Передача динамики в пейзажах | Foto-kadr.ru

Передача динамики в пейзажах

Динамика и внутреннее движение в пейзаже

Артем Кашканов, 2014

Динамика (внутреннее движение) — один из важнейших художественных приемов в пейзажной фотографии, которое безусловно входит в «формулу шедевра». При просмотре огромного количества фотографий — своих собственных и присланных участниками Фотоклуба — я сделал несколько интересных выводов, которыми и спешу поделиться в данной статье.

Что такое внутреннее движение?

Предположим, перед вами лежит страница с напечатанным текстом. Чтобы получить информацию со страницы, вам нужно этот текст прочесть. В большинстве случаев, мы начинаем чтение текста с верхнего левого угла, заканчиваем чтение правым нижним углом. Примерно так:

Наш взгляд при чтении текста перемещается по траектории, обозначенной стрелками. Эта траектория и является внутренним движением.

Возможно, сами того не ведая, фотографии мы рассматриваем точно по такому же принципу! Только внутреннее движение на фотографии имеет немного другой характер — от переднего плана к заднему (по крайней мере, в пейзаже). Траекторию движения взгляда задают ключевые объекты, расположенные в поле кадра. Приведу пример:

Обратите внимание, что на всех удачных пейзажных фотографиях, которые буквально притягивают взгляд, присутствует внутреннее движение. Причем, чем сложнее его траектория, тем сильнее притяжение. Уже интересно! Давайте попробуем сформулировать некоторые правила, которые позволят использовать внутреннее движение эффективнее, что, безусловно, скажется на художественной ценности фоторабот!

Конечная точка должна быть внутри кадра

Начинающие фотолюбители при фотосъемке городских улиц, дорог, рек допускают одну и ту же ошибку — фотографируют эти объекты «поперек».

При этом в композиции преобладают вертикальные и горизонтальные составляющие, которые придают композиции излишнюю статичность. Движущиеся пешеходы, автомобили хоть и задают какую-то динамику, но эта динамика в большинстве случаев не интересна — вектор внутреннего движения направлен за пределы кадра и взгляд зрителя блуждает то вправо, то влево не в состоянии за что-то зацепиться. Визуальный переход между планами затруднен.

Если же сфотографировать ту же самую улицу, но в перспективе, то конечной точкой станет точка схождения перспективы. При этом появится внутреннее движение от переднего плана к заднему, как правило его направление будет приближено к диагонали.

Несмотря на то, что сюжет банальный, тем не менее нам удалось реализовать внутреннее движение благодаря эффекту перспективы. Главный объект (пара на переднем плане) двигается от переднего плану к заднему по диагонали кадра. О том, по какой диагонали лучше направлять вектор внутреннего движения речь пойдет ниже.

Использование диагоналей

Поскольку кадр у нас имеет прямоугольную форму, у него две диагонали. Они называются восходящая и нисходящая диагонали:

Если в композиции с движущимися или просто направленными объектами будет доминировать восходящая диагональ, от этого фотография только выиграет — восходящая диагональ лучше всего подчеркивает движение. Интуитивно оно воспринимается как «вперед и вверх». В качестве примера снова рассмотрим типичный пример «движение по дороге».

Вариант 1 — прямое движение по восходящей диагонали

Вариант 2 — обратное движение по нисходящей диагонали (отзеркаленная исходная фотография)

Заметили, что эти картинки воспринимаются намного по-разному? Первая фотография вполне комфортна для просмотра, а на второй движение выглядит как будто «против шерсти».

Правило восходящей диагонали успешно используется при дизайне логотипов и прочей фирменной символики:

В учебниках по фотографии и в интернет-статьях соответствующей тематики много написано о диагоналях! Они помогают передавать эмоции и динамику, настроение и состояние. Но приводятся примеры, которые, в общем-то «притянуты за уши» — если бы не сказали, что на фотографии «тревога», то ее бы никто не заметил. Для передачи эмоций есть гораздо более действенные приемы, например преобладание тех или иных оттенков в цветовой гамме. Суть в том, что в этих источниках рекомендуется по диагонали располагать сами объекты. Я предлагаю пойти дальше и к диагоналям привязывать векторы внутреннего движения. Причем не просто привязывать, а менять его направление и чем больше раз, тем лучше!

Не стесняйтесь использовать сразу два направления, например, начало движения идет по восходящей диагонали, а потом направление меняется на нисходящую — такие фотографии смотрятся гораздо интереснее, чем просто монотонно уходящая вдаль улица:

Особенно же интересные композиции получаются, если таких «переломов» не один, а несколько — что-то наподобие зигзага:

Крайне важным моментом является положение начальной и конечной точек движения.

Положение начальной и конечной точки

С этой схемой, наверное, знакомы большинство фотолюбителей. Пересечения линий, обозначенные на схеме жирными синими точками — зрительные центры — в них, согласно правилу третей, размещаются ключевые объекты.

Наиболее удачны композиции, в которых вектор внутреннего движения затрагивает как можно больше квадратов:

Как видите, на этой фотографии задействованы 8 из 9 квадратов, а конечная точка расположена рядом со зрительным центром! Именно поэтому композиция хорошо удерживает внимание.

Наиболее распространенные ошибки

Конечная точка за пределами кадра

Такая ошибка часто допускается начинающими пейзажистами — вроде бы «поймана» диагональ, задающая вектор движения, но конечная точка отсутствует в кадре. При этом, в конечном итоге, взгляд стремится уйти за границы кадра.

Одна начальная и несколько конечных точек

Условно обозначим такую композицию «на распутье». Куда идти?

Кстати сказать, если в композиции наоборот, несколько начальных и одна конечная точка, то они имеют гораздо больший шанс на успех.

Какая оптика лучше передает внутреннее движение?

Безусловными лидерами с точки зрения создания «динамических» пейажей является сверхширокоугольные объективы. Благодаря агрессивной перспективе, практически все вертикальные элементы практически сами ложаться в диагональ, стоит только вывести объектив из горизонтального положения. Особенно интересно снимать городской пейзаж, хотя, столь агрессивная перспектива нужна не всегда.

Для съемки статических пейзажей оптимальна более длиннофокусная оптика. Ниже приведен пример снимка с той же точки, но с другим объективом.

Такой пейзаж воспринимается гораздо более спокойным даже несмотря на то, что мост лежит в диагонали кадра и на заднем плане есть объект-конечная точка (я думаю, вы теперь уже догадываетесь, о каком объекте чем идет речь).

Вывод

Я могу привести еще множество примеров и нарисовать на них стрелки и точки, но я думаю, что главное уже сказано, чтобы заразить вас идеей съемки «динамичных» пейзажей.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что динамика — хорошо, а статика — плохо. Чтобы красиво снять статику, тоже нужно приложить немало усилий. Но это уже тема следующих публикаций.

Динамика в фотографии секреты мастерства

Динамика в фотографии очень один из сложных приемов, который требует от фотографа наличия определенных знаний и умений. В окружающем мире большинство сюжетов являются динамичными. Например, люди, идущие, выполняющие действия, работы; движущиеся автомобили; деревья, ветви которых изгибаются под действием ветра; летящие по небу птицы и т. п.

Динамика в фотографии и в видео

Фотография в отличие видео не может изобразить движение как таковое, ведь движение развивается во времени, а снимок позволяет запечатлеть только очень короткий момент времени, и, следовательно, возможна только одна фаза движения. Несмотря на это, перед фотографом стоит проблема, как передать движение на снимке или как показать динамику в фотографии? Согласитесь, что снимок не передающий характер движения в кадре, теряет реализм.

Мы выяснили, что снимок способен зафиксировать только одну из фаз движения, происходящего перед фотоаппаратом и именно ту, в которой находится движущийся объект в момент срабатывания затвора фотоаппарата. Посмотрите на рисунок ниже, который показывает какое множество фаз движения проходит спортсмен во время прыжка.

Рисунок 1. Различные фазы движения спортсмена при прыжке с шестом

На следующем рисунке зафиксирована одна из этих фаз движения, которая хорошо характеризует движение, дает о нем правильное представление. По одной этой фазе уже можно в некоторой мере представить предыдущее положение спортсмена и о его дальнейшую траекторию движения. Здесь мы отчетливо видим динамику в фотографии.

Рисунок 2. Характерная фаза движения спотрсмена

Фазы движения и общая динамика в фотографии

Однако наряду с такими характерными для воспроизводимого движения фазами есть и другие, которые являясь выделенными из общего движения объекта, не только не передают его характера, но могут способствовать созданию и неверного впечатления о нем. Например, посмотрите на рисунок ниже.

Рисунок 3. Нехарактерная фаза движения спортсмена

Если при съемке момент спуска затвора совпадает с фазой движения, показанной на рисунке 1, то изображение верно передает все движение в целом и будет прослеживаться динамика в фотографии. Если же затвор сработает в момент, когда спортсмен будет находиться в положении как на рисунке 1, то характер движения в снимке не передастся и динамики в фотографии уже не будет и кроме того снимок потеряет жизненную правдивость.

Рисунок 4. Неверно выбранный момент съемки

Таким образом, верный выбор момента съемки является одним из важнейших условий выразительной передачи на снимке движения, происходящего в кадре. Динамика в фотографии сильно зависит от того какая фаза движения будет зафиксирована на снимке.

Динамика в фотографии и свободное пространство снимка

Очевидно, для этого необходимо знать, как развивается весь процесс движение в целом, через какие фазы проходит движущийся объект, какие из этих фаз наиболее характерны для данного движения и дают о зрителю верное представление о движении объекта.

При спортивных съемках фотограф должен быть знаком с фотографируемым видом спорта или, по крайней мере, до съемки побывать на тренировках, чтобы иметь представление о движении спортсменов и спрогнозировать моменты съемки.

Работая над портретом, всегда есть возможность отслеживать повороты, жесты, движения снимаемого человека и произвести спуск затвора в нужный момент времени, зафиксировав на снимке живую и естественную позу человека. Во всех других жанрах съемки рекомендуется более внимательно относиться к оценке движения в кадре, для того, чтобы правильно выбрать момент времени для спуска затвора фотокамеры.

Насколько важен выбор момента времени спуска затвора для динамики в фотографии, ясно также из следующего примера. На фотографии ниже затвор был спущен чересчур поздно.

Рисунок 5. Неправильный момент спуска затвора

Велосипедист прошел через все пространство кадра и находится у правой его границы! Эта граница кадра становится своеобразным препятствием у него на пути движения и динамика в фотографии теряется полностью.

В то же самое время свободное пространство, оставшееся в кадре позади велосипедиста, совершенно ненужно и было бы значительно важнее оставить его перед велосипедистом, где этого пространства сейчас катастрофически не хватает.

В целом в данном кадре ощущается сильная теснота. При данном обрезе снимка передать движение трудно и динамика в фотографии теряется.

На снимке ниже момент съемки выбран правильно. Очень грамотно с точки зрения композиции использованы возможности построения снимка. Спортсмен — велосипедист только что въехал в поле кадра и находится в правой его половине.

Рисунок 6. На велотреке

По его направлению движения оставлено значительное свободное пространство, которое зрительно как бы способствует открытию пути для развивающегося движения, подчеркивает его направленность. И именно этот достаточно простой изобразительный прием позволяет получить хорошую динамику в фотографии, чем на ранее рассмотренном снимке.

По рассмотренным ранее принципам, свободное пространство в левой части снимка крайне необходимо, а поэтому его исключение из снимка существенно ухудшит результат и лишит снимок динамики.

Таким образом, свободное пространство, оставленное в кадре в направлении развивающегося движения, благоприятствует получению динамичного снимка и существенно улучшает общую динамику в фотографии.

P. S. Если данная статья была полезна для вас, поделитесь ею со своими друзьями в социальных сетях! Для этого просто кликните по кнопкам ниже и оставьте свой комментарий!

joomla 2.5

Основы композиции. Статика и динамика в композиции

Урок 1. С построения композиции начинается любой снимок.
И для того чтоб ваши фотографии смотрелись гармонично и грамотно нужно изучить ее основы.

Основы композиции.

Статика и динамика в композиции.

Вначале небольшое вступление

Что же такое композиция ?
Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.
Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое — завершенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение.

Для того чтоб лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои фотоработы более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции — это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.

К рассмотрению этих и других вопросов мы еще обязательно вернемся, ну а
сегодня мы более подробно рассмотрим передачу движения (динамики) и покоя (статики).

Вначале я расскажу что характерно для статической композиции, и покажу на примере как добиться этого в своей работе.

Статичные композиции в основном используются для передачи покоя, гармонии.
Чтобы подчеркнуть красоту предметов. Может быть для передачи торжественности. Спокойной домашней обстановки.
Предметы для статичной композиции выбираются близкие по форме, по массе, по фактуре. Характерна мягкость в тональном решении. Цветовое решение строиться на нюансах – сближенные цвете: сложные, земляные, коричневые.
В основном задействован центр, симметричные композиции.
Для примера, я составлю небольшой натюрморт. Художественная ценность его не велика, и все приемы и средства композиции в нем немного утрированы для наглядности ))
Итак, для начала я отбираю предметы, которые буду использовать, и рисую схему своего будущего натюрморта.
В принципе, любой предмет можно вписать в одну из этих фигур:

Поэтому и мы возьмем их за основу.
Для своего натюрморта я выбрала три предмета – чашку, блюдце и, как вспомогательный предмет, — конфету. Для более интересной композиции предметы возьмем разные по размеру, но очень сближенные по цвету и фактуре (как обязывают свойства статики).
Подвигав немного фигуры, я остановилась на этой вот схеме:

Здесь как раз задействован центр, фигуры расположены фронтально, и находятся в состоянии покоя.

Теперь нам необходимо определиться с тональность предметов, то есть разделить на самый светлый предмет, самый темный, и полутон. А заодно и с цветовой насыщенностью.
Закрасив фигурки, и поиграв немного с цветами, я останавливаюсь на таком варианте:

Теперь, исходя из этой схемы, я выстраиваю свой натюрморт. Фотографирую, и вот что у меня получается:

Но как мы видим это не совсем подходит под нужные нам свойства.
Нужно добиться большей обобщенности предметов, чтоб они практически смотрелись единым целым, а также цвета были более сближенные. Эти задачи я собираюсь решить с помощью света.
Использую комбинированное освещение — сочетание направленного и рассеянного света:
неяркого заполняющего света, и направленного – луч фонарика.
После пары кадров и экспериментов со светом мне удается добиться желаемого результата.
Обрабатываю его немного в ФШ и вот результат:

Как видим, нам удалось создать статический натюрморт, по всем правилам:
Предметы находятся в состоянии покоя, в центре композиции, перекрывая друг друга.
Цвета мягкие, сложные. Все построено на нюансе. Предметы одинаковые по фактуре, практически одинаковые по цвету. Общее световое решение их объединяет и создает атмосферу спокойствия и гармонии.

Теперь переходим к динамической композиции.
Динамика, это полная противоположность статики во всем!
Используя динамическое построение в своих работах, вы сможете более ярко передать настроение, взрыв эмоций, радость, подчеркнуть форму и цвет предметов!
Предметы в динамике в основном выстраиваются по диагонали, приветствуется ассиметричное расположение.
Все построено на контрастах — контраст форм и размеров, контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры.
Цвета открытые, спектральные.

Я же для наглядности возьму те же самые предметы, только чашку заменю на более контрастную по цвету.
Опять используя наши три фигурки, я выстраиваю композицию, но уже основываясь на свойствах динамики. Вот такая у меня получилась схема:

Теперь работаю над тоном и цветом, не забывая при этом, что все должно быть максимально контрастно, чтоб передать движение в натюрморте.
Вот и тональный эскиз готов:

Теперь воплощаем все это в реальность, расставляем предметы, делаем кадры.
Смотрим что у нас получилось и что нужно изменить

Так, расположение вроде удачное, но вот из за общего света не очень удалось создать контрастность, особенно по цветам. Предметы выглядят слишком уж одинаково.
Решаю использовать цветной фонарик, чтоб подчеркнуть форму, и сделать предметы контрастными по цвету.
Экспериментирую с синим светом, выбираю на мой взгляд наиболее удачный кадр, немного дорабатываю его в ФШ и вот результат:

Теперь вроде все на своих местах. Композиция построена по диагонали, предметы и их расположение относительно друг друга динамичное, можно сказать контрастное: блюдце стоит, а чашка лежит.
Цвета более чем контрастны.)) Тоже касается и тона.

Вот вроде и все. Специально старалась свести все приемы и правила к минимуму, чтоб не переписывать здесь многочисленные страницы конспекта.))
Если возникнут какие то вопросы, которые я здесь не рассмотрела или упустила, обязательно задавайте!

Теперь переходим к заключительной части нашего урока – к домашнему заданию.
Оно будет предельно простое.
Вам нужно будет самостоятельно составить две композиции на статику и динамику, руководствуясь правилами описанными в этом уроке.
Для начала выберите предметы которые больше всего подходят на ваш взгляд для задуманной композиции, затем обязательно составьте схему ! (обычную и тонально-цветовую) А потом уже преступайте к постановке предметов по схеме и непосредственно уже к самой съемке.
За основу нужно взять наши три фигурки:

Если вы хотите усложнить себе задание, постарайтесь использовать одни и те же предметы и в статике и в динамике.

СОВЕТ!
Для большей выразительности лучше
все три предмета брать разными по размеру — большой, средний и маленький, вспомогательный.
А также разными по тону – самый светлый, средний и темный.

Итак, в качестве домашнего задания нужно предоставить
две работы: на статику и динамику, а также две схемы к ним!

Так что используя полученные знания и вашу фантазию, создавайте новые шедевры!
Творческих вам успехов!

Динамика в пейзаже

Авторы текста: Сара и Тодд Сиссон, пейзажные фотографы из Новой Зеландии

Если вы проведете час или два на каком-нибудь фотосайте типа Flikr , просматривая пейзажные фотографии, вы поймете, что очень маленьное количество «выделяется из толпы».

Однако, если вы посмотрите тщательно отобранные группы топовых пейзажных фото, возможно, вы увидите, что их что-то объединяет. Определенные визуальные символы и приемы проявляются во многих изображениях – существует тончайшее сходство между всеми пейзажами, привлекающими внимание зрителя.

Во многих случаях они содержат свойства того, что можно назвать «динамичный пейзаж».

Что такое динамичный пейзаж?

Ни в одном словаре не существует термина «динамичный пейзаж», поэтому любая интерпретация является отчасти субъективной.

Динамичный пейзаж – это изображение передающее энергию, динамику, движение природы. Очень часто они выходят за границы своего 2 D формата, так как создают иллюзию глубины. Многие хорошие динамичные пейзажи выглядят практически как 3 D изображения.

Динамичная композиция

Композиция – это основа всех хороших фотографий, динамичных и любых других, и в создании сильного пейзажа она просто необходима. Композиция должна привлекать взгляд зрителя и заставлять задержать его на изображении как можно дольше. Ниже приведенное изображение достигает этой цели.

Это изображение содержит все основные элементы, которые должна иметь динамичная пейзажная фотография:

— Направляющие и сходящиеся линии

— Визуально интересные элементы на переднем плане

— Визуально интересные элементы на среднем и заднем планах

— Яркие цвета и прекрасный свет

— Тонирование, контролирующее направление взгляда

Очень важно заметить, что не все динамичные пейзажи содержат все до одного элемента. Фактически, они очень редко встречаются все вместе в одном изображении. Также стоит заметить, что следующие советы не являются магическим рецептом получения хороших фотографий, это информация должна использоваться исключительно как ориентир для того, чтобы развивать ваше мастерство.

Направляющие линии и сходящиеся линии

Использование направляющих и сходящихся линий – один из самых простых способов привлечь внимание зрителя. Сходящиеся линии использовались художниками на протяжении веков для того, чтобы создать иллюзию глубины в двухмерном пространстве.

По той же причини фотографии пирсов, дорог, рек являются одними из самых успешных объектов съемки. Хотя многие объекты считаются клишированными, очень важно их снимать, чтобы почувствовать силу линий в изображении.

Направляющие линии не только привлекают внимание, но и помогают удерживать его. Посмотрите на фотографию ниже, она имеет сильную комбинацию направляющих и сходящихся линии, поддерживаемую вторичными линиями воды, холмов и облаков. Пытайтесь найти эти линии, когда вы снимаете – они существуют практически повсюду.

Интересная перспектива

По какой-то причине, чаще всего композиция становится более динамичной, если снимать с земли (грязи/снега/льда). Это особенно правдиво, если вы пользуетесь ультраширокоугольным объективом. Интересные направляющие линии теряют свою визуальную силу, если на них смотреть с высоты 1,5-2 метров, поэтому придется принимать неудобное низкое положение.

С другой стороны съемка с высоты также дает интересные результаты, особенно если вы снимаете с помощью телеобъектива. Забирайтесь на крутые насыпи, крышу автомобиля или плечи вашего спутника и даже спутницы в попытках найти интересную перспективу.

Элементы переднего плана

Хорошие динамичные пейзажи практически всегда имеют какой-либо эффектный объект на переднем плане, дополняющий общую картину. Возьмите например закат или рассвет. Конечно, красивый свет позволяет делать прекрасные фотографии, но очень часто зритель, глядя на кадры, не содержащие ничего, кроме залитых красным светом облаков, быстро теряет интерес.

Лучшие из динамичных изображений обычно имеют интересный объект в нижней половине кадра или на переднем плане. Это своеобразные визуальные «ворота» в изображение. Если к тому же, ваша фотография имеет сильные направляющие линии на заднем плане, но вероятность того, что вы создали востребованную и дорогую фотографию увеличиваются.

Элементы переднего плана

Хорошие динамичные пейзажи практически всегда имеют какой-либо эффектный объект на переднем плане, дополняющий общую картину. Возьмите например закат или рассвет. Конечно, красивый свет позволяет делать прекрасные фотографии, но очень часто зритель, глядя на кадры, не содержащие ничего, кроме залитых красным светом облаков, быстро теряет интерес.

Лучшие из динамичных изображений обычно имеют интересный объект в нижней половине кадра или на переднем плане. Это своеобразные визуальные «ворота» в изображение. Если к тому же, ваша фотография имеет сильные направляющие линии на заднем плане, но вероятность того, что вы создали востребованную и дорогую фотографию увеличиваются.

Яркие цвета и невероятный свет

Яркие цвета должны находиться в гармонии и являться частью всей композиции. Слишком уж часто можно встретить фотографии, основанные только на супер-насыщенном свете одного из элементов. Для динамичных пейзажей важнее баланс, избегайте заполнять все изображение слишком большим количеством ярких цветов.

Тонирование, контролирующее направление взгляда

Под этим названием, в общих словах, имеется в виду феномен виньетирования. Взгляд зрителя двигается по направлению к светлым частям изображения, которые скорее всего окажутся в центре. Темные тона по краям кадра немного сдерживают взгляд, заставляя зрителя задерживаться на изображении.

Движение

Движение может предаваться размытием или «остановкой» движения с помощью короткой выдержки. Этого не всегда можно добиться с помощью только одного кадра, поэтому нужно накладывать дополнительные слои, не ограничиваясь только съемками на длинной экспозиции. (См. первую фотографию в качестве примера)

Могут ли динамичные пейзажи быть черно-белыми?

Конечно. Существуют тысячи невероятных черно-белых динамичных пейзажных фотографий. Ничто не передает текстуру и контраст как черно-белые фотографии. Для того, чтобы компенсировать отсутствие цвета, возможно придется использовать виньетку, позаботиться о наличии сильных графичных элементов, таких как направляющие линии

Все ли хорошие пейзажи можно назвать «динамичными»?

Вовсе нет. Прекрасные фотографии могут не содержать не одного из перечисленных здесь элементов. Динамичный пейзаж – всего лишь один из стилей в пейзажной фотографии.

Передача динаміки в пейзажах

Чим більше в фотографічних знімках динамічності — тим більший вплив вони надають на глядача: в них багато руху, життя, драматизму. Давайте разом простежимо, що ж необхідно зробити, щоб ваші фотороботи, а мова піде про пейзажах, були сповнені динаміки.

Відвідуючи різні відомі фотосайти, розглядаючи представлені там роботи, можна знайти безліч схожих один на одного фотографій із зображенням картин природи. Хоча на них будуть представлені види різних місцевостей, вони все ж за своїм найчастіше будуть нудні і одноманітні за своїм змістом. У найбільш же вдалих знімках завжди відбито щось унікальне, повз якого ви б ніколи не пройшли, потрап воно вам в реальному житті. Іншими словами знімки, якими захоплюються буквально, все сповнені якраз тим, що ми називаємо динамічністю.

Що таке динаміка в фотографічному пейзажі?

Так якими ж рисами мають знімки ландшафту, які ми називаємо динамічними?

Наприклад, ми знімаємо морський приплив або легке хвилювання на морі. Щоб передати динамізм цього явища природи, можна, попередньо налаштувавши камеру так, як це вам необхідно за умовами освітленості і всього іншого, встановити її на штатив і зробити не один, а відразу декілька знімків. І тоді в результаті все хвилі, зняті в русі, спроектувати на одному кадрі, як би змішаються між собою, і на фотографії ми отримаємо динамічне і живе їхнє зображення. Якщо звернутися до Вікіпедії, одному з найпопулярніших джерел інформації, то там ми можемо знайти цікавий для нас матеріал з питання динаміки в зображенні пейзажу, однак це всього лише особиста думка одного з фахівців в цій області.

Дозволимо собі висловити і наші власні думки з цього питання.

Відображення невгамовної і великої енергії природи, нескінченно змінюється і що перетворюється — ось що таке, на наш погляд, динаміка в зображенні пейзажу. Дивлячись на динамічні знімки, ми немов спостерігаємо ефект 3D, оскільки ці знімки надзвичайно глибокі і ємний за своїм змістом. Вони як би виходять за рамки звичного плоского зображення, знаходять обсяг. Вперше термін «Динамічний зображення пейзажів» можна зустріти у Галена Ровелла (Galen Rowell), Цей чудовий фотограф-пейзажіс саме так охарактеризував свої роботи, створені на початку 70-х років XX-го століття.

Звичайно, і інші майстри фотопейзаж робили в той час цікаві з точки зору динаміки знімки, але саме завдяки Ровелло термін «динамічний пейзаж» вийшов в життя і став часто вживаним. Він став своєрідною візитною карткою цього майстра, його відмінною рисою. Динамічний пейзаж навіть ототожнюватися з його творчістю.

динамічна композиція

Як і в інших жанрах образотворчого мистецтва, основою будь-якої доброї фотороботи є композиція. Незалежно від того, динамічний сюжет зображений на ній, або якийсь інший. Саме вдала композиція змушує нас зупинити на знімку свою увагу і утримувати його досить довго.

Легко піддаються створенню динамічні пейзажі, сюжети яких пов’язані з образом моря. У них чудово поєднуються всі елементи, притаманні динамічному знімку, а саме:

  • Спадні і висхідні лінії;
  • Вдало розроблена перспектива;
  • Візуально привабливі об’єкти першого плану.
  • Цікаве і ефектне розташування лінії горизонту, а також запам’ятовується фон пейзажу.
  • Яскраве колірне і світлове рішення знімка;
  • Гармонійне поєднання кольорів, що визначають основну колірну гамму і віньєтування.
  • Візуалізація руху.

Тепер хотілося б детальніше зупинитися на кожному з елементів, що сприяють створенню динамічного пейзажного знімка.

Висхідні і низхідні лінії в динамічному пейзажі

Перше, що сприяє залученню уваги глядача до фотознімку, це використання в фоторобіт сходяться, висхідних і низхідних ліній.

Сходяться лінії здавна застосовувалися художниками в живописі та графіці для створення відчуття глибини простору (це називається лінійної перспективою) в двомірному зображенні.

Тому майстри фотографії часто використовують сюжети із зображенням причалів, річок, доріг. Незважаючи на деяку шаблонність в зображенні даних об’єктів, потрібно вміти правильно користуватися прийомом приміщення даних об’єктів в композицію знімка при зображенні пейзажу. Так слід пам’ятати, що висхідні лінії допомагають утримати увагу глядача на фотографії, залучаючи до неї особливу увагу.

Наприклад, фотографія пристані включає в себе як низхідні, так і висхідні лінії. Зверніть увагу на те, як спрямовуються в небо чіткі і прямі лінії пристані, а лінії хмар в цей же час спрямовані вниз. Ми можемо спостерігати, як всі лінії на такому знімку сходяться на лінії горизонту, завдяки чому точка сходження цих ліній стає об’єктом нашої пильної уваги. Тут можна порекомендувати знімати рукотворні лінії з метою навчитися шукати більш тонкі лінії в природі. Так, дійсно пристань є композиційним центром всієї картини, так само як і джерелом основних ліній, однак можна поспостерігати тут і ряд інших ліній, утворених за допомогою води, пагорбів, хмар. Так в відображенні води ми бачимо темні лінії, що допомагають спрямувати наш погляд в центральну частину фотографії.

цікава перспектива

За що платять фотографу? За його свіжий погляд на дійсність, за його здатність відкрити нам те, що ми не можемо самі розгледіти в реальному житті і, до того ж, не маємо на це достатньо часу. Саме тому фотограф повинен показувати світ в надзвичайному світлі. Прагнучи до цієї мети, постарайтеся знайти необхідний ракурс для зйомки. Так фотороботи, зроблені в умовах, коли під час зйомки ви лежите на землі, в грязі або в снігу, виходять, як правило, більш динамічними. Особливо яскраво це проявляється при зйомці з використанням ультра-ширококутний об’єктив, завдяки чому ми помічаємо на фото навіть найдрібніші напрямні лінії. При зйомці того ж об’єкта з рівня очей ці лінії проглядатися вже не будуть.

Цікаві знімки виходять при зйомці з верхньої точки. Якщо влізти на дерево, або встати на плечі приятеля, ви отримаєте можливість відшукати цікаву перспективу. Особливо прекрасні, як правило, фотографії зроблені таким чином з використанням телеоб’єктива.

Передній план

На передньому плані динамічних знімків добре розташувати значущі, сильні елементи композиції. Вони будуть вигідно доповнювати сприйняття всього знімка. Взяти, наприклад, фотографію, на якій зображений захід або світанок. Зазвичай в природі цей момент дуже гарний — рожеві або навіть червоні хмари, що пронизують їх прямі сонячні промені. Все це досить красиво виходить і на фотографіях. Але, погодьтеся, глядача не приверне зображення, якщо так можна висловитися, «заходу в чистому вигляді» — тобто тільки хмар на небі. Тут ще щось потрібно ввести в композицію.

Динамічної фотографії необхідний цікавий передній план. Завдання це важлива і часом досить складна для фотографа. Елемент переднього плану робить композицію завершеною. Ось тому і потрібно знайти щось таке, що заповнило б передній план вашого знімка. Якщо цей об’єкт буде правильно підібраний і введений в площину кадру, то динамічність знімка набагато зросте, і ви зробите ще один крок до успіху.

Взаємозв’язок елементів переднього і заднього планів

У кіно є ролі першого плану і другого плану. У фільмі весь сюжет будується на стосунках головних героїв картини. Але якби головних героїв не відтіняли персонажі другого плану, то образи, створені ними, не були б настільки яскраві і виразні. Так само і елементи композиції в динамічному пейзажі. Елементи переднього і заднього планів взаємно впливають один на одного, взаємодіють між собою. Наприклад, якщо на задньому плані пейзажу захід у горах, то на передньому плані добре буде виглядати або відблиски сонця, що грають на потоці гірської річки, або розвал красивих каменів.

Кольорова гама

Важливу роль у створенні красивого і композиційно гармонійного кадру безсумнівно відіграє і колірна гамма. Будь-які природні кольори природно виглядають при природному освітленні. Якщо вже ви хочете зробити кольори дуже яскравими, то їх потрібно вміти правильно збалансувати. А в разі, коли потрібного балансу яскравих кольорів досягти не вдається, то краще такий колір просто виключити з кадру. Деякі починаючі фотографи часто навмисно вводять в знімок різні яскраві світлові або колірні плями. Але це створює зайву строкатість і не завжди добре виглядає. Ось тому в динамічної композиції кадру повинен бути правильний колірний баланс. А великого числа відтінків краще уникати.

виньетирование

передача руху

Рух — не завжди обов’язковий елемент динамічного пейзажу. Але іноді досить бажаний. Рух можна передавати шляхом розмиття будь-якого об’єкта, елемента композиції. Розумієте досягається шляхом застосування тривалої витримки. Якщо в режимі пріоритету діафрагми зняти потік води, то вода вийде як би замороженої, що зупинилася в часі. Наприклад, якщо сфотографувати на довжиною витримці який-небудь величезний валун, який лежить в бурхливому потоці неглибокої гірської річки, то цей статичний темний об’єкт в центрі знімка буде активно акцентувати уваги не рухається воду. І це додасть знімку додаткову динаміку. Тут добре спрацює і широка колірна гамма — вода, камінь, небо, рослинність на берегах річки . Фактура поверхні каменя зробить його домінантою в цій композиції. Тут також можна застосувати і невелике віньєтування.

Чорно-білий динамічний пейзаж

Чи може динамічний пейзаж бути монохромним, чорно-білим? А за скільки ні? Звичайно, може. Таких знімків у класиків фотомистецтва безліч. Чорно-біла фотографія прекрасно передає контраст, вигідно підкреслює рух і динаміку. Але відсутність кольору в фотографії потрібно навчитися чимось компенсувати. Для цього нам доведеться трохи серйозніше попрацювати над іншими виразними засобами динамічного пейзажу. Про ці виразних засобах ми сьогодні вже говорили. А за допомогою чорного і білого кольорів і їх відтінків потрібно навчитися передавати фактуру і текстуру орендованих об’єктів. У таких знімках величезне значення має головний елемент композиції.

Чи можуть бути привабливими недінаміческіе пейзажі?

Звичайно, можуть! Відмінні знімки природи і взагалі пейзажів можуть у вас вийти, навіть якщо ви не зробите за жодної з наших сьогоднішніх рекомендацій. Динаміка в фотографічному пейзажі — це всього-на-всього лише один з безлічі способів передач стану природи, навколишнього середовища. Статичні, спокійні фотографії теж дуже красиві і гармонійні. Так як фотографія в принципі обмежена своєї двомірний, ефект статичності тут домагається шляхом застосування зовсім інших правил. В цьому випадку працюють зовсім інші закони, ніж в передачі динаміки. Але — статика в пейзажі — це вже тема для окремої розмови, для окремої статті.

Изобразительное искусство. 4 класс

Конспект урока

Тема урока «Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению»

Урок посвящён знакомству с разнообразием пейзажных сюжетов осеней природы, обозначению роли искусства в понимании красоты природы.

Цель: познакомить с художественными приемами передачи состояния покоя и стремительного движения.

обучить приемам изображения; развивать композиционное мышление, образное воображение, коммуникативные навыки.

На уроке мы узнаем художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояние относительного покоя (статики) и стремительного движения (динамики);

научимся изображать различные состояния в природе;

сможем работать с акварелью.

Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. СТР. 59-64.

Творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 – 4 классы.

Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 – 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 – 4 классе).

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Научно-популярная литература по искусству.

Альбомы по искусству.

• Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

Глоссарий: статика; динамика; композиция; наброски.

Чтобы ваша картина привлекала внимание зрителя и была ему интересна, недостаточно уметь только рисовать. В каждом виде искусства существуют понятия, без знания которых тяжело двигаться вперед и развиваться. В изобразительном искусстве основное такое понятие – это композиция. Без нее никуда! Правильная композиция — это один из секретов по-настоящему удачной картины. Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. В рисунке и живописи существуют два основных вида композиции: статика и динамика.

Статика — это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много.

Движение или динамика в рисунках

    1. Это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п.

Под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.

Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.

В сюжетной композиции на тему: спорт, труд, отдых, работа, дети, школа, семья и т.п.) уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики. Фигуру обычно располагают у самого края, чтобы оставить достаточно места до конца листа.

Правильный ответ: движение.

  1. Подпишите названия к картинам А.Дайнеки

А. Дайнека. Эстафета по кольцу «Б».

LiveInternetLiveInternet

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

основы композиции. Динамическая и статическая композиции 2

Вторник, 25 Января 2011 г. 15:28 + в цитатник

Итак, просмотрев картинки, переходим к теории

Существует 2 способа уравновесить избражение: статично и динамично.

Статическая или статичная композиция выражает неподвижность, устойчивсть, спокойствие.

Динамическая или динамичная же выражает движение, энергию, ощущение движения, полета, вращения.

Как же заставить двигаться неподвижные предметы?

Одно из правил построения композиции- правило третей . В таком изображении можно выделить 5 полюсов, притягивающих внимание: центр и 4 угла. Построенное изображение в больших случаях будет уравновешенно, но статично. Что прекрасно, если цель передать спокойствие, безмятежность, устойчивость.

Но, если цель передать движение или возможность движения, или намек на движение и энергию?

Для начала давайте подумаем, какие элементы изображения имеют больший вес (те сильнее притягивают внимание глаз), чем другие.

Большие объекты > маленьких

Окрашенные в теплую гамму > окрашенных в холодные цвета

Объемные объекты (3D) > плоских(2D)

Сильно контрастные > слабо контрастных

Правильной формы > неправильной формы

Резкие, четкие > размытых, вне фокуса

Понимание, что сильнее, необходимо, так, например, зная, что светлые элементы притягивают глаз сильнее, чем темные, незначительные детали фона не должны быть ярче главного объекта изображения.

Как и разные элементы имеют разный вес, так и 5 полюсов по-разному привлекают внимание. Нижние углы имеют большую силу. Сила визуального восприятия возрастает слева направо.Почему так? Мы привыкли читать сверху вниз и слева направо, поэтому правый нижний угол будет иметь больший вес, тк в этом положении мы привыкли заканчивать=) А левый верхний соответственно будет иметь наименьшую силу=)

Итак, а что если слегка видоизменить правило трети и слекга сместиться относительно первоначальных линий линий как на диаграмме?

по правилу трети мы видим четыре точки пересечения, но для создания динамизма 2 из них смещены в нижний правый угол.

Чем больше вес объекта и чем выше он расположен, тем больше визуальная энергия изображения.

например, динамическая диагональная композиция

Еще одно правило, уравновешивающее элементы изображения — правило пирамиды. Низ тяжелый и устойчивый. Построенная таким образом композиция будет статичной. Но можно перевернуть эту пирамиду и тогда верх будет тяжелым, но изображение все равно останется уравновешенным, однако, уже динамичным+)

Наличие даигональных линий придает динамизм изображению, в то время как горизонтальные линии остатичивают.

Единственный способ понять разницу-это смотреть и рисовать=)

так что еще немного картинок:

абстрактная динамичная композиция

Динамичная картина Рубенса

и для сравнения (слева динамика, справа статика)

Ссылка на основную публикацию