Пейзаж. Композиция | Foto-kadr.ru

Пейзаж. Композиция

Композиция пейзажа

Композиция в пейзаже – это все. То, где вы стоите и как компонуете изображение, создает разницу между простой «фоткой» и великой фотографией.

Прекрасная местность, идеальные условия и замечательное освещение – все бесполезно без правильной композиции. Заманчиво снять пейзаж широкоугольным объективом, чтобы захватить больше пространства в кадр, но если это сделано непродуманно, то получится скучная композиция с пустым пространством на переднем плане.

Ведите взгляд зрителя вглубь сцены и направляйте его к смысловому центру. Здесь мрачные облака и ручей уверенно ведут вас к заброшенной мельнице (Норфолк).

Выход из положения прост – заполнить пустое пространство. На переднем плане может быть что угодно – скала, лужа, стог или дерево, но подход всегда одинаковый: снять вблизи широкоугольным объективом, чтобы придать объекту большую выразительность. Глаз должен уходит вглубь сцены, а фотография поражать масштабностью изображения.

Когда компонуется пейзажный кадр, необходимо оценить, что действительно важно, а что нет. Будьте к себе возможно более придирчивы и критичны, проверяя, есть ли в композиции смысловой центр, который будет «держать» снимок. Бессмысленно снимать пустое поле, но включите в композицию одинокое дерево или древние руины, расположив их в нужном месте, и ваша фотография вдруг «запоет».

Что как расположить – ваше главное решение как фотографа, когда вы снимаете. Мы уже ознакомились с правилом третей, а в пейзажной фотографии оно работает очень хорошо. Разделите кадр на три части по горизонтали и вертикали и разместите нужные детали в точках их пересечения. Эти линии сами подскажут вам, где расположить горизонт.

Не лишне будет посмотреть на передний план, за которым простирается бескрайний пейзаж. Нависающие ветви деревьев или покрытые розами арки являются отличными примерами «окна», за которым вдали виднеются руины древнего замка. Это может быть хорошим композиционным решением. Важные сюжетные элементы, расположенные в нужных местах, будут служить опорными точками, направляющими взгляд зрителя к смысловому центру кадра.

Больше цвета

Мир природы полон цвета. Правильное его использование выведет вашу фотографию на новый уровень, сделает ее эффектной, выразительной и эмоциональной. Но для начала мы должны понять, как цвета сочетаются и как различные комбинации могут формировать различные настроения и чувства.

Живые яркие тона создают возбуждающее чувство свежести. Контрастные сочетания цветов (красный-зеленый, желтый-синий) придают ощущение напряжения, но они очень эффектны, а более мягкие, более приглушенные цветовые комбинации передают спокойное настроение, особенно в комбинации с более теплой окружающей средой.

Сосредоточиться на одном цвете – также хороший прием при съемке пейзажей. Зеленый цвет доминирует во многих пейзажах и является цветом весны, новой жизни и свежести. Синий – более двусмысленный: навевающий чувство угрозы и одиночества в одних случаях, например в плохую холодную погоду, он в то же время привносит радость и теплоту при солнечном сиянии.

Желтый и оранжевый – цвета теплые. Они всегда создают ощущение счастья и положительного настроения. Красный – наиболее мощный (некоторые говорят страстный) из всех цветов, но он в природе встречается не так часто. Когда он есть, его надо использовать осторожно и не допускать доминирования.

Колористическая смелость снимка определяется как окружающими условиями, так и установками камеры.

На этом снимке, сделанном в Сапе (Вьетнам), цвет и своеобразные линии, разделяющие рисовые поля, создают интересный, почти абстрактный рисунок с одинокой фигурой крестьянина, придающей изображению масштаб.

В яркий солнечный день цвета выглядят намного более насыщенными, чем в серый, пасмурный день. Вы можете увеличить насыщенность дополнительно, применив соответствующий поляризационный фильтр на объективе или увеличить насыщенность в настройках изображения в камере. Говорят, не надо бороться с условиями: если день хмурый, вы с ним ничего не сделаете, и лучше всего использовать более сдержанные, менее насыщенные цвета. При влажной, хмурой и туманной погоде цвета кажутся неяркими и смешанными, что придает пейзажу почти магический эффект. Такие фотографии, сделанные в сумерки, почти монохромны, а формы высветляются по мере удаления.

Методическое пособие. Композиция пейзажа

Методическое пособие

Композиция пейзажа

Оксана Анатольевна Вознюк

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения изостудия «Художник»

При работе над пейзажем мы сталки­ваемся с проблемой неограниченно­го пространства. Создание иллюзии глубины пространства и бесконеч­но глубокой перспективы — главная художественная задача в компози­ции пейзажа. Пространство в пей­заже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний). Предмет нашего внимания — поиск изобразительных средств органи­зации пространства картины, пост­роения основных планов и переда­чи их удаленности от зрителя. В вопросе организации простран­ства нам поможет перспектива. Но пространство картины не исчерпы­вается схемой линейной перспекти­вы. Леонардо да Винчи разделил уче­ние о зрительных линиях (перспективе) на три части: «Первая из них содержит только очертание тел; вто­рая — об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях; третья — об утрате отчетливости тел на разных расстояниях». Иными словами, идет речь о линейной, цветотональной и воздушной перспек­тиве.

Не менее важным сред­ством создания иллюзии глубины и усиления вы­разительности сюжета является масштаб. Как мы уже выяснили, размер предметов по мере их удаленности уменьшается. Однако масштабные соот­ношения крупных и мел­ких предметов могут стать самостоятельным средством. Например, можно умышленно уве­личить удаленные объекты, чтобы подчеркнуть их значи­мость, или, наоборот, уменьшить их. Еще одним изобразительным сред­ством организации пространства пейзажа является подробная прора­ботка деталей, передача фактуры и материальности цветом и тоном, усиление контрастов на ближнем плане или ослабление их на среднем и дальнем планах.

И наконец, для определения компо­зиционного центра существует при­ем, когда выделяется какой-либо на­правляющий элемент. Роль таких элементов может выполнять, напри­мер, изображение уходящей вдаль дороги, ветки дерева и тому подоб­ное. Главное — эти элементы долж­ны «указывать» на композиционный центр картины.

Кроме того, можно использовать прием «оживления» предметов и объектов, наделение их эмоциями. Например, дерево может выглядеть печальным, небо тревожным, до­ма — прожившими большую жизнь, и так далее.

Натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать не­возможно. Поэтому работа над ком­позицией пейзажа существенно отличается от работы над композици­ей натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы:

— Выбор темы и поиск способа ее выражения;

— сбор материала (выполнение зари­совок с натуры);

— выполнение эскиза на основе на­турных зарисовок;

— выполнение пейзажа по сделан­ным эскизам и в соответствии с темой.

Перечисленные этапы определяют не только последовательность рабо­ты, но и технику и материал.

Например, поиск темы и средств выражения, сбор материала выпол­няются обычно графическими средствами. Выполнение оконча­тельного эскиза происходит обыч­но в том материале, которым вы намерены работать над пейзажем на последнем этапе. Рассмотрим подробнее каждый этап. На первом этапе осуществ­ляется выбор темы — самый ответ­ственный и сложный шаг. Тема должна отвечать целому ряду тре­бований:

— быть связанной с жизненным опы­том автора;

— опираться на ее хорошее зритель­ное представление автором;

— быть интересной автору и зрителю.

Тема может быть навеяна реальным пейзажем, произведением искусства (литературным произведением, му­зыкой, картиной и т.п.).

Она может быть воплощена в стан­ковой картине — пейзаже. Если тема родилась в результате прочтения книги или прослушивания музы­кального произведения, то лучше воплотить ее в иллюстрации или де­коративной композиции.

На втором этапе происходят сбор материала, наблюдения, анализ и выполнение быстрых набросков и зарисовок различных элементов пейзажа. Если мы хотим выполнить графический пейзаж на основе на­турных наблюдений-зарисовок, то можно ограничиться зарисовками объектов и выбранного мотива с разных точек зрения. Если же мы решили создать живопис­ное произведение, нам надо выполнить не только черно-белые наброс­ки: необходимы небольшие цветные этюды природного мотива, выпол­ненные в разное время суток и с раз­ных точек зрения.

Если интересующая нас тема навея­на другими произведениями искус­ства, можно ознакомиться с иллюс­трациями, декорациями к спектак­лям, произведениями декоративного

искусства, историческими источни­ками и так далее.

На третьем этапе выполняется се­рия эскизов, наиболее удачный из ко­торых и станет прообразом картины. На этом этапе мы должны определить формат, количество элементов в ком­позиции, общий тон и колорит, спо­собы организации пространства и выявить композиционный центр. Формат будущей картины, размер эскизов зависят только от нашей фантазии. Можно выполнить мини­атюру или замахнуться на монумен­тальное произведение. Но, учитывая то обстоятельство, что вы «не вол­шебник, а только учитесь», стоит остановиться на размерах более привычных. Например, эскизы вы­полнять в пределах стандартного альбомного листа, а само произве­дение — в пределах листа ватмана, примерно 50×80 см. А вот выбор пропорций листа — дело индивиду­альное и зависит от творческого за­мысла.

Итак, на четвертом этапе вы­полняется с помощью выбранных ма­териалов, средств и формы соб­ственно пейзаж.

Архитектура в пейзаже

Кроме природы в пейзаже может присутствовать и архитектура. Есть и определение — «архитектур­ный пейзаж». Одно из самых важ­ных правил в нем — это соблюде­ние законов перспективы. Конечно, нарисовать многоэтажный дом в районе новостроек проще, чем сложную по конструкции церковь или памятник архитектуры. Но ведь каждую сложную конструкцию можно «разбить» на несколько про­стых. Например, форма православ­ного храма напоминает кубик, на котором лежит четырехгранная призма и стоят четыре цилиндра. А за основу куполов можно взять форму шара.

Зарисовки архитектурных мотивов

Но главное в архитектурном пей­заже — это создание выразительно­го образа. В пейзаже не обязательно рисовать здание целиком. Можно изобразить только фрагмент. На­пример, окно старого дома с дере­вянным резным наличником и фрагментом бревенчатой стены. Все зависит от замысла. Ар­хитектура ведь — такая же часть пей­зажа, как и человек, растения, живот­ные, рельеф поверхности Земли и многое другое, что отражает общий замысел произведения и создает не­повторимую композицию.

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

2. ГеворгянН.Р. Основы композиции пейзажа. М., 1996.

3. Маслов Н.Я. Пленэр. М., 1984.

4. Смирнов Г.Б. Живопись. М., 1975.

5. Смирнов Г.Б., Унковский АА Пленэр. Практика по изобразительному ис­кусству. М., 1981.

Композиция в пейзаже

городской пейзаж масляный живопись импрессионизм

Составление композиции пейзажа с натуры имеет некоторую аналогию с выбором предметов для постановки натюрморта. Художник, создавая композицию этюда, тоже думает, например, о том, взять ли стену дома, освещенную солнцем, вместе с куском земли и неба или только на фоне неба; нужно ли писать дерево, которое растет тут же рядом или, может быть, обойтись в композиции без него. Определяя формат изобразительной плоскости и масштаб изображения даже в наброске, надо уметь продуманно вписывать в лист объекты пейзажа, представляя на чистом листе бумаги будущее изображение. Если рисунок, например, расположен поперек листа, то устремленность линий дерева вверх будет пресечена его краем. Все это основывается на принципе золотого сечения.

Что же это такое? Золотое сечение (пропорция) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края? Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62. Простая вещь, абсолютно инстинктивная. Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение». О золотом сечении знали еще в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае. Великий Пифагор создал тайную школу, где изучалась мистическая суть «золотого сечения». Евклид применил его, создавая свою геометрию, а Фидий — свои бессмертные скульптуры. Платон рассказывал, что Вселенная устроена согласно «золотому сечению». А Аристотель нашел соответствие «золотого сечения» этическому закону. Высшую гармонию «золотого сечения» будут проповедовать Леонардо да Винчи и Микеланджело, ведь красота и «золотое сечение» — это одно и то же. А христианские мистики будут рисовать на стенах своих монастырей пентаграммы «золотого сечения», спасаясь от Дьявола. При этом ученые — от Пачоли до Эйнштейна — будут искать, но так и не найдут его точного значения. Бесконечный ряд после запятой — 1,6180339887. Странная, загадочная, необъяснимая вещь: эта божественная пропорция мистическим образом сопутствует всему живому. Неживая природа не знает, что такое «золотое сечение». Но вы непременно увидите эту пропорцию и в изгибах морских раковин, и в форме цветов, и в облике жуков, и в красивом человеческом теле. Все живое и все красивое — все подчиняется божественному закону, имя которому — «золотое сечение».

В выборе пейзажного мотива проявляется вкус, художественное и композиционное чутье. От удачного выбора точки зрения на выбранный мотив пейзажа во многом зависит выразительность композиции.

Далее работа выполняется в такой последовательности: делаются подготовительный рисунок, первая прописка основных цветовых отношений, проработка формы объектов на разных пространственных планах.

Приступая к выполнению этюда на решение глубокого пространства, на детальную проработку предметов и объектов пейзажа, необходимо хорошо знать, как изменяется форма и цвет предметов с увеличением расстояния (то есть знать закономерности воздушной перспективы). В процессе работы это поможет избавиться от восприятия предметных цветов, будет способствовать более успешному видению обусловленных цветов.

Известно, что на большом расстоянии форма предметов теряет объемность, рельефность и приобретает силуэтную плоскость.

Чтобы облегчить выбор пейзажа, точки зрения на него, границ его в натуре, полезно использовать рамочный видоискатель. Тогда характер пейзажа меняется: уменьшается цветовое разнообразие и заметность деталей. Предметы на переднем плане выглядят более объемными, с контрастной светотенью. Цвет предметов по мере их удаления тоже претерпевает значительные изменения (воздушная перспектива), прежде всего, ослабевает его насыщенность. На расстоянии темные предметы больше синеют и светлеют. Светлые объекты менее подвержены изменениям в сторону голубизны: освещенные солнцем облака и снежные вершины гор вдали приобретают красно-оранжевый оттенок. В пространстве, насыщенном туманом, пылью или дымом, исчезает ясность силуэта предметов. В чистом воздухе четкость очертаний форм на расстоянии уменьшается в меньшей степени.

В изображении передних планов важную роль играют собственные цвета предметов, в дальних — обусловленные. Обусловленные воздушной средой цвета удаляют предметы, и наоборот, собственный предметный цвет как бы выдвигает их на передний план. Если в процессе работы возникает необходимость что-то «приблизить» на передний план, цвету следует придать более локальное (предметное) значение. Когда же надо «углубить» какую-то часть этюда, то надо учесть обусловленные расстоянием цвета.

Пейзаж. Композиция

Пейзаж и композиция

Композиция — это обеспечение взаимосвязи и согласованности всех элементов картины в соответствии с общим смыслом для достижения необходимой выразительности. При этом массы и пространства на картине должны быть сбалансированы. Обычно на каждом пейзаже есть сюжетно-, композиционный центр, даже если это панорамный вид; обычно такой участок в наибольшей степени привлекает внимание зрителя. Однако существуют некоторые исключения: например, когда особый интерес вызывает текстура картины, а не какой-то конкретный элемент.
Итак, первым композиционным решением должен стать выбор сюжетно-композиционного центра, привлекающего основное внимание зрителя. К числу других важных решений относятся выбор формата (квадратный, прямоугольный, узкий, вертикальный, горизонтальный и т. д.), масштаба изображения (передний, средний или задний план) и ориентации (с центральной композицией, смещенный в сторону, наклонный и т. д.).

ВИНСЕНТ ВАН ТОТ. Цветущие ветви миндаля. 1890 г. Риксмузеум (Амстердам). Решетчатая композиция. Ван Гог заполнил все пространство картины, переплетя элементы для создания симметричной картины.
Решетчатая композиция.

ГУСТАВ КЛИМТ. Гигантский тополь. 1903 г. Частная коллекция. Композиция на основе прямых углов. Сочетание вертикальных и горизонтальных плоскостей создает ощущение уравновешенности и порядка.
Ортогональная композиция.

ХОРДИ МУНТАДА РОКА. Пустынный пейзаж ХП. 2002 г.

Частная коллекция. Композиционный стиль пирамидального типа. Хотя в центре внимания находится вся дюна, покатая ее вершина придает динамизм и ощущение глубины этой картине в минималистическом стиле.
Пирамидальная композиция.

  1. Пейзажи с центральной композициейЕсли взгляд зрителя сосредоточивается на каком-то определенном элементе пейзажа и постоянно возвращается к нему, это происходит потому, что цель художника.
  2. КадрированиеВ пейзажной живописи выбор композиции аналогичен кадрированию. Художнику необходимо решить, где будет находиться точка зрения, выбрать точку схода и определить.
  3. Изображение водыИзображая воду, ее трактуют как часть текстуры картины. Вода сама по себе прозрачна и приобретает цвет отражающихся в ней предметов.

О нас

Школа живописи «Мир кадров» существует и активно развивается с 1998 года. Мы открываем двери всем желающим в таинственный и удивительный мир живописи!
Посещая наши занятия, вы приобщаетесь к мировой художественной культуре, через ознакомление с лучшими образцами искусства, у вас формируются художественно-композиционные и проектные навыки.

Коллекция книг о живописи и искусстве

Для учащихся в художественных учебных заведениях

Содержание:

  • Предисловие
  • Введение
  • О золотом сечении
  • Золотое сечение и симметрия
  • История зототого сечения
  • Принципы формообразования в природе
  • Закономерности зрительного восприятия
  • Объективирование световых впечатлений
  • Научная теория композиции
  • Определение композиции
  • Поиски законов композиции
  • Что такое научная теория композиции
  • Творчество человека
  • Точка зрения
  • Картина воображаемая и картина реальная
  • Способы определения углов зрения при работе с натуры
  • Приемы механического получения изображения
  • Анализ картины
  • Композиция натюрморта и интерьера
  • → Композиция пейзажа
  • О портрете. Натурные постановки
  • Место художника перед картиной
  • Цельность изображения
  • Идея, формат, ритм и золотое сечение
  • Расчеты расстояния и решение обратной задачи
  • Геометрический центр картины и линия золотого сечения. Гармонизация формы
  • Главный луч зрения в картине
  • Композиционный алгоритм линейного построения картины
  • Золотое сечение и композиция светлотных тонов. Свет и глаз
  • Общий светлотный тон
  • Закон трехкомпонентности и принцип сближенных отношений
  • Композиция светлотных тонов
  • Золотое сечение и композиция цвета
  • Общий цветовой тон картины
  • Ограничение палитры
  • Цветовые системы и модели
  • Симметрия цвета. Контраст и нюанс
  • Гармония цвета
  • Построение и разработка колорита. Полный композиционный алгоритм картины
  • Размер картины
  • Художественный строй картины
  • Прекрасное и таинственное
  • Предмет — зрительный образ — художественный образ
  • Художники и ученые. Терминология научная и обиходная
  • Предмет и цвет
  • Два полюса живописи
  • Рисовать формой, писать колоритом
  • О колорите
  • Язык живописи — особый язык искусства
  • Цвет — единичное, колорит — множественное. Психологическая оценка колорита
  • От чего зависит колорит
  • Добрая традиция
  • Теории живописи — научную основу
  • Слово об авторе
  • Памятка живописца
  • О живописи
  • О художнике
  • О картине
  • О рисунке
  • О композиции
  • О цвете
  • Мудрые мысли о колорите
  • О постановке глаза
  • Список использованной и рекомендуемой литературы

Композиция пейзажа

Зарисовка пейзажа 1 (рис. 55) выполнена с натуры. Мотив привлек своей оригинальностью: заснеженная часть игровой площадки, шапки снега на предметах, темные деревья. При мысли о том, что же здесь может быть центром внимания, хотелось остановить взгляд на белой шапке грибка. Но при этом пейзаж не смотрелся цельно, не входил в глаз. Можно сказать, что не было зрительного комфорта. Когда же вгляд был фиксирован на середине будки под шапкой снега, весь пейзаж стал восприниматься цельно. Формат был выбран прямоугольный в вертикальном положении. Высота листа бумаги разделена на пять частей, вверх от главной точки — на две части, вниз — три части. Этим главная точка была выведена на линию золотого сечения. Горизонтальная ось поля ясного зрения стала линией золотого сечения в приближении 2:3. Измерением четвертью определена граница нижней линии картины (от центра 18°) в натуре. Последующая проверка рисунка по пропорциям золотого сечения показала, что заснеженная земля заняла 62 части по высоте, верх — 38 частей; большое дерево равно 38 частям по высоте, меньшее дерево занимает 24 части, грибок с оградкой под ним — 14, будка — 10, внизу от оградки до нижнего края рисунка — 24 части. Все это величины золотой пропорции от высоты всего рисунка (нисходящий ряд).

Напрашивается вывод о том, что глаз находит в натурном мотиве ту точку смотрения, при которой все элементы пейзажа находятся в наилучшем согласовании между собой, т. е. образуются золотые пропорции, гармония.


Рис. 55. Решение Ф. В. Ковалевым задачи композиционного построения на натурной зарисовке пейзажа

Для анализа пейзажа И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга» (рис. 56) был избран обратный ход. Пейзаж разделен на пять частей по вертикали и горизонтали. Отношения 2:3 по вертикали и горизонтали указали главную точку смотрения, которая оказалась на белом парусе выше красного корабля. При смотрении в эту точку как в центр внимания все составляющие части пейзажа хорошо воспринимаются. Тут мы видим тоновые и цветовые контрасты, разработку деталей. Все вокруг подчинено этому зрительному центру. Пейзаж свободно «входит» в глаз, его рассмотрение не утомляет зрение. Так построены пейзажи И. И. Левитана «После дождя. Плес», «Вечерний звон», «Владимирка», «Март» и др.


Рис. 56. Анализ композиционного построения пейзажа И. И. Левитана «Свежий ветер. Волга»


Рис. 57. Варианты (а, б, в) учебного пейзажа Ф. В. Ковалева при постоянной точке зрения на пространстве в пределах соответственно 24°, 36° и 48°

Насколько важно строить изображение в пределах поля ясного зрения показано на рис. 57, б «Поселок за оврагом» 2 . Он не выходит за пределы угла зрения 36°. Рис. 57, а построен в том же формате и размере, но в него включено пространство только в пределах 24°, а в рис. 57, в — 48°. Группа строений в центре рисунка в первом случае кажется на том расстоянии, на каком они есть в натуре. Во втором случае они — ближе, а в третьем — дальше. Такие метаморфозы происходят с композицией любого изображения: натюрморта, пейзажа, интерьера, головы, фигуры, группы людей.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 1

Что же такое пейзаж? В свое время в поисках ответа на этот вопрос я перелистал множество фотолитературы и страничек Интернета, но однозначного ответа так и не нашел. Оказалось, что даже определений для термина «пейзаж» можно найти великое множество. Несмотря на обилие определений, в целом пейзаж означает нечто гораздо большее, нежели приведенная ниже классификация… Настоящая пейзажная фотография, помимо изображения природы в том или ином виде, должна еще уметь передавать настроение, чувства, нести с собой некую идею или мысль, которой автор хочет поделиться со зрителями. Сейчас я начинаю понимать, что для меня пейзаж стал одним из состояний души.

Текст: Александр КИЦЕНКО

Александр Нестеровский. Пристань в молоке (Симеиз, Крым, Украина)
Canon EOS 450D, 17 мм, f/6,3, 110 с, ISO 100, нейтральный фильтр ND 1000.

Применение длинной выдержки превратило морские волны в «молоко», а камни и старую пристань — в загадочных посланцев времени. Лаконичная композиция и квадратный формат снимка великолепно сочетаются друг с другом.

Какой портрет? Я — про пейзаж.

Приведу несколько примеров определения пейзажа, взятых из различных источников:

— вид на какую-то местность;

— художественное изображение природы;

— изображение естественной или преобразованной человеком природы, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников и т. п.;

— часть окружающей местности. Помимо таких естественных элементов, как горы и деревья, поля и живые изгороди, пейзаж может включать в себя воду (реки, озеро, водопад), а также характерные для сельской местности сюжеты — такие, как деревенская церковь, коттеджи, гостиницы, фермы; сюда же относятся различные сельскохозяйственные работы: пахота, уборка урожая и т. д.

Кажущаяся простота и доступность этого жанра обманчивы: пейзаж является самым сложным и одновременно самым красивым жанром фотографии. Для получения хорошего снимка, помимо знания теории и владения практическими навыками съемки, необходимо благоприятное стечение целого ряда обстоятельств: погоды, времени съемки, освещения, соответствующего настроения и зачастую — элементарной удачи.

Виды пейзажа

Пейзаж как жанр фотографии можно подразделять на множество видов и по содержанию изображения, и по характеру изображенного на ней ландшафта. Детально останавливаться на этом не стоит, для примера выделим лишь несколько наиболее популярных ветвей:

— архитектурный (архитектурные ансамбли, вписанные в окружающий ландшафт);

— индустриальный (общие виды промышленности во всех ее проявлениях);

— городской (городские виды);

— сельский (сельские виды);

— морской (фотографии моря, океана, побережья и т. д.);

— горный (виды гор);

— одушевленный (содержащий в себе изображения человека или животных, гармонично вписывающихся в пейзажный вид, но при этом не являющиеся главными действующими лицами);

— непосредственно ландшафтный (поля-леса-реки и т. д.) и множество других.

Также можно сделать условную классификацию пейзажных снимков по предназначению:

— документальный пейзаж (с полной и достоверной (узнаваемой) фиксацией местности и состояния природы);

— пейзаж на память (миллиарды снимков, заполняющих свободное место в памяти компьютеров и сетевых серверов);

— художественный пейзаж (взгляд на пейзажную фотографию с точки зрения живописи).

Бесконечное разделение пейзажа на виды и подвиды можем продолжить временем съемки (ночные, закатные и т. д.), сезонами, погодой и… Здесь самое время поставить многоточие и перейти к следующему разделу, но хочу добавить небольшой комментарий: иногда точно классифицировать пейзажный (да и не только) снимок практически невозможно.

Основы построения композиции пейзажного снимка

Основы композиционного построения изображения уже неоднократно освещались в журнале, поэтому коснусь лишь основных вопросов, наиболее часто встречающихся в пейзажной съемке. Восприятие человеком изображения во многом зависит от расположения элементов в кадре (по отношению как друг к другу, так и к границам кадра).

Глядя на понравившуюся фотографию с отлаженной композицией, неискушенный зритель вряд ли будет задумываться над тем, как построен кадр, ведь его основное внимание будет направлено на созерцание сюжета снимка, цвета и нюансов освещения (закат, восход, лучи солнца и т. д.), т. е. на «оболочку» фотографии, ее внешний вид.

А композиция — это «каркас» снимка, и правильно оценить ее сможет далеко не каждый (разве что критик-профессионал с рентгеновским взглядом). Предположим, что вам на рассмотрение попадает красивая фотография с неправильным «каркасом», т. е. имеющая какие-либо композиционные изъяны.

В этом случае в голове непроизвольно рождаются мысли: «эх, красиво, вот если бы еще…» или «ммм… чего-то не хватает». Можно провести прямую параллель с восприятием человеческой красоты: красивое лицо, но вот носик чуть-чуть…, или: красивая фигурка, но вот ножки… и т. д. В итоге мы приходим к выводу, что в фотографии важна не только внешняя оболочка, но и та геометрическая основа, на которой строится снимок.

Приведу несколько наиболее часто применяемых в пейзаже композиционных решений:

1. Использование правила золотого сечения.

2. Соблюдение правила третей (старайтесь не делить кадр пополам, если, конечно, это не является вашей задумкой — к примеру, для снимков, основанных на симметрии объекта и его отражения).

3. Включение в кадр линий: диагональных — для создания динамики в кадре (диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, композиция, построенная от левого верхнего угла к правому нижнему, более динамичная), вертикальных — для передачи высоты, горизонтальных — для создания более спокойного настроения, изогнутых — для подчеркивания более изящных и плавных композиций).

4. Линии, входящие в кадр, как правило, не должны его покидать (за исключением линии горизонта в морских пейзажах и т. п.).

5. Место в кадре, оставленное для создания воображаемой динамики объектов (к примеру, тянущиеся ветви деревьев, наклоненный ствол, покосившееся строение).

6. Создание уравновешенной композиции (когда края снимка не «перевешивают» друг друга).

7. Центр кадра по возможности должен быть светлее, нежели его края.

8. Выделение главных композиционных элементов (когда второстепенным отводится роль фона).

9. Обрамление границ кадра (к примеру, нависшие сверху ветви, листья).

10. Выбор геометрии кадра (вертикальный, горизонтальный, квадратный форматы кадра или произвольное кадрирование фотографии в процессе обработки).

11. Включение в кадр нечетного числа одинаковых композиционных элементов (объектов).

12. Композиционные элементы по возможности не должны быть расположены хаотично (старайтесь выстроить их в одну из простых геометрических фигур: треугольник, круг, овал и т. д.).

13. Выбор правильного или интересного ракурса съемки (фотографировать можно не только от уровня глаз — довольно интересные снимки могут получиться, если, к примеру, забраться на дерево или по пояс зайти в ледяную воду).

14. Сюжетно важный элемент лучше располагать в правой части снимка.

15. Создание такого расположения объектов, линий, планов, чтобы при рассмотрении фотографии взгляд зрителя не выходил за границы кадра.

Если вы всерьез хотите заниматься пейзажной фотографией, знание и понимание законов композиции — обязательное условие для профессионального роста. Здесь сделаю небольшое отступление: никто не запрещает вам нарушать эти так называемые законы, но делать это нужно осознанно, с достаточным знанием теории.

Впоследствии лучшим помощником в определении правильной композиции скорее всего станет ваше собственное восприятие изображения, так называемое внутреннее чувство композиции (гармонии).

По своей сути приведенные композиционные приемы не являются догмой, все они получены эмпирическим путем. И если свести все законы композиции в один, то звучать он будет приблизительно так: «чтобы смотрелось».

Пейзажи с нашей планеты

Юрий Голуб. Дорога (заповедник Аскания-Нова, Украина)

Nikon D50, Nikkor AF-S 18–70 mm f/3.5–4.5G ED, f/13, градиентный и нейтральный (ND×8) фильтры.

Дорога, уводящая к горизонту, одинокое дерево и взлетающее небо прямо затягивают зрителя вглубь кадра, а применение черно-белой технологии убирает лишнюю информацию, оставляя нас наедине с украинской степью.

Михаил Рейфман, Сага исландской ночи, (побережье Рейнисфжара (Reynisfjara beach), о-ва Рейнисдрангар (Seastacks Reynisdrangar), Исландия).

Nikon D3x, 17 мм, f/13, 1,3 c, ISO 200.

Умело подобранная выдержка создает эффект движущейся воды, которая оживляет раскиданные камни, ползущие к скале-прародителю. По исландской легенде, Рейнисдрангар — не кто иные, как застывшие под первыми лучами солнца тролли, не успевшие под покровом темноты спрятать свой трехмачтовый корабль.

Михаил Рейфман, Брайс-Каньон после снегопада, (штат Юта, США)

Nikon D3x, f/14, 1/125 c, ISO 100.

Удивительное сочетание уникального места и не менее уникальной погоды: снег, мороз –25 градусов, туман и теплый яркий цвет скал — разве не об этом мечтает любой фотограф? Панорамный формат кадра подчеркивает величие каньона, а каждая из скал напоминает сказочного персонажа (явно просматривается женский силуэт и фигура, прячущая руки в меховые рукава).

Живопись Пейзаж: Правила композиции пейзажа

Пейзаж – жанр живописи поистине «всепроникающий»: издавна существуют лесные, полевые, морские пейзажи, затем к ним добавились городские и сельские, а позже – ещё и «индустриальные». Ещё не началось полноценное освоение иных планет, звёзд и галактик, но уже существуют художники, изображающие пейзажи ближайших к нам планет Солнечной системы (прежде всего Марса, а также Луны) или создающие силой фантазии картины придуманных миров. И при всём этом пейзаж является не просто изображением внешнего мира, а в первую очередь картиной внутреннего мира художника, то есть глубже всего пейзаж проникает в душу человека.

Многие считают, что пейзаж как жанр живописи именно по этой причине следует отличать от фотографии, передающей только изображение внешней действительности. Однако стоит фотографии хоть немного стать искусством, как она тоже, по сути, начинает передавать внутренний мир автора. В узком смысле в искусствоведении принято разграничивать собственно пейзаж и пейзажное изображение: первый обозначает изображение реально существующей местности, являясь определённым живописным аналогом фотографии, а второе – изображение местности, выдуманной художником, пусть и «реалистичной». Входя в число основных и старейших жанров, из которых складывается вся живопись, пейзажи делятся, как уже говорилось, на множество видов.

Изображения местностей или отдельных природных объектов (озеро, река) встречаются уже в неолитических наскальных рисунках. Собственно, ничего, кроме окружающей природы, первобытный человек изображать ещё не умел. Для ранней человеческой истории пейзажные изображения имели, скорее, не эстетическую, а культовую ценность: одни изображения оберегали от злых сил, другие приносили удачу на охоте. Первобытное искусство при всём этом отличается, пожалуй, максимальной реалистичностью и достоверностью: внутренний мир художника (и человека вообще) ещё не отделился от внешнего мира, природы.

Эстетика появляется значительно позже, в эпоху зарождения первых цивилизаций. В античном Средиземноморье пейзажами любили украшать свои дома патриции (представители знатного сословия). Отсюда происходит основное «назначение» пейзажа как художественного жанра, сохраняющее свою силу и поныне: изображение должно не просто отражать объекты внешней или внутренней действительности, но ещё и украшать помещение, а в идеале – настраивать его хозяев и гостей на определённый душевный лад. При рассматривании творения талантливого мастера многие почти физически ощущают дуновение ветра, слышат крики изображённых птиц, ощущают запахи цветов.

  • Характерно, что античные пейзажи проникнуты мотивами полноты и радости бытия, телесностью, правдивостью. Затем, в христианскую эпоху, художники пытаются изобразить, так сказать, красоту божественного мира, пренебрегая самими понятиями художественности и изобразительности. Картина должна была служить этакой «живописной проповедью», понятной простому народу, так что всяческих изысков в произведениях предписывалось избегать.
  • «Вероучительное» значение изображения было актуально ещё и по той причине, что большинству простого народа были недоступны «священные книги», написанные на латыни. В конце концов, основным жанром изобразительного искусства в средние века становится икона, и пейзаж, как и прочие жанры живописи, надолго уходят из человеческой истории.
  • Иконописцы пренебрегали в своих «портретах святых» даже таким элементом, как фон, при необходимости изображая здания или природные объекты схематично и плоскостно. Интерес к пейзажу возрождается только начиная с раннего итальянского Возрождения.

В Японии пейзажи также были популярны с древних времён, поскольку отражали почитаемую японцами природную гармонию. Изображениями природы украшались стены императорского дворца. В японском понимании пейзажа на первом месте стоит не изображаемый объект и даже не внутренний мир художника, а некая всеобщая гармония, принципы которой едины во Вселенной.


В современном искусстве пейзажное изображение нередко деформируется, демонстрируя новые горизонты творческого полёта. Одна из интересных линий в современной пейзажной (или «околопейзажной») живописи заключается в изображении неких «пограничных» структур, где реальное существует рядом с фантастическим, рациональное переходит в иррациональное, конкретные объекты «переходят» в абстракцию.

Главной художественной техникой, ассоциируемой с пейзажем, является живопись маслом. Пейзаж, однако, с определённого времени предстаёт и в акварельной технике, а затем в графической и в иных формах. Наконец, изображением природы «заведует» не только живопись, пейзажи становятся неотъемлемой частью архитектуры, а также театра (постановочные пейзажи).

Как только достигла расцвета эпоха компьютерных игр, а также компьютерная графика в целом, пейзаж стал неотъемлемой частью этих отраслей искусства. И в настоящее время удачной компьютерной игрой считается та, в которой в первую очередь мастерски реализованы различного рода пейзажи, на фоне которых разворачивается действие. Некоторые игры, откровенно слабые по прочим показателям, захватывают именно своей графической частью.

Акварельные пейзажи

Основы акварельного пейзажа заложил Уильям Тёрнер, английский художник викторианской эпохи. Пользуясь характерными особенностями акварельного изображения, Тёрнер создавал картины, отражающие личные впечатления, воспоминания и даже фантазии.

Богатая палитра красок позволяла создать весьма яркие пейзажи, лишённые при этом излишней детализации. В таком виде акварельные пейзажи в определённой степени приближались к красочной абстракции, достигшей своего апогея в некоторых поздних работах того же Тёрнера. Подобные принципы живописи были в новинку для чопорного английского дворянства, однако искусствовед Джон Рёскин не на шутку восхищался Тёрнером, даже называя его величайшим художником всех времён.

Видео: Пейзаж в живописи

Ссылка на основную публикацию