Резкость, как критерий оценки качества снимка | Foto-kadr.ru

Резкость, как критерий оценки качества снимка

Резкость, как критерий оценки качества снимка

С развитием фототехники поднялась и планка требований к качеству фотографий. Сейчас резкость — это один из важнейших критериев в оценке качества снимка. Фрукты, изображенные на снимках с хорошей резкостью, выглядят вкуснее, чем такие же снимки с плохой резкостью. Так и во всех остальных сферах фотографии. Техника кажется надежнее, апартаменты помещений более уютными и т.д.

Резкость сама по себе очень коварна. Её нужно уметь пользоваться. Так, к примеру, не поработав с резкостью можно загубить отличный снимок. Он так и останется отличным, но не будет ни чем примечателен. И, наоборот, переусердствуя, резкость может сделать снимок ужасным.

1.1 Что такое резкость

Что же такое резкость? Этим понятием определяется контурный контраст. Сама резкость проявляется на участках снимка с различной яркостью. Резкость может зависеть от огромного количества факторов. На неё может влиять качество объектива, фильтров, диафрагма, выдержка, фокусировка, алгоритмы обработки, перекодирования и уменьшения снимков и другие.

Графические редакторы позволяют исправлять резкость.

1.2 Для чего нужно увеличивать резкость

Прежде чем приступать к действиям, нужно осознать, зачем нужно увеличивать резкость. Многие снимки, такие как портреты или макро фотографии привлекают зрителя именно своей мягкостью. Повышение резкости может испортить эту атмосферу, так что, перед тем, как приступить к увеличению резкости, стоит подумать, а надо ли это делать.

Практически всегда при уменьшении снимков нужно увеличивать резкость. Связано это с тем, что при уменьшении количества пикселей вместо нескольких создается один. Какое значение этот пиксель должен иметь, рассчитывает алгоритм, но практически всегда снимок получается мутноватый в плане резкости.

Чтобы увеличить резкость, нужно на контурах увеличить яркость светлых пикселей и затемнить темные пиксели. Это усиление контраста на контурах и является частью алгоритма повышения резкости.

Ниже представлены изображения границы. На первом снимке видно идеальную границу оригинального снимка. на втором изображено усредненное значение пикселей на границе. Третий снимок показывает принцип построения границы Фотошоповским алгоритмом Bicubic. Он слегка увеличивает контрастность. На последнем снимке видна граница после обработки специальными фильтрами для повышения резкости.

2. Методы повышения резкости

Работу по повышению резкости продемонстрируем на примере Фотошопа.

2.1 Фильтр Unsharp Mask

Это самый распространенный метод. Фильтр имеет три параметра.

  • Amount: интенсивность влияния фильтра на изображение.
  • Radius: Указывается область вокруг контуров, которая будет подвергаться увеличению резкости. Поставив слишком большое значение, фильтр буде увеличивать не резкость. а контраст снимка. Для большинства фотографий подходит значение 0,2 или 0,3.
  • Threshold: Этим параметром определяется на сколько между областями должно быть большое значение, чтобы определить границу контура. Чаще всего значение должно оставаться нулевым. При наличии большого количества шума можно немного добавить значение этого параметра.

Еще один хороший метод увеличения резкости — это фильтр Highpass. Метод заключается в том, что создается копия слоя и через Hue/Saturation убирается насыщенность.

Далее применяется фильтр Other->Highpass.

применяем фильтр со значением, чтобы на превьюшке были видны только светлые контуры на сером фоне. Далее изменяется режим наложения фильтра на Перекрытие. Можно уменьшить непрозрачность слоя, но это делается на усмотрение автора. Также можно поэкспериментировать и с другими режимами наложения. Преимущество метода заключается в том, что можно сделать несколько слоёв повышения резкости с различными радиусами.

2.3. Smart Sharpen

Данный фильтр появился в версии Фотошопа CS2. он очень хорошо подходит для фотографий с большим количеством мелких деталей. Доя более грубых снимков лучше использовать Unsharp Mask или Highpass.

  • Опция «More Accurate» открывает доступ к большему количеству настроек. Это позволит добиться более качественного результата.
  • Результаты работы режима «Basic» сходны с результатом работы Unsharp Mask. Параметр Threshold отсутствует. Алгоритм работает несколько иначе. Фильтр ищет участки с размытием и устраняет нерезкость в них.
  • Значение «Lens Blur» отлично подходит к фотографиям с большим количеством мелких деталей. При этом значении ореолы не так велики.
  • Параметр «Motion Blur» снижает шевеленку. Это сработает, если размытие произошло только в одном направлении.
  • Режим «Advanced» дает возможность выполнять увеличение резкости в темных и светлых участках. Выполняется это во вкладках Shadow и Highlight, где есть три параметра:
  • Fade Amount: задает значение максимальному увеличению резкость, то есть, можно ограничить верхний порог усиления резкости.
  • Tonal Width: задает значение областей, в которых будет выполняться усиление резкости. Можно установить значение таким образом, что резкость будет увеличиваться только в темных тонах или в темных и средних.
  • Radius: определяет размер области вокруг границы, в которой будет происходить усиление резкости.

Для лучшего понимания принципа работы фильтра можно создать линейный градиент, добавить на него шум и поэкспериментировать с параметрами фильтра.

2.4. Сторонние плагины для Фотошопа

Сторонние разработчики создают множество плагинов для Фотошопа. Среди них немало и тех, что работают с резкостью снимков. Рассмотрим несколько плагинов, которые лучше остальных справляются со своей задачей.

FocalBlade. Данный плагин имеет очень мощные инструменты. Он работает в нескольких режимах. В простом режиме не так уж и много настроек, но если включить режим «Expert Mode», то появится возможность регулировать резкость на поверхности и на контурах, настраивать влияние фильтра на светлые и тёмные участки фотографии, работать со светлыми и темными ореолами, а также управлять маской контурной резкости.

Power Retouche Sharpness. Данный плагин может создавать результат, который будет по внешнему виду отличаться от того, что делают плагины Фотошопа. Здесь можно уменьшать влияние фильтра на некоторые области снимка.

Nik Sharpener Pro. Настроек фильтр имеет не слишком много. Его встроенные пресеты предназначены для печати на различных принтерах и для просмотра на экране.

PhotoKit Sharpener. фильтр не очень удобен, но с ним можно добиться не плохих результатов, при должной сноровке. Здесь создается несколько слоёв с масками. Редактировать маски приходится вручную. Предварительный просмотр отсутствует.

Резкость в фотографии — теория, критерии оценки, способы повышения

Резкость в фотографии – исключительно важная характеристика, от которой зависит и общее качество снимка, и его восприятие, и художественная ценность. Нерезкий кадр, если это не специально задумано фотографом, скорее всего можно считать безнадежно испорченным, поскольку исправить его даже в фоторедакторе довольно проблематично, а чаще всего вообще невозможно.

Предвижу возражения, что резкость в фотографии можно улучшить, например, в Фотошопе, в котором существует несколько способов повышения резкости, начиная с фильтра «умная резкость» и кончая специфическими и довольно сложными методиками. Это верно, но только в том случае, если на снимке присутствует информация о мелких деталях. Иными словами, чтобы поднять резкость в фоторедакторе, кадр должен быть изначально резким, тогда применение фильтров резкости может значительно повысить качество обработанной фотографии.

Если же картинка нерезкая, размытая, то никакого эффекта не будет, такой файл лучше просто удалить, чтобы не расстраивать себя и окружающих. Поэтому помнить про резкость в фотографии надо еще на этапе подготовки к съемке, не возлагая слишком большие надежды на дальнейшую компьютерную обработку.

Что влияет на резкость в фотографии

В первую очередь, конечно, объектив. Резкость изображения очень сильно зависит от оптики. Неисправленные аберрации, низкое качество материалов, плохая сборка и юстировка существенно влияют на резкость в фотографии. При этом даже самые дорогие объективы с большим зумом обычно уступают в резкости более дешевым моделям с фиксированным фокусом.

Очень важна фокусировочная система фотоаппарат — объектив. Если она постоянно ошибается, то навести на резкость очень сложно. Этим иногда грешат дешевые объективы, особенно на максимально открытых диафрагмах, на которых система фокусировки в некоторых случаях не может отработать небольшую глубину резкости, попадая то перед, то позади объекта.

Характеристики матрицы также во многом определяют резкость в фотографии. Если размер пикселя матрицы больше чем кружок рассеяния объектива, то именно от матрицы будет зависеть резкость снимка. Разрешение современных матриц вплотную приблизилось к возможностям объективов, поэтому в плане резкости надо рассматривать систему объектив – матрица, чем мы сейчас и займемся.

Критерии резкости

Что означает выражение «предмет выглядит резким»? Только то, что его видит резким человеческий глаз. Наше зрение воспринимает резкими те предметы, кружки рассеяния (по-другому, кружки нерезкости или пятна рассеяния) которых имеют диаметр меньше разрешающей способности глаза. Но ведь зрение у всех разное! Следовательно, понятие резкость в фотографии – категория субъективная.

Для определенности обычно берут зрение среднестатистического человека, исследования которого показывают, что с расстояния 25 см кружок диаметром 0,1 мм воспринимается как точка. Это соответствует угловому разрешению 1′ и определяется средней плотностью расположения светочувствительных палочек и колбочек в центральной части сетчатки (в т. н. желтом пятне).

Такой же результат получится при рассматривании с указанного расстояния штриховой миры. Если промежуток между штрихами меньше 0,1 мм, то глаз увидит сплошной серый фон. Это означает, что на расстоянии 25 см разрешающая способность глаза составляет 10 линий/мм. Взяв за основу это значение, легко рассчитать, что для того, чтобы на фотографии, напечатанной на принтере, не были видны отдельные пиксели (или точки), их плотность должна быть не менее 20 Пикс/мм, или 20*25=500 Пикс/дюйм (т. е. в 2 раза больше разрешения глаза, т. к., чтобы изобразить штрих, нужен, как минимум, 1 черный и 1 белый пиксели).

Таким образом, если смотреть на фотографию с расстояния 25 см, то все детали, размер которых меньше 0,1 мм будут восприниматься как точки. Это наиболее распространенный и общепринятый критерий резкости. Однако из-за субъективности восприятия резкости, многие авторы вводят свои критерии, так что в литературе и интернете можно встретить значения предельных кружков рассеяния от 0,07 до 0,3 мм. Мы будем придерживаться значения 0,1 мм, как наиболее общепринятого.

Резкость в фотографии и кружок рассеяния на матрице

С фотографиями мы разобрались, а дальше начинается самое интересное. Определение кружка рассеяния на фотосенсоре (пленке, матрице) является фундаментальным для понятия резкость в фотографии, ведь изображение, полученное с матрицы, мы будем либо рассматривать на мониторе, либо распечатывать на бумаге, причем с разным увеличением. Каким же должен быть кружок рассеяния на матрице, чтобы полученная с нее и напечатанная фотография воспринималась глазом как резкая?

Легко рассчитать, что принятому нами кружку рассеяния 0,1 мм на фотографии должен соответствовать диаметр 0,1/M кружка рассеяния на матрице, где M – масштаб увеличения, равный отношению диагонали фотографии к диагонали матрицы при сохранении пропорций снимка. Получается, что чем больше мы хотим увеличить снимок, тем меньше должен быть кружок рассеяния на матрице, чтобы обеспечить необходимую резкость на увеличенной фотографии.

Теоретически идеально резким может быть только изображение того предмета (точнее даже плоскости), на который сфокусирован объектив. Но как мы только что поняли, нам и не нужно идеально резкое изображение, надо только чтобы кружок рассеяния удовлетворял критерию резкости, т. е. резкими может выглядеть не только объект, на который мы навелись, но и предметы за ним и перед ним. Получается, что резкость в фотографии тесно связана с понятием глубины резкости, а чтобы она имела какой-то практический смысл, надо договориться о том, при каком масштабе увеличения снимка будет рассчитываться кружок рассеяния на матрице. В истории фотографии такие попытки предпринимались уже не один раз.

Во времена пленки самой популярной была рекомендация фирмы Carl Zeiss считать диаметр кружка рассеяния на светочувствительном материале как 1/1500 длины диагонали кадра. Для полного кадра 36х24 мм (диагональ 43,26 мм) это составляет 43,26/1500=0,029 мм. Какому же размеру (диагонали) фотографии по нашему критерию резкости (диаметр кружка рассеяния на фотографии 0,1 мм) соответствует эта рекомендация? Очень просто: 43,26*0,1/0,029=149 мм, т. е. менее 15 см (!). Но такие фотографии сегодня мало кто печатает, не говоря уже об увеличении снимка на мониторе!

К сожалению, по допущениям Carl Zeiss (этот стандарт известен еще с довоенных времен) было рассчитано большинство таблиц и шкал глубины резкости. На сегодня все это безнадежно устарело, поэтому многие производители вообще не указывают эту шкалу на своих объективах.

Для того, чтобы корректно рассчитать глубину резкости для современного цифрового фотоаппарата, значение диаметра кружка рассеяния на матрице надо выбирать исходя из критерия резкости на фотографии и необходимого масштаба увеличения. При этом учитывайте, что предельное значение кружка рассеяния равно величине пикселя, меньшее значение не имеет смысла, а зная размер пикселя, можно рассчитать и максимальный размер отпечатка. Приведу конкретный пример.

Возьмем широко распространенную матрицу формата DX фотоаппаратов Nikon с разрешением 12,2 МПикс. и физическим размером 23,6х15,8 мм (диагональ 28,4 мм, кроп фактор 1,52). Изображение на такой матрице состоит из 4288х2848 пикселей. Предположим, что вы хотите напечатать фотографии формата 15х10 (диагональ 180 мм) и 30х20 см (диагональ 360 мм).

Масштаб увеличения в первом случае: 180/28,4=6,3, во втором: 360/28,4=12,7. Получаем кружки рассеяния для снимков 15х10: 0,1/6,3=0,016 мм, для снимков 30х20: 0,1/12,7=0,0078 мм. Именно этими значениями диаметров кружков рассеяния и надо руководствоваться при расчетах глубины резкости, если вы собираетесь печатать фотографии указанных форматов.

Размер пикселя рассматриваемой матрицы составляет 23,6/4288=0,0055 мм. Следовательно, исходя из принятого нами критерия резкости, максимальный размер фотографии, который можно напечатать без ущерба для качества, будет по горизонтали 23,6*0,1/0,0055=429 мм (43 см), по вертикали 15,8*0,1/0,0055=287 мм (29 см), т. е. формата A3. Диагональ фотографии при таком увеличении составляет 52 см (520 мм), а масштаб увеличения 520/28,4=18,3.

Как получить максимальную резкость в фотографии

В предыдущем примере мы рассчитали максимальный размер снимка, удовлетворяющего критерию резкости, исходя из разрешения матрицы, и это предельное значение для данного критерия резкости. Если увеличивать фотографию еще больше, то чтобы она выглядела резкой, от нее надо отойти на большее расстояние.

Но тут возникает резонный вопрос, а сможет ли объектив обеспечить такой кружок рассеяния, чтобы резкость в фотографии соответствовала характеристикам матрицы? Ведь 12,2 МПикс. далеко не предел, например, матрица фотоаппарата Nikon D800 имеет 36 МПикс.

Ограничение здесь накладывают аберрации объектива и дифракция света. Для каждого фотоаппарата можно рассчитать значение диафрагмы, при котором дифракционные эффекты уже начинают оказывать влияние на резкость. Как показано в статье про дифракцию света, в нашем примере это f/9, и при дальнейшем закрытии диафрагмы резкость будет только ухудшаться.

Что касается аберраций, то для каждого объектива существуют свои значения диафрагмы, на которых аберрации скомпенсированы лучше всего. Производители, как правило, не указывают эту информацию, поэтому получить ее можно только экспериментальным путем. Обычно резкость в фотографии достигает максимального значения в интервале диафрагм от на 2 – 3 ступени меньшей максимально открытой, до рассчитанной по дифракционному пределу.

Например, для стандартного объектива 50 мм, f:1,4 и матрицы из нашего примера, наилучшая резкость будет в интервале диафрагм f/2 – f/9. На максимально открытой диафрагме аберрации еще достаточно заметны и изображение получается довольно мягким, а при меньших, чем f/9, начинает сказываться дифракция, что тоже снижает резкость.

Мы рассмотрели все главные факторы, влияющие на резкость в фотографии. Если вы будете их учитывать, то сможете максимально раскрыть возможности своей фотографической техники. Нельзя забывать только о том, что художественная ценность снимков определяется во многом искусством фотографа, и в сочетании с техническими знаниями это дает великолепные результаты.

Резкость, как критерий оценки качества снимка

Стандарты качества в коммерческой фотографии

Автор этой статьи — фотограф Станислав Перов
и написана она для определения ориентиров
оценки качества фотографий
при их размещении в различных фотобанках.
Однако, подход к оценке качества и критерии
совпадают с требованиями к фотографии при качественной печати.
Мы считаем эту статью полезной для фотографов и дизайнеров,
работающих с изображениями в полиграфии или индивидульной печати.

Стиль и компоновка статьи оставлены авторскими,
так как они наилучшим образом служат восприятию текста.

Краткий обзор
  • Введение
  • Детализация
  • Фокусировка
  • Шумы
  • Артефакты
  • Повышение резкости изображения
  • Освещение
  • Хроматические аберрации
  • Артефакты сжатия
  • Пятна на матрице, грязь и микронеровности на объектах
  • Постеризация изображения
  • Муар
  • Антиалиасинг
  • Ретушь изображения
  • Излишняя или грубая компьютерная обработка
  • Виньетирование
  • Отклонение вертикалей
  • Завал горизонта
  • Заключение
Введение
Коммерческая фотография предъявляет особенно высокие требования к техническому качеству фотографий. Предназначенные для коммерчекого использования фотографии часто служат лицом некоторого товара или услуги, способом его продвижения, они часто печатаются в крупном формате. Не удивительно, что компании, являющиеся покупателями фотографий, хотят приобретать продукт только высшего качества, их не интересуют сложности, с которыми сталкивался фотограф во время съемок, детали компьютерной обработки и т.п. вещи, главное — отличный результат.

В данной статье речь будет идти именно о технической стороне фотографии без анализа идеи, художественности, композиции т.п. Помимо указанной выше цели «понравиться покупателю» строгий технический контроль фотографий несет и еще одну полезную функцию: он дисциплинирует фотографа. Изначально поняв, что такое есть стандарт качества, в дальнейшем значительно легче совершенствовать свое мастерство, нарушая некоторые принципы, создавая более нестандартные вещи. Другой же путь: изначальное игнорирование технического качества фотографий, в расчете на то, что, например, художественность «вытянет», является довольно опасным, так как часто ведет к бесконтрольному и необоснованному использованию любых приемов и эффектов. В идеале художественная красота фотографии должна сочетаться с ее отличным техническим качеством.

Так как большинство современных фотографов работают с цифровыми камерами, то в статье рассматривается именно цифровая фотография. Среди цифровых камер есть устройства совершенно разного класса: стоимостью от сотни долларов до десятков тысяч. Не секрет, что оптимальным выбором для большинства фотографов, занимающихся коммерческой фотографией, является цифровая SLR (зеркальная) камера. Не дорогие компактные камеры, также называемые «мыльницами», слишком ограничены в функциональном плане и не позволяют получить качественные фотографии. Наиболее совершенные среднеформатные цифровые камеры слишком дороги для большинства фотографов, круг специалистов работающих с ними очень ограничен. Поэтому в данной статье будут рассматриваться наиболее универсальные, вполне доступные и позволяющие получать изображения очень приличного качества цифровые зеркальные камеры.

Таким образом, более развернуто в название можно добавить «. для цифровых зеркальных камер». Впрочем, качество фотографий, получаемых на лучших современных моделях зеркальных камер, вполне подходит для большинства как зрителей, так и покупателей, поэтому представленный ниже материал вполне универсален.

Ниже проведен обзор основных технических деталей, на которые фотограф должен обращать внимание. Почти все фотографии приведены без обработки и настроек в RAW-конвертере, кроме некоторых, где это было необходимо. В тех примерах, где кроме самого изображения приведены отдельные его фрагменты, масштаб этих фргментов всегда 100%. Закончив со вступлением, перейдем к сути вопроса.

Резкость, как критерий оценки качества снимка

Качество рентгеновского снимка, с технической точки зрения, определяется оптической плотностью почернения, контрастностью и резкостью изображения.
Под оптической плотностью почернения понимается плотность почернения рентгеновской пленки. На слишком светлых (прозрачных) или слишком темных (непрозрачных) рентгенограммах изображение видно очень плохо. Только при некоторых средних величинах оптических плотностей почернения определяется наилучшая различимость деталей рентгеновского изображения.

Под контрастностью понимается разность плотностей почернения двух соседних участков или деталей рентгеновского снимка. В практических условиях о степени контрастности судят не по разности плотностей почернения двух соседних участков снимка, а по различию света, прошедшего сквозь отдельные участки пленки и воспринятого нашим глазом.

Контраст, воспринимаемый нашим глазом, называется субъективным контрастом и является лишь косвенным мерилом объективного контраста, который характеризуется разностью плотностей почернения двух соседних участков снимка.

Как уже было сказано, наилучшая различимость достигается при средних оптических плотностях деталей исследуемого объекта. Если-рентгеновское изображение будет очень контрастным, то изучение рентгеновского снимка будет затруднено и наиболее мелкие детали останутся незамеченными. Необходимо стремиться не к максимальному контрасту, что очень часто наблюдается, а к оптимальному, при котором обеспечивается наилучшая различимость деталей рентгеновского изображения.

Максимальный контраст возможен лишь при работе на пониженных напряжениях. Следует заметить, что снимки с максимальным контрастом изображения не отвечают современным требованиям рентгенодиагностики.

Восприятие контраста в значительной степени зависит от размеров деталей. Чем меньше размеры деталей исследуемого объекта, тем больше должна быть контрастность, и, наоборот, чем больше размеры деталей, тем при меньшей контрастности изображения они еще будут замечены нашим глазом.

Восприятие контраста также зависит от резкости изображения. Если деталь исследуемого объекта имеет резкие границы, то не требуется большой контрастности изображения и наоборот.

Из сказанного следует — чем резче изображение, тем меньший контраст его может быть допущен без ущерба для качества рентгеновского снимка, и, наоборот, нерезкое изображение требует увеличения контрастности его; в противном случае выявление деталей изображения будет ухудшено.

Под резкостью понимается четкость контуров рентгеновского изображения в целом или отдельных деталей его. Чем выше резкость рентгеновского изображения, тем легче просматриваются мелкие детали на рентгеновском снимке. Если учесть, что начальные стадии заболеваний вызывают небольшие изменения в органах или тканях, то резкость рентгеновского изображения играет весьма существенную роль в рентгенодиагностике.

Три составляющих качественной фотографии

Я думаю, что каждый, кто покупает зеркальную или просто цифровую камеру, первое время сохраняет все или почти все снимки. Нажал на кнопку и результат кажется замечательным, даже несмотря на возможные серьезные недочеты. Человек просто не задумывается о качестве фотографий, ведь за ними стоит какоe-то событие и снимок ценен именно этими воспоминаниями. В какой-то момент семейного признания «профессионализма» становится мало и мы идем показывать тонны снимков друзьям и знакомым. При этом нередко они не проявляют казалось бы заслуженного восторга нашими фотографиями. Что же не так и улучшить качество фотографий в следующий раз? Об этом и поговорим далее.

Попробуем выделить основные составляющие качественной фотографии. Сейчас мы не будем говорить о художественном наполнении, это отдельная непростая тема, остановимся только на технически верном исполнении снимка. Для себя я выделил три критерия оценки качества снимка. Если их расставить в порядке убывания, то на первом месте резкость, затем композиция и экспозиция.

Снимок должен быть резким

Вернее даже не так, главный объект снимка, его смысловой центр должен быть резок. Оговорка неспроста, например при съемке портрета в фокусе обязательно должны быть глаза, все остальное может быть несколько размыто. Поэтому, в зависимости от вашего замысла, прежде, чем нажать на кнопку спуска, нужно определить, какой объект или его часть является главный на снимке и постараться сделать его наиболее четким.

В качестве иллюстрации возьмем две фотографии выше. Левая явно не в фокусе и модель получилась нечетко, правая намного лучше. При этом главным в кадре является именно модель. Конечно можно попытаться вытянуть левую фотографий, но лучше ее просто удалить или, если она чем-то особенно вам дорога, оставить для «внутреннего» просмотра. Кстати, избежать подобных конфузов достаточно просто, достаточно сделать несколько одинаковых фотографий одной и той же сцены. При правильных настройках, даже, если на первом снимке что-то получилось не так, второй с высокой вероятностью будет удачным.

Почему я выделил резкость снимка особо? Просто и композицию и экспозицию, в известных пределах конечно, можно исправить, а с нечеткостью практически ничего нельзя сделать. Конечно, если вы хотите сделать изображение резче, то можно воспользоваться фильтром Unsharp Mask в Фотошопе, но от грубых ошибок фокуса или при съемке с большой выдержкой с рук без штатива это не спасет. На нашем примере фотография слева имеет более ровный свет, нет таких резких теней, как на правой, но даже это ее не спасает.

Композиция — следите за расположением объектов на фотографии

Как было написано выше, художественную составляющую понятия композиция мы опустим, даже на время забудем о всевозможных «правилах третей» и т.п. Поговорим вот о чем, вы выбрали объект съемки, например здание, сфокусировались на нем и в момент нажатия кнопки между вами и зданием проехал троллейбус, результат — испорченный снимок.

Это самый простой пример, а может быть, что какая-нибудь мелочь напрочь портит кадр. Поэтому внимательно осматривайте в видоискатель поле кадра, постарайтесь исключить ненужные детали, «лишних» прохожих, окурки, бутылки, провода, некрасивые поверхности и т.п. еще перед съемкой. Так же следует помнить, что на фотографиях плохо смотрятся «обрезанные» конечности, когда в кадр не попадают ступни, пальцы или кисти рук. Ни в коем случае нельзя оставлять за границами кадра головы людей. Вообще старайтесь скомпоновать кадр максимально плотно, чтобы главный объект заполнял все поле зрения, а посторонних предметов было как можно меньше.

В отличие от нерезкости, композиция уже поддается коррекции. Что-то вы можете обрезать, скадрировав снимок на компьютере, что-то можно отретушировать, как например провода на снимке собора во Львове. Но в любом случае лучше постараться найти оптимальную точку съемки перед тем, как нажать на спуск.

Экспозиция — опасайтесь пересветов

Экспозиция, так же как и композиция понятие непростое, но тут небольшие ошибки еще менее критичны, особенно если вы снимаете в RAW. Самое главное, что стоит помнить — человек автоматически фокусируется на ярких областях на фотографии, иными словами световые пятна отвлекают взгляд от объекта съемки. Кроме этого не забывайте, что при пересветах на фотографии (например небо в пасмурную погоду) появляются большие белые пятна и исправить это практически невозможно. Помимо этого вполне безопасные на первый взгляд светотени от листвы или четкие переходы из света в тень могут сильно испортить фотографию, особенно портрет.

Портрет слева получился очень пятнистым, хотя тень казалась намного менее контрастной. А на правой фотографии небо просто исчезло из-за замера экспозиции по темному автомобилю.

Лучше снять более темную фотографию, практически всегда есть возможность сделать тени более светлыми, чем получить белые пятны с безвозвратно потерянной информацией об объектах в этих областях.

Подводя итоги, хочется наметить алгоритм съемки, который позволяет получать качественные снимки. Оценка сцены для будущего снимка идет в обратной последовательности — сначала находим место или ракурс с подходящим светом, затем плотно кадрируем сцену, выделяя главный объект и отбрасывая ненужные детали, и делаем снимок, проследив, чтобы он получился четким. Если не забывать следовать этим советам, то вы сможете получать действительно качественные снимки.

Три критерия качественной фотографии

Эту статью я писал ранее, но опубликовать решил только сейчас. Все терзали меня сомнения, нужна ли такая статья? Так как она будет хоть и очень короткая, но за то информативная. Поэтому, она появилась у меня в блоге.

В этой статье, я хочу написать о трех критериях качественной фотографии. Ведь, если Вы купили зеркалку, а тем более посетили мой блог, то Вы хотите научиться фотографировать, а фотографии Ваши должны, естественно, быть качественными, не так ли?

Итак, приступим к делу.

Резкость превыше всего

Но, это совсем не означает что вся фотография должна быть резкая, нет, это не так. А как же всеми любимое боке тогда? Смысловой центр снимка должен быть резок!

Например, в портрете это – глаза. Все остальное может быть и размытым.

Губительные пересветы

У меня есть для Вас очень ценный совет: лучше сделать фотографию более темной, чем светлой. В темной фотографии еще можно вытянуть тени, а фотографию с пересветом, очень тяжело исправить. Особенно если Вы «убили» небо. Так же, старайтесь не делать «солнечные пятна» на своей модели. Так как большой контраст с тенями получается.

Композиция

Вы должны предусмотреть ВСЕ, все что будет у Вас на снимке. Ведь даже маленькая деталь, и снимок испорчен. Например, часто «любят» портить фотографии – ЛЭП. Или же вторая грубая ошибка – обрезание конечностей. Вы фотограф, а не хирург.

Но, если с пересветом бороться трудно, то тут еще фотографии можно спасти.

Подписывайтесь на новые статьи по фотографиям. Удачи 😉

Видеокурс «Моя первая ЗЕРКАЛКА»
  • 8 разделов по всем аспектам фотосъемки;
  • 73 видеоурока (часть — с экрана монитора, часть — вживую);
  • 6 часов 31 минута самых сливок из восьмилетнего опыта Евгения Карташова;
  • 5 Гб материала;
  • 1 год работы команды фото-монстра (разработка концепции, запись, продюсирование, подготовка тиража, работа над презентацией);
  • 375 000 рублей, вложенных в проект;

Купить курсПолучить скидку

Хотите получать новые бесплатные уроки?
Подпишитесь!

Или же на странички в социальных сетях.

Читайте также:

13 комментариев к записи “ Три критерия качественной фотографии ”

На моем мониторе ноутбука проблемно обрабатывать фотографии из за несоответствия яркости как у всех… У меня на экране обычно фотография яркая и но не насыщенная, на других мониторах обычно темная и более насыщенная.

Ну, да, вообще ноутбуки плохо подходят для обработки. Хотя, у меня просто выбора нету, к своему пк я добираюсь редко.
И после обработки, смотрю еще на айфоне, вроде цвета полностью совпадают.

Та же тема. Потом проверяю на своем телефоне.

У современных людей: «утка», зеркало, айфон 🙂 Спасибо, интересная статья!

А можно размытые фотки сделать резкими?

Шанс есть спасти фотографию. Все зависит от того, насколько они «размытые».

Учусь, учусь фотографировать. У меня часто проблемы с резкостью. Мечтаю о хорошем объективе. Пока думаю, выбираю.
С пересветами тоже бывает. Иногда днем приходиться снимать. На помощь приходит ФШ

Может не в объективе все же дело? Что за объектив?
И, для обработки фотографий, все же, рекомендую скачать лайтрум. Если нужна будет помощь по нем, пишите 😉

Не давно видел по телевизору, что цифровые фотоаппараты для обычных пользователей не нужны больше 5 пикселей. Что реклама более сильных фотиков не больше, чем маркетинговый ход.
Как считаешь, Владислав, надо ли с 8 пикселями или 12 покупать для обычного любителей сфотографировать что то из жизни, запечатлеть что то?
У меня на смартфоне нокиа 2 пиксельная камера и снимает отлично.

В каком плане «более сильных»? Зеркалки лучше мыльниц ( смотря для чего ), и это не маркетинговый ход.
Да, пиксели ничего не играют для обычного пользователи. На качество фотографий играет матрица и ее размер. По этому на зеркалках лучше качество. Видели размер зеркалки и мыльницы? Ну вот какая матрица поместится в зеркалке, и какая в мыльнице?
Пиксели играют роль только нескольких случаях, и один я могу рассказать:
Если Вы фотограф, профессиональный, то Ваши работы потом будут где-то публиковаться, и это «где-то» может быть и баннер на улицах города, если пикселей будет мало, то при «растягивании» качество очень сильно пострадает.
Надеюсь, Вы поняли, что я хотел к Вам донести!

Я про зеркалки не писал. есть мыльницы 12 пикселей. Но в общем понятно все. Значит простым пользователям, которым не надо больших рекламных плакатов печать, пойдет мыльница с 5 пикселями.

Ну, 5 пикселей вряд ли сейчас есть 🙂 Но, по сути, да, мегапиксели не решают!

Резкость на фотографиях. Критерии ее восприятия

Слово «резкость» одно из самых употребляемых в лексиконе фотографов. «Резкий объектив», «хорошая резкость», «в резкости», «глубина резкости» — это только несколько примеров. Казалось бы все понятно с резкостью, либо объект на фотографии резкий либо нет, но все же данный вопрос требует детальных разъяснений.

Под резкостью понимается четкость изображений, т.е. различимость деталей на фотографии. Чтобы различать детали на фотографии, они там должны быть. За это отвечает фототехника: объектив, фотоаппарат и принтер (дисплей) на котором печатается (отображается) фотография. Но помимо этого эти детали должны еще и различаться человеком. В данной статье я хочу сделать акцент именно на восприятии резкости человеком.

Прежде всего стоит сказать, что резкость это субъективное понятие. Одному человеку объект может казаться резким, а другому нет. Причиной этого может быть несколько факторов, давайте их рассмотрим.

Освещение

Для восприятия резкости важны условия освещения. На фотографии, рассматриваемой в комнате с хорошим освещением легче выявить недостатки, чем если рассматривать ту же фотографию в темной комнате.

Размер фотографии и дистанция просмотра

Очень важным фактором является отношение дистанции просмотра фотографии к ее размеру. Очевидно, что к большой фотографии, рассматриваемой с близкого расстояния, требования к резкости выше, чем к маленькой, рассматриваемой издалека.

Острота зрения

Человек с хорошим зрением может посчитать фотографию нечеткой, а человек с плохим зрением может ее нормально воспринять.

Когда условия просмотра становятся хуже, например при плохом освещении, острота зрения падает и восприятие резкости становится менее критичным. При плохом освещении глаз человека даже перестает распознавать цвета.

Круг рассеяния

Давайте представим себе большую картину, нарисованную художником на холсте. При просмотре картины с близкого расстояния, мы не сможем ее как следует разглядеть потому что мы будем видеть детали: мазки, штрихи, пятна и т.п. А целостную картину — нет. А если мы отойдем немного дальше, то все детали уменьшатся, и мы увидим картину, так как ее задумал художник.

Точно также обстоят дела и с фотографией. Изображение, проецируемое объективом на матрицу фотоаппарата проецируется в виде пятен — кругов рассеяния.

Круг рассеяния помогает объективно оценить резкость, т.е. описать ее цифрами, как величину. Можно сказать, что до определенного диаметра мы воспринимаем круги как точки, из которых состоят детали, а круги больше этого диаметра как нерезкие пятна.

При хороших условиях освещения, большинство людей могут распознавать объекты размером, равным 1/3000 расстояния просмотра. Поэтому для фотографии. просматриваемой с расстояния 30 см, максимально допустимый диаметр размытия (круг рассеяния) будет соответствовать примерно 0,1 мм.

Для матрицы формата 35 мм, при условии, что фотографию распечатают размером 10 × 15 см и будут рассматривать ее на расстоянии 30 см, допустимый диаметр размытия на матрице должен равняться 20 мкм. А для просмотра фотографии 20х30 см с того же расстояния, он должен равняться 10 мкм.

Выводы:

Насколько резкой будет восприниматься фотография зависит от ее размера, расстояния и условий просмотра. Исходя из этих критериев можно подобрать соответствующую фототехнику для съемки или соответствующие отснятые фотографии.

Ссылка на основную публикацию