теплым. Помните, дополнительное освещение должно соответствовать основному. Если вы снимаете без вспышки в вечернее время в помещении, которое освещается при помощи ламп накаливания, значит, вам не пригодится видеосвет. Или можно подсветить объекты при помощи тех же ламп накаливания.

Ссылка на основную публикацию