Про объективы простым языком | Foto-kadr.ru

Про объективы простым языком

Как выбрать объектив?
Путеводитель по джунглям объективов

Фотолюбители, как известно, делятся на две основные категории. К первой относятся те, которые, смотря на фотографию, восклицают: «Ух ты! Аж мурашки!» Правда, там же встречаются и такие, которых мурашки по каждому поводу не затаптывают, но фотография все равно действует на них на эмоциональном уровне. Интересно, что эти люди, как правило, к фотоаппарату относятся или как к неизбежному злу, без которого было бы гораздо лучше, или как к живому существу.

Эта статья предназначена, в основном, для тех, кто фотографирует, «нажимая на маленькую кнопочку». Мы сделали все возможное для того, чтобы статья была интересна читателям и легка для восприятия. В ней вы найдете информацию, где находится шкала глубины резкости, как отличить эксповилку от трансфокатора и многое другое.

Представителей второй категории в фотоизображении интересуют несколько другие вещи: каким объективом снято, на какой диафрагме, или, и того хуже, каковы разрешающая способность и технология изготовления матрицы. Не вдаваясь в дискуссию о том, кто больше прав, констатируем, что для настоящего понимания фотографии, необходимо, хотя и не достаточно, как чувственное (мурашки), так и интеллектуально-аналитическое (знания и навыки) к ней отношение.

Эта статья предназначена, в основном, для тех, кто фотографирует, «нажимая на маленькую кнопочку». Правда, в целях сохранения вселенского равновесия мы постарались сделать все возможное, чтобы она была интересна и читателям, которые в курсе, где находится шкала глубины резкости, и даже совсем уж изощренным фотографам, способным отличить эксповилку от трансфокатора.

Фокусы и расстояния

Прежде всего, давайте определимся с терминологией.
Фотоаппарат состоит из двух частей — оптической системы, называемой объективом, и светонепроницаемой коробочки, в которую через объектив попадает свет. Фотоаппараты делятся на мыльницы, зеркалки и дальномерки. Мыльницы, даже цифровые и самые продвинутые, отличаются от прочих видов тем, что объектив можно отделить только при помощи грубой силы. Зеркалки или, по-взрослому, однообъективные зеркальные аппараты и дальномерки — аппараты с наведением резкости посредством сведения двух изображений, предусматривают возможность использования сменных объективов.

У еще не поднаторевшего в фотографических хитростях, но пытливого читателя наверняка возникает вопрос: а зачем, собственно, использовать эти самые сменные объективы? И вообще, что это за объективы такие, если их нужно время от времени менять? Спокойно, сейчас разберемся.

Объектив — это оптический прибор, создающий на плоской поверхности уменьшенное изображение того, что находится перед ним. Приборы, как известно, обладают всевозможными свойствами и характеристиками, и объективы в этом смысле не исключение. Главные свойства объектива — фокусное расстояние, аберрации (искажения) и максимальная светосила. С аберрациями разберемся в другой статье, в другом номере, а про светосилу — обязательно здесь, но чуть позже.

Фокусное расстояние (ФР) определяет масштаб проецируемого изображения (отношение линейных размеров изображения к реальному объекту). В случае тонкой линзы ФР равно расстоянию от центра линзы до точки пересечения (за линзой) параллельных (перед линзой) лучей. Большинство объективов, за исключением так называемых моноклей, состоят из нескольких элементов, и в них ФР вычисляется гораздо сложнее. С практической точки зрения, важно знать, что, чем больше ФР, тем сильнее объектив «приближает». Объективы с большим ФР или, как говорят, с длинным фокусом, называются телеобъективами, или телевиками. Их обычно используют для фотографирования удаленных объектов. От фокусного расстояния также зависит угол обзора, причем, для большинства объективов зависимость обратно пропорциональная. Объективы с малым ФР называются широкоугольными. Представить себе, как работает короткофокусная оптика, можно, вспомнив картинку в обычном дверном глазке.

Возникает вопрос: раз бывают длинно- и короткофокусные объективы, значит должно быть что-то между ними? Как понять, при каком фокусном расстоянии, объектив становится телевиком, а при каком — широкоугольником?

Интуитивно понятно, что при определенном ФР изображение будет выглядеть «нормально», то есть, не приближенно и не удаленно. Такой объектив и называется нормальным, и определить его фокусное расстояние можно, руководствуясь не только шестым чувством. Оказывается, ФР идеального нормального объектива равно диагонали кадра. Для самого распространённого в мире пленочного формата с размерами кадра 24×36 мм нормальное фокусное расстояние примерно равно 43 мм. С легкой руки Оскара Барнака, изобретателя узкопленочной камеры Leica, фокусное расстояние нормального объектива округляется до 50 мм. Это было продиктовано практическими соображениями: в начале прошлого века еще не умели делать короткофокусные объективы с картинкой, достаточно резкой для печати через увеличитель. Для так называемого среднего формата с квадратным кадром 60×60 мм нормальное фокусное расстояние примерно равно 80 мм. В цифровой фотографии, за редкими исключениями, размер кадра меньше, чем 24×36 мм, и соответствующее фокусное расстояние определяются при помощи так называемого кроп-фактора — отношения диагонали стандартного кадра к диагонали цифрового сенсора. Об этом читайте в статье про матрицы.

Давайте резюмируем сказанное. Итак, принимая 35мм-кадр за стандарт, все объективы с фокусным расстоянием от нуля до 50 мм можно считать широкоугольными, а от 50 мм до бесконечности — длиннофокусными. Фотографическую оптику по области применения можно разделить следующим образом:

Какие бывают объективы и чем отличаются друг от друга

Основные параметры объективов фотокамер

Разновидностей объективов, отличающихся друг от друга характеристиками, целая масса. Давайте рассмотрим их основные параметры, таким образом мы сможем иметь представление о них для личного применения и
необходимых свойствах.

Тип крепления

Если вы обладатель камеры со сменным объективом или задумались над покупкой таковой, то вам необходимо иметь представление о типе крепления — байонета. Сразу стоит отметить, что почти у каждого производителя камер со сменными объективами имеется индивидуальный, фирменный тип байонета (может быть даже несколько), поэтому, обращайте внимание при покупке объектива одного производителя с камерой на совместимость с ней.
Предположим, что вы захотели купить новый объектив для фотокамеры: Canon EF-S (любительский). Данный байонет совместим со старшей моделью Canon EF, но нет обратной совместимости! Вот такой нюанс, камеры с типом крепления EF-S работают с объективами EF, но не наоборот. Проблема их совместимости заключается в следующем: в объективах EF-S для уменьшения размера задняя линза вынесена за плоскость крепления и в камерах с байонетом EF может повредить зеркало.

А вот у компании Sony все проще, для своих «зеркалок» А серии она применяет старый байонет Minolta А. В связи с этим, камеры Sоnу могут использовать как современные объективы Sоnу, так и старые от Minolta и Коniса Minolta.

Модификаций объективов среди фотокамер великое множество. Чтобы получить возможность использовать какой-нибудь байонет на своей камере используйте специальные переходники для объективов. Например, для современного Nikon с помощью таких опциональных принадлежностей можно поставить объектив от старенького Leica.

Внимание! Все современные байонеты обеспечивают электрическую связь между камерой и объективом, которая необходима для работы системы авто фокусировки и передачи камере сведений о настройках объектива. Имейте ввиду, что использование переходника препятствует работе этих функций.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние — основной параметр, измеряемый в миллиметрах, который определяет принадлежность объектива. Иными словами, данная характеристика информирует пользователя о рабочем расстоянии до объекта фотосъемки или насколько он масштабирует картинку.

Относительно объективов, фокусным расстоянием называют расстояние между главной точкой объектива и матрицей. Чем данный параметр больше, тем меньше угол зрения объектива и тем больше рабочее расстояние до объекта. Используя зум-объектив, можно изменять его фокусное расстояние, следовательно, в маркировке указывают минимальное и максимальное значения. В зависимости от этих величин объективы делятся на несколько типов. Рассматривая их, стоит учесть, что указанные цифры применимы к 35-миллиметровой пленке и аналогичным по размеру матрицам, а для фотоаппаратов с уменьшенным размером той самой матрицы цифры немного различны.

Типы объективов с классификацией по фокусному расстоянию

  • Стандартные объективы (фокусное расстояние

5 — 70 мм). Таким объективом получают изображение, приближенное к углу зрения человека. Подходят для студийной и репортажной фотосъемки. Их оптическая схема относительно проста, тем самым они дешевле длиннофокусных объективов аналогичного класса. Но, выбирая тот или иной объектив, помните, что разница в цене обусловлена не качеством, а сложностью изготовления. Даже с помощью дорогого длиннофокусного объектива можно получить картинку хуже стандартного объектива.

  • Портретные объективы (50-85 мм). Используя при фотосъемке объективы с такими фокусными расстояниями, вы получите меньше геометрических искажений, чем при более коротком. Плюс ко всему, в отличие от телеобъективов (так называемых «телевиков»), обеспечивают приемлемую светосилу, о которой я подробнее расскажу несколько позже. Исходя из этого, такие объективы считаются оптимальными для съемки людей.
  • Длиннофокусные, телеобъективы (> 85 мм). Предназначены для фотосъемки с дальнего расстояния, без возможности приблизиться к объекту. Подходят для съемки архитектурных объектов, животных, спортивных мероприятий, удаленных знаменитостей и т.п. Широкоугольные (24 — 35 мм) и сверхширокоугольные ( of your page —>

    Выбор объектива. 7 ключевых факторов

    В этой статье мы ответим на 7 ключевых вопросов, на которые следует ответить самим себе, прежде чем купить новый объектив. Кроме того, мы поговорим об основных факторах, на которые следует обратить внимание, при покупке объектива.

    Объектив представляет собой трубу, пластиковую, или металлическую, со стеклом на каждом конце, при этом объектив может вместить до 20 (или около того) отдельных линз, собранных в несколько (до десяти) групп.

    К другим элементам объектива относят лепестки диафрагмы и двигатель автофокуса. Все эти элементы обеспечивают корректную и качественную работу объектива. Очевидно, что для обычного пользователя сложная оптическая система объектива достаточно проста в использовании, и не требуется никаких особых навыков, что бы научиться пользоваться объективом.

    От объектива, который вы выберите и подсоедините к своей камере, в дальнейшем будет зависеть качество фотографий, поэтому правильный выбор — залог будущего успеха. Основным фактором является фокусное расстояние. Фокусное расстояние – это расстояние между оптическим центром объектива и датчиком, его легче представлять.

    Для камеры с полноразмерной матрицей, стандартный объектив 50 мм. Объективы с фокусным расстоянием короче 50 мм называются широкоугольными объективами, а объективы с фокусным расстоянием более 50 мм — телеобъективами.

    Какой подойдет именно вам, будет зависеть от того, что вы планируете фотографировать, и от расстояния, на котором будет находиться этот объект.

    7 вопросов, на которые следует ответить, покупая объектив


    Какое фокусное расстояние мне необходимо?

    Подумайте, о том, что вы планируете фотографировать, тогда вы сможете определить каким фокусным расстоянием должен обладать ваш объектив. Если у вас уже есть широкоугольный объектив, возможно, есть необходимость рассмотреть вариант приобретения телескопического объектива, и наоборот.

    Если финансовые возможности позволяют, вы можете выбрать для себя, так называемый универсальный объектив, фокусное расстояние которого охватывает диапазон 18-200 мм, то есть от широкоугольного до телескопического значения.

    Какова светосила объектива?

    Объектив с максимальной диафрагмой в диапазоне от f/1.2 до f/4 часто называют «ярким» объективом. Объективы с более широким отверстием, пропускают много света, что позволяет устанавливать высокую скорость затвора. С такими объективами вы сможете делать прекрасные изображения в условиях низкой освещенности.

    Яркие объективы, как правило, очень качественные, но они зачастую громоздкие и дорогие, поэтому не каждый фотограф может позволить себе купить такую оптику.

    Менее яркие объективы, как правило, намного дешевле и легче, но при этом, снимая при плохом освещении, возникает необходимость повышения настройки ISO (что в последствии влечет потерю качества и появления шумов на изображении).

    Например, если объектив с максимальной диафрагмой f/2.8 позволяет установить скорость затвора 1/125 сек. при 100 ISO, то объектив с максимальной диафрагмой f/5.6 позволит вам установить такую же скоростью затвора, при ISO 400, в тех же условиях.

    Более широкое отверстия также способствует меньшей глубине резкости, что особенно полезно в портретной фотографии.

    Качество изображений?

    Только пользуясь объективом, можно действительно узнать о качестве фотографий, которые он делает. Поэтому прежде чем отдать предпочтение тому, или иному варианту, почитайте отзывы и пообщайтесь с людьми, которые уже работают с данной оптикой. Только так вы сможете узнать, насколько четкие и резкие снимки делает тот или иной объектив, и решите для себя, устроит ли вас такой результат.

    Какое минимальное расстояние фокусировки?

    Насколько близко необходимо приблизится к объекту съемки, что бы объектив смог сфокусироваться на нем. Это очень важный момент, который следует учитывать при выборе объектива, особенно при выборе телескопического объектива.

    Разумеется, объектив, который способен многократно приблизить объект, очень хорош, но если вы не можете сделать снимок с достаточно близкого расстояния, (например, если требуется сделать портрет) то вам придется приобретать специальные кольца, увеличивающие физический размер объектива, тем самым давая возможность снимать с более близкого расстояния.

    Вращается ли кольцо фильтра?

    У относительно недорогих объективов, передний элемент, вращается во время фокусировки объектива. Это вызывает некоторые проблемы, в случае, если у вас закреплен поляризационный фильтр. Единственным решением данной проблемы заключается в том, что бы сфокусироваться , а затем включить автофокус с переключением в режим ручной фокусировки.

    На какую сумму вы рассчитываете?

    Покупка нового объектива, это всегда довольно дорогое удовольствие. Даже самый обычный и недорогой объектив будет стоить не меньше 100 долларов. Реально оцените свои возможности, и определите ту сумму, которую вы согласитесь потратить на новую оптику.

    Более дорогой объектив, как правило, более яркий, с его помощью вы сможете с легкостью фотографировать при плохом освещении, без необходимости повышения уровня ISO, при этом недорогие объективы менее яркие f/3.5 при широкоугольном значении и 5,6 в положении телефото.

    Работая с недорогим, менее ярким, объективом вам придется устанавливать высокое значение ISO, а значит, терять качество изображения. При этом, с такой оптикой вы не добьетесь малой глубины резкости. Высококачественные объективы более устойчивы к хроматическим аберрациям и искажениям. Но помните, идеального объектива не существует.

    Физические характеристики

    Внешние особенности объектива так же не следует упускать из виду, потому что они влияют на удобство работы с данной оптикой. Обратите внимание на вес, фактуру, габариты нового приобретения. Дешевые зум-объективы могут быть шаткими и неустойчивыми, в то время как более дорогие надежно крепятся на камеру.

    На что следует обратить свое внимание при покупке

    На какие основные особенности объектива следует обратить внимание при покупке нового объектива:

    • Фокусное расстояние и возможность его изменения;
    • Угол поля зрения объектива (часть сцены, которая помещается в кадр);
    • Светосила, то есть, отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию;
    • Разрешающая способность, то есть способность объектива делать четкие снимки;
    • Тип байонета и диаметр резьбы для крепления к камере;
    • Наличие крепления для фильтров;
    • Стабилизация изображения, есть ли она в объективе, или нет;
    • Переключение между ручной фокусировкой и автоматической;
    • Наличие или отсутствие бленда (аксессуар необходимый для защиты от ярких солнечных лучей).

    Объяснение маркировки объективов

    Если вы новичок в фотографии и покупке оптику в первый раз, вы, наверняка, заметили много странных символов и аббревиатуру, используемую в маркировке объектива.
    Эта шпаргалка поможет вам понять основные обозначения, используемые при маркировке объектива

    Как выбрать объектив?

    Эта статья является логическим продолжением статьи “Как выбрать фотоаппарат”. Сейчас мы поговорим о выборе объектива. Как вы помните из прошлой статьи, одна из трёх составляющих качественной фотографии – это объектив. А значит, вам нужно ориентироваться на рынке объективов и знать, за что отвечает каждая из характеристик. После изучения этой статьи вы без труда сможете выбрать объектив под свой фотоаппарат.

    Наш разговор пойдёт в основном про сменные объективы, т.е. объективы для зеркальных и гибридных (беззеркальных) камер, однако всё нами рассмотренное (за исключением понятия байонет) также будет справедливо и для объективов обычных цифровых фотоаппаратов (несменные объективы).

    Как выбрать объектив?

    Если кратко, то объектив – это оптическая система из одной или нескольких линз, заключенных в специальный корпус. Корпус производится под определённый тип фотоаппаратов, т.е. один и тот же объектив может и не подойти к двум разным фотоаппаратам.

    Совместимость фотоаппарата (крепление) с объективом называется байонетом. Практически у каждой фирмы-производителя свой байонет. К примеру, объективы Canon оснащаются байонетом EF, Nikon – AF, Olympus – Zuiko Digital и так далее. Существуют и универсальные объективы, которые подходят к нескольким байонетам сразу. Сюда относятся, к примеру, объективы Sigma с байонетом AF. Они подходят как для камер Canon, так и для Nikon. Таким образом, байонет – первое, на что вам нужно обратить внимание при покупке дополнительного объектива к своей зеркальной или гибридной камере. Как узнать, какой байонет у вашего объектива? Очень просто. Обычно эту информацию указывают прямо в названии. Например, в названии объектива Sony E 30mm f/3,5, E – это и есть байонет.

    Свет из окружающей среды, проходя через оптическую систему объектива, попадает на матрицу и формирует изображение. А значит, качество самих линз играет не последнее значение. Как правило, чем дороже объектив, тем более качественными линзами он оснащён.

    Следующей важной характеристикой объектива является фокусное расстояние. Этот параметр определяет, насколько ваш объектив приблизит или отдалит объект. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах, так что вы без труда узнаете его в названии объектива. К примеру, у объектива Canon EF-S 18-135mm f/3,5-5,6 фокусное расстояние равняется 18-135mm. На фокусном расстоянии завязано деление на сверх-широкоугольные, широкоугольные, стандартные и теле-объективы.

    Сверхширокоугольные объективы.

    Фокусное расстояние от 8-24mm. Эти объективы не даром называются широкоугольными, потому при съёмке с таких объективов в кадр “влезает” больше пространства. Широкоугольники хорошо подходят для съёмки архитектуры, пейзажей и интерьеров. Объективы с фокусным расстоянием 8mm создают эффект “рыбьего глаза”.

    Широкоугольные объективы. 24-35mm. Также неплохо снимают архитектуру и природу, иногда их используют для съёмки портретов.

    Объективы со стандартным фокусным расстоянием. Диапазон фокусных расстояний 35-80mm. Эти объективы передают перспективу наиболее приближено к тому, как видит её человеческий глаз. Фокусное расстояние 35mm – это практически угол зрения человека. Это универсальные объективы, ими можно снимать всё, кроме макро и дикой природы.

    Теле-объективы.

    Фокусное расстояние от 80mm и выше. Предназначены для съёмки с больших расстояний. Хорошо подходят для фото дикой природы, различных удалённых объектов и портретов.

    Фокусное расстояние бывает переменным или фиксированным. Объективы с переменным фокусным расстоянием называют зумами, соответственно фиксированные – фиксами. Фиксы не способны приближать изображение (приблизить объект можно только подойдя к нему), в то время как зумы позволяют снимать крупным планом, не делая ни единого шага. Кратность зума рассчитывается путём деления большего значения из диапазона фокусных расстояний на меньшее. Так, уже упомянутый Canon EF-S 18-135mm имеет кратность зума 7x.

    Стоит внести одну важную поправку – на фотоаппаратах с кроп-фактором реальное фокусное расстояние получается больше, чем указано на объективе. Почему? Кроп-фактор – это размер матрицы по отношению к полноразмерному плёночному кадру. Полноразмерными матрицами обладают дорогие профессиональные модели зеркальных камер. Все остальные камеры (любительские, полупрофессиональные зеркалки и беззеркальные) оснащены “кропнутой” матрицей. Объектив проецирует на матрицу полноразмерный кадр, но так как её физический размер меньше, то изображение обрезается. Получается, что объектив с фокусным расстоянием 35mm при съёмке камерой с популярным форматом матрицы APS-C (кроп 1,5) получает угол обзора объектива 52,5mm. Рассчитывается это умножением реального фокусного расстояния объектива на кроп-фактор.

    Двигаемся дальше, и следующий важный параметр объектива – светосила. Это величина, определяющая, сколько света может пропустить объектив на матрицу.

    На практике, чем более светосильным является объектив, тем лучше будет освещённость и детализация фотографии в тёмное время суток. Светосила также позволяет вести съёмку на более коротких выдержках (для такой съёмки требуется очень хорошая освещённость) и получать большую глубину резкости (размытие той части изображения, которая находится не в фокусе). В названии объектива светосила отражается буквой f и последующими цифрами. Чем меньше значение этого параметра, тем выше светосила.

    Canon EF-S 18-135mm f/3,5-5,6 – такая запись означает, что на фокусном расстоянии 16mm максимальная светосила равна 3,5, а на расстоянии 135mm – 5,6. Хорошим считается показатель светосилы от 2,4 и ниже.

    Вот и всё, мы закончили с теорией, теперь можно перейти к практической части – советам по конкретным объективам.

    Конечно, если вы покупаете обычный цифровой фотоаппарат, то о сменных объективах говорить не приходится, в таком случае при выборе между несколькими фотокамерами просто обращайте внимание на только что рассмотренные параметры. Например, Samsung EX-1 оснащён прекрасным светосильным объективом f/1,8, что для цифровых камер является большой редкостью.

    Если же вы решили приобрести зеркальную камеру, то стоит принять в расчёт, что существуют разные комплектации. Вы можете приобрести камеру как с объективом (Kit комплект), так и без него. Более того, есть разные Kit комплектации с разными объективами. В таком случае нужно смотреть по обстоятельствам: если бюджет сильно ограничен, или вы не определились, какой именно объектив вам нужен, китовый комплект будет оптимальным решением. Китовые объективы зачастую весьма неплохи (особенно у Canon и Nikon), к тому же Kit комплект выходит гораздо дешевле, чем покупка объектива отдельно. На сегодняшний день вы вряд ли найдёте нормальный объектив менее чем за 8.000 рублей. В то время как Kit комплект отличается по цене от комплекта без объектива всего на пару тысяч рублей.

    Дабы не быть голословным, рассмотрим ситуацию на примере:

    CANON EOS 1100D KIT 18-55 IS

    Как видите, эта камера продаётся со стандартным китовым объективом 18-55mm. Стоимость такого комплекта – 17.500р.

    CANON EOS 1100D Kit 18-55 IS + CANON EF-S 55-250/4-5.6 LENS IS II

    Та же самая камера продаётся в комплекте с двумя объективами, один из которых – неплохой телевик. Цена комплекта – 22.000. Тот же самый объектив отдельно стоит 8.000р. Вот вам и разница.

    Объектив на все случаи жизни

    Хотите купить один объектив для съёмки и архитектуры, и портретов, и удалённых предметов? Одним словом, объектив на все случаи жизни. Такие объективы есть, их называют универсальными зумами. Как правило, они имеют широкий диапазон фокусных расстояний, от 18 до 200mm. Однако, за всё приходится платить – качеством, и светосилой. Универсальные объективы выдают картинку хуже, чем их собратья с меньшим диапазоном фокусных расстояний, к тому же, обладают невысокой светосилой, так что при плохом освещении могут возникнуть проблемы. Эти объективы – своеобразный компромисс между качеством и удобством. Впрочем, если вы не собираетесь снимать ночью и печатать фотографии больших форматов, такой объектив станет верный другом. Рассмотрим несколько моделей:

    Canon EF-S 18-200mm f/3.5-5.6 IS

    Неплохой объектив на все случаи жизни. Весит 600 грамм, так что его без труда можно взять с собой в поездку. Из плюсов можно отметить хороший диапазон фокусных расстояний, невращающуюся переднюю лизну и неплохую резкость. Из минусов – низкая светосила. Цена – 22.000р

    Sigma 18-250mm F3.5-6.3 DC OS HSM Canon EF-S

    Плюсы – отличный диапазон фокусных расстояний, совместимость с камерами Canon, Nikon, Sony и Pentax. Минусы – низкая светосила. Цена – 22.000р.

    Повседневный объектив

    В эту категорию попадают объективы с умеренным зумом (от 3x до 5x). Ими можно снимать портреты, пейзажи, животных, события и т.д.

    Sigma 24-70mm F2.8 EX DG HSM Canon EF

    Неплохой объектив со светосилой 2,8 и 3x кратным зумом. Качественная сборка. Цена – 24.000р.

    Tamron SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di LD Aspherical (IF) Canon EF

    Лёгкий (всего 500 грамм) объектив для повседневной съёмки, к тому же с отличной ценой – 15.000р.

    На этом всё, надеюсь, теперь вы знаете, как выбрать объектив. Если нужен более подробный обзор современных моделей объективов под какой-либо вид съёмки – сообщите в комментариях. А я прощаюсь с вами до новых встреч!

    Основные типы объективов

    Объективы — статья от Радоживы

    Я постарался максимально компактно написать про все основные виды объективов в короткий перечень. Объективы различаются по разным признакам, таким как: фокусное расстояние, светосила, предназначение и качество изображения. Я не буду делить их по категориям. Каждый тип требует отдельной огромной статьи, но я знаю по себе, что читать ее будет интересно только единицам. Обычным пользователям цифрозеркальных камер нужно просто быстро разобраться в том, что есть что, без лишних сложных деталей.

    Объективы имеют в своем названии целую кучу разных циферок, буковок, и непонятных выражений. Самыми главными параметрами объектива являются его фокусное расстояние и значение диафрагмы. Фокусное расстояние, грубо говоря, говорит о том, на сколько объектив приближает или удаляет от Вас изображение, на сколько далеко или близко может ‘видеть’ объектив. Фокусное расстояние бывает собственное и эквивалентное (эффективное).

    Часто подразумевают, что фокусное расстояние отвечает за угол поля зрения. Фокусное расстояние обозначается в миллиметрах (мм или mm). Например, 50mm, 35mm или 85мм (читается как 85 миллиметров). Чем меньше число в обозначении фокусного расстояния — тем ‘шире’ видит объектив. Одно число указывается для фикс объективов. Для зум объективов указывается два числа, например, 70-210мм, 17-50мм, 200-400мм. Значения могут быть какими-угодно, значения зависят от величины кадра, для которого построен объектив. Как перевести фокусное расстояние в градусы угла обзора можете найти здесь.

    Значение диафрагмы (относительного отверстия) указывается как число F. Например F4.5, или F/4.5 или f4.5 или f/4.5 и т.д. Еще, вместо числа F часто пишут «1:х», например 1:4.5 (читается как «один к четыре и пять»). Для фикс объективов пишут одно число F, например F2.8 или F5.6 (читается как «эф пять и шесть»). Для зумов пишут два числа F, например F/2.8-4,5 или F/3,5-5,6.

    Можно встретить разные методы написания. Но смысл один и тот же. Для зум-объективов числа показывают значения диафрагмы для крайних положений фокусного расстояния. Например, обозначение 18-55mm F/3.5-5.6 говорит о том, что при 18мм фокусного расстояния (на широком угле, на ‘коротком конце’) максимальная диафрагма будет F/3.5, а для 55мм (на ‘длинном конце’ объектива) максимальное значение диафрагмы уже будет F/5.6.

    Есть зум-объективы, у которых указывается только одно значение чиста F. Например, для Tokina 12-24mm f4 при разных значения фокусного расстояния максимальная диафрагма остается постоянной, равной F/4. Про различие в понятиях ‘диафрагмы’ и ‘светосилы’ рекомендую почитать в моей статье ‘Диафрагма’.

    И так, вот те типы объективов, которые часто попадаются мне на слух:

    Фикс (фикс объектив, дискретный объектив, Prime lens, Fix-focal lens) — объектив с одним значением фокусного расстояния. Не имеет зума, потому, фокусное расстояние у него ФИКСированное. В основном, обладает очень маленькими значениями диафрагменного числа F. Часто говорят, что у фикс объективов имеется большАя светосила. Примером фикс объектива может служить Nikon 50mm F1.8G или Canon EF 85mm 1:1.8 USM. В названии объектива чаще всего указывается только одно число для фокусного расстояния в миллиметрах и одно число с буквой F. Из-за огромной светосилы такие объективы еще редко называют быстрыми (fast lens), такое название связанно с тем, что такие объективы позволяют снимать на коротких ‘быстрых’ выдержках.

    Зум (зум объектив, вариообъектив, объектив с переменным фокусным расстоянием, Zoom объектив, Zoom Lens) — объектив с зумом. Зум еще называют ‘трансфокатором’, он изменяет фокусное расстояние объектива, таким образом изменяются углы зрения объектива. Говорят, что такой объектив умеет ‘приближать’ и ‘удалять’ картинку. Примером zoom-объектива может служить Nikon 35-70mm f/2.8 AF-D. Зумы бывают с постоянной светосилой, которая не изменяется при зумировании, и с переменной светосилой: в таких объектива светосила изменяется на разных значениях фокусного расстояния, про это написано уже чуть выше.

    Суперзум (ультразум, UltraZoom, MegaZoom, SuperZoom) — это зум объектив с большОй кратностью зума. Такой объектив может работать на очень сильно различающихся значениях фокусного расстояния.

    Как узнать кратность зума? Очень просто, нужно поделить большее число в обозначении объектива на меньшее. Для примера, зум 18-105VR дает 5.8 кратное увеличение. Действительно, 105мм/18мм=5.8 раз. Китовый объектив 18-55мм дает зум в 3 раза. Кратность зума принято обозначать через ‘Х’, например, 3Х, 5Х, 12Х.

    Светосильный объектив (быстрый объектив, светлый объектив, fast lense) — объектив с большОй светосилой. Часто под светосилой и диафрагмой понимают одно и то же самое. Потому, светосильный объектив просто имеет маленькое число F, начиная от F2.8 и ниже, но часто можно встретить и другое деление. Есть суперсветосильные объективы, например Nikon 50mm F1.2 MF. Примером светосильного объектива может служить Nikon 50mm F1.4G, Tamron 17-50mm F2.8.

    Китовый объектив (кит, китовый объектив, kit lens) — объектив из комплекта, который идет вместе с камерой. Обычно под китовым объективом подразумевают объектив начального уровня, но это не всегда соответствует правде. Примером китового объектива может служить Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 III, Nikon 18-55mm F/3.5-5.6, Sony DT 3.5-5.6/18-55 SAM или SMC Pentax-DA 1:3.5-5.6 18-55mm AL WR.

    Мануальный (мануальный объектив, manual focus lens, ручной, неавтофокусный) — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками. Примером может служить Гелиос-81Н, Nikon 200mm F/4.0 или Canon Lens FD 55mm f/1.2 S.S.C.

    Мануальный чипованный объектив — объектив, с помощью которого можно снимать только фокусируясь руками, но с добавлением специальной микросхемы, которая имитирует некоторые функции автофокусного объектива. Более детально можно почитать про это в разделе про одуванчиком Лушникова.

    Автофокусный объектив — объектив, который поддерживает автоматическую фокусировку. Наводку на резкость осуществляет автоматика камеры или объектива. У компании Nikon есть разные методы реализации автофокуса (детальней в разделе различия объективов Nikon).

    Широкоугольный объектив (ширик, широкоугольник, wide lens, wide-angle lens) — объектив у которого фокусное расстояние меньше диагонали кадра объектив. Обычно просто говорят, что такой объектив дает широкий угол обзора. Таким объективом можно ‘захватить’ много пространства в кадре. Я не буду привязывать это понятие под определенные значения фокусного расстояния, так как из-за разных размеров пленки и матриц цифровых камер возникает сильная путаница, например для кропа и фул фрейма (полного кадра). Существуют еще подразделение на супер широкоугольные объективы (ultra wide-angle lens).

    Нормальный объектив (стандартный объектив, normal lens) — объектив у которого фокусное расстояние приблизительно равно диагонали кадра. Например, 35мм пленка и полноформатные цифровые камеры имеет диагональ кадра 43,27мм, для такой диагонали кадра нормальным объективом можно считать 50мм объектив. Такие объективы дают естественное нормальное изображение, которое похоже на то, что видит человеческий глаз.

    Теле объектив (Телевик, telephoto lens) — объектив с большИм фокусным расстоянием. Обычно фокусное расстояние должно быть заметно больше диагонали кадра. Такой объектив дает узкий угол обзора, таким образом мы получаем сильное приближение того, что снимаем. Такие объективы чаще всего используют для съемки удаленных объектов, например, для съемки природы, спорта, астрофотографии и т.п. Существует еще подразделение на короткие телеобъективы, средние телеобъективы и супер телеобъективы (telephoto lens, medium telephoto, super telephot) — эти разделения сильно субъективны.

    Портретный объектив (портретник, portrait lens) — объектив, с помощью которого можно сделать хороший портрет. Обозначения довольно условное. Под портретными объективами обычно понимают светосильные объективы, не обладающие дисторсией. Обычно такой объектив умеет хорошо размывать задний и передний план. Часто можно встретить, что к портретным объективам относят светосильные телеобъективы. Классическими портретными объективами для 35мм пленки или полного кадра являются Canon EF 85mm 1:1.8 USM, Nikon 85mm F/1.8D AF Nikkor и Asahi Opt. Co. Super-Takumar 1:1.9/85, Soligor Tele-Auto 1:2.8 f=135mm На самом деле, любой объектив может быть портретным, но не у всех объективов получится сделать то, что задумал фотограф.

    Макро объектив (макрушник, макро объектив, macro lens) — объектив, который может снимать маленькие объекты крупным планом. Настоящий макрушник должен снимать с увеличением 1 к 1. Примером может служить Nikon 105mm f/2.8D AF Micro-Nikkor, Волна-9 50mm F2.8 MC MACRO или Tamron SP AF 90mm 1:2.8 Di MACRO 1:1 и т. п.

    Профессиональный (проф. объектив, pro lens) — объектив улучшенной конструкции, рассчитанный на большие нагрузки, такие объективы дают хорошее качество исходного изображения и предполагают достаточно глубокий кошелек владельца. Понятие условное, но серьезно влияющее на чувство достоинства фотографа. К таким объективам можно отнести Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S N Nikkor, Nikon 28-70mm f/2.8D ED AF-S Nikkor, Nikon 80-200mm f/2.8D ED AF Nikkor

    Специализированный объектив (спец объектив) — объектив, который может давать необычную картинку. Такими могут быть

    • софт объективы, более длинное название «мягкорисующий объектив»
    • объективы монокли. Что это такое, читайте в моей статье монокль
    • тайтл шифт объективы — объективы со смещением и наклоном оптической оси
    • кинообъективы, проекционные объективы, репродукционные объективы, объективы от фотоувеличителей и т.п.
    • объективы для астрономии, для военного дела, промышленные объективы, объективы для ночного наблюдения, медицины и т.д.

    Обычные люди чаще всего никогда в жизни не пользуются специализированными объективами, потому я не акцентирую на них внимание. Я специально не затрагиваю серьезно тему качества объективов, по этому поводу может быть миллион разных мнений и доводов, так как на вкус и цвет все объективы разные.

    Какие виды объективов для зеркальных фотоаппаратов существуют?

    Вновь я приветствую вас, читатели моего блога. С вами, Тимур Мустаев на связи. Многие начинающие фотографы, не задумываясь, покупают фотоаппарат уже с китовым объективом. Спустя время, фотограф понимает, что данный вид оптики не может помочь ему во всех претворениях его идей в жизнь. Поскольку, чем выше профессионализм фотографа, тем выше и запросы к технике для работы.

    Возникает обычный вопрос: «А что приобрести взамен китового?» Ведь имеется огромный выбор оптики. Поэтому сегодня я затрону тему «Какие виды объективов для фотоаппаратов бывают».

    Определение

    Чтобы хорошо понять тему, обратимся к основному простому определению. Объектив – глаз фотоаппарата, используя который фотограф устанавливает фокус и доступный угол зрения при фотографировании.

    Обратимся непосредственно к классификации оптики. Но уточню, что я расскажу только о самых распространенных. Чтобы не забивать голову лишь теорией, то я буду к каждой группе оптики приводить представителей двух топовых фирм: Nikon и Canon.

    Китовый

    Я упомянул во введении о китовой оптике, но ведь не все аспекты данной оптики могут быть известны вам. Попробую шире раскрыть это понятие!

    Китовый объектив – оптика, при продаже идущая вместе с телом фотоаппарата. Ее угол обзора выстроен так, что совпадает с углом обзора глаза человека, не беря в расчет периферическое зрение.

    Фирменные производители в качестве штатных выдвигают оптику с переменной фокусной дистанцией – 18-55 mm. Наибольшие значения диафрагмы – f/3.5 – f/5.6.

    Другие названия: штатный, комплектный, обычный.

    • Универсальность. Применение в любых жанрах фото.
    • Малые значения светосилы затрудняют съемку при недостатке освещения.
    • Комплектный объектив помогает понять, какой жанр вам ближе, чтобы в будущем сделать правильный выбор при приобретении новой специализированной оптики.
    • Включает в себя диапазон наиболее употребляемых фокусных дистанций.
    • Невысокая цена.
    • Качество картинки находится на промежуточном уровне, между низким и высоким.
    • Nikon 18-105 мм f/3.5-5.6;
    • Canon 18-55 мм f/3.5-5.6.

    Более подробнее можете ознакомиться в статье — Что такое китовый объектив.

    Широкоугольный

    Широкоугольный – объектив, обладающий большой видимостью (от 60°).

    Иные наименования: короткофокусный, «ширик».

    • Большой угол видимости включает в себя несколько плюсов:
    1. Вести съемку в ограниченных условиях – легко!
    2. Дает возможность фотографировать группы людей;
    • Придает фотографии необычное размытие заднего фона.

    Итак, выделим главные особенности:

    • Фокусное расстояние достигает значения 28 mm;
    • Высокая цена.

    Фотосъемка при помощи данного типа требует определенных знаний, поскольку для нее характерны неприемлемые линейные искажения и искажения перспективы.

    1. Пейзажи;
    2. Интерьеры;
    3. Фотографирование свадеб.
    • Никон 16-35 мм f/4;
    • Кэнон 16-35 мм f/2.8 L.

    Если вы хотите узнать про данный объектив подробнее, то ознакомьтесь с моей статьей – Для чего нужен широкоугольный объектив.

    Рыбий глаз

    Рыбий глаз – объектив, имеющий угол видимости в 180 градусов и неисправленную дисторсию. Что это такое? По-простому, дисторсия – это искажение, при котором горизонт превращается из ровной линии в полудугу. Фокусное расстояние находится в рамках от 4,5 до 15 мм.

    Другие названия: fisheye, «фишай».

    В свою очередь, рыбий глаз подразделяется на два подвида:

    1. Круговые – фотография представлена в форме круга;
    2. Диагональные – самый сверхширокоугольный вид объектива.
    • Возможность создания особого неповторимого фото.
    • Угол видимости –180 градусов.
    • Совмещение старой оптики рыбий глаз с современными фотокамерами затруднена.
    1. Фотосъемка экстремальных уличных видов спорта: скейтбординга, воркаута, BMX и других.
    2. Творческое архитектурное фотографирование.
    • Canon EF 8-15 мм f/4.0L;
    • Nikon Fisheye 10.5 мм f/2.8.

    Про данный тип, у меня тоже в запасе есть детальная статья – Объектив рыбий глаз.

    Макрообъектив

    Макрообъектив – оптика, предназначенная для съемки небольших объектов большим планом с маленького расстояния. Их фокусное расстояние колеблется от 50 до 180 mm. f/2/8 – наибольшее значение диафрагмы.

    Другие названия: «макрушник».

    1. Возможность создания очень малой ГРИП;
    2. Наведение фокуса при довольно небольших расстояниях – до пары см!
    3. Фотографии получаются резкими и отличаются высокой цветопередачей. Фокусное расстояние варьируется в пределах 50 -180 mm.
    • Фотографирование мелких деталей живой природы: насекомых, цветов и другое.
    • Nikon 40 мм f/2.8G Micro
    • Canon EF-S 60 мм f/2.8 Macro

    Хотите узнать подробнее, тогда моя статья, что такое макрообъектив, вам на помощь.

    Длиннофокусный

    Длиннофокусный – объектив, имеющий большую фокусную дистанцию – от 70 до 200-300 мм. Угол видимости колеблется от 39 градусов и меньше.

    Другие названия: телеобъектив, «телевик».

    Длиннофокусные объективы, в свою очередь, делятся на 2 типа:

    Но в данное время все это спутано, поэтому длиннофокусные = телеобъективы.

    Иногда выделяют третий подвид – сверхдлиннофокусные, которые отличаются фокусным расстоянием больше 300 мм и углом обзора лишь 9 градусов!

    1. Фотографирование объектов, удаленных от фотографа;
    2. Крупные размеры.
    • Спортивные события или репортажи;
    • Животные в дикой природе.
    1. Никон 70-200 мм f/4;
    2. Кэнон 70-200 мм f/2.8.

    Более подробнее про данный тип можно узнать в статье – Длиннофокусный объектив, что это такое.

    Портретный

    Портретный – объектив, обладающий неизменным фокусным расстоянием и в основном предназначенный для съемки людей.

    Другие названия: «портретник», «фикс», «полтинник».

    • Неизменное фокусное расстояние.
    • Высокие показатели светосилы.
    • Малая ГРИП для выделения объекта.
    • Незначительные искажения допустимы.
    • Мягкий фокус позволяет скрывать некоторые дефекты кожи.
    • Мягкое красивое боке.

    Рассмотрим особые подвиды, отличающиеся фокусной дистанцией:

    1. 50 mm – предназначен для портретов по колено и во весь рост;
    2. 85 mm – хорош для снимков людей по пояс и по грудь;
    3. 135 mm – рассчитан на фотографирование крупным планом.

    Почему существует такое четкое разграничение? Если вы сфотографируете лицо человека при помощи оптики 50 мм, то получите сильные искажения лица (преувеличение и перспектива).

    Поэтому определенная фокусная дистанция имеет свое назначение и погрешности.

    С помощью данной статьи мы выяснили, что в наше время рынок фототехники предлагает огромный выбор специализирующихся объективов.

    Я рекомендую вам первоначально выбрать китовую оптику, поскольку она универсальна в назначении, а после выбрать оптику, которая ближе вам, руководствуясь своими предпочтениями на будущее.

    И напоследок, самое важное. Не забывайте ухаживать и держать в частоте свою оптику. Не важно, она съемная или встроенная, это фотоаппарат или телефон. У меня всегда в сумке мои помощники, это карандаш и тряпочка из микрофибры . Такие я покупал на Aliexpress. Ссылки где я покупал в названиях.

    Если вы не знаете, как чистить ваши линзы, ознакомьтесь со статьей, как почистить объектив зеркального фотоаппарата.

    Большинство начинающих фотографов оценили возможности этих курсов. Научитесь полностью понимать свой зеркальный фотоаппарат и вы начнете делать изумительные фотографии на зависть всем вашим друзьям! Очень рекомендую эти курсы.

    Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — у кого зеркальная фотокамера NIKON.

    Моя первая ЗЕРКАЛКА — у кого зеркальная фотокамера CANON.

    До новых встреч! Подписываемся на мой блог, вместе мы шире раскроем все глубины фотографического творчества! Делитесь со своими друзьями статьей в социальных сетях!

    Объективная реальность

    Качество фотокартинки зависит, прежде всего, от используемой оптики. Какие объективы бывают, чем отличаются и какой объектив выбрать для съёмки задуманного сюжета?

    В этом необходимо разбираться владельцам фотокамер со сменной оптикой. Это все зеркальные фотоаппараты и некоторые компактные фотокамеры на которых предусмотрена возможность смены объективов. На большинстве компактных фотокамер и телефонах:) объектив намертво приклеивается к тушке на этапе сборки. Преимущество приклеенного объектива в том, что он герметично соединён с корпусом и никакая пыль и грязь не проникнет внутрь фотоаппарата. Ещё большее преимущество — у вас не возникает вредных для семейного бюджета мыслей о покупке новой оптики, да и тяжелые рюкзаки с «линзами» (так называют объективы очень продвинутые фотогуру:) таскать не придётся. Компактность и дешевизна – это, пожалуй, ещё пара плюсов. Недостаток — растущее чувство неудовлетворённости качеством полученной картинки. Именно этот «маленький» недостаток толкает фотолюбителя на большие затраты, связанные с покупкой фотоаппарата со сменной оптикой и объективов к ней.

    Каждый производитель предлагает не меньше сотни различных объективов. Если вы олигарх и можете позволить себе пару личных объективоносцев, то можно купить сразу весь набор, что-то для чего-нибудь да пригодится. Если вы в булочную на такси не ездите, придётся выбирать что-то, наиболее подходящее для решения актуальных задач.

    От рыбьего глаза до почти телескопов. Чтобы начать ориентироваться в типах и особенностях объективов разберёмся с понятием «фокусное расстояние». Приводить научное определение негуманно. Лично я не понимаю его смысла, но вы можете набрать в любом поисковике эту ключевую фразу и насладиться глубиной абстракции различных определений. Думаю, лучше провести параллели с тем, что нам близко и понятно. Опять с человеческим зрением. Угловое пространство, видимое зафиксированным глазом называется полем зрения, которое у среднестатистического человека примерно 55° градусов. Объективы с фокусным расстоянием 50 мм позволяют фотокамере увидеть мир аналогично тому, как это свойственно нашему глазу, смоделировать особенности восприятия и построения изображения по человечески, поэтому и называют их нормальными объективами .

    Объективы с углом обзора шире поля зрения человека получили название — широкоугольные . Чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол обзора. Самые широкоугольные объективы моделируют особенности зрительного восприятия картинки глазами рыбы. Эти бедолаги, чтобы не быть съеденными вынуждены обозревать мир с углом зрения 180 градусов на каждый глаз. В честь этого сверхширокоугольные объективы с аналогичным углом обзора получили название «рыбий глаз» / «Fisheye» (фокусное расстоянием 8-16 мм). Широкоугольные объективы (с фокусным расстоянием до 40 мм) Называются широкоугольными или просто «ширики».

    Прямая противоположность им — телеобъективы , фокусное расстояние от 80 мм и больше. Они помогают увидеть мир глазами пирата с подзорной трубой. Угол обзора сильно сужается, но отдалённые предметы становятся ближе к зрителю.

    Для чего всё это надо? Исходя из творческой задачи мы можем выбрать подходящий нам объектив или установить фокусное расстояние на зуме. Для фотосъёмки пейзажей и архитектуры чаще подходит широкоугольная оптика. Портрет или компромат лучше фотографировать телеобъективом.

    Зумы и фиксы. Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием, например 50 мм («полтинник») или с переменным — зум-объективы. Диапазон фокусных расстояний указан в маркировке объектива и на кольце зуммирования:

    «Фиксы» с неизменным углом обзора позволяют получить наилучшую картинку. Но использовать их не всегда удобно. Например, я не могу с их помощью снимать детей в фоторепортаже. Чтобы выстроить кадр композиционно, приходится часто приближаться или удаляться от объекта съёмки, а, следовательно, растёт риск наступить или сбить с ног кого-то из маленьких участников фотосессии.

    Зум-объективы более удобны для фотосъёмки детей. Вы можете менять фокусное расстояние, а значит и угол обзора одним движением, покрутив кольцо зуммирования. Качество картинки на дорогих зумах незначительно проигрывает фиксам. Но это справедливо для объективов с небольшим зумом, например, на объективе 24-70 зум трёхкратный (делим 70 мм. на 24 мм. получаем трёхкратное увеличение). При этом доступен значительный диапазон фокусных расстояний. Один и тот же объектив может быть и широкоугольником, и нормальным и даже начинающим телевиком.

    Другой пример — 18-200 мм. Это универсальный 11-ти кратный зум. Казалось бы, с его помощью можно вообще любую задачу решить. По охвату фокусных расстояний, он мог бы заменить три профессиональных зума или десяток фиксированных линз! Но, увы. Качество картинки ниже среднего — такова плата за универсальность и относительную дешевизну.

    Друзья, спасибо за перепост в социальных сетях! А вот кнопочки:)

  • Ссылка на основную публикацию