Роль линий в композиции фотографии | Foto-kadr.ru

Роль линий в композиции фотографии

Роль линий в композиции фотографии

Когда фотограф начинает разрабатывать для себя композицию будущего снимка, он в первую очередь должен учитывать типы объектов, которые будут изображены на его фотографии. Очень часто в кадр включаются различные виды линий, в том числе и сходящиеся линии. Вот о них сегодня и пойдет наш рассказ.

Линии в фотографии, да и вообще в любом изображении на плоскости, несут в себе огромный эмоциональный потенциал, мощный заряд, который создает интерес к создаваемому в кадре образу. Если в композиции фотографии присутствуют несколько линий, которые сходятся в точке, находящейся в ней, или расположены очень близко одна к одной, то это выглядит очень технично и приковывает к изображению внимание зрителя.

Самый простой, самый распространенный пример сходящихся линий в фотографическом изображении – это рельсы железнодорожных путей. Это классика. Если встать между двух рельсов, и посмотреть вдоль них вдаль (прежде чем выйти на пути, обязательно убедитесь в собственной безопасности!), то по бокам железной дороги всегда можно увидеть две тропинки, две линии, которые чем дальше убегают от нашего глаза, тем становятся ближе одна к другой.

Если вы сфотографируете это, то, показав снимок зрителю, легко убедитесь в том, что его взгляд будет скользить по линиям рельс, изображенных на вашей фотографии. Это вполне естественная реакция, так устроен человеческий мозг. Эти две сходящиеся у горизонта линии как две воронки, направляющие взгляд человека в нужном фотографу или художнику направлении.

То же самое происходит, если на фотографии изображены две тропинки в поле, сходящиеся линии заборов, ряды окон в большом здании, провода и телеграфные столбы, лестницы… Таких линий в окружающем нас пространстве великое множество. И все они сходятся в одной точке.

В этой статье мы дадим вам несколько советов, которые, как нам хочется надеяться, помогут вам в работе с такими линиями.

1. Эксперимент с позиционированием

Это тот самый описанный только что классический снимок ветки железной дороги. Этот сюжет имеет огромный потенциал. Линии в такой фотографии могут либо сходиться в одной точке, либо идти симметрично, параллельно одна другой.

Ещё один вид позиционирования. При съемке сделайте шаг в ту или иную строну от железнодорожных путей. Заставьте линии рельсов бежать в кадре по диагонали, из одного нижнего угла в противоположный верхний. Это придаст композиции снимка заметную динамичность. Вертикальные и горизонтальные расположенные симметрично линии могут выглядеть в кадре очень эффектно. Но движение намного эффектнее передают именно линии, идущие по диагонали плоскости изображения. Вектор этой диагонали можно изменить, посмотрев на линии немного под другим углом, отойдя от линий чуть в сторону.

2. Короткофокусный объектив

На исходное изображение сходящихся линий кардинально влияют различные виды фотографических объективов. Если фотограф находится в точке, располагающейся между такими двумя линиями, особенно ему будет полезен короткофокусный широкоугольный объектив. Такой объектив с небольшим фокусным расстоянием способен зрительно увеличить пространство, находящееся между двумя параллельно идущими линиями в том месте, где эти линии в кадре начинаются. Это внешне видимое искусственное увеличение ширины окажет заметное воздействие на зрителя, рассматривающего ваш снимок.

3. Позиционирование «конвергенция»

Как мы уже говорили сегодня, сходящиеся линии в фотографическом изображении притягивают внимание зрителя именно в том месте, в той точке, где они сходятся одна с другой. Эта точка, которая координирует внимание зрителя, таким образом становится самым важным композиционным элементом всей фотографии.

Но в этом случае не нужно забывать про «правило третей», которое заключается в том, что на линиях, которые визуально пересекаются в одной точке, существует ещё несколько воображаемых ключевых точек, определяющих места наибольшего интереса зрителя.

Если же точка, в которой сходящиеся в пространстве кадра линии соприкасаются между собой, оказывается за границами этого кадра, то все построенное фотографом изображение будет казаться разбалансированным, будет вызывать у зрителя чувство психологического и зрительного дискомфорта, некоей напряженности. Если же эта весьма важная точка находится внутри кадра, то тут уже можно говорить о высоком уровне мастерства фотографа. При этом повышается и внимание зрителя к месту, в котором эти линии сходятся.

4. Добавление акцента в точке схождения линий

В некоторых случаях точку схождения линий в пространстве кадра можно усилить при помощи введения в композицию этого кадра какого-нибудь дополнительного объекта или предмета. К примеру, дождаться появления на горизонте поезда. Или просто идущего по путям человека. Но чаще всего в таком акценте необходимости не возникает. Сходящиеся в кадре линии и без того прекрасно работают.

Посмотрите на фотографии, на которых такие линии играют важную роль. Вдохновитесь ими. Берите в руки фотокамеру и отправляйтесь на охоту за такими же потрясающими эффектами.

Линии в композиции — их роль и использование. Линия горизонта.

Линии могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами — как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно — берет свое начало — в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении.

Линии в теории композиции могут быть реальными или виртуальными, умозрительными объектами — как это было показано в статье о активных точках изображения. Даже большое живописное полотно — берет свое начало — в линиях эскиза, линии создают очертания всех предметов, находящихся на изображении. Удивительна роль линий еще и в том понимании — что они могут как объединять различные композиционные элементы изображения, так и разделять их!

Линии — как умозрительная конструкция. Наше зрительное восприятие, ведомое мозгом — стремиться к упрощению видимого мира например -. подчеркивая края и контуры объектов, ищет связи в массе подобных объектов — так что например увидев гору из камней на строительной площадке — Вы в первую очередь воспримите ее как гору, то что она состоит из множества элементов разных форм и размеров — не сильно будет занимать наше сознание. Инструмент «выделение краев» в Фотошопе — действует во многом подобно человеку, объединяя минимально сходные элементы фотографии — подчеркивая их общие черты, увеличивая, заостряя внимание зрителя — на них.

Одна из самых важных линий в фотографии — линия горизонта.

Горизонт на море — обычно воспринимается как настоящая прямая линия и с ним необходимо быть ОЧЕНЬ аккуратным, выравнивая его — не допуская «завала» горизонта (если только косой горизонт — не является в кадре осознанным художественным приемом). Если линия горизонта вода/небо не четко горизонтальна, это создает у зрителя ощущение напряжения, ощущение того, что на фотографии явно что-то не так. Это связано с тем, что вода в покое — всегда имеет совершенно «горизонтальную» поверхность. Если же Вы фотографируете горы — то ошибка в немного «заваленном» горизонте — будет не так сильно бросаться в глаза, хотя и здесь советуем соблюдать осторожность, максимально выравнивая горизонт при съемке, иначе внимательный зритель также может заподозрить ошибку.

Линия горизонта. Наведите курсор мыши на изображение, чтобы сравнить нормальный и «заваленный» горизонт. Во втором кадре море как будто утекает куда-то в право. Хотя отклонение от истинной горизонтали — всего 2 градуса.

Особенно сложно выровнять горизонт — имея перед собой одновременно и изгибы береговых линий, и склоны гор — при этом бывает сложно понять — где находится истинный горизонт, так что некоторые фотографы используют в таких случаях штатив с пузырьковым уровнем, или же устанавливают этот инструмент на фотоаппарат.

Кадр без линии горизонта. Установить линию горизонта в подобном кадре может быть не просто, так как горизонт в общем — то не виден. Но в данном случае — можно ориентироваться на вертикали деревьев. Да и в целом в подобных кадрах — выравнивание по горизонтали — имеет меньшее значение, чем в кадре с морским горизонтом.

Такие линии, как телефонные провода, или конденсационный след от пролетевшего самолета — могут мешать при построении композиции, особенно — если Вы фотографируете природный пейзаж.. С другой стороны — они могут и украсить небо на некоторы фотографиях.

Линия конденсационного следа самолета как часть композиции при фотографировании неба.
Some rights reserved by Rob the moment

Свойства линий, Формы линий композиции изображения

Если Вы видите вертикальную линию — то такая линия сама по себе никогда не вызовет напряжения в кадре, так как находится в состоянии равновесия — наше восприятие говорит нам — что на силы, действующие на эту линию — равновелики со всех сторон, или отсутствуют вовсе — поэтому она имеет возможность находиться в устойчивом вертикальном положении. То же относится к горизонтальной линии.

Если же мы видим линию слегка изогнутую с одной стороны — то подсознательно начинаем думать — что она изогнута под дейсвием неких сил — воздейстующих на нее. Если изгиб не велик и линия в целом горизонтальна или вертикальна — то обычно такая линия воспринимается в качестве устойчивой.

Линия — отклонившаяся от вертикали или горизонтали — воспринимается как неустойчивая. Самой неустойчивой — считается линия наклонившаяся на 45 градусов.

Линии композиции и их формы

Извилистый, линии, извитые подобно букве S — могут считаеться как устойчивыми, урановешенными, так и неустойчивыми — в зависимости от конкретной формы. Например — слегка изогрутая «гармошкой» линия, расположенная вертикально — вполне может считаться устойчивой, в ней также будет чувствоваться некое напряжение — словно у пружины. Слегка изогнутые горизонтальные линии — это, например — линии горизонта в горном пейзаже, изгибы рек или тела человека.

Линии — диагонали

Частный случай наклонной линии – диагональ. То есть линия – идущая из одного угла изображения – в другой угол. Наклонную линию – или даже диагональ – можно создать даже из самого «горизонтального» горизонта, сфотографировав, например, горизонтальную линию – фотоаппаратом повернутым относительно линии горизонта под определенным углом.

Композиция с диагональю. Динамика ощутима.
Some rights reserved by pierre bédat

В связи с тем, что глаза человека – европейца изучают изображение обычно с левого верхнего угла, постепенно смещаясь в правый нижний – диагонали, проведенные с левого верхнего угла в правый нижний, и диагонали проведённые из верхнего правого угла в левый нижний – вызывают несколько различный отклик в сознании зрителя. Хотя и не всегда эта разница очевидна. Считается, что главное – что диагональ привносит в кадр – это ощутимую динамику! Но существуют и весьма «мирные», уравновешенные композиции с использованием диагоналей.

Более спокойная композиция с диагональной линией.
«up» from Mikelo

Изогнутые линии, «линия красоты»

Линии с мягкими изгибами – обычно воспринимаются как самые красивые, (считается, что они ассоциируются нашим подсознанием – с линиями человеческого тела).

В теории композиции даже существует такое понятие – как «линия красоты», или «S-образная линия», это понятие было введено в обиход художником Уильямом Хогартом еще в 1753 году в книге «Анализ красоты». Уильям Хогарт считал, что эта линия – неотъемлемая часть любого красивого изображения.

В соответствии с теорией этого художника – такая линия имеет явное преимущество над линиями прямыми, или пересекающимися под прямым углом, или параллельными линиями – которые, по этой теории – создают впечатление статичности, неестественности, «искусственности» в изображении. Зато S – образная линия считается присущей всем живым существам (особенно – людям), а соответственно — и всему красивому. При этом достаточно — даже намека на такую форму линии.

Этюд для «Мадонны в гроте» Леонардо да Винчи и одна из возможный «линий красоты» этого эскиза.

Активные линии изображения

В заключении этого материала, хочется еще раз упомянуть о активных («умозрительных», или «оптических») линиях, о которых мы уже писали в материале о роли точек в композиции. В данном случае мы пользуемся термином А.И. Лапина, на английском же языке — эти линии называются «ведущими».

Хочется еще раз подчеркнуть важность этих линий. Известно, что глаз – рассматривая какое либо изображение, движется по нему не равномерно – а от точки к точке («активные точки»), по определенным линиям. Глаз находит прежде всего точки максимальной кривизны контура рассматриваемого объекта, самые высоко контрастные участки изображения, а также точки пересечения различных контуров объектов, так как они говорят о взаиморасположении предметов в кадре.

Очень важно понимать, что глаз человека, при осмотре изображения – руководствуется не реальными линиями – имеющимися на изображении, а выше названными элементами.

Например – при рассмотрении портрета – активными точками становятся глаза, нос, губы – между ними и проходят активные линии.

Активные линии и активные точки на портрете. Линии показывают «маршрут путешествия» человеческого взгляда по портрету, темные участки — точки остановки внимания.

В чем заключается практический смысл – активных линий и как их можно использовать на практике?

Практическое значение активных линий заключается в том, что зная принципы, по которым они образуются, мы можем с большой долей вероятности спрогнозировать – как зрительно будет рассматривать (как прочтет) нашу, например, фотографию. На что обратит внимание в начале, а на что – потом. а на что – и вовсе не обратит внимание. Например – если в кадре есть два человека – взоры которых направлены друг на друга, то активной линией будет линия между этими людьми, а активными точками – эти два человека, и зритель практически не обратит внимание на фон этого изображения (если на фоне, конечно, не будет более сильных активных точек).

Также линии бывают крайне важны для передачи переспективы, гулубины кадра, но это несколько иная тема.

Основы композиции. Использование направляющих линий

Увидев линию, мы хотим ее продолжить, чтобы узнать, куда она ведет, поскольку от природы мы очень любопытны. Это означает, что линии являются очень важной составляющей композиции. Глядя на отдельные линии, трудно определить их направление, но на фотографии мы можем ориентировать­ся на края кадра. Учет взаимодействия линий с форматом кадра позволяет использовать их очень эффективно.

Направление

Использование линий в композиции, их положение и направление играют огромную роль в том, как мы восприни­маем образ.

Горизонтали

Линии, которые пересекают кадр по горизонтали, обычно осмысляются как пассивные. Мы так привыкли видеть линию горизонта в повседневной жиз­ни, что горизонтальные линии в кадре вызывают у нас чувство стабильности и покоя. Рассматривание изображения слева направо (или справа налево) наиболее естественно и привычно, и горизонтали этому способствуют.

Вертикали

Линии, пересекающие изображение по вертикали и придающие ему больше динамики, чем горизонтали. Поскольку вертикали прерывают спокойные гори­зонтальные линии, они могут сделать снимок менее комфортным для глаз и более загадочным. Использование вертикальных линий заставляет зрителя рассматривать композицию снизу вверх, что менее комфортно, чем изучать работу вдоль горизонтальной оси.

Диагонали

Линии, пересекающие изображение по диагонали, имеют более сложное воз­действие. Они более динамичны, чем горизонтали и вертикали, и поэтому со­общают изображению энергию и ощу­щение глубины.

Сходящиеся линии

Две или более сходящиеся линии придают вашей работе ощущение зна­чительной глубины. Это классический способ наделить двухмерное изобра­жение перспективой, поскольку нам знаком эффект уменьшения предметов на расстоянии.

Использование направляющих линий

Классическая композиционная техника подразумевает использование диаго­налей или сходящихся линий, позво­ляющих увлечь взгляд зрителя в глубь изображения. Чаще всего используются линии, которые являются результатом человеческой деятельности, поскольку по сравнению с элементами природно­го окружения они более ровные. Такие объекты, как дороги, заборы, тропы и стены, представляют в пейзаже четкие линии, а естественные объекты, вроде рек и скальных образований, — не столь четкая их альтернатива. Направляющие линии можно использовать для привле­чения взгляда зрителя к точке фокуса; их же можно использовать самостоя­тельно, чтобы создать более загадоч­ную или графическую композицию.

Перед перепечатыванием статей с этого сайта прочтите пожалуйста правила >>Правила

Как использовать линии в фотокомпозициях?

by Zsolt Varanka

Одним из мощных методов влияния на зрительское внимание является использование линий в композиции снимка. Линии воздействуют двумя способами. Во-первых, они создают определенной настроение, настраивая зрителя на нужное восприятие, а во-вторых, «ведут» глаза через фотографию, способствуя таким образом нужному прочтению фотографии зрителем, удерживая акцент на главном.

При работе с линиями фотограф может использовать следующие приемы их расположения:

  • горизонтальные линии
  • вертикальные
  • диагональ в снимке
  • зубчатые и нерегулярные линии

Горизонтальные линии, как правило, вызывают ощущение спокойствия, отсутствие изменений. Горизонтальные линии используются часто для таких изображений, когда фотограф хочет показать безвременье или отсутствие перемен и движения в картинке. Когда есть стремление подчеркнуть, что весь момент или часть его заморожено.

by Ashwanth Kadiyala

Горизонтальные линии должны использоваться, когда необходимо сопоставить контраст с более динамичной частью изображения. Например, такие ненавистные многим фотографам, провода на небе хорошо гармонируют своей четкостью и размеренностью с уличной суетой, бурным течением жизни или просто движением, которое можно запечатлеть в нижней части снимка.

Вертикальные линии создают настроение стабильности и спокойствия в окружающем пространстве. При проецировании настроения неизменности, линии часто действуют так же, как горизонтальные. Направленность вверх передает изображению это ощущение постоянства. Примеры правильного использования вертикальной линии для придания изображениям стабильности можно найти в горах, опорах линий электропередачи и вертикальных линиях зданий.

Правильное использование вертикальной линии также может настраивать зрителя на ощущение мира и спокойствия. Например, деревья в тумане, когда проглядывают вертикальные силуэты, старые столбы ограды или сложенные пляжные зонтики ранним утром у моря.

Диагональные линии передают смысл действий и делают изображение более динамичным. По этой причине диагонали считаются очень мощным инструментом. Их сила заключается в способности захватить внимание зрителя, направить его в нужную сторону и удерживать так долго, как того требуется по сюжету. Взгляд зрителя, как правило, проходит назад и вперед, вдоль диагоналей.

by Stanislav Sav-in

Диагональные линии могут быть сформированы не только объектами, такими как улицы, тротуары или дороги, но и цветом. Например, диагональ разделения цветом может добавить драматизма в изображение. Примеры диагоналей многочисленны: дороги, тропинки, реки, волны и множество иного, это всего лишь несколько примеров объектов, которые могут быть переведены в диагональную форму.

В зубчатых и нерегулярных линиях заключаются эмоции и чувства. Диагональные нерегулярные линии окунут зрителя в ощущения спешки и динамики, а зубчатые линии наполнят тревогой и страхом при просмотре изображения.

С помощью интенсивности массивов нерегулярных или зубчатых линий можно управлять при просмотре изображений и степенью восприятия зрителей. Для чего, собственно, фотограф и учится правильно использовать визуальные образы.

by Getting There

Примеры зубчатых линий могут быть найдены в корнях деревьев, линии горных вершин или в покореженном металле на месте аварии или заводских складах.

Мощным оружием в руках фотографа становятся те линии, с помощью которых получается помочь зрителю увидеть именно тот образ и то настроение, которое хотелось передать.

При использовании линий направленного внимания необходимо придерживаться двух правил. Во-первых, следует убедиться, что линии всегда указывают на наиболее важные объекты в изображении. Это же позволяет направлять внимание зрителя.

by Miles Morgan

Во-вторых, следить за тем, чтобы вдоль линий не было заметных «точек», которые способны увести взгляд зрителя в сторону тогда, когда он должен четко следовать вдоль направления линии, которую фотохудожник «проложил» для него специально, чтобы была возможность прочувствовать все изображение в целом.

Лишние линии и точки за пределами изображения рассеивают внимание, направленность взгляда меняется и утрачивается необходимая концентрация для полного осознания изображения, происходит потеря интереса, и вся фотография становится скучной для восприятия.

by Joseba Herrero

Никакая самая продвинутая и современная техника не может заменить фотографу знаний композиции. Если вы хотите научиться фотографировать и делать интересные для постороннего взгляда фотографии, следует всегда тщательно изучать теорию, и уроки фотографии от профессиональных фотографов могут стать хорошим подспорьем в ее освоении.

Видеоканал Фотогора

Горизонтальные линии при построении композиции – эксперты расскажут как правильно использовать

Если оценивать окружающую действительность по количеству измерений, окажется что длинных горизонтальных линий больше, чем вертикальных. И это в порядке вещей. Вертикальные структуры ограничивает сила притяжения и вращение планеты. Опытный фотограф должен так организовать композицию снимка, чтобы изображение не рассыпалось на отдельную мозаику, а было единым целым. Нужно учитывать горизонтальные линии при построении композиции, чтобы выделить самое главное на фотографии, при этом сделать второстепенные детали почти незаметными.

Горизонтальные линии в окружении

В жизни человек постоянно сталкивается с горизонтальными линиями. Пешеходные дорожки или автомобильные магистрали, железнодорожные рельсы и многие другие объекты, которые нас окружают. В некоторых источниках можно прочитать, что горизонтальные линии на фотографии – это безмятежность, покой и гармония. Это утверждение легко опровергнуть. Никакой безмятежности нет на снимке, где за несколькими рядами колючей проволоки изображена человеческая фигура. Шпага, пронзающая соперника в выпаде, так же не говорит о покое и гармонии. Горизонталями можно передать целую гамму противоположных эмоций. Здесь всё зависит от композиции и мастерства фотографа.

Горизонтальные линии в композиции кадра

На снимке горизонтали всегда параллельны границам кадра, расположенным сверху и снизу. Принято считать, что объекты, где высота намного превышает ширину нужно фотографировать в вертикальном формате, а вот спокойные и ровные пейзажи так лучше не снимать. В основном этот принцип себя оправдывает. Выбор формата зависит от того, в каком положении находится фотоаппарат в момент съёмки. Повернуть готовую фотографию можно в фоторедакторе, но художественная ценность снимка будет невысокой. Начинающие фотографы, в основном, совершают три ошибки:

  • Горизонт пересекает кадр посередине;
  • Не выдерживается параллель с границами кадра;
  • Перегруженность снимка горизонтальными линиями.

При съёмке пейзажной фотографии очень важным элементом композиции является горизонт. Если он расположен неверно, то снимок можно считать испорченным. Опытные фотографы используют непреложное правило: горизонт не должен располагаться по центру кадра. Если разделить фотографию на три части, то он должен располагаться в верхней или нижней трети снимка. Когда горизонт расположен в нижней части снимка, акцент приходится на верхнюю область. Это позволяет показать все оттенки заката, или грозовые тучи оригинальной формы. Когда небо совершенно чистое, горизонт следует немного поднять, иначе снимок будет выглядеть пустым и скучным.

Если горизонт располагается в верхней части снимка, то доминирующим становится передний план. Таким приёмом пользуются, когда хотят показать интересные объекты или предметы, расположенные ниже и выражающие основной смысл фотографии. Горизонт, перечёркивающий снимок посередине, допускается только в одном случае. Это съёмка фотографии с симметричным отражением. Небо с красивыми облаками, зеркально отражающееся в спокойной воде, заведомо выигрышный снимок. Горизонт в центре может использоваться в постановочных снимках. Здесь все полностью зависит от художественного замысла фотографа.

Вторая ошибка связана со случайным наклоном фотоаппарата влево или вправо, отчего с границами кадра возникает угол. Даже небольшое отклонение может испортить всю композицию снимка. У зрителей будет возникать ощущение, что все, изображённое на снимке, заваливается и падает. Такой дефект при съёмке можно исправить в фоторедакторе, но от этого может пострадать композиция снимка. Ещё одна ошибка связана с избытком горизонталей. Это может быть верхний край леса, его нижний край, ровные ряды посаженных растений и дорога, пересекающая фотографию через всё поле кадра. Такое обилие ровных горизонталей должно быть обязательно уравновешено крупным предметом, который уравновесит снимок. В пейзажной фотографии это может быть стог сена, мельница, одинокое выделяющееся растение или компактная группа деревьев. Этот доминирующий предмет должен располагаться в точках «золотого сечения».

В фотографии принцип гармонии, близкой к идеалу, называется правилом третей. При этом поле кадра делится на девять пропорциональных частей. Для того чтобы привлечь внимание к тем объектам, которые воплощают творческий замысел фотографа, они должны помещаться в точках пересечения. У некоторых фотоаппаратов сетку можно включать по необходимости. Такой подход помогает начинающему фотографу правильно сбалансировать снимок и выделить доминирующие элементы.

Практическая фотография, особенно её художественный подраздел, является творческим процессом. Поэтому многие опытные мастера нарушают принятые правила и каноны. Кто-то отказывается от принципа «золотого сечения», создавая композицию кадра, полностью противоречащую всем законам жанра. Некоторые стараются избегать параллельных горизонтальных линий, меняя композицию кадра или снимая под определённым углом. Новичкам следует сначала освоить классические азы композиции и только потом воплощать на фотографиях собственные фантазии. Не следует снимать пейзаж с продолжительными горизонтальными линиями, повернув фотоаппарат в вертикальную плоскость. Такой кадр будет выглядеть неестественным и обрезанным.

Композиция в портретной фотографии

О композиции в фотографии слышал каждый, даже начинающий фотограф. И если о том, как применить правило третей, или правило золотого сечения в пейзажной или репортажной съемке, имеет представление большинство мастеров, то о том, как использовать законы композиции в портретной съемке знает не каждый. Композиция в портретной фотографии является основной темой сегодняшней статьи, тут говорится о правилах и приемах, использование которых поможет в создании красивых фотографий.

Автор фото: Jessica Drossin

Композиция в портретной фотографии. Как и где разместить объект съемки?

Традиционно, портретные фотографии принято фотографировать в вертикальном положении фотоаппарата. Вертикальный формат кадрирования позволяет правильно передать пропорции человека и сконцентрировать внимание зрителей на личности фотографируемого, без лишних отвлечений на фон и задний план. Кроме того, такое размещение позволяет сохранить место в кадре для шеи и волос модели.

Тем ни менее, эксперименты с ракурсом и положением фотоаппарата не запрещены. Придерживаясь собственного стиля или снимая необычные снимки, фотограф может попробовать поснимать в горизонтальном положении фотоаппарата. Главное, что бы это было внутренне оправдано самим мастером. Снимая таким образом, важно не обрезать голову модели и сделать красивое кадрирование. Если разрешение фотокамеры позволяет, ту лучше снимать с запасом пространства, что бы выполнить кадрирование во время пост обработки кадра.

Используйте домашнюю фотостудию

Создать собственную небольшую фотостудию не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Для этого важно заранее определится с фоном и предусмотреть освещение. Простым решением для фона могут быть обычные шторы, в небольшой рисунок или однотонные. В качестве источника света лучше всего выступает вольфрамовая лампа или мощная дополнительная внешняя вспышка. Лучший вариант – это использование сразу двух ламп, которые освещали бы лицо модели равномерно с обеих сторон. Не лишним оказался бы и отражатель, который компенсирует тени на лице.

В таких, контролируемых условиях, фотограф может полностью управлять композиционными механизмами, рекомендуя модели разные позы, наклоны головы и положение рук.

Композиционные линии в портретной фотографии

Направление линий в портретной фотографии помогает точно сконцентрировать внимание человека на нужном объекте и выделить важные аспекты кадра. Игра линий в портерной фотографии также важна, как и в пейзажной съемке. Поворот головы, положение рук и направление взгляда, эти и другие моменты позволяют точно расставить акценты и сделать интересный портретный кадр. Важен также и зрительный контакт между участниками съемки. То есть, если вы фотографируете несколько человек, желательно, что бы во время съемки участники смотрели не только в кадр, но и на друг друга. Линии, образуемые взглядами в кадре, создают точку интереса фотографии, делая её осмысленной и сильной.

Автор фото: Елена Шумилова

Можете изучить несколько понравившихся фотографий, своих, или других мастеров, что бы понять приемы, используемые при фотографировании. Взгляните на работы фотожурналиста Картье-Брессона, и обратите внимание на то, как тонко он использует композиционные линии в своих фотографиях. Он умело превращает повседневные сцены в сюрреалистичные и совершенно поглощающие изображения.

Хорошие фотографии, и портреты в том числе, должны обладать гипнотизирующей силой, а для этого важно создать мощную композицию в кадре. Учитесь, экспериментируйте и меняйте виденье людей на самые обычные вещи, окружающие всех нас.

Композиция в портретной фотографии. Люди и предметы

Простая ситуация, когда перед фотографом стоит задача сфотографировать человека с каким-то предметом в руках, может стать настоящей проблемой, так как не каждый фотограф может придумать интересную композицию, которая сделала бы такой кадр запоминающимся и броским.

На примере выше изображена девочка с печеньем. Автор снимка предпочел сфотографировать её немного сверху вниз, выдвигая на передний план тарелку с печеньями, тем самым обращая внимание именно на объект в руках. Таким образом, то что она держит становится смысловым центром кадра.

Внимание зрителя обращают на то, что у девочки получилось сделать красивые печенья. Нам не показывают то, что её окружает, не отягощая и забивая кадр лишней информацией. Как признается автор, изначально было сложно правильно выставить девочку и верно поместить тарелку с вкусностями, но при изучении готовых снимков, с разными композиционными вариантами, решение стало очевидным.

Композиция в портретной фотографии. Верные решения для фона

В случае когда фон, все-таки, важен, необходимо найти правильное размещение для объекта съемки и выбрать самый не отвлекающий, но сильный фон. Для этого важно не торопиться и внимательно осмотреться вокруг себя.

Часто бывает, что заметив интересный сюжет, фотограф на автомате снимает его, не замечая, что в целом, происходит вокруг. Задача хорошего фотографа видеть не только буквальные очевидные вещи, а смотреть за пределы обыденности.

Автор фото: Стюарт Д. Гальперин

Сначала нужно посмотреть на сам объект или сюжет, а потом на фон. Возможно, у вас будут какие-то предпочтения относительно угла съемки, освещения и прочего, но если фон не подходящий, то съемка станет пустой тратой времени. В зависимости от мастерства фотографа, его опыта и сообразительности может понадобиться больше или меньше времени, что бы найти верную позицию для съемки.

Хорошо было бы, если бы при съемке портрета, фон сзади был чуть-чуть размыт. Степень размытия фона можно контролировать несколькими способами, о которых можно прочитать тут. Если фон слишком не привлекательный, то установите параметры, которые помогут его максимально размыть.

Композиция в портретной фотографии. Небо в качестве фона

Если окружающее пространство вокруг выглядит не очень привлекательным, а съемка происходит на улице, то используйте в качестве фона небо. Для этого фотографировать необходимо снизу вверх. Важно помнить, что этот ракурс будет удачен не для всех моделей, и если человек, которого вы фотографируете, полный, то не используйте этот прием.

Небо на фоне портретной фотографии делает снимок более внушительным. Если снимаете в яркий солнечный день, то следите за тем, что бы небо не было засвеченным, или наоборот, что бы человек не выходил слишком темным. Для создания сбалансированного кадра можно использовать режим HDR. В пасмурную погоду это проблема может не возникнуть, но все равно, важно следить за сбалансированностью освещения переднего и заднего плана.

При такой съемке, желательно, что бы человек смотрел не на фотографа, а куда-то вдаль, иначе возникнет ощущение, что он интересуется, почему мастер лежит на полу. Кроме того, у фотографируемого таким образом может получиться двойной подбородок.

Композиция в портретной фотографии. Контраст

Порой, черно-белые портреты выглядят боле выразительно и сильно, чем цветные. Такие кадры, будто обесцвечивают все лишнее, оставляя во внимании зрителя только контрастные акценты. Это значит, что перед фотографом постает задача, обнаружить и запечатлеть эти контрасты. Искать такие моменты можно в разности форм и цветовых решений. Портреты удачно смотрятся, если съемка проходила в более темном помещении, а на лицо направлен источник света.

Автор фото: Юсуф Карш

Само слово фотография, означает рисовать светом, а значит, в распоряжении фотографа, есть свет, которым он должен пользоваться как живописец красками. Мастер должен искать не только лучший ракурс, но и привлекательное освещение, регулируя с помощью настроек фотоаппарата его интенсивность. Следите, что бы на снимке не было слишком темных, или светлых областей. Это важно как в цветной, так и в черно-белой фотографии. Если такие области есть, то на снимке образуются мертвые зоны, не имеющие цвета и текстуры.

Классические черно-белые портреты делал знаменитый Юсуф Карш, который, кстати говоря, использовал прием с темным фоном и ярким светом на лице модели. Его фотографии контрастны, а люди на снимках выразительные.

Линии в композиции – Как влияют линии на композицию кадра

Наверняка Вы наблюдали на различных фотографиях, как фотографы используют линии для усовершенствования композиции снимка. На самом деле линии в композиции нужны для трех основных целей. Во-первых, они направляют взгляд зрителя к горизонту или к композиционному центру; во-вторых, создают ощущении глубины, объемности, трехмерности снимка и, в-третьих, отчетливо разделяют картину на участки и помогают сконцентрировать внимание на самом главном. Четкие значимые для композиции снимка линии бывают как природного происхождения, так и рукотворными. Сюда можно отнести дороги, стены, различные изгороди, реки и даже небольшие тропинки.

Какие объективы лучше использовать для работы с линиями в композиции

Для работы с линиями отлично подходят широкоугольные объективы. Особенно повезло владельцам зеркальных фотокамер, так как у них есть возможность установить практически любой объектив для подчеркивания композиционного центра снимка. Например, если использовать широкоугольный объектив и сфотографировать дорогу, которая уходит к линии горизонта, то снимок получится очень выразительным. Взгляд наблюдателя от переднего плана будет потихоньку скользить вдоль дороги, и уходить вдаль к горизонту, где дорога сходится. Это очень популярный у большинства фотографов сюжет, и такие фотографии очень выразительные.

С другой стороны, если использовать телеобъектив, то можно подчеркнуть линии , которые будут теряться при рассмотрении под широким углом. Например, мощные вертикальные линии стволов деревьев или, к примеру, прутьев различных оград или решеток.

Типы линий и их значение в кадре

Кто это имеет в виду, что различные типы линий могут создавать различные ощущения у зрителей. Смотреть на горизонтальные линии довольно просто – взгляд по ним скользит слева направо, как обычно люди пишут и читают. С другой стороны, вертикальные линии являются более мощными, ибо их устремленность ввысь ассоциируется у людей с прорывом, с ростом, с развитием.

Диагональные линии на снимке занимают больше пространства и уводят от переднего плана глаза зрителя через всю картину. Но сходящиеся вдали линии являются самыми мощными, так как именно они создают впечатляющее ощущение объемности снимка.

И наконец, могут быть воображаемые линии , которые работают точно также как и реальные. Например, линии человеческого взгляда привлекают к себе столько же внимания, как дорога, которая пересекает пейзаж. Сюда можно отнести линии, которые образуются различными природными объектами, например, кустами или деревьями, растущими в аллее, которые образуют линию, которая уходит далеко вглубь кадра.

И напоследок домашнее задание…

Самая основная задача фотографа – выбрать точку съемки, которая наиболее четко подчеркнет основную идею, композицию кадра. Здесь, конечно, от фотографа требуются определенные навыки и основные знания о композиции снимка. К этим моментам мы еще возвратимся в следующих статьях, а сейчас небольшое домашнее задание.

Когда Вы пойдете в следующий раз на прогулку, обязательно посмотрите, какие объекты, встречающиеся Вам на пути, создают те или иные линии, и постарайтесь, используя знания из этой статьи, сделать серию снимков из различных точек, чтобы эти линии попадали в кадр и усиливали восприятие Ваших снимков. Подойдите к этому вопросу творчески, а потом покажите эти фотографии своим друзьям, знакомым и спросите их мнение о том, что им больше всего понравилось, что больше всего привлекло их взгляд на этих изображениях. Покажите эти снимки не менее чем десяти людям и обязательно получите обратную связь.

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Ссылка на основную публикацию