Советы по фотосъемке портретов

14 советов по фотографированию портретов

Большинство учебных пособий уделяют много внимания мелочам, и фотографы начинают слишком сильно вдаваться в детали и при этом забывают следить за самыми главными нюансами.

1. Жесткость света

Многие начинающие фотографы путают яркий и жесткий свет. Жесткий свет – это очень узконаправленный художественный элемент. Если его очень много, то снимки становятся тяжелыми для восприятия. Тени на лице в большинстве портретных снимков должны быть мягкими, без потери детализации в тёмной части. Это добивается дополнительной подсветкой теней или использованием рассеянных лучей. Жесткий свет нужно очень точно настраивать, следить за положением каждой тени. Если модель повернёт голову, положение осветительной техники придётся менять для создания нового рисунка. Это тяжелая и кропотливая работа.

«Портрет моей мамы» Фотограф: yuriikarpov flickr.com

2. Изучайте принципы позирования

Поза модели важна не меньше её выражения лица. Она подчеркивает достоинства и скрывает недостатки, передаёт эмоции и создаёт динамику. Язык тела для людей имеет очень большое значение. Этим инструментом нельзя пренебрегать. Профессиональная модель сама знает, как правильно позировать и как стать, чтобы она лучше всего выглядела. Но большинство людей этого не умеют, поэтому ваша задача научить их или просто помочь стать в нужную позу.

3. Чрезмерная ретушь.

Часто в портфолио молодых фотографов можно встретить снимки, ретушь которых выглядит не естественно. Кожа не должна быть похожа на пластмассу. Поры и морщины – это естественно, и если вы хотите сохранить естественность, не убирайте эти элементы полностью. Просто отретушируйте то, что плохо выглядит, а остальное оставляйте как есть. Лучше больше времени уделить работе с тенями, светом и цветовым балансом.

4. Не переусердствуйте с открытой диафрагмой

При малой глубине резкости может оказаться, что нос или волосы окажутся вне зоны резкости. Фокус всегда должен наводиться по глазам, но резким должно быть всё лицо. Следите за этим, иначе снимок будет безвозвратно испорчен. Если вы снимаете групповой портрет, то при малой глубине резкости вне зоны резкости могут оказаться многие люди, а это огорчит их. Лучше прикройте диафрагму.

Portrait of man. Indonesia. Photo: © Curt Carnemark / World Bank

5. Обрабатывайте все снимки

Каким бы вы не были хорошим фотографом и какой бы у вас не был замечательный фотоаппарат, оптика и свет, всё равно сделанные снимки будут иметь множество мелких или серьезных недостатков. В большинстве случаев достаточно увеличить резкость, контраст и насыщенность, но чаще всего приходится проводить ретушь и работать со светом и цветовым тоном.

6. Научитесь кадрировать

В потрете важно научиться работать не только с позой модели, но и с ракурсами, общими и крупными планами, научиться кадрировать по пояс, по колено, по плечи и т.д. Крупные и общие планы передают различные эмоции, несут разнообразную смысловую нагрузку. Фотографии девушки, парня, ребенка, или создание семейного портрета принципиально отличаются, но есть набор правил, которые можно применить ко всем случаям.

Mrs. Célia Regina Barbosa Portrait. June, 2013. Фотограф: Rodrigo Vieira flickr.com

7. Работа с фоном и окружением

Фон очень важен. Если ваша модель хороша, свет замечательный, вы отличный фотограф, но фон всё портит, то хорошей фотографии не получится. Если интерьер интересен, используйте его. Демонстрируйте взаимодействие модели и её окружения. Не размывайте всегда фон. Следите, чтобы фон подходил по стилю, цвету и атмосфере к образу модели.

8. Учитесь работать с естественным светом

Прежде чем браться за вспышку фотографу следует освоить работу с естественным светом. Именно умение видеть, как влияет и как выглядит естественный свет позволит научиться делать отличные схемы из источников искусственного света. Если понимать природу света, то можно при любом освещении делать хорошие портреты, хотя самые лучшие обычно получаются на закате или на восходе солнца.

9. Раскрывайте образ модели

Перед съёмкой пообщайтесь со своей моделью, узнайте её характер, манеру поведения, привычки и увлечения. Это позволит раскрыть её личность. Фотографии станут живыми, с эмоциями реального человека. Такие работы по достоинству оценят все.

10. Не снимайте лишь взгляд в камеру

Большинство людей убеждены, что они должны смотреть в камеру и улыбаться. Это наигранное позирование, которое передаёт синтетические эмоции. Создайте для модели мир, в котором она живёт и взаимодействует с чем-то, а сами снимайте её, как репортёр. Попросите модель представить, что рядом кто-то есть и он что-то рассказывает. При этом они должны смотреть друг на друга, а сами в это время фотографируйте этот вымышленный диалог. Придумайте другие ситуации и сцены. Попросите модель взаимодействовать с окружающим миром не обращая внимание на камеру.

«Venice Madonna della Salute» Фотограф: Stefano Montagner flickr.com

11. Просматривайте работы мировых классиков

Без примера подражания научиться чему-то очень трудно. Изучайте работы мастеров современников и классиков. Замечайте их приёмы и старайтесь применить в своей работе что-то подобное, делая поправку на свой творческий потенциал. Найдите фотографов, работы которых вас вдохновляют. Сделайте сборники их работ и периодически просматривайте, и анализируйте их снимки.

«Афганская девушка» Фотограф Стив МакКарри

12. Знайте меру креатива

В мире фотографии уже придумано всё, что можно. Что бы вы не сняли, кто-то снял уже нечто подобное. Не следует переживать по этому поводу. Ведь ваши идеи не плагиат, а плод воображения, который совпадает с чьим-то видением. Не нужно в поисках оригинальных идей опускаться до пошлости и безвкусицы.

Самый лучший поиск вдохновения – это реальная жизнь. Черпайте сюжеты из того, что происходит вокруг вас и ваших близких. Смотрите фильмы, читайте книги и жизнь сама преподнесет интересные сюжеты.

13. Ищите интересную композицию

Правило третей далеко не единственное в композиции. Кроме золотого сечения, золотой спирали есть ещё собственное видение и представление. Сделайте снимки оригинальными. Необычными. Заставьте людей по-новому взглянуть на обычные вещи. Используйте ведущие линии, компонуйте объекты в кадре, анализируйте перспективу, задумывайтесь о глубине кадра.

«Peruvian Portraits, San Martin de Porres» Фотограф: Geraint Rowland flickr.com

14. Используйте хороший дополнительный свет

Накамерная вспышка годится лишь для домашней съёмки своей компании и родственников на очередной гулянке. Далеко не всегда такая вспышка может справиться с творческими задачами, а для коммерческой работы вовсе не годится.

Если ваш бюджет не позволяет купить хорошую родную вспышку, обратите внимание на китайские аналоги. Они стоят гораздо дешевле и при этом вполне нормально справляются со своей задачей. Для учёбы и наработки навыков этого будет вполне достаточно.

10 шагов по съёмке портрета, опыт Елены Лукан

Елена Лукан, талантливый фотограф из Екатеринбурга, поделилась своим опытом по съёмке портретов.

1. Потребность снимать новое

Каждый день я думаю о том, как я снимаю, что я снимаю, и особенно о том, как я еще не снимала.

Меня вдохновляют художники, фотографы, режиссёры, повлиявшие на визуальное искусство в целом. Я смотрю их работы, читаю биографию и, когда меня что-то цепляет, я останавливаюсь и хочу повторить.

Безусловно мне нравится изображение, которое надо декодировать, расшифровывать, когда возникает вопрос: как это снять? Тогда задача появляется сама собой — устранить пробелы в технике и приемах съемки.

Возникает жгучая потребность снимать так, как я не умею, снимать иначе. И тогда я начинаю искать модель.

2. Выбор модели

Исходя из опыта и исключительно по моему мнению, 80% успеха съемки зависит от человека, который в кадре.

То есть, как бы вы ни старались, если человеку сложно работать перед камерой, если он не чувствует своего тела, или не может принять себя в силу определённых причин — это будет провал.

Людей я ищу в социальных сетях по фотографиям в профиле. По страничке в сети уже можно многое сказать о человеке. Есть ли у него вкус, харизма, какой у него взгляд. Это важные триггеры для будущей работы с человеком.

Если человек мне нравится, я вижу в нем потенциал, то непременно пишу ему сообщение с предложением осуществить творческую съемку. Сразу в сообщении прилагаю несколько референсов, и когда человек соглашается, мы начинаем работать.

Иногда я вижу интересного человека, но сейчас нет концепции под его типаж, тогда я добавляю его в закладки, чтобы не потерять. Так постепенно собираю базу тех, кого хочу поснимать.

Таким образом, я работаю с людьми, которые мне нравятся, которые мне интересны.

3. Поиск идеи

Концепция съемки редко рождается сразу. Это всегда процесс. Быстрее всего, она появляется исходя из ощущения от человека, который будет в кадре.

Всегда есть предварительные наметки того, что ты будешь делать, какие новые приемы использовать. Процесс поиска идеи — это постановка задач и поиск корреляция их с образом модели.

Мой основной профиль — мужской портрет. Поэтому в моих женских портретах нет нежности, лёгкости и файн-арта. Мне больше близок драматичный и вдумчивый образ глубокого человека.

Мой выбор — Линдберг, если о женщинах.

4. О вдохновении

Изучая интересных фотографов, режиссёров, художников, можно найти массу вдохновения.

Грамотные стильные глубокие портреты, современные работы фотографов предоставляют различные ресурсы. Для себя отмечу Pinterest, instagram, тематические группы в социальных сетях.

Совсем полезно смотреть кино. Сюжеты, свет, раскадровку, смотреть за тем, как движется камера от кадра к кадру, почему здесь такой цвет, свет, эмоция актера, разбирать на атомы то, что видите.

В фильмах нет ни одного случайного элемента. Помните об этом, когда в очередной раз приметесь за просмотр уникальной картины. Останавливайтесь, делайте скриншоты, разберите на то, что нравится и не нравится. Попробуйте повторить.

5. Подбор образа и стиля

Следующее сообщение модели, после предложения стать объектом съемки, — «что у тебя по одежде?»

Прошу человека прислать мне фотографии своего гардероба. Затем показываю то, что мне нужно, образ и стиль, как я его вижу. Показываю собранный мною мудборд. В основном, выбираю одежду многослойную и однотонную, с хорошей фактурой, матовую. Если у человека нет подходящей одежды, мы ищем ее у друзей, либо покупаем в магазине, на следующей день возвращаем, не отрывая бирки и используя ее предельно аккуратно.

На съемку всегда подбираю пару образов, чтобы можно было миксовать стиль и кардинально меняться в кадре. Так съемка выглядит более многогранной и насыщенной.

Крутые кадры состоят из крутых деталей.

Важный аспект здесь — аксессуары: браслеты, шарфы, подвески, шляпы, часы.
С ними так же можно играть в кадре, это отличные триггеры.

6. Подготовка к съёмке

Непосредственно, подготовка к съемке у меня состоит из подготовки техники, модификаторов (отражателя), различных фото-аксессуаров (стеклышки, плёнки, сетки).

Первое, что я делаю, убеждаюсь, что аккумуляторы заряжены. Если это не так, заряжаю.

Затем проверяю функциональность камеры. И просматриваю SD-карты. Обязательно их форматирую.

Ещё раз просматриваю, все ли аксессуары в наличии.

Скидываю мудборд на телефон. Делаю раскадровку, если съемка сложная. Когда все готово, выдвигаемся на место съемки.

7. Съемка. Локация. Свет.

Практически всегда локация для меня является сюрпризом. Пять-десять минут я осматриваюсь и сразу вижу, где есть интересные места по свету, композиции и геометрии.

Выстраиваю модель, пространство и смотрю, насколько мне всё нравится, делаю кадры, затем меняю ракурс, позу, место.

Старайтесь, чтобы модель всегда была занята и не возникало пауз, в которых человек не знает, что ему делать. Закончились идеи, вдохновение — меняйте место, позу, одежду, снимите детали крупным планом. Загляните в референсы.

Естественный свет может дать вам всё, что нужно. Он плотный и максимально объемный. Но, чтобы научиться им управлять, нужно научиться его видеть.

Для этого я использовала съемку в чёрно-белом стиле, ставила RAW+JPEG. Это хорошее упражнение. Тем более что RAW остается цветным, вы сможете при обработке сделать фото в цвете.

8. Отбор

Большинство фотографов, которых я знаю, испытывают «муки выбора» при отборе фотографий. Здесь все зависит от задач съемки.

Есть несколько способов, чтобы облегчить себе жизнь и сэкономить время:

  • Передайте исходники заказчику или тому, кто в кадре. Пусть выберет на свое усмотрение. Такой подход доставляет людям удовольствие от сопричастности к процессу.
  • Просматривайте съемку с конца. Ведь, из сделанной серии кадров, обычно последний выходит идеальным по деталям и композиции. Хотя, бывает и первый самый интересный.
  • Мыслите серией, если сложно выбрать 5-6 кадров из 35. Вам кажется, что этот отличный кадр и здесь свет красиво лёг и на этом эмоция крутая. Просто подумайте, без какой фотографии ваша серия невозможна. И выбор станет очевиден.

Также не забывайте про ощущения. На какой фотографии «щелкнет» внутри, ту и выбирайте. Без логики.

Помните о ракурсах, разноплановости и дублях (их не должно быть). Сочетайте красиво.

9. Обработка

Во время обработки ты видишь все нюансы и недочеты, которых не замечаешь при съемке.

Есть три главных правила, которых я придерживаюсь при обработке:

  • сохранить (добиться) красивого цвета кожи;
  • не изменять естественного цвета волос;
  • блики в глазах.

Делаю лёгкую ретушь, если это нужно. Преимущественно, вся обработка у меня проходит в lightroom.

10. Снимайте много

Снимаете тех, кто вам интересен, кто вам нравится. Не тратьте время зря.

Снимайте в тёмном ключе. Думайте. Работайте с естественным светом.

И главное единственное правило – нет никаких правил. Делайте так, как нравится именно вам. Всегда учитесь новому!

Познакомиться с творчеством Елены вы можете на её сайте и в социальных сетях Instagram и vkontakte.

10 советов по портретной фотографии, которые вы никогда не захотите забыть

Иногда очень просто снимать по одним и тем же старым формулам, когда речь идет о портретах. Даже с новыми позами, съемка портретов может стать очень попсовой, если одни и те же композиции и углы используют другие фотографы. Кто не попадал в эту творческую колею, где снимки разных фотографов начинают выглядеть очень знакомыми и одинаковыми? Съемка отличных портретов часто становится проблемой, но пусть эти 10 советов от фотографа из Берлина Annette Zer помогут вам направить свою энергию в правильное русло.

1. Найдите немного времени, чтобы узнать вашу модель

Этот совет для некоторых может показаться ненужным и слишком трудоемким. Вы можете быть уверены, что за короткий промежуток времени невозможно узнать что-то важное о человеке. Но это не мой совет. Я предлагаю задавать смешные личные вопросы, заставлять модели смеяться, а также открывать себя и рассказывать истории о ваших личных веселых инцидентах. Это откроет человека перед вашей камерой и заставит показать вам честную сторону себя.

2. Прекрасные перья делают прекрасных птиц

Этот совет необходим, чтобы создать настроение. Не стоит недооценивать силу одежды и аксессуаров. Уделите пристальное внимание узорам, цветам, и даже текстурам. Некоторые вещи могут быстро создать беспокойную и перегруженную картинку. Когда дело доходит до цветов, я должна честно признаться: есть некоторые цвета, которые я никогда не снимаю, потому что они не совместимы с моим редактированием и мгновенно меняют настроение фотографий.

3. Это все о свете

Не бойтесь снимать портреты в разное время суток. В следующий раз не фотографируйте во время вашего любимого мягкого утреннего света. Вместо этого постарайтесь оставить свою зону комфорта позади, и снимать во время сурового вечернего света, чтобы захватить тени и солнечные лучи.

4. Волосы способны на многое

На самом деле волосы могут оказывать сильное влияние на лицо и внешность. Если у вашей модели две левые руки, а вы сами не знаете, как правильно причесывать волосы, начинайте работать со стилистом, визажистом и парикмахером для бесплатных проектов. Всегда легче работать в команде!

5. Выбирайте различные фоны

Любой человек может снять портрет на простом белом фоне. Выберите различные текстуры стен, домов. Я специально сделала стену в своей гостиной в искаженном, «грязном» стиле, чтобы добавить немного изюминки к моим портретам. Почему бы не устроить фотосессию в квартире модели для бесплатного проекта для портфолио? Смена локаций – всегда хорошо!

6. Заставьте их смеяться

Портреты быстро приобретают новое атмосферное ощущение, если модель смеется вслух или улыбается на фотографии. Серьезные лица моделей повсюду. Смеющаяся часть – это особый вызов фотографу.

7. Меньше – больше

Обратите внимание на такие детали, как огромные, привлекающие внимание украшения или резинки для волос на запястьях, которые иногда забывают снять модели. Например, ничто не разрушает мягкий, нежный портрет, как гигантский износившийся браслет с рок-фестиваля. Честно говоря, заколки для волос и блестящие часы также являются большими табу для меня при съемке.

8. Создавайте различные углы обзора

Вы когда-нибудь пытались установить точку фокусировки камеры на крошечную мелочь или что-то, что модель держит в руке с действительно низкой диафрагмой, а не всегда ставить точку фокусировки на глаза? Этот простой трюк создает другую точку зрения на человека, которого вы фотографируете, и без особых усилий, он добавляет другое измерение вашим портретам.

9. Попросите вашу модель передвигаться

Никто не любит жесткие, явно поставленные позы. После многих лет съемки огромного количества совершенно разных людей, я должна поделиться существенным секретом портретной фотографии, которую я обнаружила. Сосредоточьтесь на естественных движениях и реальных моментах. Я всегда прошу своих модели двигаться натурально. Обычно я наблюдаю, и просто запоминаю их поведение, вместо того, чтобы давать много направлений и промежуточных поз.

10. Не бойтесь много раз нажимать на кнопку затвора

Я лично всегда была тем, кто любит снимать в 10-20 раз больше, чем это делают большинство фотографов. Я предпочла бы получить больше материала, чем быть расстроенной из-за того, что пропустила этот естественный момент. Все дело в успешно пойманной секунде, когда модель перед камерой чувствует себя естественно и непринужденно.

Соблюдайте эти советы и рекомендации, когда пойдете на съемку в следующий раз. Не важно, как долго и давно вы фотографируете: оставайтесь любопытными к новым вещам, постоянно учитесь, оставьте свою зону комфорта, ведь есть так много интересных аспектов портретной фотографии, которые вы еще не обнаружили. Но самое главное: все это делайте с вашей сильной страстью и огромным желанием!

Советы по фотосъемке портретов

ГлавнаяПолезные советыСоветы по фотосъемке11 советов по портретной съемке

Портретная съемка, пожалуй, один из самых сложных жанров фото. Этот тип съемки обусловлен тонкостями, без которых снимок не состоится. Важную роль, конечно, выполняет фотограф. Он должен найти правильный ракурс для модели, определить заранее, как должен выглядеть кадр, правильно выставить свет (если это студийная фотосъемка) и подловить нужный момент. Модель не должна просто сидеть на стуле, к примеру, с опущенными или широко открытыми глазами. В глазах модели должна быть целая история, которую можно рассказать без слов, а язык телодвижений – либо сдержан, либо, наоборот, открыт зрителю.

Можно выделить 2 типа портретной съемки: студийная и съемка на пленере. Студийная съемка должна безусловно сопровождаться профессиональным оборудованием: зонты, лампы, фон, штатив, вспышки и отражатели – без этих дополнительных принадлежностей сделать качественную фотографию невозможно. Съемка на пленере может сопровождаться просто фотоаппаратом или, при необходимости, штативом и отражателем.

Каждому фотографу, начинающему или опытному, необходимо придерживаться базовых знаний и быть крайне внимательным и решительным при съемке портрета. Приведем несколько рекомендаций, которые помогут достичь успеха в портретной съемке.

Правильно выбранный фон для фотографии должен “работать” на модель. Когда зритель смотрит на фото, его взгляд должен притягивать человек, изображенный на нем, а не предмет интерьера за спиной.

На что сделать акцент?

Портретное фото было бы бессмысленным, если не вспомнить о главной детали в лице человека – о глазах. Глаза – это зеркало души. Даже самую плохо отснятую фотографию могут спасти выразительные глаза модели. Фокусироваться нужно именно на глазах.

Придать снимку настроение помогут эмоции. Они могут быть разными: гнев, печаль, радость, разочарование и т.д. Очень помогает тот факт, когда модель сама по себе эмоциональна и харизматична.

Портретная съемка требует внимательного отношения к освещению. Лучшее время для фото – либо раннее утро, либо вечер. Фотографировать в облачную, пасмурную погоду всегда проще и удобнее. В солнечную погоду свет может “забить кадр” и слепить модель, а это крайне неудобно и занимает большое количество времени в постобработке. Интересными кадры получаются когда фотограф экспериментирует со светом и тенями: на лице отражаются кружева на просвет или линии рыбацкой сетки и т.д.

В кадре не должно быть отвлекающих деталей. Все внимание должно быть направлено на объект портретной съемки. Если то, что фотограф видит в видоискателе его не устраивает, лучше подойти к модели поближе или подыскать более удачный ракурс.

Что ж, вот несколько советов по съемке портретного фото.

1. Детей снимайте на уровне роста ребенка

Достаточно присесть или встать на колено. Во-первых, это очень правильный психологический ход: когда ребенок ростом с Вами, он не чувствует превосходства над ним. В связи с этим он раскрывается и вступает с Вами в дружелюбный контакт. Во-вторых, лучшие фотографии получаются когда фотограф на одной линии со взглядом ребенка.

2. Старайтесь снимать людей в комфортных условиях

Если человеку неудобно в условиях, которые Вы ему создали, он получится на фото скованным и зажатым. Спросите, чего бы он хотел и где ему комфортнее всего находится. Например, если ребенку интереснее играть на улице с мячом, можно заснять именно такие моменты, а не тянуть его со слезами на глазах в фотостудию.

3. Если нет под рукой нужного оборудования

Если портретная съемка производится в квартире, при нехватке света, попробуйте расположить модель около окна, чтобы свет падал на объект съемки под углом.

4. Не бойтесь! Воплощайте самые невообразимые идеи!

Не бойтесь экспериментировать. Если Вы решили сделать фото ребенка – дайте ему краски и он сам выдаст нужный результат. Если это девушка – сделайте интересный боди-арт на лице с применением стразов и камней и т.д.

5. Выбирайте правильные цвета

Цвета должны сочетаться. Черный-белый, голубой-желтый и т.д. При ярких цветах снимайте в приглушенном свете, при светлых и теплых тонах одежды снимайте в освещенных помещениях, на природе.

6. Правильно располагайте людей

Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок. Нельзя располагать моделей лицом к солнцу! Нужно поставить человека к солнцу спиной и подсветить отражателем.

7. К съемкам готовьте реквизит

Если вдруг Вы видите, что прошел ровно час с начала портретной съемки, а модель еще чувствует дискомфорт, предложите ей какой-нибудь реквизит: жвачка, чтобы надували пузыри, цветы, игрушку и т.д. Как показывает практика, с такими предметами проще войти в нужный образ.

Если Вы решили свою работу выложить на просторы интернета и всяческие фотобанки, нужно заранее обговорить этот вопрос с моделью. Это делается для того, чтобы у модели потом не было претензий по поводу размещения ее фотографий без разрешения. Если Вы фотографируете на условиях TFP CD, что в принципе, считается за бесплатно, необходимо заключить договор (релиз модели) на передачу всех прав Вам.

Старайтесь проверять резкость по ресницам. Если увеличить кадр до ресниц – можно просмотреть в фокусе ли снимок. Т.е. если каждая ресничка видна, — значит кадр в фокусе, если ресницы размыты – фокуса нет.

10. Используйте отражатель (рефлектор)

Он Вам пригодится для создания хорошего света. Если Вы выбрали 5 в 1 – у Вас целый ряд преимуществ. По крайней мере, снимать в солнечную погоду будет легче. Белую сторону используйте для яркого света, как в студии; серебряную при маленьком количестве света, чтобы его добавить; золотая сторона подходит для съемок на закате и черная – для создания тени.

11. Снимайте по 2-3 фото подряд

Даже в портретной съемке бывает сложно подловить момент, и проходит доля секунды, прежде чем нужная эмоция попадает в кадр. Так вот, если снимать по несколько кадров подряд, шансы поймать это “мгновение” увеличиваются.

Самое важное в любой съемке – это оставаться собой. “Вариться в собственном соку” и выработать свое видение. Научитесь объяснять клиенту то, что хотите от него увидеть, выбирайте свою модель внимательно, старайтесь привнести в свои фотографии что-то особенное, оттачивайте свое мастерство и тогда Ваши снимки будут “жить”!

Советы по съёмке портретов

Никогда не фотографируйте просто лица. Снимайте эмоции, мысли и внутренний мир человека. Если хотите получить фото для паспорта – снимайте лицо. Но ведь вам нужно совсем не это.
Главный момент при портретной съёмке – правильный свет. Он позволяет фотографу рисовать, расставлять акценты и оттенки, подчеркивать что-то, или наоборот, скрывать недостатки. Свет — замечательный инструмент, которым можно создать настроение. Им можно сделать почти всё, сделать невозможное. Не забывайте об этом.

Фон. Думайте о нем. Он ни в коем случае не должен привлекать к себе внимания больше чем главный объект – модель. Если в вашей фотографии на первый план выйдет фон, фотография станет пейзажем, а не портретом. Именно поэтому при съёмке портрета лучше всего использовать портретный объектив (к примеру, 50 мм) который позволит размыть фон.

И ещё раз. Следите за фоном. Не подумайте, что это шутка. Нет. Ни в коем случае. Хоть фон и «второстепенен», но сам по себе он очень важен. В кадре должна быть гармония между фоном и объектом фотографии. И неважно какой фон. Даже если это однотонная стена в студии. Если сомневаетесь, то попробуйте сделать удачный снимок ребёнка на черном фоне.

Кадрируйте и ещё раз кадрируйте. Ножницы — лучший друг и помощник фотографа. В оптимальном варианте они начинают работать ещё до нажатия на кнопку затвора, отсекая всё лишнее. Все должно быть очень просто – если можно что-то отрезать, не меняя при этом смысла снимка, значит это нужно отрезать.

Попробуйте удивить. Помните, что хороший портрет – это тот портрет, который запомнится своему зрителю на долгое время. Не идите за шаблонами – время симпатичных девушек, с распущенными волосами уже прошло. Не пытайтесь в классическом портрете раскрыть тайны женской души. Попробуйте удивить всех своим творческим подходом к съёмке портрета. Не факт, что у вас всё получится идеально с первого раза, но ваши снимки наверняка выйдут живыми и запоминающимися.

Делайте много кадров. Пользуйтесь режимом серийной съёмки, если есть такая возможность. Из десяти сделанных кадров вам наверняка будет что выбрать. Только модели умеют долго держать правильное выражение лица перед камерой. В случае с обычными людьми мимика и выражение лица меняется ежесекундно, поэтому большое количество сделанных кадров поможет вам выбрать именно тот кадр, за которым вы охотились.

Любите тех, кого вы фотографируете. Ведь каждый фотограф в первую очередь снимает себя, и уже потом окружающий мир. Ваши чувства, которые вы испытывали, нажимая на кнопку затвора, останутся на фотографии. И что это будет, любовь или какое-то другое чувство, решать только вам.

Советы по фотосъемке портретов

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой (meninenuotrauka.lt)

Вы наверняка пытались снять удачный портрет при наличии хорошего фотоаппарата и уверенной в себе модели. Если в результате, на ваш взгляд, не вышло ни одного удачного кадра, значит, вы уже поняли, что портретная фотосъемка – один из самых сложных видов фотографии.

Обычно картина получается еще более мрачная, поскольку не у всех есть хорошая камера, да и роль модели играет подруга или застенчивый клиент, которые при виде фотоаппарата становятся «пластилиновыми» и просят их «лепить».

Знакомо? И не только вам! Советы, которые вы получите в этой статье, помогут решить эту проблему. Фотографии, сделанные с учетом описанных ниже правил, не просто смотрятся лучше – они больше нравятся самим моделям. Важно помнить, что не существует техники портретной фотосъемки, которая подходит всем без исключения моделям. Поза и точка съемки, подходящие одной модели, могут не подойти другой.

Введение

При портретной фотосъемке фотограф должен учитывать пять важнейших составляющих:

  • Фокусное расстояние
  • Свет
  • Композиция
  • Настроение модели
  • Фон

Умение владеть техническими параметрами камеры, такие как выдержка, диафрагма и баланс белого подразумевается по умолчанию.

Фокусное расстояние

Наиболее часто для классических портретов используются объективы с фокусным расстоянием 85 мм. Такие объективы даже называют портретными. Их основное преимущество в том, что они не искажают черты лица модели, а также помогают фотографу держаться «в стороне», что обеспечивает больший психологический комфорт. Хорошо подходят для крупных планов.

В небольших помещениях также принято использовать объективы 50 мм. Такие объективы лучше подходят для съемки средних планов. Для лицевых портретов моделей с крупным лицом лучше выбрать объектив 85 мм.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Широкоугольные объективы 12-24 мм используются для съемки портретов в интерьере. Однако следует помнить, что модель нельзя размещать близко к краю кадра, поскольку такой объектив сильно искажает пропорции тела.

Свет

Освещение — это не только способ сделать фотографию объемной, но и возможность подчеркнуть достоинства, индивидуальность, а также скрыть недостатки модели. Природа наградила нас абсолютно разной внешностью, поэтому каждой модели подойдет конкретная схема освещения. Если вы пока не знаете, как влияет свет на изображение лица модели, взгляните на эту шпаргалку. По ней отчетливо видно, как освещается лицо под тем или иным углом.

Подробно о том, как пользоваться этой шпаргалкой или создать собственную, можно прочитать в этой статье.

В портретной фотографии есть несколько широко используемых вариантов освещения. Их можно смоделировать при помощи обычного света от окна в вашей комнате, без вспышек. Тренироваться в поиске освещения также лучше с естественным светом (или с постоянным светом, например, от ламп), чтобы все изменения были видны еще до съемки.

Один из самых популярных типов освещения — это схема света «Петля». При съемке с таким углом падения света на щеке появляется небольшая тень от носа в форме петли (видна справа от носа):

При этом источник света должен находиться чуть выше уровня глаз модели, и свет должен падать чуть сбоку. Есть еще 5 наиболее распространенных схем освещения, также используемых для портретов, о которых вы, при желании, можете узнать в еще одной статье.

Композиция

Композиция в портрете — понятие очень широкое. К нему относятся и поза модели, и построение кадра. Даже фон и предметы одежды сюда частично входят.

Вот некоторые советы, которые помогут вам сориентироваться в этом важном вопросе:

Правило третей. Чем лучше вы его знаете, тем точнее вы сможете угадать, когда его нарушить. В двух словах: по правилу третей зрительные центры на фотографии располагаются в красных точках, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий:

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

В этих центрах нужно располагать важные объекты. Это могут быть лицо или фигура, либо глаза — если это портрет крупным планом. Кроме того, это могут быть значимые детали интерьера. Справедливости ради надо сказать, что правило третей не является руководством на все случаи жизни.

Центр фотографии: если на фоне есть значимые детали, то портретируемого нужно располагать не по центру фотографии, а слева или справа. Если фон нейтрален, и портретируемый смотрит прямо, то, напротив, его фигуру лучше расположить по центру.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Части тела: При постановке портрета не кадрируйте руки или ноги портретируемого в суставах. Кадрированные конечности смотрятся неэстетично. О других часто совершаемых ошибках при построении позы можно прочитать в статье 12 распространенных ошибок, допускаемых при позировании.

Глаза: Фокус должен быть на глазах. Нехорошо, если резкими останутся уши или волосы модели, а не лицо.

Крупный план: При съемке портрета крупным планом, точка съемки должна быть слегка сверху, чтобы не показывать ноздри – они, как правило, выглядят непривлекательно.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Такой ракурс, к тому же, выгоден для пышных моделей, а также девушек, которые хотят выглядеть на фотографиях немного худее.

Если вам интересно, как можно сделать модель стройнее благодаря средствам позирования и свойствам оптики, почитайте статью 15 способов скрыть лишний вес при фотосъемке.

Не снимайте портрет снизу: Если это лицевой портрет, то нижняя часть лица получится слишком крупной, а если это ростовой портрет, то особо крупными получатся ее бедра, а голова, напротив, слишком маленькой.

Одежда

Для портретной фотосъемки нужно подобрать однотонную одежду либо одежду с неброским рисунком. Следует помнить, что портрет модели, снятой в платье в горошек на пестром фоне, будет выглядеть нелепо. Поэтому важно сочетать одежду модели с фоном. Если на одежде есть значимый рисунок, то фон должен быть как можно более однородным.

Фотография А. Бабичюса и И. Бельчиковой

Многие фотографы рекомендуют темный цвет одежды, поскольку он худит. Черный или темный цвет одежды действительно уместен, если у модель хочет выглядеть стройнее, но если ей наоборот хочется подчеркнуть, какая замечательная у нее фигура, лучше выбрать одежду в светлых тонах и при этом выбрать темный фон, чтобы портрет смотрелся контрастнее.

Большинство любителей и начинающих фотографов не обладает студийным или портативным светом, чтобы хорошо осветить объект съемки, поэтому детали черной или темной одежды и очертания тела теряются в тенях. Учитывайте это при выборе костюма.

Рукава: Еще одна важная рекомендация по подбору одежды для портретной фотосъемки — выбор длины рукава. Даже при небольшом лишнем весе руки на фотографии смотрятся полнее, если выбрана одежда без рукавов. Сделать руки стройнее поможет одежда с длинным рукавом. Если проблема остается, попросите модель слегка раздвинуть руки (например, поставить их на пояс): тогда руки будут смотреться лучше.

Если вам интересно, как подобрать одежду модели и как совместить ее с фоном, об этом подробно рассказывается в еще одной статье.

Позирование

  1. Отличное руководство для начинающих разработал Линн Херрик (Lynn Herrick). Он собрал более 200 наиболее применяемых поз для портретной фотосъемки, которыми можно свободно пользоваться (в том числе, распечатать в качестве шпаргалки). Помните, что не все позы подойдут конкретной модели. Во время съемки также лучше проверить, не допустили ли вы одну из распространенных ошибок, которые описаны в уже упомянутой выше статье.

>>Скачать все позы одним архивом

Некоторые рекомендации по фотосъемке портрета.

В дополнение к ранее сказанному по вопросу фотосъемка портрета , хочу привести несколько советов.

Когда фотографируете человека, то все технические приемы должны быть подчинены одному — подчеркнуть все лучшее в нем и невыделять то, что не хотелось бы показывать. Этому подчинена и поза портретируемого, и освещение, да и настроение снимка — веселое, задумчивое или хмурое.

Где-то я прочитал легенду о том, что к Тамерлану, известному своим крутым нравом, привели художника, чтобы нарисовать портрет. Тамерлан был хромой на одну ногу и один глаз у него был выбит в бою. И вот, чтобы скрыть эти недостатки и быть при этом правдивым, художник поставил хромую ногу Тамерлана на камень ( так было не заметно, что она короче), в руки дал ему лук, как будто он натягивает тетиву и прижмурив поврежденный глаз целится. Художник выполнил задачу и нарисовал портрет правдивый, и в то же время скрывающий недостатки внешности человека.

Также и фотосъемка портрета должна подчеркивать достоинства портретируемого , а не акцентрировать внимание на его недостатках, при этом используется и освещение и композиция:

  • Если у человека лысая голова, как бы она не казалась стильной, не стоит снимать сверху, лучше несколько опустить фотокамеру и приподнять подбородок портретируемого.
  • Фотографируя людей пожилого возраста, у которых под подбородком уже имеется полнота, не следует снимать их с нижней точки, лучше с более высокой и более удаленной.
  • Как уже говорилось, освещение «бабочка» выделяет уши, такое освещение не подходит для женщин, у которых волосы собраны в пучок сзади. Лучше снимать женщин с длинными волосами, закрывающими уши.
  • Если не желательно выделять при съемке уши модели, можно попробовать снять объект в профиль с коротким освещением таким образом, чтобы ближайшее к фотоаппарату ухо оказалось в тени.
  • Фотосъемка портрета с коротким освещением лучше подходит для того, чтобы скрыть какие-либо недостатки с одной стороны лица — шрамы и проч. При этом эти недостатки должны быть на теневой стороне лица.
  • Для того, чтобы скрыть морщины, пятна на лице и проч., лучше снимать с более мягким освещением, например, с освещением «бабочка» . Чтобы визуально уменьшить относительный размер лица, лучше основной свет напрвлять на уровне глаз портретируемого, таким образом, чтобы тени образовывались более короткие.
  • Если портретируемый носит очки нужно следить за тем, чтобы отраженный свет от очков не попадал в объектив, т. е. чтобы не образовывались блики на линзах очков. Даже с фотовспышкой можно снять таким образом, чтобы очки не бликовали. Хотя вспышка находится прямо на фотоаппарате:
  • Выбирайте высоту положения фотокамеры исходя из соображений, какое положение точки съемки более выигрышно. Например, если хотите несколько удлинить нос, заузить подбородок, расширить узкий лоб, уменьшить выдающуюся челюсть, несколько поднимите фотоаппарат и снимайте с повышенной точки.
  • Если у портретируемого длинный и угловатый нос, можно попытаться снять его таким образом, чтобы лицо располагалось прямо напротив камеры и смотрел он в объектив. Но не снимайте с повышенной точки съемки.
  • Старайтесь, чтобы руки не были обрезаны, лучше если в кадр попадают края рук, но с тыльной стороны, ладони менее привлекательны.
  • Иногда фотограф, исходя из своих соображений может не сглаживать морщины на лице, а наоборот усиливать их. Например, при съемке старческого морщинистого лица, чтобы подчеркнуть глубину прожитых лет, фотограф усиливает фактуру кожи. В этом случае он использует боковое освещение, возможно темный фон.
  • Рембрандтовское освещение лучше подходит для фотографирования мужчин.
  • При всем том, фотосъемка портрета — процесс творческий. Фотограф в какой-то мере выступает психологом. Он изучает человека, общается с ним, и когда видит что сиюминутное выражение раскрывает человека, нажимает на спуск. И — о, мгновение, ты прекрасно!
Ссылка на основную публикацию