Подводная съемка | Foto-kadr.ru

Подводная съемка

Как снимать под водой: выбор фотоаппаратуры

Любая фотосессия особенно подводная, учитывая все сложности, требует тщательной подготовки. Одним из важнейших условий, которое поможет вам добиться хороших результатов в подводной фотоохоте является правильный выбор фотоаппаратуры. В настоящее время её существует огромное множество, как говорится, «на любой вкус и цвет». Однако надо сказать, что фототехника профессионального уровня далеко не дешева. Комплект профессиональной фотоаппаратуры может обойтись вам в несколько тысяч долларов. Так что здесь всё зависит, как понимаете, не только от ваших желаний, но и от размеров кошелька.

И если вас привлекает подводная съемка, и вы хотите научиться снимать под водой, задайте себе вопрос: «Для чего мне нужны фотографии подводного мира, и какого качества снимков я хочу добиться?» Вы должны понимать, что хорошие фотоснимки невозможно получить при помощи дешёвой любительской «мыльницы», как на суше, так и под водой.

Если вы не стремитесь к профессиональному качеству фотографий, и собираетесь снимать просто для собственного удовольствия и семейного фотоальбома, то вполне можете обойтись всего одной цифровой «мыльницей» для подводной съёмки, или недорогой камерой в специальном водонепроницаемом боксе.

Таким образом, минимум из того, что вам потребуется для любительской фотографии на небольшой глубине – это дешёвый герметичный фотоаппарат или фотокамера в водонепроницаемом боксе и пара подводных осветителей, или хотя бы один. Недорогие подводные «мыльницы», как правило, просты в использовании, поскольку имеют фиксированный фокус и минимальное количество кнопок управления.

Перед тем как начать снимать под водой, вам необходимо определиться с выбором подводной фототехники. Давайте детально разберёмся и подробнее поговорим о том, что это такое, что относиться к фототехнике, и какой она бывает.

Фотоаппараты для подводной съемки

В первую очередь к подводной фототехнике, естественно, относиться сам фотоаппарат. На сегодняшний день все известные фотопроизводители выпускают ряд моделей фотоаппаратов, способных снимать под водой, поэтому их выбор достаточно большой. Все модели для подводной фотографии можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся «фотоаппараты-амфибии». Это качественные герметичные фотоаппараты, которые специально разработаны исключительно для подводной фотографии. Такими фотоаппаратами можно производить съемку под водой на глубине до шестидесяти метров, однако их стоимость довольно высока.

Ко второй группе относятся фотоаппараты, предназначенные для обыкновенной съёмки, но обладающие водонепроницаемым корпусом. Такие фотоаппараты можно не бояться погружать под воду на глубину, примерно до десяти метров. Цена этих фотоаппаратов в разы дешевле «фотоаппаратов-амфибий», и несколько дороже фотоаппаратов, предназначенных для съёмки на суше.

Но стоит заметить, что, многие из таких фотоаппаратов не предназначены для длительного нахождения под водой, а значит, их срок пребывания во влажной среде весьма ограничен. Поэтому перед тем как снимать под водой, надо тщательно подходить к выбору камеры, которой будет проводиться подводная съемка.

Видеомаски для подводной съемки

Помимо фотоаппаратов, для произведения фотосъёмки под водой, существуют специальные видеомаски для подводной съемки. Такие видеомаски способны выполнять не только подводную фотосъёмку, но и видеосъёмку. Они выглядят как обыкновенные маски для подводного плавания, но содержат встроенную аппаратуру для видео-фотосъёмки.

Видеомаски, безусловно, удобнее фотоаппаратов, поскольку полностью освобождают руки дайвера, тем самым дарят удобство, большую свободу движений и маневренность чем фотокамера. Неудобство видеомаски заключается в том, что она позволяет ныряльщику погружаться на глубину максимум до десяти метров. Кроме того, для подводной съемки в видеомаске на максимальной глубине вам ещё потребуется дополнительное осветительное оборудование, которое может крепиться на саму маску. Все видеомаски на это рассчитаны.

Перед тем как снимать под водой при помощи видеомаски, вы должны помнить о том, что профессиональных, высококачественных снимков вы от неё не добьётесь, однако достоинством видеомаски можно считать относительно невысокую стоимость.

Объективы для подводной съемки

Для подводной съёмки, как правило, используется два типа объективов: широкоугольный, а лучше сверх-широкоугольный и макро-объектив.

Широкоугольный объектив прекрасно подходит для съёмки крупных рыб, морских млекопитающих, коралловых рифов, затонувших кораблей, и подводных пейзажей. Также широкоугольный объектив подходит для съёмки в подводных пещерах. Макро-объектив позволяет фокусироваться на малых расстояниях, то есть снимать объекты очень близко, поэтому такой объектив великолепно подходит для съёмки даже самых малюсеньких морских обитателей во всех деталях.

Поэтому перед тем как снимать под водой, а точнее, перед тем как погружаться под воду с целью фотосъёмки, определитесь с тем, что вы собираетесь снимать. Тема выбора объектива актуальна для дорогих профессиональных фотокамер, и не относиться к дешёвым фотоаппаратам, лишённых возможности замены объектива.

Осветительная аппаратура для подводной съемки

Осветительные приборы для подводной фотосъёмки – это фотовспышки, которые, как и обычные фотовспышки создают дополнительное освещение при недостатке естественного. Они бывают двух типов: встроенные и внешние. Рассмотрим оба. Встроенные вспышки подходят только для съёмки на небольшой глубине при условии достаточного естественного освещения (в дневное время при ясной погоде) и в чистой, прозрачной воде.

Для съёмки на большой глубине, в вечернее или в ночное время необходимо обязательно использовать внешние осветительные приборы. Без использования осветительной аппаратуры невозможно добиться качественных фотоснимков, и чем слабее освещение окружающей среды, тем мощнее должны быть искусственные источники света.

Для подводной съемки применяется либо одна, либо сразу несколько фотовспышек, а также светорассеиватели, ручные вспышки, цифровые или макро-вспышки в зависимости от условий. Все внешние вспышки для подводной фотосъёмки имеют прочный водонепроницаемый корпус и чаще всего прикрепляются к корпусу фотокамеры длинной гибкой штангой, которая позволяет дайверу правильно направлять свет на фотографируемые объекты, практически под любым углом.

Такая вспышка может освещать объекты не только спереди, но и сбоку, позволяя добиваться интересных спецэффектов. Но надо отметить, что это недешёвый вариант. Перед тем как снимать под водой, вы должны задуматься над выбором подводных осветителей, а это, как вы поняли, будет зависеть от условий фотосъёмки и поставленных задач.

Аксессуары для подводной съемки: защитные боксы

К аксессуарам для подводной съемки, в первую очередь можно отнести подводные боксы, предназначенные для защиты фотокамеры от попадания воды. Подводные боксы могут быть двух типов: мягкие прозрачные чехлы из поливинилхлорида со встроенными стеклянными глазками для объективов и жёсткие боксы, изготовленные из пластика. Оба этих типа имеют свои достоинства и недостатки.

Мягкие чехлы относительно недороги, очень удобны в использовании и подходят для любой соразмерной модели фотокамеры. К недостаткам мягких защитных чехлов можно отнести их небольшую прочность и отсутствие возможности подключения дополнительных устройств. Кроме того, использование мягкого чехла не позволяет производить фотосъёмку на большой глубине. Предельная глубина погружения с мягким защитным чехлом составляет около 10 метров.

Жесткие боксы, как правило, изготавливаются из прозрачного твёрдого пластика, обладают хорошей прочностью и ударостойкостью. Они рассчитаны на подключение к фотокамере внешней фотовспышки и других дополнительных устройств. Преимущество жёстких боксов перед мягкими чехлами состоит в том, что они позволяют погружаться под воду на глубину до 50 — 60 метров.

Чаще всего жесткие боксы подходят только для конкретных моделей фотокамер и допускают производить под водой ручную настройку параметров фотосъёмки.

Также существуют и «универсальные» жёсткие боксы, которые подходят для многих моделей фотокамер, однако они рассчитаны на использование под водой только кнопки спуска. Стоят жёсткие несколько дороже, чем мягкие чехлы.

Помимо боксов для подводной съемки, существует огромное количество и других разных аксессуаров: это различные светофильтры, защитные гели и жидкости, и многое – многое другое. Выбор аксессуаров, как и фототехники напрямую зависит от того как снимать под водой, где снимать и какую при этом использовать фототехнику. Выбор за вами.

Хочется надеяться, что эта статья поможет разобраться в сложных вопросах, касающихся съемки под водой, и ещё на то, что без особых проблем вы сумеете прикоснуться к удивительному и загадочному подводному миру, унеся из его глубин прекрасные мгновения, запечатлённые на фото! Ведь именно для этого и существует подводная съемка.

И если вы хотите постичь увлекательную науку подводной съемки, то эти статьи помогут вам в этом:

Про Фото

Обзоры и тесты, просто о сложном

Подводная съёмка. Как фотографировать под водой.

Если вы ещё не фотографировали под водой, но очень хотите, сначала предлагаю ознакомиться с важной информацией – что необходимо знать про подводную съёмку. Даже если вы уже пробовали снимать на глубине и у вас неважно получилось, и вы думаете, что надо купить камеру получше, вам тоже не помешает ознакомиться с основами, прежде чем жалеть о потраченных впустую деньгах.

Многие воображают, что от подводной фотографии их отделяет совсем немного – достаточно купить водонепроницаемый фотоаппарат, который красочно рекламируют:

Не покупайтесь на этот трюк, вас бессовестно обманывают. Всё что вы сможете сделать с такой камерой – эффектно уронить её в воду, впрочем, что и рекламируется.

Зачем вы покупаете оборудование для подводной съёмки, будь то подводный бокс или водостойкая мыльница? Скорей всего, для того, чтобы фотографировать детей, друзей и других мимопроплывающих рыб. Всё это движется, причём быстро. Мыльницей вы это даже на суше толком не сфотографируете, а под водой накладываются дополнительные ограничения.

В фотографии свет – это всё. Поэтому, когда мало света, фотографии получаются плохими. Дополнительные сложности возникают в связи с тем, что вода очень хорошо поглощает свет, поэтому света нужно очень много.

Кроме того, свет в воде поглащается неравномерно. Например, на глубине 1м у вас уже не будет красного, поэтому почти все подводные фотографии отдают синевой. Для того, чтобы как-то компенсировать потерю красного, надо регулировать баланс белого. После 10м не будет жёлтого. Ниже 20 вы останетесь без зелёного, а на 30 метрах бездна проглотит последние лучи голубого.

Помимо глубины и яркого солнца над головой есть ещё проблема и с прозрачностью. В неглубоком бассейне со светлым дном дорогой гостиницы это может быть незаметно:

Но если гостиница попроще, бассейн поглубже, а дно тёмное, то всё становится не так здорово:

В море всё ещё гораздо хуже.

Поэтому, для фотографирования под водой вам понадобится хорошая цифровая камера, желательно полнокадровая, светосильный объектив и яркий солнечный день. Профессиональное фото снимают дорогостоящим оборудованием, которое стоит десятки тысяч долларов, подсвечивая объект мощными прожекторами. Так что забудьте о красочных фотографиях кораллов.

Теперь об оптике. В силу рефракции (или преломления), объекты в воде кажутся ближе. Вода как бы выступает естественным зум-объективом, это приближение составляет порядка 30%, что довольно существенно. Поэтому, в силу преломления, непрозрачности и поглощения света водой, под воду имеет смысл лезть только с широкоугольным объективом. По личному опыту могу сказать, что объектив 50мм под водой – совершенно бесполезная вещь, даже если это Nikkor 50mm 1.8.

Вот наглядный пример преломления света в воде:

А как же вспышка, скажете вы? На что я вам напомню, что даже яркие лучи полуденного солнца с трудом пробиваются на глубину несколько метров. А эффект от вашей вспышки пропадёт уже на расстоянии 2м, даже если вы установите максимальную мощность. Со вспышкой Nikon SB-400 я с трудом видел разницу на расстоянии 1м до объекта.

Теперь самый главный вопрос – во что упаковать камеру. Без специального приспособления не стоит погружать камеру в воду, вы её испортите. Для подводной съёмки существует два варианта:

Первый вариант сразу отметаем, потому что боксы делаются только для определённых моделей и к другим не подходят. К тому же, $3000 – нормальная цена для жёсткого бокса.

Второй вариант более гуманный и очень напоминает полиэтиленовый пакет с хоботом для объектива и ремешком. Такой пакет стоит $300-$500.

Если под воду лезть вы расхотели, то можно обойтись и мыльницей, тогда вам придётся ограничиться съёмкой на воде:

Итак, что необходимо для подводной съёмки:

  1. яркий солнечный день
  2. прозрачная вода
  3. подводный бокс, подводный чехол или водонепроницаемый фотоаппарат
  4. широкоугольный объектив
  5. в силу предыдущего пункта, объект на расстоянии 1-3 метра

Спасибо за внимание.

Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать проект «Про Фото», это легко сделать. Любая помощь будет принята с благодарностью.

Основы любительской подводной съёмки

Если вы решили заняться подводной съёмкой, то вам необходимо иметь либо фотоаппарат для подводной съёмки, либо подводный аквабокс для обычного фотоаппарата.

У фотоаппаратов, которые дают возможность снимать под водой есть все необходимые для этого качества, но большинство производителей видимо знакомы с подводной съёмкой только в теории, поскольку в большинстве моделей есть свои недоработки. Поэтому к выбору подводной камеры стоит подходить серьёзно.

При выборе аквабокса также есть свои нюансы о которых мы поговорим позже.

Как фотографировать под водой

Любительская подводная съёмка не так сложна как кажется на первый взгляд, нужно лишь запомнить несколько правил при фотографировании под водой.

Серийная съёмка

Нужно помнить, что под водой нет времени, чтобы настроить кадр и выбрать удачный ракурс, поскольку обитатели моря или океана не будут неподвижно ждать, пока их сфотографируют. По данной причине серийная съёмка – идеальное решение проблемы. Рекомендуется настроить фотоаппарат так, чтобы в секунду можно было делать минимум 2 кадра каждую секунду.

Освещение

Рекомендуется выключить вспышку, поскольку фотографии с естественным светом под водой получаются более чёткими. Вспышка понадобится только в местах, куда не попадает солнечный свет, к примеру при работе в расщелинах.

Рекомендуется снимать исключительно утром и только в чистой воде. После полудня снимать не рекомендуется. Место должно быть безлюдным. Лучше всего снимать от берега на расстоянии 20 метров и дальше. Не нужно постоянно смотреть на экран фотоаппарата, всё самое интересное находится по сторонам. Нужно просто привыкнуть к фотоаппарату, чтобы иметь возможность оценивать его способности и снимать интуитивно.

Фотографируйте в RAW формате, чтобы можно было провести цветокоррекцию в редакторе, так как даже при хорошем свете кадры всё равно будут получаться бледными.

Фокусировка

Под водой не получиться сфокусироваться вручную, поэтому нужно использовать автоматический фокус. Эта функция никак не зависит от профессионализма фотографа, здесь всё зависит от качества самого аппарата или объектива.

Используйте макро объектив чтобы можно было максимально близко фокусироваться на объекте, так вы добьётесь наивысшего качества.

Дистанция

Следует подплывать к близко к тому, что требуется сфотографировать. Видимость в даже самой чистой воде будет хуже, чем при простой съёмке. Для самого лучшего качества, которое можно достичь при съёмке под водой, дистанция между фотоаппаратом и предметом съёмки должна быть не более 40 сантиметров, приближаться к цели нужно особенно осторожно, не делая лишних движений.

Угол обзора

Использовать широкий угол. Кораллы несомненно смотрятся очень красиво, но особую изюминку придают камни на заднем фоне. Не надо пытаться сделать фотографии, как в кино, для этого нужно профессионально заниматься дайвингом, иметь оборудование высокого качества. Использовать правильный фон. Для этого нужно правильно выбрать ракурс для съёмки.

Оборудование для подводной съёмки

Как мы уже писали, можно купить специализированный фотоаппарат для подводной съёмки. Но если вы не планируете профессионально заниматься подводной фотографией, то покупать отдельно для этого фотоаппарат нет смысла. Можно купить экшн-камеру с подводным боксом. Если у вас уже есть обычный фотоаппарат, то можно приобрести для него аквабокс.

Есть аквабоксы с мягким и жёстким корпусом:

  • Мягкие аквабоксы более универсальные – они подходят для большинства фотоаппаратов.
  • Боксы с жёстким корпусом подходят только для одной конкретной модели и стоят дороже.

Купить универсальный аквабокс для зеркальных камер можно здесь.

Вот не хитрые правила, которые помогут начинающим фотографам получить качественные снимки при подводной съёмке. По сути нет ничего сложного, главное – как можно больше практиковаться, поскольку одной теории не достаточно.

Советы по подводной фотосъёмке

Кто поспорит, что фотоаппарат — одно из величайших изобретений. Благодаря ему, сегодня можно запечатлеть не только наш мир, но и другой – мир подводный. Не менее красочный и разнообразный, где бурлит жизнь и порой происходит настоящее волшебство.

Подводная фотосъемка – это целое искусство, при правильном подходе, доступное каждому.

История подводной вселенной в снимках

Если ранее, для того, чтобы сделать фото, необходимо было произвести массу манипуляций, выставить громоздкий аппарат, еще и проявлять картинку, то о подводных съемках речь зашла только в середине 20-го века. Что говорить, подводным фотографам тогда было нелегко. Громоздкое оборудование, неподъемный костюм, неудобные боксы для камер и технически сложный процесс самой съемки.

Если бы Вильям Томпсон (который первым сделал подводный снимок в 1856 году) увидел, как сегодня наши туристы камерой (весом 100 г) в два счета делают потрясающие снимки своего дайвинга в Красном море, — он упал бы в обморок. Трудно поверить, но за 150 лет многое изменилось. Сегодня самая простая «мыльница» делает фотографии, которые и не снились Вильяму Лонгли и Чарльзу Мартину даже в самых красочных снах (в 1923 году эти двое сделали первые цветные снимки под водой).

Что учесть начинающему подводному фотографу

Отправляясь в теплые края на дайвинг, считается просто преступлением не привезти домой фотографии. Снимки с подводного путешествия – это фотографии пестрых рыбок, удивительной красоты кораллов, экзотических обитателей морских глубин, затонувших кораблей и подводных богатств. Фотографии призваны передавать хоть часть волшебства этой подводной вселенной!

Отправляясь в подобное путешествие, главное задаваться вопросом, не какие плавки и купальник взять, а чем вы будете фотографировать. Нельзя просто взять ваш домашний цифровик и упаковать его в полиэтиленовый пакет, надеясь, что он не намокнет.

Как выбрать удачный фотоаппарат для подводной фотосъемки

Обратите внимание, хорошая камера:

• Выдерживает погружение до 10 м (чем меньше этот параметр, тем выше вероятность того, что при более глубоком погружении камера протечет)

• Имеет достаточного размера LCD-дисплей (просматривать получившееся фото лучше на месте, чтобы не рыдать в самолете, обнаружив, что после первых двух кадров «что-то пошло не так»)

• Обеспечивает выдержку от 1/125 до 1/500 секунды (рыбка-то не стоит на месте), а также режим диафрагмы на f/11-f/20 (для резкости объектов)

При этом от вас требуется умение плавать, нырять и, собственно, пользоваться камерой.

Основные пункты настройки камеры:

• Фотосъемку под водой фотоаппарат понимает, как режим «scene»(«сюжет») – в этом положении камера компенсирует недостающие цвета, делая снимки менее мутными и с присутствием красных оттенков;

• Для DSLR (или других, не имеющих подводного режима) – выставите RAW с режимом баланса белого «sunlight»;

• Выбор объектива. К вашему счастью, их всего два: сверх-широкоугольный(для съемки подводных ландшафтов и крупных объектов) и макро-объектив (своего рода микроскоп – позволяет фотографировать мельчайшие объекты).

Не забудьте о водонепроницаемом боксе! Стоит учесть, что на этом аксессуаре лучше не экономить. Потом очень грустно будет выливать воду из фотоаппарата и понимать, что рыбка вам все-таки зря позировала. Хорошо зарекомендовали себя производители: Subal,Nexus, Sea&Sea, Ikelite,Sealux. Они располагают широким рядом боксов для моделей практически всех камер.

И научитесь пользоваться камерой в боксе до погружения, в воде это будет сделать крайне трудно. А морским жителям не обязательно слушать вашу ругательную речь.

«Остановись мгновение»: как сделать хорошие подводные фото

Погружаясь под воду, отключайте мозг. Заставить рыбку плыть в нужном направлении или вовсе не двигаться – забудьте, вы не в мультике, такого не бывает.

Запомните: даже то, что должно, по идее «расти смирно», — колыхается! Такова сущность воды, результат течений, волн и даже вашего присутствия. Здесь двигается абсолютно все. Поэтому, правила таковы:

  1. Абсолютная выдержка – ваша и фотоаппарата
  2. Настройка максимального разрешения
  3. Приблизьтесь на как можно меньшее расстояние до объекта – это увеличит шансы на красочное фото
  4. Вспышка – без нее никак!

Техники и ухищрения

Истинно талантливые снимки опытные фотографы тренируются делать годами! Да-да, в том числе и те, которые на National Geographic работают. Не нужно расстраиваться, что с первого раза у вас получились «немножко» не такие фотографии. Займитесь изучением техник и приемов, которые позволят делать хорошие качественные снимки, тренируйтесь и набирайтесь опыта.

Если вам наскучила банальность и заурядные композиции, ищите новые подходы к раскадровке вашего отдыха. Попробуйте сплит-фотографию, или поснимайте ночной дайвинг. Кстати, дайвинг с акулами тоже очень разнообразит ваш отдых. Сможете ли вы фотографировать – вопрос, но пасть акулы запечатлеется в вашей памяти навсегда, это точно.

Подводный мир – это сказка. Доставьте себе удовольствие забрать с собой самые счастливые моменты вашего в нее путешествия. И поделитесь ими с другими!

Подводная съемка: теория и практика

Наше путешествие было бы немыслимо без подводной камеры. Мы взяли с собой фотоаппарат D10 — первую защищенную камеру Canon, предназначенную для подводной съемки.

Японская компания, к слову, уловила тенденцию не сразу. До этого фотоаппараты-амфибии выпускали только Olympus (известная своей серией Mju, ныне TOUGH) и Pentax. Прошлый год оказался богат на анонсы, и защищенные камеры представили также Panasonic (Lumix) и Sony. В 2011-м тенденция продолжается, и таких моделей стало еще больше.

Фотоаппарат Canon D10 выделялся на фоне конкурентов экстравагантным внешним видом и — самое главное — отличными характеристиками, ведь похвастаться беспроблемным погружением на десять метров, морозоустойчивостью и стойкостью к ударам не могла ни одна камера, хотя на сегодняшний день похожие модели есть и у других производителей.

Десять метров — критическая глубина. Если вы всерьез хотите заняться подводной съемкой без привлечения больших сумм денег, первые погружения для начинающих дайверов обычно происходят на глубине 7—9 метров. Конечно, купив зеркальную камеру и потратив такую же сумму на бокс, а также отдав деньги за кольцевую вспышку, можно добиться лучшего качества фотографий, но вряд ли это будет рационально.

Итак, немного о камере. D10 — пухлая на вид, делает снимки в разрешении 10 Мп и оснащена 3-кратным оптическим зум-объективом. Размеры корпуса при зумировании не изменяются, так как трансфокатор заключен внутри и закрыт закаленным стеклом с олеофобным и антибликовым покрытием.

Передняя часть модели усилена металлической рамкой с софттач-напылением, благодаря чему фотоаппарат удобно держать под водой не боясь уронить. Мы настоятельно рекомендуем все же пользоваться запястным ремешком или фирменным аксессуаром-карабином, который можно купить отдельно в сервисных магазинах (как и сменные панели камуфляжных цветов, которые будут актуальны при съемке на природе или в других условиях).

Так как камера герметична, не стоит бояться попадания внутрь мельчайших частиц песка. Вместо аккуратного смахивания песчинок из щелей и из-под кнопок достаточно просто промыть устройство водой.

На всех четырех углах фотоаппарата имеются крепления для фиксаторов. Последние легко и очень просто устанавливаются, сменяются они тоже быстро.

Удобство карабина в том, что c его помощью можно быстро переориентировать камеру для необходимого хвата, и если на земле это кажется совершенно ненужным, под водой все меняется. Ведь кроме того, что вам надо делать фотографии, еще нужно следить по сторонам, чтобы не зацепить один из множества острых или ядовитых кораллов, а при снорклинге (плавание на поверхности воды с маской и трубкой) — не увлекаться и не нырять слишком глубоко, набирая полный рот морской воды.

Без страховочного ремешка плавать рекомендуем только на глубинах не более 3—4 метров, так как на большей глубине упавшую камеру выловить со дна проблематично, а для нетренированных людей — и вовсе невозможно без специального оборудования.

Перед тем как заняться подводной съемкой, не забудьте полностью зарядить фотоаппарат. В первый раз вы будете снимать все, что видно, будь то песок на дне, горячие женщины или же мелкие рыбы, а это значит, что через час-полтора устройство у вас будет разряжено.

Камера D10 также снимает и видеоролики в разрешении 640х480 частотой 30 кадров в секунду, со звуком. Звук не самый лучший, но учитывая, что большинство защищенных фотоаппаратов и вовсе не укомплектованы микрофонами, такое решение похвально. Звук записывается через небольшую пластиковую мембрану на передней части корпуса устройства: шум воды, бурление пузырьков и восторженные вопли ближайших дайверов — все это прекрасно фиксируется.

Рассматриваемая камера снабжена системой оптической стабилизации, что особенно актуально при съемке в воде — на глубине 10 метров света значительно меньше. Чтобы снимать даже на небольшом расстоянии, придется пользоваться вспышкой.

Кроме того, фотоаппарат несет в себе фирменную технологию распознавания движения (iSAPS). Она отличает как движения руки, так и движение объектов в кадре с последующей автоматической коррекцией параметров съемки — выдержки, диафрагмы, ISO и автофокусировки.

Подразумевается, что D10 будут использовать не только под водой. С надводными задачами камера справляется превосходно: она способна выдержать несколько часов в снегу, падения на твердую поверхность с уровня пояса и будет интересна также при съемке экстремальных видов спорта — как зимних, так и летних.

В общем, если вы не желаете озадачиваться уходом за фотоаппаратом и защитой устройства от неблагоприятных воздействий, покупка камеры-амфибии, пожалуй, лучший выбор.

Модель чрезвычайно проста в работе. Если, к примеру, на других камерах имеются множественные наклейки и предупреждения о том, что заглушки для слотов батареи, карты памяти и выходных разъемов можно открывать только при высушенном устройстве, в Canon этого нет. Электроника фотоаппарата защищена дверками, имеющими механические защелки с мягкой резиновой прокладкой, которая под давлением герметично заполняет все щели.

В D10 установлен особо яркий 2,5-дюймовый ЖК-дисплей, разработанный для использования на открытом воздухе, поэтому относительно комфортная съемка обеспечена вам даже на слепящем южном солнце. Экран защищен толстой 2-миллиметровой панелью из качественного пластика, устойчивого к царапинам. Ее отсутствие сделало бы невозможной съемку на большой глубине, где тонкий дисплей не выдержал бы давления воды, а без антибликового покрытия вы бы смотрели на экран при отклонении его от оптической оси глаз (даже при небольшом угле в 30—50°) как на зеркало.

Чем же осложнена съемка под водой? Показатели преломления воздуха и воды различаются. Поэтому прохождение лучей из оптически более плотной среды в менее плотную сопровождается преломлением. Вы все это прекрасно знаете: находящийся в воде предмет кажется ближе, чем есть на самом деле, в чем просто убедиться, если опустить руки в тазик с водой.

Также уменьшается угол обзора объектива, то есть меньшее фокусное расстояние кажется большим. Как бы это странно ни звучало, один из важнейших критериев для подводной съемки — широкоугольный объектив. Объектив с фокусным расстоянием 28 мм под водой будет давать приблизительно аналогичную картину, что и 35-миллиметровый объектив на воздухе. Именно поэтому под водой принято использовать более широкоугольную оптику, которая делает изображение естественнее. К тому же широкоугольная оптика характеризуется большой глубиной резкости, поэтому даже при некоторых промахах автофокуса кадры получатся резкими.

В случае с зум-объективами задействуется еще два фактора. На минимальном фокусном расстоянии, как правило, выше светосила, что дает камере больше света, так необходимого на глубине. Свет очень хорошо поглащается водной средой, а малые фокусные расстояния также означают больше света под водой. Нахождение фокальной плоскости на расстоянии 20 и 100 см — очень большая разница. Попробуйте посмотреть на прямоугольный аквариум сначала спереди, а потом сбоку. Вы увидите, что даже на небольшом расстоянии значительно падает резкость и освещенность дальних объектов и рыбок в дальнем конце аквариума видно хуже, чем возле стекла.

При большом фокусном расстоянии свет, прежде чем попасть в объектив, пройдет толщу воды: часть потеряется, еще часть рассеется и электроника камеры без промедления выставит меньшую выдержку.

Учитывая тот момент, что во время плавания вы не можете оставаться без движения, шанс получить смазанные кадры значительно увеличивается. А ведь рыбы тоже подвижны. Поэтому использование телеобъективов под водой бессмысленно — качество фотографий и их детализация станут хуже в том числе за счет рассеивания света.

Единственный гипотетический плюс телеобъективов заключается в следующем: чтобы нивелировать рассеяние света в атмосфере, на них наносится покрытие, отсеивающее часть синего спектра — во избежание появления на фотографиях синей дымки. Но опять же это преимущество нивелируется гораздо раньше, чем вы заметите выгоду, а само покрытие используется лишь на очень дорогих супертелеобъективах. Из-за большого удаления фокальной плоскости от дайвера объектив превратит ваш снимок в бесцветную кашу, ну и к тому же плавать с оптическим прибором весом 2—5 кг — весьма проблематично.

Вода значительно лучше пропускает коротковолновую часть спектра дневного света, визуально соответствующего зеленому и голубому цвету. У морской воды и пресной эта характеристика немного различается, именно поэтому цвет в озерах отличается от цвета морей. Ввиду этого при съемке с солнечным светом цвет снимаемых под водой предметов меняется с погружением на глубину. На глубине 3—5 метров начинающие дайверы могут заскучать: серебристые рыбы становятся серыми, а оранжевые — тускло-коричневыми. И дело тут не в природном отборе.

На такой глубине очень сильно падает проходимость длинноволнового света, представленного в жизни красной и оранжевой частью спектра. С погружением мир вокруг становится малоконтрастным, а для получения настоящих цветов придется использовать дополнительные источники света, поскольку на глубине весь кадр буквально залит синевой. К тому же срабатывание вспышки снижает выдержку и замораживает даже самых шустрых рыбок.

Стоит опасаться изобилия мелких пузырьков, планктона и поднятой со дна мути. Все это при срабатывании вспышки даст такой же эффект, как при съемке с блицем во время снегопада или в пыльной темной комнате — появятся «волшебные» белые точки. Капитан Очевидность отмечает: при использовании вспышки фон прорабатывается тем хуже, чем он дальше от дайвера.

Подводная съемка: как подружиться с объективом

Вы хотите снимать под водой, и вам нравится фотографировать все, что вы можете там встретить, – от китовой акулы до крохотной креветки. Что выбрать из многообразия объективов, которые предлагают нам фотомагазины?

Для большинства случаев под водой вам понадобится не более трех объективов: «фишай», «зум» и макрообъектив.

«Рыбий глаз» – король среди объективов для подводной съемки

Если вы решили заняться подводной фотосъемкой, объектив этого типа обязательно должен быть в вашем арсенале. Их назвали так потому, что угол зрения у них – 180 градусов (по диагонали кадра): так видят окружающий мир рыбы и другие подводные обитатели.

«Фишай» идеален для съемки пейзажей и крупных объектов: стай рыб, морских животных и акул, групп дайверов, затонувших кораблей и пещер. Толща воды рассеивает и поглощает световые волны, снижая контраст и цветовую насыщенность изображения. Сверхширокоугольные объективы этого типа позволяют подбираться к объекту съемки на минимальную дистанцию, тем самым снижая неизбежные под водой световые потери. Еще один плюс «фишаев» – большая глубина резкости.

Особенности изображения, которое выдает «фишай», – это перспективные искажения. Одинаковые предметы, помещенные рядом с камерой и удаленные от нее, будут казаться зрителю очень разными по размеру. Дистанция между ними будет выглядеть гораздо большей, чем на самом деле. Этим часто пользуются подводные фотографы, когда нужно сделать эффектный снимок с «огромным» кораллом или губкой на переднем плане и «маленьким» дайвером над ним. Зритель очень удивляется, когда узнает, что до губки было не больше 30-50 см, а дайвер находился не в пяти метрах от фотографа, а всего лишь в полутора метрах над ним.

Другая особенность «фишаев» – дисторсия. Это искажение изображения, в результате которого по краям кадра происходит искривление прямых линий бочкообразной формы. Попробуйте снять линию горизонта, например, закат на море: наклон камеры вверх сделает горизонт выпуклым, вниз – море превратится во впадину. В «сухопутной» фотографии это иногда используют как художественный прием: например, изгибая линию горизонта, можно создать эффект «земного шара». Из-за дисторсии многие «сухопутные» фотографы недолюбливают «фишай» и редко его применяют. В подводной фотографии все наоборот! «Фишай» – объектив № 1 в арсенале каждого подводного фотографа! Именно здесь раскрывается весь его потенциал.

Под водой дисторсия не так заметна, ведь съемка проходит в толще воды, где нет прямых линий и линии горизонта. Даже снимая стенку рифа, впоследствии трудно «опознать» влияние дисторсии. Вы часто видели под водой идеально вертикальную стену, без выступающих из нее кораллов или причудливого нагромождения камней? Все эти естественные неровности мягко «скрадывают» искажения картинки, а уж зрителю и вовсе не понять, где скала действительно загибается, а где это – эффект дисторсии. Старайтесь лишь не помещать лица дайверов на краю кадра и не снимать их с очень близкого расстояния, так как в этом случае вы получите вытянутые и искаженные, как в комнате смеха, физиономии. Во время съемки природных объектов дисторсия, наоборот, подчеркнет объем и форму предмета, сделает его выпуклым и более выразительным.

Техника широкоугольного визирования

Наибольшие затруднения у новичков вызывает именно съемка «фишаем». Вместо величественной панорамы получается бледно-голубая картинка с едва угадываемыми деталями объекта съемки… Почему?

Основная ошибка начинающего подводного фотографа в том, что он пытается снимать «фишаем» со слишком большой дистанции. Представьте себе такую ситуацию: вы плывете с камерой в руках и видите затонувший корабль; картина вас завораживает, вы поднимаете камеру и делаете снимок. Результат – невыразительный кадр: объект слишком далеко. Угол вашего зрения под водой в несколько раз уже, чем у «фишая». Объектив сформирует ту же картинку, которую видите вы, когда вы подплывете к кораблю гораздо ближе!

Правильная техника визирования с «фишаем», да и с другими объективами тоже:

1) Прижмите видоискатель вплотную к стеклу маски, чтобы видеть все поле кадра.

2) Приближайтесь к объекту съемки, непрерывно глядя в видоискатель, до тех пор, пока не увидите желаемую картинку.

3) Посмотрите на всю площадь кадра, от угла до угла по диагонали.

4) Добейтесь, чтобы картинка была «заполнена» от края до края.

5) Обратите внимание на углы. Невнимательное отношение к периферии кадра, сосредоточение внимания на его центре может привести к «появлению» лишних и посторонних предметов на изображении. В кадр могут попасть ваши собственные ласты, проплывающие мимо дайверы, чьи-то головы… Конечно, в «Фотошопе» многое можно убрать, но зачем делать лишнюю работу, если можно исключить проблему еще в процессе съемки?

Подводная съемка на UWPRO.RU

Новинки

Ресурс посвящен подводной съемке и принадлежит оптово-розничной компании ЮВИ-ПРО, официально представляющей в России следующие марки: Seashell, I-Pix, Fantasea, I-Divesite, I-Torch и Ultramax.

Мы стремимся предложить покупателю самый лучший сервис в сфере подводного оборудования. Это является нашей первоочередной задачей.

У нас на сайте есть три раздела:

  1. Оборудование для подводной съемки – раздел посвящен оборудованию, необходимому для записи подводного фото или видео. Здесь можно выбрать нужное снаряжение, узнать подробную информацию по товару, ознакомиться с отзывами других покупателей и получить консультацию специалиста.
  2. Теория подводной съемки – раздел посвящен изучению подводной фотографии. Здесь можно получить теоретические знания, а так же предложить тему для публикации следующего материала.
  3. Практика подводной съемки – раздел посвящен обсуждению подводных фотографий, здесь можно выложить свои работы, поучаствовать в конкурсе и проголосовать за других авторов. В этом разделе так же возможно задать тематический вопрос профессиональному фотографу, преподавателю курсов подводной фотографии.

Мы стараемся собрать все для подводной съемки в одном месте

Если Вы хотите приобрести любое подводное оборудование, даже не представленное на нашем сайте, просто позвоните нам! Мы обязательно поможем подобрать нужное снаряжение для вашей камеры.

Съемка под водой

Подводный мир удивителен! Словами практически невозможно передать необычную красоту, которую мы наблюдаем под водой. Уже много лет мы делимся впечатлениями с окружающими людьми через подводную фотографию.

Снимать под водой иначе, чем на суше. С каждым метром погружения теряются цвета, что делает съемку труднее. Под водой так же снижается угол зрения объектива, что требует использования специальных насадок. Это происходит из-за преломления света в воде.

Развивайте свои навыки

Один из важнейших навыков, необходимых подводному фотографу — это контроль плавучести. Получить хороший результат почти невозможно, если фотограф не может управлять своим положением в толще воды. Прежде всего нужно освоиться в новых условиях и только потом приступать к съемке под водой.

Используйте современное оборудование

Для подводной съемки потребуется дополнительное оборудование. Большинство фотоаппаратов и видеокамер не могут работать в воде без специальной защиты. Для нее используются подводные боксы, изготовляемые конкретно под определенную модель камеры. В зависимости от марки и производителя боксов, они очень сильно различаются по цене, внешнему виду, функциональности и надежности.

Для создания по-настоящему хороших фотографий к боксу требуется дополнительное оборудование для подводной съемки. Это прежде всего широкоугольные линзы для захвата в кадр большей части изображения и искусственный свет для компенсации исчезновения цвета. Есть и другие аксессуары.

Делайте правильный выбор

Для новичков может быть сложно разобраться в широком разнообразии снаряжения для съемки под водой, которое предлагает рынок и сразу понять, что им нужно. Мы рекомендуем не торопиться с покупкой. Для начала стоит попробовать поснимать, используя оборудование разных моделей и марок. Мы понимаем, как важно сделать правильный выбор. Для оказания помощи в этом важном вопросе наша компания работает по следующим направлениям:

  • Школа подводной фотографии на базе RUDIVE GROUP и UWPRO;
  • Аренда боксов с фотоаппаратом в прокатном центре UWPRO;
  • Бесплатное тестирование оборудования на базе АКВАНАВТА (Олимпийский бассейн);
  • Консультации специалистов по телефону и на нашем портале;

Мы всегда рады помочь! Присоединяйтесь к нашему обществу подводных фотографов!

Ссылка на основную публикацию