Съемка зимней фотографии | Foto-kadr.ru

Съемка зимней фотографии

Основы зимней съемки. Набор маленьких секретов. Видеоурок

В наших широтах съемка зимой — довольно частое явление, потому что температуры почти в течение шести месяцев могут держаться ниже 0°С, а соответственно, к съемке в это время года нужно готовиться. Конечно, можно закрыться в студии и всю зиму снимать только в помещении, не выходя на улицу, но гораздо приятнее взять с собой фотоаппарат зимним утром и выбраться в морозную свежесть.

Правил съемки зимой не так много, и все они связаны с тем, что мороз, в первую очередь, грозит только батарейке камеры, вне зависимости от того, что говорят вам на форумах. Емкость аккумуляторной батареи довольно быстро падает при охлаждении. Так, при очень сильных морозах, батарейки, которая снимала бы в течение нескольких часов, хватит минут на 30.
Именно поэтому одним из первых советов мы считаем необходимость содержание вашей батарейки в тепле. Для этого ее достаточно просто положить во внутренний карман куртки, а еще удобнее, просто купить такую куртку, в которой внутренние карманы были бы доступны снаружи. Не забывайте также и о том, что необходимо одеваться и самому. Если вы замерзнете на улице, человечество рискует остаться без ценных кадров.

Однако, помните, что низкие температуры не покрываются гарантийным соглашением с производителем, и вы все делаете на свой страх и риск. Обратите внимание, что греть саму камеру не нужно, если конечно, это не телефон, который вы быстро достаете, снимаете, а затем снова убирается в карман, пока он не успел охладиться. В противном случае, вы рискуете получить некоторое количество конденсата на оптических элементах камеры.

Второй совет связан с настройками камеры, экспонометр которых часто попадает в стандартную ловушку фотографа, когда вы снимаете темное на белом или белое на черном. Для исправления такой ситуации можно воспользоваться одним из двух методов. Это компенсация экспозиции в плюс с помощью клавиши экспокоррекции, либо съемка с заполняющей вспышкой. Случаи имеют свои ограничения и недостатки, поэтому пользуйтесь осмотрительно. Можно также понадеяться на формат RAW и впоследствии просто вытянуть тени, однако и здесь есть свои недостатки.

Не забывайте о композиции, потому что монохромное зимнее изображение очень хорошо подчеркивает все проблемы ваших несовершенных картинок:

  • Используйте линии в кадре, потому что зимой они более заметны.
  • Не забывайте никогда о контрасте, ведь именно он играет большую роль для чёрно-белых картинок.
  • Ищите цвет, потому что его, как правило, не бывает зимой, соответственно, и наши глаза за долгий зимний период успевает нему изголодался.
  • Старайтесь снимать в контровом свете, так как освещение на снегу очень хорошо заметно именно в таких условиях. Однако, это имеет и свои ограничения, зато часто контровый свет можно симулировать, просто взяв внешнюю вспышку в режиме управления.

Существует множество страшилок, грозящих испортить вашу камеру, если вы будете снимать на морозе. Самая страшная, на самом деле, связана совсем не с низкими температурами, а скорее, наоборот. Когда вы придете придете домой, на вашем фотоаппарате осядет конденсат, который будет портить картинку. Свадебные фотографы по этой самой причине снимают на 2 фотоаппарата, один из которых холодный, в другой теплый.

Есть глупый принцип убирать фотоаппарат пакет перед входом в помещение, однако преимущества он никакого не дает, потому что конденсат, в любом случае, сходит с оптических элементов в течение двух часов. Единственное, что можно сделать при входе в помещение — это вынуть батарейку из фотоаппарата, чтобы избавиться хотя бы от своих собственных тараканов.

Ипомните, что зима это замечательное время, когда природа выглядит девственно чистой и нетронутой, практически как невеста. Используйте эту замечательную возможность для получения красивых картинок.

Как фотографировать зимой на природе

Артем Кашканов, 2016

Недавно мы с друзьями решили выехать за город — погулять, полепить с детьми снеговиков, подышать свежим воздухом. Естественно, я был торжественно «назначен» фотографом, а поскольку мыльница была на выходные предоставлена коллего по работе, пришлось тащить с собой Кенон 5Д 🙂

Примеры, приведенные в статье не подвергались никакой обработке — файлы были просто сконвертированы в Lightroom из RAW в Jpeg с настройками по умолчанию. Любителям «модных цветов» и обработки «под пленку» результат может показаться слишком простым.

Что взять с собой для фотосъемки зимней прогулки?

Помимо самого фотоаппарата и объектива я бы рекомендовал взять что-то на случай попадания капель на объектив — снег попадает на переднюю линзу, тает и образуются капельки, из-за на картинке получаются характерные мутные пятнышки. Защитный фильтр, бленда, специальная салфетка — наличие этих вещей повышает вашу защищенность от снежинок на объективе.

Разумеется, речь идет о небольшом, почти незаметном снегопаде. При такой погоде можно снимать и не заморачиваться — вероятность того, что снег каким-то образом может навредить вашей камере стремится к нулю. Если же снег валит изо всех сил, то нужно каким-то образом позаботиться о камере, если у нее нет пыле/влагозащиты. Но и фотографии в сильный снегопад получаются более «атмосферные».

В каком режиме фотографировать зимой на улице?

Большая часть дней в холодное время суток у нас пасмурная и в пасмурную погоду всех любителей поснимать на автомате преследует одна и та же проблема — фотографии получаются скучные и серые. Там, где на самом деле снег лежит белым покрывалом, на фотографиях он получается уныло серым. Почему такое происходит?

В фотоаппарате есть такая вещь, как замер экспозиции. Он производится каждый раз, когда мы что-то фотографируем. Причем, по умолчанию этот замер экспозиции настроен таким образом, что он пытается привести среднюю плотность цвета по всей фотографии к 18% серому (т.н. серая карта). Если в кадре примерно поровну светлых и темных объектов, то все получается хорошо, но если преобладают светлые участки, экспозамер ошибается и фотография становится излишне темной. Примерно так:

Так картинку видит автомат
Так картинку меняет экспокоррекция +1EV

Чтобы избавить зимние фотографии от излишней серости и сделать снег действительно белым (но без потери фактуры), достаточно ввести положительную экспокоррекцию +1EV. После этого фотографии преобразятся.

Напомню, что экспокоррекция у большинства камер работает в режимах P, A(AV), S(TV). В автежиме и в сюжетных программах ее просто нет. Если вы до сих пор не использовали творческие режимы, зимняя съемка — отличный повод начать их использовать!

Однако, и творческие режимы не являются панацеей, поскольку замер экспозиции осуществляется для каждого кадра отдельно и результат зависит от соотношения светов и теней в кадре. Если в кадре преобладает снег, то с экспокоррекцией +1EV будут получаться правильно проэкспонированные снимки. Однако, ксли вы кого-то решите запечатлеть в темной одежде на темном фоне (например, на фоне елочных веток), экспокоррекция +1EV будет отсчитываться уже относительно текущих условий освещения и вы получите заметную переэкспозицию лица.

Панацеей от всех этих бед является ручной режим. В нем функция экспокоррекции как таковая не работает, но манипулируя с выдержкой, диафрагмой и ISO, можно точно также загнать регулятор экспозиции на ту же отметку +1EV. Ручной режим удобен тем, что в пасмурный день освещение равномерное, и каким бы ни было соотношения светов и теней в кадре, уровень экспозиции на всех кадрах серии будет одинаковым. То есть, достаточно один раз правильно настроить, а потом можно снимать даже не заботясь о выдержке/диафрагме.

Особенности и рекомендации

Если мы снимаем в ручном режиме, в первую очередь нужно сделать две вещи:

Задать минимальное значение ISO, так как снимаем днем и света хватает

Выставляем диафрагму — для портрета близкую к максимально открытой, для пейзажа — в районе F8

После этого подбираем такую выдержку, чтобы экспонометр показывал +1EV (рекомендация актуальна только для «снежных» фотографий). Если выдержка слишком длинная (длиннее 1/60 сек), то повышаем ISO. И так до тех пор, пока выдержка не станет «правильной». Что значит «правильная» выдержка:

Для съемки статики — 1/60. 1/100 секунды

Для умеренного движения (шагом) — 1/125. 1/200 секунды

Для быстрого движения — 1/250 секунды и короче

Съемка на открытой диафрагме дает возможность размыть задний план. В качестве фона в этом случае лучше использовать что-то пестрое, например, ветки под снегом, в размытии они часто выглядят красивее, чем в резкости 🙂

При съемке портрета отдайте предпочтение бОльшим фокусным расстояниям — 85-100 мм и более. Это позволит поймать в кадр снежинки перед лицом модели — красиво смотрится. Фон при этом должен быть темным.

Виньетирование — это затемнение уголков фотографии. Обычно его рассматривают как недостаток оптики, однако, оно может быть использовано как художественный прием, искусственно удерживающий взгляд зрителя в центре кадра. Виньетирование у большинства объективов чаще всего максимально выражено при открытой диафрагме.

Не фотографируйте на фоне земли, занесенной снегом — часто так взрослые снимают детей с высоты своего роста. Фотографии получаются ни о чем!

Больше действия! Играйте в снежки, лепите снеговиков, потом ломайте снеговиков, скатите ком снега в реку! Все это сопровождается положительными эмоциями, которые замечательно передаются на фотографиях. Да и риск замерзнуть во время активных игр стремится к нулю 🙂

10 самых лучших советов для зимней фотосъёмки

Мы все очень любим зимние фотографии. Но, к сожалению, не все знаем, как правильно их сделать. Следуйте нашим советам, и у вас наверняка получатся очень хорошие снимки после зимней прогулки.

Выбирайте экспозицию по снегу
Одним из самых сложных элементов при зимней съёмке является отражение света от снежной поверхности, что приводит к перегрузу поверхности сенсора. В итоге можно получить снимок с искажениями или же снимок, выполненный, в тускло – серых тонах.

Но ведь мы хотим не этого. Существует два способа выхода из этой ситуации. Первый – ручное изменение баланса белого, а второй – съёмка в RAW формате.
Также можно установить режим белого на «дневной свет», что позволит получить цвета, максимально приближенные к оригиналу. Также можно поиграть с настройками экспозиции, выставив её в диапазоне от +0.3 до +1.0. При этом будьте внимательны, чтобы не переэкспонировать снимок.

Работайте с доступным освещением.
Зимний день очень короткий, поэтому важно не пропустить удачный момент для съёмки. Выбирайте время, когда света больше всего, это позволит вам получить наиболее реалистичные снимки, с глубокой детализацией. Ещё одним преимуществом зимней съёмки является то, что здесь проще поймать идеальное время для съёмки закатов и рассветов. Восходящее или садящееся солнце обладает мягким и тёплым светом, что идеально подходит для съёмки портретов. Не поленитесь поймать эти моменты, и вы сможете получить очень красивые и качественные фотографии.

Обращайте внимание на особенности зимы и её уникальность.
При съёмке обращайте особое внимание на природные особенности данной поры года и их уникальность. Так, например, сосульки очень красиво смотрятся, если их фотографировать при правильном свете. Попробуйте в солнечный день поэкспериментировать с углами съёмки. Вы наверняка сможете поймать угол, при котором сосульки будут играть светом и купаться в его лучах.
Также очень красиво смотрятся ледовые узоры. Здесь также очень важен угол съёмки. Не бойтесь пробовать. Эксперименты позволят вам добиться очень красивых и качественных снимков.

Мерзлая паутина
Зимние холода превращают обычную паутину в объект, который имеет чёткую структуру и форму. Правильный свет придаёт сказочный эффект снимку. Для большего качества данных снимков стоит использовать максимально открытую диафрагму. Также можно попытаться заснять данный объект при помощи макрофотографии, что позволит передать в кадре наиболее мелкие объекты.

Используйте заснеженный пейзаж в кадре.
Помните, что очень хорошо в зимней фотографии смотрятся замерзшие водоемы. Но стоит быть очень внимательными, чтобы излишним светом не испортить фотографию.
Очень красиво смотрится свежевыпавший снег. Его идеальная поверхность даст вам возможность показать в снимке девственность и красоту зимы.

Не ленитесь, встаньте пораньше.
Утренняя съёмка – один из самых важных аспектов при зимней фотографии. Комбинация света и тени позволяет получить уникальные фотографии, даже с некоторым налётом сказочности. Здесь важно выбрать правильную точку съёмки и набраться терпения. Используйте по возможности ручные настройки – это позволит вам получить великолепные снимки.

Постарайтесь разнообразить свой снимок.
Условия зимней съёмки таковы, что вы можете почувствовать себя в монохромном мире. Поэтому, для получения хороших кадров, старайтесь найти в кадр какой – либо цветной объект, для оживления картинки. В этом могут помочь зимние ягоды или же пожухлая листва, а также окрашенные в яркие цвета дома.

Опробуйте черно – белую фотографию.
Монохромные снимки обладают особой энергией и красотой. Попробуйте соединить в одном снимке первозданную белизну снега и глубинную черноту деревьев. Зима – наилучшее время для подобного рода съёмки.

Технические моменты
Зимняя съёмка требует предварительной подготовки. Стоит позаботиться о комплекте запасных аккумуляторов или батарей. Также стоит помнить о наличии резервной карты памяти для ваших снимков. Стоит также соблюдать правила съёмки в зимний период.

Подвергните себя испытанию.
Зима — это отличный мотиватор и способ вдохновения. Зима преображает любой пейзаж, и способствует появлению таких объектов для съёмки, которые невозможно встретить в другое время года. Не стоит медлить, и надеяться, что красивые кадры будут ждать вас.

Зимняя фотография. Как фотографировать зимой?

02 сентября 2013

Зимняя фотография. Как фотографировать зимой?

В прошлой статье мы рассмотрели несколько необычных приемов в зимней фотосъемке. Однако чаще всего возникают вопросы как вообще фотографировать зимой, чтобы получать яркие и красивые снимки, а не унылую серость. Вот об этом сегодня и поговорим.

Итак, зимняя фотография или как фотографировать зимой.

Для начала несколько практических советов.

1. Выходя на зимнюю фотосессию, обязательно утепляйтесь. Причем гораздо основательнее, чем если бы вы выскочили в ближайшую лавку за хлебушком. Ибо когда вы постоянно двигаетесь во время обычной прогулки, вы не замечаете холода. Но фотосъемка предполагает «зависание» в одном месте на довольно значительное время. И вот тогда холод начнет весьма быстро проникать под ваш куцый куртасик и отмораживать незащищенные пальцы рук. Кстати, кастрированные перчатки без пальцев – полная фигня! Надевайте полноценные шерстяные перчатки или даже рукавицы. Мимо кнопок не промахнетесь в любом случае.

2. Многие знают, что фототехника не любит морозы. Особенно источники питания. Но правильной зимы без холода не бывает. Здесь может помочь следующий совет: выходя из дому, положите аккумуляторы (или батарейки) во внутренние карманы вашей одежки поближе к телу. Когда притопаете на место съемки, тогда только установите их в фотик и начнете снимать. При передвижениях на другие точки фотосъемки следует снова вынуть элементы питания и спрятать в теплый карман. Тем самым вы сможете продлить время фотосъемки.

3. Есть еще такая штука – конденсат. Образуется он на всем, что было резко перемещено из холода в тепло и наоборот. Поэтому, если не хотите сломать ваш бесценный фотоаппарат, не выходите с ним сразу на мороз из теплого помещения и наоборот не заносите в теплое помещение с мороза. Спасет вас обычная фотосумка. Она будет служить своеобразным термостатом. То есть, выходя из дома на улицу, держите фотик в сумке. Там он охладится постепенно. Потом, придя на место съемки, можете уже смело его вытаскивать. А когда возвращаетесь домой, то также не вынимайте сразу фотик из сумки. Пусть он вместе с ней «придет в себя».

Ну, а теперь поговорим о главном: как, собственно, получить качественные зимние фотографии.

Съемка в яркий зимний день

Наилучшие результаты получаются, конечно же, в яркий зимний день, особенно после снегопада. Как правило, при таких условиях единственной проблемой могут стать излишне темные фотографии. Происходит это потому, что автоматика камеры стремится компенсировать огромную яркость снега и уменьшает экспозицию. Здесь лишь одна рекомендация: установите в вашей камере поправку экспозиции в плюс. Достаточно на 1 – 1,3 ступени.

Не промахнуться вам поможет гистограмма. Можете сами убедиться. Сделайте снимок без поправки, а затем с поправкой и сверьте показания по гистограмме. В большинстве случаев первый вариант будет выглядеть примерно так:

С внесенной поправкой гистограмма сдвинется вправо. Совсем другое дело:

Самое главное – следить за тем, чтобы гистограмма не вылезала за правый край, иначе на снимке появятся совершенно выгоревшие белые пятна. Как вариант, если съемка ведется со штатива, то вы можете сделать 3 одинаковых снимка с разной экспозицией (с недодержкой, нормальный, с передержкой) и потом в фотошопе довести это дело до ума. Кстати, в следующий раз я расскажу, как это сделать на практике.

Примеры взяты с сайта wildshots.ca.

Съемка в пасмурный зимний день

Хорошая (читай – солнечная) погода зимой – большая редкость в наших краях. Чаще небо серое, деревья стоят скучные, а физиономии людей хмурые и неприветливые. Как же фотографировать в пасмурный зимний день, чтобы фотки радовали и впечатляли? Есть несколько полезных советов на такой случай.

Во-первых, как уже говорилось выше, снимать нужно с положительной поправкой экспозиции. Каким бы пасмурным не был день, снег для автоматики фотокамеры все равно будет слишком ярким объектом.

Во-вторых, старайтесь не включать в кадр много деталей. Пасмурную погоду хорошо использовать для лаконичных черно-белых фотографий. Например, одиноко стоящее дерево или заваленная снегом избушка.

Как вариант, когда на фоне присутствует много леса или иных деталей, при последующей обработке в фотошопе можно использовать эффект белой виньетки, о которой я рассказывал в посте Несколько необычных приемов в зимней фотосъемке.

Также в пасмурный зимний день можно удачно фотографировать листья на снегу:

Либо найти яркий контрастный объект. Очень хорошо смотрится красный цвет на фоне снега:

Съемка зимним вечером или ночью

Речь идет, понятное дело, о съемке в тех местах, где есть искусственное освещение. В темном лесе зимней ночью делать нечего. Хотя, если есть хорошая яркая луна, крепкий штатив и пол литра горячего чая, то можно попробовать.

Зимним вечером или ночью фонари в городе или в парке создают поистине волшебную картину. Особенно если выпал свежий снег.

Здесь совет о поправке экспозиции не работает. Вместо этого следует установить камеру на штатив и снимать на длинных выдержках в полностью ручном режиме (М). Зато кадры могут получиться просто волшебными. Также есть смысл попробовать снимать фикс-объективами с сильно зажатой диафрагмой (11 или 16). Могут получиться красивые звезды из фонарей без всяких специальных фильтров.

Съемка зимой в снегопад

Впечатляющие кадры могут получиться, если снимать во время снегопада. Самое главное здесь условие: ни в коем случае не применять вспышку! Вспышка все испортит. Летящие снежинки превратятся в некрасивые светящиеся шары.

Снимать снегопад лучше всего в режиме приоритета выдержки. Короткая (1/250 – 1/500) заморозит движение снега, а достаточно длинная (1/15 – 1/30) наоборот сделает движение динамичным. Хотя в последнем случае, возможно, вам понадобится специальный нейтрально-серый фильтр ND4 или даже ND8, чтобы кадр не был пересвечен.

prophotos_ru

Prophotos.ru. Профессионально о фотографии

Съёмка в заснеженных горах по праву считается одной из самых тяжёлых, ведь погода здесь меняется очень быстро, а условия не самые лучше, если не сказать экстремальные. Помочь разобраться c особенностями съёмки мы попросили Кирилла Умрихина – фотографа, специализирующегося на путешествиях и экстремальных видах спорта. Специально для пользователей Nikon Кирилл дал ещё и несколько полезных «лайфхаков» для создания фотографий со сноубордистами и горнолыжниками в движении!

Кирилл, какое время суток ты считаешь самым оптимальным для съёмки в заснеженных горах?

Я очень люблю красивый свет, причём, он может быть в любое время дня. В горах погода меняется молниеносно. Иногда кажется, что съёмки не будет, всё затянуто и, вдруг, среди облаков появляются лучи, ты успеваешь сделать несколько кадров, и опять всё затягивает облаками. Горы есть горы, но, безусловно, самый красивый свет во время заката и рассвета.


На фото: Иван Малахов

В прошлом году мне удалось организовать съёмку, которую я планировал два года. Мы снимали на рассвете в Красной Поляне. Для этого нам пришлось остаться ночевать на горе в домике работников лавинной службы. Проснулись мы ещё затемно и спускались к станции подъёмника с фонариками.

Первые лучи солнца мы застали наверху. Я ждал, пока все райдеры выйдут к месту, откуда начнут свой спуск. Всё прошло успешно, и мне удалось сделать несколько удачных кадров.

На фото: Максим Панков

Какие особенности необходимо учитывать при съёмке на склоне?

При съемке на подготовленных склонах прежде всего, нужно думать о безопасности.

  • Не стойте на трассе, ведь это мешает кататься другим.
  • Заранее просчитывайте траекторию движения сноубордиста или лыжника.
  • Всегда обращайте внимание на то, где расположено солнце. Снимки против света в снегу чаще всего более выигрышны, чем кадры «по свету».

На фото: Сергей Зюзюк

Есть ли оптимальные настройки камеры для съёмки движущихся объектов в темноте?

Прежде всего, вам нужно думать о выдержке. Если вы снимаете без вспышек, то самая критичная выдержка- 1/200 секунды. Всё, что длиннее, уже будет смазано.

При съёмке со вспышками выдержка не может быть более 1/250 секунды.


На фото: Андрей Москвин

Используйте вспышки и другой свет, который есть вокруг вас. Вспышки можно использовать накамерные или внешние и подключать их с помощью радиосинхронизаторов.


На фото: Кирилл Умрихин и Артем Шелдовицкий

Иногда я использую две, три, и более вспышек, но съёмка с таким количеством света очень трудная как технически, так и с точки зрения выставления света.


На фото: Константин Кокорев
Использовано три внешние вспышки

На фото: Артем Шелдовицкий
Использована одна внешняя вспышка

Кирилл, как ты выбираешь ракурсы: специально или полагаешься на случай?

Я считаю, что правильная композиция — это гораздо важнее, чем любые настройки в камере (экспозиция). Грамотно построить кадр — умение, которому обучаешься всё время. Естественно, в голове есть некие идеи, но всё ты понимаешь только тогда, когда попадаешь на место. У тебя есть площадка — мир вокруг тебя, у тебя есть средства — камера и набор оптики и, конечно же, у тебя есть знания. Когда ты грамотно используешь эти вещи, у тебя получается хороший кадр. Иногда можно сделать хорошую фотографию, полагаясь на удачу. Иногда ты снимаешь из одной точки, а потом делаешь шаг в сторону и находишь ту самую позицию. В экстремальном спорте всё немного тяжелее, чем, скажем, в пейзажной фотографии. Трюк длится секунды, и зачастую его делают один раз. В этом смысле, «экспериментировать» возможности нет. Ты должен чётко представлять, что ты хочешь получить и применять эти знания на месте. Более того, зачастую ты просто не можешь ходить и искать нужный ракурс, гулять в мягком снегу, утопая по шею просто невозможно.


На фото: Иван Малахов

Порой на снег проблематично поставить штатив. Как в таких условиях снимать ночью на длинной выдержке?

Чтобы снять подобную фотографию, вам нужна зеркальная камера, штатив, пульт управления камерой и терпение. Если говорить о штативе, то лучше использовать более тяжёлый и устойчивый. Ночью часто дует сильный ветер, и самое неприятное — это потерять резкость из-за тряски камеры. Ноги у штатива должны быть прочными и вам не нужно сильно разгибать их, а лучше просто глубоко воткнуть в снег и примять. Ещё лучше- найти утрамбованную площадку. У пульта должна быть возможность управления выдержкой. На данной фотографии она приблизительно равна часу. В центре — Полярная звезда. Если вы хорошо разбираетесь в звёздном небе, то её не так трудно найти. Остальным советую пользоваться прекрасной программой для Iphone «Star Walk». К примеру, вы будете всегда в курсе, когда и где заходит Луна. Это очень важно — снимать в новолуние, так как во время полнолуния небо очень сильно «засвечено» отражённым светом Луны.

На что бы ты посоветовал фотографам обращать внимание при выборе вспышки?

Если вы снимаете с внешней накамерной вспышкой, то я советую использовать её того же производителя, что и камера. Надёжней и лучше перестраховаться, чем иметь проблемы позже.

Если вы хотите снимать со вспышками, которые будут находиться вне камеры, вам нужно выбрать способ их запуска — ИК или радиоканалы.


На фото: Павел Харитонов

ИК — инфракрасные лучи, способ связи между вспышками. Основной его недостаток — небольшой радиус действия. Это оптимальный вариант для студии или городского спорта, но в горах он не подойдёт.

Радио-синхронизаторы (трансмиттеры) – устройства, которые соединяют вспышку с камерой по радиоканалу и работают на расстоянии более 100 метров. Удобны в использовании в горах и вообще на открытом воздухе.

Какая будет вспышка при съёмке, значения не имеет. Для меня важно только несколько параметров — её устойчивость к плохим погодным условиям, длительность работы аккумуляторов, длина импульса, мощность и вес.


На фото: Артем Шелдовицкий

Надеемся, с особенностями съёмки в ночное время наши читатели разобрались. Давай поговорим о съёмке днем: как избежать солнечных бликов от снега и льда?

Я бы советовал использовать все возможности, которые нам даёт природа. Если есть блики, их нужно использовать! Они, как и капли на объективе, могут давать очень красивый рисунок!

Я так же советую снимать с поляризационным фильтром. В горах очень ярко, и это даст вам не только основные возможности «полярника» — более глубокое и синее небо. Вы также сможете снимать с открытой диафрагмой, управляя глубиной резкости.


На фото: Андрей Москвин

Подводя итоги нашего интервью, какие основные советы ты дал бы фотографу, отправляющемуся снимать зимой в горы?

  • Прежде всего я бы советовал тепло одеться. Нет ничего хуже, чем замерзнуть на съемке или думать не о фотографии, а о том, где можно погреться
  • Берите запасные аккумуляторы и флешки
  • Легкий снег техника хорошо переносит, но во время сильного снегопада лучше накрыть камеру чехлом
  • Советую снимать в Raw. У вас всегда будет шанс поправить настройки, если вы забыли поменять параметры или торопились и не выставили нужную экспозицию
  • Во время облачной погоды советую повышать контраст снимков во время пост обработки. Например, вы можете сделать это в Nikon Capture
  • Всегда используйте специальные фоторюкзаки, защищенные от влаги
  • Запаситесь тряпочками для протирки оптики и камеры
  • Используйте бленду
  • Лайфхак: «Шапочка для душа, которую можно найти в ванной комнате вашего отеля — идеальное средство для съемки в плохую погоду»
  • После мороза не спешите доставать камеру из рюкзака или кофра. Дайте ей постепенно нагреться, иначе она покроется конденсатом и влага может попасть внутрь, что приведет к поломке

Благодарим Кирилла Умрихина за предоставленные фотографии.

Фотографируем в зимнее время

Начинающие фотографы, прочитав инструкцию к своему фотоаппарату, озабочены тем, как фотографировать зимой, ведь в инструкции производитель написал, что фотоаппаратом нельзя снимать при минусовой температуре. И у новичков возникает вопрос, неужели для съемки зимой нужны какие-то особенные фотокамеры?

И можно ли все-таки обычным цифровым фотоаппаратом пользоваться при отрицательных температурах?
На самом деле, не существует никаких специальных фотоаппаратов для зимней съемки. Просто нужно соблюдать определенные правила, и тогда вы можете снимать своим фотоаппаратом даже при минус 30 градусов. Но ведь в инструкции написано, что нельзя…

Просто производители фотокамер немного перестраховываются, так как фотоаппарат при использовании в мороз может не соответствовать своим характеристикам. Например, количество фотографий, которые можно снять в мороз, может снизиться из-за быстрого разряда батареи, или дисплей может «тормозить» при минусовых температурах, а оптический стабилизатор изображения может перестать работать в мороз.

Как же фотографировать в мороз?

Понятно, что снимать в мороз можно. Но вам все-таки придется думать о своей фотокамере больше, чем об отмороженных пальцах. Производитель не дает гарантии, что при отрицательной температуре фотоаппарат будет нормально работать. Поэтому внимательно читайте правила фотосъемки зимой и помните, что если фотоаппарат сломается в результате воздействия отрицательной температуры и повышенной влажности, то вы можете потерять гарантию на него.

Как избежать конденсата

Вы иногда будете замечать конденсат на линзах объектива. Если линзы объектива или видоискателя запотели – это очень плохо. Причина – холодный корпус фотоаппарата и теплый влажный воздух окружающей среды. Такое состояние очень опасно для камеры, ведь конденсат появляется не только на поверхности фотоаппарата и линзах объектива, но и на электронной начинке камеры. Поэтому бывает достаточно просто включить запотевшую фотокамеру, и дорогостоящий ремонт вам обеспечен.

Если вы с мороза зашли в теплую комнату и увидели, что холодный корпус камеры стал покрываться «испариной», ни в коем случае не включайте фотоаппарат! Достаньте аккумулятор, карту памяти и оставьте в покое фотоаппарат как минимум на один час после того, как он нагреется до комнатной температуры.

Неплохо, если у вас есть футляр или фотосумка. Тогда перед тем, как зайти в теплое помещение с мороза, спрячьте камеру и все аксессуары в эту сумку. Когда зайдете в помещение, не открывайте фотосумку. Просто оставьте ее в прохладном месте вдали от нагревательных приборов на пару часов до тех пор, пока содержимое фотосумки не нагреется до температуры помещения.

Очень важно! Никогда не берите запотевшую фотокамеру с собой на мороз. Дело в том, что если конденсат замерзнет, то он может нанести вред не только линзам объектива, но и механически-подвижным деталям.
Некоторые неопытные фотографы, когда снимают в мороз, стараются согреть свою камеру в перерывах между съемками и прячут ее под одежду. Ни в коем случае так не делайте! Под вашей одеждой температура и влажность намного выше, чем снаружи, поэтому вы даже заметить не успеете, как фотоаппарат покроется конденсатом. И когда вы его достанете, включите и начнете снимать, конденсат моментально замерзнет на линзах объектива или замкнет электросхему при включении фотоаппарата. Если вы уже вышли на мороз и начали снимать, держите камеру до конца съемок в сухом, холодном воздухе, потому что для фотокамеры не так страшен мороз, как перепады температуры и влажности!

Экономьте электричество

При отрицательных температурах больше всего страдают элементы питания фотокамеры. Емкость аккумулятора или батареек сильно уменьшается при минусовой температуре, поэтому вам пригодятся запасные батарейки, иначе вы сделаете намного меньше снимков, чем в обычных условиях летом.
Если вы довольно много снимаете зимой, в мороз, то купите запасной комплект аккумуляторов. Держите их под верхней одеждой в тепле до тех пор, пока они вам не понадобятся. Доставайте элементы питания из фотоаппарата и кладите их во внутренний карман одежды, если вы делаете перерыв в съемке.

Чтобы сэкономить заряд батареек, можно отключить все ненужные, по вашему мнению,функции камеры: например, стабилизатор изображения и жидкокристаллический дисплей (если у вас есть оптический видоискатель). Если возможно, реже используйте электропривод зум-объектива и фотовспышку. Выключите автоматический просмотр отснятых кадров и включайте его только при необходимости.

Практически все современные цифровые фотоаппараты тратят очень много заряда батареи при включении, так как в этот момент происходит самотестирование фотокамеры. Поэтому, если хотите сэкономить энергию, избегайте частых включений-выключений фотокамеры. Лучше всего включить функцию автоотключения фотоаппарата при длительном простое (это режим экономии батареи). После этого не нажимайте никакие кнопки или рычажки, пока фотоаппарат находится в экономном «спящем» режиме. Ну а если решили снова сделать снимок, отключите «спящий» режим.

Держите фотоаппарат сухим

Если у вас есть специальная камера для подводной съемки, то пропустите это правило. Даже если у вас пыле-влаго-защитная камера, все равно не допускайте попадания на ее корпус и объектив капелек воды от сосулек и снежинок.
Внимательно следите за тем, чтобы вода не попадала на линзы объектива. Мало того, что снимок может быть испорчен такой каплей, так еще может пострадать и просветление линз объектива. Пусть у вас под рукой всегда будет безворсовая тряпочка для ухода за фотоаппаратом. Такой тряпочкой при случае можно осторожно промокнуть влагу.

Следите за руками

Бывает, что некоторые фотографы зимой работают с камерой в рукавицах. Хуже придумать нельзя. Рукавицами или перчатками можно случайно заслонить датчики камеры, можно сбить настройки и т.д. Кроме того, ваш дорогостоящий инструмент может просто выскользнуть из рукавиц и упасть на лед или в сугроб.

Что же делать? Если на улице не очень сильный мороз, то перед съемкой рекомендуем снимать рукавицы или перчатки. Чтобы их не потерять, пришейте к ним резинку и протяните через рукава. Так делают детям. В этом случае вы снимаете рукавицу, и она просто повисает на рукаве. В перерывах между съемками согревайте пальцы рук, они вам еще понадобятся, чтобы нажать кнопку спуска затвора.

Можно также купить специальные перчатки для фотографов. Если вам это не по карману, возьмите любые шерстяные перчатки и отрежьте по полпальца. Не обязательно отрезать все пальцы, достаточно отрезать большой и указательный. Но при этом следите за другими пальцами, чтобы они не попали на датчик или еще куда-нибудь.

И еще советы

Чтобы успешно фотографировать зимой, важно учитывать еще несколько факторов, кроме холода.
Первое – день короткий и нужно его правильно распланировать.
Второе – поскольку вокруг снег, больше внимания уделите объектам, которые буду особенно выделяться на фоне снега, например, животных.
Третье – обращайте внимание на освещенность фотографируемого объекта. Поскольку солнца мало – выбирайте такой ракурс, при котором освещение будет с вашей стороны.
Четвертое – не доверяйте автоматическим настройкам камеры.

Одной из важнейших особенностей фотосъемки зимой является возможность играть светом. В зависимости от времени съемки, избранного ракурса и направления освещения можно получить разнообразные фотографии.

  • Снимать пейзажи старайтесь утром или вечером, в это время увеличивается количество оттенков.
  • Красивые объекты снимайте против солнца. Свежий снег лучше фотографировать со стороны солнца.
  • Подчеркните детали в будущей композиции, но не перестарайтесь – не следует нагружать кадр большим количеством деталей.
  • На зимних фото притягивают внимание всевозможные изгибы и линии – ищите их и выделяйте.
  • Старайтесь не использовать вспышку, просто немного увеличьте выдержку.
  • Если погода не солнечная, в таких условиях лучше делать портреты.
  • Интересным решением может стать использование в условиях зимней фотосъемки различных светофильтров. Они защищают оптику и фильтруют определенный спектр, заметно меняя изображение, это делает кадры более мягкими и красочными одновременно.

Зимняя фотография: как использовать вашу камеру в холодную погоду

В зимний период мы получаем много писем от посетителей сайта о снимках в холодную погоду. Есть много возможностей для превосходных фотографий, независимо от того, что вам нравится: зимняя рыбалка, снегопад или просто равнина, уходящая в зимнюю страну чудес. Вы должны только оказаться там и следовать нескольким важным советам зимней фотографии.

Письма, которые мы получаем, показывают, что надлежащие шаги для защиты камеры зимой зачастую являются неправильными. Вот письмо, которое мы недавно получили от фотографа в Онтарио из Канады, которое типично: «Я люблю фотографировать, но у меня небольшая проблема сохранения камеры тёплой и не замороженной в нашей холодной и ветреной погоде. Если я несу камеру под моим пальто, я должен держать её в полиэтиленовом пакете (я читал об этом где-то), чтобы предотвратить выпадение конденсата? Есть ли другие варианты защитить камеру?»

Хорошо. Вы спросили. Вот факты и ответы на все основные советы относительно холодной погоды.

Проблема с большим количеством советов о фотографии в холодную погоду состоит в том, что они не последовательны. Вот почему. Есть три действительно различных сценария, которые необходимо рассмотреть: во-первых, что делать, когда вы берете свою камеру из теплого, уютного дома или автомобиля в сильный холод снаружи. Во-вторых, что делать, когда вы фотографируете в холод. В-третьих, что делать, когда вы наконец возвращаете свою замороженную камеру в тот теплый, уютный дом или автомобиль.

Хорошо. Во-первых, что вы должны сделать, когда выносите ваш теплый фотоаппарат на улицу дабы сделать пару «холодных» снимков? Должны ли вы беспокоиться о влаге, конденсирующейся из холодного воздуха на теплой поверхности линз или же пленке и электронике? Нет. Один из полезнейщих советов о зимней съемке: Холодный воздух содержит в себе низкое количество влаги. При выходе на улицу в холодную погоду содержание конденсата низко или же вообще отсутствует. (В процессе дискуссии это станет проблемой при возвращении в теплое помещение.)

Так в чем проблема? Основная проблема заключается в потере заряда аккумулятора!

Аккумуляторы

Так как энергия вырабатывается путём химии и физики означает, что при низких температурах все аккумуляторы теряют заряд. Это главная проблема в сегодняшних цифровых камерах, которые полностью зависят от питания аккумулятора. Поэтому, когда вы берёте камеру и вспышку в холод, вы должны быть готовы к потере заряда. Как подготовиться к этому?

Во-первых, перед выходом, спрятать камеру и вспышку (и их аккумуляторы) в тепло, насколько это возможно. Для этого, если вы идёте на улицу, держите их около своего тела, к примеру, под вашим пальто. Камера будет в тепле за исключением тех моментов, когда вы делаете фотографию. (Держа свою камеру защищённой и тёплой вы так же защищаете её от возможной липкости смазки при замерзании)

Во-вторых, при подготовке к потере заряда при снимках в холодную погоду, возьмите запасные аккумуляторы когда соберётесь выходить. И держите их так же близко к телу; например в кармане рубашки они так же будут тёплые от тепла вашего тела. Когда же ваша камера (или вспышка) будут близки к полной разрядке, вы можете поставить тёплые, свежие аккумуляторы. Следование этим советам помогут вам сохранить приятные воспоминания о вашей поездке и конечно же много фотографий.

Хорошо. Вы уже на улице. Что вы будете делать находясь на холоде? Ваша цель состоит в том, чтобы продолжить пытаться сохранить камеру и вспышку настолько теплыми, насколько это возможно. Например, скажем, вы ушли в дикую природу, чтобы увидеть вон тот холм. Настройте свою треногу, но если возможно держите свою камеру защищенной под вашим пальто, пока вы не будете готовы сделать снимок. Вот то, где пригодятся наши советы. Когда вы видите свой карьер, ставите камеру на треногу быстро и спокойно. Ледяная тренога сделает свою работу намного лучше чем ледяная камера, которая, возможно, потерпит неудачу. Треноги, между прочим, в конечном счете замёрзнут, когда температура будет значительно ниже ноля, в зависимости от типа смазки в ногах треноги и в «головке».

Мы заметили, что некоторые модели фотокамер быстро выходят из строя в холодную погоду. Носите с собой много запасных батарей. Как мы уже упомянули, если вы заметили, что ваша батарея садится, вы всегда сможете ее сменить на теплую из запаса.

Статическое электричество

Какая другая проблема останавливает фотографа в завоевании холодных погодных картин (кроме замороженных пальцев и хлюпающего носа)? Для преданных пользователей пленочных фотокамер одной особенной проблемой зимней фотографии, является статическое электричество. Если вы живете где-нибудь на Севере, то знаете зимнюю проблему – если вы ходите по ковру, вы можете получить шок, когда вы обмениваетесь рукопожатием или касаетесь ручки двери. Поймите, что статическое электричество — проблема которая возникает только, при пониженной влажности. И холодная погода означает низкую влажность, потому что холодный воздух не может содержать много влаги. Когда вы используете свою камеру на улице в холод, вы рискуете накопить статику, когда вы проматываете плёнку (это — похоже на ходьбу по тому же ковру), и когда накопилось достаточно, искра может вспыхнуть в вашей камере, затемняя плёнку. Это бывает редко, но это действительно случается. Мы видели это, и в результате это разрушает затронутые фотографии. Как вы можете минимизировать возможность этого в холодной погоде? Проматывайте свою плёнку аккуратно. С ручной камерой, проматывайте плёнку медленно. С камерой автоотмотки, делайте один кадр за один раз.

Одевайтесь теплее!

И наконец, совет для тех, кто замерзает в холодную погоду :). Главное, много тёплой одежды! Хорошие тёплые ботинки. Возьмите термос с тёплым супом. (Кофе и алкоголь контрпроизводительны; они не способны поддержать теплоту вашего тела! Скорее наоборот!) И, если действительно холодно, можно рассмотреть некоторые дополнительные согревающие устройства, такие как те, что используют лыжники – пластиковые пакеты химикатов, которые могут согреть руки или ноги, когда их месят, или даже батарея нагрева стелек для ваших ботинок. Вы нуждаетесь в толстых перчатках, но они неудобны, когда дело доходит до нажима маленьких кнопок на вашей камере. Тогда ищите перчатки продающиеся в магазинах для альпинистов, у которых есть кончики пальцев или рукавицы, которые могут быть сделаны так, чтобы вы могли быстро использовать свои голые пальцы.

Съемка в снежную погоду

А как насчет того, чтобы делать фотографии, когда фактически идет снег или град? Если это — только несколько хлопьев, просто держите свою камеру под вашим пальто, кроме тех случаев, когда Вы фотографируете. Недавно мы были на улице и фотографировали, как вдруг начался сильный снегопад. Через несколько секунд весь мир окунулся в круговерть мокрых хлопьев снега. Такая погода может вызвать сбой в выставленных параметрах зеркальных или любительских фотоаппаратах (мыльницах), где любая влажность может вывести из строя важные детали, управляющие функциями всей камеры.

Вот главный совет для тех, кто всё равно хочет фотографировать снежные бури. Не стоит использовать свои зеркальные камеры для фотографий во время сильного снега, если вы не используете специальные водонепроницаемые пластиковые боксы, такие как, например, сделанные фирмой Ewa. Эти удобные устройства разработаны для водолазов – вы помещаете свою камеру в полиэтиленовый пакет и запечатываете его.

Линза вашей камеры помещена так, что она «видит» через оптический стеклянный фильтр. Ваша камера защищена от влажности пластмассовым мешком и линзой стеклянным фильтром. Мы должны отметить, что они прекрасны для метелей так же как подводного плавания. Они не сделаны для высокого гидравлического давления, с которым аквалангисты сталкиваются в больших глубинах. Но это другая тема, для другой статьи.

Иной подход в снежных ситуациях — это использование водонипроницаемого затвора или даже одноразовой водонипроницаемой фотокамеры. Некоторые одноразовые модели поставляемые компаниями Kodak и Fuji имеют 800 ISO и вполне умеют делать удовлетворительные снимки при нормальном совещении.

Используя водонепроницаемый держатель или водонепроницаемую камеру, вы должны будете удостовериться, что снежинки или водные капельки не мешают обзору линзы. В случае необходимости, вытрите линзу сухой, впитывающей тканью не оставляющей ворса. Мы используем или затасканную хлопковую футболку или ткань для очистки из микроволокна.

Если вы будете следовать этим мерам предосторожности, у вас не должно возникнуть проблем с содержанием вашей камеры в защищенном состоянии, когда вы работаете на открытом воздухе и приемущественно используете все возможности «холодных» снимков, независимо от погоды.

Конденсат

Теперь пришло время возвращаться в дом. Здесь-то, вы и будете нуждаться в нескольких советах о конденсате зимой, потому что это может быть реальная проблема. Вы видели, что влага выпадает в виде конденсата на прохладном стакане воды в жаркий летний день. Ваша линза и плёнка в камере ведут себя точно так же, когда вы приносите их внутрь – влажность от теплого внутреннего воздуха конденсирует на их холодных поверхностях. Линза может стать полностью покрытой конденсатом, как может и плёнка и механические и электрические детали в камере. Вы не хотите влажности – воды! – на вашей линзе или в камере? Так, как же вы можете избежать этой проблемы?

Позвольте своей камере медленно нагреваться. Поместите её на прохладный подоконник или в прохладный подъезд на несколько часов, после этого можно постепенно повышать температуру. Конденсат может вызвать замыкание в полностью электронной камере. Здесь-то, обертывания холодной камеры в полиэтиленовый пакет и играет роль. Влажность будет за пределами сумки, а не на внутренних и внешних поверхностях камеры. Вы можете защитить тонкую электронику этим путём. Фактически, это лучше, т.к. камера вроде бы и в сумке и в то же время не нужно её постоянно в неё прятать.

С этими простейшими мерами предосторожности и советами вы сможете делать прекрасные зимние фотографии. Зима предоставляет исключительные возможности для изумительных ландшавтов, благодаря своему кристально чистому воздуху. Так что не приходите в уныние когда температура падает до Арктической. Всего-лишь хорошенько и тепло оденьтесь, впустите несколько советов о зимней съемке в ваше сердце, смело направьтесь на улицу и приступите к делу!

Для большей информации о зимней фотографии и советах о цифровых приемах в фотосъемке, вы также можете прочесть статьи NYI «Снежное Дело»: Цифровой Ракурс и Как Сделать Отличные Лыжные и Сноубординговоые Кадры.

Данная статья является уникальной и переведена специально для www.photomotion.ru. Использовать данный перевод можно только с указанием ссылки на оригинальную страницу (т.е на данную).

Оригинал (Английский): Cold Weather Pictures: How to Use Your Camera in Cold Weather
Над переводом работали: Андрей, iasniisocol, Ready, Артур Нецветаев, Fenrir (здесь).

Ссылка на основную публикацию