Сферические панорамы | Foto-kadr.ru

Сферические панорамы

Что такое сферическая панорама?

Сферическая панорама (виртуальная панорама, 3D панорама) — один из видов панорамной фотографии. Предназначена в первую очередь для показа на компьютере (при помощи специального программного обеспечения).

В основе сферической панорамы лежит собранное из множества отдельных кадров изображение в сферической (эквидистантная, equirectangular, sphere) или кубической проекции. Характерной чертой сферических панорам является максимально возможный угол обзора пространства (360×180 градусов).

Одним из преимуществ просмотра 3д панорам по сравнению со обычными фотографиями является эффект присутствия. Создается впечатление, что лично побывал в запечатленном месте. С помощью сферических панорам можно «поприсутствовать» в местах, в которых никогда не бывал не отходя от компьютера.

Существует много возможностей применения сферических панорам. Это и создание на их основе виртуальных туров по красивым местам и достопримечательностям разных стран, музеям. Хорошим рекламным ходом, может быть использование 3D панорам для привлечения еще большего внимания к кафе, ресторанам, отелям. Просматривая такие панорамы на своем у посетителей появляется возможность виртуально побывать в этих местах.

Еще один из видов коммерческой деятельности, где можно использовать возможности сферических панорам, это сфера коммерческой и частной недвижимости. Риелторские агентства могут в более выгодном свете представить свои предложения в объявлениях о продаже или аренде недвижимости. Сферические панорамы объектов недвижимости будут еще одним доводом в пользу выбора клиента.

Сферическая панорама, эквидистантная проекция

Пример файла изображения сферической панорамы — в эквидистантной проекции. Соотношение сторон файла 2:1.

В связи с тем, что сферическая проекция вносит специфические искажения в изображение (особенно в верхней и нижней части), сферические панорамы практически никогда не демонстрируются в печатном виде или в виде обычного графического файла. Сайт Сферика.рф выполняет просмотр сферических панорам в эквидистантной проекции с использование технологий HTML технологий. У зрителя создаётся иллюзия присутствия внутри сферы, на внутреннюю поверхность которой «натянуто» изображение окружающего пространства. При этом оптические искажения (сферические аберрации) не видны.

Сборка сферической 3D панорамы

Сегодня существуют устройства (фотоаппараты, смартфоны, планшетные компьютеры), самостоятельно собирающие отснятые кадры в сферическую панораму. Однако для создания качественных панорам рекомендуется съемка на цифровой фотоаппарат с последующей склейкой отдельных кадров в специальных компьютерных программах. Выбор этих программ довольно широк:

  • Kolor Autopano
  • PTGui
  • Panorama Tools
  • Hugin
  • Autodesk Realviz Stitcher
  • PTAssembler
  • PTStitcher NG

Наиболее простой в использовании, по мнению автора, является программа для сборки панорам Kolor Autopano Pro. Оценить возможности программы можно скачав демо версию программы. А в этом десятиминутном видео на примере показана сборка сферической панорамы в эквидистантной проекции из шести фотографий сделанных с помощью объектива Fish Eye (при съемки с обычного фотоаппарата потребуется больше снимков).

Готовую сферическую панораму в эквидистантной проекции можно загружать на сайт Сферика.рф. Сферика.рф содержит инструменты управления просмотром, позволяющими изменять направление просмотра (вверх-вниз, вправо-влево), а также приближать или отдалять изображение. Благодаря всему этому зритель видит место где производилась съёмка так, как если бы находился там сам.

Кубическая проекция сферической панорамы

После сборки исходных фотографий в единое изображение сферическая панорама как правило представляет собой эквидистантную проекцию. Объемное изображение сферической панорамы как бы раскатано по плоскости. Эквидистантная проекция не интерактивна. В некоторых случаях для просмотра сферической 3Д панорамы на экране компьютера ее необходимо перевести в кубическую (VR) проекцию.

На сайте Сферика.рф вы можете перевести сферическую панораму в эквидистантной проекции в кубическую проекцию. Хотя, сайт сферика.рф можно использовать как бесплатный онлайн конвертер сферических 3D панорам из эквидистантной в кубическую проекцию, в первую очередь это бесплатный хостинг 3D панорам. Кроме того, заказчики 3D панорам смогут найти здесь фотографа исполнителя, который подготовит сферическую панораму, а фотографы могут найти здесь заказы на изготовление 3D панорам и виртуальных туров.

Начать работать со сферика.рф очень просто. Ознакомьтесь с небольшим видеороликом о том, как очень быстро и просто разместить интерактивную сферическую панораму на своем сайте.

Создаем круговую панораму за 5 простых шагов.

Легко и быстро, превратите ваши панорамы, в привлекательные, миниатюрные планеты, используя Photoshop или другой, ваш любимый графический редактор.

Панорамы являются одним из моих любимых способов, чтобы показать сцену. Они так интересны и подробны, что я советую обратить на них внимание. Этот не большёй совет добавляет дополнительную щепотку творчества, превращая стандартные панорамы в миниатюрные планеты, которые действительно имеют «вау» фактор.

Техническое название для этой техники является «стереографическая проекция», но не пугайтесь этого сложного слова, на деле, всё гораздо проще. В этом примере я буду использовать Photoshop, но вы можете использовать любой другой редактор, в том числе GIMP который является бесплатным.

Выбор подходящего фото.

Нам подойдет практически любая панорама, но есть моменты, которые улучшат конечный результат.

  • Угол обзора — 360 градусов панорамы, подойдёт лучше всего, потому что их края сливаются воедино. Более узкие углы тоже подойдут, но вам, возможно, потребуется сделать дополнительную работу, чтобы цвета и текстуры были одинаковы на краях панорамы и подходили друг к другу.
  • Ширина изображения — соотношение сторон ( ширина делённая на высоту) вашей фотографии влияют на гладкость вашей планеты. Более широкие изображения, как правило, производят более гладкие поверхности планеты, а более узкие панорамы могут дать большие изменения высоты. Оба варианта отлично смотрятся.
  • Небо — небо панорамы будет серьёзно искажено в конечном изображении. Ясное небо, как правило, производит лучший результат, хотя облака могут дать интересный растянутый эффект.
  • На первом — дно вашей фотографии будет сдавлено в пучок, чтобы сформировать центр планеты, а это может привести к некоторому искажению. Как и с небом, гладкие текстуры, такие как трава или песок выглядит лучше.
  • Горизонт — должен быть идеально выровнен, чтобы края сошлись аккуратно, баз ступенек. Если ваш снимок не подходит по этому параметру, то эго можно подправить в фото редакторе.

Вам может показаться, что в нашем деле много критериев, но попробовав, вы поймёте, что подойдут практически любые панорамы. Если у вас всё же остались сомнения, возьмите любую панораму, не попадающую под вышеупомянутые «правила», и попробуйте что получится. Результат может получиться интересным и не обычным, и в обычных условиях такого не получится. Так что не бойтесь экспериментировать.

Превращение планеты.

Нашли подходящее изображение? Хорошо. Время превратить его в планету.

1. Делаем квадрат изображения.
Для начала перейдём к размерам изображения. Переходим на вкладку >image «изображение». Выбираем размер изображения. В появившемся окне убираем галочку с «сохранить пропорции» и устанавливаем высоту в соответствии с шириной.

Эта процедура немного исказит вашу панораму, но не волнуйтесь так и должно быть.

2. Наносим на небо градиент.
Этот шаг не является обязательным, но без него, конечное изображение на углах может выглядеть деформированным и потянутым. Выберете инструмент градиент и установите на краях цвета соответствующие преобладающим цветам неба. Установите ползунок непрозрачности с левой стороны на 100%, а с правой поставьте на 0%.

Перетащите градиент от верхней части фото вниз набольшее расстояние, чтобы слать плавный переход к сплошному цвету.

3. Поверните фото с ног на голову
Переходим на вкладку изображение> поворот изображения на 180 °, чтобы перевернуть ваше изображение вверх ногами. Это гарантирует, что скручивание пройдёт правильно, когда мы будим превращать нашу панораму в планету.

4. Примените фильтр, полярных координат
Переходим к фильтрам> искажение> полярные координаты. В появившемся окне выберите параметр «Прямоугольный в Полярный» и жмём «ок».

Вуаля! Ваша панорама теперь свёрнута в круг и выглядит как маленькая планета, сфотографированная сверху, с помощью объектива рыбий глаз.

5. Последние штрих
Проверьте верхний центр вашего фото, он должен бать гладким, место соединения не должно быть видно. Здесь поможет штамп или восстанавливающая кисть.
Если вы предпочитаете свою планету, то самое время её создать. У вас могут остаться белые углы, но вы можете заполнить их тем же цветом, который вы использовали в градиенте. Повторно обрезаем вашу картинку, и всё готово.

Создание маленьких планет чрезвычайно легкое дело, вы поймёте это сразу как попробуете. В дальнейшем вы можете экспериментировать и получать необычные, интересные эффекты. Поэтому не думайте, что надо жёстко привязываться к вышеизложенным правилам. Если у вас получится что-то необычное и интересное, обязательно поделитесь этим в комментариях.

Примеры для вдохновения.

Вот несколько примеров, показывающих, что возможно, когда вы добавляете в эту технику немного творчества и фантазии.

Используйте фотографию различной местности, чтобы создать зубчатые эффект астероидов.

Поставьте здания везде, даже по центру, чтобы создать густонаселённую планету.

Снимайте панорамы ночью, чтобы получить эффект планеты плавающей в космическом пространстве.

Перейдите на шаг 3 чтобы сделать эффект будто вы лежите на земле и смотрите в небо.

Как научиться фотографировать с НУЛЯ?. Научитесь «выжимать» из своей фотокамеры ВСЕ.

«Цифровая «Зеркалка» для новичка, или как делать отличные фотографии. Уровень I

Секреты креативных фотографий для новичка. Приемы и хитрости фотосъемки. Уровень II

Изготовление сферической панорамы гуглокамерою

Три дня назад (16 апреля 2014 года) в Google Play было опубликовано приложение ранее доступное только для владельцев Nexus. Позавчера (17 апреля) я о нём прочёл на AndroidInsider.ru, скачал, попробовал изготовить сферическую панораму. Удалось.

Прежде всего скажу, что приложение (которое я для простоты стану называть гуглокамерою) устанавливается только на KitKat (Android 4.4). Вчера я пробовал установить его на одну из прошлогодних моделей Galaxy Tab, всё ещё работающих на Jelly Bean эта попытка окончилася неудачею. Однако на мобильник HTC One (даже на первую модель, а не нынешнего года) гуглокамера устанавливается невозбранно.

При запуске гуглокамера открывается на полный экран:

Слева появляется меню режимов фотовидеосъёмки, из которых я выбрал верхний («Photo Sphere»). Обратите внимание также в правом углу экрана (в верхнем углу при альбомной и в нижнем при портретной ориентации): шестерёнка эта служит для доступа к дополнительным настройкам. После выбора режима (или просто через секунду) меню прячется налево (откуда его в дальнейшем можно вытащить пальцем), а полупрозрачный тёмный фон меню исчезает, полностью открывая интерфейс сферического фотографирования.

Впрочем, и без того (на предыдущем скриншоте) вы можете видеть, что фоном для такого интерфейса является виртуальный состоящий из квадратных «плиток», углы которых показаны светлыми крестовидными отметками. Положение реагирует только на показания акселерометра, то есть он не вращается при поворотах устройства вокруг вертикальной оси, параллельной действию земного притяжения. Над полом располагается виртуальная на которой помещаются фотографии, из которых составлена будет сферическая панорама.

Изготовление отдельных фотографий происходит полуавтоматически по принципу, который поясняется подсказкою «для начала поместите точку в круг» («to start, keep dot inside circle»). В центре поля зрения находится которым необходимо «поймать» расположенные на параллелях сферы на равном расстоянии друг от друга (причём на экваторе сферы, который соответствует горизонту фотографа, таких точек побольше, а на остальных параллелях точек тем меньше, чем ближе параллель над головою у фотографа под ногами); моменты фотоаппарат, в точности нацеленный на очередную точку, делает фотоснимок.

Первая такая точка всегда располагается на экваторе и в том месте, где «линия взгляда» аппарата впервые пересекает экватор. После того, как первый снимок был сделан, гуглокамера рассчитывает, что остальные снимки будут сделаны в той же ориентации (портретной или альбомной) и расставляет соответствующее число точек на параллелях сферы; кроме того, фоновый «пол» начинает реагировать на вращение вокруг вертикальной оси; кроме того, именно точка первого снимка становится центральною в прямоугольнике, получающемся в конечном итоге — после развёртки сферы на плоскость.

Если устройство перекошено или если вы вращаете его слишком быстро (так что изображение смазывается), гуглокамера предупредит вас об этом. Вообще же я заметил, что снимок получается тем качественнее, чем медленнее подводить круг к точке, особенно в ночное время.

Точки на сфере можно «ловить на прицел» в различном порядке. Например, вон тот видеоролик Google Maps рекомендует двигаться по параллелям: сперва сделать полный круг вдоль горизонта, а затем ещё несколько кругов параллельно ему. Но я заметил, к своему сожалению, что при таком поведении очень сложно топтаться, стоя совершенно на одном и том же месте — а ведь шаг в сторону неизбежно чреват возникновением параллаксных искажений при стыковке соседствующих на сфере фотографий. Поэтому предпочитаю, напротив, сперва целиком пройтись вдоль одного «меридиана» (от горизонта к зениту и надиру, при необходимости уклоняясь в сторону для учёта неравного числа точек на соседних параллелях), и только затем повернуться и продолжить.

Прервать составление набора фотографий на сфере (и перейти к их автоматической стыковке) можно в любой момент (а не только тогда, когда сфера зафотографирована вся целиком). Если фотосфера не завершена, то все несфотографированные части её будут на итоговой фотопанораме чёрными. Ход стыковки отображается отображается (и в процентах, и ползущею полосою завершённости) на общесистемной панели уведомлений в Android.

Приведу для примера фотопанораму, изготовленную мною (и гуглокамерою) позавчера. Она полностью (360°×180°) изображает набережную Геленджика на закате недалеко от входа

Эта фотопанорама имеет размер 9728×4860 пикселов и занимает 5 914 774 байта. Видно, что автоматическая стыковка всюду удалась сносно, кроме на брусчатке и парапете набережной.

При просмотре поневоле приходится столкнуться с тем, что к нексусовской гуглокамере недостаёт нексусовского же просмотрщика сферических фотопанорам.

Виртуальные панорамы и 3d туры

Сферические 3D панорамы и виртуальные туры, использующие 360°х180° панорамную проекцию и интерактивное управление, это современная и эффективная форма презентации пространства. Основной средой для размещения виртуальных туров является интернет-пространство, однако 3d панорамы распространяются и на оффлайн носителях — диски с виртуальными экскурсиями по различным достопримечательностям, обучающими материалами и другими видами презентаций.

3D панорама (она же виртуальная, сферическая, круговая, кубическая панорама, 360 панорама) — это специальная фотография, охватывающая всё пространство вокруг одной определенной точки, на 360° горизонтально и 180° вертикально. Виртуальная панорама собирается из нескольких фотографий, снятых сверхширокоугольным объективом и объединенных с помощью специальных программ в одно бесшовное изображение, создающее впечатление Вашего присутствия в центре виртуальной 3d панорамы.

С помощью мыши или клавиатуры Вы можете просматривать пространство вокруг Вас, под и над Вами, приближать и удалять предметы и объекты, рассматривать детали или изучать общий план. В отличие от видеосъемки Вы не зависите от движения камеры, движение в пространстве находится полностью под Вашим контролем. Виртуальная 3D сферическая панорама может быть дополнена любым текстом, звуковым фоном, всплывающими картинками, видео роликом и т.д.

Управлять 3D панорамой очень просто. Левой кнопкой мыши Вы можете поворачивать изображение в требуемом направлении (кликнуть и держать). Для приближения или отдаления (zoom) достаточно покрутить колесико мыши. Управление панорамой на сенсорных экранах аналогично — поворот и зум изображения осуществляется прикосновением к экрану.

Примеры виртуальных туров

Виртуальный тур по хоккейному клубу Виртуальный тур по выставке Виртуальный тур по часовому заводу

Несколько сферических 3d панорам могут быть соединены друг с другом, таким образом создается виртуальный тур (также известный под именами — 3d тур, виртуальная экскурсия, виртуальная прогулка). Одним кликом на указатель в 3D панораме Вы совершаете настоящее путешествие, перемещаясь из одной панорамы в другую (например, из одной комнаты в другую) или даже на внешний веб-ресурс. Для лучшей ориентации посетителей виртуального тура 3D панорама может сопровождаться интерактивной картой с “радаром”, показывающим направление просмотра и угол обзора. Виртуальный тур идеально подходит для презентации зданий и интерьеров, экскурсий по городам и музеям и многого другого.

Для показа 3d виртуальных панорам и 3д туров не нужно устанавливать никаких дополнительный программ, достаточно иметь Интернет-браузер, поддерживающий стандарт HTML5, или Flash (читать подробнее о средствах просмотра сферических 3D панорам ). Сферические панорамы и виртуальные туры, созданные на современных движках, прекрасно отображаются не только на десктопных компьютерах, но и на большинстве мобильных устройств, что делает их доступными к просмотру максимальному количеству пользователей интернета.

Съёмка сферических панорам. Необходимое оборудование

В этой статье мы расскажем о необходимом оборудовании для съёмки сферических панорам с помощью зеркального или беззеркального фотоаппарата. Объясним почему то или иное оборудование важно в этом процессе.

Фотоаппарат

фото с сайта dpreview.com

Это самая простая часть нашей статьи. Потому что для съёмки сферических панорам можно использовать абсолютно любой зеркальный или беззеркальный фотоаппарат. Разница в использовании оных будет заключаться в физическом размере и разрешении матрицы фотоаппарата:

  1. Чем больше физический размер матрицы, тем меньше кадров нам понадобится, чтобы сделать необходимое количество кадров для сборки панорамы;
  2. Чем выше разрешение матрицы, тем выше будет разрешение собранной панорамы.

Оба этих утверждения справедливы при прочих равных условиях. На практике, меньший размер матрицы, как правило, компенсируется объективом с большим углом обзора.

Объектив

Основным параметром объектива является фокусное расстояние, от которого зависит угол обзора. Чем МЕНЬШЕ фокусное расстояние, тем больше угол обзора и тем МЕНЬШЕ кадров нам нужно сделать для того, чтобы охватить полную сферу вокруг себя.

фото с сайта mospano.ru

Как правило, для коммерческой съемки используют сверхширокоугольные объективы с фокусным расстоянием от 12 мм до 15 мм либо объективы типа «Рыбий глаз» («Fisheye», «Фишай») с фокусными расстояниям от 8 мм до 15 мм.

Не смотря на пересечение диапазонов фокусных расстояний, фишаи обладают гораздо большим углом обзора, а значит на съемку панорамы таким объективом нужно меньше кадров и времени.

Использование теле-объективов (фокусное расстояние больше 100 мм) приведет к тому, что для съемки панорамы может понадобится несколько сотен кадров. Зато такие панорамы будут иметь сверхвысокое разрешение.

Не смотря на то, что для панорамной съёмки можно использовать практически любой объектив, выбор объектива играет несомненно большую роль, чем выбор фотоаппарата. Во многом именно от качества и основных характеристик объектива зависит результат съёмки.

Стоит заметить, что, как правило, максимальное приближение панорамы в виртуальном туре соответствует 100% увеличению изображения. А при таком увеличении будут видны все изъяны объектива. Будь то недостаточная резкость, хроматические аберрации или «зайцы» от источников света. К сожалению, это не всегда легко и просто устраняется в графическом редакторе. Поэтому к выбору объектива стоит отнестись ответственно.

Панорамная головка

Панорамная головка — это устройство позиционирования, которое позволяет вращать фотоаппарат с объективом вокруг беспараллаксной точки объектива. Часто эту точку называют нодальной точкой объектива.

фото с сайта nodalninja.com

Вращение вокруг беспараллаксной точки объектива позволяет идеально совмещать отдельные кадры. Если же панорамная голова настроена неверно, но на панораме на границе кадров будут видны несостыковки. Особенно отчетливо они видны на прямых линиях (плинтуса, плитка, дверные косяки, окна и тд.).

Наличие несостыковок в панораме — это брак. Устранение несостыковок в графическом редакторе может занимать очень много времени и все равно не привести к идеальному результату.

Чаще остальных встречаются универсальные головки, которые позволяют снимать многорядные панорамы. Такие головки состоят для из трёх штанг и двух ротаторов. Панорамные головки могут быть роботизированы или приводиться в движение вручную.

Также встречаются более простые модели головок для однорядных панорам. Они менее универсальны еще и потому, что рассчитаны на конкретные модели объективов.

Описание различных конструкция панорамных головок — это тема для отдельной статьи. Но принцип действия у всех один и тот же — вращение объектива вокруг беспараллаксной точки.

Панорамная головка выбирается по трём параметрам:

  1. Размер штанг головки может быть разным и рассчитан под малые или больше фотоаппараты. Как правило производители пишут список поддерживаемых моделей фотоаппаратов;
  2. Диаметр нижнего ротатора не должен быть слишком большим и иметь сильно выпирающие части. Иначе будет осложнена съемка нижней части сферической панорамы — надира;
  3. Максимальный вес нагрузки головки должен быть меньше веса съемочного оборудования.

Как правильно настроить панорамную голову мы рассмотрим в следующей статье.

*В отдельных случаях можно обойтись без панорамной головы. Однако это касается только съемки на улице в хорошую погоду с использованием циркулярного фишая и никак не может быть принято за основной вид панорамной съемки.

Штативная головка или уровневая база

Штативная головка или уровневая база располагаются между штативом и панорамной головкой и служат для выравнивания горизонта.

фото с сайта acratech.net

Если для сферических панорам выровненный горизонт не являются обязательным условием. т.к горизонт можно задать во время сборки панорамы, то для цилиндрических панорам выравнивание горизонта необходимо. Потому что при выравнивании такой панорамы в специальном ПО, происходит усечение части изображения сверху и снизу.

Штативная головка или уровневая база выбирается по диаметру основания и максимальному весу оборудования. Как и в случае с панорамной головкой следует обратить на выпирающие элементы конструкции.

Штатив

Настройка панорамный головы может быть очень тонкой (вплоть до долей миллиметра), поэтому нужно быть уверенным, что съемочное оборудование будет неподвижным.

фото с сайта gitzo.com

Штатив подбирается исходя из веса всего съемочного оборудования, которое будет располагаться на нём. Причем паспортный максимальный вес загрузки штатива должен быть в 2-3 раза больше веса оборудования.

Особое внимание стоит обратить на способность штатива гасить вибрации, чтобы фотографии оставались резкими, а также на возможность установки разных наконечников ног штатива для разных типов поверхностей

Штатив может быть металлическим, карбоновым или деревянным. Вес штатива подбирается индивидуально.

Фототехника для съемки сферических панорам

Сферические панорамы — основа виртуального тура. Чем выше качество панорам, тем реалистичнее выглядит готовый продукт — виртуальный тур. Если зритель видит на экране своего компьютера или в очках виртуальной реальности картинку с низким разрешением, всю в «квадратиках» или в крапинках цифрового шума, он вряд ли ощутит эффект присутствия. А если в панораме присутствуют еще и видимые нестыковки, склейки, такой тур скорее может навредить репутации. Для получения наибольшего эффекта присутствия необходимо не только приложить усилия при съемке, но и иметь в своем распоряжении правильную фототехнику. В этой статье мы предлагаем обзор некоторых готовых решений для панорамной фотосъемки и покажем то, которое используем в своей работе.

Перед началом разговора предлагаем вам посмотреть виртуальный тур по музею А.С.Пушкина в селе Большое Болдино. Самым удачным вариантом просмотра будет использование очков виртуальной реальности и смартфона с экраном высокого разрешения. Понятно, что такие вещи есть пока далеко не у всех. Но со временем они будут столь же обычными, как простые сотовые телефоны, которые сейчас имеются почти у каждого. Нетрудно предугадать, что к тому времени масса образовательного и развлекательного контента в интернет будет представлено именно в виде виртуальной реальности.

Если пока нет VR-очков, посмотреть виртуальный тур можно на экране обычного компьютера. Эффект присутствия в интерьере при этом, конечно же, будет гораздо ниже, но главное мы все же увидим.

Обратите внимание на то, с какой четкостью передаются самые мельчайшие детали интерьеров, на отсутствие цифрового шума и склеек. Все это достигнуто исключительно за счет высококачественной съемочной техники. Давайте посмотрим, как вообще можно снимать сферические панорамы. Мы не будем утверждать, что какое-то решение хорошее, а какое-то плохое. Все зависит от того, какой результат необходимо получить на выходе.

Съемка 360-градусной панорамы в один клик

Сейчас на рынке уже появились относительно доступные по цене панорамные фото-, видеокамеры. Они имеют не один, а несколько объективов, каждый из которых «смотрит» в свой сектор сферы. Когда фотограф нажимает кнопку спуска, происходит одновременное фотографирование пространства вокруг сразу через все объективы. По сути, это несколько отдельных фотоаппаратов, делающих снимок одновременно.

Чтобы проиллюстрировать идею, предлагаем посмотреть на решение для панорамной съемки от фирмы Kolor:

Если присмотреться, можно разглядеть три экшн-камеры GoPro, каждая из которых направлена в свою сторону. На другой стороне этого «куба» — еще три камеры. Если сделать снимок всеми шестью камерами одновременно, то из полученных шести отдельных фотоснимков в специальной программе можно склеить сферическую панораму. Более того, такая матрица из шести камер GoPro позволяет снимать и сферическое видео, но это тема для отдельного разговора.

Данное предложение фирмы Kolor довольно дорогостоящее. Судите сами: шесть камер GoPro по 30 тысяч рублей каждая, шесть карт памяти, сам «куб» для монтажа всей системы — порядка 20 тысяч рублей. Даже если бы удалось найти какие-то компоненты этой системы «подешевле», все равно немалая стоимость комплекса была бы препятствием для широкого распространения решения на рынке. Обычно им пользовались профессиональные студии.

В настоящее время есть более доступные панорамные камеры. К примеру, панорамная фото-видеокамера Samsung Gear стоит порядка 10-12 тысяч рублей.

Если не гнаться за суперкачеством и не замахиваться на использование гаджета в профессиональных целях, то результаты ее работы могут считаться вполне удовлетворительными. Пользоваться камерой очень удобно: устанавливаем на штатив, синхронизируем со смартфоном по Bluetooth, уходим из поля зрения (чтобы самим не попасть в кадр) и нажимаем кнопку «спуск» на экране смартфона. Почти тут же имеем возможность посмотреть результат на том же экране.

Камера Samsung Gear и подобные модели других производителей позволили панорамной фотографии шагнуть из области чисто профессионального применения в повседневную жизнь. При достаточно удачном соотношении «цена-качества» подобные панорамные камеры позволяют обычным людям фотографировать сферические панорамы и записывать панорамное видео простым и доступным способом.

Особенно радует, что фотосъемка всей сферы идет одним щелчком, позволяет снимать не только какие-то пустые помещения, но и людей в их повседневной жизни. Несмотря на сравнительно низкое качество и имеющиеся ограничения, это как раз тот самый случай, когда лучше снять хоть как-то, чем вообще никак.

Проблемы

Как известно, за все приходится платить. Или деньгами, или ограничениями. В случае с панорамными камерами потребительского сегмента мы сразу встречаемся с двумя серьезными проблемами.

Первая из них — низкое разрешение сферических панорам. Если мы говорим о создании полноценного качественного виртуального тура, то разрешение каждой его панорамы должно быть не менее 10000 х 5000 точек. Тогда при просмотре продукта на большом экране у нас не возникнет дискомфорта, связанного с отсутствием достаточной четкости отображения мелких деталей.

Даже самые продвинутые на сегодняшний день модели панорамных камер потребительского сегмента не могут выдать картинку шириной более 7000 точек. Такие продукты нормально отображаются на маленьких экранах мобильных устройств, но использовать их для построения виртуального тура можно с большими оговорками.

Вторая проблема — качество матрицы. Крошечная матрица любительской камеры не способна обеспечить достаточно реалистичного отображения снимаемой сцены. В панораме появляются полностью белые, «засвеченные» участки. Например, окна, включенные осветительные приборы превращаются в «белые дыры». Темные углы помещения и прочие слабоосвещенные сектора панорамы, напротив, становятся совсем черными.

Человеческий глаз имеет больший динамический диапазон восприятия полутонов от самых ярких до самых темных объектов, чем матрица недорогой камеры. Если в виртуальном туре зритель увидит «черные» и «белые дыры», впечатление будет «смазано».

Покадровая съемка сферической панорамы

Это другой подход. Он предполагает необходимость наличия всего лишь одной камеры. Теоретически, подойдет даже самая обычная зеркалка или компактный фотоаппарат, имеющий ручные настройки экспозиции. Чем дороже техника, тем выше получается качество.

Суть приема состоит в том, что камера последовательно снимает кадр за кадром, направляясь каждый раз в последующий сектор панорамы. Обычно съемка начинается с верхней точки панорамы — зенита, затем снимается «верхний пояс», затем «горизонт», после этого — «нижний пояс» и, наконец, снимается нижняя точка, именуемая надиром.

Чтобы съемка получилась как можно удачнее, необходимо выполнять несколько условий:

  • необходимо заранее установить выдержку-диафрагму, исходя из условий освещенности в конкретном помещении, и не менять их до окончания съемки панорамы,
  • в панораме во время съемки ничего не должно перемещаться,
  • камера должна вращаться не произвольно, а вокруг определенной точки пространства.

Если соблюдены все эти условия, то качество готовой панорамы получается выше всяких похвал. Разрешение — до 30 000 точек в ширину, великолепная глубина резкости, динамический диапазон и цветопередача, которые «не снились» недорогим панорамным камерам.

Если выполнять съемку в режиме HDR, то при просмотре через очки виртуальной реальности у зрителя возникнет настолько яркая иллюзия присутствия, что он начнет протягивать руки к виртуальным объектам или даже шагать, пытаясь подойти к ним ближе.

Какую технику используем мы

Рады сообщить вам, что при создании вашего виртуального тура будет использован «второй вариант» — покадровая съемка панорам. Хотя это занимает гораздо больше времени, чем съемка панорамы одним щелчком, качество результата, без сомнения, оправдывает затрачиваемые усилия.

Для съемки мы используем полноматричную профессиональную фотокамеру Canon EOS 5D MIII с профессиональным объективом Canon EF 24-105mm f/4L IS USM.

Для получения бесшовных сферических панорам мы применяем профессиональную панорамную головку Орбита М.

Каждая панорама состоит из 38 отдельных фотографий и снимается от 4 до 10 минут в зависимости от условий освещения.

Несмотря на кажущийся «несовременный» подход, в настоящее время это единственный способ получить достаточно «резкую» сферическую панораму высокого разрешения с реалистичной цветопередачей. Все дело в матрице и оптике. Ни одна новомодная панорамная камера по этим показателям даже близко не подходит к профессиональной камере.

Данные преимущества определили выбор техники, которую мы используем в работе.

Приглашаем вас заказать виртуальный тур высокого качества или задать вопросы:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , т. 8 (831) 415-32-06, +7 920 049 3922

3Д панорама — эволюция цифровой фотографии!

Как и большинство новых технологий, 3Д панорама пришла к нам с Запада. У неё есть ряд замечательных особенностей, а более всего впечатляет создаваемый 3D панорамой эффект присутствия, который полностью погружает зрителя в демонстрируемое на экране пространство. По сути, это цифровая фотография, на которой изображено всё пространство окружающее место съемки. Говоря техническим языком, 3Д панорама включает в себя 360° по горизонтали и 180° по вертикали. Иначе говоря — всё что Вы видите вокруг себя.

В «сыром» виде 3D панорама представляет собой графический файл в эквидистантной или кубической проекции. Однако, этот формат почти никогда не используется в сети. Так как развёрнутое на плоскости или разбитое на 6 отдельных фалов изображение, сильно искажается и становится сложным для восприятия.

После обработки в специализированных программах, приобретая объём, 3D панорама адаптируется для просмотра на мобильных устройствах и персональных компьютерах. Поддерживаются самые популярные операционные системы на iOS и Android, а так же персональных компьютерах и ноутбуках с Windows и Mac OS.

Этапы создания 3D панорамы.

1. Фотосъемка 3Д панорамы. Для изготовления одной виртуальной панорамы делается серия снимков под разными углами наклона камеры. Съёмка проводится на специальной панорамной головке, которая вращает фотоаппарат вокруг узловой (нодальной) точки. Это очень важно! Если не соблюсти это условие, сшивка 3Д панорамы станет сложна или вообще будет невозможна. Время необходимое на фотосъемку одной панорамы зависит от освещённости объекта.

2. Сшивка 3D панорамы. Сшивку проводят на специализированном программном обеспечении. В зависимости от поставленной задачи, используются программ PTGui и Kolor Autopano Giga. После сшивки всех фотографий, программа создаёт один графический файл в эквидистантной проекции. Его можно сохранить в формате JPG, PNG, TIFF, BMP и др.

3. Ретушь фотографий. Качественно снятая и сшитая 3D панорама не нуждается в дополнительной обработке. А в случае необходимости её можно провести любом графическом редакторе.

4. Преобразование графического файла в 3Д панораму. Мы используем лицензионные программы KRPANO и KOLOR PANOTOUR PRO для создание виртуального тура на основе 3D панорам и их подготовке для размещения на сайте.

Преимущества сферической 3Д панорамы.

3Д панорама обладает двумя важными свойствам — интерактивность и информативность.
Интерактивность. Заключается в том, что в отличие от традиционного фото или видео, при просмотре 3D панорамы Вы являетесь активным зрителем. Используя мышку, клавиатуру, а в случае с мобильными устройствами — палец, возможно поворачивать 3д панораму в любом направлении. Это исключительное свойство, недоступно для традиционной фотографии и видео. В которых Вы можете увидеть только то, на что обратил своё внимание фотограф или оператор.
Информативность. Характеризуется возможностью детального осмотра всего помещения в удобном для себя темпе.

Отличие 3Д панорамы от виртуального тура.

Виртуальным туром называют группу 3D панорам, объединенных между собой ссылками. Для виртуального тура так же характерно наличие дополнительных элементов — стрелки для перемещения между панорамами, всплывающие окна с текстом, интерактивный список панорам, миниатюры, карта виртуального тура и другие интерактивные составляющие.
Всю подробную информацию смотрите в разделе О виртуальном туре.

Ссылка на основную публикацию