Съемка под дождем | Foto-kadr.ru

Съемка под дождем

Съемка под дождем

Несмотря на то, что снимки, сделанные в дождливую погоду, отличаются своей загадочностью, красочностью и эмоциональной нагрузкой, сильный дождь заставляет прятаться даже самых отчаянных фотографов. Действительно, работа в холодный проливной дождь приносит мало удовольствия. По крайней мере, многие так считают.

От того, как вы оденетесь, будет зависеть не только ваш комфорт, но и энтузиазм и отдача работе. Запаситесь парой водонепроницаемых перчаток, прорезиненной обувью и верхней одеждой.

Опытные фотолюбители, в частности те, которые живут во влажных климатических поясах, классифицировали дождь в зависимости от его силы и длительности: грибной дождь, мелкий моросящий дождь, ливень, гроза. Именно ливень и грозу многие фотографы предпочитают переждать в сухом укромном местечке. Видимость в такую погоду крайне ограничена — дальше линзы объектива вам вряд ли удастся что-то рассмотреть. Но сразу же после окончания дождя не мешкайте, выбегайте на улицу и начинайте фотографировать — дождь оставляет после себя огромное количество вариантов для съемки.

Что снимать

Обратите внимание на драматичное небо, затянутое свинцовыми облаками. Вряд ли в солнечную погоду вы увидите, как сквозь низко нависшие тучи прорываются тусклые лучи солнца.

Проявите креативность, фотографируя дождевые капли, отражения в реке, озере, в лужах. Не забывайте также и о маленьких объектах съемки. На листиках растений обычно задерживаются капли воды, создавая интересные художественные эффекты.

Мокрые поверхности имеют более чистый и насыщенный цвет, причём относится это и к листве, и к траве, и к стволам деревьев, и так далее. Поэтому во время дождя цветовая гамма передаётся во всей своей красе. Попробуйте передать на фотографии барабанную дробь дождевых капель и журчание ручейков. Часто во время или после дождя образуется мягкий туман, с помощью которого можно превратить в мистическую и таинственную даже самую заурядную сцену.
Во время и после дождя освещение может меняться каждые несколько секунд — действуйте быстро.

Природный объектив
Капля воды, свисающая с листика, может послужить в качестве увеличивающего стекла — снимайте сквозь нее, используя ее как второй объектив.

Защита от влаги

Фотографирование под дождем может обойтись очень дорого: велика вероятность намочить фотоаппаратуру.

Запаситесь полиэтиленовыми пакетами различных размеров. Фоторюкзаки, фотосумки и кофры могут обеспечить защиту фототехники только от небольшого и непродолжительного дождя. В более сильный дождь накройте фоторюкзак большим целлофановым пакетом.

Поскольку из-за плохого освещения в дождливую погоду чаще всего приходится использовать штатив, накрывайте установленную на нём фотокамеру большим прозрачным целлофановым пакетом. Приподнимайте его только для замера экспозиции и во время самой съёмки.

Для большей безопасности поместите фотокамеру в полиэтиленовый пакет, вырежьте отверстие для объектива и наденьте бленду, чтобы уберечь от воды переднюю линзу объектива. Если дождь застал Вас врасплох, спрячьте фотокамеру под одежду и вынимайте непосредственно перед съемкой.
В безветренную дождливую погоду не забывайте и о зонте. Перед тем поместите фотокамеру на штатив.

Чехол для съемки в дождь
Полностью решить проблему съёмки в дождь можно с помощью специального чехла для такой съёмки, который можно подобрать под любую фотокамеру.

При желании водонепроницаемый чехол можно сделать самостоятельно. Для этого оденьте сзади на камеру прозрачный целлофановый пакет большого размера, соберите его горловину вокруг объектива, плотно прижав к объективу резинкой. Оставшуюся часть горловины пакета отогните назад и прижмите второй раз такой же резинкой: водонепроницаемый чехол готов.

Следите, чтобы обе резинки прижали пакет на одном и том же кольце объектива — таким образом, они не будут вносить помех в работу автоматики объектива.

Низкая температура
Дождь часто является причиной образования конденсата. Во избежание конденсата тщательно укутайте охлажденный фотоаппарат, прежде чем внести его в теплое помещение. При температуре ниже нуля вода в местах соединения штатива или в подвижных частях объектива может замерзнуть — это часто стает причиной повреждения устройств. Не оставляйте на ночь влажное фотооборудование на улице или в машине.

Фильтры
При съемке в дождь мы настоятельно рекомендуем вам использовать защитные фильтры. Это поможет избежать попадания воды на оптику и уменьшит вероятность образования царапин.

Светозащитная бленда объектива
Используйте светозащитную бленду — насадку, предназначенную для защиты объектива от попадания внутрь посторонних лучей света. Она также поможет сохранить в сухости переднюю линзу объектива.

Периодически проверяйте, сухой ли объектив фотокамеры, так как самая маленькая капля может испортить снимок.
В пасмурную погоду фотокамера автоматически выберет значение экспозиции, которое равномерно распределит освещение по всем объектам.
Если сцена освещена равномерно, а вы хотите полностью передать настроение сумрачной погоды, недоэкспонируйте снимок на полступени или ступень.
Дождевые капли можно сделать более отчетливыми, используя медленную скорость затвора — 1/30 или 1/60 секунды. Телеобъектив сделает более густым туман. В ветреную погоду используйте быструю скорость затвора, если вы хотите заморозить движение. Медленная скорость затвора передаст колыхание веток, травы, листьев.
© Digital photo

Ушаков Михаил

Как фотографировать в дождь?

Это урок фотографии посвящён фотосъемке в дождь. Вы узнаете: как защитить камеру, как снимать людей, какие параметры нужны на фотоаппарате. Дождливый день создаёт очень интересный свет, повышается общий контраст цвета, оседает вся пыль, благодаря чему становится прозрачным воздух и окружающее нас пространство и люди выглядят совершенно иначе. Не зря профессиональные свадебные фотографы и видеографы так любят мокрую погоду. Но начинающий фотолюбитель должен заранее подготовиться к фотосъемке на улице в сырую погоду.

фотограф Михаил Ушаков

Защита камеры

Как защитить камеру — вариантов есть много, под разные задачи. В нашем случае речь идёт о защите фотоаппарата от дождя надёжными подручными способами, которые к тому-же ничего не стоят.

  1. Большой зонт.
  2. Вместительный дождевик.
  3. Обычный целлофановый пакет.

Под зонтом вы видите пространство вокруг вас. Зонт гарантированно может защитить вас и ваш фотоаппарат от дождя, мелкие капли нестрашны, а если он прозрачный, вы получите очень красивое боке с каплями дождя. Но есть и неудобство, самое главный недостаток зонта, у вас свободна только одна рука, вы должны правильно держать фотоаппарат.

Если захотите сделать кадр на длинной выдержке и у вас на камере установлен длиннофокусный объектив, есть большой риск получить шевелёнку. Дождевик в отличие от зонта даёт полную свободу движений. Главный его недостаток, нужно принимать дополнительные меры по защите фотокамеры от дождя и мокрых рук. Каждый раз убирать камеру за пазуху и доставать когда нужно сделать кадр, это очень неудобно, особенно при съемке людей на зеркалку.

Городской пейзаж или природный от вас никуда не денется, можно не спеша достать фотоаппарат и сделать несколько дублей. У меня в рюкзаке всегда лежит простой целлофановый пакет для защиты фотоаппарата от дождя. Я готов смириться с тем, что промокну, но обеспечив защиту камеры, я гарантированно получу свой кадр. Лучшая защита в сырую погоду, дождевик для фотографа и пакет для фотоаппарата.

Какие выбрать параметры фотоаппарата

Выбирать режим для цифровой зеркалки нужно исходя из задач, которые вы ставите перед собой. Всё зависит от того что вы хотите сфотографировать при дожде: людей, городской пейзаж, природу, или непосредственно сам дождь.

Чтобы снять людей в дождливую погоду на зеркалку, нужно заранее подобрать правильный рабочий режим. Если вам нужен чёткий кадр с хорошей резкостью, нужно поднимать значения ISO. Если совсем не знаете от чего отталкиваться чтобы правильно подобрать нужную экспозицию, установите автоматический режим.

Сделайте пробные дубли внося поправки экспокоррекции в + или -. Если результат вас удовлетворяет, запомните параметры снимка, переведите управление в ручной режим и выставите нужные значения: диафрагмы, выдержки, светочувствительности (ISO). В плохую погоду нельзя полагаться на адекватную работу автоматики фотоаппарата. Какой бы автоматический режим вы не выбрали, алгоритмы камеры будут вам предлагать средние значения экспопары.

Если планируется фотосъемка людей в городских условиях, нужно найти источники красивого света. Несмотря на пасмурную погоду, это сделать совсем не сложно. Используйте огни фонарей, витрин, рекламных щитов и транспорта. Особенно эффектно будет выглядеть дождь в контровом свете. Если найдёте такое место, стойте и никуда не уходите. Наблюдайте за местом, проявите терпение и вам представиться интересная городская сценка, ведь именно ради таких репортажных снимков мы готовы мокнуть.

Как красиво снять дождь

Как правило, фотосъемка дождя это статичная работа фотографа. Чтобы получить красивые капли нужно учесть несколько факторов.

  • Нужно заранее подобрать место для этой цели.
  • Знать с каким фоном вам предстоит работать, прозрачное стекло, ткань или любой природный материал.
  • Какой источник света вы будете использовать?
  • Будет ли необходимость в штативе.

Какие нужно выставить параметры фотоаппарата? Если вы ходите запечатлеть дождь в динамике, чтобы был виден след падающей капли, потребуется длинная выдержка. Для этой сцены желательно иметь точку опоры. Держа камеру на руках даже со стабилизатором, больше 115 сек. не удержать.

Вот для таких сюжетов нужен штатив, тогда можно забыть про шевелёнку, хорошая устойчивость камеры и длинная выдержка, позволят получить хорошо выраженный след падающей капли. Величиной диафрагмы можно контролировать глубину резкости. Если вы хотите чтобы на переднем плане были чётко видны капли, а перспективу поместить в зону нерезкости, нужно снимать на максимально открытой диафрагме которая есть на вашем объективе.

Чтобы придать выразительность каплям дождя можно применить подсветку. Если использовать встроенную вспышку фотоаппарата, она даст плоский и не красивый свет, даже если внести отрицательную поправку. Внешняя вспышка может улучшить ситуацию, если её вынести на шнуре или использовать радиоуправление.

Если у вас нет внешней вспышки, можно получить очень интересный результат, используя мобильный телефон. В каждом телефоне есть фонарик, можно попробовать им сделать контровой свет. Если источник света слишком сильный, можно использовать экран телефона, он даст более мягкий и рассеянный свет. Сделав несколько проб, вы сможете получить красивые чёткие фотографии.

Бесплатные уроки фотографии для начинающих фотолюбителей от Ушакова Михаила.

Похожие записи:

One Comment

Спасибо, большое автору. Очень много полезных статей нашла в уроках по фотографии. Я с недавних времен тоже фотограф и съемка в дождь для меня конечно была веселым опытом! Сначала бегала с зонтом, но неудобно, так как руки то должны быть свободны. Потом убрала его и стало еще сложнее, так как на объективе собирались капли и фотоаппарат начал намокать. В итоге более менее отработала, но по итогу пришлось нести камеру в ремонт. Горький, но опыт.

Как снимать в дождь: 5 способов съемки под дождем

Не для какого фотографа плохая погода не станет препятствием для фотосъемки. Скорее наоборот, плохая погода может вдохновить фотолюбителя. Если вы фотограф и желаете достичь по-настоящему ошеломительных результатов в своих творениях, необходимо обладать навыками съемки в любых погодных условиях.

Сегодня мы поделимся с вами несколькими способами, используя которые можно получить хорошие фотографии в дождливую погоду, расскажем о том, как снимать в дождь.

Лужи и капли дождя.

Самым выгодном способом съемки в дождь является поиск красивых отражений в уличных лужах или каплях дождя, которые рассыпаются сталкиваясь с объектами на улице. Кроме того, при проливном дожде можно фотографировать потоки воды, которые стремительно уносятся в сточные решетки. Снимая движущуюся воду можно легко передать на фотографии динамику дождевых струй.

Деревья и другие растения.

Капли дождя на листьях деревьев или лепестках цветов, как и вся остальная вода, имеют свойства отражать свет, давай таким образом новую перспективу по отношению к фотографируемому объекту. Помимо листьев и лепестков цветов, очень выгодно снимать фрукты, цветы и траву. Покрытые моросью, они выглядят гораздо объемнее и свежее, нежели в обычную или солнечную погоду.

Съемка людей в дождь.

Если перед вами стоит задача фотографировать людей в дождь, то советуем вам отправиться куда0нибудь поближе к центру города, где много людей даже в дождливую погоду. Во-первых, там вы точно найдете удачный момент для съемку, а во-вторых, при дожде, люди пытаются тот него как-то укрываться, поэтому вероятно, что вам повезет, и вы сможете заснять необычный момент укрытия от дождя.

Перспектива.

Опять же, отправляйтесь за перспективой в центр города или на окраину, где есть высокие здания. Заберитесь на самое высокое здание, если есть такая возможность разумеется, и начинайте съемку. С высоты вы сможете захватить в кадр гораздо больше деталей и передать на фотографии всю гнетущую атмосферу дождливой погоды. Фотографируйте толпы людей, которые прячутся от дождя до козырьками остановок или магазинов. Такой фотографией вы сможет передать чувство сплоченности людей, рассказать о том, как непогода может сближать их, заставляя укрываться под одной крышей.

Черно-белое.

Фотографируйте небольшие предметы или объекты под дождем, или отражение в лужах, каплях. Такие фотографии буду крайне выгодно смотреться в черно-белом цвете. А разные условия освещения в дождливую погоду помогут вам добиться интересных мотивов на монохромных фото.

Дождь как ассистент фотографа

Вы наверняка не раз замечали, как вышедшее после дождя солнце отражается во множестве луж, в бегущих по асфальту ручьях, в каплях воды, рассыпанных по окнам домов, витринам магазинов, стёклам автомобилей, зонтам и верхней одежде прохожих. Профессиональные фотографы и операторы знают, насколько такая картинка окружающей действительности визуально богаче, чем в обычный «сухой» день. Такие подарки природы непременно можно и нужно использовать в своей работе.

Мне всегда были интересны кадры старых советских фильмов, где мокрый асфальт блестел и отражал солнечный свет. Это действительно обогащало визуальную атмосферу кинодействия. Вот один из таких кадров, фильм «Я шагаю по Москве»:

Меня такие образы необычайно волновали, и, став фотографом, я стал применять этот способ усиления выразительности фотографии в своей работе. Ниже даны несколько примеров использования мной «мокрого асфальта».

Перед фотосессией на Красной площади прошёл ливень, чему я был несказанно рад, так как асфальт тротуаров у ГУМа стал отражать богатые светом витрины. Мне оставалось только попросить мою пару динамично пробежаться по этой замечательной локации. Замечу, что при сухой погоде этой фотографии просто бы не было.

Этот снимок сделан ночью у здания Биржи, что стоит на Стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Очень выразительные отражения и тени появились только благодаря моросящему дождю. Увидев эту картину, я попросил мою пару пройтись по улице. В этот момент неожиданно появился велосипедист. Мне осталось только вскинуть камеру, дождаться, пока он проедет по отражению света на мокром асфальте, чтобы была чётко видна его тень, и сделать единственный кадр.

Когда мне предстоит фотосессия в усадьбе Архангельское, я еду через Живописный мост по Звенигородскому шоссе и непременно прошу водителя остановить там машину, хоть это и запрещено правилами. Но кадры отсюда всегда обогащают фотосессию. Во время данной съёмки шёл дождь, поэтому мокрый асфальт приятно отразил очертания моста. В сухую погоду, на мой взгляд, картинка была бы несколько скучнее по выразительности.

На фотографии, сделанной на мощённой булыжником мостовой улицы Репина в Санкт-Петербурге, моросящий дождь дал красивые блики, а в лужах отразились освещённые фонарём окна домов и водосточные трубы.

К счастью, ливень не остановил молодожёнов в Александровском саду в Москве, и мне оставалось только найти правильную нижнюю точку съёмки, чтобы в полной мере передать детскую радость этого забега под дождём. Мокрый асфальт и летящие струи ливня — одни из главных элементов картинки.

Мне приходилось много раз испытывать технику Nikon, которой я пользуюсь уже более 30 лет, в самых различных, порой достаточно сложных, условиях. На мастер-классах меня часто спрашивают, как уберечь технику от дождя. Скажу честно, я не пользуюсь никакими приспособлениями для этого, полностью доверяя влагозащитным свойствам камер и объективов Nikon. Более того, могу сказать, что во время работы с камерами без влагозащиты у меня никогда не было отказов даже под проливным дождём. Единственное, нужно носить с собой в кармане платок и периодически протирать наиболее уязвимые части камеры. У меня был случай на острове в Индийском океане: я упал с лодки и погрузился с головой в солёные, крайне агрессивные для фототехники воды с камерой Nikon D4s с объективом AF-S NIKKOR 70-200mm f/2.8G ED VR II. Выйдя на берег, я лишь сполоснул технику пресной водой из бутылки и протёр сухим платком. И эта камера, и объектив ещё долго служили мне безотказно.

В общем, по своему опыту могу с уверенностью утверждать, что опасения по поводу поломок фототехники из-за воды сильно преувеличены.

Смело фотографируйте под дождём — и удачные снимки не заставят вас ждать! Фотограф должен выходить из зоны комфорта, только в таком случае его ждёт успех. Удачных вам фотографических приключений!

Осень в объективе (Часть 3)

Первая часть практикума — здесь, вторая часть практикума — здесь.

Дождливый день – хорошее время, чтобы передать настроение осени. В проливной дождь фотографировать можно — но из укрытия, а вот в мелкий, моросящий дождик, и особенно сразу после него, у вас есть возможность сделать оригинальные красивые снимки.

Но необходимо учесть несколько моментов:

  • Оденьтесь тепло и желательно в непромокаемую одежду (вы же не хотите после съемок лечить насморк?).
  • Подготовьте и защитите свою фотоаппаратуру. Лучший вариант – купить специальный водонепроницаемый чехол на липучках. Если хотите сэкономить или вовремя о чехле не позаботились, можно смастерить его и самому из полиэтиленового пакета. Многие фотографы пользуются именно этим способом защиты аппаратуры от влаги. Наденьте на камеру сзади большой прозрачный пакет, соберите горловину вокруг объектива и плотно зафиксируйте резинкой, а оставшуюся часть пакета отодвиньте назад. Проследите, чтобы резинки зафиксировали пакет на одном и том же кольце объектива (например, на трансфокаторе или кольце фокусировки) – тогда не будет помех в работе автоматики объектива.

  • На объектив обязательно оденьте светофильтр, нейтральный или UV или защитный. После фотосъёмки будет намного легче очистить от капель дождя фильтр, чем сам объектив.
  • Можно использовать простую бленду, которая сможет защитить от дождевых капель оптику камеры, но только не при сильном ветре.
  • Не забудьте взять с собой штатив, так как освещение в дождь может быть недостаточным. Дождь и яркое солнце, появляющиеся одновременно довольно редкое явление.
  • Можно взять и обычный зонт, а еще лучше помощника с зонтом. И кстати, яркий зонт (или помощника с зонтом) можно будет еще и использовать для снимка в кадре.

СОВЕТ: Периодически проверяйте, сухой ли объектив фотокамеры, так как даже самая маленькая капля может испортить ваш снимок. Если же фотокамера немного намокла под дождем, то после работы ее необходимо как можно скорее высушить.

Хотя фотографировать в дождь не всегда приятно и удобно, но это подходящее время для красивых снимков, поскольку мокрые поверхности во время дождя выглядят более ярко и насыщенно, а цвета становятся более глубокими.

Фото: Tilman Paulin

В этой статье мы предлагаем вам несколько идей для съемки в дождь.

Яркая деталь. В пасмурную погоду освещение очень серое и скучное, но это можно легко исправить, если поместить в кадр какую-нибудь яркую деталь, будь то объект сьемки, зонт или одежда.

Фото: Ferdi Doussier

Фото: Jesus R. Hernandez

Смена погоды. Интересные сюжеты получаются перед самым моментом смены погоды или сразу после них. Перед началом дождя вы можете поймать момент, когда часть кадра закрыта тучами, а на другой части ещё светит солнце.

Вечерние огни города. Вы получите очень необычные кадры, когда вечерние огни будут красиво отражаться на мокром асфальте или в лужах. При этом лучше фотографировать с нижней точки, практически от земли.

Отражение в лужах. Начните с широкой городской улицы и вы увидите там много отражённых объектов. Особенно своеобразно выглядят следы от дождя на лужах с осенними листьями.

В кадре – человек, ребенок, животное. А если вы снимаете людей, детей, то внимательно присмотритесь к ним, ведь все реагируют на дождь по-разному. Кто-то бежит по лужам, кто-то старательно их обходит, кто то ловит капли дождя языком. Улицы могут оказаться пустынными или вы сможете снять бегущую реку из разноцветных зонтиков. Попробуйте «поймать» прячущегося от дождя под скамейкой пса или кота, или намокших нахохлившихся птиц.

Фото: Jake Oslon

Капли на стекле как текстура. Сьемки через мокрое стекло — это очень увлекательное занятие, когда видны и объекты за стеклом и сами капли. Особенно удачными получаются снимки архитектурных объектов и людей. Снимите улицы вашего города через большие стеклянные витрины магазина. Ищите яркие элементы в одежде людей, и пробуйте обыграть их в построении композиции.

Фото: Nini Baseema

Съемка в черно-белом режиме может быть наиболее выигрышной именно в дождь. В такую погоду цвета все равно приглушены, доминирующим является серый. Сделайте несколько черно-белых кадров и вы получите интересный эффект. Легкая пелена, небольшая туманность возникающая сразу после дождя придаст вашим снимкам размытость, загадочность – такие фото в солнечную ясную погоду вы не получите никогда.

Фото: Nina Masic

Дождь – объект сьемки. Дождь можно сфотографировать сам по себе — его струи, капли, круги на воде, пузыри в лужах. Чтобы добиться наилучшего результата необходимо учесть некоторые нюансы данного процесса.

  • Капли воды прозрачные, поэтому их гораздо лучше видно на темном или насыщенном фоне: на листве, на фоне домов, на одежде.

  • Капли дождя, свисающие с листьев, травы выглядят очень эффектно, особенно если их снимать на просвет. Они также являются своеобразными естественными линзами и отражают окружающий мир. Попробуйте сделать снимок сквозь каплю, и у вас обязательно будет неповторимый кадр.

Фото: Steve Wall

  • Дождь становится более заметным, когда он подсвечен. Если есть пробивающиеся сквозь тучи солнечные лучи или уличные фонари – то снимайте в их направлении.

  • Можно показать на фотографии динамику движения дождевых капель. Когда падающие капли «прочертят» на кадре полосы разной толщины и прозрачности, это может дать очень красивый и убедительный эффект сильного дождя. Чтобы добиться должного эффекта, необходимо установить на камере достаточно длинную выдержку (от 1/100 до 1/25 секунды) и использовать штатив, монопод или расположить фотоаппарат на устойчивой поверхности. Если вы хотите «заморозить» воду и снять капли, круги или пузырьки то используйте короткие выдержки 1/200 или короче.

Используйте значение диафрагмы в зависимости от вашей идеи кадра и сюжета. Если вы снимаете капли воды, свисающие с листика, мокрые цветы или простую паутинку — то диафрагму стоит максимально открыть, чтобы размыть задний фон и сконцентрировать внимание на объекте съемки. В процессе съемки дождя может возникнуть сложность с фокусировкой — камера может не распознать капли или прозрачные струи и сфокусироваться на дальних объектах или не сфокусироваться вообще. Во избежание этого, лучше пользоваться ручной фокусировкой, т.е. выставить расстояние до объекта (струй или капель дождя) вручную. Когда небо затянуто дождевыми облаками и света немного, не забудьте увеличить значение ISO, если это необходимо. Или доверить регулировать светочувствительность камере, установив Auto ISO. Кроме того, стоит установить значение баланса белого на «облачно».

Для истинного фотографа плохой погоды просто не существует, пробуйте и вы убедитесь, что в дождливую погоду можно получить красивые, неповторимые кадры. Тут все зависит от вашей фантазии, не ограничивайте её, попробуйте увидеть интересное в обыденном.

Удачи в ваших осенних экспериментах!

Четвертая часть практикума — здесь.

Цифровая фотография

Рубрика | Работаем с техникой

Как фотографировать дождь и молнию

25 апреля 2012 Искандер Рубинин

Можно любить или не любить гулять под дождем, но смотреть на фотографии, сделанные в дождливую погоду — это истинное удовольствие. В таких фото есть особенная эмоциональная составляющая, они всегда выходят красочными и содержательными, особенно если сделаны во время грозы, когда удается запечатлеть еще и молнию.

Однако, съемка в дождь — это занятие, которое не только сопряжено с определенными неудобствами для фотографа, но и требует определенных знаний и навыков.

Прежде всего, перед тем, как фотографировать дождь, нужно соответствующим образом экипироваться: надеть прорезиненную обувь и верхнюю одежду, приготовить пару водонепроницаемых перчаток. В ливень и грозу нет смысла выбегать на улицу и снимать: из-за ограниченной видимости их лучше переждать в укрытии. А вот сразу после дождя можно найти много отличных вариантов для съемки: затянутое свинцовыми облаками небо, тучи, через которые пробиваются слабые лучи солнца, капли воды на листьях, и т.д.

Во время съемки под дождем нужно позаботиться о сохранности фотоаппаратуры и запастись полиэтиленовыми пакетами различных размеров, чтобы накрыть фоторюкзак, фотосумку или штатив, который обязательно понадобится из-за плохого освещения во время дождя. Дело в том, что повышенная влажность ещё более губительна для техники, нежели пыль на матрице. Поэтому не следует пренебрегать подготовкой к съёмке в дождь. В безветренную дождливую погоду можно использовать зонт. При съемке в дождливую погоду необходимо использовать защитные фильтры, чтобы на оптику не попала вода.

Перед тем, как фотографировать под дождем, нужно защитить объектив от попадания внутрь посторонних лучей света светозащитной блендой, это необходимо для сохранения в сухости передней линзы объектива.

Чтобы снимок не оказался испорченным, нужно периодически проверять сухость объектива фотокамеры. При пасмурной погоде фотокамерой автоматически будет выбрано значение экспозиции, равномерно распределяющее освещение по всем объектам. В этом случае, при желании получить полностью пасмурное фото, следует недоэкспонировать снимок на полступени или ступень. Придать отчетливости дождевым каплям можно с помощью медленной скорости затвора (1/30 или 1/60 секунды). Более подробно, о том, как фотографировать капли и брызги, можно прочитать в одном из предыдущих материалов на cifoto.ru. таким же способом можно передать, как колышутся ветки, трава и т.д. Напротив, чтобы заморозить движение в ветреную погоду, нужно использовать быструю скорость затвора. С помощью телеобъектива можно добавить густоты туману.

Теперь — несколько советов о том, как сфотографировать молнию. Главная задача — это не ошибиться с подходящей точкой для съемки. Чаще всего такие снимки делают из окна помещения. Обязательным является использование штатива. При выборе оборудования для съемки нужно учитывать, что потребуются длинные, до 30 секунд, выдержки.

Процесс фотосъемки молнии заключается в том, что фотоаппарат направляется на место, где вспыхивают молнии, и после установки максимально длинной выдержки производится съемка. При вспышке в этот момент молнии она четко прорисуется на фотографии, а за время экспозиции станут видны контуры ночного пейзажа.

Эта съемка производится почти вслепую, поэтому она состоит из десятков снимков, среди которых, может, будет лишь один удачный. Фотографу нужно быть готовым к тому, что карта 2Gb будет полностью заполнена.

Если в фотоаппарате есть режим «Таймер автоспуска. Серийная съемка», позволяющий делать серии до 10 кадров, то при серии 10 кадров по 30 секунд фотоаппарат в течение 5 минут будет ловить все молнии, попадающие в его объектив.

Опытные фотографы советуют снимать в RAW, из-за невозможности точного подбора экспозиции и баланса белого. RAW конвертор дает возможность сделать это потом точнее, например, с помощью Photoshop Lightroom.

Еще одной трудностью ночной съемки молнии является полная темнота. Можно осуществлять фокусировку в авто по дальним огням, и уточнять композицию по первым кадрам. Тогда на снимках будет прекрасно видна линия горизонта и контуры зданий, несмотря на кромешную ночь и дождь при съемке. Если в сторону окна будет дуть ветер, то дождевые капли, попадающие на объектив, создадут дополнительную проблему. В этом случае поможет защитный фильтр.

В целом, такая съемка может происходить по следующему сценарию. Установив камеру на штатив, следует поставить ручной режим М, прикрыть диафрагму посильнее f 20, и ориентируясь на показания экспонометра, поставить выдержку 2 секунды. Следует позаботиться о том, чтобы камера показывала недодержку примерно на одну ступень. Это нужно для того, чтобы небо не выглядело блеклым, а было хорошо очерченным. Конечно, в этом случае немного затемненным получится цвет земли, но ведь не ради нее мы посреди ночи расположились с камерой у открытого окна посреди бушующей стихии! Камеру следует перевести в режим серийной съемки с автоспуском 10 кадров, с фокусировкой на бесконечность, в ручном режиме.

Затем, нацелив фотоаппарат на ту часть грозового фронта, где более всего локализуются удары молнии, следует нажимать спуск. После этого последует около 10 секунд задержки, и камера начнет снимать.

Конечно, грозовой фронт имеет свойство смещаться, кроме того, если он широкий, то молнии будут локализоваться в разных местах, поэтому после окончания очередной серии кадров придутся быстро решать, оставлять камеру в этом же положении или направлять ее на другой участок, а также корректировать экспозицию.

Фотосъёмка под дождём

На самом деле, здесь, в Мировой столице дождей (ну, ладно, это не совсем Черапунджи, но…

На самом деле, здесь, в Мировой столице дождей (ну, ладно, это не совсем Черапунджи, но иногда чувствуешь себя так, как будто живешь именно в нём) остаётся не так много выбора – снимать в сырую погоду или нет. Однако, вместо того чтобы избегать дождя, можно взглянуть на него иначе…дожидаться его…да-да, дожидаться, как отличную возможность поснимать.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 200, f/2.8, 1/500 sec

Наденьте куртку или плащ, накиньте на фотосумку водонепроницаемый чехол, если необходимо. Дождь представляет отличную возможность для творческой съёмки, особенно на городских улицах.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 200, f/2.8, 1/200 sec

Во-первых, раз уж капли дождя падают на голову – сфотографируйте их! В свете городских огней капли блестят и переливаются. Фокусировка на падающих каплях дождя – не лучший вариант, сфокусируйтесь на человеке или объекте, вокруг которого идёт дождь. Чтобы добиться большей глубины резкости, используйте прикрытую диафрагму, если это возможно. Признаюсь, что многие из примеров для этой статьи, я отснял на f/2.8 и меньше, поскольку слабое окружающее освещение создавало некоторые сложности при съёмке. Но у сенсора формата Micro Four Thirds глубина резкости на любом значении диафрагмы в любом случае больше, чем у сенсоров более крупного формата.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 200, f/2.8, 1/2000 sec

Во-вторых, на влажных поверхностях света и тени проявляются иначе, чем на сухих. Кажется, что тени особенно хорошо получаются именно на мокрых поверхностях, возможно, потому, что их более высокая отражающая способность обеспечивает больший контраст. Во время съёмки я не тратил много времени на анализ кадра. Если мне нравилось, как выглядит сцена, я нажимал на кнопку спуска затвора.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 250, f/2.8, 1/125 sec

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 200, f/ 3.2, 1/160 sec

В-третьих, и это, вероятно, мой самый любимый довод в пользу съёмки в дождливую погоду – отражения. Полюбите их. Влажные поверхности открывают массу возможностей разделить кадр зеркальными изображениями. Безликое, невыразительное бетонное покрытие вдруг превращается в стеклянную витрину, мутную или резкую, отражая мир, лежащий над ним.

Panasonic 14mm f/ 2.5, ISO 800, f/ 3.5, 1/8 sec

Дождь может изменить динамику сцены, заставляя людей бежать под дождём или раскрывать зонты. При этом брызги воды будут повсюду, добавляя снимаемой сцене динамики. В таких ситуациях для достижения более короткой выдержки вам, возможно, потребуется использовать более широкую диафрагму и более высокое значение ISO.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, ISO 640, f/14 (чтобы запечатлеть солнечные лучи), 1/125 sec

Дождь обычно сопровождается облаками, густыми, тёмными и задумчивыми. Не упустите возможность запечатлеть их детали и объем. Если солнце будет пробиваться сквозь них, то вам представится шанс насладиться игрой света и цвета, которым будет наполнен этот момент. Кроме того, не забывайте и о возможности сфотографировать радугу.

Panasonic 20mm f/1.7, ISO 200, f/5, 1/160 sec

Panasonic 20mm f/1.7, ISO 200, f/5, 1/100 sec

Panasonic 20mm f/1.7, ISO 200, f/5, 1/125 sec

Очевидно, что многие фотографы озаботятся проблемой сохранения своей любимой камеры сухой. Я думаю, что в этом плане мне повезло, так как многие из моих камер Olympus имеют всепогодную защиту. Если ваша камера не предназначена для работы под дождём, то вы можете снимать, стоя под каким-нибудь навесом, зонтом, или прикрыв камеру плащом. Вариантов сохранить камеру сухой – множество, стоит только проявить смекалку. Бленда может помочь уберечь переднюю линзу объектива от брызг, но всегда держите под рукой микрофибру, чтобы протереть её в случае необходимости.

В любом случае не бойтесь немного промокнуть – ведь эффектные фотографии стоят этого!

Panasonic 20mm f/ 1.7, ISO 800, f/2.5, 1/3 sec

Поворотные сенсорные экраны предлагают отличную возможность незаметно снимать людей. Я всегда чувствую себя немного неловко, когда снимаю абсолютно незнакомых мне людей, и в центре Лондона многие постараются побыстрее уйти от вас подальше, вместо того, чтобы стоять и позировать вам.

Большое фокусное расстояние поможет вам сделать снимок на некотором расстоянии от заинтересовавшего вас человека, не беспокоя его. Для многих из снимков, которые вы видите, я использовал 60-мм f/2.8 макрообъектив (люблю бросать себе вызов). Для других же — Panasonic 20mm f/1.7 и 14mm f/2.5. Они делают всю вашу систему более компактной и менее заметной.

Olympus 60mm f/2.8 Macro, Внутрикамерный фильтр Grainy B+W, ISO 640, f/2.8, 1/125 sec

Я не уверен в своих способностях в уличной фотографии. Может быть, я не очень хорош в ней (скорее всего, так и есть), но большая часть уличных фотографий выглядят, как случайные снимки, и в этом смысле жанр уличной фотографии, по-моему, немного претенциозен. Может быть, я самый обычный парень, и всё, что мне нужно для снимка – иметь собственную точку зрения и заинтересовавший меня объект. Но это только мои личные наблюдения. В конце концов, дождь предлагает такие возможности для съемки, которые я, возможно, не смог бы получить при иных обстоятельствах.

Panasonic 20mm f/1.7, ISO 1600, f/2.5, 1/13 sec

Автор: Шариф (Alpha Whiskey)

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Ссылка на основную публикацию