Шевеленка и как с ней бороться | Foto-kadr.ru

Шевеленка и как с ней бороться

Проблема шевеленки и как с ней бороться

Шевеленка или отсутствие резкости кадра – одна из наиболее распространенных проблем при фотосъемке. Искажение изображения может случиться вследствие колебания камеры, условий недостаточной освещенности или неправильных установок работы фотооборудования при осуществлении съемки. С проблемой шевеленки время от времени сталкиваются не только начинающие фотографы, но и профессионалы.

К сожалению, смазанные, не резкие кадры — это худшее, что может случиться с фотографиями. Ведь смазанность фотоизображения уже практически невозможно исправить в процессе обработки в графических редакторах. Поэтому снимки с шевеленкой в большинстве случаев приходится просто выбрасывать. Чтобы этого не случилось, необходимо иметь представление о тех способах, которые позволяют избежать смазанности кадра, особенно когда приходится фотографировать с длинными выдержками.

Причины проявления шевеленки

Итак, шевеленка («смаз», «сдергивание») – это дефект фотоизображения, при котором проявляется нечеткость картинки. Существует несколько основных причин возникновения шевеленки на снимке. Первая из них заключается в том, что руки человека, держащего фотоаппарат, постоянно совершают определенные микродвижения, практически не видимые глазу. Если для человека эти колебания незначительны и совершенно незаметны при съемке, то цифровая камера тут же улавливает такие движения. Свет, попадающий на матрицу фотоаппарата, не успевает зафиксироваться по время экспонирования кадра, что и приводит к шевеленке.

Дрожание камеры (большое расстояние)

Дрожание камеры во время фотосъемки также может быть вызвано случайным порывом ветра во время экспонирования кадра или сам фотограф может находиться в этот момент на каком-либо нестабильном, движущемся основании (например, на палубе судна или в автомобиле). Зачастую вибрация камеры возникает из-за слишком резкого нажатия кнопки спуска затвора. Наконец, и сам механизм камеры может способствовать появлению в кадре шевеленки. В частности, в зеркальных аппаратах используется зеркало, которое может сильно хлопать перед срабатыванием затвора.

Недостаток света

Другая распространенная причина шевеленки – это условия недостаточной освещенности. Здесь действует простое правило: чем меньше света, тем больше вероятность того, что изображение получится смазанным. Чем дольше выдержка, тем более заметной будет эта смазанность на снимке. Кроме того, эффект шевеленки может проявляться при съемке движущихся объектов, когда за время экспонирования кадра снимаемой объект перемещается и, как следствие, на фото мы можем видеть только ощутимую размытость.

Способы борьбы с шевеленкой

Бороться с шевеленкой и смазанностью фотоизображения можно следующими способами:

— Уменьшение колебаний камеры

Конечно, самый простой способ избежать дрожания камеры при съемке – это использовать штатив. Применение штатива во многих случаях позволяет забыть о такой проблеме, как шевеленка. Если нет возможности использовать штатив, то зафиксировать фотоаппарат при съемке можно и другими техническими способами. Например, используя для этого различные опоры – деревья, автомобили или заборы, к которым можно прижать фотоаппарат. Камеру можно поставить на любую поверхность и, тем самым, добиться получения более четких кадров. В лесу это может быть обычный пенек. Можно даже просто поставить камеру на землю, в результате чего снимки могут получиться не только резкими, но и довольно необычными. При этом регулировать угол наклона фотокамеры можно подручными средствами – крышкой от объектива или маленьким камешком.

Чтобы исключить возникновение шевеленки от воздействия рук фотографа при нажатии на кнопку спуска (даже при установленном на штатив фотоаппарате), можно воспользоваться различными вариантами бесконтактного спуска. Это и спусковой тросик, и дистанционное управление спуском затвора при помощи специального пульта, либо посредством подключения к компьютеру.

Впрочем, не всегда есть возможность носить с собой штатив или монопод. А потому фотографу имеет смысл улучшить свою технику съемки с рук. Нужно научиться правильно держать фотоаппарат в руках, тем самым, увеличивая диапазон «безопасных» выдержек. При съемке с рук Вы должны надежно держать камеру, локти следует прижимать к туловищу. В процессе визирования через видоискатель стоит как можно крепче прижать камеру к голове, то есть к носу или ко лбу.

Держите фотоаппарат одной рукой под объективом, другой за грип справа. Локти желательно упереть прямо в грудную клетку – чем ближе локти к груди, тем меньше вероятность возникновения шевеленки. При этом лучше всего найти какую-нибудь опору, чтобы придать более устойчивое положение Вашему телу и руке, непосредственно удерживающей камеру. Например, прислониться к ближайшему дереву или стене.

Другой вариант – использовать Ваши собственные коленки в роли своеобразного небольшого штатива. Для этого достаточно лишь расположить один из локтей на коленке. Также можно держать фотокамеру как автомат, то есть положить ее на сгиб левого локтя. Такой вариант, конечно, более сложный, поскольку держать камеру в таком положении длительное время будет довольно трудно.

Имейте в виду, что вероятность проявления смазанности изображения повышается с уменьшением веса самого фотоаппарата. Более громоздкие, профессиональные зеркальные фотоаппараты будут более устойчивыми в процессе съемки, а потому они обеспечивают меньшую вероятность возникновения шевеленки. В процессе совершенствования своей техники съемки с рук не забывайте и о правильном дыхании – перед нажатием на кнопку спуска стоит затаить дыхание и снимать уже на выдохе.

Кстати, само нажатие на кнопку спуска должно быть аккуратным, не торопитесь, не допускайте резких рывков и нажимайте на кнопку спуска максимально плавно. Лучше снимать сериями, поскольку во время съемки сериями Вы уже занимаете неподвижное положение, нажав на кнопку, и впоследствии один или несколько снимков из серии обязательно будут более четкими и резкими, чем остальные. Постоянная практика поможет Вам натренировать хват Ваших рук и свои действия при съемке, чтобы обеспечить более надежную фиксацию фотоаппарата.

Снизить влияние шевеленки на фотоизображение поможет уменьшение выдержки, поскольку, как уже отмечалось, чем дольше выдержка, тем более заметной становится смазанность изображения. В частности, на выдержках дольше 1/60 очень часто наблюдается шевеленка. Согласно классическому правилу в фотографии, значение выдержки следует выбирать таким образом, чтобы ее знаменатель был не меньше значения фокусного расстояния объектива. Соответственно, для разных фокусных расстояний следует подбирать соответствующее значение выдержки. Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм выдержка должна быть короче 1/50 секунды. Чтобы добиться наилучшего эффекта, уменьшение выдержки можно сочетать с увеличением диафрагмы и/или повышением светочувствительности ISO.

По возможности следует отказаться от применения телеобъективов, либо обязательно использовать вместе с ними штатив. Дело в том, что увеличение фокусного расстояния способствует увеличению шевеленки и искажению перспективы. Поэтому без штатива здесь точно не обойтись.

Увеличение диафрагмы также может способствовать уменьшению вероятности появления шевеленки в кадре. Однако нужно не забывать о том, что увеличение диафрагмы обеспечивает и резкое сокращение ГРИП, вследствие чего при съемке Вы можете получить резкий край предмета, а его продолжение окажется размытым. При открытой диафрагме у многих объективов возникают проблемы с четкостью. Да и далеко не каждый объектив способен действительно широко открывать диафрагму. По этим причинам увеличение диафрагмы, как способ избавиться от шевеленки, необходимо применять аккуратно. Желательно в сочетании с другими способами.

— Увеличение светочувствительности ISO

Увеличение чувствительности ISO автоматически сократит выдержку. Во многих случаях это поможет сделать более четкие, резкие кадры в ситуации, когда при съемке невозможно задействовать штатив. Однако помните, что на высоких значениях ISO появляется другая проблема – цифровой шум. Таким образом, повышение светочувствительности ведет к увеличению цифрового шума. Хорошие цифровые фотокамеры позволяют поднимать ISO без заметного возрастания шума, чего не скажешь об обычных «мыльницах».

— Используйте стабилизатор изображения

Производители фототехники борются с проблемой шевеленки техническими средствами. Они стараются помочь фотографу, встраивая в свои камеры или оптику устройства электронной и оптической стабилизации изображения. Сегодня такими устройствами, призванными компенсировать небольшие движения фотоаппарата, оснащаются даже бюджетные модели камер. Безусловно, полностью побороть шевеленку с их помощью не удастся, однако использование встроенных механизмов стабилизации изображения все-таки помогает уменьшить мелкие колебания и обеспечить получение более качественных фотоснимков. Эффективная система стабилизации изображения может увеличивать «безопасную» выдержку на 2 – 3 ступени.

— Применение светосильной оптики и вспышки

При съемке в условиях недостаточного освещения лучше использовать светосильную оптику. Конечно, такие объективы стоят дорого, но они позволяют широко открывать диафрагму, чтобы на чувствительную матрицу при экспонировании кадра попало как можно больше света. Применение дополнительного освещения (вспышки или светогенератора) обеспечит больше света, что даст Вам возможность уменьшить выдержку, даже если объект съемки находится в движении. От использования простой встроенной вспышки, впрочем, следует отказаться, поскольку она может «убить» весь объем фотографии, сделав изображение более плоским.

Использовать все перечисленные способы борьбы с шевеленкой нужно с умом, порой комбинируя их для достижения оптимального результата. От шевеленки нельзя избавиться окончательно и на самом деле большинство фотографий имеют те или иные характерные признаки смазанности. Задача фотографа состоит только в том, чтобы контролировать эффект смазанности. В ряде случаев шевеленку можно использовать в эстетических и художественных целях. Например, не секрет, что смазанность объекта съемки может во многих случаях лучше и выразительнее передать динамику его движения на фотографии.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

Шевеленка и как с ней бороться

Шевеленка проявляет себя, когда вы снимаете с рук (без штатива) на относительно длинных выдержках. Крайне неприятное явление, которое выражается в смазывании изображения по всему кадру. Исправить это невозможно ни в одном фоторедакторе, поэтому такой кадр лучше сразу удалить, чтобы в дальнейшем не портить себе настроение, если он случайно попадется вам на глаза. Но бороться с шевеленкой можно, причем довольно успешно.

Сначала давайте разберемся, в каких случаях возникает шевеленка. Если вы читали статью про выдержку фотоаппарата, то понимаете, что ее появление зависит собственно от самой выдержки и фокусного расстояния объектива. При любых сотрясениях или перемещениях фотоаппарата изображение может смазаться, причем весьма специфическим образом.

Чаще всего шевеленка появляется при нажатии на спуск фотоаппарата. Это просто болезнь начинающих фотолюбителей. Незафиксированный фотоаппарат получает толчок вниз и в кадре образуется несколько изображений одного и того же предмета в разных положениях, а иногда еще и с поворотом. Часто это возникает даже когда фотоаппарат закреплен на штативе, поэтому рекомендуется использовать пульт дистанционного управления или спусковой тросик.

Другой вид шевеленки связан с плавающими движениями фотокамеры при ее удержании на весу. Весь кадр при этом как бы расплывается и теряет четкость очертаний предметов. Нет нужды говорить, что в обоих случаях снимок безнадежно испорчен.

Существует эмпирическое правило, помогающее выбрать выдержку для исключения шевеленки. Согласно этому правилу, при фотографировании с рук выдержка должна быть не длиннее значения фокусного расстояния фотоаппарата в миллиметрах. Иными словами, если выбранный объектив имеет фокус (или зум), например, 50 мм, то выдержка должна быть меньше 1/50 сек.

Хорошее правило, но что делать в случаях, когда света недостаточно, приходится снимать на длинных выдержках, а у вас нет возможности использовать штатив? Здесь вам помогут следующие рекомендации:

  1. Займите устойчивое положение, широко расставьте ноги;
  2. Заблаговременно положите палец на спусковую кнопку, спуск затвора производите как можно более плавным движением. Напрашивается аналогия с работой снайпера, многие, наверное, смотрели такие фильмы;
  3. Второй рукой фотоаппарат лучше удерживать за объектив. Так вы надежнее сможете зафиксировать положение оптической оси объектива;
  4. Фотоаппарат держите как можно крепче, если в нем есть видоискатель прямого визирования, то фотокамеру лучше прижать ко лбу;
  5. Во время нажатия на спуск затвора постарайтесь задержать дыхание. Учтите, что даже сердечные сокращения и циркуляция крови в некоторых случаях могут вызвать шевеленку;
  6. Локти прижмите к туловищу;
  7. Если имеется такая возможность, всегда старайтесь использовать посторонние предметы для фиксации фотоаппарата. Прислоните его к дереву, поставьте на спинку стула, обопритесь локтями на стол. В некоторых случаях эти несложные действия могут полностью устранить шевеленку;
  8. При съемке из автомобиля или поезда ни в коем случае не прислоняйте фотоаппарат к вибрирующим частям транспортного средства, старайтесь компенсировать вибрации и перемещения на неровностях дороги;
  9. Даже при использовании штатива очень внимательно отнеситесь к его установке. Проехавший автомобиль может вызвать вибрации, предающиеся фотоаппарату, а снимок будет испорчен.

Конечно, полностью исключить шевеленку при длинных выдержках снимая с рук довольно сложно, и желательно использовать штатив. Но в некоторых жизненных ситуациях эти простые правила могут здорово выручить, и позволят получить редкий кадр вполне приемлемого качества. А что может быть большей наградой для настоящего фотографа!

Шевеленка и как с ней бороться

Роберт Капа говорил, что Рука фотографа должна немного дрожать. Он считает, что резкие снимки выглядят постановочно. Только слегка размытый, динамичный снимок говорит о том, что фотограф находился в гуще событий.

Наверняка каждый сталкивался со съемкой в ночное время. Когда солнце садится освещенность резко уменьшается и для создания нормального кадра нужно либо использовать вспышку, либо увеличивать выдержку. Использование вспышки не всегда оправданно. При съемке пейзажа она не поможет, а если вы фотографируете шумную компанию друзей, то снимки могут получиться плоскими. Увеличивая выдержку, неминуемо появляется шевеленка. Руки фотографа дрожат, объекты в кадре тоже не стоят на месте. Это вызывает смазанность на снимках.

Шевелёнкой называется дефект при съемке, который вызывается движением фотоаппарата во время экспонирования. Также можно встретить названия «смаз», «сдёргивание», «стряхивание».

Так как же можно бороться с шевеленкой?

1. Шевеленка не появляется при короткой выдержке. Для компенсации экспозиции можно увеличить ISO или открыть диафрагму. Это несколько ограничит возможность настроек, но такой вариант более предпочтителен, чем смазанное изображение.

2. Как выбрать выдержку? Всё зависит от конкретных условий. Спорт обычно снимают на очень маленькой выдержке, но как быть, если наименьшее допустимое значение не известно? Самое распространенное правило говорит о том, что снимать нужно с выдержкой, которая не превышает обратную величину фокусного расстояния объектива в миллиметрах. Для 50мм выдержка должна быть где-то 1/45-1/60 сек., для 300мм — 1/350-1/500. Современные системы стабилизации, устанавливаемые в фотоаппаратах и объективах, позволяют отодвинуть этот порог на целых четыре ступени.

3. Появление шевеленки также может быть следствием масштабирования при съемке. Съемка макро с рук при плохом освещении вероятнее всего будет сопровождаться сильной шевеленкой. Снимая макро объективом 100мм, выдержка должна быть порядка 1/180-1/250 сек. Для компенсации придется открывать диафрагму, а ГРИП для макро очень важна.

4. Старые камеры грешили мощным толчком при спуске затвора. Много времени прошло с тех пор и производители используют облегченные зеркала и электронный спуск, а не механический, однако толчок может дать фотограф, при нажатии на кнопку. При выдержке от 1/8 до 10 сек. рекомендуется использовать предварительный подъем зеркала, дистанционный спуск или спуск по таймеру. Это позволит перестраховаться. При выдержке более 10 сек. шевеление вначале экспонирования будет практически незаметно.

5. Если съемка на грани возможностей неизбежна, то тут может помочь правильный обхват камеры. Левая рука должна поддерживать объектив снизу. Правой рукой нужно прочно держать камеру за ухват и обе руки должны быть прижаты к туловищу. Локти не должны торчать в стороны, а ноги нужно удобно поставить примерно на ширине плеч. Также можно постараться найти опору. Можно прислониться к стене или дереву. Локти можно поставить на перила или другую поверхность. При фотографировании с низкого ракурса можно лечь на землю и упереться в неё локтями. Фотографируя выше описанными способами лучше делать серию из нескольких кадров.

6. Фотографируя на улице можно использовать штатив. Часто возможность использования штатива отсутствует, и тогда можно прибегнуть к помощи монопода или прочих самодельных приспособлений. Для разового использования хорошо подойдет палка или ветка подходящего размера. Также можно воспользоваться веревкой, которая одним концом закреплена на камере, а второй коней удерживается петлей, накинутой на ступню.

7. Снимая со штатива при лампах накаливания можно воспользоваться электрическим реле. При открытии затвора в полной темноте реле включит лампы, а потом выключит их.

Никогда нельзя забывать о шевеленке. Положительным эффект шевеленки можно считать только в том случае, если автор преднамеренно задумал некий сюжет, который должен выражаться таким способом. Во всех остальных случаях это явление губит хорошие фотографии.

ШЕВЕЛЕНКА и КАК С НЕЙ БОРОТЬСЯ

Шевеленка — отсутствие резкости кадра, нечеткость изображения, смазанность. Это один из наиболее распространенных фотографических дефектов. К сожалению, это худшее, что может случиться с фотографиями — их уже практически невозможно исправить в процессе обработки в графических редакторах. Такие снимки приходится просто выбрасывать.

Неправильно подобранные параметры съемки. Движущийся объект (кот) получился «смазанным» . Причина — большое фокусном расстоянии объектива и очень длинная выдержка.

С проблемой шевеленки очень часто сталкиваются начинающие фотографы. Поэтому необходимо иметь представление о тех способах, которые позволяют избежать смазанности кадра. Искажение изображения может случиться из-за:

  • колебания камеры;
  • недостаточной освещенности;
  • неправильных установок работы фотооборудования при осуществлении съёмки.

Колебания камеры — как их уменьшить?

Руки фотографа постоянно совершают определенные, нами не видимые и практически не ощущаемые, микродвижения. Если для человеческого глаза эти колебания незначительны и совершенно незаметны, то при съемке цифровая камера тут же улавливает такие движения. Свет, попадающий на матрицу фотоаппарата по время экспонирования кадра, не успевает зафиксироваться, что и приводит к шевеленке.

Дрожание камеры также может быть вызвано случайным порывом ветра во время съемки или сам фотограф может находиться на каком-либо нестабильном движущемся основании (например, на палубе судна или в автомобиле). Нередко вибрация камеры возникает из-за слишком резкого нажатия кнопки спуска затвора.

Наконец, и сам механизм камеры может способствовать появлению в кадре шевеленки. В частности, в зеркальных аппаратах используется зеркало, которое хлопает перед срабатыванием затвора. Чтобы избежать этого, в большинстве зеркалок есть функция предварительного подъема зеркала. Суть его состоит в том, что при первом нажатии кнопки спуска поднимается зеркало, а при втором — происходит съемка. Но, по правде говоря, шевеленку от поднятия зеркала можно увидеть только при сильном увеличении фотографии или при печати на большом формате полотна.

Самый простой способ избежать дрожания камеры при съемке и забыть, что такое шевеленка – это использовать штатив или монопод. Если нет возможности использовать штатив, то необходимо зафиксировать фотоаппарат при съемке другими способами:

  • прижать фотоаппарат к различным опорам – дерево, автомобиль, забор и т.д.
  • поставить на любую поверхность, как вариант — обычный пень или камень (если вы в парке или в лесу). А если просто поставить камеру на землю, то снимки могут получиться и довольно необычными. Регулировать угол наклона фотокамеры можно любыми подручными средствами – маленьким камешком или крышкой от объектива.

Чтобы исключить дрожание камеры при нажатии на кнопку спуска (даже при установленном на штатив фотоаппарате), можно воспользоваться различными вариантами бесконтактного спуска. При помощи спускового тросика или дистанционного управления спуском затвора при помощи специального пульта, либо посредством подключения к компьютеру или мобильному телефону. Многие современные камеры уже снабжены WiFi и производители предлагают бесплатные приложения для различных мобильных систем (Android, IOS) с функцией дистанционного управления своимим продуктами.

К сожалению, не всегда есть возможность носить с собой штатив или монопод, да и не всегда есть возможность воспользоваться дистанционным спуском затвора, поэтому фотографу необходимо улучшить свою технику съемки с рук. Если мы умеем правильно держать фотоаппарат в руках, то увеличиваем диапазон «безопасных» выдержек.

Кроме колебаний камеры, есть еще одна довольно распространенная причина шевеленки – это условия недостаточной освещенности.

Чем меньше света, тем больше вероятность того, что изображение получится смазанным. Количество света, которое попадает на матрицу или светочувствительную поверхность контролируется тремя настройками: выдержка, диафрагма, светочувствительность (ISO). Поэтому, бороться с шевеленкой и смазанностью фотоизображения можно регулируя эти настройки – давайте рассмотрим как:

1. Уменьшение выдержки. Снизить влияние шевеленки на фотоизображение поможет уменьшение выдержки, поскольку, чем дольше выдержка, тем более заметной становится смазанность изображения. Запомните, что знаменатель значения выдержки должен быть несколько больше, чем значение фокусного расстояния объектива. При увеличении фокусного расстояния безопасная выдержка пропорционально сокращается. Поэтому, для разных фокусных расстояний следует подбирать соответствующее значение выдержки. Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 mm выдержка должна быть более 1/50 секунды, а если же у вас фокусное расстояние в 200 mm, то выдержку можно поставить больше 1/200. Уменьшение выдержки можно и нужно сочетать с увеличением диафрагмы и/или повышением ISO, чтобы добиться наилучшего эффекта.

Изображение снято «с рук» в условиях низкой освещенности. Ни поднятие ISO, ни уменьшенная выдержка, ни открытая диафрагма, все равно не смогли исправить картину. Видно, что фото нерезкое, в том числе и из-за колебания камеры.

2. Увеличение диафрагмы. Увеличение диафрагмы также может способствовать уменьшению вероятности появления шевеленки в кадре. Необходимо однако помнить о том, что увеличение диафрагмы обеспечивает и резкое уменьшение ГРИП, вследствие чего при съемке Вы можете получить часть предмета в резкости, а его продолжение окажется размытым.

3. Увеличение светочувствительности (ISO). Во многих случаях это поможет сделать более четкие, резкие кадры в ситуации, когда при съемке невозможно задействовать штатив. Однако помните, что на высоких значениях ISO появляется другая проблема – цифровой шум. Повышение светочувствительности ведет к усилению цифрового шума. Правда, фотоиндустрия за последние несколько лет сделала существенный технологический прорыв, и современные зеркальные и беззеркальные цифровые фотокамеры с большими матрицами позволяют поднимать ISO без заметного возрастания шума, до высоких значений — ISO6400 и даже ISO12800.

4. Применение светосильной оптики и осветительного оборудования. При съемке в условиях недостаточного освещения можно — использовать светосильную оптику (оптика, с максимально возможными значениями диафрагмы от F/2,8 и более — F/2, F/1,7, F/1,4, F/1,2, например). Такие объективы недешевы, но они позволяют широко открывать диафрагму, чтобы на чувствительную матрицу при экспонировании кадра попало как можно больше света. Также, можно использовать дополнительное освещение (вспышки или светогенераторы), которые обеспечат больше света, что даст Вам возможность уменьшить выдержку, даже если объект съемки находится в движении.

Также стоит упомянуть, что производители / разработчики фототехники тоже проводят исследования и внедряют технологии, помогающие бороться с проблемой шевеленки техническими средствами. Они встраивают в свои камеры или оптику устройства электронной и оптической стабилизации изображения, которые помогают уменьшить мелкие колебания и обеспечить получение более качественных фотоснимков. Сегодня такими устройствами, призванными компенсировать небольшие движения фотоаппарата, оснащаются даже бюджетные модели камер. Эффективная система стабилизации изображения может увеличивать «безопасную» выдержку на 2–3 стопа.

Изображение снято «с рук» в условиях низкой освещенности. Встроенный в объектив стабилизатор изображения и значительное поднятие ISO смогли несколько исправить картину, но все равно — недостаточнго. Видно, что фото нерезкое.

Для борьбы с шевеленкой используются все перечисленные выше способы, которые комбинируются для достижения оптимального результата. Задача фотографа состоит только в том, чтобы контролировать эффект смазанности. В ряде случаев шевеленку можно использовать и в эстетических и художественных целях. Например, смазанность объекта съемки может лучше и выразительнее передать динамику его движения на фотографии.

Как избавиться от шевеленки

Убираем дрожание рук

Главной проблемой при фотографировании с рук является дрожание этих самых рук. Руки дрожат, даже если они у Вас железные, все равно может получиться смазанная картинка при коротких выдержках. Бороться с дрожанием рук можно несколькими способами:

  1. Начать заниматься тяжелой атлетикой и подкачаться чтобы крепче держать камеру.
  2. Установить камеру на штатив
  3. Установить камеру на другую устойчивую поверхность
  4. Сгруппироваться и опереться об устойчивую поверхность, при этом можно снимать серией, чтобы повысить шансы удачного кадра.
  5. Все же включить вспышку
  6. Воспользоваться дорогим объективом или камерой со стабилизатором.
  7. И самое интересное — просто уменьшить выдержку

Так как времени на атлетику, денег на штатив и внешнюю вспышку, точно так же как и устойчивой поверхности — нет, то придетсяэкспериментировать с выдержкой. Чтобы получить хороший резкий снимок без смаза — нужно снимать на коротких выдержках. Чем короче выдержка — тем будет большая вероятность, что при съемок с рук будет резкий кадр.

Как сделать выдержку короче?

Есть всего два способа. Первый — открыть максимально диафрагму. Чем больше диафрагма — тем короче выдержка. За диафрагму отвечает число F на фотоаппарате. И открыть диафрагму означает понизить число F. Например снимаете на F5.6, чтобы уменьшить выдержку нужно открыть диафрагму, например до F3.5, при этом выдержка автоматически уменьшиться где-то в 2-3 раза. Если не знаете как открыть диафрагму, найдите режим приоритета диафрагмы на фотоаппарате, обычно он называется A или AV (aperture value) либо просто почитайте инструкцию. Если Вы достигли максимума и диафрагмы все равно не хватает, стоит подумать про светосильный объектив.

Второй способ — повысить ISO. Чем выше ISO, тем короче выдержка будет и тем проще будет получить удачный кадр. Обычно ISOизменяется в меню камеры. На компактных цифровых камерах (на мыльницах) я не рекомендую поднимать ISO выше 800. На продвинутых зеркальных камерах можно ставить ISO по вкусу. Более детально про подводные камни ISO в моей статье как настроить ISO.

Какая максимальная выдержка допустима? Золотое правило:

Есть прекрасное золотое правило. Снимать с рук нужно на выдержках, числовое значение которых должно быть больше эффективного фокусного расстояния объектива. Выдержка обычно измеряется в долях секунд. Например, выдержка 1/10с говорит о том, что камера делает снимок в течении одной десятой секунды. Точно так же, 1/1250 говорит, что выдержка очень короткая и происходит снимок всего за одну тысяча двести пятидесятую долю секунды. При такой короткой выдержке никакое дрожание рук не помеха. Так вот, если у Вас объектив с фокусным расстоянием Хмм, то снимать нужно на выдержка не длиннее 1/Х. Пример, если у Вас объектив 50мм, то снимать нужно не длиннее 1/50с, обычно стандартные выдержки короче 1/50с это 1/60, 1/80, 1/100 и т. д. И также не забывайте про кроп фактор.

Что такое шевеленка и как от нее избавиться

Начинающие фотографы часто интересуются, что такое шевеленка, и как с ней бороться. Так принято называть смазанность или нечеткость фотографии. Возникает она по разным причинам – от недостатка освещения до дрожания рук фотографа. Существует несколько способов не допустить появления шевеленки (смаза) и даже улучшить кадр пост обработкой, если он несильно размыт. В течении статьи мы разберемся в том, что такое шевеленка и как от нее избавиться

От чего зависит шевеленка

Нередко нас настигает печаль, когда самый интересный кадр со всей съемки оказывается со “смазом”. Особенно, если это репортаж и событие невозможно повторить. Размытые кадры получаются по трем основным причинам:

  • из-за колебаний фотоаппарата;
  • из-за недостаточного количества света;
  • из-за неправильной настройки фотокамеры.

Человек – не робот, поэтому даже крепко держа фотоаппарат, он совершает незаметные глазу движения. При этом техника реагирует на них. Из-за колебаний световой поток, действующий на матрицу при экспонировании кадра, не успевает зафиксироваться. Итог – смазанный снимок. Также вибрация фотоаппарата может возникнуть из-за резкого порыва ветра, грубого нажатия на кнопку спуска, нахождения фотографа в движущемся объекте. Например, в автомобиле. Даже механизм фотоаппарата может спровоцировать смазанность кадра. Например, при перемещении зеркала в зеркальном фотоаппарате, что происходит перед самым срабатыванием затвора.

Как уменьшить шевеленку

Сделать снимки четкими помогут различные способы в различных ситуациях.

Как избавиться от последствий дрожания фотоаппарата

Лучше всего избавляют от смазанности моноподы или штативы. Установив на них фотокамеру, можно быть уверенными в четкости кадра. Если такого оборудования нет, или оно неуместно в конкретной ситуации, можно зафиксировать фотоаппарат другими методами:

  • Плотно прижать его к себе, а руки к телу;
  • Прислонить к ближайшим опорам: забору, автомобилю, дереву;
  • Поставить на подходящую поверхность: скамейку, окно, пенек.

Чтобы шевеленка не возникла от подъема зеркала, можно использовать функцию ее предварительного подъема. В таком случае зеркало поднимется при первом нажатии на спусковую кнопку, а при втором будет произведена съемка. Однако такой метод не всегда оправдан, так как шевеленка от поднятия зеркала очень незначительная. Она может быть заметна только при печати фотографии очень большого масштаба.

От нажатия на кнопку спуска затвора

Несколько средств помогают избежать нерезкости кадра от нажатия на спусковую кнопку. Это разные методы бесконтактного спуска:

  • спусковой тросик;
  • специальный пульт;
  • подключение к телефону или компьютеру.

Во многих современных фотоаппаратах есть возможность подключения к WiFi, а для мобильных гаджетов разработаны специальные приложения. Они позволяют управлять дистанционно процессами в фотокамере. Однако не всегда есть время и возможность воспользоваться штативом или дистанционным управлением фотоаппарата, поэтому надежнее всего научиться хорошо фиксировать камеру в руках, держать ее правильно.

При недостатке освещенности

Недостаток освещения очень часто приводит к смазанности снимков. И чем его меньше, тем больше шансов получить шевеленку. За поступление света в фотоаппарат отвечают светочувствительность (ISO) фотоаппарата, выдержка и диафрагма. Отрегулировав эти настройки, можно эффективно справляться с шевеленкой.

  • Уменьшение выдержки. Чем длиннее выдержка, тем более смазанным становится изображение. Важно, чтобы знаменатель выдержки был немного больше, чем фокусное расстояние до объекта (чем выше знаменатель, тем короче выдержка). Чем больше фокусное расстояние, тем короче должна быть выдержка. Например, снимая на «полтинник» (фокусное расстояние 50 мм), нужно указывать выдержку не меньше 1/50 секунды. При фокусном расстоянии 200 мм, выдержка должна быть не меньше 1/200 секунды. Уменьшая выдержку, нужно увеличивать показатели диафрагмы и светочувствительности.
  • Открытие диафрагмы. Шевеленку можно победить, увеличивая значения диафрагмы. Однако стоит учитывать, что чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости снимка. Для портрета будет вполне нормальным, если изображение человека будет резким, а фон размыт. Но при съемке пейзажа такой способ не подойдет.
  • Увеличение значений ISO. Если настройка выдержки и диафрагмы не спасла ситуацию и света по-прежнему мало, можно увеличить светочувствительность. Такой способ подойдет даже для ночной съемки, при самом минимальном освещении. Однако профессионалы советуют не злоупотреблять им и использовать только тогда, когда другие средства оказались бессильны. Или же поднимать ISO не до максимальных значений. Дело в том, что при высоких ISO на снимках появляется цифровой шум. Это разноцветные или монохромные точки, которые значительно снижают качество фотографии. К счастью, производители фотоаппаратов совершенствуют технику и с каждым годом рабочее ISO становится все выше. Некоторые модели позволяют использовать светочувствительность 6400 и даже 12800 без особой потери качества.

Также в борьбе со смазанностью помогут: дополнительное осветительное оборудование и светосильные объективы.

В качестве дополнительного освещения можно использовать внешние вспышки, светогенераторы и другие устройства, которые увеличат количество света и позволят качественно снять на свой фотоаппарат даже движущиеся объекты.

К светосильным объективам зеркальных фотоаппаратов относятся те, в которых максимально открытая диафрагма доходит до значений не меньше 2,8. Идеальный вариант, оптика с диафрагмой от 1,4. Эти светосильные объективы дают возможность попадать на матрицу большему количеству света. Как правило, они дорого стоят, но выручают во многих ситуациях и дают красивое размытие заднего фона (боке).

Производители также помогают фотографам бороться с шевеленкой. Большинство современных моделей фотоаппаратов и объективов оснащают стабилизаторами изображения. Они уменьшают мелкую вибрацию фотокамер, усиливая четкость снимков. Причем речь не только о топовых камерах, но и о бюджетных моделях. Стабилизаторы изображения бывают оптическими и электронными. Благодаря их работе «безопасная» выдержка продляется на 2-3 стопа.

Постобработка

Можно ли убрать шевеленку в постобработке, на компьютере? Если кадр сильно размыт, его уже не спасти. Единственно правильное решение – смириться и удалить его, ну или притвориться, что это была изначально творческая задумка Однако, если шевеленка незначительная, можно воспользоваться графическими редакторами для попытки ее реанимирования.

Пример по устранению шевеленки при помощи растрового фоторедактора Adobe Photoshop. Понадобится выполнить по порядку следующие действия:

  1. Открыть нужное изображение.
  2. Создать дубликат слоя (нажав на клавиши Ctrl+J).
  3. Перейти в фильтр-усиление резкости-умная резкость.
  4. Откроется вкладка «Усиление резкости». Здесь необходимо выбрать подходящие к конкретному снимку настройки: эффект, радиус, уменьшение шума. Также можно улучшить качество фото выбрав, какое размытие стоит удалить: по Гауссу, при малой глубине или в движении.
  5. Перейти во вкладку «Тень» и при необходимости подкорректировать результат. В том числе можно ослабить полученный ранее эффект, если резкость стала слишком сильной.
  6. Закончив настройку, нажать на «ок».
  7. Чтобы цвет на фото остался таким же, как в исходнике, следует выбрать режим наложения для верхнего слоя «Яркость». Также можно уменьшить непрозрачность слоя, чтобы снизить полученную резкость.
  8. Готово, снимок частично спасен.

Шевеленка случается нередко, особенно в начале освоения фотоаппарата. Однако есть немало работающих способов избежать ее. Умело комбинируя их в зависимости от ситуации, можно добиться отличных кадров. Фотограф должен быть всегда начеку и при первых признаках губительной шевеленки внести нужные коррективы в настройку фотоаппарата – добавить света, сменить оптику или ракурс, включить стабилизатор изображения. А иногда шевеленка даже может быть полезной. Она помогает создавать художественные эффекты, передавая движение, например, в танце или на спортивных соревнованиях.

Шевелёнка — способы борьбы и творческое использование

Одной из самых частых причин по которой фотография отправляется в корзину является шевелёнка. Если вы не в курсе что это такое, то вот что нам говорит Википедия:

Шевелёнка — фотографический дефект, нечёткость изображения, вызванный движением объекта съёмки или аппарата при экспонировании.

Примеров этой самой шевелёнки пруд пруди, причем встречается она не только у начинающих фотографов, но и у вполне профессиональных. Справедливости ради стоит отметить, что далеко не всегда это плохо. Об этом мы подробнее поговорим в конце статьи.

Как минимизировать шевлёнку

На самом деле существует большое количество методов уменьшения влияния шевелёнки, рассмотрим основные из них.

  • Чаще всего шевелёнка вызвана долгой выдержкой. Существует негласное правило:”Чтобы избежать смаза на фото надо использовать выдержку не длиннее 1/(фокусное расстояние объектива с учётом кроп фактора). То есть на полнокадровом фотоаппарате с объективом 50мм выдержка должна быть 1/50 секунды и короче. Однако отмечу, что это спасёт только от смаза вызванного движением камеры, но не объекта. При съёмке людей я бы рекомендовал выдержку короче 1/100 секунды.
  • Для того чтобы правильно проэкспонировать кадр не повышая выдержку следует открывать диафрагму (светосильные объективы в помощь) или повышать ISO. Это тоже не всегда возможно из-за уменьшения глубины резкости и увеличения цифрового шума
  • Используйте дополнительное освещение, например вспышку. При съёмке в темных помещениях это чуть ли не единственный способ спастись от шевелёнки. Фокус в том что при использовании вспышка фактическая экспозиция происходит за время импульса, равный примерно 1/1000с. Поэтому крайне редко снимки со вспышкой получаются смазанные.

Напоследок скажу пару слов от том что далеко не всегда смаз это плохо. В некоторых случаях это позволяет передать движение, плюс такие фотографии ощущаются как более естественные, полные жизни. Лично я не против легко смаза и часто снимаю на выдержках 1/100 -1/125 с.

Кроме того есть особая техника съёмки движущихся объектов под названием съёмка с проводкой, подробнее о которой расскажу в другой раз.

Ещё один из вариант использования шевелёнки — творческие съёмки. Например в фэшн съёмках такое встречается сплошь и рядом. Даже пейзажные съёмки могут смотреться необычно, один из таких случаев я описал в этой статье.

На этом всё надеюсь статья вам понравилась и открыла глаза на некоторые аспекты съёмки. Обязательно делитесь с друзьями, ставьте огненный лайк и подписывайтесь на мой канал, всех благ и отличных кадров вам!

Ссылка на основную публикацию