Профессиональные методы работы со вспышкой

Профессиональная работа со вспышкой

Отобразите фон на фотографии

Чтобы получить отличные результаты и качественное освещение при съемке с внешней вспышкой, профессионалы используют четыре секрета. Один из них я уже открыл. Его суть сводится к тому, чтобы снять вспышку с фотоаппарата и создать направленное освещение. Второй секрет — в умении гармонично дополнить свет от вспышки тем освещением, которое уже имеется в помещении. Иначе вы получите тот же результат, что и остальные — фотографию с хорошо освещенным объектом на переднем плане, а вот фон получится совершенно черным. Именно из-за таких фотографий многим и не нравится снимать со вспышкой. Рассматриваемый прием называется «задержкой затвора» и состоит в увеличении выдержки, чтобы сенсор фотоаппарата успел зафиксировать и естественное освещение помещения, а не только свет от вспышки. Звучит устрашающе, но на самом деле все довольно просто. Для начала выберите режим съемки Р (Программный). Нажмите кнопку спуска затвора только до половины, чтобы на жидкокристаллическом мониторе отобразились значения выдержки и диафрагмы, которые выбрал фотоаппарат. Запомните эти два значения. Теперь переключитесь в режим М (Ручной) и немного измените эти настройки. Например, если в режиме Р выдержка была задана равной 1/60 секунды, уменьшите ее немного, хотя бы до значения 1/15 секунды. Произведите съемку с этими настройками экспозиции. Не волнуйтесь о том, что основной объект съемки может оказаться размытым. Этого не случится, поскольку свет от вспышки «зафиксирует» его на изображении. Вы будете поражены качеством снимка, полученного при съемке с увеличенной выдержкой.

Как смягчить свет от вспышки

Итак, используя два вышеописанных приема, вы уже добились существенного улучшения качества своих фотографий. Но нерешенной остается еще одна проблема: свет от вспышки по- прежнему очень резкий. Все дело в том, что размер вспышки невелик, а чем меньше источник света, тем жестче освещение. Это вы уже усвоили, не так ли? Существует множество способов смягчения света от вспышки, и каждый фотограф справляется с этой проблемой по-своему. Но я скажу следующее: они все это делают. Все они применяют какие-то методы для смягчения света от вспышки (это и есть третий секрет профессиональных фотографов). Легче и быстрее всего смягчить свет от вспышки с помощью рассеивателя. Для его крошечного размера и массы он дает отличные результаты. Вам нужно только одеть рассеиватель на вспышку и направить ее вверх под углом 45°. И все! При приобретении вспышки Nikon SB-800 рассеиватель SW-10H входит в комплект. Следует отметить, что он хорошо работает в помещении, где свету есть от чего отражаться. На открытом воздухе он оказывается практически бесполезным.

Смягчение света отражением

Существует еще один весьма популярный метод смягчения света от вспышки. Часто свет

смягчают за счет его отражения от потолка. Такой прием дает немало преимуществ.

1. Когда свет от маленькой вспышки попадает на потолок, он распространяется по всей его поверхности. В результате отраженный свет от поверхности большой площади существенно смягчается, а следовательно, повышается и качество освещения.

2. Поскольку свет уже не направлен прямо в лицо объекту, изображение в результате получится более объемным. Свет теперь падает на объект сверху, поэтому такое освещение называется направленным. Оно позволяет отобразить достаточно теней на лице объекта, чтобы выделить детали и придать фотографии дополнительный объем.

3. Кроме того, на стене позади объекта съемки не будет четкой, грубой тени. Поскольку свет падает с потолка, тени отобразятся на полу. К тому же, учитывая, что отраженный от потолка свет значительно мягче, и тени будут мягче обычного.

Так почему бы не использовать данный метод повсеместно, если он так хорош и у него столько

преимуществ? В ответ на этот вопрос можно привести множество причин.

1. Далеко не всегда при съемке у вас над головой будет потолок. Вы ведь снимаете не только в помещении.

2, Иногда потолки слишком высоки (например, в церкви), чтобы отражать свет. Если высота потолка превышает 3 метра, то применение данного метода становится невозможным. Свету придется преодолеть слишком большое расстояние, в результате чего освещение объекта будет недостаточным.

3. Не следует забывать и о том, что свет приобретает цвет поверхности, от которой отражается. Поэтому если потолок будет желтоватым, то и свет вспышки станет таковым, а следовательно, и объект съемки на фотографии будет выглядеть желтоватым! Но если на расстоянии меньше трех метров над вашей головой находится белый потолок, вы можете смело воспользоваться вышеописанным методом, чтобы смягчить свет путем отражения.

Свет от вспышки с качеством софтбокса

Чтобы поднять освещение на качественно новый уровень, нужно приобрести небольшой софтбокс. Но поскольку речь идет именно о небольшом софтбоксе, то свет он него все равно будет достаточно жестким. Какая же альтернатива? Лично я в таких случаях направляю свет от вспышки на диффузор, который представляет собой кусок полупрозрачной материи. С его помощью свет рассеивается и существенно смягчается. Я использую диффузор TriGrip. Он очень легкий и сравнительно недорогой. В сложенном состоянии он представляет собой очень компактный и легкий сверток, который удобно брать на съемку. Для использования данного приспособления вам потребуется ассистент (друг, жена), который будет держать диффузор на расстоянии около 30 см перед вспышкой. Свет с маленькой поверхности вспышки попадает на большую поверхность диффузора, распространяется по ней, рассеивается и существенно смягчается. Если у вас нет ассистента, то вы всегда сможете установить диффузор на дополнительный штатив для вспышки с помощью небольшого зажима.

Советы для съемки с диффузором

Если при съемке вы используете диффузор (такой как TriGrip), то вам помогут несколько следующих советов. Располагайте диффузор как можно ближе к объекту съемки (только так, чтобы он не попал в кадр). В этом случае свет получится наиболее мягким и эффектным (всегда помните главный принцип: чем ближе — тем лучше). Установите вспышку и направьте ее непосредственно на объект съемки, но так, чтобы ее свет проходил через диффузор. Расстояние от вспышки до диффузора должно составлять не менее 30 см. Вы можете расположить вспышку и дальше, но помните: чем дальше вы ее установите, тем слабее будет свет, падающий на объект съемки. Когда вспышка будет установлена, больше не перемещайте ее. Чтобы направить свет в нужную точку, перемещайте сам диффузор.

Этот замечательный блеск в глазах

Если вы фотографируете, направив вспышку вверх (чтобы отразить свет от потолка), и при этом хотите оживить фотографию, добавив блеск в глаза объекта съемки, то для этого вам потребуется использовать белую отражающую карту (bounce card), которая вставляется непосредственно в головку вспышки. Эта небольшая карта отражает достаточное количество света и направляет его не в потолок, а прямо на объект съемки, чтобы добавить живой огонек в глазах. Кроме этого, отражающая карта во многих случаях позволяет предотвратить появление тени под глазами фотографируемого человека, когда свет от вспышки падает на него с потолка.

Что делать, если отражающей карты нет или она сломалась

Если ваша отражающая карта сломалась в самый неподходящий момент или ее у вас просто нет (а такое тоже возможно), попробуйте воспользоваться своей рукой. Да, да, я не оговорился. Просто возьмите фотоаппарат в одну руку, а вторую разместите над вспышкой под тем же углом, под которым стояла бы отражающая карта. Свет отразится от руки практически так же, как и от карты. А поскольку свет принимает цвет объекта, от которого он отражается, то вы получите теплое и мягкое освещение (благодаря тону вашей кожи).

Зачем нужен штатив для вспышки

Не многим из нас посчастливилось иметь собственных ассистентов, которые держали бы нам вспышку при съемке. Большинству приходится брать вспышку в одну руку, а фотоаппарат — в другую (при этом спуск затвора и максимальная фиксация фотоаппарата в момент съемки существенно осложняются). Вот почему фотографы предпочитают устанавливать вспышки в требуемых точках на легких штативах. Вы можете приобрести облегченный штатив для вспышки. К нему потребуется еще купить разъем для крепления вспышки, позволяющий надежно закреплять ее на штативе. Преимуществом такого устройства является его дешевизна, но у него есть один существенный недостаток — вы не сможете наклонить вспышку вниз (только поднять вверх). Поэтому в идеале лучше остановиться на более дорогом разъеме, например Justin Clamp. Смонтировав оборудование, нужно решить, в какой точке разместить вспышку на штативе. Использование разъема Justin Clamp позволит направить свет от вспышки как вниз, так и вверх, имитируя студийное освещение или естественный свет, пробивающийся через окно, т.е. вы получите направленное освещение.

Установка вспышки в любых условиях

Если вы решили использовать штатив для вспышки, то я рекомендовал бы приобрести штатив Spring Clamp с разъемом Flash Shoe (более известным под названием «Justin Clamp»), Это небольшое устройство существенно облегчит вашу жизнь, и вы вскоре просто полюбите его по ряду причин.

1. Во-первых, разъем для установки вспышки в этом устройстве расположен на шариковом шарнире, что позволяет свободно регулировать угол наклона вспышки в любом направлении. В результате вы сможете изменять направление света, не переставляя штатив, а просто поворачивая вспышку на шарнире в нужном направлении.

2. Во-вторых, это устройство сбоку оснащено довольно большим зажимом, с помощью

которого можно крепить вспышку к чему угодно. Если использование штатива невозможно или запрещено, вы сможете закрепить вспышку на спинке стула, ветке дерева, краю крыши и т.п.

Такое устройство относится к тем аксессуарам, которые стоит один раз опробовать в работе, чтобы уже не расставаться с ним, таская его за собой постоянно.

Профессиональные методы работы со вспышкой

Использование зонта для регулировки мягкости света

Используя полупрозрачный зонт для съемки, прежде всего нужно определиться с тем, насколько нужно смягчить свет. Мягкость света зависит от того, насколько вспышка удалена от внутренней поверхности зонта. Для получения мягкого света при фотографировании портрета, вспышку лучше всего закрепить на расстоянии около 60 см от зонта. Это позволяет вспышке заполнить всю поверхность зонта. Благодаря этому получается большое световое пятно. Свет получится максимально мягким. Для получения более жесткого света зонт нужно приблизить к вспышке. Чем меньше расстояние для рассеивания света, тем меньше получится пучок света, а следовательно он будет более жестким.

Софтбоксы как дополнительный контроль над светом

При наличии денег можно приобрести персональный софтбокс для внешней вспышки. У этого устройства есть два очевидных преимущества в сравнении с полупрозрачными зонтами. прежде всего, свет от софтбокса абсолютно четко направлен по направлению вспышки, поэтому очень легко поддается настройке. Также с софтбоксом намного проще работать на улице, так как его не сдувает ветром, в отличие от зонта. Иногда достаточно совсем слабого ветерка для того, чтобы свалить штатив с зонтом и со вспышкой. Многие софтбоксы достаточно компактны и на их установку уходит не больше одной минуты. Мягкий направленный свет получается очень хорошего качества. В продаже можно найти софтбоксы различных размеров.

Софтбокс Ezybox без штатива

Такой софтбокс как Ezybox можно не устанавливать на штатив, а просто держать в руках. Для этого понадобится помощник. Им может быть ваш ассистент или кто нибудь из гостей на фотосессии. У софтбокса имеется ручка длиной 60 сантиметров. Это позволяет достаточно гибко регулировать положение софтбокса.

Использование нескольких вспышек

Если одновременно используется несколько вспышек, которые контролируются отдельно друг от друга, придется использовать систему группировки вспышек. Представим, что одна внешняя вспышка находится слева от объекта съемки, а вторая сзади него, для подсвечивания фона. При этом нужна возможность регулирования яркости независимо друг от друга. Чтобы реализовать это, нужно для первой вспышки задать категорию Group А, ну а для второй соответственно — Group В. Таким образом можно настраивать мощность каждой вспышки отдельно. К каждой категории можно присваивать несколько вспышек. Яркость двух вспышек в одной категории будет изменяться одинаково. Выбор категории производится в настройках вспышки.

Для чего нужны каналы вспышек

В тех случаях, когда вы работаете один, все идет так, как вы запланировали. Но иногда приходится фотографировать на различных мероприятиях, где работает много других фотографов. У вас может возникнуть серьезная проблема, ведь вероятность того, что чужая вспышка сработает в момент спуска затвора вашего фотоаппарата, очень велика. Чтобы предотвратить помехи во вспышках предусмотрен выбор каналов. Для настройки нужно предварительно договориться с остальными фотографами о том, кто в каком канале будет работать. Выбор каналов осуществляется как на самих вспышках, так и на устройствах, которые отвечают за срабатывание вспышки.

Беспроводные устройства для спуска вспышек

Одним из способов спуска внешних вспышек является использование светочувствительного сенсора, который будет запускать остальные вспышки, увидев всплеск света от основной вспышки, которая подает сигнал. Недостатком этого способа является необходимость постоянного нахождения светочувствительного сенсора в зоне видимости сигнальной вспышки. Если это условие не будет выполняться, то остальные вспышки не сработают. Этого недостатка нет у спусковых устройств, которые передают сигнал спуска по радиоволнам. У компании PocketWizard есть специальный передатчик, который устанавливается на горячий башмак и посылает сигнал на приемники, которые подключаются к каждой внешней вспышке. Недостаток этого способа заключается в том, что нужно покупать приемник для каждой вспышки, а это обойдется в кругленькую сумму, но зато с покупкой нужного оборудования будет решено множество проблем.

Как понять, что все внешние вспышки готовы к работе

Рассмотрим пример, в котором используется несколько беспроводных вспышек, которые разбросаны по разным группам. Предположим, что одна вспышка для подсветки переднего плана будет относится к группе Group А, вторая вспышка будет выполнять подсветку волос и относится к группе Group В, а еще две вспышки будут подсвечивать фон и принадлежать к Group С. Как понять, что все они готовы сработать и настроены правильно? Нужно провести тестирование. На главном устройстве есть специальная красная кнопка, которая проводит тест. При нажатии на неё, сработает главная вспышка. За ней должны сработать все остальные. Внимательно проследите за тем, чтобы сработали все вспышки. Если что-то не так, то нужно проверить, на всех ли вспышках правильно настроена категория, все ли вспышки находятся в зоне, в которой они могут получить главный импульс, который запустит спусковой механизм.

Vavik 96

Интернет дайджест для вебмастеров и фотографов

Съемка со вспышкой – Полезные советы

Съемка со вспышкой. На улице, в помещении, что необходимо купить для более точной и красивой работы с фото, какие настройки фотоаппарата наиболее оптимальны, что можно посоветовать при работе со вспышкой на улице, как правильно действовать и какие настройки фотоаппарата помогут новичку лучше разобраться с методами фотографирования на – всё это в полной версии записи. К примеру, возьмём цифровые аппараты марки “Canon“. Их характерная особенность (фотоаппаратов от 300 D и выше), что чем более новая марка фотоаппарата, и больше дополнительных опций в нём, тем менее качественной становится оптика. Конечно, такого класса фотоаппараты могут считаться “профи” лишь начального уровня, но всё же, всё же… Покупая их, мы покупаем марку и качество. Но оптику, как правило, лучше менять сразу. Речь не идет о кэноновской серии а-ля марк 2 или марк 3, там цены на фотоаппарат будут начинаться по России от 120 000 до 250 000 р. Теперь собственно, переходим к основам. Вы – фотограф, работаете с людьми, детьми, животными, природой. Быть может, вы только начинающий или же вы редкий в наше время человек, и до сих пор занимались съёмкой на плёночные фотоаппараты, и лишь теперь решили перейти на цифровые. Возможно, вам просто не хватило средств на более дорогой аппарат, или вы купили “середнячок” для ознакомления с возможностями съёмки или просто для семейной фотографии. Причин – множество, но не это самое важное.
Итак, начнём. Вы начали работу с профессиональным или полупрофессиональным зеркальным фотоаппаратом. С чем же вы столкнётесь при съёмке, в том числе при съёмке на улице? В первую очередь, с необходимостью переходить на ручные настройки. Забросьте стандартные настройки куда подальше, режимы “пейзаж” и “авто” не только для новичков, они для людей, умеющих снимать только на “мыльницы”, а не для фотографов. Такие режимы часто искажают фотографии, оставляют много шумов или же засвечивают-затемняют фото. Чтобы этого избежать, используйте ручные настройки. Могу посоветовать только то, что знаю: чем темнее, тем большую величину iso стоит использовать, если есть возможность установить источник света, подсветите того человека, которого собираетесь фотографировать. Т.е. при наличии средств не поскупитесь купить дополнительные источники освещения – компактные лампы с направленным светом и т.п., и т.д., ОБЯЗАТЕЛЬНО купите треногу (иначе при длинных выдержках ваша съёмка не только покажет вам, что такое мутное фото, но и заметно исказит цвета, как при работе со вспышкой, так и, в-особенности, при работе без неё). Ещё купите навесную вспышку. О том, как ее выбрать написано в материале Выбираем фотовспышку. Встроенная даёт слишком резкие и контрастные тени, заметно затеняет фото, поэтому в тёмных помещениях вам или придётся специально направлять свет на человека, или же повышать экспозицию, в любом случае фото рискует выйти чересчур засвеченным. Без этих ухищрений фотография выйдет и вовсе с тёмными гранями, окаймляющими человека, с длинными тенями от волоса и неравномерным затемнением. Если нет возможности это приобрести – можно настроить вспышку на цифровом (есть специальные опции, добавим больше экспозиции). Если человека фотографировать в движении, то в зависимости от светочувствительности оптики можно поставить выдержку от 1200 до 12000 и более секунды (обычно вполне хватает). Если светочувствительность низкая, то (в-особенности без вспышки) стоит ставить минимальную выдержку. В принципе, навесные вспышки достаточно яркие, так что проблем с яркостью не должно быть. Опять таки, снижаем iso и экспозицию при ярком свете.
Тут всё понятно, я думаю, к конкретной ситуации меняется, но в целом так. Вспышка в помещении для смягчения фото и придания более естественного цвета коже направляется вверх или в бок. На природе это может быть дерево, под которым фотографируются, отражающий зонт… В целом, проще экспериментировать и искать свои варианты и способы работы – на мой взгляд, это интересней =)).
Опять-таки, для придания большей оригинальности фотографии, на природе можно использовать пользовательские настройки в категории “портрет”, и добавить +2 яркости, -1 насыщенности, +3 контрастности и +2 резкости. Более яркая и насыщенная фотография с мягким отблеском от вспышки будет выглядеть и красиво, и насыщенно… Всё в ваших руках! Экспериментируем!

Внешние вспышки не являются чем-то новым, поэтому, чтобы получить более профессиональный результат вы должны уметь использовать их правильно.

Метод вспышки в помещении – поворот

Для начала, используйте электронную вспышку с наклонной и поворотной головкой. Речь идет о вспышках, которые могут менять свою ориентацию в пространстве относительно объектива фотоаппарата. Именно поэтому встроенная вспышка, для приемов, описанных ниже, не подходит.
Давайте переключим внешнюю вспышку в режим TTL. Режим TTL подразумевает под собой зажигание вспышки в момент срабатывания затвора. В этом режиме ваша внешняя вспышка измеряет количество света, проходящее через объектив, и выдает вспышку соответствующей яркости, при нажатии на спуск.
Установите внешнюю вспышку на фотоаппарат, который направлен прямо на предмет съемки. Давайте договоримся о том, что, если ваша вспышка направлена прямо на объект съемки, то будем называть эту позицию «на 12 часов». Скорее всего, это наименее подходящая позиция для использования вспышки. Такая ориентация вспышки создает неприятные тени, в том случае, если за объектом съемки, находится стена, и иногда лицо снимаемого на фотографии выглядит размывчато.
Теперь расположитесь так, чтоб стена была по правую или по левую сторону от объекта съемки (лучше всего подойдет светлая или белая стена). Поверните вашу вспышку в позицию «на 3 часа» (если стена справа от вас) и в позицию «на 9 часов» (если стена слева от вас). Внешняя вспышка сейчас будет направлена на ближнюю стену, в то время как объектив фотоаппарата будет смотреть на объект съемки. Такой метод создает хороший эффект бокового освещения и является более щадящим для снимаемого объекта.
Давайте сейчас повернем вспышку в позицию «на 6 часов», удостоверьтесь, что позади вас есть стена. Такая позиция создает круговое освещение, которое равномерно покрывает ваш объект съемки и устраняет большее количество теней.
Стоит отметить, что яркость света от вспышки уменьшается при использовании её в позиции «на 3 часа», «на 6 часов» и «на 9 часов», так что вам может быть придется увеличить компенсацию экспозиции. Эта функция есть в самой вспышке, где вы можете подкорректировать компенсацию, например на уровень «+1». Благодаря регулировке, вы можете точно настроить компенсацию так, что экспозиция на лице того, кого снимают, будет правильной. Чем дальше вспышка расположена от стены и чем дальше стена расположена от объекта, тем большую компенсацию придется использовать.

Метод вспышки в помещении – наклон

Наклон вспышки обычно комбинируется с её поворотом для того, чтобы можно было точно задать направление распространения света вспышки. Фокус заключается в том, чтобы направить вспышку таким образом, чтобы она испустила свет на стену, которая отразит его на объект съемки. Иногда мы можем направить её на место пересечения стены с потолком. Это позволит собрать свет, отраженный от двух плоскостей и сконцентрировать его на объекте съемки. Целью такого приёма является получение направленного света. Получение такого эффекта дает хороший баланс теней и подсветки, благодаря тому, что свет распространяется по особому направлению.
Чем больше источник излучения, тем мягче свет. Это происходит из-за того, что при использовании большого источник света, освещается весь объект, и сглаживаются переходы между тенями и подсвеченными местами. Наша внешняя вспышка по своей природе является небольшим источником света, который излучает жесткий свет. Для того чтобы получить более мягкий свет от маленького источника мы отражаем вспышку от стен. Так как эта статья обсуждает вспышки, устанавливаемые непосредственно на камере, мы не берем во внимание вспышки, устанавливаемые отдельно, которые также могут быть использованы для того, чтобы получать более мягкий направленный свет.

Что делать перед свадьбой?

Зарядное устройство для фотографа

Как работать со вспышкой на репортажной съемке?

вспышка на репортаже

Как работать со вспышкой на репортаже?

Пожалуй, это самый частый вопрос, который мне задают люди, интересующиеся репортажной съемкой.

С построением кадра все более-менее понятно — законы композиции едины для всех жанров, а правильную экспозицию можно выставить просто эксперементаль ным путем.

А вот со вспышкой все несколько сложнее — начинающим фотографам не понятно, какие настройки выставить на вспышке и в каком режиме снимать.

Как раз об этом мы поговорим сегодня — о работе со вспышкой на репортажной съемке.

Многие начинающие фотографы вообще не используют вспышку на репортаже. Просто потому, что они не понимают, как с ней работать. Ведь намного проще использовать только естественное освещение. Но это только в том случае если этио освещение хорошее и достаточное, чего на практике практике никогда не бывает.

Скажу сразу: вспышка на репортаже — штука необходимая. Так же, как без камеры и оптики, без вспышки репортажный фотограф просто не сможет качественно провести съемку.

В посте “Как выбрать вспышку” мы уже писали об основах выбора вспышки, а в моей прошлой статье “Оборудование репортажного фотографа” я рассказал об аксессуарах для вспышки. Если вам интересно узнать про софт-боксы, отражатели, бустеры и стробофреймы — вам туда.

Сегодня мы поговорим именно о практическом использовании вспышки на репортаже.

На съемке

Итак, вы приехали на мероприятие, до мероприятия еще полчаса, есть время “пристреляться ”. Для начала разберемся с режимами работы вспышки.

На репортаже, как правило, используется два режима :

TTL, У Никона TTL система называется i-TTL, у Кэнона e-TTL.

Суть одна — камера сама выставляет мощность вспышки, исходя из анализа освещенности кадра. Практически универсальный режим, подходящий для большинства съемочных ситуаций.

Ее главный минус — если в кадре много белого или черного цвета, вспышка может выдать слишком слабый или чрезмерно сильный пых. Но это связано не с работой вспышки, а со сложностью анализа кадра.

Решается эта проблема ручным корректировани ем работы TTL вспышки.

С опытом вы будете уже заранее предвидеть ситуации, когда необходимо в ручную изменить мощность вспышки.

В кадре 4 мужчины в черных фраках?

Смело ставим мощность вспышки на ступень-полтор ы меньше.

корректировать мощность вспышки

Ведь камера воспринимает обилие черного цвета в кадре как “темноту” картинки и дает более мощный пых, полностью высвечивая черные фраки и страшно пережигая лица людей.[rb_divider] [/rb_divider]

корректировать мощность вспышки

Аналогично с группой девушек в белых платьях или человеком на фоне белой стены в светлой одежде — вспышка в TTL режиме будет давать более слабый пых, чем обычно, поэтому полступени-сту пень мощности можно смело “задрать”[rb_divider] [/rb_divider]

Ручной режим работы со вспышкой.

Работа в ручном режиме (manual) требует определенного опыта в репортажной съемке и хорошего чувства кадра.

Среди моих друзей-репорта жников есть фотографы, которые постоянно снимают со вспышкой в ручном режиме, но, на мой взгляд, с “ручником” стоит работать лишь в некоторых ситуациях.

Прежде всего ручной режим удобен для съемки в “статичных” условиях. Типичный пример — фотосъемка конференций: все объекты съемки сидят на одних и тех же местах, практически неподвижно, условия освещения не меняются, и можно спокойно выставить мощность вспышки в ручном режиме.

Очень часто в manual режиме работают фотографы, которые держат вспышку в руке “на выносе” (об этом чуть ниже). Когда фотограф держит пыху в руке, условия по сути так же неизменны, и можно спокойно работать на ручных настройках.

Но начинающим фотографам я бы не советовал на ответственных съемках переключаться в manual. На репортаже самое главное — не упустить хороший кадр, а работая в ручном режиме, без опыта съемок очень просто “запороть” фотографию.

С режимами съемки разобрались, но это только полдела. Самое главное в работе со вспышкой — получить красивое освещение в кадре.

Почему, снимая на мыльницу, получаются такие ужасно скучные, плоские кадры?

Все очень просто — вспышка работает “в лоб”. То есть свет от вспышки светит прямо на людей в кадре и как результат — нет “светового рисунка” и объемной картинки, а лишь убогий плоский свет.

Поэтому главное правило съемки со вспышкой — работайте с отраженным светом.

Направьте вспышку в потолок или на стену — пусть свет отразится от нее и “ляжет” на людей в кадре.

Вы сразу заметите, насколько кадр становиться интереснее с отраженным светом.

Что делать, когда отражаться не от чего?

Есть два варианта:

1) Пыхать “в лоб”, а потом добавить жизни в кадр обработкой (особенно хорошо помогают инструменты типа Shadow/Highlig hts). Но это ужасный выход из ситуации, так как свет в любом случае будет плоский.

2) Снимать “на выносе”. Многие фотографы пользуются этим приемом: надевают большой софт-бокс или “лопух” на вспышку, подключают к камере синхрокабелем и держат на вытянутой руке сверху-слева. Таким образом они сами ставят свет на объекты съемки.

У этого способа есть один главный минус — действительно хорошо он работает только для крупных планов, групповой портрет таким образом освещать большого смысла нет.

Как я уже писал в статье про аксессуары для вспышек, все “банки фонга”, лопухи и прочие отражатели с рассеивателями могут помочь в помещении, но ждать от них чуда точно не стоит.

Со съемкой в помещении разобрались: если возможно — работаем вспышкой на отражение, плохие условия — лупим “в упор” или берем вспышку в руку.

Теперь поговорим о том, что делать с вспышкой на улице.

Многие начинающие фотографы уверены, что вспышка на улице вообще не нужна. Это не совсем так. А точнее — совсем не так. Вспышка нужна, просто использовать ее нужно с умом.

По большей части вспышку на улице используют в двух случаях:

Чтобы подсветить тени на лицах людей в кадре

На улице “лопухи”, рассеиватели и прочие насадки на вспышку практически бесполезны. Чтобы подсветить тени, можно смело лупить “в лоб”.

Съемка против солнца — классический прием использования вспышки на улице.

Ну вот пожалуй это все про простые приемы работы со вспышкой на репортажной съемке.

Вопросы про вспышку специалисту

Как часто бывает, что человеку просто некому задать самый «глупый вопрос» про то или иное студийное оборудование? Наверное, с подобным сталкивались практически все. Причины могут быть самыми разными. Но сегодня речь пойдет не о них.
Бытует мнение, что «настоящему фотографу вспышка не нужна». Будем искоренять это убеждение самым серьезным образом. Настоящий фотограф должен уметь правильно использовать любые аксессуары, чтобы знать, как на практике с их помощью решить поставленные задачи.

Итак, знакомьтесь с десятью вопросами о вспышках от начинающих фотографов, на которые чаще всего приходится отвечать специалистам магазина студийного оборудования Фотогора.

1. Почему необходимо уметь пользоваться вспышкой? Чем применение фотовспышки лучше, чем увеличение ISO?

– Если отвечать на этот вопрос коротко, то следует начать с того, что вспышка – это дополнительный источник света. Уже давно доказано, что увеличение значений ISO ухудшает качество снимка даже у современных профессиональных фотоаппаратов. То, что говорят «ISO рабочее», значит лишь, что на этом ISO можно получить приемлемый результат. Но не значит совсем, что снимок будет лучшего качества.
Кроме того, раз вспышка – дополнительный источник света и, если она установлена на на фотоаппарат, а может работать независимо от него, означает, что этим источником можно рисовать.
Грамотно используя вспышку, фотограф может подчеркнуть на снимке нужное и спрячет ненужное. Вспышкой можно придать человеку определенный характер, сделать снимок жестче или мягче. Этому должен научиться любой, кто считает себя фотографом. Будет человек в дальнейшем использовать эти знания или нет – дело другое, но уметь обязан каждый.

2. Если фотограф знает в теории, как использовать выносную накамерную вспышку, какого уровня накамерную вспышку (модель) нужно приобрести для начала?

– Вопрос какую вспышку приобрести заключается не столько в том, как фотограф умеет использовать ее, а двух других – финансов и применения аксессуара. Если предполагается профессиональное применение, то еще год назад мы бы рекомендовали приобретать исключительно родные вспышки – для Nikon – Nikon, для Canon – Canon. Исключение, пожалуй, составляли только вспышки Metz, которые уже тогда были не хуже родных по качеству.
Качество исполнения определяет надежность. В случае профессионального применения именно надежность обуславливает придется носить одну вспышку в рюкзаке свадебному фотографу или таскать за собой две. Подведет вас вспышка в тот момент, который не повторить? Не нужно, наверное, напоминать, что именно фотограф за это ответственный. И как бы дороги не были родные вспышки, профессионалы обязаны были приобретать именно их, вне зависимости от имеющегося бюджета.

Но примерно год-два назад неожиданно резко выросла культура производства в Китае. У нескольких производителей почти одновременно появились вспышки с высоким качеством изготовления и функциональностью, которые были не хуже брендовых, а некоторые производители стали дальше развивать модели, улучшать и экспериментировать, зачастую вполне удачно.
Например, Grifon ETTL V860C – накамерная вспышка, в которой есть все функции, а помимо этого возможность подключения радиоуправления по USB, и работает она не от батареек, а от литиево-ионного аккумулятора. Это позволяет ей работать дольше, быстрее перезаряжаться и делает ее легче на несколько десятков грамм. А если учесть, что день свадебного фотографа длится порой 10-12 часов, когда он практически не выпускает фотоаппарат из рук, то несколько десятков грамм – не такая и малость.

3. Какие параметры должны быть обязательны в модели, чтобы человеку научиться снимать со вспышкой, использовать ее не на автомате.

– В современных вспышках ценятся больше всего именно автоматические режимы. И большинство вспышек на рынке, которые имеют автоматический режим, могут использоваться, в том числе, и в мануальном (ручном) режиме. Но не все.
Чаще всего полностью автоматические вспышки, без возможности перевести в ручной режим, – это недорогие модели крупных производителей, например, Canon 430EX. Вероятно с целью маркетинга производители-монстры просто кастрируют свои модели, считая, что любительские вспышки должны работать только на автомате, ну или для того, чтобы облегчить жизнь любителям, и они не мучались.

В целом же идет постоянная гонка – производители вспышек выпускают новые вспышки, а производители синхронизаторов добиваются совместимости с новыми моделями. Так как продвинутые фотографы редко используют вспышку, просто установив ее на камеру, чаще вспышку размещают отдельно, для этого и нужен синхронизатор.

4. Можно ли снимать с накамерной вспышкой в студийных условиях?

– Конечно можно! Есть даже обособленное направление под названием стробизм. Это вполне литературное слово, произошедшее от английского стробо (вспышка). Накамерная проигрывает студийной вспышке только по двум основным параметрам – мощности и возможности установки насадок. К преимуществам работы с накамерными вспышками в качестве студийных относят энергонезависимость, большую функциональность (возможность работы как в ручном режиме, так и в TTL), универсальность (можно работать как в студийном неспешном режиме, так и снимать динамичные репортажи).

5. Что такое ведомая вспышка? Чем она отличается от ведущей? Какая модель вспышки может быть ведущей или ведомой? От чего зависит количество ведомых вспышек? Может ли быть больше, чем одна ведущая вспышка?

– Ведомая и ведущая вспышки называются также Master и Slave. Из самого названия вспышек понятно, что ведомая следует за ведущей, то есть ведомая срабатывает от ведущей, а не наоборот. Современные вспышки с помощью коротких световых импульсов, предшествующих основной вспышке, умеют передавать от ведущей к ведомой не только время, когда она должна сработать, но и могут передать сигнал на уменьшение или увеличение мощности импульса. Таким образом, поставив одну ведущую вспышку на камеру, а расставив несколько вспышек вокруг объекта съемки, можно даже в автоматическом режиме получить правильно экспонированный снимок. Естественно, надо, чтобы модели вспышек были оснащены функциями Master и Slave и были совместимы, так как система Nikon и Canon используют разные системы синхронизации. Ту же схему можно использовать в ручном режиме, но мощность придется устанавливать и подбирать вручную.

8. Когда бесполезно применять вспышку? Когда ее вообще не следует использовать, ведь есть ситуации, где использование вспышки может только навредить изображению (не берем во внимание уместность, типа съемки в церкви на крестинах и т.д.).

– В пейзажной фотографии чаще всего вспышка бесполезна. При съемке новорожденных прямой свет вспышки в глаза не рекомендуется (следует использовать софтбокс), также бессмысленно использовать вспышку при видеосъемке.
Если говорить о художественности, то вспышка – это просто источник света. Источник (с точки зрения качества света) не лучше и не хуже остальных, а потому стоит применять его там, где нужен дополнительный источник света и не задействовать, если экпозиция достаточна для создания хорошей картинки.

9. Есть ли оптимальные стандартные настройки для вспышки? Какие параметры и для каких условий лучше всего использовать?

– Как и с освоением фотокамеры, самой первой рекомендацией будет прочесть инструкцию и отработать все функции – ручные, автоматические, срабатывание по второй шторке, высокоскоростная синхронизация и прочие, которые есть во вспышке. Еще можно порекомендовать при неспешных условиях использовать ручной режим, при быстро меняющейся освещенности и быстрой смене сюжета – автоматический. В условиях съемки движения при низкой освещенности – режим по второй шторке.

10. Самый весомый аргумент, почему вспышка должна быть у каждого фотографа? И почему ею нужно уметь пользоваться?

Само понятие фотографии – это рисование светом. Вспышка – одна из возможностей рисования светом в сложных условиях. Сложно представить фотографа, который не пытался бы снимать людей, и в частности людей в помещении. Вспышка – самый удобный портативный источник света. Но выбор всегда за фотографом!

Видеоканал Фотогора

Ссылка на основную публикацию