Сюжет один - но он все новый | Foto-kadr.ru

Сюжет один — но он все новый

Сюжет один — но он все новый

Пейзаж – это некое таинство. Он есть — и его нет. Подобно миражу. Для того, чтобы снять чудесный пейзаж, не всегда даже нужен изначально красивый ландшафт, достаточно красивого состояния. В этом я убеждался много раз. Очень многих пейзажистов тянет на съёмку в новые места, и чем дальше, тем лучше. Это вполне объяснимо. Природа человека такова, что его всё время тянет к новому, неизведанному. А где его искать? Ну, уж конечно не рядом с домом, а где-нибудь в труднодоступных местах. Признаться честно, я и сам такой. Люблю поснимать в новых местах, так проще найти что-то новенькое для себя. На планете очень много прекрасных мест и, конечно, хочется увидеть и снять это всё самому, но в таком случае надо быть Господом, или, как минимум, – богатым американцем. Поэтому стоит спуститься на землю, на свою землю, и — прислушаться, приглядеться, подождать. Может и здесь найдётся, что-нибудь новенькое.

Если попробовать определить разницу между этими двумя подходами, то получается любопытный вывод. Когда фотограф разъезжает в поисках пейзажей по странам или даже по одной стране, а она у нас немаленькая, то он развивает свой творческий потенциал вширь, можно сказать, – расширяет кругозор. Когда же — в пределах нескольких легко досягаемых районов, то его творческий потенциал развивается вглубь.

На одном месте можно снять большое количество очень разнообразных пейзажей, но я хочу ещё больше сузить круг, утверждая, что даже один и тот же сюжет может нести совершенно разный настрой и являть новые образы. Так что если следить за жизнью этого сюжета природы почаще, то у вас будут шансы увидеть чудо и прикоснуться к прекрасному. К сожалению, даже самые доступные места (по разным причинам) оказываются доступны нам не всегда, когда хотелось бы. А это значит, что многие чудеса проходят без нас, что, в свою очередь, накапливает в нас несбывшиеся мечты о чуде. Кстати, очень многое снять не удаётся, хотя удаётся увидеть, и это тоже вносит свой вклад в копилку нереализованных чудес. Естественно возникает вопрос, о каких чудесах я тут говорю. О тех, которые творит световоздушная среда. Ведь в типичный летний, солнечный день даже самый красивый ландшафт будет скучным, так как в природе ничего не происходит, а освещение плоское. Иногда, правда, даже в такой ситуации можно сделать достойную картинку, если снимать не сам скучный ландшафт, а, скажем, квинтэссенцию солнечного дня. Другое дело, если поднялся ветер, или пошёл дождь либо снег, или поплыл утренний или вечерний туман и так далее, — всего не перечтёшь. Тогда ландшафт может измениться до неузнаваемости, а ведь это всё так быстротечно, и, если вы успели построить выразительную композицию и правильно снять, то этот миг кому-то покажется моментом истины или сказкой. Разве это не чудо? А ведь кто-то подумает, что там так прекрасно, что работы фотографа здесь вообще нет. Он же просто пришёл и нажал на кнопку. Забудут при этом что то, что они видят, было всего пару минут, а то и пару секунд. Да, по большому счёту, этого и не было. Ведь это выборка фотографа из пространства и времени с последующим преобразованием выбранными техническими средствами.

Сюжет, который я представляю в этой статье, я снимаю уже седьмой год, правда не так часто, как хотелось бы. Тем не менее, даже то, что имеется, многовато для одной статьи, поэтому покажу выборочно.

Ветер на закате. Апрель.

Восход перед дождём.

В предоставленных выше вариантах одного сюжета хорошо видно, что, не смотря на то, что он один и тот же, то есть камера стояла приблизительно на одном месте и смотрела в одном направлении, композиции всё же разные и образы тоже. А теперь представьте, сколько их ещё может быть. Есть чего ждать. Хотя, признаюсь, были моменты, когда казалось, что ждать особо и нечего и надо искать новые места для совершенно других фотографий, тем более, что я снимаю в большей мере для календарей, а там тонкостей не видят, и уж тем более не в состоянии отличить шедевр от проходящей картинки. Главное для заказчика — чтобы было красиво, сочно и жизнерадостно. Если ориентироваться на потребителя, то легко превращаешься в ремесленника – а это совсем не интересно. Для того, чтобы творить, нужно чувствовать, что предлагает природа, предвидеть, по возможности, её перемены, и улавливать, чем это всё отзовётся в собственной душе, а не носиться по разным областям и странам. Достаточно пристреляться на паре десятков местечек, и этого хватит на всю жизнь. Да ведь и места эти не остаются одинаковыми. Какие-то деревья выросли и закрыли красивый вид, или наоборот создали его. Какие-то спилили мужики, которым невдомёк, что они испортили пейзаж. Где-то “Электросети” провели линию электропередач, навсегда перечеркнув ландшафт, а где-то дорога заросла так, что не захочешь марать машину, чтобы добраться до точки съёмки. Какой-нибудь невзрачный лужок вдруг зарастает, как ковром, ромашками — и больше это не повторится. Вот и получается, что на старых точках всегда много нового, даже визуально. Всё не отследишь.

На мой взгляд, наблюдать и проникать с помощью фотографии в жизнь хорошо знакомых нам мест важнее для духовного развития художника, чем поиск экзотических пейзажей. Это я проверял неоднократно на собственной шкуре. Конечно, интересно почувствовать и запечатлеть особенности неизведанной для нас природы, — но это случайные вылазки, что застанешь — то твоё. Лично мне этого всегда мало, да и родное — пробуждает поэзию! А чужое, в основном, – интерес.

Переходящая дочь

Обаятельная, но неуклюжая французская семейная трагикомедия об отце и дочери, к которым внезапно возвращается давно пропавшая мать девочки

Беззаботный французский ловелас Сэм (Омар Си) получает неожиданный «подарок». Кристин (Клеманс Поэзи), с которой у него годом ранее был короткий курортный роман, привозит ему младенца и заявляет, что это его дочь Глория. После этого Кристин исчезает. Сэм не жаждет заботиться о маленьком ребенке, и он пытается разыскать Кристин, чтобы вернуть ей девочку. Однако вскоре он привязывается к Глории и начинает искренне о ней заботиться. Поиски приводят Сэма в Лондон, и он остается там жить и работать каскадером. Проходят годы. Глория вырастает в очаровательную школьницу, обожающую отца и скучающую по матери. Внезапно Кристин возвращается в жизнь дочери и объявляет, что душевные и житейские проблемы, из-за которых она отказалась от ребенка, остались в прошлом и что теперь она хочет получить опеку над девочкой и наверстать упущенное.

Кадр из фильма «2+1»

Рецензию на новую французскую семейную трагикомедию стоит начать с того, что «2+1» – это довольно близкий к оригиналу ремейк мексиканской ленты 2013 года «Инструкции не прилагаются», одной из самых коммерчески успешных картин в истории Мексики. Если бы французы сняли ремейк голливудской постановки, на этом можно было бы рецензию завершить. Зачем смотреть точный ремейк, если есть достойный оригинал? Но мексиканское кино в мире и в России известно куда хуже, чем голливудские ленты. Кроме того, французский комик Омар Си заметно обаятельнее, чем Эухенио Дербес, исполнивший главную роль в «Инструкциях», а юмор «2+1» менее натужно-фарсовый, чем юмор центральноамериканского оригинала. Так что, хотя мексиканская лента выходила в российский прокат и издавалась у нас на видео, игнорировать из-за этого французский ремейк было бы неумно.

Кадр из фильма «2+1»

Другое дело, что приглашение на главную роль темнокожего актера разрушило один из ключевых визуальных мотивов «Инструкций». Герой Дербеса заботится о белокурой малышке, которая куда больше похожа на мать-американку, чем на отца-мексиканца. Поэтому, когда мать возвращается в жизнь дочери, герою даже самому себе приходится доказывать, что он более подходящий родитель, чем блудная мамаша. Ведь мать и дочь так гармонично смотрятся вместе! Сэм же растит миленькую мулатку, которая хоть и светлее его, но все же куда более «черная», чем «белая». Поэтому белая, да еще и блондинистая Кристин визуально воспринимается как чужеродный элемент, а не как родитель, которого все эти годы недоставало.

Кадр из фильма «2+1»

Кроме того, между американцами и мексиканцами пролегает колоссальная социальная пропасть, а между европейцами ее нет. Так что у Сэма нет никаких оснований считать, что Кристин лучше позаботится о дочери просто потому, что у нее кожа и паспорт другого оттенка. Это слишком упрощает сентиментальные пертурбации, которые образуют суть постановки. Ведь, несмотря на обилие шуток и гэгов (в частности, фильм выжимает много юмора из того, что Сэм так и не выучил английский язык и что он пользуется дочерью как переводчиком), «2+1» ближе к семейным драмам, чем к семейным комедиям, и к концу постановки зрители должны прослезиться, а не надорвать животики.

Кадр из фильма «2+1»

Не став воспроизводить социальные нюансы «Инструкций», «2+1» сохранила мексиканский сюжет с «мексиканскими» сюжетными поворотами в духе «мыльных опер». При этом французская лента, как и оригинал 2013 года, заигралась в сюжетные тайны. Невозможно представить, что главный герой, который хоть и ведет себя эксцентрично, но всем сердцем любит дочь и думает только об ее благе, будет хранить в почти полной тайне то, что в кульминации фильма становится главным сюжетным откровением. Если Сэм не поведал эту тайну ни учителям дочери, ни Кристин, ни адвокату и судье во время разбирательства о судьбе малышки, то он просто мерзавец. Можно обосновать, почему Глория не должна знать правду, но все взрослые люди в ее жизни должны быть в курсе происходящего, и двух мнений тут быть не может. По крайней мере, «Инструкции» могут спрятаться за национальную «мыльную» традицию, отвергающую психологический реализм. А что «2+1» может сказать в свое оправдание, кроме «Мы не виноваты, мы списали у мексиканцев!»?

Кадр из фильма «2+1»

Также приходится отметить, что, хоть юмор «2+1» не такой клоунско-ребячливый, как в мексиканской картине, он все равно порой довольно неуклюжий и плохо сочетающийся с мрачноватым сюжетом ленты. Если бы режиссер Хьюго Желен вырезал на монтаже некоторые особенно убогие и ненужные попытки хохмить, то картина получилась бы цельнее и собраннее.

Вышеперечисленные проблемы приводят к тому, что когда лента забывает о юморе и уходит в сентиментальный пафос, ради которого она, собственно, снята, эмоциональный удар получается куда слабее, чем он мог бы быть, если бы картина была поставлена и разыграна как по нотам, без отвлекающих несуразностей. К счастью, обаяние актеров, которое критично для подобных постановок, удерживает фильм на плаву, а с моралью картины о том, как важно каждое проведенное с ребенком мгновение, невозможно не согласиться.

7 универсальных сюжетов

Подписывайтесь на наш анимационный YouTube канал про сторителлинг и видеомаркетинг.

Построение сюжета — сложная задача даже для опытных сценаристов. Кажется, что вариантов бесконечное количество. А что, если в основе всех историй лежит только 7 универсальных сюжетов? Если найденный однажды правильный сюжет, может раз за разом увлекать ваших зрителей?

В книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» («Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории») Кристофер Букер объясняет, как наши самые любимые истории складываются только из 7 типов сюжетов. Он исследует длинную череду теорий, которые пытались объяснить — почему сторителлинг является таким универсальным и мощным средством коммуникации.

Здесь, я опишу для вас эти основные 7 типов сюжетов. Конечно это не универсальный список, но попробуйте вспомнить о книге, фильме или пьесе, которые не соответствуют одному из этих сюжетов.

Преодоление монстра

Что общего между фильмами Беовульф и Звездные войны: новая надежда? В обоих случаях, сюжет строится на борьбе главного героя с сильным злодеем или злой силой, которая угрожаем ему или его дому.

Часто кажется, что все обстоятельства против героев, и их шансы на победу не велики, но их смелость и находчивость помогают преодолеть все трудности и одержать победу.

См.: Давид и Голиаф, Звездные войны: новая надежда, Аватар.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о следовании к цели, несмотря на все трудности встречающиеся на пути.
  • Обсуждение жизненных уроков, чему учит преодоление препятствий.
  • Демонстрация того, как вы, ваша команда или компания стали сильнее благодаря преодолению трудностей.

Из грязи в князи

Герой — скромный, возможно униженный, вдруг получает желаемое; деньги, власть, любовь, но вскоре вынужден расстаться с тем, что приобрёл, чтобы обрести снова, но уже через преодоление трудностей, в борьбе за своё счастье.

Обычно герой «откусывает больше, чем может съесть», не справляется со своим успехом, т.к. не готов ещё к нему. Он должен вырасти как личность и добиться желаемого сам.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о важности учиться на своих ошибках и приобретать счастье через преодоление трудностей.
  • Обсуждение умения рисковать и принимать неудачи.
  • Демонстрация того, как герой заслужил свой успех.

Путешествие и возвращение

Главный герой попадает в незнакомое место, встречается с новыми персонажами и преодолевает трудности, пытаясь вернуться домой. Приобретённые в этом путешествии друзья и накопленная, благодаря преодолению препятствий — мудрость, позволяют ему найти путь домой.

Этот сюжет распространён в детской литературе, довольно часто можно увидеть рассказ, о том, как герой попадает в сказочную страну и путешествует по ней, участвуя в различных приключениях.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о пользе открытости новому опыту.
  • Рассказ, о том, чему герой научился в своём путешествии, как изменился.
  • Демонстрация силы дружбы.

Приключение (Квест)

Герой отправляется на поиски конкретного приза, подвергаясь на своём пути различным искушениям и испытаниям. Чтобы достичь цели, он должен будет преодолеть все свои недостатки, возможно ему придётся столкнуться со своими страхами и прошлым.

Герой, чаще всего, сопровождается группой друзей, которые дополняют его своими навыками, поддерживают на пути и помогают достичь цели.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о важности придерживаться своих убеждений.
  • Если нужно показать как, стараясь преуспеть, герой эмоционально растет.
  • Демонстация силы командной работы.

Комедия

Комедия — это беззаботная история, в центре которой часто бывает некая путаница, недопонимание, которые приводят к конфликту, но в конце все благополучно разрешается и возвращается на свои места.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о начале трудностей партнёрских отношений — романтических, дружеских или деловых.
  • Обсуждение того, какой опыт получил ваш герой в сложившейся сложной ситуации.
  • Демонстрация того, как обе стороны начинают принимать и поддерживать друг друга.

Трагедия

Главным героем выступает негативная или неприятная личность, часто злодей и нам рассказывается история его падения.

Иногда злодей начинает каяться, обычно к концу истории, но часто для него бывает слишком поздно. И он, в любом случае, погибает или оказывается побежденным. Падение отрицательного героя позволяет положительным участникам истории процветать.

См.: Дориан Грей, Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит, Лицо со шрамом.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Использование сильного, принципиального характера для освещения проблем в обществе.
  • Сопоставление своих собственных принципов с принципами отрицательного персонажа.
  • Демонстрация того, как не нужно поступать, мы можем учиться на ошибках отрицательного героя.

Перерождение

Главный герой — отрицательный персонаж, который, по ходу истории, осознаёт свои ошибки и искупает их.

Обычно, в сюжете появляется персонаж, который помогает отрицательному герою совершить переход к перерождению (возрождению) своей личности. Часто, таким побудительным фактором выступает любовный интерес героя к одному из персонажей или появление ребенка и привязанности героя к нему. Их задача показать герою его извращенное мировоззрение и открыть ему глаза на истинную суть вещей.

Такой сюжет хорош в следующих случаях:

  • Рассказ о поучительном опыте.
  • Когда нужно показать важность наличия поддержки со стороны близких.
  • Демонстрация того, что каждый человек может измениться к лучшему.

Недостаточно мрачный?

Все эти типы сюжетов имеют аналоги, в которых счастливый конец изменяется и история заканчивается мрачно. Исключение из этого — трагедия, концовка которой, по умолчанию, не подразумевается счастливой.

Конечно эти типы сюжетов, не истина в последней инстанции. Если у вас есть идея, которая не соответствует этим типам сюжетов, или же сочетает несколько из них — здорово! Но, надеюсь, это краткое руководство помогло вам выбрать тип сюжета, который лучше всего сможет раскрыть ваш замысел и донести ваше сообщение.

Делитесь этой статьёй с друзьями в социальных сетях!

Перевод — студии видеодизайна «Тут инфографика»
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях facebook, Instagram, Telegram

Сюжет один — но он все новый

Замечательный пост нашел у Олега Кодола, чем сразу захотел поделиться.

Борхес видел четыре основных сюжета литературы.
Современные исследователи — шесть.
Букер — семь.
Воннегут насчитал восемь.
Сборище литераторов на «Литкульте» узрело двенадцать.
Отличился Польти — он перечислил тридцать шесть.

А теперь — подробнее!

Четыре сюжета Борхеса

«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.» — замечает Хорхе Луис Борхес. Эти истории такие: первая – об укреплённом городе, вторая – о возвращении, третья о поиске и четвёртая – о самоубийстве Бога. Классические примеры этих историй, которые приводит сам Борхес: Илиада и Одиссея Гомера, путешествие Ясона, распятие Иисуса и самопожертвование Одина.

Однако количество этих историй можно свести всего к двум, которые мы будем пересказывать в том или ином виде. А именно: это истории про Женщину и Мужчину и про Мужчину и его Путь. Тоесть, истории в которых события вращаются вокруг женщины или женщин, и истории в которых обходится без этого. История об укреплённом городе началась с нескольких женщин и одного мужчины. История о возвращении – закончилась возвращением к женщине. Истории о поиске редко обходились без женщин. Были они и в истории о Ясоне. И только история с распятием не завязана на женщинах. Из всего этого истории где всё крутится вокруг женщин мы пересказываем больше всего. А на историях о самопожертвовании так никто и не учится.

Главных литературных сюжетов оказалось всего шесть — современные исследователи!

Команда ученых из США и Австралии проанализировала изменение эмоциональной окраски в текстах популярных литературных произведений и нашла в них несколько общих типов сюжетов. Среди них шесть оказались наиболее популярными: «из грязи в князи», «трагедия», «падение и взлет», «Икар», «Золушка» и «Эдип».

Версия Букера: 7 основных сюжетов мировой литературы

«1. Из грязи в князи: история обыкновенного человека, который открывает в себе что-то необыкновенное.
Примеры: Золушка, Давид Копперфильд, Джейн Эйр. Из фильмов: Золотая лихорадка, Моя прекрасная леди.

2. Приключение(quest): полное трудностей путешествие в поисках труднодостижимой далекой цели. Примеры: Одиссея, миф про аргонавтов, Копи царя Соломона, Вокруг света за 80 дней

3. Туда и обратно: какое-то событие вырывает героя/героиню из привычной среды. Сюжет — их попытки вернуться домой. (Почему Одиссея не здесь, кстати?!) Примеры : Алиса в Зазеркалье , Робинзон Крузо , Машина времени .

4. Комедия : Not just a general term, but an identifiable form of plot which follows its own rules.
(Все равно очень скользкое определение). Примеры: Том Джонс, все романы Джейн Остин, В джазе только девушки.

5. Трагедия: В кульминации главный герой погибает из-за своего недостатка характера, обычно страсти любовной, или жажды власти. Примеры: Макбет, Фауст, Лолита, Король Лир.

6. Воскресение: Герой, под властью темных сил или проклятия. Чудо выводит его из этого состояния на свет. Примеры: Спящая красавица, A Christmas Carol, The Sound of Music

7. Победа над чудовищем: герой или героиня сражается с монстром, побеждает его в неравной схватке, и получает сокровище или любовь. Примеры: Давид и Голиаф, Николас Никлби, Дракула, сюжеты Джеймса Бонда.

Версия Д. Джонстона (также 7 типов):
· Золушка (непризнанная добродетель),
· Ахилл (роковая ошибка),
· Фауст (долг, который нужно платить),
· Тристан (любовный треугольник),
· Цирцея (паук и муха),
· Ромео и Джульетта,
· Орфей (отобранный дар).

Восемь сюжетов мировой литературы — Курт Воннегут

Писатель Курт Воннегут сумел уместить все произведения мировой литературы и кинематографа в восемь простых сюжетов. В целом все истории рассказывают нам о том, как люди выбираются из ям, встречают свою вторую половину или теряют все, что смогли получить в этой жизни.

Гениальность «Гамлета», по мнению Воннегута, состоит как раз в его неопределенности: «Шекспир сказал нам правду, а люди так редко это делают, будучи слишком увлеченными собственными взлетами и падениями. Правда же состоит в том, что мы знаем о жизни так мало, что даже не в состоянии определить, что для нас хорошо, а что плохо».

Вот эти 8 сюжетов:
· Человек в полной заднице
· Парень встречает девушку
· История сотворения мира
· Ветхий завет
· Новый завет
· Золушка
· Все хуже и хуже
· Как попасть наверх

12 сюжетов мировой литературы

ПЕРВЫЙ сюжет, самый заезженный — Золушка.

Он очень стабилен, все вариации укладываются в четкую сюжетную канву «эталона». Сюжет любим авторами дамской литературы, часто применятся сценаристами мелодрам. Примеров огромное множество.

ВТОРОЙ сюжет — Граф Монте-Кристо — тайный герой, становящийся явным к концу пьесы, откуда-то получающий богатство, или возможности.

Его миссия — отомстить, или свершить справедливость! Сюжет очень любят авторы приключенческих романов и детективов. Появился он задолго до Александра Дюма, но данный романист наиболее успешно «раскурил» это сюжет, и уж после него многие пользовали и пользовали вышеназванный сюжетец.

ТРЕТИЙ сюжет — Одиссея.

Этот сюжет можно назвать и первым, он необычайно популярен. Вариации на его основе могут быть разные, но стоит лишь приглядеться, и ушки-то торчат вполне явственно. Фантасты, фэнтезисты, авторы приключенческой литературы, романов-путешествий и некоторых других жанров очень любят этот древний сюжет, а порой копируют и детали древнегреческой истории, которую условно можно считать отправной, эталонной.

ЧЕТВЁРТЫЙ сюжет — Анна Каренина.

Трагический любовный треугольник. Имеет корни в древнегреческих трагедиях, но наиболее ярко и подробно сумел выписать его Лев Николаевич. В двадцатом столетии, особенно в начале и середине века, этот сюжет был одним из самых популярных, (даже обычных копий, списанных у Толстого, когда авторы-умельцы меняют лишь имена-фамилии, исторические декорации и прочий антураж, я видел несколько). Но много и талантливых вариаций на данную тему.

ПЯТЫЙ сюжет — Гамлет.

Сильная личность с подвижной психикой. Надломленный герой, рефлексирующий и яркий, сражающийся за справедливость, вкусивший предательство близких людей и прочие прелести. Ничего, в финале, не добивающийся, способный лишь измучить себя, но достичь некоего духовного просветления и очищения, к чему побуждает и зрителя. Интересный до безобразия.

Тут и комментарии давать нечего. Сюжет стабильный, очень популярный, в нём много достоевщины, (родной и близкой русскому сердцу, и моему в частности). В нынешний момент данный сюжет популярен как никогда.

ШЕСТОЙ сюжет — Ромео и Джульетта. История счастливой любви.

Общее количество повторений этого сюжета превышает количество повторений всех прочих сюжетов, но отчего-то талантливых произведений очень мало, буквально на пальцах можно пересчитать. Однако в нынешних сериалах, в беллетристике (особенно женской), в драматургии и песенном творчестве сюжет необыкновенно популярен.

Сюжет, опять же, чрезвычайно стабильный, как пошло с древности, так и доныне, особых вариаций немного.

СЕДЬМОЙ сюжет — Отцы и дети.

Истоки его древнегреческие, сюжет сложный, и вот уж в нём-то простор для вариаций очень большой. Сюда же можно условно отнести сюжет о невесте Ясона, которая вынуждена выбирать между отцом и женихом, жертвовать одним из них. Короче говоря, всё многообразие родительского эгоизма, сталкивающегося с эгоизмом детей, описывает этот древний клубок сюжетов, похожих друг на друга. Встречается и альтруизм родителей, а ещё реже альтруизм детей, но обычно и это заканчивается трагедией (будто сглазил кто весь наш человеческий род. Короля Лира спросите, он вам расскажет).

ВОСЬМОЙ сюжет — Робинзон.

Отчасти перекликается с Гамлетом, прежде всего в звучании темы одиночества, и немного с Одиссеем, однако историю Робинзона можно-таки назвать отдельным большим сюжетом мировой литературы. Нынешние писатели и сценаристы нередко копируют, слово в слово, произведение Даниэля Дефо. Но есть и немало талантливых и самобытных вариаций. Герой, чаще всего, абсолютно один на острове, но это не обязательное условие, бывает, что несколько героев оказываются в некоей оторванности от большого мира, пытаясь выжить и остаться личностями, чтоб в конце концов спастись. Моя самая любимая вариация — рассказ Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

ДЕВЯТЫЙ сюжет — Троянская тема, тема войны.

Противостояние двух систем, вражда и ненависть, оборотная сторона которой — благородство и самоотречение. Этот сюжет, как правило, наслаивается на другие сюжеты, или они наслаиваются на него, но нередки и классические военные романы, описания войн в деталях, с различной степенью художественности.

ДЕСЯТЫЙ сюжет — Катастрофа и её последствия. Классический античный сюжет.

В нынешнюю пору его затаскали так, что говорить неохота. Очень много бездарных копий, однако изредка встречаются и любопытные. Сюжет очень узкий в плане смысловых вариаций, но очень широкой в плане описательных возможностей, антуража и деталей. Но, по совести говоря, почти каждый следующий роман повторяет предыдущий, хоть к гадалке не ходи!

ОДИННАДЦАТЫЙ сюжет — Остап Бендер — плутовской роман, авантюрный роман.

Истоки и классические образцы — в литературе Франции Нового Времени. Чрезвычайно популярный в наши дни, чаще всего комедийный. Клубок сюжетов довольно яркий, нередко попадаются и удачные вариации, но все они, так или иначе, копируют пару-тройку шаблонов, созданных ещё в начале двадцатого века.

ДВЕНАДЦАТЫЙ сюжет — Машина времени, путешествие в будущее.

Его зеркальное отражение — стилизация путешествий в прошлое, исторические романы. Однако данный вид произведений, как правило использует «путешествие в прошлое» лишь как антураж, а сюжет прослеживается один из тех, которые я перечислил выше, в то время как «путешествие в будущее» нередко бывает «чистым сюжетом», то есть суть его сводится именно к описанию того, как оно всё там устроено в этом неведомом будущем.

36 сюжетов Ж. Польти:

· Мольба
· Спасение
· Месть, преследующая преступление
· Месть, близкому за близкого
· Затравленный
· Внезапное несчастье
· Жертва кого-нибудь
· Бунт
· Отважная попытка
· Похищение
· Загадка
· Достижение
· Ненависть между близкими
· Соперничество между близкими
· Адъюлтер, сопровождающийся убийством
· Безумие
· Фатальная неосторожность
· Невольное кровосмешение
· Невольное убийство близкого
· Самопожертвование во имя идеала
· Самопожертвование ради близких
· Жертва безмерной радости
· Жертва близким во имя долга
· Соперничество неравных
· Адъюлтер
· Преступление любви
· Бесчестие любимого существа
· Любовь, встречающая препятствия
· Любовь к врагу
· Честолюбие
· Борьба против бога
· Неосновательная ревность
· Судебная ошибка
· Угрызения совести
· Вновь найденный
· Потеря близких

«Оно 2»: какой получилась новая экранизация Кинга и в чем она расходится с романом

С 5 сентября в прокате «Оно 2» — продолжение едва ли не самого кассового хоррора всех времен. Объясняем, чего стоит ожидать от завершающей части амбициозного проекта, призванного перенести на киноэкран один из наиболее масштабных и сложных по замыслу романов Стивена Кинга.

После событий первого фильма прошло 27 лет, и компания тинейджеров-аутсайдеров, когда-то сразившаяся с древним безымянным монстром, обитающем под их родным городком Дерри, давно распалась. Но однажды участники Клуба Неудачников получают неожиданный звонок от: они узнают, что в Дерри вновь началась серия жестоких убийств, и старый враг Пеннивайз вновь вышел на охоту. Семерым очень разным взрослым людям теперь предстоит вернуться туда, где много лет назад они столкнулись с невероятным чудовищем, и на этот раз уничтожить его окончательно — или погибнуть самим.

Первая часть дилогии, вышедшая два года назад, стала настоящей сенсацией, побив все возможные рекорды по сборам, и задала новый жанровый стандарт. В сиквеле перед режиссером Андресом Мускетти стояла задача не только удержать достигнутую им же самим планку, но и сделать это в рамках новой, более взрослой во всех смыслах, истории, органично продолжающей старый сюжет. Можно сказать, что с этой задачей создатели фильма справились, хотя и с некоторыми существенными оговорками.

Но сначала стоит сказать, что всем поклонникам прошлой части новый фильм должен понравиться. В нем есть то же самое сочетание динамики и масштаба, которое позволяет считать его достойной экранизацией романа Кинга. При этом она не просто воспроизводит его схемы и приемы, а перерабатывает гигантский материал в самоценное произведение с собственными находками. При гигантском хронометраже (почти три часа – для хоррора очень много) плотность событий очень высока, и действие никогда не провисает: героев много, и Пеннивайз всегда следит за ними, никогда не упуская возможности при случае также съесть пару-тройку детишек.

За визуальную часть можно не волноваться: все сделано великолепно, и каждое появление клоуна украшает фильм. Но одним только Пеннивайзом дело не ограничивается: будут и другие, не менее впечатляющие проявления древнего зла – их здесь немало, и лишь часть из них взята из книги – кажется, даже меньшая, чем в первом фильме. Есть и парочка любопытных отсылок к хоррор-классике, вроде карпентеровского «Нечто» или «Сияния», причем последняя сцена сделана с явным черным юмором. Но пожалуй лучшая шутка в фильме связана с камео самого Стивена Кинга в довольно неожиданном — хотя в чем-то логичном – образе.

Шуток в фильме вообще неожиданно много. И это как раз одна из тех самых оговорок, о которых сказано выше. Да, в книге страх нередко перемежается смехом, и очевидно, что Мускетти стремился к сохранению этого же баланса, но, к сожалению, выдержать его получается не всегда. В результате часто теряется атмосфера, которая более явственно ощущалась в первой части, когда беззащитные дети сталкивались с чем-то злобным, могущественным и необъяснимым. И если раньше за юмор – причем предельно черный – отвечал в основном Пеннивайз, то теперь едва ли не каждое появление монстров сопровождается гэгами, за которые отвечают аж два персонажа, из-за чего комедийность порой перекрывает весь хоррор.

Намного более серьезная оговорка связана с общей логикой сценария, за который на этот раз целиком отвечал Гэри Доберман, хорошо известный по сюжетам к франшизе «Заклятие» и ее спин-оффу «Аннабель». Хотя в целом Доберман четко идет по очерченным в книге сюжетным линиям, отсекая исторические экскурсы в прошлое Дерри, а также многие детали прошлого героев, в нескольких важных деталях он серьезно изменяет — если не сказать переворачивает – замысел Кинга. Стоит отметить хотя бы линию с Генри Бауэрсом – которая непонятно зачем нужна в фильме в том виде, в каком она показана — и еще финал, в котором один из семерки героев ретроспективно объясняет свою жертву в терминах, которые звучат откровенно искусственной попыткой оправдать собственное бессилие.

Но эти шероховатости неспособны заслонить все богатство стиля и фантазии, которое буквально хлещет с экрана — причем этот мощный поток не спадает вплоть до кульминационных моментов схватки с Пеннивайзом. Здесь лучше всего понятны сходства и различия двух частей «Оно». Как и первый фильм, сиквел рассказывает о силе человеческого воображения и его способности преодолевать собственные страхи – только контекст для этого преодоления теперь совершенно иной. В первой части раскрывалась травматичность взросления. Во второй – травматичность расставания с прошлым, болезненность и необходимость изменений в самом себе. Здесь книга и ее экранизация сходятся в одной точке, порождая мощный, очень красивый и кровавый хоррор, который, несомненно, войдет в историю жанра.

P.S. Как далеко экранизация ушла от первоисточника?

В отличие от первой части, в сиквеле намного больше смысловых и сюжетных расхождений с книгой. Здесь не только исключена вся космология, связанная с противостоянием Добра и Зла, но также серьезно изменена судьба Майка Хэнлона, одного из самых важных персонажей. Сам способ, с помощью которого герои в конце концов одолевают Пеннивайза, тоже не совсем аналогичен тому, что описан в книге. Кстати сказать, о Пеннивайзе: в книге – в отличие от экранизации – он активно мешает героям собраться в Дерри, постоянно ставя им палки в колеса, что вполне объяснимо. Генри Бауэрс, один из его главных доверенных лиц, также играет намного более важную роль в сюжете книги, чем в фильме. Наконец, финальное сражение с Оно в книге намного более масштабное, поскольку сопровождается разрушением немалой части Дерри, который сотни лет был для монстра любимым местом охоты.

Крепкий сюжет. Арка сюжета

Начало:

V АРКА СЮЖЕТА

Как все вышеизложенное организовать в гармоничное, соразмерное целое?

Нарисуйте Арку сюжета.

1. Экспозиция — характерный момент из жизни героя, который покажет слабость и закончится кризисом.

2. Завязка — герой решает кризис и оказывается в жопе

3. Переломный момент — ГГ делает первый шаг из жопы и оказывается в большей жопе: узнает, что у него есть враг (ГА), а у ГА есть план

4. Развитие действия — ГГ составляет план по достижению цели (запланирована большая середина)

6. Контрудар (подготовка большой середины)

7. Ставки растут. Удар, контрудар, еще большая жопа

8. Ставки еще растут. Удар, контрудар, жопа растет

9. 65% или 75% — большое событие середины, после которого все катится к финалу

10. Мнимое поражение

11. Кульминация начинается. Все плохо, ГГ один в Большой Жопе

12. ГГ составляет новый план и сталкивается с ГА, полный решимости

13. Конфронтация не в пользу ГГ

14. ГГ делает сложный, плохой, безумный, неправильный выбор

15. Драматический поворот — события конфронтации меняются в противоположную сторону, ГГ победилпроиграл окончательно

16. Развязка, раздача плюшек, новая личность, возвращение

На схеме видно, что к финалу события ускоряются, напряжение растет. Максимальное напряжение, самые высокие ставки — от 75 до 95-99%, то есть до развязки.

VI СХЕМА ЭПИЗОДА: СЦЕНА+ПРОДОЛЖЕНИЕ

Важно: все персонажи должны иметь цель не только на весь сюжет, но и на каждую сцену — очень конкретную цель.

Конфликт лежит в основе не только всей истории, но и каждой сцены.

А теперь хочу рассказать вам про такие структурные сюжетные кирпичи как Сцена и Продолжение. Фактически весь ваш роман строится по схеме

СЦЕНА + ПРОДОЛЖЕНИЕ + СЦЕНА + ПРОДОЛЖЕНИЕ …

Столько раз, сколько нужно.

Взяла я это деление у Джима Батчера, если хотите, то можете почитать в первоисточнике, он, кстати, хорошо излагает, внятно и с юмором. Но я вкратце перескажу смысл его лекций тут, а то некоторые поленятся сходить по ссылке, а без этой информации знания о сюжете будут неполными.

СЦЕНА

Что такое сцена, по Батчеру? Это тот законченный кусочек текста, в котором происходит действие. Что должно быть в вашей сцене, как ее выстраивать?

Персонаж

Цель

Конфликт (вопрос сцены)

Регресс (ответ сцены)

Персонаж: Если у вас несколько персонажей, выбирайте для сцены того, кто эмоционально больше всех потеряет в случае неудачи.

Цель: активная, конкретная, ясная, очевидно достижимая, значимая.

Скажем, Бильбо висит вниз головой, подвешенный троллями, которые сидят вокруг костра и ждут, когда закипит вода в котле, чтобы сварить из мистера Бэггинса суп. Цель персонажа в сцене — выбраться из плена, чтобы его не съели.

Конфликт: происходит между персонажами. Герой и его антагонист на эту сцену. Конфликт — это два персонажа, сошедшиеся в схватке лицом к лицу, в то время как оба пытаются достичь взаимоисключающие цели. В вышеприведенном примере антагонист — тролли. Цель троллей — съесть Бильбо, цель Бильбо — не быть съеденным.

Вопрос сцены: какой из героев добьется своего?

Регресс (ответ сцены): ГГ не достигает цели (достигает не полностью)

Варианты ответов сцены:

1. «Да» — самый плохой с драматической точки зрения;

2. «Да, но…» — вариант получше;

3. «Нет!» — хорошо, но следует использовать с осторожностью, иначе герой будет выглядеть лопухом, не достигая цели раз за разом;

4. «Нет, и еще хуже» — отлично. Желательно, чтобы ухудшение было делом рук героя.

Итак, сцена. Герой имеет проблемуу него есть цель, достичь которую он весьма стремится, так как она — ступенька на пути к цели глобальной, цели всего его путешествия (то есть цели на роман). В попытках достичь промежуточной цели герой обнаруживает, что кто-то хочет ему помешать. Или сталкивается с кем-то, у кого цель ровно противоположная. Или сцена начинается с того, что герой висит вниз головой над кипящим котлом, который вот-вот станет кастрюлей супа и в символическом плане — могилой героя.

Некоторое время персонажи обмениваются ударами (в общем смысле, прикладывают усилия по достижению своей цели, мешая врагу достичь цели тем или другим способом). После чего конфликт разрешается одним из вариантов: либо герой достиг цели полностью, либо достиг, но с оговорками, либо не достиг, и нужны еще попытки, либо достиг цели и попал в еще худшее положение. Это худшее положение может определяться той новой информацией, которую герой получил в результате решения конфликтадостижения цели на данную сцену.

Результат Сцены — крахуспех усилий сцены или новая информация, меняющая ситуацию, — приведут героя к Продолжению.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Продолжение (термин Джима Батчера в переводе Анастасии Парфеновой) случается после сцены. Задачи продолжения следующие:

1. Эмоционально отреагировать на последствия сцены

2. Рассмотреть факты и разобраться с вариантами решений

3. Подумать о последствиях выбора

4. Сделать выбор и поставить новую цель

Схема продолжения:

Обзор информации, логический анализ и размышления

Только в таком порядке!

Почему именно так — почитайте в первоисточнике.

Акценты в продолжении зависят от жанра. Например, в любовном романе важнее эмоциональная реакция, а в детективе акцент должен быть на обзоре информации и логическом анализе. В боевиках продолжение состоит в основном из краткой эмоциональной реакции и процедуры выбора.

Сцена ускоряет действие, продолжение — замедляет.

Сюжет один — но он все новый

составлен из 22
отзывов зрителей

составлен по 7
рецензиям критиков

Описание фильма 2+1 (2017)

В фильме 2+1 главный герой оказался в крайне сложной и неожиданной ситуации, когда в его жизни вдруг появилась малышка, подкинутая одной из бывших девушек. Поиски матери для девочки привели к ещё более неожиданным результатам, так что мужчине приходится принимать на себя ответственность и становиться хорошим образцовым отцом.

Трейлер

Зрительские отзывы

Классный фильм, только он был скопирован до мельчайших деталей от «Инструкция не прилагается».

Фильм очень понравился, качественно снят и передает все душевные переживания.
Плакала почти весь фильм.
Больше его пересматривать не хочу.
Не люблю лишний раз нервничать, поберегу себя.

2+1 — полная копия фильма «Инструкции не прилагаются», поэтому абсолютно не заинтересовал и даже разочаровал!

Начало фильма очень напомнило «инструкции не прилагаются». Прочитал описание фильма, все понятно. Актёр из фильма «1+1»,а тут 2+1,да и сценарий слизан из «инструкции не прилагаются». Гениально просто. Пользуются лицом Омара Си, реклама. Плагиат чистой воды. Противно.

Очень хороший, позитивный и добрый фильм! Всем рекомендую, настраивает на хороший лад и с детьми можно смотреть, всей семьёй.

Фильм отличный. Трогательный, с неожиданной развязкой. Всем рекомендую

Интересный опыт грустной комедии, из которой сделали мелодраму в качестве подарка любителям этого жанра ( как в «Мне не больно» сделали мелодраму из социального фильма). Получилась забавная демонстрация безалаберной жизни некоторых кругов, в частности, артистических, кое-что остроумно подмечено, а вот драматические события изложены схематично и с дежурными фразами героев, в результате такого разрыва я, например, с полчаса думал, что болен Самюэль. Стоит посмотреть, но внимательно (уже это — достоинство) причем неплохо знать, что Вонг Карвай — знаменитый режиссер, что англичане плотно завтракают, а французы утром лишь перекусывают и что «второй» и «двенадцатый» по-французски отличаются одной буквой.

Ни о чём! Сюжет построен таким образом, что все действия героев выглядят безрассудными, наивными и наигранными. Ситуации притянуты за уши.

Кратко для тех, кому лень читать длинный текст.
Фильм, начинающийся как комедия, расскажет потрясающе трогательную историю о том, как беззаботный ловелас, оказавшись со своей грудной дочкой на руках, мать которой просто сбежала, становится замечательным отцом с большой буквы. Через 8 лет мать объявится, но принесёт ли она счастье ? Фильм снят динамично, с постоянными неожиданными поворотами и просто непредсказуемыми моментами, с юмором, добротой и потрясающей игрой актёров.
Прекрасный видеоряд и тонко, до слёз и комка в горле, переданные чувства взаимной любви отца и дочери.

В 2011 году на экраны вышел великолепный фильм «1+1» (название фильма в отечественном кинопрокате). В конце 2016 французы в сотрудничестве с англичанами и в лице другого режиссёра, молодого Хьюго Желена выпустили в мировой прокат фильм «Завтра всё начнётся».
Отечественные прокатчики, представив фильм у нас в январе 2017, дали ему название «2+1».
Этот, безусловно, ход в первопричине маркетинговый, оказался справедливым ещё и в планах кинематографическом и эмоциональном. Оба фильма объединяет страна производства, Омар Си в главной роли и качество, проявляющееся в том, что фильм не «отпускает» и моменты из фильма долго не выходят из головы и впоследствии лишь оседают глубже в памяти. Но самое главное, не это, а то, что 2+1 — это формат отношений трёх людей.

Однако, это ремейк, причём ремейк свежий, ибо фильм Эухенио Дербеса, мексиканского кинорежиссёра вышел не так давно, в 2013 году. Мексиканский фильм называется «Инструкции не прилагаются».

Вернёмся, однако, к фильму французскому. Молодой обаятельный и сексуальный бездельник живёт беззаботно. У него не пыльная работа, красивые женщины не отказывают ему, тем более, что у него есть роскошная яхта, и не важно, что она принадлежит его работодателю.
Это могло бы продолжаться долго, но в прекрасный солнечный день одна из бывших любовниц, которую герой даже не помнит, приходит к нему с грудным ребёнком и заявляет, что он отец.

Быть за кого то ответственным совершенно не входит в планы Сэмюэля (Омар Си). Тем не менее, его бывшая мимолётная любовница Кристин (Клэманс Поэзи) заставляет Самюэля подержать ребёнка на руках, а сама исчезает.

Начинается комедия, которая кажется предсказуемой. Найти мать, вручить обратно ребёнка. Но когда мать найти не удаётся, комедия заканчивается и начинается добрый фильм с юмором о жизни отца с дочерью, где очень точно и потому трогательно переданы взаимоотношения любящих друг друга людей.

Мать неожиданно вернётся в жизнь дочери, через 8 лет. И тогда прокатное в Росиии название фильма оправдает себя ещё раз, ибо фильм точен в иллюстрациях жизненных проявлений. 2+1 это формат отношений. С появлением матери жанр фильма медленно и плавно перетекает в драму.

Понравилась игра всех актёров, отдельно хочется отметить юную Глорию Колстон, играющую дочь Самюэля, Глорию, она делает это потрясающе мило. Думаю, после её дебюта фильмов с её участием будет немало.

Фильм с очень сильными положительными эмоциями, таких мало.

Ссылка на основную публикацию