Съёмка портрета с одним источником света | Foto-kadr.ru

Съёмка портрета с одним источником света

Урок фотографии. Съемка портрета с одним источником света.

Многие начинающие фотографы говорят о том, что хотели бы попробовать делать портреты. Но у них пока нет серьезного оборудования, нет собственной студии с соответствующим освещением, нет даже внешней накамерной вспышки. И потому они вынуждены отказываться от работы с портретами. Такое решение принимать нельзя, так как хорошие портреты можно делать и без суперсовременного оборудования: существуют другие способы освещения.

К примеру, вы располагаете фотокамерой и накамерной вспышкой. Желательно, чтобы головка вспышки была поворотной. Это позволит использовать Through The Lens (или TTL), а также отраженный ею свет.

Для работы головку вспышки поворачивают таким образом, чтобы свет от нее падал на поверхность, обладающую отражающим эффектом. Попав на поверхность, свет отразится от нее, рассеется по пространству и осветит модель. Это отражение позволит смягчить падающий свет, сделать его более привлекательным. При этом возможность получения некрасивых снимков сводится к минимуму (вспомните, какие снимки получаются в том случае, если вспышка направлена на лицо или лоб модели).

Отраженный свет расширяет возможности фотографа. Дело в том, что отражателем может выступать все, что угодно. Хорошей отражающей способностью обладает обычная стена, потолок, различные материалы (к примеру, белый пенопласт). Но использовать их отражающие способности можно лишь тогда, если они окрашены в белый или светло-серые тона.

На этой фотографии свет от вспышки падает на отражатель, установленный с левой стороны от фотографа и камеры. Отражателем служит стена, окрашенная в нейтральный оттенок. Свет от вспышки падает на отражатель, отражается от него и освещает модель. Частично освещается задняя стена, которая тоже отражает падающий на нее свет. Его немного, но достаточно, чтобы слегка подсветить модель. Света от вспышки хватает также на то, чтобы подсветить волосы модели — на них падает свет, отразившийся от потолка.

С помощью одного источника света можно создать иллюзию работы нескольких осветительных приборов. Для этого модель должна расположиться в углу съемочной площадки. Источник света (вспышку) направляют на одну из боковых стен или под углом — в потолок. Угол должен быть таким, чтобы отразившийся от потолка свет падал прямо на волосы модели. Тот же свет, отразившийся от стен, станет своеобразной подсветкой.

Используя такое освещение, следует особое внимание уделить положению лица: свет и тени должны хорошо сочетаться и создавать на лице красивый рисунок.

На этом снимке луч света направлен в потолок, а отражатель установлен на уровне талии модели. Отражатель заполняет тени, создавая освещение, характерное для снимков, выполненных в стиле гламур. Но это только иллюзия, так как в данном случае один и тот же свет отражается дважды: и от потолка, и от отражателя.

Софтбокс установлен с левой стороны. Он мягко освещает лицо модели. Сама девушка сидит в тени деревьев. Это сделано специально, для того, чтобы основным источником света служила вспышка. Для освещения фона использован дневной свет.

Купить их можно в любом специализированном магазине, попросив версии для накамерной вспышки. При создании портретов используют софтбоксы. Они являются отличным вариантом не только потому, что дают мягкий свет, но и из-за возможности направлять его в нужную сторону или точку. Можно использовать зонты. Они также обеспечивают мягкое освещение площадки, но сложность заключается в контролировании направления света. Отметим также то, что увеличение источника света напрямую связано с мягкостью получаемого освещения: чем крупнее источник, тем, соответственно, мягче освещение. Используя, к примеру, крупный софтбокс, получают столько мягкого света, которого достаточно для полного обволакивания объекта.Новый этап работы — снимки, сделанные с использованием вынесенной внешней вспышки. Тут проблем нет, так как современные производители поставляют на рынок такие зеркальные фотокамеры, которые могут работать со вспышкой по беспроводной связи. При этом специалисты не рекомендуют применять свет только от вспышки, так как такое освещение является довольно жестким. Смягчают его с помощью различных модификаторов.

Планируя применять для съемки софтбоксы, нужно поэкспериментировать и найти такое место, которое позволит создать красивый светотеневой рисунок. Неудачно падающие тени испортят портрет и даже очень красивое лицо покажется непривлекательным. Специалисты считают, что для получения идеального снимка софтбокс должен располагаться в стороне и немного выше модели.

Для создания подобного эффекта (имитация двух источников света) софтбокс устанавливают позади модели, а отражатель — прямо перед ней.

Являясь основным источником света, софтбокс может подсвечивать волосы либо выступать в качестве моделирующего света. Какой бы вариант освещения вы не выбрали, установите его таким образом, чтобы после отражения свет освещал лицо портретируемого. Если съемки ведутся на открытом воздухе, то разные источники света можно комбинировать. К примеру, можно сочетать свет от вспышки с дневным освещением. Он же может осветить фон. Место для съемки должно находиться в тени, а в качестве искусственного освещения используют софтбокс. Дневной свет направляют на фон либо на волосы модели. Если съемки проводятся в помещении, то сильного освещения один софтбокс не даст. Зато можно использовать отражатель, который выступит своеобразным «дублем» источника света.

Во время съемки этого портрета для освещения модели использовались бытовые лампы накаливания мощностью в 75 Вт. Свет падал не прямо на лицо модели, а через ткань, обеспечивавшую его смягчение. Отметим, что при использовании ламп накаливания баланс белого требует тщательной настройки. Дело в том, что лампы различаются не только мощностью, но и цветовой температурой.

Организовывая пространство для создания портрета, обязательно нужно посмотреть, как свет падает на модель. Если что-то не так, передвигают лампу или меняют позу модели таким образом, чтобы падающий свет подчеркивал ее красоту. Если вам не нравится такое освещение, абажур нужно снять и пропустить свет через белую ткань — освещение станет намного мягче.Делают портреты даже в том случае, если вспышки нет вообще. Источником света тогда становится любое освещение. Сегодня это возможно, так как современные зеркальные фотокамеры работают на высоких ISO, существенно расширяющих возможности фотографов. Для освещения портретируемого они позволяют использовать даже обычные лампы.

При создании этого снимка использовался один софтбокс размером в 120 см. Он обеспечил мягкое и в то же врем довольно драматичное освещение.

Сказанное выше должно привести вас к выводу о том, что хорошие снимки получаются не у тех, кто располагает суперсовременным и сверхмощными осветительными приборами, а у тех, кто мыслит, учится видеть свет, экспериментирует и постоянно работает над собой.

Свет в фотостудии. Один источник

Сразу же стоит сказать, что КПД это схемы — самый высокий среди всех других схем. С помощью одного источника можно получить, пожалуй, самые художественно выразительные портреты. Конечно, такие схемы не универсальны и не покрывают весь спектр потребностей фотографа в студии, например, им достаточно трудно управлять при съемке групповых композиций или особенностей некоторых портретируемых людей. Однако при всей своей экономичности и достаточно простой управляемости при съемке одной модели, схема с одним источником освещения остается одной из самых популярных и востребованных. Для начала давайте посмотрим, как можно располагать источник относительно модели.

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

Фронтальное и передне-диагональное освещение ( рисующий свет слева)

Боковое освещение ( рисующий свет слева) и задне-диагональное освещение ( моделирующий свет)

Контровое освещение ( контровой свет)

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.
Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

Верхний свет и нижний свет

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как работает схема с одним источником освещения. Немалую роль здесь играют насадки и отражатели. Используя рефлектор, стрип или тарелку ( и соты к ним), софтбоксы, отражатели, экраны ( непрозрачные поверхности) , мы может добиться большого разнообразия светотеневого рисунка.

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели. Обратите внимание, что свет на лице модели и световое пятно на фоне — от одного источника, поэтому стоит поиграть и сделать несколько дублей, что бы найти свой светотеневой рисунок.

Конечно, все световые схемы с одним источником освещения, дающие различные нюансы при создании фотопортрета, мы рассмотреть не можем. Да, если честно, это и незачем, — слишком разные варианты имеющегося оборудования у фотостудий, в которых вы будете снимать; их площадь и высота потолков; физиогномических особенностей моделей и другие аспекты. Но один секрет рассматриваемой сегодня схемы мы все же раскроем: один источник освещения идеален для съемке портрета мужчины в возрасте. Именно резкий боковой свет особенно выгодно подчеркивает лепку мужского лица, морщины и его брутальность…

… но это не значит, с его помощью нельзя передать и фактуру женской кожи.

Съемка с помощью одного источника света

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце — одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Главный секрет работы с одиночным источником заключается в выделении границы между светом и тенью, которая подчеркивала бы контуры. Ведь если изменить угол падения света всего на несколько градусов, можно изменить ширину лица.

В каждом конкретном случае фотограф может выбирать между жестким и мягким освещением, используя зонтики и рассеиватели. Основное отличие жесткого света от мягкого заключается в градиенте перехода между световыми и теневыми участками. На фотографии с жестким светом тень получилась ярко выраженная, с резкими границами, тогда как на фотографии с мягким светом тень более размытая и переход от светлого участка к темному намного мягче, почти не заметен. Считается, что студийные портреты гораздо лучше получаются при мягком освещении.

При освещении объекта съемки одним источником полезно помнить о законе обратных квадратов: любое изменение расстояния от источника света до объекта съемки приводит к изменению освещенности обратно пропорционально квадрату этого расстояния. Уменьшите расстояние в два раза — освещенность увеличится в четыре раза, увеличите расстояние втрое — освещенность упадет в девять раз. Это справедливо для освещения только точечным источником. При использовании рассеивателя указанная закономерность нарушается, и степень отклонения от нее будет определяться размерами экрана по сравнению с расстоянием от экрана до объекта съемки.

Прямое фронтальное освещение

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации Юрия Тимофеева, Павла Рыженкова, Романа Глосса, Анну Куприянову, Анну Матвееву, Геннадия Иванова-Куна, Anna Shakina, Дмитрия Кузнецова, Артёма Янковского.

Фотосъемка с одним источником света

Дата публикации: апрель 2011 года

Суть этой статьи заключается в том, чтобы показать многим начинающим фотолюбителям, что для создания хороших фотопортретов не требуется собирать деньги или брать кредиты на дорогостоящую студийную осветительную технику. Для фотосъемки хорошего фотопортрета достаточно иметь простую накамерную вспышку, которая есть практически у каждого фотографа.

Для создания представленных ниже фотографий был использован только один источник света, то есть выполнялось «железное правило одного солнца». Плюс этого приема в том, что можно очень даже недурно фотографировать людей, фотопортреты и все остальное, используя всего 1 источник освещения — накамерную вспышку с зонтом. Это будет, может быть, не всегда удобно, но зато тяжелую фотоаппаратуру с собой возить не нужно. Моноблоки и генераторы очень непросто перемещать из одной точки города в другую, да и на месте фотосъемки их не всегда можно подключить к электросети.

Один источник освещения в данном случае исполняет роль рисующего и фонового света, а отраженный свет от стен и потолка играет роль заполняющего. Конечно же, данное решение для фотосъемки — это компромисс в пользу мобильности и доступности, но фотографии получаются вполне приличные и имеющие определенную художественную ценность для моделей и фотографа.

Портретная фотосъемка в офисе и квартире с одним источником освещения

Первая часть этих фотографий была выполнена в офисных условиях и с одним источником освещения (с обычным зонтом и накамерной вспышкой). На стене в офисе был подвешен фон. Перед фоном мне освободили пару-тройку метров, и я приступили к фотосъемке. Несмотря на то, что места было мало, фон был шириной всего полтора метра, и источник света тоже был один, получилась серия приличных портретных фотографий.

Вторая часть портретных фотографий была выполнена в обычной городской квартире также с одним источником освещения (с обычным зонтом и накамерной вспышкой).

Здесь можно увидеть несколько черно-белых и цветных портретных фотографий девушек, а также один мужской фотопортрет для разнообразия.

Оборудование для фотосъемки

Комплект фотооборудования для фотосъемки с помощью 1-го источника света очень прост и компактен. В него входит одна внешняя накамерная вспышка, TTL-синхрокабель длиной 1,5 метра (если вспышка не поддерживает беспроводное управление), зонт с внутренней зеркальной поверхностью на отражение и штатив для фотокамеры, на который устанавливается вспышка.

Зонт в качестве рассеивателя света

Вместо зонта на отражение рассеивателем света может служить зонт на просвет. Свет в этом случае будет более мягким, а фотографии — менее контрастными. Но мне нравится на фотографиях контраст, поэтому я использую зонт на отражение с зеркальной поверхностью, чтоб свет был жестче.


К цифровой фотокамере подсоединяю вспышку через TTL-синхрокабель

Накамерная вспышка в качестве источника света

Вспышку устанавливаю на обычный штатив для фотоаппарата. К этому же штативу прикрепляю зонт, в отражатель которого направляю вспышку. Всё, источник освещения к фотосъемке готов.


Полимерный фон из нетканого полотна, вспышка с зонтом на штативе — вот и весь комплект для фотосъемки с одним источником света

О мобильных полимерных фонах

Фоны для этого вида фотосъемки я использую тоже простые. У меня есть набор полимерных фонов из нетканого полотна разных цветов шириной 1,5×2,1 и 2,1×5 метров. Полутораметровый фон легко транспортируется и легко разворачивается, где вам будет угодно. Используя такой фон можно фотографировать в квартире или офисе — везде, где можно повесить такой фон.

Этого простого, недорого и доступного комплекта достаточно для фотосъемки любого поясного фотопортрета. Вспышки и штативы есть практически у каждого фотографа, а синхрокабель стоит всего две с половиной тысячи рублей. В беспроводном режиме управления накамерной вспышкой (если вспышка поддерживает этот режим) и от синхрокабеля можно отказаться. Но в том случае, если ведомая вспышка не попадает в сектор светового импульса накамерной ведущей вспышки, то осветитель не сработает. А еще в помещении с черными стенами не всегда удается управлять вспышкой по световому импульсу. Поэтому синхрокабель гарантирует работоспособность этого комплекта в любых условиях.

С помощью этого мобильного света, в принципе, возможна и фотосъемка модели в полный рост, если постараться. Одним из неудобств при фотосъемке может быть незначительная длина шнура в полтора метра, но с основной своей задачей — отвести источник света от линии объектива в сторону и обеспечить равноудаленное расстояние от объекта фотосъемки до источника света — шнур длиной 1,5 метра вполне справляется.

Без синхрокабеля еще легче

Кстати, для удобства вместо TTL-синхрокабеля можно использовать радиосинхронизаторы для вспышек. А сейчас вообще все новые модели цифровых камер и фотовспышек поддерживают встроенное беспроводное управление. В случае беспроводного управления вспышкой фотограф не будет привязан к источнику освещения кабелем и у него будет больше свободы для размещения источника света.

Мобильный комплект освещения для фотосъемки

Такому оборудованию всегда можно найти простую, недорогую и эффективную альтернативу. Предлагаю обратить внимание, к примеру, на этот мобильный комплект освещения для фотосъемки.

Женские, мужские и парные фото портреты с одним источником света в обычной квартире

Эту портретную фотосессию я провел в обычной квартире. Время фотосъемки: 15 минут. Модели: Григорий и Ольга.

В качестве источника освещения была использована одна накамерная фотовспышка Никон и мобильный софтбокс. На тех фото, где модели изображены на черном фоне, на задник бы помещен отражатель в черном чехле.

А кое-где на фото видны родные, домашние обои в цветочек.

1-я фотография в представленной ниже фотосессии — наглядный пример того, что обычный портрет можно сделать даже в простой квартире без использования кучи студийного оборудования. 1-го источника освещения достаточно вполне, чтобы сделать хороший фотопортрет.

Съемка с одним источником света

Съемка с одним источником света является наиболее распространенной особенно среди новичков и фотографов-репортеров. Сам жанр репортажной фотографии очень интересен и о нем мы еще поговорим более детально позднее.

Фотографами-профессионалами сделано много отличных художественных портретов и автопортретов при одном источнике света. Рассмотрим более детально данную технологию съемки. Для этого лучше всего обратиться к готовым работам и на основе их анализа определить алгоритм и технологию съемки.

Как снимать при одном источнике света

Посмотрите на снимок ниже «Летчик с дочерью». Этот снимок является типичным репортажным портретом, который выполнен при ярком дневном свете без какой бы то ни было дополнительной подсветки. Солнце стоит высоко в зените и, следовательно, освещение крайне неблагоприятное – верхнее.

Выдержка фотографом взята по теням и это сводит на нет грубые контрасты. Обратите внимание на лицо летчика, особенно под козырьком фуражки, где отсутствуют глубокие тени.

Рефлексы из-за отражения ярких лучей солнца от светлого платья привели к смягчению тени на лице девочки. Общий характер светотени приобрел большое значение, а именно:

  1. на лицах прорисованы тени;
  2. блики придали объем форме лиц.

Фотографу стоит внимательно выбирать рефлексы при съемке с одним источником света, которые получаются от световых лучей, отраженных от светлой одежды, страниц раскрытой книги, стен какого-либо помещения или других предметов окружающей обстановки.

В некоторых случаях даже воротничок светлой рубашки может сослужить хорошую службу при съемке, осветив подбородок и тем самым придать законченность форме лица человека при съемке с одним источником света.

Съемка контржуром при одном источнике света

При съемке групп людей в обычной обстановке, когда важно передавать не портретное сходство каждого участника, а саму сцену действия, иногда одну или две фигуры вполне допустимо расположить таким образом, чтобы они получились сфотографированными контржуром.

Если эти фигуры расположить на переднем плане, то силуэт, образованный этими фигурами, поможет отчетливее выразить ярко освещенную глубину пространства. Наглядно иллюстрирует это положение снимок ниже.

Съемка группы людей произведена при помощи вспышки. Источник света – костер, заслонен фигурой человека, получившейся контржуром. Остальные люди на снимке (второй план) ярко освещены и объемно выделяются на фоне ночи.

Следует помнить, что выбирая вид освещения, следует хотя бы в общих чертах представить себе как будут распределены при этом тональные пятна на будущем снимке.

Светотень окрашивает снимок теми или иными эмоциями, вызывает у зрителя то или иное настроение. К примеру, большое количество темных поверхностей в кадре с наличием небольших светлых пятен приводит к ощущению тяжести изображения и вызывает подавление положительных эмоций. И наоборот, обилие ярких поверхностей при небольшом количестве темных пятен вызывает у зрителя подъем настроения и делает изображение более легким.

Чтобы более полно познакомиться со съемкой с одним источником света рекомендую изучить с этих позиций репродукции картин знаменитых художников (Рубенса, Рембрандта, Репина, Серова и др.). Постарайтесь выявить связь между распределением светотени, светлых и темных пятен на картине с общим настроением, которое вызывает та или иная картина.

Лучшим вариантом изучения и анализа картин будет посещение картинных галерей, если конечно у вас такая возможность есть. Изучение произведений живописи для фотографа будет просто бесценно.

Съёмка портрета с одним источником света

Виды источников света

Оборудование для павильонной фотосъемки

— Портретная тарелка. Благодаря конструктивной особенности «портретной тарелки” свет получается одновременно сконцентрированным и мягким. Именно поэтому эту насадку используют при съемке портретов. Также эффект «портретной тарелки” можно дополнять сотами или софт-насадками.

Рефлекторы. Одна из наиболее часто применяющихся насадок при студийной съемке – это рефлектор, позволяющий ограничить световой поток по углу распространения и концентрировать его в нужном направлении. Рефлекторы бывают различных типов — стандартные, фоновые, рассеивающие и зонтичные. Зонтичные рефлекторы используются при съемке вместе с зонтами, и их главная задача заключается в том, чтобы направить отраженный свет на рабочую поверхность зонта. Фоновые рефлекторы помогают фотографу равномерно осветить задний план, а рассеивающие рефлекторы, напоминающие спутниковые «тарелки, необходимы для того, чтобы жесткий свет от импульсной вспышки не попадал на снимаемый объект. Кроме того, сегодня на рынке представлены и разнообразные параболические рефлекторы, которые используются для ограничения света под определенным углом.

Софт-боксы. Конструкция софт-бокса состоит из легкого металлического каркаса, который обтягивается плотной тканью. Причем внутренняя часть ткани (металлизированный слой) принимает форму, заданную ею каркасом, и становится, по сути, рефлектором, отражающим световой поток на четырехугольный экран-диффузор. Таким экраном-диффузором является специальный кусок ткани, которая хорошо рассеивает свет, но при этом практически не влияет на его спектральный состав. Достаточно часто софт-боксы применяются в студийной съемке для создания рисующего и заполняющего света, а также для получения равномерного мягкого освещения снимаемого объекта.

Длинные софт-боксы, длина которых в несколько раз превышает ширину, называют стрип-боксами, которые чаще всего используются для освещения моделей в полный рост, а также при съемке крупных предметов. Стрип-боксы (или их еще называют стрипы) отлично подходят для создания длинных и узких бликов на отражающих поверхностях. Окто-боксы — это восьмиугольные софт-боксы большого диаметра. Используются в качестве рисующего света для групповых портретов. В портретной и предметной съемках дают круглую форму бликов в глазах моделей или на глянцевых предметах.

Тубусы и соты. Среди других насадок на осветительное оборудование, применяемых в студийной съемке, можно отметить тубусы и соты. Тубусы представляют собой насадки конической формы, позволяющие ограничивать световой поток до узкого, направленного пучка света. С помощью такой насадки фотограф может выделить светом нужную деталь, расставить определенные акценты. Соты – это насадки с мелкоячеистой структурой, помогающие создавать пучок света, состоящий из практически параллельных лучей.

Источники постоянного света. Помимо импульсных осветителей, в студийной фотосъемке могут использоваться и источники постоянного света. Источники постоянного света часто задействуются при предметной съемке, когда традиционные импульсные вспышки за время длительности импульса не могут обеспечить фотографу создание нормальной экспозиции. Также источники постоянного света применяются для более точной оценки распределения света, теней и бликов при выстраивании кадра, что при использовании обычных импульсных осветителей иногда бывает сделать проблематично. Многие профессиональные фотографы вообще считают, что источники постоянного света предпочтительнее, чем импульсные осветители при портретной съемке.

Стойки предназначены для крепления различного оборудования, расположения его в студии и выставления по высоте. Журавль — стойка с краном и грузилом для установки осветительных приборов, разработан таким образом, чтобы удерживать любой вес, в том числе софт-боксы и окто-боксы.

Другое оборудование. Набор аппаратуры, применяемой в условиях профессиональной фотостудии, очень широк. К примеру, те же вентиляторы не только служат для охлаждения осветительного оборудования. Особые туннельные вентиляторы с регулируемой мощностью вращения помогают сделать так, чтобы на снимке волосы модели развивались, а ее одежда трепетала под дуновением ветра. Работа с осветительным оборудованием требует его синхронизации с камерой. Для этого, в частности, используется так называемый ИК-пускатель, который крепится на место внешней вспышки фотоаппарата. ИК-пускатель осуществляет синхронизацию работы осветительного оборудования и камеры через инфракрасный импульс, гарантируя, тем самым, что открытие затвора камеры и световой импульс произойдут одновременно. Синхронизация может осуществляться и по проводам, либо посредством радиоприемника, подключаемого к источнику света (передатчик, соответственно, подключается к камере).

Для студийной съемки фотографу потребуется и хорошая оптика. В частности, для предметной съемки понадобится макро объектив, позволяющий снимать с очень близкой дистанции и отличается максимальной резкостью и детализацией. Съемка в студийных условиях также позволяет фотографу создавать поистине уникальные условия с объемными атмосферными декорациями и задымленностью. Для этой цели в студии используется генератор дыма, которая дает возможность создавать в помещении туман нужной плотности, выступающий в качестве фона.

Только грамотно подобранная студийная аппаратура открывает перед фотографом широкое поле для всевозможных творческих экспериментов, воплощения его замыслов и эффектов профессиональной фотосъемки. В условиях студии можно организовать самые разнообразные схемы освещения, обеспечить создание тумана или ветра. Нужно только уметь работать с разнообразным фотооборудованием и осветительной техникой.

Photoshop, Фото, Фотобанк

Домашний портрет с одним источником света

Многие из тех, кто читал мои статьи, могут вспомнить, что я, когда начинал свой фотобизнес, делал фактически домашние портреты для национальной фотографической компании. Работа на одну из подобных фирм была и остается хорошим способом набраться опыта в съемке портретов. Возвращаясь в те дни, всё что требовалось, это зеркальная камера, несколько объективов, штатив и умение делать хорошие портреты. Иметь портативный комплект света, несколько скримов, переносный фон было полезно, но компания была готова продать вам эти дополнения за разумную цену, если их не было. Это было хорошим способом начать, поскольку компания занималась продажами, готовила съемку, а вам нужно было только вовремя появиться, установить оборудование и сделать снимки. Потом пленка передавалась фирме для обработки. Мир стал цифровым, но эти компании будут оставаться хорошим тренингом для талантливых любителей, начинающих портретный бизнес.

Джордж Истман однажды сказал: «Свет делает фотографию. Восхищайтесь светом. Любуйтесь им. Любите его. Но прежде всего, знайте свет. Знайте все, что способны с ним сделать, и вы будете знать ключ к фотографии.» Это одна из важнейших вещей, которые я изучил, занимаясь домашними портретами. Я освоил использование студийных осветителей. Я научился управлять и манипулировать ими.

Первое, что я делал, прибыв в дом клиента, это выяснял, как же он хочет выглядеть на законченном портрете. Будет ли портрет рисовать человека в мягком романтическом свете? Или он хочет предстать твердым и серьезным? Некоторые пожилые люди хотят, чтобы их сфотографировали как строгих патриархов семьи. Ответ на такие вопросы определяет, как установить свет, какие модификаторы будут использованы и каким образом. Прежде чем идти дальше, я советую вам перечитать первые шесть частей этой серии статей. Хорошая мысль периодически повторять то, что уже изучили, поскольку в этом руководстве каждая часть строится на других.

Теперь, когда мы знаем желаемый результат съемки, нужно решить, как расположить источники света, чтобы получить этот эффект. Цель этого урока — научить делать отличные портреты, используя только один источник, но то, что вы изучите, применимо и для схем с несколькими источниками.

Положение источника света

Угол основного света относительно объекта съемки определяет характер светового эффекта. Размер источника относительно объекта определяет мягкость или жесткость. Чем ближе мы придвинем источник к объекту, тем больше станет его относительный размер, и мягче освещение. Чем дальше отодвинем, тем меньше будет относительный размер и жестче свет. Мы можем также использовать модификаторы для дальнейшего изменения эффекта.

Заполнение теней и создание заполняющего света

Имея один источник, мы можем направить на объект свет только с одного направления. Правильно?— Нет! Это общая ошибка мышления большинства начинающих фотографов-портретистов. В дни, когда только начинал снимать домашние портреты, я учился использовать светлые стены, чтобы создавать отраженный заполняющий свет. Я узнавал, как управлять яркостью заполняющего света, перемещая модель ближе или дальше от стены. У меня было тогда мало денег, и мне пришлось научиться делать отражатели из обычных бытовых предметов, вроде картонок и алюминиевой фольги, чтобы сэкономить немного долларов. Я расскажу об этом в отдельной статье, но всё же рекомендую, если позволяет ваш бюджет, купить несколько готовых отражателей. Вы будете выглядеть более профессионально.

Освещение фона

Фон может быть освещен за счет размещения скрима между осветителем и моделью. Как вы помните, скрим — полупрозрачная панель, рассеивающая свет, прежде чем он достигнет объекта съемки. Дополнительный эффект его применения — ослабление света, падающего на модель, следовательно она будет темнее. Скомпенсировав это увеличением экспозиции, мы получим осветленный фон.

Настройки камеры и баланс белого

Я упоминал в статье о балансе белого и цветовой температуре, что нужно отключать автоматический выбор баланса белого. Камера в режиме AWB (Automatic White Balance = автоматический ББ) делает много забавных вещей под светом студийных вспышек. В результате вы можете получить причудливую расцветку снимков. И вот почему. В студийные импульсные осветители встроены «моделирующие лампы», используемые фотографом при расстановке света, чтобы избежать ненужных теней, бликов и т.д. В качестве моделирующих используются лампы накаливания, имеющие гораздо более низкую цветовую температуру, чем импульсные, воспроизводящие спектр дневного света. С включенным AWB камера выставит баланс по теплому моделирующему свету, в результате снимок будет иметь сильный сине-голубой оттенок. Подобное происходило в былые времена, если мы пытались снимать без корректирующего фильтра при дневном свете камерой, в которую заряжена пленка для съемки в помещении. Итак, нам нужно вместо AWB вручную включить баланс белого для вспышки («Flash»).

Большинство базовых студийных схем освещения для портретной съемки требуют установки ключевого источника света под углом 45° к объекту (см. схему).

Рисующий (key light) источник — это всегда наиболее сильный, не важно, сколько всего источников используется. Для портрета с одним источником он размещается под углом 45° к лицу модели и чуть выше ее, так что свет направлен под небольшим углом вниз. Рисующий свет создает настроение портрета. Вы можете добавлять другие источники: заполняющий свет, фоновый, контровой для подсветки волос и т.д., но рисующий должен всегда быть под 45° и чуть выше головы. Причина этого в том, что 45° — угол, идеальный для моделирования формы человеческого лица. Термин «моделирование» здесь обозначает изображение трехмерности объекта за счет света. Объем будет потерян, если источник света находится на камере, поскольку получится плоское освещение, не создающее теней на лице.

Если используется заполняющий свет, он должен быть настроен первым. Это должен быть большой источник с софтбоксом или зонтом, расположенный за камерой. Заполняющий источник мягко заливает светом объект, чтобы смягчить тени, создаваемые ключевым источником. При правильной настройке заполняющий свет не должен быть явно виден в результирующем изображении. Он должен быть слабее рисующего на 1-1,5 стопа. Если вы только начинаете заниматься студийной фотографией и еще не обзавелись экспонометром, можете воспользоваться встроенным в камеру. Просто переключите ее в точечный режим замера. Изучив свое оборудование, вы сможете делать правильные настройки и вообще без реальных замеров света. Удобнее всего хранить записи всех когда-либо сделанных настроек в карманном блокноте. Зарисовывайте ваши световые схемы с указанием всех параметров.

Контровой свет отделяет модель от фона, добавив сияния волосам. Он устанавливается с той же стороны, что и ключевой. Контровой осветитель должен быть расположен позади рисующего также под углом 45° к объекту. Мощность его зависит от цвета волос модели: чем темнее волосы, тем ярче нужен свет. Используется осветитель с дверцами, снутом (тубусом) или гридом («сотами» из множества тонких трубочек), чтобы ограничить росплеск света. Для начала выставьте мощность контрового источника такой же как у рисующего, а затем, в зависимости от потребности, увеличивайте или уменьшайте.

Фоновый источник размещается за объектом и направляется непосредственно на фон, чтобы создать круговое пятно света за плечами модели. Задача фонового света — отделить модель от фона и привлечь внимание к ее лицу. Мощность фонового источника связана с цветом фона, так же как контрового — с цветом волос. Начинайте с мощности, совпадающей с рисующим светом, а затем увеличивайте по необходимости.

Несколько основных советов по настроке света для вашего первого студийного портрета

  1. Установите камеру на штатив и настройте его высоту так, чтобы она оказалась на уровне груди модели.
  2. Проверьте «кошачий блеск» в глазах модели. Эти блики создает рисующий свет, так что их можно использовать как удобный инструмент контроля правильности установки основного источника.
  3. Настраивайте положение и мощность студийных источников поочередно. При этом должны быть отключены все, кроме того, который настраивается.

Источник статьи: Руководство по портретной фотографии, Джерри Уолч (Jerry Walch)

Ссылка на основную публикацию