Основы композиции. Естественные рамки в фотографии | Foto-kadr.ru

Основы композиции. Естественные рамки в фотографии

Приёмы композиции: фрейминг

Композиция — язык, на котором разговаривает фотограф со своими зрителями. И как в любом языке, в композиции есть свои приёмы, которые позволяют построить ваше изобразительное изречение — фотографию. Есть как сложные приёмы, так и вполне доступные каждому фотографу. Один из последних — «обрамление», или фрейминг.

Суть приёма проста — основной объект снимка мы помещаем в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает наш сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не противоречили друг другу в сюжетном плане, иначе в приёме фрейминга не будет смысла.

Хорошо и то, что обрамление добавит в ваш кадр ощущение глубины, объёма. Как правило, фрейминг — это работа с многоплановой композицией, и наша рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.

Окно в качестве рамки для работы с фреймингом.

. очевидное, но эффективное решение

В простейшем случае такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев и тому подобные вещи. Кстати, для создания обрамления не обязательно, чтобы рамка была со всех четырёх сторон. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.

В качестве рамки — огоньки люстры, висящей под потолком. Чтобы взять такой ракурс, пришлось задействовать стремянку и воспользоваться режимом Live View, держа Nikon D810 над головой, около самых огоньков.

Помните про расстановку приоритетов в кадре — рамка может перетянуть внимание с главного объекта на себя. Не обязательно это плохо, но важно заранее решить, что на вашем фото главное, а что — второстепенное.

Этот кадр называется «Царь Мидас» и основан на взаимодействии старого дерева, обрамляющего кадр и «касающегося» кончиком ветви гор на заднем плане, которые подсвечены вечерним солнцем. Старое дерево тут одновременно и рамка для заднего плана, и важный сюжетный элемент.

В портретной фотографии фрейминг тоже применяется. Часто с помощью рамки можно сделать кадр более интересным, динамичным, объёмным. В качестве рамок очень часто используют листву и ветви деревьев, элементы архитектуры или интерьера.

Если на местности не нашлось ничего для создания рамки, её можно принести с собой. На снимке выше в качестве обрамления использован стеклянный цилиндр. Такой приём вполне уместен в творческой портретной, репортажной, свадебной фотографии. А для создания размытой рамки может подойти всё что угодно, от пластиковых пакетов до новогодних игрушек — решает только ваша фантазия!

При работе с многоплановой композицией частая проблема начинающего фотографа — автоматика делает резким не то, что хотелось автору. Чтобы такого не происходило, достаточно научиться настраивать точки фокусировки на своём фотоаппарате.

Многие современные фотоаппараты Nikon, такие как D5600, D7500, D500, D850 и новейшие беззеркалки Z6 и Z7, позволяют не только фокусироваться в любом месте кадра, но и делать это в одно касание по сенсорному экрану — быстро и удобно.

Обрамление можно использовать при фотографировании на любом фокусном расстоянии. Например, в городской съёмке при работе с телеобъективом можно искать так называемые прострелы — необычные сочетания объектов на разных планах, которые за счёт сжатой телеобъективом перспективы приблизились друг к другу.

Nikon Z6 + Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR. Останкинская башня обрамлена с двух сторон жилыми многоэтажками.

Nikon AF-P NIKKOR 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR — резкий, лёгкий, сравнительно доступный телеобъектив с быстрым автофокусом.

Интересно, что виньетирование (затемнение по краям кадра), по сути, тоже фрейминг — оно также может добавить в кадр объёма. Часто светосильные объективы дают небольшое виньетирование на открытых значениях диафрагмы. Строго говоря, это оптический недостаток, который во многих современных камерах устраняется программно в самом фотоаппарате, если съёмка ведётся в формате JPEG. Но для творческих съёмок удаление виньетирование можно отключить.

Отключение коррекции виньетирования в Nikon D850

Добавление виньетирования при обработке в программе Nikon Capture NX-D: панель Camera and Lens Correction, регулятор Vignette Control.

Современные объективы проектируются так, чтобы затемнение по краям кадра было минимальным. Если же вы хотите усилить эффект виньетирования, это можно сделать при обработке на компьютере.

Обрамление, или фрейминг — простой, но эффективный способ, который поможет сделать ваши кадры более интересными, эффектными, позволит лучше раскрыть сюжет и настроение снимков. Немного внимания к окружающему миру — и вы без труда овладеете этим композиционным приёмом!

ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ: Геометрия в фотографии

09 Февраля 2016

Фотография — это то, чем становятся живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды (Анри Картье-Брессон).

Фото: Ronald Koster

Когда мы думаем о композиции в фотографии, первое, что приходит в голову — это золотое сечение, правило третей, формат кадра, контраст, точка съемки…

Но есть еще один важный элемент в композиции – геометрия. Геометрия в фотографии — это простые формы, такие как квадрат, треугольник, круг, прямые и кривые линии.

Геометрические объекты обычно вспомогательные, они усиливают восприятие и могут объединять отдельные элементы фотографии в единое целое. Выбирая ту или иную геометрическую форму в фотографии, автор может заранее акцентировать внимание будущего зрителя на его определенных зонах. Установлено, например, что углы квадрата оказываются очень активными зонами, а для круга или овала – это центр. Не случайно, с давних времен сложилась традиция портретов в овале. Углы не отвлекали внимание от главного — изображения лица. Наиболее распространенный и наиболее разносторонний геометрический инструмент – это линии. Более подробно о них читайте в нашей отдельной статье.

Фактически, любой объект окружающей среды можно сравнить с какой-либо геометрической фигурой, но все они пробуждают у зрителя разные эмоции и чувства. Простые геометрические формы, такие как круг и квадрат, намного быстрее фиксируются нашим глазом и воспринимаются мозгом, а следовательно и лучше запоминаются, нежели сложные и неправильные. Вообще выделяют три базовых фигуры. Это прямоугольник, треугольник и круг. Всё остальное – овал, квадрат, трапеция, эллипс, ромб всего лишь их вариации. Все они отличаются как графически, так и (не удивляйтесь) эмоционально.

КВАДРАТ В КОМПОЗИЦИИ

Квадрат — это самая устойчивая, законченная форма, готовая вызывать утверждающие образы. Он ассоциируется с такими понятиями, как порядок, стабильность, надежность, прочность. В то же время, квадрат воспринимается несколько приземленно и тяжеловесно.

Фото: Robertino Nikolic. “Свет играет с геометрией или геометрия со светом?”. Победитель конкурса Black & White Spider Awards, 2007.

Фото: Alma (источник — 1510.deviantart.com)

Фото: G. Diaz Deleon

ПРЯМОУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ по горизонтали вызывает ощущение стабильности, покоя, основательности.

Фото: Guerel Sahin

Фото: Guerel Sahin

Особенно гармонично смотрится, если он выполнен в пропорциях «золотого сечения». Прямоугольник, расположенный̆ большей̆ стороной̆ вдоль вертикали, создаёт ощущение лёгкости, воздушности.

Фото: Joe McNally

ТРЕУГОЛЬНИК В КОМПОЗИЦИИ

Треугольник — наиболее часто встречающаяся в природе форма. Треугольник — самая динамичная, неустойчивая форма, которая ассоциируется с движением, развитием, скоростью. В положении «вершиной вверх» вызывает образы устойчивости, стабильности (пирамида). Несколько треугольников — позитивное динамическое движение. В положении «вершиной вниз» – шаткое равновесие, балансировка. В отличие от прямоугольника, стороны не противостоят друг другу, а меняют направление развития. Это может быть использовано для создания конкретных образов. Треугольник естественным образом вносит в композицию ощущение глубины пространства.

Фото: Josh Johnson

КРУГ В КОМПОЗИЦИИ

В форме круга более чем, в какой̆ — либо, выражена идея природы, земли, мироздания. Круги изобилуют как в природе, так и в мире рукотворных предметов. Поэтому такие понятия как «добро», «жизнь», «счастье», «процветание» ассоциируются у человека именно с этой̆ формой̆. Данная форма направляет взгляд внутрь кадра. Круг ассоциируется с чем-то легким, воздушным и при этом – уравновешенным. Но, в отличие от квадрата, это равновесие ближе к физическому понятию «неустойчивое равновесие». Круги — самые приятные глазу фигуры, которые можно смело использовать в кадре. Они сразу приковывают внимание зрителя и, благодаря своей идеальной симметричности, привносят в изображение гармонию. Поскольку у круга нет углов, он прекрасно контрастирует с прямоугольным обрезом кадра.

Фото: Steve McCurry

Фото: Georgios Karamanis

Фото: Elia Locardi

Как и треугольник, круг — очень эффектная геометрическая фигура, которую можно с пользой применить в композиции кадра, хотя и с другим смыслом. В отличие от диагоналей, заряжающих кадр динамикой и напряжением, кривые линии создают гармонию. Таким образом, можно создавать выразительные и информативные композиции, основанные на простых геометрических фигурах.

Фото: William Morris Kahn

Фото: Joe McNally

Фото: Joe McNally

Геометрические объекты можно условно разделить на три группы по их функциям: направляющие линии, разделители пространства и обрамление. Разделители пространства делят снимок на отдельные зоны, несущие свою смысловую нагрузку, но работающие вместе для создания единой композиции. Примером, простейшего разделителя пространства может послужить линия горизонта, отделяющая небо от поверхности моря. Очень хорошо смотрятся в качестве разделителя пространства треугольники, но и такие элементы, как диагонали и незамкнутые линии, тоже уверенно можно использовать.

Фото: Вадим Докторов

Обрамления носят функцию притяжения взгляда зрителя и его фокусировку на основном объекте. В качестве обрамляющих элементов отлично работают дверные проемы, арки, окна. Кроме того, великолепно с этой функцией справляются и естественные элементы, например, ветви деревьев. Важно чтобы обрамление присутствовало, как минимум, с двух сторон снимка и было выполнено в спокойной тональности, желательно более темной, чем главный объект, чтобы не отвлекать зрителя. Обрамляющий элемент должен иметь интересный цвет, форму, текстуру или иные примечательные характеристики, но стоит помнить, что обрамляющие элементы должны направлять, а не отвлекать. Особенно хорошо в этом плане работают треугольники или арки. Арка способна создать интересную динамичную композицию.

Фото: Guerel Sahin

Пробуйте, экспериментируйте и не забывайте, что в одном снимке вы можете использовать сразу несколько геометричских фигур для построения композиции.

Фотоблог 365

20 октября 2016 г.

5 простых советов по композиции для улучшения фотографий

Одной из самых важных вещей, которая должна быть освоена фотографом сразу после изучения экспопараметров, это композиция кадра. Композиция это база, на которой фотограф строит кадр и размещает объекты в контексте сцены. Правильная композиция отличает фотографа, который передает эстетику и многогранность, а не просто делает очередной снимок. При использовании правильной композиции ваши фотографии расскажут историю о сцене или героях. В этой заметке будут кратко рассмотрены некоторые приёмы, которые вы сможете попробовать, чтобы перейти на следующий уровень в фотографии.

Правило третей

Первое и самое общее правильно композиции — это правило третей. Это очень простое правило, согласно которому, если разметить объект(ы) съемки в определенных точках кадра, вы создадите естественное ощущение для взгляда зрителя, благодаря которому он сразу обратится к наиболее важным моментам на фотографии. Этот визуальный сигнал можно показать путем разделения кадра двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями, проходящими через изображения и отстоящими друг от друга на равном расстоянии. То есть разделив кадр на три части по вертикали и горизонтали. Таким образом, цель, во время съемки, поместить объект (или несколько) в пересечениях этих линий.

Сейчас во многих камерах есть специальная опция для отображения сеток на экране во время съемки. Одна из них обязательно окажется соответствующей правилу третей. Таким образом, даже если у вас пока нет наметанного глазомера, с помощью дополнительных настроек можно будет решить этот вопрос. Так же, не стоит забывать, что если во время съемки правило третей выполнить не удалось, или вы о ним забыли, это можно сделать позже — во время редактирования, когда вы будете кадрировать снимок. Соответствующие инструменты, помогающие определить трети есть в подавляющем большинстве фоторедакторов и RAW-конвертеров.

Естественные рамки

Наши глаза естественным образом притягиваются к определенным объектам типа рамок, т.к. внутри них мы привыкли видеть что-то важное. Рамки дают понять, что в них скрывается что-то имеющее значение. Одним из способов улучшить снимок, будет поиск естественных рамок вокруг важного объекта съемки. Рамками может быть что угодно: подоконники, деревья, другие растения, в общем всё, что поможет выделить основной объект съемки.

Старайтесь, даже если не снимаете сейчас, присматриваться к таким рамкам. Они помогут придумать новые варианты уже отснятых сцен. Такие естественные рамки в городской среде или природного происхождения очень хорошо подходят для портретов и уличных сценок.

Направляющие линии

Другой способ привлечь внимание зрителя к объекту, это использование направляющих линий. Это может быть что угодно: перила, рельсы, дороги, рисунок на стене, все что бросается в глаза и ведет к чему-то в кадре, давая зрителю ощущение глубины. Как правило направляющие линии ведут зрителя от менее важной части кадра к основному объекту. Они очень универсальны и могут быть найдены во всем: портретах, пейзажах, архитектуре.

Один из способов не забывать о направляющих линиях, это рассматривать не просто объект, но понимать где он, откуда и куда движется. Вы можете рассказать совершенно другую историю и создать более впечатляющую фотографию, если будете показывать не просто объект, но и давать контекст, в котором он находится.

Следите за горизонтом

На многих снимках горизонт имеет свойство проходить через центр кадра. Хотя это не так уж и плохо, а может даже более естественно, но вы можете придать вашим снимкам более глубокий драматичный вид, если попробуете передвинуть линию горизонта. В некоторых городских пейзажах можно показать более широкое пространство за счет сдвига линии горизонта вниз, а для демонстрации величия горного ландшафта можно передвинуть горизонт в сторону верхней границы кадра.

Смещение горизонта в портрете поможет добавить больше настроения в историю: например если объект будет больше находится в светлом свободном пространстве, это улучшит настроение снимка, размещение линии горизонта выше, напротив, добавит меланхолии. Воспользуйтесь пространством и горизонтом, чтобы рассказать совсем другую историю.

Глубина

Хотя фотографы, как правило, имеют дело с плоским изображением, глубина является отличным композиционным элементом, который поможет фотографии выделиться. При создании снимка, всегда нужно понимать где в пространстве находится ваш объект. Размытое изображение и объекты вне фокуса являются лишь одним из способов создания глубины на снимке.

Собираем всё вместе

Теперь, когда у вас есть представление об основах, вы можете попробовать включать эти принципы в свои фотографии. Не обязательно все эти правила будут работать в любой ситуации, но они помогут вам, став отправной точкой. Попробуйте смешивать эти подходы, или выбирать только один, дайте себе пространство для маневра и свободу для экспериментов. Лучший способ улучшить свои фотографии, это продолжать их делать. Если вам показалось интересной эта короткая заметка, то можете прочитать более подробную статью на эту тему «Баланс в фотографии для начинающих».

Заметка основана на переводе статьи Альберто Лимы.

Основы композиции. Нехитрые закономерности композиции в фотографии

Н е зря говорят, что занятие фотографией – это способ лучше познать окружающий нас мир.

Конечно, у каждого человека свое понимание этого мира и свои способы это понимание выражать, но все же, знать хотя бы немного теории не помешает никому, а тем более человеку, который решил посвятить свое время фотографии.

Композиция – очень важная часть создания фотографии. Необдуманный щелчок с результатом попадания в кадр всего, что ни попадя, никому не интересен.

Необходимо формировать кадр, выстраивать сюжет, пытаясь максимально выразить задуманную идею.

Внимание должен привлекать сюжетно-композиционный центр, который, собственно говоря, и является главным объектом фотографии, а все остальные детали должны лишь подчеркивать его.

Обращайте внимание на фон – он может отвлекать от главного предмета или вообще портить фотографию. Наверняка у каждого есть любительские снимки с вазонами, торчащими из головы

Также важно знать о правиле «трех третей» в композиции фотографии. Условно разделите кадр сеткой на 9 равных между собой прямоугольников. Обычно, даже в полупрофессиональных цифровых фотокамерах, не говоря уже о canon 5d mark 2, есть режим наложения сетки на изображение, что намного упрощает, так сказать, работу.

Самый важный объект фотографии поместите не в центре (разве что, это оправдано идеей и фронтальным построением кадра), а в точках пересечения линий сетки (желательно, с правой стороны, ведь мы привыкли, что взгляд скользит слева направо, но это не обязательно).

При съемке пейзажа горизонт не должен быть посредине. Поместите его ближе к одной из линий сетки (вверх или вниз).

Про завал горизонта

При съёмке фотопортретов нельзя «обрезать» людям конечности. Если руки-ноги полностью не влазят в кадр, обрезайте выше локтей и колен.

Помните о контрастах. Темные предметы на светлом фоне и наоборот, иначе объект не будет выделен и «потеряется», при этом идея останется невыраженной.

Фотография должна быть динамичной и интересной, если снимаете какой-то объект в движении. В таком случае можно оставить место для продолжения движения (например, если снимаете едущую справа-налево машину, то слева должно быть свободное место, ведь машина «въезжает» в кадр) или наоборот, покажите объект, выезжающий из кадра.

Список этих правил можно продолжать и продолжать, но это – основы основ, а уж если вы решите профессионально заниматься фотографией, то прочтете не одну книгу о композиции. А знание хотя бы этих нехитрых закономерностей, позволит вам делать хорошие фотографии. Может еще не совсем профессиональные, но и не любительские «мыльничные».

В дальнейшем, я планирую коснуться более подробно каждого из этих правил, и многих-многих других аспектов композиции в фотографии, таких как: правило золотого и диагональных сечений, перспективы, постановки света, баланса, линий в фотографии и т.д.

Продолжение статей о композиции

И не забывайте, купить дорогой фотоаппарат – еще совсем не значит быть хорошим фотографом.

Основы композиции в фотографии

Наверно, это прозвучит банально, но в фотографии существует лишь одно правило и звучит оно так: «Правил в фотографии не существует!» Однако, есть некие основы композиции, которые могут применяться практически в любой ситуации для многократного усиления воздействия фотографии на зрителя. Эти рекомендации помогут вам делать более привлекательные снимки, вносить в них естественный баланс, привлекать внимание к самым важным элементам сцены и вести взгляд зрителя по нужной траектории.

После ознакомления с этими правилами вы увидите, насколько они универсальны! Их можно проследить практически везде — и именно они помогают понять, почему некоторые фотографии по-настоящему «работают» в то время как другие абсолютно не цепляют вашего внимания и не задерживаются в памяти.

Правило третей

Представьте себе, что ваш снимок разделен двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 равных частей. Правило третей гласит, что наиболее значимые элементы фотографии должны располагаться вдоль этих линий или в точках их пересечения. Такое расположение добавит баланса и привлекательности вашему снимку.

Уравновешивание элементов фотографии

Расположение основного элемента вне центра кадра, как советует правило третей, позволяет сделать снимок более интересным, но в то же время может создать пустое пространство, из-за которого может создаться ощущение вакуума на фотографии. Для того, чтобы этого избежать, необходимо уравновешивать снимок, включая в него объект с меньшей значимостью, который сможет заполнить пустое пространство.

Направляющие линии

Когда мы разглядываем фотографию, наши глаза автоматически скользят вдоль различных линий. Продумывая расположение линий в композиции, вы можете повлиять на то, как именно зритель будет рассматривать фотографию и притянуть его взгляд к главному объекту. Существует множество различных типов линий: прямые, диагональные, волнистые, зигзагообразные, круговые и т.д. — и каждый из них может быть использован для усиления воздействия снимка на зрителя.

Симметрия и повторяющиеся узоры

Нас ежедневно окружает множество симметричных и повторяющихся узоров — как естественных, так и созданных человеком. Они могут способствовать созданию притягивающего внимание снимка — особенно в ситуациях, когда зритель их не ожидает. Еще один отличный вариант их использования — внезапное нарушение симметрии для создания напряжения и привлечения внимания к определенному участку фотографии.

Точка съемки

Перед тем как фотографировать свой объект — задумайтесь, с какого ракурса вы будете его снимать. Точка съемки оказывает огромное воздействие на композицию фотографии и, как результат, может очень существенно повлиять на то послание, которое несет снимок. Вместо того, чтобы по привычке сделать снимок с уровня глаз, попробуйте сфотографировать объект сверху или снизу, сбоку или сзади, издалека или вплотную и т.д.

Задний фон

Сколько раз вы делали, казалось бы, отличный снимок, а потом с расстройством понимали, что результат оказался гораздо менее привлекательным только лишь потому, что главный объект съемки попросту сливается с отвлекающим глаз задним фоном? Человеческий глаз отлично приспособлен разделять разные элементы сцены, в то время как фото-камера все время норовит как бы сплющить передний и задний фон, что очень часто полностью убивает казалось бы отличный снимок, делая его абсолютно плоским. К счастью, чаще всего эту проблему довольно легко решить еще на этапе съемки! Оглядитесь вокруг и постарайтесь найти однотонный и неприметный фон и скомпонуйте ваш снимок так, чтобы фон не отвлекал внимание от основного объекта фотографии.

Глубина снимка

Так как фотография представляет собой двумерное пространство, необходимо тщательно продумывать композицию, чтобы по максимуму передать глубину пространства, которая присутствовала в реальной сцене. Чтобы создать ощущение глубины пространства, необходимо распределять объекты съемки между передним, средним и задним планом. Другая эффективная композиционная техника — наложение, когда вы намеренно частично перекрываете один объект фотографии другим. Человеческий глаз неосознанно распознает эти слои и мысленно разделяет их, создавая изображение с большей глубиной пространства.

Создание рамки

Нас окружает множество предметов, которые могут послужить отличной рамкой для фотографии — деревья, арки, провалы в стенах. Располагая их по краям композиции, вы как бы изолируете основной объект съемки от внешнего мира. В результате получается более сфокусированный снимок, который естественно привлекает ваше внимание к основному элементу композиции.

Кадрирование

Очень часто фотография теряет свою силу воздействия потому, что главный объект настолько мал, что просто теряется в окружающей его суматохе и пестроте. Тщательно кадрируя фотографию, вы уменьшаете «шум» заднего фона и направляете внимание зрителя исключительно на непосредственный объект съемки.

Эксперименты

После появления цифровой фотографии нам больше не надо беспокоиться о проявлении пленки и о нехватке кадров. В результате, у нас появились неограниченные возможности для экспериментов, когда мы можем отснять тысячи фотографий, а затем удалить неудачные, абсолютно ничего при этом не тратя. Пользуйтесь этой возможностью и не бойтесь экспериментировать с композицией! Вы никогда не узнаете, сработает идея или нет, пока не попробуете! 😉

Композиция в фотографии совсем не является точной наукой, поэтому все вышеприведенные правила можно использовать только в качестве рекомендаций. Если они не работают в вашей сцене — просто игнорируйте их; если вы найдете отличную композицию, которая им противоречит — не сомневайтесь ни секунды и делайте снимок! Но очень часто они оказываются очень действенными и полезными — поэтому очень полезно вспоминать о них, когда вы в очередной раз решите поэкспериментировать со своим фотоаппаратом! 😉

Композиция фото. Секреты удачного кадра

Композиция кадра – это составление единого целого из отдельных частей соответственно сюжетной идее. Цель такого построения – создать, учитывая основы композиции, гармоничное, завершенное изображение, которое заинтересует зрителя, не оставит его равнодушным.

Правила композиции

Основная задача композиции – создать сюжет и донести его смысл до зрителя. Результат зависит от местоположения основных единиц, от правильности построения, цветовых и фактурных характеристик, освещения, ракурсов, геометрических условий и других факторов. Вывод: нет такого единственного правила композиции, которое обеспечит успех фото, так как все взаимосвязано, уравновешено, и подход обязательно должен быть творческим.

3 момента для получения грамотной компоновки снимка

  • найти что-то необычное, интересное;
  • грамотно создать кадр – расставить все элементы в нужные в данной композиции места;
  • дождаться той ситуации, когда будет создана связь между всеми участниками сюжета. Если композиция построена правильно, то получаем уже художественную фотосъемку.

Композиция фото формируется так, чтоб в нем обозначить важнейшую часть. Это достигается определенным расположением в снимке основного объекта и правильным использованием заднего плана, высоты установки аппарата, фокуса, и т.д. Фотограф добивается просмотра зрителями в первую очередь главного героя композиции.

Выделение главного объекта

Композиция состоит одной главной и нескольких второстепенных частей. Главную необходимо выделить, чтобы была понятна Ваша идея. Это можно сделать различными способами:

  • размерами – показать ее, как самую крупную часть сюжета (подробнее – в разделе «Масштабность плана»);
  • создавая нечеткий, размытый фон;
  • игрой цвета – выделить главное более яркими тонами;
  • с помощью различного освещения – фон более темный, основной объект более светлый;
  • уникальностью – главное должно резко отличаться от других частей композиции;
  • и, конечно же, – убрать из кадра все лишнее, что мешает зрительскому восприятию сюжетной идеи.

Масштабность плана

Существует 4 вида.

  1. Общий план – охвачен большой фрагмент территории. Лица получаются мелкими, детали не видны.
  2. Средний план – окружающие лица или предметы – важная часть сюжета, у центрального объекта видны детали.
  3. Крупный план – здесь главный объект можно отлично рассмотреть, окружение отсутствует.
  4. Сверхкрупный план – фокусируется на детали, выразительно характеризующей основную идею (например, на глазах, губах).

Правило третей и «золотого сечения»

Это основное правило для получения интересных, динамичных снимков. Кадр условно разделяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на 9 частей. Зрительные центры находятся в точках пересечения. С этих позиций обычно зрители начинают знакомиться с фото. В этих точках, а также на самих линиях, рекомендуется располагать главный объект фото. В итоге получается более привлекательный, гармоничный кадр, как на этом фото – песочный вихревой столб располагается по левой вертикальной линии.

Для начинающих фотографов это правило может показаться ненужным. Главный объект они помещают в центр кадра, и фото получаются менее интересными и динамичными. Чтобы убедиться в важности этого правила, можно провести эксперимент: сделать два фото – один и тот же снимок, но в двух вариантах: с расположением главного героя по центру композиции и то же фото — но уже располагая героя в рекомендуемых точках. Вы визуально увидите, как по восприятию будут различаться эти кадры.

На примере выше видно, что левая вертикальная линия проходит по центру лица – фотография смотрится гармонично.

Похожее по смыслу правило – «золотое сечение».

Соотношение длины сторон здесь такое: сторона В равна 0,618 от стороны А. Если упростить, то кадр делится на 8 частей по горизонтали и вертикали. Здесь точки расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краев. Фотографии с соблюдением этих правил смотрятся легко и интересно.

Правило симметрии

Симметрия – наиболее легкий способ создания равновесия в композиции. В природе она наблюдается, например, в кадрах с зеркальным отображением, как на фото выше. Такие композиции вызывают ощущения стабильности, покоя, надежности. Однако полной симметрии в природе нет. Например лицо человека в фас, фигура человека не абсолютно симметричны. Стремиться к абсолютной симметрии в кадре не стоит. Даже в природе нет ничего идеального.

Глубина резкости

Для выделения главной детали она должна находиться в диапазоне резкости, а фон и другие детали размыты. Создается ощущение глубины композиции. При этом совершенно не имеет значения, на первом или на втором плане находится ключевая фигура.

Свободное место в кадре

Создавая композицию, необходимо оставить достаточно места между главной составляющей сюжета и краем кадра.

Такие объекты хорошо смотрятся – их удобнее рассматривать, не отвлекаясь на второстепенные детали, что придает сюжету динамичности.

Уравновешенность снимка

У объектов в кадре существует так называемый зрительный, или визуальный, вес. Это означает, что у каждого объекта есть своя «нагрузка», и её нужно учитывать, чтобы сбалансировать их в кадре. Для этого существуют разные приемы:

  • с помощью жестов – если модель делает движение правой рукой, то уравновешиваем подобным движением левой рукой или ногой;
  • с помощью предметов – в другую половину помещают предмет – противовес. Пример – на изображении выше;
  • даже взглядом можно уравновешивать, предоставляя ему свободное место: для злого, яростного взгляда нужно намного больше места, чем для спокойного;
  • цвета по-разному весят: яркие тяжелее, чем темные.

Если удачно сбалансировать вес объектов на фото, оно будет гармоничным, законченным.

Паттерны и текстура

Паттерн – это множество повторяющихся фрагментов. При построении композиции, применяя это правило, можно получить интересные эффекты. С текстурой работают светом – играют тенями – результаты получают иногда неожиданно удивительные.

Ведущие линии

Линии бывают разнообразные – прямые, изогнутые, диагональные, линии электропроводов, дорог, горизонта. Направление линий имеет разный эмоциональный окрас: горизонтальные линии более спокойные, чем вертикальные, линии, проходящие по диагонали слева-снизу — несут напряжение, а противоположные им — умиротворенные. Также это могут быть выстроенные в ряд предметы. Изображения с диагональными линиями смотрятся динамичнее, чем с горизонтальными.

Простота

Постарайтесь убрать лишние нагромождения, чтобы лучше строить фон для основного объекта в кадре. Когда изображение открыто, легко его рассматривать.

Правило нечетных объектов

Считается, что глазами легче воспринимается именно нечетное число предметов, а при четном зритель не может определиться, на каком остановиться. Но это правило можно и нарушить, например если моделей только две.

Ритмы

Это геометрически похожие фигуры, цвета, линии, лавочки в сквере, шпалы на рельсах, фонари вдоль дороги. Достаточное количество их – 3, если больше, то ритмичность более активно влияет на зрительское восприятие. Прерывание ритма происходит при изменении цвета, размера, местоположения и др.

Точка съемки

Выбирают с расчетом основной идеи композиции: от портрета до большой группы людей; или с учетом фона: море или березовая роща; с высоты птичьего полета или от земли, на уровне глаз.

Обрамление

Существует множество моментов, когда можно из окружающих предметов создать рамку. В этом вам помогут объекты, которые служат рамками в жизни: оконные рамы, уличные пролеты, пространство между колоннами, зимние пейзажи, где деревья, их ветки сгибаются под тяжестью снега дугой, и множество предметов, которые можно найти в окружении.

Экспериментируйте!

Всегда можно для реализации Ваших идей поработать по правилам и с нарушением правил, но, чтобы нарушать, предварительно рекомендуется их изучить, ведь художественная фотосьемка – это не только удача и талант, но и знание правил. Каждый фотограф стремится делать не просто художественные снимки, а с изюминкой. Может, у Вас получится мировой шедевр.

9 правил композиции в фотографии (фото, видео)

Видео, созданное The Cooperative of Photography с использованием подсказок и снимков легендарного американского фотожурналиста Стива МакКарри (Steve McCurry), повествует о 9 основных правилах композиции.

Каждое из правил иллюстрируется примерами впечатляющих фоторабот МакКарри.

1. Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получилась сетка, которую вы видите на изображении. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий.

2. Ведущие линии

Используем естественные линии, чтобы акцентировать внимание зрителя.

3. Правило диагоналей

Согласно правилу диагоналей, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий, показанных на примерах. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

4. Кадрирование (фрейминг)

Используем естественные рамки, такие как окна и двери.

5. Соотношение фигуры и фона

Находим контраст между объектом съемки и фоном.

6. Заполняем кадр

Подходим поближе к тому, кого снимаем.

7. Центрируем доминирующий глаз

Располагаем правый или левый глаз в центре композиции. Это придает большую выразительность взгляду смотрящего.

8. Паттерны и повторение образов

Паттерны эстетичны, но еще лучше, когда паттерны прерываются.

Ссылка на основную публикацию