Понятие целостной фотографии | Foto-kadr.ru

Понятие целостной фотографии

Что такое «целостная фотография»?

«Целостная фотография» – способ научиться ценить мир, который мы видим своими глазами. И это возможно благодаря идеям, которые нужно воплотить и техническим сложностям фотографии. Фотография условно рассматривается как:

1.Наука

Под наукой я подразумеваю технические навыки фотографа и результаты его работы, которые можно оценить. Больше под это определение, конечно, подходит ремесло. Но в нашем понимании это слово имеет немного другое значение.

Фотографы, которые придерживаются мнения, что фотография – это наука, уделяют больше внимания сложным деталям своего оборудования, разбираются во всех правилах съемки, придирчивы к установкам камеры. В их фотографиях не может быть никаких пересветов. Они либо опытные пользователи фотошопа, либо отрицают какую-либо обработку в принципе, скорее всего, снимают на пленку. Шумы – их главный враг, четкость – основной принцип.

Основные вопросы, которые они задают:

  • — Сколько мегапикселей у твоей камеры?
  • — Какая должна быть диафрагма сейчас?
  • — На что ты сделал этот снимок?
  • — Как добиться более четких фотографий?

2.Искусство

Фотографы, заработавшие популярность в Instagram и Facebook, считают, что главное в фотографии не оборудование. Наверняка, они пользуются знаменитыми фильтрами в фотошопе. У них творческое прошлое, их фотографии более контрастные и насыщенные.

  • — Как запечатлеть всю эту красоту?
  • — Каким цветом лучше делать фриз-лайт?
  • — Как достичь эффекта боке?

В этих случаях человека привлекает либо камера, либо объект. А «целостная фотография» объединяет оба эти аспекта посредством 4 элементов:

Фотографы, которые не задумываясь жмут на кнопку, не привлекают к себе никакого внимания. В «целостной фотографии» идея состоит из:

Камера – удивительный инструмент, который может воссоздать точную копию нашего визуального мира. У вас уже есть предмет съемки, от вас требуется применить свои творческие и технические навыки.

Многие произведения искусства создавались как подобие того, что уже было у «заказчика». Коммерческая фотография и сейчас зачастую имеет такое свойство, но шедевров из такой деятельности не выходит. Например:

  • — фото на паспорт;
  • — предметная фотография для каталогов;
  • — фото событий, праздников;
  • — фотографии домашних животных и семейных сборов.

Некоторые картины могут быть очень фотореалистичными, но не вызывать никаких эмоций, а другие поражают до глубины души. Но и те, и другие называются «искусством». Так и фотография может быть искусством с большой буквы «И».

Самовыражение в «целостной фотографии» — это передача мысли, идеи или ощущения. Зачастую, какой-либо предмет используется как символ, как часть палитры снимка. Другими словами, в этом деле вы развиваете художественное видение, мышление. Если говорить о коммерческой составляющей, то реклама машины, например, будет как будто показывать дверь в новую жизнь, а портрет сестры друга расскажет о тонкостях ее характера.

  • — файн арт фотография;
  • — концептуальная фотография;
  • — абстрактная фотография;
  • — некоторая реклама;
  • — некоторые пейзажи и портреты;
  • — документальная и репортажная съемка;
  • — некоторые работы свадебных фотографов.

2.Освещение

Освещение важно для многих творческих профессий, в том числе и для фотографии. Процесс поиска идеального света состоит из 3 частей:

— Наблюдение: обычно главный источник света – это либо солнце, либо его искусственный заменитель (лампа).

Свет создает цветовую палитру, насыщенность, атмосферу нашей сцены. Знание основных принципов освещения определенно необходимо, чтобы понимать, где что и как нужно исправить, чтобы этот кадр был лучше.

— Контроль: если бы человек довольствовался тем, что ему дала Матушка природа, мы до сих пор бы жили в пещерах. Как это применимо к освещению? Мы может совершенствовать свои фотографии, изменяя источники света или добавляя новые, устанавливая отражатели, чтобы делать свет мягче, используя цветные гелевые фильтры для вспышек.

— Съемка: сейчас нужно вспомнить все о выдержке, диафрагме, ISO. Т.е. как камера реагирует на свет. В зависимости от места съемки и освещения в нем, необходимо менять баланс белого.

3.Композиция

Фотография является двухмерным изображением трехмерного мира. Однако нам необходимо создать иллюзию объема. В этом нам помогает перспектива и композиция.

— Техника: существует множество способов сделать фотографии визуально более объемной. Глубина резкости, использование линий и форм для построения композиции, правило третей и т.д.

— Смысловая нагрузка: ученые доказали, что разные цвета по-разному влияют на человека. Поэтому желательно, чтобы вы понимали психологию цвета и умели делать грамотные цветовые композиции, приятные глазу.

4.Тайминг

Фотография делается в сотую долю секунды. Так как выбрать правильный момент для этого?

Здесь мы обращаем внимание на выдержку и снова на освещение, т.к. из-за него и зависит какая скорость затвора вам нужна в данный момент.

— Момент: Картье-Брессон считал, что есть единственный верный момент для фотографии, когда все нужные элементы объединяются в картинку. У каждого фотографа этот момент будет разный из-за уникальности видения.

Но, определенно, есть общие ключевые моменты, без которых никак. Нужно учитывать, что не всегда человек эстетичен во время передвижения. Иногда, рассматривая фотографии, может показаться, что у человека нет ноги или из головы растет ветка дерева. Поэтому и нужно дождаться момента, когда эмоции на лице, поза человека, его окружение гармоничны.

— Длительность: на фотографиях мы как бы сохраняем длину времени. Невооруженным глазом мы не увидим, как пролетела пуля, но при помощи вспышки и короткой выдержки это реально. А вот телескопу Hubble требуется выдержка в 10 дней, чтобы сфотографировать галактику.

Кроме всего вышесказанного, ни один фотограф не сделает фотографию без камеры. К камере прилагаются объективы, штатив, монопод, вспышки, фильтры и т.п. Еще в эту категорию включают компьютеры, принтеры, софт для обработки фотографий.

Подводя итог, идея, свет, композиция и тайминг – обеспечивают структуру «целостной фотографии».

Понятие целостной фотографии

Создание целостной фотографии включает в себя чувства и ощущения окружающего мира, а также технические особенности. Условно разделить создание целостного снимка можно на следующие этапы:

1. Наука

К науке в фотографии относятся технические средства и способы управлять ими.

Многие фотографы придерживаются мнения, сто создание фотографии — это научный процесс. Они больше всего уделяют внимание техническим средствам, сложным механизмам и приспособлениям. Они стараются следовать всем правилам фотографирования.

Основные параметры, которые они ценят — это:

  • Количество мегапикселей сенсора камеры
  • Значение диафрагмы и выдержки для конкретной сцены
  • Какой фотоаппарат и оборудование используется для фотографирования
  • Четкость и резкость

2. Творчество

Многие фотографы не считают оборудование основным определяющим звеном в фотографии. Такие фотографы любят реализовывать не стандартные способы обработки и реализовывать свой творческий потенциал.

Их основными критериями в создании фотографий являются:

  • Способы передачи атмосферы и всей красоты вида на снимке
  • Выбор цвета и форм для наполнения кадра и создания настроения
  • Выбор и настройка рисунка боке

Как видите, фотографы могут делиться на две группы, но только грамотное совмещение приоритетов позволяет создавать целостные снимки, которые должны включать в себя:

1) Задумка

Фотографируя, нельзя просто бездумно жать на кнопку спуска затвора. Снимок должен передавать некую идею, которая состоит из:

Камера позволяет предавать точный вид окружающего мира. Нужно лишь правильно воссоздать и сфокусировать фотоаппарат и произвести некоторые манипуляции по настройке.

Существуют виды фотографии, в которых совсем не обязателен творческий подход:

  • фотография на паспорт;
  • фотография предметов и блюд для каталогов;
  • документальная фотография событий и праздников;
  • съемка домашних животных и семейных собраний.

Если взглянуть на картины, то можно заметить, что некоторые настолько реалистичны, что похожи на фото, но они не передают эмоции, лишь информацию, но есть картины, которые поражают до глубины души, хотя не обязательно они должны быть нарисованы по определенным правилам. Точно так же и в фотографии, Это всё называется искусство.

Снимок должен передавать мысли и идеи фотографа. Следует использовать символы, какие-то особенности и нестандартные подходы, но порой даже самый обычный снимок, сделанный в нужный момент, может быть наполнен чувствами и эмоциями.

2) Свет

Свет осень важен в фотографии. Именно он формирует снимок, делая его таким, каким мы его видим. Малейшее изменение интенсивности или положения источника света может кардинально изменить восприятие и настроение снимка.

Свет стоит выбирать исходя из трех критериев:

— Наблюдайте. Чаще всего основным источником света является солнце или лампа. Именно основной источник света создает объем и цветовую палитру. Он также задает настроение фотографии. Насыщенность и атмосфера фотографии зависит от умения фотографа работать со светом.

— Контролируйте. Следует контролировать и корректировать происходящее в кадре. Это касается и света. Если что-то не так, можно подправить положение дел корректируя параметры основного источника света или добавив дополнительные. Для этого есть специальные насадки, софтбоксы, рассеиватель, отражатели и различные режимы работы оборудования.

— Фотографирование. К этому пункту относится умение работать непосредственно с фотоаппаратом, а именно с выдержкой, диафрагмой, балансом белого, ISO и объективом.

3) Композиция

Как известно, мир имеет трехмерное пространство, а фотография плоская. Как же передать на плоском объекте объем? В этом поможет композиция и перспектива.

— Построение кадра. Есть много правил и принципов передачи объема. Это использование правила третей, использование кривых линий и различных форм, а также глубина резкости.

— Психологическое воздействие. Давно доказано, что различные цвета по-разному воспринимаются. Поэтому стоит изучить психологию цвета для того, чтобы владеть этим мощным инструментом.

4) Время

Снимок может делаться от доли секунды до очень длительных выдержек. Чаще всего, конечно же, для создания фотографии нужно менее секунды. Тут важно правильно построить экспозицию. Каждая фотография запечатлевает один единственный миг. Выбрать в какое мгновение нажать на кнопку спуска затвора не просто. Все предметы в кадре должны выстроиться в целостную композицию. Каждый фотограф будет видеть эту композицию по-разному. Это связано с индивидуальностью видения снимка.

Кроме наблюдения за основными объектами съемки, стоит обращать внимание на фон. Так, к примеру, человек не всегда красиво выглядит в движении или во время разговора. Часть руки или ноги может быть скрыта, что приведет к получению не самой красивой позы, а из тела может как будто расти ветка дерева или столб.

Как бы хорош не был фотограф, он ничто без оборудования. Минимальное, что потребуется для создания фотографии — это камера, объективы, вспышка, фотофильтры, штатив, монопод, компьютер, принтер и софт для обработки снимков. Целостная фотография должна включать в себя интересную идею, правильное построение света и выбор точного мгновения для нажатия на кнопку спуска затвора.

Как обеспечить целостность композиции снимка

За счет чего обеспечивается целостность композиции? Разберем подробно этот вопрос в данной статье. Одно соблюдение принципа равновесия еще не гарантирует получения высокохудожественного выразительного снимка.

Конечно, явление равновесия можно положить в основу построения снимка, но в то же время снимок должен представлять собой неделимую и целостную композицию, в которой все части находятся во взаимосвязи, где нет линий, разделяющих кадр на самостоятельные части.

Линия горизонта и целостность композиции

При наличии в изображении четко выраженных линий (вертикальных или горизонтальных), снимок очень легко будет рассекаться ими на отдельные части. Это легко проследить на примерах. Посмотрите на снимок ниже. На нем линия горизонта проходит точно посредине кадра и нарушает целостность композиции и собранность снимка.

Снимок 1. Городской пейзаж. Идет четкое деление снимка пополам

В следующем снимке тоже присутствует линия горизонта, но она не рассекает кадр пополам. Это происходит из-за того, что линия горизонта смещена вниз, что лишает ее активного изобразительного значения, какое она имеет на снимке выше.

Снимок 2. Городской пейзаж. Линия горизонта нечетко проявлена

Помимо прочего, тон неба и тон земли одинаковы по светлоте и поэтому нет контраста между ними. Немаловажное значение имеет и то, что линия горизонта на снимке не имеет резкости и перекрывается во многих местах строениями и вертикальными линиями, а это лишает ее четкости.

В результате этого снимок не распадается на две самостоятельные части и воспринимается полная целостность композиции. Выше сказанное относится не только к четким горизонтальным линиям, но также и к вертикальным линиям в кадре.

Вертикали и целостность композиции

Вертикальные линии способны также рассечь снимок на два самостоятельных изображения, особенно если они совпадают или близки к главной вертикальной оси кадра, например, на снимке ниже.

Снимок 3. Четкая вертикальная линия делит кадр пополам

Именно из-за этого фотографы избегают располагать вертикальные линии в центре кадра. Если смещать их в сторону, то они, как и линия горизонта, теряют свое активное значение и тем самым обеспечивая целостность композиции.

На основании выше рассмотренных примеров можно подвести итог. При съемке должно быть очень точно найдено место для четко выраженных вертикальных и горизонтальных линий. Эти линии не должны совпадать с осями изображения. Тона снимка по обе стороны от этих линий не должен быть контрастирующими. Четкость этих линий снижается, если они пересекаются другими линиями, идущими под разными углами.

Границы кадра и целостность композиции

Неделимость и целостность композиции во многом зависят от того, насколько точно при съемке сделана компоновка кадра. Если кадр имеет случайные, непродуманные границы, то по краям вполне могут оказаться пустые пространства, а поэтому при последующем кадрировании они легко исключаются без всякого ущерба для конечного результата.

На следующем снимке ниже границы кадра ничем не обусловлены. Его левая часть ничего интересного не содержит и поэтому левую границу целесообразнее сдвинуть вправо. Аналогично дело обстоит и с верхней границей снимка.

Снимок 4. Границы кадра ничем не обусловлены

Можно сдвинуть нижнюю и правую границы снимка ближе к центру, так как они тоже выбраны случайно и не опираются ни на что. Стоит заметить, что при смещении левой и верхней границ в положение 1-1 и 2-2, снимок будет выглядеть законченным по композиции. Следовательно, в первом варианте на снимке нет целостности композиции.

Необходимо помнить, что границы кадра можно передвигать до определенных пределов, а именно до тех пределов, пока они не придут в соприкосновение с конкретными элементами композиции, которые в свою очередь являются важными для изобразительного решения снимка.

Данный способ выбора границ достаточно часто используется в практике фотосъемки. Поэтому сделаем вывод, что границы обреза изображения выбираются таким образом, чтобы очертить необходимое по смыслу пространство снимка и зависят от линейных очертаний выбранного для съемки сюжета или объекта.

Следовательно, границы кадра выбираем при съемке, а уточняем при последующей обработке отснятого материала. Также очевидно, что границы кадра должны иметь опорные точки, которые не позволяют смещать эти границы в иное положение без ущерба для целостности композиции.

У снимка может быть нарушена целостность композиции не только вертикальными и горизонтальными линиями и непродуманными границами, но и самим распределением в поле кадра изображаемого материала.

Посмотрите на снимок ниже, сразу видно, что кадр здесь не завершен композиционно. В чем именно это проявляется? Для ответа на этот вопрос сделаем простейший анализ снимка.

Снимок 5. Кадр распадается на несколько самостоятельных частей

Для этого возьмем два угольника, которые можно вырезать из картона или какого-либо плотного материала, и попробуем при помощи них выделить из снимка более точные по композиции кадры, чем исходный вариант. Оказывается, сделать это просто и наш снимок распадается на несколько самостоятельных частей.

К примеру, можно выделить кадр 1 или кадр 2. Причем оба эти варианта композиции значительно более точны, их границы устойчивы и имеют опоры.

Так как снимок легко разделяется на кадры, то возможны и другие варианты целостных композиций. Соответственно, в нашем примере снимок является случайным и плохо скомпонованным что и привело к нарушению целостности композиции.

Рассмотрим еще один снимок ниже. Он имеет целостность композиции и при попытке проделать с ним один из опытов, рассмотренных выше, нам не удастся, к примеру, передвинуть границы кадра или разделить его на отдельные части.

Снимок 6. Парашютисты

Кадрирование снимка приводит к его ухудшению, потере законченности. Это происходит из-за того, что при съемке были продуманы размещение в кадре все его элементы и их взаимосвязь для того, чтобы была цельность композиции снимка.

А поскольку каждый элемент композиции имеет свое место в кадре, то мы не сможем найти здесь линий, рассекающих изображение на самостоятельные части.

Таким образом, цельность композиции и ее неделимость предполагают нахождение при съемке точного места в кадре для каждого отдельно взятого элемента и установка между ними прочных взаимосвязей.

Основные термины и понятия фотографии.

Бывая на разных сайтах по фотографии, я подумал, что в обсуждениях и комментариях не раз используются различные понятия и термины в фотографии, которые могут быть фотолюбителю не всегда известны и понятны. Для ликвидации этих пробелов привожу основные понятия.

Первое и самое основное в фотографии (все-таки фотография рисует светом, фотография — это «светопись» ) – понятие экспозиции.

Фотоэкспозиция.

Экспозиция — определяет количество света, попадающее на светочувствительный элемент (фотопленку, матрицу цифрового фотоаппарата — будем говорить далее чувствительный сенсор). Экспозиция в фотоаппарате регулируется двумя устройствами — диафрагмой (которая ограничивает световой поток, проходящий через объектив) и скоростью затвора т. е. выдержкой (которая определяет длительность воздействия света на сенсор). Правильная экспозиция позволяет получить качественные снимки, неправильная приводит к темным (недоэкспонированным) или слишком светлым (переэкспонированным). Однако даже при правильной экспозиции (оптимальной для данного объекта съемки) светочувствительный сенсор не может одинаково правильно передавать яркости объекта в затемненных участках и в ярко освещенных, это не позволяет сделать фотографическая широта светочувствительного сенсора. Даже при оптимальной экспозиции на снимке остаются темные участки, если они попадают в область недодержек или светлые без проработки деталей (область передержек).

Рассматривая термины в фотографии, необходимо назвать и понятие фотографическая широта.

Фотографическая широта.

Область экспозиций, она для каждого светочувствительного материала своя, которая адекватно передается на полученном изображении. Т.е. соотношение яркостей объекта передается пропорционально (более яркая часть объекта отображается более ярко, темная ровно настолько же отображется более темной на снимке). Чем больше фотографическая широта материала, тем больший интервал яркостей объекта он может передать без искажений. Либо, если интервал яркостей объекта меньше фотографической широты, экспозиция при фотографировании может изменяться в определенных пределах без ухудшения качества изображения. Об этом есть отдельная статья.

В понятие фотоэкспозиция входят такие основные понятия фотографии, как диафрагма и выдержка.

Диафрагма.

Специальное приспособление встраиваемое в объектив, состоящее из ламелей, которое регулирует диаметр входного отверстия объектива, тем самым ограничивает световой пучок, попадающий на светочувствительный сенсор, тем самым регулирующее количество света Измеряется величиной отношения диаметра входного отверстия к величине фокусного расстояния объектива. Обозначается величиной знаменателя указанного отношения 1/5,6 — это диафрагма 5,6, поэтому чем больше величина диафрагмы, тем меньше диаметр входного отверстия, т. е. диафрагма 11 меньше диафрагмы 8. Величина диафрагмы влияет на глубину резкости изображаемого пространства или ГРИП. О связи ГРИП с диафрагмой есть отдельная статья. А для цифровых фотоаппаратов играет роль еще и кроп-фактор. Об этом тоже есть отдельная статья.

За линзой объектива видны лепестки диафрагмы, закрывающие отверстие.

Схематичное изображение ирисовой диафрагмы.

Светосила объектива.

Максимальное значение диафрагмы для данного объектива (т. е. когда входное отверстие наибольшее) носит название светосилы обектива, обычно обозначается отношением фокусного расстояния к максимальному значению диафрагмы f/3,3; f/5,6.

Чем больше светосила объектива тем большее количество света он пропускает при полностью открытом входном отверстии, тем с более короткой выдержкой можно снимать, тем меньше глубина резкости при открытой диафрагме ( что важно, например при фотографировании портрета). Поэтому светосильные объективы обычно ценятся фотографами.

Более подробно о светосиле объектива читай здесь.

Выдержка.

Выдержка определяет отрезок времени, в течение которого при фотографировании свет воздействует светочувствительный сенсор. Эта величина измеряется в долях секунды: 1/50 сек, 1/100 сек, 1/200 сек, но обозначается цифрами, стоящими в знаменателе, т. е. соответственно — 50, 100, 200. Поэтому большая величина обозначает более короткую выдержку. Выдержки длиннее 1 сек. Могут обозначаться непосредственно в секундах. Регулируется механизмом под названием затвор. Выдержка в шторных затворах (типа «Зоркий», «Зенит» и др.) регулируется величиной промежутка между шторками при постоянной скорости движения шторок, в центральных затворах временем, в течение которого затвор находится в открытом состоянии(фотоаппараты типа «Смена» и последние модели «Зенита»), в цифровых фотоаппаратах затворы электронным образом запирают и отпирают матрицу, поэтому они могут работать гораздо быстрее и обеспечивают выдержки короче 1/1000 сек. В некоторых цифровых фотоаппаратах имеются также и механические затворы, но они играют другую роль, они предохраняют матрицу фотоаппарата от попадания на нее посторонних частиц и т. д.

Экспопара.

В целом выдержка и диафрагма вместе определяют экспозицию. Для получения правильной экспозиции важно соответствие выдержки выбранной диафрагме или диафрагмы выбранной выдержки. Таким образом, диафрама и выдержка в паре определяют экспозицию. Экспозиция изменяется ступенями, каждая ступень изменяет количество света в 2 раза. При этом изменению экспозиции на одну ступень соответствует изменение диафрагмы в 1,4 раз (диафрагмы 1,4; 2; 2,8), а выдержки в 2 раза (1/50, 1/100, 1/200).

Экспокоррекция.

Для того, чтобы иметь возможность скорректировать экспозицию, определяемую фотоаппаратом автоматически, в современных цифровых фотоаппаратах существует функция компенсации экспозиции. Обычно компенсация осуществляется в пределах от -2EV до +2EV (EV – аббревиатура термина Exposure Value – экспозиционное число) с шагом 0,5 или 1/3. Изменение на 1 EV равносильно изменению экспозиции на одну ступень.

Далее продолжим рассматривать основные понятия фотографии.

Целостность изображения

Чтобы верно передать на картинной плоскости светотеневые и цветовые отношения натуры, надо научиться их определять, или, как говорят художники, их видеть. Художественное видение в мастерстве живописца имеет первостепенное значение.

Наиболее характерная и часто встречающаяся ошибка начинающих живописцев заключается в отсутствии в их работах Цельности живописного изображения. Работам присущи многочисленные повторы цветовых пятен одинаковой светлоты и насыщенности, однообразная проработка форм и деталей предметов. Все эти предметы и детали в силу одинаковой активности их Цвета, контрастов «лезут» на первый план изображения. Становится трудно понять, что же главное в том или ином этюде, что хотел автор в нем передать.

В этюде часто отсутствуют композиционный и оптический центры, не расставлены ведущие пластические и цветовые акценты. Неопытный художник не умеет приводить цветовой строй изображения в соответствие с целостным 3Рительным впечатлением при единстве оптического и композиционного центра. В процессе изображения с натуры его взгляд не выделяет то основное, чему подчинялось бы все остальное, а постепенно скользит от одного объекта к другому, нередко без всякой связи последующего с предыдущим.

Определение тоновых и цветовых отношений натуры и передача их на холсте затруднены некоторыми особенностями нашего зрительного восприятия. Одна из них состоит в том, что восприятие основывается не только на зрительных ощущениях в момент наблюдения, но и на предшествующем жизненном опыте рисующего. Иными словами, процесс восприятия включает ранее полученные знания о предмете. Это явление психологи называют константностью восприятия.

В процессе постоянного общения с окружающими предметами у человека складывается определенное представление, знание о них, которое впоследствии присутствует в памяти в каждый момент зрительного восприятия этих предметов. Несмотря на то что форма или цвет в зависимости от удаления, влияния окружения и освещения выглядят различно, они воспринимаются как бы неизменными.v

Другая особенность нашего зрительного восприятия заключается в том, что чувствительность глаза к различно освещенным поверхностям может изменяться. Если в процессе изображения с натуры долго задерживать взгляд на каком-нибудь ярко освещенном предмете, чувствительность глаза будет притупляться и трудно станет подметить тонкие градации светотени и цвета.

Еще одна особенность нашего зрительного восприятия состоит в следующем. Если посмотреть на какой-либо пейзаж, он будет виден не весь одновременно и не со всеми подробностями.

Наш взгляд обязательно остановится на каком-нибудь объекте этого пейзажа, который будет восприниматься более подробно, с деталями; все остальное, его окружающее, будет не столь четким, а некоторые детали вообще можно не заметить. И в процессе изображения натуры предметы переднего плана мы видим более яркими, четкими; предметы последующих планов воспринимаются в этот момент расплывчато, менее определенно.

Если же перевести взгляд на предметы, допустим, второго плана, то тогда предметы первого плана будут восприниматься менее определенно, расплывчато, а второго — более четкими по форме и определенными по цвету. Следовательно, видеть одновременно четко и ясно все объекты очень трудно, а иногда и невозможно. Чтобы передать в живописном этюде с натуры видимые различия цветов, художнику необходимо уметь видеть их одновременно.

Понятие целостной фотографии

Войти

Фото-школа. Урок №7: Несколько предметов в кадре. Целостность мира и равновесие.

Сегодня я напишу о двух базовых принципах, которые помогут нам построить фотографию с несколькими элементами. Я уверена, что многие и так руководствуются этими принципами на подсознательном уровне. Потому что основаны они на нашем видении мира, его построении и восприятии.

Фотография, как и любой вид искусства, очень субъективна, и споры о возможности формализации каких-либо законов создания произведения искусства никогда не затихнут. Тем не менее, кажется уместным хотя бы обозначить некоторые принципы, уместное использование которых отличает профессионала от новичка, а сознательное развитие и переосмысление вплоть до нарушения — делает из ремесленника мастера. В сегодняшнем уроке будет очень много абстрактных понятий, таких как целостность изображения, визуальное равновесие и гармония, которые я старательно избегала до сегодняшнего момента, но без них не обойтись.

Формально-симметричные композиции, уравновешенные по определению, встречаются редко, следовательно, актуальным становится умение уравновесить ассиметричную композицию – сделать так, чтобы элементы картинки не заваливались, не пытались «уехать» за границы кадра и не «придавливали» друг друга визуально. Забегая вперед, отметим, что оперируя равновесием, можно добиться и обратного эффекта — создания или подчеркивания динамики в снимке.

Равновесие на фотографии довольно абстрактное понятие, но из всех сегодняшних тем, наверное наиболее простая. Несмотря на очевидную простоту, я часто встречаю неуравновешенные или перегруженных в верхней части снимка работы.

Я предлагаю вам такой прием, мысленно нарисуйте по нижнему краю фотографии «качели»: планку по длине на всю ширину фотографии, которая центром опирается на пенек, и представьте, завалится ли эта планка на один бок под весом изображенного на каждой половинке фотографии, или покачается-покачается и найдет свое равновесие? Сам пенек не обязательно должен находиться по геометрическому центру фотографии, но по центру композиции (помним, что композиция может быть сдвинута по третям или золотому сечению, а также может иметь негативное пространство.)


Илл. из книги Н.М. Сокольниковой

Внутренних ощущений для этого обычно достаточно. Но если разобраться поподробнее, то вес изображаемых предметов зависит от их размера и цвета. Более темные и крупные предметы выглядят более тяжелыми, чем светлые. Предметы находящиеся вне зоне фокуса или менее насыщенные, кажутся более легкими. Предметы с ярко выраженной текстурой тоже более тяжелые, чем гладкие однотонные.


Композиция и ее геометрический центр, точка отсчета равновесия.

Также стоит помнить, что любая фотография – это отображение мира вокруг нас, поэтому автоматически верхнюю часть фотографии мы воспринимаем, как небо, и нижнюю – как землю. Соответственно, для нас более приятно и естественно, чтобы верхняя часть изображения была менее загружена, чем нижняя, иначе возникает ощущение давления и зажатости, словно что-то нависает сверху. По той же причине, что мы проецируем нашу фотографию на реальный мир, некоторые цвета нам кажутся легче не только из-за их тона и насыщенности, а из-за того, с чем мы привыкли их ассоциировать. То есть желтый и голубой цвета (цвет солнца и неба) всегда будут нам казаться визуально легче, чем красно-коричневые и зеленый (трава и земля) какими бы светлыми оттенками эти цвета не были представлены.

Также имеет смысл расположение предмета. Более тяжелый предмет смещенный ближе к центру «качели» перевешивает ее на свою сторону не так сильно, как если бы он стоял на самом краю. Все точно как в детстве с качелями на игровой площадке, осталось только немного вспомнить 😉


Смещение цетра тяжести в зависимости от расположения разновеликих предметов. Илл. из книги Н.М. Сокольниковой

Посмотрите на композицию с сервировкой стола ниже. Она могла бы быть симметричной — два комплекта блюд и салфетка-раннер находятся ровно по центру кадра. Но справа появились столовые приборы и бокалы для вина, сделав левую часть фотографии чуть более насыщенной — тяжелой. После был добавлен кувшин с зеленью для того чтобы уравновесить правую часть изображения. Но как мы уже готовили, такой более темный зеленый цвет оказался бы слишком тяжелым, и перетянул бы «качели» на себя, если бы не ткань с зеленым узором сзади слева.

Главное в кадре.

Собирая сложную композицию, главное – это главное 😉 То есть, очень важно в процессе не забыть про то, что является главным элементом – «героем» кадра. Для достижения целостности композиции важно определить, что будет центром внимания, где он будет располагаться. И сделать так, чтобы несмотря на большое количество окружающих предметов, выбранный вами герой, так и оставался главным в кадре, и взгляд возвращался к нему.

Вот несколько главных моментов:
•Помните то, что я вам рассказывала о ракурсе и эффектах которые он оказывает на изображенные предметы. Выбирайте тот ракурс, который в первую очередь подходит и наиболее выгодно выделит вашего «героя», а не актеров второго плана.
•Не забывайте про правила третей и про золотое сечение. Предметы располагающиеся в визуальных центрах изображения– привлекают к себе больше внимания.
•Внимательно отнеситесь к тому, где у вас располагается фокус, используйте ручные настройки, чтобы точка фокусировки была именно на главном герое, это становится еще более критично, если вы снимаете с маленькой глубиной резкости.
•Постарайтесь, чтобы линии внутри кадра визуально сходились на главном предмете в композиции.
•Подумайте о цветовом решении, будет ли герой выделяться по цвету и яркости?
•В многоплановом изображении, главный предмет может находиться на переднем плане или на среднем, но не на заднем, даже если он будет выделяться по вышеуказанным критериям, это лишь создаст дискомфорт для зрителя (Многоплановые композиции мы еще будем обязательно рассматривать отдельным уроком)

На фотографии выше шоколадные трюфели язляются главным элементом в кадре, они расположены визуальных центрах кадра, ракурс выбран так, что именно они кажутся главными, не смотря на более крупный и выделяющийся предмет позади них. Свет и глубина резкости также подобраны так, чтобы пиала с какао на заднем плане не выделялась.

Целостность изображения.
(связь предметов, физическая и смысловая)

Одним их главных принципов построения изображения с множеством элементов является его целостность. Фотография должна быть единым, неделимым целым. Идеальное состояние композиции фотографии я бы назвала экономическим термином “принципом Паретто”, когда в составленную вами композицию нельзя добавить или убрать из нее ни единого элемента, не нарушив при этом гармонию, равновесие, и общий эффект производимый фотографией.

Изображение должно выглядеть как единое неделимое целое. Предметы помещённые в кадр должны быть связаны между собой как на пространственном, так и на ментальном уровне.

Пространственная или физическая связь:

В большинстве случаев, в фуд-фотографии и натюрмортах, предметы соприкасаются или пересекаются друг с другом. Планы — передний, средний и задний — накладываются, частично совмещаются, образуя непрерывную связь между элементами снимка, а в идеале, создавая определенную траекторию для взгляда зрителя.

Конечно, часто встречаются снимки с композициями, в которых предметы удалены друг от друга на приличное расстояние. В этом случае, на мой взгляд очень сложно получить действительно уравновешенный, приятный для взгляда сюжет. Здесь еще сильнее будет ощущаться необходимость в управлении взглядом зрителя, направляющих и объединяющих элементах. Это может быть фон, цветовые сочетания, ритмичность, или глубина резкости.

«Летний суп». Связь элементов, управление взглядом зрителя, композиционное решение в форме «a».

Обратите внимание на фотографию летнего супа, все элементы композиции так или иначе соприкасаются друг с другом, дополнительную динамику придают доски старого стола, они же помогают вести и направлять взгляд зрителя. В общем, создается наклоненная, но хорошо сбалансированная композиция в форме «a».

Ментальная или психологическая связь предметов заключается в том, что у нас есть определенные ожидания. В зависимости от тематики фотографии мы предполагаем увидеть определенные предметы, связанные с той или иной тематикой. И наличие предметов, выпадающих, несвязанных с этой нашей внутренней картиной могут полностью изменить восприятие. Тем более, если это изображения еды, такого близкой и понятной всем темы!

Что мы обычно ожидаем увидеть на фуд-фотографии? Конечно, в первую очередь это аппетитное блюдо, но что кроме этого? Что мы можем использовать? Какие предметы у нас а голове связаны, относятся или подходят фуд-фотографии?

Конечно, в первую очередь это свежие ингредиенты, столовые приборы, сервировка стола, ткани, любые поверхности, которые предполагают стол, травы, специи. Иногда цветы, как предмет украшения стола. А если мы сфотографируем молоко и селедку? У меня от одной мысли от этого желудок подпрыгнул ))) Или давайте вспомним мою фотографию шоколада (приведена ниже), где печально известный декоративный камешек, так напомнил мыло зрителям, что полностью уничтожил всю аппетитную составляющую фотографии!

Но, конечно, все зависит от ситуации: шоколад и перец? шоколад и соль? клубника и уксус? мороженое и оливковое масло? Почему бы и нет, в современной кулинарии есть рецепты! Так или иначе, все зависит от того, какую историю вы хотите рассказать, но история должна быть, пусть не очевидная, но у вас в голове, без нее, композиция превратиться в набор предметов.

Постарайтесь составить наиболее сложную композицию, используя как можно больше элементов. Давайте сделаем чем больше, тем лучше! А мы потом вместе посчитаем 😉 НО главное: композиция должна быть целостной, уравновешенной, иметь композиционный центр и главного героя. Разместите фото комментарием первого уровня к этому уроку.

PS: Простите, кому не успела ответить на комментарии в прошлых записях! Обязательно сделаю на этой неделе.

Жанры фотографии. Основные жанры и виды в фотографии: пример

Фотография сегодня – это не просто способ запечатлеть важный жизненный момент. Благодаря огромному количеству техники высокого класса и специальным программам, возможность сделать съемку своим хобби получил каждый. Художественная фотография как вид искусства достаточно многогранна. Даже новичок сможет проявить фантазию в свое удовольствие. При этом каждый найдет для себя любимый жанр.

Немного истории

Сегодня цифровая фотокамера имеется в каждом доме. А ведь еще сто лет назад фотография была настоящей роскошью. Мало кто знает, что обычный снимок – это изображение, рисованное светом. Такое уникальное открытие появилось благодаря нескольким ученым. Прежде чем появилась фотография в таком виде, в котором ее знают многие, было проделано немало работы. История фотографии интересная и захватывающая.

Как создать уникальный снимок?

Взять камеру и фотографировать все подряд без предварительных настроек может каждый. При этом красивый снимок получить, скорее всего, не удастся. Тем, кто хочет стать настоящим фотографом, следует научиться в первую очередь правильно подбирать содержимое кадра. Должен быть правильно подобран свет, настроен объектив. Эти правила одинаковы для любой техники, независимо от того, приходится снимать старым «Зенитом» или же новейшей цифровой камерой.

Стать профессиональным фотографом с первых же дней невозможно. Придется сделать огромное количество снимков, прежде чем появится на свет настоящий шедевр. В этом плане цифровая техника имеет немало преимуществ. Неудачный кадр в любой момент можно удалить. Каждый начинающий фотограф должен выделить для себя жанры искусства фотографии, которым он будет уделять внимание в первую очередь. Чтобы стать профессионалом, нельзя распыляться. Редко можно встретить специалиста, который хорошо бы разбирался во всех отраслях той или иной сферы деятельности.

Портрет

Портретная съемка родилась уже тогда, когда люди научились делать первые снимки. Здесь деятели искусства старались повторить образы живописи. Первые портреты стоили достаточно дорого. Их могли позволить себе лишь аристократы. Они фотографировались как самостоятельно, так и с членами своей семьи. Некоторые старинные снимки сохранились до наших дней и находятся сейчас в музеях мира.

Портрет – это не только изображение лица. Если человек изображен во весь рост – это также считается портретной съемкой. Любая школа фотографии в первую очередь включает в свой курс именно этот жанр. Модели могут сниматься как на улице, так и в помещении. Важно, чтобы

основной акцент падал именно на человека. Никакие детали не должны отвлекать внимание.

Натюрморт

Этот жанр фотографии также произошел от живописи. Художники изображали на своих картинах красиво разложенные фрукты и овощи. Дополнялось изображение красивой тканью и посудой. Как только появилась первая школа фотографии, натюрморт также начал пользоваться популярностью. От французского «nature morte» дословно обозначает «неживая природа». Профессиональные фотографы, как и художники, способны зрителю красиво передать смысл существования тех или иных невоодушевленных предметов.

Продолжительное время натюрморт относился к невостребованному жанру. Техника и искусство фотографии преподавались в школах лишь в ознакомительных целях. С развитием информационных технологий натюрморт стал очень популярен. С его помощью фотографы оттачивают свои профессиональные навыки. Кроме того, разве можно вспомнить интернет-магазин без фотографий товаров? Ведь изображение того или иного изделия – это и есть натюрморт.

Сегодня натюрморт занимает одно из первых мест среди всех жанров. История фотографии рассказывает о том, что эмоциональная сила изображений предметов ранее не уступала портретным снимкам. На данный момент эта тенденция утеряна. Но без натюрморта существование онлайн-магазинов было бы невозможным.

Пейзаж

Классический жанр, который предусматривает съемку природы, называется пейзажем. Эту отрасль фотоиндустрии можно назвать наиболее эмоциональной. Именно из природы каждый начинающий фотограф может черпать вдохновение. А некоторые снимки настолько удивительны, что от них сложно оторвать взгляд.

Архитектура

Как и предыдущие жанры фотографии, архитектура зародилась практически сразу же. Существует огромное сходство с пейзажем. Разница лишь в том, что объектом выступают различные здания и сооружения. Существуют также и отличительные особенности. Огромное внимание уделяется правильному выбору точки съемки. Наиболее выгодно снять здание можно с возвышенности. Например, один дом можно фотографировать с крыши другого.

Репортажная съемка

Сегодня этот жанр является достаточно распространенным. А пользоваться популярностью репортажная съемка начала лишь во второй половине XX века. Мало кто знает, что снимки различных мероприятий и праздников – это и есть репортаж.

Бытовые или жанровые фотографии

Передача с помощью фотокамеры повседневной жизни относится к жанровой съемке. Достаточно часто изображения имеют документальную основу. Жанровые фото по своей сути очень схожи с репортажными. Профессионал должен передать жизнь именно такой, какой она является. На снимке могут быть изображены играющие дети, убирающая двор бабушка, просящий подаяния нищий и т. д.

Отличием жанрового фото является возможность передачи эмоционального состояния не только фотографа, но и самих объектов съемки. На снимке можно увидеть радость, слезы, разочарование и злость. Это может быть как уличная фотография, так и снимок внутри помещения.

Интерьерная съемка

Без этого жанра фотографии сегодня не обойтись, хотя он является достаточно молодым. Уже готовый интерьер, созданный профессиональным дизайнером, имеет свою эмоциональную нагрузку. При этом задачей фотографа является передать задумку совершенно без искажений. Интерьерная фотография тесно связана с дизайном. Ни один профессионал не смог бы создать портфолио своих работ без помощи опытного фотографа.

Репродукция

Этот жанр фотографии не относится к художественным. Несмотря на это, он имеет важное значение. Существует огромное количество сканеров с различными техническими характеристиками. Но фотограф сможет передать суть картины более правильно. Кроме того, многие старинные изображения требуют к себе особого отношения. К краске нельзя прикасаться лишний раз. Фотография – это возможность аккуратно перенести изображение на бумагу. А некоторые снимки выполняются настолько качественно, что отличить фото от оригинала бывает достаточно сложно.

Фотография в стиле Ню

Обнаженное человеческое тело является популярным объектом съемок на сегодняшний день. На самом деле этот жанр зародился достаточно давно. Всем известно, что художники любили изображать своих женщин без одежды. Как только появился первый художественный фотопортрет, зародился стиль Ню. Этот жанр занимает одно из важнейших мест на протяжении многих веков.

Чаще всего объектом фотосъемки выступают девушки. Это может быть как уличная фотография, так и студийная. Обнаженное тело на снимках способно вызвать только положительные эмоции. Никакой злости и отвращения.

Стиль Ню достаточно часто переплетается с бытовой фотосъемкой. Эти жанры фотографии прекрасно существуют вместе. К примеру, может быть изображена обнаженная девушка, которая занимается своими повседневными делами или же загорает на пляже.

Авангардизм

Как и к любой другой сфере жизнедеятельности, к фотосъемке можно найти нестандартный подход. Авангардизм – это особый жанр фотографии. Он характеризуется выходом за рамки общепринятой эстетики. Для достижения своих целей фотограф может использовать самые нестандартные средства.

Макросъемка

У начинающих фотографов этот жанр пользуется огромной популярностью. Он предусматривает получение изображения в определенном масштабе. Многие считают макросъемку возможностью фотографировать на маленьком расстоянии от объекта. Но это не совсем так. Качественный снимок позволяют получать специальные объективы. Техника для передачи объектов в большом масштабе стоит достаточно дорого.

Макросъемка позволяет запечатлеть жизнь насекомых, маленьких животных, а также микроорганизмов. С помощью дорогостоящего объектива можно сфотографировать даже комара или блоху.

Нестандартные жанры фотографии

Существуют разновидности съемок, которые нельзя назвать общепринятыми в профессиональных кругах. В первую очередь к ним относится автопортрет. Качественно снять себя самого не сможет ни один фотограф. Этот жанр больше подходит для любителей. С развитием информационных технологий автопортрет начал пользоваться огромной популярностью. При этом для того чтобы создать снимок, чаще всего используют обычный мобильный телефон.

На смартфон можно снимать также и пейзаж. Фотографии получаются неплохими для домашнего альбома. Качественные же профессиональные снимки должны создаваться с помощью соответствующей техники, которая стоит недешево. Начинать знакомство с фотографией все-таки желательно с полупрофессиональной зеркальной камерой из средней ценовой категории. Такая аппаратура позволяет начинающему фотографу получить представление о жанрах фото, а также обучится азам.

Ссылка на основную публикацию