Пара советов по концертной фотосъёмке | Foto-kadr.ru

Пара советов по концертной фотосъёмке

О концертной съёмке. Первый опыт

В ожидании модели для съёмки сидел перед входом в ботанический сад и фотографировал первоцветы. В наличии были плёночный Zuiko 50 mm f/1.4 MC s/n>1000000 (лучшая версия, то есть, очень пригодная), Canon 135mm L f/2.0, Canon 16-35 L f/2.8, не питерская солнечная погода, заставлявшая на открытых ставить выдержку до 1/8000 – всё самое полезное для портретной съёмки в саду, короче. Лучше всего снимать первоцветы оказалось на 135 L. Пока я это выяснял, рядом припарковалась машина, из которой вывалился небритый длинноволосый парень, предложивший снимать у него на концерте, который будет неподалёку в клубе через пару часов. Дал два билета и исчез. Я, конечно, гордо заявил о себе как фотографе, знающем толк в концертах, но снимал только в театрах – серьёзно, даже не думал о концертной съёмке.

Осознание того, что ни один из вышеперечисленных объективов для концерта не годится, пришло сразу же, как только я получил билет. Времени доехать домой у меня не было, зато до ближайшего проката и обратно я успевал добраться как раз к началу.

В прокате я взял Canon 24-70 L f/2.8 (первой версии), Canon Speedlite 430 EX II. Этот выбор, на мой тогда совсем неопытный взгляд, был вполне оправдан для съёмки в небольшом клубе или при возможности подобраться к сцене максимально близко на большой арене. Заморачиваться же громоздким 70-200 в зале, полном народа – сомнительное удовольствие, тем более монстроподобными 70-200 с 2.8. Честно говоря, f/4 кажется мне тёмным для таких дел. В прокате на хранение я сдал всю другую технику, кроме 135 L в надежде на то, что какой-никакой телевик может пригодиться.

Итак, о съёмке

Объектив

Стоит начать с того, что брать на концерт 24-70 именно первой версии субъективно оказалось очень практично. Он тяжелее второй версии и прочен, как танк. Бленда, крепящаяся непосредственно к корпусу, отлично защищает от столкновений, что актуально при полном зале, когда хочешь опустить руки: а ты хочешь их опустить – два килограмма техники в руках, всё же. Вылитое пиво, кстати, благодаря бленде, тоже не размазывается по хоботу и передней линзе объектива. Вообще первая версия 24-70 замечательна в своём конструктиве и не настолько хуже второй оптически. Тем более для концерта.

И да, вам нужен зум. У вас нет времени на фиксы !

Вспышка

Не важно, какая – вам она окажется не нужна на 99%. Практика съёмки в театрах когда-то заставила отказаться от идеи использовать вспышку, равно как и теперь – концертная практика, и вот почему: свет уже продуман за вас. Сложно, практически невозможно оказывается перебить яркость осветительных приборов сцены, всех этих лазеров и бликов, которые создаёт дым, отражающий свет. Сложность оперативного выставления экспопары и без вспышки делает практически невозможным выставление экспозиции со вспышкой. И есть ещё кое-что.
Фактически, вспышка использовалась мной лишь пару раз в перерывах между песнями, когда музыканты сидели на краю сцены вне светового поля основного света, и для того, чтобы более-менее равномерно осветить всю сцену целиком.

Тело

В моём случае камерой являлся 5D mark III. Имея возможность выбора, я бы, как фрилансер, не стал использовать его для концертной(именно того, что происходит на сцене) съёмки. Равно и для репортажной в редких исключениях. Это примерно так же глупо, на мой взгляд, как щелкать дорогой камерой таймлэпсы – убийство затвора, не стоящее своих денег. Вам очень повезёт, если вы договоритесь с заказчиком… но сколько он может дать за два часа съёмки? Такая практика едва ли может окупаться, на мой взгляд(Если вы снимаете, и у Вас окупается третий марк – поделитесь со мной советом). Мой нынешний заказчик и не обещал золотые горы, и я сам не просил, да и щёлкал, конечно, уж слишком старательно, но вышел кошмар – 1000 кадров за пару часов. Мне кажется, разумно было бы использовать в качестве основной камеры 5D mark II или даже 7D/70D, Никоны и другие камеры такого же класса.

Аккумулятор

Во время съёмки я не смог отследить количество истраченного заряда, но, вероятно, одна целая батарея ушла – с половины основного до половины запасного аккумулятора. В связи с этим хочу сказать, что батарейный блок может оказаться не лишним во время концерта – если только вы не боитесь дополнительного веса. С моей точки зрения, блок – необходимое зло, и, чтобы не задумываться о смене батареи и не тратить время, я буду использовать его в дальнейшем.

Карта памяти

С собой у меня было две карты Transcend SDHC 32GB Class 10 UHS-1 Utimate. Снимал большой RAW, сериями, из-за чего карта подтормаживала, хоть и 600Х. Весь концерт, тысяча фото за два часа, занял примерно 23 гб. Вообще-то съёмка в рав не оправдала себя, во всяком случае бесполезным оказался большой рав. Думаю, в зависимости от задачи его использование может оказаться оправданным. Только не кидайтесь в крайности и не снимайте в джипеге – вдруг вы сделаете снимок своей мечты, который окажется невозможно вытянуть?

Настройки

Диафрагма

Чем шире относительное отверстие – тем лучше. И очень хорошо, что самая большая дырка в случае с 24-70 – f/2.8. Это универсальное значение, позволяющее не задирать исо, но при этом сохраняющее ГРИП, достаточную для большей части съёмки. Так же я снимал немного на f/3.5, около 10% всей съёмки – какой-то мнимой художественности ради.

Старайтесь не снимать на тёмные объективы – зачем нам лишний шум?

Выдержки

В концертной съёмке основным параметром является выдержка. Не то, чтобы только в концертной, просто тут с ней необходимо быть особенно осторожным. И секрет очень прост – минимальная выдержка, на которой будет отсутствовать шевелёнка в кадре – 1/200, а лучше – 1/250. На самом деле для солиста, которого я снимал, было бы недостаточно и 1/8000 – так быстро он иногда двигался, но сошло и так. На экране камеры при невнимательном просмотре, на который только и хватает времени, смазанные снимки часто выглядят очень неплохо, но лучше прислушайтесь к совету или перестрахуйтесь.

И даже не пытайтесь выгадать немного света на выдержке – лучше крутите исо.

Исо

Последнее, о чём стоит задумываться в момент съёмки, зато и чаще всего. Просто поймите, что печатать ваши снимки на А1 никто не станет, что ваша техника, скорее всего, достаточно современна и не будет сильно шуметь даже при 1600 единицах исо, что, в конце концов – уберёте шумы в пакетном редакторе вроде лайтрума. Следите только за тем, чтобы не было пересветов – самая частая, пожалуй, моя проблема во всей съёмке. Это то, что касается и вспышки. Скорее всего, вы получите такое среднее соотношение, которое будет использоваться вами на концерте большую часть времени:

  • Выдержка – 1/200
  • Диафрагма – 2.8
  • Исо – 1600

Фокусировка

Всё как всегда: по одной точке, следящая. Камера иногда сходит с ума, особенно с данным объективом, известным своими проблемами с автофокусом, на сенсор попадают лучи прожекторов, но в целом работает такой способ отлично.

иногда фокуса просто нет. нигде.

Заключение

Впоследствии я планирую продолжать опыты или даже работу на концертных площадках. В процессе съёмки и её разбора появляется куча идей – от того, что можно поиграть в стробиста, до того, что неплохо было бы попробовать другие камеры.
С моей точки зрения использование дорогостоящего фотоаппарата для фотографа-одиночки в данной ситуации не оправдано. Однако ваша техника и вы сами должны быть готовы морально и физически к некоторому урону, который может нанести толпа, что значит, что дешёвые камеры и объективы могут быть подвержены риску. На следующую съёмку я возьму 7D.

Не бойтесь задирать исо. Вы снимаете в рав – вы задираете исо!

В рассказе затерялась роль чудесного 135 L. Я сделал на него несколько снимков, стоя на возвышенностях по краям зала. Вообще-то это было можно продолжить, но смена объектива – очень долгий процесс для меня, потому что я берегу несчастный незащищённый 135-ый. Если у вас завалялся 70-200 f/2.8 со стабом и без – в комплекте с 24-70 f/2.8 он может вам пригодиться. Если же у вас кроп… пробуйте и решайте сами. Только помните, что ничего шире-длиннее этой связки вам не нужно – часто не только на концертах. И чем меньше техники – тем лучше.

Как стать концертным фотографом

Вы с удовольствием посещаете разные концерты, вечеринки, выставки и прочие культурные мероприятия? Как правило, после них остается уйма впечатлений и положительных эмоций. Хочется быстрее поделиться ими со своими друзьями и близкими, рассказав все в мельчайших подробностях. Разумеется, любой рассказ станет намного интересней, если его подкрепить красочными фотографиями.
Где же их взять? Можно найти в интернете, а можно сделать самому, что в разы приятнее. На дворе двадцать первый век, балом правят рыночные отношения. Закон «Есть спрос? Будет и предложение!» распространяется на все, в том числе и на изобразительное искусство, на концертную фотографию, в частности.

Кто заинтересован в получении качественных снимков и почему

Фотографии с концертов интересны всевозможным СМИ. Для любого издания, будь то печатная газета, электронный журнал или информационный портал, первоочередной задачей является поддержание интереса аудитории и попутное ее расширение. В этом помогут фотографии: удачный снимок легко привлекает внимание и подталкивает человека к приобретению журнала, к прочтению статьи или к переходу по нужной ссылке.

В красивых и ярких фотографиях заинтересованы и артисты, непосредственно выступающие на сцене. Они тоже хотят получить на память несколько фотокарточек, чтобы было что показать внукам, рассказывая о том, как в молодые годы они «кидали козу» полному залу. Кроме того, качественные фотографии, сделанные во время живого выступления, могут послужить хорошей взаимовыгодной рекламой.

Ну, и наконец, сами фотографы! Снимая на фотокамеру выступления рок-групп, можно получить шикарный материал для собственного портфолио. На концертных фотографиях видны настоящие живые эмоции, а также сумасшедший драйв и бешеная энергетика, царящие как на сцене, так и на танцполе. Придя домой и открыв на компьютере отснятый материал, испытываешь колоссальное удовольствие, перебирая все то, что тебе удалось запечатлеть. А самое главное — получаешь хорошую порцию мотивации для следующего захода.
Вот мы и выяснили, для кого, в основном, готовятся концертные фотографии, и куда нам, будучи фотографами, их нести. Теперь давайте разберемся, как попасть на концерт и снять желанный материал.

Как попасть на мероприятие в качестве фотографа

Начнем с того, что фотографировать вам разрешат не везде, даже если вы купите дорогой билет в зону VIP. У клуба могут быть своя позиция на этот счет и свои причины отказать вам в возможности снимать происходящее, даже на телефон. Поэтому, если вы — любитель и только взяли камеру в руки, то поищите небольшие концертные площадки, где сам по себе вход — бесплатный. Это могут быть бары или небольшие клубы, каких множество, — стоит только поискать. Заранее поинтересуйтесь, разрешена ли фотосъемка на мероприятии.

Если самостоятельно найти бесплатный концерт по каким-то причинам не получается, то поспрашивайте у знакомых. Наверняка, у вас есть друзья, играющие в группе. Так уж повелось, что каждый второй у нас — фотограф, а каждый третий — музыкант. Проблем с поиском среди знакомых возникнуть не должно. Попросите их вписать вас на концерт.

Набрав, таким образом, небольшое портфолио, попробуйте «постучаться» в любое интернет-СМИ. Лучше, если оно окажется профильным. Для начала присмотритесь к небольшим изданиям. Дело в том, что фотографов сейчас — «пруд пруди», и крупное СМИ вряд ли обратит на вас внимание. А в сотрудничестве с молодым изданием мы получаем все необходимые плюсы, а так же возможность расти и развиваться вместе с ним, не ощущая на себе тяжелое бремя ответственности. Предложите редактору поснимать для журнала на добровольной основе. Вы будете обеспечивать его проект материалом, а он поможет с оформлением аккредитации на мероприятия и, на первых порах, будет договариваться с группами.

Аккредитация. Пожалуй, одно из самых приятных слов для репортажного фотографа. Если не вдаваться в подробности, то аккредитация — это официальное разрешение на фотосъемку. Как правило, она включает в себе бесплатный проход на мероприятие, а так же возможность снимать концерт из специально отведенной зоны для прессы. Это позволяет нам сконцентрироваться на съемке, не отвлекаясь на окружающую толпу, а также сводит к минимуму вероятность «получить по шапке» от пьяного фаната и повредить дорогое оборудование, что — важнее. Если редактор будет не против, то вы сможете попробовать самостоятельно договариваться с группами, действуя от лица журнала. Дело в том, что коллективы охотнее идут на контакт, когда общаются не с непонятным человеком, а с представителем определенного СМИ. Поэтому, имея за спиной поддержку издания, будет намного проще получить желанную аккредитацию.

Несколько советов по общению с представителями музыкальных коллективов:

1. Для начала осознайте, что менеджер вашей любимой группы — такой же живой человек, как и вы. Его можно найти в социальной сети или написать ему электронное письмо. Он вас не съест, даже если будет сильно голоден.

2. Составьте официальное предложение, в котором подробно опишите, кто вы такой, от лица какого СМИ вы действуете. Прикрепите письму ссылки на интернет-издание и пару ваших фотографий или объясните ему, где их найти. И наконец, подробно опишите, чего конкретно вы от него хотите.

3. Очень важно быть вежливым, вести себя максимально сдержанно и ненавязчиво. А если вам отказали в просьбе об оформлении аккредитации – понять и простить. Не нужно засыпать менеджера письмами, ведь у него может быть множество куда более важных дел. Помните, что он – живой человек, поэтому не стоит перегибать палку.

4. Не вешайте нос! Если вам не удалось получить пропуск на определенный концерт — напишите кому-нибудь другому. Вариантов – уйма!

5. Со временем на ваши работы непременно обратят внимание представители других журналов и предложат сотрудничество. Если нет, то имея на руках красивое портфолио, вам будет не стыдно поискать новые контакты самостоятельно.
Удачных кадров!

Ссылка на основную публикацию