Схемы света. Женский портрет | Foto-kadr.ru

Схемы света. Женский портрет

Особенности женского портрета в студии: схемы света

Привет, друзья! В этом материале, из цикла о студийной съемке для начинающих, я расскажу вам о женском портрете, почему для такого вида съемки можно использовать как мягкое, так и жесткое освещение (в отличие от портрета мужского), чего при съемке женщин делать крайне нежелательно и покажу не слишком сложные световые схемы для съемки женского портрета в студии, которые, я уверен, смогут освоить на практике даже новички.

Итак, фотографируя женщину, нам важно передать. что? Правильно, ее женственность! А еще природную красоту, нежность, чувственность, плавность линий тела, выразительность взгляда. Обязательно в фотографии раскрыть характер и индивидуальность — ведь нет на свете двух одинаковых женщин, впрочем, как и мужчин 🙂

Важно подчеркнуть то, что присуще именно этой женщине, на которую вы смотрите сквозь объектив видоискателя — в чем ее особенность? Это может быть застенчивость и скромность, а может быть эмоциональность, артистичность или даже крутой нрав и желание быть королевой в любой ситуации.

Найдите отправную точку. Что нужно для того, чтобы сделать естественный, натуральный и живой портрет? Расположить к себе модель. Когда между вами возникла доверительная обстановка, можно начинать съемку — так вам будет легче сообразить, в каком направлении двигаться при создании женского портрета.

Если вы читали предыдущую статью, в которой я рассказывал о специфике мужского портрета, то знаете, что залогом успеха такой съемки является использование жесткого света. Для женского портрета в большинстве случаев подходит мягкий свет, без резких переходов от света к тени, с низким контрастом. Почему? Именно мягкий, заполняющий свет подчеркнет все достоинства лица и тела, не акцентируя внимание зрителя на неровностях фактуры кожи — т.к. людей с идеальной кожей не очень много, это весьма важный аспект.

Также для съемки женского портрета может быть использован жесткий свет. Наибольшую популярность такой подход к съемке характерен для fashion-индустрии. Но в этом случае должна быть идея, замысел, оправдывающий использование жесткого света. А реализация выполнена безупречно.

Какие же подводные камни могут ожидать фотографа, который хочет использовать схему с рисующим светом? Да в общем-то «камень» только один, но весьма увесистый — это скользящий свет. Тот, который акцентирует внимание даже на малейших недостатках кожи. Поэтому, дорогие мои, если вы не уверены в своих силах на 100% — не рискуйте, используйте заполняющий свет. В противном случае вам наверняка придется запастись терпением, производя глубокую ретушь отснятых портретов с использованием неправильной схемы рисующего света.
Конечно, можно потратить время на поиски модели с безупречной фактурой кожи, на которую как и чем ни свети — всегда получится хороший результат. Но! Такие модели, как правило, на вес золота, бесплатно не позируют, да еще и постоянно заняты. Так что я советую первые свои шаги в студийной съемке женского портрета делать, используя мягкий свет.

Вот мы и подошли к светоформирующим насадкам на моноблоки, генерирующие заполняющее освещение в студии. Это насадки, оснащенные диффузными поверхностями: всевозможные софт-боксы и стрип-боксы, октобоксы, белые зонты на просвет. Но мало знать, какие из насадок формируют рассеянный свет, также нужно знать два простых правила: жесткость света зависит от расстояния до объекта съемки и от размера источника. Например, маленький портретный софт-бокс, стоящий на расстоянии 3 метра от модели, будет давать жесткий свет. А двухметровый октобокс в метре от модели — мягкий. И чем ближе мы будем двигать портретный софт-бокс к модели, тем более мягкий свет он будет нам давать, и соответственно, чем дальше двигается октобокс, тем более жесткий свет мы получим в результате.

Освоив эти принципы, можно не ограничиваться диффузными насадками, а поэкспериментировать с рефлекторами и портретной тарелкой — рисунок они дают отличный от диффузных насадок, а учитывая многообразие размеров и покрытия рефлекторов, дополнительных девайсов к ним — найти «свой свет» под конкретную задачу будет весьма увлекательным занятием.

Теперь пройдемся по световым схемам для съемки женского портрета в студии.


(сс) Michaлl Korchia

как это сделано:

Используется два источника света. Октобокс расположен чуть справа от модели. Высота стойки — на уровне лица. Рефлектор со шторками установлен сзади-слева от модели, высота около полутора метров, с помощью лепестков моделируется узкий луч контрового света, подсвечивая волосы и фигуру.


(сс) Sean McGrath

как это сделано:

В этой схеме используется также два источника света. Главный источник (дает более мощный импульс) — моноблок с насадкой софтбокс, он расположен перед моделью, свет направлен вниз под углом 45 градусов. Высота стойки порядка 2,5 метра. Октобокс расположен также фронтально, примерно в той же точке, что и софтбокс. Высота стойки с октобоксом — на уровне пояса модели, источник света направлен вверх под небольшим углом. Создается мягкий свето-теневой рисунок, равномерно освещающий лицо и фигуру модели. За счет больших размеров источников света и небольшого расстояния (порядка двух метров) между ними и фоном, происходит также равномерная засветка фона, с приятным виньетированием верхней части кадра.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В схеме задействован один источник света — стрип-бокс, установленный на небольшом расстоянии над головой модели, строго по центру, стрип-бокс развернут вдоль линии камера-модель. За счет такого положения стрип-бокса весьма удачно расставлены акценты — главный на лицо и второстепенный — на одежду. В итоге получилась минималистичная композиция, в которой на мой взгляд, нет ничего лишнего.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В этой схеме были использованы два источника света: портретная тарелка спереди, высота — чуть выше уровня глаз модели, и рефлектор за моделью на высоте около полутора метров, создающий контровой свет и засвечивающий развивающиеся волосы.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели.

Конечно это далеко не все световые схемы, используемые фотографами на практике для съемки женского портрета. Так как моя цель — познакомить начинающих фотографов с основами студийной съемки, в качестве примера я показал те схемы, которые, не требует большого количества источников света или навыков работы с насадками типа масок Гобо или линзы Френеля 🙂

Хочется верить, что для кого-то моя статья станет удачным стартом и уютной гаванью в бескрайнем океане возможностей студийной фотографии. Попутного вам ветра, дорогие друзья.

Схемы света. Женский портрет

Этот урок будет интересен тем, кто только начинает снимать людей в студии. Здесь описаны несколько возможных схем расстановки света – если в вашем распоряжении 1, 2, 3 или 4 источника.

Конечно же это — мягко говоря! 🙂 — неполное собрание различгых способов использования студийного освещения. Но по опыту проведения семинаров для начинающих — неплохая отправная точка для ваших собственных экспериментов.

1 источник света

Моноблок с рефлектором отнесен максимально далеко (насколько позволяет помещение) – чем дальше источник, тем жестче границы тени. За спиной у модели – белый фон или светлая стена. За счет того, что свет отражается от фона, теневая (правая) сторона не получается полностью проваленной в тень.

Ну и основная идея – поиграть с тенью на фоне, найти какой-либо рисунок, подчеркивающий сюжет той фотографии, которую вы собираетесь снять.

2 источника света

Два источника – конечно м аловато для изощренных световых схем. Но кое-что можно придумать и с ними.

Позади модели – черный или темно-серый фон. Модель стоит буквально вплотную к нему. Справа (с точки зрения фотографа) и чуть выше лица – маленький портретный софтбокс с сотовой накладкой (чтобы сделать пучок света более узким). Позади фотографа – большой софтбокс, выполняющий функцию заполняющего света.

Можно пожертвовать заполняющим светом, оставив на лице глубокие тени, но отделить модель от темного фона контровым светом с теневой стороны. Справа – маленький портретный софтбокс с сотой, слева позади модели – рефлектор с сотовой насадкой.

Модель находится довольно далеко от фона (2-3 метра. На него не попадает свет от моноблоков – т.е. его цвет и фактура не важны, задник в любом случае на фотографии получится черным.

А здесь (фото 4) использована портретная тарелка (спереди, в метре от лица модели, чуть выше уровня лица) и контровой свет рефлектора, установленного прямо позади модели.

Глубокую тень под носом и подбородком можно компенсировать установкой отражателя – горизонтально, на уровне груди модели (так он будет переотражать свет от тарелки в теневые области). Как это работает – можно увидеть на следующей фото 5 (на фото 4 отражатель не использовался).

3 источника света

Как и на предыдущем фото, основной свет на лице создает портретная тарелка (спереди, в метре от лица модели, чуть выше уровня лица). Установленные позади модели 2 небольших софтбокса создают контровой свет, выгодно очерчивающий скулы и плечи модели.

На уровне груди модели горизонтально установлен дисковый отражатель (при его отсутствии можно использовать любой светлый, не глянцевый материал размером от 60х60 см). Свет тарелки отражается и заполняет тени под подбородком.

4 источника света

С помощью четвертого источника можно окончательно довести до ума картинку, которая получилась с тремя моноблоками.

К свету, выставленному для предыдущего кадра, добавляется рефлектор с сотовой насадкой и синим гелевым фильтром. Направляя его на темный фон – получаем синее свечение из-за модели.

И напоследок совет.

  1. Выставляйте вначале единственный источник рисующего света (все остальные выключены) – это маленький софтбокс на фото 2, портретная тарелка на фото 4 и т.д.. Выставили, сделали кадр – убедились что мощность импульса выставлена корректно, пошли дальше.
  2. Затем продумайте и реализуйте заполнение теней – большой софтбокс на фото 2, отражатель на фото 5 и 6. Убедились что тени заполнены, при этом ваш заполняющий свет не перебил основной световой рисунок – пошли дальше.
  3. После этого, можно заняться акцентами – как, например, контровой прорисовкой с помощью софтбоксов или освещением фона на фото 6.

Выставляйте свет в данной последовательности, и будет вам счастье вам будет проще понимать как работают и какую функцию выполняют те или иные источники света, которые вы используете.

Схемы света. Женский портрет

Войти

Основы создания Бизнес Портрета. Три световые схемы.

Сфотографировать портрет человека легко и сложно одновременно.
Передать точное изображение человека, чтобы он был узнаваем и похож на себя просто. Но попробовать рассказать содержание человека, передать его внутреннюю суть, его уникальность и особенность – это действительно вызывает интерес и страсть к работе.
В последнем случае кроме знаний по постановке световых схем, требуется проявление личных качеств фотографа, которые помогут раскрыться человеку и рассказать о себе в одном только взгляде.
Заказчиками в данном случае выступила комманда бизнес-тренеров компании «Студии тренинга». Вот как результат нашей совместной работы выглядит у них сейчас на сайте.

СВЕТОВАЯ СХЕМА №1.

Начиная фотосъемку, в первую очередь я обращаю внимание на форму лица модели.

В зависимости от этого выбираю, какую световую схему буду выставлять.

Если форма лица вытянутая и остроугольная, тогда может подойти жесткий свет с резкими тенями, если лицо округлое или плоское, тогда мягкий свет более предпочтителен.

На это й фотографии использована схема из четырех световых источников.

Исходя из формы лица – округлая форма с выраженными скулами — я решил создать мягкое освещение, которое уберет возможные тени на скулах, подчеркнет женственность и красоту модели.

В фотостудии я стремлюсь воссоздать условия при солнечном свете. Для глаз привычно, когда солнце освещает предмет сверху вниз, а не наоборот. Поэтому источник рисующего света я установил выше глаз модели.

Второй прибор в этой схеме стоит позади модели и светит с левой стороны от нее. На него одет другой софт-бокс, его размер меньше, чем на первом приборе — 1 х 0,8 м.

Задача второго прибора сделать приятный для глаз блик на волосах и осветить левую часть головы. Этот источник с помощью софт-бокса помогает рисующему свету создать мягкое освещение.

Фотограф всегда должен помнить про естественное для глаз освещение. На небе одно светило, а значит в студии при использовании разных осветительных приборов, только один должен оставаться ведущим во всей световой схеме. Поэтому задача второго источника в этой схеме дополнить, а не соперничать с основным источником света.

Третий источник выполняет функцию заполняющего света, он сглаживает теневые участки на лице, которые еще остались после применения двух первых приборов света, и помогает создать мягкий переход от одной части лица к другой.

В данной схеме на третьем приборе я использовал октобокс, который расположил с правой стороны от себя и на расстоянии 2-3 м. впереди от модели.

Осталось разобраться с фоном. Четвертый источник я поставил на низкой стойке за моделью. В кадр он не попадается, модель полностью загораживает его, при этом свою задачу он выполняет превосходно – освещает фон ровно, градиент от яркого пятна в центре расходится плавно по всей площади. Это удалось сделать с помощью крупных сот, которые я одел на прибор. Задача любого фонового освещения отделить объект съемки от фона – она выполнена.

Холодно-серый цвет фона я решил изменить и закрепил на приборе моделирующий фильтр желтого оттенка. Идеально всего для такой работы подходит фильтр №184, телесный цвет которого перекликается с оттенком кожи модели.

Любая схема выстраивается от начала и до конца для каждого отдельного человека, характеристики света могут изменяться в зависимости от особенностей строения и цвета лица.

Применяя следующую световую схему, я отталкивался от овальной формы лица модели. Я хотел визуально вытянуть ее лицо, что получилось за счет бликов на щеках с обеих сторон, а также придать официальному бизнес портрету свежести и яркости за счет многообразия света на фотографии. При этом такое освещение остается для глаз наблюдателя естественным и привычным.

Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху над моделью на расстоянии 1 метра. Белая поверхность тарелки помогает смягчить жесткие тени на лице модели при этом остается характерное для портретной тарелки контрастное освещение.

Эффект от белой поверхности тарелки такой, что жесткий свет на модели немного смягчается в тенях.

Два других источника я расположил за моделью под небольшим к ней углом. Резкий жесткий свет от них смягчил мелкими сотами и диффузными панелями, роль которых прекрасно выполнили ширмы от раздевалок студии.

Подсветка фона, как и в предыдущей схеме, осуществляется с помощью одного прибора с крупными сотами, стоящего за спиной модели на низкой стойке. Корректирующий фильтр на источнике создает приятное для глаз цветное пятно на фоне, которое перекликается с оттенком кожи модели.

Заполняет тени, появившиеся на лице от применения портретной тарелки, прибор с октобоксом диаметром 1,5 м. Этот источник света я расположил за собой.

Во время фотосъемки я менял расположение портретной тарелки и изменял мощность октобокса, чтобы создать разные эффекты, находясь в рамках одной выстроенной схемы.

ОБОРУДОВАНИЕ.
5 приборов Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
2 рефлектора с мелкими сотами
2 диффузные панели
1 большой рефлектор с крупными сотами
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета

СВЕТОВАЯ СХЕМА №3.

Световая схема для мужчины немного отличается от схемы для женщины. В первом случае можно показать морщины, складки на лице, это только увеличит уважение и красоту модели, во втором случае наоборот важно уменьшить все дефекты кожи выставленным светом. Ниже мы рассмотрим световую схему жесткого света, которая подчеркивает мужественность и уверенность во взгляде мужчины.

Главный источник света, прибор с белой портретной тарелкой, находится сверху перед моделью на расстоянии 1 метра. Свет от него падает не только на модель, но и отражается от серебристого отражателя 1х2м, который находится на уровне пояса. Отражатель помогает осветить тени и сделать переход от светлого к темному участку на лице более ровным. В этом же ему помогает второй прибор с октобоксом, который находится за фотографом.

Третий источник светит на левую часть модели. В отличие от первой световой схемы на прибор одет не софт-бокс, а соты малого размера, которые позволяют сделать свет направленным и средней жесткости. Задача третьего источника подсветить волосы и создать небольшой блик с левой стороны лица. Так появляется объем.

Изначально, сфотографировав модель по предыдущей схеме, я убедился, что выгоднее для портретируемого будет развернуть его в противоположную сторону и осветить с другой стороны. Я поменяю освещение в зависимости от формы лица человека, соотношения его правой и левой части.

Я исключил из этой схемы источник с октобоксом, поскольку овальное лицо теряло свой объем при дополнительном заполняющем свете. В этом случае достаточно было света от отражателя, который смягчил тени, но оставил тень с левой стороны модели для объема портрета.

ОБОРУДОВАНИЕ.
3(4) прибора Hensel 500 Дж
Белая портретная тарелка
Октобокс 1,5 м
1 рефлектор с мелкими сотами
1 большой рефлектор с крупными сотами
Серебристый отражатель 1х2м
Корректирующий фильтр желтого цвета
Фон серого цвета

ОБРАБОТКА.
Изначально все фотографии прошли небольшую цветокоррекцию в Lightroom .

Затем в Adobe Photoshop были удалены все мелкие и крупные дефекты кожи – прыщики, покраснения. Естественные мимические складки у рта я оставил без изменения, немного приглушил яркость морщин у глаз с помощью прозрачности слоев.

Закончив с детальной обработкой, я перешел к общей работе с изображением.

Для женщин я применил фильтр Portretura , а в слоях уменьшил его прозрачность почти до естественного изображения. Далее повысил резкость с помощью фильтра High Pass , за счет увеличения фактуры кожи.

Для мужчин вместо фильтра Portretura я использовал фильтр Blur на отдельных участках кожи, которые явно требовали вмешательства, например, блики на лбу. Повышение резкости происходило выше описанным способом.

Кроме детальной ретуши и общей цветокоррекции, в задачу обработки входило объединить всех участников фотосъемки в одну цветовую гамму. Потребовалось перекрасить одежду в бордовый цвет – фирменный цвет компании.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ СТАТЬИ НА ДРУГИХ РЕСУРСАХ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ УКАЗАНИИ АВТОРСТВА И ССЫЛОК НА САЙТ И ЖЖ АВТОРА.

10 схем света для студийной фотосъёмки

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60×120 см и 30×180 см ( в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1

В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон — только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2

Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

Чтобы избежать паразитных засветок от фона, мы использовали стандартные рефлекторы. Между моноблоками и моделью установили белые панели.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3

Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30×180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4

Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита — моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился — достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5

В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6

В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7

Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8

В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Для заполнения кадра добавили отражатели справа от модели.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9

Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта ( ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10

В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный

Искусство построения схемы студийного освещения

Лично я — большой любитель схем освещения с одним источником света. Поэтому во всех съемках я стараюсь воссоздать схему освещения таким образом, чтобы сохранялся светотеневой рисунок от одного источника освещения (хотя на самом деле в схеме могжет быть до 6 источников). Если я провожу съемку для парикмахера-стилиста, очень важно, чтобы прическа была хорошо освещена. Когда же речь идет о бьюти съемке, в которой главное – макияж модели, то важно, чтобы свет хорошо заполнял лицо и при этом сохранялись все детали на коже. Аналогичные правила действуют в съемке для дизайнеров одежды или рекламной предметной съемке. Я всегда выполняю ожидания клиентов, и при этом не отклоняюсь от своего стиля съемки и довольно драматичной схемы освещения.

Объект съемки.

Прежде чем приступить к разговору об освещении, давайте поговорим о том, кого (что) вы снимаете и какая общая концепция съемки. Первым делом я всегда анализирую черты лица модели и особенности ее(его) внешности. Также перед съемкой я просматриваю интересные фотографии в поисках вдохновения, и предварительно согласовываю с клиентом то, как будет выглядеть освещение. Мы вместе выбираем одну примерную фотографию, которая служит основой для выставления схемы освещения. К ней добавляются изображения с примерным стилем макияжа (опора для визажиста), прически (для парикмахера), одежды (для стилиста) и общего стиля.

Общая идея съемки разрабатывается заранее, и именно концепция съемки является определяющим фактором при выборе насадки для рисующего (основного) источника света.

Рисующий свет (Key Light)

Основополагающий шаг в построении схемы освещения – это выставление основного, или рисующего источника света. Лично я в качестве рисующего света предпочитаю использовать мягкий свет, поэтому мой выбор насадок сводится к софтбоксу, октобоксу или портретной тарелке с диффузором (белым рассеивающим маетриалом). Я рекомендую для начала выставить мощность рисующего источника света на 1/2, и это будет служить неплохой отправной точкой. Как только вы подберете настройки мощности главного источника так, чтобы светотеневой рисунок соответствовал концепции съемки и общему настроению, можно считать, что половина дела сделана. Дальше останется добавить немного контраста и подчеркнуть контуры при помощи дополнительных источников освещения.

Контурный свет (Kick Light)

Я очень часто замечаю, что фотографы любят переборщить с контурным светом, добавляя полностью пересвеченные области по контуру, или используют абсолютно ужасный по качеству контровой свет. Очень часто проблема заключается в неправильном выборе насадки для источников контрового света.

Важно помнить, что выставляя схему освещения в студии, мы лишь пытаемся воссоздать естественную атмосферу при помощи освещения, и искусство кроется в мелочах. Поэтому используйте вспышки или моноблоки на небольшой мощности (дабы избежать пересветов), и поэтапно создавайте сбалансированную схему освещения.

Как только вы выставили основной (рисующий источник), нужно создать контраст. Это можно сделать несколькими способами. Самый простой и эффективный – это расположить второй источник освещения сзади за объектом съемки, напротив рисующего источника. При этом будет получаться контурная подсветка с теневой стороны лица и фигуры модели (на щеке, шее, плечах и т.д).

При съемке портрета в студии я обычно выбираю стрипбокс с сотами в качестве насадки на контурный (контровой) источник света, который ставлю напротив рисующего источника. При съемке бьюти портрета я частенько ставлю два источника со стрипбоксами сзади за моделью, чтобы получить мягкую контурную подсветку с обеих сторон, которая отлично подчеркивает объем и придает светимость коже.

Фоновый свет (Background Light)

Как только мы получили красивый свет на лице модели и хорошо отделили ее от фона, настало время добавить глубины и объема на фотографию. Если вы фотографируете на белом фоне или фоне яркого цвета, фоновая подсветка вам может и не понадобиться. Когда же я снимаю на темном фоне, я всегда добавляю пятно света на фон. Для фоновой подсветки я обычно использую источник с сотами 20° или 30°, или же цветные гели, которые подкрашивают свет. Иногда для фоновой подсветки очень удобно использовать обычную внешнюю вспышку, потому что она споосбна срабатывать на очень маленькой мощности (1/32-1/128) и давать узкий контролируемый пучок света (Zoom до 105-200 мм). Помните, что в искусстве выставления света важна каждая тонкость.

Заполняющий свет (Fill Light)

Когда на фотографии провалены тени, их довольно сложно вытащить без появления неприятных шумов. Так что проблема с тенями ничуть не лучше проблемы с пересвеченными бликами. Чтобы избежать дальнейших неприятностей с провалами в тенях, я советую использовать заполняющий свет. На мой взгляд именно заполняющий свет – это недостающая деталь в построении схемы освещения, которая завершает общую картину.

Многие фотографы ставят заполняющий источник света на низкой мощности с огромной рассеивающей насадкой (софтбокс или октобокс) позади себя, и таким образом равномерно подсвечивают (заполняют) весь кадр. Я же предпочитаю использовать заполняющий свет только в тех областях, которые в нем нуждаются. Слишком глубокие тени можно смягчить за счет добавления источника мягкого света на небольшой мощности, или белого отражателя (например, белой отражающей панели из пенопласта или пластика). Таким образом вы избежите излишнего контраста и проавлов в тенях, а заодно и сэкономите время на обработке.

Также многие фотографы добавляют заполняющий свет снизу под подбородком модели, особенно при съемке бьюти потретов для глянца. Или же заполняющий источник света располагают с противоположной стороны от рисующего света для получения более равномерного светотеневого рисунка на лице модели.

Несмотря на то что прожить можно и без заполняющего света, именно он создает разницу, когда дело доходит до по-настоящему профессиональной коммерческой фотографии. Поэтому не забывайте про заполняющий свет!

Подсветка волос (Hair Light)

Источник света, который служит исключительно для подсветки волос – это незаслуженно недооцененный элемент схемы студийного освещения. Дополнительная подсветка волос не только добавляет бликов и контраста, но может полностью изменить динамику фотографии. К сожалению, с подсветкой волос слишком легко перестараться и наделать ощибок.

Для подсветки волос сверху вам понадобится стойка-журавль, которая будет держать моноблок строго сверху над моделью. Не забудьте использовать противовес и устойчивые крепления для надежной фиксации стойки и моноблока.

Когда у вас уже полностью готова схема освещения с рисующим, контурным, заполняющим и фоновым светом, подсветка волос служит украшением, как вишенка на торте. Источник для подсветки волос должен располагаться сверху над головой модели и слегка сзади – светить на макушку, и при этом не попадать на лицо (ну и стойка и сам моноблок не должны залазить в кадр).

Я обычно начинаю с самой маленькой мощности и постепенно повышаю мощность, пока не добьюсь желаемого результата. Чтобы получить направленный пучок света исключительно для подсветки волос, рекомендую использовать насадку соты. Внимательно следите за бликами на волосах, потому что очень легко получить пересветы, слегка поменяв значение диафрагмы.

В следующий раз когда у вас будет возможность поэкспериментировать с освещением в студии, не поленитесь начать с малого и постепенно добавлять дополнительные источники освещения. Результат вас может удивить!

Перевод статьи фотографа Clay Cook

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА В СТУДИИ: СХЕМЫ СВЕТА

Воскресенье, 10 Января 2016 г. 21:51 + в цитатник

Итак, фотографируя женщину, нам важно передать. что? Правильно, ее женственность! А еще природную красоту, нежность, чувственность, плавность линий тела, выразительность взгляда. Обязательно в фотографии раскрыть характер и индивидуальность — ведь нет на свете двух одинаковых женщин, впрочем, как и мужчин 🙂

Важно подчеркнуть то, что присуще именно этой женщине, на которую вы смотрите сквозь объектив видоискателя — в чем ее особенность? Это может быть застенчивость и скромность, а может быть эмоциональность, артистичность или даже крутой нрав и желание быть королевой в любой ситуации.

Найдите отправную точку. Что нужно для того, чтобы сделать естественный, натуральный и живой портрет? Расположить к себе модель. Когда между вами возникла доверительная обстановка, можно начинать съемку — так вам будет легче сообразить, в каком направлении двигаться при создании женского портрета.

Если вы читали предыдущую статью, в которой я рассказывал о специфике мужского портрета, то знаете, что залогом успеха такой съемки является использование жесткого света. Для женского портрета в большинстве случаев подходит мягкий свет, без резких переходов от света к тени, с низким контрастом. Почему? Именно мягкий, заполняющий свет подчеркнет все достоинства лица и тела, не акцентируя внимание зрителя на неровностях фактуры кожи — т.к. людей с идеальной кожей не очень много, это весьма важный аспект.

Также для съемки женского портрета может быть использован жесткий свет. Наибольшую популярность такой подход к съемке характерен для fashion-индустрии. Но в этом случае должна быть идея, замысел, оправдывающий использование жесткого света. А реализация выполнена безупречно.

Какие же подводные камни могут ожидать фотографа, который хочет использовать схему с рисующим светом? Да в общем-то «камень» только один, но весьма увесистый — это скользящий свет. Тот, который акцентирует внимание даже на малейших недостатках кожи. Поэтому, дорогие мои, если вы не уверены в своих силах на 100% — не рискуйте, используйте заполняющий свет. В противном случае вам наверняка придется запастись терпением, производя глубокую ретушь отснятых портретов с использованием неправильной схемы рисующего света.
Конечно, можно потратить время на поиски модели с безупречной фактурой кожи, на которую как и чем ни свети — всегда получится хороший результат. Но! Такие модели, как правило, на вес золота, бесплатно не позируют, да еще и постоянно заняты. Так что я советую первые свои шаги в студийной съемке женского портрета делать, используя мягкий свет.

Вот мы и подошли к светоформирующим насадкам на моноблоки, генерирующие заполняющее освещение в студии. Это насадки, оснащенные диффузными поверхностями: всевозможные софт-боксы и стрип-боксы, октобоксы, белые зонты на просвет. Но мало знать, какие из насадок формируют рассеянный свет, также нужно знать два простых правила: жесткость света зависит от расстояния до объекта съемки и от размера источника. Например, маленький портретный софт-бокс, стоящий на расстоянии 3 метра от модели, будет давать жесткий свет. А двухметровый октобокс в метре от модели — мягкий. И чем ближе мы будем двигать портретный софт-бокс к модели, тем более мягкий свет он будет нам давать, и соответственно, чем дальше двигается октобокс, тем более жесткий свет мы получим в результате.

Освоив эти принципы, можно не ограничиваться диффузными насадками, а поэкспериментировать с рефлекторами и портретной тарелкой — рисунок они дают отличный от диффузных насадок, а учитывая многообразие размеров и покрытия рефлекторов, дополнительных девайсов к ним — найти «свой свет» под конкретную задачу будет весьма увлекательным занятием.

Теперь пройдемся по световым схемам для съемки женского портрета в студии.


(сс) Michaлl Korchia

как это сделано:

Используется два источника света. Октобокс расположен чуть справа от модели. Высота стойки — на уровне лица. Рефлектор со шторками установлен сзади-слева от модели, высота около полутора метров, с помощью лепестков моделируется узкий луч контрового света, подсвечивая волосы и фигуру.


(сс) Sean McGrath

как это сделано:

В этой схеме используется также два источника света. Главный источник (дает более мощный импульс) — моноблок с насадкой софтбокс, он расположен перед моделью, свет направлен вниз под углом 45 градусов. Высота стойки порядка 2,5 метра. Октобокс расположен также фронтально, примерно в той же точке, что и софтбокс. Высота стойки с октобоксом — на уровне пояса модели, источник света направлен вверх под небольшим углом. Создается мягкий свето-теневой рисунок, равномерно освещающий лицо и фигуру модели. За счет больших размеров источников света и небольшого расстояния (порядка двух метров) между ними и фоном, происходит также равномерная засветка фона, с приятным виньетированием верхней части кадра.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В схеме задействован один источник света — стрип-бокс, установленный на небольшом расстоянии над головой модели, строго по центру, стрип-бокс развернут вдоль линии камера-модель. За счет такого положения стрип-бокса весьма удачно расставлены акценты — главный на лицо и второстепенный — на одежду. В итоге получилась минималистичная композиция, в которой на мой взгляд, нет ничего лишнего.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

В этой схеме были использованы два источника света: портретная тарелка спереди, высота — чуть выше уровня глаз модели, и рефлектор за моделью на высоте около полутора метров, создающий контровой свет и засвечивающий развивающиеся волосы.


(сс) Yuri Hahhalev

как это сделано:

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели.

Конечно это далеко не все световые схемы, используемые фотографами на практике для съемки женского портрета. Так как моя цель — познакомить начинающих фотографов с основами студийной съемки, в качестве примера я показал те схемы, которые, не требует большого количества источников света или навыков работы с насадками типа масок Гобо или линзы Френеля 🙂

Урок портретной фотосъемки
с использованием оборудования Profoto

Журнал «Российское фото» совместно с компанией «Сивма-Фототехника» продолжает публиковать серию статей, посвященных осветительному фото- и видеооборудованию производства знаменитой шведской компании Profoto.
Сегодня известный фотограф, президент Гильдии рекламных фотографов Дмитрий Мухин рассказывает, как создать портрет с использованием моноблоков Profoto D1 и светоформирующих насадок Profoto.

Однажды я готовил методические материалы для своего авторского курса «Искусство фотопортрета», который читаю в Профото-клубе. Примерно в то же время у нас появились шесть новеньких симпатичных моноблоков D1 Air. Они, только что вынутые из своих коробочек, красовались на штативах в нашей школе-студии. И хотя я более 10 лет являюсь верным поклонником генераторного света, мне было сложно пройти мимо. Не понимаю, как это произошло и что повлияло на меня, но в итоге световые схемы нашего методического пособия было решено обкатывать на моноблоках Profoto. Так и появился материал для этой статьи.

Для начала попробую сделать стандартный портрет. Для этого я использую портретную тарелку, установленную слева от модели (фото 1, схема 1). Покрытие внутренней поверхности портретной тарелки Profoto бывает двух типов: металлизированное и белое, для различных эффектов освещения.

В нашем случае белое покрытие дает мягкий свет, что как нельзя лучше подходит для фотосъемки женского лица. Для подсветки теневых участков я использую два отражателя: снизу перед моделью и справа. Отражатели убрали глубокие тени, на лице присутствует легкий теневой градиент, переход света от наиболее освещенной левой стороны лица к правой достаточно мягок. Тень от кончика носа поместилась в границах носогубной линии.

Чтобы немного выделить лицо, я применяю более крупное кадрирование. В целом получившийся портрет отвечает стандартным требованиям и получается весьма интересным даже с использованием самой простой схемы построения света.

Заменив в описанной схеме портретную тарелку на октобокс 150 см (фото 2, схема 2) и сдвинув его левее по отношению к модели, я получаю мягкий, обволакивающий свет. При этом один источник света выполнил функции и рисующего, и контрового – за счет своего большого размера.

Два предыдущих портрета я сделал с использованием одного прибора и двух отражателей, меняя в них только светоформирующие насадки. Фотоснимки получились приличными, но не характерными: при данном освещении сделать такие было бы довольно затруднительно.

Однако, лишь заменив большой октобокс на узкий стрип с сотами для полноты управления световым пучком (фото 3, схема 3), передвинув прибор в положение «прямо перед моделью» и чуть его приподняв, мы получаем совершенно иной рисунок. При верхнем прямом расположении источника света отражатель с правой стороны от модели стал совершенно лишним. Оставив отражатель только перед моделью (для смягчения теней под глазами и подбородком), я получаю женский портрет с налетом некоторого драматизма.

Если источник рисующего света может за счет своего размера и расположения выполнять также функции контрового, то рассматривать схему с двумя источниками нет никакого смысла, разве что использовать второй источник для создания светового пятна на фоне.

Взгляд на снимке тяжелый – видимо, наступила первая стадия усталости.
Для того, чтобы немного отвлечь модель от съемки, я веду с ней непринужденный разговор, а сам в это время устанавливаю в кадре второй и третий источники света.

Поскольку в нашем распоряжении оказалось достаточное для любой фотосъемки количество осветительных приборов, предлагаю сразу перейти к использованию трех источников света. Такое изобилие позволяет осуществить любые фантазии.

Подсветка плеч визуально отрывает модель от фона, создавая объем. Это очень важно для небольших студий, где модель вынуждена располагаться вплотную к фону.

В качестве рисующего света я использую портретную тарелку с сотами. Соты на тарелке нужны для того, чтобы полностью исключить попадание света куда-либо, кроме лица модели (фото 4, схема 4). Второй источник используется как контровой, я располагаю его справа над моделью и использую для подсветки волос и плеч.

Поскольку соты на портретной тарелке отсекают попадание света на фон, его нужно подсветить отдельным источником с установленным стандартным зум-рефлектором и сотами. Регулируя размер сот (5, 10 либо 15 градусов), а также расстояние от источника света до фона, можно сформировать пятно света нужного размера и формы, направляя его либо прямо за модель, либо левее взгляда портретируемого человека. В этом случае пятно света на фоне будет неотъемлемой частью композиции кадра. В предыдущих схемах я, конечно, пытался совместить в одном источнике и рисующий, и контровой свет. Но, если есть возможность использовать их по отдельности, портрет от этого только выиграет.

Изменим светоформирующую насадку на рисующем источнике света. Вместо портретной тарелки снова установим большой октобокс. Октобоксы Profoto имеют внутри конструкции приспособления для создания переотражений света. В результате по всей поверхности получается невероятно ровный свет (фото 5, схема 5). Рисующий свет я располагаю впереди, слева от модели; контровой остается на своем месте – для подсветки волос.

Особенностью использования большого источника в качестве рисующего света является возникающее ощущение мягкость.

Свет от октобокса попадает и на фон, поэтому фоновый источник ставим прямо за моделью и добавляем мощности. Это создает на фоне затухающее световое пятно и превращает ровный фон в некий градиент.

Мягкость присутствует во всем: в светотеневом рисунке на лице, в мягких бликах глаз и снижении контраста, – в результате меняется настроение портрета, у девушки появляется особая романтичность. Можно сделать портрет еще более загадочным.

Вместо фона я устанавливаю за моделью большой источник света, направленный прямо в кадр. Этим источником может быть октобокс, или, как в нашем случае, натянутая на рамном каркасе светорассеивающая матовая пленка, сквозь которую и светит прибор (фото 6, схема 6). Эта конструкция выполняет функции солнца в кадре. Модель его перекрывает, но те места, куда попадает свет от «солнца», засвечиваются настолько интенсивно, что некоторые детали пропадают. Лицо модели сужается, контровой свет добавляет волосам блеска: его и так вполне достаточно, но лишний блик усиливает впечатление. Направленная прямо от фотографа портретная тарелка четко прорабатывает глаза.

Анализируя результаты, нетрудно прийти к выводу, что приборы D1 компании Profoto идеально подходят для работы с портретом в фотостудии любого размера.

Приличный портрет несложно сделать даже с одним источником света. Наличие же в студии большего количества приборов только расширяет возможности фотографа. Фирменная система Air, с помощью которой приборы D1 Profoto управляются на расстоянии, позволяет регулировать мощность каждого конкретного источника с синхронизатора, установленного на камере, что невероятно удобно в работе.

Ссылка на основную публикацию