Проблема освещения в портретной съемке | Foto-kadr.ru

Проблема освещения в портретной съемке

Советы по использованию естественного света в портретной съемке

Для каждого фотографа очень важно уметь эффективно использовать любой доступный вид освещения. Для этого необходимо понимать принципы образования света и приемы, позволяющие добиться хороших результатов. Естественное освещение – это один из самых доступных источников света, но в то же время и один из самых сложных в применении. Солнечный свет настроить нельзя, к нему можно только приспособиться. Профессиональные фотографы дают множество советов, как максимально эффективно пользоваться естественным освещением при фотосъемке портрета.

by Gable Denims

Грамотно используйте камеру

Существует несколько хитростей, которые помогут сделать хорошие фотографии. Фокусируйтесь на глазах модели, потому что они в первую очередь привлекают внимание зрителя, рассматривающего снимок. Пользуйтесь ручным режимом фокусировки – это исключит риск ошибки автофокуса. Не бойтесь сильно открывать диафрагму – такой подход сделает фон размытым, поможет сосредоточить внимание на модели.

by Edie Layland

Заставьте свет работать в ваших интересах

Есть несколько приемов, позволяющих получить необходимое количество света. Если планируете фотосъемку на улице, захватите с собой отражатель. Он поможет выделить ключевые черты лица модели и одновременно создаст наиболее мягкое освещение.

При использовании контрового света (солнце за спиной у модели) с помощью отражателя можно будет создать светящийся контур вокруг фигуры портретируемого, одновременно препятствуя затемнению лица. Если свет слишком яркий, то можно фотографировать в более темных местах (под кроной дерева или в тени здания). Перед фотосъемкой убедитесь, что освещения достаточно, и хорошо видны черты лица модели.

by Christina Benge

Подстраивайтесь к типу света

Не надейтесь, что во всех случаях используемый вами естественный свет будет одинаковым. Его яркость и цветовая температура меняются в зависимости от того, какая на улице погода, время суток и сезон. Свет может варьироваться от теплого желтого до холодного с синеватыми оттенками. Адаптироваться к столь разным условиям поможет правильная настройка баланса белого. Снимать лучше в формате RAW, так как исправлять погрешности освещения при постобработке фото намного проще.

by Katrina Seyba

Снимайте в подходящее для этого время

Большую роль в портретной съемке играет время суток, в которое она проводится. Профессионалы не советуют работать в середине дня – прямые солнечные лучи усложняют работу и приводят к получению пересвеченных кадров (исключением может стать пасмурный день, когда тучи выступают в роли диффузора, смягчая жесткий солнечный свет). Лучшее время для фотосъемки – утренние часы (вплоть до полудня) и период с пяти-шести часов вечера до того момента, когда солнце спрячется за горизонтом. Свет будет мягким, создающим длинные тени.

by Kristina Ponomareva

Не забывайте о правилах светотени. Жесткое освещение способствует созданию резких, драматичных тени, мягкий свет позволяет сохранить четкость деталей в затемненных участках, но может сделать объект более «плоским» на вид. Если вы снимаете внутри помещения, учитывайте, на какую сторону выходят окна, так как освещение должно подходить вам для работы.

Обдумайте цель съемки

by Adrian C. Murray

Перед тем, как приступить к фотосъемке, определитесь, что вы хотите увидеть на снимке, и есть ли у вас конкретный сюжет. Желательно знать заранее, понадобится ли вам дополнительный реквизит и оснащение, на каких настройках лучше снимать и какого стиля фотосъемки придерживаться. Если вы планируете импровизировать, то модели лучше взять с собой несколько комплектов одежды, чтобы можно было оперативно сменить образ.

Определитесь с местом проведения фотосессии

by Stephanie Mason

Если вы поставили перед собой цель съемки, то с выбором места ее проведения проблем быть не должно. Оно должно соответствовать общей идее фотосессии. Семейный портрет можно снимать у берега реки, в парке или прочей живописной местности. Если стиль фотосъемки строгий, то для нее подойдут помещения с классическим интерьером.

Возможно, вы хотите показать модель в образе делового человека – для этого годится шумный центр большого города и внушительная современная архитектура. Небольшие темные помещения подходят для создания интимной атмосферы. Активно применяйте все, что находится вокруг вас – арки, колонны, массивные двери, скульптуры и прочие элементы, которые подчеркивают общий стиль снимка.

Выбирайте верный ракурс

Основное преимущество работы в фотостудии – возможность свободно перемещать источники света и регулировать их высоту, исходя из задач фотографа. Но, когда необходимо работать с естественным освещением, подобные преимущества недоступны, поэтому вам необходимо выжимать максимум пользы из имеющегося света.

by Vanessa Casado

Прибыв на место съемки, посмотрите, в какой части неба находится солнце, и где лучше расположиться вашей модели. Попросите ее постепенно поворачиваться вокруг своей оси – это позволит вам следить за тем, как на объект съемки ложится свет в каждой точке. После полного разворота вы уже сможете выбрать наиболее подходящую позицию для фотосъемки.

Используйте окна

by Andrey Brandis

Падающие солнечные лучи позволяют получать изображения с выраженным драматическим окрасом. Рассеянное освещение отлично подходит для эмоциональной фотосъемки, особенно когда одна половина лица портретируемого находится в тени. Помните, что чем ближе располагать объект к источнику света (окну, в данном случае), тем сильнее будут контрастировать свет и тень. Если лучи света слишком яркие, то для их рассеивания лучше всего воспользоваться обыкновенной шторой.

Заранее налаживайте эмоциональный контакт с моделью

Перед началом съемки убедитесь в том, что вы наладили эмоциональный контакт с моделью – это очень важно для достижения успеха. Добиться подобного можно, если общаться на различные темы – начиная с обсуждения предстоящей фотосессии и заканчивая обычными разговором на повседневные темы. Модель не может читать ваши мысли, поэтому старайтесь подробнее объяснять, что именно вы от нее хотите.

by Charles Rushton

При необходимости не стесняйтесь продемонстрировать ей позу, которую вы планируете увидеть. Проявите индивидуальный подход – одним людям нравится, когда координируют каждое их движение, других это раздражает. Помните, что модель устает не меньше, а зачастую и больше, чем фотограф, поэтому не забывайте делать перерывы.

Много практикуйтесь

После получения теоретических данных на первое место выходит потребность в опыте. Только практика позволяет добиться хороших результатов в портретной съемке. Первые фотосессии можно утраивать при помощи родственников и друзей. Снимая близких людей, вы будете меньше нервничать, а они поддержат вас морально. Кроме того, ими вы наверняка будете руководить без всякого стеснения, добиваясь именно той позы, которая необходима для реализации сюжета. Это умение пригодится вам в будущем для получения хороших снимков.

Видеоканал Фотогора

Проблема освещения в портретной съемке

Фотография в переводе с греческого – «светопись». По-другому можно сказать — рисование светом. Свет – это самое главное в фотографии, это его основа. Поэтому фотографу очень важно научиться понимать, как свет работает в фотографии. А если фотограф понял это – то он легко может пользоваться им как инструментом для создания задуманного настроения, атмосферы происходящее на снимке. В одной статье всю физику не изложишь. Поэтому мы попробуем сегодня дать вам лишь несколько советов о том, как правильно подходить к проблеме освещения в портретной съемке. После того, как вы усвоите наши советы, вы легко сможете манипулировать светом в ваших целях.

Что вы хотите получить в итоге работы?

Прежде всего, вам нужно для себя решить, а чего же вы хотите добиться в своем снимке. Это очень важно, так как лишь после этого вы сможете определиться с методами, которые необходимо использовать для получения задуманных кадров. Можно посмотреть на работы других авторов, которым вы хотели бы подражать. Рассмотрите эти работы очень тщательно, постарайтесь понять характер освещения, которое было применено при съемке рассматриваемого снимка. Разберитесь, естественный свет на снимке или искусственный, студийный. Если студийный – то какие источники света были использованы. Где они располагались по отношению к объекту съемки. Этот анализ поможет вам понять, что необходимо для вашей собственной работы. Всё это и даст вам больше шансов получить хороший снимок.

Естественный свет

Для того, чтобы создаваемый вами портрет был более четким, тонким и имел бы естественный вид, хорошо применять естественный свет. Очень многие профессионалы любят при портретной съемке использовать естественный дневной свет, падающий на модель из окна. Используя этот метод съемки количество света можно контролировать с помощью штор или жалюзи. Так же можно удалять или приближать модель к окну, учитывать угол наклона света в зависимости от формы окна и его высоты.

Если вы снимаете на открытом воздухе, то будьте внимательны — постарайтесь правильно выбрать время суток для работы. Периода, когда солнце находится высоко в небе, при съемке нужно избегать. В это время свет очень яркий, резкий. Фотографировать на улице лучше всего или рано утром или попозже вечером. В эти периоды свет намного теплее и приятнее, он не такой грубый и резкий. И снимок у вас будет не такой контрастный.

Если возникает такая необходимость, при съемке с естественным светом можно использовать отражатель, который направляет прямой свет на объект съемки. В этом случае освещение будет более мягким и нежным, оно позволит избежать грубых теней на лице.

Фото: Simon Bray

Искусственный свет в студии

Студийный свет не должен быть для вас сложным в изучении. Но некоторые фотографы, которые преимущественно снимают на натуре, считают студийный свет сложным для понимания. Тем не менее, студийный свет с его различными осветительными приборами дает большое количество преимуществ. Так что некоторое время для изучения основ премудрости работы с искусственным светом уделить, всё-таки, стоит. Это достаточно важно.

Главное преимущество студийного света — возможность управлять им. Можете регулировать угол, под которым свет падает на модель, его направление и интенсивность, и даже цвет. Всё это открывает очень много творческих возможностей. Ведь свет солнца вы регулировать практически не можете.

Для первых опытов работы в студии лучше попрактиковаться с одним источником постоянного искусственного света. Попробуйте перемещать источник света относительно портретируемого, и внимательно наблюдайте, как это влияет на снимок. Не бойтесь этого делать, и вы получите вполне приличные фотографии. Ведь точно так же, как и при съемке на улице, источник света у вас один, только это уже не солнце, а осветительный прибор. И у вас над ним гораздо больше контроля, чем над солнцем. Согласитесь, это очевидное преимущество.

Фото: Yarden Sachs

Угол падения света

После того, как ваша модель удобно расположится, примет нужную позу, приступайте к перемещению источника света. Попробуйте получить желаемое освещение. Перемещайте источник света вокруг модели. Таким способом вы начинаете управлять углом и количеством света, который падает на фотографируемого. Очень быстр вы увидите и поймете, что даже незначительное передвижение источника света может привести к весьма существенным изменениям в светотеневом рисунке на лице модели. Как можно больше снимайте, делайте снимки с разными вариантами освещения. Благо, сегодня на это не нужно тратить дорогую фотоплёнку. Не начинайте с резких движений по перемещению источника света. Просто экспериментируйте, экспериментируйте. Но не забывайте о том, что объект съемки должен оставаться статичным. Двигайте лишь источник света.

Фото: Lizzie Harper

Несколько источников искусственного света

После того, как вы поймете, что у вас получается управлять одним источником света в студии, нужно задуматься о том, как использовать более сложный комплект осветительных приборов – два или больше. В этом случае у вас возникает намного больше возможностей для их взаимного расположения относительно модели. Всё зависит от вашего воображения и от того, каковы ваши планы на портрет, который вы хотите получить в итоге.

Фото: Alex Campos

Тональность фотопортрета

Когда вы снимаете портрет человека, вы наверняка хотите изобразить его в самом лучшем виде. А это значит, что вы стараетесь в одном снимке определить все основные черты и характер портретируемого. А это требует определенных навыков. Ну и кроме того, иногда и немного удачи. Но, тем не менее, чтобы не сбиться с намеченного пути, убедитесь, что вы не используете чересчур много света. Не забывайте, что избыток света на лице портретируемого делает его плоским и невыразительным. Лицо у каждого человека индивидуально, и поэтому с помощью правильно подобранной тональности можно подчеркнуть достоинства лица и скрыть или приглушить его недостатки. Переизбыток или недостаточность света могут привести к потере естественности на портрете.

Тени. Хорошие и плохие

Обычно в студиях используют достаточно мощные источники света. А такие приборы всегда дают очень сильные тени, в том числе на стенах и потолке студии. Между прочим, это далеко не всегда плохо. Более того, можно даже делать это и намеренно, так как эти глубокие и контрастные тени можно использовать в кадре как элементы композиции. Но, в то же время, они могут добавить и внешнюю мрачности и угрюмость портрету. Вот поэтому, если вы не планируете такие тени специально, то случайное их появление в кадре будет работать далеко не лучшим образом. Так что убедитесь, что таких нежелательных теней в вашем кадре нет.

Фото: Simon Bray

Ракурс

Ну вот. Модель приняла нужную позу, расположилась перед камерой удобно и выгодно. Посмотреть на нее просто приятно. Но — не останавливайтесь на достигнутом. Изменяя угол освещения портретируемого, попробуйте также изменить и ракурс, то есть угол, с которого вы будете снимать. Большинство фотографов при студийной съемке используют штатив. Это очень хорошо и даже правильно. Но, тем не менее, при работе в студии серьезное студийное освещение позволяет вам создать достаточно сильный световой поток, чтобы снимать с рук. Смело снимайте сверху, снизу, сбоку… Встаньте на стул, можете даже лечь на пол. Кадры, снятые с разными ракурсами, будут изображать модель совершенно по-разному! Бояться тут не следует. . Спокойно бродите вокруг модели и снимайте, снимайте, снимайте!

Контакт с глазами

Пожалуй, самый главный закон фотографического портрета гласит, что нужно убедиться, есть ли у вас контакт с глазами портретируемого. Или хотя бы с одним глазом модели. Исключения бывают из всех правил и законов, в том числе и из этого. Но тут скорее нужно говорить о везении. Для создания сильной связи зрителя и человека, изображенного на портрете, нужно сделать так, чтобы в кадре присутствовал хотя бы один глаз модели. Модель не должна смотреть в объектив. Но при мощном студийном освещении различные тени, тона и полутона, углы съемки зачастую скрывают, скрадывают глаза, и они бывают недостаточно хорошо видны.

Попробуйте сами

Хочется думать, что те, кто боялся студийной съемки, испытывал какие то трудности в работе с освещением при съемке портретов в условиях студии, прочитав наши сегодняшние советы и рекомендации, поймут, как просты и эффектны могут быть способы освещения. А для того, чтобы развивать в себе всё больше и больше уверенности, можно даже на несколько часов взять студию в аренду. Попросите кого-нибудь из своих друзей помочь вам в работе. Пусть друг перемещает источники света, а вы отслеживайте в видоискатель свет на лице модели. И пробуйте снимать при различных вариантах освещения. Так вам будет намного проще достичь желаемых результатов.

Фото: John Lemieux

Старайтесь, снимайте больше. И всё у вас получится!

Инструкция по освещению для портретной съемки

Свет – это основа фотографии, поэтому при съемке портретов, важно не только понимать, как он работает, но и уметь манипулировать им для создания нужного настроения и атмосферы на снимке. У нас нет времени на уроки физики, но мы постараемся дать вам некоторые подсказки и советы по поводу того, как подходить к освещению объекта съемки, когда вы фотографируете портрет. Вы сможете более эффективно его использовать.

Чего вы хотите добиться?

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.

Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.

Фото: Simon Bray

Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.

Фото: Yarden Sachs

Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.

Фото: Лиза Харпер

Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.

Фото: Alex Campos

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.

Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.

Фото: Simon Bray

Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.

Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

Объект не должен смотреть в камеру, но если вы используете студийный свет, то различные тени, тона и углы иногда отчасти скрадывают глаза и они могут быть видны не достаточно ясно.

Попробуйте сами

Мы надеемся, что для тех из вас, кто испытывал затруднения с применением освещения для портретной съемки, эти несколько советов позволили понять, насколько методы освещения могут быть эффективными и простыми. Чтобы вы развили в себе больше уверенности, можете арендовать фотостудию на пару часов. Попросите кого-то из друзей перемещать освещение, используя имеющуюся технику, и попробуйте различные варианты освещения. Это позволит вам наблюдать за изменением результатов и даст вам хорошую возможность сформировать свои предпочтения.

Портрет при естественном освещении

Портретная съемка – это одна из наиболее популярных и распространенных видов фотосъемки. Собственно, многие начинающие любители фотографии приобретают свою первую в жизни камеру как раз для того, чтобы запечатлеть на фото своих друзей и знакомых. Часто можно услышать мнение о том, что для того чтобы получить качественный портретный снимок необходимо снимать в студии при искусственном освещении.

Действительно, при искусственном освещении фотограф имеет возможность выполнить портрет с плавными тональными переходами и с точным распределением на лице модели света и тени. В условиях студии можно легко создать мягкий, рассеянный свет, который наилучшим образом подходит для осуществления портретной съемки. Однако все вышесказанное отнюдь не значит, что портреты лучше снимать исключительно в студии.

Съемка портрета при естественном освещении также имеет свои преимущества. Естественный свет помогает придать портретным снимкам индивидуальность и яркие, живые краски. При всем при этом портретная съемка на открытом воздухе, безусловно, создает фотографу определенные неудобства. Но, как показывает практика, эти сложности вполне преодолимы.

Говоря о проблемах, с которыми вынужден сталкиваться фотограф при естественном освещении, прежде всего, можно назвать большие перепады в динамическом диапазоне, что зачастую вносит неточности в автоматическую экспозицию камеры. При съемке портретов в условиях естественного освещения иногда приходится закрывать глаза на неполное воспроизведение диапазона яркостей. Но в большинстве случаев фотографу необходимо просто решать проблему определения точной экспозиции во время съемки, а также нахождения оптимальных настроек камеры.

При портретной съемке лучше всего использовать максимально открытую диафрагму, что дает возможность применять максимально короткую выдержку для снижения риска смазывания изображения и уменьшает глубину резкости таким образом, чтобы в фокусе находилась только модель. В компактных цифровых фотокамерах, где нет ручных настроек экспозиции через диафрагму и выдержку затвора, можно выбрать портретный автоматический режим съемки.

Для определения правильной экспозиции при съемке на открытом воздухе требуется вручную измерить яркость снимаемого объекта и яркость фона в режиме точечного замера. В том случае, если существуют существенные различия между моделью и какой-либо частью заднего фона, лучше изменить положение снимаемого человека. Для определения точной экспозиции можно использовать и переносной точечный экспонометр. При портретной съемке также требуется следить за балансом белого, который обычно в камерах выставляется по цвету кожи. Но в зависимости от характера освещения оптимальный баланс белого нужно корректировать для обеспечения правильной передачи изображения.

Постоянная необходимость корректирования настроек и экспозиции в условиях съемки при естественном освещении связана с тем, что сам естественный свет по мере движения солнца меняет свою интенсивность и цветовую температуру. Например, утренний свет благодаря более голубым тонам часто воспринимается как холодный и несколько унылый. В тоже время свет от заходящего солнца более теплый благодаря присутствию в нем желтых и оранжевых тонов. Фотограф, занимающийся портретной съемкой на открытом воздухе, должен понимать как солнечный свет с той или иной цветовой температурой отражается на настроении и характере снимка.

Наиболее оптимальными условиями для портретной съемки при естественном освещении считается время сразу после восхода или заката солнца. Портретные фотографии, снятые в эти часы, получаются с ярко выраженными, насыщенными цветами и мягкими тенями. Правда, в утренние часы хорошее освещение быстро исчезает, поэтому его необходимо «ловить». А вот вечером кульминационный момент проходит более медленно, а потому вечерний свет с его золотыми и оранжевыми тонами больше всего нравится профессиональным фотографам, специализирующимся на портретной фотографии.

Хорошие портретные снимки могут получиться и днем, когда солнце располагается за легкими, полупрозрачными облаками. В результате, появляется равномерное освещение, одинаково распределяемое по всей поверхности объекта, и не дающее сильных теней или бликов. А вот яркий солнечный день, вероятно, не самое лучшее время для портретных съемок. Жесткий прямой свет дает сильную контрастность, бликии густые, неприятные тени на лицах снимаемых людей. К тому же в этих условиях люди нередко щурятся на солнце, что также негативным образом отражается на портретном снимке. Знания о том, как оптимально использовать естественный свет с разной цветовой температурой, очень помогают фотографу при осуществлении съемок на открытом воздухе.

Итак, прекрасные портретные фотоснимки, созданные сияющим солнцем, получаются при съемке ранним утром или поздним вечером. Однако профессиональные фотографы учатся работать с естественным освещением таким образом, чтобы качественные фотографии выходили не зависимо от времени дня и цветовой температуры солнечного света. Для этого используются разнообразные технические приемы.

Например, при съемке в условиях яркого полуденного солнца фотографы пытаются найти своеобразную «световую преграду». Для этого, как правило, необходимо расположить модель в тени, например, под большим дубом, убрав снимаемый объект подальше от прямых лучей солнца. Следует избегать освещения лица модели прямым солнечным светом, поскольку он подчеркнет все недостатки лица и создаст резкие тени. Для получения интересных эффектов на фотографии можно также найти интересные природные отражатели света, например, кирпичную стену, песок или тротуар.

В целом, использование искусственных и природных отражателей при портретной съемке в условиях естественного освещения – это очень распространенный и полезный прием, ведь отражатели помогут смягчить освещение и заполнить тени. Сегодня в специализированных магазинах продаются различные складные модели отражателей, которые не занимают много места. Они представляют собой большие пластины, создающие заполняющий свет. Их грамотное использование позволяет добиться прекрасного естественного освещения лица модели.

Отражатели могут служить для отражения или рассеивания доступного света. Они могут быть с золотым, серебряным или белым покрытием для создания теплого, яркого и отраженного света. Пользоваться отражателями на открытом воздухе необходимо таким образом, чтобы легким, рассеянным светом привлечь внимание к лицу модели и убрать резкие тени. Кстати, вместо покупного отражателя можно всегда обойтись и листом обычного белого картона, площадь которого должна быть не меньше одного квадратного метра. Отражатели помогают фотографу создать блики в глазах модели и интересные тени, что делает ее более живой и яркой на портретной фотографии.

Принято считать, что никогда нельзя снимать против солнечных лучей, то есть солнце должно обязательно находиться позади модели. Однако это всего лишь на всего штамп, который с блеском опровергают многие профессиональные фотографы. Ведь снимая против солнца, можно получить потрясающий силуэт модели. Солнечные лучи такжесоздают в этом случае прекрасный эффект светящихся волос, который просто невозможно получить, когда объект съемки находится в тени от света. Справиться же с густыми тенями и высокой контрастностью снимка помогают все те же отражатели, которые нужно просто правильно расположить возле модели.

Снимая портреты на открытом воздухе при естественном освещении, многие начинающие любители фотографии очень мало внимания уделяет фону, концентрируя все внимание на переднем плане. И, очень напрасно, ведь плохой задний план может испортить всю фотографию. Задний план на открытом воздухе должен дополнять модель и работать на созерцание ее красоты. Это означает, что фон должен соответствовать характеру объекта.

Если есть задний план, который не будет отвлекать внимание от человека, но в тоже время может выразить нечто о его характере или эмоциях, то можно смело использовать его в портретной съемке. Задними планами также можно пользоваться как цветовыми палитрами, чтобы фон на снимках всегда выступал в роли своеобразной студийной декорации с нужным цветовым решением. Правильный выбор окружения модели и заднего плана – это одна из важных составляющих хорошего портрета. Разумеется, что выбирать задний план следует в соответствии с тем или иным освещением, характером цветовой температуры солнечного света.

Главное в портретной съемке – это привлечь внимание к человеку и попытаться выразить в фотографии его индивидуальность, характер и эмоции. Все это невозможно сделать без хорошего освещения. Понимание особенностей освещения на открытом воздухе, умение пользоваться ручными настройками камеры и световыми отражателями дает возможность фотографу получить гораздо больше интересных снимков. Портретная съемка в условиях естественного освещения может гораздо в большей степени способствовать раскрытию творческих способностей фотографа, чем привычная студийная фотография.

Как выставить свет для портрета: советы для новичков

Предвосхищая ваши ожидания, мы вынуждены сообщить – в этой статье вы не найдете описание некого «магически – всеобъемлющего» метода постановки света при съемке портрета в студии, который мгновенно возвысит ваши снимки на уровень «отцов» вроде Хельмута Ньютона, который снимал шедевральные портреты с одним источником света.

Ничего подобного не ждите – этот материал нужен для того, чтобы расширить ваш кругозор, поставить на путь истинный и, конечно же, рассказать о световых схемах для портрета.

Как поставить свет для портрета?

Для начала, господа новички, вам необходимо освоить работу с двумя источникамиосвещения. Почему так мало?

  • Во-первых, не всегда качество зависит от количества, хоть многие фотографы и любят говорить о том, что света не бывает много.
  • Во-вторых, как только вы научитесь делать невообразимые вещи с двумя источниками, то освоить три, пять и десять не будет для вас какой-то проблемой.
  • В-третьих, такое количество источников в студии – это стандартный минимум, который, порой одновременно является и максимумом. Смеем предположить, что вы либо уже оборудовали свою домашнюю мини-фотостудию, либо всерьез задумываетесь над этим. Имея ограниченный бюджет и небольшую площадь, два источника света (при съемке портрета особенно) – это оптимальный вариант.

Схемы света для съемки портрета

Схема первая

Используем один источник (моноблок и тарелку) плюс белый фон – таким образом получим строгий рисунок тени и света, а также стильный и четкий переход. Вашу «жертву» необходимо поставить как можно плотнее к фону для того чтобы фронтальный источник света нарисовал плотную, короткую тень на светлом фоне. Положение моноблока можете изменять в зависимости от задуманного результата – чем выше по отношению к «жертве» вы его разместите, тем длиннее получите тень.

Схема вторая

Используем один источник освещения (моноблок и белый зонт) плюс черный фон – так мы получим свет в портрете лишь с одной стороны. Такая схема добавляет снимку выразительности, правда, подходит она не для каждой «жертвы». Моноблок располагаем на уровне головы, модель стоит разместить чуть поодаль от фона.

Схема третья

Здесь мы используем два источника освещения (моноблоки и белые зонты) плюс белый фон, источники расположите по диагонали, как показано на схеме. Основной источник освещения создает мягкий рисующий свет. Дополнительный источник, в данном случае, будет создавать заполняющий свет, который устранит теневые провалы справа, и одновременно выступать в роли контрового света, добавляя объема портрету.

В данном случае нужно попросить модель повернуться к камере в «три четверти». Основной источник света располагаем либо на уровне лица, либо чуть выше. Дополнительный источник установите на уровне плеч, дабы свет на фоне лучше распределялся.

Схема четвертая

Здесь – моноблоки и белые зонты плюс белый фон. Источники расположите справа и слева от модели на уровне ее глаз (либо немного выше), согласно схеме. Оба источника заполняют, создавая мягкий рисунок. При такой схеме глубоких теней на лице вы не добьетесь.

Портретная съемка в beauty стиле частенько требует отражателя – он помогает ровно распределить по лицу свет, смягчить теневые переходы на шее и нижней части лица.

Схема пятая

Портрет в контровом свете. Используйте два источника: все те же белые зонты и моноблоки плюс черный фон. Эта схема называется «треугольник», ибо источники создают светом данную фигуру на лице модели. Устанавливаются источники по диагонали справа и слева относительно модели. Основной источник слева – это «рисующий свет».

Схема шестая

Установите моноблоки и один белый зонт согласно схеме. Основной источник – это заполняющий свет, а дополнительный выступает в роли контрового света, который добавляет объем фотографии. Также примените «чашку» в качестве рассеивателя, которая идет в тандеме с моноблоком. Она поможет создать жесткие переходы света и тени.

Схема седьмая

Оба источника устанавливаем позади модели, справа и слева, и направляем на фон под углом 45 градусов, согласно схеме. Мы получаем легкую засветку и красивый силуэт. Конечно, детализация теряется, но не в этом суть созданного стиля фотографии. Если мелкие детали вам очень важны, используйте описанные выше схемы студийного света. Портрет в данном случае смотрится очень стильно и загадочно.

Мужской портрет: схемы света

Конечно, фотографируя мужчину, вы можете использовать и другие схемы света для портрета. Но, та, которую мы хотим представить, практически универсальна. Здесь также два, уже привычных нам, источника света. Один моноблок расположите за фотоаппаратом, фронтально по отношению к модели, так вы получите свет умеренной жесткости. Второй установите за моделью и подсветите фон (желательно темный), тем самым вы немного подсветите силуэт вашей модели и добавите объема фотографии.

Надеемся, что информация была изложена не слишком замудрено, и вы с легкостью сможете воспользоваться нашими советами. Если вы всерьез решили заняться студийной съемкой, то предлагаем вам прочесть еще одну статью о том, как снимать в студии.

Освещение в фотопортрете

При портретной съёмке в студийных условиях боль­шей частью используют несколько источников освеще­ния, каждый из которых вы­полняет определённую функцию. Источник рисующего света, об­разующий основной светотене­вой рисунок, всегда рас­положен по отношению к лицу портретируемого в передней полусфере, т. е. виден ему, чаще всего расположен выше лица портретируемого и редко ниже. Переднебоковое, несколько верхнее освещение наибо­лее привычно для нашего глаза, и вместе с тем оно оптимальным образом выявляет объёмную форму лица. Его кон­кретное расположение за­висит от формы лица портретируемого.

Однако фотографирование при одном источнике света производится крайне редко. Это объясняется как высо­ким контрастом светотене­вого рисунка, так и плохой проработкой деталей в тенях. Для устранения этих недо­статков кроме рисующего све­та при портретной съёмке используют также заполняющий свет. Не изменяя существенно освещённости тех участков лица, на которые падает рисующий свет, он ощутимо подсвечивает тене­вые участки. Для того, чтобы заполняющий свет не пере­бил светотеневой рисунок от рисующего света, полезный световой поток источника за­полняющего света в боль­шинстве случаев выбирают равным 20—25 % по отношению к источнику ри­сующего света, а сам освети­тель размещают в непосредственной близости от оптической оси объектива фотоаппарата с тем, чтобы все тени были равномерно подсвечены. При этом желательно, чтобы осве­титель находился с той же стороны от фотоаппарата, что и источник рисующего света.

Для лучшего выделения объёмной формы головы и фи­гуры портретируемого, осо­бенно при съёмке на тёмном фоне, используют один или два источника модели­рующего света. По на­правлению свет этих источ­ников является верхнезадне-боковым, по характеру све­тового потока — узконаправленным. Устанавливают их таким образом, чтобы свето­вой поток скользил по голове и лицу портретируемого, соз­давая световые блики на вис­ках, скулах и щеках.

Для подсветки причёски и плеч портретируемого кроме мо­делирующего часто исполь­зуют контровой свет, источник которого располагают сзади над головой портрети­руемого. Этот источник так­же является узконаправлен­ным. Так как осветители мо­делирующего и контрового света расположены сзади портретируемого и направ­лены в сторону фотоаппарата, во время съёмки необходимо тщательно следить, чтобы их свет случайно не попал в объектив и не вызвал па­разитной засветки.

Для освещения фона необ­ходим источник фонового света. Место его разме­щения и характер создавае­мого им светового потока выбирают в зависимости от решаемых изобразит, задач. Для получения на снимках нейтрального белого фона, лишённого деталировки, не­обходимо, чтобы освещён­ность фона превышала осве­щённость самых светлых мест на лице портретируемого на 1 —11/2 ступени экспозиции. При более ярком фоне воз­можно исчезновение границ между лицом и фоном и появ­ление световых наплывов на лице и фигуре портретируемого. Неравномерное освещение фона способствует более объёмному выделению фигуры человека. 6 этом слу­чае для создания ритмичного рисунка чередования светлых и тёмных участков изобра­жения, фон освещают таким образом, чтобы светлые участки лица и фигуры пор­третируемого соседствовали с более тёмными участками фона и наоборот. Следует также иметь в виду, что тём­ный предмет на светлом фоне кажется заметно меньшим, чем такой же светлый пред­мет на тёмном. Поэтому лица с крупными чертами жела­тельно фотографировать на притенённом, нейтральном фоне.

Освещение на открытом воздухе зависит от высоты стояния солнца, состояния неба и атмосферы. Солнеч­ный свет может дать на портретной фотографии са­мые разнообразные свето­вые рисунки. Портреты на натуре хорошо получаются, если солнечный свет несколько смягчён лёгкими облаками, закрывающими солнце. Мягкое освещение получается также в утренние и вечерние часы. В близкое к полудню время условия для освещения портрета становятся крайне неблагоприятны. Высокое солнце даёт глубокие тени под носом, от надбровных дуг, от скул и т.д. В натурных съёмках широко используются всевозможные отражатели и затенители. Грамотное их использование позволяет добиваться прекрасной освещенности портретируемого.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Женский портрет в студии: как работать со светом

Начинающие фотографы, как правило, боятся студий как огня. Одним кажется, что сложно работать со студийным оборудованием; другие утверждают, что снимать в студии скучно. Это — два самых распространённых заблуждения.

Сейчас практически в каждом городе можно арендовать студию для фотосъёмок. Большинство из них интерьерные, что позволяет решать многие задачи. Но начинать учиться рисунку светом я рекомендую в той студии, где нет иных декораций, кроме чёрного и белого фона. Таким образом, вы будете сосредоточены исключительно на модели и сможете увидеть, как расположение ламп вокруг нее создаёт тот или иной светотеневой рисунок.

Техника и настройки

Я снимаю на камеру Nikon D800, чередуя два объектива: зум Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor и фикс Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Зум объектив подойдёт тому, кто впервые снимает в студии: с ним возможно быстро менять планы. Фикс объектив устроит любого фотографа: он недорогой, но при этом даёт очень резкую картинку, особенно на прикрытой диафрагме. А открытой диафрагмой в студии пользуются очень редко.

Для съёмки в студии не обязательно иметь дорогое фотооборудование. Подойдёт камера любого уровня, от любительской до профессиональной. К примеру, Nikon D7200 и Nikon D5500 отлично справятся со студийной съёмкой. Главное условие для работы со светом — наличие разъёма для установки синхронизатора, или, как его ещё называют, «горячего башмака». Также необходима возможность управления ISO, выдержкой и диафрагмой вручную. Пусть вас это не пугает, потому что по факту выдержка не влияет на количество света, попадающего в объектив фотоаппарата. Для студийной съёмки она должна быть 1/125–1/200, при этом равной выдержке синхронизации, обычно лежащей в пределах 1/160–1/200, в зависимости от модели камеры. Если же выдержка окажется короче значений синхронизации, то на снимках появятся чёрные полосы от шторок затвора. Значение ISO в студии всегда ставят на минимум: ISO 100 или ISO 200, что определяется возможностями вашего фотоаппарата. То есть, единственным вашим корректором при съёмке будет диафрагма.

В самом начале съёмки сделайте несколько пробных кадров и отрегулируйте все необходимые показатели. При выборе оптики помните, что неудобно работать с длиннофокусным объективом (выше 85 мм), так как в студии может просто не хватить места, чтобы снимать модель в полный рост.

Световые схемы

Сегодня я покажу вам несколько несложных схем света, которыми вы сможете пользоваться для гарантированного получения результата.

Принято считать, что женский портрет требует более мягкого света, чем мужской. Резкие тени украшают лица мужчин и делают грубее женские.

При работе с источниками света используйте синхронизатор. Прикрепите его на разъём внешней вспышки на камере, чтобы управлять источниками света с помощью приёмника синхронизатора, который подключён к одной из ламп. Следите, чтобы эта лампа была у вас включена при съёмке, тогда синхронизация будет срабатывать. Делая снимки для этой статьи, я использовала насадки для осветителей: октобокс, софтбоксы, рефлектор и стрипбокс. Также был использован светоотражатель.

Насадки и их применение

Софтбоксы бывают двух видов: прямоугольные, квадратные и восьмиугольные (октобоксы). Они нужны для создания мягкого света. Для фотографии во весь рост используют большой прямоугольный софт; для портретов, как правило,— небольшой квадратный.

Октобокс имеет форму восьмиугольника. Чаще всего его используют на журавле, так как насадка сама по себе достаточно массивная и позволяет осветить большую площадь. Один октобокс запросто подойдёт для съёмки группового портрета. Его свет мягкий, напоминает дневной свет из окна.

Стрипбокс — это узкий прямоугольник. Используются в основном для контрового света, чтобы создать красивые объёмные блики на модели.

Рефлектор даёт жёсткий свет. Подходит для контрового света, для освещения фона, для создания портретов с резкими тенями. Зачастую используется не один, а со «шторками», или сотами, для регулировки света. Во время творческих экспериментов можно использовать для него цветные фильтры.

Светоотражатель — аксессуар фотографа, который помогает отзеркалить падающий яркий свет и, таким образом, подсветить теневую сторону модели или объекта. Благодаря этому снижается контраст между ярко освещённой стороной и теневой. Формы светоотражателя могут быть различными, цвета поверхности — нескольких оттенков: белого, серебра, золота. Каждый оттенок используется для получения определённого света. Золото делает отражённый свет более теплым, серебро — холодным, а белый — нейтральным. Очень полезный и недорогой аксессуар, который пригодится фотографу не только в студии, но и на пленэре: например, поможет смягчить тени в солнечную погоду.

Схема 1: Светлый фон

Начнём с самого простого: с использования одного источника света при съёмке на светлом фоне. Расположите его от модели примерно на 45 градусов и попросите модель повернуться к источнику лицом.

Таким образом, у нас получается вот такая картинка:

Источник с насадкой софтбокс даёт мягкие свет и тени. Насадка располагалась слева, тени образовались справа.

Схема 2: Светлый фон

Теперь можно добавить такой же источник справа, чуть сзади модели. Практически софтбоксы должны стоять по диагонали друг к другу.

Получается вот такая картинка:

Обратите внимание: справа появились блики на лице, плече и руке, что придало фотографии больше объёма.

Контровой свет нужен для того, чтобы отделить модель от фона и создать вокруг неё светлый ореол, а также получить освещённый контур фигуры благодаря бликам. Источник контрового света всегда расположен позади модели и направлен на неё. По мощности он всегда слабее того источника, что находится перед моделью.

Схема 3: Тёмный фон

Теперь можно посмотреть, как один источник будет рисовать в условиях тёмного фона.

Располагаем источник чуть сбоку и чуть выше модели.

Как видите, наша модель слилась с чёрным фоном. Чтобы отделить её, нам понадобится ещё один источник с насадкой «рефлектор». Направьте его только на фон. Мощность этого источника должна быть слабее мощности того, что направлен на модель.

Теперь ясно видно, что модель не в чёрной дыре; за ней есть пространство.

Схема 4: Тёмный фон

Ещё одна несложная схема выглядит так: с одной стороны от модели вы ставите софтбокс, а по диагонали, чуть за моделью — стрипбокс с сотами. Соты — это насадки в виде крупной решётки для получения строго направленного светового потока. Благодаря сотам свет не расходится в стороны, но остаётся таким же мягким как всегда, когда льётся из софтбокса.

В этой схеме есть один недостаток: сильные тени упадут в область шеи. Чтобы этого избежать, я добавляю светоотражатель снизу.

Примеры ниже: до добавления светоотражателя и после.

Добавим света на фон, чтобы отделить его от модели.

Схема 5: Белый фон

При съёмке на белом фоне можно использовать следующую схему. Расположите два источника (в данном случае — софтбоксы) позади модели, направив их на фон и один — перед моделью, осветив её саму. Источник должен быть чуть выше, чем камера (я использовала журавль с октобоксом).

Схема 6: Экспериментальная

Сейчас я приведу пример экспериментальной съёмки. Ведь студия просто создана, чтобы экспериментировать! Мой опыт — это попытка поиграть с тенями. Возьмите один источник с рефлектором и передвигайте его, меняя положение под разными углами относительно модели. Делайте кадры и наблюдайте, какие тени у вас получаются. Такая простейшая схема поможет создать интересный снимок!

Схема 7: Бьюти

Для тех, кто любит журнальные бьюти портреты, подойдёт такая несложная, но дающая красивый результат схема. Установите октобокс на журавле чуть выше модели и перед ней. Стрипбокс открепите от стойки и положите на пол, направив на модель снизу (я подложила рефлектор). На выходе получается нежная картинка!

Не бойтесь пробовать! Студия помогает по-новому взглянуть на фотографию и открыть в ней неизведанные горизонты!

Ссылка на основную публикацию