Секреты синхронизации вспышки | Foto-kadr.ru

Секреты синхронизации вспышки

СИНХРОНИЗАЦИЯ НЕСКОЛЬКИХ ВСПЫШЕК

СИНХРОНИЗАЦИЯ НЕСКОЛЬКИХ ВСПЫШЕК

Очень часто для нужд фотосъемки используется несколько вспышек, особенно во время съемок в павильоне. Чтобы обеспечить синхронность их срабатывания, наиболее распространены два вида: при помощи кабеля и при помощи светосинхронизаторов (устройств, которые реагируют на резкие перепады освещения от ведущей вспышки и включают ведомую вспышку). В первом случае все вспышки соединены между собой кабелем, при помощи которого они и срабатывают.

Во втором случае каждая вспышка снабжена своим собственным светосинхронизатором и срабатывает от вспышки на фотоаппарате фотографа.

В тех случаях, когда срабатывание вспышки на фотоаппарате фотографа не желательно, например, для обеспечения только бокового освещения, применяют так называемую «темную вспышку». Суть ее заключается в тои, что вспышка прикрыта инфракрасным светофильтром, либо фирменным, либо для этого применяют кусок неэкспонированной проявленной по процессу Е-6 обратимой пленки (для слайдов). В результате фотовспышки не видно, на экспозицию она никак не влияет, но ведомые вспышки, оснащенные светосинхронизаторами, срабатывают от этого невидимого импульса.

Похожие главы из других книг

СИНХРОНИЗАЦИЯ ВСПЫШЕК

СИНХРОНИЗАЦИЯ ВСПЫШЕК Фотографическая вспышка должна срабатывать в тот момент, когда затвор фотоаппарата полностью открыт, независимо от его конструкции, иначе на пленке получится нормально экспонированной только часть кадра. Обычно такие выдержки указаны на самом

СТАНДАРТНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

СТАНДАРТНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ Вспышка происходит в тот момент, когда кадровое окно полностью открыто. Если в фотоаппарате применен шторно-щелевой затвор, который характерен для большинства зеркальных камер, то выдержка будет достаточно длинной. Если затвор центральный, то

МЕДЛЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

МЕДЛЕННАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ Когда вспышка срабатывает при очень коротких выдержках, то задний план обычно получается излишне темным. Поэтому режим медленной синхронизации заключается в том, что выдержка увеличивается, иногда до нескольких минут, чтобы детали заднего плана

ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ

ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ СИНХРОНИЗАЦИЯ Применяется, когда нужно сфотографировать объект при полностью открытой диафрагме, например, для создания размытого заднего фона, а в аппарат вставлена высокочувствительная пленка. Некоторые фотоаппараты в этой ситуации имеют функцию

ТИПЫ ВСПЫШЕК

ТИПЫ ВСПЫШЕК Ручная вспышка отличается от других тем, что она включается, работает, а также позволяет установить все параметры по воле фотографа. Вы вручную выставляете необходимые значения диафрагмы в зависимости от расстояния до снимаемого объекта и других условий

УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСПЫШЕК

УСТАНОВКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСПЫШЕК Установка дополнительных вспышек, за исключением съемки в фотопавильоне, применяется во время съемок в помещениях. Особенно часто это касается съемок во время различных торжественных случаев в городских квартирах. Вспышки

Синхронизация вспышек

Современные электронные фотовспышки способны самостоятельно определять мощность импульса и необходимые настройки для того, чтобы фотограф мог получить качественные изображения объекта вне зависимости от условий съемки. Но на результаты съемки в значительной степени влияет так называемая синхронизация фотовспышки, которая требуется для оптимального взаимодействия самой вспышки и затвора камеры.

Фотовспышка должна работать синхронно с фотоаппаратом, в противном случае использование вспышки может сработать против самого фотографа. В этом плане важно, чтобы вспышка поддерживала сразу несколько режимов синхронизации с камерой. Это позволяет расширить область применения фотовспышки, открывая возможности фотографу для уменьшения или увеличения различных эффектов на изображении.

Обычная синхронизация вспышки подразумевает под собой то, что все поле кадра остается открытым в момент срабатывания вспышки, то есть затвор фотоаппарата полностью открыт. Нормальная скорость синхронизации со вспышкой составляет для современных моделей 1/250 -1/90 сек. К сожалению, использование обычной синхронизации зачастую не дает желаемых результатов, поскольку выдержка оказывается слишком короткой для того, чтобы удалось качественно проработать задний план. Поэтому электронные вспышки имеют несколько режимов синхронизации.

Синхронизация вспышки при короткой выдержке или «высокоскоростная» FP-синхронизация используется в условиях съемки с недостаточным освещением, либо для дополнительной подсветки, убирающей на снимке тени. Как правило, в этих случаях на цифровом фотоаппарате выставляется короткая выдержка.

Однако использование вспышки на очень коротких выдержках не дает желаемого результата в силу специфических особенностей работы механических затворов. Ведь при коротких выдержках затвор фотоаппарата открывает световым лучам лишь щель, которая пробегает по длине кадра. Соответственно, если время импульса вспышки меньше, чем время, необходимое затвору камеры для открытия кадра, то светом от вспышки будет освещена только часть, а не весь кадр. Именно для этих ситуаций и нужен режим FP-синхронизации.

При работе в режиме «высокоскоростной» синхронизации вспышка излучает короткие световые импульсы небольшой мощности, равномерно засвечивая кадр при движении шторок затвора фотокамеры. Такая синхронизация оптимально подходит для съемки любых сюжетов, характеризующимися короткими выдержками.

Другой режим синхронизации вспышки – это синхронизация с длинными выдержками («медленная» синхронизация). Она актуальна тогда, когда фотографу необходимо в условиях недостаточной освещенности подсветить объекты переднего плана и одновременно качественно проработать общий фон. Например, «медленная» синхронизация часто применяется для получения эффектных портретов на фоне ночных городских улиц.

Для того, чтобы обеспечить хорошую резкость получаемых изображений при работе в этом режиме синхронизации фотографу понадобится штатив или неподвижный упор для камеры. Фотоаппарат переводится в режим длительной выдержки, а вспышке устанавливается замедленная синхронизация. В результате, камера использует медленную скорость затвора для корректного отображения деталей заднего плана изображения, который не освещен вспышкой. В этом случае вспышка излучает импульс в конце срабатывания затвора.

Подобный режим синхронизации фотовспышки не подходит для съемки движущихся объектов, но зато становится оптимальным решением при съемке неподвижных предметов в условиях сумеречного или низкого освещения.

Электронные фотовспышки также могут поддерживать режимы синхронизации по передней или задней шторке затвора камеры. Как известно, механические фокальные затворы, используемые в фотокамерах, имеют конструкцию с двумя шторками. При экспонировании сначала первая шторка открывает кадр, после чего вторая шторка его закрывает. На коротких выдержках обе шторки уже двигаются одновременно. Они открывают для светового потока только небольшую полосу кадра на время, равное установленной выдержки. Соответственно, в режиме синхронизации по задней шторке вспышка срабатывает именно в тот момент, когда она достигает конца кадра.

Этот режим может использоваться при съемках движущихся объектов, ведь благодаря ему на изображении возникает достаточно интересный эффект. Помимо самого объекта на фотографии отображается и его немного смазанный след, который направлен в сторону движения самого объекта. Такой след получается в результате экспонирования за то время, что прошло после светового импульса вспышки. В режиме синхронизации по передней шторке вспышка сработает в начале выдержки, то есть сразу после открытия шторки. В этом случае можно получить изображение движущегося объекта с полосой, напоминающей ореол.

Таким образом, современные фотовспышки обладают несколькими режимами синхронизации с затвором фотокамеры — «медленная» синхронизация, синхронизация по задней или передней шторке, а также высокоскоростная синхронизация FP. Применение того или иного режима обуславливается конкретными условиями съемки и теми результатами, которые хочет видеть сам фотограф на изображении.

Источник: Фотокомок.ру – фототехника и фотография (при копировании или цитировании активная ссылка обязательна)

Работаем с системой креативного освещения Nikon. Удалённое управление вспышкой

Как работать с внешней вспышкой? Знаете ли вы, что вспышками Nikon можно управлять дистанционно и для этого вам не потребуется никакого дополнительного оборудования — только вспышка и фотоаппарат? Имея хотя бы одну вспышку, вы уже можете на её основе создать небольшую мобильную фотостудию для съёмки дома, на улице — где угодно.

Сегодня мы на практике рассмотрим работу с системой креативного освещения (Nikon CLS — Creative Lighting System) и разберёмся, как с помощью лишь одной вспышки, управляемой дистанционно, получить «студийные» кадры даже в домашних условиях.

Прежде всего, давайте выясним, чем же нас не устраивает стандартное положение вспышки на горячем башмаке аппарата? Известно, что жёсткое фронтальное освещение не подчёркивает объём предметов на фото, следовательно, все предметы будут похожи скорее на блины, чем на трёхмерные объекты из реального мира.

Результат работы «вспышки в лоб». Согласитесь, такой кадр мало кого устроит!

Более продвинутый приём — вспышка, направленная в потолок. Свет, отражённый от потолка, во-первых, станет рассеянным, мягким, и на фото исчезнут контрастные тени и блики. А во-вторых, он будет падать на объект сверху, что вполне естественно и комфортно для человеческого восприятия (ведь в реальной жизни свет, как правило, падает на предметы сверху: от солнца, люстры на потолке). Но у такого способа есть и свои недостатки. Первый — очевидный: его можно использовать лишь там, где есть потолок. При этом важно, чтобы потолок был белым и находился достаточно низко, чтобы свет мог его достичь, а потом, отразившись от него, упасть на снимаемый объект. Второй существенный недостаток — такое освещение хоть и комфортное для восприятия, всё же слишком привычное для глаз, а значит — скучное. Когда мы хотим сделать выразительный кадр, желательно, чтобы и освещение было не обыденным, а более-менее эффектным.

Скучающая модель в «скучном» свете от вспышки, направленной в потолок.

Получается, чтобы добиться выразительного освещения, внешнюю вспышку необходимо вынести за пределы горячего башмака фотоаппарата. Сделав это, мы сможем расположить её справа, слева, сверху или снизу от объекта, тем самым добиваясь идеального света (подобно тому, как фотографы пользуются специальными вспышками в фотостудии).

Но может ли вспышка работать, будучи откреплённой от фотокамеры? Ещё как может! Главное — синхронизировать её с фотоаппаратом. Существует множество способов синхронизации вспышки и камеры: с помощью провода, специальных синхронизаторов. Они работают с любыми вспышками и с камерами любых производителей. У всех этих вариантов есть общий минус: придётся докупать дополнительное оборудование.

Кабель Nikon SC-28 для синхронизации вспышки и фотоаппарата

Благодаря системе креативного освещения Nikon, для синхронизации вспышек и фотоаппаратов этого производителя вам не потребуется никаких дополнительных устройств — только сама внешняя вспышка и фотоаппарат. Как реализована эта функция? Фотоаппарат управляет отсоединённой от него внешней вспышкой на расстоянии при помощи световых импульсов, которые даёт его собственная встроенная вспышка. В отличие от использования дешёвых китайских радиосинхронизаторов (столь популярных у отечественных фотографов), такой способ позволяет работать со вспышкой не только в ручном, но и в полностью автоматическом режиме, использовать технологию i-TTL. Это значительно упрощает и ускоряет процесс съёмки.

Дистанционное управление по технологии Nikon CLS на сегодня возможно со вспышками Nikon SB-910, SB-900, SB-800, SB-700 и SB-500. То есть с любой из современных вспышек Nikon продвинутого и профессионального класса. Какие фотокамеры позволяют использовать встроенную вспышку для дистанционного управления внешней вспышкой? На сегодня это все аппараты продвинутого класса начиная с линейки Nikon D7100/D7200 и заканчивая Nikon D800/D810.

Как же настроить синхронизацию вспышки на расстоянии? Просто установим рычажок переключения режимов в положение Remote и перейдём к настройке фотоаппарата.

Мы рассмотрим настройку на примере камеры Nikon D810.

Нажмём кнопку Menu и проследуем в пункт «Меню пользовательских настроек».

Теперь в меню «Брекетинг/вспышка» выберем пункт «Управление встроенной вспышкой».

Здесь выберем «Режим управления».

Рассмотрим пункт «Режим управления» подробнее.

В нём мы можем настроить режимы работы как встроенной вспышки, так и внешних вспышек.

Чтобы работа встроенной вспышки минимально сказывалась на снимаемом сюжете, поставим напротив данного пункта прочерки. Да, встроенная вспышка, находясь в режиме управления, всё равно чуть-чуть сказывается на получаемой картинке: небольшие блики от неё можно будет обнаружить, например, на блестящих поверхностях. Этого можно избежать, если при съёмке прикрыть вспышку ладонью или установить на неё специальный защитный экран Nikon SG-3IR. Отметим, что таких хлопот не будет, если в качестве управляющей вспышки использовать не встроенную, а ещё одну внешнюю вспышку, установленную на фотоаппарат. Она не будет давать на сюжет никакого лишнего света.

Теперь перейдём к настройке внешних вспышек. Как видите, вспышки разделены на группу А и группу В, которыми можно управлять отдельно. Это удобно, если мы собираемся использовать в съёмке больше одной вспышки. Назначив им соответствующую группу, можно будет задать им разные параметры. Группу, к которой будет относиться та или иная вспышка, назначают непосредственно на ней.

Дисплей вспышки Nikon SB-700. Сейчас данная вспышка относится к группе А.

По умолчанию вспышка будет работать в автоматическом режиме TTL, однако прямо в меню «Режим управления» ей можно задать и другой режим работы (например, ручной). Кроме этого, в этом же меню можно задать и коррекцию экспозиции для вспышки, что очень удобно.

Для начала я советую поставить режим TTL и нулевую коррекцию экспозиции. Когда все параметры настроены, не забудем нажать на кнопку ОК и сделаем тестовый кадр. Теперь внешняя вспышка будет «поджигаться» от импульса встроенной вспышки.

Перейдём к собственно съёмке. Наиболее выгодное освещение, как правило, можно получить, установив источник света спереди-сбоку от снимаемого объекта. Так мы и поступим. Разумеется, вспышку удобнее всего расположить на специальной фотостойке. Но если её нет, можно приладить вспышку к штативу или вовсе положить на какую-нибудь бытовую поверхность. Кстати, в комплекте к любой вспышке поставляется специальная подставка, которую тоже можно использовать для наших целей.

Если вы собираетесь снимать в репортажном ключе, то вспышку можно держать на вытянутой руке.

Теперь, когда мы зафиксировали вспышку в пространстве, самое время вспомнить о том, что сама по себе вспышка будет давать слишком жёсткое освещение. Его придётся смягчить. Сделать это можно множеством различных способов. Для таких задач идеально подойдёт специальный фотозонт или софтбокс.

Вспышка Nikon SB-700, установленная на фотостойку с зонтом, работающим на просвет.

Если их под рукой нет, то для смягчения света от вспышки, можно использовать простой лист белой бумаги формата А3 или более. Он будет вместо отражателя! Отражённый свет получится мягким.

С использованием фотозонта, работающего на просвет. Свет от вспышки рассеивается, проходя сквозь ткань зонта, и попадает на объект съёмки.

С использованием любой белой отражающей поверхности: стены, отражателя, листа бумаги формата А3 и более. Вспышка направляется на отражающую поверхность, с неё свет попадает на объект съёмки.

Итак, самое время приглашать в нашу импровизированную студию модель и делать первые кадры! Не бойтесь экспериментировать, менять положение вспышки и её настройки. Это позволит добиться оптимальных результатов!

Смотрите также:

Секреты синхронизации вспышки

Электронная лампа-вспышка, применяемая в качестве дополнительного источника света в современных фотоаппаратах — очень удобный, надёжный и универсальный источник света. Однако, в отличие от постоянного естественного света, использование импульсного света вспышки имеет ряд особенностей.

Срабатывание вспышки, то есть излучение ею светового импульса, происходит практически мгновенно. Максимальная продолжительность импульса света вспышки редко превышает 1/500 секунды, а чаще всего происходит даже быстрее – вплоть до 1/10000 доли секунды. Поэтому очень важно, чтобы вспышка произошла точно в тот момент, когда затвор аппарата будет открыт полностью. А значит, в зависимости от особенностей конструкции фотоаппарата, синхронизировать работу затвора фотоаппарата и фотовспышки удается не во всём диапазоне выдержек. Всё разнообразие применяемых в современной фотоаппаратуре затворов можно разделить на электронные (электронно-механические) и механические различной конструкции (апертурные и фокальные).

Типы затворов и стандартная синхронизация

Апертурный (он же — «центральный») затвор располагается либо внутри объектива, либо в непосредственной близости от его линз. Затвор такого типа применяется в большинстве компактных плёночных аппаратов, в объективах крупноформатных и большей части среднеформатных камер. Центральный затвор на всех выдержках открывается полностью (хотя бы на мгновение). Поэтому с согласованием работы апертурного затвора и вспышки проблем не возникает. Электронная вспышка на аппаратах с центральным затвором может быть использована практически без каких-то ограничений, во всём диапазоне выдержек.

В компактных цифровых фотоаппаратах чаще всего применяется электронно-механический затвор. В его конструкцию входит упрощённый механический затвор, фактически лишь прикрывающий матрицу в выключенном состоянии и во время визирования, а выдержка уже определяется временем опроса матрицы. В этом случае также практически никаких ограничений на работу со вспышкой не накладывается. Вспышка может быть применена на любой выдержке. Главное – чтобы выдержка была длиннее продолжительности импульса вспышки (иначе вспышка будет откровенно «недосвечивать»).

А вот фокальный (он же — «ламельный», «шторно-щелевой») затвор, которым обычно оснащаются зеркальные фотоаппараты, работает на совершенно другом принципе – одна шторка открывает кадровое окно, а вторая его закрывает. При этом скорость работы затвора не удается увеличивать бесконечно. Даже в современных затворах, сделанных с использованием космических технологий и материалов, время пробегания шторки затвора вдоль кадрового окна обычно составляет 1/200 — 1/250 секунды. Выдержка, при которой вторая шторка начинает своё движение сразу после того, как первая полностью открыла кадровое окно, обычно называется «кратчайшей выдержкой синхронизации» (хотя более правильно называть её «выдержкой полного открытия кадрового окна»). На более длинных выдержках шторный затвор также открывается полностью (просто вторая шторка начинает своё движение с дополнительной задержкой), что не создаёт проблем при пользовании вспышкой. Синхронизация со вспышкой на относительно длинных выдержках имеет своё название — «медленная синхронизация». Рассмотрению особенностей работы этого режима мы посвящаем отдельную статью о медленной синхронизации и синхронизации по второй шторке .

Короткие выдержки в шторно-щелевом затворе образуются уже за счёт того, что вторая (закрывающая) шторка начинает своё движение ещё до того, как первая дойдёт до края кадрового окна. Соответственно, при срабатывании синхроконтакта на коротких выдержках вспышка осветит не всю матрицу, а только её часть, попавшую в щель между первой и второй шторками. Поэтому (если не применять некоторые технические ухищрения, о которых речь пойдёт ниже) использовать вспышку можно только на скоростях затвора меньших, чем выдержка полного открытия кадрового окна. Впрочем, для затворов современных цифровых зеркальных аппаратов кратчайшая выдержка полного открытия кадрового окна находится в пределах от 1/200 секунды до 1/250 секунды. Некоторые профессиональные аппараты имеют и более скоростные затворы, полностью открывающиеся на выдержках до 1/300 секунды. Это вам не «Зенит-Е», работавший со вспышкой только на выдержке 1/30 секунды!

Почему мы такое внимание уделили именно этой, казалось бы просто технологической, характеристике затвора? Потому что именно на кратчайшей выдержке полного открытия кадрового окна свет вспышки наиболее эффективно «перебивает» постоянный (естественный) свет. Например, если нужно максимально подсветить тени при съёмке на ярком солнце, то самый лучший эффект будет именно на выдержке 1/200 — 1/250 секунды. Кстати, проверить продолжительность кратчайшей выдержки полного открытия кадрового окна довольно просто. В современных системных камерах, использующих согласованную вспышку, на программном уровне установлен запрет на установку более коротких выдержек при съёмке со вспышкой. Этот программный запрет снимается только в том случае, если и аппарат, и вспышка умеют работать в режиме синхронизации на сверхкоротких выдержках, и когда этот режим активирован. В противном случае, независимо от режима экспонирования, ни вручную (в ручном режиме или приоритете выдержки), ни автоматически (в приоритете диафрагмы и программных режимах) более короткая выдержка не может быть установлена.

Но вся эта замечательная автоматическая логика перестаёт работать, когда мы начинаем пользоваться всякими несогласованными аксессуарами (например — радиосинхронизаторами) или студийными вспышками. Эти устройства не сообщают аппарату о своём существовании, а значит обязанность следить за тем, чтобы не была установлена излишне короткая выдержка, возлагается целиком и полностью на фотографа. Иначе довольно легко увидеть вместо целого кадра, освещенного вспышкой, всего половину кадра или даже треть! Поэтому, работая со студийными вспышками или радиосинхронизаторами нужно не забывать контролировать значение выдержки, установленной на аппарата. Как правило, оптимальное значение выдержки синхронизации должно быть чуть-чуть длиннее кратчайшей выдержки полного открытия затвора. К примеру, если ваш аппарат позволяет синхронизироваться со вспышками на выдержке 1/250 секунды, при работе со студийными вспышками есть смысл ограничиться выдержками 1/200 или даже 1/160 секунды.

Синхронизация на сверхкоротких выдержках

Новейшие электронно-компьютерные технологии позволили преодолеть ограничение на диапазон выдержек, накладываемое конструкцией шторно-щелевого затвора. Идея синхронизации на сверхкоротких выдержках, реализованная уже большинством производителей зеркальных цифровых аппаратов под названиями HSS (High Speed Sync.) и FP (Focal Plane sync.) весьма проста, но в то же время — изящна. Достаточно просто «заставить» лампу-вспышку излучать не один короткий и мощный импульс света, а генерировать в течение всего времени работы затвора множество маломощных импульсов с очень высокой частотой следования, практически сливающихся в один продолжительный импульс света. То есть заставить вспышку излучать практически постоянный свет.

Такой принцип синхронизации позволил «отодвинуть» границу использования вспышки до невиданных ранее выдержек порядка 1/8000 секунды, давая возможность использовать, например, портретную светосильную оптику на открытых диафрагмах даже при ярком солнце. Недостатков, конечно, и в такой системе хватает. В первую очередь это значительное уменьшение ведущего числа вспышки уже при переходе в режим сверхскоростной синхронизации (за счёт потерь энергии при старт-стопном режиме работы вспышки). Мало того, ведущее число вспышки в режиме синхронизации на сверхкоротких выдержках дополнительно уменьшается пропорционально значению выдержки (ведь с уменьшением ширины щели затвора на коротких выдержках, количество света от вспышки, попадающее на матрицу, становится тем меньше, чем уже щель). Поскольку работа в режиме высокоскоростной синхронизации требует изменения управления как вспышкой, так и аппаратом, воспользоваться этим режимом можно лишь в том случае, когда и аппарат, и вспышка поддерживают его безоговорочно. Но даже с учётом всех этих недостатков, режим высокоскоростной синхронизации со вспышкой часто весьма удобен.

Дополнительно нужно заметить, что возможность пары аппарат-вспышка работать в режиме сверхскоростной синхронизации может быть по умолчанию запрещена. К примеру, в системе Canon EOS возможность использования сверхкоротких выдержек для съёмки со вспышкой нужно предварительно разрешить, нажав кнопку «FP» на вспышке. В системе камер Sony Alpha аналогичный режим HSS — наоборот, по умолчанию разрешен. А при необходимости его можно заблокировать. Поэтому, для того, чтобы досконально разобраться в особенностях вашей системы фотоаппаратуры и её настройках, крайне рекомендуем внимательно ознакомиться с инструкцией к фотоаппарату и вспышке. Впрочем, это касается не только работы со вспышкой!

gzoor › Блог › Введение в стробизм. Удаленное управление накамерными вспышками, часть 1.

Данный материал появился на свет по причине часто возникающих вопросов, касающихся удаленного использования накамерной вспышки. Он не охватывает целиком столь обширную тему, это скорее введение в стробизм и желание поделиться собственным опытом. Для стробосъемки нужны следующие вещи, которым я посвящу первую часть материала:
1. Камера (кто бы мог подумать? :)),
2. Накамерная вспышка,
3. Синхронизатор.

Это необходимый минимум.
Для более комфортной работы и большего контроля за светом потребуются:
1. Стойка,
2. Головка крепления для вспышки,
3. Модификаторы света (зонты, софтбоксы, октабоксы, сотовые насадки и т. п.),
4. Гели (конверсионные и цветные).
Это будет рассмотрено во второй части.

Фотовспышки.
Можно использовать любые внешние вспышки, имеющие синхроконтакт. Главное, чтобы снихронизатор мог с ними «подружиться» и не сгореть. Старые вспышки, от пленочных камер, имеют высокое напряжение на синхроконтакте. У меня валяется древняя вспышка, которую я использовал с Зенитом – Unomat 20, кажется. Ее можно использовать, только со специальными понижителеми напряжения, типа этих: ПОНИЖИТЕЛИ. Справедливости ради, один раз я устанавливал эту вспышку на Canon 450D. Ничего не сгорело, только я бы предостерег вас от подобных экспериментов.
Старые вспышки — это совсем уж бюджетный вариант и я не буду их рассматривать. Обратим наш взор на современные, системные («родные») и не системные («не родные»).
Первые надежны, корректно работают в автоматическом режиме, управляются с камеры, но стоят ощутимо. Вторые дешевы, но имеют проблемы с расчетом мощности импульса и качеством. Что предпочесть? Тут все просто, есть деньги – системные, нет – не системные. Дело в том, что работа в автоматическом режиме и удаленное управление с камеры или передатчика поддерживается дорогими TT-L синхронизаторами или средствами самой вспышки. В остальных случаях, мощность выставляется в ручную, на самой вспышке, а синхронизатор только синхронизирует импульс используя центральный контакт.
Еще, если собирать комплект из нескольких вспышек, то из «не родных» он обойдется ощутимо дешевле. Есть только один момент. По моему мнению, если вспышка одна, то она должна быть системной. При работе в качестве накамерной, глюки и низкое качество могут стоить нервов и дополнительных расходов на ремонт.

Синхронизация.
Синхронизировать вспышку можно многими способами: кабель, световая ловушка, инфракрасный синхронизатор, комплектом из ведущей и ведомой вспышки, радиосинхронизатор, радиосинхронизатор с TTL. Вроде бы ничего не забыл.

TTL-Кабель.
У меня такой давно лежит без дела, после появления радиосинхронизаторов. Полезен при предметной съемке, когда не надо далеко свет относить или когда вспышка на стробофрейме. «+»:
— дешев (я не о «родном»),
— вспышка может работать в автоматическом режиме (если умеет). «-»:
— далеко вспышку не отнесешь,
— возможно подключить только одну вспышку. Есть китайские кабеля со сквозным горячим башмаком. С ними можно установить еще одну вспышку на камеру. Только толку от этого немного.

PC синхрокабель.
Это кабель с PC-разъемами на концах. Длина может достигать десятка метров. При отсутствии соответствующего разъема на камере (а это бюджетные любительские модели), требуется переходник с PC разъемом, типа такого: ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ КАМЕРЫ и переходник для фотовспышки с PC разъемом, типа такого: ПЕРЕХОДНИК ДЛЯ ФОТОВСПЫШКИ.
Стоимость такого комплекта равна стоимости более или менее приличного синхронизатора, работать с которым гораздо удобнее.
Плюсов я не вижу, а минусы то же, что и у TTL – кабеля.

Световая ловушка.
Синхронизация происходит по световому импульсу. «+»:
— дешева, свободу перемещения не ограничивает,
— может работать со встроенной вспышкой (требуется только ловушка на вспышке). Есть модели, которые могут синхронизируются по второму импульсу, пропуская импульс TTL-замера.
— количество синхронизируемых вспышек не ограничено. «-»:
— малая дальность действия,
— может не сработать, если светоловушка находится не в пределах прямой видимости,
— не срабатывает на ярком свету (большей частью, использование ограничено студией). На улице слепнет.

Инфракрасный синхронизатор.
Передатчик на камере, посредством ИК сигнала, синхронизируется с приемником на вспышке. В студии жизнеспособно, на улице нет. «Минусы» как и у светоловушки, плюс большие габариты.
Стоит почти как дешевый радиосинхронизатор.

Системные ведущие и ведомые TTL вспышки.
Речь идет о «родных», т. к. в них реализовано полноценное управление.
Требуется ведущая вспышка, как правило, это вспышка топового уровня и ведомые. Эти уже могут быть попроще. Если говорить о Canon, то ведущая это Canon Speedlite 580EX, Canon Speedlite 580EXII, Canon Speedlite 600EX и Canon Speedlite 600EX-RT. Или трансмиттер Canon ST-E2. В качестве ведомых выступают те же, топовые вспышки и более простые Canon Speedlite 430EX Canon Speedlite 430EXII. «+»:
— полный контроль над вспышками. Управляются легко и просто как с камеры, так и с ведомой вспышкой,
— доступна высокоскоростная синхронизация, вплоть до 1/8000 (зависит от камеры),
— объединение в группы и управление ими,
— работа в E-TTL II,
— подсветка точки фокусировки. «-»:
— цена такого комплекта удручает. Сильно удручает.
— небольшая дальность действия,
— не срабатывает, если вспышки не видят друг-друга (например, если ведомая вспышка в софт-боксе или за углом). У меня бывали случаи, когда система срабатывала через раз в большом помещении,
— может не срабатывать на улице, при ярком солнечном свете,
— нет возможности комбинировать различные типы вспышек. Например, «родные» и «не родные».

Радиосинхронизатор.
Теперь, начинается самое интересное 🙂
На рынке представлено большое количество радиосинхронизаторов. Система состоит из передатчика и приемника, связанных по радиоканалу. Самые дешевые умеют только синхронизировать импульс, более дорогие могут работать как радиопульт дистанционного управления. Достаточно приемник подключить специальным кабелем к камере. Передатчик будет выступать в качестве пульта. Для чего на нем присутствует кнопка. Все как на камере, полу-нажатие – фокусировка, нажатие – срабатывание затвора.
На приемнике и передатчике присутствует переключатель каналов на тот случай, когда несколько фотографов, со своим оборудованием, работают рядом. Кстати, если ваш синхронизатор перестал работать, убедитесь, что приемник и передатчик настроены на один канал.

На что обратить внимание при выборе?
1. Общий конструктив и прочность пластика.
2. Пятка приемника должна фиксироваться прижимной гайкой. Ведь не хочется, чтобы дорогая вспышка грохнулась с высоты стойки об бетонный пол?
3. Пятка передатчика должна фиксироваться гайкой в горячем башмаке камеры. У моих Yongnuo RF-602 передатчик, иногда, выскакивает. Теряется контакт и это раздражает. Да и потерять его можно.
4. Наличие выключателя на приемнике и передатчике. У Yongnuo RF-602 выключатель только на приемнике. Батарейка в передатчике разрядилась от ношения в сумке, кнопка теста/спуска пребывала в нажатом состоянии. Приходиться подкладывать кусок бумажки между батарейкой и контактом.
5. Количество доступных каналов. 2-позиционный переключатель хорошо, 4-хпозиционный лучше.
6. Возможность подключения к студийным моноблокам. «+»:
— дальность действия до 100 м.,
— работа в любых условиях. Свет, темнота, дождь, снег, студия, улица и т. п., не помеха,
— неограниченное количество приемников,
— компактные размеры и малая масса,
— могут работать при отсутствии прямой видимости,
— возможность подключить любой импульсный источник, в любых сочетаниях, лишь бы был синхроконтакт.
— возможность работать в качестве пульта ду, у некоторых моделей. «-»:
— у более или менее приличных, стоимость может быть высока. Хотя, кабель или ик-синхронизатор могут быть сопоставимы по цене.
— не могу больше ничего придумать… 🙂 Несмотря на то, что я указал недостатки Yongnuo RF-602, осмелюсь рекомендовать этот комплект к покупке, или что-нибудь из новых серий. Работает надежно, в течении уже нескольких лет.

E-TTL синхронизатор.
Это самый удобный и комфортный способ синхронизации. В зависимости от производителя разняться стоимость, функциональность и удобство управления. Самый доступный комплект – это Yongnuo YN-622C, средняя стоимость около 4,5 тыс рублей и около 2,5 тыс. за дополнительный приемник. Я пользуюсь Phottix Odin, который стоит порядка 13,5 тыс. рублей и около 5,3 тыс. за дополнительный приемник. Обзор этого радиосинхронизатора можно посмотреть тут: Phottix Odin TTL для Canon.
За что такие деньги? За полное удаленное управление фотовспышками. Все настройки производятся с камеры или передатчика. Камера думает, что на ней установлена вспышка, вспышка думает, что она установлена на камере. Нет необходимости бегать к двухметровой стойке, чтобы изменить мощность импульса или зуммировать головку вспышки. Если нет времени или возможности менять параметры, автоматический режим придет на помощь, синхронизация на 1/8000? Легко!
Например, я ставлю стойку в удобном месте и свободно перемещаюсь по залу в поисках сюжета:

Или снимаю на улице:

«+»:
— полный контроль над вспышками,
— поддержка TTL,
— синхронизация на 1/8000. Даже студийных моноблоков,
— управление группами,
— возможность комбинации любых импульсных источников,
— большая дальность действия, до 100 метров,
— синхронизация по задней шторке,
— возможность обновления прошивки.

Синхронизация вспышки фотоаппарата. Как правильно?

Развитие любительской фотографии и совершенствование фототехники вывело импульсные осветительные приборы на первое место. Вспышки стали умнее, удобнее, и их использование значительно дешевле, чем эксплуатация постоянного света.

Ну для начала про «дешевле». Сама вспышка, будь то импульсный моноблок или репортажная вспышка хорошего качества, стоит дороже, чем источник постоянного света. Зато лампа вспышки работает значительно дольше, чем галогеновая лампа. И насадки на вспышки стоят значительно дешевле, иногда в несколько раз, чем термостойкие для галогена.

По поводу удобства. Ну, во первых, девушка не будет расцарапывать вам лицо из-за жары, от которой с неё стекает вся косметика после первых 10 минут фотосессии. Во вторых – точность настроек. Благодаря цифровому управлению даже в простейших моделях имеется 128 ступеней мощности. И последнее: уже есть системы, управляемые с компьютера. А репортажные вспышки управляются с фотоаппарата.

Как подключить импульсную вспышку к фотоаппарату?

  1. Самый древний способ – через провод. В некоторых фотокамерах есть специальное гнездо (в новых недорогих моделях уже отсутствует), и такое же гнездо во вспышке. Вы просто специальным проводом соединяете фотоаппарат и вспышку. Это неудобно, не пользуйтесь.
  2. Способ второй – радио синхронизация. Вы покупаете набор приборчиков, один из которых устанавливаете на башмак для вспышки на фотоаппарате, а другой, следуя инструкции, на вспышку. Фотоаппарат передает сигнал на прибор, а тот по радиочастоте на вспышку. Стоимость такого прибора в китайском исполнении – от 1500 руб.
  3. Третий способ – световой импульс. Это самый интересный способ, имеющий множество нюансов. Во все современные вспышки встроены световые ловушки, которые реагируют на изменение интенсивности освещения.

Синхронизация по первому импульсу. Вы включаете этот режим работы на вспышке (режим по умолчанию), выставляете на фотоаппарате ручной режим работы вспышки (отключаете режим TTL) и теперь вспышка будет срабатывать синхронно со вспышкой фотоаппарата. Но здесь может получиться неприятность – от вспышки фотоаппарата могут оставаться нежелательные блики. Это решается просто: уменьшите мощность вспышки на фотоаппарате. Если не помогло, слегка прикройте вспышку, например ладонью, так, чтобы свет от нее не попадал на объект съемки.

Более правильный способ – купить ИК трансмиттер (инфракрасный пускатель). Он крепится на горячий башмак на фотоаппарате и дает малозаметный инфракрасный импульс, от которого срабатывает вспышка. Работает этот прибор обычно на 2-х батарейках. Стоимость удовольствия в китайском/отечественном исполнении – от 900 руб., но я слышал, что дешевые ИК трансмиттеры могут оставить нежелательный красный оттенок. Что называется, консультируйтесь с продавцом.

Синхронизация по второму и третьему импульсу. Очень сладкая возможность для тех, кто не любит ручные режимы или обладает фотокамерой с ограниченными возможностями, например, мыльницей без ручных режимов. Для начала вам надо узнать, сколько импульсов вспышки в TTL режиме делает ваш фотоаппарат. Это пишут в инструкции. Обычно это предимпульс и импульс, т.е. 2, иногда 3. перед покупкой проверьте, работает ли синхронизация.

Делайте так: просто сфотографируйте включенную в этот режим вспышку. Не забудьте поставить её на минимальную мощность, что бы не повредить глаза. В случае успешной синхронизации вы увидите на снимке белоцветное пятно неопределенной формы. Кстати, если у вас фотоаппарат типа SONY A100 – этот метод для вас оптимальный. Данная функция имеется на вспышках нижнего ценового диапазона, но не на всех моделях.

Самое замечательное – работа с репортажными (или выносными) вспышками. Помимо прямого назначения – репортажа – производители сделали очень удобной художественную съемку. Несколько затратно, но очень мобильно и крайне функционально. Главный недостаток репортажных вспышек – маленькая отражающая поверхность, но для них уже выпустили в большом ассортименте всевозможные насадки, софты, лопухи и т.д.

Большинство репортажных вспышек имеют помимо световых ловушек еще и встроенный эксподатчик, собственный процессор и отличное цифровое управление. Помимо синхронизации по первому импульсу, эти вспышки могут работать в режиме ведомой (управляемой) вспышки. Для этого у вас на фотоаппарате должна быть ведущая (управляющая) вспышка. На некоторых фотоаппаратах в качестве ведущей работает встроенная вспышка, например у большинства SONY A, Nikon D70, D90 и старше. Для Canon (за исключением некоторых последних моделей) надо покупать дополнительно управляющий блок или вспышку, работающую в режиме ведущей. Этот режим работы позволяет вспышкам работать в TTL режиме, не будучи связанными с фотоаппаратом. Так же в этом режиме можно управлять мощностью вспышек прямо с фотоаппарата, не бегая к ним.

Может быть, развитие диодных ламп приведет к улучшению источников постоянного света.

Как неправильные настройки электронного видоискателя беззеркальной камеры могут затруднить съёмку со вспышкой

Я получил несколько вопросов об электронном видоискателе на беззеркальной камере, касающихся съёмки со вспышкой. И…

Я получил несколько вопросов об электронном видоискателе на беззеркальной камере, касающихся съёмки со вспышкой. И да, если вы используете неправильные настройки, съёмка на беззеркальную камеру в условиях, когда необходима вспышка, может быть довольно сложной задачей. Решение в этой ситуации довольно простое.

Оптический видоискатель зеркальной камеры позволяет нам видеть через объектив, составляя композицию так, как нам нравится. При этом на изображение в оптическом видоискателе не влияют какие-либо настройки экспозиции камеры, и для определения правильной экспозиции нам следует прибегать к экспонометру. Это также означает, что через оптический видоискатель мы можем прекрасно видеть сцену даже при неправильных настройках экспозиции.

С беззеркальными камерами все несколько иначе. Беззеркалки оснащаются электронными видоискателями (EVF), представляющими собой настоящий миниатюрный дисплей, скорость обновления изображения на котором так высока, что создаётся впечатление (почти), что вы смотрите в стандартный оптический видоискатель. Прелесть электронного видоискателя заключается в том, что он позволяет предварительно просматривать настройки экспозиции камеры ещё до того, как будет сделан снимок, таким образом, предоставляя фотографу возможность видеть и корректировать то, как будет выглядеть изображение после нажатия на кнопку спуска затвора. С зеркальными камерами то же самое можно проделать при использовании заднего ЖК-дисплея. Такой предварительный просмотр параметров экспозиции называется имитацией экспозиции (или предварительным просмотром экспозиции), и на беззеркальных камерах эта функция активна по умолчанию.


С помощью предварительного просмотра экспозиции мы можем видеть влияние на изображение выдержки, диафрагмы и чувствительности ISO. Если изображение недоэкспонированно, на электронном видоискателе оно будет выглядеть соответственно темнее. В оптическом видоискателе такого не происходит. EVF Nikon Z7 с включенной имитацией экспозиции.
Фотография Нандо Хармсена .

Те, кто часто использует фотовспышку, при работе с ней обычно используют ручную экспозицию. Вы настраиваете экспозицию, учитывая количества окружающего света, который вы хотите видеть на фотографии, и используете вспышку для экспонирования самого объекта съёмки. Если нам нужно избавиться на фотографии от окружающего освещения, лучше всего установить синхронизацию вспышки на время срабатывания затвора, которое чаще всего лежит в отрезке между 1/125 и 1/500 секунды. При таких настройках окружающий свет не будет зафиксирован на изображении, а вспышка станет единственным источником освещения на снимке.

Вот тут-то и начинаются проблемы с электронным видоискателем. При сохранении настроек по умолчанию будет отображаться предварительный просмотр экспозиции, а поскольку параметры экспозиции настроены ​​на синхронизацию со вспышкой, а не на внешнее освещение, в электронном видоискателе мы увидим только тёмный экран. Вы не сможете скомпоновать кадр, а в некоторых случаях даже использовать автофокус.

Решение этой проблемы очень простое — вы должны изменить настройки камеры, отключив в меню предварительный просмотр (имитацию) экспозиции в электронном видоискателе. После этого вы можете снова использовать электронный видоискатель или задний ЖК-дисплей, как показано на изображениях ниже. Этот совет будет полезен и при съёмке в режиме LiveView на зеркалке.

Для изменения настроек электронного видоискателя вам потребуется углубиться в меню, или же вы можете запрограммировать быстрый доступ к этой настройке посредством одного из пунктов в быстром (пользовательском) меню или же назначить его на одну из программируемых кнопок камеры (если таковые есть у вашей модели). Ещё один вариант — запрограммировать доступ к настройке на один из пользовательских режимов на диске управления, которые в зависимости от производителя камеры могут маркироваться [C1], [C2] и [C3] на Canon, [U1], [U2] и [U3] на Nikon, или просто [1], [2] и [3] на Sony.


Для тех, кто часто переключается между фотосъемкой со вспышкой и с естественным освещением, может быть полезным использовать одну из пользовательских настроек диска управления камерой для быстрого доступа к настройкам EVF. На Nikon они маркируются [U1], [U2] и [U3]. Другие модели могут иметь иную маркировку.
Фотография Нандо Хармсена.

Если вы используете и вспышку, и окружающее освещение, электронный видоискатель может оставаться пригодным для работы с композицией снимаемой сцены даже при активированной функции предварительного просмотра (имитации) экспозиции. Если, конечно, вы не решили немного недоэкспонировать окружающее освещение. В этом случае изображение в электронном видоискателе, конечно, станет темнее.

Таким образом, когда вы используете вспышку с беззеркальной камерой, а видоискатель настолько темный, что вы не сможете его использовать, проверьте в меню настройки вашего видоискателя, с большей долей вероятности это решит вашу проблему.

По материалам Нандо Хармсена.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Андрей Стецюк — фанат цифровой и плёночной фотографии. Покажите ему тёмную комнату, и он не выйдет из неё, пока у него не закончится плёнка, негативы или еда.

Ссылка на основную публикацию