Понятие выдержки в фотографии | Foto-kadr.ru

Понятие выдержки в фотографии

Фотография: как правильно выбрать выдержку

Выдержка – это количество времени, за которое фотоаппарат фиксирует снимок. Разные значения выдержи помогут создать крутые эффекты, запечатлеть движение, передать динамику на фото. Так что начнем разбирать все по пунктам ниже. Поехали!

Понятие о выдержке

Когда мы снимаем, свет считывается пленкой или матрицей фотоаппарата. Пока сам процесс съемки не начался, матрица или пленка закрыты затвором. Как только мы начали фотографировать, затвор открывается, чтобы матрица или пленка смогли принять изображение. Выдержка есть время, пока затвор закрыт.

Измерение выдержки

Измеряется она в долях секунды или в секундах и обозначается: 1/8000 с, 1/1000 с, 1/125 с, 1 с, 2 с и так далее. К примеру, выдержка 1/100 означает одну сотую секунды (0,01 с.). Потому выдержку называют еще временем экспонирования – именно в этот отрезок времени на матрицу воздействует свет. Большинство камер предоставляют широкий выбор возможных значений выдержки, начиная с нескольких тысячных долей секунды до нескольких секунд. Зеркальные камеры, как правило, имеют режим “Bulb”, позволяющий держать затвор открытым сколько необходимо.

Настройка выдержки

Вручную изменить значение выдержки камеры можно только в двух режимах: мануальном “M” и приоритете выдержки “Tv”. Для этого:

  1. Перейдите в нужный режим, найдите поле со значением выдержки
  2. Покрутите колесико и следите за изменениями параметров выдержки
  3. Готово! Просто поэкспериментируйте

Короткая выдержка

Короткая выдержка ловит момент, фиксирует сцену за долю секунды. Используем мы ее для съемки тех объектов, которые нам хочется зафиксировать в движении. Это могут быть спортивные события или детские праздники, самые разные динамические сцены. Также она применяется для съемки предметов: статических и движущихся. Со статическими все просто – от длины выдержки зависит количество света, что попадает в кадр, как на фотографии с розами. Если предмет или фотограф движется, нам просто нужна самая короткая выдержка. Короткая выдержка позволит достичь качественного изображения без всякого смазывания. Короткой принято считать выдержку до 1 секунды.

Длинная выдержка

Длинная выдержка не фиксирует момент, а показывает его продолжение, динамику, движение. Она применяется в условиях плохой освещенности, отлично подходит для съемки в вечернее и ночное время, съемки в помещении. Длинная выдержка требует обязательного использования качественного штатива. Но длинной выдержкой баловаться не стоит, потому что есть угроза появления шумов на снимке. Длинной принято считать выдержку от 1 секунды. Чем длиннее мы берем выдержку, тем больше размазанным будет движение.

Самые популярные эффекты, созданные с помощью длинной выдержки:

  • Огненный шлейф. Как уже было сказано, снимаем только со штатива, даже минимальное дрожание испортит фото (оно смажется) и для спуска затвора используем тросик или таймер. Для того, чтобы выразительный эффект движения получился на фотографии более красивым, некоторые сюжеты нужно снимать на очень длинной выдержке и при низком значении светочувствительности (например, 100 или 200 единиц ISO). В крайнем случае, если объект съемки прорисовывается в кадре недостаточно хорошо, светочувствительность можно чуть повысить – до 400 единиц ISO.

  • Используя нейтрально-серый светофильтр, который увеличивает время экспозиции, можно сделать также крутые фотографии морского прибоя, водопадов, где вода похожа на сыпучий песок или облако. Реально самый удачный пример — это вода. При фотографировании на длинной выдержке вода получается в виде плавного потока, а при фотографировании с короткой выдержкой она «застывает», и даже удается разглядеть отдельные капли.

  • Если следовать фотоаппаратом за движущимся объектом с выдержкой 1/60, то фон размоется, а объект – нет.

  • При выдержке ¼ получаются чарующие снимки дождя: капли вырисовываются протяжными линиями.

  • Ночной город и его огни можно запечатлеть с помощью выдержки 30 секунд.

Дрожание камеры

Когда мы держим камеру в руках, проявляется дрожание. Не важно, насколько устойчивыми вы себе кажетесь, абсолютно статично стоять вы все равно не сможете, и мельчайшие движения проявятся на снимках в виде размытости и отсутствия резкости.

Для того чтобы избежать дрожания камеры, вы можете использовать короткую выдержку. Это особенно важно при применении длиннофокусных объективов, потому что чем больше фокусное расстояние объектива, тем сильнее нужно укорачивать выдержку для устранения дрожания.

Как правило, минимально возможной выдержкой будет равная 1/(фокусное расстояние объектива) секунды. Например, для объектива 200 mm используйте как минимум выдержку 1/200.

Понятие выдержки (руководство для начинающих фотографов)

ПОНЯТИЕ ВЫДЕРЖКИ

Привет мальчишки и девчонки! Вы уже знаете всё о диафрагме фотоаппарата и о том, как именно она влияет на общую экспозицию и глубину резкости снимка. Будем двигаться дальше? Вы ломаете голову над вопросом, о чем это я говорю? Если вы не очень хорошо понимаете назначение диафрагмы и её влияние на экспозицию снимка, если смысл слов «глубина резкости» для вас остается туманным, я предлагаю вначале ознакомиться с предыдущим уроком, посвященным диафрагме, прежде чем приступать к чтению данной темы.
Если Вы полагаете, что уже довольно много знаете о параметрах фотокамеры, настраиваемых вручную, то я могу это проверить прямо сейчас! Что, волнуетесь?!

Ага! Итак, давайте вспомним пройденный материал:

Что такое Экспозиция? НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ! Сначала ответьте сами, а потом прочитайте подсказку, расположенную ниже!

Экспозиция, по сути, процесс записи света на цифровой датчик (или плёнку) вашей фотокамеры. Это определенное количество света, которое прошло сквозь диафрагму, и было записано на носитель в течение определенного периода времени (времени выдержки). Продолжаем?

Что такое Диафрагма? Снова, НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ! Попытайтесь вспомнить самостоятельно, а затем смотрите ответ.

Диафрагма фотокамеры действует аналогично зрачку глаза. Она способна расширяться, пропуская тем самым большее количество света или, наоборот, сжиматься, чтобы пропускать меньше света. Таким образом, диафрагма регулирует глубину резкости фотографии.

Что такое Глубина Резкости? Опять, НЕ ХИТРИТЬ!

Глубина резкости – это часть изображения, которая находится в фокусе. Если изображение на снимке четкое и хорошо сфокусировано, это говорит о большой глубине резкости снимка. Если большая часть изображения не сфокусирована (выглядит расплывчато), за исключением небольшого сфокусированного участка в центре, значит у данного снимка небольшая глубина резкости.

Ну как? Вспомнили все три термина из трёх, чтобы двигаться дальше? Мы не будем во всех подробностях рассматривать сейчас экспозицию, диафрагму или глубину резкости, потому что, как я уже говорил, всё это было на прошлом уроке. Если вас смущает какая-либо формулировка или термин, не тратьте время зря, пытаясь приступить к обучению прямо сейчас, лучше возвратитесь и прочтите предыдущую тему «Обзор параметров ручной настройки: Понятие диафрагмы». Очень важно, чтобы Вы получили базовые знания, прежде чем приступите к данному уроку. Ну а если, по вашему мнению, знания у вас уже имеются, тогда самое время двигаться дальше!

ВЫДЕРЖКА

1. Что такое Выдержка?

Самое распространенное определение этого параметра примерно такое: величина выдержки позволяет получить расплывчатое изображение какого-либо действия или «заморозить» движущийся предмет на снимке. Выдержка – это ПЕРИОД (длительность) экспонирования, в течение которого свет воздействует (записывается) на цифровой датчик (или фотопленку). Понятно? НЕТ? Хорошо. Тогда скажем проще — это количество времени, в течение которого открыт затвор фотокамеры, после того, как вы нажали кнопку пуска. Надеюсь, теперь понятно.

Выдержка измеряется в долях секунды следующим образом:

Если вы устанавливаете выдержку длительностью 1/1000 секунды, понятно, что затвор фотоаппарата будет открыт в течение меньшего количества времени, чем при выдержке в 1 секунду.

2. Как выдержка влияет на изображение движущегося объекта?

Чем дольше будет открыт затвор, тем больше движения будет записано на снимок в течение этого периода времени.

Чем меньше период времени, в течение которого открыт затвор, тем больше будет «замороженных» объектов на снимке.

3. Каков результат совместной работы диафрагмы и выдержки?


Итак, выдержка отмеряет то количество ВРЕМЕНИ, в течение которого затвор остается открытым. Но, если бы в фотокамере не было предусмотрено ОТВЕРСТИЯ, через которое свет проникает внутрь и регистрируется датчиком, тогда на наших снимках не было бы никакого изображения, а только черный прямоугольник.
Диафрагма отмеряет (в зависимости от того, насколько широко она открыта) определенное КОЛИЧЕСТВО света, проходящего через нее за определенный период времени (за время выдержки).
Перечитайте всё это заново и осмыслите в течение секунды. Все понятно? Хорошо, продолжаем.

4. Обязательно ли пользоваться штативом во время экспериментов с настройками выдержки?

Основное практическое правило для того, кто не является любителем штатива (например, как я): большинство людей может держать фотокамеру в руках, не опасаясь сотрясать её, если выдержка соответствует фокусному расстоянию объектива. Так, например, если в вашем распоряжении 50-миллиметровый объектив, тогда вы без помех можете держать фотокамеру в руках при выдержке в 1/60 и менее. Если фокусное расстояние вашего объектива 200 мм, тогда для съемки без штатива потребуется выдержка в 1/250 и менее.

Итак, ваше задание на будущую неделю следующее: настройте свою камеру на «Приоритет выдержки» и сделайте 2 снимка одного и того же движущегося объекта (по крайней мере, двух объектов одного типа). На первом снимке постарайтесь остановить движение объекта, а на другом – ПОКАЖИТЕ его движение.
Для тех, кому не ясен принцип работы режима «Приоритет выдержки», поясняю: вы самостоятельно выставляете значение выдержки, а камера в автоматическом режиме подбирает соответствующую диафрагму, в зависимости от уровня освещенности во время съемки.

4 шага к пониманию выдержки

Почему важно знать, что делает выдержка?

Выдержка является наиболее понятным и очевидным из трех факторов, влияющих на экспозицию и способна создавать наиболее заметные эффекты. Если вы плохо знаете, что такое выдержка, в конечном итоге вы можете получить размытые или смазанные фотографии. Этот урок научит вас выбирать правильную выдержку для разных ситуаций, а также использовать ее для создания творческих эффектов.

Шаг 1 – Что такое выдержка в фотографии?

Не вдаваясь в ненужные подробности о том, как работает затвор, можно сказать, что выдержка – это время, на которое открывается затвор. Если вы будете использовать выдержку длиннее определенной, то получите размытые снимки в большинстве случаев. Выдержка управляет «стопами» экспозиции также как диафрагма, только намного проще. так как зависимость в этом случае прямо пропорциональная. К примеру, чтобы уменьшить экспозицию наполовину, нужно укоротить выдержку вдвое, допустим, с 1/200 до 1/400 секунды.

Шаг 2 – Размытие в движении и заморозка.

При условии, что вы не делаете размытые фотографии для творческого эффекта, вам нужно будет выбрать достаточно короткую выдержку (высокую скорость затвора), чтобы предотвратить размытость изображения. Смазывание также зависит от фокусного расстояния объектива. Для телеобъектива требуется более короткая выдержка, поскольку даже малейшее движение камеры будет усилено объективом. Широкоугольный объектив может работать с более длинными выдержками.

Как правило, средний человек может сделать резкий, без смазывания, снимок, если установить выдержку, обратную фокусному расстоянию. Например, чтобы сделать снимок на фокусном расстоянии 30 мм, нужно установить выдержку не длиннее 1/30 сек. Если она будет длиннее. то вероятность получить размытое или смазанное изображение значительно возрастет. Однако, стоит отметить, что это относится к полнокадровой камере. если сенсор камеры меньше, то выдержку следует укоротить на коэффициент кроп-фактора. Например, для кроп-фактора 1,5 выдержка будет 1/45 с.

Есть и исключения из правил, например, если объектив имеет систему стабилизации изображения, которая позволяет использовать гораздо более длинные выдержки. Когда вы научитесь обращаться со своей камерой, будете постепенно улучшать свои навыки, такие как умение правильно держать камеру в разных ситуациях, то сможете делать резкие снимки и на более длинных выдержках.

Вот пример творческого размытия в движении

Замораживание

Замораживание гораздо проще сделать при съемке. Это происходит, когда снимают на очень короткой выдержке (1/500 сек и короче). Такая выдержка замораживает любое движение, и фотография получается четкой, без малейшего размытия. Лично я не люблю снимать на таких коротких выдержках, так как фотография получатся плоской. Вместо этого, при съемке быстро движущихся объектов я стараюсь включить немного движения, иначе объект выглядит неестественно застывшим на месте. Это показано на нижнем снимке, объект как будто завис в воздухе.

Шаг 3 – Правильная выдержка для различных ситуаций

Короткая выдержка для телефото

Так как фото ниже было сделано телеобъективом, то важно было использовать короткую выдержку (1/500). Если бы был штатив, можно использовать любую выдержку и спусковой тросик, чтобы предотвратить вибрацию камеры. Штатив позволяет зафиксировать камеру неподвижно.

Съемка движущихся объектов в условиях низкой освещенности.

Когда вы снимаете объект в условиях низкой освещенности, например, концерт, артисты, скорее всего, будут передвигаться по сцене. В этом случае возникает противоречие между использованием короткой выдержки и низкой освещенностью. В этом случае нужно использовать максимально открытую диафрагму и высокие ISO, что позволяет снимать без шевеленки.

Шаг 4. Творческое использование выдержки

Творческое размытие.

С помощью удаленного управления спуском затвора и штатива, чтобы удерживать камеру неподвижно, вы можете поиграть со скоростью затвора и создать интересные образы с размытием, нестандартные фотографии.

Творческое размытие с помощью вспышки

Добавление вспышки на фото с размытием позволяет заморозить некоторые предметы, а это означает, что вы можете перемещать камеру для достижения художественного эффекта.

Панорамирование

Панорамированием называется техника, когда вы перемещаете камеру вслед за движущимся объектом, в результате фон получается размытым, а объект резким. Этот снимок был сделан из движущегося автомобиля, который ехал с той же скоростью, что и поезд.

Рисование светом

Для рисования светом вам нужна долгая выдержка и источник света. Эта фотография была сделана на выдержке 30 секунд, во время которой я двигался и светил вспышкой на пляжные домики. Этот способ превосходен для съемки ночью и позволяет добавить свет туда. куда вы хотите.

Световое граффити

Длинная выдержка в сочетании с движением небольшого источника постоянного света позволяет добавлять на изображение эффект граффити

Длинные выдержки при слабом освещении

Поскольку эта фотография сделана ночью, я использовал длинную выдержку и штатив, чтобы получить нормальную экспозицию. Можно также установить камеру на ровную неподвижную поверхность.

Эта фотография потребовала длинной выдержки, но по другой причине. Мне пришлось ждать попутную машину, чтобы она попала в кадр, это заняло достаточное количество времени. У меня ушло около получаса на поиск наилучшего положения камеры и ракурса съемки, прежде чем я получил окончательное изображение.

Основы экспозиции

В фотографии есть основы, без знания которых, невозможно научиться делать качественные и красивые снимки. Одна из таких вещей — понимание экспозиции кадра. В нашей статье мы расскажем о выдержке, диафрагме и чувствительности. Именно эти вещи формируют экспозицию и понимание их работы необходимо для получения хороших кадров. Мы расскажем, что такое выдержка, диафрагма и чувствительность и как с ними эффективно работать.

Введение.

Прежде чем написать, что такое выдержка и диафрагма, небольшое отступление. Для каждого кадра требуется определённое количество света (экспозиция). В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток: диафрагма, выдержка и чувствительность. Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация не позволяет изменять выдержку и диафрагму. Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и диафрагма — это эффективные художественные инструменты. Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на уровне подсознания.

Диафрагма.

(diaphragma — перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture, англ.)

Диафрагма — элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

Для простого понимания диафрагмы — приведу аналогию с окном. Чем шире открыты ставни окна, тем больше света проходит через окно.

Диафрагма обозначается так f/2.8 или f:2.8, определяется как отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию. Очень часто путаются понятия открытой, большой диафрагмы (f/2.8) и большого диафрагменного числа f/16. Чем меньше число в обозначении диафрагмы, тем больше она открыта.

Меняя F на одно значение, количество света попадающего в камеру меняется в 2 раза. Это называется ступенью экспозиции. Любые изменения (по шкалам фотоаппарата) экспозиции происходят с шагом в 1 ступень. Для точности ступень делят на трети, если это необходимо.

Диафрагма — очень мощный визуальный инструмент. Максимально открытая диафрагма даёт очень маленькую ГРИП (глубина резкости изображаемого пространства). Малый ГРИП визуально выделяет объект на размытом фоне.

Для получения большой ГРИП используется максимально закрытая диафрагма. Чтобы получить большую глубину резкости в кадре, используйте диафрагменное число 8 и больше. Однако, играя величиной диафрагмы, помните, что приближаясь к крайним значениям диафрагмы есть следующие опасности. При открытой – наихудшие показания резкости, а при закрытой вся пыль на матрице будет видна на кадре (для цифровых фотоаппаратов).

Большая глубина резкости подходит больше для пейзажной фотографии, когда зрителю будет интересно рассмотреть все детали фотографии.

Выдержка.

Выдержка — интервал времени на который открывается затвор для пропускания света на светочувствительный элемент.

Снова поможет аналогия с открытым окном. Чем дольше открыты створки, тем больше света пройдёт.

Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах. Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200. Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.

Минимальная выдержка при съёмке с рук (для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от фокусного расстояния. Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше использовать выдержки короче 1/300.

Длинная выдержка подчёркивает движение объектов. Например, съёмка с проводкой — при длинной выдержке, 1/60 и длиннее, камера следует за объектом, таким образом фон размывается, а объект остаётся резким.

Текущая вода на длинной выдержке превращается в замороженные фигуры.

Очень короткие выдержки, использую для остановки мгновения, такого как брызги упавшей капли или пролетающая мимо машина.

Чувствительность ISO.

Чувствительность — это чисто техническое понятие, обозначающее чувствительность матрицы (или плёнки) к свету. Представьте загорающих людей на пляже. Тот у кого кожа более чувствительная загорит быстрее, т.е. ему надо меньше света для этого. Другому же наоборот, надо больше света, чтобы загореть, потому, что у него низкая чувствительность.

Чувствительность напрямую связана с количеством шумов. Чем больше ISO тем больше шумов, а у плёнки размер зерна. Почему? Чисто технически, вообще это тема расширенной статьи.

При ISO 100 сигнал снимается с матрицы без усиления, при 200 – усиливается в 2 раза и так далее. При любом усилении появляются помехи и искажения и чем больше усиление, тем больше побочных эффектов. Они и называются шумами.

Интенсивность шумов разная на разных камерах. При минимальном ISO шумы не видны и так же менее проявляются при обработке фотографии. Начиная с ISO 600 почти все камеры достаточно сильно шумят и для получения качественного кадра надо использовать программы для шумоподавления.

Вместе значения выдержки и диафрагмы — образуют экспозиционную пару (оптимальное, правильное для данных условий освещения сочетание выдержки и диафрагмы). Экспопара определяет экспозицию кадра. Раньше для определения использовали экспонометры, которые определяли выдержку исходя из количества света и диафрагмы. Раньше использовался экспонометр как отдельное устройство, сегодня он встроен практически в каждую камеру.

В каждом зеркальном фотоаппарате присутствуют режимы приоритета выдержки и диафрагмы. В режиме приоритета диафрагмы, выбирается диафрагма, а камера анализируя уровень света, подбирает выдержку. Все наоборот в режиме приоритета выдержки. Почти всегда я использую приоритет диафрагмы, он даёт возможность работы с глубиной резкости. Если же есть необходимость снимать движение, я использую режим приоритета выдержки.

В следующих наших статьях, мы продолжим рассказывать о основах фотографии. Ведь именно в этих вещах и кроется понимание искусства фотографии. Зная их, вы сможете создавать те кадры, которые вы хотите.

Больше спасибо блогу ФотоДилер за предоставленную статью.

Какая должна быть выдержка?

Для понимания сути выдержки в фотографии я простыми словами объясню, что это такое. Выдержка – это отрезок времени, в течение которого затвор фотоаппарата остается открытым. То есть в течение этого времени свет проходит через объектив и попадает на матрицу фотоаппарата, рисуя изображение. Таким образом, значение выдержки напрямую влияет на количество света, прошедшего через объектив. Именно поэтому выдержка, так же как и диафрагма является основным понятием в фотографии.

Время выдержки обозначается в виде дроби и обозначает доли секунды. Большие выдержки длительностью более 1 секунды выражаются в виде целых чисел. Для примера приведем пример шкалы значений выдержки, которая используется в современной цифровой фотографии. Некоторые промежуточные значения выдержек пропущены.

Запоминаем закономерность: при условии неизменных параметров съемки, чем больше выдержка, тем фотография получится светлее; если сократить выдержку, фотография получится темнее. Поэтому в темных помещениях приходится выставлять большую выдержку, а в яркий солнечный день – короткую.Примеры фотографий с разными значениями выдержки и изменением при этом яркости фотографий иллюстрирует картинка ниже.

Что еще зависит от времени выдержки при съемке? Изменяя значение выдержки, вы можете показать движение в кадре – либо заморозить движущиеся объекты в кадре («остановить» движение), либо наоборот сделать движущиеся объекты немного размытыми. Если в кадр попадают движущиеся объекты, то за тот момент, пока открыт затвор фотоаппарата, они успевают переместиться из одной точки в другую.

Чем короче выдержка, тем статичнее получается фотография. Если выставить длинную выдержку, то движущийся объект размажется в кадре в направлении своего движения. Это происходит, потому что за время выдержки движущийся объект успевает проэкспонироваться или «проявиться» в разных точках кадра. Поэтому прием с длинной (большой) выдержкой часто применяют для творческой съемки. Об этом подробнее читайте в следующих статьях на сайте studyfoto.ru.

Примеры съемки с разными значениями выдержки смотрите на фотографии внизу. Это классический пример со съемками движущейся воды.

Длинная и короткая выдержка.

Вам часто приходится слышать такие понятия как «длинная выдержка» и «короткая выдержка». Какую выдержку считать длинной, а какую – короткой? Все относительно. Вот, например, 1 секунда. Вам кажется, что это очень быстро, но для фотографа 1 секунда – это долго. Такая выдержка считается длинной.

В обычных условиях съемки статичных объектов нормальными, рабочими значениями выдержки являются 1/80 – 1/320. Заморозить быстрое движение (брызги воды, бегущего человека) можно на выдержках от 1/500 и до сверхкоротких выдержек в 1/1000-1/8000, например. Выдержки на отрезке от 1/50 и примерно до 1 с используются для отображения движения – текучести воды, например. Длинные выдержки менее 1/50 также применяются для съемок ночного пейзажа, фризлайта и стробизма. Подробнее об этих понятиях читайте скоро в моих статьях. Сверхдлинные выдержки позволяют запечатлеть, например, движение звезд на ночном небе.

Более подробно о маленьких хитростях и «фишечках» по использованию выдержки я буду рассказывать в своих видеокурсах. Скоро готовится к выпуску Базовый курс для начинающих фотографов, следите за обновлениями.

Выдержка в фотоаппарате: на что влияет значение выдержки

Каждый профессиональный фотограф знает: для того, чтоб получить хорошее изображение, которое будет иметь хорошую насыщенность и правильно передавать цветовую гамму снимаемого объекта, необходимо правильно настроить такой важный параметр, как выдержка.

Грамотное использование этого интересного и очень значимого в съемке параметра дает владельцу фотооборудования практически неограниченные возможности для воплощения в жизнь своих самых смелых и интересных задумок. Еще бы! Выдержка — это один из трех главных параметров композиции, а значит, она является третью частью вашего успеха в работе.

Общие понятия

Для того, чтобы перейти к настройке выдержки или в подробностях изучить ее функции, мы должны узнать, с чем именно имеем дело, поэтому, нам просто необходимо составить несложное и понятное определение этого фото-параметра.

Фотоаппаратная выдержка — это единица времени, за которое происходит полный процесс попадания необходимого количество света на задействованный участок матрицы.

Возможно, такое определение покажется немного непонятным тем, кто только начинает свое знакомство с фото-индустрией, а, соответственно, и с профессиональной техникой. Давайте немного перефразируем его и переведем на более простой язык, лишенный сложной терминологии.

Выдержка фотоаппарата — это небольшой промежуток времени (обычно он занимает меньше секунды при наличии настроек стандартного режима), за который ваше устройство успевает зафиксировать и сохранить изображение. Обратите внимание на то, что этот принцип актуален абсолютно для всех фотоаппаратов, независимо от того, работают они в пленочном или цифровом формате. В то время, когда вы приводите в действие спусковой затвор, нажимая на кнопку, маленькая заслонка, ограждающая матрицу, открывается, позволяя изображению пройти дальше. Фотокамера не воспринимает картинку такой, какой видим ее мы. Для этого аппарата изображение представляется в виде потока световых лучей, которые преобразуются в картинку за счет преломления света в потоке мельчайших частиц и их контакта друг с другом. Так происходит процесс создания снимков в зеркальных фотоаппаратах. Что касается техники с другой “начинкой”, то там никакая заслонка перед матрицей открываться не будет, поскольку ее там просто нет. Такой процесс сопровождается лишь быстрым обновлением матрицы всякий раз, когда вы нажимаете на пуск. Но принцип работы выдержки остается одинаковым в обоих случаях, наличие специального зеркальца в камере лишь косвенно может повлиять на него.

Мы уже говорили про то, что выдержка во многом определяет красочность и яркость снимка. Другим словом, это явление можно назвать экспозицией. Именно на экспозицию снимка выдержка оказывает значительное влияние.

Правильное определение экспозиции может вызвать у вас некоторые затруднения в понимании, особенно , если в фотоделе вы — новичок. Однако, нам просто необходимо озвучить его для понимания общей картины, а также оценки важности диафрагмы.

Экспозиция в фототехнике — это совокупность скорости работы затвора аппарата, степени закрытия камерных линз лопостями диафрагмы и степенью светочувствительности ISO.

Единицы измерения выдержки

Мы уже выяснили, что выдержка представляет собой определенный временной промежуток, поэтому, измеряется она именно в единицах времени. Эти единицы времени могут быть абсолютно разными: доля секунды, секунда, минута, несколько минут и даже час. Безусловно, такие показатели — это лишь условное обозначение. В большинстве случаев выдержка составляет сотые доли секунды, ведь даже 1 секунда для этого параметра — это уже достаточно большое значение.

Ускорение или замедление выдержки провоцируется несколькими фактами, одним из которых является состояние света в помещении или на открытом пространстве. Все мы знаем, что не всегда удается получить идеальные световые условия на съемке. Иногда приходится фотографировать в слишком светлом помещении, а иногда — в полумраке. Большую роль также играют и источники искусственного света: всевозможное студийное оборудование фонари и различные осветительные приборы.

Параметры выдержки

Для того, чтобы настраивать выдержку и осуществлять всю последующую работу было легче, профессиональными фотографами уже давно была разработана специальная вспомогательная таблица, показывающая оптимальные параметры выдержки и диафрагмы. Вы легко сможете найти ее в справочной литературе и в интернете под названием “таблица значений экспозиций”. Такая “выручайка” поможет вам избежать неудачных экспериментов с аппаратурой и быстрее набраться опыта, ведь каждый раз используя табличку, вы постепенно запомните все ее значения и сможете настраивать параметры самостоятельно, не беспокоясь за результат своей работы.

Хотим познакомить вас с еще одним полезным параметром — единой выдержкой диафрагмы. Во многих справочниках и фото-пособиях вы можете встретить непонятную аббревиатуру ISO. Это именно то, что нам нужно. Значения ISO также давно скомпонованы в специальную таблицу, облегчающую процесс настройки аппаратуры для работы. Она ускорит процесс поиска идеальных настроек для нестандартной съемки и поможет задать правильные параметры для работы в условиях слишком плохого или, наоборот, избыточного освещения.

В этой таблице фигурирует вышеупомянутый параметр ISO, от которого напрямую зависит светочувствительность. Обратите внимание на пропорциональность выбираемых вами значений: чем больше вы выберете значение ISO — тем больше “шумов” (мелких серых помех) вы увидите на готовом снимке.

Учимся производить настройки

Современная фото-индустрия сейчас настолько распространена и актуальна, что разработчики не устают радовать нас своими “умными” аппаратами. Благодаря быстро развивающемуся техническому прогрессу сейчас мы имеем фото-устройства, которые самостоятельно задают параметры диафрагмы и выдержки, анализируя условия съемки. Такая функция называется автоматический настройкой.

Однако, советуем вам не полагаться полностью на мнение аппаратуры. Фототехника, как и любое устройство, иногда может ошибаться. Профессиональные фотографы все же предпочитают полную ручную настройку автоматической или же советуют воспользоваться режимом приоритета выдержки, который позволит вам вносить корректировки в заданные программой значения. Этот режим вы можете найти на колесе настройки фотоаппарата — он будет обозначен буквами “S” или “Sv”, иногда также вы можете найти его с обозначением “Tv”, его любит использовать такой известный производитель фототехники, как Canon. включив этот режим, вам останется лишь прокрутить параметр выдержки, а устройство автоматически подберет правильное значение диафрагмы.

Если вы затрудняетесь настроить выдержку на фототехнике самостоятельно, или же совсем недавно купили новый агрегат, в функциях которого еще не разбираетесь, советуем вам не пренебрегать печатным буклетом-инструкцией, который идет в комплекте к любому оборудованию в качестве вкладыша. Как правило, такая “выручалка” помогает владельцу быстро разобраться с любой возникшей проблемой, так как имеет множество рекомендаций в виде развернутых и подробных рекомендаций. Если вкладыш от вашей камеры присутствует — отлично! Посвятите немного времени его подробному изучению. Но что делать, если ценная обучалка вдруг была утеряна? Ответ прост — получить необходимую информацию из другого источника, например, из нашей статьи!

Определение выдержки для фото

Профессионалы привыкли выделять несколько видов выдержки:

  1. Очень короткая (может составлять одну четырехтысячную часть секунды, и еще меньше для профессиональных фотоустройств);
  2. Стандартная (длина, назначенная автоматически устройством);
  3. Очень длинная (может достигать тридцати секунд).

Первый вариант, как правило, используется фотографами в случае, когда необходимо осуществить съемку быстро движущегося объекта. Такая выдержка прекрасно подойдет для съемки животных в движении, спортивных и танцевальных соревнований и многого другого. Изображение не теряет своей четкости за счет того, что диафрагма получает поток света очень короткого промежутка времени. Второй тип используется в большинстве случаев. Он хорош в постановочных студийных или уличных съемках, а также фотографировании природы в местах с хорошим освещением. Третий вариант как раз-таки способен снять хорошую картинку в условиях плохой освещенности или в случаях, когда необходимо запечатлеть источник света. Большая выдержка, например, поможет вам создать впечатляющие снимки ночного неба. А если вы определите значение выдержки даже больше ее максимального положения, то получите возможность сфотографировать не только звезды, но и движение небесных тел.

Роль выдержки в изображении

Вы решили всерьез заняться фотографией? Тогда вам непременно нужно запомнить один важный принцип: чем выше параметры выдержки вы установите для съемки, тем меньше будет глубина резкости на вашем снимке. Фотографии с такими настройками будут выглядеть нечетко, и, в некоторой степени, размазанными.

Многие фотографы любят этот тип выдержки за возможность создать оригинальные снимки с помощью темного помещения и обычного фонарика. Вы, наверняка, не раз видели в интернете фото с темным фоном и ярким контурным рисунком посередине. Так вот, создать свой уникальный шедевр в этом стиле поможет именно с помощью высокой выдержки. Все что вам нужно — поставить свой фотоаппарат на штатив или устойчивую горизонтальную поверхность, находящуюся на большом расстоянии от земли и, взяв в руки фонарик, нарисовать им в воздухе незамысловатый узор на небольшом расстоянии от объектива. Учтите, что такие “фокусы” получатся лишь при условии полного или хотя-бы максимально-возможного отсутствия света. Поэтому, для съемки идеально подойдет улица в вечернее и ночное время, а также комната или любое помещение с выключенным светом.

Нарушение цветового баланса

Многие начинающие фотографы, всерьез обеспокоившиеся причиной появления слишком светлых или слишком темных фотографий, начинают искать причины такого “брака” в состоянии и исправности объектива или же всего устройства, даже не подозревая о том, что исправить ситуацию может простая настройка светочувствительности и выдержки.

Итак, какими же могут быть причины нарушения цветового баланса на снимках? Ответ на этот вопрос довольно прост:

  • неправильная настройка выдержки;
  • неправильная настройка диафрагмы;
  • нарушение чувствительности матрицы.

Особое внимание стоит обратить на состояние выдержки, ведь при условии, что вы не изменяли две другие настройки, придавать фотографиям сильное засветление или затемнение будет именно она.

Разобраться в этом достаточно легко. Если снимок получился слишком темным, значит, матрице не хватило попавшего внутрь света, а это свидетельствует о том, что была установлена маленькая выдержка.

Основы фотографии: диафрагма, выдержка и светочувствительность

Об успешности снимка можно судить по совершенно разным критериям: удачно пойманный момент, точно переданная эмоция в портрете, атмосферой интерьерного снимка. Список можно продолжать довольно долго.

Один фактор, например, точная цветопередача, может быть чертовски важен в предметной съёмке, но не иметь особого значения для стрит-фотографии. Что действительно имеет значение всегда и является основой любого снимка, так это свет. Вернее, его количество, попавшее в вашу камеру. Это называется экспозицией. Получился слишком темный кадр? Значит, в камеру попало недостаточно света, и он вышел недоэкспонированным. Всё белое, хотя таким быть не должно? Это явный признак переэкспонированного кадра: на матрицу фотоаппарата или плёнку света попало чересчур много.

Экспозиция контролируется изменением трёх параметров: выдержки, диафрагмы и чувствительности (ISO). Давайте рассмотрим каждый из них.

Диафрагма

Диафрагма – это отверстие с изменяемым диаметром внутри объектива, через которое свет попадает непосредственно на фоточувствительный сенсор матрицы или плёнку. Принцип работы диафрагмы схож с принципом работы человеческого зрачка: чем шире он открыт, тем больше света попадает на сетчатку глаза. Верно и обратное: чтобы ограничить количество света, скажем, в яркий солнечный день, зрачок заметно сужается.

Настройки диафрагмы называются стопами. Вот типичный пример шага диафрагмы объектива.

f/1.4 – f/2 – f/2.8 – f/4 – f/5.6 – f/8 – f/11 – f/16 – f/22

Самое маленькое число соответствует максимально открытой диафрагме и наибольшему количеству пропускаемого света. С каждым следующим стопом количество проходящего света уменьшается ровно в два раза. Соответственно, количество света, получаемого сенсором камеры при диафрагме f/2.8, будет в четыре раза меньше, чем при диафрагме f/1.4. Таким образом экспозиция контролируется с помощью диафрагмы.

Помимо контроля поступающего света диафрагма отвечает ещё за одну важную вещь в фотографии – глубину резкости.

Диафрагма f/2.8. Задний и передний фоны заметно размыты.

Диафрагма f/8.0. Глубина резко отображаемого пространства намного больше, чем на предыдущем снимке.

Глубина резкости определяет, как сильно передний и задний планы размыты относительно объекта, на который вы наводите фокус. Если делать фотографию при открытой диафрагме, то вы получите очень сильное размытие объектов не в фокусе. Это называется малой глубиной резкости. Если же снимать с закрытой диафрагмой, то глубина резко отображаемого пространства заметно увеличится.

Контроль глубины резкости важен в разных жанрах фотографии. При съёмке пейзажей или интерьеров чаще всего необходимо получить в зоне фокуса всё изображение.

С другой стороны, самый простой способ отделить объект съёмки от заднего плана – это размыть его. Этот приём часто используется в портретной съёмке.

Выдержка

Выдержка (или время экспонирования) определяет, как долго свет будет попадать на матрицу фотоаппарата или пленку.

Затвор камеры открывается только на время экспонирования фотографии, позволяя свету достигать матрицы в течение строго определённого времени. Соответственно, чем дольше происходит экспонирование, тем светлее получается фотография.

Контроль выдержки работает по схожей с диафрагмой системой стопов. Каждое следующее значение уменьшает количество получаемого света ровно в два раза.

1/2 – 1/4 – 1/8 – 1/15 – 1/30 – 1/60 – 1/125 – 1/250

За 1/4 секунды матрица камеры получит лишь половину света, какого она бы получила при экспонировании в 1/2 секунды (при одинаковых настройках выдержки и диафрагмы).

Короткая выдержка позволяет нам «замораживать» кадр, в то время как длинная – размывать движущиеся объекты.

Это фото сделано с выдержкой в 1/1250 секунды. Такое короткое время экспонирования позволяет остановить быстрый поток воды и увидеть её отдельные всплески.

А эта фотография сделана на выдержке в треть секунды. Вода тут смотрится совершенно иначе.

Если вы хотите получить четкую фотографию чего-то очень быстрого, то делать снимок нужно обязательно на короткой выдержке.

ISO определяет то, насколько ваша камера чувствительна к свету. Чем ниже значение ISO, тем менее восприимчива матрица, в то время как высокое значение позволяет снимать в очень темных условиях. То есть, в отличие от выдержки и диафрагмы, вы не управляете количеством проходящего света, а изменяете чувствительность самого сенсора.

Во времена, когда фотография была только аналоговой и снимать мы могли исключительно на плёнку, чувствительность выбиралась только один раз: в момент выбора этой самой пленки. Теперь же мы можем поменять её в любой момент простой сменой настроек в фотокамере.

Стопы для ISO: 100 – низкая чувствительность, 12800 – высокая. Каждое новое значение повышает экспозицию кадра в два раза.

100 – 200 – 400 – 800 – 1600 – 3200 – 6400 – 12800

При увеличении чувствительности на фотографии появляется шум. Его количество индивидуально для разных фотоаппаратов. Некоторые камеры позволяют получать изображения достойного качества при ISO 6400, в то время как другие на этих значениях пасуют. В любом случае, если вы хотите получить максимально чистое изображение, старайтесь снимать при низкой чувствительности. Другое дело, что это далеко не всегда возможно.

Например, эта фотография сделана в театре при недостатке света на ISO 3200 и выдержкой в 1/100 секунды. Если бы я делал кадр на более низкой чувствительности, то мне пришлось бы либо сильнее открывать диафрагму, рискуя промахнуться с фокусом, либо удлинять выдержку и лишить себя возможности получить не смазанное изображение.

Как это работает друг с другом

Как же чувствительность, диафрагма и выдержка работают друг с другом? Просто. Давайте рассмотрим пример.


1/15 секунды, f/5.6, ISO 1600

Допустим, вы хотите уменьшить на этом изображении глубину резкости и открываете диафрагму до f/2.8.


1/15 секунды, f/2.8, ISO 1600

Получилось изображение с более размытым фоном, но теперь оно переэкспонированно, ведь открытая диафрагма пропускает больше света. В этом случае разницу в 2 стопа можно компенсировать либо сократив выдержку, либо уменьшив диафрагму. Никто не запретит вам менять два параметра сразу вместо одного. То есть, вы можете либо сократить выдержку или ISO на два стопа, либо каждый параметр на один.


1/30 секунды, f/2.8, ISO 800

В любом случае на выходе будет получено одинаково проэкспонированное изображение, но с другой глубиной резкости, выдержкой или чувствительностью. Какой из параметров когда менять, решать только вам!

На этом всё. Не бойтесь снимать в неавтоматических режимах и экспериментировать с настройками диафрагмы, выдержки и чувствительности.


Шаг стопов выдержки, диафрагмы и ISO

Ссылка на основную публикацию