Роль света в фотографии | Foto-kadr.ru

Роль света в фотографии

Роль света в фотографии

Известно, что свет является тем средством, с помощью которого получаются фотографические изображения. Само слово «фотография» буквально переводится как «светопись». Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом.

Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату.

Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.

Особенно велика роль света как изобразительного средства в черно-белой фотографии, в которой главным является не цвет, а светотень. На черно-белом снимке только свет выявляет форму и объем предметов, создает иллюзию глубины пространства, украшает его различными световыми эффектами.

Выразительность той или иной картины решающим образом зависит от условий и характера освещения, поскольку этим определяется форма и плотность теней, величина и яркость световых пятен и их расположение на будущем снимке — все то, что в фотографии называется световым рисунком.

Снимки одного и того же объекта, сделанные при разных условиях освещения, могут очень существенно отличаться друг от друга.

Довольно привлекательный сюжет, снятый в пасмурную погоду, может получиться вялым и безжизненным. Возникнет маловыразительная картина, состоящая из чередования серых тонов, на которой даже формы предметов иногда видны не очень отчетливо, поскольку они сливаются со столь же серым фоном.

Совершенно другое изображение можно получить, фотографируя тот же объект при направленном солнечном освещении. В этом случае на объекте съемки возникнут глубокие черные тени и яркие блики, предметы обретут объем, благодаря мягким переходам от света к полутени и густой тени усилится иллюзия глубины пространства.

Иллюстрацией к этому могут послужить фотографии части колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге. Фотографий две. Они были сделаны при разных условиях освещения.

В первом случае фотосъемка производилась днем, когда объект съемки находился в тени. В результате воздействия рассеянного освещения получился серый, маловыразительный снимок, ничем не привлекающий внимание.

Второй снимок был сделан почти с той же точки, но ранним утром, при направленном солнечном освещении, близком к контровому. При таком освещении объект съемки словно преобразился, что позволило создать снимок совершенно иного плана, отличающийся от первого четкими контурами, объемностью и, главное, выразительным световым рисунком.

Из этого примера видно, что, варьируя направлением освещения и его силой, фотограф может решать некоторые художественные задачи.

Известно, что характер светового рисунка фотоснимка может оказывать определенное эмоциональное воздействие на зрителя, помогая передать ощущение определенного времени суток и состояния погоды, создавать то или иное настроение, подчеркивать красоту. Именно эти качества придают снимку художественность.

4 важные особенности света, о которых должен знать каждый фотограф

Когда фотограф задумывается о создании идеальной композиции на улице, лучшее, что он может сделать для повышения качества своих фотографий — научиться понимать свет, как явление. Когда вы сможете различать все особенности света, поймете как ими управлять, качество получаемых снимков значительно возрастет. Вы сможете получить именно тот результат, на который, собственно, и рассчитывали.

photo by Daniel Casson

Следует вспомнить или запомнить, что у света есть четыре основные характеристики.

Направление

Первое, что нужно сделать непосредственно перед съемкой — определить источник света. При фотографировании на улице поиск источника может показаться очевидным — свет исходит оттуда, где в данный момент находится солнце или луна. Но ведь не всегда все так просто!

Например, если съемка происходит вечером, источников света может быть несколько. Это могут быть уличные фонари, большие витрины магазинов, свет фар — да в принципе множество вещей, которые необходимо учитывать. И даже днем, в пасмурную погоду, солнце не будет вести себя как единый источник света, поскольку облака рассеивают лучи, делая их основное направление неопределенным и практически незаметным невооруженному глазу.

photo by sjovic2014

Всегда фиксируйте свое внимание на том, откуда у вас идет поток основного света!

Интенсивность

Под интенсивностью подразумевается относительная яркость света. Она зависит, в первую очередь, от типа источника света и от расстояния между ним и объектом съемки.

Лучше понять эту характеристику света поможет «закон обратных квадратов». И хотя зачастую фотографы не берут во внимание эти правила, знать о них важно для того, чтобы получить большую свободу в творчестве.

Итак, чтобы понимать, как свет работает на расстоянии и почему расстояние между источником света и объектом съемки настолько важно можно прочитать в статье блога.

Качество

photo by Danilo Bruschi

Вы наверняка слышали о том, что свет бывает мягким или жестким. Это и есть разделение света по его качеству. Прямой свет жесткий, он придает изображению сильную контрастность. Его редко используют при портретной съемке, но это отличный выбор для съемки того же пейзажа. Рассеянный свет (как в облачную погоду) считается мягким. Он уменьшает резкие тени на объекте съемки, делает их плавнообтекаемыми и комплиментарными в случае портретной фотографии.

Цвет

Еще один важнейший элемент света, о котором стоит упомянуть, — цвет. Палитра зависит от источника и от различных субстанций, сквозь которые проходят лучи.

photo by Andrew Bazanov

За счет цвета формируется настроение у снимка, с его помощью можно акцентировать внимание зрителя. Различные оттенки вызывают разное настроение. С цветом нужно учиться работать, чтобы наиболее точно передавать атмосферу и идею, заложенную в фотографию.

Освоив свойства света, фотограф получает в руки незаменимый инструмент для своего творчества.

Видеоканал Фотогора

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Эмоциональное значение света в фотографии
на примере одного натюрморта

Закрывая тему «Свет», необходимо поговорить об эмоциональном значении света в фотографии. Именно от освещения во многом зависит, какое впечатление производит фотография на зрителя. Меняя направление и силу света, можно работать с глубиной и акцентами, подчеркивать или приглушать цвета и формы объектов. В качестве наглядного примера мы рассмотрим серию фотографий с желтым цветком топинамбура и с красным цветком антуриума, снятых в одном ракурсе.

Равномерное, практически бестеневое освещение

На этом фото некую объемность и игру создают капли воды. Но ощущения глубины в фотографии не хватает. Движение и вовсе отсутствует. Свет выровнял объем и «построил» плоский рисунок. Кроме того, глубина резкости невелика, и вне фокуса оказался не только задний план, который совсем размыт, но и дальние лепестки желтого цветка. В итоге мы видим яркие цвета: малиново-алый, зеленый, желтый. Но в целом, это лишь образует некую цветовую кашу, пеструю и плоскую.

Жесткое контрастное боковое освещение

Такое освещение подчеркнуло глянцевую фактуру красного цветка антуриума, капли на нем стали более рельефными. Появился объем у желтого цветка. Часть желтого цветка ушла в глубокую тень и почти не читается. Появилась некоторая интрига. Снимок стал интереснее, но очень сильный цветовой и световой контраст забирает все внимание на себя. Если задача показать резкость и конфликт цвета, формы — такой свет вполне подходит.

Жесткий верхний фронтальный свет

Естественно, потерялся фон, он ушел в черноту. Это однозначно сыграло против глубины фотографии. Верхний фронтальный свет используется, чтобы показать вертикальную фактуру. И на этом снимке именно так и произошло. Проявилась фактура антуриума, в некотором смысле уродливая. Переход из зеленого в алый на этом цветке сейчас выглядит противоестественным. Желтый цветок стал, с одной стороны, более контурным, с другой — словно развернулся и расплющился. Акцент внимания на антуриуме, он нахально доминирует, топинамбур ушел на второй план. Явно нарушен баланс, в фотографии ощущается подавление большим меньшего.

Свет стоит справа сбоку и несколько сзади

На фотографии появляется некоторый композиционный образ. Антуриум хотя и занимает основную площадь в кадре, но благодаря свету перестает доминировать. В значительной степени ушел красный цвет. Поверхность антуриума стала разнородной: появился переход из глянцевого в матовое. Кроме того, возник переход из зеленого через красное в темно-бардовое, почти в черное. Появилось многоцветие и разнородность фактуры: глянцевый красный с каплями, прозрачный зеленый с прожилками, матовый бардовый. Свет словно разделил антуриум на части. Трудно понять, это один лист, два или три. Это уже не банальный красный лопух, а некий загадочный цветок.

И топинамбур очень интересно заиграл. Появились светотеневые переходы. Тот цветок, который на первой фотографии был ярко-желтым, здесь стал мрачно-желтым. Благодаря четко обрисованному контуру на черном фоне в нем появилась некая строгость. С другой стороны, работа на просвет дала теплый желтый на лепестках. Общее мягкое ощущение от цветка спорит с другими жесткими элементами в его фактуре и контурах. Это рождает некую эмоцию.

В этой фотографии по-новому расставлены акценты. С одной стороны, контраст цветов, красного и желтого, становится более мягким, но возникают новые противопоставления: темного и светлого, контраст резкого контура и мягкого перехода. Кроме того, после того как в кадре перестал доминировать цветок антуриума, появилось ощущение динамики за счет наклона желтого цветка. И самое главное — из-за разницы света появился теневой рисунок, который создал объем.

Свет падает сбоку и сверху

Добавили свет и немного изменили направление, приподняли вверх. Свет падает сбоку и сверху. Света стало больше. Как ни странно, объем еще больше увеличился. Если в предыдущем случае композиция вырастала из черного фона, из ниоткуда, то сейчас появился некий самостоятельный фон, совершенно размытый. Он оторван от цветов. При том, что фона в кадре мало, но он очень неплохо передает ощущение глубины.
Потерялась игра на просвет красного цветка. Зеленый стал более естественным, более жизненным, хотя и менее интригующим, может быть. Красный в нижней части совсем выровнялся. Зато заиграл рельеф в правом нижнем углу. На фотографии стало больше капель, особенно на перегибе красного листа, где образовалась интересная структура. Заиграли капли на желтых лепестках. И самое главное, что желтый цветок стал более объемным. Он «живет» на фоне, при этом сохраняя и фактуру, и структуру.

Надо отметить интересное освещение лепестков: и падающим светом, и проходящим. Человек привык видеть либо отраженный свет, либо на просвет. Один участок не может быть одновременно освещен и так, и так. Поэтому в сознании объекты, которые освещены по-разному, воспринимаются как расположенные рядом друг с другом или в разных плоскостях. Появляется многоплановость. В снимке разнородность в освещении играет на глубину.

Итоговая фотография

Разобранный нами снимок весьма нагляден для того, чтобы показать на его примере игру света. Однако справедливости ради надо отметить, что в целом он далек от идеала: в нем нет выстроенной композиции, она разваливается. Особенно это видно при равномерном освещении. Красный антуриум не воспринимается как цветок. Виден лишь его фрагмент — неосмысленно, неоправданно отрезанный. Очень много прямых линий, а сам кадр в результате замыкается ярким красным углом. В природе нет прямых углов, она их не любит. Это создает некую противоестественность: некий красный глянцевый лопух занимает две три кадра, нагло, нахально давит все. При этом образ антуриума не угадывается.

Если говорить о передаче красоты цветов, пожалуй, нужно было либо показать форму антуриума: взять его в кадр целиком, поскольку цветок — это не только фактура, но в первую очередь контур. Либо убрать неоправданное доминирование красного цветка. В предложенном нами варианте кадрирования антуриум — это просто цветовые пятна, которые с разных сторон поддерживают цветок топинамбура, — он теперь основной в кадре. Тем не менее ощутимый контраст: по цветам, по контуру сохраняется.

Свет в фотографии: Понятие основ света для улучшения ваших фото

Позвольте мне с самого начала отметить, что не имеет значения, какую камеру вы используете. Свои знания о свете вы можете применять как фотографируя на хорошую цифровую фотокамеру, так и на телефон. Фотография и свет идут рука об руку. Проще говоря, если нет света, нет фотографии. Настолько свет важен для великолепной фотографии. Я попрошу вас отложить камеру на мгновение и понаблюдать. Просто взгляните на свет, на его цвет, как он падает на людей и предметы. Какие тени создаются?

Попробуйте взглянуть на это в разное время суток:

1. Ранним утром до восхода солнца и во время рассвета

Ранним утром вы увидите, как свет меняется от холодного синего до красного, оранжевого и желтого. Он измениться от мягкого без тени света до такого, который придает форму и текстуру всему, чего касается. Если погода правильная, то в конце дня вы будете свидетелем того же процесса в обратном направлении – перехода от теплых до холодных оттенков!

Начинающие фотографы стараются фотографировать фактический восход или закат. Вместо этого попробуйте посмотреть, как солнце ложится на деревья или растения или лицо и одежду человека. Когда солнце низко в небе, оно создает великолепные формы и текстуры. На пляже посмотрите на текстуру песка, форму скал и раковин, разбросанных повсюду

2. Полдень

Полдень лучше оставить стрелкам часов! Это может быть худшее время для фотографии. Это тот самый свет, который вы видите в офисных помещениях с потолочным освещением. Это придаст вашим портретам некрасивый вид, как на изображении выше.

Что же делать? Существует два простых решения. Включить вспышку – это одна из возможностей. Вторая – спрятаться в тени на открытом воздухе или использовать свет из окна в помещении

3. Свет из окна

Свет из окна — прекрасный направленный свет. Что означает направленный? Это свет, который исходит из одного направления, одного источника.

Мы часто можем увидеть человека, стоящего спиной к окну, а лицо остается в темноте. Вместо этого поместите его перпендикулярно окну, используя свет, чтобы осветить одну сторону лица. Вы можете использовать свет из окна с одинаково эффективными результатами, будь то съемка человека или предмета.

Попробуйте использовать этот вид света, когда солнце не светит прямо в окно. Выберите облачный день, используйте окно с северной стороны или фотографируйте после того, как солнце сместилось от окна.

4. Штормовая погода

Свет меняется, когда вы входите в грозу и выходите из нее. Посмотрите, как цвет цветов, листьев и даже автомобилей оживает во время смены погоды. Вы конечно можете добавить насыщенность в Photoshop, но выйдет гораздо реалистичнее, если вы сможете сфотографировать тот насыщенный цвет, который бывает в конце грозы.

И не бойтесь выйти в снегопад или ливень с вашей камерой. Вы откроете для себя совершенно новый мир, от которого прячутся большинство людей. Вы будете свидетелями сцен, которые обычно не видны. Я гарантирую, что люди воскликнут: «Вау, как ты получил этот снимок?!

5. Времена года

Ваши наблюдения за светом расскажут вам о многом. Я думаю, вы начнете видеть то, что я не вижу. Я очень надеюсь на это. Еще одна вещь, которую вы можете заметить, — это то, что свет меняется и в течение года.

Например, меняется положение солнца в небе. Летом здесь, в южном Онтарио, солнце поднимается прямо у моей задней двери, обращенной на восток. Приходите в ноябре, этот же огненный шар поднимается примерно на 45 градусов дальше на юг или справа от меня. Таким образом, теперь он освещает вещи с совершенно другого угла, чем в июне, создавая различные формы и текстуры для объектов в одном и том же пространстве. Как это круто!

Еще одна часть головоломки освещения, которую я обнаружил, состоит в том, что свет становится более ясным и резким, почти за одну ночь с переходом с августа на сентябрь. Мутный воздух августа создает более мягкий свет, потому что он заполнен частицами, рассеивая свет вокруг. Когда воздух охлаждается в сентябре, он становится более свежим и более чистым, дающим нам более четкий свет. Это в южном Онтарио, но я гарантирую, что одни и те же эффекты будут возникать в свое время и вашем месте проживания.

Не бойтесь погоды

Люди в этих широтах часто жалуются, когда температура достигает -20 градусов по Цельсию. Пришло время взять камеру и отправиться в мир. В наши зимы погода очень серая. Девяносто процентов времени, когда очень холодно, мы получаем свежий, чистый, красивый свет с этими великолепными синими небесами.

Я понимаю, что говорю о своем доме, но я прошу вас приступить к наблюдению того, какое влияние на погоду оказывают времена года и погода. Какое время нравится вам визуально? Когда проявляется цвет? Возможно, вам нравится мягкий свет?

Заключение

Я призываю вас наблюдать, а затем исследовать различные источники света, чтобы узнать ваши предпочтения. Если вы взбудоражены, вы начнете создавать более сильные изображения, которыми захотите поделиться.

Что действительно удивительно в фотографии, так это то, что 7 или 70 из нас могут фотографировать одну и ту же сцену, и, как правило, все мы видим другую перспективу. Когда мы общаемся, мы учимся. Моя рекомендация? Будьте собой и делитесь.

Что собой представляет рисующий свет в фотографии и в чем его основная задача?

Привет! На связи, Тимур Мустаев. Не могу выразить, как мне приятно просвещать вас, читатели, на тему света! Конечно, и в книгах, и в интернете можно встретить немало подобных статей, но далеко не все они написаны доступно для каждого и не все отвечают на насущные вопросы.

Я же хочу дать не только голимую теорию, но и привести такие примеры, которые вы сможете повторить. Что же мы изучаем сегодня? Это будет рисующий свет в фотографии.

Свет: рисунок светом

Рисующий источник (РС) называют ключевым светом в фотостудии и вообще во всем фото. Почему он так назван? Все очень логично: именно он создает узор из света (и тени) на персонаже или предмете съемок.

Он освещает его, делает объемным, выделяет из остальных вещей и фона. Его отличительная характеристика – высокая мощность по сравнению с остальными приборами и видами освещения.

Стандартно он располагается в передне-боковом положении, причем нужно подмечать, чтобы, желательно, в глазах были блики. Высотой примерно чуть выше головы модели, так как если поставить свет слишком низко, появятся сильные тени, а чрезмерно высоко – мешки под глазами и в целом получится драматический образ.

Направление главного светового потока можно регулировать. Есть три основных варианта:

  1. Фронтально – переднее положение. Находящийся строго сзади такой свет уже называется контровым.
  2. Сбоку от модели.
  3. По диагонали (45 градусов). Сюда же можно отнести промежуточные виды – скользящий, допустим, расположенный между данный и вторым типом.

Типы световых решений

Если РС обязательно должен быть сильным, должен ли быть он при этом жестким? Все на усмотрение фотографа. Поэтому можно сказать, что световые решения бывают разных типов:

  • Светотеневое способно создать четкий объемный портрет, много теней и контрастных участков. Больше подходит для мужских съемок, также соответствующих образов (драматических, мистических и пр.).
  • Светотональное: свет мягкий, рассеянный, похож на неяркий свет из окна. Идеален для фото женщин и девушек, романтических и семейных фотосессий.

Варианты использования РС в студии

Хочу привести мой любимый пример, когда мы включаем лишь один РС и, во-первых, полноценно изучаем его специфику, во-вторых, получаем с помощью него многообразные стили изображения. Это метод Наппельбаума – способ освещения в портрете одной лампой.

Мы можем при этом попросить нашего клиента как повернуться к световому прибору, так и отвернуться от него, тем самым создавая теневой или световой эффект. Здесь нам нужно немного вернуться назад и вспомнить три направления света.

Так, если мы светим на человека прямо, то сделаем плоскую картинку, если же сбоку – то появится за счет распределения света и тени объем. А если же устройство поставить под 45 градусов, мы сможем увидеть световое пятно в области глаза фотографируемого (знаменитый треугольник Рембранта).

Кроме того, можно повернуть модель в профиль – и вы получите совершенно новое видение вроде бы того же лица.

Как вы уже смогли понять, рисующий вполне может быть основным и единственным источником света. Но для того чтобы иметь возможности экспериментировать с освещением и создавать необычные фото, стоит поразмыслить над приобретением других устройств.

В арсенале фотолюбителя могут присутствовать как дорогие устройства, так и более простые и доступные. Например, можно приобрести для своей будущей фотостудии заполняющий свет, который призван выравнивать резкие тени, убирать контрасты.

В то же время его можно заменить и на обыкновенные отражатели. Тканевые, бумажные фоны также пригодятся, как и отдельные осветители для них.

Красивую фотографию можно получить при выставленном рисующем свете в диагональном положении, заполняющем (во фронтальном) и фоновом и/или подсветке сзади волос и фигуры человека (контура предмета).

Вспомогательные насадки

В своей работе пробуйте разные варианты, разные способы игры света. Обратите внимание на такие насадки, как:

  • Портретная тарелка относится к разряду рефлекторов. Она дает резкое, направленное освещение на объекте. Будете снимать на улице в ясный день – пожалуйста, тот же яркий и мощный свет получится.
  • Тубус, как и предыдущая, — это металлическая насадка. Представляет собой конусовидный прибор, создающий узкий световой поток.
  • Зонты светлые или черные, то есть на просвет или отражение.
  • Софтбоксы (тканевые приспособления) разной формы и площади рассеивания. С помощью них вы получите нежные светлые фотографии.
  • Октобокс подходит для фотографирования групп.
  • Шторки и соты для дополнительных возможностей в ограничении и в целом регуляции пути луча. Их можно воспринимать как бленду на фотоаппарате, благодаря которой свет не распыляется в стороны.

Кроме того, на рисующий источник можно устанавливать светофильтры, чтобы немного подкрасить поток или же полностью изменить цвета на объекте.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в своем зеркальном фотоаппарате, но хотите научиться пользоваться всеми функциями и получать отменные фотографии, тогда ниже приведенные курсы именно для вас.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для обладателей зеркалки CANON.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для обладателей зеркалки NIKON.

На сегодня все. Теперь я надеюсь вы разобрались с этим видом освещения и имеете представление что это такое, как и для чего его применять. Пока и до новых встреч!

Освещение в фотографии – Как влияет освещение на фотографируемый объект

Уважаемый читатель, наверняка Вы замечали, что один и тот же фотографируемый объект при разном освещении получается совершенно иначе. Почему такое происходит? Ответ на этот вопрос постараемся разобрать в данной статье.

Интенсивность освещения – одно из определяющих условий получения восхитительных снимков. Яркий свет облегчает наводку на резкость и кадрирование снимка, открывает широкие возможности комбинировать выдержку с диафрагмой и исключает опасения недодержки или смазывания кадра. Однако освещение при съемке имеет и другое, еще более значимое, значение как средство получения художественно выразительного снимка. В этом случае имеет большое значение не столько яркость освещения, сколько его характер и направление лучей.

Один и тот же сюжет при различном освещении получается на снимке совершенно по-разному. Освещение дает возможность выявить форму, объем и фактуру объектов, т.е. самые главные элементы художественной выразительности снимка.

Умение владеть светом является одним из важнейших качеств фотографа-художника.

Самое интересное, что общих правил освещения не существует. В каждом индивидуальном случае характер освещения находится в зависимости от сюжета съемки и от тех художественных целей, которые ставит перед собой фотограф. Не предопределяя тех творческих задач, которые могут появиться у фотолюбителя и разнообразие которых очень велико, у нас есть возможность заранее сказать, к какому результату приведет тот или иной вид освещения.

Естественное освещение и влияние прямых солнечных лучей

При одном источнике света, который располагается позади фотографируемого объекта, предметы на снимке будут отображаться силуэтами. Для такого освещения характерны яркие блики. А если сам источник света попадается в поле зрения объектива, то здесь возможно образование сильных ореолов и световых пятен, которые могут совершенно испортить фотографию.

Вредное влияние прямых солнечных лучей проявляется и в тех случаях, когда они попадают в объектив под достаточно большим углом, например, с боку. С целью защиты объектива от паразитной засветки фотографии, применяются так называемые бленды, которые устанавливаются на самом объективе и тем самым предотвращают засветку внешней линзы. Рекомендуется использовать бленды при всякой съемке, особенно натурной, так как вредное действие могут оказать не только прямые солнечные лучи, но и те, которые отражаются от предметов, например, от стен домов.

Съемка в различных погодных условиях

Если съемка производится в зимнее время, то солнечные лучи могут отражаться от снега. В ясную солнечную погоду отражение может идти даже от белых облаков, песка, водной поверхности и т.п. Для непосредственно лобового освещения, когда источник света располагается рядом с фотографом или сзади его и объект освещен спереди, присуще отсутствие теней, которые подчеркнули бы объем предмета. Такие снимки получаются плоскими и очень маловыразительными.

Неблагоприятно прямое верхнее освещение летом в яркий полдень, когда солнце находится в зените. При рядовой съемке тени на таких снимках практически отсутствуют, отчего снимок очень здорово проигрывает. Если же освещение строго боковое, выпуклые предметы выходят как бы разделенными на две части: на светлую и на темную. Возникает сильная контрастность при отсутствии полутонов. Освещение снизу в натуре не бывает, а при искусственном источнике света практически не применяется. Вот поэтому на нем останавливаться подробно не будем.

Советы для получения удачных снимков

Для получения технически довольно хорошего снимка с отличной проработкой деталей в светах и тенях и с отличным выявлением форм объекта, наиболее благоприятным при натурной съемке является переднее вернее боковое освещение. Это, все же, не означает, что оно является особо удачным и в художественном плане. В этом смысле лучший эффект даст заднее верхнее боковое освещение. Но данные съемки требуют от фотографа достаточно хорошего владения техникой.

Но если при дневном свете имеется только один источник освещения – это солнце, то для искусственного освещения таких ограничений практически нет. Здесь допускается использовать две, три и больше ламп, которые можно комбинировать по силе и направлению света, и можно в безграничных пределах изменять характер освещения предмета и добиваться самых различных эффектов. Но об этом мы поговорим чуть позднее.

Подводим итог…

Поиски лучшего наиболее эффективного освещения составляют центральную и едва ли не одну из самых интересных творческих задач фотолюбителя. Начинающим фотографам при натурной съемке доступен только один источник света – это солнце. И от того, насколько грамотно они научатся его использовать, зависит качество получаемых снимков. Таким образом, начинающему фотографу первоочередной задачей стоит задача научиться использовать солнечный свет. А для этих целей необходима практика.

Итак, уважаемый читатель, в этой статье мы с Вами поговорили об освещении в фотографии. Конечно тема очень интересная. Она достаточно большая, и мы к ней еще возвратимся не раз.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Свет в фотографии | Портретная фотография

Свет в фотографии играет огромную роль, которую довольно сложно переоценить. В зависимости от того, как будут расположены световые приборы, из фотографируемой персоны можно сделать или ангела или исчадие ада из преисподней. Макияж при этом может лишь подчеркнуть наиболее выразительные черты человека. Существует несколько стандартных схем расстановки осветительных приборов в условиях студии. Благодаря этим схемам вы можете добиться отличного результата. Портреты, снятые вами будут иметь идеальное качество.

Прежде всего, если вы планируете профессионально заниматься фотосъемкой, то оборудование должно быть первым приобретением после самого фотоаппарата. Минимум 2 прожектора, 2 софтбокса и пару отражателей. Этот «джентльменский набор» даст вам возможность играться с освещением, добавляя в конечный снимок драматизм, романтику, задумчивость и прочие ощущения.

Чтобы ваши снимки напоминали красивую глянцевую обложку вам нужно запомнить следующее расположение осветительных приборов. Один прожектор должен находится справа от модели. Мягкий софтбокс при этом должен стоять с другого бока. Он будет сглаживать резкие тени, отбрасываемые прожектором, который формирует основное освещение в фотографии. Подсветка фона также имеет огромное значение. Часто можно обойтись и без нее, но в таких случаях как фото сессия в стиле «высокий ключ» без яркого заполняющего белого фона обойтись не удастся.

Очень важно подсветить прическу модели. Чтобы волосы приобрели объем и выглядели действительно шелковистыми. Нужно направить яркий узкий луч сверху прямо на голову представителя человечества.

Интересных результатов можно добиться даже когда световой поток будет исходить исключительно от одного источника, расположенного позади снимаемой фигуры. Тут будет достаточно единственного отражателя, который осветит лицо фотографируемого человека. Таким образом вы создадите достаточно романтичный эффект и сделаете вокруг снимаемого человека светящийся ореол.

Помните о том, что фронтальная вспышка, направленная строго в лицо хоть и освещает человека, но она полностью лишает изображение объема. Ей есть смысл пользоваться только в яркую солнечную погоду, чтобы убрать резкие тени от солнца.

Ежели вы планируете проводить модельную съемку на природе, обязательно возьмите с собой минимум три вспышки. Этого количества будет достаточно, чтобы создать объемный эффект в кадре при любых погодных условиях. Их необходимо поставить с двух сторон от модели, а одну закрепить на фотоаппарате и направить вверх.

Необходимость использования дополнительного источника освещения в условиях фотографирования на открытой местности обусловлено тем, что в противном случае в слишком солнечный день кожа снимаемого человека приобретет некоторый зеленоватый оттенок. Вспышка нужна, чтобы устранить этот оттенок и придать человеку естественный цвет.

Основным критерием получения высокохудожественных портретных снимков является умелое сочетание разных источников освещения. Благодаря многолетнему опыту фотографов-портретистов были созданы наиболее выразительные варианты освещения в портрете. Была определена роль каждого источника освещения и каждому из них дано свое название. Ниже описаны пять вариантов.

Виды освещения в портретной фотографии

Рисующий свет является основным видом в портретном фото. Это верхнебоковой световой поток, образующий главный светотеневой рисунок портрета. Его назначение состоит в том, что бы выделить характерные крупные черты лица и при этом приглушить и смягчить мелкие морщины и дефекты кожи. Поэтому такоей вид освещения не должен быть очень жестким, он должен содержать рассеянную часть. Оптимальный диаметр светильника 200-500 мм. Для увеличения эффекта рассеивания очень часто одевают специальные рассеиватели. Для светильника такого вида освещения вполне достаточны лампы мощностью в 150 – 300 Вт. В работе этот светильник многократно передвигают, поэтому лучше, чтобы он был легким и в напольном варианте передвигался на роликах.

Моделирующий свет служит для выделения некоторых участков в портрете, которые фотографу нужно подчеркнуть. Такой вид освещения должен падать только на небольшой участок, не нарушая общего светотеневого рисунка, построенного рисующим и заполняющим светом. Поэтому необходимо, чтобы светильник давал узкий направленный световой пучок небольшой мощности. Лучше всего, что бы угол светового пучка составлял 10-30 градусов при лампе мощностью 60-100 Вт.

Источник заполняющего или выравнивающего света высвечивают слишком глубокие тени. Такой вид освещения не должен давать теней. Двойная тень наиболее частая ошибка начинающего фотографа. В этом случае мощность светильника должна быть значительно меньше мощности источника рисующего света.

Контровый или контурный свет служит подсветкой модели сзади для подчеркивания ее контура. Светильник такого вида освещения устанавливают позади модели внизу и направляют в сторону фотоаппарата. Основное правило при использовании контурного освещения состоит в том, что бы прямой световой пучок светильника не попадал в объектив. В связи с этим угол действия света должен быть небольшим. Предпочтительны светильники с поворотными шторками, позволяющими закрыть часть светового потока и высветить только контур модели. Благодаря контурному освещению удается отделить фигуру от фона, создать между ними пространство. Для такого источника освещения предпочтительна лампа мощностью всего 60 – 100 Вт.

Фоновый свет предназначен для балансировки соотношения яркостей фона и модели. С его помощью удаляют тень, создаваемую на плоскости фона светильником рисующего освещения. Такой вид освещения не должен создавать резко очерченного круга, свет должен быть широким и мягким. Фоновый светильник чаще всего устанавливают позади модели на полу и направляют под небольшим углом вверх. Мощность лампы рекомендуется 60 – 100 Вт.

Очень большое количество источников освещения усложняет управление и настройку вашей сцены, тратя на это огромное количество времени. Не нужно использовать большое количество осветительных приборов, два – три, максимум четыре будет вполне и вполне достаточно. Следует так же запомнить, что малый источник освещения дает контрастные резкие тени. Наоборот, большой источник освещения дает мягкие очень нечеткие тени.

Начинающим фотографам рекомендуется начинать работать и экспериментировать с одним источником освещения. Причина неудач многих начинающих фотографов как раз заключается в том, что они пытаются использовать как можно больше разных источников. При очень глубоких тенях их смягчают заполняющим светом или с помощью белого отражателя. Только научившись хорошо владеть этими двумя видами портретного освещения, можно дополнять светотеневой рисунок фоновым, моделирующим и контровым светом.

Один важный момент который вы должны сейчас понять. Даже если вы идеально будете знать все схемы расположения осветительных приборов и знать все виды освещения без практики это лишь 10% вашего успеха. Лишь долгие и упорные часы дни, месяцы, годы, практики помогут добиться шикарных результатов.

Ссылка на основную публикацию