Советы для портретного освещения | Foto-kadr.ru

Советы для портретного освещения

Советы для портретного освещения

Замечательные портреты не требуют особенных технологий. Фактически, чудеса можно творить используя всего лишь одну вспышку. В должном образом выполненном портрете, с интересным выражением, хорошей композицией и освещением, больше магии и очарования, чем в любом другом типе фотографии.

«tones of the evening sun» от Jason Lavengood

С парой трюков и капелькой знания Вы можете достигнуть профессиональных результатов в фотографии портрета. Я собираюсь показать Вам, как сделать художественные и профессиональные портреты, используя зеркалку со вспышкой, несколько простыней, обычный картон и несколько других недорогих и ненужных вещей. Портретная живопись очень обширная тема и раскрыть её всю в одной статье невозможно, но я расскажу Вам пару трюков с освещением, которые помогут при создании фотографии. В этой статье Вы найдете подсказки и уловки, благодаря которым Вы сможете создавать незабываемые снимки, не затрачивая больших денежных средств.

Профессиональные портретисты используют систему многократных вспышек с четырьмя импульсными лампами. Чтобы получить те же самые результаты с простой вспышкой, необходимо понять, как работают эти импульсные лампы. Это легко, так как каждой лампе соответствует своя функция:

Основное освещение

Эта освещение используется для того, чтобы осветить предмет и определить экспозицию. Главный свет будет исходить со стороны вашей камеры, связанной с ней 32-80 метровым шнуром. Да, как Вы наверно уже знаете, чтобы получить фото с хорошим освещением (не только для портретов), необходимо приобрести внешнюю вспышку. Встроенная лишь сделает изображение плоским и создаст эффект красных глаз.

Расположение освещения вне камеры позволит Вам создавать нужные тени и подчеркивать структуру кожи и особенности лица. Нет никакой возможности проявить свой творческий потенциал, если вспышка закреплена на камере. В некоторых современных камер предусмотрена возможность удаленного управления вспышкой, однако если в вашей камере этого не предусмотрено, то придется приобрести достаточно длинный шнур.

«Music Video III» от Per Janus

Дополнительное освещение

После того, как Вы расположили главную вспышку, используйте дополнительное освещение, чтобы смягчить тени. В принципе у данного вида освещения нет больше специфичных функций. Если говорить о расположении света, то обычно источник данного света устанавливают напротив основной вспышки.

Совет: Вы получите лучшие результаты, если будете использовать дополнительное освещение, но можно воздержаться от покупки второй вспышки. Вам потребуется немного белого картона и смекалки, чтобы отразить свет от главной вспышки под необходимым углом. Если Вы хотите уменьшить тени от главной вспышки еще больше, то оберните картон в алюминиевую фольгу. Отрегулируйте положение отражателя таким образом, чтобы добиться необходимого Вам эффекта. Универсальным инструментом, который всегда можно носить с собой, является сборный отражатель с двумя различными поверхностями для разных эффектов.

Фоновое освещение

Еще один вид освещения используется для того, чтобы осветить фон фотографируемого объекта. Эта вспышка обычно размещается позади объекта и всегда предназначается для фона.Если у вас нет лишних источников света, то можно разместить сзади черную простыню (расстояние необходимо выбрать такое, чтобы не было видно изгибов ткани на картинке).

Если есть возможность, то можно снимать портрет в большой и темной комнате, расположив вашу модель на 4-5 метров от фоновой стены и освещая только предмет фотографирования. Но если Вам подходиттолько яркий фон, а тратиться на дополнительно освещение не хочется, то лучше всего фотографировать при дневном свете. И еще, если вы используете покрашенную стену для фона, то на фотографии стена может выглядеть размытой и грязной.

Краевое освещение

Освещение края (также называемой оправой) используется исключительно для того, чтобы выделить предмет фотографии. Освещение обычно поднимают вверх и немного назад и направляют на волосы, или помещают позади и освещают затылок. Мой совет: забудьте про такое освещение, если хотите делать нормальные снимки. Если Вы расположили главную вспышку правильно, то освещение края не будет иметь сколько-либо заметный эффект. На мой взгляд, вы создадите более выразительный портрет без этого освещения.

Искусство и бизнес фотографии

  • Комментариев нет
  • 34634

Чтобы портрет впечатлял

Cвет является основой фотографии, поэтому при съёмке важно, не только понимать, как он работает, но и уметь им манипулировать, создавая нужное настроение и атмосферу в кадре. В этой статье мы постараемся дать некоторые советы о том, как наиболее эффективно работать со светом при портретной фотосъёмке.

1. Естественный свет

Использование такого освещения может быть очень хорошим вариантом, если вам нужно получить нежные, утончённые и естественные снимки. При съемке в помещении, модель можно расположить у окна, а в качестве основного и единственного источника освещения использовать проникающий в комнату свет с улицы. Количество света можно контролировать с помощью жалюзи или шторы. Или же меняя угол наклона и близость расположения объекта по отношению к окну.

При работе на открытом воздухе, следует внимательно отнестись к выбору времени для съёмки. Избегайте периодов, когда солнце находится высоко в небе. При таком ярком освещении весьма трудно работать. Выбирайте для съёмки утренние и вечерние часы, когда свет от солнца более мягкий и не такой резкий, как в полдень. Это не только облегчит работу, но и позволит избежать сильных контрастов, глубоких теней и потери деталей в лучах яркого света.

При работе с естественным освещением полезно иметь отражатель. С его помощью можно перенаправить некоторую часть света, например, на лицо модели, и подчеркнуть её черты. И не заставлять её смотреть прямо на солнце.

2. Студийный свет

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он падает на объект вашей съёмки. Это открывает целый мир творческих возможностей, которые недоступны при использовании естественного освещения.

Если вы ни разу не снимали с таким освещением, то лучше начать с одного источника света и поэкспериментировать с его размещением по отношению к вашей модели. При этом анализируя, как перемещения влияют на снимки. Здесь нет ничего сложного, так как единый источник света в студии — это почти то же, что и солнце на улице. Но в данном случае у вас есть больше контроля над светом, и это дает больше возможностей для достижения желаемого результата.

3. Угол света

Пользуясь даже одним источником освещения при студийной съёмке, вы можете активно управлять углом и количеством света, направленного на модель. Даже небольшие изменения оказывают существенное влияние на конечный результат, поэтому не стоит делать резких изменений угла: сделайте несколько кадров, настройте свет и снова фотографируйте.

4. Несколько источников света

Как только вы почувствуете, что достаточно легко справляетесь с одним источником света, значит самое время приступить к освоению более сложных световых схем с использованием двух или более световых источников. В этом случае у вас появляется намного больше возможностей, и, хотя существуют стандартные схемы освещения, расположение осветительных приборов в большей степени зависит от вашего воображения. И от, того, какие цели вы преследуете.

5. Тени

Главная задача фотографа-портретиста — это передать при помощи света и тени основные черты, характер и настроение человека в рамках кадра. Это требует немало навыков.

Следите за тем, чтобы в кадре не было слишком много света. На портрете обязательно должны присутствовать различные тени, продиктованные особенностями лица. При переизбытке освещения они могут исчезнуть. В результате вы потеряете глубину снимка.

6. Хорошие тени и плохие тени

При использовании мощных источников света на стенах и потолках могут появиться отбрасываемые тени. Это не обязательно плохо. Например, если вы используете их намеренно, можно привнести в кадр угрюмое и мрачное настроение, добавить мистики или драматизма. Однако, если вы не преследуете подобных целей, то присутствие таких теней на снимке нежелательно. Поэтому во время съёмки не забывайте следить за всеми отбрасываемыми тенями.

7. Зрительный контакт

Зрительный контакт изображенного на снимке человека с аудиторией – это одно из золотых правил портретной фотографии. При этом не обязательно, чтобы модель смотрела прямо в камеру. Ведь при использовании студийного света, а, следовательно, и различных теней, тонов и углов, можно передать нужное настроение даже без прямого взгляда. Конечно же существует множество прекрасных портретов, на которых вообще не видно глаз человека. Но это скорее исключение из правил.

Попробуйте сами

Чтобы придать немного уверенности своим действиям, снимите на пару часов студию, возьмите с собой друга в качестве модели и попробуйте различные варианты освещения, с использованием имеющейся там светотехники.

Это позволит вам применить на практике все вышеизложенные советы и проанализировать результаты вашей работы. А также даст вам возможность определиться, с каким осветительным оборудованием вам предпочтительнее работать.

Съемка портрета — советы по освещению


Сегодня мы хотели бы затронуть такую тему, как съемка портрета и дать некоторые советы по освещению снимаемого объекта.

Прекрасные фотографии не всегда нуждаются в применении особенного оборудования. Практически, создавать шедевры можно воспользовавшись только камерой и вспышкой. С несколькими подходами и крупицей навыков у вас получится добиться безупречного успеха в фотопортрете. Здесь для вас подготовлены шпаргалки и хитрости, с помощью которых вы будете делать превосходные фотографии, не тратя для этого много денег.

Мастера фотопортрета пользуются неоднократными фотовспышками с четырьмя импульсными лампочками. Для того, чтобы у вас был аналогичный снимок с обычной вспышкой, нужно понимать работу этих импульсных лампочек. Это просто потому, что у каждой лампочки есть собственная функция.


Ведущее освещение

Им пользуются для того, чтобы подсветить объект и установить расположение. Основной свет излучается вспышкой, установленной сверху вашей камеры. Но, наверное, вы понимаете, для того чтобы был хороший снимок нужно купить наружную фотовспышку, так как встроенная сделает фото банальным и возникнет впечатление красных глаз.

Положение света за пределами камеры даст вам возможность сделать необходимые тени и выделить текстуру кожи и индивидуальность лица.


Вспомогательное освещение

После расстановки ведущего освещения, воспользуйтесь вспомогательным, для придания мягкости теням. У этого освещения нет каких-либо особенных функций. Этот источник света ставят напротив ведущей вспышки.

Но для получения хороших снимков совсем не обязательно покупать ещё одну вспышку. Можно просто воспользоваться белым картоном и хитростью, чтобы вывести свет от ведущей вспышки на нужный уровень. Если вам нужно меньше теней, то просто обмотайте картон фольгой.


Освещение фона

Эта разновидность света применяется с целью высветить задний план предмета. Её всегда ставят позади предмета. Но, если у вас нет запасного источника света, можно повесить позади черную ткань (на расстоянии, чтобы не просматривались на снимке сгибы на полотне).

Если вы можете делать снимки в большом затемненном помещении, нужно определить положение объекта на расстоянии примерно 5м от задней стены и подсвечивать только сам объект. А если покупать вспомогательное освещение нет желания, а вам нужен светлый фон, тогда будет лучше делать снимки в светлое время суток. Также запомните, что при выборе в качестве фона покрашенной стены, она на фото может смотреться грязной и размазанной.

Рубежное освещение

Подсвечиванием границ пользуются для выделения объекта фотографии. Его обычно направляют вверх и чуточку назад для освещения волос либо затылка. Однако при правильном положении основной фотовспышки вам не потребуется подсвечивать края объекта.

Освещение для портретной фотосъёмки

Какие схемы освещения используются при портретной фотосъёмке? Принципиальной разницы, какие источники света вы выбираете, импульсные или постоянные — нет. Можно снимать хоть при керосинке, это конечно шутка, но в каждой шутке есть доля сами знаете чего.

Итак, можно использовать постановку света примерно таких конфигураций:

№1 — Большой софт-бокс или белый зонт на просвет.

№2 — источник рисующего света (в академической схеме), для других схем — небольшой софт-бокс, отражающий серебряный или золотой зонт, сотовая насадка.

№3 — Сотовая насадка, стандартный рефлектор и небольшой софт-бокс.

№4 — Отражатель, лайт-панель, лайт-диск, в худшем случае — белый лист ватмана или нечто подобное, что можно использовать для заполнения теневых участков, не попавших в зону света.

Кроме этих осветительных приборов вам естественно понадобятся камера и модель.

Первая схема, так называемая «Classic» — самая простая и достаточно распространённая в академическом портретировании:

Порядок ваших действий: Модель сажается на правильно установленый стульчик. Правильно, то есть под углом к оси объектива фотокамеры (например 45 градусов), при этом с лёгким разворотом шеи модель смотрит в объектив. Такая постановка портретируемого человека позволит избежать шаблонного, официозного «привкуса», которым наделены портреты снятые в анфас

Затем устанавливаем рисующий свет. Эта задача не является лёгкой, хотя бы потому что модель нужно заставить «заморозить» положение своего тела, в том числе головы. В процессе установки рисующего света, нужно «нащупать» наиболее подходящую светотень на лице портретируемого. Она может выглядеть как светлый треугольник снизу глаза, тогда как вся половинка лица будет значительно темнее другой половинки. Для этого рисующий свет устанавливается спереди и сбоку от модели, на высоте примерно 2 метра от пола.

После того как мы нашли подходящий светотеневой рисунок лица, осуществляем следующий этап. Полученное грубое разделение света и тени нужно сгладить с помощью заполняющего света, источник которого устанавливается предположительно рядом с камерой, как правило выше её оси. В идеале, после выравнивания обе половинки лица должны отличаться друг от друга интервалом не более 0.5—2 шага экспозиции (или 1/2 ступени — 2 ступеней)

Конечно, возможны и отклонения, но тонкости зависят от конкретных задач и идей которые вы поставили перед собой.

Итак, вы удачно выровняли свет, теперь можно заняться установкой света для фона, а тут можно не прибегать к жёстким рекомендациям. Главное — соблюдать направление света на фон, например на пол позади модели, или сбоку сзади от модели. Можно фоновый свет закрепить и сверху, это как позволит арсенал ваших штативов и подвесов.

Осталось дело за малым — промерить вашу световую схему, в случае если снимаете на плёнку. Если на цифровую камеру, то вы увидите сразу результат вашей фантазии. А вот и некоторые примеры таких работ:

Следующую схему также нельзя назвать непопулярной, так называемая «High key», или «высокий ключ» (светлая тональность):

Здесь всё просто до безобразия. Устанавливаем пару источников света сзади по сторонам от портретируемого, а также основной источник, например большой софт-бокс или белый зонт на просвет, максимально близко к оси камеры, на уровне или выше её. Основное требование для создания портрета в „высоком ключе” — падающий свет на фоне должен примерно на 1-2 ступени экспозиции быть выше, света падающего на модель. И не стоит слишком мудрить с замерами отражённого света от белого и небелого, главное — измеряйте падающий свет. Для этого воспользуйтесь флэшметром или экспонометром с молочным стеклом (если свет не импульсный) и проверьте показатели этих приборов у лица модели и у фона. Полученная разница между ними должна отличаться примерно на 1,5 ступени.

Примеры работ выполненных в «high key»:

Портрет девушки в светлом одеянии

Фото девушки для портфолио

Третья схема, на которой также нужно заострить наше внимание, так называемая «голливудская схема» света:

Она простая в настройке, и достаточно удачная. Для этого мы устанавливаем основной источник света над камерой (если возможности позволяют), либо максимально близко к оси камеры, но чуть-чуть выше. Далее направляем отдельный свет на фон. Рекомендуется попробовать, вам должно понравиться.

Подобную схему часто используют в телевизионной или печатной рекламе косметических средств. Чем хороша такая постановка, так это тем что особых ограничивающих правил нет.

Например, можно подвесить два источника света — один над осью камеры так, чтобы он светил сверху на лицо модели под углом 45 градусов, а другой источник света разместить ниже оси камеры, чтобы он также светил на лицо модели под 45 градусов, но уже снизу. Угол освещения конечно можно варьировать. Очередные примеры из этой темы:

Фото девушки для портфолио

Фото девушки с возвышенной тональностью

Описав используемые схемы, отметим и такие нюансы. Например, нельзя ставить рисующие источники света с обеих сторон от камеры. Оба источника должны быть расположены только по одной стороне от оси камеры — либо справа, либо слева. Иначе вы получите жуткий светотеневой рисунок, вроде двойного носа и прочих атрибутов неграмотной постановки освещения.

Кроме того, нельзя светотеневыми пятнами «рвать» лицо, например подобный эффект может проявиться при неудачной постановке академического света, что чревато появлением неприятных теней вокруг носа и щёк, и светлых пятен на окологубных складках от пролетающего мимо носа света.

фото 2002 © Эдуард Минаев, фото автора

Как снимать портрет ночью: идеи и советы

Своим опытом по созданию эффектных ночных портретов делится Зак Саттон. На протяжении моей карьеры фотографа,…

Своим опытом по созданию эффектных ночных портретов делится Зак Саттон.

На протяжении моей карьеры фотографа, я нередко бывал в достаточно необычных местах в весьма необычные часы ночи — или скорее очень раннего утра. За время моих ночных похождений я не раз безвозмездно терял осветительное оборудование (зонты уносило ветром, ламп опрокидывались вместе со стойками), ломал камеру и даже конечности.

Я многое усвоил о работе в тёмное время суток. Надеюсь, эта статья поможет вам сэкономить время, деньги и нервы, когда вы решите отправиться поснимать ночью.

Оборудование для съёмки ночного портрета

Эта статья будет полезна вам, при условии, что вы используете хотя бы какое-нибудь вне-камерное освещение: внешнюю вспышку, световой блок и т.д.

Помимо этого, вам следует приготовить ваше оборудование для транспортировки. Если вам будет необходимо пройти пару километров для того, чтобы добраться к месту съёмки, надёжно упакуйте осветительное оборудование. Хуже того, чтобы тащить все оборудование на себе — может быть только тащить это оборудование на себе посреди ночи.

Как снимать портрет ночью: Место съёмки

Выбирая место проведения съёмки, учитывайте все возможные факторы, которые могут помешать вам. Помните, что то, что не мешает днем — может стать существенным препятствием ночью. Думаю, мало кто станет спорить, что съёмка в заброшенном складе днём и посреди ночи – совершенно разные вещи.

Чрезвычайно важно убедиться, что на месте съёмок у вас будет источник постоянного света для освещения вашего рабочего места. Вам просто необходим какой-нибудь окружающий свет – будь то уличное освещение, свет неоновых вывесок или свет фар вашего автомобиля.

Еще раз повторюсь, что это очень важно — иначе вы рискуете постоянно спотыкаться и опрокидывать оборудование в кромешной темноте. Конечно, многие современные зеркалки достаточно надежно защищены от неблагоприятных погодных условий и случайных ударов, но я могу гарантировать, что когда дело доходит до противостояния магниевого сплава корпуса камеры и бетона, камера всегда проигрывает.

Кроме того, даже самое слабое постоянное освещение облегчит вашей камере процесс фокусировки. Нет ничего более раздражающего, чем звук привода автофокуса вашей камеры, который изо всех сил мечется туда-сюда, пытаясь сфокусироваться. Скажете, что в таком случае нужно использовать ручную фокусировку – хорошо, попробуйте это сделать, когда вы ничего не видите в видоискателе.

Если на месте съёмки нет легкодоступного постоянного источника света, вам придётся создать его самостоятельно. Одним из решений в этом случае может стать светодиодный фонарик. Он невероятно компактный, лёгкий и недорогой, но даёт много света – так что ни у одного фотографа не найдётся веских причин, против того чтобы иметь его в одном из карманов фоторюкзака.

В крайнем случае в качестве источника света вам придётся использовать подсветку вашего смартфона.

Совет: попросите вашу модель удерживать источник освещения около лица, чтобы у вас было достаточно света для фокусировки. Это позволит вам освободить обе руки для работы с камерой. Когда вы зафиксируете фокус, просто попросите модель убрать свет из кадра.

Ночной портрет: Работа с окружающим освещением

Вы не раз будете стоять перед выбором: работать с окружающим освещением или же блокировать его полностью.

Если вы используете для съёмки систему из нескольких вспышек, то вы можете себе позволить большую степень контроля над освещением сцены: вы можете полностью блокировать окружающее освещение и осветить сцену исключительно вспышками. Обычно это означает наличие вспышек, настроенных для подсветки заднего фона. Это позволяет использовать более короткую выдержку и легко найти оптимальный баланс для экспозиции и объекта съёмки и фона.

Если в плане осветительного оборудования ваши возможности более скромны, то хорошей идеей будет работать с окружающим освещением, а не бороться с ним. Это можно сделать, используя длительную выдержку. Я обычно получаю хорошо проэкспонированное окружающее пространство, используя экспонометр моей камеры.

Проведя замер в естественном освещении, я фиксирую параметры, а затем вношу корректировки в настройки мощности вспышки так, чтобы сбалансировать эти два источника света. Это помогает немного недоэкспонировать фон. Кроме того, это поможет вам в случаях, когда на объект вашей съёмки падает слишком мало окружающего света.

Как снимать портрет ночью: Рабочий процесс

Я пройдусь по простому примеру, который иллюстрирует, как вы можете быстро получить достаточно хорошие снимки, при помощи экспозамера и правильного позиционирования света.

Пробные кадры

Прежде всего проведите замер окружающего освещения в нескольких точках вокруг вашего места съёмки – это позволит вам получить представление о степени рассеивания света.

Вот мой первый кадр, сделанный с настройками камеры, предложенными моим экспонометром. Он, ожидаемо, выглядит слишком тёмным, но всё изменится, как только мы добавим наш основной источник света. А пока мы видим лишь подсвеченные волосы и часть силуэта:

Затем я добавляю мою стробоскопическую вспышку (с установленной на ней портретной тарелкой с сотами), выставив её на 1/4 мощности, чтобы посмотреть, что из этого получится.

Фотография всё ещё слишком тёмная, и правая часть модели не освещена.

В следующем кадре я поднял чувствительность ISO, немного приоткрыл диафрагму и немного увеличил мощность вспышки.

Что ж, результат выглядит уже намного лучше.

Затем я подкорректировал положение моего основного источника света, и придал моей модели более доминирующее положение в кадре.

На этом этапе мы получили неплохую подсветку дыма и выделили его, фоновую подсветку, которая придала сцене глубину, и хорошо сбалансированную экспозицию на лице нашей модели. На всё про всё, включая установку оборудования, у меня ушло 15 минут.

Это снимок установки, использованной для вышеописанной съёмки. Конечно, окружающего света немного не хватает, но вы можете видеть и штатив, где находилась моя камера и всё осветительное оборудование. Снимая ночью, мне нравится использовать портретную тарелку с сотами, поскольку она даёт свет именно там, где вы хотите.

Если вы будете использовать для ночной съёмки портретную тарелку без сот, то отснятые сцены могут выглядеть слишком неестественно из-за чрезмерного освещения.

На фото вы также можете увидеть striplight. Я не использовал его при съёмке, но разместил на случай, если света от портретной тарелки будет недостаточно.

Постобработка

Ниже вы можете увидеть финальную версию фотографии, после того как я её обработал.

Всё что я сделал в процессе редактирования: удалил некоторые отвлекающие детали фона, обесцветил, осветлил/затемнил области изображения и увеличил резкость. Всё очень легко и просто.

Еще примеры снимков

Вот еще несколько примеров ночных портретов из моего архива.

Парень с сигарой

В этом примере вы можете видеть, что я осветил модель сверху жестким светом, имитируя уличное освещение.

Вы можете заметить, что я использовал высокие значение ISO(800 или около того), чтобы быть уверенным, что фон будет видимым хотя бы немного. Конечно, у меня была возможность использовать длинную выдержку с более низким ISO, но в таком случае дым на фото получился бы размытым.

При короткой выдержке и высоких значениях ISO гораздо проще получить хороший и четкий дым, каким он вышел на конечном изображении. Я не снимал на полностью открытой диафрагме, поскольку хотел получить фокус на всей внешности модели. В то же время я не слишком прикрывал диафрагму, чтобы получить достаточно мягкий и размытый фон.

Для этой фотографии я выбрал тёплую палитру, чтобы усилить иллюзию того, что фото сделано в свете реальных уличных фонарей с вольфрамовыми лампами. Это, конечно же, исключительно моя фантазия, потому что в уличные фонари, в большинстве случаев, не устанавливают лампы с вольфрамовой нитью. Лампы уличных фонарей, чаще всего, наполнены парами натрия, которые, как правило, дают зеленоватый свет.

Девушка в уличном свете

Для этого снимка модель была освещена октабоксами, расположенными над и позади камеры. Девушка была сфотографирована на достаточно хорошо освещенной улице, из-за чего на фото видны крупные боке от снежинок и уличных огней. Кадр, как и предыдущий, был снят на высоком ISO, но с достаточно широкой диафрагмой f/2.8.

Я постарался сохранить естественные цвета переднего плана. Фотография выдержана в фэшн-стиле, поэтому я хотел чтобы цвета выглядели на изображении так же, как они выглядят в реальной жизни. В каталогах вы, практически, не найдёте ни одной фотографии, тонированной в сепия-стиле, поскольку люди хотят видеть какого цвета одежда на самом деле.

Будьте полуночником

Надеюсь, всё описанное выше дало вам представление о том, как я работаю и как мыслю, снимая ночью.

Помните о необходимости заранее спланировать расположение вашего оборудования вокруг места съёмки и закинуть в рюкзак фонарик.

Первое и основное, что вы должны решить – что вы будете делать с окружающим светом. Всё решение, вы должны сделать то, что вы собираетесь делать с окружающим освещением. После этого всё остальное зависит от вашей фантазии!

Что ж, пришёл ваш черёд сделать отличные ночные фотографии.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Схемы освещения, которые необходимо знать каждому фотографу

Для того, чтобы создавать классические портреты разного стиля и характера, фотографу необходимо знать основные схемы освещения. В съемке классического портрета применяются четыре основные схемы:
— раздельный свет;
— свет Рембрандта;
— свет «Петля»;
— свет «Бабочка».

И еще дополнительно со схемами освещения применяются два приема освещения: световой и теневой полуобороты.

Рассмотрим каждую схему и прием освещения более подробно:

1. Раздельный свет. Этот свет разделяет лицо человека на две половины: одна будет хорошо освещена, другая же – будет располагаться в тени. Эта световая схема применяется, в основном, для мужских портретов, поскольку она подчеркивает «характер» портрета.

Схема раздельного света выстраивается следующим способом: с правой или с левой стороны от лица нужно разместить источник света, который будет находиться на 90 градусов от фотокамеры. Свет должен падать с боковой стороны, а на части лица, находящейся в тени, световое отражение может быть только в зрачке.

2. Свет Рембрандта. Эта схема получила свое название в честь известного художника Рембрандта, использовавшего это освещение для своих художественных работ. При таком освещении тень от щеки и носа совпадают, и образуют небольшое треугольное отражение света на щеке. Такое освещение используется для более яркого выражения эмоций на портретах. Схема сделана правильно, если в обоих глазах снимаемого человека отражаются световые блики.

Для освещения Рембрандта нужно поместить источник света над головой, а тень (падающая от носа) должна быть при этом на щеке. Это освещение подойдет только для съемки людей с выразительными скулами.

3. Свет «Петля». При этом освещении на одной из щек появляется маленькая тень от носа, которая направляется вниз и не соприкасается с тенью от щеки. «Петля» является одной из наиболее популярных схем, т.к. она легко расставляется и подходит для съемки людей разного типа. Для расстановки такой схемы нужно свет поставить на 30-45 градусов по отношению к фотокамере и поднять выше уровня глаз.

4. Свет «Бабочка». Такое название схема получила из-за того, что у фотографируемого человека под носом во время съемки образуется тень, напоминающая бабочку. Схему «Бабочка» часто применяют для гламурных съемок и создания теней под подбородком и скулами. Используется она для моделей в среднем и преклонном возрасте, поскольку за счет освещения морщины становятся менее заметными.

Схема света «Бабочка» выстраивается следующим образом: свет необходимо поставить позади камеры и приподнять его выше уровня глаз. Еще, чтобы больше усилить эффект, можно применять отражатель (лайт-диск).

5. Световой полуоборот. Это уже не схема, а тип освещения, который, наряду с теневым полуоборотом, используется для моделирования рассмотренных выше схем.

Световой полуоборот позволяет осветить большую часть лица, а меньшая его часть находится в тени, т.к. получается небольшой разворот лица от камеры. При таком свете лицо визуально кажется шире, поэтому этот тип освещения часто используют для фотографий людей с худощавым лицом. Используется для портретных снимков в «высоком ключе».

6. Теневой полуоборот. Это тип освещения, при применении которого большая часть лица модели, направленная на фотокамеру, располагается в тени. И даже не смотря на это, фотография все равно кажется объемной. Такой тип освещения часто применяют для фотографий в «низком ключе».

Типы освещения при съемке портрета

Целые книги были написаны о портретном освещении, но я посвящаю ему только часть главы, так что я собираюсь познакомить вас лишь с основными техниками привлекательного освещения людей. Как только вы овладеете этими основами, вы будете находить все новые способы их дополнения по мере приобретения опыта. Ваша первая задача заключается в изучении различных типов освещения с помощью многочисленных источников света. Этот раздел предоставляет краткое введение в техники освещения (смотрите рисунок 7.6 для ознакомления со схемой типичной настройки освещения портрета). Далее в этой главе будут приведены некоторые дополнительные методики настройки освещения портретов.


Это упрощенная схема типовой постройки освещения портрета

Вам не нужно использовать все источники освещения, которые я описываю в этом разделе, но хорошо бы знать о них и о том, как они используются. Запомните: эти отдельные источники освещения не обязательно должны быть устройствами вспышки или лампами. Например, вы можете использовать рефлектор, размещенный у камеры, чтобы направить свет в теневые места в качестве альтернативы заполняющего освещения.

Основной источник света

Основной, или ключевой, источник света — это первичный источник света, используемый для освещения портрета. Он может быть на самом деле единственным светом, который вы используете, или вы можете дополнить его другими источниками освещения. Основной источник света чаще всего устанавливается напротив объекта и с одной стороны от фотоаппарата. Некоторые виды освещения требуют, чтобы основной свет устанавливался сравнительно высоко, выше уровня глаз объекта или более низко, на уровне глаз. Вы обычно не захотите помещать основной свет ниже, чем на данном уровне.
Размещенный с одной стороны, основной источник света становится боковым светом, который освещает одну сторону, или профиль, объекта, который освещается светом. Размещенный за объектом, основной источник света может создать эффект силуэта, если не используется никаких других источников освещения, или эффект подсветки, если используется дополнительное освещение, освещающее предмет с передней стороны. Я кратко опишу здесь, как создавать эффекты освещения с помощью основного источника света.

Заполняющее освещение

Заполняющее освещение является обычно вторым наиболее мощным источником света, используемым для освещения портрета. Заполняющее освещение осветляет тени, оставляемые основным светом. Отношение между основным и заполняющим освещением частично определяет контрастность сцены. Если основное и заполняющее освещение практически одинаковы, изображение будет иметь относительно низкую контрастность. Если основной источник света более мощный, чем источник заполняющего освещения, тени будут более темными, и изображение будет иметь более высокий контраст.
Заполняющее освещение чаще всего устанавливается около фотоаппарата, так что оно заполняет тени, создаваемые основным источником света, которые фотоаппарат видит.

Совет.
В справочниках по освещению вы часто увидите ссылки на коэффициенты освещения, которые сравнивают относительную интенсивность основного света с интенсивностью заполняющего света. Профессиональные фотографы могут вычислить эти коэффициенты с помощью устройства под названием измеритель вспышки, который является измерителем света, измеряющим краткое освещение, распространяемое устройством вспышки. Цель этого измерения заключается не в вычислении коэффициента для некоторой тайной цели, а в том, чтобы увидеть, дополняют ли основное и заполняющее освещение друг друга желаемым способом для создания высококонтрастного или низкоконтрастного изображения. Если вы используете лампы накаливания или вспышку с моделирующими лампами, вы можете оценить отношение визуально.

Освещение фона

Лампа, освещающая фон, является другим широко распространенным источт ком света, используемым в портретах. Эта лампа используется для определени степени контраста между объектом и фоном, а также может создавать интерес ные эффекты освещения фона. Вы можете даже поворачивать освещение фон на обратную сторону объекта для создания ореола или эффекта подсветки.

Освещение волос

Освещение волос обычно представляет собой небольшое освещение, направленное на волосы объекта для обеспечения привлекательного подчеркивания сил) эта объекта. Часто, чтобы удержать освещение волос от падения вниз на лицо объекта, используется тубус или шторка осветительного прибора. Освещение волос должно тщательно контролироваться, так чтобы оно не формировало передержанный участок на голове объекта.

Техники освещения

Хотя я опишу здесь каждую из наиболее распространенных техник освещения вы захотите настроить некоторые виды освещения самостоятельно и увидеть, как они работают. Позже в этой главе я предоставлю схему, которая показывает, как достигнуть определенного эффекта.

Короткое освещение

Короткое освещение, также называемое узким освещением, создается, когда основной источник света освещает лицо, отвернувшееся от фотоаппарата, как показано на рисунке 7.7. Это очень распространенная техника, которая может использоваться при съемке мужчин, женщин и детей.


При коротком освещении свет основного источника, направленный прямо из местоположения фотокамеры, освещает одну сторону лица

Этот тип освещения подчеркивает контуры лица, так что это отличная техника акцентирования «интересных» лиц. Она также делает лица более узкими, так что люди с пухлыми или круглыми лицами будут смотреться лучше при коротком освещении. Используйте слабое заполняющее освещение для мужчин, чтобы создать мужественный вид.

Широкое освещение

Широкое освещение противоположно короткому освещению. Основной свет освещает сторону лица, которая повернута по отношению к камере. Оно уменьшает акцент на текстуре лица (подросткам может понравиться этот эффект) и делает шире узкие или тонкие лица. На рисунке 7.8 показан тот же объект, что изображен на рисунке 7.7, но с широким освещением вместо короткого.


Широкое освещение расширяет узкие или тонкие лица, подчеркивая сторону лица, повернутую к фотоаппарату

Освещение «бабочка»

Освещение «бабочка» является одним из оригинальных эффектов освещения, подчеркивающих привлекательность объекта. Основной свет устанавливается непосредственно напротив лица выше уровня глаз и бросает тень ниже уровня носа. Это великолепная техника освещения, используемая при съемке женщин. Освещение «бабочка» подчеркивает уши, что делает его неподходящим для мужчин и женщин, чья прическа представляет собой волосы, стянутые сзади и открывающие уши. На рисунке 7.9 показан портрет с базовой техникой освещения «бабочка» слева и конечный результат с добавлением небольшой диффузии справа. Обратите внимание, что уши не были проблемой на этом портрете, поскольку они спрятаны за волосами модели.

Рембрандтовское освещение

Рембрандтовское освещение является другой льстивой техникой освещения, ко торая больше подходит для мужчин. Основной свет устанавливается высоко и освещает сторону лица, которая отвернута от фотоаппарата. Сторона лица, по вернутая к камере, будет частично в тени; обычно под глазом, ближайшим к камере, будет затемнена приблизительно треугольная область, как показано на рисунке 7.10.


Освещение «бабочка» было одним из первых эффектов освещения, повышающих привлекательность объекта


Рембрандтовское освещение придает портрету сходство с работами старых мастеров

Боковое освещение

Боковое освещение освещает только одну сторону лица и хорошо для фотографирования профилей. Вы также можете получить впечатляющие фотографии половины лица, если ваш объект освещается с одной стороны, но повернут лицом к камере. Количество заполняющего света определяет, насколько драматичен этот эффект. Для рисунка 7.11 я не использовал никакого заполняющего освещения или освещения фона совсем, создавая этот профиль.


Боковое освещение можем создать впечапгпяющие фотографии профилей

Подсветка

При фотографировании с подсветкой наибольшее освещение направлено на фон за объектом и на самом деле не столько освещает объект, сколько очерчивает его края. Используйте дополнительное заполняющее освещение для подчеркивания деталей переднего плана. Для рисунка 7.12 я сделал портрет девушки, установив лампу за ее головой. Существующее комнатное освещение было достаточным, чтобы осветить ее лицо. Камера была установлена на штативе для сравнительно длительной экспозиции длиной 1/2 секунды.


Подсветка помогает очертить края объекта портрета

Ссылка на основную публикацию