Принципе работы экспозамера | Foto-kadr.ru

Принципе работы экспозамера

Экспозамер: всё о режимах замера экспозиции

Что такое экспозамер? И почему первое, что вам необходимо освоить для работы с вашей камерой…

Что такое экспозамер? И почему первое, что вам необходимо освоить для работы с вашей камерой – помимо того, как устанавливать карту памяти, конечно, — умение провести замер яркости объекта, который вы собираетесь снимать?

Современные зеркальные камеры имеют встроенный TTL-экспозамер, который измеряет степень освещенности снимаемого объекта. В вопросах понимания цифровой фотографии и выбора правильной экспозиции, TTL-экспонометр камеры должен стать вашим новым другом. Как только вы освоите и начнёте хорошо понимать работу экспонометра, вы поднимете качество ваших фотографий на новый уровень.

Почему это так важно?

Потому что при правильном использовании экспонометра, вы сможете максимально точно запечатлеть на фотографии снимаемую сцену, отобразив все детали, цвета, текстуры и тени.

Мы абсолютно уверены, что экспериментируя с камерой, вы не раз выбирали неверную экспозицию (да и кто не проходил через это?). Скорее всего, вы сталкивались с потерей данных изображения в зоне светов. В цифровой фотографии, к сожалению, как только вы переэкспонировали изображение – вы потеряли данные об изображении безвозвратно (съёмка в RAW, конечно, позволяет избежать этого). Так что у вас есть выбор: игнорировать эту особенность цифровой фотографии на свой страх и риск, либо поработать над вашими навыками использования режимов экспозамера.

Центрально-взвешенный режим замера экспозиции

В этом режиме камера считывает информацию о яркости объекта, поступающую из области, отображаемой в центральной части видоискателя (при этом информация о яркости остальных частей кадра поглощается, и данные о яркости, выдаваемые процессором камеры, как правило, бывают ниже).

В камерах различных производителей название этого режима может несколько отличаться, например, в камерах Canon он называется «Центрально-взвешенным усреднённым» (Center-weighted Average Metering), у Nikon же – «Центрально-взвешенный» (Center-weighted Metering).

Если говорить о принципе работы центрально-взвешенного режима экспозамера, то он основывается на том, что чувствительность сенсора камеры распределена по полю кадра неравномерно: она выше в центре и спадает к краям. Таким образом, наиболее чувствителен сенсор именно в пределах области, обозначенной в видоискателе камеры центральным кругом.

С точки зрения практического применения, этот режим заставляет камеру сфокусироваться на объекте в центре кадра, особо не обращая внимания на тёмный или светлый фон или другие объекты в кадре. Поэтому он наиболее пригоден для репортажной фотосъёмки или съёмки сцен, где объект находится в центре кадра.

Например, центрально-взвешенный режим замера экспозиции идеально подойдёт для съёмки портрета вашей спящей кошки, или автомобильной фары, разбитой в результате аварии.

Точечный режим замера экспозиции

Когда вы смотрите через объектив зеркалки, вы, обычно, можете видеть несколько точек фокусировки и/или меток центровки; это небольшие области кадра – иногда пользователь может самостоятельно выбрать одну из них – в которых камера производит замер яркости для определения экспозиции. Любые данные о яркости областей кадра, выходящих за пределы точки, в которой производится замер, при расчёте значения экспозиции игнорируются.

Принцип работы этого режима заключается в измерении яркости небольшого участка кадра (не более 5% от общей площади кадра).

Для точечного режима экспозамера характерны более ярко выраженные перепады чувствительности, по сравнению, например, с центрально-взвешенным режимом, поскольку при точечном замере остальная часть кадра, как упоминалось выше, в измерении не участвует вовсе. Однако, именно этот режим является наиболее точным из всех существующих, поскольку он позволяет предельно точно измерить яркость любых участков сцены.

Поскольку точечный режим замера крайне чувствителен к выбору точки проведения замера, он малопригоден для репортажной съёмки. Этот режим придёт вам на помощь, когда вам необходимо заснять контрастную сцену или сцену со сложным освещением.

Режим частичного измерения

Вы можете рассматривать режим частичного замера экспозиции, как расширенный вариант точечного экспозамера. В режиме частичного замера, информация о яркости считывается с области гораздо большей, чем при точечном экспозамере: около 10% кадра против 2-3% в точечном режиме.

Чаще всего этот режим замера экспозиции можно встретить в фотоаппаратах Canon, где он получил широкое распространение, как отдельный режим, начиная с модели Canon F-1.

Режим частичного экспозамера лучше всего использовать в случаях, когда объект съёмки сильно подсвечен, а вы хотите получить хорошо проэкспонированное изображение снимаемого объекта. В таких случаях этот режим экспозамера позволит вам правильно проэкспонировать снимаемый объект, в то время как фон может получиться переэкспонированным.

Таким образом, режим частичного замера позволяет вам более точно управлять экспозицией в конкретной области снимка.

Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера

Матричный режим экспозамера – режим по умолчанию, при котором TTL-экспонометр замеряет яркость всех точек в кадре, после чего процессор камеры, основываясь на данных заложенных производителем, подбирает оптимальное значение экспозиции для снимаемой сцены.

Стоит отметить, что эффективность этого режима напрямую зависит от процессора камеры и количества точек фокусировки, доступных сенсору.

Матричный режим экспозамера наиболее оптимален при режимах с автоматическим управлением экспозицией и подходит для съёмки равномерно освещённых сцен, например, пейзажа.

Рекомендуемые настройки

Для начала изучить сцену, которую собираетесь снимать, в видоискатель. Если она выглядит равномерно освещённой, используйте Матричный (оценочный, многозонный) режим экспозамера.

Если человек или предмет, снимаемый вами, освещён сзади ярким источником света или солнцем, то вам, вероятнее всего, следует выбрать Центрально-взвешенный режим замера экспозиции.

Если предмет вашей съёмки является наиболее значимой частью сцены, используйте Частичный режим экспозамера.

Заключение

Измерение экспозиции является одной из важнейших функций вашей камеры (хотя вы всегда можете использовать ручной экспонометр) поскольку правильный выбор экспозиции критичен для фотографии.

Конечно, некорректный выбор режима экспозамера не будет портить каждую фотографию, отснятую вами, однако, как только вы усвоите и научитесь использовать различные режимы экспозамера, вы сразу же заметите, насколько уменьшится среди ваших фотографий число недодержанных и/или передержанных.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся!

Как работает экспозамер?


Прежде чем рассматривать принцип работы экспозамера, вспомним, что же это такое. Данным термином обозначают совокупность способов определения наилучшего положения экспозиции для получения максимально возможного качества фотографии. Обычно выделяют 4 вида экспозамера, но в данной статье мы рассмотрим общие принципы его работы.

Принцип работы экспозамера

Понимание принципов работы позволит фотографу сделать наиболее качественные в техническом отношении снимки. Почему необходимые параметры надо подбирать самому человеку? Потому что замер снимаемой экспозиции оценивается по отраженному свету. Иными словами, предназначение датчиков экспозамера заключается в измерении значений отражений от разных объектов.

Вот тут мы и подошли к главной проблеме. Из школьного курса физики вы несомненно знаете, что все предметы отражают свет по-разному. Белый цвет может отразить до 90% лучей, в то время, как черный «проглотит» не менее 93%. Средним значением яркости большинства снимков будет является серый нейтральный оттенок, поддерживающий отражение примерно 18%, именно поэтому производитель изначально настраивает экспозамер на эти данные.

Другими словами, если вы снимаете сцену, цвета которой намного светлее серого оттенка, то фотоаппарат автоматически сделает снимок темнее, и в результате у вас будет затемнённый кадр. С технической точки зрения фотоаппарат сделал все правильно, согласно заложенной программе, но от недоэкспонированного снимка вас это никак не спасет.

Соответственно если вы снимаете объекты с отражающей способностью меньше 18%, то снимок автоматически осветлится, и кадр будет уже переэкспонированным. И в результате мы приходи к простому выводу: идеальный снимок вы сможете получить только при условии, что средняя яркость будет максимально приближена к тем самым 18%.

Значения экспозамера вполне возможно изменить, описание других режимов работы, которые вы можете выбрать, приведены в инструкции к устройству. Но если фотограф не очень силен в этом, то зачастую выбрать лучший тип замера экспозиции бывает весьма затруднительно. Эта проблема усугубляется тем, что одни и те же параметры у устройств разных производителей могут отличаться друг от друга.

Экспозамер Nikon и Canon

Рассмотрим наиболее популярные на данный момент экспозамеры Canon и Nikon. Начнем с первого. Думаю, не лишнем будет отметить, что фирма Canon начала использовать различные режимы экспозамера ещё на старых пленочных моделях, датируемых концом 1980 г. До изобретения активно применяющийся на данный момент системы EOS устройства при съемках использовали центровзвешенный алгоритм. Принцип его работы заключался в изменении положения его центральной части и был достаточно приемлем для тех случаев, когда объект был освещен спереди. Но перед сложными снимками такая система зачастую была бессильна. Изобретение EOS позволило разрешить эти проблемы и использовать все 4 существующие на данный момент режимы экспозамера. Говоря о экспозамере фирмы Nikon, необходимо отметить его постоянное совершенствование, и если в модели Nikon D5100 мы отмечаем наличие только 420 пикселей, то уже в модуле Nikon D5200 их количество достигает 2016.

Как работает экспозамер

Для получения качественных в техническом отношении фотоснимков важно понимать, как работает система замера экспозиции в фотоаппарате, почему в некоторых случаях она не справляется с ситуацией и кадр получается испорченным.

Знание принципов работы экспозамера в полуавтоматических режимах (режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки) позволит вам выбирать нужный режим его работы в зависимости от снимаемой сцены.

Самый главный недостаток встроенного экспонометра фотокамеры в том, что замер экспозиции производится по отраженному свету. То есть измеряется количество света, отражаемого от объектов, которые вы снимаете. Но все дело в том, что различные объекты отражают свет по-разному! Например, белый снег отражает очень много света, примерно 70-90%, а черный бархат – около 3-7%.

Если усреднить яркость большого числа среднестатистических снимков, то получится примерно серый нейтральный цвет с отражающей способностью 18%.

Поэтому система экспозамера фотоаппарата настраивается производителем обычно на нейтрально серый тон, то есть такой, который отражает 18% попадающего на него света. То есть фотоаппарат стремится привести среднюю яркость снимаемой сцены к 18%. Что из этого следует?

Если мы будем снимать сцену, в которой преобладают тона, значительно светлее 18% серого цвета, фотоаппарат установит такую экспозицию, чтобы привести среднюю яркость сцены к 18% серому, то есть сделать снимок темнее. В результате мы получим значительно затемненный кадр. Ниже я привожу картинки, где изображен небольшой темный предмет на белом фоне. В результате фон вместо белого получился довольно глубокого серого цвета, а предмет выглядит слишком темным. То есть, мы получили недоэкспонированный кадр, хотя фотоаппарат отработал правильно, с точки зрения алгоритма, который в него заложен.

Так снимок должен выглядеть

Такой снимок мы получили

И, наоборот, при съемке сцены с преобладанием темных тонов, значительно темнее 18% серого, фотоаппарат установит такую экспозицию, чтобы осветлить снимаемую сцену, сделать ее яркость ближе к 18% серому. В результате мы получаем значительно более светлый снимок, чем он должен быть на самом деле. То есть, на выходе у нас будет переэкспонированный кадр, и если мы снимаем светлый объект на темном фоне, то можем просто потерять на нем детали. Я постарался наглядно показать это на картинках ниже. Опять же, фотоаппарат отработал четко по заложенному в него алгоритму.

Так снимок должен выглядеть

Такой снимок мы получили

А когда же получается нормально экспонированный снимок? Тогда, когда средняя яркость сцены близка к нейтральному 18% серому тону! Вот пример такой фотографии.

Теперь понятно, почему никогда не стоит обвинять фотоаппарат в том, что он «плохо снимает»?

Мы разобрали общий случай замера экспозиции, когда замер усредняется по всей сцене. В инструкции к своей фотокамере вы можете найти описание и других режимов работы экспонометрического замера. Если вы раньше не имели с ними дело, извлечь какую-либо полезную информацию из очень краткого их описания будет весьма сложно. Вот, например, как описывается работа этих режимов в инструкции к камере Canon EOS 7D:

Вам все понятно? Если да, то можете дальше не читать статью

Давайте разберем подробнее работу каждого режима, его достоинства и недостатки, а также в каких случаях следует применять тот или иной режим экспозамера.

Оценочный замер.

Иногда этот вид экспозамера называют матричным. В этом режиме датчик фотоаппарата анализирует поступающую информацию со всех зон, на которые он разбит, по всей площади кадра. В базу данных фотоаппарата, то есть в его электронные «мозги» заложены десятки тысяч различных фотографий с правильной экспозицией. Фотоаппарат выбирает наиболее подходящую и применяет настройки к текущей снимаемой сцене. При этом также учитываются данные от системы фокусировки.

Такой режим замера старается усреднить снимаемую сцену по-максимуму. Он больше подходит для съемки среднестатистических сюжетов, например, пейзажей, но ошибается в сложных случаях, например, при съемке с задней подсветкой, когда снимаемый объект освещается сзади. Привязка измерений к точкам фокусировки может иногда оказать медвежью услугу. Например, земля окажется проэкспонированной нормально, а небо получится выбитым.

Центрально-взвешенный замер.

При этом виде экспозамера несколько сужается область, имеющая приоритет при измерении. В остальном этот режим похож на предыдущий. То есть он также работает неплохо для сцен без больших отклонений и перепадов в освещении, но ошибается в сложных условиях.

Частичный замер.

В этом случае приоритетной зоной для датчика является круг, занимающий примерно 9% (данные по различным камерам могут отличаться) площади в центре кадра. Этот режим хорошо использовать при съемке портретов, особенно в условиях сложного освещения. В этом случае вероятность получить неправильно экспонированный снимок значительно снижается.

Точечный замер.

При использовании этого режима область замера минимальна, составляет примерно 2-3% от площади кадра (также в зависимости от модели камеры). Точечный замер хорошо применять, когда требуется произвести измерение экспозиции точно на сюжетно важном объекте. Однако при этом следует учитывать яркость объекта и при необходимости вводить соответствующую поправку, иначе может получиться неправильно экспонированный снимок (причину этого мы рассматривали выше). Этот режим также очень удобно использовать для замера экспозиции по серой карте. На этом вопросе я хочу остановиться подробнее.

Экспозамер по серой карте.

Серая карта – это специальный аксессуар, предназначенный для точного замера экспозиции и настройки баланса белого. Она изготавливается или покрывается специальным материалом с отражающей способностью 18% и имеющим нейтральный серый цвет. Серая карта может быть как маленького размера, так и довольно большого. Выглядит она примерно так.

В рамках данной статьи нас интересует именно замер экспозиции по серой карте. Как правильно его выполнять? Поставьте серую карту на место предмета, который будете снимать, а если снимаете человека, попросите подержать ее. Карту нужно располагать перпендикулярно оптической оси объектива. Переведите фотоаппарат в режим точечного замера экспозиции и режим приоритета диафрагмы или выдержки (в зависимости от задач съемки). Значение компенсации экспозиции при этом должно быть установлено на ноль. Наведитесь на серую карту и нажмите до половины кнопку спуска затвора (или можно сделать снимок). Запомните значения выдержки и диафрагмы, переключитесь в режим М и установите эти значения. Сделайте пробный снимок, при необходимости внесите коррективы в настройки.

Экспозамер в цифровых фотокамерах. Принцип работы

Экспозамер и его виды

Во всех камерах существует система замера экспозиции, которая оценивает освещенность предмета в кадре и автоматически устанавливает нужную диафрагму и выдержку в камере, чтобы правильно проэкспонировать объект съемки. Другими словами, основной принцип экспозамера заключается в получении изображения, наиболее приближенного к реальности, которое отображает объект съемки так, как мы его видим в жизни.

С каждым годом разрабатываются все более сложные системы оценки экспозиции. На сегодняшний день в большинстве камер используется одна из двух основных систем: интегральная или центрально-взвешенная. Поскольку центрально-взвешенный экспозамер был разработан первым, мы сначала рассмотрим его принцип работы.

Центрально-взвешенный экспозамер

Согласно названию система центрально-взвешенного замера определяет параметры экспозиции относительно предмета, который находится в центре кадра и обычно является точкой фокусировки. Не существует абсолютно одинаковых систем центрально-взвешенного экспозамера, поскольку каждый производитель разрабатывает свой индивидуальный способ применения центрально-взвешенного замера в зависимости от диаметра центральной зоны относительно остальной части кадра.

Несмотря на это все системы центрально-взвешенного экспозамера рассчитывают экспозицию, оценивая освещенность предмета, который находится в центральной части кадра. Пример такого замера показан на изображении ниже, которое наглядно демонстрирует, что от того, какая именно часть объекта съемки находится в центре кадра, зависит яркость всего снимка:

Центрально-взвешенный замер, Программный режим
Диафрагма: f4.5, выдержка: 1/300 секунды

Центрально-взвешенный замер, Программный режим
Диафрагма: f4.0, выдержка: 1/240 секунды

На вышеприведенном изображении обратите внимание на соотношение между темным корпусом судна и белой надпалубной частью. В центральной области кадра, по которой осуществляется центрально-взвешенный замер, светлая надпалубная часть судна немного доминирует над его темным корпусом, поэтому снимок получился немного темноватым.

На этот раз вышеприведенное изображение содержит в своей центральной части больше темного корпуса судна. В результате камера увеличила экспозицию, чтобы передать большее количество деталей в темных областях и снимок получился более светлым.

Нужно сказать, что оба изображения достаточно хорошо проэкспонированы с небольшим отличием. Эти отличия являются одной из сильных сторон данной системы замера экспозиции. Экспериментируя с центрально-взвешенным замером со временем можно добиться полного контроля над уровнем освещенности на изображении, принимая во внимание тот факт, что общая экспозиция на снимке зависит от объектов, которые находятся в центральной части кадра.

Использование: Центрально-взвешенная система экспозамера подходит для съемки большинства объектов, поскольку замер осуществляется по всей области кадра. При съемке объектов с боковым или контровым освещением, система центрально взвешенного замера выставляет экспозицию, учитывая разные виды освещения.

Точечный замер

При осуществлении точечного экспозамера учитывается небольшая область в кадре. Первоначально эта система была разработана таким образом, что замер экспозиции производился по небольшой круглой области в центре кадра. Идея заключалась в том, что точечный замер должен был замерять освещенность в точке фокусировки, которая в большинстве камер находилась в самом центре кадра. Со временем системы фокусировки стали более сложными, теперь они способны находить одну и больше точек фокусировки в кадре. В свою очередь точечный замер часто спряжен с одной точкой фокусировки, даже если эта точка смещена в часть кадра, которая не относится к центру.

Точечный замер сильно влияет на экспозицию всего снимка, как показано на изображениях ниже:

Точечный замер, Программный режим
Диафрагма: f5.6, выдержка: 1/340 секунды

Точечный замер, Программный режим
Диафрагма: f2.8, выдержка: 1/160 секунды

На изображении слева точечный замер производился по небольшой круглой области на объекте съемки, которая была сильно освещена солнцем. В результате экспозиция на полученном снимке проявилась в хорошем уровне освещенности надпалубной части, при этом корпус судна оказался в тени. Для этого использовалось большое значение диафрагмы f5.6 и краткая выдержка для уменьшения количества света, попадающего на сенсор. На изображении справа точечный замер осуществлялся по точке на темном корпусе судна. (Сравните с областью в желтом круге на изображении слева). В результате полученной экспозиции была пересвечена белая надпалубная часть, при этом корпус судна получился четким с большим количеством деталей, в то время как на снимке слева он находится в тени. Обратите внимание, что выдержка уменьшилась, а диафрагма открылась до f2.8, что позволило пройти большему количеству света сквозь объектив.

Основной ценностью точечного замера является его точность. Если замер осуществлять по конкретной точке, можно получить правильно проэкспонированный снимок независимо от окружающей среды. Точность точечного замера является преимуществом, которое используется в более продвинутых системах экспозамера, которые осуществляют замер экспозиции для всего кадра по нескольким точкам (многоточечный замер).

Использование: Точечный замер эффективен при макросъемке или когда основная задача заключается в том, чтобы зафиксировать на изображении объект съемки, даже за счет других объектов в кадре.

Интегральные системы (также известны как многозонный или матричный замер)

Интегральная система осуществляет одновременно десятки, а иногда и сотни, замеров по всему кадру и вычисляет, таким образом, наилучшую комбинацию диафрагмы и выдержки.

Система многозонного замера анализирует уровень освещенности в кадре в нескольких зонах. В нижеприведенном примере экспозиция рассчитывается по 64 отдельных зонах кадра.

64-зонный замер, Программный режим
Диафрагма: f4.0, выдержка: 1/170 секунды

Система многозонного замера рассчитывает правильную экспозицию для объекта съемки, сопоставляя все полученные результаты, и определяет, таким образом, нужную диафрагму и выдержку. В результате использования интегральных систем замера на изображении практически отсутствуют пере- или недоэкспонированые области. При этом в некоторых системах существуют более сложные способы вычисления экспозиции, чем показано на нашем примере.

Как уже упоминалось, некоторые системы многозонного замера сопоставляют информацию, полученную в кадре с набором типичных соотношений диафрагмы и выдержки. Этот процесс напоминает подбор сюжета.

В подобных системах данные, полученные из каждой зоны, сравниваются с внутренней базой данных, которая являет собой разные комбинации диафрагмы и выдержки для различных сюжетов, таким образом, система сопоставляет результаты замера с набором сюжетных настроек. Если данные замера совпадают с сюжетом, тогда система может немного подправить экспозицию. Например, когда система, проанализировав результаты, определяет, что в кадре есть снег, она корректирует экспозицию с учетом того, что снег является отражающей поверхностью, и задает параметры, при которых может возникнуть небольшая переэкспозиция, чтобы в результате на снимке снег получился чисто белого, а не серого цвета.

Использование: интегральный или многозонный замер используется в качестве основной системы экспозамера и является наиболее эффективным при портретной и пейзажной съемке с хорошим и ровным освещением.

Принцип работы экспозамера в цифровых фотокамерах

Во всех камерах существует система замера экспозиции, которая оценивает освещенность предмета в кадре и автоматически устанавливает нужную диафрагму и выдержку в камере, чтобы правильно проэкспонировать объект съемки. Другими словами, основной принцип экспозамера заключается в получении изображения, наиболее приближенного к реальности, которое отображает объект съемки так, как мы его видим в жизни.

С каждым годом разрабатываются все более сложные системы оценки экспозиции. На сегодняшний день в большинстве камер используется одна из двух основных систем: интегральная или центрально-взвешенная. Поскольку центрально-взвешенный экспозамер был разработан первым, мы сначала рассмотрим его принцип работы.

Согласно названию система центрально-взвешенного замера определяет параметры экспозиции относительно предмета, который находится в центре кадра и обычно является точкой фокусировки. Не существует абсолютно одинаковых систем центрально-взвешенного экспозамера, поскольку каждый производитель разрабатывает свой индивидуальный способ применения центрально-взвешенного замера в зависимости от диаметра центральной зоны относительно остальной части кадра.

Несмотря на это все системы центрально-взвешенного экспозамера рассчитывают экспозицию, оценивая освещенность предмета, который находится в центральной части кадра. Пример такого замера показан на изображении ниже, которое наглядно демонстрирует, что от того, какая именно часть объекта съемки находится в центре кадра, зависит яркость всего снимка:

Центрально-взвешенный замер, Программный режим

Диафрагма: f4.5, выдержка: 1/300 секунды

Центрально-взвешенный замер, Программный режим

Диафрагма: f4.0, выдержка: 1/240 секунды

На вышеприведенном изображении обратите внимание на соотношение между темным корпусом судна и белой надпалубной частью. В центральной области кадра, по которой осуществляется центрально-взвешенный замер, светлая надпалубная часть судна немного доминирует над его темным корпусом, поэтому снимок получился немного темноватым.

На этот раз вышеприведенное изображение содержит в своей центральной части больше темного корпуса судна. В результате камера увеличила экспозицию, чтобы передать большее количество деталей в темных областях и снимок получился более светлым.

Нужно сказать, что оба изображения достаточно хорошо проэкспонированы с небольшим отличием. Эти отличия являются одной из сильных сторон данной системы замера экспозиции. Экспериментируя с центрально-взвешенным замером со временем можно добиться полного контроля над уровнем освещенности на изображении, принимая во внимание тот факт, что общая экспозиция на снимке зависит от объектов, которые находятся в центральной части кадра.

Использование: Центрально-взвешенная система экспозамера подходит для съемки большинства объектов, поскольку замер осуществляется по всей области кадра. При съемке объектов с боковым или контровым освещением, система центрально взвешенного замера выставляет экспозицию, учитывая разные виды освещения.

При осуществлении точечного экспозамера учитывается небольшая область в кадре. Первоначально эта система была разработана таким образом, что замер экспозиции производился по небольшой круглой области в центре кадра. Идея заключалась в том, что точечный замер должен был замерять освещенность в точке фокусировки, которая в большинстве камер находилась в самом центре кадра. Со временем системы фокусировки стали более сложными, теперь они способны находить одну и больше точек фокусировки в кадре. В свою очередь точечный замер часто спряжен с одной точкой фокусировки, даже если эта точка смещена в часть кадра, которая не относится к центру.

Точечный замер сильно влияет на экспозицию всего снимка, как показано на изображениях ниже:

Точечный замер, Программный режим

Диафрагма: f5.6, выдержка: 1/340 секунды

Точечный замер, Программный режим

Диафрагма: f2.8, выдержка: 1/160 секунды

На изображении слева точечный замер производился по небольшой круглой области на объекте съемки, которая была сильно освещена солнцем. В результате экспозиция на полученном снимке проявилась в хорошем уровне освещенности надпалубной части, при этом корпус судна оказался в тени. Для этого использовалось большое значение диафрагмы f5.6 и краткая выдержка для уменьшения количества света, попадающего на сенсор.

На изображении справа точечный замер осуществлялся по точке на темном корпусе судна. (Сравните с областью в желтом круге на изображении слева). В результате полученной экспозиции была пересвечена белая надпалубная часть, при этом корпус судна получился четким с большим количеством деталей, в то время как на снимке слева он находится в тени. Обратите внимание, что выдержка уменьшилась, а диафрагма открылась до f2.8, что позволило пройти большему количеству света сквозь объектив.

Основной ценностью точечного замера является его точность. Если замер осуществлять по конкретной точке, можно получить правильно проэкспонированный снимок независимо от окружающей среды. Точность точечного замера является преимуществом, которое используется в более продвинутых системах экспозамера, которые осуществляют замер экспозиции для всего кадра по нескольким точкам (многоточечный замер).

Использование: Точечный замер эффективен при макросъемке или когда основная задача заключается в том, чтобы зафиксировать на изображении объект съемки, даже за счет других объектов в кадре.

Интегральные системы (также известны как многозонный или матричный замер)

Интегральная система осуществляет одновременно десятки, а иногда и сотни, замеров по всему кадру и вычисляет, таким образом, наилучшую комбинацию диафрагмы и выдержки.

Система многозонного замера анализирует уровень освещенности в кадре в нескольких зонах. В нижеприведенном примере экспозиция рассчитывается по 64 отдельных зонах кадра.

Что такое экспозамер: выбор точки экспозамера в кадре

Современные фотокамеры могут замерять яркость сюжета разными способами, и в зависимости от этого режимы замера экспозиции носят разные названия и по-разному оценивают количество света, проникающего в камеру. Главная же цель экспозамера — не дать сюжету пересветиться или провалиться в черноту. Но что делать в случае с контрастным сюжетом? Давайте разберемся, какими бывают режимы экспозамера, и как их правильно использовать.

Существует четыре типа экспозамера. В разных камерах они могут появляться в разном количестве и сочетании. Точечный, частичный, центро-взвешенный, и матричный.

Точечный экспозамер своим названием говорит за себя: замер яркости в нем происходит по точке. По умолчанию — это центральная точка фокусировки, но можно выставить настройки так, что эта точка будет совпадать с любой другой выбранной точкой фокусировки. Освещенность остального поля кадра в этом случае вообще не учитывается. Этот вид замера удобен, например, когда яркость главного объекта сильно отличается от яркости фона: тогда приходится жертвовать вторым и заставлять камеру оценивать и прорабатывать освещенность только нужной фотографу зоны.

Частичный экспозамер похож на точечный, только зона оценки освещенности при нем чуть больше: если в точечном это 3-5% от кадра, то в частичном она уже около 15-17%. Чтобы представить себе эту зону, обратите внимание на кружок в видоискателе. Экспонометр учитывает яркость всего, что попадает в этот кружок. При сильных перепадах яркостей, когда есть, например, риск, что очень яркий фон «перебьет» детали затененного объекта, нужно выставлять точечный или частичный режим замера – в зависимости от того, насколько велика та зона, яркость которой для вас принципиально важна.

Третий тип замера, центро-взвешенный, предполагает, что камера, как и в частичном замере, в первую очередь ориентируется на освещенность объектов, попавших в центральный кружок, но принимает во внимание и зону вокруг него. Представьте себе солнышко с лучами. А теперь посмотрите в видоискатель. Тот самый кружок, который мы уже знаем — и есть это солнышко, а вокруг него мысленно дорисуйте лучи. Примерно так работает центро-взвешенный режим экспозамера : учитывает середину сюжета и ее окрестности, игнорируя углы. Если нужно снять портрет (или какой-нибудь объект) на фоне, который не очень важен, но все-таки имеет значение для сюжета, стоит использовать центро-взвешенный экспозамер. Чаще всего он стоит в камере по умолчанию, так как хорошо подходит для большинства сюжетов.

Последний вид — матричный экспозамер, его еще называют мультисегментным или мультизонным, захватывает всю площадь кадра. Принцип его работы таков: все поле кадра разбивается на зоны (в современных камерах количество их больше тысячи), экспозиция каждой из которых оценивается отдельно, после чего все данные объединяются, выдавая фотографу «температуру в среднем по больнице», то есть, общую яркость сюжета, учитывая как середину, так и углы будущего кадра. Если вы собираетесь снять равномерный по яркости или малоконтрастный кадр, то матричный замер подходит больше всего.

Какой экспозамер лучше для съемки?

Для того, чтобы решить, какой тип замера подойдет вам в каждой конкретной ситуации, давайте рассмотрим этот пример: в центре кадра стоит темный будильник, за ним — очень яркий фон.

Точечный: учитывается только центральная точка. Она самая темная, поэтому кадр сильно осветлился, зато центральная точка идеально проэкспонирована и далека как от провала в темноту, так и от пересвета.

Частичный: здесь в зону замера вошел почти весь циферблат. Так как на нем есть и светлые зоны, то камера сделала вывод, что настолько сильно, как в предыдущем варианте, осветлять кадр не нужно.

Центро-взвешенный: будильник учитывается в первую очередь, но и зона вокруг него также важна. А она очень светлая, поэтому, в попытке найти золотую середину, камера сделала кадр еще темнее, проработав фон.

Матричный замер просчитал, помимо центра, все углы, насчитал три темных, и сделал кадр чуть светлее, чем в предыдущем варианте.

Попробуйте потренироваться на аналогичном сюжете, и принцип работы режимов экспозамера станет ясен.

Как работает экспозамер

Для получения качественных в техническом отношении фотоснимков важно понимать, как работает система замера экспозиции в фотоаппарате, почему в некоторых случаях она не справляется с ситуацией и кадр получается испорченным.

Знание принципов работы экспозамера в полуавтоматических режимах (режим приоритета диафрагмы и приоритета выдержки) позволит вам выбирать нужный режим его работы в зависимости от снимаемой сцены.

Самый главный недостаток встроенного экспонометра фотокамеры в том, что замер экспозиции производится по отраженному свету. То есть измеряется количество света, отражаемого от объектов, которые вы снимаете. Но все дело в том, что различные объекты отражают свет по-разному! Например, белый снег отражает очень много света, примерно 70-90%, а черный бархат – около 3-7%.

Если усреднить яркость большого числа среднестатистических снимков, то получится примерно серый нейтральный цвет с отражающей способностью 18%.

Поэтому система экспозамера фотоаппарата настраивается производителем обычно на нейтрально серый тон, то есть такой, который отражает 18% попадающего на него света. То есть фотоаппарат стремится привести среднюю яркость снимаемой сцены к 18% . Что из этого следует?

Если мы будем снимать сцену, в которой преобладают тона, значительно светлее 18% серого цвета, фотоаппарат установит такую экспозицию, чтобы привести среднюю яркость сцены к 18% серому, то есть сделать снимок темнее. В результате мы получим значительно затемненный кадр. Ниже я привожу картинки, где изображен небольшой темный предмет на белом фоне. В результате фон вместо белого получился довольно глубокого серого цвета, а предмет выглядит слишком темным. То есть, мы получили недоэкспонированный кадр, хотя фотоаппарат отработал правильно, с точки зрения алгоритма, который в него заложен.

Так снимок должен выглядеть

Такой снимок мы получили

И, наоборот, при съемке сцены с преобладанием темных тонов, значительно темнее 18% серого, фотоаппарат установит такую экспозицию, чтобы осветлить снимаемую сцену, сделать ее яркость ближе к 18% серому. В результате мы получаем значительно более светлый снимок, чем он должен быть на самом деле. То есть, на выходе у нас будет переэкспонированный кадр, и если мы снимаем светлый объект на темном фоне, то можем просто потерять на нем детали. Я постарался наглядно показать это на картинках ниже. Опять же, фотоаппарат отработал четко по заложенному в него алгоритму.

Так снимок должен выглядеть

Такой снимок мы получили

А когда же получается нормально экспонированный снимок? Тогда, когда средняя яркость сцены близка к нейтральному 18% серому тону! Вот пример такой фотографии.

Теперь понятно, почему никогда не стоит обвинять фотоаппарат в том, что он «плохо снимает»?

Мы разобрали общий случай замера экспозиции, когда замер усредняется по всей сцене. В инструкции к своей фотокамере вы можете найти описание и других режимов работы экспонометрического замера. Если вы раньше не имели с ними дело, извлечь какую-либо полезную информацию из очень краткого их описания будет весьма сложно. Вот, например, как описывается работа этих режимов в инструкции к камере Canon EOS 7D:

Вам все понятно? Если да, то можете дальше не читать статью

Давайте разберем подробнее работу каждого режима, его достоинства и недостатки, а также в каких случаях следует применять тот или иной режим экспозамера.

Оценочный замер.

Иногда этот вид экспозамера называют матричным. В этом режиме датчик фотоаппарата анализирует поступающую информацию со всех зон, на которые он разбит, по всей площади кадра. В базу данных фотоаппарата, то есть в его электронные «мозги» заложены десятки тысяч различных фотографий с правильной экспозицией. Фотоаппарат выбирает наиболее подходящую и применяет настройки к текущей снимаемой сцене. При этом также учитываются данные от системы фокусировки.

Такой режим замера старается усреднить снимаемую сцену по-максимуму. Он больше подходит для съемки среднестатистических сюжетов, например, пейзажей, но ошибается в сложных случаях, например, при съемке с задней подсветкой, когда снимаемый объект освещается сзади. Привязка измерений к точкам фокусировки может иногда оказать медвежью услугу. Например, земля окажется проэкспонированной нормально, а небо получится выбитым.

Центрально-взвешенный замер.

При этом виде экспозамера несколько сужается область, имеющая приоритет при измерении. В остальном этот режим похож на предыдущий. То есть он также работает неплохо для сцен без больших отклонений и перепадов в освещении, но ошибается в сложных условиях.

Частичный замер.

В этом случае приоритетной зоной для датчика является круг, занимающий примерно 9% (данные по различным камерам могут отличаться) площади в центре кадра. Этот режим хорошо использовать при съемке портретов, особенно в условиях сложного освещения. В этом случае вероятность получить неправильно экспонированный снимок значительно снижается.

Точечный замер.

При использовании этого режима область замера минимальна, составляет примерно 2-3% от площади кадра (также в зависимости от модели камеры). Точечный замер хорошо применять, когда требуется произвести измерение экспозиции точно на сюжетно важном объекте. Однако при этом следует учитывать яркость объекта и при необходимости вводить соответствующую поправку, иначе может получиться неправильно экспонированный снимок (причину этого мы рассматривали выше). Этот режим также очень удобно использовать для замера экспозиции по серой карте. На этом вопросе я хочу остановиться подробнее.

Экспозамер по серой карте.

Серая карта – это специальный аксессуар, предназначенный для точного замера экспозиции и настройки баланса белого. Она изготавливается или покрывается специальным материалом с отражающей способностью 18% и имеющим нейтральный серый цвет. Серая карта может быть как маленького размера, так и довольно большого. Выглядит она примерно так.

В рамках данной статьи нас интересует именно замер экспозиции по серой карте. Как правильно его выполнять? Поставьте серую карту на место предмета, который будете снимать, а если снимаете человека, попросите подержать ее. Карту нужно располагать перпендикулярно оптической оси объектива. Переведите фотоаппарат в режим точечного замера экспозиции и режим приоритета диафрагмы или выдержки (в зависимости от задач съемки). Значение компенсации экспозиции при этом должно быть установлено на ноль. Наведитесь на серую карту и нажмите до половины кнопку спуска затвора (или можно сделать снимок). Запомните значения выдержки и диафрагмы, переключитесь в режим М и установите эти значения. Сделайте пробный снимок, при необходимости внесите коррективы в настройки.

Ссылка на основную публикацию