Ритм в фотографии | Foto-kadr.ru

Ритм в фотографии

Ритм в фотографии

Как правильно использовать ритм в фотокомпозиции

Вы никогда не задумывались, почему поэзия так привлекательна для графоманов?
Уверен, что дело здесь в ритме. Чередование ударных и безударных слогов, созвучных окончаний строк создает особую магию звучания, которая запросто может вытеснить на второй план и корявость мысли, и банальность содержания. Возникает иллюзия гармонии, даже тогда, когда этой гармонии нет и в помине.
Ритм на фотоснимках обладает такой же магической силой.

Ритмическое чередование линий в кадре всегда притягивает внимание зрителей. Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени. Причины его гипнотического воздействия на человека не совсем понятны.
Но большой беды в этом нет.

Мастеру светописи достаточно знать, что ритм – это всегда хорошо. По крайней мере, я не могу вспомнить ни одного примера, где бы этот прием испортил снимок.
Поэтому, если у вас есть хотя бы малейшая возможность создать в кадре ритмическую композицию, то ей нужно пользоваться, не задумываясь.

Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы.

— ЛИНИИ

— ПЯТНА

— ОБЪЕКТЫ

А вот с точки зрения функции, которую выполняет ритм в композиции снимка, я бы разбил все возможные варианты его использования на следующие три большие группы:

1. Ритм, как основа композиции

Фотоагентство «Рейтер» Jonas Bendiksen

В этом случае ритм является основным выразительным средством и держит на себе всю композицию снимка. Уберите ритм с такой фотографии, и на ней не останется ничего заслуживающего внимания.
Обычно такие композиции лаконичны и по плакатному броски. Часто содержат в себе не одно, а несколько ритмических построений.

Чередование желтых пятен подсолнухов причудливым образом сочетается с ритмом вереницы велосипедистов. А горизонтальные и вертикальные последовательности элементов гимнастической стенки – с упорядоченным положением повисших на ней детей.

2. Ритм, как вспомогательный прием

Но даже тогда, когда ритм выполняет в композиции вспомогательную роль, его благотворное влияние на восприятие фотографии очевидно. Более того, тенденции в современном фотоискусстве таковы, что от создания явных ритмических построений авторы переходят к использованию едва читаемых, скрытых ритмов. Что позволяет избежать чересчур прямолинейных художественных решений.

2.1 Ритм, как одно из нескольких выразительных средств, примененных для создания композиции.

Дмитрий Зверев Георгий Розов

Александр Родченко Виталий Бутырин

На всех приведенных выше фотографиях ритм не является единственным выразительным средством, использованным автором.
Например, на снимке Дмитрия Зверева, взятого из его парижских зарисовок, кроме ритмического чередования ступеней лестницы присутствует еще линейная перспектива и диагональная композиция кадра. Плюс к этому, мы видим жанровую картинку – велосипедист на фоне Эйфелевой башни, — которая может существовать и сама по себе без дополнительных украшательств.
На снимке Александра Родченко ритмическая тень решетки «усилена» диагональным построением картинки.

2.2 Ритм, как эффектный фон для основной композиции.

Richard Drew Виестурс Линкс Сергей Максимишин

Erich Hartmann

Фон снимка является полноценным элементом композиции. Поэтому, возможно, не имело смысла выделять манипуляции с ним в отдельный прием. Но, с точки зрения технологии съемки, бывают ситуации, когда фотографа интересует в основном только главный объект.

Например, если вы снимаете то, как в засос целуется Пугачева с Галкиным, то вопрос о фоне, на который они будут проецироваться, носит уже второстепенный характер. Лишь бы он не мешал разглядеть зрителю подробности любовной сцены.

В этом случае, создание ритмического фона – будет хорошим решением. Ритм, организованный на фоне главного объекта съемки, не отвлекает внимание и, одновременно, придает композиции краткость, отточенность и поэтичность.

2.3 Ритм, как «сопутствующий» элемент композиции.

Анри Картье-Брессон Анри Картье-Брессон

Eli Reed Сергей Максимишин

Во многих случаях ритмический рисунок кадра почти не обращает на себя внимания. Он превращается, как бы, в «сопутствующий» элемент композиции. Например, на фотографии Сергея Максимишина, сделанной им в скандально известном питерском ночном клубе «Хали – Гали», первым делом в глаза бросается пьяная вакханалия застолья и сходство танцующей на столе пары с изображением, висящим на стене. Лишь при более глубоком рассмотрении мы начинаем замечать упорядоченные пятна человеческих лиц, ритмический ряд картин, находящихся на заднем плане, что придает снимку еще более высокое звучание.

Столь же деликатен ритм и на снимках мэтра мировой фотографии Анри Картье-Брессона. Чередование каменных плит стены Петропавловской крепости вносит в композицию дополнительную организованность и лаконичность.

3. Ритм, как способ выделения главного объекта

Александр Родченко Анатолий Мальцев В. Бутырин

Ferdinando Scianna

При помощи ритма можно очень эффектно акцентировать внимание зрителя на сюжетно важном объекте. Для этого главный объект в кадре должен выпадать из ритмического построения, диссонировать ему. Быть лишним в череде линий и пятен.

Именно так сделан снимок известного советского фотоноватора Александра Родченко.
Темная клякса женской фигуры, как магнит, притягивает к себе наш глаз. Взгляду просто не за что зацепиться в монотонном ритме лестничных ступеней, и он неминуемо возвращается в ту точку, где находится главный объект композиции.
Точно по такому же принципу построены снимки и других, упомянутых здесь авторов.

Поэтому, если вы хотите привлечь внимание зрителя к объекту, нужно сделать так, чтобы этот объект нарушал ритм снимка.

Для того, чтобы научится использовать ритм в композиции своих снимков, в первую очередь, необходимо выработать привычку обращать внимание на естественные ритмические построения, которые встречаются на каждом шагу. Посмотрите внимательно вокруг себя. Книги на полке, доски паркета, окна домов напротив, фонарные столбы, аллеи деревьев, паутины проводов, шпалы трамвайных путей – все это ритмы, которые нужно уметь замечать. Помните, правильно обыгранный ритм – это почти гарантия хорошей фотографии.

Ну а если ничего подходящего для создания ритмической композиции вблизи вас не наблюдается, берите дело в свои руки. «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — вот наша задача» (И.В. Мичурин). А искусственный, созданный волей фотографа ритм ничем не хуже природного.

В заключение нашего краткого экскурса в мир фотографических ритмов привожу еще несколько примеров, эффектно иллюстрирующих тему нашего разговора.

Ритм в фотографии – Как ритм в фотографии придает ей выразительности

В данной статье мы с Вами разберем еще один классный прием, который позволяет придать выразительности Вашим фотографиям. Наверняка Вы о нем уже слышали, знаете и даже видели. Это – ритм в фотографии.

Да, именно ритм на фотографии придает ей насыщенность, яркость и делает ее хорошо запоминающейся. Вся наша жизнь состоит из ритма : смена дня и ночи, времен года, времени суток. Это все циклические или ритмические движения. Точно также на Ваших фотографиях можно задавать ритм.

Ритм в фотографии как способ выделения главного объекта

Именно ритм позволяет подчеркнуть сюжетный объект на Ваших фотографиях. Например, аллея деревьев, постепенно уменьшающихся по мере удаления от фотографа. Это линейная перспектива, Вы уже об этом знаете. Но в то же время чередование этих деревьев задает ритм на Вашей фотографии, и взгляд, следуя по этим деревьям, уходит в глубину, тем самым задается объем. И зрителя, по этой воображаемой линии, уводят к сюжетному центру фотографии. Или, например, на фотографии изображен строй военных в однотипном обмундировании. И вот среди этого строя где-то примерно посередине стоит офицер. У него другое обмундирование, вместо шапки на голове фуражка и вот этот офицер и является сюжетным центром всего снимка. Ритм как раз на нем сбивается, и взгляд зрителя останавливается на этом офицере.

Второй пример: улица, состоящая из одинаковых домов, и вот среди этих домов находится, допустим, здание торгового центра, которое нарушает ритм и приковывает к себе взгляды зрителей. Этот приемчик очень четко позволяет на фотографии выделить главный сюжетный объект.

А теперь домашнее задание…

Итак, уважаемый читатель, надеемся, Вы понимаете, о чем идет речь, и поэтому Вам домашнее задание. Совершая очередную прогулку с Вашим фотоаппаратом, постарайтесь найти в Вашем населенном пункте вот такие моменты, которые задают ритм . Постарайтесь их сфотографировать под разными углами, и среди этих ритмично меняющихся объектов постарайтесь выбрать главный объект Вашей фотографии. Затем покажите Ваши работы знакомым, друзьям, попросите их оценить, и обязательно слушайте, что Вам говорят люди, что им понравилось, что им не понравилось. Возможно, они как-то посоветуют изменить точку съемки, или угол, или что-то еще.

Вот эти моменты, особенно те, на которые люди указывают, что им в чем-то где-то не понравилось, обращайте особое внимание. Слушайте, что Вам говорят зрители, и в следующих работах старайтесь учесть все рекомендации, потому что главная задача фотографа – показать зрителю очень наглядно, что хотел этим снимком сказать фотограф. Ваши зрители должны это четко понимать и представлять. Обязательно проделайте задание!

P. S. Если данная статья была полезна для Вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

Ритм в фотографии

В этой статье мы поговорим о ритме. Здесь будет дано понятие ритма и рассказано о его роли при формировании композиции и художественного смысла фотографии. Описан главный способ получения ритма и основные ошибки при использовании ритма. Так же мы затронем роль ритма в передаче динамики кадра.

Понятие ритма

Если фотограф ставит перед собой задачу организовать в кадре тона и линии, то особое внимание следует уделить их ритмическому распределению. Нужно уточнить, что в произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких-либо композиционных элементов. То есть, для ритма важно, как эти элементы повторяются, а также их порядок и сочетание. Чтобы подчеркнуть важность ритма, можно отметить, что у всех снимков с неудачной композицией ритмическое начало отсутствует полностью. А для выразительных снимков, наоборот, характерно наличие ритмических повторов композиционных элементов. Ритм одновременно является и элементом общей композиции снимка, и одним из средств, помогающих достичь ясности формы и оригинальность воплощения темы.
Чтобы в кадре присутствовала ритмичность, необязательно применять сложные приёмы. Ведь ритм имеется непосредственно в жизни. Так в природе всегда можно встретить ритмические повороты: рисунок лепестков цветка, линейные повторы волн, складки песков в пустыне… Таким образом, отыскав подобные рисунки в жизни, можно взять их за основу ритмического композиционного построения снимка. Более того, если ритмы были взяты из жизни, то фотографии получатся не только нарядными, благодаря их линейному рисунку, но и жизненно правдивыми, что даст зрителю возможность получить точные ассоциации. При этом необязательно, чтобы ритм присутствовал на всей плоскости фотографического изображения. Многие фотографы прибегают к сопоставлению изобразительных начал, грамотно сочетая в одном кадре как статичность, так и динамику.
Тем не менее, неумелое использование такого инструмента как ритм может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Может случиться так, что картинная плоскость с геометрической точностью делится каким-нибудь красивым орнаментом, а сам снимок глубокого впечатления не оставляет. Сухая схема не должна подменять достоверный рассказ о жизни. Следовательно, во избежание подобных ошибок, нужно не допускать, чтобы подчёркнутый узор и внешний рисунок становились некой самоцелью, оттесняя на дальний план картину действительности.
В заключение можно сказать, с помощью ритмичного рисунка у фотографа есть хорошая возможность чётко выделить мысль, а зритель, в свою очередь, может с лёгкостью читать изображение, понимая творческий смысл, который был заложен автором.

Роль ритма в передаче динамики кадра

Хотя в большинстве случаев применение ритмичности в изображении приводит к тому, что рисунок кадра становится особо устойчивым и статичным, возможно передавать и движение, используя при этом специальный приём.
Этот приём заключается в преднамеренном нарушении ритма, которое указывает на то, что в кадре имело место какое-то особое смещение (например, один из объектов съёмки переместился в пространстве кадра). Подобный приём имеет тот же принцип, что и нарушение равновесия, которое придаёт изображению особую динамичность.
Стоит отметить, что применение ритма не единственный метод, существующий для передачи движения. Так, например, часто главным и единственным элементом композиции является быстро меняющий своё положение объект, а детали фона умышленно делают не резкими и смазанными, тем самым уводя внимание зрителя. Воспроизведённая характерная фаза движения поможет сохранить для зрителя естественную ритмичность движения объекта. При этом сопоставление и чередование элементов (ритм линий и тонов) полностью отсутствуют.

Ритм в фотографии

Ритм в фотографии — это определенный способ организации, подразумевающий чередование с определенным интервалом. Если рассматривать понятие подробнее, то можно заметить, что чередование предметов и событий обнаруживается повсюду. Вся жизнь подчинена ритмам. Земля вращается вокруг Солнца, и день сменяется ночью. Осень — зимой, весна — летом. Само время в нашем понимании состоит из повторяющихся секунд, минут, часов, дней. Биение нашего сердца, дыхания — это тоже ритм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что наше восприятие тоже подчиняется этим законам. Люди с гораздо большей легкостью усваиваем информацию, организованную ритмически, чем ту, в которой этого нет. Некоторые виды искусств, например, музыка и поэзия, подчиняются этому закону.

В визуальных искусствах ритм не обязателен, но неправильное использование этого принципа может испортить восприятие от фотографии. Он является очень сильным изобразительным средством, и применять его надо с умом. Ритм один из инструментов фотографа для организации содержания снимка, является одним из приемов композиции.

Композиционные приемы в фотографии

Композиция в фотографии — это построение и последовательность изобразительных приемов, реализующих художественную идею. Это соотношение и взаиморасположение частей кадра. Существуют следующие композиционные приемы:

  • правило третей;
  • симметрия;
  • глубина резкости, расфокусировка;
  • Виньетка, естественная рамка;
  • диагонали и треугольники;
  • нечетные объекты;
  • пространство в кадре;
  • точка съемки;
  • направление и пространство;
  • цвет;
  • баланс;
  • ритм.

Ритм в композиции для фудфото

В произведении искусства ритм понимается как закономерное чередование каких — либо композиционных элементов. Несколько последовательно повторяемых в определенном порядке композиционных элементов. Один их примеров -уходящий в даль кадра ряд капкейков на столе. Ритм в фотографии многогранен, он может выражаться даже в чередование теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности. Ритмом называется всё, что повторяется.

Удачно выявленный ритм на фотографии становится отличной основой для кадра, т.е. делает снимок привлекательным и одновременно гармоничным с точки зрения зрителя. Хотя при просмотре фотографий мы никогда не задумываемся об этом. На подсознательном уровне этот способ организации пространства считывается очень четко. А вот не удачное использование этого приема может полностью разрушить кадр. Обычно ритмичность на фото начинает ощущаться зрителем при повторении трех-четырех элементов, хотя наилучший эффект возникает, когда число этих элементов намного больше.

Ритм как часть композиции

Очень важно понимать, что ритм как часть композиции должен быть логичен на вашем фото. В природе можно встретить различные повороты: рисунок цветка, линейные повторы волн, складки песков или столбы, деревья, забор, полосы на одежде. Неумелое использование ритма в кадре, может привести к потере исходного смысла, ради которого фотокадр и создавался. Человеческий мозг любит цепляется за линии в кадре и следить за ними и если эти линии уходят за кадр, то человек автоматически убегает с вашей фотографии. Обращайте внимание на текстуру в кадре. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

Ритм — это часто жесткий контраст, который притягивает взгляд и опять же уводит человека с главного объекта съемки. Поэтому если ваш главный объект в кадре не входит в структуру ритма, то лучше не использовать этот принцип на коммерческих продающих фото. Основной ошибкой использования этого приема на фото еды — это жесткий ритм на фоне. Полосы на фото фонах, очень сильно отвлекают смотрящих и часто уводят взгляд человека из кадра, происходит дисгармония между активным фоном и нежной кондитерской продукцией. Сами посмотрите на любое фото где белые доски и черные промежутки — нравится? или чувствуется раздражение? А если полоса на столе, то сразу хочется следить за линией, то есть уйти из кадра. А у коммерческой фотографии другая задача- удержать взгляд клиента, как можно дольше на фото.

Примеры ритма в фуд фотографии

Рассмотрим следующие примеры фото, где использован принцип ритма, для привлечения внимания зрителя. Очень хороший прием при съемки тортов, показать разрез изделия. Кондитеры часто замечают, что самый большой отклик получают фотографии разрезов. Особенно где четко видно слои изделия. Это и понятно, поскольку такое сочетание в кадре и есть то самое повторение линий. За который цепляется мозг и рассматривает фотографию детально.

Ещё один хороший пример, это декор на торте в виде шоколадных подтёков. Завораживает и заставляет рассматривать изделие подробнее.

Можно разложить так продукцию в кадре, чтобы создать ритм. Например конфеты, капкейки, зефир. Мы видим, что початки кукурузы создают определённый ритм, так же как хлебные палочки. Помните, что всё в кадре должно быть логично. На данном фото показан процесс украшения продукции и понятно, почему пирожные расположены именно так.

Один из ошибочных использований ритма в фудфото это злоупотребление этим приемом за счет фотофона. Поскольку контрастные линии уводят взгляд человека от основного объекта в кадре. Не вызывают желаемого результата. А цель фудфотографии продажа продукции на фото.

Композиция в фотографии | Выразительные инструменты | Введение в практическую композицию

«Вы не делаете фотографию только с камерой. Вы привносите в процесс съёмки все картинки, которые вы видели, книги, которые вы читали, музыку, которую вы слышали, людей, которых вы любили»

© Джейсон Стэтхэм
©Ансель Адамс

Давайте для начала поговорим о том, зачем нужна композиция. Когда я только начинал своё увлечение фотографией, композиция была в моём понимании чем-то похожа на кнопку «шедевр». Я думал, что, если сделать фотографию не по правилам, то всё, это уже не искусство. Но нет, Деда Мороза не существует, а композиция — весьма второстепенный инструмент. Она помогает выразить эмоцию, настроение, усилить содержание и, в редких случаях, является самостоятельным инструментом. Например, если у вас уже есть человек в мрачном настроении, его можно снять на тёмном фоне и с глубокими тенями. При этом глубокие тени и тёмный фон (тёмная тональность) — это инструменты композиции, которые поддерживают уже имеющееся настроение.

Если фотография достаточно скучна, то обрезанная краем кадра в районе кисти рука, скорее всего, испортит эту фотографию ещё больше. Но, если у человека на фотографии есть яркая эмоция, то зритель уже не будет обращать внимания на такие мелочи, как обрезанные по суставам конечности.

В визуальном восприятии человека есть общие установки, и есть индивидуальные особенности. То, как человек воспринимает изображение зависит от того, что его волнует в данный момент, от того, насколько у него хорошее зрение, от настроения, воспитания, возраста, художественного образования… Поскольку восприятие у разных групп людей разное – авторитетные мнения мэтров также могут отличаться. В связи с этим я считаю самым главным ориентиром для фотографа его личное мнение. Чтобы развиваться в изобразительном искусстве, нужно уметь, прежде всего, доверять себе, а не авторитетам. Однако важно говорить со зрителем понятным языком. И не прятать за словами «я так вижу» лень в работе над стремлением донести свою мысль.

Для фотографа важна аккуратность, любовь к деталям, умение доверять себе и трудолюбие в стремлении выразить свою мысль понятным языком, а также трудолюбие в поисках творческого решения.

И еще раз о том, что важно доверять себе, а заодно и про обрезание… Люди делятся на два типа: первый: «край кадра можно проводить в районе лба», и второй: «голова должна быть полностью в кадре». Ответа на вопрос «как правильно» не существует. У каждого человека разное восприятие картинки. В данном случае правильно так, как вам нравится.

Но, несмотря на то, что глобально у каждого своё восприятие, есть и такие визуальные сигналы, которые на большую часть людей влияют похожим образом. У всех Homo sapiens похожий набор инстинктов. Все мы живем в социуме и в той или иной степени впитываем символы, присущие нашему времени. И, чем ближе социально друг к другу зрители (одного поколения, из одной страны…), тем проще донести им настроение и содержание, используя одни и те же картинки.

Ниже мы рассмотрим инструменты, позволяющие говорить со зрителем на одном языке.

Было бы неправильно ограничиться просто описанием этих инструментов. Нужно разобраться, как их применять на практике, как добиться не только энциклопедических знаний, но и умения «на ходу» видеть интересную и выразительную картинку. Иными словами, мы разберёмся, как знания довести до уровня интуитивного применения.

Начнем с того, что разделим инструменты композиции на два типа.

Первый — инструменты, которые нужно тренировать и переводить из области знания о том, что так можно в навык. Когда для вас это навык, доведенный до автоматизма, вы им можете пользоваться во время съёмки. Фотографируя, Картье Брессон, вряд ли думал, как построить кадр, он просто снимал. А получалось у него хорошо, поскольку раньше он много работал над тем, чтобы, снимая, делать сразу хорошо. Многие инструменты нужно просто нарабатывать и оттачивать, фотографируя. Так же, как в боевых искусствах многократным повторением отрабатывают приёмы. Например, после того, как вы узнали, что такое ритм в кадре, имеет смысл месяц гулять каждый день с фотоаппаратом, искать этот самый ритм в окружении и стараться интересно его снять. После такого месяца вы уже не пройдёте мимо интересной компоновки кадра, связанной с ритмом, как минимум, увидите эту возможность сделать снимок привлекательным.

Второй набор инструментов – то, что можно продумать заранее, в процессе подготовки к съемке. Просто пишете себе чек-лист и перед постановочной съёмкой отвечаете на вопросы, какая будет тональность у кадра (светлая или тёмная), какой цвет и какая фактура будет преобладать. И в зависимости от ответов выбираете одежду, модель, место съемки…

Ритмический рисунок кадра

Ритмический рисунок кадра

Перечень способов построения уравновешенной композиции разработанный в предыдущем разделе главы, следует дополнить еще одним приемом, который связан с понятием ритмического рисунка кадра, повторами основного композиционного мотива.

Рисунок кадра, несомненно, приобретет устойчивость, если изобразительный материал равномерно распределяется по всему полю кадра. Этот один из простейших способов достижения композиционного равновесия оказывается доступным всем начинающим фотографам, т. е. тем, кто в своем композиционном творчестве не дошел до разработки более сложных структур и не ощутил выразительной силы многоплановых изобразительных решений кадра. К подобным решениям, как и к элементарным, но устойчивым центральным композициям, фотографа ведет чисто интуитивное стремление к стабильности, устойчивости рисунка, и он в принципе получает такой результат.

Фото 52. Снимок перегружен деталями

Однако нередко подобные снимки оказываются столь примитивными, что производят впечатление композиционно не разрешенных. Кажется, что фотограф вообще не ставил перед собой никаких задач по изобразительному решению снимка. Примером такой неудачной работы может служить фото 52. Материал здесь равномерно распределен по всему полю кадра, и перегрузок одной из частей картины не возникает. Но как перегружена деталями вся картинная плоскость! Рисунок становится запутанным, пестрит множеством ненужных подробностей, и на что бы ни надеялся фотограф, беря в кадр весь этот материал, — на уравновешенность композиции, на то, что кадр с точностью повторит найденный интерьерный мотив и, следовательно, сохранит для зрителя правду и красоту этого интерьера, — его творческие планы и надежды в таком снимке не осуществляются. Зрителю трудно рассматривать подобные изображения, поскольку фотограф не проделал необходимой работы по осмыслению материала, по его раскладке на картинной плоскости. И своих впечатлений и размышлений зрителю передать не сумел. Рыхлость композиционной формы озадачивает зрителя и не помогает ему разобраться в материале картины.

Обратимся к следующему снимку — фото 53. Здесь мы встречаемся с совершенно иным изобразительным решением, с четкой и выразительной композиционной формой, с глубинным построением кадра. Все здесь участвует в разработке темы: и линейный рисунок, и воздушная перспектива. А ведь и в этом примере материал равномерно распределен по всему полю кадра, что дает ощущение устойчивого и полного равновесия тональных масс.

Фото 53. В. Елкин. «Осенний мотив»

Почему же при одинаковой композиционной предпосылке — достижении равновесия равномерной нагруженностью всех частей картины — получены два столь различных результата? Сравнение снимков дает ясный ответ на вопрос: если в первом примере элементы рисунка находятся в самых произвольных соотношениях, то во втором случае эти соотношения упорядочены, деревья определенным образом чередуются, их разделяют примерно равные или подобные промежутки, элементы общего рисунка как бы повторяются в ритмической последовательности.

Таким образом, мы встретились с понятием ритма, ритмического рисунка изображения. Под ритмом в произведениях искусства обычно понимают закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания. Теперь мы понимаем, что в нашем примере неудачного композиционного построения, показанном на фото 52, главным недостатком является полное отсутствие ритмического начала. А оно необходимо в данном случае, так как обильный материал кадра требовал определенной упорядоченности. Ее и могла дать ритмичность линейного рисунка, которую удачно применил для построения своего снимка автор фото 53.

Ритм — элемент общей композиции снимка и одно из средств, с помощью которых достигается ясность формы, а нередко и оригинальность воплощения темы. В искусство ритм приходит из жизни. В природе мы постоянно встречаем ритмические повторы и умеем ценить их красоту. Они — в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных повторах волн, набегающих на берег. Последовательно чередуются зерна в колосе спелой ржи, и ветер укладывает пески пустыни в затейливые складки. Чередуются уходящие к горизонту борозды вспаханной земли. Наблюдательный фотограф отыскивает эти рисунки в жизни и на них основывает ритмические композиционные построения снимков. Классические работы мастеров фотографии, основанные на ритмичности линейных рисунков, насыщены жизнью и подлинной красотой. Именно потому, что они не только нарядны и декоративны по своей структуре, но и жизненно правдивы, они вызывают у зрителей точные ассоциации и высоко ими ценятся.

Можно подумать, что не так уж велика заслуга фотографа в построении ритмичного рисунка снимка, если эти ритмы встречаются в жизни в готовом виде. Такое мнение, конечно, ошибочно. Не всем дано подметить эти ритмы и оценить их значение для структуры будущего снимка. Нужен зоркий глаз художника, чтобы найти ритмическое начало композиции в жизни, нужна рука мастера, чтобы воспроизвести эти ритмы на снимке не в их чисто внешнем проявлении, а в истинном смысле и значении.

Ритм, увиденный в жизни, не механически переносится на снимок, а ложится в основу его композиционного рисунка и превращается в ритм линий, в чередование тонов, выявленных и сформированных с помощью изобразительных и технических средств фотоискусства.

К ритмическим построениям мы относим прежде всего снимки с четко выступающей изобразительной структурой, отчетливым делением пространства кадра на равные, подобные или похожие сюжетные, линейные или тональные элементы. Примером такого ритмического снимка и служит фото 53, где использовано членение картинной плоскости в горизонтальном направлении. Это привычная и часто используемая форма заполнения кадрового пространства. Но оно может ритмично делиться не только в горизонтальном направлении. Подобный же отчетливый рисунок нередко располагается в направлении вертикальной оси картины, и тогда ритмические повторы композиционного мотива идут снизу вверх. В других снимках можно встретить ритм диагоналей, закономерное чередование наклонных линий, по направлению близких к диагоналям прямоугольника кадра. В фотографии нередки глубинные построения, и тогда ритмическое распределение элементов композиции может идти не по плоскости снимка, а от переднего плана в глубину кадра. Здесь ритмический рисунок усложняется, поскольку на рисунке заметно скажутся перспективные сокращения, его элементы будут уже не равны между собой, но лишь подобны.

Свои поиски ритмических построений фотограф, конечно, начинает с простейших ритмов, помогающих получить четкое и лаконичное линейное решение кадра. На ученических снимках эти ритмические повторы получаются порой слишком стилизованными, чуть ли не схематическими изображениями.

Фото 54. Л. Панина. «Утро в лесу»

Но, постепенно совершенствуя мастерство и проникая в подлинную красоту жизни, фотограф приходит к более тонким ритмическим построениям, возникают нюансы, полутона, обогащающие изобразительный строй снимка, и сам ритмический рисунок усложняется, и порой, как и в музыке, здесь возникают диссонансы. Например, на фото 54 уже нет столь четкого строя вертикалей, как на фото 53. Да ведь и на этом снимке общий его изобразительный строй обогащен многими другими деталями и подробностями, кроме ритмической основы рисунка. На первом плане не только темные силуэты стволов деревьев, но и их отражения на влажной поверхности асфальта. Эти стволы, естественно, имеют неодинаковую форму, их разделяют не равные промежутки, но тем не менее в чередовании светлого и темного здесь возникает явно различимый ритм. На снимке хорошо разработана глубина кадра, переданная светлыми тонами и мягкими тональными переходами. Так и должно быть, поскольку дали просматриваются сквозь пелену дождя. На таком фоне контрастный передний план становится особенно отчетливым. Очень важно, что все элементы рисунка использованы здесь не формально, именно с их помощью создается поэтическая картина осени.

Верность жизненному материалу нередко приводит к усложнениям ритмических построений снимков. Так, на фото 54 вертикали пересекаются наклонными линиями деревьев в глубине кадра. Четкая графика уступает место живописности! И все это совершенно закономерно, ведь ритмы природы редко бывают такими же четкими, как графические ритмы в изделиях рук человеческих, такие, какими мы видим их, например, в архитектуре или мачтах высоковольтных линий. А естественные ритмы, специально доведенные фотографом в снимке до сухого стилизованного линейного рисунка, чаще всего оставляют впечатление искусственной схемы или чисто учебного упражнения.

Понятие «ритм» принято относить главным образом к линейному рисунку кадра. Но с равным правом в снимке для его ритмического построения можно использовать и чередование световых пятен; бликов; падающих на поверхность теней; повторы участков светлого или темного тонов. Следовательно, понятие ритмичности расширяется, оно может быть отнесено не только к элементам линейного рисунка, но и к свето-тональной структуре кадра.

Итак, кроме композиций, в основе которых лежит четко сформированный сюжетный центр картины, и уравновешенных композиций мы теперь имеем представление также о рисунках изображения, основанных на ритмических повторах.

урок № 10 Ритм в фотографии

Ритм – один из самых главных и самых интересных композиционных решений в фотографии. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда: очень завораживающие. Если подружиться с этим эффектом – вы наверняка сможете достичь взрывных результатов.

Но для того, чтобы сделать качественный снимок с помощью ритма, нужно разобраться, как он работает…

Вы удивитесь, но на самом деле вся наша жизнь подчинена ритмам. Просто мы их не замечаем. В фотографии точно так же: в любом сюжете можно найти несколько повторяющихся композиционных элементов, просто мы не всегда (а иногда и никогда) не задумываемся, что это такое и зачем это нужно. Геометрически похожие формы, цвета или даже линии – не просто детали фотографии, а ее ритм. Оказывается, что в большинстве фотографий именно этот элемент устанавливает между предметами связь, придает изображению целостность, а композиции – законченность. Другими словами, ритм заставляет фотографию по-настоящему жить, − и это главный смысл существования данного эффекта.

Ритм можно использовать как главный элемент композиции или просто включить в фотографию. В первом случае создавая фото, вы ориентируетесь на то, чтобы в кадре были повторяющие элементы, которые будут приковывать к себе взгляд.

Роль таких элементов могут выполнять ступеньки, волны, колонны (в архитектуре), повторяющиеся цвета…да все что угодно. Мало ли повторяющихся предметов-оттенков? Ну а во втором случае, ритм – всего лишь дополнительный элемент. Но даже тогда его влияние будет заметно для зрителя.

Но ритм полезен не всегда. Оказывается, подчас, он добавляет фотографии статичности и плоскости. Поэтому работать с ритмами нужно крайне осторожно. Самый простой «выход из плоскости» − смена ракурса.

К тому же ритм не лучший помощник в поисках динамики. Конечно, ритм завораживает. Но строгое чередование ритмов добавит сюжету статичности, а это, согласитесь, не всегда хорошо.

Чтобы добиться обратного эффекта – избавьтесь от ритма. Нарушьте его. Очень может быть, что тогда ваше фото будет гораздо интересней.

Что такое ритм в изображении? Это равномерное повторение однородных предметов или деталей одного предмета с одинаковыми промежутками. В повторении этих предметов должна присутствовать закономерность и соразмерность. Ритмичность в композиции придает любому изображению художественность, заставляя зрителя вглядываться и испытывать эстетическое наслаждение.

В качестве примера ритмичных предметов на фотографии можно привести лестничные ступеньки, фонарные столбы, железнодорожные шпалы. Чередующиеся однородные предметы встречаются очень часто во время съемок на натуре, но особенно в городе.

Ритмичность фотографическому изображению на городских пейзажах чаще всего придают повторяющиеся элементы произведений архитектуры: окна, колонны, капители, да и сами здания при расположении в ряд, особенно многоэтажные новостройки.

Фотограф должен обладать умением видеть ритмичность в окружающих предметах и использовать ее в художественных целях.

Человек уже много веков создает предметы по одним и тем же законам симметрии и ритмичности. Однако симметрия в изобразительном искусстве смотрится невыигрышно в отличие от ритмичности, которая придает картине или кадру особую живописность.

Для появления у человека ощущения ритма достаточно наличия хотя бы трех-четырех чередующихся элементов, но если их больше, то ритмичность воздействует на восприятие еще сильнее.

При создании ритмических композиций необходимо соблюдать правило линейных повторений, согласно которому чередующиеся элементы должны уходить в глубину кадра.

Для создания художественных фотографий необходим опыт и регулярная практика. Только подробный анализ собственных работ, выявление их недостатков и достоинств, позволит совершенствовать свое мастерство.

Сделать одно фото с использованием ритма.

Ссылки на домашнее задание кладите сюда

Ссылка на основную публикацию