Приоритет выдержки и приоритет диафрагмы | Foto-kadr.ru

Приоритет выдержки и приоритет диафрагмы

Приоритет диафрагмы и приоритет выдержки

Приоритет диафрагмы – режим Av или А, в зависимости от модели фотоаппарата.
Приоритет выдержки – режим Тv или S, в зависимости от модели фотоаппарата.

Что лучше использовать приоритет диафрагмы или приоритет выдержки?
Ответ простой – смотря что вы фотографируете!

Используйте режим приоритета диафрагмы
(настройки Av или А вашего фотоаппарат )
если вы фотографируете мало-подвижные или неподвижные объекты

При фотосъёмке в режиме приоритета диафрагмы Av (A) вам нужно установить значение диафрагмы, которое выбирается в зависимости от того, как вы хотите изобразить фон. Открытая диафрагма размывает фон, делая его нерезким. Закрытая диафрагма, наоборот, делает все объекты в кадре резкими.

Если вы фотографируете пейзаж и хотите чтобы практически всё, что попадёт в кадр было резким установите значение диафрагмы начиная со значения f/11 или f/16 и позвольте автоматике вашего фотоаппарата подобрать выдержку для правильной экспозиции.

Внимание!
в некоторых фотоаппаратах диафрагма обозначается только цифрой знаменателя или в одну строчку
вместо дроби f/8 вы увидите 8 или F8

Поскольку при таких значениях диафрагмы возможна слишком длинная выдержка, старайтесь держать камеру максимально ровно и нажимать спуск очень плавно. Или же воспользуйтесь штативом.


Резкий фон из-за закрытой диафрагмы: F16

Размытый фон из-за открытой диафрагмы: F2

Резкий фон из-за закрытой диафрагмы


Размытый фон из-за открытой диафрагмы

Если снимаемый объект неподвижен удобно использовать
режим приоритета диафрагмы Av (A) — в этом режиме вы контролируете диафрагму
Значение диафрагмы выбирайте в зависимости от того, как вы хотите изобразить фон.
Открытая диафрагма размывает фон, делая его нерезким.
Закрытая диафрагма, наоборот, делает все объекты в кадре резкими!

Используйте режим приоритета выдержки
(настройки Тv или S вашего фотоаппарата)
если вы фотографируете подвижные объекты

Если вы фотографируете подвижные объекты,например, соревнования по мотокроссу и хотите получить не смазанную фотографию, выбирайте режим Тv (S) — приоритет выдержки. Выставляйте скорость затвора (выдержку) 1/125 или даже 1/400 секунды и позвольте фотоаппарату подобрать диафрагму автоматически.

Внимание!
В некоторых фотоаппаратах значение выдержки короче 1 секунды обозначается только цифрой знаменателя,
напрмер 125 вместо 1/125.

Вы можете выставить более короткие значения выдержки в зависимости от освещённости объекта съёмки. Шансы получить не размытым повижный объект съёмки возрастут. Это хорошо, если вы хотите получить эффект застывшего движения.


Фотография смазана из-за длинной выдержки 1/30

Короткая выдержка 1/500 – чёткая фотография

Фотография смазана из-за длинной выдержки


Короткая выдержка — чёткая фотография

Если вы хотите чётко сфотографировать подвижные объекты, выбирайте
режим приоритета выдержки Tv (S) — в этом режиме вы контролируете выдержку
При фотосъёмке подвижных объектов не забывайте: чем быстрее движется снимаемый объект, тем короче требуется выдержка!

Сейчас вам достаточно запомнить то, что описано в красных рамочках выше и ниже, а в следующих уроках мы более подробно поговорим о настройке выдержки фотоаппарата и диафрагмы объектива и их зависимости друг от друга

Узнать сейчас

Зачем фотографу штатив

Я предложил использовать штатив? Для чего? Может это шутка? Вы же пока не собираетесь снимать портреты в студии, зачем же вам штатив? Нет это не шутка, в некоторых случаях штатив просто необходим…

Я сам редко пользуюсь штативом. В большинстве случаев штатив не нужен, но иногда ваша камера просто «кричит» что вам нужен штатив, мигая вот таким значком Если вы правильно держите фотокамеру и правильно нажимаете кнопку спуска затвора вы можете не обращать внимание на эти «вопли», пока выдержка не будет длиннее 1/15 секунды.

При выдержке от 1/15 до 1/5 секунды найдите дополнительную опору для вашей фотокамеры. Можно, так же проделать следующее: прислонитесь спиной к какому–либо статичному объекту (толстое дерево, столб, стена), плотно прижмите локти к грудной клетке, глубоко вдохните… и еще раз перечитайте предыдущий фото-урок «нажимаем спуск затвора».

Использование штатива при сравнительно длинной выдержке
поможет вам сделать чёткие кадры, но только в том случае, если фотографируемый объект неподвижен!

Фотосъёмка со штативом при длинной выдержке

И всё же, в некоторых видах фотосъёмки без штатива не обойтись!

Качественная панорамная фотосъёмка невозможна без штатива. Да и макросъёмка (фотографирование мелких объектов крупным планом с близкого расстояния) определённо улучшится при использовании фотоштатива. А ещё красивая ночная фотосъёмка невозможна с рук. Так что, решите сами, что вы будете снимать чаще всего. Панорамная фотосъёмка, ночная съёмка, съёмка пейзажей требует большого штатива. А вот для макросъёмки вам очень поможет маленький компактный штатив, например гибкий штатив — gorillapod

Режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы

В нашей стране как-то не принято читать инструкции, хотя иногда это весьма полезное времяпрепровождение. Так же происходит и с фотоаппаратами. Техника эта весьма непростая, но даже тут руководство пользователя зачастую пылиться на полке. Поэтому я хочу рассказать про творческие режимы съемки, а именно режим приоритета выдержки ( Tv) и приоритета диафрагмы (Av). Если в двух словах, то именно эти настройки по сути позволяют красиво размыть задний фон или получить четкую картинку при динамичном сюжете и не слишком хорошем освещении. В большинстве случаев достаточно использовать только эти два творческих режима, причем чаще востребован приоритет диафрагмы, для получения действительно желаемого результата, а не автоматического, который складывается в «мозгах» камеры.

Если вы не совсем понимаете понятия выдержка-диафрагма и т.д., то рекомендую перед чтением этой статьи прочитать статью «Три слова или основы цифровой фотографии«.

Давайте начнем с приоритета диафрагмы (Av для камер Canon). Настройки, устанавливаются на колесике выбора режима съемки. В этом режиме вы выбираете значение диафрагмы, а камера автоматически подбирает выдержку. Таким образом можно контролировать глубину резкости кадра. Более закрытая диафрагма — это большая глубина резкости и большее значение F (на картинке экран Canon 60D, диафрагма 5.6), и наоборот меньшее значение — более открытая диафрагма и более размытый задний фон. Более подробно можно почитать об этом в статье про глубину резкости. Скажу лишь, что съемка с приоритетом диафрагмы подходит для любых сюжетов, и практически немыслима без него портретная и макро фотография.

Переходим к приоритету выдержки (Tv для камер Canon). Как и в предыдущем варианте настроек, тут мы можем выбрать один параметр из экспопары — выдержку, а диафрагму камера подберет сама. Такой режим съемки нужен существенно реже, но иногда просто незаменим. Во-первых это съемка динамичных событий, когда нужно остановить или наоборот передать движение в статичном кадре, например спортивные состязания, танцы, движущаяся воду. Во-вторых приоритет выдержки помогает когда мы хотим «обмануть» камеру и сделать выдержку дольше, например при съемке салютов. В этом режиме можно использовать интересные техники съемки: «световую кисть», съемку с проводкой, съемку с зумированием.

Если с диафрагмой все более-менее понятно, то с выдержкой возникает вопрос — какое значение устанавливать? Согласно эмпирическому правилу, чтобы получить четкую картинку нужно установить выдержку равную единице деленной на значение фокусного расстояния. Например, для объектива выставленного на фокусное расстояние 105мм, выдержка должна быть 1/100 или меньше. Соответственно при такой или меньшей выдержке движение замрет, если же по задумке снимок должен получится размытым, нужно это значение увеличить.

Хочу сказать, что в задачи этой статьи не входит описание конкретных приемов съемки. Я хотел рассказать, что возможности фотоаппарата не ограничивается автоматическим режимом или сюжетными программами. Куда более интересных результатов можно добится использую творческие режимы.

Приоритет диафрагмы и его использование в фотосъемке

Приоритет диафрагмы относится к категории так называемых творческих режимов фотоаппарата и помогает получать выразительные кадры, соответствующие вашему замыслу и возможностям фототехники. Применение всего лишь двух режимов — приоритета диафрагмы и приоритета выдержки — позволяет охватить подавляющее большинство съемочных ситуаций, которые могут встретиться на вашем творческом пути.

Режим приоритет диафрагмы используется в тех случаях, когда надо управлять глубиной резкости. Его смысл состоит в том, что вы устанавливаете нужное значение диафрагмы, а фотоаппарат автоматически подбирает к нему выдержку. В результате вы получаете правильно экспонированный кадр, но именно с той диафрагмой, которая обеспечит необходимую глубину резкости.

Как установить приоритет диафрагмы на фотоаппарате

Практически все современные цифровые фотоаппараты, за исключением самых простых мыльниц, имеют четыре режима управления экспозицией. В зависимости от модели фотоаппарата, выбор режима осуществляется либо из меню на дисплее, либо вращением поворотного диска.

Режим, который есть у всех фотокамер – программный, или автоматический. Часто обозначается буквой P (от program – программный). В этом режиме фотоаппарат сам подбирает значения и диафрагмы и выдержки, руководствуясь заложенным в него алгоритмом. Используется в тех случаях, когда по каким либо причинам вы не можете установить один из творческих режимов, например, если снимаете динамичное событие, и на установку параметров просто нет времени.

Приоритет выдержки, которому на нашем сайте посвящена отдельная статья, позволяет вручную установить выдержку, к которой автоматика фотоаппарата подберет диафрагму, необходимую для получения правильной экспозиции. Обозначается буквой S от слова Shutter – затвор.

Полностью ручной режим M (от Manual – ручной) применяется в тех случаях, когда вам надо самостоятельно установить и выдержку и диафрагму. Используется в некоторых специальных видах фотосъемки, но гораздо реже, чем приоритет диафрагмы и выдержки.

Режим приоритет диафрагмы обычно обозначается буквой A от английского слова Aperture (отверстие, щель, апертура). Из всех четырех режимов он применяется чаще всего, поскольку наиболее сильно влияет как на художественные, так и на чисто технические характеристики снимка.

Для чего используется приоритет диафрагмы

В первую очередь для того, чтобы получить необходимую глубину резкости. Посмотрите на кадры, снятые с разными значениями диафрагмы. Если при широко открытой диафрагме предметы на переднем и заднем плане выглядят размытыми, то постепенно закрывая диафрагму, мы все больше увеличиваем резкость и переднего и заднего планов.

На увеличенном фрагменте хорошо видно, что этикетка, которая изначально находится не в фокусе, на закрытой диафрагме выглядит достаточно резкой, причем на ней даже можно кое-что прочитать.

Такое свойство диафрагмы широко используется в различных жанрах фотографии. Например, в портрете желательно размывать задний план, чтобы выделить лицо или глаза модели. Снимок приобретает глубину и выразительность, поэтому портрет лучше снимать на открытых диафрагмах.

При съемке пейзажа ситуация обратная. Весь снимок должен быть максимально резким, тогда он будет восприниматься гораздо более естественно. Поэтому снимают пейзаж на закрытых диафрагмах порядка 8 – 11, дающих хорошую проработку мелких деталей по всему полю кадра.

И в том и в другом случае вы выбираете приоритет диафрагмы, выставляете необходимое ее значение, рассчитанное либо на калькуляторе, либо установленное из практического опыта (что бывает гораздо чаще) и нажимаете на спуск фотоаппарата. При этом вам не надо заботиться о выдержке, которую фотоаппарат установит самостоятельно для правильного экспонирования кадра.

Здесь существует одна тонкость, которую обязательно надо учитывать. Если вы сильно закроете диафрагму, то света может оказаться недостаточно и фотоаппарат вынужден будет установить длинную выдержку. В этом случае при съемке без штатива кадр часто смазывается из-за шевеленки. А при полностью открытой диафрагме и съемке в солнечную погоду может не хватить диапазона коротких выдержек, и фотография окажется засвеченной. Так что совсем забыть про выдержку все-таки не получится даже в режиме приоритет диафрагмы.

Приоритет диафрагмы и резкость снимка

Второй важный случай, в котором используется режим приоритет диафрагмы – управление общей резкостью кадра. Объектив фотоаппарата, как и любой оптический прибор, имеет аберрации, которые приводят к нерезкости деталей и мягкости изображения. На широко открытых диафрагмах влияние аберраций сказывается сильнее, чем на закрытых, что хорошо видно на приведенных снимках бокала.

Отсюда следует, что для того, чтобы получить мягкое изображение, которое часто бывает желательным в портретной съемке, диафрагму надо полностью открыть. Тогда остаточные аберрации несколько смягчат снимок, и вы получите хорошую портретную фотографию.

В пейзажной и архитектурной съемке наоборот нужна максимальная резкость. Обычно она достигается на диафрагмах 5,6 – 11, а вот при дальнейшем закрытии диафрагмы начинают сказываться дифракционные эффекты, которые могут ухудшить качество снимка, несмотря на значительную глубину резкости.

Таким образом, используя режим приоритет диафрагмы можно по своему желанию менять восприятие фотографии, достигая максимальной художественной выразительности и технического качества в различных сюжетах и сценах. С приобретением практического опыта вы научитесь делать это быстро и эффективно, практически не пользуясь автоматическим режимом, и будете получать действительно интересные фото.

Режимы съемки: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной

Большинство фотоаппаратов имеют настраиваемые режимы съемки. Количество и качество режимов зависит от типа фотоаппарата, но все фотоаппараты более менее нацеленные на получение профессионального результата обладают следущими режимами: програмный, режим приоритета диафрагмы, режим приоритета выдержки, ручной режим. Для чего же нужны эти режимы и когда их стоит использовать? Разберем каждый из режимов детально.

P — Програмный

Програмный режим обозначается буквой P (Program). В этом режиме камера сама выбирает нужные параметры для значений выдержки и диафрагмы, исходя из освещения. Выбранные камерой параметры при необходимости можно регулировать, но делать это придеться каждый раз, каждый раз высчитывая нужные параметры, поскольку прицеливаясь нельзя знать наперёд, какое в этот раз выпадет значение диафрагмы или выдержки.

Этот режим может быть полезен для новичков, которые еще не понимают какие значения надо выставлять для того или иного параметра, либо при съёмке со вспышкой. При съемке в этом режиме, камера считает, что вспышка главнее всего, и сцену надо высветить как следует, при этом она жёстко управляет мощностью вспышки, подсвечивая объект, на который вы навелись, и оставляет тёмным фон. Также, он удобен при репортажной съёмке, и тогда, когда освещение может непредсказуемо скакать, изменяясь в большом диапазоне яркости.

A, Av — Режим приоритета диафрагмы

Режим приоритета диафрагмы обозначается как — A (Aperture) или Av (Aperture Value). Этот режим удобен при съемке портретов или пейзажей, поскольку позволяет полностью контролировать глубину резко изображаемого пространства. Фотографу остается устанавить необходимое значение диафрагмы, а значение выдержки камера подбирает автоматически. Подробнее о том как работает диафрагма можно почитать в статье посвященной диафрагме, но главное что вам нужно помнить — чем меньше диафрагменное число, тем больше диаметр диафрагмы, а значит, количество света, поступающего на светочувствительную поверхность, больше.

Делая фотографию без применения штатива, стоит подбирать такое значение диафрагменного числа, которое позволит числовому значению выдержки быть больше эффективного фокусного расстояния объектива. Это необходимо для избежания образования шевеленки на фото. Если же для создания фотографии используется штатив, то выдержка становиться второстепенным параметром, и диафрагму можно закрывать сильнее, чтобы получить максимальную глубину резкости.

При создании портретов, для получения красиво размытого фона диафрагменное число уменьшают, как правило для этих целей используется диафрагма f/2.8.

Tv, S — Режим приоритета выдержки

Режим приоритета выдержки обозначается — Tv (Time Value) или S (Shutter). В этом случае фотограф настраивает значение выдержки, а диаметр диафрагмы определяется автоматически. Управление значением выдержки позволяет делать фотографии за максимально короткое время, либо наоборот, делать фотографии долго, достигая эффекта «проводки».

Самое популярное применение режима приоритета выдержки — съемка спортивных состязаний, когда действия происходят ну очень быстро, и при большом значении выдержки камера просто не успеет захватить момент, изобразив на фото некий размытый объект. Стоит отметить, что если вы фотографируете бегущего человека сбоку, вам понадобится более короткая выдержка, чем если бы он бежит на вас, так что, при наличии ограничений которые не позволяют установить короткую выдержку (слабое освещение или предел возможности фотоаппарата), стоит тщательнее отнестись к выбору точки съемки.

Также этот режим дает возможность запечатлеть процесс изменения чего-либо, например, он позволяет зафиксировать движение звезд по небу. При использовании длинной выдержки, на фотографии, вслед за изменяющимя объектом остается шлейф.

Этот режим используется при съемке «проводкой», когда камера следит за обьектом, а фон движется и получается размытым. Этот эффект позволяет добиться большей динамичности в кадре.

Использовать этот режим для обычной, повседневной съемки не стоит, поскольку при слишком большом значении выдержки, из-за дрожания рук фотографа, на фотографии появляется шевеленка (смазывание изображения). Избежать смазывания изображения при съемке с рук можно, выставив значение выдержки не более чем 1/(фокусное расстояние объектива), но при этом фотограф потеряет контроль над диафрагмой, а следовательно и над глубиной резко изображаемого пространства.

В некоторых фотоаппаратах, для режимов приоритета выдержки и диафрагмы предусмотрена функция безопасного сдвига. Эта функция позволяет автоматике камеры сдвигать установленное фотографом значение, если количество попадающего на матрицу света чересчур велико, что позволяет избежать пересвет кадра.

M — Ручной режим

Ручной режим обозначается буквой M (Manual). В этом режиме фотограф может управлять и значением диафрагмы, и значением выдержки. Чтобы как-то сориентировать фотографа, встроенный экспонометр камеры дает рекомендации: сообщает о переизбытке или недостатке света, при этом никак не вмешиваясь в процесс фотографирования. Это наиболее сложный в использовании режим, который предназначен для профессионалов, которые могут с легкостью управляться со всеми параметрами, и понимают какого именно эффекта они хотят добиться на фотографии.

Этот режим может быть полезен:

  • В сложных условиях съёмки при крайне неоднородной сцене и непредсказуемом освещении. К примеру когда весь фон тёмный, а центральный объект высвечен прожектором.
  • Когда снимаете с проводкой и поворотом камеры от солнца или на солнце.
  • При студийной съёмке.
  • При работе световой кистью.
  • При работе со вспышкой, чтобы дать гарантированную выдержку при приемлемой диафрагме.

Наш дом

Последние комментарии

Режимы съемки: приоритет выдержки и диафрагмы

По статистике, большая часть фотоснимков создается не профессионалами, а обычными людьми, скорее всего, далекими от фотографии. В таких условиях от производителей фототехники требуется, чтобы камеры могли делать снимки приемлемого качества при минимальном вмешательстве фотографирующего. Выходом из такого положения стали режимы съемки на фотоаппарате, соответствующие различным ситуациям: «Снег», «Пляж», «Фейерверк» и тому подобные.

Автоматический режим Пейзаж

Использование таких режимов не предполагает наличия специальных знаний. Камера автоматически выбирает параметры, подходящие для каждого сюжета. Однако существует и зона творческих режимов, позволяющих самостоятельно контролировать процесс съемки. Использование таких режимов без специальных знаний затруднительно, но зато с их помощью можно создать действительно прекрасные кадры.

Режим приоритета диафрагмы

Обозначается A (Aperture) или Av (Aperture Value). Такой режим очень удобен при съемке портретов или пейзажей, поскольку позволяет полностью контролировать глубину резко изображаемого пространства. Фотограф устанавливает значение диафрагменного числа, а значение выдержки подбирает автоматика камеры. Чем меньше диафрагменное число, тем больше диаметр диафрагмы, а значит, количество света, поступающего на светочувствительную поверхность, больше.

Режим приоритета диафрагмы позволяет эффектно размыть задний фон

Как правило, пейзажи фотографируются со штатива, что делает выдержку второстепенным параметром. Поэтому диафрагму можно без опасений закрывать, чтобы получить максимальную глубину резкости. Соответственно, для получения портрета с художественно размытым фоном необходимо уменьшить диафрагменное число.

Режим приоритета выдержки

Обозначается Tv (Time Value) или S (Shutter). В этом случае фотограф оперирует значением выдержки, а диаметр диафрагмы определяет автоматика камеры. Самое популярное применение этого режима — съемка спортивных состязаний. Короткая выдержка позволяет «заморозить» движение спортсмена или сделать фотофиниш. Стоит отметить, что если вы фотографируете бегущего человека сбоку, вам понадобится более короткая выдержка, чем если бы он бежал на вас. Поэтому при невозможности установки коротких выдержек (например, при слабом освещении) нужно тщательнее отнестись к выбору точки съемки.

Режим приоритета выдержки дает возможность запечатлеть и другое явление — медленное изменение чего-либо. Длительная выдержка позволяет зафиксировать движение звезд по небу. Поскольку максимального значения выдержки (как правило, это 30 секунд) для этого недостаточно, следует использовать режим съемки Bulb, который имеется у большинства зеркальных камер. В этом режиме затвор остается открытым до тех пор, пока нажата кнопка спуска.

Режим приоритета выдержки позволяет показать движение звезд по небу

Говоря о съемке в режиме приоритета выдержки, следует рассказать о так называемой шевеленке — смазывании изображения из-за дрожания рук фотографа. Избежать смазывания изображения при съемке с рук можно, выставив значение выдержки не более чем 1/(фокусное расстояние объектива). Например, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм безопасными будут выдержки короче 1/50 секунды.

При фотографировании с включенной вспышкой следует учитывать выдержку X-синхронизации, то есть минимальное значение выдержки, которое может быть выставлено при использовании вспышки. Значение этой величины можно узнать из инструкции к камере или внешней вспышке.

В режимах приоритета выдержки или диафрагмы можно задействовать функцию безопасного сдвига. Суть ее в следующем. Предположим, в режиме приоритета диафрагмы фотограф установил значение диафрагменного числа F/2,8. При этом освещенность сцены такова, что даже при минимальном значении выдержки количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата, слишком велико. Тогда автоматика камеры, несмотря на запрет изменения диафрагмы, все же увеличит диафрагменное число до нужной величины, что в данном случае предотвратит пересвет кадра. Таким образом, функция безопасного сдвига помогает фотографу избежать ошибок экспозиции.

Съемка в ручном режиме: режим съемки М

Обозначается M (Manual). Фотограф управляет как значениями диафрагмы, так и значениями выдержки. Встроенный экспонометр камеры дает рекомендации: сообщает о переизбытке или недостатке света, не вмешиваясь в процесс фотографирования. Этот режим наиболее сложен в использовании, поскольку от фотографа требуется выбрать все необходимые параметры. Вместе с тем этот режим дает возможность полного контроля процесса съемки и позволяет изменять любые параметры в зависимости от художественного замысла фотографа. Таким образом, вы быстрее разберетесь в том, как полностью использовать все возможности вашего цифрового фотоаппарата.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Приоритет выдержки и приоритет диафрагмы

Доброго времени суток уважаемые читатели!

Как правило, начинающие фотографы, не знакомые с режимом приоритета диафрагмы, используют автоматический режим. Это очень удобно, камера сама выбирает необходимое значение. Но к сожалению получаемый результат далёк от ожидаемого. Для того, чтобы достичь желаемого, необходимо не только понимать какой режим выбрать, но и научиться правильно его использовать.

Управление диафрагмой может происходить как в автоматическом, так и в ручном режиме. Все зависит от установок камеры, а также от конкретной поставленной задачи.

Перед прочтением, предлагаю Вам ознакомится со статьёй: Диафрагма объектива: 6 шагов к пониманию.

Что такое приоритет диафрагмы?

Режим приоритета диафрагмы это полуавтоматический режим фото или видеокамеры, в котором в ручном режиме происходит управление диафрагмой. При этом камера в автоматическом режиме управляет выдержкой затвора. Выдержку камера высчитывает на основании экспозиции, которую определяет сама, но с учётом установленной диафрагмы. Также в этом режиме в ручную устанавливается чувствительность ISO.

Как управлять диафрагмой

Для перехода в режим приоритета диафрагмы, необходимо установить режимное колесо в положение соответствующее обозначению AV или А (1 на фото.) Какую букву вы увидите на своем режимном колесе AV или А зависит от производителя камеры. На фотографии показано режимное колесо у зеркальной камеры Canon.

Само изменение значения диафрагмы, как правило осуществляется колёсиком (2 на фото). Но эта функция может быть перепрограммирована в меню камеры.

В каких случаях используется

Из личного опыта могу сказать, режим AV я использую в 90 % случаев, он подходит для большинства видов съёмки. Портретная съемка, пейзажная, макросъемка. При недостаточной освещённости можно пропустить на матрицу больше света за счёт открытия диафрагмы. В яркую солнечную погоду ограничить количество света, за счёт закрытия.

f/5.6; фокусное расстояние 123 mm

Важным преимуществом, режима приоритета диафрагмы, является возможность получения необходимой глубины резкости (ГРИП) на фотографии или видео.

К примеру вы снимаете человека в полный рост. Для того, чтобы выделить свою модель, вам необходимо размыть задний фон. Уменьшаем глубину резкости путём открытия диафрагмы. Тут подойдёт значение f/5.6.

При съемке пейзажа или архитектуры, где важна каждая деталь и просто необходима большая глубина резкости, можно использовать значение f/11 (в значении f/11, большинство объективов даёт наилучшую резкость).

Для получения нужной глубины резкости необходимо также учитывать расстояние до объекта съемки. Об этом подробнее можно узнать из статьи: Как сделать задний фон размытым.

f/11; фокусное расстояние 32 mm

Конечно же, не всё творческие задачи можно решить в режиме приоритета диафрагмы. Например если необходимо «заморозить» в полёте капли воды, или при ночной съемке города, сделать непрерывный поток света оставляемый машинами. В этих случаях решающее значение имеет ручная установка необходимой выдержки затвора.

Используйте режим приоритета диафрагмой, он подходит для реализации большинства творческих задач.

Заключение

Надеюсь, эта статья помогла разобраться с одним из основных режимов фотоаппарата. Умелое управление диафрагмой даёт большие творческие возможности.

На этом пока всё. До новых встреч!

C уважением Автор блога vzest.ru Владимир Захаров!

Смотрите также:

Понравилась статья? Сделай репост, поделись с друзьями.

Статьи и уроки о фотографии и обработке фото

Бесплатные уроки обработки в Photoshop. Советы по выбору фотоаппаратуры. Продвинутые приёмы съёмки.

Приоритетные режимы: выдержка и диафрагма.

В процессе выбора фотоаппарата мы с Вами уже познакомились с инструментами воздействия на экспозицию: с выдержкой, диафрагмой и чувствительностью, и узнали, как каждый из этих инструментов влияет на экспозицию. Предлагаю теперь от теории перейти к практике и более подробно исследовать два режима съёмки, которые позволят сделать первый шаг от автоматических режимов.

Приоритетные режимы — полуавтоматические. Они дают нам некоторый контроль над настройками, но обеспечивают при этом правильную экспозицию (с точки зрения камеры, конечно). Другими словами, экспозамер камеры продолжает функционировать в установленном режиме, только мы немного ограничиваем его свободу. Например, камера решит установить свой набор выдержки, диафрагмы и чувствительности, а мы, выбрав один из этих параметров на свой вкус, заставим её подобрать два других, не изменяя при этом экспозицию. А можем зафиксировать и два параметра. А можем и вообще, всё решить за неё (правда , это уже немного другая история).

Приоритет диафрагмы.

В этом режиме Вы, как автор будущего шедевра, фиксируете выбранную диафрагму, а фотоаппарат при этом подбирает необходимую выдержку для обеспечения верной экспозиции. Мы с Вами хорошо помним, что диафрагма, кроме воздействия на экспозицию, влияет ещё и на глубину резко изображаемого пространства. Вследствие этого важнейшего влияния на характер снимка, большинство фотографов выбирают именно приоритет диафрагмы в качестве основного рабочего режима. Например. Мы хотим получить небольшую глубину резкости — съёмка портрета, цветка и тому подобные сюжеты с размытым фоном и волшебным боке. Для этого нам необходимо возможно больше открыть диафрагму (значения 1.2 — 1.4 — 1.8). Если же Вы хотите получить большую глубину резкости, к примеру при съёмке пейзажа — закрывайте диафрагму побольше (значения 11 — 16 — 22).

При выборе диафрагмы в режиме приоритета диафрагмы не забывайте о том, что камера запросто может предложить слишком длинную выдержку, такую, при которой Вы не сможете крепко удержать фотоаппарат в руках, либо в кадре появятся движущиеся объекты. Особенно часто это случается при сильно закрытой диафрагме. В этих случаях придётся принимать дополнительные меры спасения снимка — использовать штатив, упор, исключать движение в кадре, либо наоборот, подчёркивать его и так далее. Нередка и обратная ситуация — экспозамер аппарата попытается выставить слишком короткую, неподдерживаемую аппаратом выдержку. В результате запросто возможно получение кадра с пересветом (отсечением светОв), который почти однозначно является браком (помните, мы подробно разбирали такой случай?).

Приоритет выдержки.

Фотограф фиксирует необходимую выдержку, а аппарат при этом устанавливает необходимое значение диафрагмы.

Вспоминаем, на что у нас влияет выдержка? На движение в кадре. Представляем, например, текущую воду. Если выдержка будет очень короткой — например 1/1000 секунды — движение в кадре «заморозится», будет видна отдельно каждая капелька, поверхность будет казаться такой же твёрдой, как окружающие камни. Если очень длинной — 1/4 секунды и длиннее — струйки «размоются», превратятся в фантастический туман.

Относительно длинную выдержку при некотором опыте можно использовать для «съёмки с проводкой». Для этого выбираем движущийся объект и плавно ведём аппарат, не теряя объект из поля зрения. В момент наилучшей композиции, не прекращая движения, плавно нажимаем на спуск. Эффект заключается в том, что движущийся предмет получается неподвижным, а фон вокруг — движущимся.

Имейте ввиду только, что при короткой выдержке камера постарается широко открыть диафрагму, чтобы скомпенсировать потерю светового потока, следовательно, глубина резкости окажется небольшой.

Практика.

Как Вы наверняка заметили, приоритетные режимы значительно расширяют контроль над изображениями, но требуют практики, чтобы научиться грамотно распоряжаться ими. Требуют и больше внимания, чтобы следить не только за сюжетом, но и за откликом камеры.

На первых порах Вам наверняка придётся снимать не один и не два дубля, чтобы научиться получать предсказуемый результат. Возможно, есть смысл делать серии снимков, снимать в режиме брекетинга экспозиции и впоследствии внимательно изучать на большом мониторе, какой отклик даёт камера на Ваши действия, и какие эффекты при этом получаются на снимках.

В режиме приоритета диафрагмы делайте несколько снимков с разными значениями диафрагмы, чтобы освоиться с действием ГРИП, особенно с незнакомыми объективами. Возможно, это как раз и есть тот редкий случай использования режима брекетинга диафрагмы.

В режиме приоритета выдержки выясните, как ведёт себя ГРИП при разных выдержках, особенно с длиннофокусными объективами.

Возможно, во время подобных опытов стоит поиграться и с настройками чувствительности, чтобы почувствовать, как все три эти компонента вместе влияют на ваш замысел. Стоит также проверить Вашу камеру на слабО, узнать пределы её возможностей, научиться её промахи и слабости использовать себе на пользу. Кроме прямого результата, такие пробы являются ещё и прекрасными уроками по овладению техникой съёмки. Помните один из важных советов — научитесь обращаться с камерой с закрытыми глазами, доведите навыки общения с ней до автоматизма, научитесь во время поднятия камеры к глазам, на лету, по щелчкам колёсика устанавливать диафрагму и не глядя на рычажки выбирать режим экспозамера.

Не расстраивайтесь, если Ваши первоначальные кадры не оправдают Ваших ожиданий — практика, практика, практика. Но имейте в виду, что, когда Вы овладеете съёмкой в приоритетных режимах — Вы получите почти неограниченный творческий контроль над Вашими снимками. Ради этого действительно стОит изучать их.

Ссылка на основную публикацию