Работа с нейтрально-серыми градиентными светофильтрами | Foto-kadr.ru

Работа с нейтрально-серыми градиентными светофильтрами

Градиентный фильтр и с чем его едят?

Начнем с конца. Что такое градиентный фильтр и зачем он нужен? Это круглый или прямоугольный прозрачный стеклянный или пластиковый аксессуар, который закрашен с плавным переходом (градиентом) от одного края к другому. Сие приспособление одевается на объектив с помощью резьбового соединения либо же с помощью специального крепления для квадратных фильтров.

Логичный вопрос, зачем оно надо? Все очень и очень просто. Градиентные фильтры придуманы для того что бы на одну часть фото попало меньше света чем на другую. Самый очевидный пример, это съемка пейзажа, при которой чаще всего верхняя часть снимка (небо) получается пересвеченной. При «обратной» настройке экспозиции получается нормальное небо, но черная земля. С помощью градиентного фильтра можно получить хороший снимок в один кадр.

Еще одной важнейшей характеристикой градиентного фильтра есть переход от темной части к светлой. Этот переход имеет различную плотность и плавность, что позволяет применять фильтр в различных условиях.

Так же градиентные светофильтры могут быть цветными.

Цветные градиентные фильтры применяются по отдельности или по несколько штук. Такие аксессуары позволяют придать изображению различные тона, иногда совершенно безумные. Все зависит только от фантазии и необходимостей автора фото.

Разница между круглым и прямоугольным фильтром

Производителей светофильтров есть великое множество, самые известные производители круглых фильтров это B+W и Marumi. Такой светофильтр накручивается на объектив с размещением темной стороны к необходимой части кадра. Прямоугольные объективы выпускают такие бренды как Lee Filters или Cokin. Эти фильтры ставятся в специальный держатель.

Так же уделю два слова и дешевым китайским светофильтрам, которые, как и все китайское имеют право на существование. Среди этих товаров, есть хорошие фильтры, нормальные и очень плохие. Какой вид и качество попадет лично вам, сказать никто не может. Однако же цена целого набора такого оборудования может стоить в десять раз меньше одного фирменного аксессуара. Решать только вам.

Круглый светофильтр градиентный хорош тем, что производители, следящие за своими изделиями, делают его из качественного стекла, да еще и могут добавить многослойное просветление. Минусом может быть то, что линия разделения проходит прямо посередине стеклышка. Поэтому, как бы вы его не крутили композицию кадра нужно строить исходя из этого условия. В общем, этот нюанс может оказаться большой помехой, особенно в том случае если горизонт сильно смещен из центра. А если вспомнить элементарные правила построения композиции, то так бывает в большинстве случаев.

Прямоугольные фильтры, крепящиеся через специальный держатель, представляют собой нечто совершенно другое. Возьмем, к примеру, светофильтры Cokin. Они сделаны из пластика и естественно на них нет просветления. Многие фотографы сразу же отмахиваются от них, так как пластик это просто нечто ужасное! И, тем не менее, такой фильтр с фирменным держателем можно не только крутить, но и двигать вверх-вниз столько, сколько вам может захотеться! Цена на эти фильтры, так же сильно отличается от стеклянных собратьев, причем в меньшую сторону. Такие фильтры нельзя игнорировать, обратите на них свое внимание.

Работа с нейтрально-серыми градиентными светофильтрами

Сегодня мы хотим вам рассказать о работе с нейтрально-серыми градиентными светофильтрами. Некоторые фотографы-пейзажисты при съемке на природе пользуются ими практически постоянно.

Самая, пожалуй, главная проблема, с которой сталкиваются фотографы при съемке пейзажей – это проблема освещенности. Очень часто экспозиционная разница между передним планом и небом приводит к пересвету неба и недоэкспзиции того, что находится на переднем плане снимка. Может быть и обратная ситуация – темный передний план и светлое небо. Конечно, в этом случае можно прибегнуть к бреккетингу, а потом в графическом редакторе наложить кадры, снятые с различной экспозицией, один на другой. Но это, согласитесь, очень длительный и кропотливый процесс. Намного проще будет воспользоваться нейтрально-серыми градиентными светофильтрами.

Конечно идеальный вариант для фотографа-пейзажиста – иметь полный набор градиентных светофильтров. Это позволит вам во всеоружии работать в любых условиях освещенности. Градиентник плотностью 0,3 понижает освещенность неба на одну ступень, плотностью 0,6 – на две ступени, ну и, соответственно, 0,9 на три ступени. На территории бывшего Советского Союза сегодня наиболее популярны градиентные светофильтры серии Cokin. Они соответствуют фильтрам ND2 (0,3 ступени), ND4 (0,6) и ND8 (0,9).

С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9

Для фотографирования пейзажей в дневное время оптимально подойдёт градиентный светофильтр плотностью 0,6. Фильтр с плотностью 0,9 будет хорош для фотографирования закатов и рассветов, когда небо очень яркое, а передний план из-за того, что солнце стоит низко, освещён плохо.

С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9 Soft

Помимо различия по своей плотности, градиентные фильтры бывают с мягкой границей между своей темной и светлой частями, и с резкой, четкой границей. Первые называются SOFT, а вторые HARD. Если вы снимаете пейзаж, в котором неровная линия горизонта – например, в горах или городе, где на фоне неба присутствуют различные высокие объекты: дома, вышки, деревья — то вам лучше воспользоваться светофильтром с мягким переходом от светлого к затемненному. Мягкая граница даст вам нормальную экспозицию не только в нижней части кадра, но и не затемнит «земные» объекты на фоне яркого неба. С градиентным фильтром HARD лучше всего фотографировать пейзажи в случаях, когда линия горизонта ровная. Например, морской пейзаж, или поле. Но тут мы вас немного предостережем: градиентный светофильтр с резким переходом от темной его части к светлой при съемке нужно устанавливать достаточно точно. В противном случае эффект от неправильного его положения станет на ваших фотографиях довольно заметным, особенно на объектах, которые будут перекрыты фильтром.

Неправильное использование градиентника — темная сторона опущена ниже линии горизонта

Если вы фотографируете с градиентными фильтрами, то фотокамеру лучше будет установить на штатив. Дело тут заключается в том, что затемненная часть светофильтра на несколько уровней понижает освещенность, что приводит к увеличению экспозиции. Проще говоря, с градиентниками нужно снимать на длинных выдержках. Да и, к тому же, вообще работать с градиентным светофильтром намного удобнее, если фотокамера зафиксирована неподвижно. Удобно ещё и потому, что при работе со штатива намного снижается возможность «промахнуться» с точным попаданием в линию горизонта.

На фотокамеру градиентный светофильтр устанавливается очень легко. Держатель для одного или нескольких градиентников, на который они крепятся, прикреплен к специальному адаптерному кольцу, которое накручивается на объектив. Система Cokin имеет большой выбор подобных адаптерных колец, которые выпускаются для объективов различных диаметров.

Подобные крепежные устройства хороши, кроме всего прочего, ещё и тем, что их держатель легко вращается на кольце вокруг своей оси. Это позволяет по своему выбору затемнить ту или иную область кадра. Также выпускаются градиентные фильтры круглой формы, которые просто навинчиваются на объектив. Но прямоугольные, на наш взгляд, намного удобнее. Дело в том, что путем поднимания или опускания в держателе на нужную высоту, квадратные или прямоугольные светофильтры позволяют легко регулировать расположение в кадре линии горизонта.

Подобного рода светофильтры некоторые фотографы используют не только по их прямому и основному назначению – для затемнения неба на пейзажных снимках. Градиентные фильтры можно применять также и для съемки сюжетов с ярко освещенным передним планом, например, водная гладь, освещенная ярким солнцем, или ослепительно белый песок на фоне достаточно темного неба. При такого рода съемке для нормальной проработки ярко освещенных частей площади кадра приходится фотографировать так, чтобы экспозиция на эти участки была в той или иной степени меньше, чем для экспонирования основной его площади. Для нормальной проработки всех участков кадра требуется затемнение его отдельных частей. Добиться этого достаточно легко: нужно просто повернуть держатель со светофильтром так, как вам нужно, или вообще перевернуть его темной стороной вниз.

В некоторых ситуациях может возникнуть необходимость использовать при съемке несколько градиентных светофильтров одновременно. К примеру, когда вы будете фотографировать пейзаж, который имеет несколько ярких световых пятен по всей площади кадра (такое бывает, если солнце пробивается из-за туч в нескольких местах). Тут вам может пригодиться специальный держатель, предназначенный для крепления на объектив нескольких градиентных светофильтров. Такой держатель позволяет установить несколько фильтров разной плотности и вида в разной ориентации. Но при этом не забывайте учитывать и то, что увеличение количества фильтров ведет к увеличению экспозиции.

Если вы будете с градиентными светофильтрами обращаться осторожно и бережно, то они смогут прослужить вам достаточно долго. Но, тем не менее, через несколько лет так или иначе их придется заменять на новые. Появление мельчайших царапин на них просто неизбежно. А они, сами понимаете, приведут к ухудшению качества ваших снимков.

Градиентные ND фильтры. Что нужно знать

Вы, наверное, слышали фразу «градиентный фильтр нейтральной плотности» или «градиентный ND фильтр». Если вы начинающий фотограф, возможно, вы не в курсе её значения. Градиентные фильтры нейтральной плотности (другими словами, градиентные ND фильтры) используют для управления освещённостью различных областей кадра и распределением тонов на снимке, создавая изображение близкое к тому, которое «видит» зрительная система человека.

Многие профессиональные пейзажисты используют данный фильтр. Давайте узнаем, что эти фильтры представляют из себя и когда их следует применять.

Представьте, глядя на яркий расцветающий во всех красках восход, небо, залитое жёлтыми и оранжевыми цветами. Освещение создаёт сильные контрасты, но если вы будете переводить взгляд с одних частей снимаемой сцены на другие, вы легко различите детали как на интенсивно светящемся небе, так и на тёмном рельефе под ним. Вы заметите, что пейзаж фактически можно разделить по освещённости на две области: одна находится ниже уровня горизонта, другая – выше.

К сожалению, до тех пор, пока вы чем-то не затемните часть кадра, соответствующую области над уровнем горизонта, разница в освещённости «верхней» и «нижней» областей будет оставаться настолько большой, тоновый диапазон снимаемой сцены настолько широким, что с помощью современных фотографических технологий вы не сможете «охватить» его целиком. Соответственно, происходит потеря деталей, запечатлённое камерой изображение совершенно отличается от той картинки, которая создаётся нашей зрительной системой.

Градиентный ND фильтр располагается так, чтобы его «затемняющая» часть закрывала часть кадра, соответствующую наиболее светлой области неба. В таком положении он может значительно уменьшить разницу в освещённости верхней и нижней части кадра (прим. переводчика – другими словами, сузить тоновый диапазон). Теперь снимаемую сцену можно запечатлеть в одном снимке.

Применяем градиентный фильтр нейтральной плотности

Шаг 1. Фотографируйте в ручной режиме

Используйте режим «M» – ручной режим съёмки. С установленным фильтром у камеры могут возникнуть сложности с корректным определением экспозиции. Если вы снимаете пейзаж, установите значение диафрагмы равным 11 или 16 и наведите резкость на объект, удалённый от вас примерно на треть расстояния до последнего значимого объекта в сцене, например, до линии горизонта.

  • Прим. переводчика – воспользуйтесь заранее составленными таблицами, формулой или калькулятором для расчёта гиперфокального расстояния, чтобы получить максимальную глубину резкости. С подробностями познакомьтесь, например, в последней части статьи «Наводим на резкость вручную».

Шаг 2. Замерьте уровень освещения

Настройте в фотоаппарате режим замера экспозиции по всему кадру – оценочный (или матричный). Тогда камера будет рассчитывать экспозицию, оценивая кадр по всей его площади. В точечном и центрально-взвешенном режимах экспозамера электронику могут «сбить с толку» очень светлые области снимаемой сцены (ознакомьтесь с нашим руководством «Применение ручного экспонометра»).

Шаг 3. Оцените гистограмму

Сделайте «пристрелочный» кадр. Проследите по гистограмме, что градиентный фильтр уменьшает тоновый диапазон настолько, чтобы на ней не наблюдались «пересветы» в светлых областях изображения и «завалы» в тёмных областях.

Если гистограмма отстоит далеко от правого края, то, скорее всего, плотность фильтра слишком велика в данной съёмочной ситуации (изучите наше руководство «Читаем гистограмму вашего пейзажа»).

Располагаем градиентный фильтр правильно

Важно помнить, что положение градиентного фильтра (выше-ниже) создаёт или разрушает фотографию. Что может быть проще случая, когда напротив вас в снимаемой сцене ровная линия горизонта? Однако, тематические сайты и издания полны пейзажами, на которых видна граница между «затемняющей» и прозрачной частями градиентного фильтра.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

На фотографии выше видно, что градиентный фильтр с «быстрым» переходом, поглощающий свет на 8 EV (прим. переводчика – другими словами, через «затемняющую» часть фильтра проходит в 16 раз меньше света, чем через прозрачную), установлен слишком низко. К тому же, линия перехода наклонена в кадре относительно линии горизонта.

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Снимок выше той же сцены демонстрирует правильное положение градиентного фильтра. Последний поглощает свет лишь от полоски неба, не «заползая» на нижнюю часть кадра.

Об особенностях градиентных ND фильтров

Права на изображение принадлежат Дэвиду Клэппу (David Clapp)

Градиентный фильтр нейтральной плотности не следует путать со своим «родным братом» – фильтром нейтральной плотности (ND фильтр). Несмотря на то, что они создают одинаковый эффект, в отличие от ND фильтра, который затемняет кадр по всей площади, градиентный ND фильтр обладает затемняющим свойством лишь на одной своей половине.

Также градиент характеризуется «быстротой» перехода: короткий, резкий, переход («hard-step») и длинный, плавный, переход («soft-step»). Градиентный фильтр с коротким переходом следует применять в сюжетах с ярко выраженной границей между затемняемой и нетронутой частями кадра, например, в съёмке морских пейзажей. В то время как, градиентный фильтр с длинным переходом используется, когда граница между разноосвещёнными областями неравномерна, неочевидна.

Наравне с ND фильтрами градиентные ND фильтры различаются по степени поглощения света. Наиболее распространены ND2, ND4 и ND8. Большинство фотографов покупают набор градиентных фильтров, чтобы быть подготовленными к разнообразным условиям освещения. Вы можете приобрести держатель под пластинчатые фильтры, с помощью которого можно закреплять фильтры перед передней линзой объектива. Однако, после недолгих тренировок можно научиться держать градиентный фильтр рукой.

Как и для всего фотографического оборудования в выборе градиентных ND фильтров существуют свои подводные камни и требуется поиск компромиссного решения. Градиентные фильтры линейны, поэтому производимый ими эффект однороден по всей поверхности.

Это означает, что прибрежное солнце, закатывающееся за глыбы скал, или небо на фоне городских строений, или отдельно растущие деревья будут изображены силуэтами, вместо того чтобы оставаться различимыми для глаза зрителя. Если вы видите, что применение градиентного фильтра очевидно, у вас не остаётся другого выбора, кроме как прибегнуть к цифровой обработке изображений.

Однако, в пейзажной фотографии в относительно простых сюжетах нет ничего более быстрого и приемлемого по производимому эффекту, чем выравнивание освещения с помощью градиентного ND фильтра.

С практикой, при должном внимании к положению фильтра, «градиенты» помогут создать вам фотографии профессионального качества.

Автор статьи: J. Meyer

Использование градиентных фильтров нейтральной плотности в пейзажной фотографии

Чтобы снимать пейзаж в золотой час, необходимо встать пораньше или лечь попозже. Кроме того, за этот час вы далеко не уйдете, а значит за один день сможете снять только два снимка в идеальных условиях освещения пейзажа – один утром и один вечером. Вне всякого сомнения, если вы все сделали правильно, то эти два снимка будут украшением портфолио. Но что делать, если вы на экскурсии и это нужное место приехали не на рассвете, а заката не можете ждать или объект съемки, например, лодка, скоро уйдет из кадра и тоже не будет вас ждать?

Солнце делает картину пейзажа настолько контрастной, что современные матрицы не могут передать всего того великолепия, что видит глаз. Именно тогда ситуацию спасают градиентные фильтры. Барри Дж. Брэйди (©Barry J Brady) – фотограф из Ванкувера, изучил возможности нейтральных фильтров и подготовил статью для всех, кто, как и он, любит пейзажную съемку.

Сам автор всегда стремится получить от камеры максимальную отдачу, и в своих лекциях и программах обучения делится наработками со слушателями. Нейтральные фильтры, уменьшают количество света, который попадает в камеру. ND-фильтры дают возможность шире раскрывать диафрагму и уменьшать глубину резкости, четче отделяя объект от фона и сохранять детальность. У большинства фотографов такие фильтры присутствуют в стандартном наборе аксессуаров, но в последние годы обострились дискуссии на тему необходимости их использования.

Фильтр или фотошоп?

Многие специалисты поднимают вопрос о том, нужны ли ND-светофильтры вообще, в принципе. Можно ведь сделать несколько кадров, а затем «смешать» их с помощью постредактора, например, Photoshop, или создать HDR, который позволяет передать вообще все оттенки света и теней в снимаемой сцене. Это, в большинстве своем, вопрос личных предпочтений, и умение «переключаться» между инструментами отличает профессионального фотографа, умеющего мыслить широко.

При съемке в «золотые часы» (время сразу после восхода солнца или во время заката), Брэйди практически всегда использует фильтры ND, а вот звездопад он предпочитает снимать несколькими кадрами, которые потом совмещает. У такого подхода есть весомая причина. В «золотой час» нужно сохранить все детали переливов света в небе, и можно один раз выставить настройки, а затем использовать фильтр.

При съемке звездопада, чтобы зафиксировать отдельный метеор, без его следа, нужно довести ISO до самого высокого уровня. Если на переднем плане есть что-то слишком яркое, существует риск «передержать» сцену. Уместнее сделать два кадра. На одном хорошо получится небо, а на втором – сами звезды. Потом их можно объединить в постредакторе.

Есть случаи, когда заменить ND Grad нельзя ничем. Чтобы снять гладкие, шелковистые морские волны или реку с мягкими и белыми барашками, нужно использовать именно их, так как точно воспроизвести эффект при редактировании нельзя.

Что такое ND Grad, фильтр нейтральной плотности?

По сути, подобные светофильтры представляют собой кусок стекла или пластика с градиентом от светлого к темному. Нейтральными они называются потому, что тональное покрытие на фильтре не добавляет к снимаемой сцене никакого дополнительного цвета или оттенков.

Фотографы используют градиентные фильтры, чтобы грамотно выставить свет и не передержать более яркую часть фотографии, правильно экспонировать передний план. Без них в ряде случаев работать сложно: если выставлять настройки по ближним объектам, передерживается небо. Если же ориентироваться на него, то передний план будет темным. Можно обработать снимки в Photoshop, но фильтрами проще захватить все детали сцены. К тому же, время на постобработку существенно уменьшится.

Когда использовать ND-фильтры?

Большинство фотографов-пейзажистов используют ND Grad и во время «золотого часа» – на рассвете или закате. В течение дня они полезны для замедления скорости срабатывания затвора, чтобы, к примеру, вода выглядела гладкой и шелковистой. Также ND Grad нужны для размытия движущихся объектов – людей, автомобилей, деревьев, колышущихся под ветром. В результате можно получить дневную сцену с хорошо выделенными деталями и динамичными элементами.

Также нейтральные фильтры уместно использовать, чтобы сгладить разницу между небом и передним планом. Если она превышает два стопа, то, применяя ND Grad, можно получить хорошо сбалансированную экспозицию. Это не догма, но, если, сделав кадр, вы обнаружили, что небо слишком яркое, а передний план – темный, пришло время покупать фильтр.

Типы фильтров ND Grad

При выборе нейтрального фильтра нужно учесть несколько его характеристик. Во-первых, это край – жесткий или мягкий. Оба типа нужны и полезны. Используя модель с жесткими краями, можно получить четкий переход между градиентами (снимая, к примеру, прямую линию горизонта на морском или другом какой-то пейзаже). В мягких вариациях эта линия сглажена – они пригодятся при работе в лесу или на улицах. Немного потренировавшись, можно будет с легкостью замечать разницу.

Также фильтры разделяют по степени насыщенности, чтобы компенсировать освещение различной интенсивности. В зависимости от разницы между темными и светлыми областями (динамического диапазона), нужно выбирать модель с более темным или светлым покрытием.

ND Grad бывают следующего вида:

  • 0,3, или f-stop (по диафрагме);
  • 0,45, или диафрагма 1,5;
  • 0,6 – диафрагма 2;
  • 0,75 – диафрагма 2,5;
  • 0,9 – диафрагма 3.

Важно точно рассчитать все параметры, чтобы сохранить качество передачи и неба, и переднего плана. Кроме того, фильтры ND можно добавлять один к другому, делая сцену по желанию еще темнее.

Как использовать ND-фильтры?

Это делать проще, чем можно подумать. Есть несколько технических деталей, но после их освоения дальнейшая работа будет несложной.

Хорошо отлаженный процесс складывается из этапов:

  • фиксация камеры на штативе и выставление настроек по переднему плану;
  • считывание показателей при регулировке камеры по небу;
  • уменьшение разницы в параметрах с помощью фильтра, чтобы между частями сцены было не более одного стопа – например, если небо на три уровня ярче, чем передний план, нужно использовать ND Grad 0,6, блокирующий две ступени диафрагмы;
  • установка фильтра перед объективом и определение лучшего положения для градиента, выбор жесткого края (например, для съемки моря) или мягкого;
  • определение экспозиции для переднего края и создание снимка;
  • при необходимости – внесение корректив после просмотра результатов.

Придется, безусловно, попрактиковаться, но результат того стоит. Например, с фильтром можно, сохранив цвета и яркость неба, уменьшить скорость срабатывания затвора настолько, чтобы размыть водный поток.

Редактирование изображений

Последние штрихи к снимку можно добавить, используя программу для постобработки типа Lightroom или Photoshop. Есть много способов корректировки изображений, и можно сделать их практически совершенными. Сам Брэйди, как правило, работает со слоями над небом и передним планом, настраивая их по отдельности.

Можно увеличить яркость ближних объектов, чтобы лучше передать детали, или подчеркнуть красивые облака. Некоторые фотографы конвертируют полученные с помощью ND Grad снимки в монохром, чтобы движение воды было еще эффектнее.

Применять знания вы сможете сразу же после покупки фильтра, а лучше двух. Для начинающих подойдут доступные модели от Cokin, в противоположной части ценовой шкалы располагаются ND Grad ручной работы и изделия премиальных брендов.

Ключевая инвестиция – не деньги, а время и силы, потраченные на практику. Качественное оборудование – полезная вещь, но результат определяют, прежде всего, отточенная техника и хороший глаз.

В самое ближайшее время на канале Фотогора вы можете посмотреть видеоурок о фильтрах и способах их применения, узнаете на что влияют фильтры и какие задачи с их помощью можно решить. Не пропустите!

Видеоканал Фотогора

Градиентные фильтры

При съемке пейзажа фотограф зачастую встречается с различными проблемами освещенности. В большинстве случаев разница экспозиционная разница между небом и передним планом (ПП) может привести к пересвету первого и к недодержке второго либо наоборот. В таких случаях спасти может или бреккетинг с последующим наложением кадров с различной экспозицией в графическом редакторе или же нейтрально-серый градиентный фильтр. Нейтрально-серый градиентный фильтр – один из самых важных инструментов фотографа-пейзажиста. Его действие основано на достаточно простом принципе – он затемняет небо, выравнивая освещенность переднего плана и неба, позволяя, таким образом, нормально экспонировать кадр. Выглядит градиентник как пластиковая прямоугольная либо же квадратная пластинка разделенная на две половины – одна из них прозрачная, предназначенная для ПП, вторая – затемненная, для проявления неба. Для разных условий освещения существуют фильтры различной плотности.

В идеале пейзажисту хорошо бы иметь весь комплект, чтобы быть вооруженным на все случаи жизни. Градиентный фильтр плотности 0,3 понижает освещенность неба на 1 ступень, 0,6 – на две и 0,9 – на три ступени. В наиболее популярной на территории СНГ серии градиентников Cokin они соответствуют фильтрам ND2 (0,3 ступени), ND4 (0,6) и ND8 (0,9). Фильтра с плотностью 0,6 ступеней вполне достаточно при съемке сцен освещенных дневным светом, а с плотностью 0,9 – для съемки рассветов-закатов где ПП достаточно слабо освещен, а небо очень яркое.

Без фильтра С нейтрально-серым градиентником плотностью 0,9

Градиентные фильтры одной плотности выпускаются в двух вариантах – с мягким (Soft) и резким (Hard) переходом между темной и светлой частью. Фильтр с мягким переходом имеет смысл использовать, если линия горизонта неровная (горы, холмы) либо же на ней расположены различные объекты – деревья, дома и тп. В таком случае более мягкая граница позволит нормально проэкспонировать эти части кадра, не затемнив их вместе с небом на несколько ступеней, как было бы в случае использования фильтра с резким переходом. Последний же предпочитают использовать в сценах, имеющих прямую, четкую линию горизонта – море, поле. Следует также отметить, что фильтр с резким переходом требует более точной установки, так эффект от его неправильно применения будут очень заметны на объектах, перекрытых фильтром.

При работе с фильтром камеру желательно установить на штатив, так как понижение освещенности на несколько ступеней приводит к увеличению выдержки, да и оперировать установкой фильтра легче на неподвижной камере, так существует меньше вероятности накосячить с линией горизонта. Устанавливается фильтр достаточно просто – на объектив накручивается адаптерное кольцо (система Cokin имеет огромный выбор колец под разные диаметры объективов), на которое затем крепится держатель под один или несколько фильтров, куда и крепится собственно сам градиентник. Большой плюс такого крепления в том, что держатель легко вращается на кольце, позволяя таким образом выборочно затемнить ту или иную область снимка. Преимущество прямоугольных фильтров перед круглыми, которые навинчиваются на объектив, состоит в том, что с их помощью вы легко можете регулировать расположение линии горизонта, поднимая или опуская фильтр в держателе на необходимую высоту.

Неправильное использование градиентника — темная сторона опущена ниже линии горизонта

Градиентные фильтры можно использовать не только в традиционном качестве для затемнения неба, но также в случае с ярким ПП – вода освещенная ярким светом, белый песок на фоне темного неба. В данном случае для проработки ярко освещенных частей снимка будет требоваться выдержка меньше чем для экспонирования остальных элементов кадра. И для нормальной проработки всего поля кадра будет требоваться затемнения отдельных его частей. Этого легко добиться поворотом держателя с фильтром или переворота градиентника темной частью вниз. В различных ситуациях может потребоваться использования нескольких подобных фильтров одновременно, например в случае, когда открывающийся перед вами пейзаж имеет несколько ярких световых пятен (от пробивающегося через тучи солнца), расположенных в разных местах поля кадра. В данном случае пригодится держатель для нескольких фильтров, позволяющих установить в разной ориентации градиентники разной плотности. Не стоит забывать, что увеличения числа фильтров влечет за собой автоматическое увеличения времени экспозиции.
При бережном отношении градиентники довольно долго вам прослужат, но в любом случае через несколько лет может потребоваться замена из-за появления мелких царапин, которые будут ухудшать качество снимка.

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Градиентный фильтр.

Профессионалы предпочитают не раскрывать своих секретов, поэтому вряд ли вы где-то встретите упоминание градиентного светофильтра. Однако, будьте уверены, у каждого профессионального фотографа всегда с собой есть такой фильтр и он им довольно часто пользуется.

Лично я без градиентного фильтра стараюсь из дома не выходить, так же как и без поляризационного. Градиентных фильтров существует великое разнообразие, я предпочитаю нейтральный с плавным переходом и плотностью ND 0.6

Градиентный светофильтр помогает снизить общий контраст картинки, когда у вас в кадре есть и яркое небо, и много тени. Такие ситуации часто возникают в пасмурную погоду или вечером:

Без фильтра, я бы потерял небо, чего мне совершенно не хотелось. Чтобы спасти небо, я повернул фильтр так, чтобы тёмная сторона была слева сверху. Круглым фильтром пользоваться легко и удобно, а самое главное – вы экономите время, но есть и ограничения. Часто зона перехода между светлой и тёмной областями имеет сложную форму, в этом случае градиентным фильтром надо пользоваться очень осторожно.

Вот не самый удачный пример использования градиентного фильтра. Солнце было слева, и поэтому левая часть неба без фильтра становилась белёсой. Я повернул фильтр и вытащил облако, однако правая часть попала на прозрачную часть фильтра, в результате чего над стройкой на небе виден переход.

Правда, если бы я вам это не сказал, вы бы не заметили 😉

Профессионалы для коммерческой съёмки обычно пользуются не круглыми фильтрами, а квадратными, которые устанавливаются на специальном креплении, что добавляет гибкости при съёмке сложных сцен.

Но вам я такие фильтры не советую, потому что это очень дорого и очень неудобно в повседневной жизни.

Конечно, можно снимать в RAW и потом в фотошопе накладывать градиентный фильтр, но я предпочитаю экономить время и нервы с помощью настоящих фильтров.

При выборе фильтра обращайте внимание на цвет и плотность затемнения. Кроме того, фильтры бывают пластиковыми и стеклянными. Считается, что стеклянные лучше, потому что неровности пластика могут приводить к незначительной локальной дисторсии, хотя лично я это критичным не считаю. Гораздо важнее тот факт, что, некоторые нейтральные фильтры могут давать слабый оттенок какого-нибудь цвета, но видно это будет только на экране. Чаще всего этим страдают недорогие фильтры.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

чем отличаются градиентный фильтр от поляризиционного? в идеале хотелось на фото,

и для каких условий они нужны, тоесть когда ими пользыватся?

Работа с нейтрально-серыми градиентными светофильтрами

Если фильтра, приглушающего яркость неба у вас всё-таки нет, многие производят замер экспозиции для получения цвета и деталей в небе или на переднем плане. Но есть одно «НО»: если вы выберете небо, потеряете передний план, а если выберете детали на переднем плане, засветятся и пропадут оттенки неба. Как видите, ни один из этих вариантов не позволит вам спасти изображение от дефекта.

ND градиентный фильтр крепится к передней части объектива. Градиент разделяет фильтр ровно 50/50, начиная с темно-серого на одном конце и заканчивая прозрачным на другом. На фильтре нанесено обозначение, указывающее на сколько шагов он понизит яркость.

Стандарты для фильтров системы LEE

  • ND 0.3 — 1 шаг
  • ND 0.6 — 2 шага
  • ND 0.9 — 3 шага

Стандарты для фильтров COKIN системы P Series

  • P121L — 1 шаг
  • P121M — 2 шага
  • Р121S — 3 шага

Фильтры производителей Lee и Coki — основные «игроки» на этом рынке, Lee отличаются от Cokin по размеру, они немного больше (6″ x 4″ против 2.5″ x 2.5″), и подойдут вам с том случае, если вы располагаете объективами с большим диаметром передней линзы. Это значительно понизит шансы появления ненужного эффекта виньетирования при использовании (углы изображения становятся затемненными). Также избежать дефектов вам помогут широкоугольные кольца-адаптеры для широкоугольных объективов.

Также фильтры бывают с резким (Hard) и мягким (Soft) градиентом. Мне больше нравится вариант с резким градиентом, поскольку чаще всего различие между светлым небом и темным передним планом довольно четкое. По моим наблюдениям, эта разница составляет около 2 ступеней экспозиции. Фильтр с резким градиентом также подойдет в случаях с прямой линией горизонта, например, как в морском пейзаже.

Как использовать градиентный фильтр? Все очень просто. Расположите темную часть нейтрально-серого градиентного фильтра на уровне неба, таким образом вы уменьшите количество света, попадающего на сенсор, таким образом уменьшится и число ступеней экспозиции в изображении. Видоискатель будет темным, но вы сможете четче увидеть переход. Если ваше пейзаж включает в себя горы и т.д., удостоверьтесь, что светлое небо по обе стороны горы покрыто темной частью градиентного фильтра, вершина горы также будет частично покрыта фильтром, но на изображение это не повлияет.

Шаг 1
Сначала переведите камеру в режим приоритета диафрагмы (AV) на f11, это оптимальное значение диафрагмы для пейзажной фотографии, для достижения максимальной резкости на всем изображении.

Шаг 2
До установки фильтра произведите точечный замер экспозиции, заполнив весь кадр темным передним планом.

Шаг 3
Повторите шаг 2, заполнив весь кадр светлым небом.

Шаг 4
Разница между этими двумя считываниями показывает, насколько сильный фильтр вам необходим. Применяйте 0.3 ND градиентный фильтр, если разница составляет 1 шаг экспозиции, 0.6 ND при 2 шагах и 0.9 при разнице в 3 шага. Большинство держателей имеют два слота для фильтров, для случаев, когда разница больше 3 шагов.

Шаг 5

Фиксируем фокус, переведя переключатель фокусировки объектива из положения AF в MF.

Шаг 6
Установите нейтрально-серый градиентный фильтр и сделайте снимок, используя результаты точечного замера, который вы производили для переднего плана. Передний план изображения будет снят через прозрачную часть градиентного фильтра, использование выдержки по замеру обеспечит вам идеальную экспозицию для этой области изображения.

При необходимости — выполните экспокоррекцию и повторите снимок.

Устанавливать градиентный фильтр на объектив нужно с особой осторожностью и вниманием. Фильтр должен скользить вверх и вниз в держателе так, чтобы переход от прозрачной части к затемненной попадал точно на горизонт. Это осуществить намного проще, если ваша камера установлена на штатив.

Теперь, надеюсь, вы понимаете, что набор нейтрально-серых градиентных фильтров обязательно должен появиться в вашем фотографическом наборе. На практике вы ощутите изменения в качестве ваших пейзажных снимков, и дни, в которых небо слишком плоское для фотографирования, останутся далеко позади.

Ссылка на основную публикацию